Слайд 2

Народные промыслы России

  • Слайд 3

    Хохломская роспись

    Один из русских народных промыслов, хохломская роспись по дереву, возник во второй половине XVII века на землях Ковернинского района Горьковской области России. Имя росписи дало название села - Хохлома, расположенное в той же области, которое стало центральной точкой сбыта работ хохломской росписи в XVIII - начале XX веков. Хохломскую роспись отличает, в первую очередь, оригинальная техника окрашивания изделия в золотистый цвет.. Деревянные изделия, по большей части посуда, грунтовались глиняным раствором, сырым льняным маслом и оловянным. По слою этого порошка наносится растительный узорчатый рисунок в свободной кистевой манере письма. Затем работы лакировались льняным маслом и закалялись в печке при довольно высокой температуре. Если рассматривать цветовую гамму, то для хохломы характерно сочетание красного и черного цвета с золотистым.

    Слайд 4

    ЖОСТОВСКИЙ ПОДНОС

    Жостово - прославленный русский художественный промысел, существующий с 1825 года. Имя "Жостово" известно во всем мире и ассоциируется с Россией, с красотой, самобытностью, художественным вкусом и духовной мощностью русского народа.Мастерство жостовской росписи почти двести лет передается из поколения в поколение.Каждый жостовский поднос, изготовленный штамповкой или выкованный ковалем, расписывается вручную с соблюдением традиционной жостовской технологии, но в собственной, индивидуальной, неповторимой манере каждого художника.

    Слайд 5

    ГЖЕЛЬ

    На удалении 50-60 км к юго-востоку от Москвы, в Раменском районе, вдоль Егорь­евского шоссе расположены два десятка слившихся между собой красивых сел и де­ревень. Гжель - название одного из сел - бывшего волостного центра, ставшего собирательным для всей округи, символом неповторимого искусства и народного мастерства. Гжелью называют выпускаемые в этих местах высокохудожественные фарфоровые изделия, расписанные кобальтом по белому фону.

    Слайд 6

    Палехская роспись

    ПАЛЕХСКАЯ МИНИАТЮРА - вид народной русской миниатюрной живописи темперой на лаковых изделиях из папье-маше (коробки, шкатулки, портсигары). Возникла в 1923 в поселке Палех Ивановской области на основе иконописного промысла. Для палехской миниатюры характерны бытовые, литературные, фольклорные, исторические сюжеты, яркие локальные краски на черном фоне, тонкий плавный рисунок, обилие золота, изящные удлиненные фигуры.

    Слайд 7

    Русская матрёшка

    Считается, что русская матрёшка была выточена по образцу, привезённому из Японии. По некоторым данным, матрёшки появились в России только после Русско-японской войны и возвращения из Японии в Россию военнопленных.Изобретение формы русской матрёшки приписывается токарю В. П. Звёздочкину в 1890-х годах XIX века, а автором первой росписи был профессиональный художник С. В. Малютин. Кроме того, ещё до появления матрёшки русские мастера изготавливали деревянные пасхальные яйца, которые были разъемными и полыми.

    Слайд 8

    ИЗДЕЛИЯ ИЗ БЕРЕСТЫ

    Береста - верхний слой берёзовой коры - прочный, гибкий, не подверженный гниению материал, особенно часто использовался в быту у многих народов. С незапамятных времен в древней Руси ее применяли для изготовления различных предметов быта. В специально изготовленных туесах и коробах хранились жидкие вещества - молоко, сметана, кедровое масло, различный животный жир, мед, соленая рыба и многое другое. Все эти продукты могли храниться бесконечно долго, потому что береста обладает великолепными бактерицидными свойствами.

    Слайд 9

    Филимоновская игрушка

    Игрушке, которая родом из старинного села Филимонова Одоевского района, семьсот лет. Впрочем, срок этот достаточно условный: счет ведь идет от первого упоминания в летописи. Но первое упоминание не есть самое начало производства. В возрасте этого уникального промысла должны разбираться археологи и ученые-историки. Пока же ясно одно: он уходит корнями в глубокую старину, к первым древнеславянским поселениям, которых немало в Одоевском районе.

    Слайд 10

    Богородская игрушка

    Пёстрые деревянные курочки на подставке, фигурки кузнецов, мужика и медведя, - потяни за планку, и они застучат молоточками по маленькой наковальне... Забавные игрушки, известные на Руси с незапамятных времен, стали основным народным промыслом для жителей подмосковного села Богородское.

    Слайд 11

    Оренбургские пуховые платки

    Оренбург издавна славился своим уникальным производством качественных пуховых платков. Начиная с 1857 года этот народный промысел стал известен на весь мир! Участвуя в различных выставках от Лондона до Шанхая производство русских мастеров было оценено на самом высоком уровне. С 1939 года оренбургскими мастерами было организованно первое массовое производство пуховых платков. На базе этого производства в 1960 году, в Оренбурге создается фабрика «Оренбургских пуховых платков».

    Слайд 12

    Павловопосадские платки

    Один из очагов народной культуры Павловский Посад, где создаются узорные цветные шали и платки. Сила образного, эмоционального воздействия цветущих узорочьем изделий заключена в концентрации духовного творческого опыта, формируемого традицией промысла в культуре времени, в богатстве ассоциативных связей с национальной культурой, природной, исто­рической средой края. История промысла возникла 200 лет назад.

    Слайд 13

    Используемые материалы:

    В.А. Барадулин «Основы художественного ремесла» Журналы: «Наука и жизнь»; 1989г. №12. «Вокруг света» 1981г. №12, 1983г. №5. http://www.posezonam.ru/ http://art-olonya.ru/olony68.html http://www.remeslennik.ru

    Посмотреть все слайды

    Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


    Подписи к слайдам:

    Народные промыслы России Подготовила учитель технологии Быкова О.В. 2012 г.

    Цели проекта - Формировать общее представление о народной культуре России, стремление к её изучению и включение данной информации в актив своего мировоззрения. - Освоение основных приёмов деятельности по изготовлению образцов изделий народных промыслов. - Формировать основы гражданской эдентичности.

    Золотое кольцо России

    Хохломская роспись Появилась в городе Семёнов Нижегородской губернии в XVII(17) веке. Ею украшали деревянную посуду, куклы-матрёшки. Использовали золотую, чёрную и красную краски.

    Тульский самовар

    гжель Живописный регион Гжель расположен в 60 км от Москвы. Традиционный орнамент, украшающий фарфоровые изделия – синие и голубые цветы, листья, злаки и гжельская синяя роза. История гжельского фарфора начинается с XIV века.

    Палехская миниатюра Палех – центр иконописной живописи. Расположен возле города Иваново. Шкатулки, броши, игольницы расписываются золотом на чёрном фоне.

    Городецкая роспись Жёлтый вечер, чёрный конь И купавки как огонь, Смотрят птицы из ларца – Чудо-роспись Городца

    Филимоновска игрушка Есть под Тулой деревенька, Филимоново зовут И живут там мастерицы, Что добро в дома несут. И добро там не простое, И не злато-серебро. Филимоновской игрушкой Называется оно.

    Приё мы городецкой росписи

    Сюжеты городецкой росписи Сюжетами городецкой росписи чаще всего бывают кони, птицы, цветы. Краски используют насыщенных оттенков: красный, синий, жёлтый, чёрный, зелёный.

    Поэтапное выполнение росписи 1.Наметить центральный элемент узора. 2. Нанести узор основными цветами. 3. Прорисовать элементы чёрными мазками. 4. Прорисовать элементы белыми мазками.

    Приёмы росписи гжель

    Сюжеты гжели Традиционными цветами гжели являются синий и голубой. Сюжетами для росписи бывают цветы, листья, птицы. Свободное пространство заполняют различными орнаментами.

    Порядок выполнения росписи 1. Границы будущего узора проводят синим и голубым. 2. Намечают месторасположение орнамента. 3. Прорисовывают крупные элементы узора. 4. Оставшееся пространство заполняют сеткой.

    Порядок работы 1.Нанести контур синим и голубым по боку, по носику и ручке, по крышке, гребешку и хвостику петушка. 2. Нарисовать цветок с листьями на боку чайника. 3. Украсить верхнюю часть чайника бордюром.

    Сюжеты хохломской росписи Традиционные цвета: чёрный, красный, золотой. наиболее распространенные мотивы: ягоды, листья, цветы.

    Литература и источники Деревянное чудо. Альбом для раскрашивания.М.: «Малыш»,1978 Крупин В. Дымка. М.: «Малыш», 1987 Перова Е.Н. Уроки по курсу «Технология» 5-9 класс.М.: 5зазнания, 2008 htth //www.Stendzakaz.ru


    Народные промыслы Сказочная Гжель Лилик Ольга Григорьевна


    Сказочная Гжель

    Издавна говорили гжельцы: «Не землёй кормимся, глина – наше золото»


    ГЖЕЛЬ

    Чудо с синими цветами,

    Голубыми лепестками,

    Синими цветочками,

    Нежными виточками.

    На белом фарфоре,

    Как на заснеженном поле,

    Из-под белого снежочка

    Растут синие цветочки.

    Неужели, неужели,

    Вы не слышали о Гжели.



    Гжель – это название поселка недалеко от Москвы, где с давних пор было развито керамическое мастерство. К середине XVII века относятся первые сведения о Гжели как о местности, богатой хорошими глинами. В 1724 году в Гжели появился первый завод.



    Посуда Гжели очень разнообразна по форме и назначению: тарелки, маслёнки, солонки, чашки, чайники, миски.

    Декоративно оформляются все части предмета, замкнутым орнаментом. Ручка и носик обычно украшаются ленточным орнаментом или голубым цветом


    Мастера применяют «мазок на одну сторону» или «мазок с тенями».

    Мазки кладут широкими круговым движением. В нём виден постепенный переход от светлого к тёмному







    Гжель

    Ай да вазы, что за диво, хороши и та, и та,

    Все нарядны и красивы, расписные, все в цветах!

    Здесь и роза и ромашка, одуванчик, васильки,

    С синей сеточкой по краю, просто глаз не отвести.

    Сотворили это чудо не за тридевять земель

    Расписали ту посуду на Руси, в местечке Гжель .

    Край фарфорового чуда, а кругом него леса.

    Синеглазая посуда, как весною небеса.

    Вазы, чайники и блюда

    Так и светят на столе!

    Из раскрашенной посуды

    Есть вкусней и веселей.


    Цель: - познакомить учащихся с традиционными промыслами России - Городца, Хохломы, Гжели; - формирование умений различать декоративно прикладные промыслы: хохлому, гжель и городец; - развитие понимания характерных особенностей изделий различных народных промыслов. - воспитание потребности к творчеству, стремлению вносить в свою жизнь красоту: - воспитание патриотизма, гордости и толерантности к народному творчеству.


    Сегодня мы начинаем большую и очень интересную тему: «Русские народные промыслы». Древнерусское искусство является предметом нашей национальной гордости. Вы познакомитесь с традиционными народными промыслами России: хохломской, гжельской и городецкой росписью.


    СЛОВАРЬ Промысел – добывание, дополнительное занятие при основном. (Промысел формировался на основе тех природных материалов, которыми был богат край: мягкие породы деревьев, залежи глины, металлов, источники натуральных природных красителей - часто определяли вид ремесла). Утварь - произошло от старого русского слова утваряти (наряжать, убирать, украшать). А ныне, утварь – украшения, наряды, драгоценности, всё движимое в доме: мебель, украшения, посуда. Творчество – это создание новых по замыслу культурных и материальных ценностей. Творить – творчески создавать.,

























    Литература, использованная при подготовке к уроку: Василенко В.М. Народное искусство. – М., Шевчук Л.В. Дети и народное творчество: кн. для учителя – М.,1985. Ожегов С.И. Словарь русского языка.- М., Даль В.И. Толковый словарь русского языка.- М., 2008

    Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


    Подписи к слайдам:

    НАРОДНЫЕ ПРОМЫСЛЫ Воспитатель Капюченко Л.В.

    ХОХЛОМА Хохлома – старинный народный промысел, зародившийся в округе Нижнего Новгорода. Хохлома представляет собой декоративную роспись деревянной посуды и мебели, выполненную чёрным и красным цветом по золотистому фону. Для хохломской росписи характерен растительный орнамент: цветы, листья и ягоды.

    ГЖЕЛЬ Гжель – старинный народный промысел. Первые гжельские мастера обжигали керамическую посуду в печах и называли её «жгель» или «гжель». Посуду покрывали белой эмалью и расписывали в синих тонах. Позже стали расписывать фарфоровые изделия, используя для этого синий кобальт.

    МАТРЁШКА Матрёшка – русская деревянная игрушка, состоящая из нескольких разрисованных кукол, вложенных одна в другую. Каждая кукла, кроме последней, раскладывается на две части. Существует несколько традиций росписи матрёшек.

    ГОРОДЕЦКАЯ РОСПИСЬ Городецкая роспись – русский народный промысел, зародившийся в районе города Городец. В городецкой росписи часто используются образ коня, который является символом богатства, и образ птицы – символ счастья.

    ДЫМКОВСКАЯ ИГРУШКА Дымковская игрушка – русский народный промысел, который зародился в слободе Дымково, около города Вятка. Дымковские игрушки делаются из глины. В основном это барыни, скоморохи, нарядные индюки и петухи. Для росписи мастера используют яркие краски, узорами служат простые геометрические фигуры.

    ФИЛИМОНОВСКАЯ ИГРУШКА Филимоновская игрушка – это русская народная глиняная игрушка, которая изготавливалась в деревне Филимоново Тульской области. Главное в ней – свисток.

    БОГОРОДСКАЯ ИГРУШКА Богородская игрушка – это народный промысел, который возник в селе Богородское около Сергиева Посада. Богородские мастера вырезают из дерева игрушки, которые приходят в движение при помощи веревочек, планок, пружинок. Символом этого промысла считается игрушка «Мужик и медведь»

    КАРПОГОЛЬСКАЯ ИГРУШКА Карпогольская игрушка - русский художественный промысел, который был распространен в районе города Каргополя Архангельской области. В росписи современной игрушки сохранилась традиционная символика: круг и крест в различных сочетаниях как солярные знаки (символы солнца), знаки земли, огня, воды, засеянного поля, урожая, плодородия.

    ПАЛЕХ Палех – русский народный промысел, который зародился в посёлке Палех Ивановской области. Палехские мастера покрывают чёрным лаком шкатулки, броши, кулоны и расписывают их.

    ЖОСТОВСКАЯ РОСПИСЬ Жостовская роспись – народный художественный промысел, который зародился в деревне Жостово Московской области. Жостовские мастера расписывали металлические подносы разной формы. Роспись они делают по чёрному фону, в качестве основного мотива используют букет из садовых и полевых цветов.

    Использованные источники: Ресурсы интернета