Физиологические основы восприятия

Деятельность восприятия как психического процесса обеспечивают процессы, проходящие в органах чувств, нервных волокнах и центральной нервной системе.

Под действием раздражителей в окончаниях нервов, имеющихся в органах чувств, возникает нервное возбуждение, которое по проводящим путям передается в нервные центры и, в конечном итоге, в кору головного мозга. Здесь нервное возбуждение поступает в проекционные (сенсорные) зоны коры, которые представляют собой таким образом центральную проекцию нервных окончаний, имеющихся в органах чувств. Разные проекционные зоны связаны с разными органами чувств, и в зависимости от того, с каким органом связана проекционная зона, формируется определенная сенсорная информация.

Описанный, до этого момента, механизм является механизмом возникновения ощущений. Эти ощущения - практически в буквальном смысле - являются отражением окружающей действительности. Как в зеркале или на фотографии отражены окружающие объекты, так и в проекционных зонах отражаются эти же самые объекты, только в виде нервных возбуждений, от точки к точке.

С ощущений процесс восприятия лишь начинается. Собственные физиологические механизмы восприятия включаются в процессе формирования целостного образа объекта на последующих этапах, когда возбуждение от проекционных зон передается в интегративные зоны коры головного мозга, где и происходит завершение формирования образов явлений реального мира. Поэтому интегративные зоны коры головного мозга, завершающие процесс восприятия, часто называют перцептивными зонами. Их функция существенно отличается от функций проекционных зон.

Различие в работе проекционных и интегративных зон обнаруживается, когда у человека нарушена деятельность той или иной зоны. При нарушении работы зрительной проекционной зоны наступает так называемая центральная слепота, т. е. при полной исправности периферии - органов чувств - человек полностью лишается зрительных ощущений, он совсем ничего не видит. Если поражена интегративная зона (при сохранности проекционной), человек видит отдельные световые пятна, какие-то контуры, но не понимает, что он видит. Он перестает осмысливать то, что воздействует на него, не узнает даже хорошо знакомые предметы и людей.

В других модальностях наблюдается аналогичная картина. При нарушении слуховых интегративных зон люди перестают понимать человеческую речь. Подобные заболевания получили название агностических расстройств (расстройства, приводящие к невозможности познания), или агнозий,

Восприятие тесно связано с двигательной деятельностью, эмоциональными переживаниями, мыслительными процессами, и это еще более усложняет понимание физиологических основ восприятия. Начавшись в органах чувств, нервные возбуждения, вызванные внешними раздражителями, переходят в нервные центры, где охватывают собой различные зоны коры, вступают во взаимодействия с другими нервными возбуждениями. Вся эта сложная сеть возбуждений разрастается. Взаимодействующие между собой возбуждения широко охватывают разные зоны коры.

В процессе восприятия большое значение имеют временные нервные связи. Как ручка и листок бумаги помогают считать столбиком, так и временные нервные связи обеспечивают восприятие возможностью делать гипотезы, которые необходимы для глубокого анализа воспринимаемой ситуации. Временные нервные связи, обеспечивающие процесс восприятия, могут быть двух видов:

Связи, образуемые в пределах одного анализатора,

Межанализаторные связи.

Первый вид связей имеет место при воздействии на организм комплексного раздражителя одной модальности. Например, таким раздражителем является мелодия, представляющая собой своеобразное сочетание отдельных звуков, воздействующих на слуховой анализатор. Весь этот комплекс действует как один сложный раздражитель. При этом нервные связи образуются не только в ответ на сами раздражители, но и на их отношение - временное, пространственное и пр. (так называемый рефлекс на отношение). В результате в коре больших полушарий происходит процесс интегрирования, или сложного синтеза.

Межанализаторные нервные связи образуются при воздействии комплексного раздражителя. Это связи в пределах разных анализаторов, возникновение которых И. М. Сеченов объяснял существованием ассоциаций (зрительных, кинестетических, осязательных и т.д.). Эти ассоциации у человека обязательно сопровождаются слуховым образом слова, благодаря которому восприятие приобретает целостный характер.

Благодаря связям, образуемым между анализаторами, мы отражаем в восприятии такие свойства предметов или явлений, для восприятия которых нет специально приспособленных анализаторов (например величина предмета, удельный вес).

Таким образом, в основе сложного процесса построения образа восприятия лежат системы внутрианализаторных и межанализаторных связей, обеспечивающих наилучшие условия видения раздражителей и учет взаимодействия свойств предмета как сложного целого. Но кроме этого прямо и косвенно на процесс восприятия оказывают влияние разные участки головного мозга. Даже, например, лобные доли оказывают некоторое участие в процессах восприятия, обеспечивая целенаправленность этого процесса.

Восприятие, как и ощущение, носит рефлекторный характер. ИП. Павлов доказал, что почва восприятия составляют условные рефлексы, временные нервные связи, образующиеся в коре головного мозга при воздействии и предметов и явлений окружающего мира с разнообразными свойствами на рецепторы. Предметы и явления выступают комплексными раздражителями в единстве всех своих свойств и черт, поэтому восприятие является к омплексною деятельностью системы анализаторов. Это, в свою очередь, предполагает сложную аналитико - синтетическую деятельность мозговых отделов анализаторов. Анализ обеспечивает выделение объекта с окружающей мира, синтез - объединение отдельных свойств и качеств объекта восприятия в целостный образ. Без анализа невозможно осмысленное восприятие объекта. Поэтому незнакомая иностранная речь воспринимается как звуковой поте к. Для осмысленного восприятия языка необходимо разделить язык на отдельные слова или словосочетания, а затем, используя синтез, человек воспринимает не отдельные, разрозненные звуки, а слова и фраза і фрази.

При восприятии урока школьник видит учителя, слышит его объяснение, видит наглядность, делает определенные записи в тетради. Раздражитель в данном случае действует как комплексный и вызывает возбуждение в зрительном, слуховом, двигательном анализаторах. Возбуждение передается в мозг, в результате чего образуются сложные системы временных нервных связей, что и определяет целостность восприятияня.

Основой восприятия есть два вида нервных связей: связи внутри одного анализатора и мижанализаторни связи. Первый вид связи имеет место тогда, когда раздражитель имеет одну модальность (мелодия, а представляет собой сочетание отдельных звуков и действует как сложный раздражитель). Второй вид нервных связей при воздействии комплексного раздражителя - это связи в пределах разных анализатореів.

Физиологическим основой восприятия, по мнению. ИП. Павлова, является"рефлекс на отношение"Ученый показал, что при восприятии отдельных явлений сигнальное значение имеют не сами раздражители, а особенности отношений между ними. Поэтому в ходе восприятия вырабатывается условный рефлекс большей степени на отношения между раздражителямразниками.

Взаимодействие анализаторов обусловлено взаимосвязью объективных раздражителей, в результате чего возникает ассоциация ощущений, которая присуща любому восприятию. Целостный образ предмета или явления состоит постепенно благодаря взаимодействию анализаторев.

Отсутствие одного из анализаторов или повреждения его отдельных частей может компенсироваться за счет других анализаторов, способствует ориентированию человека в окружающей среде. Так, у слепых людей пи идвищуеться чувствительность слухового, осязательного и обонятельного анализатора.

Физиологическое основание восприятия еще более усложняется тем, что оно тесно связано с двигательной активностью, с эмоциональными переживаниями, с различными психическими процессами. Начавшись в органах чувств, нервные возбуждения, вызванные внешними раздражителями, переходят в нервные центры, где охватывают собой различные зоны коры, вступают во взаимодействие с другими нервными возбуждениями. Вся эта сеть возбуждений, как и взаимодействуют между собой и охватывают различные зоны коры, и составляет физиологическое основание восприятияня.

Таким образом, физиологической основой восприятия является условно рефлекторная деятельность внутришньоанализаторного и мижанализаторного комплекса нервных связей, что обеспечивает целостность и предметность объект и восприятии.

33 Свойства восприятия

К свойствам восприятия относятся: предметность, константность, избирательность, структурность, целостность, категориальнисть, осмысленность и апперцепция

Предметность - это способность отражать объекты и явления реального мира не в виде набора не связанных друг с другом ощущений, а в форме отдельных предметов. При предметном отражении действительности рез омные по качеству ощущения сочетаются, и объект воспроизводится в богатстве его свойствй.

Предметность не является врожденным свойством восприятия. Возникновение и совершенствование этого свойства происходит в процессе онтогенеза, начиная с первого года жизни ребенка. Предметность проявляется в том, что объект предстает перед нами именно как олицетворенное в пространстве и времени отдельное физическое тело ярко данное свойство проявляется в феномене выделения фигуры (предмета или объекта восприятия) из фона. Предмет - это то, на чем сосредоточено в данный момент восприятие и фон - все, что образуют другие предметы, которые действуют на нас в то же время, но отступают сравнению с объектом восприятия"на задний планлан".

Сначала различие между фигурой (предметом) и фоном возникло в изобразительном искусстве фигурой называют замкнутую линию, которая выступает вперед и занимает часть феноменологического поля, а все, что окружает является фигуру, является фоном. Таким образом, реальность, воспринимается, всегда разделяется на два слоя: на фигуру - образ предмета и фон - образ окружающего предмет пространства результате такого расчленения пред метнисть сохраняет некоторую независимость восприятия от фона, на котором выступает объєкт.

Соотношение предмета и фона - динамическое. То, что в данный момент принадлежит к фону, может через некоторое время стать предметом, и наоборот, то, что было предметом, может стать фоном. Выделение предмета с фон на связано с особенностями нашего восприятия, а именно с предметностью восприятия. Легче выделяется то, что в действительности является отдельным предметом и хорошо знакомо из прошлого опыта. Хуже выделяются окр эми части предмета. В этом случае часто необходимые усилия для того, чтобы воспринять часть как особый объект. Выделение предмета затруднено также в том случае, если предмет находится в окружением ни подобных предметов. Для того, чтобы облегчить выделение объекта с ф ° на, необходимо усилить его отличие 1 наоборот, там, где надо затруднить выделение предмета из фона, необходимо уменьшить от миннисть между нимміж ними.

Константность восприятия заключается в относительной постоянства некоторых свойств предметов при изменении расстояния, ракурса и освещенности. Благодаря константности мы воспринимаем окружающие нас предметы как относительно постоянные по форме, цвету и величине. Форма, цвет и размер предметов воспринимаются нами как постоянные, несмотря на то, что сигналы, поступающие от этих предметов в органы чувств, непрерывно с минюються. Как известно, размер проекции предмета на сетчатке глаза зависит от расстояния между предметом и глазом и от угла зрения. Однако знакомые нам предметы кажутся неизменными по величине независимо от. Отделения ли. Восприятие цвета зависит от многих факторов: освещенности, фона, интенсивности время цвет знакомых предметов всегда воспринимается одинаково. Аналогично и форма привычных объектов воспринимается как постоянная, независимо от условий наблюдения и положения объектоб"єкта.

Источником константности восприятия являются активные действия перцептивной системы. Многочисленные восприятия одних и тех же предметов при разных условиях обеспечивают постоянство перцептивного образа относительно условий, изменений изменяются, а также движений самого рецепторного аппарата. Таким образом, свойство константности объясняется тем, что восприятие представляет собой своеобразное действие, которое имеет механизм обратной связи и настраивается особенности объекта восприятия и условий его существования. Константность восприятия играет значительную роль в ориентировании человека в окружающем мире бы образы не были константными, то при изменении дыхание ли, освещенности и ракурса все признаки предмета менялись бы, и человек бы потеряла способность ориентироваться в широком окружающей мирвіті.

Избирательность - это выделение отдельных предметов и явлений из всего многообразия окружающей среды, в то время как другие объекты реального мира являются фоном нашего восприятия, т.е. не отражаются. В в избирательности раскрывается активность процесса восприятия как проявление содержательной стороны деятельности человека. Избирательность восприятия определяется интересами, установками и потребностями личноститі.

Любому образа восприятия свойственна целостность. Под этим понимается внутренняя органическая взаимосвязь частей и целого в образе. Благодаря целостности восприятия внешний раздражитель выступает как целостный и образ. Он составляется на основе обобщения знаний об отдельных свойствах и качествах предмета, которые поступают в виде отдельных ощущений. Компоненты ощущения настолько тесно связаны между собой, что единство иний сложный образ предмета возникает даже тогда, когда на человека непосредственно действуют только отдельные свойства или отдельные части объекта. Когда образ предмета не дается полностью, он мысленно достройке ся к целостной формы. Целостная форма предмета возникает на основе условных рефлексов, которые выработались в течение жизни и хранятся в опыте человеклюдини.

Важность роли восприятия части в восприятии целого не означает, что для узнавания предмета необходимо воспринимать все его части. Многое, что есть в объекте, совсем не воспринимается или сприймаеть ься неясно, или не может быть воспринято в данный момент, но все же мы узнаем предмет. Это происходит потому, что каждый предмет имеет характерные, только ему присущие признаки. Отсутствие именно этих признаков в восприятии мешает опознать предмет, одновременно отсутствие других, менее существенных признаков при наличии в восприятии существенных не мешает узнать то, что мы воспринимаемємо.

Взаимоотношения восприятия целого и части неодинаково на разных этапах ознакомления с предметом. Причем существенную роль здесь играют индивидуальные различия людей. Начальный период восприятия у бил льшости людей характеризуется тем, что на первый план выступает восприятие целого, без выделения отдельных частей. У некоторых людей наблюдается обратное явление: в первую очередь различаются отдельные част ини предметета.

Согласно индивидуальных различий по-разному протекает и второй этап восприятия. Если сначала воспринимается общая форма предмета без четкого различения его отдельных частей, то в дальнейшем ч части объекта воспринимаются все четче. И наоборот, если сначала выделились только части предмета, то осуществляется переход к целому конце концов, которую поэтому, так и в другом случае достигается спо ймання в целом при достаточно четком различении его отдельных частей. Восприятие целого и его частей зависит не только от индивидуальных особенностей, но и от предыдущего опыта и установкиовки.

С целостностью восприятия связана и его структурность. Структурность заключается в воссоздании структуры предмета восприятия. При изменении отдельных ощущений от предмета и сохранении отдельных отношений между ним мы общая структура образа остается неизменной (одна и та же песня в исполнении разных певцовв).

Восприятие носит обобщенный характер, каждый предмет восприятия сказывается определенным понятием и относится к определенному классу раз в этом заключается следующая свойство восприятия - категориальнисть. С. Воспринимая новый предмет, человек стремится не только понять, что перед ней находится, но и относит к определенной группе известных ему предметов. В этом отражается влияние языка и личного опыта человека. По мере расширения личного опыта восприятия образ, сохраняя свою индивидуальность и отнесенность к конкретному предмету, ко все большей совокупности предметов определенной категории, все более надежно классифицируется. Для этого необходимо обобщение, обращение к классу подобных объектов, которые хранятся в памяти, что означает переход от существующей ситуации к другой, к постижению реальности через призм в лично обобщенной схемы действительностиності

Обобщенность и классификация обеспечивают надежность правильного узнавания объекта независимо от его индивидуальных особенностей и искажений, которые не выводят объекта за пределы класса. Обобщенность восприятия позволяет не только классифицировать и узнавать предметы и явления, но и предсказывать некоторые свойства, непосредственно не воспринимаютсяя.

Следующей свойством восприятия является его осмысленность. Осмысленность предполагает осознание объекта восприятия. Хотя восприятие возникает при непосредственном воздействии раздражителя на органы чувств, перцептивные образ зи всегда имеют определенное смысловое значение. Благодаря осмысленности становится возможным целенаправленное использование предметов. Осмысленность достигается в процессе понимания сущности предметов, т.е. процесс восприятия я осложняется мыслительной деятельностью. Связь мышления и восприятия прежде всего проявляется в том, что сознательно воспринимать предмет означает мысленно называть его, т.е. отнести к определенной группе, классу, связать его с определенным понятием. Даже при восприятии незнакомого предмета мы пытаемся установить в нем сходство с другими предметами. Таким образом, восприятие не определяется просто набором под разникив, влияющие на органы чувств, а представляет собой постоянный поиск наилучшего толкования имеющихся даных даних.

Процесс осмысления информации представлено следующими этапами. На первом этапе процесса восприятия происходит выделение комплекса стимулов из потока информации и принятие решения о том, что они принадлежали ать до одного и того же объекта. На втором этапе происходит поиск в памяти аналогичного или близкого по составу ощущение комплекса признаков, по которым можно идентифицировать объект. На третьем этапе происходит отнесение объекта восприятия к определенной категории с последующим поиском дополнительных признаков, подтверждающих или отрицающих правильность принятого решения. И наконец, на четвертом этапе ф ормуеться окончательный вывод о том, что это за объект, с приписыванием ему еще не воспринятых свойств, характерных для объектов одного с ним класса. Таким образом, восприятие - это в значительной степени ин ктуальний об этомроцес.

Восприятие - сложный процесс, который обусловливается не только объективными, но и субъективными факторами. Воспринимает не само по себе глаз или ухо, а конкретный человек. Зависимость восприятия от содержания психической в жизни человека, от особенностей его личности, от его индивидуального опыта называется апперцепция. При восприятии предметов из окружающей среды человек пытается отыскать субъективные ет. Алон, к которым можно было бы отнести эти предметы. Другими словами, в ходе восприятия активизируются следы прошлого опыта. Кроме этого, в восприятии оказываются желания, интересы, мотивы, чувства человека т а ее отношение к предмету восприятия. Поэтому одни и те же предметы воспринимаются разными людьми по-разномуізному.

Примером проявления апперцепция является восприятие одного и того же человека представителями различных профессий: филолог обратит внимание на произношение, фотограф-на внешность по поводу фотогеничности, врач заметит озна аки определенного заболевания, модельер обратит рагу на правильность пропорций фигур.

Понятие о восприятии

Восприятие (перцепция) - это отражение в сознании человека предметов, явлений, целостных ситуаций объективного мира при их непосредственном воздействии на органы чувств. В отличие от ощущений в процессах восприятия (ситуации, человека) формируется целостный образ предмета, который называется перцептивным образом. Образ восприятия не сводится к простой сумме ощущений, хотя и включает их в свой состав.

Восприятие зависит не только от раздражения, но и самого воспринимающего субъекта. Зависимость восприятия от содержания психической жизни человека, от особенностей его личности носит название апперцепции. Восприятие – активный процесс, использующий информацию, чтобы выдвигать и проверять гипотезы. Характер гипотез определяется содержанием прошлого опыта личности. Чем богаче опыт человека, чем больше у него знаний, тем ярче и насыщеннее его восприятие, тем больше он видит и слышит.

Содержание восприятия определяется также поставленной задачей и мотивами деятельности. Например, слушая в исполнении оркестра музыкальное произведение, мы воспринимаем музыку в целом, не выделяя звучание отдельных инструментов. Только поставив цель выделить звук какого-либо инструмента, это удается сделать. Существенным фактом, влияющим на содержание восприятия, является установка субъекта, т. е. готовность воспринять что-то определенным образом. Кроме того, на процесс и содержание восприятия оказывают воздействие эмоции.

В зависимости от того, какой анализатор является ведущим, выделяют зрительное, слуховое, осязательное, вкусовое и обонятельное восприятия. Восприятие окружающего мира, как правило, комплексно: оно представляет собой результат совместной деятельности различных органов чувств. В зависимости от объекта восприятия различают восприятие пространства, движения и времени.

Восприятие, как и ощущение, - рефлекторный процесс. И.П. Павлов показал, что в основе восприятия лежат условные рефлексы, временные нервные связи, образующиеся в коре больших полушарий головного мозга при воздействии на рецепторы предметов или явлений окружающего мира. Последние выступают в качестве комплексных раздражителей. В ядрах корковых отделов анализаторов осуществляется сложный анализ и синтез этих комплексных раздражений. «…В гармонии с беспрерывно и многообразно колеблющейся природой агенты в качестве условных раздражителей то выделялись полушариями для организма в виде крайне мелких элементов (анализировались), то сливались в многоразличные комплексы (синтезировались)». Анализ обеспечивает выделение объекта восприятия из общего фона. На основе анализа осуществляется синтез всех свойств объекта восприятия в целостный образ.



По сравнению с ощущениями восприятие более высокая форма аналитико-синтетической деятельности мозга. Так, незнакомая иностранная речь воспринимается как сплошной звуковой поток. Для осмысленного восприятия речи, т. е. ее понимания, необходимо расчленить речь на отдельные фразы, слова с их значениями.

В основе восприятия лежат два вида нервных связей: связи, образуемые в пределах одного анализатора, и межанализаторные связи. Первый случай наблюдается при воздействии на организм комплексного раздражителя одной модальности. Таким раздражителем может быть мелодия, представляющая собой своеобразное сочетание отдельных звуков, воздействующих на слуховой ана­лизатор. Весь этот комплекс действует как один сложный раздражитель. При этом нервные связи образуются не только на сами раздражители, но и на их отношение – временное пространственное и пр. (так называемый рефлекс на отношение). В результате в коре больших полушарий происходит процесс интегрирования, сложный синтез.

1.1 Физиологические основы восприятия

В основе восприятия лежит более сложная, чем при ощущении, аналитико-синтетическая работа центральных отделов анализаторов и их комплексное взаимодействие. В случае действия сложного, но одномодального раздражителя нервные связи возникают в пределах одного анализатора. Примером такого раздражителя может служить мелодия, представляющая собой сочетание отдельных звуков. Нервные связи при этом возникают не только на сами отдельные звуки, но и на их соотношения. Песня или ария воспринимается как знакомые не зависимо от вокальных особенностей исполнителя, если верно сохранены гармонические отношения между звуками.

При действии многомодального раздражителя временные нервные связи образуются между различными анализаторами. Например, образ котлеты формируется через взаимодействие вкусовых, зрительных, обонятельных и кинестетических анализаторов. И.М. Сеченов писал: «У человека к таким ассоциациям ощущений очень часто присоединяется и слуховой образ слова, которым обозначается данный предмет». 1

Особое значение при восприятии имеют двигательные ощущения (кинестезии). Они сопутствуют практически всем видам восприятия. С их помощью производится выделение наблюдаемого объекта из окружающей среды. Так, зрительное восприятие всегда сопровождается макро- и микродвижениями глаз. Многочисленные исследования показали, что если бы глаза были абсолютно неподвижны, то мир воспринимался бы как некое расплывчатое световое пятно, а не многообразная совокупность предметов. Слуховое и обонятельное восприятия сопровождаются локализацией раздражителя путем наивыгоднейшего поворота соответствующего анализатора к источнику звука или запаха. Осязание определяется слаженностью работы тактильных, температурных и двигательных (а иногда и болевых) анализаторов, формирование вкусового образа немыслимо без движений языка. Как отмечал И.М. Сеченов, в процессе приобретения опыта сенсорный и двигательный аппараты соединяется в единую воспринимающую систему. 2

1.2 Классификация восприятий

Как и ощущения, восприятия можно сгруппировать по модальностям. Хотя в отличие от ощущений перцептивные образы обычно полимодальны, комплексны, все-таки ведущую модальность или ведущий анализатор, определить возможно. Поэтому традиционно выделяют следующие виды восприятия:

Зрительные;

Слуховые;

Осязательные;

Вкусовые;

Обонятельные;

Кинестетические (двигательные).

Естественно по этим же модальностям различаются и перцептивные образы.

Необходимо заметить, что в последнее время высказываются сомнения в правомочности данной классификации, поскольку хеморецепция и основанные на ней вкусовые и обонятельные восприятия не дают представления ни о пространственных, ни о временных параметрах воспринимаемых объектов, без которых целостного представления о них сформировать невозможно. Но именно уровень представлений, то есть вторичных образов памяти, обеспечивает человеку накопление перцептивного опыта и, благодаря ему повышения вероятности биологического (как организм) и социального (как личность) выживания человека. Однако данные нейропсихологии говорят о том, что в коре головного мозга людей третичные (париетальные, пристеночные) зоны, обеспечивающие репрезентативный (представительный) уровень познавательных процессов формируются только на базе трех вторичных (перцептивных) модальностных зон: окципитальной (зрительной), темпоральной (слуховой) и постцентральной (соматосенсорной, или кинестетической). Сказанное позволяет согласиться с мнением, что необходимо выделять по модальности только три вида перцептивных чувств: филогенетически первичное гаптическое (кинестетическое) чувсто, отражающее единое пространственно-временное свойство – движение; два позднейших более сложных вида перцептивных чувств – зрение (симультанно-пространственное) и слух (сукцессивно-временное). Таким образом, существует от восьми до двух десятков (по разным классификациям) видов сенсорных чувств и три вида перцептивных чувств. 1

По уровню психической активации различают два уровня восприятия:

Произвольное (преднамеренное);

Непроизвольное (непреднамеренное).

По скорости процесса формирования перцептивного образа и емкости единиц восприятия различают две формы восприятия:

Сукцессивное (развернутое, последовательное);

Симультанное (свернутое, одномоментное).

По положению объекта восприятия, а следовательно, по направленности различают два рода восприятия:

Внешнее (объективное);

Внутреннее (самовосприятие).

В основе еще одной классификации восприятий лежит различие в условиях существования материи: пространство, время и движение. Соответственно выделяют три типа восприятия:

Пространства;

Времени;

Движения.

Суть первой классификации аналогична существу классификации ощущений по критерию «модальность» и отражает качественный (информационный) аспект восприятий. Однако, как показано чуть выше, построить классификацию восприятий по аналогии с классификацией ощущений по критерию модальности довольно непросто, поскольку эти процессы принципиально отличны друг от друга по уровню своей организации.

Показатель произвольности – непроизвольности отражает энергетический аспект восприятия и характеризует его по источнику инициативы возникновения и поддержания процесса. Если восприятие какого-либо объекта производится по воле субъекта, организовано специально с намерением отследить этот объект, то такое восприятие – произвольное, а иногда и говорят о его целенаправленности, так как произвольность и преднамеренность, как правило, предполагают постановку цели, ради которой это восприятие организовано. Восприятие, инициированное объектом, производимое субъектом без сознательной цели проследить за ним, называется непроизвольным.

Третья классификация отражает преимущественно временной аспект перцептивного процесса. Сукцессивное восприятие происходит при наблюдении: 1) незнакомых; 2) сложных или 3) очень больших объектов. Построение образа идет через последовательное ознакомление с частями и деталями предмета и их постепенным суммированием, объединением в целое. Время формирования образа может измеряться от долей секунды до десятков секунд и минут.

Примеры сложных объектов: технические чертежи, схемы, многофигурные картины и тому подобное. Для создания общего представления о них необходимо рассмотреть все детали, соотнести их друг с другом, наконец, понять смысл изображенного на чертеже или картине. Только после этого мы получим полный образ воспринимаемого объекта.

Большие объекты – это те, пространственно-временные параметры которых превосходят возможности наших органов чувств. Даже несложная малофигурная, но большая по площади картина с малого расстояния не может быть воспринята целиком. В этом случае требуется двигаться взглядом по всей е поверхности (сканировать, от английского scan – поле зрения) значительно время, прежде чем получим общее представление о ней. Как известно, «лицом к лицу лица не увидать, большое видится на расстоянии». Именно поэтому герой известной басни И.А. Крылова «слона-то и не приметил».

Симультанное восприятие дано человеку не от рождения, а приходит с накоплением перцептивного опыта. Хорошо это иллюстрируется прогрессом в чтении. Вначале мы знакомимся с элементами букв. Потом из них складываем буквы и учимся воспринимать буквы целиком. Следующий этап – схватывание слогов и целиком слов. Далее – целых словосочетаний и строк. Некоторые люди способны читать абзацами и даже страницами (скорочтение). Здесь мы видим, как происходит укрупнение порций перцептивной информации, одномоментно схватываемых как целостное образование и именуемых обычно единицами восприятия: от элементов букв до страниц текста. Емкость единиц восприятия косвенно характеризует пространственный аспект восприятия. Чем крупнее эти единицы, то есть чем больший объем информации они содержат, тем быстрее создается образ воспринимаемого предмета. Процесс перебора и восприятия более мелких единиц, который был раньше ощутим, теперь укорачивается, занимает незаметные для нас мгновения и не осознается. Нам кажется, что мы восприняли эти знакомые объекты моментально.

Наглядный пример сукцессивности и симультанности восприятия: человек занимает очередь и хочет отойти. Людей до и после себя он с усилием пытается запомнить по отдельным приметам – рост, особенности лица, цвет волос, одежда, украшения и тому подобное. Но если за вами стоит знакомый человек, то нет нужды отмечать его приметы, его образ у вас представлен целиком даже независимо от того, в какой он одежде. В первом случае происходит процесс сукцессивного восприятия, во втором – симультанного. Сукцессивность базируется на двигательной, моторной основе. Симультанность – на нейронной.

Деление на внешнее и внутреннее восприятия основано на делении всего множества подлежащих восприятию объектов на два подмножества: объекты внешнего (объективного) мира и объекты внутреннего (субъективного) мира. Первая группа представлена предметами и явлениями внешней физической и социальной среды субъекта. Вторая группа включает собственные психические явления субъекта и их проявление в его поведении. Это его образы, мысли, чувства, отношения, состояния, мнения, интересы и тому подобное, а также их объективное выражение в движениях и высказываниях. Отражение этих явлений самой психикой называется рефлексией, которая может осуществляться на всех уровнях и во всех видах психической деятельности, включая восприятие. Иначе говоря, восприятие самого себя (включая иногда и отслеживание процессов и состояний организма) есть восприятие своего «Я» (и психического, и физического), или самовосприятие, а восприятие всего остального («не – Я») есть внешнее восприятие. Соответственно такому делению восприятия в психологии выработаны исследовательские методы самонаблюдения и внешнего (объективного) наблюдения. При этом, когда самонаблюдению подлежит только психическая сфера субъекта без охвата ее телесной основы (организма), то точнее говорить о методе интроспекции.

Последняя классификация предопределена тем фактом, что любой объект реальности (как объективной, так и субъективной) существует в пространстве, времени и движении. Поэтому каждый объект обладает соответствующими показателями, отражаемыми нашим восприятием. Специфика этих условий существования всех объектов восприятия определяет и специфику самого процесса их перцептивного отражения.


Его личных установок. Глава II. Экспериментальные исследования механизмов достижения младшими школьниками катарсиса в музыке. II.1 Цель и методика констатирующего эксперимента. Целью констатирующего эксперимента является выявление уровня сформированности музыкального восприятия у детей младшего школьного возраста. Для реализации данной цели были подобраны следующие методики: 1. «Открой себя...

Происходит формирование стереотипов сознания, представления о своей, о других социальных группах, отличных от собственной по ряду каких-либо критериев. Механизмы формирования социальных стереотипов Стереотипы являются продуктом нормальных, психологических процессов, которые естественным и неизбежным образом ведут к их формированию и сохранению. Следовательно, чтобы понять, как стереотипы...

Не просто воспринимают друг друга, они формируют определенное отношение друг к другу. Механизм образования различных эмоциональных отношений к воспринимаемому называется аттракция. Аттракция (от лат. attrahere - привлекать, притягивать) - понятие, обозначающее возникновение при восприятии человека человеком привлекательности одного из них для другого. Формирование привязанности возникает у...

Страница 3 из 10

Физиологические основы восприятия.

Восприятие, как и ощущение, - рефлекторный физиологический процесс. И.П. Павлов показал, что в основе восприятия лежат условные рефлексы, временные нервные связи, образующиеся в коре больших полушарий головного мозга при воздействии на рецепторы предметов или явлений окружающего мира. Последние выступают в качестве комплексных раздражителей. В ядрах корковых отделов анализаторов осуществляется сложный анализ и синтез этих комплексных раздражений. Анализ обеспечивает выделение объекта восприятия из фона. На основе анализа осуществляется синтез всех свойств объекта восприятия в целостный образ.

По сравнению с ощущениями восприятие более высокая форма аналитико-синтетической деятельности мозга. Без анализа невозможно осмысленное восприятие. Так, незнакомая иностранная речь воспринимается как сплошной звуковой поток. Для осмысленного восприятия речи, т. е. ее понимания, необходимо расчленить речь на отдельные фразы, слова с их значениями. В то же время в процессе восприятия речи одновременно с анализом имеет место и синтез, благодаря чему мы воспринимаем не отдельные разрозненные звуки, а слова и фразы. Основу синтеза составляет процесс установления временных нервных связей.

В основе восприятия лежат два вида нервных связей : связи, образуемые в пределах одного анализатора, и межанализаторные связи. Первый случай наблюдается при воздействии на организм комплексного раздражителя одной модальности. Таким раздражителем может быть мелодия, представляющая собой своеобразное сочетание отдельных звуков, воздействующих на слуховой анализатор. Весь этот комплекс действует как один сложный раздражитель. При этом нервные связи образуются не только на сами раздражители, но и на их отношение - временное, пространственное и другие (так называемый рефлекс на отношение). В результате в коре больших полушарий происходит процесс интегрирования, сложный синтез.

Другой вид нервных связей, образующихся при воздействии комплексного раздражителя, - это связи в пределах разных анализаторов. И.М. Сеченов объяснял восприятие предмета или пространства ассоциацией зрительных, кинестезических, осязательных и других ощущений. К этим ассоциациям у человека обязательно присоединяется и слуховой образ слова, которым обозначается данный предмет или пространственное отношение.

В акте зрения при восприятии величины предметов, их удаленности и т.д. всегда ассоциируются чисто зрительные ощущения с мышечными. Некоторое нарушение этих связей путем усиления или ослабления глазных мышц можно вызвать действием определенных лекарственных веществ. При этом наблюдается макрония (кажущееся увеличение предметов) или микрония (кажущееся уменьшение предметов).

Временные нервные связи, лежащие в основе восприятия, складываются на основе объективных связей свойств предметов и явлений внешнего мира.

Благодаря связям, образующимся между анализаторами, мы отражаем в восприятии и такие свойства предметов или явлений, для которых нет специально приспособленных анализаторов (например, величина предмета, удельный вес). Поэтому в восприятии мы глубже познаем мир, чем в ощущениях.

Таким образом, в основе сложного процесса построения образа лежат системы внутрианализаторных и межанализаторных связей, обеспечивающих наилучшие условия выделения раздражителей и учет взаимодействия свойств предмета как сложного целого.