Сценарий для детей старшего дошкольного возраста «КАЗАЧЬИ ПОСИДЕЛКИ

Цель : познакомить детей с историческим прошлым родного края; развивать творческий потенциал детей средствами фольклора и словотворчества, связанных передачей художественных традиций, бытующих в Ростовской области; воспитывать гордость за героическое прошлое казаков, интерес к народным традициям.
Казачки встречают гостей возле дверей и поют
«Как за Доном за рекой казаки гуляють» № 1 (баян).
1. Как в Алчевске, да на Брестской казаки гуляют
И с улыбкою гостей всех они встречают -2 раза

2.Кланяемся низко, счастья вам желаем
На веселье наше вас мы приглашаем- 2 раза

3.Кланяемся низко, Быть, как дома, просим
(проводят в зал)
Ведущая и двое детей выходит в цент зала с караваем в руках.(Ведущая, обращаясь к гостям (дети):
Добрый день, гости званные и желанные.
Милости просим - пожалуйте в гости.
1 Ребёнок: Будьте как дома, не стесняйтесь.
2 Ребёнок: Радуйтесь, веселитесь, своим краем гордитесь!
Ведущая: Край у нас действительно замечательный. Мы любим свой край, свою Родину. А поможет нам совершить путешествие в прошлое… мой платок. (Снимает с плеч) он не простой, а из бабушкиного сундука, волшебный. Глазки вы закройте и тихонечко постойте.
(Дети стоят, а ведущая ходит с платком под музыку и говорит.
Ведущая : Платком ярким я взмахну, с вами к казакам я попаду.
(Раскрывается занавес, виднеется казацкий курень) -Волшебство № 2
Ведущая : Видите! Вон казачий курень. А в нём хозяйка песню поёт. (Слушают песню « Ой, я по горенке ходила»). № 3
Давайте в гости зайдём! (дети проходят в дом)
Хозяйка: Здорово дневали гости дорогие! Веселья вам да радости! (выходит из дома).
Ведущая : Здорово ночевали хозяева!
Хозяйка : Слава богу! Проходите гости дорогие, присаживайтесь.
У нас для каждого найдется и местечко и словечко! (дети проходят и садятся на лавки, песня « Ой, вы гости мои») - № 4
Хозяйка: Старину мы уважаем, старину мы бережем. О любимом нашем крае вам расскажем и споем. А вы знаете казачьи поговорки?
- Казачьему роду нет переводу;
- Казачья голова, что под дождиком трава;
- Казачьи песни слушать, что мед ложкой кушать;

Казак с конем и ночью и днем;
Хозяйка: Правильно говорите самым верным другом казака был конь. Любил и берёг казак не только коня, но и свою Родину, был сильным и смелым её защитником. (Казак показывает уменье управляться с саблей)
(« Игра «Перебей струю» Хозяйка льёт из кувшина воду в таз, а казак должен перебить струю так, чтобы было меньше брызг) - № 5
Хозяйка: Любили казаков девчата. (Песню «Ой, цветёт калина» поют взрослые казачки, а дети танцуют хоровод) – № 6
Хозяйка : А теперь, гости дорогие, отгадайте-ка казачьи загадки!
1) Крепка, звонка да отточена. (Стрела)
2) Сом с одним усом. (Кнут)
3) Шесть ног, две головы, один хвост. (Всадник на лошади)
1 дев .(встав смотрит в даль) Ой, девчата, - казаки едут!
2 дев . Как на нашей улице весь народ волнуется!
3.дев. Едут, едут казаки удалые молодцы!
4.дев . Сабли остры, кони быстры. Хороши кавалеристы!
(танец « Казачата») № 7
1.Мальчик : А что здесь у вас?
5.дев. Посиделки здесь у нас! Приглашаем и вас. Поиграть, повеселиться
Хозяйка : По казацкому обычаю, как водится,
Праздники без игр не обходятся!
Вот вам казаки два ведра,
А ну – ка, напоите своего коня!
«ИГРА «НАПОИ КОНЯ» (В центре круга стоит 1 ведро, 2 ребёнка на конях скачут по кругу под цокот копыт, когда музыка измениться- переходят на шаг и идут в круг к вёдрам поить коней. Побеждает тот, кто быстрее добежит до ведра) -№ 8
Девочка.: Мы не сидим без дела, пряжу прядём, да рубахи ткём.
Хозяйка: Подходите ближе пряхи пряжу тките на рубахи.
(Игра для девочек «Намотай нитку на веретено» Девочки держат в руках веретено под музыку начинают наматывать нитку на веретено. Победит та, кто быстрей намотает нитку на веретено.) -№9
Заходят двое казаков с казачками:
Разрешите поплясать.Разрешите топнуть.Неужели в этом доме п

Оловицы лопнут?
(Танец взрослых «Казацкая кадриль») -№ 10 (гости садятся)
Хозяйка: (обращается к зрителям)
У кого там хмурый вид?
Снова музыка звучит!
Собирайся, детвора,
Ждет казачья вас игра!
Игра со зрителями «Подарочек» -№ 11
(В походы боевые казаки ходили и своим подруженькам гостинцы приносили. Ведущий кладет бусы, платочки, ленточки в центр на пенек, выходят 6 мальчиков и становятся вокруг, а 5 девочек делают второй круг. Звучит музыка, Казаки танцевальным шагом ходят вокруг пенька, девочки хлопают. По окончании, кто успеет взять подарок, дарит девочке, кто не успеет выбывает из игры. Игра повторяется 2 раза.)
Казаки и казачки(взрослые):Мы тоже хотим поиграть свои уменья показать.
Игра «Папаха». -№ 12
(Под музыку передают папаху по кругу и приговаривают: «Ты ляти, ляти папаха, ты ляти, ляти вперёд. У кого папаха встанить, тот на круг нехай идёть!. Музыка смолкает, у кого в руках папаха, тот выходит в середину круга и танцует).
Хозяйка: Ну-ка, сядем-ка рядком, а поговорим ладком! (Звучат потешки.)
Ребёнок 1: - Федул, чего губы надул?
Ребёнок 2 - Кафтан прожег.
Ребёнок 1 -Зашить можно?
Ребёнок 2 -Да иглы нет.
Ребёнок 1 -А велика ли дыра?
Ребёнок 2 -Один ворот остался.
__________________________________________________________________
Ребёнок 1 -Иван, у тебя в избе тепло?
Ребёнок 2 -Тепло! В шубе на печи согреться можно.
Девочка : Девчата, что-то мы засиделись. Пойдем прогуляемся, может с хлопцами повстречаемся.
(ТАНЕЦ С ПЛАТКАМИ «Ой ты Порюшка, Параня!»») -№ 13
Ребёнок: Наши предки – казаки нам завет давали,
Чтоб традиции отцов мы не забывали,
Ребёнок: Чтобы землю берегли не жалея жизни,ч тоб любили край родной и свою Отчизну.

Хозяйка: Ну и молодцы, удалые казаки и казачки! Мы сегодня доказали: Что казачьей нашей славы - Мы наследники по праву.
1.Казачка: Что традиции блюдем, свято память бережем.
Что в сердцах хранить мы рады, песни, пляски и обряды! .
2.Казачка : Словом, казаки во всем. Так давайте же споем!
3.Казак: На прощанье грянем вместе всем любимую нам- песню
(Песня «Мы с тобой казаки дети русского поля») -№ 14 (баян)

Ведущая: (обращается к Хозяйке) Вот и настал момент прощанья. Будет краткой наша речь. Говорим мы: (все гости) До свиданья! До новых встреч.
Хозяйка: Спасибо вам гости дорогие за веселье, песни да игры. Возьмите на счастье подкову (даёт детям деревянную подкову). Да и гостям поднесите счастье да мир в их дом пригласите (дарят подковки зрителям). -№ 15
Ведущая : Спасибо за добрые пожелания, а нам ребята пора домой возвращаться. Свой платок снимаю, вас домой возвращаю.

муниципальное автономное учреждение

дополнительного образования

«Центр развития творчества детей и юношества «Созвездие» г.Орска»

Сценарий

фольклорного праздника

«Казачьи посиделки»

Составитель: Голованова М.А.

педагог-организатор

Орск, 2018г

Пояснительная записка

Сценарий предназначен для педагогов дополнительного образования и учителей школы, для реализации воспитательной работы во внеурочное время.

Уральский фольклор – это особая область народного творчества. Он несет в себе многогранный и в тоже время цельный и неповторимый характер казаков. Мужественный, сильный, суровый – по былинам; хитроватый и озорной – по бытовым сказкам и играм; веселый, задорный, неунывающий – по плясовым и шуточным песням; мудрый, наблюдательный – по пословицам. Следует также указать и на то, что тема отъезда казака на военную службу, прощания его с родиной и родными одна их самых популярных в казачьем фольклоре. В этой связи огромное значение имеет ознакомление младших, средних детей школьного возраста с историей, культурой, экономикой, бытом родного края.

Адресат: дети 9-13 лет.

Цель и задачи: ознакомить обучающихся с традициями казачьего сословия; воспитать интерес к родной культуре; расширить кругозор учащихся о культуре оренбургского казачества, желание её сохранять.

Оборудование: зал оформлен в виде казачьих посиделок: лавочки, нарисованный плетень; 2 бутафорских коня, веревка, платки, конусы, бусы, ленты, фартуки, коромысло, 2 ведра, избушка, пуховый платок, прялка.

Предварительная работа: В подготовке праздника участвуют активисты клуба, хореографический коллектив «Вираж», обучающиеся объединения "Вокал".

    Беседа с обучающими об Оренбуржье, его культурном наследии, народах проживающих на данной территории, а именно об уральских казаках. Посещение краеведческого музея, выставки народно-прикладного искусства, просмотр видеофильма об истории возникновения Оренбургского пухового платка, паутинки.

    Разучивание стихов о родном крае, об Оренбургском платке.

    Разучивание песни "Казачата", хоровода "Калинушка", литературно-хореографической постановки "Прялица".

Действующие лица: ведущая- казачка, казак 1, казак 2, казак 3, казак 4, казак 5 казак 6, сказочница, 6 девочек-казачек.

Ход праздника:

В зале стоят скамейки, на них сидят «мальчики-казаки» и девочки-«казачки» . Выходит ведущая.

Ведущая:
Здравствуйте, гости дорогие!
Если величать,
так на пороге встречать.
Дай Бог тому,
кто в нашем дому:
Наделил бы вас Господь
и житьем, и бытьем и здоровьицем.
А что за народ собрался? (обращается к сидящим казачкам)

Казаки : Казаки!

Ведущая: А скажите мне, кто это такие - казаки?

1 казак:

Казаком родиться
Не каждому дано,
Безо всяких традиций,
А просто – суждено!
Раз так – наденешь форму
И встанешь в общий строй,
Для казака – как норма:
Хранить людской покой!

2 казак:

Народ широкий, мощный, вольный,
Всегда, во всем мы хороши:
Терпим мы, когда нам больно,
И веселимся от души.

3 казак:

Упрямый взгляд и скромная улыбка,
Всегда побрит, как истинный моряк,
Такому непростительна ошибка –
Он - оренбургский коренной казак.

Ведущая присаживается к казакам на скамейку

Ведущая: Посидим рядком, да поговорим ладком о родной стороне, о жизни казачьей. А поведайте-ка нам - Кто же главный у казаков?

1казак: Атаман
Ведущая: А как зовут помощника?

2 казак: Есаул;
Ведущая: где выбирают атамана?

3 казак - на Кругу;
Ведущая: А что при этом выкрикивают, если согласны с выбором?

Все: Любо!
Ведущая: А какая главная казачья заповедь?

Все: « Люби Родину, ибо она твоя мать!»

Рассказывая историю казачества, выступающие, встают со своих мест и читают стоя, затем садятся на своё место. Текст читается наизусть.

1казачка: В многогранной истории Российского государства казачество играло особую роль, именно казаки заселяли окраины государства и защищали их от внешних врагов. Патриотизм, верное служение Отечеству, своеобразная культура, общинное землепользование – все это составляет лучшие традиции казачества. Именно на возрождение этих традиций и направлена деятельность возникающих сейчас объединений потомков казаков в самых разных регионах страны.

2казачка: Возрождается казачество и на нашей Оренбургской земле. Восьмого декабря 1991 года в селе Неженка под Оренбургом собрался первый большой казачий Круг, произошло возрождение Оренбургского казачьего войска. Благодаря труду казаков, самоотдаче, знаниям и умениям Оренбургское казачье войско России считается одним из лучших в Российской Федерации.

Ведущая : Мы с вами живем в богатом и славном традициями и людьми крае. Край у нас действительно замечательный. Мы любим Оренбуржье, свою Родину. И учимся бережно относиться к своему прошлому.

С места поднимаются поочередно следующие выступающие.

4 казак:

Дивный край, простор Урала!

Горы, степи и леса.

Мы тебя храним и славим,

Оренбургская земля!

Ты прекрасней и милее,

Всех заморских дальних стран.

Твой душистый хлеб вкуснее,

Урожай богатый дан!

В холода тебя согреет,

Пуховых платков вуаль.

Из под кружев паутинок,

Оренбуржье смотрит вдаль!

Но прекрасно Оренбуржье,

Тем народом, что взрастил,

Города, посёлки…

Всюду свою душу приложил.

Расцветает с каждым годом,

Бог храни тебя всегда!

Дивный край, простор Урала,

Оренбургская земля!

5 казак: Очень часто за событиями и за сутолокой дней.

Старины своей не помним, забываем мы о ней.

6 казак: Хоть и более привычны, нам полеты на Луну,

Вспомним казачьи обычаи, вспомним нашу старину.

Ведущая: Сегодня мы поближе познакомимся с традициями и обычаями, песнями и играми уральского казачества. Посмотрим, как жили казаки много лет назад.

1 казак:

На завалинках в светелках, иль на бревнышках каких,

Собирали посиделки молодых и пожилых.

При лучине ли сидели, иль под светлый небосвод.

Говорили, песни пели и водили хоровод.

Выходят 4-5 пар девочек в руках у них венки из калины.

Исполняется Хоровод «У калинушки» ( хореографический коллектив «Вираж»)

Ведущая: Ай да казачки, ай да стать! А кто покажет нам, как красиво и грациозно идут казачки с коромыслом.

Кто вечернею порою за водой бежит к реке,
И распущенной косою с коромыслом на плече?

Дадим им в руки коромысло да два ведра.

Пусть красавицы порадуют народ, в работе им гармошка подпоет.

Звучит старинная казачья плясовая. Девочки сидящие на скамье по очереди подходят к коромыслу и ведрам. Ведра вешают на коромысло и идут по сцене, делая круг.

А сидящие одаривают их аплодисментами.
Дефиле с коромыслом и вёдрами.

Казак 1: Старину мы уважаем, старину мы бережем.

О любимом нашем крае песню звонкую споем.

Ведущая: Казачьи песни наши слушать –

что мёд ложкой кушать!

Исполняется песня «Казачата». (Обучающиеся объединение «Вокал»)

Ведущая: Ну и здорово вы пели – любо-дорого послушать. А не сыграть ли нам в игры – забавушки. Озорные да распотешные? А вы знаете, что казак с конем и ночью и днем. А где же казачки, ваши кони быстрые?

Для игры сначала выходят 2 казака и 2 казачки показывают, как нужно играть, затем

приглашаются зрители из зала. Игра повторяется 3-4 раза.

Игра «Наряди казачку».

Ведущая: Ох, и любо дорого на вас удальцы поглядеть! Батькам смена добрая будет! Ставьте своих коней резвых, не подвели они вас. Недаром в народе говорится: «Каков казак, таков и конь». А мы продолжаем наши забавы. Приглашаю вас казаки и казачки на следующую игру.

Выходят казачки и встают в один ряд. а казаки поочередно выходят для выполнения задания. Достав платок, казак отдает его казачке и ведёт её под руку на лавочку. В игре учавствует одинаковое количество мальчиков и девочек. Игра повторяется со зрителями.

Игра «Достань платочек»

Ведущая: Ох, и ловкие казаки народ! А ещё они очень трудолюбивые, с утра до вечера они трудились. Но, когда работа была окончена, казаки собирались на посиделки, как мы сегодня. Хороводы водить, песни да частушки петь, себя показать, да на других посмотреть, семечки пощелкать, да добрым словом перемолвиться. Казачки пряли, вязали, вышивали.

Литературно-хореографическая композиция «Прялица»

Открываются двери избушки, и сказочница начинает сказ об оренбургском пуховом платке.

Сказочница: Жила в стародавние времена русская царица. Наряжалась она в платья заморские, французские да английские, украшала себя золотыми кольцами да бусами с жемчугами да бриллиантами. Однажды взглянула в зеркало и огорчилась: красота ее потускнела. И ничто уже не радует: ни платья, ни украшения. И вот услышала она, что есть в губернии Оренбургской мастерицы, вяжут они из козьего пуха платки ажурные красоты небывалой. По народному поверью, паутина, летающая в воздухе во время бабьего лета, - и не паутина вовсе, а пряжа богоматери. Та рукодельница, которая сумеет её поймать, чудеса сотворить сможет даром бесценным обладать станет. Достался тот дар оренбургским казачкам, и слава об их тончайших, подобных той самой паутине платках, разнеслась по всему свету. А кто наденет такой волшебный платок: краше во стократ станет.

И отправила царица своих гонцов в губернию Оренбургскую разыскать тех рукодельниц, да раздобыть платок чудесный…

Выходит коллектив «Вираж»с хореографической постановкой.

Казак 2: Мелькают руки пуховниц,

Их замыслам послушные,

Плывут узоры с тонких спиц, как облака воздушные.

И вот рождается мечта

Движеньями искусными.
Зовется эта красота

Платками оренбургскими.

Сразу после танца

Сказочница: Ажурная, белоснежная шаль оренбургская была принята царицей с восхищением. А слава о платках Оренбургских распространилась по всему свету.

Казак 3: И с тех пор в январские метели

Вспоминают люди мастериц.

В Лондоне, в Брюсселе,

В Праге и Марселе

Тоже прославляют

наших пуховниц.

В конце, когда участницы танца развернули платок, выходит девочка-казачка, ей они отдают платок, она набрасывает его себе на плечи и читает стих

Казачка:

Мне платок подарили пуховый,

Оренбургский пуховый платок.

Он согреет как тёплое слово,

Даст мне силы, как влаги глоток.

Этот пух оренбургские козы,

Нарастили в степях среди гор,

Где гуляют ветра и морозы,

Чтоб сплела мастерица узор.

Чтоб тончайшую ткань отбелила,

Расчесала искусной рукой.

Людям сердце своё подарила,

И любовь, и уют, и покой.

Я изящным движеньем накину,

Паутинки ажурный наряд,

Распрямлю свои плечи и спину,

И окрашу лукавостью взгляд.

На избыток проблем невзирая,

На вечернюю глядя зарю.

Завернусь в это облака рая,

И к блаженству душой воспарю.

На середину зала выходят казак и ведущая

Казак 3:

Мы сегодня вместе веселились,
Край Оренбургский прославлять не ленились,
Посиделки удались на славу
Веселились, танцевали мы по праву!

Ведущая:
Вот и настал момент прощанья,
Будет краткой наша речь.
Говорим мы «До свиданья,
До счастливых новых встреч!»

Приложение

Игра «Наряди казачку».

Выходят 2 казака и 2 казачки. Казакам даются бутафорские кони на палке. Казак по сигналу садится на палку и скачет на середину зала, где стоит дерево. На нем висят по 2 пары: бусы, фартук, косынка. По сигналу казаки на «конях» скачут, преодолевая препятствия за бусами, затем за фартуком и т. д. Наряжают казачку. Выигрывает, тот «казак», кто быстрее привезёт и наденет все предметы одежды и украшения на казачку стоящую на старте.

Игра «Достань платочек»

На перекладине, на веревочках разной длины висят платочки. Мальчики разбегаются, прыгают и достают платки. Кто достанет, дарит платок понравившейся девочке и садится рядом.

Интернет ресурсы:

https://www.yandex.ru/search/

http://pensionerka.net/pozdravit_stihi/platok_stih/platok_stih.html

http://kanevskadm.ru/index

http://melody24.net/search/несе+галя++воду

http://www.doshkolniki.com/plyaski/horovod_u_kalinushki.html

Сценарий досуга для детей старшей и подготовительной группы (ведущие - казак Григорий и казачка Аксинья)

Цель: продолжать знакомить детей с Донским краем, своеобразием жизни людей на Дону, познакомить с особенностями донского женского костюма; вызвать интерес к созданию казачьего костюма средствами художественно-продуктивной деятельности воспитывать гордость за свой народ.

Предварительная работа: Рассматривание альбомов о донском казачестве, заучивание поговорок, пословиц. Чтение казачьих сказок. Слушание песен донских казаков.

Музыкальный зал оформлен в виде казачьего куреня. Посередине накрытый стол с блюдами казачьей кухни, вокруг стола стоят лавки. В переднем углу висит икона Божьей Матери. Вокруг рушники, одеяло в лоскутной технике, на ковре висит макет сабель и другого оружия. Несколько детей мальчиков и девочек одеты в казачьи костюмы. Дети рассаживаются на лавки вокруг стола.

Ход и руководство:

Звучат казачьи песни. Появляются казачка Аксинья и казак Григорий.

Здорово дневали! Мы с вами живём в богатом и славном традициями и людьми крае. С давних времён по окончании бабьего лета (после 8 сентября), когда заканчивались все работы в поле, казаки собирались на посиделки, казачки ткали, пряли, вышивали, пели песни, хороводы водили…

Мы приглашаем вас поиграть в казачьи посиделки «Урожай - в закромах, кони - в вольных табунах!»

Казак Григорий:

Казаки на Дон пришли очень давно. Удивительные края, дремучие леса и бескрайние степи. Ни одного человека не встретишь, зато зверей и птиц великое множество (рассказ сопровождается показом слайдов)

А знаете, как называлось сооружение для жилья казаков? (курень) - А что из украшений держали в курене казаки и почему? (кинжалы, шашки, дорогое оружие, добытое как трофей в сражениях)

Свободно, но тяжело жилось казакам. Боролись они за славу казачью и её же ставили выше всего. С той поры пошла поговорка «Хоть жизнь собачья, так слава казачья». А ещё ценилась воинская доблесть, храбрость, неутомимость, меткая стрельба были дороже богатства. А знаете ли вы пословицы и поговорки о казачьей доблести?

Дети:

Либо грудь в крестах, либо голова в кустах. Казак скорее умрёт, чем сродной земли уйдёт. Кто пули боится, тот в казаки не годится. Донской казак честь не кинет, хоть с головушкой сгинет. В стремя ногой - расстанься с головой.

Казачка Аксинья (показывает костюм казачки и называет предметы одежды)

Любили казачки красиво одеваться, ходили в юбках и кофтах, которые назывались «парочка», носили нижнюю юбку (спидницу) из хлопка, шёлка или шерсти. Сверху надевали запон - фартук с растительным узором. На ногах полусапожки. На руках кольца из золота и серебра. Головной убор- полушалок (небольшая шаль,) файшонка кружевная. Для девочек шили сарафаны из ситца. Голову украшали ленты, венец или обруч. Посмотрите, какие красивые костюмы у казачек.

Демонстрация одежды казачек. (Показывают заранее подготовленные дети)

Казак Григорий: » А вот что казачья форма нам расскажет«…(Демонстрация слайдов.)

Раньше носили казаки служебную форму, фуражки и папахи с красным верхом и военную синюю шинель, мундир синего сукна и шаровары также синего сукна с красными лампасами. А что такое лампасы? Зачем они нужны казаку? (Ответы детей.) Вот послушайте старинную легенду о лампасах.

«Царь присылал жалованье казакам на военную службу: порох, хлеб, оружие, сукно - обычно красное и синее. Однажды станица, вернувшаяся из Москвы, привезла на Дон жалованье. Все казаки собрались на Круге, чтобы поделить его поровну. Когда очередь дошла до сукна, то выяснилось, что синего сукна привезли достаточно, а красного совсем мало. Нахмурился атаман, зашумел круг, но всё- таки решили всё поделить поровну, и когда подели, то синего сукна всем досталось по большому куску, а красного по небольшой ленте, которой хватило только для того, чтобы синие штаны отделать красными лампасами»

Вот и стали казаки с тех пор нашивать на штаны красные лампасы. Всё это-форму, фуражку и папаху с красным верхом военную синюю шинель, мундир синего сукна с красными выпушками и шаровары также синего сукна с красными лампасами называют «казачья справа». Казака» справляли» задолго до того, как он шёл служить. Отец говорил ему: » Ну вот, сынок, я тебя женил и справил. Теперь живи своим умом - я боле перед Богом за тебя не ответчик» А теперь посмотрите на ребят в казачьей форме.

У вас есть куклы-мальчики и девочки (силуэты, вырезанные из бумаги) Они очень хотят носить красивую и удобную народную одежду. Я предлагаю вам стать модельерами. На столах лежат цветная бумага, выкройки одежды, цветные карандаши и фломастеры. Давайте нарядим кукол в казачьи костюмы. Дети наряжают силуэтных кукол в нарядную одежду, показывают друг другу и педагогу.

Посмотрите, как много появилось кукол в красивой и удобной одежде. Как вы думаете, им будет удобно? Им нравится новая одежда? А вам? Почему? В таких нарядах только на праздник можно идти! А теперь можно и повеселиться!

Казак Григорий и Казачка Аксинья вместе с детьми исполняют песню » Пчёлочка златая»

Казак Григорий:

Вот и закончились наши посиделки. В конце занятия проводится выставка- презентация детских работ.

Сценарий фольклорного казачьего праздника в старшей группе

Ход праздника

1 Казачка : Здравствуйте люди добрые. Гости, дорогие!

Вам ли сегодня по домам сидеть,

Да в окно глядеть,

Грустить да печалиться!

Рады вас видеть у себя в гостях.

В нашей горнице дома русского!

2 Казачка : Здесь для вас гостей дорогих

Будет праздник большой,

Праздник радостный.

Праздник осени

Будем веселиться, да радоваться.

1. Ходит осень по садам,

Ходит – улыбается.

Точно в сказке – тут и там

Все цвета меняются!

2.Дарит осень чудеса,

Да ещё какие!

Разнаряжены леса

В шапки золотые.

3. Листочки падают, играя,

И устилают всё кругом.

А мы, по садику гуляя,

В букет листочки соберём.

4. Вдаль убежало горячее лето,

Теплые дни растворяются где – то,

Где – то остались леса и дубравы,

Ягоды, фрукты, деревья и травы.

Ну, а теперь только листья желтеют

И опадают, как только умеют.

5. Дождь идет по всей земле,

мокрая дорога.

Много капель на стекле,

а тепла – немного.

Спят березы в серебре,

ярче зелень сосен,

Потому что на дворе наступила осень

6.Вновь осенняя пора ветром закружила.

Чудо-красками она всех заворожила!

Посмотри, какой ковер листьев у порога!

Только жаль, что светлых дней в осени немного…

7. Осенняя пора, настал и твой черёд!

Повсюду осени мы чувствуем дыханье.

И листопад, и птичий перелёт,

И лес, и сад полны очарованья.

8. В лесу осеннем каждый кустик мил.

Всё замерло, как будто в чудной сказке.

И мелкий дождик сверху окропил

Листву, свою меняющую краску

9. Краснеют гроздья спелые рябин,

Грибочек нам свою покажет шляпку.

И золото берёзок и осин

Так хочется с собой забрать в охапку!

10 . Прекрасна осень! Чередою дни

Летят твои седой зиме навстречу.

Но каждый миг волшебный сохраним,

Он будет в нашей памяти отмечен.

11. Как много листьев:

Желтых, красных.

Подует ветерок – летят.

И в вальсе кружится прекрасном

Над головою листопад.

12.Чтоб крошка-земля без хлопот зимовала,

Ей осень лоскутное шьёт одеяло.

Листок аккуратно к листку пришивает,

Сосновой иголкой стежок подгоняет.

13.Мы простились с тёплым летом

Снова осень к нам пришла

Золотисто-красным цветом всё раскрасила она.

14.Всё вокруг, как на картинке:и берёзки и осинки,

В золотых стоя нарядах, значит осень где-то рядом.

15.Жёлтые листочки в воздухе кружат

По стеклу дождинки весело стучат.

16.Быстро лето улетело, перелётной птицей вдаль.

Осень чудно расстелила

Увядающую шаль!

17.Закружился надо мной, дождь из листьев озорной

До чего же он хорош

Где такой ещё найдёшь.

18. Стало вдруг светлее вдвое

Двор, как в солнечных лучах

Это платье золотое у берёзы на плечах.

19.Жёлтой краской кто-то выкрасил леса,

Стали отчего-то ниже небеса,

Ярче запылали кисточки рябин,

Все цветы увяли, лишь свежа полынь.

20 . Осень, ты можешь грустить и смеяться,

Дождиком плакать, потом улыбаться.

Красками яркими радовать нас!

Хмуростью неба грозить каждый раз,

Осень, ты хочешь нас всех удивить?

Дети хором : Будем мы Осень любую любить!

Песня « Золотая осень»

1 Казачка:

А давайте-ка сядем, казачата, в тесный кружок. Посидим, побеседуем, да былое вспомним.

Садятся.

2 Казачка :

Посидим рядком, да погутарим ладком о празднике казачьем

Пришёл к нам Октябрь – батюшка, а перед этим мы хорошо трудились. растили в огороде овощи,в садах фрукты, в поле хлеб Хорошо потрудились,собрали весь урожай,теперь можно и отдохнуть, повеселиться, поиграть, потешиться,частушками да танцами позабавится.

Дети поют частушки.

1. Мы девчата-казачата

Не умеем мы тужить.
Без частушек прибауток

Ой, на свете не прожить.

2. Не смотрите на меня,

Глазки поломаете.

Не из вашей я станицы

Разве вы не знаете?

3. Ребят много, ребят много,

Ребят некуда девать.

Когда лошади устанут -

Их и будем запрягать.

4. Выйду, выйду я плясать
В новеньких ботинках,
Все ребята говорят,
Что я как картинка!

5. Обожаю петь частушки,
Обожаю танцевать.
И молоденьких девчонок
В танце нежно обнимать.

6. Гармонист у нас хороший
И играет хорошо.
Растяни гармонь пошире -
Я спляшу с тобой ишшо!

7.Разрешите поплясать,
Разрешите топнуть,
Неужели в этом доме
Половицы лопнут?

8.Гармонисту – за игру,
Ну, а мне – за пляску,
Гармонисту – калачей,
Мне – баранок связку!

9.Говорят, что я румянюсь,
Говорят, что я белюсь,
Я при всех в реке умоюсь –
А лицом не изменюсь

10.Как по осени ломала
Красную калинушку,
Во полях снопы вязала
Надломила спинушку.

2 Казачка:

Засиделись что-то мы.не пора ли нам поиграть?

Игра « Плетень»

: Казаки – народ удалый и весёлый, озорной

Выходите, казачата поиграйте-ка со мной!

А ещё для вас игра вам понравится она.

Проводится игра «Папаха»

1 Казачка:

А вы, казачата, пословицы казачьи знаете?

Дети: Да!

1 Казачка : Тогда я начинаю, а вы продолжайте. Любо?

Дети : Любо! Любо!

1 Казачка : Атаман без усов и бороды…

Дети : что рыба без воды.

1 Казачка : Талант от Бога. Дети: А успех от труда.

1 Казачка : Добрая хозяйка … Дети: Дороже золота.

1 Казачка : В поле казак воин…

Дети: А дома хозяин хлебосольный.

1 Казачка : И в поле, и на войне… .

Дети : Казак всюду на коне.

2 Казачка :

Песня: « Эх, донские казаки»

1 Казачка : Славно казаки поют, но ещё и удаль в плясках

показать умеют.

Девочка

Мой милёнок казачок, он повсюду славится

Он и первый на работе и на гулянье славится..

танец «Казачья кадриль».

2 Казачка:

Очень хочется узнать, казачата, понимаете ли вы о чём гутарят у нас на празднике я буду говорить по-русски, а вы гутарить по казачьи.

Говорить –гутарить; Жаловаться –жалиться; Петь –играть; Хоровод –курагод; Дом –курень

Люди –мир; Сегодня –ноне; Петух –кочет; Ужинать –вечерить;

Немного – трошки; Кукла –кундюбочка; Здравствуйте –здорово дневали.

2 Казачка : Любо гутарите, казачата!

1 Казачка : Полюбились нам ваши звонкие песни, да веселые пляски, но наш праздник подходит к концу

Песня «Как за Доном казаки гуляют»

2Казачка: -Вот и закончился праздник осенний…

Думаю, вам он поднял настроение!

Хочется петь, улыбаться всегда…

Дети, со мною согласны вы?

Сценарий Казачьих посиделок.

Цели:

Познакомить с историческим прошлым родного края, с историей возникновения казачества на Дону, культурой и миропониманием казаков

Прививать любовь к родному краю

1 ЧТЕЦ: Мой край, где невесты-березы

Зеленые косы плетут,

Где первые вешние грозы

Саблями небо секут,

Над речкою мостик горбатый

И месяц, упавший в траву,-

Все это – что с детства так свято

Я Родиной милой зову.

1 ВЕДУЩИЙ: Здравствуйте, гости дорогие! Приглашаем вас на казачьи посиделки! Каждый из нас, кто живет в славном Донском крае, должен знать его историю, гордиться ею, глубоко и преданно любить великий тихий Дон.

2 ЧТЕЦ: Мы – гордое племя! Мы вольные птицы!

В нас кровь – горячее огня –

За наши курганы и наши станицы

И горе соседям, коль в бешеном споре

Весной заколышется степь.

И вспенит волну до широкого моря

Ковыль – наша белая лепь!

2 ВЕДУЩИЙ: Диким полем назвали пять веков тому назад донские степи. Здесь бродили вооруженные татарские отряды, часто нападавшие на русскую землю, иностранные купеческие и посольские караваны. С конца 15 века безбрежные просторы донских степей все более привлекали решительных и смелых русских людей, мечтавших освободиться от наступающего на них крепостничества. Бежавшие из Московского государства на Дон смельчаки объединялись в отряды и вели жизнь опасную и полную тревог. За ними закрепилась тюркское название – казаки – вольные, свободные люди, легковооруженные воины.

3 ЧТЕЦ: Сабли, пики, чубы вихрастые –

Храбрецам дозор по силе.

С казаков начиналась Астрахань –

Крепостица южная России.

Укрепив себя станицами,

Рос над Волгой красавец – город,

И его низовой столицею

Казаки называли гордо.

1 ВЕДУЩИЙ: Казаки прибыли сюда семьями. Здесь жили калмыки-скотоводы. Казаки стали обживать Донские земли: строили дома и содержали скот, пахали землю и разбивали сады.

2 ВЕДУЩИЙ: Потомки тех казаков – Ширяевы, Смирновы, Деревягины, Багаевы, Абакумовы – и сейчас живут в этих местах.

(Ведущие уходят. На сцену выходят КАЗАК и КАЗАЧКА)

КАЗАК: Урожай в закромах, кони в вольных табунах, теперь можно и повеселиться, попеть песни.

КАЗАЧКА: Песня рождается от избытка чувств там, где много солнца, где вольный ветер, где нарядны и красивы девушки!

(Звучит песня в исполнении учащихся).

КАЗАЧКА: А теперь, гости дорогие, отгадайте-ка казачьи загадки!

1) Крепка, звонка да отточена. (Стрела)

2) Шесть ног, две головы, один хвост. (Всадник на лошади)

3) Какая обувь в огне изготавливается и с ног не снимается? (Подкова)

4) Желтая свинка без щетинки

На пригорке разлеглась, вся травою оплелась. (Дыня).

5) Сом с одним усом. (Кнут)

6) У кого в темнице семья родится? (У картошки)

7) Десять братьев в двух домах, в разных квартирах. (Пальцы в перчатках).

8) Зубы, как у щуки, рога, как у быка.

Испокон веку служит человеку. (Пила)

КАЗАК: Казаки, прежде всего, были воинами. Поэтому в сыновьях они воспитывали смелость, ловкость, находчивость, смекалку. По обычаю, когда в семье рождался сын, родные и знакомые приносили в дар ему «на зубок», стрелу, патрон, пулю, лук, ружье. Все это развешивали на стене. Когда сын подрастал, совершался обряд посвящения в казаки. Отец брал сына на руки, надевал на него саблю, сажал на коня, подстригал волосы в кружок, а затем возвращал матери, поздравляя ее с казаком.

С детства казак приучался чувствовать себя военным. О сражениях пела ему мать в колыбели, рассказывал о службе дед, отец. В возрасте 3 лет казачонок ездил на лошади по двору, в 7-8 бесстрашно скакал без седла по улице, по степи, смело переплывал через Дон, стрелял из ружья. Любимым занятием были скачки, выливавшиеся в торжественный праздник. Казачьи военные игры развивали ловкость и отвагу, готовили к будущей тяжелой военной службе.

КАЗАЧКА: Проводы на службу совершались так: в определенное время, в курене новобранца собирались родственники и друзья на прощальный обед. У ворот собирался народ. Отец брал в руки икону и благословлял воина.

(Сценка в исполнении учащихся «Проводы». Действующие лица: отец, мать, сын, невестка).

ОТЕЦ: Вот икона святая, дорогой сын. Помни Бога в начале и не забывай его заповеди. Служи царю верой и правдой, слушайся своих начальников, помни родителей своих и не забывай, что они вскормили и вспоили тебя на служение царю и Отечеству. Вот тебе благословенье от меня и матери твоей и знай, что с верой в Бога и его Пречистую Матерь, тебе не будут страшны ни вражеские пули, ни мечи неприятеля. Послужи батюшке царю, как и деды и отцы твои служили.

СЫН: Прости меня родной батюшка! Прости меня, родная матушка! Прости меня милый друг (жене). Бог даст – свидимся!

КАЗАЧКА: По обычаю, казаки, уходившие на войну, обязательно брали горсть родной земли, зашивали в специальный мешочек и вешали на грудь к кресту. Если суждено было умереть на чужбине – первой на его гроб падала родная земля. Считалось: хоть он и похоронен в чужом краю, но в родной земле. А переходя Дон, казаки черпали священную воду родной реки, прощались с ней, быть может навсегда.

(Продолжение сценки)

СЫН: С нетерпением ожидали моего возвращения из похода домой, устраивали мне торжественную встречу, высылался вестовой, чтобы оповестить станичного атамана о прибытии. С оружейными залпами встречали меня. Трижды я кланялся в ноги родителям и целовал их.

НЕВЕСТКА: Кланялась я в ноги мужу в благодарность за благополучное возвращение мужа.

(На сцене - КАЗАК и КАЗАЧКА).

КАЗАК: Казак – это особая философия и образ мыслей. Казачьи пословицы и поговорки не знают границ, они живут веками. Ребята, а кто знает казачьи пословицы? Ну-ка, помогайте, пословицы выдавайте!

(Помощь учащихся из зала).

КАЗАЧКА: Молодцы, вспомнили!

А знаете ли вы, откуда взялась пословица «Напекли и наварили как на Маланьину свадьбу!»? Ведь она связана с действительным историческим фактом. Войсковой атаман, Степан Ефремов, проходя однажды по базару, увидел за прилавком молодую красивую казачку – Маланью, обратившую на себя его внимание бойкой речью и редкой находчивостью. Атаман приказал ей выйти за него замуж, и яств и питья на той свадьбе было множество.

КАЗАК: А пословицы: « Терпи казак – атаманом будешь», « где наше казачье не пропадало», « жизнь собачья, да слава казачья!» - говорили о тяжелой участи рядового казака, всю жизнь проводившего в трудных походах, и о том, как нелегко доставалась ему казачья слава.

А теперь мы побываем на казачьей ярмарке.

(Сценка «Ярмарка»)

На сцену выходят казаки и казачки.

1 КАЗАК:

Внимание! Внимание! Внимание!
Открывается весёлое гуляние!
Торопись, честной народ,
Тебя ярмарка зовёт!

2 КАЗАК:

Не ходите никуда, подходите все сюда!
Диво дивное, чудо - чудное, а не товар!
Гляди, не моргай, рот не разевай!
Ворон не считай, товар покупай!
Вот товары хороши! Что угодно для души!
Тары – бары - растабары,
Расторгуем все товары!

1 КАЗАК: А посмотрите-ка, к нам коробейники пожаловали!

КОРОБЕЙНИКИ:

Бубны, румбы, трещотки, ложки!
Кто хочет поиграть немножко?
Становись в ряд! Выбирай подряд!
Красиво – приятно, а для всех занятно!

Игра “Карусель”: Дети, взявшись за ленточки, идут под музыку по кругу, убыстряя темп движения. А потом карусель останавливается.

Звучит песня “Где был, Иванушка?”

(Инсценировка русской народной песни.)

Где был, Иванушка?
- На ярмарке.
- Что купил, Иванушка?
- Курочку.


- Где был, Иванушка?
- На ярмарке.
- Что купил, Иванушка?
- Уточку.
Курочка по семечкам зёрнышки клюёт.

Иванушка в горенке песенки поёт.
- Где был, Иванушка?
- На ярмарке.
- Что купил, Иванушка?
- Барашка.
Курочка по семечкам зёрнышки клюёт.
Уточка по лужицам взад вперёд идёт.
Барашек на лугу травку жуёт.
Иванушка в горенке песенки поёт.
- Где был, Иванушка?
- На ярмарке.
- Что купил, Иванушка?
- Коровушку.
Курочка по семечкам зёрнышки клюёт.
Уточка по лужицам взад вперёд идёт.
Барашек на лугу травку жуёт.
Коровка детям молоко даёт.
Иванушка в горенке песенки поёт.

(Все уходят. На сцену снова выходят казак и казачка).

КАЗАЧКА: Ну, казаки, осталось рассказать предание, как во времена Ермака на Дон было прислано царское жалование: деньги, хлеб, вино, порох, селитра и сукно красного и синего цвета. Собравшись на круг для раздела казаки обнаружили недостаток красного сукна. Зашумел круг. Нахмурился атаман. И порешили казаки делить все поровну. Пришлось синюю одежду отделать узкими полосками красного сукна, так и повелось на Дону – иметь одежду из синего сукна с ярко красной отделкой.

КАЗАК: Посиделки - посиделками, а про веселье забыли. Ну-ка, гармонист! Частушки!

(Исполнение частушек на казачью тему.)

Мы с веселой песней дружим,

По-казачьи говорим,

Хорошо живем, не тужим,

Со сметаной хлеб едим.

Эх! Донское государство!

Возле Дона куреня.

До чего же ты красива,

Дорогая сторона!

(Выходит 1 ВЕДУЩИЙ)

1 ВЕДУЩИЙ: Говорить о казаках можно бесконечно, как бесконечны наши степи. Не забудем и мы теперь о наших легендах и песнях, о донских традициях, об удали и походах, о нелегкой жизни казаков и любви к Дону.

КАЗАК и КАЗАЧКА:

Вот настал момент прощанья,

Будет краткой наша речь

Говорим мы «До свиданья!»

До счастливых новых встреч!