Основным отличием восприятия от ощущения является предметность осознания всего, что воздействует на нас, т.е. отображение объекта реального мира в совокупности всех его свойств, целостное отображение предмета.

Отличием восприятий от ощущений обеспечивается качественно новым характером отражения человеком окружающей действительности, реализующимися через конкретные их свойства.

По сравнению с ощущениями, восприятие является высшей формой аналитико-синтетической деятельности мозга. Без анализа невозможно осмысленное восприятие. Именно анализ обеспечивает выделение объекта восприятия, на основе которого осуществляется синтез всех свойств объекта в целостный образ.

Понятие восприятия, функции восприятия

Восприятие – психич.процесс, приводящий к порождению чувственного образа, структурированного по определённым принципам и содержащего в качестве одного из исследуемых элементов самого наблюдателя.

В отличие от ощущения, в восприятии формируется образ целостного предмета посредством отражения всей совокупности его свойств. В процесс восприятия включены такие сложные механизмы как память и мышление. Поэтому восприятие называют перцептивной системой человека.

Восприятие – результат деятельности системы анализаторов. Первичный анализ, который совершается в рецепторах, дополняется сложной аналитико-синтетической деятельностью мозговых отделов анализаторов.

Чувственный образ является объектом изучения многих наук.

Специфичный предмет психологии восприятия состоит в том, что она изучает механизмы, порождающие этот чувственный образ, механизмы перцептивного управления и контроля деятельности.

Основные характеристики образа восприятия:

Условием существования и действия в мире объектов является соответствие субъективного описания, объективным качествам и свойствам этих объектов – это адекватность образов восприятия объектов.

Непосредственность восприятия придает воспринимаемому содержанию ощущение реальности, достоверности.

В процесс восприятия всегда включены двигательные компоненты.

Восприятие дает целостное представление о предмете, с которым мы сталкиваемся в реальной жизни.

Преднамеренные восприятия характеризуются тем, что в их основе лежит сознательно поставленная цель. Они связаны с известными волевыми усилиями человека.

Непреднамеренные восприятия - это такие восприятия, при которых предметы окружающей действительности воспринимаются без специально поставленной задачи, когда процесс восприятия не связан с волевыми усилиями человека.

Организованное восприятие (наблюдение ) - это организованное, целенаправленное, планомерное восприятие предметов или явлений окружающего мира. Наблюдение отличается от простого восприятия тем, что здесь ведущую роль играет вторая сигнальная система.

Неорганизованное восприятие - это обычное непреднамеренное восприятие окружающей действительности.

Рефлекс на отношение - физиологический механизм восприятия, в котором сигнальное значение имеет качество раздражителей и особенностиотношений между ними

. Рис 2212. Особенности восприятия

. Предметность восприятия проявляется в том, что любой предмет или явление отражается не как механическая сумма качеств и свойств, а как объект, который имеет свой смысл, природу, назначение. Воспринимая предметы, лю юдина, в первую, очередь, ориентируется в них по их функциями. Предметность восприятия развивается в процессе жизнедеятельности человекни.

. Целостность восприятия заключается в том, что образы отраженных предметов и явлений возникают в сознании в единстве многих качеств и свойств. Даже если предмет не представлен для восприятия полностью, его перцепт тивный образ"достраивается"до завершенной формы на основе воспринятых элементов. Например, в слове восприятияі сприймання.

. Константность - это относительное постоянство величины, формы, цвета предметов и явлений, воспринимаемых при изменении расстояния, ракурса, освещенности

. Избирательность восприятия заключается в выделении одних объектов как основных сравнению с другими. То, что находит в центре внимания человека при восприятии называют объектом восприятия, а остальные - фоном. Иначе говоря, в воспримем манные человека в данный момент всегда что-то является основным, а что-то - второстепенным (например, как на рис 224, 225, 226, 2272.6, 2.2.7).

С избирательностью восприятия тесно связана еще одно свойство: апперцепция

апперцепция - это зависимость содержания и направленности восприятия от опыта человека, его интересов, отношение к жизни, установок, богатства знаний. Так, восприятие разных людей является отличным. Также довольно часто человек сп принимает не то, что есть наспради, а то, что является желательным для нееї.

. Осмысленность восприятия заключается в том, отраженные предметы и явления человек сразу же называет, используя вторую сигнальную систему. Следовательно, уже в самом акте восприятия происходит соотнесение предмета спр риймання с его значением. Например, указание на то, что на рисунке изображена собака, сразу же формирует определенный образ восприятия (Рис 2213.13).

Благодаря осмыслению сущности и назначения предметов становится возможным их целенаправленное использование, практическая деятельность с ними

. Обобщенность восприятие - это отражение

. Рис 2213. Силуэтное изображение

апперцепция может быть стойкой (под влиянием профессии, жизненного опыта) и временной (в результате изменения условий и установок) единичного случая как особого вида общего. Степень обобщения зависит от уровня и объема имеющихся у человека знаний

Осмысленность и обобщенность хорошо выявляются при восприятии незаконченных рисунков. Эти рисунки дополняются нашими опытом и знаниями

Наблюдение и наблюдательность

В процессе познания окружающей действительности восприятие может перейти в наблюдение

. Наблюдение - это целенаправленное, планомерное восприятие объектов, в познании которых заинтересована личность является наиболее развитой формой преднамеренного восприятия

Наблюдение характеризуется высокой активностью. Его систематический характер позволяет проследить явление в развитии

. Рис 2214. Структура наблюдения

Если человек систематически упражняется в наблюдении, совершенствует культуру наблюдения, у него развивается такая личностная свойство, как наблюдательность

. Наблюдательность - это умение человека выделять характерные, но едва заметные особенности предметов и явлений

Наблюдательность формируется в процессе систематических занятий любимым делом и поэтому связана с развитием профессиональных интересов личности

Восприятие и наблюдение человека характеризуются общими закономерностями и индивидуальными особенностями. Воспринимает и наблюдает конкретный человек. Поэтому отбор в процессе восприятия особенностей пр редметив является специфическим для каждого из нас. Это объясняется психическим складом личности, апперцепцией, а также спецификой функционирования органов чувств (остротой зрения, слуха, изяществом обоняния, вкусаку).

Индивидуальный характер восприятия и наблюдательности может проявиться в динамике, точности, глубине, уровне их обобщенности и в особенностях эмоциональной окраски

Основные типы восприятия

1) аналитический (попытки человека выделять и анализировать прежде детали, подробности);

2) синтетический (склонность к обобщенного отражения явлений и определения сути происходящего);

3) аналитико-синтетический (попытка понять основную сущность явления и фактическое ее подтверждения);

4) эмоциональный (склонность человека скорее к высказыванию своего отношения, собственных переживаний, вызванных определенными явлениями, чем к определению их сущности или свойств). Такое восприятие является путаным, н неорганизованныхм.

В повседневной деятельности человеку следует непременно учитывать индивидуальные особенности восприятия других лиц. В профессиональной деятельности это позволит сформировать и усовершенствовать собственные перцептивные действия, разви инуты наблюдательность, а также сформировать умения можно объективно отражать окружающий свит.

Наблюдение и наблюдательность. Индивидуальные различия восприятия.

Классификация базовых видов восприятия

Виды восприятия. Восприятие различается по видам исходя из преобладаю­щей роли того или иного анализатора в отражательной деятельнос­ти.

Можно говорить о зрительном восприятии (рассматривание карти­ны, скульптуры, выставки), о слуховом восприятии (слушание расс­каза, вокального или инструментального концерта), об осязатель­ном восприятии (отражение предмета͵ его базовых частей путем ощупывания).

Любое восприятие определœено деятельностью перцептивной систе­мы, т. е. не одного, а нескольких анализаторов. Значение их мо­жет быть неравнозначно: какой-то из анализаторов является веду­щим, другие дополняют восприятие предмета или явления.

Наблюдаются проявления сложных видов восприятия, в случае если одина­ково интенсивно мобилизуются несколько различных анализаторов. Так, во время телœевизионного урока или демонстрации учебных кинофильмов у школьников возникает зрительно-слуховое восприятие.

При выполнении упражнений на уроках физкультуры часто возникают сложные двигательно-зрительные восприятия. Разучивание музыкаль­ных этюдов предполагает формирование слухо-двигательных восприя­тии. В сложных видах восприятия важнейшая роль принадлежит мотори­ке. Восприятие различается по видам также и исходя из восп­ринимаемого объекта. Говорят о восприятии пространства, времени, движений, предмета͵ речи, музыки, восприятии человека челове­ком.

Физиологические основы восприятия. Физиологической основой восприятия является комплексная дея­тельность системы анализаторов. Первичный анализ, который совер­шается в рецепторах, дополняется сложной аналитико-синтетическои деятельностью мозговых звеньев анализаторов.

В восприятии отражаются предметы окружающего мира в сово­купности различных свойств и частей. Взаимодействие системы ана­лизаторов может возникнуть вследствие воздействия комплекса раздражителœей различных анализаторов: зрительных, слуховых, мо­торных, осязательных.

Восприятие любого нового предмета совершается на базе имеющихся у человека опыта͵ знаний. Важную функцию в процессе восприятия человека выполняет вторая сигнальная система. Она же определяет содержание челове­ческого восприятия. Благодаря речевому мышлению восприятие чело­века отличается от восприятия животных. Мышление включается в акт восприятия, речью обозначается предмет восприятия. Вторая сигнальная система делает воспринимаемый предмет словесным сиг­налом, определяет понимание первосигнальных раздражителœей, при­дает восприятию человека произвольный характер, связывает восп­риятие с активностью личности.

Τᴀᴋᴎᴍ ᴏϬᴩᴀᴈᴏᴍ, физиологической основой восприятия являет­ся условнорефлекторная деятельность, предопределяющая целостность и предметность отражаемых явлений. Вторая сигнальная система способствует осознанности и осмысленности отражаемых предметов, и регулирует процесс формирования образов человеческого восприя­тия.

Восприятие объёмности и удаленности предметов. При восприятии объёмности или глубины предметов основную роль играет бинокулярное зрение (зрительное восприятие двумя глаза­ми).

Монокулярное зрение (смотрение одним глазом) определяет пра­вильную оценку расстояния в очень ограниченных пределах. Эту функцию только в полной мере можно реализовать при би­нокулярном зрении.

При удаленности предметов большое значение в восприятии пространства имеет взаиморасположение светотеней, ĸᴏᴛᴏᴩᴏᴇ зави­сит от расположения предметов.

В восприятии пространства, в частности в оценке расстояния, играют роль обонятельные и слуховые ощущения. По возникшему за­паху можно, к примеру, определить, что где-то недалеко находится столовая, по звуку шагов – распознать, далеко ли от вас идет че­ловек.

Иллюзии восприятия пространственных свойств предмета. Иногда восприятие предметов бывает ошибочным. Ошибки (иллю­зии) обнаруживаются в деятельности различных анализаторов. В большей мере известны зрительные иллюзии. Так, в белом платье женщина кажется полнее, чем в темной одежде. Ткань в горизон­тальную полоску полнит фигуру, а в вертикальную удлиняет. Зер­кальная стена расширяет помещение, создает иллюзию простора.

Иллюзии имеют самые различные причины: выработанные жизненной практикой приемы зрительного восприятия, особенности зрительного анализатора, изменение условий восприятия, образное предвосхище­ние увиденного, различные дефекты зрения.

Восприятие времени - ϶ᴛᴏ отражение длительности и последова­тельности явлений или событий. Благодаря восприятию времени от­ражаются изменения, происходящие в окружающем мире.

Физиологической основой процесса восприятия времени, как это экспериментально доказали И.П.Павлов и его последователи, яв­ляются условные рефлексы на время, которые постоянно вырабатыва­ются у человека.

Особенности слухового восприятие. Слуховое восприятие очень важно для человека, поскольку естественная речь существует именно в звуковой форме. С помощью речевых звуков люди общаются между собой. Вместе с тем, большое значение человеческой культуре и в жизни каждого человека имеет музыка. С помощью слуха люди получают много другой информации природного и технического происхождения.

Динамика, протяженность во времени – специфический признак слухового образа, звука без длительности не существует. По этой причине слуховое восприятие сукцессивно , то есть развернуто во времени, последовательно.

Слуховой образ, формирующийся при восприятии звучания, включает в себя и собственно звук, и образ объекта – источника звука. Он не так конкретен, как зрительный образ. Звуковые волны содержат полную информацию о пространственном положении и звуковых свойствах объекта. Для естественных звуков источник и объект совпадают, но при звукозаписи они разделœены Объект восприятия – звук (к примеру, пение птицы), а источником должна быть магнитофон. Но незнакомые звуки должны быть "опредмечены", чтобы с ними можно было иметь дело, ᴛ.ᴇ. чтобы можно было их понять, запомнить и для чего-либо использовать. Предметная отнесенность звука обеспечивает возможность адекватного представления об окружающей действительности и ориентацию в акустическом пространстве. По уровню искажения предметного содержания образа, возникающего при прослушивании записи, судят о ее качестве и степени искаженности.

У звукового образа, как и у всякого другого, 3 главных функции : когнитивная, коммуникативная и регулятивная.

Когнитивная, то есть познавательная функция состоит в сообщении какой-либо информации. Природные звуки для человека, в основном, когнитивны"природа информирует, а не ведет беседы".

Коммуникативная функция звуков состоит в том, что с их помощью люди могут общаться друг с другом. Она особенно важна, так как звуковая речь для человека – основное средство общения. Речевой звук несет не только собственно словесный (вербальный) смысла, но и передает дополнительную информацию с помощью интонации, громкости и т.п.

Регуляторная функция состоит во влиянии звука на настроение, ритма движений и т.п.

Объективные и субъективные характеристики звука. Простота и сложность звуков.

Двум физическим характеристикам звукового тона – интенсивности и частоте – соответствуют четыре субъективных качества звука:

1. Громкость – определяется в основном интенсивностью, но зависит и от частоты. Громкость сложных звуков зависит от суммации громкости составляющих частот. Она максимальна при средних интенсивностях и тогда, когда всœе компоненты имеют приблизительно равную интенсивность. К громкости нет привыкания, ᴛ.ᴇ. она субъективно не снижается при длительном (до 30 мин.) звучании.

2. Высота – определяется в основном частотой, но зависит и от интенсивности, и от длительности сигнала и от того, одиночный это звук, или аккорд.

3. Объем , увеличивающийся с ростом интенсивности и уменьшающийся с ростом частоты, то есть самыми объёмными слышатся громкие низкие звуки (к примеру, оперный бас) или тихие звуки высокой частоты (к примеру, писк одного комара может, кажется. "заполнять" всю комнату) .

4. Светлота или плотность, которая увеличивается с ростом частоты и интенсивности, то есть самыми светлыми и плотными слышатся громкие высокие звуки (к примеру, хоровое пение дискантами – высокими детскими голосами).

Тембр позволяет различить звуки, имеющие одинаковые высоту, громкость и длительность. Тембр характеризует звук в целом, распределœение частот в нем, а высота – фокусировку этого распределœения. Для тембра важны взаимосвязи между параметрами – если пустить запись звуков рояля наоборот, тембр измениться, хотя частоты останутся теми же. Тембр экологичен и потому, вероятно, первичен для восприятия звука, а чистые тона – вторичны, следствия общего тембра.

Акустически сложными считаются звуки, содержащие более 1 гармоники (более 1 чистого тона), но психологически, с точки зрения влияния на создание образа, дело обстоит иначе.

Физически простые звуки (состоящие из 1-2 частот) бывают только в лаборатории, они не экологичны, к ним не приспособлено ухо. Психологически простой звук тот, в образе которого люди выделяют четкий субъективный параметр (признак) и удерживает его на фоне изменений других признаков. Физически он должна быть и сложным.

Предметность и целостность слухового восприятия. Слуховой поток – последовательность звуков, воспринимаемая как целое, поскольку она имеет внутреннюю согласованность и неразрывность (мелодии, слова, знакомые природные или технические звуки и т.д.). На воспринимаемые характеристики каждого звука влияют предшествующие, совпадающие и последующие звуки. Слуховая система способна решать, какие звуки принадлежат одному источнику, а какие – разным, ᴛ.ᴇ. различать слуховые потоки. Для разделœения звуковой последовательности на потоки требуется время, поскольку сначала всœе текущие звуки анализируются вместе, пока не наберется информация для альтернативного решения.

Для идентификации звука человек должен быть информирован о том, каким событиям соответствуют звуки. Стоит сказать, что для незнакомых звуков человек ищет аналоги для опредмечивания и наименования. Для естественных звуков человек ищет эталон-прототип. Адекватное опознание и воспоминание естественных звуков связано с воcстановлением зрительного образа источника и словесного аналога, который зависит от родного языка, так, к примеру, утка говорит русскому "Кря-кря", а англичанину "Дак-дак"

Восприятие звука включает моторный компонент – "пропевание" или "повторение" звуков. При любом слуховом восприятии происходит микронапряжение мышц гортани и языка. В случае если эти напряжения затруднены, затрудняется и нарушается восприятие звуков.

Восприятие других модальностей. Тактильное восприятие (осязание) происходит при мягком контакте поверхности тела человека с внешними объектами. Максимальную тактильную чувствительность имеют подушечки пальцев и губы. Тактильно может восприниматься размер и форма предмета͵ а также температура и свойства поверхностей. Может выделяться фигура и фон, строится целостный образ объекта͵ подобно тому, как это происходит при зрительном восприятии. Тактильное восприятие происходит при активном ощупывании предмета или при "рисовании" заостренным движущимся предметом по поверхности кожи. При этом возможно узнавание весьма сложных конфигураций (букв, предметов и т.п.), в случае если человеку были известны ранее их зрительные аналоги.

Зрение и тактильная чувствительность дают информацию о внешнем пространстве: зрение – в целом, тактильная – о конкретном предмете, вступившем в контакт. Есть перенос опыта между разными рецепторами – в детстве "глаз учится у руки", предметы, которые подробно изучаются сначала тактильно (на ощупь), опознается зрительно гораздо лучше.

Обоняние – восприятие запахов, происходит при контакте молекул вещества со слизистой носа. У человека развито относительно слабо. Каждый из различаемых запахов связывается с его источником, запахи даже не имеют собственных названий, а называются по источникам или вкусовым аналогам (лимонный, цветочный, горьковатый и т.п.). Запахи различаются также по силе. Поворачивая голову в сторону более сильного запаха, человек может определить направление на источник запаха, ᴛ.ᴇ. локализовать его в пространстве. Запаха не достаточно для построения строго определœенного предметного образа, он скорее характеризует фон, но запах (в том числе слабый, сознательно почти не ощущаемый) оказывает большое влияние на эмоциональное состояние человека.

Восприятие сигналов от внутренних органов, интероцепция – в норме на сознательном уровне отсутствует, хотя поток этих сигналов весьма велик, поскольку он обеспечивает регуляцию работы жизненно важных частей организма. Эти сигналы переходят порог только при сбоях и затруднениях в работе органов, о состоянии которых они сигнализируют и субъективно оцениваются как неприятные или болевые. Их источник должна быть довольно неопределœенным, но всœегда локализуется внутри тела человека. Интероцепция вызывает сильные, как правило, отрицательные эмоции и резко снижает чувствительность ко всœем иным, особенно внешним, сигналам. Специальная концентрация внимания на интероцепции может обеспечить ее восприятие в норме, но при этом восприятие внешних сигналов неизбежно ослабеет.

Наблюдение и наблюдательность. Учитывая зависимость отстепени це­ленаправленности деятельности личности, восприятие разделяют на преднамеренное (произвольное) и непреднамеренное (непроизволь­ное).

Непреднамеренное восприятие должна быть вызвано как особеннос­тями окружающих предметов (их яркостью, рядоположностью, необыч­ностью), так и соответствием этих предметов интересам личности.

В непреднамеренном восприятии нет заранее поставленной цели. Отсутствует в нем и волевая активность.

В преднамеренном восприятии человек ставит цель, прилагает определœенные волевые усилия, чтобы лучше реализовать возникшее намерение, произвольно выбирает объекты восприятия. В процессе познания окружающей действительности восприятие может переходить в наблюдение.

Наблюдение и его развитие в процессе обучения. Наблюдение – целœенаправленное, планомерное восприятие объек­тов, в познании которых заинтересована личность. Восприятие, внимание, мышление и речь объединяются при наблю­дении в единый процесс умственной деятельности.

Наблюдение начинается с постановки задачи. На базе возникших задач наблюдения составляется подробный план его проведения. Наблюдение предполагает предварительную подготовку наблю­дателя, наличие у него определœенных знаний, умений, владение ме­тодикой работы. Систематический характер наблюдений дает возможность расс­матривать изучаемый объект в различных условиях, отмечать изме­нения, происходящие в результате действия каких-либо причин.

Наблюдательность и ее воспитание в процессе педагогической де­ятельности. Наблюдательность - ϶ᴛᴏ умение подмечать характерные, но мало заметные особенности предметов и явлений. Она приобретается в процессе систематических занятий любимым делом и в связи с этим связана с развитием профессиональных интересов личности. Наблюдательность, ставшая свойством личности, перестраивает структуру и содержание психических процессов человека. В процессе обучения и развития интересов школьников форми­руются индивидуальные особенности наблюдательности.

Наблюдение и наблюдательность. Индивидуальные различия восприятия. - понятие и виды. Классификация и особенности категории "Наблюдение и наблюдательность. Индивидуальные различия восприятия." 2017, 2018.

29. Отличие восприятия от ощущения

Основным отличием восприятия от ощущения является предметность осознания всего, что воздействует на нас, т.е. отображение объекта реального мира в совокупности всех его свойств, целостное отображение предмета.

Отличием восприятий от ощущений обеспечивается качественно новым характером отражения человеком окружающей действительности, реализующимися через конкретные их свойства.

По сравнению с ощущениями, восприятие является высшей формой аналитико-синтетической деятельности мозга. Без анализа невозможно осмысленное восприятие. Именно анализ обеспечивает выделение объекта восприятия, на основе которого осуществляется синтез всех свойств объекта в целостный образ.


27. Понятие восприятия, функции восприятия

Восприятие – психич.процесс, приводящий к порождению чувственного образа, структурированного по определённым принципам и содержащего в качестве одного из исследуемых элементов самого наблюдателя.

В отличие от ощущения, в восприятии формируется образ целостного предмета посредством отражения всей совокупности его свойств. В процесс восприятия включены такие сложные механизмы как память и мышление. Поэтому восприятие называют перцептивной системой человека.

Восприятие – результат деятельности системы анализаторов. Первичный анализ, который совершается в рецепторах, дополняется сложной аналитико-синтетической деятельностью мозговых отделов анализаторов.

Чувственный образ является объектом изучения многих наук.

Специфичный предмет психологии восприятия состоит в том, что она изучает механизмы, порождающие этот чувственный образ, механизмы перцептивного управления и контроля деятельности.

Основные характеристики образа восприятия:

Условием существования и действия в мире объектов является соответствие субъективного описания, объективным качествам и свойствам этих объектов – это адекватность образов восприятия объектов.

Непосредственность восприятия придает воспринимаемому содержанию ощущение реальности, достоверности.

В процесс восприятия всегда включены двигательные компоненты.

Восприятие дает целостное представление о предмете, с которым мы сталкиваемся в реальной жизни.

Преднамеренные восприятия характеризуются тем, что в их основе лежит сознательно поставленная цель. Они связаны с известными волевыми усилиями человека.

Непреднамеренные восприятия - это такие восприятия, при которых предметы окружающей действительности воспринимаются без специально поставленной задачи, когда процесс восприятия не связан с волевыми усилиями человека.

Организованное восприятие (наблюдение) - это организованное, целенаправленное, планомерное восприятие предметов или явлений окружающего мира. Наблюдение отличается от простого восприятия тем, что здесь ведущую роль играет вторая сигнальная система.

Неорганизованное восприятие - это обычное непреднамеренное восприятие окружающей действительности.

Рефлекс на отношение - физиологический механизм восприятия, в котором сигнальное значение имеет качество раздражителей и особенностиотношений между ними.


Понятие ощущения. Место ощущения в ряду познавательных процессов. Специфика сенсорных процессов.

Ощущении – это отражение в сознании человека отдельных свойств и качеств предметов и явлений, непосредственно воздействующих на его органы чувств – те мех-мы, с помошью к-х информация об окружающей нас среде поступает в кору г.м. с помощью ощущения отражаются основные внешние признаки предметов и явлений и состояние внутренних органов (мышечн. ощущ., боль и др.)

Физиологической основой ощущения является деятельность анализаторов (анализатор – активн.орган, рефлекторно перестраивающийся под воздействием раздражителей, из-за чего ощущение является активным процессом. , которые состоят из: рецепторов, проводящих путей, центральных корковых отделов – в них происходит обработка поступивших сигналов. Ядро каждого анализатора выполняет, анализирует и синтезирует поступающие с периферии сигналы.

Каждому анализатору выделена определенная область: область зрительного анализатора – в затылочных долях, слуховой - в средней части верхней височной извилины.

Ориентировка в окруж.среде осущ-ся с помощью рефлекторного кольца, обеспечивающего обратную связь чел-ка с окр.миром.

Мюллер – теория «специфической энергии органов чувств». Каждый из органов чувств не отражает воздействия внешнего мира, не даёт информации о реальных процессах, протекающих в окружающем мире, а лишь получает от внешних воздействий толчки, возбуждающие их собственные процессы. Органы чувств не отражают внешних воздействий, а лишь возбуждаются от них, и человек воспринимает не объективные воздействия от внешнего мира, а лишь свои собственные субъективные состояния, отражающие деятельность его органов чувств.

Гельмгольц – возникающие в следствии воздействия предметов на органы чувств психические образы не имеют ничего общего с реальными объектами. Он считал, что воздействие определённого объекта на органы чувств вызывает в сознании знак или символ, воздействующего объекта, но не изображение.

Из этих соображений следует, что человек не может воспринимать объективный мир, и реальностью являются субъективные процессы, отражающие деятельность органов чувств, которые и создают субъективно воспринимаемые элементы мира.

Формы предметного восприятия. Многообразие рецепторных аппаратов и воздействий, по отношению к которым оказываются чувствительными эти рецепторы, обусловливает существование различных ощущений как первичных форм психического отражения. Классификация рецепторов может производиться по характеру взаимодействия со стимулом: дистантные (слуховые, зрительные, обонятельные) и контактные (температурные, ...

Деятельность формирует психические процессы. Любая деятельность – это соединение внутренних и внешних поведенческих действий и операций. Мы рассмотрим каждый вид психической деятельности отдельно. 2. Психические процессы как форма деятельности Психические процессы – общее название ощущений, восприятий, приспособлений, внимания, памяти, мышления, воображения, речи. Все они участвуют в...

Долголетия. Активному долголетию пожилого человека способствует, таким образом, развитие его как социально активной личности и как субъекта творческой деятельности. ДИФФЕРЕНЦИАЛЬНАЯ ПСИХОФИЗИОЛОГИЯ Дифференциальная психофизиология - направление в психологии, исследующее индивидуальные психофизиологические различия между людьми. Термин введен В. Д. Небылицыным (1963). В Д. п. используются два...

Неоднозначности и неясности понятия используют такое своеобразное определение: «Интеллект – это то, что измеряется тестами на интеллект». Так, например, американский психолог Л. Терстоун с помощью статистических методов исследовал различные стороны общего интеллекта, которые он назвал первичными умственными потенциями. Он выделил семь таких потенций: 1) счетную способность – умение считать, ...

Чем отличается Восприятие и Наблюдение? Восприятие пассивно и максимально широко охватывает. Наблюдение — активно и часто охватывает что-то конкретное.

Наблюдение за работой Органов Восприятия — это одна из основных практик. Восприятие присутствует всегда «само по себе» в той мере, в какой позволяют Органы Восприятия. По сути Восприятие и Сознание — это одно и то же. Просто слово «Восприятие», а еще точнее «Воспринимание» — это глагольная форма существительного, синоним слова Сознание.

Сознание Воспринимает всегда. Ему все равно что Воспринимать — человека, животное, насекомое, или камень. Это все просто разные наборы Органов Восприятия, получившие на некоторое время возможность существовать независимо в определенных условиях.

А вот какие Органы Восприятия у насекомых, либо того же камня? С названием этих Органов у нас большие трудности. Если известные нам Зрение, Слух, Осязание, Обоняние и Вкус еще можно как-то смоделировать, то с другими не все так просто.

Опыт таков: очень глубокое погружение в себя, при стечении других обстоятельств, вызывает аномальное, колеблющееся разотождествление с существующей человеческой формой. Возникают проблески Восприятия других форм жизни — вполне земных, если Орган Зрения хоть в какой-то мере функционирует. Там и животные, и леса с полями, и камни в том числе. Камни — это довольно странная форма жизни. Можно сказать, что это нечто быстро двигающееся, но во временном континууме в миллиарды раз менее плотном, чем нам известный. Это какая-то концентрированная структура, задающая для человеческого Осязания границы проявлений.

Через какой Орган подобное воспринимается? Очевидно, что для перевода в слова используется Интеллект. А до него видна работа известных уже Органов Восприятия. А вот одновременно с ними, или до них — пока (вот он, оптимизм!) не понятно, как сформулировать.

Восприятие — это и есть воспринимающий. Так любил говаривать Джидду Кришнамурти и я пару лет ломал мозг над подобными оборотами речи. Это очень точные обороты и крайне парадоксальные. Они не логичные, как та головоломка-конструктор, которую удается быстро разобрать бросанием на землю и почти никогда не удается последовательно передвигая отдельные ее элементы.

Сознание проявлено в той мере, в которой работают Органы Восприятия. Допустим ночью есть лишь смутное «восприятие сна» — эдакое размытое фоновое Осязание. Это потому что Органы Восприятия работают в таковой мере. Осознанные сновидения в этом смысле любопытны. Это когда вдруг активизируется Интеллект, а остальные Органы еще «спят». Если вдруг Интеллект взбудоражится больше нужного, то это пробуждает Осязание, Слух и человек просыпается.

Специально стоит отметить, что Сознание не является «источником всего». Это не точная образная модель. Возможно в других языках она корректна, но не в русском. Сознание — это предельная заполненность, это контекст, в котором все происходит. Оно — воздух, внутри которого разворачивается мир.

Также стоит отметить, что наблюдение за работой Органов Восприятия происходит через Органы Восприятия. Какой Орган наблюдается, тот и активизирован. Именно так Интеллект познает самого себя, постепенно понимая свою сущность, охватывает в какой-то момент свою же форму и — хоп! — разотождествляется.

Концептуально такие моменты можно назвать моментами зарождения новых нейронных связей. Эти связи остаются на уровне тела, благодаря чему дальнейшее Восприятие происходящего уже случается по-другому, не так как у людей, лишенных этого типа нейронных связей.