Термин «фарфор» относится к широкому диапазону керамических изделий, которые изготавливаются при высоких температурах. Их отличительными чертами являются гладкая поверхность и низкая пористость. Эти свойства фарфора широко востребованы и поныне. Сложно отыскать какую-то отрасль промышленности или народного хозяйства, где бы он ни использовался.

Наиболее распространен декоративный фарфор, а также химическая посуда, зубные коронки и электрические изоляторы. Обычно белый или грязно-белый, на «выпекание» этот чудесный материал прибывает непрезентабельным куском керамики, которая приобретет привычный нам вид только после прожарки в высокотемпературных печах.

Преимущества китайских сервизов

В этой статье мы обсудим свойства и виды фарфора. Вы поймете, отчего во всем мире этот материал пользовался такой популярностью, что для его покупки снаряжались огромные экспедиции. За красивый сервиз, который сегодня можно купить в любом магазине, тогда могли убить.

Как ни странно, но изделия китайских мастеров с нынешней керамикой - только родственники, но не прямые. Чтобы в этом убедиться, достаточно вспомнить основные свойства фарфора, вышедшего из мастерских Поднебесной. Материалы очень похожи друг на друга: как нынешний, так и древний фарфор может быть глазированным или «природным». Но простая керамика гораздо мягче. И высококачественный сервиз из нее сделать не получится.

Отчего так происходит?

Такие свойства фарфора, как прочность и термоустойчивость, - плод высоких температур, при которых ведется производство истинной китайской керамики. Она производится при температуре 2 650 градусов по Фаренгейту (1 454 градуса Цельсия). Сравните это с 2 200 градусами по Фаренгейту (1 204 градуса Цельсия) для простого фарфора. Так как второй материал имеет более низкое качество, он не используется в химической промышленности и прочих технологичных отраслях науки. Кроме того, именно китайский фарфор высшего качества прозрачен на просвет. Грубая керамика такого эффекта дать не может.

Шпионские страсти

«Твердая паста», или истинный фарфор, впервые появилась в Китае во времена (618-907 гг.). Но действительно высококачественная продукция, по своим свойствам ничем не уступающая современной, стала известна миру только во времена династии Юань (1279-1368 гг.). Ранний китайский фарфор состоял из каолина (фарфоровая глина) и пегматита - грубого типа гранита.

Он был неизвестен европейским гончарам до начала импорта китайского оборудования в период Средневековья. Европейцы попытались дублировать свойства фарфора, но не преуспели в этом деле. Поскольку проанализировать его химический состав они были не в состоянии, изделия, производимые ими, напоминали изящную, хрупкую и в то же время прочную посуду только внешне. Получалось так себе. Чтобы добыть секрет производства истинного фарфора, разворачивались настоящие шпионские войны, однако китайцы пуще жизни берегли свою тайну.

Почему этот материал был так популярен? Причина - отличные физические свойства фарфора. Он прочнее обычной керамики, обладает высокой теплопроводностью, что позволяет заваривать в чайниках из него великолепный чай. Кроме того, за счет глазури фарфор обладает крайне малой маркостью, окрашиваясь только под воздействием синтетических пигментов. Чашки из древних китайских сервизов спустя многие века сохраняют белизну.

Эрзацы

После смешивания стекла с оксидом олова, чтобы получить непрозрачный материал, европейские ремесленники попытались объединить глину и Эти альтернативы стали известными как «мягкая паста», или искусственный фарфор. Но огорчали два неприятных обстоятельства: все эти материалы оказались слишком мягкими, из них невозможно было сделать действительно тонкие, изящные изделия, да и затраты на производство были слишком велики. Словом, свойства фарфора «эрзац-типа» были очень далеки от совершенства.

Имеются сведения, что наши мастера также владели искусством производства истинного фарфора, но все секреты русской керамики были утрачены в период татаро-монгольского нашествия, когда выжигались целые города вместе со всеми их обитателями. Определенного прорыва смогли достигнуть также англичане. Они создали «костяную» разновидность материала.

Но что такое основные свойства которого обеспечили ему невероятную популярность в старой Европе?

История создания

В 1707 году два немца по имени Эренфрид Вальтер фон Чимхаус и Йохан Фридрих Боттгер открывают более «вменяемый» способ производства, при котором используется глина и мелко размолотый полевой шпат. В XVII веке английские ремесленники узнали в ходе экспериментов, что практически идентичный китайскому фарфор можно получить, если добавить к этой смеси мелко размолотые пережженные кости.

Причем впоследствии оказалось, что английский вариант позволяет изготавливать прозрачную керамику при намного более низких температурах, что значительно удешевляло производство. Кроме того, фарфор из Туманного Альбиона намного хуже бился, был значительно прочнее. Так что неудивительно, что англичане вскоре завалили своими сервизами половину Старого и почти весь Новый Свет.

Каковы свойства костяного фарфора? Во-первых, изделия из него отличаются высокой прочностью при малом весе и тонкостенности. Во-вторых, эта разновидность керамики не может использоваться в химической промышленности, так как вещества, входящие в ее состав, вступают в реакцию с кислотами и щелочами.

Сырье

Как мы уже говорили, основные компоненты этого материала крайне просты: глина, полевой шпат, минералы с содержанием кальция. До сих пор различные компании соревнуются меж собой, так как быстро было установлено, что свойства фарфора и фаянса можно кардинально изменить, добавив в его состав новые элементы. Конечно, если опыт окажется удачным.

Несмотря на то что состав глины варьируется в зависимости от места ее добычи, все равно она превращается в стекло (за счет чего достигается гладкость конечного продукта) только при чрезвычайно высоких температурах. Но это справедливо только для тех случаев, когда глины не смешаны с материалами, порог витрификации которых ниже. В отличие от стекла, глина, однако, является термостабильной, то есть сохраняет свою форму даже при сильном нагревании.

Так что материал этот действительно уникален, поскольку объединяет низкую пористость стекла с устойчивостью и относительной прочностью простой керамики. В качестве основного типа сырья во все времена использовался каолин, гидроалюмосиликат. (содержащий силикат алюминия) и кремень, тип твердого кварца, являются чрезвычайно важными компонентами любого типа фарфора. Они расплавляются во время нагревания, связывая материал в единой целое.

Кварц - «сердце» фарфора

Это залог прочности. Свойства фарфора (и его применение) во много обусловлены именно этой характеристикой: он плохо бьется (если сравнивать со стеклом), а малые расстояния между частицами обеспечивают непроницаемость материала для воздуха, воды, прочих соединений.

Кварц является «сплавом» кислорода и кремния - двух самых распространенных элементов в земной коре. У него есть три функциональных формы: непосредственно кварц (кристаллы), опал (аморфная разновидность) и песок (смешанная, грязная фракция). В общем-то, кварц с давних пор используется в ремесленном производстве. Фарфор может также содержать глинозем и стеатит, более известный как «мыльный камень».

Производственный процесс

После того как сырье будет отобрано и взвешено, оно поступает на производство. Во-первых, оно очищается и перемалывается до очень мелких фракций. После этого все компоненты смешиваются в необходимой пропорции, зависящей как от условий производства, так и от характеристик конечных изделий. Как только последние сформированы, они могут быть отправлены в печь сразу же, или же подвергаются предварительной очистке и дальнейшему нанесению слоя глазури.

Конечно, в ее роли сперва выступает размолотое стекло. И только после этого будущие вазы, чашки, унитазы и зубные коронки отправляются в жерло печи. А сейчас рассмотрим каждый этап в отдельности. Как-никак, от их успешности зависят свойства фарфора и его применение!

Размельчение сырья

Пожалуй, это одна из наиболее важных операций, так как от тщательности ее проведения зависит качество конечного изделия. Размельчение производится при помощи огромных механических барабанных дробилок. На втором проходе размер частиц доводится до 0,25 см. Чтобы превратить исходное сырье в мелкую пыль, используют особые, шаровые дробилки. Это огромные стальные цилиндры, заполненные металлическими шариками. Когда вся конструкция вращается, частицы сырья превращаются в однородную массу крайне мелкого помола.

Очистка и смешивание

Смесь пропускается через тонкие фильтры, а затем подается на специальный «конвейер», представляющий собой наклонно расположенные стальные листы. Они вибрируют, в результате чего сырье не только автоматически перемешивается, но и сортируется, так как наиболее крупные частицы выталкиваются наверх. Если требуется подача смоченного материала, то на линии в автоматическом порядке распыляется вода.

Иногда используются фильтры с мощными магнитами, так как последние позволяют удалить мельчайшие примеси железа. Последнее, если попадет в готовую продукцию, сообщит ему нежелательный красный оттенок. После этого готовые изделия отправляют в печь, где идет обжиг при уже указанных нами температурах.

От каких условий производства могут зависеть свойства продукции?

Следует отметить, что во время окончательного обжига происходит множество процессов, от которых напрямую зависят свойства Во-первых, сжигаются все углеродные органические примеси, выпариваются излишки воды, из толщи будущего изделия выходят различные газообразные фракции. Если при этом температура не будет доведена до 1100 градусов по шкале Цельсия, то кремний и прочие компоненты глазури не смогут расплавиться, а значит, не сформируют на поверхности керамики гладкого и химически нейтрального слоя.

Кроме того, эти соединения необходимы для сокращения расстояния между частицами материалов, для более надежного соединения их друг с другом. После того как желаемая плотность достигнута, изделие охлаждается, в результате чего глазурь «стягивается», становится гладкой и особо прочной.

Итоги

Так зачем же мы все это описывали? Все дело в том, что свойства этого материала теснейшим образом зависят от особенностей и условий его изготовления. Например, прочность зависит от процента содержания в массе полевого шпата, да и количество пор в фарфоре тем меньше, чем шпата больше. По мере растворения в стекле кварца и остатка, полученного от разложения глинистого вещества, скелет фарфорового материала становится слабее, и деформации возрастают. В зависимости от тонкости помола кварца, состава массы, температуры и продолжительности обжига, в состав стекловидной фазы входит от 15 до 40 % всего введенного в массу кварца. Чем его больше, тем фарфор тоньше и «воздушнее».

Свойства как диэлектриков характеризуются в основном сопротивлением прохождению электрического тока в материале и на поверхности изолятора. Различают удельное объемное и удельное поверхностное сопротивление фарфора.

Помимо этого, огромное практическое значение имеют химические свойства фарфора. Точнее, их отсутствие. Глазированная керамика с добавлением большого количества полевого шпата и кварца является химически нейтральной. Думаете, отчего ступки фармацевтов и химиков сделаны именно из этого материала? Он намного прочнее стекла, но при этом не вступает в реакцию.

Современное положение дел

Сегодня керамика (и фарфор в частности) переживает второе рождение. Оказалось, что эти материалы могут быть использованы в производстве различных типов микроэлектроники. Важность этого для современной цивилизации объяснять не нужно. Также ученые выяснили, что при добавлении определенных присадок прочность фарфора возрастает в геометрической прогрессии. В настоящее время ведутся даже перспективные исследования в области создания на его основе новых типов брони. Так что не унитазами едиными!

Наконец, все большее значение этот материал приобретает в медицине. Различные протезы и великолепные зубные коронки - на них спрос возрастает с каждым годом. Так что еще очень долго будет оставаться актуальным.

У многих людей дома есть чашка или статуэтка, изготовленная из костяного фарфора, но при этом мало кто знает, что он собой представляет и где его купить. Эта разновидность материала отличается тонкостенностью, просвечиваемостью и изысканностью. Он был разработан мастером керамики англичанином Джозайя Споудом. Посуда из этого материала часто имеет маркировку Bone chine или Fine bone china. По своим характеристикам он занимает среднее значение между мягким и твердым материалом.

Что такое костяной фарфор

Под таким видом фарфора подразумевается особая разновидность твердого материала с добавлением пережженной кости. Он является очень прочным, но при этом белым и прозрачным. Высокие прочностные показатели достигаются за счет плавления основных ингредиентов в процессе обжига. Он был создан в ходе попыток воссоздать формулу изготовления знаменитого китайского фарфора. В конце XVIII-го века в состав материала стали добавлять костный пепел, и в процессе развития технологии была разработан базовая формула.

У посуды, которая изготавливается из такого материала, нет эффекта яичной скорлупы, что достигается за счет того, что пустоты между частичками белой глины заполняются костяным пеплом. Так, костяной фарфор – это один из самых популярных материалов, который благодаря своей белизне и прозрачности завоевал лидирующие позиции по продажам на мировом рынке. Сервизы из него могут иметь приятный кремовый оттенок.

Состав

Прежде чем заказать китайский костяной фарфор, обратите внимание на состав. Базовая формула для изготовления материала такого типа предусматривает по 25% каолина (особой белой глины) и полевого шпата с примесью кварца, 50% пережженных костей животных. Первый обжиг производится при температуре 1200-1300 °C, а второй – 1050-1100 °C. В состав костяной золы при этом входит около 85% фосфорнокислого кальция.

Кости, которые применяются в составе фарфоровой массы, обязательно подвергаются специальной обработке, в результате которой они начинают выгорать – это нужно, чтобы удалить из них клей и разогреть до температуры в 1000 °C. Органические вещества при этом сгорают, а структура костей меняется до необходимого состояния. Из получившейся массы с использованием форм из гипса получаются предметы, на поверхность которых после обжига наносят разнообразные рисунки.

При необходимости продукция покрывается слоем глазури и снова отправляется в печь. Цветки и художественные узоры и линии наносятся на изделие с помощью деколи – тонкой пленки. Еще применяют нанесение росписи. В целом толщина готовых тарелок, чашек и прочей кухонной утвари получается меньше по сравнению с обычной фарфоровой основой. Современные технологии предусматривают замену биологического фосфата кальция минеральным. Качество посуды при этом не меняется.

Преимущества

Если нужен фарфор костяной, его лучше купить в специализированном интернет-магазине. Некоторые выполняют доставку по почте. Фирменные вещи имеют целый ряд преимуществ, за счет которых приобретают популярность у потребителей. Материал отличается более мягким цветом и особенной белизной, чего нет у схожих материалов. Качества достигаются за счет добавления в состав перемолотых и обработанных костей. Многие предпочитают такой тип фарфора за его:

  • гладкость;
  • воздушность;
  • просвечиваемость;
  • утонченность.

Чем отличается костяной фарфор от обычного

Такого вида фарфор отличается от аналогов тем, что в состав добавляют уникальный компонент – перемолотые и обработанные кости животных. За счет ингредиента готовая продукция становится мягче, а ее стенки – тоньше. На свету материал начинает немного просвечивать, что придает комплектам воздушность и оригинальность, аристократичный вид. Невзирая на всю изящность, тонкий фарфор отличается хорошей механической прочностью, благодаря чему он долговечен.

Как хранить

В продаже в Москве, Санкт-Петербурге можно найти богатый ассортимент продукции из фарфора костяного типа – это чайные, столовые сервизы, декоративные вазы с разным декором, статуэтки, фигурки и другое. Все они имеют привлекательный и оригинальный вид, разные оттенки и могут прослужить много лет за счет уникальных свойств смеси. Прежде чем заказать продукцию, ознакомьтесь с советами по уходу за ней:

  • не ставьте изделия одно на другое – тарелки, чашки, блюдца, но если такая необходимость появится, то обязательно переложите каждую из них салфетками;
  • расставляйте кухонную утварь так, чтобы они не соприкасались друг с другом – между ними должно быть расстояние;
  • не мойте изделия из тонкостенного фарфора жесткими мочалками, горячей водой;
  • для мытья лучше не использовать химические моющие средства, иначе они могут вызывать испортить рисунок или вызвать блеклость красок столовых приборов;
  • продукция плохо переносит резкие температурные перепады, поэтому перед тем как заварить чашку чая или кофе, предварительно прогрейте их – вначале теплой водой, потом немного горячее и т.д.;
  • перемещайте предметы из костяного материала при уборке кухонной мебели с помощью бумажных салфеток, чтобы предотвратить появление сколов;
  • протирайте фарфор сухой тряпкой, как можно аккуратнее удаляя пыль с чашек, блюдец и т.п.;
  • не храните сервизы у источников открытого огня – в результате нагрева они могут деформироваться.

Основные производители костяного фарфора

Лидерами среди всех производителей изделий из такого фарфора считаются англичане, которые первыми освоили технику изготовления материала с добавлением костяной золы. Отличными навыками и немалым опытом в области создания тонкостенного фарфора обладают и японские производители: они изменили установленную долю костяного компонента в составе фарфоровой массы. Японцы вывели особую формулу, благодаря которой привычная технология заметно усовершенствовалась. Известные производители:

  • Императорский фарфоровый завод (ИФЗ). Был основан в 1744-м году императрицей Елизаветой дочери Петра Великого. В то время завод стал первым фарфоровым предприятием в России и третьи во всей Европе. В первые годы там производители мелкие вещи – в большей степени табакерки для императрицы. Со временем был построен большой горн и завод стал производить более крупные предметы. Мануфактура была реорганизована с воцарением Екатерины II. Конец XVIII-го века стал временем расцвета российского фарфора, а ИФЗ – одним из ведущих заводов в Европе. Что касается фарфора с костяной золой в составе, то подходящая масса впервые была разработана в советское время – в 1968-м году. Первая такая партия была выпущена ИФЗ. Сейчас предприятие является единственным в России, которое выпускает костяную фарфоровую массу и предметы из нее.
  • Royal Doulton. Компания из Англии, которая долго время специализируется на производстве костяного материал и имеет статус одного из крупнейших его изготовителей и поставщиков. Вместе с британской фабрикой Wedgwood она входит в состав альянса. Основана в 1815-м году, штаб-квартира расположена в Сток-он-Тренте (Великобритания). Royal Doulton выпускает предметы из фарфора разной формы, размера и назначения. Коллекции этой компании пользуются повышенной популярностью во многих странах.
  • Wedgwood. Еще одна известнейшая компания, выпускающая продукцию из костяной фарфоровой массы. Она уже свыше 200 лет поставляет ее для английского королевского двора. Основание марки Wedgwood относится к 1759-му году, когда Иешуа Веджвудом была арендована мануфактура в Берслеме. Кроме классической посуды фирма осуществляет выпуск авангардных линий, куда входят изделия нетрадиционной формы, предметы искусства.
  • Spode. Бренд костяной фарфоровой посуды из Великобритании с 200-летним опытом. Компания предлагает кружки, тарелки, сервизы, сделанные по высочайшим стандартам качества. Мануфактура существует с 1770-го года. Джозия Споуд (основатель) в свое время усовершенствовал формулу костяного фарфора и стал первым поставлять для английского королоевского двора XVIII-го века столовую посуду. В 2009-м году Spode влился Portmeirion Grou – известную компанию по производству элитного фарфора.
  • Narumi. Японская компания, которая была основана в 1911-м году. В ее продукции сочетаются современность и традиции, Запад и Восток, неповторимая красота и универсальность. С 1965-го года Narumi стала заниматься массовым производством фарфора. Изделия из костяной фарфоровой массы марки Narumi по большей части изготавливаются вручную. Бренд стал ведущим в области элитного фарфора Bone China.

Выбор

Покупка изящного фарфорового изделия с подглазурной росписью требует грамотного и серьезного подхода, особенно, если вы собираетесь выбрать дорогой сувенир ручной работы. Кроме того, важно отличить подделку. Настоящее качественное творение имеет чистый полупрозрачный белый цвет и блеск при хороших прочностных показателях. Некоторые компании стараются комбинировать инновационные решения с традиционными рецептами и дизайном. Критерии выбора:

  • Цвет материала. Он должен иметь теплый легкий оттенок и не быть слишком белым.
  • Прозрачность. Если продукция качественная, то ее стенки будут хорошо пропускать свет. Держа вещь в руках, вы отчетливо увидите сквозь него очертания своих пальцев.
  • Изучите рисунок, нанесенный на фарфоровый предмет. Часто он накладывается вручную, поэтому можно заметить характерные мазки, след кисточки.
  • Обратите внимание на производителя. Желательно, чтобы на обороте фарфорового творения стояла маркировка одного из известных брендов. Если производитель вам незнаком, то отложите покупку, сначала изучите о нем всю информацию.
  • Важно убедиться в гладкости предмета, отсутствии дырочек, вкраплений, пузырьков, царапин, сколов на поверхности и по краям.

Где купить

Приобрести продукция из костяной фарфоровой массы с холодным белым оттенком можно в торговых точках, специализирующихся на продаже элитной посуды. Ищите крупные магазины, которые часто проводят акции, снижая стоимость товаров. Посещайте торговые точки самостоятельно: у вас появится шанс хорошенько рассмотреть предметы и убедиться в подлинности. Заказать следующий товар у проверенного продавца можно по интернету. Будет хорошо, если вы сможете договориться, что произведете основную оплату после того, как проверите товар.

Без заголовка

Фарфо́р (тур. farfur, fagfur, от перс. фегфур) - вид керамики, непроницаемый для воды и газа. В тонком слое просвечивается. При лёгком ударе деревянной палочкой издаёт характерный высокий чистый звук. В зависимости от формы и толщины изделия, тон может быть разным.

Фарфор обычно получают высокотемпературным обжигом тонкодисперсной смеси каолина, кварц, полевого шпата и пластичной глины (такой фарфор называется полевошпатовым).

Фарфор различают по составу массы (твердый, мягкий, костяной) и по характеру росписей (подглазурные, надглазурные). Дорогие коллекционные сорта фарфора называют по месту производства или по фамилии владельцев фабрик или изобретателей

Виды фарфора

Затронув тему разнообразия фарфоровых изделий, нельзя не рассказать о различных видах самого материала. В зависимости от состава фарфоровой массы получают мягкий или твердый фарфор. Мягкий фарфор отличается от твёрдого не твёрдостью, а тем, что при обжиге мягкого фарфора образуется больше жидкой фазы, чем при обжиге твёрдого, и поэтому выше риск деформации заготовки при обжиге.
Существует также промежуточный вид фарфора, называемый костяным, как один из видов мягкого фарфора .
Твердый фарфор отличается крепостью, великолепной сопротивляемостью высокой температуре и кислотам. Известная всему миру прозрачность в сочетании с колокольным звуком является свойством именно твердого фарфора. Этот вид фарфора получил название "мейсенский" (по названию небольшого городка в Саксонии, на востоке Германии, где почти триста лет назад химик Иоганн Бетгер изобрел новый вид фарфора). Мягкий фарфор, разработанный во Флоренции на два столетия раньше твердого, называют фарфором Медичи. Но сегодня все чаще можно услышать термин "фриттовый фарфор", подразумевающий способ изготовления. Мягкий фарфор, из которого производят главным образом художественные изделия, прозрачнее, чем твердый, однако его жароустойчивость гораздо ниже. Компромиссом между мягким и твердым фарфором является костяной фарфор. Состав костяного фарфора был открыт в Англии, и там же около 250 лет назад началось его производство. По своим свойствам костяной фарфор занимает промежуточное положение между твердым и мягким фарфором. Костяной не такой белый, как твердый, и выносливее и тверже мягкого фарфора.

История

Фарфор впервые был получен в 620 г. в Китае. Способ его изготовления долго хранился в секрете и лишь в 1708 г. саксонским экспериментаторам Чирнгаузу и Бёттгеру удалось получить европейский фарфор.

Попытки рассекретить восточный фарфор продолжались в течение почти двух столетий в Италии, Франции и Англии. Однако в результате получались материалы, отдалённо напоминавшие фарфор и более близкие к стеклу.

Иоганн Фридрих Бёттгер (1682-1719 гг.) начал проводить опыты по созданию фарфора, которые в 1707/1708 году привели к созданию "rothes Porcelain" (красного фарфора) - тонкой керамики, яшмового фарфора.

Однако настоящий фарфор ещё предстояло создать. Химии, как науки в её современном понимании, ещё не существовало. Ни в Китае или Японии, ни в Европе сырьё для производства керамики ещё не могли определить с точки зрения химического состава. То же касалось использовавшейся технологии. Процесс производства фарфора тщательно задокументирован в записках о путешествиях миссионеров и купцов, но из этих отчётов не могли быть выведены использовавшиеся технологические процессы. Известны, например, записки священника-иезуита Франсуа Ксавье д"Антреколя (англ.)русск., содержащие секрет технологии производства китайского фарфора, сделанные им в 1712 году, но ставшие известны широкой общественности только в 1735 году.

Понимание основного принципа, лежащего в основе процесса производства фарфора, а именно необходимости обжига смеси различных видов почвы, - тех, которые легко сплавляются, и тех, что сплавляются сложнее, - возникло в результате долгих систематических экспериментов, основанных на опыте и знании геологических, металлургических и "алхимико-химических" взаимоотношений. Считается, что эксперименты по созданию белого фарфора шли одновременно с опытами по созданию "rothes Porcelain", поскольку всего два года спустя, в 1709 или 1710 году, белый фарфор был уже более или менее готов к изготовлению.

Необходимо заметить, что китайский фарфор, с современной точки зрения, - мягкий фарфор, поскольку в его состав входит существенно меньше каолина, чем в твёрдый европейский фарфор, он также обжигается при более низкой температуре и менее прочен.

Вместе с Беттгером над созданием твёрдого европейского фарфора трудились эксперты и учёные различных специальностей. Европейский твёрдый фарфор (pate dure) был абсолютно новым продуктом в области керамики.

В конце декабря 1707 года был произведён успешный опытный обжиг белого фарфора. Первые лабораторные записки о пригодных к использованию фарфоровых смесях относятся к 15 января 1708 года. 24 апреля 1708 года было отдано распоряжение о создании фарфоровой мануфактуры в Дрездене. Первые образцы фарфора, прошедшие обжиг в июле 1708 года, были неглазурованными. К марту 1709 года Бёттгер решил эту проблему, но покрытые глазурью образцы фарфора он представил королю только в 1710 году.

В 1710 году на пасхальной ярмарке в Лейпциге была представлена пригодная для продажи посуда из "яшмового фарфора", а также образцы глазурованного и неглазурованного белого фарфора.

В России секрет производства твёрдого фарфора был заново обнаружен сподвижником Ломоносова Д. И. Виноградовым в конце 1740-х гг. Мануфактура в Санкт-Петербурге, где он работал, со временем превратилась в Императорский фарфоровый завод, более известный в СССР под аббревиатурой ЛФЗ.

Китайский фарфор

Фарфор был изобретен в Китае в 4-6 веках. Этому открытию способствовали богатые месторождения каолина (китайской глины). Сохранившиеся изделия представляют собой сосуды вытянутых форм с гладкой полированной поверхностью, нередко с лепным декором, светлых тонов. В эпоху Тан (7-10 века) и Сун (10-13 века) в страны Азии и Европы вывозятся голубые и бледно-зеленые вазы с рельефным орнаментом, которые в Европе получили название "селадон" (основное место производства Лунцюань). Эти вазы и кувшины имели формы, напоминающие античные сосуды, нередко с ручками в виде драконов и горлышками в виде животных. Затем появились молочно-белые сосуды "бэй-дин" из Динчжоу с вытесненным рисунком, голубые изделия "жу-яо", украшенные глазурью сосуды "цзинь-яо" из провинции Хэнань. Начиная с 14 века в эпоху Мин (14-17 века), ведущим центром изготовления фарфора становится Цзиндэчжэнь, где было налажено производство изделий, украшенных свинцовыми глазурями трех цветов (саньцай) или подглазурной синей кобальтовой росписью, которая часто сочеталась с надглазурной росписью (доуцай). В эпоху Мин становятся популярны фарфоровые фигурки.

Китайский фарфор по преобладанию цветов в росписи в Европе стали делить на семейства: розовое, зеленое, желтое, черное. В этих изделиях привлекала утонченность форм, чистота поверхности. Изделия из так называемого пламенеющего фарфора с глазурью фламбе покоряли красочностью поверхности. В связи с экспортом фарфора на Запад тематика росписи начала расширяться: на изделиях появились сюжеты, почерпнутые из европейских гравюр, заказные геральдические фигуры.

В 18 веке формы изделий теряют свою изысканную простоту, становятся более вычурными. Поверхность нередко имитирует лак, дорогую бронзу, золото, другие материалы. В дальнейшем китайский фарфор пережил упадок и стагнацию художественных форм.






Фарфор Кореи и Японии

В Корее фарфор известен с 10 века. Доминируют чисто белые, а также с подглазурной росписью кобальтом. Открытие месторождения каолина в начале 17 века в Японии привело к возникновению первой японской фарфоровой мануфактуры в Арите, которая стала выпускать бело-голубой фарфор, декорированный селадон, а также изделия с черной и бурой глазурями. Особенно прославились изделия в стиле имари (от названия порта, через который японский фарфор вывозился в Европу) с тончайшей полихромной подглазурной росписью эмалями по белому фону и в стиле какиэмон (по имени создателя нового вида декора) с оригинальной надглазурной росписью в виде цветов, птиц, бабочек. Широко известны западноевропейские изделия в стиле какиэмон, созданные по японским образцам и пользовавшиеся большим спросом.

Фарфор в Германии

В Западной Европе во Флоренции под патронажем Медичи в 16 веке открыли мягкий фарфор со светлым черепком, покрытым свинцовой глазурью. Внешне он походил на венецианское молочное стекло и расписывался кобальтом. Подлинным переворотом в истории западноевропейского фарфорового производства стало изобретение в 1709 году немецким алхимиком И. Бетгером совместно с физиком Э. Чирнхаузом твердого фарфора. Вскоре в Саксонии была основана фарфоровая мануфактура, которая на протяжении пятидесяти лет не знала себе равных (см. Мейсенский фарфор). Своей славой мейсенский фарфор во многом обязан замечательному художнику Иоганну Херольдту, который создавал искусные изделия в стиле шинуазри и придумал декор из кажущихся живыми цветов, получивший название "немецкие цветы", а также выдающемуся скульптору Иоганну Кендлеру, известному своей мелкой пластикой в стиле рококо.

Секрет фарфора недолго оставался в стенах Мейсена. Во всей Европе работают над рассекречиванием. Центр фарфорового производства смещается в Вену и Венецию, где создаются фарфоровые фабрики, обладающие каждая своим почерком. Во второй половине 18 века в Германии появились новые керамические фабрики в Нимфенбурге, где работал известный мастер рококо Франц Бустелли, в Хехсте, известном произведениями также в стиле рококо Иоганна Мельхиора, в Берлине, в Людвигсбурге и других городах.









Фарфор во Франции

В первой половине 18 века во Франции работали мануфактуры в Руане, Сен-Клу, Меннеси, Шантийи, Венсене, изготовлявшие элитарные предметы из мягкого фарфора. Венсенский фарфор отличался высоким мастерством отливки фарфоровых цветов в стиле рококо. Настоящий твердый фарфор появился во Франции только в последней трети 18 века. Истинным законодателем мод с 1750-х годов стал французский севрский фарфор, который выпускался на мануфактуре в Севре с 1756.

Мануфактура находилась под покровительством Людовика XV и его фавориток, мадам Дюбарри и мадам Помпадур. Один из классических цветов севрского фарфора получил название "роз Помпадур". К работе в Севре были привлечены талантливые художники и скульпторы (Франсуа Буше, Клод Дюплесси). Особое место занимали скульптуры из бисквита.








Английский фарфор

Английский фарфор 18 века также получил мировое признание. По числу керамических фабрик Англия в то время устойчиво занимала первое место в Европе. В отличие от континентальных европейских фабрик, находившихся под финансовым патронажем августейших семейств или других знатных особ, английские предприятия действовали на коммерческой основе и при определении своей производственной программы считались с конъюнктурой рынка. Настоящий фарфор был создан в Англии довольно позднее, распространены были изделия, усовершенствованные Дж. Веджвудом.

Основанная в 1745 фабрика в Челси выпускала английские версии изделий в восточном стиле и стиле рококо. Для фарфора Челси характерны оригинальные супницы в форме животных или овощей, тарелки с растительным орнаментом, изящные флаконы для парфюмерии, табакерки, коробочки для булавок, бонбоньерки. В 1769 Челси была продана и слилась с фабрикой Дерби. Фабрика в Боу, открытая в 1744, была одним из самых больших английских керамических предприятий того времени. Она известна также под названием "Новый Кантон" благодаря выпуску бело-голубого фарфора с добавлением костяной золы в стиле шинуазри. В Боу впервые была освоена техника оттиска с печатной формы на фарфоровую поверхность.

Керамическая фабрика Вустер, основанная в 1791, первой стала выпускать чайные и кофейные сервизы с добавлением мыльного камня. Здесь было налажено массовое производство в стиле мейсенского, севрского и восточного фарфора. Среди других английских фабрик, основанных в 18 веке, необходимо выделить фабрики в Дерби (1750-1848), специализировавшуюся на выпуске как статуэток, так и изящной столовой посуды, в Коулпорте, для которой характерны изделия, украшенные инкрустированными цветами, в Нью-Холле (Стаффордшире), выпускавшую экзотическую посуду в восточном стиле, палетты розового семейства с декором из полевых цветов.

В начале 19 века на предприятии в Стоук-он-Трент (открыто в 1776) Дж. Споудом был изобретен костяной фарфор, из которого начали изготовлять изделия в стиле английского ампира. Ближайшим конкурентом Споуда стал фарфор Минтона (фабрика основана в 1793), известна также художественная керамика в викторианском стиле. В 19 веке производство фарфора все больше ориентируется на массового потребителя, художественная сторона отступает на второй план, но уже с конца 19 века начинает интенсивно развиваться художественная керамика Доултона, Споуда в Англии, а также Руквуда, Райта в США. Современные изделия, относящиеся к 20 веку, несут на себе сильный отпечаток функционализма.







Датский фарфор

В конце 18 века в Копенгагене была основана знаменитая в дальнейшем королевская керамическая фабрика, где начала применяться распространившаяся впоследствии "датская" техника подглазурной росписи, которая обладала свойством не стираться от времени. На копенгагенской фабрике был создан знаменитый сервиз "Флора Даника" с необыкновенной красоты растительным орнаментом.









Русский фарфор

В 1744 в Санкт-Петербурге была основана Порцелиновая мануфактура, где через три года Д. И. Виноградовоткрыл способ получения твердого фарфора из местных материалов. С 1765 Порцелиновая мануфактура стала называться Императорским фарфоровым заводом. Предприятие выпускало простые и изящные по форме вазы, сервизы, табакерки и другие изделия. Со дня основания завод работал по заказам императорского двора.

В 1766 в селе Вербилки близ Дмитрова под Москвой была основана частная фабрика Ф. Я. Гарднера (ныне фабрика "Фарфор Вербилок"), где изготовлялись великолепные "орденские" сервизы по заказу императорского двора, статуэтки, вазы, сервизы, в которых сочетались ампирные формы с жанровой трактовкой изобразительных мотивов. В селе Горбуново Московской губернии завод А. Г. Попова выпускал жанровые фигурки, пользовавшиеся большой популярностью и отличавшиеся хорошим вкусом, легким народным юмором. Наиболее крупным предпринимателем был М. С. Кузнецов, который скупил фабрики Гарднера, фабрики в Дулеве под Москвой (основана в 1832), Конакове и др. Кузнецовский фарфор отличается безупречным техническим исполнением и изысканным, но эклектичным декором. Фабрики Кузнецова выпускали также фаянс.

Современный фарфор

С конца 20 века производство фарфора становится все более массовым. Во всех странах внедряются механические приемы. Изображение получается штампами, трафаретами, отводкой, декалькоманией. В целом лишь на Копенгагенской фабрике добиваются создания эстетически новых форм и росписей, созвучных исканиям модерна. Многие предприятия в разных странах выпускают продукцию по старым разработкам.

В России после революции на бывшем Императорском фарфоровом заводе создается агитационный фарфор, эстетика которого близка эстетике русского авангарда. Вместе с тем позднее продукция русских предприятий становится существенно хуже: она нередко заимствует станковые формы, отсутствует соответствие между росписями и формами. Многие изделия излишне броски, перегружены позолотой, существенно хуже стал черепок. Вместе с тем на ряде советских предприятий изделия расписывают вручную. Изящная мелкая пластика продолжает выпускаться на фарфоровом заводе им. Ломоносова, здесь выпускают старые модели Кузнецова, продолжают роспись кобальтом.

Кстати

Некоторые производители маркируют свои фарфоровые изделия на донышке обозначением "CHINA. Made in -–". Покупателей часто ставит в тупик это словосочетание. Но ценители точно знают ответ: "CHINA" - это международное обозначение высококачественного костяного фарфора. Произошло оно от искаженного титула китайского императора, который в глубокой древности владел монополией на производство столового фарфора. Иногда на клейме заводов-производителей фарфора стоят слова Fine Bone China, что означает настоящий костяной фарфор. Сейчас костяной фарфор популярен как никогда. Это справедливо и по отношению к столовому фарфору Royal Fine China. Своим чистым белым цветом, прозрачностью и легкостью, но в то же время непревзойденной прочностью костяной фарфор прочно занял лидирующие место на полках истинных ценителей и даже коллекционеров фарфора. Считается, что аналогов костяному фарфору по его качествам и прочности нет во всем мире.

По британским стандартам качества фарфор называют Bone China, если содержание костяных составляющих в нем превышает 35%. Костяной фарфор характеризуется молочно-белым цветом, прозрачностью и невесомостью и завоевал отличную репутацию и лидирующее место по продажам на мировом рынке.

Надпись Fine Bone China означает настоящий костяной фарфор.

Керамика

Слово "керамика" произошло от греческого слова "кeramos", и к этой группе - группе керамических изделий, относятся и фаянс и фарфор и костяной фарфор.

Тонкая керамика в свою очередь подразделяется на:

  • пористую керамику (фаянс, полуфарфор, майолику)

  • плотную керамику (фарфор, костяной фарфор)

Фарфор и фаянс отличаются по своему составу. Фаянс отличает большое количество глин (до 85% от веса), достаточно низкая механическая прочность, высокая пористость и, как следствие, высокая поглащаемость до 20%. В связи с этим все фаянсовые изделия обязательно покрывают глазурями. Как правило, все цветные кружки это кружки из фаянса со специальными глазурями. Температура обжига фаянса в пределах 1050 - 1280 градусов Цельсия.

Фарфор это та же керамика, но в ней гораздо меньше глины и больше других составляющих - каолины, кварц, полевые шпаты (ортоклазы). Эти составляющие увеличивают "стекловидность" фарфора, увеличивают его прозрачность, ликвидируют пористость, придают повышенную механическую прочность фарфоровым изделиям. Температура обжига фарфора 1200-1460 градусов Цельсия. Как правило всегда используется глазурь, но глазурь полупрозрачная, которая практически не отличается от цвета самого фарфора.

Костяной фарфор или Bone China изобретен в Англии. Количество фосфата кальция в составе массы для костяного фарфора может достигать 25-50% от общего объема. Это и объясняет высокую стоимость изделий из Bone China или костяного фарфора. Изделия из костяного фарфора отличают исключительная белизна, просвечиваемость и, одновременно, высокая хрупкость.

Чем отличается керамика от фарфора

Не акцентируя внимание, корректно ли задан вопрос - чем отличается керамика от фарфора или чем отличается фаянс от керамики - интерес на главном.
Как же внешне отличаются фарфоровые кружки от фаянсовых кружек? Первое и самое основное - и фаянс и фарфор относятся к одной группе, которая называется керамика или керамические изделия. Для того, чтобы отличить фарфоровые кружки от фаянсовых, можно взять несколько кружек и попробовать определить какие из кружек фарфоровые, а какие фаянсовые

1. Перевернуть кружку и взглянуть на нижний незаглазурированный край кружки. Если нижний незаглазурированный край кружки (черепок) белый, примерно такой же как и сама кружка, то это скорее всего - фарфор (фото слева). У фаянса, как правило, черепок - светло-серый, бежевый, либо значительно отличается по цвету от цвета глазури самой кружки (фото справа).

2. Поднять кружку и если ощущение, что она слишком тяжеловата и ее стенки толстоваты для своего размера и объема, то это скорее всего фаянсовая кружка.

3. Фарфор, как правило, полупрозрачный и тонкостенные изделия могут частично просвечивать. Фаянс - абсолютно непрозрачный и всегда покрыт глазурью.

4. Если кружка цветная, то это, как правило, кружка из фаянса. Есть и цветные фарфоровые кружки, но они, как правило, очень редки, реально дороги и отличаются тонкостью стенок и изящностью.

Приведенные примеры практически со 100% достоверностью позволят ответить на вопрос "чем отличается фаянс от фарфора" и всегда их различить. И вы сможете избежать вопросов "чем отличается керамика от фарфора" или "чем отличается фаянс от керамики". И фарфор и фаянс - это виды керамики, отличающие по своему составу. И все фаянсовые кружки, как и фарфоровые кружки относятся к керамике.



Вербилки

















Ломоносовский фарфор









Дулевский фарфор

Фарфор - это тот самый тип керамики, который одновременно отличается как белоснежностью и изяществом, так и прочностью. Материал этот имеет несколько разновидностей со своими особенностями - твердый, мягкий, костяной и бисквитный. О последнем мы и поговорим подробнее.

Бисквитный фарфор в узком и широком смысле

Этот вид фарфора, как никакой другой, может передать шелковистость, бархатность и теплоту человеческой кожи. Его структура не имеет ничего общего с десертом - образовано слово "бисквитный" от "бис", что означает "два", "двойной". Это связано с особенностями его обжига.

В узком смысле бисквит - это не покрытый глазурью, обожженный один (что более характерно для современных технологий) или два раза материал. Как отличить бисквитный фарфор? Его выделяет белоснежная, шероховатая, матовая поверхность, которую даже можно спутать с высококачественными сортами мрамора. Про технику росписи бисквитного фарфора сказать нечего - благородный материал прекрасен и без нанесения краски или глазури.

В более широком смысле бисквитом можно назвать любое керамическое изделие, которое прошло только через первичный (иначе - бисквитный) обжиг, характерная температура которого - 800-1000°C. В его результате получается прочный, тяжелый, но пористый материал. Далее может производиться повторный и даже неоднократный обжиг, а также обработка шликером или глазурью. Но, как мы уже упоминали, статуэтки из бисквитного фарфора чаще всего остаются неглазурованными.

История бисквита

Родиной этого благородного фарфора нужно назвать Францию. Известность материалу принесли работы художника Буше, которые также позволили сформировать особенный стиль французской пластики. Во второй половине XVIII века стала привлекать к себе внимание и керамика мастерских из города Севра, работающих как с глазурованным, так и бисквитным фарфором. Отличал эти славные работы цветочный мотив - венки, букеты, гирлянды, корзинки. Произведения можно было заслуженно считать замечательными образчиками искусства.

В эпоху классицизма изделия из бисквитного фарфора стали неотъемлемой частью интерьера знатных домов - мебельный декор, посудные сервизы, скульптуры и скульптурные композиции.

Применение бисквита

Из-за пористой структуры бисквит не применяют в изготовлении посуды - материал впитывает в себя воду. Однако он очень хорош в следующем:

  • Тонированный фарфор этого вида применяется для изготовления лиц и тел бисквитных кукол, а также декоративных масок.
  • Это популярный материал для ваяния скульптур, статуэток, украшений, элементов декора - всего того, что не нуждается в защите бисквитной поверхности.

Иные виды фарфора

Кратко познакомимся и с другими видами фарфора:

  • Костяной . Формула этой разновидности мягкого фарфора была открыта в Англии Д. Споудом в XVIII веке. Его необычная особенность - на 60 % материал состоит из золы сожженных костей коров, более всего тут ценятся тазобедренные. Они не дают желтоватого оттенка, как лошадиные, и делают плавку более легкой. Его основное преимущество - необыкновенная тонкость, доходящая до прозрачности.
  • Мягкий . Иные названия - искусственный, художественный, фриттовый. Стал известен еще в XVI веке - это так называемый фарфор Медичи. Стандартная формула была позже изобретена во Франции - в 1673 году. В его составе преобладает фритта - кварц, стекловидные вещества, полевой шпат. Просвечиваемость и приятный сливочный цвет придает алебастр, кремень, морская соль, селитра. Мягкий фарфор дольше сохраняет тепло, но вместе с тем его выделяет пористость, небольшая прочность, даже хрупкость.
  • Твердый . Известен также как "настоящий". Его открытием мы обязаны немецкой мануфактуре Meissen. Отличает такой фарфор большая прочность, плотность, сопротивляемость высоким температурам и химическому воздействию. Очень хорошо на твердом фарфоре смотрится глазурь - она здесь тонкая и блестящая. Так как это покрытие состоит из тех же субстанций, но в ином содержании, что и сам материал, то оно однородно и плотно прилегает к нему. Отчего глазурь от твердого фарфора ничуть не отслаивается. Более того, ее затруднительно даже будет отбить от этого материала. Бисквит, кстати, является разновидностью данной группы, только неглазурованной.

Бисквит выглядит самым натуральным, самым теплым из всех видов фарфора. Оттого он так прекрасно подходит для скульптурных композиций, фарфоровых масок и кукол.

Фарфор– материал (или керамические изделия из этого материала), который получается путем спекания фарфоровой массы, состоящей из глины, белой глины – каолина, кварца, полевого шпата и других природных субстанций. Изделий из фарфора изначально белые, блестящие, в тонком слое просвечивающие, непористые, водонепроницаемые и термостойкие, обладают хорошими изоляционными свойствами.

Материал получают при очень высоких температурах, более 1300–1400˚ С, в несколько этапов с разным температурным режимом, при этом материал меняет свойства прозрачности, твердости, упругости и пористости. В связи со сложностью процесса производства в настоящее время около четверти получаемых изделий выбраковываются (раньше таких изделий было более половины).

Из фарфора изготавливают бытовую посуду ( , тарелки, блюдца, супницы, кофейники и т.д.; комплект их образует сервиз, гарнитур или набор) и художественно-декоративные изделия (статуэтки, вазы и т.п.).

В зависимости от состава и процесса изготовления различаютмягкий, твердый и костяной фарфор, а по наличию глазури на поверхности изделий – глазурованный фарфор и бисквит (неглазурованный фарфор). Фарфор разных производителей отличается цветом, составом и технологией производства. Дорогие коллекционные сорта называют по месту производства или по имени владельцев фарфоровых заводов.

По одним данным, фарфор впервые появился в Китае в IV–VI вв., по другим, –только к XIII веку. Причину его возникновения связывают с китайской чайной церемонией (для божественного напитка до фарфора использовались дорогие нефритовые чаши). Известный путешественник Марко Поло по возвращении из Китая пишет о необычных тарелках из порцеллана(ит. рorcellana - морские раковины), это слово и вошло в большинство европейских языков для обозначения фарфора. В других языках название изделий из этого вида керамики звучит близко к русскому «фарфор», от названия титула китайского императора «фарфур» или «фагфур» – «сын неба». Есть и альтернативная точка зрения, согласно которой появление фарфора в Китае – миф, фарфор появился в Европе, в частности, в Италии, а в Китай был завезен позже.

Китайский фарфор первого поколения имел зеленоватый или голубой оттенок. Сохранившиеся вазы и кувшины напоминают античные сосуды, имеют ручки в форме драконов и горлышки в виде животных. Позже китайский фарфор стал молочно-белым, глазурованным, с характерной кобальтовой росписью. Очень популярны в Китае уже XV–XVII вв. стали фарфоровые . В связи в развитием торговли со странами Европы, к XVIII в. налаживается производство китайского фарфора на экспорт и он теряет свою простоту и изысканность.

Возникновение фарфора в Японии и Корее относят к X в. В Европе же он появился гораздо позднее. Известно, например, что во Флоренции в XVIвеке был изобретен мягкий фарфор, без каолина. Такой же мягкий фарфор изготавливался первоначально во Франции и Германии. В начале XVIIIв. немецким алхимиком Иоганном Фрифрихом Биттгером был открыт секрет изготовления настоящего твердого фарфора. Вскоре в Саксонии появляется мануфактура, выпускавшая знаменитый мейсенский фарфор. Знаменит он был не только из-за качественного материала, но и благодаря росписям в стиле шинуазри, рококо и декору в виде кажущихся живыми цветов («немецкие цветы»). В этом же XVIIIв. открываются фабрики по производству фарфоровых изделий во Франции (сервский фарфор), Англии (здесь с XIXв.налаживается выпуск фарфорас приместью костяной золы, из костяного фарфора изготавливается керамика в стиле английского ампира; фабрики в Челси, Дерби, Боу, керамическая фабрика Вустер).

В России первая Порцелиновая мануфактурабыла основана в 1744 г. В Санкт-Петербурге. Для разработки состава фарфора дочь Петра Елизавета приглашала иностранных специалистов, но способ получения твердого фарфораиз отечественных материалов, который практикуется до сих пор, был открыт Дмитрием Ивановичем Виноградовым. В 1765 году Порцеллиновая мануфактура получила название Императорского фарфорового завода, а сейчас известна как фарфоровый завод им. М.В. Ломоносова. Фарфоровые мануфактуры, основанные в Подмосковье Ф.Я. Гарднером (фарфор Вербилок), А.Г.Поповым (горбуновский фарфор) и др., скупил крупный предприниматель того времени М.С. Кузнецов. Кузнецовский фарфор отличался высоким качеством и изысканным декором.