Государственное регулирование предпринимательской деятельности проводится по многим направлениям. Необходимость такого регулирования обусловлена тем, что в процессе деятельности сталкиваются частные интересы предпринимателей и публичные интересы общества. Эти интересы должны быть уравновешены и не входить в конфликт друг с другом.

Наше общество еще не достигло того уровня развития, когда можно было бы говорить о построении правового государства. Однако к этой цели нужно стремиться, а для ее достижения необходимо разработать совершенный механизм правового взаимодействия предпринимателей и общества.

Государственное регулирование предпринимательской деятельности может быть прямым и косвенным.

Прямое регулирование более свойственно административной экономике, и в настоящее время оно сдает свои позиции. Вместе с тем, в правовых актах содержится масса директивных правил в отношении различных аспектов предпринимательской деятельности. Прямое государственное регулирование можно рассматривать по следующим направлениям: установление требований, предъявляемых к предпринимательской деятельности; введение запретов на те или иные проявления при ее осуществлении; применение государством санкций и мер ответственности; создание хозяйствующих субъектов, их реорганизация и ликвидация (например, унитарных предприятий); заключение договоров для обеспечения целевых программ, удовлетворения иных государственных нужд и др.

Вместе с тем, в рыночных условиях хозяйствования приоритет отдается косвенным методам регулирования с применением различных экономических рычагов и стимулов. Косвенное государственное регулирование может как стимулировать те или иные виды предпринимательства (через предоставление льгот при налогообложении, кредитовании и т.п.), так и быть направленным на дестимулирование осуществления деятельности.

Государство регулирует предпринимательскую деятельность, закрепляя в законодательных актах право государственных органов на контроль и надзор за ее ведением. Одной из основных задач федерального антимонопольного органа является контроль за соблюдением требований антимонопольного законодательства хозяйствующими субъектами. Санитарно-эпидемиологическое благополучие населения обеспечивается, помимо прочего, системой государственного санитарно-эпидемиологического надзора.

Государственное регулирование предпринимательской деятельности облекается в правовую форму акта . Акт государственного регулирования – это облеченное в установленную форму указание компетентного государственного органа, адресованное хозяйствующим субъектам или конкретному субъекту и содержащее требование о ведении предпринимательской деятельности определенным образом или о приведении ее в определенное состояние. Это могут быть нормативные акты, обращенные к неопределенному кругу лиц, или акты конкретного регулирования, содержащие указание конкретному субъекту и являющиеся юридическим фактом. Конкретные акты могут иметь разнообразный характер: запреты, разрешения. Законодательством предусмотрены акты-предписания (например, о прекращении нарушения антимонопольного законодательства), плановые акты (план-заказ в отношении казенного предприятия) и др.

Государственное регулирование предпринимательской деятельности осуществляется различными способами. Нормативные правовые акты предусматривают использование для этой цели следующих инструментов: нормы, нормативы (например, нормы амортизационных отчислений); лимиты (например, выбросов загрязняющих веществ в природную среду); размеры ставок налогов, пошлин, иных обязательных платежей; квоты (например, при экспорте товаров); коэффициенты (например, изменения регулируемых цен или тарифов); резервы (например, установление сумм, резервируемых коммерческими банками); размеры капиталов и фондов (например, установление минимального размера уставного капитала).

Закрепленный в Конституции РФ принцип свободы предпринимательства может быть ограничен законом в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, безопасности, защиты жизни, здоровья, прав, интересов и свобод других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства, защиты окружающей среды, охраны культурных ценностей, недопущения злоупотребления доминирующим положением на рынке и недобросовестной конкуренции. К числу таких ограничений относятся различные меры государственного регулирования предпринимательской деятельности.

Под государственным регулированием предпринимательской деятельности следует понимать деятельность государства в лице его органов, направленная на реализацию государственной политики в сфере осуществления предпринимательской деятельности.

Государственное регулирование предпринимательства необходимо как в целях обеспечения реализации публичных интересов общества и государства, так и для создания наилучших условий для развития предпринимательства.

Задачи государственного регулирования предпринимательства можно разделить на две группы:

1) охрана окружающей среды;

2) выравнивание экономического цикла;

3) обеспечение нормального уровня занятости населения;

4) защита жизни и здоровья граждан;

5) поддержка конкуренции на рынке;

6) поддержка и развитие малого предпринимательства;

7) специальные меры защиты прав предпринимателей и др.

Представленный перечень задач государственного регулирования предпринимательства свидетельствует о том, что государственное регулирование необходимо не только государству, но и самим предпринимателям.

Методы государственного регулирования предпринимательской деятельности можно разделить на две группы:

1. Прямые (административные) методы – средства непосредственного властного воздействия на поведение субъектов, осуществляющих предпринимательскую деятельность. К их числу относятся:

Государственный контроль (надзор) за деятельностью предпринимателей;

Государственная регистрация юридических лиц и индивидуальных предпринимателей;

Налогообложение;

Лицензирование отдельных видов предпринимательской деятельности;

Выдача предписаний антимонопольным органом и т. д.

2. Косвенные методы – экономические средства воздействия на предпринимательские отношения с помощью создания условий, влияющих на мотивацию поведения хозяйствующих субъектов. К ним относятся:

Прогнозирование и планирование;

Предоставление налоговых льгот;

Льготное кредитование;

Государственный (муниципальный) заказ и др.

16.2. Государственный контроль как метод государственного регулирования предпринимательства

Государственный контроль в сфере предпринимательской деятельности представляет собой систему проверки и наблюдения за соблюдением индивидуальными предпринимателями и организациями требований нормативных актов при осуществлении предпринимательской деятельности.

Порядок проведения государственного контроля (надзора) определен Федеральным законом от 8 августа 2001 г. № 134-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)», положения которого распространяются на все виды государственного контроля (надзора), за исключением:

Налогового контроля;

Валютного контроля;

Бюджетного контроля;

Банковского и страхового надзора, а также других видов специального государственного контроля за деятельностью юридических лиц и индивидуальных предпринимателей на финансовом рынке;

Транспортного контроля (в пунктах пропуска транспортных средств через Государственную границу Российской Федерации, а также в стационарных и передвижных пунктах на территории Российской Федерации);

Государственного контроля (надзора) администрациями морских, речных портов и инспекторскими службами гражданской авиации, аэропортов на территориях указанных портов;

Государственного контроля (надзора), осуществляемого в области обеспечения безопасности движения, экологической безопасности и санитарно – эпидемиологического благополучия на железнодорожном транспорте;

Таможенного контроля;

Иммиграционного контроля;

Лицензионного контроля;

Контроля безопасности при использовании атомной энергии;

Контроля за обеспечением защиты государственной тайны;

Санитарно-карантинного, карантинного фитосанитарного и ветеринарного контроля в пунктах перехода Государственной границы Российской Федерации;

Контроля объектов, признаваемых опасными в соответствии с законодательством Российской Федерации, а также особо важных и режимных объектов, перечень которых устанавливается Правительством РФ;

Оперативно – розыскных мероприятий, дознания, предварительного следствия, прокурорского надзора и правосудия;

Государственного метрологического контроля (надзора).

Мероприятия по контролю проводятся на основании распоряжения (приказа) органа государственного контроля (надзора), в котором указываются:

1) номер и дата распоряжения (приказа) о проведении мероприятия по контролю;

3) фамилия, имя, отчество и должность лица (лиц), уполномоченного на проведение мероприятия по контролю;

4) наименование юридического лица или фамилия, имя, отчество индивидуального предпринимателя, в отношении которых проводится мероприятие по контролю;

5) цели, задачи и предмет проводимого мероприятия по контролю;

6) правовые основания проведения мероприятия по контролю, в том числе нормативные правовые акты, обязательные требования которых подлежат проверке;

7) дата начала и окончания мероприятия по контролю.

Распоряжение (приказ) о проведении мероприятия по контролю либо его заверенная печатью копия предъявляется должностным лицом, осуществляющим мероприятие по контролю, руководителю или иному должностному лицу юридического лица либо индивидуальному предпринимателю одновременно со служебным удостоверением.

Мероприятие по контролю может проводиться только тем должностным лицом (лицами), которое указано в распоряжении (приказе) о проведении мероприятия по контролю.

Продолжительность мероприятия по контролю не должна превышать одного месяца. В исключительных случаях, связанных с необходимостью проведения специальных исследований (испытаний), экспертиз со значительным объемом мероприятий по контролю, на основании мотивированного предложения должностного лица, осуществляющего мероприятие по контролю, руководителем органа государственного контроля (надзора) или его заместителем срок проведения мероприятия по контролю может быть продлен, но не более чем на один месяц. В отношении субъекта малого предпринимательства плановые мероприятия по государственному контролю (надзору) могут проводиться не ранее чем через три года с момента его государственной регистрации.

Органы государственного контроля (надзора) проводят как плановые , так и внеплановые проверки.

В отношении одного юридического лица или индивидуального предпринимателя каждым органом государственного контроля (надзора) плановое мероприятие по контролю может быть проведено не более чем один раз в два года .

Внеплановой проверке, предметом которой является контроль исполнения предписаний об устранении выявленных нарушений, подлежит деятельность юридического лица или индивидуального предпринимателя при выявлении в результате планового мероприятия по контролю нарушений обязательных требований.

Внеплановые мероприятия по контролю проводятся органами государственного контроля (надзора) также в случаях:

1) получения информации от юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, органов государственной власти о возникновении аварийных ситуаций, об изменениях или о нарушениях технологических процессов, а также о выходе из строя сооружений, оборудования, которые могут непосредственно причинить вред жизни, здоровью людей, окружающей среде и имуществу граждан, юридических лиц и индивидуальных предпринимателей;

2) возникновения угрозы здоровью и жизни граждан, загрязнения окружающей среды, повреждения имущества, в том числе в отношении однородных товаров (работ, услуг) других юридических лиц и (или) индивидуальных предпринимателей;

3) обращения граждан, юридических лиц и индивидуальных предпринимателей с жалобами на нарушения их прав и законных интересов действиями (бездействием) иных юридических лиц и (или) индивидуальных предпринимателей, связанные с невыполнением ими обязательных требований, а также получения иной информации, подтверждаемой документами и иными доказательствами, свидетельствующими о наличии признаков таких нарушений.

Обращения, не позволяющие установить лицо, обратившееся в орган государственного контроля (надзора), не могут служить основанием для проведения внепланового мероприятия по контролю.

По результатам мероприятия по контролю должностным лицом (лицами) органа государственного контроля (надзора), осуществляющим проверку, составляется акт установленной формы в двух экземплярах.

В акте указываются:

1) дата, время и место составления акта;

2) наименование органа государственного контроля (надзора);

3) дата и номер распоряжения, на основании которого проведено мероприятие по контролю;

4) фамилия, имя, отчество и должность лица (лиц), проводившего мероприятие по контролю;

5) наименование проверяемого юридического лица или фамилия, имя, отчество индивидуального предпринимателя, фамилия, имя, отчество, должность представителя юридического лица или представителя индивидуального предпринимателя, присутствовавших при проведении мероприятия по контролю;

6) дата, время и место проведения мероприятия по контролю;

7) сведения о результатах мероприятия по контролю, в том числе о выявленных нарушениях, об их характере, о лицах, на которых возлагается ответственность за совершение этих нарушений;

8) сведения об ознакомлении или об отказе в ознакомлении с актом представителя юридического лица или индивидуального предпринимателя, а также лиц, присутствовавших при проведении мероприятия по контролю, их подписи или отказ от подписи;

9) подпись должностного лица (лиц), осуществившего мероприятие по контролю.

К акту прилагаются акты об отборе образцов (проб) продукции, обследовании объектов окружающей среды, протоколы (заключения) проведенных исследований (испытаний) и экспертиз, объяснения должностных лиц органов государственного контроля (надзора), работников, на которых возлагается ответственность за нарушения обязательных требований, и другие документы или их копии, связанные с результатами мероприятия по контролю.

Один экземпляр акта с копиями приложений вручается руководителю юридического лица или его заместителю и индивидуальному предпринимателю или их представителям под расписку либо направляется посредством почтовой связи с уведомлением о вручении, которое приобщается к экземпляру акта, остающемуся в деле органа государственного контроля (надзора).

В случае выявления в результате мероприятия по контролю административного правонарушения должностным лицом органа государственного контроля (надзора) составляется протокол в порядке, установленном законодательством Российской Федерации об административных правонарушениях, и даются предписания об устранении выявленных нарушений.

Результаты мероприятия по контролю, содержащие сведения, составляющие государственную тайну, оформляются с соблюдением требований, предусмотренных законодательством Российской Федерации о защите государственной тайны.

Юридические лица и индивидуальные предприниматели ведут журнал учета мероприятий по контролю в котором должностным лицом органа государственного контроля (надзора) производится запись о проведенном мероприятии по контролю, содержащая сведения о наименовании органа государственного контроля (надзора), дате, времени проведения мероприятия по контролю, о правовых основаниях, целях, задачах и предмете мероприятия по контролю, о выявленных нарушениях, о составленных протоколах, об административных правонарушениях и о выданных предписаниях, а также указываются фамилия, имя, отчество, должность лица (лиц), осуществившего мероприятие по контролю, и его (их) подпись.

Журнал учета мероприятий по контролю должен быть прошит, пронумерован и удостоверен печатью юридического лица или индивидуального предпринимателя.

При отсутствии журнала учета мероприятий по контролю в акте, составляемом по результатам проведенного мероприятия по контролю, делается соответствующая запись.

При выявлении в результате проведения мероприятия по контролю нарушений юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем обязательных требований должностные лица органов государственного контроля (надзора) в пределах полномочий, предусмотренных законодательством Российской Федерации, обязаны принять меры по контролю за устранением выявленных нарушений, их предупреждением, предотвращением возможного причинения вреда жизни, здоровью людей, окружающей среде и имуществу, а также меры по привлечению лиц, допустивших нарушения, к ответственности.

В случае, если при проведении мероприятия по контролю будет установлено, что товар (работа, услуга) может причинить вред жизни, здоровью, окружающей среде и имуществу потребителей, орган государственного контроля (надзора) обязан довести до сведения потребителей информацию об опасном товаре (работе, услуге), о способах предотвращения возможного вреда, принять меры к недопущению причинения вреда, в том числе путем приостановления производства (реализации, выполнения) товара (работы, услуги) и (или) отзыва товара с рынка в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, с последующим возмещением затрат за счет виновного лица.

Орган государственного контроля (надзора) может обращаться в суд с требованием о возмещении расходов на проведение исследований (испытаний) и экспертиз, в результате которых выявлены нарушения обязательных требований.

Федеральный закон «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)» закрепляет также особенности правового положения должностных лиц, уполномоченных проводить мероприятия по контролю.

Должностные лица органов государственного контроля (надзора) при проведении мероприятий по контролю обязаны :

1) своевременно и в полной мере исполнять предоставленные в соответствии с законодательством Российской Федерации полномочия по предупреждению, выявлению и пресечению нарушений обязательных требований;

2) соблюдать законодательство Российской Федерации, права и законные интересы юридических лиц и индивидуальных предпринимателей;

3) проводить мероприятия по контролю на основании и в строгом соответствии с распоряжениями органов государственного контроля (надзора) о проведении мероприятий по контролю;

4) посещать объекты (территории и помещения) юридических лиц и индивидуальных предпринимателей в целях проведения мероприятия по контролю только во время исполнения служебных обязанностей при предъявлении служебного удостоверения и распоряжения органов государственного контроля (надзора) о проведении мероприятия по контролю;

5) не препятствовать представителям юридического лица или индивидуального предпринимателя присутствовать при проведении мероприятия по контролю, давать разъяснения по вопросам, относящимся к предмету проверки;

6) предоставлять должностным лицам юридического лица или индивидуальным предпринимателям либо их представителям, присутствующим при проведении мероприятия по контролю, относящуюся к предмету проверки необходимую информацию;

7) знакомить должностных лиц юридического лица или индивидуального предпринимателя либо их представителей с результатами мероприятий по контролю;

8) при определении мер, принимаемых по фактам выявленных нарушений, учитывать соответствие указанных мер тяжести нарушений, их потенциальной опасности для жизни, здоровья людей, окружающей среды и имущества, а также не допускать необоснованные ограничения прав и законных интересов граждан, юридических лиц и индивидуальных предпринимателей;

9) доказывать законность своих действий при их обжаловании юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Органы государственного контроля (надзора) и их должностные лица в случае ненадлежащего исполнения своих функций и служебных обязанностей при проведении мероприятий по контролю, совершения противоправных действий (бездействия) несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

О мерах, принятых в отношении должностных лиц, виновных в нарушении законодательства Российской Федерации, органы государственного контроля (надзора) обязаны в месячный срок сообщить юридическому лицу и (или) индивидуальному предпринимателю, права и законные интересы которых нарушены.

16.3. Способы государственного регулирования ценообразования

Ценапредставляет собой денежное выражение стоимости товара. Разновидностью цены является тариф– цена на оказываемые услуги и выполняемые работы. В юридической литературе цена рассматривается как экономическая и правовая категория. Цена как экономическая категория формируется с учетом уровня потребительского спроса на продукцию; эластичности спроса, сложившегося на рынке этой продукции; возможности реакции рынка на изменение выпуска предприятием этой продукции; мер государственного регулирования ценообразования; уровня цен на аналогичную продукцию предприятий-конкурентов и др. В качестве юридической категории цена выступает существенным условием ряда договоров, базой для формирования налога на добавленную стоимость, акцизов, снабженческо-сбытовых, торговых надбавок, а также имеет ряд других значений.

В зависимости от роли государства в их формировании цены могут быть свободными и регулируемыми.

Под свободной (рыночной)ценой понимают цену, складывающуюся на товарном рынке без государственного воздействия на нее. Свободная цена колеблется вокруг стоимости товара, реагируя на изменение спроса и предложения, и, как правило, включает в себя два элемента: себестоимость и прибыль. Принципы определения рыночных цен для целей налогообложения установлены ст. 40 Налогового кодекса РФ.

Регулируемая цена – цена товара, складывающаяся на товарном рынке при государственном воздействии на нее путем применения экономических и (или) директивных мер. Регулируемые государственные цены применяются всеми организациями, независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности.

В настоящее время государственная ценовая политика определяются следующими актами: Указом Президента РФ от 28 февраля 1995 г. № 221 «О мерах по упорядочению государственного регулирования цен (тарифов)» и Постановлением Правительства РФ от 7 марта 1995 г. № 239 «О мерах по упорядочению государственного регулирования цен» и др. Ценовая политика субъектов РФ утверждается актами субъектов РФ.

В целях реализации государственной ценовой политики Постановлением Правительства РФ от 7 марта 1995 г. № 239 «О мерах по упорядочению государственного регулирования цен» утверждено три перечня товаров (работ, услуг), цены на которые на внутреннем рынке подлежат государственному регулированию.

Во-первых, перечень продукции, товаров, услуг, по которым государственное регулирование цен осуществляют Правительство РФ и федеральные органы исполнительной власти. В него включены, например, газ природный, кроме реализуемого населению; продукция ядерно-топливного цикла; продукция оборонного значения; алмазное сырье, драгоценные камни; транспортировка нефти и нефтепродуктов по магистральным трубопроводам; отдельные услуги почтовой и электрической связи, перевозки железнодорожным транспортом.

Во-вторых, перечень продукции, товаров, услуг, по которым государственное регулирование цен осуществляют в обязательном порядке органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации. В него входят газ, реализуемый населению; социальные услуги, предоставляемые населению Российской Федерации государственными и муниципальными учреждениями социального обслуживания; торговые надбавки к ценам на лекарственные средства и изделия медицинского назначения; перевозки пассажиров и багажа всеми видами общественного транспорта в городском (включая метрополитен) и пригородном сообщении и др.

В-третьих, перечень товаров и услуг, по которым органам исполнительной власти субъектов РФ предоставлено право вводить государственное регулирование тарифов и надбавок. В этот перечень входят, например, снабженческо-сбытовые и торговые надбавки к ценам на продукцию и товары, реализуемые в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях с ограниченными сроками завоза грузов; наценки на продукцию (товары), реализуемую на предприятиях общественного питания при общеобразовательных школах, профтехучилищах, средних специальных и высших учебных заведениях; торговые надбавки к ценам на продукты детского питания (включая пищевые концентраты); перевозки пассажиров и багажа автомобильным транспортом по внутриобластным и межобластным (межреспубликанским в пределах Российской Федерации) маршрутам, включая такси; перевозки пассажиров и багажа на местных авиалиниях и речным транспортом в местном сообщении и на переправах т. д.

Цены на товары, работы, услуги, не упомянутые в указанных перечнях, прямому государственному регулированию не подлежат и складываются свободно.

Государственное регулирование цен на включенные в перечни товары и услуги осуществляется специальными нормативными актами. Например, в отношении цен на электрическую и тепловую энергию действуют Федеральный закон от 14 апреля 1995 г. № 41-ФЗ «О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации» и иные акты. Цены на лекарственные средства регулируются Федеральным законом от 22 июня 1998 г. № 86-ФЗ «О лекарственных средствах», Постановлением Правительства РФ от 9 ноября 2001 г. N 782 «О государственном регулировании цен на лекарственные средства» и др.

Выделяют две группы способов государственного регулирования цен.

Способами прямого регулирования ценообразованияявляется установление:

1) фиксированных цен (например, фиксированные тарифы на перевозки пассажиров и багажа всеми видами общественного транспорта);

2) предельных (максимальных и минимальных) цен (например, утверждены минимальные цены на водку, ликеро-водочную и другую алкогольную продукцию крепостью свыше 28 процентов);

3) базовых цен и предельных коэффициентов их изменения (например, при расчете тарифов на услуги связи (коэффициенты устанавливаются дифференцированно по видам услуг и категориям потребителей), на услуги по транспортировке газа по распределительным газопроводам);

4) предельных размеров снабженческо-сбытовых и торговых надбавок (например, устанавливаются предельные оптовые и розничные надбавки к ценам на лекарственные средства);

5) предельного уровня рентабельности (например, исчисление ставок платы за пользование вагонами, контейнерами устанавливается с учетом обеспечения 25-процентного уровня рентабельности грузовых перевозок);

6) гарантированных цен, которые применяются, если средние рыночные цены оказываются ниже гарантированных, (например, при закупках для государственных нужд).

В качестве мер экономического (косвенного) регулирования ценообразованияследует назвать льготное кредитование, налоговые льготы бюджетные дотации, компенсации затрат производителям. Каждая такая мера позволяет снизить себестоимость выпускаемой продукции и, следовательно, уровень цен.

Контрольные вопросы

1. Обоснуйте необходимость государственного регулирования предпринимательской деятельности.

2. Перечислите задачи государственного регулирования предпринимательской деятельности.

3. Какие вы знаете методы государственного регулирования предпринимательства?

4. Охарактеризуйте сущность и порядок проведения государственного контроля.

5. Какие вы знаете способы государственного регулирования ценообразования?

  • Предмет и система курса
    • Предпринимательская деятельность как предмет правового регулирования
      • Соотношение понятий «предпринимательская деятельность», «экономическая деятельность», «хозяйственная деятельность», «коммерческая деятельность»
      • Формы и виды предпринимательской деятельности
    • Понятие предпринимательского права и его место в структуре российского права
    • Принципы предпринимательского права
      • Основные принципы предпринимательского права
    • Методы предпринимательского права
    • Правоотношения, возникающие в сфере предпринимательской деятельности
  • Источники предпринимательского права
    • Понятие и виды источников предпринимательского права
      • Предпринимательское законодательство и основные направления его совершенствования
      • Система предпринимательского законодательства
    • Обычаи делового оборота как источник предпринимательского права
    • Применение норм международного права
    • Роль судебной практики в правовом регулировании отношений в сфере предпринимательской деятельности
  • Правовой статус отдельных субъектов предпринимательской деятельности
    • Субъекты предпринимательской деятельности: понятие и виды
    • Индивидуальная форма предпринимательства
      • Правоспособность индивидуального предпринимателя
      • Лицензирование индивидуальной формы предпринимательства
    • Коллективные формы предпринимательства
      • Полные товарищества
      • Товарищество на вере
      • Общества с ограниченной ответственностью (ООО)
      • Акционерные общества (АО)
      • Производственные кооперативы (ПК)
      • Государственные и муниципальные унитарные предприятия
    • Субъекты малого предпринимательства
      • Предпринимательские объединения
        • Классификация холдингов
        • Способы создания холдингов. Система участия
    • Финансово-промышленные группы
    • Иные формы предпринимательских объединений
    • Некоммерческие организации как субъекты предпринимательской деятельности
  • Создание и прекращение деятельности субъектов предпринимательства
    • Порядок и способы создания субъектов предпринимательства
    • Государственная регистрация субъектов предпринимательства
    • Реорганизация субъектов коллективного предпринимательства
    • Ликвидация субъектов коллективного предпринимательства
  • Несостоятельность (банкротство) субъектов предпринимательской деятельности
    • Понятие, критерии и признаки несостоятельности (банкротства)
      • Критерии банкротства
      • Признаки банкротства
    • Правовой статус участников правоотношений несостоятельности (банкротства)
    • Правовой статус кредитора
    • Правовой статус арбитражного управляющего
    • Арбитражный суд как участник правоотношений несостоятельности (банкротстве)
    • Процедуры несостоятельности (банкротства)
      • Наблюдение. Понятие наблюдения. «Нейтральность» процедуры
      • Финансовое оздоровление
      • Внешнее управление. Цели и основания введения внешнего управления
      • Конкурсное производство
      • Мировое соглашение. Мировая сделка в банкротом и исковом процессах
  • Правовой режим имущества субъектов предпринимательской деятельности
    • Понятие и виды имущества субъектов предпринимательской деятельности
    • Правовые формы принадлежности имущества субъектам предпринимательской деятельности
    • Правовой режим отдельных видов имущества
      • Правовой режим денежных средств
      • Правовой режим ценных бумаг
      • Правовой режим прибыли
  • Приватизация государственного и муниципального имущества
    • Понятие и основные цели приватизации
    • Законодательство о приватизации
    • Субъекты и объекты приватизационных правоотношений
    • Порядок и способы приватизации
  • Механизм государственного регулирования предпринимательской деятельности
    • Государственное регулирование предпринимательской деятельности: понятие, виды, основания и пределы
    • Методы, средства и формы государственного регулирования предпринимательской деятельности
    • Государственный контроль за предпринимательской деятельностью
  • Государственное регулирование функциональных видов экономической деятельности
    • Антимонопольное регулирование предпринимательской деятельности
      • Субъекты конкуренции
      • Антимонопольное законодательство
      • Понятие и виды монополий
      • Монополистическая деятельность субъектов конкуренции
      • Антимонопольные органы
      • Санкции за нарушение антимонопольного законодательства
    • Техническое регулирование
      • Технические регламенты
      • Стандартизация
      • Подтверждения соответствия
      • Государственный контроль (надзор) за соблюдением требований технических регламентов
    • Государственное регулирование ценообразования
      • Ценообразование как вид экономико-правовой деятельности
      • Законодательство о цепах и ценообразовании и основные направлении его совершенствования
      • Публично-правовой режим осуществления ценообразования
    • Государственное регулирование инновационной деятельности
      • Источники правового регулирования инновационной деятельности
      • Субъекты и объекты инновационной деятельности
      • Публично-правовой режим осуществления инновационной деятельности
    • Государственное регулирование инвестиционной деятельности
      • Субъекты инвестиционной деятельности
      • Объекты инвестиционной деятельности
      • Публично-правовой режим осуществления инвестиционной деятельности
      • Особенности отдельных форм осуществлении иностранными инвесторами деятельности на территории Российской Федерации
    • Государственное регулирование внешнеэкономической деятельности
      • Источники правового регулирования внешнеэкономической деятельности
      • Субъекты и объекты внешнеэкономической деятельности
      • Публично-правовой режим осуществления внешнеэкономической деятельности
  • Государственное регулирование отраслевых видов предпринимательской деятельности
    • Государственное регулирование банковской деятельности
      • Понятие и структура банковской системы Российской Федерации
      • Источники правового регулирования банковской деятельности
      • Правовое положение кредитных банковских организаций
      • Публично-правовой режим осуществления банковской деятельности
    • Государственное регулирование биржевой деятельности
      • Источники правового регулирования биржевой деятельности
      • Субъекты биржевой деятельности
      • Публично-правовой режим осуществления биржевой деятельности
    • Государственное регулирование страховой деятельности
      • Источники правового регулирования страховой деятельности
      • Субъекты страховой деятельности (страхового дела) и участники страховых отношений
      • Объекты страхования
      • Публично-правовой режим осуществления страховой деятельности
    • Государственное регулирование профессиональной предпринимательской деятельности на рынке ценных бумаг
      • Источники правового регулирования профессиональной предпринимательской деятельности на рынке ценных бумаг
      • Субъекты профессиональной предпринимательской деятельности на рынке ценных бумаг
      • Публично-правовой режим осуществления профессиональной предпринимательской деятельности на рынке ценных бумаг
    • Государственное регулирование аудиторской деятельности
      • Виды аудита
      • Источники правового регулирования аудиторской деятельности
      • Субъекты аудита
      • Публично-правовой режим осуществления аудиторской деятельности
    • Государственное регулирование оценочной деятельности
      • Источники правового регулирования оценочной деятельности
      • Субъекты и объекты оценочной деятельности
      • Публично-правовой режим оценочной деятельности
  • Предпринимательский договор
    • Предпринимательский договор: понятие, виды и сфера применения
    • Особенности порядка заключения предпринимательского договора
    • Особенности изменения и расторжения предпринимательского договора
    • Исполнение предпринимательского договора: понятие, принципы
  • Ответственность в сфере предпринимательской деятельности
    • Понятие, виды и основания для применения ответственности
    • Неустойка: понятие, виды и порядок взыскания
    • Убытки: понятие, виды и порядок взыскания

Методы, средства и формы государственного регулирования предпринимательской деятельности

Как отмечалось в литературе, регулирование экономики осуществляется системами, которые (по институциональным типологическим признакам) разделяются на товарно-денежный и иерархический механизмы. Первый (товарно-денежный) механизм воздействует на уровень и структуру производства главным образом через рынок. При использовании второго механизма применяются различные формы, методы и средства государственно-правового воздействия на экономику. В реальной экономике эти механизмы взаимодействуют между собой, дополняют друг друга.

Вместе с тем степень соотношения товарно-денежного и иерархического механизмов в разных странах различна. В тех странах, в которых используется преимущественно административно-командная модель регулирования экономики, действия товарно-денежного механизма существенны ограниченны. И, наоборот, в промышленно развитых странах широко применяются рыночные механизмы саморегулирования экономики.

Едва ли здесь уместно говорить о каком-либо количественном соотношении между товарно-денежным и иерархическим механизмами. Доля участия государства в регулировании экономики определяется самим государством в лице его компетентных органов и конкретными потребностями общества. Наглядно это можно продемонстрировать на процессах приватизации, деприватизации и национализации.

В тоже время нельзя смешивать разнопорядковые явления: указанные механизмы, модель экономики и национальную экономику. Существуют страны с административно-командной моделью экономики, многоукладной экономикой, рыночной экономикой. Действительно, в реальной действительности «чистая» экономика встречается крайне редко, будь то рыночная или командно-бюрократическая. Например, страны с рыночной экономикой официально признаны таковыми. Но дело не только в этом (хотя данный факт имеет существенное значение). Государство с устойчивой рыночной экономикой использует наряду с рыночными механизмами и иерархические механизмы управления.

Однако при этом не происходит смешение абстрактных моделей экономик. О смешанной экономике можно говорить, на наш взгляд, в отношении государств переходного периода (российская экономика характеризуется, с одной стороны, сломом старой административно-командной системы, с другой - развитием рыночной экономики). Спорно утверждение о том, что для смешанной экономики характерно многообразие форм собственности и наличие двух регуляторов (рыночного и государственного). Смешанная (публично-частная) форма собственности - один из показателей смешанной экономики. Равно образом упрощенным выглядит взгляд на смешанную экономику через призму основных регуляторов.

Соответственно делению механизмов на товарно-денежный и иерархический можно выделить два основных метода государственного регулирования экономики в целом и предпринимательской деятельности в частности. Это иерархический (административный) и товарно-денежный (экономический) метода воздействия на экономические процессы в обществе.

В экономической и юридической литературе широкое распространение получили взгляды ученых, отстаивающих выделение прямого и косвенного регулирования экономики. Практически ставится знак равенства между прямым и административным методами, с одной стороны, косвенным и экономическим методами - с другой. Правильно ли это?

В связи с этим обратим внимание на следующее.

Во-первых, любой метод есть система способов воздействия (в рассматриваемом случае - система способов воздействия на экономику и предпринимательскую деятельность). В свою очередь, способ состоит из средств, приемов, действий.

Во-вторых, словосочетание «административный метод» не означает, что в данном случае речь идет об административно-правовом воздействии на экономику. Такой подход является упрошенным и, по существу, ограничен рамками одной отрасли права.

Специфика административного метода заключается в том, что государство в лице компетентных органов власти оказывает прямое воздействие на экономические процессы. Причем в арсенале государства могут быть не только административно-правовые средства, но и другие публично-правовые средства, приемы. Не случайно Д. Н. Сафиуллин в цитируемой работе использует вместо слова «административный» заменитель - «иерархический», дабы избежать терминологической путаницы.

В-третьих, если рассматривать прямой метод в качестве административно-правового, тогда логично косвенным методом считать не экономический, а частноправовой. Таковы законы деления (дихотомии).

В-четвертых, нельзя ставить знак равенства между методами государственного регулирования и методами правового регулирования. В любом случае это несовпадающие по содержанию понятия.

К методам прямого (административного) государственного воздействия относятся:

  • определение стратегических целей развития экономики, их выражение в индикативных и других планах;
  • государственные заказы и контракты на поставку определенных видов продукции;
  • нормативные требования к качеству и сертификации технологии и продукции;
  • правовые и административные ограничения и запреты по выпуску отдельных видов продукции и др.

Методами косвенного регулирования экономических процессов являются: налогообложение; уровень обложения и система налоговых льгот; платежи за ресурсы, ставки за кредит и кредитные льготы.

Как видно, в состав прямых методов включены разнопорядковые явления: цели развития экономики, государственные заказы и контракты (последние, по мнению большинства ученых-цивилистов, есть вид гражданско-правового договора); административные средства (требования к качеству и сертификации, запреты и ограничения).

По мнению Е. П. Губина, к прямым методам государственного регулирования относятся, например, государственная регистрация субъектов предпринимательской деятельности, лицензирование отдельных видов предпринимательской деятельности и т. д.2 Соответственно косвенными методами являются средства денежно-кредитной и бюджетной политики, косвенное планирование, инструменты ценообразования и др.

В сравнительном плане можно привести мнение авторитетного представителя науки коммерческого права В. Ф. Попондопуло. Он рассматривает метода прямого (административного) воздействия на экономику как средства, призванные обеспечить быструю и точную реализацию властной воли (например, в военное время, в армии, в органах внутренних дел).

«Широкое применение этих методов в мирное время пагубно влияет на развитие общества. Достаточно вспомнить практику тотального директивного планирования экономики советского периода». Правда, возникает вопрос: зачем надо вспоминать практику тотального директивного планирования советского или военного времени? Разве в рыночной экономике нет места методам прямого воздействия?

Итак, можно сформулировать некоторые общие вывода.

1. Деление методов государственного регулирования экономики в целом и предпринимательской деятельности в частности на прямые (административные) и косвенные (экономические) малоисследованно и носит описательный характер. Ученые-экономисты и юристы порой без достаточной проработки этого вопроса механически называют те или иные методы государственного воздействия на экономику, относя их либо к прямым, либо к косвенным.

2. На наш взгляд, более правильно и последовательно проводить разграничение между экономическими понятиями «прямые метода» и «косвенные метода», а также между юридическими понятиями «методы публично-правового воздействия на экономику» и «методы частноправового регулирования экономию!». При этом будут использованы единые критерии: характер воздействия (прямое или косвенное), отраслевая принадлежность (публичное или частное воздействие).

Как отмечалось ранее, термин «метод» чаще всего используется для обозначения системы способов государственного воздействия на экономику. Способ состоит из средств, приемов, действий. Понятие «способ» связано с вопросом, как осуществляется регулирование, а средство - с вопросом, что применяют для такого регулирования.

В отечественной литературе вопрос об определении понятия «средства государственного регулирования предпринимательской деятельности» недостаточно разработан. Имеются лишь некоторые попытки ученых обосновать существование отдельных видов таких средств.

Понятие «средство» имеет несколько значений:

  1. прием, способ действия для достижения чего-нибудь;
  2. орудие (предмет, совокупность приспособлений);
  3. для обозначения множества вещей (денежные, кредитные, основные и оборотные средства);
  4. капитал, состояние.

В научной литературе термин «средство» также имеет различное понимание и толкование. На наш взгляд, любое средство - это прежде всего инструмент (орудие), а также прием, способ воздействия. Поэтому средство государственного регулирования предпринимательской деятельности представляет собой инструмент, способ государственного воздействия на отношения в сфере предпринимательства.

Мы поддерживаем деление всех средств на две большие группы: правовые и неправовые. Однако считаем, что в основе такой классификации лежат не цели применения, а видовые отличия в рамках категории «средство». В частности, к неправовым относятся политические, организационно-технические и экономические средства. Как отмечает К. К. Лебедев, «в экономической политике государства ведущая роль принадлежит собственно экономическим средствам - денежному обращению и эмиссии ценных государственных бумаг, инвестициям, субсидиям, кредитам; экономическим нормативам: размерам налогов и сборов, регулированию тарифов и цен, ставке рефинансирования по кредитам государственного банка (Центрального банка РФ) и т. д.».

В связи с этим можно сделать некоторые замечания:

  1. в логическом ряду денежное обращение и денежные средства первое место занимают средства; равном образом ценные государственные бумаги, а не эмиссия ценных бумаг;
  2. некорректно включать в состав понятия «экономические нормативы» налоги и сборы (даже и через их размеры). Словосочетание «экономические нормативы» применяется в строго определенной сфере (например, норматив оборотных средств, норматив обязательных резервов банка);
  3. в контексте использования термина «экономические средства» правильнее говорить о ценах и тарифах, а не об их регулировании. Именно цены и тарифы являются экономическими категориями и экономическими средствами.

Будучи по своей природе экономическими категориями, деньги и денежные средства, кредиты и финансы, налоги и сборы, цены и тарифы и т. д. в реальной экономической жизни не могут существовать и реализовываться вне правового регулирования, особенно когда речь идет о государственном воздействии на экономические процессы общества.

Так, из положения ч. 1 ст. 3 НК и общих начал законодательства о налогах и сборах вытекает, что налог устанавливается законно избранными представителями народа («каждое лицо обязано уплачивать законно установленные налоги и сборы»).

Другой пример: цены и тарифы. Опосредуя отношения обмена, цена (тарифы) сама становится предметом правового регулирования общественных отношений.

По этой причине можно утверждать, что экономические средства регулирования предпринимательской деятельности находят свое воплощение в соответствующих правовых формах. Иначе говоря, деньги и денежные средства, кредиты и финансы, налоги и сборы, цены и тарифы и др. есть экономико-правовые средства. Сказанное в равной степени относится к политическим и организационно-техническими средствам.

Что касается правовых средств в строгом смысле этого слова, то в юридической литературе они давно служат объектом оживленной дискуссии. На наш взгляд, данное понятие имеет несколько уровней: первый охватывает нормы права, индивидуальные правовые акты; второй связан со стадией реализации права; третий выражается во всех средствах, которые непосредственно связаны с реализацией и применением права («средства в средствах»).

Таким образом, правовые средства - собирательное понятие. В этом качестве совокупность (система) правовых средств представляет собой механизм правового регулирования. К элементам (средствам) такого механизма относятся: юридические нормы; нормативные правовые акты; правоотношения; акты реализации права; правоприменительные акты; правосознание; режим законности.

Следуя данной логики до конца, нетрудно заметить, что система юридических норм образует такие структурные образования, как правовой институт, одноименную отрасль права и право в целом. Поэтому, если юридические нормы признавать в качестве одного из правовых средств механизма правового регулирования, напрашивается вывод: вся совокупность юридических норм (т. е. право) является правовым средством . То же самое можно сказать о совокупности нормативных правовых актов. Выходит, что российское законодательство есть правовое средство.

Конечно, нельзя ставить в один ряд правовые средства разного уровня. Одно дело юридические нормы, правовые институты, отрасли права, право в целом, другое - договор, внедоговорное обязательство, имущественная ответственность и другие гражданско-правовые средства. Но, утверждая, что «посредством правовых средств осуществляется правовое регулирование», Е. П. Губин косвенно признает, что посредством права (читай: правовое средство) осуществляется правовое регулирование. Такова логика теоретических рассуждений, а с ней сложно спорить.

Категория «средства государственного регулирования предпринимательской деятельности» не получила нормативной прописки в действующем законодательстве. Данная категория закреплена в нормах Хозяйственного кодекса Украины.

В силу ст. 12 Кодекса основными средствами государственного воздействия на деятельность субъектов хозяйствования являются: государственный заказ, государственное задание; лицензирование, патентование и квотирование; сертификация и стандартизация; применение нормативов и лимитов; регулирование цен и тарифов; предоставление инвестиционных, налоговых и прочих льгот; предоставление дотаций, компенсаций, целевых инноваций и субсидий.

Соглашаясь в целом с перечнем основных средств государственного воздействия, надо отметить, в нем отсутствуют такие средства, как государственная регистрация хозяйствующих субъектов, государственная регистрация объектов недвижимости и сделок с ними, государственный контроль за деятельностью хозяйствующих субъектов и др. Возможно, одна из причин отсутствия в данном перечне двух государственных регистрации заключается в том, что они составляют предмет гражданско-правового регулирования, а не Хозяйственного кодекса Украины.

Формы государственного регулирования предпринимательской деятельности - сложная и малоисследованная категория. В литературе встречается целая палитра взглядов на определение, что есть форма. Одни авторы не проводят различие между формами и видами государственного регулирования предпринимательской деятельности, другие считают, что предпочтительнее использовать термин «вид» вместо понятия «форма», третьи не раскрывают значение выражения «форма государственного регулирования предпринимательской деятельности». Слово «форма» означает способ существования содержания, его внешнее выражение. Возникает вопрос: что есть форма и содержание в контексте государственного регулирования предпринимательской деятельности? Что понимается под термином «правовая форма»?

Равно как методы и средства государственного регулирования предпринимательской деятельности подразделяются на правовые и неправовые, так формы можно (хотя и условно) классифицировать на политические, организационные, экономические и правовые. Было бы правильно, на наш взгляд, говорить также о существовании (наряду с правовым) механизмов политического, организационного и экономического регулирования отношений.

Итак, форма - это внутренняя организация, способ связи элементов внутри системы. По поводу понятия правовой формы в юридической литературе высказано множество различных точек зрения. Термин «правовая форма» понимается как совокупность правовых норм (правовой институт), система права, система законодательства, норма права и др. Применительно к юридическим лицам используется понятие «организационно-правовые формы», к вещным правам - понятие «формы принадлежности имущества субъектам предпринимательской деятельности», к предпринимательским договорам - понятие «форма заключения».

Поэтому правовая форма, будучи способом связи элементов внутри системы (содержания), не дает этой системе рассыпаться; напротив, она (форма) упорядочивает и скрепляет правовые и неправовые явления.

Вряд ли можно согласиться с мнением тех ученых, которые не замечают условного характера в известном словосочетании «единство правовой формы и экономического содержания», что указанное единство сохраняет свою силу лишь в определенных границах, за пределами которых оно утрачивает свое значение. Форма и содержание - подвижные, переменные категории, что порождает порой разночтение в литературе,

В связи с этим принципиальным является вопрос: что есть форма и содержание в понятии «государственное регулирование предпринимательской деятельности»? Начнем с того, что предпринимательская деятельность - это содержание, государственное регулирование - форма.

Соответственно правовой формой государственного регулирования предпринимательской деятельности является прежде всего акт (плановый акт, целевая программа, разрешение, квота, лицензия, предписание и др.), с которым связываются предусмотренные законом последствия.

Как видно, здесь наблюдается так называемое удвоение формы (первая форма - государственное регулирование, вторая - акт). В действительности часто встречаются ситуации, когда экономическое содержание обслуживается несколькими правовыми формами либо когда происходит реальная замена содержания на форму, и наоборот.

И, конечно же, нельзя сводить многообразие правовых форм, используемых в процессе государственного регулирования предпринимательской деятельности, к одной форме: управленческому акту. Другой пример: правовой акт - типичная правовая форма, которая широко применяется на практике. Причем нормативный правовой акт и индивидуальное предписание представляют собой не только правовое средство.

С точки зрения соотношения формы и содержания правовой акт выступает в качестве правовой формы государственного регулирования предпринимательской деятельности. Иначе говоря, одно и то же правовое явление может быть одновременно и правовым средством, и правовой формой. В этом нет ничего противоречивого, взаимоисключающего.

Одним из направлений государственного регулирования рыночной экономики является государственная поддержка предпринимательства. Это вытекает из функций государства - создавать благоприятные условия для развития предпринимательства. Экономическая теория: учебно-методическое пособие / Под ред.Н.Г. Кузнецова, Ю.П. Лубнева. - Ростов-на-Дону: РИНХ, 2010. - С. 293

Под правовым обеспечением экономики предпринимательской деятельности, прежде всего, мы понимаем формирование правовой среды, в рамках который протекает экономическая деятельность. За последние годы приняты оказывающие положительное влияние на развитие предпринимательства такие важные институционально-правовые акты, как ГК РФ, АПК РФ, Таможенный кодекс, НК РФ (II часть, ряд глав), федеральные законы об АО, о производственных кооперативах, о конкуренции и организации монополистической деятельности на товарных рынках, о банках и банковской деятельности, о рынке ценных бумаг, о государственном регулировании внешнеторговой деятельности, о государственной поддержке малых предприятий и др.

Под основными направлениями государственного регулирования предпринимательской деятельности следует понимать те конкретные сферы, в которых государственное вмешательство в экономическую деятельность хозяйствующих субъектов является необходимым и правомерным для достижения баланса между интересами общества в целом и законными интересами хозяйствующих субъектов (субъектов предпринимательской деятельности).

Способы воздействия государства на предпринимательскую деятельность многогранны: государственный контроль, экономические рычаги воздействия, правовые механизмы поддержки предпринимательства. Так, к элементам правового режима предпринимательства относятся:

1) гарантированная законом самоорганизация и выбор форм хозяйствования;

2) свободное определение целей хозяйственной деятельности и средств их достижения;

3) самостоятельность в выборе партнеров, распоряжении средствами, имуществом, прибылью;

4) ответственность предпринимателей за соблюдение законов и иных правовых актов, определяющих правила участия в рыночных отношениях;

5) государственная поддержка предпринимательства, возможность юридической защиты законных интересов и прав предпринимателя. К ним также относятся программы развития предпринимательства, малого и среднего бизнеса, и обязанности центральных, региональных и местных органов в этой сфере.

Как отмечалось ранее, государством используются прямые и косвенные методы регулирования. К прямым правовым методам государственного регулирования относятся, например, государственная регистрация субъектов предпринимательской деятельности, лицензирование отдельных видов предпринимательской деятельности и т.д. К косвенным методам относятся, прежде всего, средства денежно-кредитной и бюджетной политики, прогнозирование и косвенное планирование, инструменты регулирования цен и т.п.

Субъекты хозяйственной деятельности легитимируются посредством государственной регистрации. Цели государственной регистрации: осуществление государственного контроля за ведением хозяйственной деятельности, в частности, за выполнением условий для занятия определенными видами деятельности; проведение налогообложения; получение государственных сведений статистического учета для осуществления мер регулирования экономики; предоставление всем участникам хозяйственного оборота, государственным органам власти и органам местного управления и самоуправления информации о субъектах хозяйственной деятельности. Деятельность субъектов хозяйствования является незаконной и запрещается без государственной регистрации.

Еще одним из элементов правового регулирования экономики является порядок прекращения предпринимательской деятельности путем реорганизации или ликвидации (добровольной или принудительной) субъектов хозяйственной деятельности. Государственная регистрация и прекращение предпринимательской деятельности может производиться только в порядке, определяемом законодательными актами.

Одним из важнейших способов государственного регулирования предпринимательства является лицензирование т.е. отдельными видами деятельности, перечень которых определяется законом, предприниматели могут заниматься только на основании специального разрешения (лицензии). Понятие, порядок лицензирования и перечень видов деятельности, требующих лицензирования, закреплены в ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности".

К приоритетным, направлениям правового обеспечения относят:

антимонопольное законодательство с признанием ряда естественных монополий и монопольное регулирование с сохранением государственных монополий на отдельные виды деятельности;

валютные ограничения в соответствии с Законом о валютном регулировании и валютном контроле;

регулирование тарифов и цен (в основном на продукцию и услуги естественных монополий);

патентное законодательство;

защиту прав потребителя;

государственные контракты;

экспорт товаров и технологий двойного назначения;

государственное содействие частному предпринимательству.

Необходимо отметить, что в системе таких регулирующих норм государственного воздействия на экономику "антимонопольное законодательство" имеет важнейшее значение. Новиков М.В. Государственное регулирование экономики: Конспект лекций / М.В. Новиков. - Таганрог: ТРТУ, 2010. - С. 16. Основной целью антимонопольного регулирования является предупреждение, ограничение и пресечение монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции, таким образом, он нацелено на создание благоприятных условий для конкурентной среды и развитие предпринимательства.

Самым опасным для рыночной экономики фактором является недобросовестная конкуренция. Конкуренция, являясь базовым механизмом рыночных отношений, побуждает хозяйствующих субъектов к соперничеству, что и способствует достижению наилучших экономических показателей.

Недобросовестная конкуренция разрушает этот механизм и государство принимает на себя функцию контроля за соблюдением "правил игры", прежде всего в форме недопущения монополий, средствами правового регулирования. Это не позволяет экономическому господству концентрироваться в одних руках, препятствует злоупотреблению монопольным положением и позволяет обеспечить открытость рынков. Для отечественной экономики, с ее высоким уровнем монополизации производства, антимонопольное регулирование становится главным условием перехода к цивилизованным рыночным отношениям.

Правовые основы поддержки конкуренции как особого направления деятельности государства заложены в Конституции РФ. Законодательной базой обеспечения конкуренции и ограничения монополистической деятельности служат, прежде всего, ФЗ "О защите конкуренции", ФЗ "О естественных монополиях".

Антимонопольная политика включает меры, препятствующие монополизации производства и торговли отдельными субъектами:

жесткий контроль над ценами предприятий-монополистов;

дезинтеграцию сверхкрупных управленческих, производственных и коммерческих структур;

поддержку конкуренции;

поощрение диверсификации;

антимонопольную экспертизу принимаемых законов.

Прямая поддержка предпринимательства включает в себя бюджетные субсидии и субвенции малому предпринимательству в приоритетных сферах и обслуживающим его организациям, а так же субсидирование процентной ставки и гарантии по кредитам малому бизнесу для обновления оборудования, приобретения и аренды недвижимости, учреждения филиалов, расширения и диверсификации производства, обновления ассортимента продукции, повышения квалификации кадров, развития экспорта и транспортно-логистической инфраструктуры, налоговые льготы.

Косвенная поддержка заключается в обязательном резервировании части государственного и муниципального заказа для малого предпринимательства, венчурное финансирование, а также административная и муниципальная реформа, развитие региональной рыночной и инновационной инфраструктуры (инкубаторы, технопарки и технополисы, информационные, консультационные, патентные, рекрутинговые, прокатные, транспортно-логистические, складские и распределительные и др. центры).

Проведение государственной политики по содействию развития товарных рынков и конкуренции, ограничению монополистической деятельности возложено на Федеральную антимонопольную службу. Задачи, функции и полномочия закреплены в Законе "О защите конкуренции". Этот нормативный акт определяет и основные направления государственного контроля за соблюдением антимонопольного законодательства и предусматривает санкции за нарушение требований. Немаловажную роль в антимонопольном регулировании играет ФЗ "О рекламе", где отображены положения о ненадлежащей рекламе и мерах по предотвращению недобросовестной конкуренции посредством ненадлежащей рекламы.

Одним из важных направлений государственного воздействия на предпринимательскую деятельность является политика ценообразования. Формы директивного государственного регулирования осуществляется путем установления: фиксированных цен (тарифов); предельных цен (тарифов); предельных коэффициентов изменения цен; предельных размеров снабженческо-бытовых и торговых надбавок; предельного уровня рентабельности; декларирования изменения цен.

Признавая необходимость свободного рыночного ценообразования, законодательство предусматривает определенные механизмы регулирования цен на товары и услуги. Например, Указ Президента РФ "О мерах по упорядочению государственного регулировании цен (тарифов)" и одноименное Постановления Правительства РФ. Речь идет, прежде всего, о регулировании цен на продукцию естественных монополий. Конкретным примером может служить ФЗ "О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в РФ".

Помимо рассмотренных выше направлений государственного регулирования предпринимательской деятельности, которые можно назвать основными, существуют и иные направления и формы правового обеспечения деятельности хозяйствующих субъектов. Это, прежде всего, формулирование правовых требований в области обеспечение качества товаров (работ, услуг), охрана окружающей среды, пожарной безопасности и иной безопасности, обеспечения санитарных и гигиенических норм и т.д. Так, в условиях рыночной экономики главным регулятором общественных отношений является рынок, который воздействует на интересы предпринимателей, заставляя их улучшать качество товара.

Правовое регулирование качества товаров, работ, услуг в современных условиях характеризуется общедозволительной направленностью и соответствует принципу свободы договора: условия о качестве определяются договором, кроме случаев, когда содержание условия предписано законом или иными правовыми актами. Принцип свободы договора при определении требований к качеству претерпевает ограничения в целях обеспечения публичных интересов, в частности, защиты прав потребителей. Эти ограничения закреплены в специальном законодательстве, обеспечивающем надлежащее качество товаров, работ и услуг.

К таким нормативным актам относятся, например, ФЗ "О качестве и безопасности пищевых продуктов, ФЗ "Об обращении лекарственных средствах". Однако, основную роль в регулировании данных отношений играет ФЗ "О техническом регулировании". Данный закон регулирует отношения, возникающие:

при разработке, принятии, применении и исполнении обязательных требований к продукции, процессам производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации;

при разработке, принятии, применении и исполнении на добровольной основе требований к продукции, процессам производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, выполнению работ или оказанию услуг; оценке соответствия.

Формой правового регулирования предпринимательской деятельности являются и стандартизация и подтверждение соответствия. Необходимо отметить также вопрос о защите прав потребителей. Основным источником является Закон РФ "О защите прав потребителей".

Актуальными представляются и многочисленные нормативные акты, устанавливающие экологические требования к возведению зданий, сооружений и ведению хозяйственной деятельности предпринимателей, проведению экологической экспертизы. Особо можно обратить внимание на ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" и требования к деятельности предпринимателей, предусмотренные этим законом.

Таким образом, государственное регулирование экономики - это процесс воздействия государства на хозяйственную жизнь общества и связанные с ней социальные процессы, в ходе которого реализуется экономическая и социальная политика государства. Реализация целей государственного регулирования рыночной экономики на практике обеспечивается с помощью различных методов воздействия на субъекты хозяйствования. Различают прямые и косвенные методы государственного управления экономикой и соответственно административные и экономические средства государственного регулирования экономики имеют единые цели и задачи и всегда облекаются в соответствующую правовую форму.

Правовые методы следует рассматривать в качестве одного из основных средств государственного регулирования экономики, которая заключается в формировании правовой базы экономической, предпринимательской деятельности. Без правовых норм невозможно применение административных и экономических средств государственного регулирования. Любые средства, будь то административные или экономические, не могут быть применены вне правовой формы их существования.

тельствует о его актуальности и целесообразности применения в настоящее время.

В современной России именно инструменты государственно-частного партнерства становятся главным, а иногда и единственным источником реализации крупных экономически и социально важных проектов, а также повышения инвестиционной привлекательности многих сложных проектов в инфраструктурных отраслях и сфере топливноэнергетического комплекса.

Таким образом, опыт ГЧП, успешно применяемый в мировой практике, необходимо адаптировать с учетом особенностей российской экономики и использовать как универсальный инструмент реализации общественно значимых региональных проектов в широком спектре приоритетных направлений социально-экономической политики.

1. Смит А. Исследования о природе и причинах богатства народов. Петрозаводск, 1993.

2. Амунц Д.М. Государственно-частное партнерство // Справочник руководителя учреждения культуры. 2005. № 12.

3. Варнавский В.Г. Партнерство государства и частного сектора: формы, проекты, риски. М., 2005.

4. Варнавский В.Г. Партнерство государства и частного сектора: теория и практика // Миро-

вая экономика и международные отношения. 2002. № 7.

5. Татаркин А.И., Романова О.А., Лаврикова Ю.Г. Теоретические основы государственно-частного партнерства // Бизнес, менеджмент и право. 2009. № 13.

6. Варнавский В.Г. Государственно-частное партнерство: некоторые вопросы методологии // Вестник Института экономики РАН. 2009. № 3.

7. Бутенко Я.В. Частно-государственное партнерство: эффективный инструмент взаимодействия // Проблемы теории и практики управления. 2008. № 7.

8. Варнавский В.Г. Государственно-частное партнерство в России: проблемы становления // Отечественные записки. 2004. № 6.

9. О концессионных соглашениях: федеральный закон от 21.07.2005. № 115-ФЗ. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».

10. Федоров Е.А. Государственно-частное партнерство - универсальный механизм развития экономики // Бизнес, менеджмент и право. 2009. № 13.

Поступила в редакцию 17.11.2009 г.

Cheremuhin S.A. State-private partnership: development tendencies. In the article the subject of state-private partnership is revealed, features of its formation and development abroad are investigated. Conditions of effective state-private partnership and specificity of its development in Russia are discovered.

Key words: state-private partnership; effective partnership.

УДК 330.191.6+330.012.22

ОСНОВНЫЕ ЗАДАЧИ И ПРИНЦИПЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

© И.М. Минчаков

В статье рассмотрены цели, задачи и принципы государственного регулирования предпринимательской деятельности. Обозначены направления государственного регулирования предпринимательства.

Ключевые слова: цели и задачи государственного регулирования; принципы государственного регулирования.

Государственное регулирование предпринимательства является важнейшим инструментом создания комфортных условий для успешной деятельности предпринимательских структур, обеспечения высоких темпов экономического роста и повышения уровня социально-экономического развития страны.

Целью государственного регулирования предпринимательской деятельности является создание определенных условий, обеспечивающих нормальное функционирование экономики в целом и стабильное участие предпринимателей страны в международном разделении труда, и получение от этого опти-

мальных выгод. Правительство каждой страны, безусловно, имеет свои собственные цели на каждом конкретном этапе и добивается их решения доступными ему методами и средствами применительно к складывающейся экономической ситуации в своей стране и в мировом хозяйстве. Поэтому цели и задачи государственного регулирования подвержены изменениям, между тем как механизм регулирования достаточно хорошо отработан, хотя и имеет особенности в каждой отдельно взятой стране .

В обобщенном виде в задачи государственного регулирования входят:

Разработка, принятие и контроль законодательства, обеспечивающего правовую основу и защиту интересов предпринимателей;

Повышение эффективности государственного регулирования и снижение соответствующих издержек;

Ослабление прямых форм вмешательства и бюрократического контроля над деятельностью предприятий;

Создание условий для свободной и добросовестной конкуренции на рынке, свободного перемещения товаров на внутреннем и внешнем рынках, контроль над соблюдением правил конкуренции;

Обеспечение товарно-денежного и бюджетного равновесия посредством финансовой, налоговой, процентной политики и управления денежной эмиссией;

Сочетание текущих и перспективных направлений развития экономики: структурно-инвестиционной политики и научно-технической политики;

Содействие долговременному росту накопления капиталов и стабильному развитию, сдерживание инфляции экономическим путем, снятие ограничений административного регулирования хозяйственной сферы деятельности;

Обеспечение свободного передвижения рабочей силы и соблюдения норм трудового законодательства, регулирование частного найма и порядка оплаты труда;

Поддержание социального равновесия и приемлемого для большинства населения уровня дифференциации и распределения доходов.

Характеризуя государственное регулирование экономики в современных условиях,

прежде всего, необходимо отметить, что центр тяжести в этом регулировании переместился к активному участию государства в организационно-хозяйственном регулировании производства. Его основными задачами являются:

Осуществление структурной перестройки производства, что предполагает создание новых отраслей, ориентированных на экспорт, модернизацию традиционных отраслей и приспособление их продукции к требованиям мирового рынка, переориентацию отдельных видов производств на мировые рынки в рамках международной специализации;

Повышение конкурентоспособности продукции экспортных отраслей и отдельных видов производств;

Поиск и использование возможностей долгосрочного обеспечения производства гарантированными источниками поступления сырья, топлива, полуфабрикатов;

Укрепление положения в приоритетных и наиболее прогрессивных отраслях экономики, ориентация их на обслуживание экспортного производства;

Пересмотр форм связей между краткосрочными и долгосрочными мерами правительственной политики, традиционное воздействие на конъюнктуру, основанное на регулировании спроса, которое все теснее переплетается с мерами государственного регулирования внешнеэкономических связей;

Использование мер воздействия на процесс концентрации в ведущих отраслях экономики, в т. ч. специализированных на экспорт, осуществление мероприятий, направленных на укрепление организационной структуры крупных фирм, развитие новых форм связей между ними.

Государственное регулирование предпринимательства осуществляется в соответствии с принципами, являющимися частью объективно существующих общих принципов управления государством, закрепленных в действующем законодательстве: закон-

ность, гуманность, целесообразность, справедливость, сочетание государственного регулирования и независимости субъектов предпринимательства, взаимная ответственность государства и хозяйствующих субъектов, соблюдение баланса интересов государства и предпринимателя, ограниченность

числа субъектов государственного регулирования .

Принцип законности - всеобъемлющий правовой принцип. Он распространяется на все формы правового регулирования, адресован всем субъектам права. Главное в содержании этого принципа - требование строжайшего соблюдения законов и основанных на них подзаконных актов. Законность государственного регулирования предпринимательства означает, что его меры соответствуют действующему законодательству, применяются в установленном законом порядке. Достаточное количество качественных правовых норм, наряду с высоким уровнем их исполнения всеми субъектами правоотношений, является основой для обеспечения режима законности деятельности хозяйствующих субъектов. Принцип законности - основа функционирования как государства в целом, так и предпринимательской деятельности в частности.

Принцип целесообразности государственного регулирования предпринимательства заключается в том, что оно должно использоваться только тогда, когда с его помощью те или иные проблемы в развитии предпринимательства могут быть решены и когда отрицательные последствия его применения не превосходят достигаемого с его помощью положительного эффекта. Целью применения государственного регулирования является создание препятствий нарушениям правовых норм.

Содержание мер государственного регулирования подчинено принципу справедливости. Справедливость относится к числу общих принципов права, является руководящим началом правового регулирования. Справедливость государственного регулирования обеспечивается тем, что нормы права закрепляют равенство субъектов хозяйствования перед законом, и выражается в соответствии объема регулирующего воздействия характеру правонарушения, в их соразмерности.

Следующий принцип государственного регулирования предпринимательства - взаимная ответственность государства и хозяйствующих субъектов. При этом основным субъектом обеспечения безопасности предпринимательской деятельности юридически признается государство, осуществляющее функции в этой области через органы зако-

нодательной, исполнительной и судебной властей. Государство должно обеспечивать не только безопасность каждого человека, но и давать гарантии в обеспечении безопасности предпринимательской деятельности.

Сегодня положения Конституции РФ обеспечивают гарантии предпринимательской деятельности. Определяющее значение имеют нормы ст. 35 в Конституции, поскольку в ней содержатся сразу три важнейшие гарантии предпринимательской деятельности: никто не может быть лишен своего имущества иначе как по решению суда, принудительное отчуждение имущества для государственных нужд может быть произведено только при условии предварительного и равноценного возмещения; право наследования гарантируется. Конституция решает главную экономико-правовую проблему -проблему собственности. Термин «собственность» и ее формы в Конституции понимаются как формы хозяйствования, осуществляемые различными субъектами. Кроме того, ряд конституционных положений обеспечивает единое экономическое и правовое пространство в стране.

Принципиальное значение имеют положения Конституции, провозгласившие Россию социальным государством, политика которого, в т. ч. и в области экономики и предпринимательства, служит созданию условий для достойной жизни и свободного развития человека, а его права и свободы объявляются высшей ценностью.

Важное значение имеет принятие ряда таких законов, как Закон «Об акционерных обществах», новые редакции законов «О Центральном банке Российской Федерации», «О банках и банковской деятельности», установившие современные основы регулирования банковской системы страны, новая редакция Таможенного кодекса, федеральные законы о международных договорах, соглашениях о разделе продукции и ряд других нормативных актов.

Для развития конкуренции как одного из главных направлений становления цивилизованных условий предпринимательской деятельности важным является правовое обеспечение развития конкурентной среды и борьба с недобросовестной конкуренцией. Постановление Правительства РФ «О государственной программе демонополизации

экономики и развитии конкуренции на рынках Российской Федерации (основные направления и первоочередные меры)» определило два направления работ: правовое обеспечение конкуренции и разработка программ демонополизации и развития конкуренции. Следует отметить, что законодательство России отображает особенности ее экономики, специфику правовой системы:

Наряду с ограничениями монополистической деятельности предпринимателей -хозяйствующих субъектов предусматриваются меры к пресечению государственного монополизма - монополистических действий (актов, соглашений) органов государственной власти и управления,

Наряду с запрещением совершения монополистических действий и введением ответственности за это предусматриваются различные меры по поддержке развития мелких и средних предприятий, разукрупнения монополистических структур.

С началом проведения реформ неотложной практической задачей стала проблема создания нормативно-правовой базы несостоятельности хозяйствующих субъектов. Значение института несостоятельности заключается в том, что на его основе из гражданского оборота исключаются неплатежеспособные субъекты, а это ведет к оздоровлению рынка, повышению безопасности функционирования субъектов хозяйствования. Соответствующий механизм дает также возможность предприятиям и предпринимателям реорганизовать свои дела и вновь достичь финансовой стабильности, а также определяет порядок равномерного распределения имущества должника между всеми его кредиторами. Первые шаги в этом направлении были сделаны принятием Закона «О предприятиях и предпринимательской деятельности» (1990), а затем Закона «О несостоятельности (банкротстве) предприятий» (1993). Практика использования последнего закона выявила его слабые стороны: он морально устарел с принятием нового Гражданского кодекса, который ввел во многом новый понятийный аппарат; ряд базовых положений закона оказались трудноприменимыми на практике.

Решительно изменить среду обитания субъектов предпринимательской деятельности, сделать ее более безопасной, призван

Закон «О несостоятельности (банкротстве)». В то же время продолжают оставаться неурегулированными отношения, касающиеся несостоятельности (банкротства) хозяйствующих субъектов в отдельных и весьма важных сферах экономики, в частности казенных предприятий. Существенно отличается от общепринятого механизм банкротства кредитных организаций.

Хозяйственным законодательством Российской Федерации в качестве основополагающих принципов предпринимательской деятельности определены инициативность и самостоятельность хозяйствующих субъектов. Предприятие самостоятельно планирует свою деятельность на основе заключенных с поставщиками и покупателями договоров, опираясь на спрос и конъюнктуру рынка, распоряжается прибылью. Вместе с тем самостоятельность предприятия не может быть безграничной без государственного контроля, регулирования, координирующего воздействия.

Большое значение на практике приобретают гарантии предпринимательской деятельности. Одна из них - запрещение вмешательства государства и его органов в деятельность предприятия, кроме как по определенным законодательством основаниям и в пределах установленных полномочий.

В условиях рыночных отношений органы управления вместо планирования «сверху», доведения заданий и жесткого контроля за их исполнением осуществляют воздействие на экономику через кредитование, систему налогов, политику цен, сертификацию товаров (работ, услуг), недопущение (ограничение) монопольного положения отдельных предпринимателей на рынке и недобросовестной конкуренции. Предприниматели все более ощущают необходимость четких и легитимных хозяйственных связей с ними. Однако установленный порядок взаимоотношений зачастую нарушается не только предпринимателями, но и органами государственного управления и местного самоуправления.

Запреты органам власти и управления вмешиваться в ту сферу предпринимательской деятельности, в которой право принятия решений принадлежит исключительно предпринимателям, нередко нарушаются. Принятие властными органами нормативных актов

с превышением своей компетенции приводит к нарушению прав и законных интересов предприятий. Поэтому все больше возрастает роль правового регулирования как самой предпринимательской деятельности, так и контрольных функций государства, органов управления. Законодательством, в т. ч. и новым ГК РФ, не только установлены запреты на вмешательство в хозяйственную деятельность предприятий, но и предусмотрены неблагоприятные последствия таких действий государственных органов: признание в судебном порядке властного акта государственного или иного органа, принятого с нарушением законодательства, недействительным (полностью или частично); непридание судом правовой силы такому акту; взыскание в судебном порядке убытков, причиненных предпринимателю неправомерными действиями (бездействием) государственного или иного органа.

Существующая правовая система России все еще не может обеспечить защиту прав и интересов предпринимателей. Официальное право оказалось оторванным от реальных процессов, происходящих в социально-экономической жизни России. Именно поэтому большая часть экономической, в т. ч. предпринимательской, деятельности осуществляется за ее пределами. «Вакуум права», отсутствие эффективных правовых норм, поддерживающих современные социально-экономические процессы, с одной стороны, приводят к правовому нигилизму, недоверию людей к государству вообще. С другой стороны, этот «вакуум» быстро заполняется неформальными и, как правило, незаконными методами ведения деятельности и разрешения споров.

Для обоснованного определения направлений первоочередного внимания государства к предпринимательству следует обратиться к принципам предпринимательской деятельности. Отталкиваясь от их сути, можно выделить следующие направления приоритетного приложения усилий:

1) стимулирование развития передовых технологий, обеспечивающих конкурентный уровень средств и технологий производства (включая интеллектуальные управленческие технологии) с целью повышения интенсивности, качества и, в целом, эффективности производственного процесса;

2) развитие соответствующих образовательных и обучающих программ, программ

информационной и консультационной поддержки;

3) развитие конкурентной среды, стимулирующей процессы своевременного запуска процедур санации и банкротства с целью освобождения «места под солнцем» для более эффективных предприятий (т. е. обеспечение необходимых условий для более эффективного разделения труда «по горизонтали» (следствие принципа 2);

4) развитие взаимовыгодных и хорошо согласованных отношений между различными уровнями по вертикали (город/район, регион, центр), стимулирующих их взаимно эффективное партнерство в области создания нормативно-правовой базы, исключающей противоречия и разрывы на различных уровнях - для более эффективного разделения труда «по вертикали»;

5) развитие комплекса внешних инфраструктурных условий (как физических -коммуникации, связь, производственные мощности, так и не физических - политических, правовых, экономических, социальных, культурных, технологических).

Таким образом, данные аспекты фокусируются, в первую очередь, на непрямых стимулирующих формах поддержки. Потому как в условиях привлекательной стимулирующей среды развития предпринимательства и доверия бизнеса и населения государству финансовые потоки начнут генерироваться не извне (региона или страны), а из внутренних «точек роста». Соответственно, привлечение уже затем внешних финансовых потоков будет осуществляться не на условиях подачек и подаяний, но кооперации, партнерства и добросовестной конкуренции.

Отметим те аспекты, развитие которых позволит государству наиболее эффективно регулировать предпринимательство и создаст оптимальные условия для его развития в России:

1) формирование инфраструктуры развития предпринимательства;

2) нормативно-правовое обеспечение предпринимательства;

3) развитие прогрессивных финансовых технологий;

4) научно-методическое и кадровое обеспечение предпринимательства (организация подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров для малых

предприятий), взаимодействие со средствами массовой информации и пропаганда предпринимательской деятельности;

5) создание льготных условий использования субъектами предпринимательства государственных финансовых, материальнотехнических и информационных ресурсов, а также научно-технических разработок и технологий;

6) становление упрощенного порядка регистрации субъектов предпринимательства, лицензирования их деятельности, сертификации их продукции, представления государственной статистической и бухгалтерской отчетности;

7) международное сотрудничество в сфере предпринимательства - поддержка внешнеэкономической деятельности субъектов предпринимательства, включая содейст-

вие развитию их торговых, научно-технических, производственных, информационных связей с зарубежными государствами.

1. Гольдштейн Г.Я. Основы менеджмента. Таганрог, 2003.

2. Джобава Н.А. Государственное регулирование малого предпринимательства. СПб., 2004.

3. URL: http://www.lawmix.ru

Поступила в редакцию 6.10.2009 г.

Minchakov I.M. The primary goals and principles of state regulation of enterprise activity. In the article purposes, problems and principles of state regulation of enterprise activity are considered. Directions of state regulation of entrepreneurship are marked.

Key words: goals and purposes of state regulation; state regulation principles.

УДК 330.191.6+330.012.22

ТЕНДЕНЦИИ И ЗАКОНОМЕРНОСТИ УСТОЙЧИВОСТИ РАЗВИТИЯ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКИХ СТРУКТУР В УСЛОВИЯХ ЭКОНОМИЧЕСКОГО КРИЗИСА

© С.М. Медведев

Автор показывает взаимосвязь между тенденциями и закономерностями устойчивости развития предпринимательских структур, отмечает, что развитие предпринимательских структур представляет собой процесс взаимодействия противоположностей, тенденций и закономерностей, вытекающих из характеристик этих противоречий, что в итоге проявляется как устойчивость развития. Тенденциями в статье выступает усиление негативного влияния внешних факторов и положительного влияния внутренних факторов во время протекания экономического кризиса; закономерностью - нарушение динамического равновесия между составляющими устойчивости развития.

Ключевые слова: предпринимательская структура; тенденции устойчивости развития; закономерности устойчивости развития; экономический кризис; противоречия развития предпринимательской структуры; внутренние и внешние факторы.

Теория устойчивости развития предпринимательской структуры возникла как попытка осмыслить кризисные явления, возникающие во время процесса развития хозяйствующих субъектов, и предложить средства его преодоления. Западные и отечественные ученые - представители данной теории -предполагают, что кризис преодолеть можно, сознательно контролируя развитие предпринимательской структуры .

Объективные экономические процессы, неравномерность развития предпринимательских структур способствовали сущест-

венному возрастанию роли исследования закономерностей и тенденций устойчивости развития предпринимательских структур и разработке эффективных систем управления.

Развитие любой экономической системы, в т. ч. предпринимательских структур, представляет собой процесс взаимодействия противоположностей, тенденций и закономерностей, вытекающих из характеристик этих противоречий, что в итоге проявляется как устойчивость развития.

Устранение одних противоречий приводит к возникновению следующих, этот про-