19 августа 1981 г. на совместном закрытом заседании Политбюро ЦК КПСС и Совета Министров СССР было принято решение о создании в системе ПГУ КГБ СССР совершенно секретного подразделения специального назначения. Его основой стали нештатная группа «3енит» и группа «Каскад».

После того как советское руководство приняло решение отстранить от власти премьер-министра Афганистана X. Амина, в ПГУ КГБ начала формироваться группа спецназа, получившая название «Зенит». (Начальник- преподаватель спецкафедры Высшей школы КГБ полковник Г.И. Бояринов.) Первый отряд «Зенит» прибыл в Афганистан в июле 1979 г.

Операцией по захвату дворца Амина руководил полковник КГБ Г.И.Бояринов (общее руководство - начальник управления «С» Ю.И.Дроздов). Им подчинялись: две спецгруппы «Зенит» (под командованием полковника А.К.Полякова) и «Гром» в количестве 52 человек. Последняя группа состояла из сотрудников антитеррористического подразделения «А» 7-го управления КГБ СССР, созданного в 1974 г., и более известная как группа «Альфа». И, кроме того, Бояринову были приданы 9-я рота десантников капитана В.А. Восторина со взводом ПТУР и «мусульманский батальон» ГРУ майора Х.Т. Халабаева.
Противостояло советским подразделениям 4 батальона дворцовой охраны и личная гвардия Амина, порядка 1,5 тысячи отъявленных головорезов.

В ходе штурма дворца Амина погибло 12 человек, среди них «зенитовцы» Г.И. Бояринов и Б. Суворов. 4 десантника и,6 спецназовцев из «мусульманского батальона», 38 человек получили ранения. Операция, по меркам профессионалов, была проведена уникальная: скоротечная, дерзкая, четко спланированная, без задействования большого количества живой силы и боевой техники. Ликвидация афганского лидера, неугодного советскому режиму, прошла успешно, но боестолкновения в городе продолжались. Подразделения десантников и семь спецгрупп «Зенита» захватывали другие объекты: здания Генштаба, КАМ (военная контрразведка), полиции, тюрьму, почту, телеграф, телецентр.

Общие потери советских подразделений в ходе боевых действий 27 декабря 1979г. составили: убитыми - 18 человек, из них 8 спецназовцев и 10 десантников, ещё 37 человек погибли в авиакатастрофе; ранеными- 57 человек, из них 37 бойцов спецназа и 20 десантников. За Мужество и храбрость, проявленные в бою, полковник ГРУ В. В. Колесников, спецназовцы В.Ф.Карпухин, Э.Г.Козлов и полковник Г.И.Бояринов (посмертно) были удостоены звания Героя Советского Союза.

В дальнейшем спецназ ПГУ действовал в Афганистане в составе отряда особого назначения КГБ «Каскад», созданного по постановлению ЦК КПСС и СМ СССР от 18 июля 1980 г. Отряд имел двойное подчинение - Центру и на месте, в Афганистане, представительству КГБ, которое возглавляли генералы В. Спольников, затем Б. Воскобойников. Всего в Афганистане с июля 1980 по апрель 1983 г. действовало четыре спецподразделения «Каскад»: командир первых трех «Каскадов» - полковник А. Лазаренко, «Каскада-4» - полковник Е. Савинцев; сотрудники 8-го отдела управления «С». В самом управлении «С» решением Политбюро ЦК КПСС и СМ СССР от 19 августа 1981 г., была создана Группа специального назначения «Вымпел». Структурно входила в 8-й отдел управления «С», подчинялась начальнику управления генерал-майору Ю.И. Дроздову, начальнику отдела генерал-майору Н. Ефимову (впоследствии - генерал-майору В. Толстикову). Решение о задействовании группы принималось на уровне Политбюро ЦК КПСС. Официальное название группы - Отдельный учебный центр (ОУЦ). Располагалась в подмосковной Балашихе. Командиры: капитан 1-го ранга Э.Козлов (1981-1984), полковник В.Хмелев (1984-1990), полковник Б.Бесков (1990-1992).

Основное назначение группы «Вымпел» - разведывательные действия в глубоком тылу противника, агентурная работа, диверсии на стратегических объектах, захват судов и подводных лодок, охрана советских учреждений за рубежом, борьба с террористическими организациями и т.д. Боевую практику бойцы группы проходили в диверсионных подразделениях Кубы. Никарагуа, Вьетнама и др.; в Анголе и Мозамбике действовали под видом военных советников. Но основную практику группа получила в Афганистане.

В апреле 1982 г. «Вымпел» направил в Афганистан свое кадровое спецподразделение «Каскад-4» численностью 128 человек с задачей оказания помощи органам безопасности ДРА в выявлении и пресечении подрывной деятельности контрреволюционного подполья, бандформирований и террористических групп, т.е. проведения в полном объеме разведдеятельности. оперативно-розыскных и специальных операций. В апреле 1983 г. «Каскад-4» сменило другое подразделение «Вымпела» - группа «Омега» (командир полковник В. Кикоть). Ее задачами были агентурная оперативная работа в интересах Центра, боевые и специальные операции, советническо-инструкторская работа в подразделениях госбезопасности Афганистана. В апреле 1984 г. бойцы «Омеги» вернулись в Москву. До 1987 г. в Афганистане находились 94 сотрудника группы «Вымпел»; 61 боец прошел боевую практику в качестве стажеров.

В Афганистане группа «Вымпел» решала разведывательно-диверсионные и специальные задачи:
- организация и проведение акций по обезвреживанию наиболее опасных и активных командиров моджахедов и их помощников;
- сбор сведений для нанесения авиаударов и проверка их результатов;
- инспирирование боевых столкновений между отрядами моджахедов различной религиозной направленности;
- освобождение военнопленных и заложников (советских и афганских);
- участие в войсковых крупномасштабных и локальных операциях (рейды подготовленных разведгрупп, добывание сведений до и в ходе операций, организация лжебанд в местах вероятных действий противника и т. д.);
- устройство засад на путях возможного отхода отрядов противника, минирование дорог и троп, пресечение каналов снабжения моджахедов.

Пример решения поставленных задач - операция спецподразделения «Каскада-4» по отражению попытки крупного отряда моджахедов овладеть г. Кандагар. В отсутствие советских и афганских войсковых подразделений отряду «Каскада» удалось не только вытеснить из города превосходящего по численности противника, но и организовать его преследование до подхода подкреплений. Было уничтожено 45 моджахедов и 26 ранено, В отряде "Каскада» погиб один человек и ранено 12.

После событий августа 1991 г. группа «Вымпел» была передана в Межреспубликанскую службу безопасности (МСБ), затем в Агентство федеральной безопасности (АФБ) РФ. 24 января 1992 г., после создания Министерства безопасности РФ, группа «Вымпел» вошла в его состав на правах самостоятельного управления. Вскоре была передана в Главное управление охраны РФ. После того, как группа отказалась в октябре 1993 г. штурмовать здание Верховного Совета РФ, Указом Президента РФ от 25 января 1994 г. группа была переведена из ГУО в МВД РФ. Из более чем 500 её сотрудников только 50 согласились служить в МВД, т.е. как таковая группа перестала существовать. Командиром группы "Вымпел» в 1992-1994 гг. был генерал-майор Д.М. Герасимов. Он же (в звании генерал-лейтенанта) возглавил Управление спецопераций ФСБ (сформировано из сотрудников, не перешедших в МВД).

В МВД была образована Группа спецназначения «Вега» во главе с генерал-майором В.А. Кругловым. В августе 1995 г. это подразделение было возвращено в систему госбезопасности (управление «В» Антитеррористического центра ФСБ, более 400 сотрудников). Начальником был назначен бывший начальник УФСБ Карелии генерал-майор В.Е. Пропичев (позднее - генерал-полковник, первый заместитель директора ФСБ РФ).

Сотрудники управления «В» действовали в Чечне. Во время захвата Грозного боевиками погиб сотрудник управления «В» майор С.Ромашин (посмертно присвоено звание Героя России, вместе с ним Героями России стали посмертно сотрудники УФСБ Чечни подполковник А.Алексеев и майор В.Евскин, всего погибло 16 офицеров, 8 прапорщиков и 3 гражданских сотрудника). Три офицера «Вымпела» погибли во второй чеченской кампании (М.Серегин, В.Александров, А.Чирихин).

Комитет государственной безопасности , несомненно, по праву принадлежал к числу сильнейших и могущественнейших спецслужб мира.

Создание КГБ СССР

Политическое решение о выделении структур органов госбезопасности из МВД СССР в автономное ведомство было принято в феврале 1954 года на основании записки министра внутренних дел С.Н. Круглова в Президиум ЦК КПСС.
В этой записке, в частности, говорилось:
«Существующее организационное построение Министерства внутренних дел СССР и его органов громоздко и не в состоянии обеспечить должного уровня агентурно-оперативной работы в свете задач, поставленных перед советской разведкой Центральным комитетом КПСС и Советским Правительством.
В целях создания необходимых условий для улучшения разведывательной и контрразведывательной работы считаем целесообразным выделить из Министерства внутренних дел СССР оперативно-чекистские управления и отделы и на их базе создать Комитет по делам государственной безопасности при Совете Министров СССР». 3
Таким образом, КГБ, став комитетом при Совете Министров СССР являлся, на правах союзно-республиканского министерства, центральным органом государственного управления в сфере обеспечения государственной безопасности Советского Союза. Такое значительное понижение государственно-правового статуса по сравнению с существовавшим с 1946 года министерством госбезопасности, было, в основном, связано с недоверием и подозрительностью Хрущева и других тогдашних руководителей страны в отношении органов госбезопасности и их руководителей. Последние обстоятельства сказались как на обстановке внутри КГБ СССР, так и на судьбе СССР в целом.

Задачи КГБ СССР

Согласно решению Президиума ЦК КПСС на Комитет государственной безопасности при СМ СССР возлагались такие задачи:
а) ведение разведывательной работы в капиталистических странах;
б) борьба со шпионской, диверсионной, террористической и иной подрывной деятельностью иностранных разведок внутри СССР;
в) борьба с вражеской деятельностью разного рода антисоветских элементов внутри СССР;
г) контрразведывательная работа в Советской Армии и Военно-Морском флоте;
д) организация шифровального и дешифровального дела в стране;
е) охрана руководителей партии и правительства.
Задачи одного из важнейших направлений деятельности КГБ — внешней разведки, были конкретизированы в решении ЦК КПСС от 30 июня 1954 года «О мерах по усилению разведывательной работы органов государственной безопасности за границей».
Оно требовало направить все усилия на организацию работы в ведущих западных странах США и
Великобритании, которые были старым геополитическим соперником России, а также на «используемых ими для борьбы против Советского Союза странах, — в первую очередь Западной Германии, Франции, Австрии, Турции, Иране, Пакистане и Японии». 3

Руководство КГБ СССР

Первым председателем КГБ Указом Президиума Верховного Совета СССР от 13 марта 1954 года был назначен генерал-полковник Иван Александрович Серов, бывший до этого заместителем министра внутренних дел.
Его заместителями стали К.Ф. Лунев (первый заместитель), И.Т. Савченко, П.И. Григорьев, В.А. Лукшин, П.И.Ивашутин.
Именно во время нахождения Серова на посту председателя КГБ при СМ СССР начался и пересмотр ранее заведенных уголовных дел по «контрреволюционным преступлениям», и чистка и сокращение численного состава органов государственной безопасности, а также оглашение Н.С. Хрущевым 25 февраля 1956 года делегатам XX съезда КПСС специального доклада о культе личности И.В. Сталина и его последствиях, и многие другие важные события в истории СССР.
В дальнейшем, Председателями КГБ СССР были:

Шелепин, Александр Николаевич (1958 — 1961 гг.);
Семичастный, Владимир Ефимович (1961 – 1967 гг.);
Андропов, Юрий Владимирович (1967 – 1982 гг.);
Федорчук, Виталий Васильевич (май — декабрь 1982 года);

Чебриков, Виктор Михайлович (1982 – 1988 гг.);
Крючков, Владимир Александрович (1988 — август 1991 года);
Бакатин, Вадим Викторович (август — декабрь 1991 года).

Структура КГБ СССР

Приказом председателя КГБ при Совете Министров СССР от 18 марта 1954 года была определена структура Комитета, в котором, не считая вспомогательных и обеспечивающих подразделений, были образованы:
— Первое Главное управление (ПГУ, разведка за границей — начальник А.С. Панюшкин);
— Второе Главное управление (ВГУ, контрразведка — П.В. Федотов);
— Третье Главное управление (военная контрразведка — Д.С.Леонов);
— Четвертое управление (борьба с антисоветским подпольем, националистическими формированиями и враждеб ными элементами — Ф.П. Харитонов);
— Пятое управление (контрразведывательная работа на особо важных объектах — П.И. Ивашутин);
— Шестое управление (контрразведывательная работа на транспорте — М.И. Егоров);
— Седьмое управление (наружное наблюдение — Г.П. Добрынин);
— Восьмое Главное управление (шифровально-дешифровальное — В.А. Лукшин);
— Девятое управление (охрана руководителей партии и правительства — В.И. Устинов);
— Десятое управление (Управление коменданта Московского Кремля — А.Я. Веденин);
— Следственное управление.
27 сентября 1954 года в КГБ был организован Отдел войск правительственной «ВЧ» связи.
2 апреля 1957 года в КГБ было образовано Главное управление пограничных войск.

Учебные заведения КГБ СССР

— Высшая школа КГБ СССР имени Ф.Э. Дзержинского
Высшая школа КГБ СССР как специальное высшее учебное заведение с трехгодичным сроком обучения
слушателей по программе юридических вузов страны была образована в соответствии с постановлением Совета министров СССР от 15 июля 1952 ггода, а в апреле 1954 года первые 189 выпускников получили дипломы нового вуза, причем 37 из них окончили его с отличием.
В 1954 году численность переменного слушателей Высшей школы была установлена в 600 штатных единиц. На учебу направлялись абитуриенты, имевшие стаж не менее трех лет службы в органах госбезопасности, отвечавшие требованиям для поступления в ВУЗы страны.
2 августа 1962 г. Высшей школе КГБ СССР было присвоено имя Ф.Э.Дзержинского.
— Краснознамённый институт имени Ю. В. Андропова КГБ СССР. Находился в подчинении Первого главного управления (внешней разведки) до октября 1991 года.
— Ленинградская высшая школа КГБ имени С. М. Кирова (1946-1994).
— В системе КГБ имелись 4 Высших пограничных училища (в Бабушкине в Москве, в г. Голицино в Подмосковье, в Ташкенте и в Алма-Ате).
— Ленинградское высшее военно-морское пограничное училище (1957 – 1960 гг.).
— Калининградское высшее пограничное командное училище (1957 – 1960 гг.)
— Институт иностранных языков КГБ СССР.

Упразднение КГБ СССР

26 августа 1991 года на сессии Верховного Совета СССР М.С. Горбачев заявляет:
«Нужно провести реорганизацию КГБ. В моем указе о назначении товарища Бакатина председателем этого Комитета есть неопубликованный пункт 2 с поручением ему представить немедленно предложения о реорганизации всей системы государственной безопасности.» 3
Указом президента СССР М.С. Горбачева от 28 августа 1991 года была образована Государственная комиссия для расследования деятельности органов государственной безопасности, которую возглавил депутат Верховного Совета РСФСР С.В. Степашин. А 28 ноября 1991 года она была преобразована в Государственную комиссию по реорганизации органов государственной безопасности.
На основании информации Председателя КГБ Бакатина Госсовет принимает решение об образовании на базе Комитета государственной безопасности СССР трех самостоятельных ведомств:
— Центральной службы разведки (ЦСР);
— Межреспубликанской службы безопасности (МСБ);
— Комитета по охране государственной границы СССР.
Постановлением Государственного совета СССР от 22 октября 1991 года КГБ СССР был упразднен.

Источники информации:

1. Шевякин "КГБ против СССР. 17 мгновений измены"
2. Атаманенко "КГБ - ЦРУ. Кто сильнее?"
3. Хлобустов "КГБ СССР 1954 - 1991. Тайны гибели Великой державы"

Как и в Ясенево, повседневная деятельность сотрудников ПГУ за границей вряд ли сильно изменилась с приходом Горбачева. Большинство офицеров загранрезидентур работают в одной из трех линий: ПР (политическая разведка), КР (контрразведка и безопасность) или X (научно-техническая разведка). Начальник каждой линии одновременно является заместителем резидента. Соотношение сотрудников трех этих линий приблизительно таково: ПР - 40, КР - 30, X - 30 процентов. До своего прибытия на место новые сотрудники получают инструктаж о постоянной опасности "провокаций" западных разведслужб. На памяти Гордиевского, приехав, они тут же начинают подозревать своих соседей, продавцов в близлежащих магазинах, садовников в лондонских парках, через которые они ходят на работу, и вообще считают, что за ними ведется постоянное наблюдение. Однако для большинства из них этот период вскоре проходит.

Рабочий день в резидентуре начинается в 8. 30 утра. Сотрудники линии ПР сначала просматривают прессу. В Лондоне они должны читать все основные ежедневные и воскресные газеты, а также периодические издания. Наибольшим вниманием пользуются журналы "Экономист" и "Прайвит ай". В начале рабочего дня сотрудники резидентуры достают из сейфов свои рабочие папки на "молнии" и с двумя отделениями. Папки эти будут побольше иных портфелей.

Пожалуй, самым главным документом в такой папке является личная рабочая тетрадь, в которую заносятся сведения об оперативных контактах и основной корреспонденции из Центра. Еще одна тетрадь используется для составления телеграмм и отчетов в Москву. У каждого офицера есть личная печать с характерным рисунком и номером, которую обычно носят на брелоке вместе с ключами. В конце рабочего дня сотрудник закрывает свою папку, налепливает на замок "молнии" кусок пластилина и запечатывает ее.

Хотя советские посольства отсылают отчеты в Москву на обычной бумаге, резиденты КГБ пользуются 35-миллиметровой негативной пленкой. Сначала их сообщения шифруются техническим работником КГБ, а затем переносятся на пленку оперативным работником ОТ (оперативно-техническая поддержка). Входящие материалы Центра поступают на проявленные пленки, которые затем считываются на микрофильмирующем устройстве. При Горбачеве все больше важных материалов стали распечатывать с микрофильма на бумаге. Телеграммы в Центр обычно начинаются следующей стандартной шапкой: Товарищу ИВАНОВУ Р-77-81090-91-111-126 Расшифровывается эта шапка следующим образом: ИВАНОВ - это шифр подразделения в Центре, в которое направляется телеграмма.

В этом случае - первое управление (Северная Америка). "Р" означает разведданные, в отличие от активных действий или оперативных сообщений по ведению агента. Следующее число, начинающееся с семерки, обозначало источник материала. 77 значило резидентура, 78 - источник, 79 - перевод официального текста. Цифра восемь предшествовала месяцу и году составления документа, в данном случае - октябрь 1990 года. Следующее число, начинающееся с девятки, обозначало тип источника: 91 - агентурный (как в этом случае), 92 - конфиденциальный, 93 - разработка, 94 - официальный. Число одиннадцать предшествовало оценке надежности сообщения: 111 надежное (как в этом случае), 112 - непроверенное, 113 - ненадежное. Число двенадцать относилось к роду занятий источника. Например, 121 означало, что источник работает в правительственных кругах, 126 - в МИДе, 1213 - в прессе.

Однако, по словам Гордиевского, отчетность КГБ не отличалась особой точностью. Если данные исходили от агентов, то резидентуры редко придумывали что-нибудь за него или фальсифицировали данные. Но в сообщениях по конкретной тематике, которые от них запрашивали, они запросто приписывали сведения, полученные из средств массовой информации, безымянным агентам или даже додумывали какие-то детали, чтобы угодить Центру. И в начале горбачевского правления такое вранье по мелочам было обычным делом. Так, 25 марта 1985 года от лондонской резидентуры потребовалась срочная информация о реакции Великобритании на встречи Горбачева в Консультативном комитете Социнтерна. Не успевая связаться со своими источниками, линия ПР попросту придумала некоторые отклики, чтобы угодить Горбачеву, а в качестве источников назвала несколько фиктивных контактов.

На следующий день резидентура получила еще один срочный запрос, на этот раз по переговорам о вступлении Испании и Португалии в ЕЭС. Тут сотрудник линии ПР В. К. Заморин попросту прошелся по британской прессе, состряпал отчет и приписал его нескольким тайным или конфиденциальным источникам. Вскоре после этого резидентура раскопала интересную статью в "Экономист Форин Рипорт" о тех областях, где Советскому Союзу удалось получить передовые западные технологии, и в тех, где эти попытки оказались безуспешными. Резидентура хорошо понимала, что Центр статью не примет и объявит ее дезинформацией, поэтому на ее основе был подготовлен отчет с указанием личного источника резидентуры. Поскольку во время своей службы за рубежом большинство работников Центра грешило тем же, они редко высказывали сомнения в надежности отчетов, ими получаемых.

Поддержание контактов с завербованными агентами, что рассматривалось всеми резидентурами как важнейшая форма сбора разведданных, - это исключительно трудоемкий процесс, главным образом, из-за изощренной процедуры контрнаблюдения. Так, чтобы встретиться со своим агентом в 4 часа вечера, его куратор должен покинуть резидентуру в час дня и хитроумным путем, разработанным заранее, подъехать к парковке, лучше у крупного многоквартирного дома. Парковка у частных домов не рекомендовалась, потому что дипломатический номер машины мог привлечь нежелательное внимание, а на крупных стоянках обычно бывало многовато полиции. Припарковав свою машину, офицер отправлялся к условленному месту, где его забирал на своей машине другой сотрудник КГБ.

Потом в течение часа они разъезжали по городу, пытаясь обнаружить за собой хвост. Все это время линия КР в посольстве пыталась перехватить радиообмен предполагаемых групп наблюдения местной службы безопасности или обнаружить другие признаки слежки. Деятельность эта называлась "импульс". Радиоприемник в машине куратора и его коллеги был установлен на волне посольского передатчика, по которому шло кодированное сообщение, обычно одной буквы алфавита (эта буква была личным сигналом сотрудника КГБ, которому сообщение адресовано). Если признаков наблюдения не обнаруживалось, около трех часов дня сотрудник КГБ вылезал из машины своего коллеги и пешочком либо общественным транспортом направлялся к месту встречи со своим агентом, чтобы поспеть до четырех.

Несмотря на все перемены, происшедшие в КГБ за последние полвека, главные оперативные приоритеты его внешней разведки не изменились со времени вербовки "великолепной пятерки". В оперативном разделе плана работы на 1984 год, направленной в загранрезидентуры, Крючков повторил традиционную формулу: "Основные усилия должны быть направлены на приобретение ценных агентов". Он призвал резидентуру изучать новые возможности вербовки агентов, "особенно среди молодежи, с целью проникновения на объекты, представляющие для нас интерес". Вряд ли Крючков изменил свое мнение, заняв пост председателя КГБ в 1988 году.

Два приоритета в иностранной деятельности КГБ

С момента своего прихода к власти в марте 1985 года Михаил Горбачев видел два приоритета в иностранной деятельности КГБ. Во-первых, он был убежден, что динамичная внешняя политика требовала динамичной разведслужбы. Беспрецедентные по своему размаху инициативы во внешней политике требовали максимально полных данных политической разведки по отклику на них Запада. Еще до бегства Гордиевского из России, к линии ПР предъявлялись повышенные требования. С лета 1985 года они, несомненно, еще более возросли. Главные приоритеты ПГУ в девяностые годы проявились в назначении его начальником Леонида Владимировича Шебаршина, который сменил на этом посту Крючкова в сентябре 1988 года.

Как и Александр Семенович Панюшкин, начальник ПГУ с 1953 по 1956 год, Шебаршин начал свою карьеру на дипломатическом поприще. С 1958 по 1962 год и вновь с 1966 по 1968-й он работал в Пакистане. Там же он и начал сотрудничать с местной резидентурой КГБ. После окончания его второго срока в Пакистане Шебаршин был переведен в КГБ и после подготовки в андроповском институте начал работать в Ясенево. В 1971 году он получил назначение в Индию, где возглавлял линию ПР, пока не стал главным резидентом в Нью-Дели в 1975 году. Его служба там продолжалась до 1977 года, а после падения шаха в 1979 году его направили резидентом в Тегеран, где он и оставался до высылки в 1983 году. Когда летом 1985 года Гордиевский покинул ПГУ, Шебаршин уже год работал заместителем начальника управления РИ, которое занималось подготовкой докладов ПГУ высшему советскому руководству.

Раз уж Шебаршину удалось обскакать других кандидатов на эту должность, которые занимали положение повыше, его доклады, должно быть, произвели на Политбюро большое впечатление. А раз уж они произвели на Политбюро большое впечатление, то, должно быть, касались таких крупных вопросов, как отклик Запада на новое мышление Горбачева. Точно так же, как консультации Горбачеву в декабре 1984 года, помогли Гордиевскому добиться назначения на должность лондонского резидента, и восхождение Шебаршина на должность начальника ПГУ можно объяснить, видимо, тем же. Видимо, и в девяностые годы КГБ продолжит эксплуатировать страсть советского руководства к секретным докладам. Как и в прошлом, КГБ наверняка продолжит подавать материал, полученный из открытых источников, как сообщения своих тайных агентов.

По словам Шебаршина, главной задачей ПГУ является "обеспечение советского руководства надежной и точной информацией о реальных планах и замыслах ведущих западных стран в отношении нашей страны и по наиболее важным международным проблемам". ПГУ постарается как можно дольше лелеять миф о том, что лишь оно правильно понимает Запад. Советские военные, идеологические и экономические проблемы будут лишь способствовать усилению его влияния. По мере распада Организации Варшавского Договора Кремль выводит из Восточной Европы сотни тысяч своих солдат. Идеологический фундамент Советского государства разваливается, а с ним рушится и престиж Москвы как центра коммунистической веры. Кризис советской экономики неизбежно повлечет за собой сокращение помощи развивающимся странам. Следовательно, все большую важность приобретает разведка: она становится средством сохранения влияния Советского Союза во внешнем мире.

Вторая главная функция советской внешней разведки в глазах Горбачева - это научно-технический шпионаж. Во время закрытой встречи в лондонском посольстве 15 декабря 1984 года, на которой присутствовал и Гордиевский, Горбачев не удержался от похвалы управлению Т ПГУ и его линиям X в заграничных резидентурах. Очевидно, что и тогда Горбачев рассматривал тайное приобретение западных технологий как важную часть перестройки экономики. На протяжении ряда лет деятельность управления Т ПГУ была наиболее результативной. Ее активный и тщеславный начальник Леонид Сергеевич Зайцев, который начал заниматься научно-техническим шпионажем еще в шестидесятых годах, работая в лондонской резиденту ре, попытался было выделить свое управление из ПГУ и сделать его независимым подразделением КГБ. Однако Крючков вовсе не собирался выпускать из рук такую важную часть своей разведывательной империи.

Зайцев заявлял, что его управление было не просто на самофинансировании, но и кормило всю структуру иностранных операций КГБ. Хотя управлению Т вычлениться из ПГУ не удалось, оно и так было достаточно независимым. В андроповском институте его курсанты учились отдельно и по своим собственным программам. Почти у всех у них за плечами было техническое образование. В загранрезидентурах сотрудники линии X мало общались со своими коллегами из других линий. Несмотря на это, надо сказать, что управление Т было лишь частью, хотя и важнейшей, очень крупного механизма сбора научно-технической информации.

Сбор научно-технической информации в самой главной области - в сфере обороны - в начале восьмидесятых годов координировала военно-промышленная комиссия (ВПК), которая при Горбачеве получила статус Государственной комиссии военно-промышленного комплекса. Комиссия работает под председательством одного из заместителей премьер-министра и координирует деятельность по сбору данных пяти организаций: ГРУ, управления Т ПГУ КГБ, Государственного комитета по науке и технике (ГКНТ), секретного отдела Академии наук и Государственного комитета по внешнеэкономическим связям (ГКЭС).

По данным французского агента в управлении Т, работавшего под кодовым именем Фарвелл в начале восьмидесятых годов, ВПК в 1980 году дала указание собрать конкретные научно-технические данные 3. 617 раз. К концу года 1. 085 указаний было выполнено, и эти данные использовались в 3. 396 советских научных проектах и опытных конструкторских разработках.

В начале восьмидесятых годов 90 процентов всей наиболее ценной, по мнению ВПК, информации исходило от ГРУ и КГБ. Хотя много научно-технической информации можно было почерпнуть из открытых источников на Западе, таких, как научные конференции и технические брошюры, разведывательной деятельности придавалось колоссальное значение. В 1980 году 61, 5 процента информации ВПК поступало из американских источников (не обязательно из Соединенных Штатов), 10, 5 процента из Западной Германии, 8 процентов из Франции, 7, 5 процента из Великобритании, 3 процента из Японии. Хотя данных за последние годы нет, по всей видимости, масштабы научно-технического шпионажа возросли. Пожалуй, самыми крупными удачами ВПК стало копирование американской системы воздушного предупреждения и управления (АВАКС); американского бомбардировщика В-1В (советский бомбардировщик "Блэкджек"); серия компьютеров РЯД, скопированная с образцов IBM; а также новые микросхемы, сделанные по образцам "Тексас Инструменте".

На этих-то "достижениях" и строился прогресс Советских Вооруженных Сил. Полагают, что около 150 советских систем вооружений основаны на технологиях, украденных у Запада. Между тем, работа по заданию ВПК составляет менее половины всей деятельности управления Т. Из 5. 456 "образцов" (оборудование, узлы, микросхемы и так далее), полученных к 1980 году, 44 процента было использовано в оборонных отраслях, 28 процентов в гражданских через ГКНТ и 28 процентов - в самом КГБ и других организациях. В том, возможно, самом удачном году немногим более половины разведданных, собранных управлением Т, поступило от союзных разведслужб, главным образом, от восточных немцев и чехов. Структуры научно-технического шпионажа советского блока продолжали расширяться до 1989 года.

Даже в начале 1990 года некоторые службы внешней разведки восточноевропейских стран пытались произвести впечатление на свое новое политическое руководство, сосредоточив все усилия на сборе информации по тем западным технологиям, которые могли с успехом применяться для модернизации промышленности. Директор ЦРУ Уильям Уэбстер заявил в феврале 1990 года, что КГБ продолжал расширять свою деятельность, "особенно в Соединенных Штатах, где возросло число попыток вербовки людей, обладающих техническими знаниями или доступом к технической информации". В Западной Европе Управлению Т удалось получить данные из Италии по системам тактической радиоэлектронной связи "Катрин", разрабатываемой для НАТО к началу девяностых годов, а также использовать группу западногерманских программистов для проникновения в базу данных Пентагона и других научно-исследовательских и военно-промышленных компьютерных систем. В начале девяностых годов линия X упорно пыталась проникнуть в Японию и Южную Корею, сосредоточив все усилия на этом регионе.

Несмотря на шпионские потуги, использовать украденные научно-технические данные в советской промышленности становилось все сложнее. Так, копирование нового поколения американских и японских микросхем включает в себя сопряжение сотен тысяч соединений и создание совершенно новых комплексных производственных линий. Увы! Целый шквал данных научно-технической разведки не помог сократить разрыв между советскими и западными технологиями, особенно вне оборонного комплекса. В свою очередь, этот разрыв затрудняет копирование наиболее совершенных западных разработок.

ПГУ ПГУ КГБ СССР Первое главное управление КГБ СССР с июля 1978 по ноябрь 1991 ранее: ПГУ КГБ при СМ СССР после: ЦСР СССР СССР ПГУ Словари: Словарь сокращений и аббревиатур армии и спецслужб. Сост. А. А. Щелоков. М.: ООО «Издательство АСТ», ЗАО… … Словарь сокращений и аббревиатур

Содержание 1 Центральный аппарат «нелегальной» разведки КГБ СССР 1.1 Начальники управления «С» ПГУ КГБ СССР … Википедия

Основная статья: Нелегальная разведка Содержание 1 Центральный аппарат «нелегальной» разведки КГБ СССР … Википедия

- (ПГУ) структурное подразделение Комитета государственной безопасности Советского Союза, ответственное за внешнюю разведку. Памятный знак 85 лет ИНО ПГУ СВР … Википедия

Эмблема ПГУ Первое главное управление КГБ СССР (ПГУ) структурное подразделение Комитета государственной безопасности Советского Союза, ответственное за внешнюю разведку. Содержание … Википедия

Академия внешней разведки (АВР) высшее учебное заведение, осуществляющее подготовку кадрового офицерского оперативного состава Службы внешней разведки и других российских спецслужб. Бывший Краснознамённый имени Ю. В. Андропова институт КГБ СССР … Википедия

Академия внешней разведки (АВР) высшее учебное заведение, осуществляющее подготовку кадрового офицерского оперативного состава Службы внешней разведки и других российских спецслужб. Бывший Краснознамённый имени Ю. В. Андропова институт КГБ СССР … Википедия

Академия внешней разведки (АВР) высшее учебное заведение, осуществляющее подготовку кадрового офицерского оперативного состава Службы внешней разведки и других российских спецслужб. Бывший Краснознамённый имени Ю. В. Андропова институт КГБ СССР … Википедия

Академия внешней разведки (АВР) высшее учебное заведение, осуществляющее подготовку кадрового офицерского оперативного состава Службы внешней разведки и других российских спецслужб. Бывший Краснознамённый имени Ю. В. Андропова институт КГБ СССР … Википедия

Книги

  • Разведка. Лица и личности
  • Разведка. Лица и личности , Кирпиченко Вадим Алексеевич. Предыдущие издания этой книги уже получили высокую оценку и у широкого читателя, и в профессиональной среде: В. А. Кирпиченко был удостоен звания лауреата премии Службы внешней разведки…