Сценарий Казачьих посиделок.

Цели:

Познакомить с историческим прошлым родного края, с историей возникновения казачества на Дону, культурой и миропониманием казаков

Прививать любовь к родному краю

1 ЧТЕЦ: Мой край, где невесты-березы

Зеленые косы плетут,

Где первые вешние грозы

Саблями небо секут,

Над речкою мостик горбатый

И месяц, упавший в траву,-

Все это – что с детства так свято

Я Родиной милой зову.

1 ВЕДУЩИЙ: Здравствуйте, гости дорогие! Приглашаем вас на казачьи посиделки! Каждый из нас, кто живет в славном Донском крае, должен знать его историю, гордиться ею, глубоко и преданно любить великий тихий Дон.

2 ЧТЕЦ: Мы – гордое племя! Мы вольные птицы!

В нас кровь – горячее огня –

За наши курганы и наши станицы

И горе соседям, коль в бешеном споре

Весной заколышется степь.

И вспенит волну до широкого моря

Ковыль – наша белая лепь!

2 ВЕДУЩИЙ: Диким полем назвали пять веков тому назад донские степи. Здесь бродили вооруженные татарские отряды, часто нападавшие на русскую землю, иностранные купеческие и посольские караваны. С конца 15 века безбрежные просторы донских степей все более привлекали решительных и смелых русских людей, мечтавших освободиться от наступающего на них крепостничества. Бежавшие из Московского государства на Дон смельчаки объединялись в отряды и вели жизнь опасную и полную тревог. За ними закрепилась тюркское название – казаки – вольные, свободные люди, легковооруженные воины.

3 ЧТЕЦ: Сабли, пики, чубы вихрастые –

Храбрецам дозор по силе.

С казаков начиналась Астрахань –

Крепостица южная России.

Укрепив себя станицами,

Рос над Волгой красавец – город,

И его низовой столицею

Казаки называли гордо.

1 ВЕДУЩИЙ: Казаки прибыли сюда семьями. Здесь жили калмыки-скотоводы. Казаки стали обживать Донские земли: строили дома и содержали скот, пахали землю и разбивали сады.

2 ВЕДУЩИЙ: Потомки тех казаков – Ширяевы, Смирновы, Деревягины, Багаевы, Абакумовы – и сейчас живут в этих местах.

(Ведущие уходят. На сцену выходят КАЗАК и КАЗАЧКА)

КАЗАК: Урожай в закромах, кони в вольных табунах, теперь можно и повеселиться, попеть песни.

КАЗАЧКА: Песня рождается от избытка чувств там, где много солнца, где вольный ветер, где нарядны и красивы девушки!

(Звучит песня в исполнении учащихся).

КАЗАЧКА: А теперь, гости дорогие, отгадайте-ка казачьи загадки!

1) Крепка, звонка да отточена. (Стрела)

2) Шесть ног, две головы, один хвост. (Всадник на лошади)

3) Какая обувь в огне изготавливается и с ног не снимается? (Подкова)

4) Желтая свинка без щетинки

На пригорке разлеглась, вся травою оплелась. (Дыня).

5) Сом с одним усом. (Кнут)

6) У кого в темнице семья родится? (У картошки)

7) Десять братьев в двух домах, в разных квартирах. (Пальцы в перчатках).

8) Зубы, как у щуки, рога, как у быка.

Испокон веку служит человеку. (Пила)

КАЗАК: Казаки, прежде всего, были воинами. Поэтому в сыновьях они воспитывали смелость, ловкость, находчивость, смекалку. По обычаю, когда в семье рождался сын, родные и знакомые приносили в дар ему «на зубок», стрелу, патрон, пулю, лук, ружье. Все это развешивали на стене. Когда сын подрастал, совершался обряд посвящения в казаки. Отец брал сына на руки, надевал на него саблю, сажал на коня, подстригал волосы в кружок, а затем возвращал матери, поздравляя ее с казаком.

С детства казак приучался чувствовать себя военным. О сражениях пела ему мать в колыбели, рассказывал о службе дед, отец. В возрасте 3 лет казачонок ездил на лошади по двору, в 7-8 бесстрашно скакал без седла по улице, по степи, смело переплывал через Дон, стрелял из ружья. Любимым занятием были скачки, выливавшиеся в торжественный праздник. Казачьи военные игры развивали ловкость и отвагу, готовили к будущей тяжелой военной службе.

КАЗАЧКА: Проводы на службу совершались так: в определенное время, в курене новобранца собирались родственники и друзья на прощальный обед. У ворот собирался народ. Отец брал в руки икону и благословлял воина.

(Сценка в исполнении учащихся «Проводы». Действующие лица: отец, мать, сын, невестка).

ОТЕЦ: Вот икона святая, дорогой сын. Помни Бога в начале и не забывай его заповеди. Служи царю верой и правдой, слушайся своих начальников, помни родителей своих и не забывай, что они вскормили и вспоили тебя на служение царю и Отечеству. Вот тебе благословенье от меня и матери твоей и знай, что с верой в Бога и его Пречистую Матерь, тебе не будут страшны ни вражеские пули, ни мечи неприятеля. Послужи батюшке царю, как и деды и отцы твои служили.

СЫН: Прости меня родной батюшка! Прости меня, родная матушка! Прости меня милый друг (жене). Бог даст – свидимся!

КАЗАЧКА: По обычаю, казаки, уходившие на войну, обязательно брали горсть родной земли, зашивали в специальный мешочек и вешали на грудь к кресту. Если суждено было умереть на чужбине – первой на его гроб падала родная земля. Считалось: хоть он и похоронен в чужом краю, но в родной земле. А переходя Дон, казаки черпали священную воду родной реки, прощались с ней, быть может навсегда.

(Продолжение сценки)

СЫН: С нетерпением ожидали моего возвращения из похода домой, устраивали мне торжественную встречу, высылался вестовой, чтобы оповестить станичного атамана о прибытии. С оружейными залпами встречали меня. Трижды я кланялся в ноги родителям и целовал их.

НЕВЕСТКА: Кланялась я в ноги мужу в благодарность за благополучное возвращение мужа.

(На сцене - КАЗАК и КАЗАЧКА).

КАЗАК: Казак – это особая философия и образ мыслей. Казачьи пословицы и поговорки не знают границ, они живут веками. Ребята, а кто знает казачьи пословицы? Ну-ка, помогайте, пословицы выдавайте!

(Помощь учащихся из зала).

КАЗАЧКА: Молодцы, вспомнили!

А знаете ли вы, откуда взялась пословица «Напекли и наварили как на Маланьину свадьбу!»? Ведь она связана с действительным историческим фактом. Войсковой атаман, Степан Ефремов, проходя однажды по базару, увидел за прилавком молодую красивую казачку – Маланью, обратившую на себя его внимание бойкой речью и редкой находчивостью. Атаман приказал ей выйти за него замуж, и яств и питья на той свадьбе было множество.

КАЗАК: А пословицы: « Терпи казак – атаманом будешь», « где наше казачье не пропадало», « жизнь собачья, да слава казачья!» - говорили о тяжелой участи рядового казака, всю жизнь проводившего в трудных походах, и о том, как нелегко доставалась ему казачья слава.

А теперь мы побываем на казачьей ярмарке.

(Сценка «Ярмарка»)

На сцену выходят казаки и казачки.

1 КАЗАК:

Внимание! Внимание! Внимание!
Открывается весёлое гуляние!
Торопись, честной народ,
Тебя ярмарка зовёт!

2 КАЗАК:

Не ходите никуда, подходите все сюда!
Диво дивное, чудо - чудное, а не товар!
Гляди, не моргай, рот не разевай!
Ворон не считай, товар покупай!
Вот товары хороши! Что угодно для души!
Тары – бары - растабары,
Расторгуем все товары!

1 КАЗАК: А посмотрите-ка, к нам коробейники пожаловали!

КОРОБЕЙНИКИ:

Бубны, румбы, трещотки, ложки!
Кто хочет поиграть немножко?
Становись в ряд! Выбирай подряд!
Красиво – приятно, а для всех занятно!

Игра “Карусель”: Дети, взявшись за ленточки, идут под музыку по кругу, убыстряя темп движения. А потом карусель останавливается.

Звучит песня “Где был, Иванушка?”

(Инсценировка русской народной песни.)

Где был, Иванушка?
- На ярмарке.
- Что купил, Иванушка?
- Курочку.


- Где был, Иванушка?
- На ярмарке.
- Что купил, Иванушка?
- Уточку.
Курочка по семечкам зёрнышки клюёт.

Иванушка в горенке песенки поёт.
- Где был, Иванушка?
- На ярмарке.
- Что купил, Иванушка?
- Барашка.
Курочка по семечкам зёрнышки клюёт.
Уточка по лужицам взад вперёд идёт.
Барашек на лугу травку жуёт.
Иванушка в горенке песенки поёт.
- Где был, Иванушка?
- На ярмарке.
- Что купил, Иванушка?
- Коровушку.
Курочка по семечкам зёрнышки клюёт.
Уточка по лужицам взад вперёд идёт.
Барашек на лугу травку жуёт.
Коровка детям молоко даёт.
Иванушка в горенке песенки поёт.

(Все уходят. На сцену снова выходят казак и казачка).

КАЗАЧКА: Ну, казаки, осталось рассказать предание, как во времена Ермака на Дон было прислано царское жалование: деньги, хлеб, вино, порох, селитра и сукно красного и синего цвета. Собравшись на круг для раздела казаки обнаружили недостаток красного сукна. Зашумел круг. Нахмурился атаман. И порешили казаки делить все поровну. Пришлось синюю одежду отделать узкими полосками красного сукна, так и повелось на Дону – иметь одежду из синего сукна с ярко красной отделкой.

КАЗАК: Посиделки - посиделками, а про веселье забыли. Ну-ка, гармонист! Частушки!

(Исполнение частушек на казачью тему.)

Мы с веселой песней дружим,

По-казачьи говорим,

Хорошо живем, не тужим,

Со сметаной хлеб едим.

Эх! Донское государство!

Возле Дона куреня.

До чего же ты красива,

Дорогая сторона!

(Выходит 1 ВЕДУЩИЙ)

1 ВЕДУЩИЙ: Говорить о казаках можно бесконечно, как бесконечны наши степи. Не забудем и мы теперь о наших легендах и песнях, о донских традициях, об удали и походах, о нелегкой жизни казаков и любви к Дону.

КАЗАК и КАЗАЧКА:

Вот настал момент прощанья,

Будет краткой наша речь

Говорим мы «До свиданья!»

До счастливых новых встреч!

Сценарий для детей старшего дошкольного возраста «КАЗАЧЬИ ПОСИДЕЛКИ

Цель : познакомить детей с историческим прошлым родного края; развивать творческий потенциал детей средствами фольклора и словотворчества, связанных передачей художественных традиций, бытующих в Ростовской области; воспитывать гордость за героическое прошлое казаков, интерес к народным традициям.
Казачки встречают гостей возле дверей и поют
«Как за Доном за рекой казаки гуляють» № 1 (баян).
1. Как в Алчевске, да на Брестской казаки гуляют
И с улыбкою гостей всех они встречают -2 раза

2.Кланяемся низко, счастья вам желаем
На веселье наше вас мы приглашаем- 2 раза

3.Кланяемся низко, Быть, как дома, просим
(проводят в зал)
Ведущая и двое детей выходит в цент зала с караваем в руках.(Ведущая, обращаясь к гостям (дети):
Добрый день, гости званные и желанные.
Милости просим - пожалуйте в гости.
1 Ребёнок: Будьте как дома, не стесняйтесь.
2 Ребёнок: Радуйтесь, веселитесь, своим краем гордитесь!
Ведущая: Край у нас действительно замечательный. Мы любим свой край, свою Родину. А поможет нам совершить путешествие в прошлое… мой платок. (Снимает с плеч) он не простой, а из бабушкиного сундука, волшебный. Глазки вы закройте и тихонечко постойте.
(Дети стоят, а ведущая ходит с платком под музыку и говорит.
Ведущая : Платком ярким я взмахну, с вами к казакам я попаду.
(Раскрывается занавес, виднеется казацкий курень) -Волшебство № 2
Ведущая : Видите! Вон казачий курень. А в нём хозяйка песню поёт. (Слушают песню « Ой, я по горенке ходила»). № 3
Давайте в гости зайдём! (дети проходят в дом)
Хозяйка: Здорово дневали гости дорогие! Веселья вам да радости! (выходит из дома).
Ведущая : Здорово ночевали хозяева!
Хозяйка : Слава богу! Проходите гости дорогие, присаживайтесь.
У нас для каждого найдется и местечко и словечко! (дети проходят и садятся на лавки, песня « Ой, вы гости мои») - № 4
Хозяйка: Старину мы уважаем, старину мы бережем. О любимом нашем крае вам расскажем и споем. А вы знаете казачьи поговорки?
- Казачьему роду нет переводу;
- Казачья голова, что под дождиком трава;
- Казачьи песни слушать, что мед ложкой кушать;

Казак с конем и ночью и днем;
Хозяйка: Правильно говорите самым верным другом казака был конь. Любил и берёг казак не только коня, но и свою Родину, был сильным и смелым её защитником. (Казак показывает уменье управляться с саблей)
(« Игра «Перебей струю» Хозяйка льёт из кувшина воду в таз, а казак должен перебить струю так, чтобы было меньше брызг) - № 5
Хозяйка: Любили казаков девчата. (Песню «Ой, цветёт калина» поют взрослые казачки, а дети танцуют хоровод) – № 6
Хозяйка : А теперь, гости дорогие, отгадайте-ка казачьи загадки!
1) Крепка, звонка да отточена. (Стрела)
2) Сом с одним усом. (Кнут)
3) Шесть ног, две головы, один хвост. (Всадник на лошади)
1 дев .(встав смотрит в даль) Ой, девчата, - казаки едут!
2 дев . Как на нашей улице весь народ волнуется!
3.дев. Едут, едут казаки удалые молодцы!
4.дев . Сабли остры, кони быстры. Хороши кавалеристы!
(танец « Казачата») № 7
1.Мальчик : А что здесь у вас?
5.дев. Посиделки здесь у нас! Приглашаем и вас. Поиграть, повеселиться
Хозяйка : По казацкому обычаю, как водится,
Праздники без игр не обходятся!
Вот вам казаки два ведра,
А ну – ка, напоите своего коня!
«ИГРА «НАПОИ КОНЯ» (В центре круга стоит 1 ведро, 2 ребёнка на конях скачут по кругу под цокот копыт, когда музыка измениться- переходят на шаг и идут в круг к вёдрам поить коней. Побеждает тот, кто быстрее добежит до ведра) -№ 8
Девочка.: Мы не сидим без дела, пряжу прядём, да рубахи ткём.
Хозяйка: Подходите ближе пряхи пряжу тките на рубахи.
(Игра для девочек «Намотай нитку на веретено» Девочки держат в руках веретено под музыку начинают наматывать нитку на веретено. Победит та, кто быстрей намотает нитку на веретено.) -№9
Заходят двое казаков с казачками:
Разрешите поплясать.Разрешите топнуть.Неужели в этом доме п

Оловицы лопнут?
(Танец взрослых «Казацкая кадриль») -№ 10 (гости садятся)
Хозяйка: (обращается к зрителям)
У кого там хмурый вид?
Снова музыка звучит!
Собирайся, детвора,
Ждет казачья вас игра!
Игра со зрителями «Подарочек» -№ 11
(В походы боевые казаки ходили и своим подруженькам гостинцы приносили. Ведущий кладет бусы, платочки, ленточки в центр на пенек, выходят 6 мальчиков и становятся вокруг, а 5 девочек делают второй круг. Звучит музыка, Казаки танцевальным шагом ходят вокруг пенька, девочки хлопают. По окончании, кто успеет взять подарок, дарит девочке, кто не успеет выбывает из игры. Игра повторяется 2 раза.)
Казаки и казачки(взрослые):Мы тоже хотим поиграть свои уменья показать.
Игра «Папаха». -№ 12
(Под музыку передают папаху по кругу и приговаривают: «Ты ляти, ляти папаха, ты ляти, ляти вперёд. У кого папаха встанить, тот на круг нехай идёть!. Музыка смолкает, у кого в руках папаха, тот выходит в середину круга и танцует).
Хозяйка: Ну-ка, сядем-ка рядком, а поговорим ладком! (Звучат потешки.)
Ребёнок 1: - Федул, чего губы надул?
Ребёнок 2 - Кафтан прожег.
Ребёнок 1 -Зашить можно?
Ребёнок 2 -Да иглы нет.
Ребёнок 1 -А велика ли дыра?
Ребёнок 2 -Один ворот остался.
__________________________________________________________________
Ребёнок 1 -Иван, у тебя в избе тепло?
Ребёнок 2 -Тепло! В шубе на печи согреться можно.
Девочка : Девчата, что-то мы засиделись. Пойдем прогуляемся, может с хлопцами повстречаемся.
(ТАНЕЦ С ПЛАТКАМИ «Ой ты Порюшка, Параня!»») -№ 13
Ребёнок: Наши предки – казаки нам завет давали,
Чтоб традиции отцов мы не забывали,
Ребёнок: Чтобы землю берегли не жалея жизни,ч тоб любили край родной и свою Отчизну.

Хозяйка: Ну и молодцы, удалые казаки и казачки! Мы сегодня доказали: Что казачьей нашей славы - Мы наследники по праву.
1.Казачка: Что традиции блюдем, свято память бережем.
Что в сердцах хранить мы рады, песни, пляски и обряды! .
2.Казачка : Словом, казаки во всем. Так давайте же споем!
3.Казак: На прощанье грянем вместе всем любимую нам- песню
(Песня «Мы с тобой казаки дети русского поля») -№ 14 (баян)

Ведущая: (обращается к Хозяйке) Вот и настал момент прощанья. Будет краткой наша речь. Говорим мы: (все гости) До свиданья! До новых встреч.
Хозяйка: Спасибо вам гости дорогие за веселье, песни да игры. Возьмите на счастье подкову (даёт детям деревянную подкову). Да и гостям поднесите счастье да мир в их дом пригласите (дарят подковки зрителям). -№ 15
Ведущая : Спасибо за добрые пожелания, а нам ребята пора домой возвращаться. Свой платок снимаю, вас домой возвращаю.

«Приобщение детей дошкольного возраста к истокам кубанской культуры»

Разработка сценария

Воспитатель: СИЛЬЧЕВА НАТАЛЬЯ АЛЕКСАНДРОВНА

Данная разработка адресована педагогам дошкольных образовательных учреждений, музыкальным руководителям.

В данной работе мною поставлена цель– приобщение дошкольников к своей национальной культуре и создание положительной, устойчивой мотивации. Воспитание у дошкольников любви к родной земле, уважение к традициям своего края и людям труда, воспитание у дошкольников уважительное отношение в общении с близкими и сверстниками, способствовать повышению уверенности в себе, а также развитие познавательного интереса к народному творчеству родного края, к окружающему миру через восприятие музыкального кубанского фольклора.

Хочется надеяться, что данный сценарий поможет воспитателям дошкольных образовательных учреждений довести до сознания детей главную мысль – приобщение дошкольников к своей национальной культуре.

Актуальность разработки:

Для современного человека стало актуальным восстановление культурно-исторических связей с родным краем, своей малой родиной.

Начинать этот процесс надо с детства, с самого доступного для детей – личности самого ребенка, жизни его семьи, знакомясь с биографией своих родителей, бабушек, дети начинают понимать связь времен, преемственность поколений, начинают понимать свою причастность к историческим событиям. Именно в детстве закладываются основы познавательного интереса к изучению города, как окружающего ребенка микромира; создаются условия для формирования нравственных чувств, этики поведения. Ребенок в уже привычном, знакомом открывает все новые стороны. У него начинает формироваться чувство патриотизма: любовь и привязанность к Родине, преданность ей, ответственность, желание трудиться на ее благо, беречь и умножать богатство.

Любовь к Отчизне начинается с любви к своей малой родине – месту, где человек родился. Любимый край и есть исток, начало, откуда человек делает шаг в большой мир. С родного уголка земли начинается для маленького человека огромная страна, гражданином которой, он, повзрослев, осознает себя.

Но мало воспевать свой край. Надо вслушиваться в голос истории, осмысливая ее связь с современностью.

В этой связи огромное значение имеет ознакомление младших школьников с историей, культурой, экономикой, бытом родного края.

Культуру России невозможно себе представить без народного искусства, которое раскрывает исконные истоки духовной жизни русского народа, наглядно демонстрирует его моральные, эстетические ценности, художественные вкусы и являются частью его истории, введение ребёнка в родную культуру, приобщение к тем духовным ценностям, которые и являются человеческим началом, объединяющих всех людей. Устное народное творчество, музыкальный фольклор, народное декоративно – прикладное искусство должно найти большое отражение в содержании образования и воспитания подрастающего поколения сейчас, когда образцы массовой культуры других стран активно внедряются в жизнь, быт, мировоззрение детей. Народное искусство как проявление творчества народа близко по своей природе творчеству ребёнка, именно поэтому оно близко восприятию ребёнка, понятно ему.

Задачи разработки:

1. Изучение истории родного края, обычаев, традиций и духовной культуры своего народа.

2. Формирование гражданственных и патриотических чувств, любви к Отечеству.

3. Способствовать развитию у учащихся навыков познавательной, творческой деятельности.

4. Выработка умений по ведению посильной исследовательской работы в области краеведения.

5. Воспитание любви к родителям, близким, изучение и сохранение семейных традиций.

6. Воспитание патриотизма, гуманизма, толерантности, любви к своей семье;

7. Формирование любви к родному городу и интереса к прошлому и настоящему родного края

8. Развитие бережного отношения к своему городу (достопримечательности, культура, природа);

Цель разработки: дать детям основные знания об истории своего родного края; формирование у младших школьников черты гражданственности, патриотизма, нравственного поведения, человека-гражданина, интегрированного в современную действительность и нацеленного на ее совершенствование; формирование активной гражданской позиции, чувств любви к прошлому, настоящему и будущему родного края, родной деревни, своего народа;

Теоретическая и практическая значимость данной разработки заключается в том, что она способствует развитию и укреплению у детей чувства любви к родному краю. Через знания по истории и культуре родного края формируется нравственная личность гражданина и патриота своей родины, которая включает в себя разные формы работы как с детьми и их родителями, так и с педагогами. Это позволяет осуществлять процесс воспитания целенаправленно

Перспектива: история развития Кубани, праздники, особенности языковой культуры является важным средством реализации регионального компонента, который направлен на формирование у младших школьников представлений об окружающем мире, истории его возникновения, обрядах, обычаях, народных традициях.

Дошкольное детство – начало жизни. Его можно сравнить с утренней зарей, розовеющей нежным румянцем восходящего солнца. Этот период ребенка во многом зависит от взрослых, как воспитателя, так и родителей воспитывающих их. Прекрасно, если взрослые наполняют жизнь ребенка светом добра и ласки, духовно обогащают среду, в которой он растет, закладывают предпосылки высоких человеческих начал. Еще К.Д.Ушинский писал: «Народ без народности – тело без души». К сожалению, в последние годы приоритетом становятся материальные ценности, а духовность и нравственность уходят на второй план. Резко снижается воспитательное воздействие семьи и национальной культуры. Но в дошкольных учреждениях заметно активизировалась работа по приобщению детей дошкольного возраста к культуре русского народа. Л.Н.Толстой сказал: «Счастлив тот, кто счастлив у себя дома». Патриотические чувства закладываются в процессе жизни и бытия человека, находящегося в рамках конкретной социокультурной среды. Ребенок с момента рождения инстинктивно и естественно привыкает к окружающей его среде, природе и культуре. Таким образом, формирования у дошкольников любви к Родине следует считать накопление ими социального опыта жизни в своем городе, усвоение принятых в нем норм поведения, взаимоотношений, приобщения к миру его культуры. А что может духовно обогатить среду ребенка? Это фольклор, особенная область народного творчества. Она включает целую систему поэтических и музыкально-поэтических жанров фольклора. В течение многих веков фольклор любовно и мудро поучает дошкольника, приобщает его к высокой моральной культуре своего народа. Ценность фольклора заключается в том, что с его помощью взрослый устанавливает с дошкольником эмоциональный контакт и эмоциональное общение. Интересное содержание, богатство фантазии, яркие художественные образы привлекают внимание дошкольника, доставляют ему радость и в то же время оказывают свое воспитательное воздействие.

Большая Родина всегда начинается с малой – место, где родился человек, своей семьи, двора, дома, детского сада и школы, леса и речки, расположенных рядом. Дом или детский сад, родной край или город имеет свою историю, особенности природы, свои традиции. А поможет приблизить дошкольников к истории своего родного края – северный фольклор.

Кубанский фольклор – это особая область народного творчества. Он несет в себе многогранный и в тоже время цельный и неповторимый характер казаков. Мужественный, сильный, суровый – по былинам; хитроватый и озорной – по бытовым сказкам и играм; веселый, задорный, неунывающий – по плясовым и шуточным песням; мудрый, наблюдательный – по пословицам. Кубанский фольклор может быть понят только в живом бытовании в соответствии с крестьянским обиходом и природой. Значит, необходимо создать особую атмосферу деятельности дошкольников или совместной деятельности дошкольников и взрослых, приближенную к реальной. По возможности создать среду, в которой дошкольник почувствовал бы себя участником событий, используя при этом разные виды деятельности. Мы стремимся обогатить душу ребенка и укрепить физическое здоровье с помощью народного творчества и обычаями родного края.

Сценарий

«К А З А Ч Ь И П О С И Д Е Л К И»

Цель: Развивать у детей познавательный интерес к обычаям и творчеству народной культуры, создать условия для этически ценных форм общения с близкими людьми, осознания уникальности черт и качеств ребенка.

На сцену выходит чтец и читает стихотворение:

Казачий край! Во тьму веков

Смотрю я, твой потомок дальний.

Я вижу славу казаков,

Казачек слышу плач печальный…

Святую память славы той

От молодого поколенья

Давно уж кроет пеленой

Туман холодного забвенья…

Да будут славны в наши дни,

Кто возвращает память краю.

Я перед ними до земли

В поклоне голову склоняю.

Второй чтец читает другое стихотворение:

Очень часто за событиями

И за сутолокой дней

Старины своей не помним,

Забываем мы о ней.

Хоть и более привычны

Нам полеты на Луну,

Вспомним казачьи обычаи,

Вспомним нашу старину!

Выходит ведущая в казачьем костюме.

Ведущая. День добрый, честной народ! Позади трудовой день: и сено скосили, и стога сметали. И по ягоды да по грибы в лес ходили, и рыбы успели наловить. Кончил дело – гуляй смело! И когда солнышко клонится к закату, приходят за околицу красны девицы и добры молодцы хороводы поводить, частушки да песни попеть, себя показать да на других посмотреть, семечки пощелкать да добрым словом перемолвится.

ХОЗЯЙКА. Пожалуйте, гости дорогие, пожалуйте!

ХОЗЯИН. Веселья вам да радости!

ХОЗЯЙКА. Давно мы вас ждем - пожидаем, праздник без вас не начинаем!

ХОЗЯИН. У нас для каждого найдется и местечко, и словечко!

ХОЗЯЙКА. Припасли мы для вас забавушек на всякий вкус, кому-сказку, кому-правду, кому-песенку.

Сцену постепенно заполняют все участники посиделок- парами или по трое подходят к хозяевам, кланяются и занимают места на скамейках.

Звучит казачья песня

«Как за Доном казаки гуляют».

Как за Доном казаки гуляли,

Как за Доном казаки гуляли.

Стояла, думала девчоночка молода,

Девчоночка молода.

Один казак не пьет, не гуляет.

Стояла, думала девчоночка молода,

Стояла, думала девчоночка молода,

Девчоночка молода.

Он невесту себе выбирает.

Он невесту себе выбирает.

Стояла, думала девчоночка молода,

Стояла, думала девчоночка молода,

Девчоночка молода.

Ты, казачка, стань моей женою.

Стояла, думала девчоночка молода,

Стояла, думала девчоночка молода,

Девчоночка молода.

Эх, сад-виноград, зеленая роща,

Так кто ж виноват: жена или теща?

Теща виноватая.

(Повторяется первый куплет.)

Три деревни, два села.

Девчоночка весела.

Девчоночка весела.

2-я ВЕДУЩАЯ.

Пошла Дуня из вор

Во зеленый огород.

Сорвала Дуня лопушок,

Да под самый корешок.

Сшила Дуня сарафан

И наряден, и неткан.

Положила в уголок

В берестяный коробок.

Откуда взялся таракан?

Поел Дунин сарафан.

По ходу стихотворения Дуня импровизирует-заглядывает в короб,

достает большого бутафорского таракана, пугается, бросает его,

плачет…

1-я ВЕДУЩАЯ. (Успокаивает Дуню.)

Разойдись, честной народ,

Не пыли, дорожка!

Добры молодцы идут

Погулять немножко.

Исполняется песня «Как донские казаки Дону верно служат…»

Как донские казаки они верно служат,

По границам разъезжают,

Ни о чем не тужат.

Есть вино, пьем яё,

Нет вина – пьем воду,

Ни за что не променяем

Казачию моду.

Сидит девка в терему,

Рученьки поджавши,

Перед ней стоит казак,

Фуражечку снявши.

Казак усы покрутил,

Коня назад осадил.

Яму девка говорит,

Не велит в корчму ходить:

«Ты в корчомочку пойдешь,

Там все денюжки пропьешь.

Отец-мать будут встречать,

Чё ж ты будешь отвечать?»

Мы напьемся попьяней

И ответим посмелей:

«Есть вино, пьем яё,

Нет вина, пьем воду.

Ни за что не променяем

Казачию моду».

2-я ВЕДУЩАЯ. Пропели добры молодцы лихую казачью песню. По традиции того давнего времени выходят красны девицы с ответной песней.

Исполняется песня девушками «В саду при долине…».

В саду при долине я розу рвала,

Рвала и бросала под те ворота.

Рвала и бросала под те ворота,

Не смейся, казаче, что я сирота.

Пришел бы ты сватать, а я б не пошла.

Придешь ко мне сватать, а я не пойду.

Объеду Россию, я краше найду.

Объехал Россию и все города,

Но не нашел краше, чем ты, сирота.

Вернулся казаче под те ворота,

Выходит дивчина заплаканная.

И вышла дивчина заплаканная,

По личику видно – засватанная.

В саду при долине я розу рвала…

1-я ВЕДУЩАЯ. На казачьих посиделках не только песни пели, но и водили хороводы. Добры молодцы приглядывались к девушкам, невест себе выбирали.

ДЕВОЧКИ. Ау! Ау! Аукаем!

По лесу проаукаем,

К березке подойдем,

Хоровод свой заведем!

Исполняется хоровод под песню «В хороводе были мы».

2-я ВЕДУЩАЯ. Есть таланты на Дону,

Говорю уверенно!

Раз народ еще поет-

Знать- не все потеряно.

Исполняется казачья песня «При лужке…»

Ох, при лужку, при лужке,

При широком поле,

При знакомом табуне

Конь гулял на воле.

Ты гуляй, гуляй, мой конь,

Пока не споймаю,

Как споймаю, да зануздаю

Шелковой уздою.

Как поймал казак коня,

Зануздал уздою,

Вдарил шпорами под бока,

Конь летит стрелою.

Ты лети, лети, мой конь,

Лети, не споткнися,

Возле милкиного двора

Встань, остановися.

Конь остановился,

Вдарил копытами,

Чтобы вышла моя милка

С черными бровями.

Но не вышла моя милка,

Вышла ее матерь.

«Здравствуй, здравствуй, милый зять,

Пожалуйте в хату».

А я в хату не пойду,

Пойду во светлицу,

Разбужу я крепким сном

Спящую девицу.

А девица не спала,

Парня поджидала.

Правой ручкой обняла,

Крепко целовала.

А на утро все село,

Все село узнало,

Как казачка да казака

Крепко целовала.

1-я ВЕДУЩАЯ. Эх, широка казачья душа!

И где бы ни были в глуши,

В руки брали просто ложки

И играйте от души!

Выступает ансамбль ложкарей под мелодию песни «Варенька»

или «Плетень».

ДЕВОЧКА Тара-ра, тара-ра,

Идут парни со двора,

Песни петь да плясать,

Всех вокруг забавлять!

Исполняется песня «Всем, всем казак был доволен…»

Всем, всем казак был доволен,

Никакой нужды не знал.

А теперь я испытал,

В Севастополе бывал.

В чистом поле страх и горе

Каждый день и каждый час.

День мы мокнем и дрожим,

Целу ноченьку не спим.

Сам холодный, конь голодный,

Негде голову склонить.

Море Черное шумит,

В кораблях огонь горит,

А мы тушим, турок душим,

Слава донским казакам.

Слава русская большая,

Мы гордимся ей всегда.

Конь мой верный подо мною,

Пика-слава казака.

Шашка- верная подруга

И винтовка на врага.

2-я ВЕДУЩАЯ. На Дону всегда любили плясать. В лихой пляске раскрывается душа казачества.

Обойди хоть всю планету,

Лучше казачьей пляски нету.

Балалайка и гармонь

Разжигают в нас огонь!

Исполняется пляска под песню «Распрягайте, хлопцы, коней…».

2-я ВЕДУЩАЯ. Ну-ка, сядем-ка рядком,

Да поговорим ладком!

Звучат потешки.

Федул, чего губы надул?

Кафтан прожег.

Зашить можно?

Да иглы нет.

А велика ли дыра?

Один ворот остался.

Фома, что из леса нейдешь?

Медведя поймал.

Так веди сюда.

Да он нейдет.

Так сам иди.

Да он не пускает!

Иван, у тебя в избе тепло?

Тепло! В шубе на печи согреться можно.

Патрикей. Эй, Макей, ты что сегодня делал?

Макей. Рукавицы искал.

Патрикей. Нашел?

Макей. Нашел!

Патрикей. Где же они были?

Макей. Да за поясом. А ты куда шагаешь?

Патрикей. За семь верст!

Макей. Киселя хлебать?

Патрикей. Нет, комара искать!

Макей. Это которого же комара-то?

Патрикей. Да того, который за нос меня укусит хочет!

Макей. Да он же при тебе!

Патрикей. Где это при мне?

Макей. Да на носу у тебя! (Хлопает его по носу.)

Матюха. Тюха, есть хочешь?

Тюха. Нет. Я перекусил.

Матюха. А что перекусил?

Тюха. Да съел краюшку хлеба.

Матюха. А ты бы ее в горшок со сметаной мочил.

Тюха. Да она в горшок не влезла.

Выходит бабка.

Сынок, сходи на речку за водицей.

Брюхо болит.

Сынок, иди кашу есть.

Ну. Раз мать велит, надо идти.

1-я ВЕДУЩАЯ. Эх, хороши потешки складом,

Ну, а песни наши – ладом!

Исполняется песня «Верила, верю…».

Домик стоит над рекою,

Пристань у самой реки.

Парень девчонку целует,

Просит он правой руки.

Припев: Верила, верила, верю,

Верила, верила я,

Но никогда не поверю,

Что ты разлюбишь меня.

Белая роза – свиданья,

Алая роза любви,

Желтая роза разлуки,

Я умираю с тоски.

Белую розу срываю,

Алую розу дарю,

Желтую розу разлуки

Я под ногами топчу.

Любишь – не любишь, не надо,

Ты ведь еще молода.

Время настанет – полюбишь,

Но будет уж поздно тогда.

Годы прошли молодые,

Морщины покрыли лицо,

Волосы стали седые –

Теперь уж не нужен никто.

Входит поводырь с медведем.

Поводырь. Расступись, народ честной!

Идет медведюшка со мной!

Медведь кланяется.

Поводырь. Много знает он потех,

Будет шутка, будет смех!

2-я ведущая. Медведюшка, ты петь умеешь?

Медведь утвердительно кивает головой. Поводырь подаетмедведюгармошку, просит спеть да погромче. Медведь

берет гармонь, начинает играть. Поет беззвучно, широко

раскрывая рот.

Поводырь. Больно тихо ты поешь. (К зрителям.) А вам слышно? (Нет!) Попросите медведюшку, пусть громче споет!

Все участники посиделок просят медведя петь погромче. Медведь

начинает громко реветь. Поводырь отступает назад, закрыв руками уши. Медведь продолжает играть, приближаясь к испуганному поводырю, который отмахивается от него руками. Поводырь забирает гармонь. Медведь кланяется.

Поводырь. А теперь покажи-ка нам, Мишенька, как красные девицы румянятся, в зеркальце смотрятся, прихорашиваются!

Медведь садится на пол, смотрится, прихорашивается.

Поводырь. А как, Миша, малые дети любят горох воровать?

Медведь ползет в сторону, плюхается.

Поводырь. А как бабушка блины печь собралась, только руки обожгла?

Медведь делает, ревет.

Поводырь. А как бабы на барскую работу не спеша бредут?

Медведь еле передвигается.

Поводырь. А как с работы домой бегут?

Медведь бежит быстро.

Поводырь. Покажи всем, как Дуняша в круг заходит, лихо пляшет!

Медведь надевает косынку на голову и берется за ее концы.

Пляшет под музыку. С окончанием музыки садится на пол.

Поводырь. Уж Мишутка утомился! (Медведь встает.) И народу поклонился!

(Медведь кланяется. Поводырь уводит медведя.)

1-я Ведущая. Сколько раз я зарекалась

Под гармошку песни петь.

Как гармошка заиграет,

Не могу я усидеть!

Девочка. Станем, девицы, рядком,

Да частушки пропоем.

Мальчик. Да и мы, пожалуй, встанем,

От подружек не отстанем.

2-я Ведущая. Какие же посиделки без частушек и без семечек?!

Семечки на подносе разносят по залу, угощают зрителей.

Звучат частушки.

Все. Мы частушек много знаем,

И хороших, и плохих.

Хорошо тому послушать,

Кто не знает никаких.

Ох, ты матушка Россия,

До чего же хороша!

Хоть и плохо мы живем,

Зато пляшем и поем.

Пропоем мы вам частушки,

Замечательны таки,

Что пойдут плясать старушки,

Затанцуют старики!

Группа мальчиков в платках поют частушки:

Ой, бяда, бяда-

В огороде лебяда,

Черемушка белая,

Что любовь наделала?

Ходит милый по деревне,

Ходит, улыбается,

Оказалось, зубы вставил,

Рот не закрывается.

Моя милая красива,

За рекой она жила,

Захотела повидаться,

В решете переплыла.

Раньше были русы косы

У моей у милочки,

А теперь по новой моде

Стриженый затылочек.

Ой, бяда, бяда,

В огороде лебяда,

Черемушка белая,

Что любовь наделала?

Мальчик . Девочки-беляночки,

Где вы набелилися?

Девочка. Мы вчера коров доили,

Молоком умылися.

Мальчик. Вы послушайте, девчата,

Нескладушку будем петь.

На дубу свинья пасется,

В бане парится медведь.

Мальчик. На горе стоит телега,

Слезы капают с дуги.

Под горой стоит корова,

Надевает сапоги!

Девочка. Ты куда, Ванюша, едешь?

Ведь телега без колес!

А Ванюша отвечает…

Мальчик. Заготавливать овес.

Все. Ох, довольно, мы напелись,

Дайте смену новую!

Ой, спасибо гармонисту

За игру веселую!

Девочка. Уж я топну ногой,

Да притопну другой.

Выходи ко мне, Ванюша,

Попляши-ка ты со мной!

Мальчик. Ставлю ногу на носок,

А потом на пятку.

Стану русскую плясать,

А потом вприсядку!

Исполняется танец под мелодию песни «Пчелочка златая».

1-я Ведущая. Люди добрые! Не вспомнить ли нам песни старожилов?!

Звучит песня «Как за Доном, за рекой…».

Как за Доном, за рекой,

Под зеленым дубом

Расставалася казачка

С парнем черночубым.

Расставалася казачка

В поле у Ростова,

Обнимала на ветру

Казака лихого.

Говорил казак казачке,

На коня взлетая:

«Ты не плачь, не плачь по мне,

Моя дорогая!»

Он сказал и поскакал

По степной дороге.

До свиданья, милый Дон,

Тихий Дон широкий.

2-я Ведущая. Ночь пришла, темноту привела.

Замолчал петушок, затрещал сверчок.

Вышла маменька, закрыла ставеньки.

Все ребята спят-поспят,

Всему миру спать велят.

1-я Ведущая. Мы гордимся стариною,

Стала нам она родною.

Вечно радуют кого-то

Наших прадедов работы.

2-я Ведущая. Завязка, Завязка-края дорогие,

Здесь казаки испокон века живут,

Они прославляют просторы родные,

Раздольные песни поют.

Исполняется песня о Завязке.

Меж зеленых холмов тихо речка бежит.

У ее берегов деревенька стоит,

И с рекою она носит имя одно,

Это имя навеки мне в душу вошло.

Утопая в садах, что цветут по весне,

Деревенька моя, ты красивее всех.

А весной соловьи ночью спать не дают,

О любви соловьи нам с тобою поют.

Может, есть на земле золотые края,

Только сердцу милей ты, Завязка моя.

Здесь поют соловьи над весенней рекой,

Здесь отчизна моя - сердцу край дорогой.

По окончании песни участники посиделок, махая руками, покидают сцену.

1. Шмаков С.А. Нетрадиционные праздники в школе. – М.: Новая школа, 1997. Слепцов М.Ф. И снова вечер, и снова вместе… Смоленский областной институт усовершенствования учителей. Смоленск.,1997. – 184с.

2. Кузина Т.Ф., Батурина Г.И. Занимательная педагогика народов России: советы. Игры, обряды. – М.: Школа – Пресс, 1998. – 144с.(“Воспитание школьников”. Библиотека журнала. Вып.1)

3. Короб чудес, детские деревенские посиделки и другие школьные внеклассные мероприятия. Чебоксары: КЛИО,1997. – 98с.

4. Горбунова Г.Н. “В начале жизни школу помню я” Сценарии. “Издат – школа” “РАЙЛ” М.,1997. – 96с.

5. Хрестоматия по истории донского казачества. Составитель Астапенко. Р-н-Д: издательство Ростовского университета, 1994

6. И.Г. Богаченко. А.М. Рябченко. Дон – наш дом. Сборник сценарных разработок в помощь классным руководителям, воспитателям, педагогам дополнительного образования. Выпуск II.- Ростов-на-Дону: Издательство Ростовского областного ИПК и ПРО. 2006

7. Г. Астапенко. Быт, обычаи, обряды и праздники донских казаков… Батайск: Батайское книжное издательство, 2002

8. Лингвистическое краеведение. Методическое пособие под ред. Т.И. Павловой. Р-н-Д: Издательство РО ИПК и ПРО

9.Батурина Г.И., Кузина Т.Ф. Народная педагогика в воспитании дошкольников. – М.: А.П.О., 1995. – 72 с.

10.Знакомство детей с русским народным творчеством. СПб: «Детство – Пресс», 2001.

11.Князева О.А., Маханёва М.Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры. Программа – СПб: Акцидент, 1997. – 158 с.

12.Программы дошкольных образовательных учреждений. – М.: АРКТИ, 2000.– 48с.

Гречишникова Татьяна Юрьевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ детский сад №5 " Солнышко"
Населённый пункт: г. Серафимович Волгоградской области
Наименование материала: Сценарий праздника
Тема: " Казачьи посиделки"
Дата публикации: 16.05.2016
Раздел: дошкольное образование

Сценарий праздника «Казачьи посиделки» совместно с литературно -

краеведческим музеем и казачьим ансамблем «Донцы»

г. Серафимовича в старшей группе.

Звучит казачья песня «Здравствуй Дон» в исполнении казачьего

ансамбля «Донцы»

Ведущий:
Казачий край! Во тьму веков Смотрю я твой потомок дальний Я вижу славу казаков, Казачек слышу плач печальный.
Ведущий
: Мы с вами живем в богатом и славном традициями и людьми крае. Край у нас, действительно замечательный, Мы любим Донской край, свою Родину. И учимся бережно относиться к своему прошлому.
Ребенок:
Очень часто за событиями и за сутолокой дней. Старины своей не помним, забываем мы о ней.
Ребенок:
Хоть и более привычны, нам полеты на Луну, Вспомним казачьи обычаи, вспомним нашу старину.
Ведущий:
Сегодня мы поближе познакомимся с традициями и обычаями, песнями и играми Донского казачества. Посмотрим, как жили казаки много лет назад.
Ребенок:
Старину мы уважаем, старину мы бережем. О любимом нашем крае песню звонкую споем.

Песня «Как за Доном, за рекой»

Ведущий:
Казаки были очень трудолюбивые, с утра до вечера они трудились. Но, когда работа была окончена, казаки собирались на посиделки. Хороводы водить, песни да частушки петь, себя показать, да на других посмотреть, семечки пощелкать, да добрым словом перемолвиться. Казачки пряли, вязали, вышивали.
Ребенок:
На завалинках в светелках
,
иль на бревнышках каких, Собирали посиделки молодых и пожилых. При лучине ли сидели, иль под светлый небосвод. Говорили, песни пели и водили хоровод.
Хоровод « как у нас был на Дону»

Ребенок:
Быт людей отмечен веком, поменялся старый мир.
Нам досуг порою мелок и чего тут говорить. Скучно жить без посиделок, их бы надо возродить.
Ведущий:
Так давайте посидим, о казачьем крае поговорим. Много лет этот край Казачьим зовется, так и в песне о нем поется.
Песня «По всему Донскому краю» в исполнении казачьего ансамбля «Донцы»
(Выходят казак, да казачка)
Казак:
Здорово ночевали, казачата!
Дети:
Слава богу!
Казачка:
Пожалуйте, гости дорогие! Веселья вам, да радости! Давно мы вас ждем - пожидаем, Праздник без вас не начинаем!

Казак:
Дорогих гостей встречаем Круглым пышным караваем. Он на блюде расписном С белоснежным рушником. Каравай мы вам подносим, Поклонясь, отведать просим.
Казачка:
Милости просим к нам в курень, гости дорогие! Проходите, присаживайтесь. У нас для каждого найдется и местечко и словечко!
Казак:
Припасли мы для вас забавушек на всякий вкус; Кому - сказку, кому- правду, кому- песенку.
Песня « Пчелочка златая»

Казачка:
Горница у нас небольшая, да красивая какая! Здесь находится много предметов и вещей. Отгадайте загадки: -Бабушка седа, бела, зимой всем мила. А как лето наступает, про бабушку все забывают.(печь) Печь растапливали сухой травой, соломой, кизяком, а потом клали дрова. Печь ласково называли « печь - матушка», « печка - кормилица». -А, какая была посуда у казаков?
Дети:
Глиняные кувшины, чугунки, чашки, миски, деревянные ложки.
Казачка:
Вся семья ела из одной посудины. Начинали, есть по старшинству, кто хотел полезть без очереди, мог получить ложкой по лбу. Казачки очень любили готовить. - А какие казачьи блюда вы знаете?
Дети:
Борщ, уха, лапша, студень, взвар…
Казачка:
А вы знаете, на чем казаки спали?
Дети:
На лавках, топчанах, а дети и старики на печи.
Казачка:
Кроватей еще не было, они появились позже, и кровать стала украшением для куреня. Кровать застилали вязаным покрывалом. Пуховое одеяло шила сама казачка, а верх делали из цветных лоскутков (лоскутное одеяло). На кровати возвышались гора подушек под накидками. -А, что было в курене у каждой казачке?
Дети:
Прялка.

Казачка:
Казачки пряли пряжи, а долгими зимними вечерами вязали из нее варежки, носки… В углу обязательно стоял сундук. -А для чего он нужен?
Дети:
Складывать одежду.
Казачка:
До появления утюгов, одежду гладили при помощи валика и рубила. Любили казачки красиво одеваться, ходили в юбках и кофточках, которые назывались «парочка», носили нижнюю юбку (спидницу) из хлопка, шелка или шерсти. Сверху надевали «запон»- фартук с растительным рисунком. На ногах полусапожки. Головной убор - полушалок, кружевная файшонка.
Ведущий:
Посмотрите, какие нарядные наши казачки.
«Пляска с платками»

Казак:
А вот, что расскажет казачья форма. Ее называли « казачья справа». Она состояла из синей шинели, синего мундира, синих шаровар с красными лампасами, фуражки и папахи с красным верхом.
Ведущий:
А вот и наши лихие казачата.
Ребенок:
Разрешите поплясать, разрешите топнуть. Неужели в куреньке половицы лопнут?
«Казачий танец»

Ведущий:
На посиделках казаки и казачки играли в разные игры.

Игра «Гори, гори ясно!»

Ведущий:
Ну- ка, станем- ка рядком, Да поговорим ладком!
Ребенок:
- Фома, что из леса нейдешь? -Медведя поймал. -Так веди сюда. -Да он нейдет. -Так сам иди. -Да он не пускает!
Ребенок:
- Тюха, есть хочешь? -Нет, я перекусил. -А, что перекусил? -Да съел краюшку хлеба. -А ты бы ее в горшок со сметаной мочил. -Да она в горшок не влезла.
Ребенок:
- Федул, чего губы надул? -Кафтан прожег. -Зашить можно? -Да иглы нет. -А велика ли дыра? -Один ворот остался.
Ведущий:
Хороши потешки складом, Ну, а песни наши - ладом!
«Частушки»

Казачка:
А, что казаки считали главным украшением в курене?
Дети:
Шашки, кинжал, дорогое оружие, добытое в сражениях.
Ведущий:
Но не всегда было мирно и спокойно в станицах. Казаки участвовали во всех войнах, которые вела Россия, а потом возвращались домой, где их ждали матеря, жены, дети.
Песня « Шел со службы казак молодой»

Ведущий:
Казаком родиться, не каждому дано,
Безо всяких традиций, а просто - суждено! Вот и заканчиваются наши посиделки. Мы познакомились с традициями и обычаями казаков, и будем всегда беречь, и уважать наследие своего народа. Ну, а какие же посиделки без чаепития и угощений.
Ведущий:
Самовар хозяйка ставит на широкий стол. Пирогами угощает - вот и пир пошел! Поиграть и пообщаться за беседою простой. Собираются казаки дружной, шумною толпой. Хочется закончить наш праздник словами нашего земляка Олега Маврина: -Пусть Тихий Дон своим теченьем Хранит покой над гладью вод! Будь мир над нами в нем свеченьем Всегда будь звездным небосвод!