по дисциплине «Культурология»


ВВЕДЕНИЕ


Культура Древней Руси – явление уникальное. По словам исследователя, «древнерусское искусство – это плод подвига русского народа, который на краю европейского мира отстаивал свою независимость, свою веру и свои идеалы». Ученые отмечают открытость и синтетичность (от слова «синтез» – сведение в единое целое) древнерусской культуры. Взаимодействие наследия восточных славян с византийскими и, следовательно, античными традициями создало самобытный духовный мир. Время его формирования и первого расцвета – X-первая половина XIII в. (домонгольский период).

Русский народ внес ценный вклад в мировую культуру, создав уже сотни лет назад немеркнущие в веках произведения литературы, живописи и зодчества. Знакомство с культурой Киевской Руси и русских княжеств эпохи феодальной раздробленности убеждает нас в ошибочности существовавшего некогда мнения об исконной отсталости Руси.

Русская средневековая культура Х-XIII вв. заслужила высокую оценку как современников, так и потомков. Восточные географы указывали пути к русским городам, восхищались искусством русских оружейников, готовивших особенную сталь (Бируни). Западные хронисты называли Киев украшением Востока и соперником Константинополя (Адам Бременский). Ученый пресвитер Теофил из Падерборна в своей технической энциклопедии XI в. восхищался изделиями русских златокузнецов – тончайшими эмалями на золоте и чернью на серебре. В списке стран, мастера которых прославили свои земли тем или иным видом искусства, Теофил поставил Русь на почетном месте – впереди нее только Греция. Утонченный византиец Иоанн Тцетцес был настолько очарован русской резьбой по кости, что воспел в стихах присланную ему пиксиду (резную коробочку), сравнивая русского мастера с легендарным Дедалом.


1. УСТНОЕ НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО


Устное народное творчество включает пословицы и поговорки, песни и сказания, частушки и заговоры. Составной частью искусства Руси являлось музыкальное, певческое искусство. В «Слове о полку Игореве» упоминается легендарный сказитель-певец Боян, который «напускал» свои пальцы на живые струны и они «сами князьям славу рокотали». На фресках Софийского собора мы видим изображение музыкантов, играющих на деревянных духовых и струнных инструментах – лютне и гуслях. Из летописных сообщений известен талантливый певец Митус в Галиче. В некоторых церковных сочинениях, направленных против славянского языческого искусства, упоминаются уличные скоморохи, певцы, танцоры; существовал и народный кукольный театр. Известно, что при дворе князя Владимира во время пиров присутствующих развлекали певцы, сказители, исполнители на струнных инструментах.

Важным элементом всей древнерусской культуры являлся фольклор – песни, сказания, былины, пословицы, афоризмы. В свадебных, застольных, похоронных песнях отражались многие черты жизни людей того времени. Так, в древних свадебных песнях говорилось и о том времени, когда невест похищали, «умыкали», в более поздних – когда их выкупали, а в песнях уже христианского времени шла речь о согласии и невесты, и родителей на брак.

Особое место в исторической памяти народа занимали былины – героические сказания о защитниках родной земли от врагов, зафиксированные на бумаге в XIX в. Народные сказители воспевают подвиги Ильи Муромца, Добрыни Никитича, Алеши Поповича, Вольги, Микулы Селяниновича и других былинных богатырей (всего в былинах действуют более 50 главных героев). К ним обращают они свой призыв: «Вы постойте-тко за веру, за отечество, вы постойте-тко за славный стольный Киев-град!» Интересно, что в былинах мотив защиты отечества дополнен мотивом защиты христианской веры. Крещение Руси было важнейшим событием в истории древнерусской культуры.


2. ПИСЬМЕННОСТЬ И ЛИТЕРАТУРА


С принятием христианства началось быстрое развитие письменности. Письменность была известна на Руси в дохристианские времена (упоминание о «чертах и резах», середина I тыс.; сведения о договорах с Византией, составленных на русском языке; находка под Смоленском глиняного сосуда с надписью, сделанной кириллицей – азбукой, созданной просветителями славянства Кириллом и Мефодием на рубеже X-XI вв.). Православие принесло на Русь богослужебные книги, религиозную и светскую переводную литературу. До нас дошли древнейшие рукописные книги – «Остромирово Евангелие» (1057) и два «Изборника» (сборника текстов) князя Святослава (1073 и 1076). Утверждают, что в XI-XIII вв. в обращении находилось 130-140 тыс. книг нескольких сот названий: уровень грамотности в Древней Руси был по меркам средневековья весьма высок. Есть и другие доказательства: берестяные грамоты (их археологи обнаружили в середине XX в. в Великом Новгороде), надписи на стенах соборов и ремесленных изделиях, деятельность монастырских школ, богатейшие книжные собрания Киево-Печерской лавры и Софийского собора в Новгороде и др.

Бытовало мнение, что древнерусская культура была «немой» – она, как полагали, не имела самобытной литературы. Это не так. Древнерусская литература представлена различными жанрами (летописание, жития святых, публицистика, поучения и путевые заметки, замечательное «Слово о полку Игореве», не принадлежащее ни к одному из известных жанров), она отличается богатством образов, стилей и направлений.

В XI-XII вв. на Руси появляется летописание. В летописях описывается не только последовательность происходивших событий, но и содержатся библейские тексты, фиксируются документы, приводятся комментарии составителей летописей. Древнейшая из дошедших до нас летописей – «Повесть временных лет» – создана около 1113 г. монахом Киево-Печерской лавры Нестором. Знаменитые вопросы, которыми открывается «Повесть временных лет»: «Откуда есть пошла Русская земля, кто в Киеве нача первее княжити и как Русская земля стала есть», – уже говорят о масштабе личности создателя летописи, его литературных способностях. После распада Киевской Руси возникли самостоятельные летописные школы в обособившихся землях, но все они, как к образцу, обращались к «Повести временных лет».

Другим жанром древнерусской литературы является житие. Житие (агиография) повествует о святой жизни церковнослужителя или светского лица, возведенного в ранг святого. Житие требовало от своего автора твердого следования установленным правилам. Житие композиционно делилось на три части: введение, центральную часть, заключение. Во введении автор должен был обязательно извиняться за недостаточное умение в писании. А заключение посвящалось восхвалению героя жития. В центральной части описывается непосредственно биография святого. Житие относится к дореалистичному жанру, т.к. описываются только положительные свойства героя. Отрицательные опускаются. В результате получается « приторный» образ святого. В данном случае житие близко подходит к иконописи. Летописцу Нестору приписывают, по преданию, авторство жития, посвящённого убиенным Борису и Глебу, а также основателю Киево-Печерской лавры – игумену Феодосию.

Из произведений ораторско-публицистического жанра выделяется «Слово о Законе и Благодати», созданное Иларионом, первым русским по происхождению митрополитом, в середине XI в. Это размышления о власти, о месте Руси в Европе. Замечательно «Поучение» Владимира Мономаха, написанное для сыновей. Князь должен быть мудр, милосерден, справедлив, образован, снисходителен и тверд в защите слабых. Силы и доблести, верного служения стране требовал от князя Даниил Заточник, автор блестящего по языку и литературной форме «Моления».

К согласию и примирению князей призывал и неизвестный автор величайшего произведения древнерусской литературы «Слово о полку Игореве» (конец XII в.). Реальное событие – поражение северского князя Игоря от половцев (1185- 1187) – стало лишь поводом к созданию «Слова», изумляющего богатством языка, стройностью композиции, силой образного строя. Автор видит «Русскую землю с огромной высоты, охватывает мысленным взором огромные пространства. Опасность угрожает Руси, и князья должны забыть распри, чтобы спасти ее от погибели.

Существенным отличием русской культуры от культуры большинства стран Востока и Запада является применение родного языка. Арабский язык для многих неарабских стран и латинский язык для ряда стран Западной Европы были чуждыми языками, монополия которых привела к тому, что народный язык государств той эпохи нам почти неизвестен. Русский же литературный язык применялся везде – в делопроизводстве, дипломатической переписке, частных письмах, в художественной и научной литературе. Единство народного и государственного языка было большим культурным преимуществом Руси перед славянскими и германскими странами, в которых господствовал латинский государственный язык. Там невозможна была столь широкая грамотность, так как быть грамотным означало знать латынь. Для русских же посадских людей достаточно было знать азбуку, чтобы сразу письменно выражать свои мысли; этим и объясняется широкое применение на Руси письменности на бересте и на «досках» (очевидно, навощенных).


3. АРХИТЕКТУРА


Серьезным вкладом в историю мировой культуры является русская средневековая архитектура. Русь долгие годы была страной деревянной, и ее архитектура, языческие молельни, крепости, терема, избы строились из дерева. В дереве русский человек, прежде всего, выражал свое восприятие строительной красоты, чувство пропорций, слияние архитектурных сооружений с окружающей природой. Если деревянная архитектура восходит в основном к Руси языческой, то архитектура каменная связана с Русью уже христианской. К сожалению, древние деревянные постройки не сохранились до наших дней, но архитектурный стиль народа дошел до нас в позднейших деревянных сооружениях, в древних описаниях и рисунках. Для русской деревянной архитектуры была характерна многоярусность строений, увенчивание их башенками и теремами, наличие разного рода пристроек – клетей, переходов, сеней. Затейливая художественная резьба по дереву была традиционным украшением русских деревянных строений.

Имевшие уже опыт в строительстве крепостей, башен, дворцов, деревянных языческих храмов, русские архитекторы с поразительной быстротой освоили новую византийскую технику кирпичного строительства и украсили крупнейшие русские города великолепными монументальными сооружениями.

Первые строения из камня были возведены византийскими мастерами. В 989 году было начато строительство Десятинной церкви Успения Богородицы. Она получила десятую часть княжеских доходов. Общая площадь её составляла 900 кв. метров и имела 25 глав. Была разрушена в 1240 году во время Батыева нашествия. В дальнейшем византийский стиль всё больше смешивался с местными, самобытными традициями. К ХII в. в Киевской Руси сложился крестово-купольный стиль.

Исследования Н.Н. Воронина и М.К. Каргера показали эволюцию русской архитектурной мысли и ее связь с этапами развития феодальных отношений и с княжескими или боярско-посадскими элементами в городе. В ряде случаев архитектура очень чутко отражала политическую историю страны: кратковременное соперничество Чернигова и Киева сказалось в одновременной постройке монументальных соборов (Чернигов – 1036 г., Киев – 1037 г.). Новгородское восстание 1136 г. приостановило княжеское строительство в Новгороде и открыло дорогу боярскому.

Раннее обособление Полоцкого княжества сказалось в построении там своего Софийского собора с необычной планировкой. Полнокровное развитие городов, соперничавших с Киевом, привело к расцвету зодчества и созданию местных архитектурных школ в Галиче, Смоленске, Новгороде, Чернигове, Владимире-на-Клязьме. При всем том русская архитектура XII-XIII вв. представляет собой известное единство. Нельзя сказать, чтобы русское зодчество этого времени находилось под каким-либо влиянием или воздействием, хотя Русь имела широчайшие связи с Востоком, Западом и Византией. Усвоив на рубеже Х и XI вв. византийскую форму, русские зодчие очень быстро видоизменили ее, внесли свои черты и создали свой, общерусский стиль, варьировавший по областям.

Появление в XII в. башнеобразных, стремящихся вверх стройных зданий (Чернигов, Смоленск, Полоцк, Псков) особенно ярко свидетельствовало о выработке русского национального стиля, родившегося в результате воздействия деревянного строительства.

Неустойчивые границы феодальных государств не были преградами для взаимного культурного общения. Ярким показателем такой общности «стиля эпохи», говорящим о том, что романское искусство – понятие не столько географическое, сколько хронологическое, является белокаменное зодчество Владимиро-Суздальской Руси с его удивительными пропорциями и тонкой декоративной резьбой, воскрешающей в памяти замечательные изделия из слоновой кости.

Постройки Андрея Боголюбского и Всеволода Большое Гнездо – вполне русские по своим традициям и строительным приемам, но по ряду деталей они близки к архитектуре романского стиля XII в. Белокаменные храмы Владимира с их щедрой резной орнаментикой исследователи с полным правом сопоставляют по общей стройности и богатству сюжетов со «Словом о полку Игореве», где народное, языческое, также заслоняет собой христианское.

Тщательное изучение пропорций древнерусских зданий позволило раскрыть своеобразные геометрические приемы русских зодчих XI-XII вв., помогавшие им создавать здания, изумительные по соразмерности частей.

Недавние находки в Старой Рязани и Тмутаракани геометрических чертежей из системы вписанных квадратов и прямоугольников, позволили раскрыть еще один метод математических расчетов, метод, восходящий в основе к вавилонской архитектуре и попавший на Русь через посредство Закавказья и Тмутаракани.

Многообразная и богатая русская архитектура надолго сохранила силу художественного воздействия.


4. ЖИВОПИСЬ


Живопись Киевской Руси представлена, в основном, мозаикой, фресками и иконописью. Особенно ярко проявилась мозаика в Софийском соборе в Киеве, где в наиболее освещённой части храма помещалась Евхаристия, Богоматерь Оранта (молящаяся). Но уже с ХII века мозаика отходит на второй план, уступая место фреске и иконописи.

Фрески (рисунок по сырой штукатурке) заполняют всё внутреннее помещение церкви. Рисунки выполнены в основном на библейские темы. Однако в Киевском Софийском соборе содержались фрески и на светские, бытовые сцены (константинопольский ипподром, скоморохи, охота, члены княжеской семьи и т. д.).

Особое развитие получила на Руси иконопись. Вначале были распространены византийские иконы (Владимирская Богоматерь). Однако, с развитием культуры происходит и эволюция в иконописи – появляются свои, русские иконы, не уступающие глубиной и выразительностью образа византийским творениям. А древнерусская иконопись более открыта миру, жизнерадостна, декоративна, чем византийская.

К середине XII в. стали очевидны и различия художественных школ Владимиро-Суздальской, Новгородской, южнорусских земель. Радостные, легкие, пышно украшенные владимирские храмы (Успенский собор во Владимире, церковь Покрова на Нерли и др.) контрастируют с приземистыми, основательными, массивными церквями Новгорода (церкви Спаса на Нередице, Параскевы Пятницы на Торгу и др.). Новгородские иконы «Ангел Златые Власы», «Знамение» отличаются от написанных владимиро-суздальскими мастерами икон «Дмитрий Солунский» или «Боголюбская Божья Матерь».


5. ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ РЕМЕСЛА


Киевская Русь славилась хорошо развитым ремеслом. В те годы насчитывалось от 40 до 60 ремесленных специальностей. Уже в Х веке стал использоваться гончарный круг. Большие успехи были достигнуты в вы­плавке и обработке металлов. Железо выплавлялось из болотных руд в сыродутных «домницах». Было налажено массовое производство железных орудий: топоров, серпов, лопат и др. Своим мастерством славились русские оружейники: в Европе высоко ценились кольчуги и прямые русские мечи. Археологические находки показывают, что кованые мечи, изготовленные русскими оружейниками, имели хождение и за рубежом. Многочисленные ремесленники занимались обработкой кожи и дерева, изготовлением тканей, одежды и обуви.

Особое развитие получило ювелирное ремесло, граничащее с искусством. На Руси не было равных в применении таких самобытных приёмов, как чернь, перегородчатая эмаль, зернь (нанесение украшения из мелких шариков), филигрань (получение узора из серебряных проволок). Очень часто эти приемы применялись одновременно. Изящные украшения, подлинные шедевры создавали древнерусские ювелиры – золотых и серебряных дел мастера. Они делали браслеты, серьги, подвески, пряжки, диадемы, медальоны. Отделывали золотом, серебром, эмалью, драгоценными камнями утварь, посуду, оружие. С особенным старанием и любовью мастера-искусники украшали оклады икон, а также книги. Примером может служить искусно отделанный кожей, ювелирными украшениями оклад «Остромирова евангелия», созданного по заказу киевского посадника Остромира во времена Ярослава Мудрого. До сих пор вызывают восхищение сделанные киевским ремесленником серьги (XI-ХII вв.). На этих серьгах более 500 серебряных колечек диаметром всего лишь 0,06 см. Как делали это люди, не располагая увеличительными приборами, представить себе трудно.

На протяжении долгих веков на Руси развивалось, совершенствовалось искусство резьбы по дереву, позднее – по камню. Деревянные резные украшения вообще стали характерной чертой жилищ горожан и крестьян, деревянных храмов.

Белокаменная резьба Владимиро-Суздальской Руси, особенно времени Андрея Боголюбского и Всеволода Большое Гнездо, в украшениях дворцов, соборов стала примечательной чертой древнерусского искусства вообще.

Прекрасной резьбой славились утварь и посуда. В искусстве резчиков с наибольшей полнотой проявлялись русские народные традиции, представления русичей о прекрасном и изящном.

Всемирную известность приобрело искусство хохломской росписи. Золотистого цвета деревянные изделия этого промысла с растительным орнаментом, цветистые и праздничные, называют просто «хохлома». Хохлома – это название старинного торгового села бывшей Нижегородской губернии, куда привозили на продажу деревянную расписную посуду. На протяжении веков хохломские изделия были дешевой деревянной посудой, но они украшали суровый крестьянский быт, вносили в него праздничность, нарядность.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ


Культура Древней Руси достигла значительных высот. Особенности её развития заключаются в органическом соединении славяно-языческого и византийско-православного начал. Кроме того, во времена Древней Руси ещё не произошло обособление привилегированного класса от народа, поэтому культура развивалась в одном направлении. Период феодальной раздробленности XII- XIII вв. не только не уменьшил развитие культуры, но наоборот, способствовал её росту, т. к. возникающие политические центры помогали появлению местных школ.

Русская средневековая культура рождалась без античного наследства, в суровых условиях непрерывной борьбы со степью, наступавшей на земледельческие племена, при постоянной опасности порабощения Византией. Русское феодальное государство окрепло в этой оборонительной борьбе. Русская культура развивалась очень быстро, используя богатые потенциальные возможности славян-земледельцев. Развитие феодальных отношений и появление городов ускорило процесс роста культуры древнерусской народности.

XI-XIII века – время высокого развития русской культуры, когда она достигает уровня культуры передовых стран Европы и оказывает влияние на десятки соседних с Русью народов. Гуманность, патриотичность, сдержанность, строгость, постоянное сознание общенародных задач – таковы черты русской культуры.

Широкие мирные связи с Востоком и Западом сделали Русь активной участницей той общей культуры Старого Света, которая складывалась в средние века, пренебрегая феодальными рубежами.

Глубина народной культуры позволила Руси пережить тяжелую пору татаро-монгольского ига и сохранить неисчерпаемые силы для преодоления последствий иноземного господства. Народ сберег свою культуру, носительницу передовых идей своего времени, и пронес ее сквозь века, повторяя с любовью и уважением: «О светло светлая и украсно украшена земля Русьская!»

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ


Бартенев И.А., Батажкова В.Н. Очерки истории архитектурных стилей. М.: Изобразительное искусство, 1983.

Маерова К., Дубинская К. Русское народное прикладное искусство. М.: Русский язык, 1990.

Рыбаков Б.А. Культура Руси./ Аверьянов Л.Я. Хрестоматия по истории. М., 2001.

Рябцев Ю.С. Путешествие в Древнюю Русь: Рассказы о русской культуре. М.: ВЛАДОС, 1995.

Сахарова А.Н., Новосельцева А.П. История России с древнейших времен до конца XVII века. М., АСТ, 2000.

На Покровской ярмарке в Тамбове сварят 377 килограммов картошки - регионального бренда, и угостят гостей. Мы собрали истории пяти знаменитых ярмарок России.

Покровская в Тамбове

Впервые о проведении в Тамбове упоминается в описании губернского города конца XVIII века: "Ярмонок бывает две: первая после Пасхи в десятую пятницу, вторая - 22 октября, на кои приезжают купцы из Москвы, Санкт-Петербурга, из других городов с сукнами шелковыми, шерстяными, бумажными и разными молочными товарами и деревенскими продуктами; пригон бывает разных пород лошадей, рогатого скота и овец. Оные ярмонки продолжаются не более пяти дней. С коих с каждой в градскую душу собираются пошлин до шестисот рублей".

Своего расцвета тамбовские ярмарки достигли в конце XIX века. Торг проводился на трех площадях. На Базарной размещались мясные, рыбные, фруктовые, овощные ряды. Сенную заполняли купцы с сельскохозяйственными машинами и стройматериалми. На расположенную рядом с конюшней Ярмарочную пригоняли лошадей. В дни торга устраивались карусели, балаганные представления и скачки на ипподроме.

В 2011 году традиция проведения Покровской ярмарки была возрождена. Начинается праздник на площади Музыки и год от года все шире и шире распространяется по набережной Цны. В этом году на ярмарку приехали гости из всех районов области, полутора десятков регионов России и нескольких стран мира.

Традицией современной Покровской ярмарки является приготовление в огромном котле картошки - бренда Тамбовской области. В этом году сварят 377 килограммов - по числу лет Тамбова. Готовым продуктом угощают всех.

Коренская ярмарка начинается крестным ходом с иконой Пресвятой Богородицы "Знамение": из Курска к монастырю Коренная пустынь, под стенами которого раскинулся ярмарочный городок.

В монастырских преданиях сказано, что ведет начало с 1618 года и совпадает с началом Крестного хода. В правительственных актах за 1824 год Коренская отнесена к трем главным ярмаркам России, на которые разрешалось присылать свои товары иностранцам. Начиналась она обычно на девятую пятницу после Пасхи, в момент наибольшего наплыва богомольцев в Коренную пустынь. В 1812 году по проекту Джакомо Кваренги был построен каменный Гостиный дом. Площадь ярмарки в начале XIX века составляла 64 десятины, на которых располагались 649 торговых помещений, 58 гостиниц, трактиры, ипподром, театральный дом, цирковые балаганы.

Центром Коренской была ярмарочная площадь, вмещавшая 10 тысяч человек. На площади было устроено место для Чудотворной иконы Знамение Божией Матери Курская Коренная. За несколько дней до открытия ярмарки курская городская дума переезжала в Коренную пустынь, в специально выстроенное для нее здание.

Традиция проведения в Курске Коренской ярмарки возродилась в 2001 году. Сейчас на нее приезжают гости из многих регионов России и стран СНГ. Благодаря своей популярности и размаху ярмарку прозвали "Южными торговыми воротами России".

"Льняная палитра" в Плесе

Фестиваль в Плесе - мероприятие особенное, яркий, задорный торг в красивейшем из волжских городков. Продажа рыбы, сувениров, льняных тканей и одежды не прекращается круглый год. Так же, как не иссякает поток туристов в Плес. Но раз в год, летом в Ивановскую область приезжают представители fashion-индустрии во главе с маэстро Вячеславом Зайцевым.

Пока на подиумах определяют, какой быть моде завтрашнего дня, вокруг вовсю торгуют красивой современной одеждой. В рамках фестиваля проходят показы детских нарядов и костюмов, придуманных детьми, дефиле пред а порте и от кутюр, демонстрации льняных коллекций и моды настолько высокой, что сложно представить ее на улице.

Все это время вдоль длинной волжской набережной стоят палатки, в которых торгуют тканями, трикотажем, одеждой льняной и всякой разной, соленьями, копченьями и сотнями других необходимых человеку вещей. Раскрывают двери десятки сувенирных лавок, к пристани подваливают белоснежные теплоходы, заполненных истосковавшимися по шоппингу туристами.

С зеленых холмов городок осеняют высокие, помнящие Левитана березы. "Льняная палитра" в Плесе - самая красивая ярмарка России.

Нижегородская

До революции была крупнейшей в России, ныне она входит в число основных центров оптовой и розничной торговли страны. Первые упоминания о периодическом торге на Средней Волге относятся к XIII веку. Сначала он происходил на Арском поле под Казанью. В 1524 году, после того как татары ограбили русских купцов, великий князь Василий Иоаннович запретил им ездить в Казань и ярмарка переехала к Макарьевской обители у села Лысково.

В 1648 году царь Алексей Михайлович разрешил пять дней торговать беспошлинно, затем надо было платить особый налог. В 1666 году на Макарьевскую ярмарку стали приезжать иностранные купцы, продолжалась она две недели.

В 1816 году пожар уничтожил Гостиный двор и близлежащие балаганы. К тому же макарьевский берег подмывала Волга и ярмарку перенесли в Нижний Новгород. На образованном впадением Оки в Волгу мысу началось возведение торгового комплекса. Шесть миллионов рублей на это выделил Александр I, отложив строительство Зимнего дворца.

Открытые в 1822 году торговые ряды стали революционным для своего времени сооружением: спроектированный Монферраном, автором Исаакия Спасский собор, армяно-григорианская церковь и мечеть, первая в России канализация. Площадь перед собором украшали Китайские ряды для торговцев из Азии, привозивших на ярмарку чай.

На вторую половину XIX века приходится расцвет Нижегородской ярмарки. Ежегодно сюда съезжалось до 200 тысяч человек: русские торговцы, европейцы, персы, армяне, хивинцы, китайцы. В основном торговали изделиями из хлопка, шерсти и шелка, чаем и металлами. Помимо купцов, на ярмарки приезжали нотариусы, банки держали здесь свои отделения. В Нижнем Новгороде стремительно развивалась сфера услуг: открывались гостиницы, трактиры, чайные. Процветало судоходство.

С 1860 годов на ярмарке стали выступать балетные и оперные труппы, среди торговых рядов располагался цирк и множество увеселительных балаганов. Кратковременный ренессанс торговля в Нижнем Новгороде пережила в пору НЭПа, но в 1929 году замерла на 60 лет.

С 1990 года началось возрождение Нижегородской ярмарки. Сейчас это один из пяти крупнейших выставочных комплексов России со своим таможенным постом, где ежегодно проводятся десятки выставок, конференций и конгрессов.

Ирбитская

Выгодное географическое положение позволило маленькому городку Ирбит на Урале стать одним из главных торговых центров России, перевалочным пунктом между Сибирью, Уралом, Европой и Азией. существует с 1631 года, здесь торговали европейские, азиатские и сибирские купцы.

В XIX веке по торговому обороту ярмарка занимала второе место в Российской империи после Нижегородской. В 1864 году был построен Ирбитский Пассаж - центр и главный символ ярмарки. Открывая торг, над пассажем поднимали флаг и определяли по нему, как пойдет ярмарка: если флаг запутается - торг затянется, если в сторону Сибири развернется - зауральские купцы будут с барышом, если в сторону Волги - европейские.

В 30-е годы XX века началась индустриализация Ирбита, его превращение в мотоциклетную столицу России. О ярмарке вспомнили в 2003 году. С 2011-го она проводится ежегодно. В 2012 году на Ирбитскую ярмарку съехались гости из 17 регионов России, Беларуси и Украины. На ярмарке прошли слушания регионального законопроекта о поддержке народно-художественных промыслов в Свердловской области.

В 2013 году на ярмарке был открыт памятник Екатерине II - копии монумента, уничтоженного в 1917 году. "Город имеет богатые традиции и историю, что позволяет сегодня продвигать совершенно уникальный бренд - нашу ярмарку", - отметил глава Ирбита Геннадий Агафонов.

Помещики Белгородской, Воронежской губерний, а также среднего Поволжья были в середине XVIII века основными поставщиками хлеба на внутренние рынки России.

Спрос на хлеб и другие сельскохозяйственные продукты постепенно увеличивался в связи с ростом больших городов, которые за три четверти восемнадцатого века увеличились в два раза, а также в связи с подъемом ремесленного и мануфактурного производства, отрыва от земледелия большого числа крестьян и превращения ряда сел в промышленные центры, что также влияло на рост неземледельческого населения.

Из центрально-черноземных районов хлеб ввозился в Москву и Петербург, Ярославль и Кострому. Продавцами хлеба выступали как Помещики, так и крестьяне. Помещики продавали хлеб и другие сельскохозяйственные продукты с целью увеличить свои денежные доходы, большинство же крестьян продавало хлеб, необходимый им для собственного потребления, потому, что для уплаты оброка и подушной подати, для покупки соли и промышленных изделий им были необходимы деньги.

Все это влияло и на расширение рынка сбыта промышленных изделий. В крестьянское и помещичье хозяйство, вытесняя изделия домашних промыслов, постепенно проникает продукция крупных металлургических заводов и мануфактур, производивших полотно. Расширение внутреннего рынка повлияло на то, что обе эти отрасли промышленности, с давних пор нацеленные на экспортирование товаров, переключили часть производства на выпуск предметов широкого потребления.

В семидесятые годы XVIII века насчитывалось свыше полутора тысяч всевозможных ярмарок. Крупнейшие из них организовывались в Кяхте, Иркутске, Троицке, Архангельске, Петербурге и Киеве.

Среди крупных ярмарок на территории империи так­же числились Макарьевская и Свеиская ярмарки.

Активными участниками внутреннего рынка становятся не только государственные, но и крепостные крестьяне. Дворяне скоро поняли, что в их интересах не препятствовать торговле своих крестьян, а облагать их, как и мануфактуристов, высоким оброком.

Все более расширялись рыночные связи между Россией, Украиной, Белоруссией и Новороссией; Несколько раз в году устраивались крупные ярмарки в Ромнах, Полтаве и других городах левобережной Украины; где закупали большими партиями российское железо, краски, инструменты, бумагу.

На рынки центральных и северных губерний России Ук­раина поставляла стекло, сукно, зерно, скот, кожу. В то время большое значение в сбыте товаров на внутреннем рынке Украины приобрели так называемые чумаки, обозы которых направлялись на юг в Причерноморье и на север в великорусские губернии.

Также развивались экономические связи между отдель­ными частями самой Украины: Гетманщиной, Слобожанщиной и Запорожьем.

Эти же процессы наблюдались и в прибалтийских провинциях Российской империи - Эстонии и Латвии.

В Лифляндии ярмарки проходили в тридцати четырех населенных пунктах. Крупнейшая из них находилась в Дерите; она привлекала не только прибалтийских, но и русских купцов.

На рынках Эстонии и Латвии продавалось русское железо, медь, кожа, меха. Из прибалтийских провинций в Россию поставлялись стекло, парфюмерия, скот и т.д. Прибалтийские помещики также были поставщиками водки в Петербургскую и Псковскую губернии, для производства которой употреблялась значительная масса товарного зерна.

Развитие внутреннего рынка требовало дальнейшего усовершенствования путей сообщения. В пятидесятые годы производятся работы по строительству канала, соединяющего Каму с Вычегдой и Северной Двиной.

Также разрасталась сеть грунтовых дорог, прокладывались первые шоссейные дороги, тракты. Это было обусловлено тем, что для торговли в России большое значение имел гужевой транспорт.

Как отмечали многие иностранцы бывавшие в России на протяжении XVIII века, российские дороги немного улучшили свое состояние, однако в большинстве своем все еще оставались неудовлетворительными. Исключение составлял только Охотский тракт, который прорезал всю Россию с запада на восток, от Петербурга и Москвы до тихоокеанского порта Охотска.

На вопрос Крупнейшая ярмарка в России. Эпоха Екатерины 2. 18 век. заданный автором Невропатолог лучший ответ это Макарьевская ярмарка, одна из крупнейших ярмарок в России. Возникла в середине 16 века у Макарьева монастыря на Волге (в 88 км ниже Нижнего Новгорода) . Торг производился ежегодно в июле. Выгодное географическое положение привлекало русских купцов из центральных районов государства, Поволжья, Сибири и Поморья, а также купцов из Закавказья, Средней Азии, Ирана, Индии. С 20-х годов 17 века Макарьевская ярмарка способствовала складыванию всероссийского рынка. На ярмарке сбывались пушнина, ткани, рыба, изделия из металла, зерно. В конце 17 века привоз товаров достиг 80 тыс. рублей, к концу 18 века - 30 млн. рублей. В 1816 пожар истребил основные ярмарочные строения. С 1817 торг перенесён под Нижний Новгород, где была учреждена Нижегородская ярмарка.

Ответ от Екатерина Бурсова [новичек]
Класс....


Ответ от Беспросветный [новичек]
м-м, да


Ответ от располосовать [активный]





Во второй половине 18- начале 19 века Макарьевская ярмарка по масштабам торговли превосходила любую другую другую крупную ярмарку на 20-25 %, окончательно определилась её роль как центрального звена на ярмарочной системы страны. Макарьевская ярмарка проходила с 10 июля до середины августа. Многие региональные и местные ярмарки Центральной России заканчивались в июне, чтобы купцы могли направить товары на Макарьевскую ярмарку....


Ответ от Женя Солдатова [новичек]
Макарьевская ярмарка- крупнейшая ярмарка России в 17- начале 19 века. Проходила она ежегодно на левом берегу Волги, у стен Макарьевско-Желтоводского монастыря.
Первоначально на Макарьевской ярмарке большое значение имел сбыт изделий местных промыслов: полотен из с. Лысково, тулупов, шапок, рукавиц из с. Мурашкино, деревянной посуды из заволжских лесных районов. Вскоре привлечённые выгодным расположением Макарьевской ярмарки здесь появились крупные московские, ярославские, казанские купцы, затем армяне, бухарцы, торговцы из других районов Средней Азии, а также из Персии и Закавказья. Особое значение приобрели торговые связи с Астраханью. По мере освоения Сибири, возникновения торговых контактов с Китаем Макарьевская ярмарка становится одним из центров обмена российских и европейских товаров на сибирские и китайские товары; связь осуществлялась по реке Кама, её притокам и через Ирбитскую ярмарку. Связь с Малороссией, Белоруссией, Речью Посполитой, Причерноморьем обеспечивалась через Свенскую ярмарку. Западноевропейские товары поступали на Макарьевскую ярмарку главным образом через Архангельск.
В 1641 году по Указу царя Михаила Фёдоровича Макарьевский монастырь получил право ежегодно собирать в свою пользу пошлины с торговли на Макарьевской ярмарке 25 июля; в остальные дни торговля была беспошлинной. Ярмарка находилась под управлением монастырских властей, которые наблюдали за порядком, разбирали конфликты между купцами. Во второй половине 17 века ярмарка действовала в течение двух недель, а к концу 17 века - в течение месяца (1-30 июля). В 1700 году царь Пётр лишил монастыри привилегий. Пошлины с ярмарки стали поступать в казну, она перешла под управление государственных органов. Монастырь мог взимать плату лишь за сдачу своих помещений и организуемый им перевоз через Волгу. При Петре 1 на Макарьевской ярмарке появились браковщики, призванные следить за качеством товаров, ярмарка проходила с 8 по 26 июля.
В 1720 году товарооборот на ярмарке был свыше 220 тысяч рублей: свыше трети товаров поступало из Астрахани, среди них: шёлк, сафьян, овчины, рис, финики, а также рыба и соль; из Сибири поступало товаров на 27 тыс. рублей, среди товаров выделялись: пушнина и железо. Из Москвы привозили ткани, платья, галантерейные товары, краски. Среди городов по интенсивности торговых связей с Макарьевской ярмаркой выделялась Казань (откуда поступило мехов, шёлка, кож на 12 тыс рублей), Ярославль (на 7,5 тыс. рублей), Яренск (на 4 тыс. рублей), Вологда (на 1 тыс. рублей); из этих городов привозили российские и иностранные товары, закупленные в Архангельске, Астрахани и отчасти в Петербурге. Всего Макарьевскую ярмарку посещали торговые люди из более чем 200 городов и сёл России. Значительная часть товаров, приобретённых на ярмарке, предназначалась для продажи в Малороссии.
В 1730-40-х гг. на Макарьевскую ярмарку поступало товаров более чем на 400 тыс. рублей ежегодно, в 1785- примерно на 6,5 млн. рублей. Торговля проводилась на Гостином дворе, имевшем около 20 рядов, и стоявших вокруг него "балаганах". Продаваемые товары: чай, ткани, шляпы, перчатки, галантерейные изделия, пуговицы, запонки, серебряные изделия, фарфоровая и хрустальная посуда, стекло, колокола, иконы, комоды, кресла, стулья, сундуки, железо, медь, вина, водка, оружие, хлебобулочные изделия, сладости и многое другое.
Во второй половине 18- начале 19 века Макарьевская ярмарка по масштабам торговли превосходила любую другую другую крупную ярмарку на 20-25 %, окончательно определилась её роль как центрального звена на ярмарочной системы страны. Макарьевская ярмарка проходила с 10 июля до середины августа. Многие региональные и местные ярмарки Центральной России заканчивались в июне, чтобы купцы могли направить товары на Макарьевскую ярмарку.... Продолжение в источнике


Ответ от Наталья макаренко [гуру]
Макарьевская ярмарка (Нижегородская ярмарка) .
В 1816 пожар истребил основные ярмарочные строения. С 1817 торг перенесён под Нижний Новгород, где была учреждена Нижегородская ярмарка.


История Происхождения Ярмарочная торговля на Руси еще в раннем средневековье была чрезвычайно развита. Как нам сообщает Словарь учрежденных в России ярмарок изданный в конце XVIII века, «ярмарки в России приняли свое начало еще в самой древности. Учреждаемы в честь идолов во время идолопоклонства при их храмах, как то в Биармии, или по-нынешнему в Карели. Так же учреждены были знатные торги по всей России.


Что же такое Ярмарка Я́рмарка (польск. jarmark, нем. Jahrmarkt ежегодный рынок) ежегодно повторяющаяся распродажа товаров, иногда с ограничениями на определённый сезон, товар (например: вино, мёд, овощи и фрукты) или тематику (например, православные ярмарки). Я́рмарка (польск. jarmark, нем. Jahrmarkt ежегодный рынок) ежегодно повторяющаяся распродажа товаров, иногда с ограничениями на определённый сезон, товар (например: вино, мёд, овощи и фрукты) или тематику (например, православные ярмарки).польск. нем.рынокраспродажа виномёдовощифруктыправославные ярмаркипольск. нем.рынокраспродажа виномёдовощифруктыправославные ярмарки


Всего же к середине XVIII в. в России насчитывалось до 800 пунктов проведения ярмарочной торговли, в которых ярмарки проводились от одного до нескольких раз в год; их продолжительность составляла периоды от нескольких дней до нескольких месяцев. Всего же к середине XVIII в. в России насчитывалось до 800 пунктов проведения ярмарочной торговли, в которых ярмарки проводились от одного до нескольких раз в год; их продолжительность составляла периоды от нескольких дней до нескольких месяцев.


Крупные Ярмарки. Наиболее крупной российской международной ярмаркой XVII- XVIII вв. была Архангелогородская; в допетровский период Архангельск был наиболее крупным портом, своеобразным русским Антверпеном. Официально ярмарка здесь начиналась в июне, а заканчивалась в первых числах октября, однако де-факто торговля проводилась уже с мая, с приходом из внутренних российских областей судов с товарами и иностранных кораблей с моря. Наиболее крупной российской международной ярмаркой XVII- XVIII вв. была Архангелогородская; в допетровский период Архангельск был наиболее крупным портом, своеобразным русским Антверпеном. Официально ярмарка здесь начиналась в июне, а заканчивалась в первых числах октября, однако де-факто торговля проводилась уже с мая, с приходом из внутренних российских областей судов с товарами и иностранных кораблей с моря. На ярмарку свозились водным и сухопутным путем российские, китайские, персидские, турецкие и прочие азиатские и другие иностранные товары: вина французские, португальские, испанские и немецкие, ром, уксус, сукно голландское, английское, гамбургское, парчу и ленты, олово в блюдах, тарелках и слитках, железо листовое, иглы, ножи, вилки, ножницы и прочие товары из железа; квасцы, ртуть, серу горючую, изюм, кофе, чай, перец, сахар, лимоны и прочие фрукты свежие и в вине. На ярмарку свозились водным и сухопутным путем российские, китайские, персидские, турецкие и прочие азиатские и другие иностранные товары: вина французские, португальские, испанские и немецкие, ром, уксус, сукно голландское, английское, гамбургское, парчу и ленты, олово в блюдах, тарелках и слитках, железо листовое, иглы, ножи, вилки, ножницы и прочие товары из железа; квасцы, ртуть, серу горючую, изюм, кофе, чай, перец, сахар, лимоны и прочие фрукты свежие и в вине.


Ярмарки международного Значения Большое количество ярмарок проходило и в южных районах России. Большое количество ярмарок проходило и в южных районах России. Таковыми были: Таковыми были: 1. Крещенская 2. Успенская 3. Покровская ярмарки в Харькове 4. Ильинская в Полтаве 5. Крестовоздвиженская в г.Кролевце Черниговской области и некоторые другие.


Тенденции развития Во-первых, отдельные ярмарки приобретают характер постоянного торга. Так, например в Харькове проводилось четыре ярмарки, каждая из которых продолжалась 3-4 месяца в году, в одном и том же пункте, теми же купцами и товарами. То есть это была единая постоянно действующая ярмарка. И большая часть приезжих купцов в Харьков имела постоянные склады и помещения. А многие вносили капитал в Харьковскую Думу, чтобы иметь право держать открытыми свои лавки в течение года. Другие ярмарки, в связи с ограниченностью спроса, находились в постоянном движении, перенося торги из одного пункта в другой, являясь постоянно действующим мобильным рынком.


Продолжение развития Второй важной тенденцией в российской ярмарочной торговле стали сделки купли-продажи на срок и по образцам. Так, на Коренной ярмарке проводившейся в Курской области, шел торг таким «будущим» товаром как табак, скот, сало. Второй важной тенденцией в российской ярмарочной торговле стали сделки купли-продажи на срок и по образцам. Так, на Коренной ярмарке проводившейся в Курской области, шел торг таким «будущим» товаром как табак, скот, сало.


Но это не конец Торговля на средневековых рынках строго регламентировалась в связи с тем, что рынки приносили значительные доходы в государственную казну; торговать вне городов было строжайше запрещено. Городской ярмарочный торг происходил в специально назначенные для каждого товара дни и часы, на определенных площадях и улицах или торговых домах. Эта регламентация находится в тесной связи с публичным характером всей организации торговли в средние века. Торговля на средневековых рынках строго регламентировалась в связи с тем, что рынки приносили значительные доходы в государственную казну; торговать вне городов было строжайше запрещено. Городской ярмарочный торг происходил в специально назначенные для каждого товара дни и часы, на определенных площадях и улицах или торговых домах. Эта регламентация находится в тесной связи с публичным характером всей организации торговли в средние века.


Торгующих обслуживали особые должностные лица – присяжные маклеры, весовщики, мерильщики, носильщики. Начало и конец торга обозначался специальными сигналами – звуками трубы, ударами колокола или же их объявляли глашатаи. Торгующих обслуживали особые должностные лица – присяжные маклеры, весовщики, мерильщики, носильщики. Начало и конец торга обозначался специальными сигналами – звуками трубы, ударами колокола или же их объявляли глашатаи. Постепенно ярмарки сделались средоточением оптовой торговли. Конечно, не все они приобрели оптовый и международный характер; большинство ярмарок сохранило за собой свойства свободного, розничного торга, приуроченного к определенному времени, – как правило, церковному празднику. Постепенно ярмарки сделались средоточением оптовой торговли. Конечно, не все они приобрели оптовый и международный характер; большинство ярмарок сохранило за собой свойства свободного, розничного торга, приуроченного к определенному времени, – как правило, церковному празднику.


Трудности и Издержки В то же время трудности и издержки, связанные с транспортировкой товара к месту торга заставляли купечество отказываться от торговли крупными партиями наличного товара. Дешевле и безопасней было организовывать торговлю по сортам или образцам продукции. Все более увеличивающееся число участников ярмарочных торгов требовало новых форм организации товарного и денежного обращения. В частности, во избежание потерь времени на поиск торгового контрагента по определенному виду товаров требовалось выделять на ярмарках специализированные секции (либо устраивать специализированные ярмарки). Возросла необходимость в посредниках для оказания услуг по обмену денег и в поисках контрагентов сделки, в информационных и юридических услугах, в операциях купли- продажи векселей, по складированию товаров, в услугах по переводу с иностранных языков. В то же время трудности и издержки, связанные с транспортировкой товара к месту торга заставляли купечество отказываться от торговли крупными партиями наличного товара. Дешевле и безопасней было организовывать торговлю по сортам или образцам продукции. Все более увеличивающееся число участников ярмарочных торгов требовало новых форм организации товарного и денежного обращения. В частности, во избежание потерь времени на поиск торгового контрагента по определенному виду товаров требовалось выделять на ярмарках специализированные секции (либо устраивать специализированные ярмарки). Возросла необходимость в посредниках для оказания услуг по обмену денег и в поисках контрагентов сделки, в информационных и юридических услугах, в операциях купли- продажи векселей, по складированию товаров, в услугах по переводу с иностранных языков.


Вывод Таким образом, отмеченные факты говорят о том, что к началу XVIII в. в России уже сложились определенные предпосылки для создания начальных форм товарной биржевой торговли, хотя этап ее формирования в значительной степени отставал от развитых европейских стран. Тем не менее, следует подчеркнуть, что закономерности трансформации ярмарочной торговли в биржевую в российской и европейской хозяйственной практике носят идентичную природу, в том числе имея в виду и содействие органов государственной власти развитию биржевой деятельности. Таким образом, отмеченные факты говорят о том, что к началу XVIII в. в России уже сложились определенные предпосылки для создания начальных форм товарной биржевой торговли, хотя этап ее формирования в значительной степени отставал от развитых европейских стран. Тем не менее, следует подчеркнуть, что закономерности трансформации ярмарочной торговли в биржевую в российской и европейской хозяйственной практике носят идентичную природу, в том числе имея в виду и содействие органов государственной власти развитию биржевой деятельности.


Фоновые изображения На большинстве наших слайдов фоновыми изображениями являются работы известного художника Кустодиева Бориса Михайловича. Например: На большинстве наших слайдов фоновыми изображениями являются работы известного художника Кустодиева Бориса Михайловича. Например: 3 слайд – Торговка овощами 1920 г. 3 слайд – Торговка овощами 1920 г. 6 слайд – Масленица 1916 г. 6 слайд – Масленица 1916 г. 7 слайд – Ярмарка в деревне 1916 г. 7 слайд – Ярмарка в деревне 1916 г. 9 слайд – Ярмарка 1908 г. 9 слайд – Ярмарка 1908 г.


На оставшихся слайдах мы можем видеть Вид Большой Михайловской улицы 19 века – 1 слайд. На 2 и 8 слайде – Нижний Новгород. 10 слайд украшает работа под названиемПрибытие купцов в Казань 15 века. На 11 слайде представлена работа Васнецова Апполинария Михайловича Новгородский торг. И а 12 слайде – Новгородская ярмарка, на которой в центре представлен ярмарочный дом. На оставшихся слайдах мы можем видеть Вид Большой Михайловской улицы 19 века – 1 слайд. На 2 и 8 слайде – Нижний Новгород. 10 слайд украшает работа под названиемПрибытие купцов в Казань 15 века. На 11 слайде представлена работа Васнецова Апполинария Михайловича Новгородский торг. И а 12 слайде – Новгородская ярмарка, на которой в центре представлен ярмарочный дом.


Список литературы Статья 1- Галкина В.В. Ярмарочная торговля на Руси Статья 1- Галкина В.В Средневековая торговля. Ярмарки и их роль в становлении биржиСредневековая торговля. Ярмарки и их роль в становлении биржи Учебник Сметанина С.И. – История Экономики. Жеребцова И.И. Ярмарка как микромир Российской действительности / И.И.Жеребцова // Тезисы докладов: В 2 т. / XV Коми республиканская молодежная конференция. - Т.1.– Сыктывкар: Изд- во Коми научного центра УрО РАН, – С


Богородицкая Н.А. География торговых связей, состав торгующих и число участников Нижегородской ярмарки / Н.А.Богородицкая. - Новгород: НГУ, – С 33. Богородицкая Н.А. География торговых связей, состав торгующих и число участников Нижегородской ярмарки / Н.А.Богородицкая. - Новгород: НГУ, – С 33. Агапова И.А. Тематические праздники по истории России / И.А.Агапова, М.А.Давыдова. - М. Творческий центр Сфера, – 144 с. Агапова И.А. Тематические праздники по истории России / И.А.Агапова, М.А.Давыдова. - М. Творческий центр Сфера, – 144 с.