Предпринимательское право. Шпаргалки Антонов А. П.

28. Антимонопольное регулирование предпринимательской деятельности

Правовой основой демонополизация является антимонопольное законодательство.

Монополистическая деятельность – действия (бездействие) хозяйствующих субъектов, направленные на ограничение или устранение конкуренции, повышение цен.

Закон РСФСР «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках» от 22 марта 1991 г., в редакции Закона от 25 мая 1995 г. определил юридические правила конкуренции, т. е. состязательности предпринимателей на товарных рынках.

Именно конкуренция ограничивает возможности каждого отдельного предпринимателя негативно воздействовать на общие условия товарного рынка, стимулирует производство тех товаров и услуг, которые требуются потребителю.

Закон определяет доминирующее положение как исключительное положение хозяйствующего субъекта на рынке определенного товара, дающее ему возможность оказывать решающее влияние на конкуренцию, затруднять доступ на рынок другим хозяйствующим субъектам или иным образом ограничивать свободу их экономической деятельности.

Действующее законодательство РФ устанавливает для предприятий-монополистов целый ряд ограничений и неблагоприятных последствий, в том числе регулирование цен на их продукцию и ее сбыта.

Предприятие признается монополистом с момента включения его в Государственный реестр предприятий-монополистов РФ.

Закон об антимонопольной деятельности не определил порядок и критерий включения в Госреестр предприятий РФ. Этот порядок определен Положением «О государственном реестре РСФСР объединений и предприятий-монополистов, действующих на товарном рынке», утвержденным Антимонопольным комитетом Российской Федерации. За критерий отнесения предприятий к предприятиям-монополистам принято лишь доминирующее положение предприятия на республиканском или местном товарном рынке.

Законом запрещаются действия хозяйствующего субъекта, занимающего доминирующее положение, которые имеют или могут иметь своим результатом существенное ограничение конкуренции и (или) ущемление интересов других хозяйствующих субъектов или граждан.

Из книги Уголовный кодекс РФ автора Законы РФ

Статья 289. Незаконное участие в предпринимательской деятельности Учреждение должностным лицом организации, осуществляющей предпринимательскую деятельность, либо участие в управлении такой организацией лично или через доверенное лицо вопреки запрету, установленному

Из книги Предпринимательское право автора Смагина И А

Из книги Административное право России в вопросах и ответах автора Конин Николай Михайлович

Из книги Уголовное право Особенная часть автора Питулько Ксения Викторовна

Из книги Аренда автора Семенихин Виталий Викторович

Из книги Энциклопедия юриста автора Автор неизвестен

Из книги Предпринимательское право. Шпаргалки автора Антонов А. П.

Из книги История предпринимательства в России. Хрестоматия автора Тимофеева Алла Александровна

Из книги автора

3. Антимонопольное государственное регулирование Важным условием и необходимой предпосылкой становления и прогрессивного развития эффективной системы рыночной экономики является всемерное развитие конкуренции при одновременной решительной борьбе с различными

Из книги автора

1. Воспрепятствование законной предпринимательской деятельности Объектом преступления являются законные права и интересы субъектов предпринимательской деятельности. Часть 1 ст. 2 ГК РФ устанавливает, что предпринимательской является самостоятельная, осуществляемая

Из книги автора

Из книги автора

Из книги автора

7. Нормативные акты предпринимательской деятельности Любая отрасль права основывается на совокупности норм соответствующего законодательства. Нормы, регулирующие предпринимательскую деятельность, могут быть закреплены в законах и в подзаконных нормативных актах.

Из книги автора

21. Государственное регулирование предпринимательской деятельности Основой всей предпринимательской деятельности в России является инициативность и самостоятельность ее участников. Эти принципы закреплены в действующем законодательстве. Однако самостоятельность

Из книги автора

103. Государственное регулирование предпринимательской деятельности в строительстве Предпринимательская деятельность (и строительная в том числе) не может осуществляться в полной мере без государственного регулирования. Оно необходимо для того, чтобы не потерять

Из книги автора

Закон о предприятиях и предпринимательской деятельности 25 декабря 1990 г.РОССИЙСКАЯ СОВЕТСКАЯ ФЕДЕРАТИВНАЯ СОЦИАЛИСТИЧЕСКАЯ РЕСПУБЛИКА(Извлечение)Закон определяет общие правовые, экономические и социальные основы создания предприятий в условиях многообразия форм

Конкурентное право (антимонопольное право ) - совокупность правовых норм, нормативных актов, направленных на ограничение свободы предпринимательской деятельности и свободы договора экономически влиятельных компаний. Наиболее часто ограничения затрагивают создание картелей или других механизмов поддержания цен и раздела рынков; крупные слияния и действия, которые могут существенно увеличить возможность продавца влиять на цену. На данный момент антимонопольные законы существуют в большинстве стран мира.

По мнению сторонников антимонопольного законодательства, оно защищает экономические интересы потребителей и способствует экономическому развитию. По мнению противников, антимонопольное законодательство является системой нарушения прав собственности и нередко или даже обычно приводит к негативным последствиям для потребителей и экономики в целом.

Основой российского антимонопольного законодательства является Федеральный закон РФ «О защите конкуренции». Закон содержит ограничения свободы предпринимательской деятельности и свободы договора для хозяйствующих субъектов, которые занимают доминирующее положение. Наличие последнего устанавливается на основе определения доли компании в общих продажах на рынке или определения совокупной доли, которую занимают на рынке несколько крупнейших (в смысле объема продаж) компаний.

Таким субъектам при некоторых исключениях запрещается:

1) установление, поддержание монопольно высокой или монопольно низкой цены товара;

2) изъятие товара из обращения, если результатом такого изъятия явилось повышение цены товара;

3) навязывание контрагенту условий договора, невыгодных для него или не относящихся к предмету договора;

4) экономически или технологически не обоснованные сокращение или прекращение производства товара, если на этот товар имеется спрос или размещены заказы на его поставки при наличии возможности его рентабельного производства;

5) экономически или технологически не обоснованные отказ либо уклонение от заключения договора с отдельными покупателями (заказчиками) в случае наличия возможности производства или поставок соответствующего товара;

6) экономически, технологически и иным образом не обоснованное установление различных цен (тарифов) на один и тот же товар, если иное не установлено федеральным законом;

7) установление финансовой организацией необоснованно высокой или необоснованно низкой цены финансовой услуги;

8) создание дискриминационных условий;

9) создание препятствий доступу на товарный рынок или выходу из товарного рынка другим хозяйствующим субъектам;

10) нарушение установленного нормативными правовыми актами порядка ценообразования.

Наряду с этим федеральный закон «О защите конкуренции» вводит контроль за слияниями организаций, продажей и покупкой крупных пакетов акций компаний, а также запрет на согласование цен между хозяйствующими субъектами, раздел рынка и некоторые другие практики.

№19.Дееспособность гражданина: понятие и содержание. Дееспособность малолетних. Дееспособность несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет. Эмансипация.

Гражданская дееспособность – это способность гражданина своими действиями приобретать и осуществлять гражданские права, создавать для себя гражданские обязанности и исполнять их (п.1 ст.21). Дееспособность включает в себя: сделкоспособность (способность к совершению сделок) и деликтоспособность (способность нести ответственность за неправомерные действия). Дееспособность не является естественным свойством человека, она предоставляется законом и является юридической категорией. ГЗ устанавливает ее неотчуждаемость и невозможность ее ограничения по воле гражданина (ч.3 ст.22). Принудительное ограничение дееспособности может происходить только в случаях и в порядке установленном законом (ч.1 ст. 22).

Дееспособность, как и правоспособность, является субъективным правом гражданина. Если правоспособность составляет права и обязанности, которые ФЛ может иметь, то дееспособность есть предоставленная гражданину законом возможность реализации своей правоспособности собственными действиями.

В отличии от правоспособности, которая в равной степени принадлежит всем гражданам, дееспособность граждан не может быть одинаковой. Для того чтобы приобретать права, осуществлять их собственными действиями, принимать на себя и исполнять обязанности человек должен достичь определенного возраста и обладать психическим здоровьем. ГЗ различает несколько видов дееспособности:

а) полная дееспособность – способность гражданина в полном объеме своими действиями приобретать и осуществлять любые допускаемые законом ГП, принимать на себя и исполнять любые ГО. Наступает по достижении гражданином 18 лет (п.1 ст.21). Имеется 2 исключения: лицо, вступившее в порядке исключения в брак до достижения 18 лет, приобретает полную дееспособность со времени вступления в брак (п.2 ст.21); эмансипация.

б) дееспособность несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет – ее объем достаточно широк. Они могут приобретать ГП и создавать для себя ГО самостоятельно (в указанных законом случаях), либо с письменного согласия своих представителей (родителей, усыновителей или попечителей). Согласие может выражаться и в последующем одобрении сделки. Несовершеннолетние в возрасте от 14 до 18 лет праве самостоятельно (п.2. ст.26): распоряжаться своими заработком, стипендией и иными доходами; осуществлять права автора произведения науки, литературы или искусства, изобретения или иного охраняемого законом результата своей интеллектуальной деятельности; в соответствии с законом вносить вклады в кредитные учреждения и распоряжаться ими; совершать мелкие бытовые сделки и иные сделки (п.2. ст.28). По достижении 16 лет несовершеннолетние вправе быть членами кооперативов в соответствии с законом. Они считается деликтоспособными, т.е. сами отвечают за имущественный вред, причиненный их действиями. Обладают правом составлять завещания (ст.534).

в) дееспособность несовершеннолетних в возрасте от 6 до 14 лет – малолетние вправе самостоятельно совершать: мелкие бытовые сделки; сделки, направленные на безвозмездное получение выгоды, не требующие нотариального удостоверения либо государственной регистрации; сделки по распоряжению средствами, предоставленными законным представителем или с согласия последнего третьим лицом для определенной цели или для свободного распоряжения. Другие сделки от их имени осуществляют их родители, усыновители или попечители. За вред причиненный малолетним отвечают их представители, если не докажут, что вред возник не по их вине, то есть малолетние не признаются деликтоспособными. До 6 лет дети полностью недееспособны.

Несовершеннолетний, достигший 16 лет, согласно ст.27, может быть объявлен полностью дееспособным, если он работает по трудовому договору, в т.ч. по контракту, или с согласия родителей, усыновителей или попечителей, занимается предпринимательской деятельностью и зарегистрирован в качестве предпринимателя. Юридический акт объявления несовершеннолетнего полностью дееспособным называется эмансипацией, и производится по решению органа опеки и попечительства, с согласия родителей, усыновителей или попечителей, а при отсутствии согласия – по решению суда.


Похожая информация.


Конкуренция означает состязательность участников рынка, когда их действия позволяют ограничивать возможность каждого из них односторенное воздействовать на рынок.

Противоположностью конкуренции выступает монополия, когда действия узкого круга участников рынка позволяют ограничивать и препятствовать конкуренции на рынке.

Конкуренция разрешена законом, а монополистическая деятельность запрещена, поэтому на поддержание конкуренции и ограничение монополии и направлена политика антимонопольного законодательства.

Основные нормы антимонопольного регулирования экономики содержатся в федеральном законе "О защите конкуренции на рынке финансовых услуг", а также в нормативных актах Центрального банка РФ и федеральных органов исполнительной власти.

Виды монополистической деятельности

Монополистическая деятельность — это злоупотребление хозяйствующим субъектом своим доминирующим положением на рынке или нарушение установленных норм антимонопольного законодательства.

1. Злоупотребление хозяйствующим субъектом доминирующим положением на рынке. Доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта на рынке аналогичных товаров, если доля его товаров превышает 50% .

Злоупотребление доминирующим положением проявляется в:
  • Изъятии товаров из обращения для создания дефицита
  • Навызывание контагенту невыходных условий договора, и включение в договор дискриминирующих условий и положений.
  • Создание препятствий для выхода на рынок других хозяйствующих субъектов

2. Согласованные действия хозяйствующих субъектов, ограничивающие конкуренцию.

Запрещаются и признаются недействительными соглашения хозяйствующих субъектов, имеющих в совокупности долю на рынке определенного товара более 35%, если такие соглашение ведут к ограничению конкуренции. К таким соглашениям могут относятся: установление цен, тарифов, скидок и надбавок, раздел рынка по территориальному признаку, объему продаж или кругу продавцов.

3. Акты , действия и согласованные действия органов власти , направленные на ограничение конкуренции.

Федеральным органам исполнительной власти, органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, Ценратральному банку РФ и государственным внебюджетным фондам запрещено осуществлять действия по ограничению или устранению конкуренции, такие как: введение ограничений на деятельность хозяйствующих субъетов в какой-либо сфере и установление запретов на осуществление отдельных видов деятельности или препятствие свободному перемещению товаров по территории РФ.

Формы недобросовестной конкуренции

1. Распространение ложных или искаженных сведений, способствующих причинить убыток другому хозяйствующему субъекту либо нанести ущерб его деловой репутации.

2. Введение потребителя в заблюждение относительно потребительских качеств товара, места и способа его изготовления.

3. Незаконное получение, использование и разглашение информации, составляющей коммерческую тайну.

Проведение государственной политики по содействию товарным рынкам и конкуренции, предупреждению, ограничению и пресечению монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции осуществляется федеральным антимонопольным органом — Федеральной антимонопольной службой .

Предварительный контроль

Требуется согласие антимонопольного органа:

1. На создание, реорганизацию или слияние коммерческих организаций если при слиянии суммарная стоимость активов превысит 3 млрд.руб или суммарная выручка за прощедший год превышает 6 млрд.руб либо если одна из организаций включена в реестр.

2. На совершение сделок с акциями, имуществом или другими правами, если суммарная стоимость активов по группе лиц, приобретающих акции, права или имущество первышает 3 млрд.руб или если их суммарная выручка превышает 6 млрд.руб за последний год.

Последующий контроль

Предусматривает направление в антимонопольный орган сведений при создании путем слияния коммерческих организаций, если суммарная стоимость активов по последним балансам или суммарная выручка за календарный год, предшествующий слиянию превышает 200 млн.рублей.

Понятие конкуренции и монополистической деятельности

Конкуренция является необходимой предпосылкой рыночной экономики. Она означает состязательность участников рынка, когда их самостоятельные действия эффективно ограничивают возможность каждого из них односторонне (монопольно) воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке. Противоположностью конкуренции выступает монополистическая деятельность, представляющая собой действия участников рынка, противоречащие антимонопольному законодательству и направленные на недопущение, ограничение или устранение конкуренции.

Конкуренция разрешена законом, а монополистическая деятельность запрещена.

На поддержание конкуренции и ограничение монополистической деятельности и направлено антимонопольное законодательство.

К источникам антимонопольного законодательства относится Конституция РФ, ст. 8, которая устанавливает в Российской Федерации единство экономического пространства, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств; поддержку конкуренции, свободу экономической деятельности.

Антимонопольные нормы содержатся в ст. 10, п. 2.3, ст. 57, п. 1, ст. 103 Гражданского кодекса РФ; в Законе РСФСР от 22 марта 1991 г., "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках" с изменениями от 25 мая 1995 г., 6 мая 1998 г., 2 января 2000 г.; ФЗ РФ от 23 июня 1999 г. "О защите конкуренции на рынке финансовых услуг", указах Президента РФ, постановлениях и распоряжениях Правительства. Рынок финансовых услуг регулируется нормативными актами Центрального банка РФ и федеральных органов исполнительной власти, осуществляющими регулирование на рынке финансовых услуг.

Виды монополистической деятельности

Нормальному развитию предпринимательства препятствует монополистическая деятельность предпринимателей (хозяйствующих субъектов) как вид правонарушения. Согласно ст.4 Закона о конкуренции, монополистическая деятельность – это действия (бездействия) хозяйствующих субъектов, которые противоречат антимонопольному законодательству и направлены на недопущение, ограничение или устранение конкуренции.

Видами монополистической деятельности являются:

1. Злоупотребление хозяйствующим субъектом доминирующим положением на рынке (ст. 5 Закона о конкуренции). Доминирующее положение хозяйствующего субъекта означает его господство на товарном рынке аналогичных товаров, если его доля товара составляет 65% и более (ст. 4 Закона о конкуренции в ред. 1998 г.). Не может быть признано доминирующим положение хозяйствующего субъекта, доля которого на рынке определенного товара не превышает 35%.

Злоупотребление хозяйствующих субъектов доминирующим положением на рынке выражается в том, что антимонопольное законодательство запрещает им совершать такие действия, как: изъятие товаров из обращения для создания дефицита на рынке; навязывание контрагенту невыгодных для него условий договора; включение в договор дискриминирующих условий, ставящих контрагента в неравное положение по сравнению с другими хозяйствующими субъектами; согласие заключить договор лишь при условии включения таких товаров, в которых контрагент не заинтересован (ст. 5 Закона о конкуренции);

2. Согласованные действия хозяйствующих субъектов, ограничивающие конкуренцию (ст. 6 Закона о конкуренции). Запрещаются и в установленном порядке признаются недействительными полностью или частично достигнутые в любой форме соглашения (согласованные действия) конкурирующих хозяйствующих субъектов, имеющих в совокупности долю на рынке определенного товара более 35%, если такие соглашения имеют либо могут иметь своим результатом ограничение конкуренции. Подобные соглашения бывают направлены на:

    установление (поддержание) цен (тарифов), скидок, надбавок (долей), наценок;

    повышение, снижение или поддержание цен на аукционах и торгах;

    раздел рынка по территориальному признаку, объему продаж или закупок, по кругу продавцов или покупателей.

3. Акты и действия органов власти и управления, направленные на ограничение конкуренции (ст. 7 Закона о конкуренции);

4. Соглашения (согласованные действия органов власти и управления, ограничивающие конкуренцию (ст. 8 Закона о конкуренции);

5. Участие должностных лиц органов государственной власти и государственного управления в предпринимательской деятельности. Согласно ст. 9 Закона этим должностным лицам запрещается заниматься самостоятельной предпринимательской деятельностью; иметь в собственности предприятия; самостоятельно или через представителя голосовать посредством принадлежащих им акций, вкладов, паев долей при принятии общим собранием хозяйственного товарищества и общества; занимать должности в органах управления хозяйствующего субъекта. Эти должностные лица вправе заниматься научной и преподавательской деятельностью.

Формы недобросовестной конкуренции

Законом устанавливаются формы недобросовестной конкуренции:

    распространение ложных, неточных или искаженных сведений, способных причинить убыток другому хозяйствующему субъекту либо нанести ущерб его деловой репутации, – введение потребителей в заблуждение относительно характера, способа и места изготовления потребительских свойств, качества товара;

    некорректное сравнение хозяйствующим субъектом производимых или реализуемых им товаров с товарами других хозяйствующих субъектов;

    продажа товара с незаконным использованием результатов интеллектуальной деятельности и приравненных к ним средств индивидуализации юридического лица, индивидуализации продукции, выполнения работ, услуг;

    получение, использование, разглашение научно-технической, производственной или торговой информации, в том числе коммерческой тайны, без согласия их владельца (ст. 10 Закона о конкуренции).

Проведение государственной политики по содействию товарным рынкам и конкуренции, предупреждению, ограничению и пресечению монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции осуществляется федеральным антимонопольным органом – Государственным антимонопольным комитетом РФ (с 1998 г. – Министерство по антимонопольной политике).

Федеральный антимонопольный орган создает свои территориальные органы. Полномочия антимонопольных органов вытекают из их задач и функций (ст. 12 Закона о конкуренции).

В целях содействия развитию товарных рынков, конкуренции, поддержки предпринимательства и демонополизации федеральный антимонопольный орган вправе направлять соответствующим органам исполнительной власти и управления рекомендации:

1) о предоставлении льготных кредитов, а также об уменьшении налогов или освобождении от них хозяйствующих субъектов, впервые вступающих на рынок определенного товара;

2) об изменении сфер применения свободных, регулируемых и фиксированных цен;

3) о создании и развитии параллельных структур в сферах производства и обращения;

4) о финансировании мероприятий по расширению выпуска товаров в целях устранения доминирующего положения отдельных хозяйствующих субъектов;

5) о привлечении иностранных инвестиций, создании организаций с иностранными инвестициями и свободных экономических зон;

6) о лицензировании экспортно-импортных операций и изменении таможенных тарифов.

На федеральный антимонопольный орган возложен государственный контроль за:

1) созданием, слиянием и присоединением коммерческих организаций (союзов или ассоциаций);

2) слиянием и присоединением коммерческих организаций, если сумма их активов по последнему балансу превышает 100 тыс. минимальных размеров оплаты труда;

3) ликвидацией и разделением (выделением) государственных и муниципальных унитарных предприятий, размер активов которых превышает 50 тыс. минимальных размеров оплаты труда, если это приводит к появлению хозяйствующего субъекта, доля которого на рынке будет превышать 35% (п.1, ст. 17 Закона).

Кроме вышесказанного, функции государственного контроля возложены на федеральные антимонопольные органы – это контроль за соблюдением законодательства при осуществлении хозяйствующими субъектами отдельных предпринимательских сделок (п.1, ст. 18 Закона). Этот контроль выражается в том, что с предварительного согласия федерального антимонопольного органа на основании ходатайства юридического или физического лица осуществляются:

1) приобретение лицом (группой лиц) акций с правом голоса в уставном капитале хозяйственного общества, при котором такое лицо (группа лиц) получает право распоряжаться более чем 20% указанных акций (долей). Данное требование не распространяется на учредителей хозяйственного общества при его образовании;

2) получение в собственность или пользование одним хозяйствующим субъектом (группой лиц) основных производственных средств или нематериальных активов другого хозяйствующего субъекта, если балансовая стоимость имущества, составляющего предмет сделки, превышает 10% от балансовой стоимости основных производственных средств и нематериальных активов хозяйствующего субъекта, отчуждающего имущество;

3) приобретение лицом (группой лиц) прав, позволяющих определять условия ведения хозяйствующим субъектом его предпринимательской деятельности (п. 2 ст. 18 Закона).

Конкуренция - это соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке.

Различают совершенную (свободную) и несовершенную конкуренцию. Основными признаками свободной конкуренции являютсянеограниченное число участников конкуренции; абсолютно свободный доступ на рынок и выход из него; продукты определенного назначения, одинаковые по важнейшим свойствам (однородность одноименных продуктов); неучастие хозяйствующих субъектов в контроле за рыночными ценами (неценовые методы не практикуются); полная информированность каждого участника конкуренции.

Рынок несовершенной конкуренции предполагает чистую монополию, монополистическую конкуренцию и олигополию. Чистая (абсолютная) монополия существует, если одна фирма (отрасль) является единственным производителем продукта (например, акционерные общества «Газпром», «ЕЭС России»). Монополистическая конкуренция предполагает наличие относительно большего числа хозяйствующих субъектов, которые производят и реализуют дифференцированную продукцию. Данный вид конкуренции преобладает на современных рынках. Олигополия означает немногочисленность участников конкуренции, когда несколько крупных производителей господствуют на рынке (например, предприятия металлургического комплекса).

Конкуренция может быть подразделена на добросовестную и недобросовестную. Недобросовестная конкуренция - любые действия хозяйствующих субъектов (группы лиц), которые направлены на получение преимуществ при осуществлении коммерческой (предпринимательской) деятельности, противоречат законодательству, обычаям делового оборота, требованиям добропорядочности, разумности и справедливости и причинили или могут причинить убытки другим хозяйствующим субъектам-конкурентам либо нанесли или могут нанести вред их деловой репутации. На практике недобросовестная конкуренция выражается в следующих формах: в демпинговых ценах, в злоупотреблении монопольным положением на товарном рынке, в установлении дискриминационных цен и др.



Субъекты конкуренции. Закон о защите конкуренции использует понятия «хозяйствующий субъект», «финансовая организация», «группа лиц». Под хозяйствующим субъектом понимается индивидуальный предприниматель, коммерческая организация, а также некоммерческая организация, осуществляющая деятельность, приносящую ей доход. Финансовая организация - хозяйствующий субъект, оказывающий финансовые услуги. Закрытый перечень их приведен в Законе о защите конкуренции: кредитная организация, кредитный потребительский кооператив, страховщик, страховой брокер, общество взаимного страхования, фондовая биржа, валютная биржа, ломбард, лизинговая компания, негосударственный пенсионный фонд и др.

Группа лиц - совокупность юридических и физических лиц, которые в результате определенных законом способов контроля и влияния друг на друга рассматриваются как единый субъект рынка. Аффилированные лица – физические и юридические лица, способные оказывать влияние на деятельность юридических и (или) физических лиц, осуществляющих коммерческую (предпринимательскую) деятельность. Способы влияния (контроля):1) организационно-управленческий, связанный с участием тех или иных лиц в органах управления юридических лиц; 2) имущественный, основанный на участии в уставном (складочном) капитале конкретного юридического лица; 3) договорный - применяется в случае, когда лицо или несколько лиц получили возможность на основании договора определять решения, принимаемые другим лицом (или лицами); 4) родственный - он возникает между супругами, родителями и детьми, братьями и (или) сестрами. 5) смешанный - в нем сочетаются элементы разных способов.

С учетом критерия защищенности монополии можно подразделить на защищенные от конкуренции (государственные монополии и естественные монополии) и незащищенные.

Сферы деятельности,в которых действует исключительный режим естественной монополии: транспортировка нефти и нефтепродуктов по магистральным трубопроводам; транспортировка газа по трубопроводам; железнодорожные перевозки; услуги транспортных терминалов, портов, аэропортов; услуги общедоступной электрической и почтовой связи; услуги по передаче электрической энергии; услуги по оперативно-диспетчерскому управлению в электроэнергетике; услуги по передаче тепловой энергии.

Монополистическая деятельность субъектов конкуренции - это злоупотребление хозяйствующим субъектом, группой лиц своим доминирующим положением, соглашения или согласованные действия, запрещенные антимонопольным законодательством, а также иные действия (бездействие), признанные в соответствии с федеральными законами монополистической деятельностью. Доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта (группы лиц) или нескольких хозяйствующих субъектов (групп лиц) на рынке определенного товара, дающее такому хозяйствующему субъекту (группе лиц) или таким хозяйствующим субъектам (группам лиц) возможность оказывать решающее влияние на общие условия обращения товара на соответствующем товарном рынке, и (или) устранять с этого товарного рынка других хозяйствующих субъектов, и (или) затруднять доступ на этот товарный рынок другим хозяйствующим субъектам.

Антимонопольное законодательство основывается на Конституции РФ, ГК РФ и состоит из Закона о защите конкуренции, иных федеральных законов, регулирующих отношения в сфере защиты конкуренции. Отношения в рассматриваемой сфере могут регулироваться постановлениями Правительства РФ, нормативными правовыми актами федерального антимонопольного органа в случаях, предусмотренных антимонопольным законодательством.

В настоящее время функции антимонопольного органа осуществляет Федеральная антимонопольная служба России (ФАС). Федеральная антимонопольная служба является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти,осуществляющим функции по принятию нормативных правовых актов, контролю и надзору за соблюдением законодательства в сфере конкуренции на товарных рынках, защиты конкуренции на рынке финансовых услуг, деятельности субъектов естественных монополий, рекламы (в части установленных законодательством полномочий антимонопольного органа). Руководство деятельностью ФАС России осуществляет Правительство РФ. Федеральная антимонопольная служба осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы во взаимодействии с другими федеральными органами.

Рассмотрим антимонопольные правила, установленные Законом о торговле для хозяйствующих субъектов, занимающихся торговой деятельностью. Для хозяйствующих субъектов, осуществляющих торговую деятельность по продаже продовольственных товаров посредством организации торговой сети, и хозяйствующих субъектов, осуществляющих поставки продовольственных товаров в торговые сети, например, запрещается:

1) создавать дискриминационные условия, в том числе:

а) создавать препятствия для доступа на товарный рынок или выхода из товарного рынка других хозяйствующих субъектов;

б) нарушать установленный нормативными правовыми актами порядок ценообразования;

2) навязывать контрагенту условия:

а) о запрете на заключение хозяйствующим субъектом договоров поставки продовольственных товаров с другими хозяйствующими субъектами, осуществляющими аналогичную деятельность, а также с другими хозяйствующими субъектами на аналогичных или иных условиях;

б) об ответственности за неисполнение обязательства хозяйствующего субъекта о поставках продовольственных товаров на условиях, которые лучше, чем условия для других хозяйствующих субъектов, осуществляющих аналогичную деятельность;

в) о предоставлении хозяйствующим субъектом контрагенту сведений о заключаемых данным хозяйствующим субъектом договорах с другими хозяйствующими субъектами, осуществляющими аналогичную деятельность;

г) о внесении хозяйствующим субъектом, осуществляющим поставки продовольственных товаров, платы за право поставок таких товаров хозяйствующему субъекту, осуществляющему торговую деятельность посредством организации торговой сети, в функционирующие или открываемые торговые объекты;

д) о внесении хозяйствующим субъектом платы за изменение ассортимента продовольственных товаров;

е) о снижении хозяйствующим субъектом, осуществляющим поставки продовольственных товаров, их цены до уровня, который при условии установления торговой надбавки (наценки) к их цене не превысит минимальную цену таких товаров при их продаже хозяйствующими субъектами, осуществляющими аналогичную деятельность;

ж) о возмещении хозяйствующим субъектом, осуществляющим поставки продовольственных товаров, убытков в связи с утратой или повреждением таких товаров после перехода права собственности на такие товары, за исключением случаев, если утрата или повреждение произошли по вине хозяйствующего субъекта, осуществляющего поставки таких товаров;

з) о возмещении хозяйствующим субъектом затрат, не связанных с исполнением договора поставки продовольственных товаров и последующей продажей конкретной партии таких товаров;

и) о возврате хозяйствующему субъекту, осуществившему поставки продовольственных товаров, таких товаров, не проданных по истечении определенного срока, за исключением случаев, если возврат таких товаров допускается или предусмотрен законодательством Российской Федерации.

Санкции за нарушение антимонопольного законодательства.

Административная ответственность предусмотрена за нарушение порядка ценообразования; з а нарушение прав потребителей, связанных с получением необходимой и достоверной информации о реализуемом товаре (работе, услуге), об изготовителе, о продавце, об исполнителе и о режиме их работы; за действия должностных лиц органов исполнительной власти субъектов Федерации или должностных лиц органов местного самоуправления, направленные на незаконное ограничение свободы торговли; за незаконное использование чужого товарного знака, знака обслуживания, наименования места происхождения товара или сходных с ними обозначений для однородных товаров; за невыполнение в установленный срок законного предписания, решения федерального антимонопольного органа, его территориального органа; за невыполнение в установленный срок законного предписания, решения органа регулирования естественных монополий, его территориального органа; за непредставление ходатайств, уведомлений(заявлений), сведений (информации) в федеральный антимонопольный орган, его территориальные органы или органы регулирования естественных монополий

Уголовная ответственность предусмотрена за недопущение, ограничение или устранение конкуренции путем установления или поддержания монопольно высоких или монопольно низких цен, раздела рынка, ограничения доступа на рынок, устранения с него других субъектов экономической деятельности, установления или поддержания единых цен.

Гражданско-правовые санкции за нарушение антимонопольного законодательства:

а) признание недействующими либо недействительными полностью или частично противоречащих антимонопольному законодательству нормативных правовых актов или ненормативных актов федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Федерации, органов местного самоуправления, иных органов или организаций, а также государственных внебюджетных фондов, Центрального банка РФ;

б) признание недействительными полностью или частично договоров, не соответствующих антимонопольному законодательству;

в) признание торгов недействительными.

г) возмещение убытков.

Контрольные вопросы

1. Дайте характеристику конкуренции как объективно необходимому регулирующему фактору рыночной экономики.

2. Какие положения Конституции РФ гарантируют поддержку конкуренции?

3. Что такое монополистическая деятельность?

4. Условия признания положения субъекта доминирующим.

5. Назовите составы недобросовестной конкуренции, приведенные в Законе о конкуренции.

6. Перечислите виды монополий.

7. Какие виды юридической ответственности предусмотрены за нарушение правил конкуренции?

Нормативные правовые акты и литература

1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (ред. от 30.12.2008) // Российская газета. – 1993.

2. ФЗ от 17.08.1995 г. № 147-ФЗ «О естественных монополиях» // СЗ РФ. - 1995. - № 34. - Ст. 3426.

3. ФЗ от 22.11.1995 г. № 171-ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции» // СЗ. 1995. № 48. Ст. 4553.

5. Кодекс РФ об административных правонарушениях от 30.12.2001 г. № 195-ФЗ // СЗ РФ. -2002. - № 1. - Ч. 1. - Ст. 1.

6. Федеральный закон от 13 марта 2006 г. N 38-ФЗ "О рекламе" // СЗ РФ. - 2006. - № 12. - Ст. 1232.

7. Федеральный закон от 26 июля 2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции" // СЗ РФ. - 2006. - № 12. - Ст. 1232.

8. Указ Президента РФ от 28.02.1995 г. № 221 «О мерах по упорядочению государственного регулирования цен» // СЗ РФ. - 1995. - № 10. - Ст. 859.

9. Постановление Правительства РФ от 7.03.1995 г. № 239 «О мерах по упорядочению государственного регулирования цен (тарифов)» // СЗ РФ. - 1995. - № 11. - Ст. 997.

10. Положение о федеральной антимонопольной службе, утв. постановлением Правительства РФ от 30.06.2004 г. № 331 // СЗ РФ. - 2004. - № 31. - Ст. 3259.

11. Постановление Правительства РФ от 26.01.2006 г. № 45 «Об организации лицензирования отдельных видов деятельности» // СЗ РФ. - 2006. - № 6. - Ст. 700.

12. Гражданское право. В 4 т. Т. 1: Общая часть (отв. ред. - Е.А. Суханов). - М.: "Волтерс Клувер", 2008.

13. Губин Е.П., Лахно П.Г. и др. Предпринимательское право Российской Федерации Учебник М.: Юристъ, 2004 Гриф Мин-ва образования РФ

14. Предпринимательское право России: учеб. / В. С. Белых, Г. Э. Берсункаев, С. И. Виниченко [и др.]; отв. ред. В. С. Белых. - М.: Проспект, 2009.

15.Пугинский Б.И. Коммерческое право России. Учебник. М.: Зерцало, 2008.