Подогреватели мазута

Общие технические условия
на капитальный ремонт

Нормы и требования

Дата введения - 2010-01-11

Москва 2010

Предисловие

Цели и принципы стандартизации в Российской Федерации установлены Федеральным законом от 27 декабря 2002 г. «О техническом регулировании », а правила разработки и применения стандартов организации - ГОСТ Р 1.4-2004 «Стандартизация в Российской Федерации. Стандарты организаций. Общие положения».

Настоящий стандарт устанавливает технические требования к ремонту подогревателей мазута и требования к качеству отремонтированных подогревателей.

Стандарт разработан в соответствии с требованиями к стандартам организаций электроэнергетики «Технические условия на капитальный ремонт оборудования электростанций. Нормы и требования», установленными в разделе 7 СТО «Тепловые и гидравлические электростанции. Методика оценки качества ремонта энергетического оборудования».

Применение настоящего стандарта, совместно с другими стандартами ОАО РАО «ЕЭС России» и НП «ИНВЭЛ» позволит обеспечить выполнение обязательных требований, установленных в технических регламентах по безопасности технических систем, установок и оборудования электрических станций.

Сведения о стандарте

1 РАЗРАБОТАН Закрытым акционерным обществом «Центральное конструкторское бюро Энергоремонт» (ЗАО «ЦКБ Энергоремонт»)

2. ВНЕСЕН Комиссией по техническому регулированию НП «ИНВЭЛ»

3. УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Приказом НП «ИНВЭЛ» от 17.12.2009 №

4. ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ

СТАНДАРТ ОРГАНИЗАЦИИ НП «ИНВЭЛ»

Подогреватели мазута.
Общие технические условия на капитальный ремонт.
Нормы и требования.

Дата введения - 2010-01-11

1 Область применения

Настоящий стандарт организации:

Является нормативным документом, устанавливающим технические нормы и требования к ремонту подогревателей мазута для тепловых электростанций, направленные на обеспечение промышленной безопасности тепловых электрических станций, экологической безопасности, повышение надежности эксплуатации и качества ремонта;

Устанавливает технические требования, объем и методы дефектации, способы ремонта, методы контроля и испытаний к составным частям и подогревателям мазута в целом в процессе ремонта и после ремонта;

Устанавливает объемы, методы испытаний и сравнения показателей качества отремонтированных подогревателей мазута с их нормативными и доремонтными значениями;

Распространяется на капитальный ремонт подогревателей мазута типа ПМ и ПМР;

Предназначен для применения генерирующими компаниями, эксплуатирующими организациями на тепловых электростанциях, ремонтными и иными организациями, осуществляющими ремонтное обслуживание оборудования электростанций.

2 Нормативные ссылки

В настоящем стандарте использованы нормативные ссылки на следующие стандарты и другие нормативные документы:

Федеральный закон РФ от 27.12.2002 № 184-ФЗ «О техническом регулировании»

НТД - нормативная и техническая документация;

ОД - одиночный дефект сварного шва - дефект, минимальное расстояние, от кромки которого до ближайшего дефекта более трехкратного фактического размера большего из двух рассматриваемых дефектов;

ЦД - цветная дефектоскопия (контроль качества поверхности металла красками или люминофорами);

R a - среднее арифметическое отклонение профиля;

R z - высота неровностей профиля по десяти точкам.

4 Общие положения

4.1 Подготовка подогревателей мазута к ремонту, вывод в ремонт, производство ремонтных работ и приемка из ремонта должны производиться в соответствии с нормами и требованиями СТО 70238424.29.240.01.008-2009.

Требования к ремонтному персоналу, гарантиям производителя работ по ремонту установлены в СТО 70238424.27.100.006-2008 .

4.2 Выполнение требований настоящего стандарта определяет оценку качества отремонтированных подогревателей мазута. Порядок проведения оценки качества ремонта подогревателей мазута устанавливается в соответствии с СТО 70238424.27.100.012-2008 .

4.3 Требования настоящего стандарта, кроме капитального, могут быть использованы при среднем и текущем ремонтах подогревателей мазута. При этом учитываются следующие особенности их применения:

Требования к составным частям и подогревателю мазута в целом в процессе среднего или текущего ремонта применяются в соответствии с выполняемой номенклатурой и объемом ремонтных работ;

Требования к объемам и методам испытаний и сравнению показателей качества отремонтированного подогревателя мазута с их нормативными и доремонтными значениями при среднем ремонте применяются в полном объеме;

Требования к объемам и методам испытаний и сравнению показателей качества отремонтированного подогревателя мазута с их нормативными и доремонтными значениями при текущем ремонте применяются в объеме, определяемом техническим руководителем электростанции и достаточным для установления работоспособности подогревателя мазута.

4.4 При расхождении требований настоящего стандарта с требованиями других НТД, выпущенных до утверждения настоящего стандарта, необходимо руководствоваться требованиями настоящего стандарта.

При внесении предприятием-изготовителем изменений в конструкторскую документацию на подогреватели мазута и при выпуске нормативных документов органов государственного надзора, которые повлекут за собой изменение требований к отремонтированным составным частям и подогревателю мазута в целом, следует руководствоваться вновь установленными требованиями вышеуказанных документов до внесения соответствующих изменений в настоящий стандарт.

4.5 Требования настоящего стандарта распространяются на капитальный ремонт подогревателей мазута в течение полного срока службы, установленного в НТД на поставку подогревателей мазута или в других нормативных документах. При продлении в установленном порядке продолжительности эксплуатации подогревателей мазута сверх полного срока службы, требования стандарта на ремонт применяются в разрешенный период эксплуатации с учетом требований и выводов, содержащихся в документах на продление продолжительности эксплуатации.

5 Общие технические сведения

5.1 Конструктивные характеристики, рабочие параметры и назначение подогревателей мазута должны соответствовать техническим условиям на поставку и паспортам.

5.2 Стандарт разработан на основе конструкторской, нормативной и технической документации завода-изготовителя ТКЗ «Красный котельщик». Номера сборочных чертежей общего вида подогревателей мазута типов ПМ и ПМР приведены в приложении .

5.3 Общий вид подогревателя мазута приведен на рисунке .

1 - Система трубная; 2 - Пучок трубный; 3 - Крышка

Рисунок 1 - Подогреватель мазута типа ПМР

6 Общие технические требования

6.1 Материалы основных составных частей приведены в паспортах подогревателей мазута. Допускается замена материала любой составной части.

При применении материалов, не указанных в паспортах, следует руководствоваться ПБ 03-584-03 и ПБ 03-576-03 и, при этом качество материалов не должно быть ниже, чем указано в паспортах подогревателей мазута.

6.2 Качество и характеристики материалов, применяемых при ремонте подогревателей мазута, должны быть подтверждены сертификатами завода-поставщика. Кроме того, сварочные материалы независимо от наличия сертификатов должны быть проверены и подготовлены к применению в соответствии с РД 153-34.15.003-01 .

6.3 Для ручной дуговой заварки трещин, наплавки мест разрушений на обечайке корпуса, крышках, фланцах должны применяться электроды типа Э42А ГОСТ 9467 .

6.4 Для ручной аргонодуговой сварки неплавящимся электродом должны применяться:

Сварочная проволока Св-08ГС или Св-08Г2С ГОСТ 2246 ;

Аргон высшего или первого сорта по ГОСТ 10157 ;

Неплавящийся электрод из иттрированного вольфрама марки СВИ-1 или марок ЭВ4-6, ЭВЛ-10, ЭВЛ-20.

6.5 Перед выводом подогревателей мазута в ремонт должен быть проведен их визуальный контроль с целью обнаружения мест протечек, парений и видимых остаточных деформаций.

6.6 При разборке подогревателя мазута необходимо нанести маркировку, указывающую взаимное положение составных частей.

6.7 Уплотнительные поверхности фланцевых разъемов и крышек должны быть предохранены от механических повреждений и коррозии.

6.8 Открытые полости должны быть предохранены от попадания в трубную систему посторонних предметов.

6.9 При разборке подогревателей мазута типа ПМР и выемке трубного пучка из трубной системы должны быть приняты меры, исключающие повреждение (недопустимый прогиб) оребренных труб за счет установки временных опор под паровую камеру и под подвижную технологическую трубную доску.

6.10 Визуальный контроль допускается проводить невооруженным глазом или с применением лупы 4 - 7 кратного увеличения по ГОСТ 25706 .

6.11 При дефектации мест пересечения сварных швов с помощью УЗД необходимо контролировать как сварные швы, так и прилегающий к ним основной металл шириной 20 мм с двух сторон от границы шва на длине не менее 100 мм от точки пересечения швов. Указанные зоны контролировать с наружной и, в доступных местах, с внутренней стороны.

6.12 При обнаружении недопустимых дефектов в сварном шве необходимо провести неразрушающий контроль всего шва. Требования к сварным швам приведены в картах 1, 2 и 3 в графе «Технические требования после ремонта».

6.13 На наружной и внутренней поверхностях обечаек и днищ крышек не допускаются трещины, расслоения и плены.

Допускаются без исправления вмятины от окалины глубиной до 2,5 % от толщины стенки, окалина и цвета побежалости, не препятствующие выявлению поверхностных дефектов, и отдельные мелкие риски, задиры, забоины и царапины, если их глубина не превышает минусового допуска на толщину стенки.

Риски, забоины, задиры и раковины глубиной до 2,5 % от толщины стенки должны быть расшлифованы с плавным переходом от места выборки к поверхности детали. При этом толщина стенки в месте расшлифовки должна быть не менее расчетной величины.

6.14 Исправление недопустимых дефектов поверхностей должно производиться расшлифовкой с последующей заваркой дефектных мест по технической документации, согласованной с заводом-изготовителем подогревателей мазута, и контролем мест заварки неразрушающими методами.

6.15 На поверхностях обечаек, днищ допускаются зачищенные коррозионные и эрозионные разрушения, если их площадь не превышает 1000 см, а толщина стенки в местах повреждений после зачистки не менее величин, указанных в расчете, приложенному к паспорту. При отсутствии необходимых данных в расчете по минимальной расчетной толщине стенки элемента подогревателя мазута, эти величины должны быть получены у завода - изготовителя.

6.25 Определение шероховатости поверхности необходимо проводить профилометрами - профилографами по ГОСТ 19300 .

Определение параметра шероховатости допускается проводить с помощью образцов по ГОСТ 9378 .

6.26 Перечень средств измерений, приведён в приложении .

Допускается замена контрольного инструмента и средств измерения при условии обеспечения точности измерений не ниже точности, указанной в картах дефектации и ремонта.

6.27 Допускается применение других способов установления и устранения дефектов, освоенных ремонтным предприятием, при условии обязательного выполнения требований к отремонтированной составной части.

6.28 Замене независимо от технического состояния подлежат прокладки из паронита по ГОСТ 481 .

6.29 Вновь устанавливаемые прокладки должны быть изготовлены из паронита по ГОСТ 481 с учетом следующего:

при работе в среде пара и конденсата должен применяться паронит марки ПОН толщиной 2,5 - 3 мм;

при работе в среде мазута должен применяться паронит марки ПА толщиной 1 - 2 мм, допускается применять паронит марки ПМБ толщиной 2 - 3 мм;

прокладки должны быть ровными, чистыми, без трещин, складок, надломов, рыхлых расслоений. Допускается изготовление прокладок из частей, состыкованных по косым срезам торца прокладки на длине не менее 50 мм.

6.30 Требования к крепёжным деталям

6.30.1 Дефектацию крепёжных деталей производить осмотром, проверкой калибрами, изготовленными по номинальному размеру резьбы, измерениями.

6.30.2 Крепёжные детали подлежат замене, если обнаружен один из следующих дефектов:

Вытягивание резьбы;

Трещины;

Выкрашивание ниток резьбы глубиной более половины высоты профиля резьбы или длиной, превышающей 5 % общей длины резьбы по винтовой линии, а в одном витке четверть его длины;

Допуск прямолинейности болтов, шпилек более 0,2 мм на 100 мм длины;

Повреждение граней и углов гаек, болтов, препятствующее затяжке крепёжного изделия, или уменьшение номинального размера под ключ более 3 %;

Вмятины глубиной более половины высоты профиля резьбы.

6.30.3 Повреждения резьбы должны быть устранены прогонкой резьбонарезным инструментом, если обнаружены заусенцы, вмятины, рванины глубиной менее половины высоты профиля резьбы и длиной, не превышающей 5 % длины резьбы, а в одном витке - 25 % его длины. Допустимый параметр шероховатости поверхности резьбы - не более 6,3.

6.30.4 Повреждения гладкой части шпилек (болтов) должны быть устранены механической обработкой. Допустимое уменьшение диаметра не более 3 % от номинального. Параметр шероховатости поверхности не более 12,5.

6.31 Конструктивные элементы швов сварных соединений (подготовка кромок под сварку, размеры катетов, усиление сварных швов и т.д.) при ремонте в зависимости от толщины стенки должны выполняться по ГОСТ 5264 в соответствии с условными обозначениями сварных швов, приведенными в картах дефектации , и в графе «Технические требования после ремонта».

6.32 При выполнении на подогревателях мазута работ, предписываемых противоаварийными циркулярами и информационными письмами, должны выполняться требования данного стандарта.

6.33 При отсутствии в настоящем стандарте требований к сварным швам ремонтируемого подогревателя мазута конкретного типоразмера следует руководствоваться требованиями к однотипным сварным швам, приведённым в картах , и .

6.34 Допускается в подогревателях мазута типа ПМ установка заглушек в трубах трубной системы вместо замены поврежденных труб. Количество отключаемых труб должно быть не более 5 % от общего их количества, но не более одной в одном ходе мазута.

6.35 Допускается в подогревателях мазута типа ПМ сварка концов труб с трубной доской, если после двухразовой развальцовки не удалось устранить течь в вальцовочном соединении. Сварка должна производиться после срезки венчика (выступающей над трубной доской части трубы) заподлицо с трубной доской.

При сварке должны быть приняты меры, исключающие перегрев и нарушение плотности вальцовочного соединения соседних труб.

6.36 Порядок проведения визуального и измерительного контроля основного металла и сварных соединений подогревателей мазута в соответствии с РД 03-606-03 .

7 Требования к составным частям

7.1 Системы трубные подогревателей мазута

Карта дефектации и ремонта 1

Системы трубные подогревателей мазута ПМР и ПМ поз. 1 рисунка

Система трубная подогревателя мазута ПМР

Система трубная подогревателей мазута ПМ

Номер шва

№ 1

Сварка фланца с обечайкой

№ 2

№ 3

Сварка обечайки с фланцем

№ 4

Сварка фланца с обечайкой

№ 5

Сварка фланца с обечайкой

№ 6

Сварка патрубка с обечайкой

№ 7

Сварка штуцера с обечайкой

№ 8

Сварка листа с обечайкой корпуса

№ 9

Сварка труб с трубной доской

№ 10

Сварка обечайки корпуса

Обозначение

Возможный дефект

Способ установления дефекта

Визуальный контроль.

Измерительный контроль.

ЦД или МПД, У ЗД.

Гидравлическое испытание

Зачистка

2. Трещины, поры, раковины не допускаются. Допускаемая толщина стенок после зачистки, см. приложение 3

1 - 1 25-0,1-1

Визуальный контроль.

Измерительный контроль.

ЦД или МПД. У ЗД.

Гидравлическое испытание

1. Наплавка

2. Зачистка

2. Трещины, непровары, поры в виде сплошной сетки, выходящие на поверхность, не допускаются

1 2,5-ШП

Штангенциркуль

ШЦ- 1 - 1 25-0, 1 - 1

№ 1

Гидравлическое испытание.

Визуальный контроль.

ЦД или МПД, УЗД

Заварка

Количество на изделие, шт. - 1

Номер шва

Наименование сварного соединения

№ 1

Сварка днища с обечайкой

№ 2

Сварка патрубков с днищем или обечайкой

№ 3

Сварка обечайки с трубной доской

№ 4

Сварка труб с трубной доской

№ 5

Сварка наварыша

№ 6

Сварка заглушек с трубой

Обозначение

Возможный дефект

Способ установления дефекта

Технические требования после ремонта

Условное обозначение средств измерения

Коррозионные разрушения, трещины

Визуальный контроль. Гидравлическое испытание

Зачистка

1. Параметр шероховатостей - не более 12,5.

2. Трещины, поры, раковины не допускаются.

Ультразвуковой толщиномер «Кварц-6» для поверхностей Б и В. Набор образцов шероховатости 0,8-12,5-ШП. Штангенциркуль ШЦ- 1 - 1 25-0, 1 - 1

Коррозионные разрушения площадью и глубиной отдельного участка до значений, указанных в п.

Визуальный контроль.

Гидравлическое испытание, ЦД или МПД, УЗД

1. Наплавка

2. Зачистка

1. Параметр шероховатости поверхностей - не более 12,5.

2. Трещины, непровары, поры в виде сплошной сетки, выходящие на поверхность не допускаются

Ультразвуковой толщиномер «Кварц-6»

Набор образцов шероховатости 0,8- 1 2,5-ШП Штангенциркуль

ШЦ- 1 - 1 25-0, 1 - 1

№ 1

Трещины протяженностью до размеров, указанных в п.

Гидравлическое испытание. Визуальный контроль, У ЗД

Заварка

Количество на изделие, шт. - по 1

Крышка подогревателя мазута ПМР

Крышка подогревателя мазута ПМ

Номер шва

Наименование сварного соединения

№ 1

Сварка днища и фланца с обечайкой

№ 2

Сварка проушины с обечайкой

№ 3

Сварка патрубка с днищем

№ 4

Сварка обечайки

№ 5

Сварка перегородок с крышкой

№ 6

Сварка фланца с патрубком

Обозначение

Возможный дефект

Способ установления дефекта

Технические требования после ремонта

Условное обозначение средств измерения

Коррозионные

разрушения,

трещины

Зачистка

1. Параметр шероховатости поверхности - не более 12,5.

2. Трещины, поры, раковины не допускаются. Допустимая толщина стенки после зачистки, см. приложение 3

Ультразвуковой толщиномер «Кварц-6» для поверхностей Б и В.

Набор образцов шероховатости 0,8- 1 2,5-ШП. Штангенциркуль ШЦ- 1 - 1 25-0,1-1

Коррозионные разрушения площадью и глубиной отдельного участка до значений, указанных в п.

Визуальный контроль. Гидравлическое испытание, ЦД или МПД, УЗД

1. Наплавка

2. Зачистка

1. Параметр шероховатости - не более 12,5.

2. Непровары, трещины, поры в виде сплошной сетки, выходящие на поверхность не допускаются

Набор образцов шероховатости 0,8-12,5-ШП

Штангенциркуль ШЦ- 1 - 1 25-0, 1 - 1

№ 1

Трещины протяженностью и глубиной до размеров, указанных в п.

6.21 РД 153-34.15.003-01

Гидравлическое испытание. Визуальный контроль.

УЗД

Заварка

8.2 Подогреватель мазута считается годным к эксплуатации, если:

Устранены дефекты в соответствии с требованиями карт дефектации и ремонта;

Он выдержал гидравлические испытания на прочность и плотность в соответствии с ;

При номинальных параметрах греющего пара и номинальной температуре мазута на входе в подогреватель при указанной в паспорте производительности по мазуту и нормальном уровне конденсата в корпусе обеспечиваются указанные в паспорте:

Температура мазута на выходе из подогревателя, допустимое отклонение минус 3 °С;

Температура конденсата греющего пара, допустимое отклонение плюс 3 °С, при этом гидравлическое сопротивление не превышает указанное в паспорте более чем на 10 %.

9 Испытания и показатели качества отремонтированных подогревателей мазута

9.1 Гидравлические испытания подогревателя мазута

9.1.1 После останова на ремонт и после завершения ремонтных работ подогреватель мазута проверяют на прочность и плотность гидравлическими испытаниями. Пробное давление, технология проведения и оценка результатов испытания в соответствии с ПБ 03-576 или паспортом подогревателя мазута.

9.1.2 Гидравлическое испытание после останова на ремонт производится для выявления дефектов, которые должны быть устранены в процессе ремонта.

Гидравлическое испытание производится раздельно со стороны греющей и нагреваемой среды. Перед гидравлическим испытанием подогреватель мазута должен быть отключен. Теплоизоляция демонтирована.

Гидравлическое испытание производится раздельно со стороны греющей и нагреваемой среды.

Падение давления, признаки разрывов, течи, потения, остаточная деформация не допускаются.

Допускается гидравлическое испытание трубной системы не проводить, если она выдержала гидравлическое испытание при сдаче в ремонт, а при ремонте не проводились сварочные и другие работы, связанные с нарушением плотности и прочности поверхностей, работающих под давлением, и не было нарушений плотности развальцованных соединений.

9.1.4 Для гидравлического испытания применять конденсат или воду с температурой от 5 до 40 °С.

Измерение давления производить двумя поверенными манометрами, один из которых контрольный. Время выдержки под давлением должно быть не менее 10 мин.

9.2 Эксплуатационные испытания

9.2.1 Эксплуатационные испытания подогревателя мазута проводят для определения и сопоставления показателей качества, изменяющихся в процессе эксплуатации и ремонта.

Эксплуатационные испытания подогревателя мазута подразделяются на:

Испытания, проводимые перед ремонтом;

Испытания, проводимые после ремонта (приемо-сдаточные испытания и испытания в процессе подконтрольной эксплуатации).

Полученные в результате испытаний данные представляют собой количественные показатели качества ремонта подогревателя мазута, которые сопоставляются с нормативными или с данными завода-изготовителя.

9.2.2 Номенклатура показателей качества подогревателя мазута до и после ремонта содержит показатели качества с учетом ГОСТ 4.429 , характеризующие условия проведения испытаний и полученных результатов, и приведена в таблице .

Таблица 1 Номенклатура составляющих показателей качества подогревателя мазута до и после ремонта

Заводские, проектные или нормативные данные

Данные эксплуатационных испытаний или измерений

Примечание

до капитального ремонта

после капитального ремонта

1 Давление греющего пара, МПа

2 Температура греющего пара, ° С

3 Расход мазута, т/ч

4 Давление мазута на входе, МПа

5 Давление мазута на выходе, МПа

6 Температура мазута на входе, ° С

7 Температура мазута на выходе, ° С

8 Расход конденсата греющего пара, т/ч

9 Температура конденсата греющего пара, ° С

10 Уровень конденсата в корпусе, мм

9.2.3 Методы проведения эксплуатационных испытаний

Эксплуатационные испытания подогревателя мазута проводятся в составе эксплуатационных испытаний соответствующего оборудования и систем электростанции.

При проведении испытаний измерить показатели в соответствии с таблицей .

Измерения при испытаниях проводить приборами контроля, установленными на подогревателе мазута. При их отсутствии допускается применять переносные приборы контроля с классом точности не ниже 1,5.

Измерения при испытаниях проводить при номинальном расходе нагреваемого мазута, при нормальном уровне конденсата и при номинальном расходе греющего пара.

При отклонении от номинальных параметров должны быть обеспечены одинаковые установившиеся условия проведения испытаний до и после ремонта.

9.2.4 Нормативные значения показателей качества подогревателя мазута

Показатели назначения для подогревателя мазута приведены в паспортах, чертежах и технических условиях на конкретные типы подогревателя мазута.

10 Требования к обеспечению безопасности

Требования безопасности должны соответствовать ПБ 03-576 , РД 03-29 .

11 Оценка соответствия

11.1 Оценка соответствия производится в соответствии с СТО 17230282.27.010.002-2008.

11.2 Оценка соответствия соблюдения технических требований, объема и методов дефектации, способов ремонта, методов контроля и испытаний к составным частям и подогревателям мазута в целом нормам и требованиям настоящего стандарта осуществляется в форме контроля в процессе ремонта и при приемке в эксплуатацию.

11.3 В процессе ремонта производится контроль за выполнением требований настоящего стандарта к составным частям и подогревателям мазута в целом при производстве ремонтных работ, выполнении технологических операций ремонта и поузловых испытаниях.

При приемке в эксплуатацию отремонтированных подогревателей мазута производится контроль результатов приемо-сдаточных испытаний, работы в период подконтрольной эксплуатации, показателей качества, установленных оценок качества отремонтированных подогревателей мазута и выполненных ремонтных работ.

11.4 Результаты оценки соответствия характеризуются оценками качества отремонтированного подогревателя мазута и выполненных ремонтных работ.

11.5 Контроль соблюдения норм и требований настоящего стандарта осуществляют органы (Департаменты, подразделения, службы), определяемые генерирующей компанией.

11.6 Контроль соблюдения норм и требований настоящего стандарта осуществляется по правилам и в порядке, установленном генерирующей компанией.

Приложение А

08.8114.015

5. ПМ 40-30

08.8114.012

6. ПМР 13-60

08.8114.004

7. ПМР 13-120

08.8114.001

8. ПМР 13-240

08.8114.003

9. ПМР 64-15

08.8114.006

10. ПМР 64-30

08.8114.002

Ключевые слова: подогреватели мазута типов ПМ и ПМР, качество ремонта, технические условия на капитальный ремонт

Руководитель организации - разработчика

ЗАО «ЦКБ Энергоремонт»

Генеральный директор

А.В. Гондарь

Руководитель разработки

Заместитель генерального директора

Ю. B . Трофимов

Исполнители

Главный специалист

Ю.П. Косинов

Главный конструктор проекта

В.М. Кар ли нер

Мы предлагает Вам проектирование, изготовление и поставку типовых подогревателей мазута типов ПМ, ПМР (с оребренными трубами), а также специально разработанных ПМТ (с турбулизаторами), ПМ-М (модернизированный) в рамках инновационных программ перевооружения и развития оборудования для нефтеперерабатывающей промышленности.

Технические характеристики подогревателей мазута МП, ПМР, ПМТ, ПМ-М

Обозначение
подогревателя
Давление мазута,
кгс/см² (МПа)
Расход
мазута, т/ч
Расход
пара, т/ч
Площадь
поверхности теплообмена, м²
Давление
греющей
среды, кгс/см²
Max. рабоч.
темп. в трубной
сист., С
Max.
рабоч.
темп. в корпусе,
С
Масса,
кг
ПМ 25-6 25(2,5) 6 0,35 10-15 10-15 125 250 700
ПМ 40-15 40 (4,0) 15 0,4 25-40 10-15 95 250 2000
ПМ 40-30 40 (4,0) 30 0,8 100-140 10-15 95 250 4800
ПМ 10-60 10 (1,0) 60 3,6 200-270 10-15 125 250 8000
ПМР 13-60 13 (1,3) 60 10-15 135 300 4400
ПМР 13-120 13 (1,3) 120 10-15 135 300 8600
ПМР 13-240 13 (1,3) 240 10-15 135 300 20000
ПМР 64-15 63 (6,3) 15 10-15 135 300 1750
ПМР 64-30 3 (6,3) 30 10-15 135 300 3600
ПРМ 64-60 63 (6,3) 60 10-15 135 300 6000

Назначение подогревателей мазута

Подогреватели мазута типов ПМ, ПМТ предназначены для предварительного подогрева промышленного мазута марок М-40, М-100, М-200 (жидкого топлива котельных) перед подачей его в форсунки горелок котлов, а также с целью последующего перелива в другие емкости. Устанавливаются в системах мазутоподготовки стационарных котельных, нефтебаз и перерабатывающих предприятий. Температура разогрева 100-110 С, рабочее давление не более 2,5 МПа.

Подогреватели мазута с оребренными трубами типа ПМР и модернизированные ПМ-М предназначены для подогрева высоковязкого мазута при его сжигании в паровых и водогрейных котлах на крупных ГРЭС, промышленных и районных котельных. Подогреватели ПМР и ПМ-М устанавливаются на открытой площадке возле здания насосной: ПМР-13 – за насосами первого подъема при двухступенчатой схеме подачи топлива, ПМР-64 – за насосами с давлением до 6,4 МПа при одноступенчатой подаче топлива. Греющей средой является пар с давлением до 1,6 МПа и температурой до 300 градусов из отборов паровых турбин или котельной.

Конструкция и принцип работы подогревателей мазута

Подогреватель мазута ПМ , в общем случае, представляет собой горизонтальный кожухотрубчатый теплообменный аппарат, состоящий из корпуса, трубной системы, распределительных камер с крышками. В трубной системе подогреваемый мазут, а в межтрубном пространстве пар. Для установки подогревателей в рабочее положение к корпусу приварены опоры, одна из которых - подвижная, другая – неподвижная. Дополнительно в конструкцию устанавливаются отбойники и сборники конденсата.

Сборка основных узлов осуществляется с помощью разъёмного фланцевого соединения, обеспечивающего возможность профилактического осмотра и ремонта подогревателей.

Установка приборов КИПа (термометров, манометров, указателей уровня с водомерным стеклом, предохранительных клапанов для сброса избыточного давления пара) позволяет контролировать все необходимые параметры теплоносителей.

Подогреваемый мазут, насосом, через патрубок подвода, подается в трубную систему подогревателя. Нагревшись до заданной температуры, мазут выходит через патрубок отвода мазута. Греющий пар, через патрубок подвода пара, поступает в межтрубное пространство подогревателя. Соприкасаясь с поверхностью теплообменных трубок, пар конденсируется, и конденсат стекает в сборник конденсата и потом отводится через патрубок отвода конденсата.

Подогреватели мазута типа ПМР и ПМ-М конструктивно значительно отличаются от подогревателей ПМ. Основное отличие - наличие поверхности нагрева из продольно-оребренных труб. Количество нагревательных элементов у ПМР-64-15 составляет 9, а у ПМР-64-30 составляет 18 штук.

Нагреваемый мазут подается в распределительную камеру. Распределительная камера имеет определенное число ходов по трубному пространству. Наружные трубы большого диаметра закрепляются в трубных досках корпуса и обогреваются снаружи паром межтрубного пространства. Внутренние оребренные трубы обогреваются паром, поступающим в них по дополнительным трубкам. Паровая внутренняя труба из нижней поверхности имеет наклонную к оси трубы перфорацию, через отверстия которой пар выходит с соответствующей скоростью, динамически воздействуя на стекающую конденсатную пленку на внутренней поверхности трубы нагревательного элемента. Для стекания конденсата из внутренней оребренной трубы корпус подогревателя наклонен под углом нескольких градусов в сторону паровой камеры.

Возможен подбор подогревателя по расчетным параметрам.

Опросный лист для заказа Подогревателя мазута

Подогреватели мазута типа ПМР (рис. 4.10) системы ЦКТИ-ТКЗ-ИТТФ - горизонтальные, кожухотрубного типа с поверхностью нагрева из продольно-оребренных труб- предназначены для подогрева паром высоковязкого мазута для водогрейных котлов промышленных и районных котельных. Эти подогреватели устанавливаются на открытой площадке возле здания насосной: ПМР-13 - за насосами первого подъема при двухступенчатой схеме подачи топлива, ПМР-64 - за насосами с давлением до 6,4 МПа при одноступенчатой схеме подачи топлива. Греющей средой является пар с давлением до 1,6 МПа и температурой до 300 °С из отборов паровых турбин или котельной.

К основным сборочным единицам подогревателя относятся корпус, трубный пучок нагревательных элементов типа «труба в трубе», расположенный в корпусе, с двусторонним обогревом – снаружи и изнутри; трубные доски, паровые и мазутные камеры между трубными досками и днищами. Количество нагревательных элементов в соответствии с порядком расположения подогревателей в табл. 4.8 составляет 9 и 18.

Рис. 4.10. Подогреватель мазута типа ПМР:

1 – паровая камера; 2 – промежуточная трубная доска; 3 – трубная доска; 4 – обечайка корпуса; 5 – пучок наружных труб; 6 – пучок внутренних оребренных труб; 7 – дополнительная внутренняя паровая труба; А, Б – вход и выход мазута; В, Г – вход греющего пара; Д, Е – удаление конденсата; Ж1, Ж2 – патрубки опорожнения; И- воздушник

В ПМР нагреваемая вязкая жидкость подается в мазутную камеру, разделенную перегородками на отдельные секции соответственно числу ходов мазута в кольцевых зазорах нагревательных элементов между наружными и внутренними (с продольным пластинчатым оребрением) трубами. Количество нагревательных элементов в каждом ходе выбирается пропорционально скорости, которая зависит от вязкости, уменьшаясь с уменьшением вязкости.

Наружные трубы большого диаметра закрепляются в в трубных досках корпуса и обогреваются снаружи паром из межтрубного пространства пучка. Внутренние оребренные трубы обогреваются паром, поступающим в них по дополнительным трубкам. Эти трубки закреплены в промежуточной трубной доске, отделяющей в паровой камере пространство для сбора конденсата из оребренных труб нагревательных элементов. Паровая внутренняя труба на нижней поверхности имеет наклонную к оси трубы перфорацию, через отверстия которой пар выходит с соответствующей скоростью, динамически воздействуя на стекающую конденсатную пленку на внутренней поверхности трубы нагревательного элемента. Оребренная труба нагревательного элемента заглушена с одного конца, а вторым приваривается к трубной доске паровой камеры, что обеспечивает ей свободное расширение в сторону заглушенного конца и простую разборку подогревателя для очистки поверхностей от загрязнений.


Таблица 4.8

Основные характеристики подогревателей мазута типа ПМР

Представляет собой цилиндрический сосуд сварной конструкции, основными узлами которого являются: трубная система в сборе с корпусом, передняя крышка и задняя крышка. Сборка основных узлов осуществляется с помощью разъёмного фланцевого соединения, обеспечивающего возможность профилактического осмотра и ремонта.

Трубная система подогревателя состоит из цилиндрического корпуса с приварными трубными досками и теплообменными трубками. Концы теплообменных трубок развальцованы в отверстиях трубной доски. Каркас трубной системы имеет поперечные сегментные перегородки, которые направляют поток пара в корпусе, и одновременно служат промежуточными опорами для теплообменных трубок.
Для предохранения теплообменных трубок от действия струи пара против пароподводящего патрубка установлен отбойный щит. Для сбора конденсата в нижней части трубной системы установлен сборник конденсата. На верхней части корпуса расположены патрубки подвода пара и отсоса воздуха. Ниже располагаются патрубок отвода конденсата, патрубки для присоединения запорного устройства указателя уровня с водомерным стеклом. Для установки аппарата в рабочее положение к корпусу приварены две опоры, одна из которых - подвижная, другая - неподвижная.
Крышка передняя состоит из воротникового фланца и штампованного эллиптического днища, она снабжена патрубками для входа и выхода мазута, дренажа мазута и муфтой-воздушником.
Крышка передняя разделена перегородками на ряд отсеков, обеспечивающих необходимое количество ходов.
Крышка задняя состоит из воротникового фланца и эллиптического днища, она разделена перегородками на ряд отсеков, обеспечивающих необходимое количество ходов.
Подогреваемый насосом мазут, подобранным по рабочему давлению мазута через патрубок подвода поступает в теплообменные трубки аппарата. Совершив 12 ходов и нагревшись до заданной температуры выходит из подогревателя через патрубок отвода мазута.
Греющий пар, через патрубок подвода пара поступает в межтрубное пространство, совершает несколько ходов при продольном омывании большей части поверхности нагрева.
Соприкасаясь с поверхностью теплообменных трубок пар конденсируется и конденсат стекает на сборник конденсата и потом отводится через патрубок отвода конденсата.
Накапливающиеся в нижней части корпуса неконденсирующиеся газы (воздух) отводятся через патрубок отсоса воздуха.
Параметры мазута и пара контролируются приборами, устанавливаемыми на аппарате и на подводящих и отводящих трубопроводах.
Уровень конденсата в корпусе контролируется визуально по водоуказательному стеклу.

Пример условного обозначения подогревателя при заказе : с максимальным рабочим давлением в трубной системе 25 кгс/см², расходом мазута 6 т/ч.

Подогреватель мазута Таблица штуцеров

Обозначение

Наименование

Кол-во

Вход мазута

Выход мазута

Вход пара

Выход конденсата

Дренаж мазута

Отсос воздуха


Основные технические характеристики подогревателей:

Марка
подогревателя

Площадь поверхности
теплообмена, м²

Температура
мазута

Расход
мазута,
т/ч

Температура
пара,
ºС

Давление
мазута,
МПа

Давление
пара,
МПа

Диаметр
наружный,
мм

Масса, кг

вход, ºС

выход, ºС

ПМ-25-6

ПМ-40-15

ПМ-40-30

ПМ-10-60

ПМ-10-120

ПМР-64-15

ПМР-64-30

ПМР-64-60

ПМР-13-60

ПМР-13-120

ПМР-13-240

Расчетный срок службы подогревателя мазута - 20 лет.