Что такое “разговор по существу”

Существует семь принципов ведения разговора по существу.
1. Будьте мужественны и смотрите фактам в лицо.
2. Осознавайте свои подлинные чувства и выражайте свои истинные потребности.
3. Всецело посвятите себя разговору: внимательно слушайте своего собеседника.
4. Не отворачивайтесь от проблем: решайте их и двигайтесь дальше.
5. Прислушивайтесь к своему внутреннему голосу.
6. Разговор – это часть отношений. Возьмите на себя ответственность за свои эмоциональные реакции. Все, что вы говорите, имеет значение.
7. Помолчите и дайте тишине совершить необходимую работу.

У вас ничего не ладится? Виной тому, наверняка, неудачный разговор, в котором вам пришлось участвовать не так давно. Постарайтесь вспомнить, как это случилось, – ведь вы не сможете изменить ни себя, ни ситуацию, пока не признаете свои ошибки. Или, наоборот, дела идут прекрасно? Опять же, все благодаря какому-то разговору, на сей раз успешному! Настало время задуматься о том, одинаково ли хорошо складываются у вас отношения с коллегами и близкими людьми. И на работе, и дома крайне важно умение говорить по существу.
Что же это значит? Это значит, искренне, по делу, конструктивно, не скрывая фактов. Цель такого разговора – высказать собеседнику все как есть и услышать от него правду, но при этом не скатиться к грубости или излишней жесткости. Каждый разговор либо улучшает наши отношения с собеседником – коллегой, партнером или близким человеком – либо ухудшает. Беда в том, что мы часто говорим не по существу, и это порой нам весьма дорого обходится.
Понаблюдайте за собой: может быть, вы лукавите или уходите от предмета беседы? Подменяете деловой разговор ничего не значащими словами? Когда вы чувствуете, что честного разговора по существу не получается, прервитесь на мгновение и обратитесь к собеседнику. Свою мысль вы можете выразить так: “То, что я только что сказал, не совсем точно. Думаю, я смогу лучше объяснить, что действительно хочу сказать”.
Получается ли у вас вести разговоры по существу? Чтобы это выяснить, полезно ответить на следующие вопросы:
О чем я обычно говорю с людьми? Почему я обсуждаю с ними именно это?
Часто ли я из вежливости говорю не то, что думаю?
Каких тем я избегаю в разговорах с коллегами и родными?
О чем бы я спросил, если бы мне пообещали, что ответят искренне?
Какую цену я плачу за то, что закрываю глаза на острые насущные проблемы в семейной жизни или на работе?
Распространенный способ уйти от разговора по существу на работе – “кивок корпоративного одобрения”. Это значит, что вместо того чтобы открыто высказать свою точку зрения, люди молча кивают. На совещаниях, между прочим, такое происходит сплошь и рядом.

Сколько людей, столько и… истин

Все течет, все меняется, и ничего тут не поделаешь. Раньше советы директоров собирались один раз в год, чтобы определить будущую стратегию, – теперь этого недостаточно: собрания проводятся уже раз в квартал, и в начале каждого совещания ставится вопрос, что изменилось со времени предыдущей встречи. Заказчики, которых вы считали надежными, разоряются; крупные клиенты уходят, почуяв более выгодную сделку; новые технологии превращают вашу продукцию в анахронизм; конкуренты неожиданно одерживают над вами верх… Ваша задача – понять, каковы были предпосылки этих перемен. Вам кажется, что вы знаете? На самом деле, вам, вероятно, известно лишь то, что имеет отношение лично к вам, – равно как другим известно лишь то, что имеет отношение к ним. Каждый воспринимает реальность под своим собственным углом зрения и видит только часть общей картины – потому и реальность у каждого получается своя. Сколько людей, столько и истин.
Что же такое истина? Многие смешивают действительность и свое представление о ней. Чтобы получить объективную картину, необходимо выяснить, как видит ситуацию каждый член коллектива. На это может уйти много времени, но если этого не делать, времени уйдет еще больше. Изучите истинное положение вещей, которое часто входит в противоречие с “официальной” правдой. Реальные факты – это то, что обсуждается вполголоса в кулуарах. Полезно их прояснить и сравнить с официальной версией.
Процесс, который можно назвать “изучение реальности”, состоит из трех шагов:
1. Сформулируйте проблему и предложите, как ее решить.
2. Убедитесь, что ваше предложение поняли правильно.
3. Выясните, согласны ли с ним ваши коллеги.
Задача руководителя – не найти виноватого, а правильно оценить происходящее, поэтому не нужно никого обвинять. Следуйте удобному практическому правилу: избегайте слова “но”, подразумевающего, что есть некое противоречие и предстоит между чем-то выбирать. Вместо “но” говорите “и”: это слово ведет к компромиссу. Например, ваше предложение: “Мне нравится то, что вы сделали, но…” будет воспринято лучше, если вы скажете: “Мне нравится то, что вы сделали, и…” Поупражняйтесь в этих приемах. Например, в течение 24 часов – и на работе, и дома – воздержитесь от каких-либо обвинений и вместо “но” говорите “и”.

На чем стоим?

Какие ценности вы исповедуете и как они соотносятся с вашим поведением? Сделайте такое упражнение. Составьте список своих ценностей. Формулировки должны быть продуманными, четкими и конкретными. Затем напишите, в каких случаях вы пренебрегали этими ценностями: 1) на работе; 2) в личных отношениях; 3) в других областях жизни. Для каждого из этих случаев ответьте на два вопроса: “Что я должен сделать для исправления положения?” и “Когда я это сделаю?”
Подобные упражнения можно выполнять и на корпоративном уровне. Нужно быть уверенным, что ценности компании соответствуют принципам и нормам поведения каждого члена коллектива. Важный компонент “сканирования корпоративной порядочности” – честная оценка сотрудников. Вам как руководителю нужно понять, каких ценностей придерживаются ваши подчиненные.
Постарайтесь столь же честно посмотреть и на себя самого. Задайте себе следующие вопросы:
1) Куда я направляюсь и зачем?
2) Кто идет вместе со мной?
3) Каким путем я туда иду?
4) Делаю ли я все, что в моих силах?
5) Полностью ли я реализую свои способности?
6) Приносит ли мне удовлетворение эта работа?

Простые правила

Мы склонны к тому, чтобы говорить не по существу: не высказываем того, что, по нашему убеждению, истинно; скрываем свое подлинное “я”; увиливаем от неудобных вопросов. Между тем в разговоре не должно быть никаких недомолвок. Высказываться нужно прямо и без обиняков – иначе это не разговор, а пустая трата времени. Во время разговора будьте “здесь и сейчас”. Если мысленно вы находитесь где-нибудь далеко, то ваше присутствие не будет полноценным. Следуйте таким правилам:
Уделяйте каждому разговору всю полноту своего внимания.
Смотрите на собеседника, не отводите взгляд.
Когда вы говорите по телефону, слушайте внимательно – не отвлекайтесь, к примеру, на просмотр электронной почты.
Когда кто-нибудь спрашивает у вас: “Как дела?”, не отвечайте просто: “Хорошо!” Проявляйте искренний интерес к собеседнику.
Разговаривайте с глазу на глаз.
Помните о том, чего ни в коем случае нельзя делать:
Не говорите без умолку – дайте высказаться и собеседнику.
Не навязывайте своего мнения, если у вас просят совета.
Не забывайте спрашивать о том, что чувствует собеседник.
Не говорите туманно и сбивчиво.
Не пропускайте встречу (если только вы не умерли).
Не допускайте, чтобы ваша беседа по той или иной причине прерывалась.
Не обрывайте разговор, если у вас кончается время, – обсудив все, что успели, договоритесь о времени следующей встречи.
Не считайте само собой разумеющимся, что вы ведете разговор безупречно.
Упражняйтесь, чтобы научиться концентрироваться на каждом отдельном разговоре:
Уделяйте каждому разговору безраздельное внимание.
Каждый новый разговор начинайте “с чистого листа”, не привнося туда ничего из предыдущих бесед.
Сосредоточьте внимание на настоящем моменте, не думайте о возможном результате.

“Древо решений”

“Древо решений” – лучший способ четко разграничить обязанности сотрудников, дать им больше свободы и повысить личную ответственность.
Листья. Вы принимаете решения, реализуете их и никому об этом не отчитываетесь.
Ветви. Вы принимаете решения, реализуете их и отчитываетесь об этом через определенные промежутки времени.
Ствол. Вы принимаете решения и отчитываетесь о них прежде, чем начать действовать.
Корни. Вы принимаете решения, предварительно согласовав их со многими сотрудниками.

Не откладывайте трудный разговор

Никогда не откладывайте трудные дела на потом – беритесь за них сразу, без промедления. Для начала сформулируйте, в чем состоит проблема: обозначив проблему, вы уже сделали шаг к ее решению. Пусть вас не останавливают сложные обстоятельства; не бойтесь смотреть фактам в лицо. Подключите к процессу всю команду. Прежде чем начать дискуссию, продумайте, как ввести коллег в курс дела. Ваше вступительное слово должно включать в себя следующее:
1) суть проблемы;
2) конкретный пример, иллюстрирующий поведение или ситуацию, которую вы хотите изменить;
3) ваше мнение о проблеме;
4) значение проблемы и ее возможные последствия;
5) заявление о желании изменить ситуацию:
6) что вы можете (собираетесь) предпринять;
7) призыв к аудитории включиться в дискуссию.
Организуйте разговор по существу об интересующей вас проблеме. Обозначьте себе срок, к которому вы его проведете. Подготовьтесь к разговору: напишите тезисы вступления и отрепетируйте его. И берите быка за рога!

Не просто доверяйте своим инстинктам, подчиняйтесь им

Интуиция – это форма познания действительности, и не стоит ею пренебрегать. Подчиняйтесь инстинктам – не принуждайте себя всегда следовать логике. Прислушивайтесь к внутреннему голосу: сосредоточьтесь и послушайте, что он вам подскажет. Затем проявите терпение и выслушайте окружающих. Не представляйте свои личные впечатления, мысли или выводы как истину в последней инстанции. Задавайте прямые вопросы: если участники обсуждения аккуратно обходят острые углы, оно обречено на провал. Если вы запутались и чего-то не понимаете, это не так уж плохо – ваши попытки прояснить ситуацию помогут сделать то же самое и другим. Помните, что в разговоре по существу любое слово, оброненное между делом, имеет вес, и вы в ответе за последствия того, что сказали.
Обращайте внимание во время разговора на свои чувства и мысли. Поделитесь какой-нибудь из них с собеседниками, это может изменить направление разговора.

Бурите до сути

Кто-то удачно сказал: “Если тебе нужна вода, то лучше пробурить одну скважину глубиной 30 метров, чем сто – глубиной 30 сантиметров”. Бывают разговоры, помогающие углубиться в самую суть проблемы, добраться до ее источника, “пробурить скважину” до глубинной породы. Их можно назвать разговорами о “правах на полезные ископаемые”. Такие беседы крайне важны и полезны, однако нужно все время следить за тем, чтобы не отойти от основного направления разговора и не пуститься по “кроличьему следу”. Чтобы разговор о “правах на полезные ископаемые” прошел как можно лучше, сделайте следующее:
Скажите собеседникам, что намерены говорить с ними о том, что очень для них важно.
Поверьте им на слово, что их проблема существенна. Не говорите им, что это не так.
Будьте терпеливы, внимательно слушайте.
Обращайте внимание на то, что чувствуют собеседники, спрашивайте их об этом.
Не перекладывайте ответственность на других – не валите с больной головы на здоровую.
Бурить скважину – дело трудоемкое. Отважившись на разговор о “правах на полезные ископаемые”, вы рискуете столкнуться с неприятными для вас фактами. Но за этот риск вы будете вознаграждены с лихвой – если сможете добраться до истины.

Говорить о деле гораздо проще, чем это самое дело делать. Такая аксиома работает во всех областях, кроме секса. Когда и, главное, что говорить девушке в постели? Ответ получился на целую статью.

Д алеко не всегда постельные разговоры должны нести смысловую нагрузку. Иногда полезно проговаривать разные приятные слова вроде «сучка» и «глубоко» просто как мантру, с целью подбодрить себя и партнершу. Чтобы не дать ей в случае чего забыть: рядом с ней вполне реальный ты, а не мускулистый киногерой в засаленном костюме автомеханика. Задача лишь в том, чтобы вовремя понять, что именно хочет услышать от тебя девушка и как это соотнести с собственными желаниями. Теории о том, что, мол, если девушка блондинка с тремя родинками на попе - ей непременно подавай поэзию, а рыжая и с большим бюстом требует максимально жесткого обращения, не работают. Сексуальный темперамент - вещь сложная и внешними признаками небогатая, особенно с точки зрения речевого поведения. Наша классификация - одна из первых попыток подобного рода и основана на многочисленных мнениях вполне реальных людей.

ТИП №1 Партизанка
Такая не любит отвлекаться на посторонние моменты. Кроме нечленораздельных стонов и междометий, ничего больше в постели не приемлет. Не потому, что ей противен сам звук твоего голоса, просто Партизанка предпочитает забыться и полностью отдаться тебе. Вполне вероятно, что вне постели она очень не прочь поболтать. Иметь с такими дело легко и приятно.

ТИП №2 Зайка
В постели наивысший восторг испытывает от «лапы», «кисы», «заи» и прочих сахарно-медовых имен. Этот тип довольно легко идентифицируется: либо барбиподобные инфантильные девицы, либо не балованные судьбой девушки с рабочих окраин, которые кроме «пойдем перепихнемся?» ничего нежнее не слышали. Они инстинктивно тянутся хоть к каким-то проявлениям ласки. Существует подвид Зайки, так называемая Интеллигентная Зайка. Эта ненавидит слащавые имена и ласкательно-уменьшительные суффиксы, потому что много читала и воспитана циничными родителями, которые вовремя объяснили ей, чем любовь отличается от контакта пениса и вагины. Не выносит грубости и тем более нецензурщины, но любит, когда нежные слова сопровождаются мужественным поведением.

ТИП №3 Оратор
Очень любит разговаривать во время секса - это своеобразная физиологическая реакция на возбуждение вроде слез или покраснения в области шеи. Говорит на самые разные темы (в том числе и бытовые), но категорически против грубости. Если партнер (то есть ты) поймешь и примешь эту маленькую причуду и научишься вести секс-диалог, то будешь вознагражден по-царски: такие девушки раскованны и готовы на всевозможные эксперименты.

ТИП №4 Железная леди
Сторонница жесткого секса и общения без церемоний. «Вставь мне», «Скажи, какая я дрянь» и тому подобные фразы льются из нее одна за другой. Но в грубостях дальше самки собаки идти не желает, испытывая вполне понятное предубеждение против нецензурной лексики.

ТИП №5 Экстремальная
Эта готова на все. Сама подойдет и скажет: « Засунь свой «Ой!» в мою «Ах!». Ну или что-то в этом роде. Кого-то такое поведение может шокировать, но в скованности и закомплексованности девушку обвинить трудно. Если она не законченная Госпожа (в терминах садизма) и не ждет от тебя рабского поклонения, можешь смело говорить во время секса все, что тебе позволяет (и не позволяет) собственное воспитание.

ТИП №6 Смешанный
Наиболее распространенный вариант. Дело в том, что нормальная среднестатистическая девушка до известной степени совмещает в себе все пять вышеперечисленных типов. В один из вечеров ей хочется, чтобы ты шептал на ухо игривые фривольности («Сейчас я тебя кое с кем познакомлю…») или просто нежно молчал, в другой - взял бы ее за волосы, прижал к стене заброшенной футбольной площадки и сделал это, не снимая с нее колготок и хрипло рыча: «Тварь, ты еще не знаешь, с кем связалась!» В большинстве случаев такая перемена настроения напрямую связана с менструальным циклом. Так что тебе осталось только взять календарь, немного последить за подругой и без особых трудов составить график своего речевого поведения в постели: когда тебе следует быть нежным, когда, наоборот, властным и жестоким, а когда и просто обойтись мастурбацией на балконе, уныло крича в темноту.

ЭТО НАДО ЗНАТЬ

1 Грубые и даже нецензурные выражения - область их использования не ограничена автосервисом и пивным рестораном. Они создают атмосферу жесткости и грубости, которая нравится многим женщинам, и помогают полностью раскрепоститься и девушке, и тебе.
2 Грандиозное заблуждение : девушка должна стонать и охать, а мужчина - молча трястись на ней с лицом гестаповца. Она занимается сексом не только для себя, но и для тебя тоже. Ори, стони, охай - веди себя как душе угодно. И даже если издавать звуков не хочется, все-таки открывай иногда рот хотя бы для приличия.
3 «Хочу тебя» - многие считают, что прямое изложение своих желаний - признак бесхитростности и беспомощности. Ты еще успеешь поюлить, когда будешь выпрашивать прибавку к жалованью. А сейчас говори прямым и открытым текстом.
4 «Тебе хорошо? Тебе нравится? Ты уже кончила?» - без комментариев. Уж лучше сразу прилепи девушке на темя жевательную резинку.

ЧТО ГОВОРЯТ
(Реальные высказывания, взятые с форумов www.sexnarod.ru . Публикуются анонимно, орфография и пунктуация исправлены)

МУЖЧИНЫ
«Я, в принципе, с девушками во время секса не разговариваю, заняты мы, и они молчат, только стонут, охают, ахают, ну могут что-либо сказать, типа «сильнее» или «не останавливайся». Еще в молодости я как-то юморнул во время секса, девушка как начала ржать, ну и я присоединился, и секс на этом закончился... с тех пор и не разговариваю».
«Я в постели не флужу, но частенько оффтоплю. Жене нравится».
«Перед сексом мы друг другу говорим что-нибудь возбуждающее... Во время секса комментируется процесс или издаются всякие интересные звуки... А после обычно говорим о чем-то более жизненном. Или просто молчим в обнимку».
«А мне нравится, когда девушка говорит в этот момент по телефону (например, с подругой), когда она всеми силами пытается себя не выдать)».
«Надо бы русалку в качестве подружки: вот с ней можно либо разговаривать, либо сексом заниматься…»

«Я много-много раз говорю своей любимой в процессе этого дела, что люблю ее. Очень сильно. А еще говорю, что у нее классная большая грудь и просто суперпопка. Это правда. И ей нравятся эти слова».
«Слова нежности говорю, конечно же, и с недавних пор иногда на легкий мат тянет…»
«Мы в процессе любим рассказать друг другу о своих фантазиях, даже каких-то прошлых опытах, мыслях, скрытых желаниях (которые никогда не осуществлялись, но при этом дико возбуждают в процессе занятия любовью)».
«Я завожусь так, что мне не до разговоров. Хватает, наверное, эротического дыхания в ушко любимой. А после скажу, что я ее люблю, и мы скоро поженимся».
«Я во время секса могу только рычать».
«Сегодня ляпнул при вводе члена: «Главное - чтобы голова пролезла». О сексе пришлось забыть минут на 10, пока дама перестала хохотать».

ЖЕНЩИНЫ
«Я обожаю, когда он говорит: «Дай мне ее», и еще дико возбуждаюсь от собственных криков».
«Иногда нравится, чтобы немного покомандовали».
«Я вообще могу иногда в постели такой вопрос задать, что у мужа глаза выпадают… ну, конечно, обычно это вопросы не про покраску потолка, а о чем-то более высоком...»
«Мой обожает во время секса, чтобы я рассказывала пошлые-пошлые рассказы и желательно с моим участием... А меня заводит, когда он называет меня сучкой и шлюхой... а еще когда рычит...»
«Недавно с одним молодым человеком первый раз оказалась в постели, а он, вместо того чтобы действовать, все болтает и болтает... если еще учитывать, что секса у меня почти полгода не было и очень сильно хотелось, меня его болтовня просто бесила!»
«Кстати, всякие идиотские вопросы «не по теме» - это лучше, чем спрашивать «тебе хорошо?» или «ты кончила?».

«Прямая линия», которую недавно провел в редакции «СБ» министр внутренних дел Игорь Шуневич, вызвала огромный резонанс. Помимо звонков с вопросами, которые поступали непрерывно и на которые Игорь Анатольевич отвечал тут же, несколько десятков обращений редакция получила предварительно, по электронной почте. Чтобы разобраться во всем досконально и ответить исчерпывающе, потребовалось время. Даже те проблемы, о которых люди сообщали по телефону, сразу брались на карандаш сотрудниками аппарата МВД и принимались к разработке. Мы ведь именно этого ждем от милиции: внимания, тщательности и законности в решении наших проблем.

Предлагаем вниманию читателей стенограмму разговора. Обязательную процедуру взаимного приветствия, как и адреса авторов обращений, опускаем - ради экономии места и понятной конфиденциальности. По той же причине ответы приводим в сокращении. Каждый, кто того требовал, получит письменный ответ.

Евгения Петрович, Минск:

Мой внук ходит в восьмой класс. Мы хотели бы через год направить его в учебное заведение МВД. Есть ли такие училища, чтобы принимали после девятого класса?

Пусть он оканчивает 11 классов и поступает либо в колледж МВД, либо в академию.

А подготовительные курсы у вас есть? Как и где можно подготовиться к поступлению?

Ежегодно в милицейских вузах проводится набор желающих на курсы по подготовке к централизованному тестированию для поступления в высшие учебные заведения. Также в некоторых школах есть профильные классы, которые готовят учеников с ориентацией на поступление в наши учебные заведения. Если поблизости таких нет, пусть занимается самоподготовкой. При этом он должен заявить о своем желании поступать в вуз МВД в свой территориальный отдел милиции. Его возьмут на заметку и подскажут, что читать и как готовиться.

Александр Журавлев, подполковник МВД в отставке, ветеран войны, Гродно:

Моя дочь Марина в этом году оканчивает юридический колледж в Минске, жильем она обеспечена. Прошу вас взять ее после окончания учебы на работу в центральный аппарат МВД. Дочь быстро окончит по сокращенному курсу учебу в профильном вузе.

А сама она хочет работать в МВД?

Очень хочет. Она весьма ответственный человек, достойно продолжит традиции семейной династии. Ее двоюродный брат, майор, окончил Академию МВД, двоюродная сестра служит лейтенантом, дядя - полковник милиции, работал в военной прокуратуре.

А вы сами подскажете дочери, как поступать на службу?

Я не знаю, какой порядок поступления сегодня.

Тогда пусть заблаговременно обратится с таким заявлением в органы внутренних дел по месту жительства. Чтобы мы ее могли проверить, оформить, организовать прохождение медкомиссии и так далее. Вы же понимаете, чтобы служить в МВД, нужно соответствовать серьезным требованиям. Если не будет никаких препятствий к службе, будем только рады. Мы заинтересованы в молодом пополнении, тем более с юридическим образованием.

Так вы возьмете ее в центральный аппарат?

Если она по всем параметрам будет соответствовать требованиям, то, конечно, будет служить... в милиции. Пусть сначала поработает, зарекомендует себя хорошо. И вполне возможно, что со временем будет работать в центральном аппарате. Но не сразу: нам нужны люди с практическим опытом работы.

Александр Лычавко, Минск:

Известно, что в России полицейским собираются выдавать газовые баллончики. А в Молдове и Грузии, говорили, будут выдавать планшетные компьютеры. Планируется ли что–либо подобное в Беларуси?

Спецсредства на вооружении органов внутренних дел стоят уже давно. Газовые баллончики, как вы выразились, в том числе. Планшетов и других электронных гаджетов, о чем вы упоминали, мы вводить не планируем.

А еще говорят, что российским полицейским будут выдавать электрошокеры...

Комментировать слухи я не буду. У меня нет официальной информации, что планируется в России насчет этих спецсредств.

А в Беларуси?

Однозначно нет.

Василий Рабец, Минск:

Этот вопрос волнует не только меня... Скажите, что будет предпринято против байкеров? Летом от них нет спасения. В любое время суток, глубокой ночью рев мотоциклов может разбудить всех живущих по проспекту Независимости. Сколько уже писали в ГАИ по этому вопросу! Там разводят руками, ничего с ними поделать не могут.

Могут, Василий Павлович. Другое дело, что этих мер может быть недостаточно, чтобы обеспечить ваш покой. Отношение у нас такое: если человек нарушает или общественный порядок, или правила дорожного движения, милиция обязана реагировать. И мы реагируем.

Нужно принимать какие–то конкретные меры. Об этом уже писали. Сотрудники ГАИ отвечают, что у них нет полномочий.

Полномочий на что? Что вы предлагаете?

Предлагаю вообще запретить им пр
оезд по городу. Пусть едут за город и там тренируются.

Как человек я с вами согласен. Но нельзя выделить какую–то отдельную группу обладателей мотоциклов и запретить им проезд по городу. Это было бы неправильно. Не все же байкеры нарушают.

У нас в прошлом году лифт меняли. Даже при этом ходили с приборами и замеряли уровень шумов.

Василий Павлович! ГАИ, безусловно, обладает необходимыми инструментами, чтобы бороться с нарушителями правил дорожного движения и общественного порядка. Поэтому утверждения, что мы не имеем прав и возможностей, я не принимаю. Но ваше замечание мы учтем. И обратим особое внимание на этот вопрос.

Денис Анатольевич, Мосты:

В прошлом году у меня закончился срок действия водительских прав и я поехал в Волковыск их менять. Были большие очереди из–за того, что не работал компьютер: я не успел поменять права. Меня остановил инспектор районной ГАИ и оштрафовал на 500 тысяч за просроченные права. Оштрафовал по максимуму, хотя были другие меры...

Вы ранее привлекались к ответственности за нарушение ПДД?

Вполне возможно, что этим инспектор и мотивировал свое решение и наказал более строго. Это мое предположение. Поскольку я не знаю, как в действительности все было. Чтобы иметь представление о факте, мне сначала нужно ознакомиться с материалами дела. Вы не согласны с тем, что вас оштрафовали?

Конечно, не согласен. У меня недавно родился ребенок, жена не работает. 500 тысяч вырвать из семейного бюджета - это немало.

Но штраф вы уже заплатили?

Да, тогда же, в начале лета.

А почему сейчас обращаетесь? Вернуть вам эти деньги вряд ли возможно. Нужно было сразу же обратиться в вышестоящий орган внутренних дел. Как я вам смогу помочь, тем более если решение сотрудника ГАИ законно? Но соглашусь, что профилактические меры, предупреждения иногда не менее действенны, чем штрафы.

Из материалов проверки:

Высказывания Дениса Анатольевича о штрафе «по максимуму» не соответствуют действительности. За пропуск срока замены водительского удостоверения административным законодательством предусмотрена санкция в виде штрафа от пяти до двадцати базовых величин. При наложении взыскания органом, ведущим административный процесс, были изучены все обстоятельства совершения рассматриваемого правонарушения, в связи с чем была вынесена минимальная санкция административного взыскания в размере 5 базовых величин (пятьсот тысяч рублей).

Леонид Александрович, Минск:

Мы, бывшие сотрудники органов внутренних дел, получаем маленькую пенсию. Но даже не это главное. Нам пенсии не повышаются так, как гражданским лицам. До тех пор пока сотрудникам не начислят зарплату, наша пенсия остается прежней. В прошлом году всем дали пенсию с августа, а пенсионерам МВД - только с сентября. Сейчас пенсия ниже, чем у гражданских лиц. А когда–то была чуть выше.

Не вы первый обращаетесь по этому вопросу. Я понимаю, о чем идет речь. Но в 2012 году три раза повышались пенсии: в январе, мае и сентябре.

Я это все знаю. Вопрос, почему мы не такие пенсионеры, как все остальные. Мы же в одни магазины ходим, в одни аптеки. Я не прошу, чтобы мне просто дали большую пенсию. Справедливость должна быть: если повышают одним, надо повышать и другим одновременно. Мы такие же люди, как и все. У нас у всех болячки, мы не можем пойти работать. Пенсия - наш основной доход.

Вопросом пенсионного обеспечения я периодически занимаюсь. И для меня он тоже важен. Не думайте, что мы заботимся только о зарплатах действующих сотрудников. Уверяю вас, мы делаем все от нас зависящее...

Марина Петровна, Минск:

У меня вопрос такой. Мы не можем детей выпустить на улицу, потому что частник строит рядом здание, офисы. У нас на три 12–этажных дома всего одна маленькая детская площадка. И он ее хочет забрать. Из–за постоянно курсирующих машин невозможно выйти на улицу.

А что вы хотите от милиции, что она должна сделать?

Запретить строить там стоянки.

Мы не можем запретить строительство, которое разрешено горисполкомом. Эти вопросы вне нашей компетенции.

То же самое и он говорит. Хозяин здесь я. И всю эту маленькую площадку под окнами закатывает в асфальт. И куда деваться нашим детям? Ходить по чужим дворам?

То, о чем вы просите, не в нашей компетенции. Но я дам поручение, сотрудники МВД обследуют эту территорию. Посмотрят, что там действительно происходит. Что там нарушается, а что нет. Разберемся и дадим вам ответ. Возможно, что–нибудь подскажем.

Александр Альшевич, Минск:

У нас во дворе вся территория, все тротуары заставлены машинами. Моя дочь из–за этого попала в аварию. Случай, подобный тому, который произошел возле школы. Скажите мне, как навести порядок во дворах? Я понимаю, что стоянок не хватает. Но и оправдывать этим ситуацию во дворах нельзя. Я звонил уже в милицию по 102, звонил дежурному по Московскому району. Приехали, посмотрели, но ничего не изменилось. Как быть?

Вы сами можете ответить. Вы же видите, что этот беспорядок во дворах создаем мы сами. А милиция реагирует, так сказать, на последствия. Естественно, я не могу вам обещать, что мы построим автостоянки. Да, инспектора ГАИ будут реагировать на нарушения ПДД. Но я не думаю, что проблема таким образом быстро и эффективно решится, - с учетом того, насколько ежегодно увеличивается число автомобилей и сколько стоянок строится.

Понимаю, что не от милиции зависит обеспечение автостоянками. Но я ведь не ставлю машину на тротуарах, на газонах. Кроме этих мест, есть масса других. Если постараться, место всегда можно найти. Просто люди не хотят искать. Им главное поставить как можно ближе к подъезду. Вышел, сел, поехал...

Безусловно, эту проблему нужно актуализировать. Стоянки - в ведении городской власти. Но это и вопрос внутренней культуры человека.

Евгений Болотов, Гомель:

Мне очень обидно за нашу милицию. Вы смотрите кинофильмы?

Практически нет, к сожалению.

Обратите внимание, в каком свете выставляют милицию. Не служба, а сплошная пьянка. Не успели что–то сделать, уже открывают бутылку прямо на работе. Пьют и расследуют одновременно. И сексом занимаются. Не знаю, кто здесь виноват, режиссеры этих фильмов либо сценаристы. Молодежь–то видит, чем милиция занимается на службе, и думает, что это нормально. Берет пример.

Вы это о российских фильмах говорите?

Не важно, смотрит–то наша молодежь. Вы же общаетесь с российскими высшими руководителями? Надо поднимать этот вопрос на самом высоком уровне. Нельзя же это показывать как нормальное явление в работе милиции.

Полностью согласен с вами и при первой же возможности сообщу об этом министру внутренних дел Российской Федерации, обращу его внимание на этот вопрос. Я вам обещаю.

Татьяна Одинцова, Минск:

Мы имеем участок в Минском районе по наследству. Земля приватизированная. Уже получены документы на строительство. Но сложились неприязненные отношения с родственниками. С их стороны идут многочисленные обращения с жалобами, чтобы мы не строились. Провоцируются конфликтные ситуации... Мы с мужем решили установить аудио– и видеонаблюдение. В ту сторону, где провоцируются конфликтные ситуации, направили камеры. Они расположены внутри нашего участка, но в одном месте цепляют границу участка соседей–родственников.

Они обращались к начальнику Заславского отделения милиции с заявлением открыть на нас уголовное дело. Будто бы мы их снимаем на камеру. Но перед тем как установить камеры, я письменно обратилась в УВД Миноблисполкома и УВД Минского района. Просила разъяснить порядок их использования на частной территории, нужны ли какие–либо документы. Мне ответили, что в Беларуси отсутствует нормативная база, регламентирующая использование на частной территории видеонаблюдения. Может быть, сейчас что–то в законодательстве новое появилось? Камера краем цепляет всего полметра их участка и часть улицы.

Если вы с помощью средств видеофиксации вторгаетесь в личную жизнь другого гражданина, он имеет право пожаловаться и привлечь вас к ответственности. А что касается улицы, то это общественное место, никаких претензий к вам никто не предъявит. Вы вправе обеспечивать свою безопасность таким способом. Я бы посоветовал установить камеры таким образом, чтобы они не захватывали чужую территорию. Уверен, тогда конфликт будет исчерпан. Мы изучим вашу ситуацию более детально и дадим вам ответ.

Из официального ответа:

Законодательство Беларуси не содержит нормативных правовых актов, регламентирующих порядок использования физическими лицами средств видеофиксации. Вместе с тем, по нашему мнению, при их применении следует учитывать ряд норм законодательных актов, регулирующих смежные общественные отношения. Исходя из содержащейся в обращении информации и анализа законодательства можно сделать вывод, что заявитель не обладает установленной законодательными актами компетенцией на получение информации о частной жизни соседей, их личной и семейной тайны, а также у него отсутствует согласие соседей на получение этой информации.

На основании изложенного полагаем, что заявитель вправе использовать средства видеофиксации в различных целях. Например, для охраны своего имущества, наблюдения за своим земельным участком и так далее. Каких–либо ограничений по установке средств видеофиксации, а также единого порядка использования их физическими лицами законодательство не содержит. Но такое использование средств видеофиксации не должно нарушать охраняемых законодательством прав и свобод других лиц. В случае, если права иных физических лиц, в частности - на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, нарушены, эти лица обладают правом на защиту нарушенных прав в порядке, установленном законодательством. В случае нарушения права на неприкосновенность частной жизни соседей, личную и семейную тайну заявитель должен прекратить использование средств видеофиксации или изменить режим их использования таким образом, чтобы исключить названные нарушения.

Анна Гусева, Гомель:

Мы судимся уже 6 лет. Дело в том, что совершенно посторонний человек захватил наше наследство. Суды все были. Но нас, как говорится, подставила адвокат. Она знала, что бабушке 82 года, что она полностью глуха и страдает психическим заболеванием, - это зафиксировано документально. Она самостоятельно не могла договор купли–продажи подписать. И нотариус знал... Это было в 2006 году. Адвокат только через 7 месяцев подала иск, нас не ознакомила... Мы суд проиграли. И с тех пор не знаем, что делать. За это время я стала инвалидом... Я хотела бы попросить вас, чтобы провели расследование этого дела.

Анна Михайловна, милиция занимается несколько другими делами. Мы наследство не делим. Это прерогатива суда. Я даже не знаю, чем мы здесь можем вам помочь. Но мы попробуем разобраться и, если будет нужно, подскажем, куда следует обратиться. И дадим вам письменный ответ. Если будет повод для реагирования МВД, мы отреагируем.

Мария Пилипчук, Столинский район, дер. Белоуша:

Скажите мне, кто имеет полномочия освободить моего сына, Пилипчука Дмитрия Ивановича, от процедуры снятия отпечатков пальцев?

Никто не правомочен, если он подпадает под действия соответствующего закона.

Тогда встает вопрос недоверия к милиции.

А что вы хотите от министра?

Освободить от этой процедуры сына.

Не имею права.

А кто может, Президент?

Никто не может. Закон никто не будет отменять в отношении одного человека, закон обязателен для всех.


Из обращений на электронный адрес редакции

Олег Алексеевич, Мосты:

Уважаемый, Игорь Анатольевич! Моим сыном было совершено административное правонарушение по ст. 18.21 ч. 2 КоАП Республики Беларусь - невыполнение неоднократных требований об остановке транспортного средства. Водительский стаж - 4 месяца. Мостовской ГАИ была предусмотрена максимальная мера наказания - лишение права управления транспортным средством на год. Данной статьей предусмотрен штраф от 6 до 20 базовых величин или лишение права управления транспортным средством на 1 год. За водительский стаж сыном не было совершено ни одного правонарушения. Почему работники Мостовской ГАИ выбрали максимальную меру наказания? И можно ли вернуть права раньше срока? Я считаю, что лучше бы дали штраф, деньги в казну государства, а так на целый год лишен возможности приобретения водительского опыта.

Ваш сын открыл категорию «В» на право управления механическим транспортным средством 27.07.2012 г., а 9 августа 2012 года им было допущено 5 административных правонарушений: статья 18.12 часть 4 КоАП, статья 18.12 часть 5 КоАП, статья 18.18 КоАП, статья 18.20 часть 1 КоАП. Кроме того, правонарушение по статье 18.21 часть 2 КоАП «Невыполнение лицом, управляющим транспортным средством, неоднократных требований сотрудника органов внутренних дел об остановке транспортного средства», допущенное вашим сыном, является наиболее грубым нарушением Правил дорожного движения, за которое предусматривается лишение права управления транспортными средствами сроком до 1 года.

В соответствии с действующим законодательством сокращение срока лишения права управления транспортными средствами не предусмотрено.

Афанасий Гринь, Минск:

Хотелось бы услышать от вас, когда будет наведен должный порядок парковки автотранспорта в «спальных» районах Минска. Автовладельцы, мягко говоря, потеряли совесть. Ставят транспорт на зеленых газонах, на детских площадках, на тротуарах, на проезжей части улиц, во дворах. Хочу внести предложение: во многих странах при покупке автотранспорта покупатель обязан представить справку о наличии места парковки транспорта. Нет такового - нет покупки. Это во многом решит проблему.

За последние 10 лет автомобильный парк Минска вырос более чем на 60 процентов, превысив, по состоянию на 1 января 2013 года, 700 тысяч единиц. Сегодня уровень автомобилизации населения столицы вплотную приблизился к уровню европейских стран: свыше 380 автомобилей на 1.000 жителей. Это привело к проблемам обеспечения пропускной способности улично–дорожной сети и критической ситуации с парковкой транспорта на внутридворовых территориях...

Только в 2012 году за нарушение правил остановки и стоянки в стране к административной ответственности привлечены около 100 тысяч водителей транспортных средств, из которых более 43 тысяч в Минске. Вместе с тем применение только норм административного воздействия в сложившихся условиях является малоэффективной мерой. Ситуация требует принятия конкретных мер по увеличению сети парковок, стоянок и гаражей в жилых районах города, вблизи объектов социально–бытового назначения, а также по повышению их экономической привлекательности для владельцев транспортных средств.

Осуществление регистрационных действий в отношении транспортного средства при условии обязательного представления документа, подтверждающего наличие места для парковки, целесообразно рассматривать после решения вышеуказанных задач.

Необходимо также отметить, что в соответствии со статьей 16 Закона «О дорожном движении» решение вопросов по обеспечению водителей транспортных средств специально оборудованными местами для стоянки и хранения транспортных средств входит в компетенцию местных органов власти.

Вадим Коваль, Минск:

Меня интересует ваше мнение об уровне работы ваших подчиненных во время проведения различных спортивных мероприятий. Постоянно посещаю футбольные матчи чемпионата Беларуси с конца 90–х гг. и в Минске, и в других городах Беларуси. Зачастую нормальных, адекватных, законопослушных болельщиков обыскивают уж слишком тщательно! Будет ли в преддверии стартующего футбольного сезона проведена соответствующая работа с руководством и личным составом подразделений милиции, которые обеспечивают проведение футбольных матчей?

Инструкцией по обеспечению безопасности на стадионах, утвержденной на заседании исполкома Ассоциации «Белорусская федерация футбола», предусмотрены мероприятия по обеспечению безопасности на стадионе перед началом матча (в день матча), в том числе осуществление досмотра зрителей.

Аналогичные по своему содержанию требования содержат Регламент ФИФА по безопасности и Регламент УЕФА по безопасности и порядку. Организаторы матча, ассоциации и клубы должны предпринять все необходимые меры для гарантии безопасности на стадионе и вокруг него. Такие меры предусмотрены, чтобы предотвратить различные правонарушения на стадионе.

Перед началом каждого футбольного матча проводятся инструктажи личного состава, задействованного в обеспечении безопасности мероприятия, доводятся основные положения нормативных правовых актов Беларуси и требования МВД о вежливом и внимательном отношении сотрудников органов внутренних дел и военнослужащих внутренних войск к гражданам.

Замечания, изложенные в вашем обращении, приняты во внимание. В случае грубого отношения к вам в ходе досмотровых мероприятий со стороны конкретных работников служб безопасности либо сотрудников органов внутренних дел предлагаем незамедлительно обращаться к их руководителям для разрешения возникшей конфликтной ситуации. Вместе с тем Министерство внутренних дел рассчитывает на понимание гражданами принимаемых мер по охране общественного порядка и обеспечению общественной безопасности при проведении спортивных соревнований.

Нина Горохова, Гомель:

Мой сын ушел из Академии МВД по собственному желанию, сейчас пытается восстановиться на службу в ОВД. Скажите: надо ли будет выплачивать сумму, начисленную за обучение в исполнительном листе, при восстановлении на службу в ОВД?

При положительном решении вопроса о повторном приеме вашего сына на службу в органы внутренних дел необходимость возмещать средства, затраченные Министерством внутренних дел на его подготовку, отпадет. Для получения более конкретных пояснений вам необходимо обратиться в то подразделение внутренних дел, где ваш сын в дальнейшем планирует служить.

Редакция поздравляет с наступающим профессиональным праздником, Днем милиции, всех, кто день и ночь заботится о поддержании порядка в нашей стране и спокойствии ее граждан.

Идея, что успех или неудача в жизни – вопрос одного разговора, одновременно очевидна и революционна. Очевидна эта мысль потому, что у каждого из нас случались разговоры, которые глубоко меняли профессиональную или личную жизнь к лучшему или худшему. А революционна она потому, что в учебных планах курсов МВА не найдешь такой дисциплины, как искусство разговора. Но кто бы из нас отказался уделить время и силы устранению последствий важного, но неудавшегося разговора? Кто из нас не осознаёт (возможно, слишком поздно), что клиент оказался разочарован или любимый человек – уязвлен тем, что вы не были всецело вовлечены в нужную беседу? По той же причине большинство из нас стремительно уходит после успешного разговора, предвкушая следующий, столь же удачный.

Семь принципов разговора по существу.
Принцип первый
Наберитесь мужества для изучения реальности
Ни один план не выдерживает столкновения с действительностью, которой свойственно меняться как на работе, так и дома. Изменения на рынках и в экономике требуют перемены стратегии. Преображаются и люди: коллеги, клиенты, супруги, друзья, – но забывают предупредить о том, что они уже не те, что прежде. Мы не только не сообщаем другим о том, что переменились. Мы искусно скрываем это даже от себя самих.

Принцип второй
Вступите в разговор по существу и наполните его реальным содержанием
Хотя многие боятся «настоящего», на самом деле надо до смерти бояться ненастоящих, неискренних разговоров. Они дорого обходятся и людям, и организациям. Никто не обязан меняться, а вот вести беседы вынуждены все. Когда разговор имеет реальное содержание, изменение происходит еще до того, как он заканчивается. Наполняя его максимально реальным содержанием, вы в значительной мере достигнете поставленных целей.

Принцип третий
Будьте здесь и приготовьтесь полностью отдаться разговору, отрешившись от всего остального
Успех или неудача в нашей работе, наших отношениях и в нашей жизни могут зависеть только от одного разговора. И хотя ни единая беседа не гарантирует преображения компании, отношений или жизни, любой из разговоров способен на это. Говорите и слушайте так, как если бы этот разговор был самым важным из всех, какие вы когда либо вели или будете вести с собеседником. Все возможно. Участвуйте в беседе так, как если бы она была самой важной. На самом деле она такой и является.

Содержание
Предисловие
Семь принципов разговора по существу
Вступление
Введение Идея откровенности
Глава 1 Принцип первый Наберитесь мужества для изучения реальности
Глава 2 Принцип второй Вступайте в разговор по существу и наполните его реальным содержанием
Глава 3 Принцип третий Будьте здесь и приготовьтесь полностью отдаться разговору, отрешившись от всего остального
Глава 4 Принцип четвертый Решайте самую острую на сегодня проблему
Глава 5 Принцип пятый Повинуйтесь инстинктам
Глава 6 Принцип шестой Примите ответственность за свои эмоциональные реакции
Глава 7 Принцип седьмой Предоставьте решение самых трудных вопросов молчанию
Заключение
Усвоение принципов
Приложение
Путеводитель для читателя
От автора.

Бесплатно скачать электронную книгу в удобном формате, смотреть и читать:
Скачать книгу Разговор по существу: искусство общения для тех, кто хочет добиваться своего, Скотт С., 2014 - fileskachat.com, быстрое и бесплатное скачивание.

- Пошёл вон, - сказал ему Воланд.

- Я ещё кофе не пил, - ответил кот, - как же это я уйду?

Михаил Булгаков, «Мастер и Маргарита»

Итак, в отряде есть проблема между детьми и требуется беседа для её разрешения. Суть разговора по существу сводится к концентрации внимания на базовых интересах сторон, на разработке вариантов решений, которые удовлетворяют обе стороны, и на справедливых, понятных всем критериях.

Принципиальная беседа сводится к следующим пунктам:

1. Люди 2. Интересы 3. Варианты 4. Критерии

Кратко рассмотрим каждый из перечисленных элементов.

ЛЮДИ

Делайте разграничение между участниками беседы и обсуждаемыми проблемами .

1. Следует постоянно помнить, что участники беседы - это люди, которые имеют различные взгляды на жизнь, руководствуются различными принципами и правилами, привержены определенным ценностям, обладают эмоциями. Часто они непредсказуемы так же, как и вы.

2. Каждый участник беседы преследует двойной интерес: достижение решения, которое бы соответствовало интересам участников (для этого подобные разговоры и ведутся), а также установление или сохранение определенных отношений с собеседниками.

3. Отношения обычно увязываются с проблемой. Причинами этого являются, преувеличение собственного «Я», а также то, что участники беседы часто делают из замечаний по существу необоснованные выводы. Следует помнить о том, что толкование собеседниками событий, фактов и аргументов так же законно, как и наше собственное.

4. Отделите отношения от существа дела. Имейте дело непосредственно с людьми; не пытайтесь решить проблему за счет уступок по существу дела. При решении психологических проблем в процессе беседы следует учитывать три основные категории: восприятие, эмоции и общение.

Восприятие

1. Поставьте себя на место своих подростков. Люди склонны видеть то, что хотят увидеть. Поэтому вожатый видит в своих предложениях только положительное, а в позиции подростков только ошибки и просчеты.

Чтобы видеть ситуацию такой, какой она представляется подросткам - необходимо поставить себя на их место и увидеть ситуацию их глазами. Понять точку зрения другого - это еще не значит согласиться с ней. Это дает возможность более правильно понять позицию ребенка и, при необходимости, пересмотреть свою. Это также позволяет либо избежать конфликта, либо сузить его область.

2. Не следует делать выводов о намерениях собеседников, исходя из своих собственных опасений. Подозрительность, предубежденность, привычка истолковывать высказывания или действия других людей в негативном свете могут привести к проигрышу в разговоре.

3. Ваша проблема не вина других. Часто люди стараются возложить ответственность за свои ошибки, провалы, неудачи на других. Обвинять других - самый простой метод. Однако такие обвинения вынуждают собеседников занимать оборонительную позицию и готовить контраргументы.

При обсуждении какой-либо проблемы не следует связывать личность собеседника с рассматриваемой проблемой.

4. Целесообразно обсуждать восприятие позиций друг друга. Делая это честно и откровенно, вы показываете серьезность ваших намерений.

6. Следует предоставить другой стороне возможность участвовать в процессе принятия решения. Достижение согласия значительно облегчается, если собеседники принимали равное участие в разрешении проблемы.

7. Чрезвычайно важно «спасти лицо». Действия участников подразумевают согласование договоренности с принципами, прошлыми обещаниями и поступками, а также с имиджем участников беседы.

Эмоции

Во время разговора эмоции могут оказаться важнее самой дискуссии. Они могут помочь достичь договоренности или быстро завести разговор в тупик .

1. Во время беседы наблюдать за собой. Нервничаете ли вы? Сердитесь ли вы? Какие чувства вы бы хотели бы ощущать: снятие напряжения, уверенность в себе. Что ощущают ваши собеседники? Ведя разговор с участниками, полезно относиться к ним как к выразителям возможно чьих-то мнений, интересов, т. е. без эмоций. Важно помнить, что они тоже имеют чувства страха, надежды и др.

2. Поговорить с представителями другой стороны о своих и об их ощущениях и эмоциях. Это усилит поиски решения проблемы.

3. Позволить другой стороне «выпустить пар». Дав собеседникам возможность освободиться от гнева, расстройства и других негативных чувств, мы получаем возможность беседовать с ними более рационально. Лучшей стратегией в этом случае может быть спокойное выслушивание полемических речей и «выпускания пара» до тех пор, пока ваш собеседник не произнесет свое последнее слово.

4. Не реагируйте на эмоции собеседников. Обнаруживая свои чувства, можно прийти к крупной ссоре и срыву разговора.

5. Используйте символические жесты. Часто извинение может разрядить эмоции и стать очень важным вкладом в дело налаживания отношений с детьми. Кроме этого, для снятия враждебности могут помочь тактильный контакт и т. п.

Общение

Беседа - это взаимное общение с целью достижения совместного решения. В общении имеется три крупные проблемы препятствующие принятию решения .

Первая проблема - люди часто ведут разговор не для того, чтобы найти решение, а лишь для того, чтобы произвести благоприятное впечатление на третью сторону. Такая игра на публику практически исключает эффективное общение между собеседниками.

Вторая проблема - вас слушают, но не слышат.

Третья проблема - недопонимание. То, что говорит один, другой может не так понять.

  1. Внимательно слушать и показывать, что вы слышали сказанное.
  2. Говорить так, чтобы вас поняли.
  3. Говорить о себе, а не о них. Не рекомендуется тратить много времени на объяснения и порицание мотивов и намерений другой стороны. Этим провоцируется появление у собеседников защитной реакции, желания оправдаться, доказать, что вы не правы.
  4. Говорить ради достижения цели. Если у собеседника есть раздражение и неправильное восприятие, то лучше не высказывать те мысли, которые усилят это раздражение.
  5. Предварительные действия облегчают работу. Необходимо отделить существо дела от взаимоотношений подростков и тем самым избежать субъективных влияний на решение проблемы.
  6. Построить работающие отношения. Рекомендуется лично познакомиться и узнать своих подопечных, их интересы, объекты пристрастия или неприязни. Найдите способ пообщаться до общей беседы с ними индивидуально неформально.
  7. Будьте готовы разбираться с проблемой, а не с людьми. Делайте так, чтобы стороны относились друг к другу не как к противникам, а как к союзникам, и рассматривайте проблему как общую для совместного поиска решения, справедливого и выгодного для обеих сторон.

ИНТЕРЕСЫ

Сосредоточьтесь на интересах, а не на позициях .

1. Чтобы достичь разумного решения, необходимо примирить интересы, а не позиции . Чаще всего проблема сторон представляется конфликтом между позициями. Собеседники спорят по поводу позиций, стараясь выиграть разговор, и поэтому заходят в тупик.

2. Интересы определяют проблему . Основная проблема переговоров заключается не в конфликтных позициях, а в конфликте между нуждами, желаниями, заботами и опасениями каждой из сторон.

Потребности и интересы являются движущими мотивами деятельности людей.

Ваша позиция в беседе - это то, о чем вы приняли решение.

Ваши интересы - это то, что заставило вас принять решение.

Успешное согласование интересов, а не позиций срабатывает по двум причинам.

  • для удовлетворения своего интереса люди просто принимают какую-то одну определенную жесткую позицию. Но, как только появляется изменение в мотивировке интересов, можно увидеть альтернативную позицию, которая отвечает вашим интересам и интересам собеседников.
  • за противоположными позициями скрывается гораздо больше разделяемых сторонами и приемлемых интересов по сравнению с теми, которые вошли в противоречие.

Чтобы выявить и понять интересы сторон, рекомендуется использовать следующие приемы :

  • поставить себя на место собеседников, рассмотреть позицию, которую они занимают, и спросить себя «почему»?
  • подумать о выборе других. Следует определить, какое решение, по мнению партнеров, следует им предложить, а затем спросить себя, почему они сами не приняли такого решения? Какие из интересов являются сейчас препятствием? Если вы хотите изменить их точку зрения, следует понять, как они настроены сейчас.

У каждой стороны множество интересов. Наиболее сильные интересы - это основные человеческие потребности: физиологические, безопасности и защищенности, социальные, уважения, самовыражения. Многие вожатые считают, что единственный интерес подростков заключается в самом конфликте и поэтому они не учитывают другие потребности, которые могут быть более важными.

Говорите об интересах

Цель беседы, в которых вы участвуете, - это обеспечение ваших интересов. К сожалению, в процессе разговора собеседники часто не слушают друг друга. Поэтому надо объяснить, в чем заключаются ваши интересы и узнать, в чем заключаются интересы ваших собеседников .

Объясняя свои интересы, покажите их жизненную важность не только для вас, но и для партнеров.

При этом необходимо соблюдать правила:

  • быть конкретным и точным при описании проблемы;
  • проявлять разумную настойчивость, доказывая серьезность обсуждаемой проблемы;
  • обосновать законность ваших интересов и интересов подростков.

Люди слушают лучше, если чувствуют, что их поняли. Поэтому, если вы хотите, чтобы другая сторона уважала ваши интересы, начните с демонстрации того, что понимаете и цените их интересы. Сначала сформулируйте проблему, а затем предложите свое решение. При этом говорите о том, чего хотите достичь, а не о том, что у вас было.

Будьте конкретны, но гибки. Обдумывая свои интересы, необходимо вырабатывать не только несколько конкретных подходов, обеспечивающих ваши законные интересы, но и быть открытым для новых идей.

Будьте тверды, говоря о проблеме, но мягки с собеседниками. Неразумно жестко придерживаться своей позиции, но необходимо твердо и последовательно отстаивать свои интересы. Решайте проблему, но не вините своих собеседников.

Старайтесь убедить собеседников, что кроме своих интересов вы принимаете во внимание и их интересы.

ВАРИАНТЫ

Подготавливайте взаимовыгодные варианты .

Успех процесса беседы в значительной степени зависит от способности собеседников разрабатывать несколько решений, выгодных каждой из сторон. При проведении беседы многие считают, что они знают единственно правильное решение, и поэтому их доводы должны стать решающими при принятии решения, и нет необходимости разрабатывать другие варианты.

Наиболее распространенными препятствиями при разработке вариантов решения являются следующие:

  • преждевременное суждение;
  • поиск единственно правильного ответа;
  • убежденность в том, что невозможно разработать несколько вариантов;
  • мнение, что «решение их проблемы - их проблема».

Для устранения перечисленных недостатков рекомендуется:

  • расширять число вариантов, предлагаемых для обсуждения;
  • стараться посмотреть на проблему глазами различных людей;
  • разрабатывать разные по значению варианты соглашения;
  • изменять объемы вариантов предлагаемого соглашения.

Одним из наиболее перспективных путей достижения согласия на переговорах по проблеме является поиск взаимной выгоды. Этого рекомендуется достигать следующим образом:

  • определить общие интересы. При этом следует помнить: а) общие интересы есть в любых переговорах; б) общие интересы это реальность, а не случай; в) подчеркивание наличия общих интересов и целей делает переговоры более гладкими и дружественными;
  • согласовать общие интересы. Для этого необходимо определить: есть ли различия в интересах? В уверенности? В отношении ко времени? В прогнозах развития ситуации? В неприятии риска?
  • сделать так, чтобы решение было легким для другой стороны.

КРИТЕРИИ

Настаивайте на использовании объективных критериев .

Решения, принятые на противопоставлении своей воли другим, часто влекут за собой отрицательные последствия. Поэтому необходимо найти основу для переговоров, независимую от воли обеих сторон. Этой основой являются объективные критерии. Необходимо при подготовке решений руководствоваться принципами, а не давлением.

Принципиальные переговоры вырабатывают соглашения на дружественной и эффективной основе. Чем последовательнее вы руководствуетесь в решении той или иной проблемы нормами справедливости, эффективности или иными критериями, тем больше вероятность того, что достигнутые договоренности будут разумными и справедливыми. При этом если другая сторона будет обращаться к прецеденту и практике, тем больше у вас будет шансов извлечь пользу из прошлого опыта.

Гораздо легче обсуждать объективные критерии для урегулирования проблемы, чем пытаться заставить друг друга отступить.

Независимые стандарты и критерии еще более важны , когда в разговор вовлечено несколько сторон. В таких случаях позиционный торг особенно труден: он требует создания коалиций внутри каждой из сторон, и чем больше участников торга согласилось по поводу какой-то позиции, тем труднее ее изменить. Кроме того, если у партнера есть союзники не участвующие в данном разговоре и он должен согласовать свои действия с ними, то задача выработки позиций, а затем их изменения становится труднодостижимой.

При подготовке к принципиальным переговорам необходимо ответить на два вопроса: как разработать объективные критерии и как применять их в переговорах?

Справедливые критерии . Они должны быть независимы от желаний сторон, а также должны быть законными и практичными.

Объективные критерии должны подходить, по крайней мере теоретически, для обеих сторон. Одним из способов выявления пригодности критерия является его проверка на возможность взаимного использования.

Справедливые процедуры . Вспомним древний способ деления пирога. Один человек режет, а другой выбирает себе кусок. Никто из них после этого не может пожаловаться на несправедливость. Рассматривая процедурные решения, можно улаживать разногласия: по очереди, с помощью жребия, предоставив право решать кому-то третьему (посреднику, арбитру, известному авторитету для собеседников) и т. д.

Переговоры при наличии объективных критериев . Необходимо помнить следующие правила.

  1. Подготовьте каждую проблему для совместного поиска объективных критериев.
  2. Рассуждайте и будьте открыты для доводов, к которым принципы могут быть лучше всего применимы.
  3. Никогда не поддавайтесь давлению, а только принципу.

При подготовке проблемы для совместного поиска объективных критериев следует узнать: каков подход ваших собеседников. Затем следует договориться о критериях. Каждый из критериев, выдвинутых другой стороной и использованный вами, окажет большое влияние на исход переговоров. Им будет сложнее противостоять применению собственных критериев.

В определенных ситуациях могут существовать два критерия, которые обе стороны считают законными, но которые дают разные результаты. В этом случае совершенно законным будет выделить различия или, наоборот, пойти на компромиссный вариант.

Если же после тщательного обсуждения особенностей проблемы вы не сможете принять предложенные критерии в качестве наиболее подходящих, попробуйте подвергнуть их проверке третьей стороной. Особое внимание следует уделять тому, чтобы никогда не поддаваться давлению. Давление может приобретать разные формы: посулы, угрозы, мошеннические призывы доверять или просто отказ сдвинуться с места. Во всех случаях принципиальный ответ один и тот же: предложите своему собеседнику высказать его соображения, предложите объективные критерии и заявите, что без этой основы вы не продвинетесь дальше.

Если же другая сторона на самом деле не двигается с места и не выдвигает убедительной основы для своей позиции, тогда дальнейших переговоров быть не может. Но прежде чем оставить это дело, вы должны еще раз обдумать, не проглядели ли вы какой-нибудь объективный критерий, который превращает предложение собеседников в справедливое.

Если же в позиции партнеров нет никакого желания хоть немного уступить, а вы не нашли никакой принципиальной основы для того, чтобы ее принять, прикиньте, что вы получите, если согласитесь на их предложения, вместо того чтобы обратиться к своей лучшей альтернативеили все же принять жесткое авторитарное решение по разрешению сложившейся проблемы.