Отличительным свойством субъекта становится наличие у него цели - предполагаемого результата. Что касается субъекта социальной работы, то он также не является однородным, а распадается на три уровня. Действительно, непосредственную работу с клиентами осуществляют социальные работники, но все они принадлежат к тем или иным организациям, специализирующимся на оказании помощи нуждающимся (или агентствам), которые основывают свою деятельность на законах, принимаемых государством.

Главным субъектом социальной работы являются, разумеется, не организации, не объединения, а люди, занимающиеся социальной работой профессионально или на общественных началах. Профессиональных работников не так много. В России в результате принятых в последние годы мер подготовлено несколько десятков тысяч профессиональных социальных работников. Основная нагрузка по социальному обслуживанию нуждающихся падает на плечи непрофессиональных работников, не имеющих специального диплома и занимающихся социальной работой в силу сложившихся обстоятельств. Нет сведений о том, сколько граждан России занимается социальной работой на общественных началах.

Говоря о субъекте социальной работы, важно иметь в виду еще одно обстоятельство. Среди них есть те, кто в основном занимается организацией социальной работы (их можно назвать организаторами или управленцами), а есть те, кто непосредственно оказывает социальную помощь. Их условно можно назвать практическими социальными работниками.

Классификация субъектов социальной работы выглядит следующим образом:

1. Организации, учреждения, социальные институты общества; к ним относятся: во-первых, государство со своими структурами в лице законодательной, исполнительной и судебной властей разного уровня. В этой структуре особую роль играет Министерство здравоохранения и социального развития, а также исполнительные органы управления социальной работой на региональном уровне (органы социальной защиты краев, областей, республик, автономных образований), городов, местных администраций; во-вторых, различного рода социальные службы: территориальные центры социальной помощи семье и детям; социально-реабилитационные центры для несовершеннолетних; центры помощи детям, оставшимся без попечения родителей; реабилитационные центры для детей и подростков; центры психологической помощи населению; центры экстренной психологической помощи по телефону и др.; в-третьих, администрации государственных предприятий, организаций, учреждений, вузов и т.д. и их подразделения.

2. Общественные, благотворительные и другие организации и учреждения: профсоюзы, отделения Детского фонда, общества Красного Креста, частные социальные службы, организации и т.д . Негосударственными благотворительными организациями в России являются, в частности, Московский Дом милосердия, благотворительные фонды «Сопричастность», «Душа человека», «Метрополь» (г. Москва), Ассоциация помощи беженцам (Санкт-Петербург), «Алтай-СПИД» и др. Сегодня в России благотворительная деятельность осуществляется в соответствии с Федеральным законом «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях», который обеспечивает правовое регулирование этой деятельности, гарантирует поддержку ее участникам, создает правовые основы для развития деятельности благотворительных организаций, в, частности установление налоговых льгот.


3. Люди, занимающиеся практической социальной работой профессионально или на общественных началах . Фактически они являются представителями двух указанных субъектов социальной работы. При этом их можно разделить на две группы: организаторы-управленцы и исполнители, практические социальные работники, оказывающие непосредственную помощь, поддержку, обеспечивающие социальную защиту клиентов, представителей уже рассмотренных нами объектов социальной работы. Социальные работники - это особая группа, поскольку они должны обладать определенными профессиональными и духовно-нравственными качествами. По некоторым данным, в мире насчитывается около 500 тыс. профессиональных социальных работников. Много дипломированных специалистов появилось в последние годы в России. Недипломированных, но профессионально занимающихся социальной работой специалистов значительно больше, особенно в тех странах (в том числе и в России), в которых относительно недавно введена новая профессия - «социальный работник». Точных данных о том, сколько людей занимаются социальной работой на общественных началах, нет, но их число велико (принято считать, что один социальный работник обслуживает 10-15 человек).

4. Преподаватели, а также те, кто способствует закреплению знаний, навыков, умений: руководители студенческой практики, наставники, практические социальные работники и другие работники , способствующие прохождению практики студентов (слушателей) в различных организациях, учреждениях, предприятиях социальной сферы.

5. Исследователи социальной работы: научные работники анализируют состояние социальной работы, используя различные методы, разрабатывают научные программы, фиксируют существующие и зарождающиеся тенденции в этой области, публикуют научные отчеты, книги, статьи по проблематике социальной работы. Большую роль в этом процессе играют кафедры ведущих вузов страны, лаборатории, научные учреждения, диссертационные советы по защите докторских и кандидатских диссертаций в области социальной проблематики. В России практически уже создано несколько исследовательских школ социальной работы: философская, социологическая, психологическая и др. Их представители, разрабатывая проблематику социальной работы, уделяют особое значение отдельным ее направлениям


СОДЕРЖАНИЕ

Введение …………………………………………………………………………………………………… 2

ОСНОВНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА СУБЪЕКТОВ И ОБЪЕКТОВ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ.

3/ целенаправленное влияние на формирование и реализа-цию социально -экономической политики на всех уровнях – от муниципального до федерального с целью обеспечить социально здоровую среду жизнедеятельности человека , создать систему поддержки людей.

Среди мер в области поддержки и защиты нетрудоспособных и малообеспеченных слоев населения предполагается улучшение пенсионного обеспечения / индексация в зависимости от роста цен на потребительские товары/, увеличение помощи семьям с детьми, малообеспеченным, инвалидам. Большое место отводилось социальному обслуживанию населения. В 1995 году выходит целый пакет Федеральных Законов:

«О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов»/май/,»Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации»/апрель/, Федеральный Закон «О ветеранах» /декабрь/, Федеральный закон «Об улучшении пенсионного обеспечения участников ВОВ и вдов военнослужащих, погибших в ВОВ, получающих пенсию по Закону «О государственных пенсиях в РСФСР»/май/, Федеральный закон «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей» /май/. Они стали основой законодательной базы в сфере социального обслуживания. В постановлении Правительства Российской Федерации от 25 ноября 1995года был утвержден перечень гарантированных государством социальных услуг, которые предоставляются гражданам пожилого возраста и инвалидам государственными и муниципальными учреждениями социального обслуживания. Среди них такие виды помощи, как материально-бытовые, санитарно-гигиенические, социально-медицинские, консультативные, социально-патронажные на дому и др.

Государство создало структуру субъектов, определилось с объектами обязательной помощи и ассортименте услуг, которые оно гарантировало данной категории нуждающихся.

С принятием концепции развития социального обслужи-вания населения в Российской Федерации 4 августа 1993года, по сути дела, произошел отход от принципов социального обеспечения и переход к системе социальной защиты, принятой в европейских странах. В ее основу была положена забота государства , «включающая как устранение причин, препятствующих человеку , семье, группам людей достичь оптимального уровня благосос-тояния, так и организацию индивидуальной помощи людям, попавшим в трудную жизненную ситуацию».

1 - Encyclopedia of Social work . 19 th Edition. 1995

NASW PRESS p.2266

2 – Linderman “ Social work Natures in a Confuseol World”-

N.-Y.,1947.,p.51

Должность социального работника введена в 1991 году. В квалификационном справочнике он наделяется разнообразными должностными обязанностями: выявляет в микрорайонах семьи и отдельных лиц, нуждающихся в социально- медицинской, юридической, психолого-педагогической, материальной и иной помощи, охране нравственного, физического и психического здоровья; устанавливает причины возникших у них трудностей, конфликтных ситуаций, в т.ч. по месту работы, учебы, оказывает им содействие в их разрешении и социальную защиту; содействует интеграции деятельности различных государственных и общественных организаций и учреждений по оказанию необходимой социально-экономической помощи населению;проводит психолого-педагогические и юридические консультации по вопросам семьи и брака, воспитательную работу с несовершеннолетними детьми с ассоциативным поведением; выявляет и оказывает содействие детям и взрослым, нуждающимся в опеке и попечительстве, получении материальной, социально-бытовой и иной помощи и многое другое.

Общественная значимость социальных работников и потребность в них резко возросли из-за изменений, происходящих в семье, демографических процессах.

Охарактеризуем ряд факторов, которые порождают или усиливают нашу сегодняшнюю разобщенность.

Фактор «личной автономии».

Так как же вернуть людей к полноценному общению?

Среди мер, противостоящих «факторам разобщения» , свое место найдут, очевидно, и специально психологи-ческие методы работы с людьми.

Чтобы справиться с «синдромом дискоммуникации», нужна хорошо поставленная, разветвленная психологи-ческая служба. Она должна защитить пожилого человека от давления факторов урбанизации, массовой коммуникации и информационного взрыва. Первые шаги в нашей стране уже сделаны. Их цель- вернуть людям свежесть восприятия других и самовосприятия, погрузить в исключительно разнообразный внутренний мир, помочь разговориться в атмосфере духовности.

Общение- неотъемлемая часть практически каждого из видов профессиональной деятельности людей. Особенно это касается профессий, представители которых постоянно находятся в непосредственном контакте с людьми, во взаимодействии и общении с ними. Это работники культуры, образования, здравоохранения, социальной сферы и т.д..

Большое значение в процессе общения имеет умение проявлять интерес к собеседнику,заряжать его своим оптимизмом, бодростью, внушать ему веру в свои силы.

Необходимо отметить, что рассматривая общение как средство от одиночества пожилых людей, следует помнить, что оно не может быть универсальным, подходящим всем и всегда. Необходим учет социальных, образовательных и других факторов.

Широкое распространение в последние годы, в том числе и в России, получили клубы общения, где с помощью тренингов социальных навыков обучаются люди, страдающие от одиночества.

Следующим фактором профилактики одиночества является удовлетворение потребности человека в уедине-нии. Уединении не прекращает общения, но лишь концентрирует человека на наиболее важных, обогащающего его духовных формах общения. В уединении наиболее полно и глубоко можно постичь смысл классических произведений искусства, раскрывается красота природы. Но между уединением и одиночеством больше различия, чем сходства и путать их нельзя.

Социальные работники оперируют системным, социологическим подходом к рассматриваемой проблеме.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Социальная деятельность в России, как и в других странах, служит благородным целям – обеспечить удовлетворение потребностей населения, особенно социально уязвимых его слоев, создать более благоприятную атмосферу для достойной поддержки их возможностей.

Социальная работа играет огромную роль в помощи одиноким пожилым людям. Изучение показало, что в терапии одиночества нужно учитывать многообразие факторов, ведущих к одиночеству,этому должно соответствовать и многообразие стратегий вмешательства; помощь одиноким людям должна состоять в изменении ситуации, а не личности человека.

Для того, чтобы работа субъектов социальной деятельности была более целенаправленной и эффективной нужно иметь четкое представление о проблемах различных социально уязвимых категорий населения. А для этого в каждом районе необходимо регулярно проводить социологи-ческие исследования проблем. Для систематизации инфор-мации создать единый банк данных по району.

Понимая необходимость совершенствования системы социального обслуживания и в то же время ограниченные финансовые возможности, можно поставить две задачи – изыскание дополнительных средств на оказание социальной помощи и внедрение новых форм и методов обслуживания.

Безусловно, для улучшения социальной работы необходимо укрепить материально- техническую базу социальных служб.

ИСПОЛЬЗОВАННАЯ ЛИТЕРАТУРА.

1. Конституция Российской Федерации –М.,Юридическая

Литература,1996г.


  1. Федеральный Закон РФ от 02.08.95г. №122-ФЗ
« О социальном обслуживании граждан пожилого

Возраста»


  1. Федеральный Закон РФ от 24.11.95г. №181-ФЗ
« О социальной защите инвалидов в Российской

Федерации»


  1. Федеральный Закон РФ от 10.12.95г. №195-ФЗ
« Об основах социального обслуживания населения

В Российской Федерации»


  1. Комплексная программа мер социальной защиты
населения жителей Москвы на 1999г.- М.,1999г.

6. Сборник нормативных и инструктивных документов по

Вопросам деятельности ЦСО в г.Москве – М.,1998,Агар

7.Сборник нормативных актов по социальной защите

Граждан России – М.,1995,Брандес

8. Теория м методика социальной работы – М.,1995,под

Ред.В.И.Жукова,Аспект –Пресс

9. «Деньги и благотворительность» - М.,1995,№4,Наука

10. «Исторический опыт социальной работы в Росси»-

11. «Работник социальной службы» – М.,1997,№2

12. Российская энциклопедия социальной работы-

М.,1997,ИСР,под ред. А.М.Панова и Е.И.Холостовой

13. «Социальная защита» - М.,1998,№11

14. «Третий сектор» – М.,1995,№6

15. Уход за престарелыми на дому – М.,1998,Сострадание

Традиционно социальная сфера рассматривается как пространство социальной работы. И это имеет свои основания. В данной главе, не снимая вопроса о характеристике ее как указанного пространства, автор пытается рассмотреть социальную сферу в качестве объекта социальной работы. При этом сразу нужно оговориться, что аспекты социальной сферы тесно взаимосвязаны, пересекаются, хотя, на наш взгляд, не тождественны.

При разграничении (дифференциации) объектов социальной работы следует исходить из широкого толкования объекта. То есть объект берется во всем его объеме, он интерпретируется с общенаучной, философской и предметно-социологической точек зрения. В этом смысле объект рассматривается, во-первых, как философская категория, обозначающая объективную реальность, внешний мир, существующий вне нашего сознания и независимо от человека; во-вторых, как предмет, явление, на которые направлена человеческая деятельность; в-третьих, как предприятие, учреждение, место деятельности, нахождения .

Поскольку социальная работа - это такая отрасль знания, в которой значительное место занимает эмпирический, прикладной компонент, то важным является толкование объекта с точки зрения социологического исследования как носителя той или иной социальной проблемы, как конкретной области социальной реальности, сферы деятельности субъекта общественной жизни.

С учетом сказанного определяются группы объектов социальной работы.

К первой группе относятся группы населения, которые оказались в сложной жизненной ситуации. Их характеристика с учетом возможной классификации (по состоянию здоровья, службы и труда в экстремальных социальных условиях, формам и видам девиантного поведения и т. д.) дается в ряде работ автора .

Ко второй группе объектов социальной работы относятся все население, все его группы и слои. Надо иметь в виду, что каждый человек в любое время, в любой период своей жизни нуждается в полном удовлетворении своих потребностей и интересов. При этом в каждой сфере его жизнедеятельности они могут удовлетворяться неравномерно. Богатый нуждается в сохранении и укреплении здоровья, в более спокойной обстановке, без стрессов. Здоровый может быть бедным и не иметь возможности реализовать свои многообразные здоровые установки. В любой семье могут обостриться межсупружеские или родительско-детские отношения. Всегда в защите нуждаются дети, подростки, старики. Особенно это характерно для условий кризисного состояния общества. Таким образом, каждый человек нуждается в той или иной степени в поддержке, помощи, защите.

Жизнедеятельность всех слоев и групп населения зависит от условий, которые в значительной мере предопределены уровнем развития общества, состоянием социальной сферы, содержанием социальной политики, возможностями ее реализации. Поэтому с полным основанием можно (и нужно) к объекту социальной работы отнести сферы жизнедеятельности человека, группы, слоя, общности. Имея в виду первую группу объектов социальной работы, мы ее интерпретируем в узком смысле слова. Во втором и особенно в третьем случаях она понимается в широком смысле - как не только решение повседневных проблем, но и предотвращение острых социальных проблем в глобальном масштабе (безработица, нищета, различные социальные заболевания, наиболее острые формы девиантного поведения, проблемы социализации человека, групп, общностей).

При характеристике сфер жизнедеятельности как элементов общества важно учитывать понимание человеческого общества и в широком, и в узком смысле.

Естественно, все сферы общественной жизни тесно взаимосвязаны между собой, пронизывают, проникают друг в друга. Их вычленение в определенном смысле является условным, в то же время оправданным и полезным, поскольку позволяет более наглядно, рельефно представить их сущность и особенности. В этом плане социальная сфера является уникальной, именно она представляет собой сплав, органическое соединение, сочетание, единство социальных аспектов всех сфер общественной жизни. Именно поэтому в контексте темы нас интересуют в первую очередь сущность, содержание и особенности социальной сферы как важнейшего объекта социальной работы.

Причины актуализации состояния и развития социальной сферы в современных условиях весьма разнообразны. В их числе можно выделить факторы как глобального, фундаментального, так и частного, можно сказать страноведческого, характера.

Прежде всего это уровень развития человеческого общества в целом. В XX в. и начавшемся XXI в. именно положение в обществе человека, удовлетворение его насущных потребностей и интересов выступают на первый план. Причинами этого являются достигнутый уровень общественного производства, развитие производительных сил, культуры, самого человека.

В то же время именно этот достигнутый уровень развития общества поставил чрезвычайно остро, как никогда ранее, вопросы взаимоотношения природы и общества, сохранения и оздоровления природной среды обитания человека; проблемы народонаселения в связи с исчерпаемостью природных ресурсов планеты, перераспределения (более справедливого) материальных и других ресурсов между континентами, группами стран, севером и югом, проблемы здоровья человека и другие проблемы выживания, безопасности людей.

Данная ситуация в каждой отдельной стране обусловливается, с одной стороны, теми проблемами, которые стоят перед человечеством в целом, а с другой - ситуацией, сложившейся в той или иной стране.

Социальная сфера - исключительно важная область жизнедеятельности человеческого общества, в которой реализуется социальная политика государства путем распределения материальных и духовных благ, обеспечения прогресса всех сторон общественной жизни, улучшения положения человека труда. Социальная сфера охватывает систему социальных, социально-экономических, социально-этнических отношений, связи общества и личности. В нее включается также совокупность социальных факторов жизнедеятельности общественных, социальных и других групп и личностей, условий их развития. Социальная сфера охватывает все пространство жизни человека - от условий его труда и быта, здоровья и досуга до социально-классовых и социально-этнических отношений. Содержанием социальной сферы являются отношения между социальными и другими группами, индивидами по поводу их положения, места и роли в обществе, образа и уклада жизни.

Структура социальной сферы включает следующие компоненты: а) социальная деятельность; б) социальная структура общества;

в) социальная инфраструктура; г) социальные отношения в собственном или узком смысле.

Поясним кратко содержание каждого из указанных компонентов.

В целом деятельность - это способ существования и развития социальной действительности, проявление социальной активности, целенаправленное отражение и преобразование окружающего мира. Основные черты деятельности - сознательность (целеполагание), продуктивность, общественный характер. С учетом этой характеристики социальная деятельность ориентирована на социальную сферу в целом, на реализацию социальных аспектов всех других видов деятельности. Частным проявлением ее выступает социальная работа, направленная на оказание помощи, социальной поддержки, на социальную защиту людей, создание нормальных условий для их жизнедеятельности.

Социальная структура общества как компонент социальной сферы (но не только ее) представляет собой совокупность устойчивых и упорядоченных связей между объективно существующими общественными классами, социальными и другими группами, слоями и общностями людей. Стоит подчеркнуть, что социальная структура отражает дифференциацию общества на группы, в той или иной мере социально отличающиеся друг от друга. В связи с этим и сущностью социальной работы важно вычленение тех групп и слоев населения, которые занимают особое положение в социальной структуре в силу той ситуации (инвалидность, пожилой возраст, болезнь, малообеспеченность и т. д.), в которой они оказались, той ситуации, которая требует применения самых разнообразных технологий социальной работы с ними.

Социальная инфраструктура как компонент социальной сферы представляет собой материально-вещественные элементы, обеспечивающие условия жизнедеятельности человека в обществе - в производственной, политической и духовной областях, в семье, быту. Это совокупность таких отраслей, как наука, образование, здравоохранение, торговля, общественное питание, бытовое обслуживание, жилищно-коммунальное хозяйство, транспорт, связь и т. д.

Социальные отношения в собственном смысле как компонент социальной сферы - это складывающиеся объективно отношения между людьми по поводу общественного положения, образа жизни людей, их групп и слоев, их равенства (социального) и неравенства в обществе, реализации принципов социальной справедливости, степени удовлетворения материальных, духовных и других потребностей людей, условий существования и развития личности, группы, класса. В конечном счете суть этого компонента социальной сферы можно конкретизировать как возможность (для каждого человека, группы, слоя) доступа к ценностям, благам и услугам, гарантии и права личности, условия труда человека, быта, досуга, здоровья, возможность определения выбора профессии и места жительства, участия в управлении, социального и профессионального продвижения и перемещения (мобильность).

Состояние и развитие социальной сферы на современном этапе человеческого общества связаны с процессом глобализации. Глобализация в нынешнем ее состоянии, с одной стороны, способствует развитию социальной сферы, а с другой - тормозит, препятствует ее развитию и функционированию, особенно в отдельных анклавах, представленных слаборазвитыми, развивающимися странами. Достаточно сказать, что в силу неэквивалентного обмена, «ножниц» цен и других причин соотношение разницы в доходах на душу населения в индустриальных и развивающихся странах составляет более 10. Три с лишним миллиарда человек живут ниже официально определенного ООН порога нищеты, имея ежедневный бюджет менее 2 долл. Жители России, к примеру, ныне в 40 раз беднее американцев. Порог нищеты в стране составляет 38 долл, в месяц, а в США - 1500.

Такое положение, естественно, бесконечно продолжаться не может. Именно стремление сохранить нынешнее положение в развитых странах за счет большинства населения мира и обусловливает неуемную агрессивность США и их союзников. События же сентября 2001 г. в США показывают, что примирения на существующей ныне экономической и социальной основе богатых и бедных стран не будет.

Вызывает тревогу состояние социальной сферы в современных условиях России. Состояние социальной сферы, жизненный уровень населения страны зависят от многих факторов, но прежде всего от степени развития экономики страны. А она в настоящее время социально (в интересах большинства населения) не сориентирована. Социальная сфера не имеет под собой должной экономической базы. Валовой внутренний продукт за 90-е гг. XX в. сократился почти вдвое. По объему годового производства ВВП в 1987 г. Россия занимала 5-е место среди ведущих стран (после США, Японии, Китая и Германии), в конце 90-х гг. - только 13-е место.

Резко снизилось потребление продуктов питания на душу населения. Подорвана продовольственная безопасность страны. По разным источникам, импорт продовольственных товаров составляет почти 40-50% (а в крупных городах еще выше) потребляемого продовольствия.

По разработанному экспертами ООН индексу, учитывающему не только уровень валового национального продукта на душу населения, но и продолжительность жизни, ее качество, уровень медицинского обслуживания и образования населения, Россия в середине 90-х гг. XX в. занимала в мировом сообществе 37-е место

(ниже Барбадоса, Уругвая, Тринидада и Тобаго, Багамских островов), а некоторые бывшие советские республики располагаются еще ниже. В начале XXI в. ситуация, к сожалению, коренным образом не изменилась.

Нынешнее российское государство не заботится о социальной инфраструктуре как важнейшей составяющей социальной сферы. Особенно это касается села. Не выделяются средства на строительство новых коммуникаций и зданий, на ремонт старых, закрываются школы и отделения связи в сельских районах, что противоречит закону (для этого необходимо согласие большинства жителей). Во многих селах закрыты магазины, людям негде покупать самое необходимое. Порой нет возможности вызвать «скорую помощь» из-за отсутствия телефонной связи (нет денег на ремонт). Фактически многие села и поселки вымирают.

На Севере, в отдаленных районах тысячи поселков и деревень остаются зимой без электричества, газа, медицинского обслуживания, автобусного сообщения.

По сравнению с бюджетом РСФСР в России в 1990-е гг. вкладывалось средств меньше: в медицину и физическую культуру - в 3,2 раза; в образование - в 3,5; культуру и искусство - в 4,1; в науку - в 6,2, в оборону - в 5,5 раза. Ситуация в корне не изменилась и в первом десятилетии XXI в.

  • покупательная способность национальной валюты (рубля). За 1975-1985 гг. инфляция составила 30%, за 1989-1999 гг. более 1 000 000% (абсолютный рекорд для мирного времени);
  • доступные цены на важнейшие товары и услуги: общественный транспорт в городе - 5 коп. (ныне 5-8 руб. и более); разговор из уличного таксофона - 2 коп. (сейчас 4 руб.); приличный обед в кафе - 1 руб. (ныне 50-70 руб.); баня - 20 коп. (50 руб.). По важнейшим товарам и услугам рост за последние 10 лет составил 20-50 раз;
  • элементарная социальная справедливость и стабильность. Максимальный разрыв в оплате труда составлял 5 раз (ныне - десятки и сотни раз);
  • социальные гарантии: покупательная способность зарплат, пенсий, пособий, стипендий (ныне она составляет, по официальным данным, 5-10%, фактически в 2-3 раза больше); защита детства и материнства; бесплатное жилье, возможность каждому лечиться и отды-хать, получать образование;
  • уверенность в завтрашнем дне: защита от безработицы, от произвола работодателя, безопасность на улице, дома, на транспорте, в лесу и т. д.; от банковских и других «пирамид» и т. д.; от социально опасных болезней . Названные показатели ухудшились и ухудшаются в связи с постигшими Россию летом 2010 г. природными катастрофами - пожарами. Кардинальное изменение положения, сложившегося в стране, зависит от многих факторов. Прежде всего необходимы меры по преодолению системного кризиса, развитию реальной экономики, изменению социальной политики в интересах большинства населения. На рубеже XX-XXI вв. особого внимания заслуживает вопрос о создании единого социального пространства в рамках СНГ, что могло бы в значительной мере способствовать развитию социальной сферы народов всех стран бывшего Советского Союза, упрочению социальной безопасности граждан стран СНГ. Создание единого социального пространства предполагает принятие ряда конкретных мер в социальной сфере. К этим мерам относятся: урегулирование проблем занятости работников на территории государств - членов Содружества; определение обоснованных пропорций между минимальной пенсией и заработной платой; определение основных параметров социального обеспечения; обеспечение гарантий компенсационных выплат наименее социально защищенным категориям населения, включая выплаты пенсий, заработанных гражданами одной страны СНГ в других странах Содружества; принятие согласованных мер по обеспечению адресной социальной помощи, пособий для малообеспеченных, источников их финансирования и благотворительности; выработка единого подхода к установлению на всей территории СНГ льгот и гарантий для инвалидов ВОВ, «афганцев» и т. п.; обеспечение социальных прав и гарантий военнослужащим (как находящимся на военной службе, так и закончившим ее) на всей территории бывшего Союза; координация и сближение систем национального хозяйственного и уголовного законодательства стран СНГ, унификация правовых норм и стандартов, что будет способствовать повышению эффективности борьбы за законность и правопорядок, обузданию преступности; ведение в действие единых норм и стандартов по защите окружающей среды, согласованных требований в сфере экологии (правовая помощь по гражданским и семейным правам, решение на паритетных началах правовых вопросов, затрагивающих интересы граждан различных государств бывшего СССР, решение проблем беженцев и др.) .

Реализация указанных мер, а также реализуемые правительством национальные проекты (по жилью, сельскому хозяйству, образованию и здравоохранению) могут позволить, будем надеяться, значительно улучшить состояние социальной сферы страны.

Единый объект социальной работы - социальную сферу - можно конкретизировать, выделяя его составные части. Это важно для понимания того, как, каким образом можно на них воздействовать, т. е. применять различные технологии.

Составные компоненты социальной сферы весьма разнообразны. Среди них важнейшими являются:

  • сфера производства, производственной и социальной инфраструктуры. Эта сфера включает среду, обстановку, процесс создания материальных и других благ; комплекс отраслей хозяйства, обслуживающих промышленное и сельскохозяйственное производство, а также население; материальновещественные элементы, обеспечивающие условия жизнедеятельности в обществе - в производственной, политической и духовной сферах, в семье и быту;
  • городские и сельские, а также промежуточные формы расселения. С точки зрения социальной политики и социальной работы в этой сфере жизнедеятельности людей важно учитывать размеры поселений, концентрацию в них населения, уровень развития производительных сил, виды производства (промышленное, сельскохозяйственное и др.), насыщенность объектами культурно-бытового назначения, благоустройство, развитие транспорта, средств связи и т. д.;
  • сфера здравоохранения - система государственных, частных и смешанных предприятий и учреждений, осуществляющих мероприятия по охране здоровья, предупреждению и лечению болезней и продлению жизни человека;
  • сфера образования, включающая все виды и формы обучения, подготовки и переподготовки кадров - начиная с детских садов и кончая высшими учебными заведениями, а также соответствующую инфраструктуру;
  • сфера науки - область жизнедеятельности, осуществляемая научно-исследовательскими институтами и лабораториями, научными центрами, конструкторскими бюро и другими учреждениями, коллективами и отдельными учеными и направленная на получение, обоснование и систематизацию объективных знаний о явлениях и процессах, протекающих в природе и обществе;
  • сфера культуры - включает предметные результаты деятельности людей (машины, сооружения, произведения искусства и т. д.), а также человеческие силы и способности, реализуемые в деятельности (знания, умения, навыки, уровень интеллекта, нравственного и эстетического развития, мировоззрение, способы и формы общения людей);
  • культурно-досуговая сфера - часть нерабочего времени, используемая для отдыха и развлечения (посещение учреждений культуры и массовых зрелищ, игры, танцы, чтение и т. д.), творческой и любительской деятельности, занятий физкультурой и спортом, а также вся инфраструктура организации отдыха и развлечений, творческой и любительской деятельности;
  • силовые структуры общества - включают армию, военный флот, пограничные части, милицию (полицию), ОМОН и другие силовые подразделения, осуществляющие защиту государства от внешних враждебных сил и оппозиции внутри страны. Сюда же включается, естественно, вся инфраструктура силовых подразделений, призванная обеспечить выполнение соответствующих функций силовых структур;
  • пенитенциарная система - исправительно-трудовые учреждения, в которых отбывают наказание люди, совершившие правонарушение или преступление, а также деятельность по осуществлению наказаний и исправлению (позитивной социализации) наказуемых;
  • социально-этническая среда - в широком смысле это общественно-политическая система в целом, в которой функционирует (действует, развивается) социально-этническая общность: общественное разделение труда, способ (способы) производства, совокупность общественных отношений и институтов, общественное сознание, культура данного общества (сообщества). В узком смысле социальноэтническая среда означает непосредственное окружение социально-этнической общности, группы, слоя, отдельных их представителей (семья, семейно-бытовые отношения, трудовые и поселенческие коллективы, разнообразные группы людей социального и социально-этнического характера);

сфера бытового обслуживания населения - часть сферы обслуживания, оказание непроизводственных и производственных услуг (ремонт жилья, химчистка вещей, пошив и ремонт одежды, обуви, автотехобслуживание, прокат, услуги бань, парикмахерских, прачечных, фотоателье, ремонт бытовой техники и т. д.) соответствующими учреждениями и предприятиями.

В каждой из этих сфер как объектов социальной работы с учетом их специфики решаются вопросы по созданию нормальных условий для труда и отдыха, оказания медицинской и другой помощи, поддержки, социальной защиты работающих в этих сферах людей, а также всех групп, слоев населения, прямо или косвенно связанных с этими сферами. В конечном счете речь идет о создании путем осуществления социальных мероприятий оптимальных условий для жизнедеятельности, позитивной социализации людей, их различных групп и слоев.

Таким образом, из представленной выше характеристики социальной сферы можно сделать обоснованный вывод о том, что она действительно является тем пространством, причем социальным, в котором осуществляется социальная работа во всех ее аспектах и направлениях. При этом социальное пространство интерпретируется и в широком, и в узком смысле. В широком смысле - это социально освоенная часть природного богатства как среды обитания людей, пространственно-территориальный аспект жизнедеятельности общества и предметного мира человека, характеристика социальной структуры общества с точки зрения «расположения» социальных групп и слоев, условий и возможностей для их развития. Элементами социального пространства выступают непосредственно окружающая природа, гражданское общество, государство, регионы, национальные и другие социально-этнические субъекты управления, трудовые и бытовые ассоциации. К социальному пространству можно отнести все, что непосредственно обеспечивает защиту социальных интересов человека, реализацию социальных потребностей граждан, мотивирует или блокирует раскрытие сущностных сил человека, социума. Поэтому очень важно сохранить природное пространство, обеспечивающее необходимое воспроизводство человечества.

В узком смысле социальное пространство означает сущностную характеристику условий и возможностей социального развития индивидов, групп, организаций, определяемую их местом в системе производственных отношений и производными факторами (образование, свободное время и т. д.).

Естественно, что эти две составные части социального пространства органически связаны между собой. Их содержание предопределяется уровнем развития человеческого общества в целом, этапом, на котором оно находится, состоянием конкретного общества в той или иной стране. Такое понимание социального пространства, определяемое содержанием социальной сферы, обусловливает интерпретацию социальной работы в широком и узком смысле, возможность и необходимость применяемых технологий для решения социальных проблем людей.

Рассматривая социальную сферу как объект социальной работы, мы имеем в виду ее понимание в широком плане. Исходя из этого в условиях глобализации важное место должен занимать не только анализ социальной защиты, поддержки и помощи населения применительно к отдельным группам (особенно к социально уязвимым), но прежде всего внедрение технологий социальной работы в различные сферы жизнедеятельности людей (сферы производства, здравоохранения, образования, культуры, городские и сельские формы расселения и т. д.).

Глобализация - это объективный процесс интернационализации, связанный с возникновением и необходимостью (хотим мы этого или нет) решения глобальных проблем современности (обеспечение прочного мира, недопущение термоядерной войны, сохранение природной среды, гарантированное обеспечение жителей Земли продовольствием, энергетическими ресурсами и т. д.), т. е. проблем, связанных с социальной защитой людей в глобализованном масштабе.

Таким образом, в теории социальной работы акцент делается не только на закономерности внутреннего характера (в рамках национально-государственных образований), о которых преимущественно речь идет в учебных пособиях, но и на закономерности, выходящие за рамки отдельных стран и народов. К их числу, в частности, можно отнести согласованность действий международных и региональных организаций, отдельных государств и народов (больших и малых) и их групп, соблюдение интересов каждого из них в положительном разрешении глобальных проблем, указанных выше, не за счет других, а в интересах всех. Тем самым в условиях глобализации объективно расширяются как объекты, так и субъекты социальной работы, они выходят за рамки национально-государственных образований.

Представляется, что в будущем (уже сейчас формируется такая тенденция, особенно в «социальных» государствах) все большее внимание будет уделяться реализации социальной работы, понимаемой в широком смысле - как деятельность по предупреждению, недопущению (хотя бы массовых) «социальных болезней» (безработица, наркомания, другие формы девиантного поведения), по социальной защите всех людей путем обеспечения энергетическими, продовольственными ресурсами и т. д. Таким образом, социальная работа должна носить в большей степени опережающий, упреждающий, профилактический характер.

В связи с этим все большее внимание должно уделяться не только клиентам (индивиды, группы, слои), но и нормальному развитию тех или иных сфер общественной жизни как объектам социальной работы.

Однако соотношение этих двух сторон единого процесса - социальной работы в широком и узком смысле - будет зависеть от состояния мира на Земле, от нормализации, гуманизации отношений между странами и народами, преобладания тех или иных (положительных или отрицательных) элементов в процессе глобализации.

Что касается России, то теория и практика социальной работы в значительной мере будут развиваться или, наоборот, тормозиться в зависимости от общественно-политических и социально-экономических изменений в обществе.

Теория социальной работы в нашей стране будет обогащаться за счет развития научной, учебной и практической деятельности не только в России, но и за счет теоретических и практических достижений в области социальной работы за рубежом.

В условиях преобладания положительных сторон глобализации социальная работа приобретет более четкий социальный, гуманистический характер.

Вероятно, со временем междисциплинарный характер социальной работы потеряет свою значимость в связи с более четким определением своих объектов и предметов. В то же время не исключается процесс обогащения теории социальной работы на базе развития близких ей научных и учебных дисциплин.

Социальная работа как наука и учебный процесс может занять одно из центральных мест в системе социальных дисциплин и социального образования.

  • См.: Краткий словарь современных понятий и терминов. 2-е изд. - М.: Республика, 1995. С. 285.
  • См.: Социальная работа: теория и практика. Учеб, пособие. - М.: ИНФРА-М,2001. С. 14-15; Павленок П.Д. Теория, история и методика социальной работы:Учеб, пособие. - М.: Дашков и К, 2003-2010 и др.
  • Можно согласиться с утверждением Г.И. Осадчей о том, что мерой развитостисоциальной сферы могут быть следующие социальные индикаторы: величинапрожиточного минимума; доля населения, находящаяся за порогом бедности;величина поляризации доходов (децильный коэффициент); число получающихобразование; перечень медицинских услуг, доступный всему населению; долябезработных в общей численности трудоспособного населения; средняя продолжительность жизни; детская смертность; рождаемость. (Осадчая Г.И. Социальная сфера общества: теория и методология социологического анализа. - М.,1996. С. 22).
  • См.: Москвин Л.Б. Роль социальной сферы в развитии СНГ // Социально-политический журнал. 1994. № 11-12. С. 12-13.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Введение

1. Определение социальной работы

2. Объекты и субъекты социальной работы

Заключение

Список использованной литературы

Введение

социальная работа общество

Социальная работа, возникнув как общественное явление, развивалась как социальный институт, ставший объектом познания и существующий на различных уровнях - от обыденного до научно-теоретического.

Сложная, нестабильная социально-политическая, экономическая обстановка в России в начале перестроечного периода, падение жизненного уровня, вооружённые национальные конфликты, развал производства, рост безработицы и преступности и т. п. послужили предпосылкой к появлению деятельности, направленной на оказание помощи людям, нуждающимся в ней.

Социальный работник оказывает помощь человеку, попавшему в сложную жизненную ситуацию. Помощь может быть разноплановой, т. е. психологической, социальной, медицинской и т. д.

Социальная работа осуществляется через функционирование целого ряда государственных и общественных организаций. Как форма деятельности направлена на поддержку и развитие личности, реабилитацию индивидуальной социальной субъектности человека, оказание помощи в устранении проблем личного, социального, экологического, духовного характера и обеспечение социальной защиты для реализации собственных возможностей каждого человека гармоничной и полноценной жизнедеятельности.

Целью данной работы является определение объектов и субъектов социальной работы, но для начала определим социальную работу в целом.

1. Определение социальной работы

Социальной работой называется деятельность, направленная на оказание помощи людям, нуждающимся в ней, не способным без посторонней помощи решить свои жизненные проблемы.

Социальная работа является интегративным видом деятельности, объединяя в себе экономическую, политическую, правовую, культурную, психологическую, педагогическую, медицинскую и другие виды деятельности, и поэтому её называют особым видом деятельности.

Почему её следует относить к особым видам деятельности? Деятельностью называется совокупность действий человека, направленная на желаемое изменение какого-либо предмета. Столяр хочет сделать из куска дерева стол. Мастер по ремонту радиоаппаратуры разбирает и собирает радиоприёмник, чтобы устранить неисправность в его работе. Совокупность действий каждого, связанная с влиянием на предмет в желаемом направлении, порождает соответствующую деятельность.

Любая деятельность, в том числе и социальная работа, имеет свою структуру, каждый элемент которой необходим, органически связан и взаимодействует с другими, выполняет особые функции. Такого рода структуры называются целостными системами. Социальная работа представляет собой целостную систему.

Её структура состоит из нескольких относительно самостоятельных, но

в то же время зависимых друг от друга элементов или, как ещё говорят, компонентов. Это субъект, содержание, управление, объект и связывающие их вединое целое средства, функции и цели.

Схематически это будет выглядеть так:

Цель

Субъект - Содержание - Средства - Управление - Объект

Функции Социальная работа в вопросах и ответах под ред. Е. П. Агапова 2009

Последовательность перечисления компонентов не случайна: любая деятельность совершается в направлении от субъекта к объекту, хотя именно объект, стоящий в конце перечисления, является главным, определяющим суть и характер деятельности фактором.

Как система научных знаний, социальная работа предполагает наличие двух разделов: теоретический и практический. Первый включает в себя методологические основы познания, законы, общий категориальный аппарат и другое. Второй - сведения о практическом применении общих теоретических положений в практике социальной работы.

Как наука, социальная работа имеет собственный объект и предмет исследования, своеобразную проблематику. Она исследует социальные отношения, процессы социального Отличительной чертой социальной работы как теории науки, является то, что она получила свое собственное развитие после признания социальной работы как профессии. Новая наука создавалась как результат настоятельной потребности в научно - теоретических исследованиях в области социального развития и взаимоотношения между личностью и обществом на новом социально политическом и экономическом этапе развития общества, а также потребности в научно - практических и методологических рекомендациях по оказанию социальных услуг людям, оказавшимся в сложной жизненной ситуации. Григорьев А.Д. История социальной работы. М., 2006

Социальная работа как наука находится на стыке традиционных направлений социальных наук: философии, психологии, социологии, медицины, политологии, экономики и других. В число ее проблем входят специфические исследования связанные с отношением социальной работы и социальной политики, с социальными процессами, а так же с ответственностью общества за адекватное развитие личности.

Изначально, социальная работа возникла как общественное явление, как особая сфера деятельности людей, но, с течением времени, данная дисциплина все чаще становится объектом специальных научных исследований.

Социальная работа может быть рассмотрена как разновидность человеческой деятельности, цель которой оптимизировать осуществление субъектной роли людей во всех сферах жизни общества в процессе жизнедеятельности личности, семьи, социальных и других групп и слоев в обществе.

В литературе имеются и другие формулировки этих понятий. Но главное состоит в том, что социальная работа как одна их разновидностей деятельности, направлена на оказание помощи, поддержки, защиты всех людей, особенно, так называемых, слабых слоев и групп. Так же социальную работу можно определить как научную дисциплину; учебную дисциплину; прикладную науку; отраслевую теорию среднего уровня; самостоятельную теорию; специфическую форму социальной деятельности и др.

2. Объекты и субъекты социальной работы

Цели и задачи социальной работы обусловливают её субъектно-объектное поле. Социальная работа предполагает наличие множества объектов и субъектов, постоянную динамику и взаимодействие, разнообразие методологических подходов к их осмыслению. Субъекты и объекты социальной работы являются важнейшими компонентами её теории и практики, и в условиях становления социальной работы как фундаментального теоретического знания о человеке, попавшем в сложную жизненную ситуацию, способах улучшения его социального бытия, необходима классификация по целому ряду критериев:

принадлежности к определённой области (профессиональная деятельность, наука, учебная дисциплина);

проблемам, требующим своего разрешения (состояние здоровья, формы поведения, возрастные особенности, кризисные ситуации, трудовая деятельность и т. д.).

В этой связи объектом социальной работы как формы деятельности является человек, нуждающийся в помощи. Субъекты социальной работы - это люди и различные службы, осуществляющие эту помощь.

К объектам можно отнести:

индивида;

социальную группу, слой;

семью, детей, детей-сирот;

подростков, молодежь;

пенсионеров, пожилых людей;

инвалидов;

осуждённых и освобождённых из заключения;

мигрантов;

беженцев;

одиноких;

этнические меньшинства;

группы лиц с девиантным (отклоняющимся) поведением.

Субъекты:

государство и его учреждения;

общественные организации (муниципальные, региональные, страноведческие, международные);

религиозные организации на всех уровнях социальной деятельности;

предприятия всех сфер;

индивидуальная инициатива;

институт социальных работников (организаторы, специалисты социальной работы).

При анализе социальной работы как науки объектом являются связи, взаимодействия, механизмы, способы и средства регуляции поведения людей и социальных групп, способствующие реализации их жизненных интересов и направленные на развитие социальной гармонии в обществе. В связи с многогранностью объекта в нём можно выделить целый ряд направлений: индивидуальные и семейные проблемы, социально-экономические, социально-экологические проблемы, проблемы социальной стратификации, поведенческого функционирования и др. Социальная работа в вопросах и ответах под ред. Е. П. Агапова 2009

К субъектам социальной работы как науки следует относить исследовательский потенциал, т. е. теоретиков и практиков, изучающих проблемы социальной работы, моделирующих инновационные технологии, определяющих перспективы её развития.

Объектом социальной работы как учебной дисциплины являются студенты, слушатели различных учебных заведений, субъектом - преподаватели, учёные.

Объектно-субъектные отношения здесь довольно подвижные, особенно когда речь идёт о самостоятельной научно-исследовательской и другой деятельности.

Опираясь на критерии второй группы, мы можем выделить такие объекты:

по критерию здоровья - инвалиды, люди, имеющие психологические проблемы, люди, попавшие в зону военных действий, экологических катастроф и т. д.;

по критерию формы поведения - девианты, одинокие люди, люди, подвергшиеся насилию, и т. д.

Предложенная классификация достаточно подвижна и может видоизменяться в зависимости от целей и задач теории и практики социальной работы.

Заключение

Итак, в ходе данной работы изложено определение объектов и субъектов социальной работы. Выяснив, что социальная работа как одна их разновидностей деятельности, направлена на оказание помощи, поддержки, защиты всех людей, особенно, так называемых, слабых слоев и групп. Так же социальную работу можно определить как научную дисциплину; учебную дисциплину; прикладную науку; отраслевую теорию среднего уровня; самостоятельную теорию; специфическую форму социальной деятельности. Объектом являются связи, взаимодействия, механизмы, способы и средства регуляции поведения людей и социальных групп, способствующие реализации их жизненных интересов и направленные на развитие социальной гармонии в обществе. А к субъектам социальной работы как науки следует относить исследовательский потенциал, т. е. теоретиков и практиков, изучающих проблемы социальной работы, моделирующих инновационные технологии, определяющих перспективы её развития. Считаю, что данная тема раскрыта.

Список использованной литературы

1. Социальная работа в вопросах и ответах под ред. Е. П. Агапова 2009;

2. Григорьев А.Д. История социальной работы. М., 2006;

3. Словарь - справочник по социальной работе. М., 1997;

4. Курбатов В.И. Социальная работа. Ростов-на-Дону, 2000.

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

    Характеристика сущности социальной работы. Классификация объектов социальной работы, которые возникают и формируются объективно, под влиянием социально-экономических условий жизни в том или ином обществе. Группы населения, как субъекты социальной работы.

    реферат , добавлен 29.11.2010

    Определение социальной работы как научной дисциплины. Возникновение, становление и развитие социальной работы. История социального обслуживания населения в Российской Федерации. Основные теории и принципы социальной работы. Объект и субъект исследований.

    курсовая работа , добавлен 25.01.2010

    Основные положения теории социальной работы, предпосылки ее возникновения и развития как научной дисциплины. Анализ состояния и проблемы реформирования социальной работы в условиях современной России. Взаимосвязь социальной политики и социальной работы.

    курсовая работа , добавлен 05.05.2010

    Характеристика объектов социальной работы, их отличительные особенности и наличие трудной жизненной ситуации. Классификация и основные категории социальных слоев населения. Степень включенности различных субъектов социальной работы в данную практику.

    курсовая работа , добавлен 26.10.2010

    Понятие социальной работы как самостоятельной науки и практической деятельности, определение ее роли и значения в современном обществе. Ключевые категории данной сущности и место в системе дисциплины. Клиент и семья как объект социальной работы.

    курсовая работа , добавлен 06.12.2010

    Общая характеристика системы социальной работы. Субъект, объект, функции и методы социальной работы. Основные направления и специфика проведения социальной работы с различными группами населения. Метод обеспечения социальной защищенности человека.

    курсовая работа , добавлен 11.01.2011

    Развитие молодежного добровольческого движения. Непрофессиональный уровень социальной работы. Организация социально-педагогической работы по профилактике здорового образа жизни. Волонтерское движение как субъект социальной работы: основные характеристики.

    курсовая работа , добавлен 06.09.2013

    Определение и характеристика понятия социальной работы, как общественно-необходимой деятельности по оказанию социальной помощи и улучшению качества социальной жизни людей. Исследование и анализ особенностей современных благотворительных организаций.

    курсовая работа , добавлен 30.07.2017

    Инвалиды как объект социальной работы в современном обществе. Нормативно-правовое обеспечение социальной работы. Практика организации и содержание социальной работы с инвалидами на уровне муниципалитета города Горно-Алтайска Республики Алтай РФ.

    курсовая работа , добавлен 05.04.2011

    Предпосылки и условия зарождения научной школы в социальной работе, традиции благотворительности и помощи бедным в христианском обществе. Метод индивидуальной работы с нуждающимися в концепции социальной работы М. Ричмонд, его дальнейшее применение.

В практике социальной работы при опоре на гуманистический подход, формируется личностно-ориентированная, или клиент-центрированная (Р.Мэй) модель взаимодействия с объектом оказания помощи, когда специалист ставит задачу на основе самоактуализации клиента. Здесь в центре теоретического и практического внимания находится активность человека. Прежде всего, это ка-сается рассмотрения возможностей клиента социальных служб, который предстает как целостный индивид в единстве его различных сторон и выступает в качестве важнейшего элемента процесса оказания социальной помощи.

Клиент становится субъектом действия по мере обретения им способностей самостоятельно выбирать формы своего поведения из ряда альтернатив и навыков переживания жизненной ситуации, управления ею. При этом опыт человека, обеспечивающий его «личностный рост», совершенствуется в индивидуальных и групповых формах работы.

В современной теории социальной работы проблема субъекта и объекта социальной работы рассматривается во взаимосвязи, поэтому субъект и объект социальной работы могут быть лишь условно представлены в ее системе на различных уровнях (см. табл.1.1. на стр.21).

На макроуровне социальной деятельности субъектами и объектами являются общество, государство, органы управления социальной работой. На мезоуровне – это социальные группы (семья, производственный коллектив, община и пр.), государственные и частные социальные службы различных типов, общественные и благотворительные организации. На микроуровне взаимосвязанные субъекты и объекты – это специалисты по социальной работе и практические социальные работники различных квалификаций, исследователи и преподаватели социальной работы как предметной области, клиенты социальных служб, т.е. люди, нуждающиеся в социальной помощи и предоставляющие ее другим.

Cубъектами социальной работы являются профессиональные социальные работники высшего и среднего звена, люди, занимающиеся социальной работой на общественных и благотворительных началах, лица, обучающие социальной работе, работники административно-управленческих структур социальной сферы. Субъекта социальной работы в западной научной литературе харак-теризуют как «проводника социальных перемен». Он участвует в создании условий, делающих возможным позитивные преобразования общества и личности.

Таблица 1.1

Субъекты и объекты социальной работы