УЧЕБНО-БОЕВОЙ САМОЛЕТ T-50 GOLDEN EAGLE (ЮЖНАЯ КОРЕЯ)

COMBAT TRAINER AIRCRAFT T-50 GOLDEN EAGLE (SOUTH KOREA)

11.01.2018


Как сообщили южнокорейские СМИ, 8 января 2018 года в Таиланд из Южной Кореи прибыли первые два изготовленных южнокорейской авиастроительной корпорацией Korea Aerospace Industries (KAI) для Королевских ВВС Таиланда учебно-боевых самолета Т-50ТН (бортовые номера «40101» и «40102»). Самолеты совершили самостоятельный 12-часовой перелет длиной в 6658 км в Таиланд с заводского аэродрома KAI в Санчхоне с промежуточной посадкой для дозаправки в Гаосюне (Тайвань).
Напомним, что корпорация KAI 17 сентября 2015 года подписала контракт стоимостью 110 млн долл на поставку Королевским ВВС Таиланда четырех учебно-боевых самолетов Т-50ТН. 30 июля 2017 года было подписано межправительственное соглашение о приобретении Таиландом еще восьми самолетов Т-50ТН стоимостью 260 млн долл. Первый построенный на предприятии КAI в Санчхоне самолет Т-50ТН для Таиланда (бортовой номер «40101») совершил первый полет 10 августа 2017 года. Четыре первых заказанных ВВС Таиланда самолета должны быть поставлены к марту 2018 года.
http://bmpd.livejournal.com/

McDonnel Douglas F/A-18 Hornet (русск. Макдоннел-Дуглас F/A-18) - американский палубный истребитель-бомбардировщик и штурмовик, разработанный в 1970-х годах. На сегодня является основным боевым самолётом ВМС США. Состоит на вооружении ряда стран Европы и Азии, применялся в военных операциях против Ливии, Ирака, Югославии.

В ряде источников самолёт упоминается как F-18, что является некорректным, поскольку такое обозначение было упразднено в 1982 году. Строго говоря, правильное обозначение самолёта в Вооружённых Силах США согласно официальному списку обозначений летательных аппаратов Министерства обороны США - FA-18, однако написание без косой черты мало распространено и обычно не встречается даже в авиационных справочниках.

История создания

Корни F/A-18 уходят к раннему проекту фирмы Нортроп, получившему обозначение P.530 «Кобра» и спроектированному в середине 1960-х годов. Впоследствии этот проект был переработан (P.600) и под обозначением YF-17 принял участие в конкурсе ВВС США на создание лёгкого истребителя LWF (Lightweight Fighter). Его конкурентом выступил самолёт YF-16 фирмы General Dynamics. В январе 1975 года конкурс завершился победой YF-16, будущего F-16 «Файтинг Фалкон» . На этом история самолёта Нортроп могла бы закончиться, однако примерно в это же время была начата программа истребителя воздушного боя для ВМС (NACF, Navy Air Combat Fighter). Из-за уменьшения расходов на военные нужды в этот период программа предусматривала не разработку нового самолёта с нуля, а адаптацию уже существующих проектов. Военно-морские силы США скептически отнеслись к однодвигательному YF-16 и предпочли выбрать двухдвигательный YF-17, который, однако, требовал значительных изменений для службы на флоте. Фирма Нортроп ранее не занималась созданием палубных самолётов, поэтому было принято решение, что работа над перепроектированием YF-17 будет проводиться совместно с фирмой Макдоннел-Дуглас, имеющей большой опыт сотрудничества с ВМС.

Первоначально планировалось, что Макдоннел-Дуглас будет заниматься палубным вариантом для ВМС США, а Нортроп - вариантом F-18L наземного базирования, предназначенным на экспорт. Однако в 1979 году фирма Нортроп подала судебный иск, обвинив компаньона в том, что тот использует её технологии, разработанные для наземного варианта, в нарушение двустороннего соглашения, и потребовав запрета на экспорт палубной модификации. Судебная тяжба завершилась в 1985 году, когда Макдоннел-Дуглас согласилась выплатить 50 млн долларов за полученную техническую информацию; этим всё и окончилось. Вариант F-18L так и не пошёл в серию, а «Хорнет» полностью стал проектом Макдоннел-Дуглас.


Самолёт должен был выпускаться в трёх модификациях: истребителя F-18A, штурмовика A-18A, учебно-боевого TF-18A. Фирме Макдоннел-Дуглас удалось объединить истребительную и штурмовую модификации в один самолёт, который с 1980 года упоминался как F/A-18A, хотя официально такое обозначение было утверждено лишь в декабре 1982 года. Двухместный TF-18A был переименован в F/A-18B.

Было построено 9 одноместных и 2 двухместных опытных самолёта. Первый полёт «Хорнет» совершил 18 ноября 1978 года. Первый серийный самолёт поднялся в воздух 12 апреля 1980 года, а в мае новые машины начали поступать в ВМС.

В ценах 1979 года закупочная стоимость одного самолета, без учета стоимости НИОКР, составляла 10,8 млн. долл. США
Стоимость F/A-18C и F/A-18D около 29 млн. долл.
Стоимость F/A-18E/F «Супер Хорнет» около 57 млн. долл.

Конструкция


По требованию командования ВМС США при проектировании F/A-18 большое внимание уделялось выживаемости и надежности. Небольшие габариты этого самолета, недымящие двигатели, малая величина эффективной площади рассеяния (ЭПР), слабое ИК-излучение, наличие бортовых средств РЭБ – все это затрудняет обнаружение и сопровождение самолета. Нормальные рабочие перегрузки составляют 7,5g.

Самолет выполнен по нормальной аэродинамической схеме со среднерасположенным трапециевидным крылом. Планер рассчитан на ресурс 6 тыс. часов при 2 тыс. взлетов с использованием катапульты и 2 тыс. посадок с использованием задерживающего крюка. В конструкции планёра самолета предусмотрено дублирование путей передачи силовых нагрузок.

Фюзеляж типа полумонокок. Отсек кабины летчика выполнен в виде безопасно повреждаемой конструкции. Хвостовое оперение стреловидное. Дифференциальный цельноповоротный стабилизатор имеет угол обратного поперечного V, равный 2 градусам. Вертикальное оперение с двумя отклоненными наружу на 20 градусов килями смещено вперед относительно стабилизатора для вывода его из зоны аэродинамической тени от крыла и стабилизатора на больших углах атаки.

Крыло - многолонжеронное, складывается по линиям, проходящим через внутренние хорды элеронов с поворотом консолей на 90 градусов. На крыле установлены отклоняемые носки по всему размаху, однощелевые закрылки и зависающие элероны. Носки и закрылки отклоняются автоматически в зависимости от угла атаки и числа М для повышения маневренности в бою и аэродинамического качества в крейсерском полете. Одной из отличительных особенностей самолета является наличие наплывов сложной формы в плане перед корневыми частями крыла. Наплывы создают вихревую подъемную силу и обеспечивают полет самолета на больших углах атаки. Между наплывами и фюзеляжем имеется щель для отвода пограничного слоя фюзеляжа от воздухозаборников.


Силовая установка самолета состоит из двух двигателей F404 модульной конструкции, разработанных фирмой General Electric специально для F/A-18. Двигатели разделены титановой противопожарной перегородкой. Тяги одного двигателя достаточно для возвращения самолета на свою базу. Все агрегаты двигателя расположены в его нижней части, под компрессором. В отсеке силовой установки имеются системы обнаружения и тушения пожара. Воздухозаборники боковые полукруглые нерегулируемые, расположены под корневыми наплывами крыла.

Топливная система F/A-18 состоит из шести фюзеляжных протектированных баков и крыльевых мягких кессонных баков. Все топливные емкости для исключения взрыва при боевых повреждениях заполнены поропластом. Оба фюзеляжных расходных бака, содержащих топливо, необходимое для возвращения на базу, закольцованы. Питание обоих двигателей возможно из любого расходного бака. Топливная система оборудована отсечными клапанами, а топливные баки вынесены из зоны размещения двигателей. Имеется система контроля повреждения стенок каналов воздушного тракта, примыкающих к топливным бакам. Внутренние свободные отсеки, примыкающие к топливным бакам, для исключения пожара при их совместном боевом повреждении заполнены жестким пенопластом. Расходные топливопроводы также покрыты протектором.

Самолет изготовлен, в основном, из алюминиевых сплавов (массовая доля 49,6 %), используются высокопрочные стали (16,7 %), титановые сплавы (12,9 %), композиционные материалы (9,9 %) и другие материалы (10,9 %). Все поверхности управления, хвостовое оперение и закрылки - слоистой конструкции с сотовым алюминиевым заполнителем и обшивкой из эпоксидного углепластика. Часть обшивки крыла и крышки смотровых лючков фюзеляжа также выполнены из углепластика. Носки стабилизаторов и килей изготовлены из титановых сплавов. В конструкции шасси самолета (цилиндры основных стоек) применена высокопрочная сталь AerMet 100 фирмы Carpenter Technolodgy с пределом прочности 200 кгс/мм2.

Варианты


  • F/A-18A - первый серийный вариант. Построена 371 машина.
  • F/A-18B - двухместный учебно-боевой вариант F/A-18A.
  • F/A-18C - вариант с усовершенствованным БРЭО и вооружением (может нести УР AIM-120, AGM-65).
  • F/A-18D - двухместный учебно-боевой вариант F/A-18C.
  • F/A-18E «Super Hornet» - дальнейшее развитие варианта F/A-18C.
  • F/A-18E «Super Hornet» - дальнейшее развитие варианта F/A-18D.
  • F/A-18 Silent Hornet - дальнейшее развитие варианта F/A-18E/F.

    Эксплуатация

    Первая эскадрилья F/A-18 получила статус боеготовой 7 января 1983 года - это была 314-я истребительно-бомбардировочная эксадрилья Корпуса морской пехоты США «Чёрные рыцари» (VMFA-314 Black Knights). В эскадрильях ВМС и КМП «Хорнет» постепенно заменял истребители F-4 и штурмовики A-4 и A-7 . После снятия с вооружения штурмовиков A-6 в 1990-х годах «Хорнет» остался единственным специализированным ударным самолётом ВМС, а после завершения эксплуатации истребителей F-14 в 2006 году он остаётся единственным боевым самолётом, базирующимся на американских авианосцах. Эта ситуация будет сохраняться до вступления в строй истребителей F-35.

    С 1986 года самолёты F/A-18 использует группа высшего пилотажа ВМС США «Голубые ангелы» .

    К концу 1990-х годов «Хорнеты» состояли на вооружении 26 боевых эскадрилий ВМС США, 4 эскадрилий Резерва ВМС США, 16 боевых эскадрилий Корпуса морской пехоты США.

  • Боевое применение

  • Операция «Каньон Эльдорадо» - Ливия, апрель 1986.
  • Война в Персидском заливе - освобождение Кувейта, 1991.
  • Операция «Обдуманная сила» - бомбардировки позиций боснийских сербов, 1995.
  • Операция «Лиса пустыни» - бомбовые удары по военным объектам Ирака, 1998.
  • Военная операция в Афганистане - с 2001.
  • Иракская война - операция по свержению режима С. Хусейна, 2003-2010.
  • Операция «Odyssey Dawn» - бомбардировки объектов военного потенциала режима Каддафи, Ливия, 2011.

    На вооружении


    США - 753 33 F/A-18 различных модификаций. Австралия - с 1984 года поставлено 57 (A)F/A-18A и 18 (A)F/A-18B (сборка самолётов производилась в Австралии из американских комплектующих). К 2015 году планируется заменить все «Хорнеты» на F-35.

    Испания - 88 на 2010 год. Некоторые комплектующие производились испанской фирмой CASA. Кроме того, получены ещё 24 машины полностью американской сборки от ВМС США.

    Канада - 79 на 2010 год.

    Кувейт - самолёты были заказаны до иракской агрессии 1990 года, но начали поставляться только в 1991 году после завершения войны. Всего поставлено 32 самолёта вариантов C/D.

    Малайзия - с 1997 года поставлено 8 F/A-18D.

    Финляндия - первые самолёты получены в 1995 году. Поставлено 7 F/A-18D и комплектующие для 57 F/A-18C, сборка которых произведена в Финляндии.
    Швейцария - с 1996 года поставлено 26 F/A-18C и 8 F/A-18D.

    В разное время возможность приобретения F/A-18 рассматривалась Австрией, Венгрией, Польшей, Сингапуром, Филиппинами, Чехией, Чили. Несколько самолётов были заказаны Таиландом, однако заказ был аннулирован после азиатского финансового кризиса 1997 года.

    ЛТХ:
    Модификация F/A-18C
    Размах крыла, м
    стандартная 11.43
    с ракетами на концах 12.31
    со сложенными крыльями 8.38
    Длина самолета, м 17,07
    Высота самолета, м 4.66
    Площадь крыла, м2 37.16
    Угол стреловидности 20 град.
    Масса, кг
    пустого самолета 10810
    нормальная взлетная (истребитель) 16650
    нормальная взлетная (ударныйвариант) 23540
    максимальная взлетная 25400
    Топлива, л
    во внутренних баках 6060
    в ПТБ 3750
    Тип двигателя 2 ТРДДФ General Electric F404-GE-402 EPE
    Тяга, кН
    форсированная 2 х 78.3
    нефорсированная 2 х 52.0
    Максимальная скорость, км/ч:
    на форсаже 2000 (М=1.8)
    без форсажа 1100
    Посадочная скорость, км/ч 248
    Максимальная скороподъемность, м/с 250
    Практический потолок, м 15200
    Практическая дальность, км 3300
    Боевой радиус действия, км 1065
    Длина разбега с наземной ВПП, м 430
    Макс.эксплуатационная перегрузка 7,5
    Экипаж, чел 1
    Вооружение: шестиствольная 20-мм пушка General Electric M61A1 Vulcan (с 578 снарядов).
    Нормальная боевая нагрузка - 7031 кг на 9 узлов внешней подвески:
    2 УР AIM-9L/M/P Sidewinder на концах крыла
    и 2 УР AIM-7 по бокам воздухозаборников.
    УР ASRAAM (вместо АIM-9) и AIM-120 AMRAAM (вместо AIM-7)
    до шести УР AIM-9.
    При выполнении ударных операций самолет оснащается бомбами с лазерным наведением GBU-10 и -12, обычными бомбами Mk.82 (до 27) и Mk.84, бомбовыми кассетами CBU-59,
    4 УР AGM-65F Maverick,
    ПКР AGM-64 Harpoon,
    противорадиолокационные УР AGM-88 HARM, контейнерами с 70-мм НАР
    УР SLAM and SLAM ER
    Контейнеры ADM-141 TALD

  • Полковник В. Нейвинский

    Управление программ закупок ВВТ министерства обороны DAPA (Defense Acquis-Л Шоп Program Administration) Республики Корея заключило контракт с национальной компанией "КАИ" (KAI, Korea Aerospace Industries) на разработку и производство легкого боевого самолета FA-50. Стоимость соглашения, предусматривающего проведение НИОКР по модификации FA-50, а также интеграцию систем составляет около 306млн долларов. В рамках заключенного контракта "КАИ" усовершенствует \ до этой версии четыре опытных образца Т-50 "Голден Игл". \

    Вцелях сокращения сроков подготовки летчиков-истребителей, а также оптимизации затрат для ввода их в строй на боевой технике и на прохождение курса учебно-боевой подготовки в 1992 году командование ВВС Республики Корея (РК) пришло к выводу о необходимости разработки учебно-тренировочного и легкого боевого самолетов. После того как это решение одобрило правительство, началась реализация программы, получившей название КТХ-2 (Korean Trainer, experimental, корейский экспериментальный учебный самолет).

    Эскизный проект новой машины был разработан при участии американской авиастроительной корпорации "Локхид-Мартин" с учетом требований подготовки пилотов тактического истребителя F-16, поставляемого ею в РК в рамках программы "Корейский истребитель F-16" (F-16 Korean Fighter Programme), и первоначально представлял собой высокоплан с двойным хвостовым оперением. К середине 1995 года рабочий облик самолета обрел новые очертания, и в сентябре 1997-го между компаниями "Самсунг" и "Локхид-Мартин" было подписано соглашение о дальнейшей разработке самолета.

    Финансирование программы осуществлялось при участии правительства РК (70 %), совместного предприятия "Самсунг" - "КАИ" (17 %) и концерна "Локхид-Мартин" (13 %). Корейская сторона отвечает за производство фюзеляжа, хвостового оперения и крыла, а также конечную сборку на производственной линии в г. Сачхон. Американский партнер взял на себя ответственность за разработку системы управления и бортового радиоэлектронного оборудования.

    В октябре 1997 года был подписан контракт о разработке полномасштабного образца новой техники и производстве двух планеров для проведения наземных статических испытаний прочностных параметров, а также двух учебно-тренировочных самолетов Т-50 и двух учебно-боевых А-50 для выполнения летных испытаний. При этом 55 % работ были поручены американской стороне, 44 - корейской и 1 % выпал на долю других субконтрактантов.

    В июле 1999 года был утвержден предварительный облик самолета, и к декабрю того же года проведено 4 800 ч продувок в аэродинамической трубе. Решение об окончательном дизайне было принято в августе 2000 года, в начале которого проект КТХ-2 получил индексы Т-50 и А-50.

    Первый опытный образец был собран в январе 2001 года, а первый полет он совершил в августе 2002-го. В феврале следующего года был выполнен первый полет на сверхзвуковой скорости (М = 1,05 на высоте 12 200 м), в апреле в ходе 100-го испытательного полета была достигнута скорость М=1,2. Третий и четвертый опытные образцы под обозначением А-50, оснащенные пушечным вооружением и бортовой РЛС, были включены во вторую фазу программы испытаний соответственно в июле и августе.

    В июле 2003 года завершились заводские испытания (105 полетов), после чего программа вступила в фазу войсковых испытаний, которая была завершена в августе 2005 года. Наземные статические испытания начались в январе 2002 года и закончились в августе 2003-го, к концу которого суммарный налет четырех опытных образцов составил 235 ч в 241 вылете. В октябре того же года начались наземные испытания пушечного вооружения. Стендовые исследования на усталость конструкции (300 ч) проводились с июля 2002-го по июнь 2004 года. 80 полетов на испытание РЛС APG-67(V)4 были выполнены с декабря 2003-го до середины 2004 года. В 2004 году были также проведены следующие этапы испытаний и исследований:

    ТТХ УТС Т-50 "Голден Игл"
    Размах крыла (включая пусковые устройства на законцовш крыла), м 9,11 (9,45)
    Длина, м 13,14
    Высота, м 4,94
    Масса пустого, кг 6441
    Максимальная масса топлива во внутренних баках, кг 2 220
    Максимальная масса полезной нагрузки, кг 4 763
    Максимальная взлетная масса, кг
    - без внешних подвесок 9 339
    - с внешними подвесками 13471
    Максимальная скорость, км/ч 1 509
    Скорость сваливания, км/ч 195
    Максимальная скороподъемность на уровне моря, м/с 201
    Динамический потолок, м 16 760
    Практический потолок, м 14 935
    Максимальная скорость вращения относительно продольной оси, град/с 200
    Длина разбега, м 345
    Длина пробега, м 707
    Максимальная дальность полета, км 2 592
    Максимальная, нормальная перегрузка на высоте 4 570 м, ед + 6,5
    Ограничение по нормальной перегрузке, g +8/-3

    Март Запуск двигателя в воздухе. Полеты с подвеской средств поражения.

    Июнь-июль. Полеты на предельных углах атаки.

    Октябрь. Применение подвесных средств поражения,

    Декабрь. Полеты на максимальной приборной скорости и числе М, а также с максимальной нормальной аэродинамической перегрузкой. Климатические исследования, в том числе в условиях обледенения.

    С октября 2004-го по январь 2005 года десять испытательных полетов на применение пушечного вооружения, в том числе на сверхзвуковых скоростях.

    К середине марта 2005 года программа основных летных испытаний была выполнена на 70 % (800 полетов), а завершена в мае того же года (1 146 полетов). Дальнейшие исследования будут проводится с целью изучения расширенных возможностей по применению авиационных средств поражения.

    УТС Т-50 "Голден Игл" имеет следующие модификации:

    Т-50 (AJT, Advanced Jet Trainer) - перспективный учебно-тренировочный реактивный самолет. Не оснащен пушкой и БРЛС.

    Т-50 LIFT (Lead-in fighter trainer) - легкий учебно-боевой самолет. Оборудован РЛС и встроенной пушкой, оснащен программным обеспечением системы вооружения. Альтернативное обозначение АТ-50.

    ТА-50 (в ВВС РК А-50) - легкий штурмовик. Оснащен БРЛС и встроенной пушкой, имеет программное обеспечение для управления вооружением.

    FA-50 - легкий боевой самолет, предназначенный для замены машин F-5. Первый полет запланирован на конец 2009 года или начало 2010-го с принятием на вооружение в 2013-м.

    ЕА-50 - самолет РЭБ, оснащенный активными средствами РЭП и противорадиолокационными ракетами AGM-88 HARM.

    RA-50 - разведывательный вариант со средствами оптоэлектронной и инфракрасной разведки, размещенными в подвесных контейнерах. Две последние модификации разработаны в 2007 году, производство на настоящее время не профинансировано.

    Бюджет программы, объявленный в 1995 году, составлял 2 млрд долларов, но после ряда пересмотров к октябрю 1997-го, был сокращен до 1,27 млрд. Стоимость одного Т-50 в 2000 году составила 18-20 млн долларов, а одного АТ-50-20-22 млн.

    Конструктивно этот самолет является среднепланом со стреловидным по передней кромке крылом, имеющим переменную геометрическую крутку и аэродинамический наплыв в корневой части с размещенными под ним воздухозаборниками. Хвостовое оперение включает цельноповоротный стабилизатор с обратным поперечным V и стреловидный по передней кромке киль.

    $IMAGE5$

    Обшивка фюзеляжа выполнена из алюминиевого сплава.

    Система управления флаперонами, предкрылками, стабилизатором и рулем направления электродистанционная с тройным резервированием. Исполнительные механизмы - гидравлические приводы компании "Паркер энд Муг". Два щелевых воздушных тормоза расположены в задней части фюзеляжа между соплом двигателя и половинами стабилизатора.

    Посадочные устройства включают убираемое трехопорное шасси фирмы "Месье-Доути" с одним колесом и воздушно-масляным амортизатором на каждой стойке, а также посадочный гак. Основные стойки при помощи гидросистемы (состоящей из двух независимых подсистем) убираются в ниши каналов воздухозаборников, а передняя - вперед по полету.

    Самолет оснащен одним ТРДД F404-GE-102 компании "Дженерал электрик" с максимальной тягой на форсаже 78,7 кН. Полностью электронное управление двигателем заимствовано у двигателя F414 той же компании. При этом, последний рассматривается в качестве перспективной силовой установки для оснащения Т-50. Им также оснащается учебно-тренировочный самолет "Мако" концерна ЕАДС, и, кроме того, он, возможно, будет устанавливаться на усовершенствованный вариант истребителя JAS-39 "Грипен" и индийский легкий боевой самолет "Тед-жас". Вспомогательная силовая установка обеспечивает запуск двигателя F404 на высотах до 6 100 м.

    Внутренний запас топлива находится в семи топливных баках общей емкостью 2 707 л - пять в фюзеляже и по одному установлены в каждой консоли крыла. Предусмотрена подвеска до трех внешних топливных баков емкостью по 568 л под центропланом и консолями крыла.

    Экипаж размещается в кабине тандемного типа, оборудованной катапультными креслами фирмы "Мартин-Бейкер", обеспечивающими безопасное покидание самолета на земле при нулевой скорости. Единый фонарь кабины открывается вверх-назад. Для обеспечения нормальных условий работы экипажа на больших высотах компанией "Нортроп-Грумман" разработана система генерации кислорода.

    А-50 оборудован РЛС AN/APG-67(V)4 компании "Локхид-Мартин". Радиосвязное оборудование включает радиостанции ARC-232 (UHF/VHF) фирмы "Рейтеон" и АРХ-118 (IFF) "БАэ системз". В варианте штурмовика для применения бортового вооружения самолет оборудован двухрежим-ной ("воздух - воздух" и "воздух - земля") БРЛС Vixen 500Е AESA, имеющей антенну с активной фазированной решеткой. Она работает в Х-диапазоне (8-12,5 ГГц), угол сканирования ± 60°. Время наработки на отказ 1000 ч.

    Управление самолетом компании "Рокуэлл Коллинс" с системой HOTAS (Hands On Throttle And Stick) предусматривает размещение всех основных органов управления на рычаге управления двигателем и ручке управления самолетом. Машина оснащена прицельно-навигационной системой VIR-130А, инерциально-навигационной системой на основе кольцевого лазерного гироскопа H-764G со встроенным приемником КРНС NAVSTAR, радионавигационной системой TACAN, радиовысотомером HG-9550.

    Инструментальное оборудование включает систему отображения информации на отражателе прицела фирмы "БАэ системз" с широким углом обзора, два цветных многофункциональных дисплея размером 127х127 мм и восемь дисплеев с размером диагонали 76 мм для индикации в том числе пространственного положения самолета, высоты и скорости полета.

    В целях повышения живучести в варианте АТ-50 предусмотрен наддув топливной системы нейтральным газом, установлены устройство отстрела дипольных отражателей и ИК-ловушек, а также приемник предупреждения об облучении активными средствами наведения.

    Версии АТ-50 и А-50 оснащены встроенной 20-мм трехствольной пушкой М61А2 типа "Гатлинг", специально для этого самолета разработанной совместно подразделением GDATP концерна "Дженерал дайнэмикс" и компанией "КАИ". Пушка размещена в верхней части левого аэродинамического наплыва крыла, благодаря чему пороховые газы при стрельбе не попадают в левый воздухозаборник, находящийся под ним. Ее скорострельность составляет 3000 выстр/мин, а бортовой боезапас - 250 снарядов. Оба варианта оборудованы семью точками подвески - одна на центроплане и по две на каждой консоли крыла, на которых могут размещаться УР класса "воздух - земля" (включая учебные AGM-65 "Мейверик"); блоки НАР; бомбы Мк 82, 83 и 84 калибров 500, 1000 и 2000 фунтов (в том числе практические BDU-33); контейнеры малогабаритных грузов CBU-58, Мк20 и SUU-20; учебные воздушные мишени AGTS и TIX-3; подвесные контейнеры с аппаратурой для управления маневрированием самолета в воздушном бою ACMI (Air Combat Manoeuvring Instrumentation), а также по одному пусковому устройству на законцовках крыла для УР типа "воздух - воздух" AIM-9 "Сайдвиндер".

    Первый контракт на поставку 25 самолетов в версии Т-50 для национальных ВВС заключен в декабре 2003 года. В ноябре 2006-го было подписано соглашение о производстве еще 50 машин Т-50 и ТА-50 (А-50).

    Массовое поступление южнокорейского сверхзвукового учебно-тренировочного самолета (УТС) Т-50 "Голден Игл" и созданного на его базе легкого штурмовика ТА-50 позволит к 2012 году на 700 тыс. долларов сократить расходы на подготовку одного летчика-истребителя. Кроме того, по мнению представителей ВВС РК, применение этих машин также обеспечит 20-процентную экономию времени подготовки пилотов, которое составит 28 месяцев. В настоящее время продолжительность полного курса обучения одного летчика-истребителя составляет 33 месяца и он обходится в 2,15 млн долларов.

    По оценкам южнокорейских специалистов, после полного освоения УБС ТА-50 летчикам будет достаточно пяти месяцев для переподготовки на имеющейся сейчас на вооружении ВВС РК истребитель F-16.

    Первоначальная потребность ВВС РК составляет 94 самолета с опционом до 100 единиц, включая варианты А-50, АТ-50 и FA-50, предназначенных для замены самолетов Т-38 и F-5B, а в перспективе F-5.

    Для продвижения новой авиатехники на международный рынок в сентябре 2000 года компании "КАИ" и "Локхид-Мартин" основали совместное предприятие "Т-50 интернешнл" (TFI). В 2004 году для проведения показательных испытаний были приглашены представители ВВС Израиля и Объединенных Арабских Эмиратов, итогом которых стала разработка версии T-50U. В этом варианте передняя и задняя кабины оборудованы третьим, увеличенного размера, многофункциональным ЖК-дисплеем, аналогичным установленным на тактических истребителях F-16 ВВС ОАЭ, и индикатором на лобовом стекле - как на самолете "Мираж-2000-9". Кроме того, установлены линия передачи данных ТВА-6030 компании "Талес" и приемник ИК-излучения. Израильским ВВС этот самолет предлагается для замены УТС ТА-4А и J. Интерес к новой машине проявили также военные специалисты Греции и Сингапура. По оценке южно-корейских специалистов, ее экспортный потенциал составляет 600-800 единиц.

    Основным отличием FA-50 от прототипа станет его оснащение импульсно-доплеровской РЛС EL/M-2032 израильской компании "Элта системз", которая способна осуществлять поиск и сопровождение наземных, надводных и воздушных целей на дальности до 150 км. FA-50 будет оснащен комплектом оборудования, позволяющим применять кассетные боеприпасы со встроенной поправкой на ветер WCMD (Wind-Corrected Munition Dispenser). Воружение будет включать УР класса "воздух-земля" AGM-65 "Мейверик" и УАБ семейства JDAM. Планируется, что отдельный контракт на изготовление самолетов будет подписан с "КАИ" по результатам испытаний прототипов. На первом этапе DAPA намерено приобрести около 60 FA-50. Одновременно планируется начать их поставки на экспорт. Новые легкие боевые самолеты также выступят в роли "технологического моста" к перспективным самолетам пятого поколения, разрабатываемым в рамках программы KFX. В общей сложности ВВС Южной Кореи намерены принять на вооружение до 150 машин этой модификации.

    Компании KAI (изначально «Samsung Aerospace») и «Lockheed Martin» в рамках совместного проекта осуществили по запросу ВВС Республики Корея разработку нового учебно-боевого самолёта T-50 Golden Eagle . Изначально самолёт планировался как сверхзвуковой - для подготовки лётчиков на южнокорейские F-15K и K/F-16, а также рассматривался как лёгкий истребитель и штурмовик. Первый полет опытный самолёт T-50 Golden Eagle выполнил 20 августа 2002 года, в декабре 2003 года ВВС Республики Корея разместили заказ на 25 самолётов, следом могут быть получены дополнительные заказы. На вооружение ВВС Республики Корея самолёт T-50 Golden Eagle поступил в 2005 году, и к началу 2011 года было получено более 60 самолётов.

    Вариант A-50 (также известный как TA-50, или T/A-50) поднялся в воздух в сентябре 2003 года, южнокорейские ВВС заказали минимум 22 самолёта TA-50 - лёгкого истребители и лёгкого штурмовика, возможно размещение дополнительных заказов. Первый серийный T/A-50 был выкачен в начале 2011 года. Самолёт T-50 приобрел у лётчиков большую популярность, а по ряду параметров рассматривается специалистами как один из лучших учебно-боевых самолётов в мире. Как видно по внешнему виду машины, в ходе проектирования были широко использованы наработки по самолету F-16, особенно бросается в глаза хвостовая часть. Самолёт T-50 Golden Eagle внешне во многом схож с истребителем F-16, включая аналогичные расщепляющиеся тормозные щитки. Боковая ручка управления позволяет эффективно готовить лётчиков на F-16, но это может не подойти для других машин. Двигатель F404-GE-102 был разработан совместно «General Electric» и «Korea Aerospace Industries» специально для T-50 Golden Eagle. Двигатель представляет собой специально доработанный и улучшенный вариант F404-102, в том числе он получил новую электронно-цифровую систему автоматического управления (FADEC).

    Существуют две модификации машины: T-50 - без бортовой РЛС, невооруженный учебно-тренировочный вариант; Е-50 LIFT - усовершенствованный учебно-боевой вариант с расположенной в левом наплыве крыла встроенной трехствольной 20-мм пушкой, которому в южнокорейских ВВС также присвоено обозначение TA-50. Кроме того, летчики группы высшего пилотажа «Black Eagles» («Черные орлы») используют 10 специально модифицированных машин варианта T-50B - первый летный показ прошел 9 октября 2010 года. Другой вариант - FA-50 - будет оптимизирован на решение задач легкого истребителя, он получит РЛС EL/M-2032 (с механическим сканированием) и другое необходимое оборудование. Самолёты, как предполагается, заменят устаревшие южнокорейские F-5.

    Объединенным Арабским Эмиратам был предложен вариант T-50U, отличительными особенностями которого стали дополнительные системы, предназначенные для обеспечения подготовки летчиков для самолётов F-16 и Mirage 2000-9, состоящих на вооружении ВВС ОАЭ. В феврале 2009 года ВВС ОАЭ объявили о победе в тендере итальянского УБС M346, но в январе 2010 года было объявлено об аннулировании результатов тендера и проведении нового конкурса, в котором вновь принимает участие T-50 Golden Eagle . Наконец, первый экспортный заказ был получен в мае 2011 года - командование ВВС Индонезии объявило о решении приобрести 16 самолетов T-50 Golden Eagle, которые должны заменить уже порядком устаревшие учебные Hawk Мк 53.

    Тактико-технические характеристики T-50 Golden Eagle
    Экипаж: 2 человека
    Длина: 13,14 м
    Размах крыла: 9,45 м
    Высота: 4,94 м
    Масса пустого: 6350 кг
    Максимальная взлётная масса: 13 500 кг
    Масса топлива во внутренних баках: 2160 кг
    Силовая установка: 1 х ТРДД General Electric F404
    Тяга: 1 х 8045
    Максимальная скорость: 1485 км/ч
    Практическая дальность: 1850 км
    Практический потолок: 14 630
    Тяговооружённость: 0,96
    Максимальная эксплуатационная перегрузка: -3/+8 g
    Вооружение:
    Управляемые ракеты: ракеты «воздух-воздух» AIM-9 Sidewinder, AIM-120 AMRAAM,ракеты «воздух-земля» AGM-65 Maverick
    Неуправляемые ракеты: Hydra 70, LOGIR
    Бомбы: корректируемые и обычные бомбы