Физкультурно-оздоровительные и спортивные объекты подразделяются на открытые плоскостные сооружения (спортивные площадки, поля с газонным покрытием) и крытые сооружения (отдельно стоящие корпуса, функциональные блоки и блоки-пристройки к жилым и общественным зданиям).

Этот вид общественных учреждений предназначен для организованных и самостоятельных спортивно-оздоровительных занятий и активного отдыха различных социально-возрастных групп населения (рис. 14.15, 14.16, 14.17).

Массовые типы физкультурно-оздоровительных учреждений подразделяются на местные объекты повседневного обслуживания населения, приближенные к жилью и размещаемые в микрорайонах, жилых кварталах в радиусе пешеходной доступности, равной 500 м, а также объекты периодического обслуживания, размещаемые в пределах жилых районов города из расчета транспортно-пешеходной временной доступности, равной 15 мин.

Крытые сооружения, приближенные к жилью и физкультурно-оздоровительные клубы микрорайонов размещаются во встроенных, встроенно-пристроенных и пристроенных объемах.

При наличии в микрорайоне школы с развитым спортивным комплексом помещений, которыми могут пользоваться не только школьники, но и население, самостоятельный физкультурно-оздоровительный клуб в микрорайоне можно не строить.

Районные объекты представлены следующими типами: физкультурно-оздоровительный центр муниципального района, специализированные отделения детской-юношеской спортшколы, комплекс физкультурно-рекреационных сооружений, специализированные любительские клубы. Эти учреждения размещаются в отдельно стоящих зданиях. Данные для проектирования помещений детско-юношеской спортивной школы (ДЮСШ) и любительского спортклуба приведены в табл. 14.6.


При размещении физкультурно-оздоровительных учреждений в природной среде (в лесо-парковой зоне и пр.) рекомендуется проектировать их в виде комплекса, состоящего из отдельных павильонов. При этом должна сохраняться функциональная целостность группы помещений(основных и вспомогательных) данного вида спорта.

Объекты спортивного назначения классифицируются по видам спорта (плавательные бассейны, велотреки, гимнастические залы и пр.), по типу сооружения (крытые и открытые), по архитектурному решению (отдельные сооружения в виде единого объема и комплексы, объединяющие несколько зданий), по масштабам обслуживаемой территории (микрорайонные, районные, межрайонные, общегородские). На рис. 14.18. приведен пример общегородского спортивного комплекса, в состав которого включены крытые и открытые спортивные сооружения и площадки для занятия практически всеми основными видами спорта.

Физкультурно-спортивные объекты в полном или неполном объеме включают следующие группы помещений (сооружений): основные, вспомогательные места для зрителей (в демонстрационных объектах). В учебно-тренировочных залах места для зрителей могут отсутствовать.

К основным относятся спортивные залы (или несколько залов), которые используются для учебно-спортивных занятий, тренировок, проведения соревнований, а также футбольные и хоккейные поля, баскетбольные и волейбольные площадки, легкоатлетические манежи, ванны бассейнов и пр. Основные помещения(сооружения) проектируют в соответствии с действующими нормами и требованиями к проведению спортивных соревнований.

Вспомогательные помещения (сооружения) обеспечивают нормальное функционирование основного, его техническую эксплуатацию, обслуживание спортсменов, а также посетителей в спортивно-зрелищных сооружениях (рис. 14.19).

Существует тенденция строительства крытых спортивных сооружений круглогодичного использования. Однако при этом выявились ограничения в масштабе: господствовавшая долгое время практика строительства крупных дорогостоящих дворцов спорта себя не оправдала по причине больших затрат на техническое обслуживание и персонал. Перспективно направление возведения спортивных сооружений комплектной поставки. Например, показанный на рис. 14.17. типовой проект здания в сборных металлических конструкциях. В последние годы получает развитие строительство рассмотренных выше школьных и межшкольных физкультурно-спортивных зданий и комплексов, которые обслуживают и другие учебные заведения, а также население города. Такое функциональное объединение существенно повышает эффективность использования спортивных сооружений при снижении материальных затрат на их возведение и эксплуатацию.

Архитектурное решение таких физкультурно-спортивных комплексов предусматривает различные варианты объединения школьного бассейна, универсального спортзала и физкультурных помещений. В градостроительном аспекте школьные и меж-школьные спортивные залы и бассейны создают единую сеть учебно-спортивных и спортивно-оздоровительных сооружений города.

В зарубежной практике получает распространение (в основном, в крупных и крупнейших городах) размещение спортивных залов и бассейнов в подземном пространстве, что позволяет значительно снизить эксплуатационные затраты, размещать эти сооружения в сложившейся городской застройке без нарушения ее архитектуры и существенно экономить городскую землю.

Объемно-планировочное решение спортивного корпуса определяется габаритами основного зала и размещением относительно его группы вспомогательных помещений. Соответственно, сформировались четыре варианта композиционного решения здания плавательного бассейна: торцовый, продольный, периметральный и блочный (рис. 14.20).

Торцовый вариант (рис. 14.20, а) имеет ограниченное применение из-за тесноты помещений, сложности в размещении детской ванны, зала подготовительных занятий и технических помещений.

Продольная композиция широко используется для учебно-тренировочных бассейнов (рис. 14.20, б). Эта схема предусматривает одностороннее размещение вспомогательных помещений вдоль основного зала, что создает определенные функциональные, экономические и архитектурные преимущества.

Периметральный вариант предполагает обстройку вспомогательными помещениями основного зала с трех сторон (рис. 14.20, в). Такая схема функционально оправдана и применяется, в основном, при проектировании крупных демонстрационных корпусов, с местами для зрителей и развитым блоком помещений обслуживания. Но при этом появляются длинные темные коридоры, протяженные санитарно-технические коммуникации, что ведет к увеличению стоимости здания.

Блочный вариант предусматривает вынесение спортивных залов, ванн для спортивного плавания, для прыжков и учебного плавания в отдельные блоки, которые объединяются вспомогательными помещениями (рис. 14.20, г). Сочетание различных по высоте и размерам объемов позволяет создавать интересные архитектурные композиции. Недостатком является увеличение площади застройки, а также площади наружных стен, что увеличивает затраты на отопление комплекса.

Во всех вариантах, кроме блочного, вспомогательные помещения решаются в 2-3 этажа. При этом, раздевальные и душевые помещения располагаются на уровне обходной дорожки бассейна. В практике проектирования используются сочетания различных объемно-планировочных схем, в частности, продольное и торцовое (угловое) расположение вспомогательных помещений относительно основного зала (рис. 14.21).

Учреждения и предприятия обслуживания следует размещать на территории городских и сельских поселений, приближая их к местам жительства и работы, предусматривая, как правило, формирование общественных центров в увязке с сетью общественного пассажирского транспорта.

При расчете учреждений и предприятий обслуживания следует принимать социальные нормативы обеспеченности, разрабатываемые в установленном порядке. Для ориентировочных расчетов число учреждений и предприятий обслуживания и размеры их земельных участков допускается принимать в соответствии с рекомендуемым приложением..

10.2 При определении числа, состава и вместимости учреждений и предприятий обслуживания в городах-центрах систем расселения следует дополнительно учитывать приезжающее население из других городских и сельских поселений, расположенных в зоне, ограниченной затратами времени на передвижения в большой, крупный и крупнейший город-центр не более 2 ч, в малые и средние города-центры или подцентры систем расселения - не более 1 ч; в исторических городах необходимо учитывать также туристов.

10.3 Учреждения и предприятия обслуживания в сельских поселениях следует размещать из расчета обеспечения жителей каждого поселения услугами первой необходимости в пределах пешеходной доступности не более 30 мин. Обеспечение объектами более высокого уровня обслуживания следует предусматривать на группу сельских поселений.

Для организации обслуживания необходимо предусматривать помимо стационарных зданий передвижные средства и сооружения сезонного использования, выделяя для них соответствующие площадки.

10.4 Радиус обслуживания населения учреждениями и предприятиями, размещенными в жилой застройке, как правило, следует принимать не более указанного в таблице 5.

Таблица 5

Учреждения и предприятия обслуживания

Радиус обслуживания, м

Детские дошкольные учреждения*:

в городах

в сельских поселениях и в малых городах, при одно- и двухэтажной застройке

Помещения для физкультурно-оздоровительных занятий

Физкультурно-спортивные центры жилых районов

Поликлиники и их филиалы в городах**

Раздаточные пункты молочной кухни

Аптеки в городах

То же, при одно- и двухэтажной застройке

Предприятия торговли, общественного питания и бытового обслуживания местного значения:

в городах при застройке:

многоэтажной

одно-, двухэтажной

в сельских поселениях

Отделения связи и филиалы сберегательного банка

10.5 Радиус обслуживания общеобразовательных учреждений в городских поселениях следует принимать согласно нижеследующей таблице.

Размещение общеобразовательных учреждений допускается на расстоянии транспортной доступности: для учащихся I ступени обучения - 15 мин (в одну сторону), для учащихся II - III ступеней - не более 50 мин (в одну сторону).

В сельской местности размещение общеобразовательных учреждений должно соответствовать нижеследующим требованиям.

Предельный радиус обслуживания обучающихся II-III ступеней не должен превышать 15 км.

Транспортному обслуживанию подлежат учащиеся сельских общеобразовательных учреждений, проживающие на расстоянии свыше 1 км от учреждения. Подвоз учащихся осуществляется на транспорте, предназначенном для перевозки детей.

Предельный пешеходный подход учащихся к месту сбора на остановке должен быть не более 500 м.

Остановка транспорта оборудуется навесом, огражденным с трех сторон, защищена барьером от проезжей части дороги, имеет твердое покрытие и обзорность не менее 250 м со стороны дороги.

Для учащихся, проживающих на расстоянии свыше предельно допустимого транспортного обслуживания, а также при транспортной недоступности в период неблагоприятных погодных условий предусматривается пришкольный интернат из расчета 10 % мест общей вместимости учреждения.

10.6 Расстояния от зданий и границ земельных участков учреждений и предприятий обслуживания следует принимать не менее приведенных в таблице 6.

Из учебника:

Часть 6. Городские центры коммунально-бытовое обслуживание. Если
 функции первого порядка способствуют
 формированию городских центров, а
 также специализированных центров
 города, то функции второго порядка формируют развитую систему городского обслуживания на уровне центров жилых районов и микрорайонов. В практике градостроительства наряду со специализированными
 центрами города создается обширная
 сеть общественных зданий обслуживающего назначения. Сеть обслуживания представляет собой комплекс однородных по функции учреждений, равномерно расположенных по территории города и обслуживающих отдельные его элементы. Это сети учреждений образования, здравоохранения, торговли, общественного
 питания и т. д. Здания, в которых размещают обслуживающие учреждения разного назначения, группируются в комплексы -
 общественные центры. Городские центры, центры планировочных, жилых
 районов и микрорайонов, центры в
 местах приложения труда и зонах
 отдыха составляют систему центров,
 которая должна быть органически
 связана с архитектурно-планировочной
 структурой города.

Организация обслуживания населения и создание стройной системы культурно-бытовых учреждений города составляют одну из важнейших проблем градостроительства . Ее решение создает наиболее комфортные условия проживания в городе, позволяет удовлетворять
 разнообразные потребности населения
 при разумном использовании времени
 и в результате влияет на рост
 производительности труда. Учреждения обслуживания города
 должны быть организованы в единую
 систему, охватывающую селитебные
 территории, места приложения труда и
 зоны массового отдыха с учетом особенностей обслуживания в каждой
 из этих зон и их взаимосвязи. Учреждения формируют центры обслуживания , состав и структура которых определяются видом обслуживания, величиной и архитектурно-планировочной организацией города. Центры обслуживания представляют собой комплексы разнородных по функции учреждений, объединенных территориально на площади, улице или в одном здании. В нашей стране культурно-бытовое
 обслуживание населения организуется по ступенчатой системе (рис. 203). Население пользуется теми или иными
 учреждениями повседневно, периодически или эпизодически. В соответствии с этим и характером учреждений определяются ступени обслуживания, которые предствляют собой взаимосвязанную систему общегородского, районного и микрорайо иного обслуживания. Эта система позволяет
 централизовать производство предприятий обслуживания, фабрик-загото-
 вочных общественного питания, крупных механизированных фабрик-химчисток, прачечных и приблизить их
 потребление к населению. Важнейший принцип ступенчатой организации обслуживания - совместное размещение учреждений в общественном центре . Строительство учреждений периодического и повседневного обслуживания ведется одновременно с жилищным строительством. Эти здания
 являются объектами массового строительства. Каждая ступень обслуживания, как правило, соответствует структуре городской застройки: повседневное обслуживание сосредоточивается в микрорайоне, периодическое - в жилом районе, эпизодическое имеет общегородское значение . Первая ступень обслуживания включает учреждения повседневного обслуживания населения,
 которые размещаются в микрорайоне
 из расчета не свыше 5-7 мин
 ходьбы от наиболее отдаленных жилых домов, что соответствует пешеходной доступности в пределах 500 м
 или геометрическому радиусу обслуживания около 400 м (рис. 204).
 Вторая ступень объединяет учреждения периодического обслуживания населения, которые размещаются в жилом районе из расчета 15-20 мин ходьбы, что соответствует пешеходной
 доступности в пределах 1500 м или
 геометрическому радиусу обслуживания около 1200 м (рис. 205).
 Третья ступень - это учреждения эпизодического обслуживания общегородского значения, размещение которых
 ограничивается лишь временем транспортной доступности. Учреждения эпизодического пользования обслуживают население всего
 города и планировочных районов (в
 крупных и крупнейших городах).
 Сюда относятся административно-деловые учреждения, театры, крупные кинотеатры и библиотеки, музеи, выставочные залы, специализированные магазины, крупные универмаги, салоны,
 дома моделей, рестораны и др. Время,
 затрачиваемое населением на поездки в эти учреждения, при составлении генеральных планов обычно лимитируют
 в пределах 30 мин. Учреждения эпизодического пользования, особенно в
 крупных и крупнейших городах, размещают также в пригородных и зеленых зонах (спортивные сооружения,
 специализированные учреждения отдыха и лечения, загородные музейновыставочные комплексы и др.). Учреждения периодического пользования (районные административные
 учреждения, кинотеатры, клубы, спортивные сооружения, библиотеки, магазины и др.) обслуживают население
 жилых районов и размещаются пределахпешеходной доступности или
 затрат времени на проезд в общественном транспорте не более 15 мин. Учреждения повседневного пользования (общеобразовательные школы,
 дошкольные учреждения, магазины товаров повседневного спроса, приемные
 пункты предприятий бытового обслуживания, аптеки) размещают в микрорайонах. Подобная система обслуживания
 отличается достаточной гибкостью и
 легко трансформируется в зависимости
 от конкретных градостроительных условий. Число ступеней обслуживания зависит от величины города, его положения в общей системе расселения,
 плотности застройки, уровня развития учреждений обслуживания и других градостроительных условий. В крупных и крупнейших городах
 следует предусматривать возможность
 более сложной системы обслуживания
 с увеличенным числом ступеней. Здесь
 возможно появление центров обслуживания планировочных районов, развитие жилых групп и т. д. . Малые города с населением 25-
 50 тыс. жителей, а иногда и более
 по планировочной структуре, как правило, не имеют жилых районов, а
 подразделяются только на микрорайоны. В этом случае помимо общественных центров микрорайонов следует создавать единый общественный
 центр, объединяющий как основные
 учреждения эпизодического обслуживания (общегородского значения), так
 и учреждения периодического обслуживания (районного значения). В малых городах нередко наблюдается резкая неравномерность плотности застройки селитебной территории: малоэтажная застройка сосредоточивается
 преимущественно на периферии, а
 многоэтажная - в центральной части. В этих условиях для создания
 более полноценного обслуживания в
 общественном центре можно размещать также и повседневное обслуживание населения центральной части города, сохраняя общественные центры
 микрорайонов лишь в периферийных
 районах. Поселки и малые города до 25 тыс.
 жителей, как правило, по своей
 планировочной структуре не имеют ни
 жилых районов, ни микрорайонов (при
 наличии на периферии одного-двух
 микрорайонов они носят характер
 подцентра). В этом случае может
 быть создан единый общественный
 центр города или поселка, включающий
 все основные учреждения эпизодического, периодического и повседневного
 обслуживания. При этом в условиях
 относительно малой численности населения и низкой плотности застройки для создания более крупных
 и полноценных зданий общественных
 центров возможно увеличение пешеходной доступности до 700 м. В определенных случаях возможно и некоторое видоизменение ступеней
 обслуживания и частичное перераспределение учреждений в зависимости от
 принимаемой структуры жилой застройки. Так, например, первоначально
 была принята система: жилая группа - микрорайон - жилой район -
 город. Однако на практике это себя не
 оправдало. Учреждения первичного обслуживания, размещенные на значительном расстоянии от жилого дома
 (150- 200 м), не обеспечивал^ необходимого комфорта, а строительство
 специальных зданий блоков обслуживания значительно удорожало строительство. Учреждения повседневного обслуживания (400 м) размещаются в общественных центрах микрорайонов на
 6-18 тыс. жителей, периодического
 (1200 м) - в жилом районе, эпизодического - в городе. В современных
 конкретных градостроительных условиях это размещение наиболее распространено. Однако наиболее перспективна, видимо, следующая структура: жилая группа - жилой район -
 город. В этих условиях в жилых
 группах размещается блок обслуживания (200 м) на 2-3 тыс. жителей,
 а в жилом районе (1200 м) -
 учреждения периодического обслуживания. Жилая группа содержит учреждения повседневного обслуживания. Для удовлетворения потребностей
 человека необходимо наличие определенных видов культурно-бытового обслуживания. Каждый из этих видов,
 как правило, имеется на всех ступенях
 обслуживания. В пределах одного вида
 обслуживания каждой ступени соответствуют свои учреждения, отличные от
 учреждений других ступеней. Названные виды обслуживания не
 претендуют на исчерпывающую полноту. Распределение учреждений по
 ступеням соответствует относительно
 полному удовлетворению потребностей.
 В зависимости от конкретных условий - существующего уровня обслуживания, экономической целесообразности, местных особенностей и т. д.-
 это распределение может корректироваться. В первую очередь это относится к первичному обслуживанию,
 приближенному к жилому дому, полное развитие которого пока еще не
 может быть полностью осуществлено. Поскольку микрорайон является
 минимальным градостроительным элементом, здесь возможно и целесообразно иметь комплекс первоочередных и наиболее необходимых учреждений для воспитания и обучения детей, общественного питания, торгового, хозяйственно-бытового обслуживания, общественной и культурно-просветительной деятельности, физкультуры и коллективного отдыха,
 соответствующих первой ступени -
 повседневному обслуживанию. К повседневному обслуживанию относятся: детские ясли-сад, общеобразовательная школа, столовая-кафе,
 продовольственный магазин с отделом
 сопутствующих промтоваров, жилищно-эксплуатационная контора с поме 
 тыс. жителей щениями для общественной и культурно-просветительной деятельности,
 парикмахерская, комплексный приемный пункт бытового обслуживания с
 мастерскими мелкого ремонта, отделение связи и сберкасса, аптека, раздаточный пункт детской молочной кухни,
 приемный пункт прачечной, комплекс
 физкультурных площадок и микрорай-
 онный сад, а также хозяйственнотехнические учреждения и устройства:
 мастерские для текущего ремонта со складами, прачечная самообслуживания, тепловой узел, трансформаторные подстанции, стоянка легковых автомобилей и др. Наименование «повседневное» обслуживание, как и периодическое, несколько условно поскольку часть учреждений относится к той или иной
 группе и по другим признакам. Например, к числу учреждений повседневного обслуживания относится
 ЖЭК, который жители не посещают ежедневно, но который размещается
 в микрорайоне, так как ведает эксплуатацией жилого фонда микрорайона;
 приемные пункты прачечной и химчистки, а также пункт проката также
 не посещаются ежедневно, но их желательно максимально приблизить к
 месту жительства с тем, чтобы предельно сократить путь, и т. д. Значительное влияние на систему
 центров обслуживания оказывает их
 положение в общей системе расселения с учетом обслуживания населения, тяготеющего к городу или
 поселку. В этих случаях ступенчатая система обслуживания решается
 в масштабе районной планировки. Таким образом, в различных градостроительных условиях сохраняется и развивается ступенчатый характер организации обслуживания. Система обслуживания может изменяться в зависимости от принимаемых плотностей жилой застройки.
 Так, в одном из проектов экспериментального жилища для жаркого климата (Ташкент) для случаев пониженных плотностей и сокращенных
 радиусов обслуживания был предложен вариант обслуживания, при котором в каждой жилой группе на 2
 тыс. жителей размещаются в радиусах
 до 150 м блоки обслуживания. В
 каждом же микрорайоне - по два торговых центра повседневного обслуживания в радиусе 300 м на 4-5 тыс.

Для
 центра жилого района радиус обслуживания принят 800 м. Общественный центр жилого района (1200 м)
 обслуживает 50-100 тыс. жителей


Иногда культурно-бытовое обслуживание организуется по ступенчатой
 системе в населенных местах, не
 имеющих структурных элементов. 
 Повседневное обслуживание , объединенное с периодическим, размещается в центрах жилых образований
 на 20-25 тыс. жителей в радиусе 500 м. В наиболее удаленных частях этих зон и за ее пределами
 дополнительно располагают блоки первичного обслуживания (продажа хлеба
 и молока, стол заказов) в расчете
 на обслуживание населения в зоне
 радиусом 200 м. Эпизодическое обслуживание сосредоточено в общегородском центре. Эта система имеет некоторые экономические преимущества,
 но может быть осуществлено лишь при
 повышенной плотности застройки в городах определенной величины (150-
 200 тыс. жителей). размещение общественных
 объектов вдоль магистралей требует
 обязательного разделения транспортного и пешеходного движения. учреждения торговли, общественного питания и бытового обслуживания центра в значительной
 степени рассчитаны на так называемое дневное население города. Все
 эти учреждения рассчитываются с учетом постоянно проживающих, работающих и временно находящихся здесь
 людей. В настоящее время в Москве
 постоянно находится в среднем более
 800 тыс. туристов, командированных, В ближайшие годы их число
 может возрасти до 1 млн. человек. Перспективным направлением развития центров культурно-просветительных и культурно-зрелищных учреждений является их дифференциация в
 и запросов. В этих случаях формирование центров, как и построение
 сети в целом, усложняется (рис. 208).
 Необходимо, например, не схематично
 размещать в центрах жилых районов
 (с радиусом 1200-1500 м) одинаковые по вместимости кинотеатры, а
 определить структуру центров и сети,
 включающую объекты районного и городского значения, а также кинотеатры, различающиеся по технике показа (панорамное кино, стереокино,
 круговой экран и пр.), по специальному

Место общественного центра на территории жилого района зависит от расположения жилого района в структуре города, от размеров и конфигурации территории жилого района,
 от трассировки транспорта, от природных условий (рельефа, существующих
 массивов зелени, водоемов), композиционных и архитектурно-художественных соображений и ряда других причин. пешеходный путь
 для населения жилого района к общественному центру не должен превышать 1500 м. Чем
 больше территория жилого района, тем
 выгоднее положение общественного
 центра вблизи ее геометрического
 центра. Важнейшее условие правильного
 размещения общественного центра -
 наличие транспортной связи с соседними районами и центром города, с
 промышленной зоной, зоной отдыха


Общественный центр следует размещать
 на расстоянии 40-60 м от жилых
 домов и отделять защитной полосой
 декоративной зелени. На сложном рельефе общественный
 центр рекомендуется. размещать с
 учетом удобного подъезда и подхода к нему. На территории с особо
 сложным рельефом могут возникнуть
 трудности при выборе участка для комплекса общественного центра. В этих
 случаях рекомендуется террасирование
 территории, использование разных уровней с переходами и лестницами (рис. 211).

Общественные здания предназначены для временного пребывания людей и осуществления различных и многообразных жизненных процессов(воспитание, образование, культура, отдых, спорт, медицинское, бытовое обслуживание, торговля и т.д.)Основой для проектирования общественного здания является СНиП 31-06-2009 .Классификацияобщественных зданий:1). По функциональному назначению :А Здания объектов, обслуживающих население.1. Здания и помещения учебно-воспитательного назначения.1.1. Учреждения образования и подготовки кадров: дошкольные образовательные учреждения; общеобразовательные учреждения (школы, гимназии, лицеи, колледжи, школы-интернаты и т.п.); учреждения профессионального образования.1.2. Внешкольные учреждения (школьников и молодежи)1.3. Специализированные учреждения (аэроклубы, автошколы)

2. Здания и помещения здравоохранения и социального обслуживания населения

2.1. Учреждения здравоохранения

2.2. Учреждения социального обслуживания населения(учреждения без стационара, со стационаром, например, в том числе дома-интернаты)

3. Здания и помещения сервисного обслуживания населения

3.1. Предприятия розничной и мелкооптовой торговли

3.2. Предприятия питания

3.3. Непроизводственные объекты бытового и коммунального обслуживания населения

3.4. Объекты связи

3.5. Учреждения транспорта(вокзалы, тур. агенства)

4. Сооружения, здания и помещения для культурно-досуговой деятельности населения и религиозных обрядов

4.1. Объекты физкультурного, спортивного и физкультурно-досугового назначения

4.2. Здания и помещения культурно-просветительного назначения и религиозных организаций(библиотеки, читальные залы, музеи, выставки, храмы…)

4.3. Зрелищные и досугово-развлекательные учреждения(театры, кинотеатры, концертные залы, цирки, клубы)

5. Здания и помещения для временного проживания(гостиницы, мотели, санатории, пансионаты, турбазы, общежития учебных заведений)

Б. Здания объектов по обслуживанию общества и государства(здания административного значения, Кредитно - финансовые и страховые организации, банки, суды и прокуратура, правоохранительные организации, учреждения социальной защиты, проектные и конструкторские организации, редакционно-издательские и информационные)

2) По степени обслуживания населения и, связанной с этим градостроительной роли зданий:

Эпизодического пользования(театры, кино-концертные залы, спортивные и выставочные комплексы, кр.торговые центры, музеи….)

Периодического пользования (кинотеатры, рестораны, торговые центры, поликлиники, административные учреждения районного значения…)

Повседневного пользования(школы, дошкольные учреждения, магазины продуктовые)

3) По особенностям эксплуатации:

Специализированные(поликлиника)

Кооперативные

Многофункциональные

Универсальные

4) По повторяемости:

Массовые

Уникальные

5) По этажности:

Малоэтажные

Многоэтажные

Высотные

6) По конструктивному решению, материалу осн. Конструкций, способу возведения:

Каркасные

С несущими стенами

Объемно-блочные

Общественные здания и их комплексы – это искусственная среда, в которой протекают один или несколько процессов общественной жизнедеятельности людей.

Основой проектирования любого здания является функционально-технологический процесс, который определяет планировочную структуру, состав, взаимосвязь и параметры отдельных помещений здания. Главная особенность общественных зданий – их большое разнообразие, обусловленное многообразием функциональных процессов.

15. Функциональный процесс – основа проектирования общественных зданий. Объемно-планировочные решения общественных зданий. Классификация помещений и их группировка по функциональному признаку, взаимному размещению и обеспечению взаимосвязи между ними и внешней средой.

Основные функции общественных зданий:1) создание условий для разнообразных видов общения и общественного обслуживания жителей городов и сел;2) обеспечение повседневных, периодических и эпизодических потребностей жизнедеятельности населения (досуг и отдых, личное потребление товаров и услуг, духовные потребности).Функциональная структура общественных зданий состоит из трех основных частей:рекреационно-оздоровительной, хозяйственно-бытовой и производственной.Функционально-технологический процесс – это осуществление во времени и пространстве главной функции здания, при котором она разделяется на систему главных и подсобных функций на всех пространственных уровнях здания

Поэтому при проектировании общественных зданий целесообразно сначала проводить функциональное зонирование.

Одной из важных задач архитектурного проектирования являются приведение функционально-технологических процессов, протекающих в здании, в определенную ясную систему. Вначале необходимо проанализировать функционально-технологические процессы и их условия, установить последовательность (очередность) этих процессов, определить на этой основе взаимосвязь между отдельными помещениями или их группами и затем композиционную схему здания в целом.Функциональная схема дает информацию о структуре функциональных связей объекта и о последовательности происходящих функциональных процессов, она раскрывает функциональное содержание архитектурного объекта. В ходе дальнейшего проектирования осуществляют переход от функциональной к планировочной схеме. На основании одной функциональной схемы может быть разработано несколько планировочных решений зданий. Выбор той или иной планировочной схемы определяется характером самих функциональных процессов, но во всех случаях структура среды должна соответствовать структуре функций. Функциональная схема кинотеатра.Известные возможные сочетания пространств внутри здания сводятся к шести основным схемам: Ячейковой(состоит из частей, в которых функциональные процессы проходят в небольших равновеликих пространственных ячейках – школы, детские сады)КоридорнойАнфиладной(ряд помещений, расположенных друг за другом и объединенных между собой сквозным проходом – музеи, выставки, салоны)Зальной(зрелищные спортивные здания, крытые рынки)Павильоннойсмешанной или комбинированной(клубы, библиотеки, дворцы культуры).

Классификация помещений:

Помещения, сооружения, здания, где временно или постоянно находятся люди в значительном количестве, - это объекты социальной сферы. Их можно подразделить на классы и виды по способу использования. Объекты социальной сферы в наши неспокойные времена должны обеспечивать безопасность находящихся там людей, в том числе и от террористической угрозы. Здесь необходимо учитывать особенности контингента - возрастные, физического состояния и тому подобные, а также и его количество. Категорируются (классифицируются) такие объекты социальной сферы именно потому, что каждый класс и вид, то есть каждая категория, требует создания соответствующего уровня защиты, а это определяется спецификой и объёмом охранных, организационных, режимных и прочих мер для полной защиты их от угроз, в том числе и террористических.

Категории

Критериями классифицирования служат следующие параметры, выделенные практическим путём с точки зрения целесообразности:

1. Функциональные признаки.

2. Прогнозируемые последствия при совершении на объекте террористического акта.

3. Степень защищённости, которую имеют объекты социальной сферы.

4. Значимость и концентрация культовых, культурных, исторических, художественных, материальных ценностей, размещённых на данном объекте, и прогнозируемые последствия от преступных посягательств на эти ценности.

5. Количество персонала и граждан (посетителей), находящихся на объекте единовременно.

Однако главенствует при классификации функциональный признак: поликлиника это или детский театр, дом престарелых или стадион. Первая категория - это объекты временного, в том числе и круглосуточного, или постоянного проживания людей. Классификация объектов социальной сферы начинается с имеющих спальные помещения вне зависимости от возраста пребывающих там людей: школы-интернаты и детские учреждения, больницы, дома для престарелых и инвалидов (не квартирного типа), дошкольные детские учреждения. Далее идут пансионаты, мотели, кемпинги, дома отдыха и санатории, общежития, гостиницы. Здесь тоже очень важна охрана объектов социальной сферы. Сюда же относятся и жилые дома - многоквартирные. Вторым пунктом данной классификации являются учреждения культурно-просветительные и зрелищные, основные помещения которых характеризует массовое пребывание посетителей в те или иные периоды времени. Это может быть кинотеатр, концертный зал, клуб, цирк, детский театр и обычный, стадион и другие где есть расчётное число посадочных зрительских мест. К этому классу относятся как закрытого типа помещения, так и открытые трибуны. Например, конно-спортивный комплекс, где проводятся бега, а потому обустроены места для зрителей. Все музеи, танцевальные залы, выставки и тому подобные учреждения относятся тоже к этому классу.

Обслуживание населения

Учреждения, где посетителей больше, чем работников, их обслуживающих, относятся к третьему типу. Это объекты социальной сферы, перечень которых не так длинен. Это амбулатории и поликлиники, физкультурные оздоровительные учреждения. Сюда же относятся их помещения бытового плана, спортивно-тренировочные учреждения (без трибун). К четвёртому разделу данной классификации относят проектные и научные организации, учебные заведения, управленческие учреждения. Помещения эти используются лишь определённое время в течение суток, и находится там контингент постоянный, который привык к этим условиям. Обычно это люди определённого физического состояния и возраста. Например, школы и внешкольные, средние специальные, профессионально-технические учебные заведения, вузы, учреждения для повышения квалификации. Сюда же относят организации проектно-конструкторские, редакционно-издательские, информационные, научно-исследовательские, офисы, конторы, банки, управленческие учреждения.

Иначе классифицируются по видам охраны те же самые объекты социальной сферы. Определение их по классам происходит следующим образом. Есть объекты, которые подлежат государственной охране, для других - обязательна охрана ОВО (подразделения вневедомственной охраны), третьи охраняются ЧОО (частные четвёртых охраняют все - от МВД РФ до ЧОО, ОВО и тому подобных организаций, а пятые охраны не имеют никакой. Такое распределение производится с прогнозом возможных последствий, если будет совершён террористический акт, и основные критерии - это количество пострадавших, размеры материального ущерба, а также зона ЧС. Всё, что относится к объектам социальной сферы, классифицировано по этим двум признакам: функциональному и по видам охраны.

Социальная работа

Жизнедеятельность всех групп и слоёв населения зависит прежде всего от условий, которые предопределяет уровень развития общества, состояние социальной заботы, социальная политика и её содержание, а также и возможность реализации её. Характеристика объектов социальной сферы напрямую зависит от всего вышеперечисленного, поскольку социальные службы необходимы всем людям без исключения, вне зависимости от возраста, здоровья, рода занятий и так далее.

Население естественно структурировано, и основания у каждой структуры самые различные. Одним необходим театр, а другим конно-спортивный комплекс. Третьи же вообще оказались в настолько сложной жизненной ситуации, что без определённого объекта социальной сферы не могут разрешить возникшие проблемы. Такому контингенту необходима социальная помощь, поддержка, защита. Причинами могут послужить девиантное поведение, неблагополучие в семье, здоровье, сиротство, бездомность и тому подобное. Эти люди сами становятся объектом - но социальной работы определённых учреждений: судов, больниц, административных учреждений и других организаций.

Реалии

По можно определить другую важнейшую группу, требующую работы определённых объектов социальной сферы. Прежде всего это обстановка, среда, и так далее. Форма расселения тоже имеет исключительно важное значение, поскольку концентрация людей крайне неравномерна: в мегаполисе, например, даже государственный цирк имеется, а в селе и кинотеатр не выжил.

Бывают и промежуточные формы расселения, где тоже насыщенность объектами бытового и культурного назначения оставляет желать лучшего. Многим людям и сельская библиотека недоступна, поскольку в целом по стране они закрываются ничуть не реже, чем больницы, школы и детские сады. Транспорт и благоустройство, находящиеся в ведомстве местных административных объектов социальной сферы, практически повсеместно находятся в стагнации. Зато развиваются средства связи, почти всюду есть Интернет, а потому и сельская библиотека оказывается недостаточно востребованной.

Инфраструктура

Объекты социальной сферы составляют социальную инфраструктуру в совокупности предприятий и отраслей, которые обеспечивают нормальное существование и жизнедеятельность населения. Сюда можно отнести жильё и его строительство, сферу объекты культурного назначения, организации и предприятия системы здравоохранения, учреждения образования и дошкольного воспитания. Никак не обойтись без организаций и предприятий, связанных с досугом и отдыхом. Сюда же относятся: общественное питание, розничная торговля, сфера услуг, пассажирский транспорт, спортивные оздоровительные учреждения, связи по обслуживанию населения, юридические и нотариальные конторы, банки и сберегательные кассы... Перечень объектов социальной сферы значительно более длинен.

Процесс развития инфраструктуры значительно ускорился во всех без исключения странах с высоким уровнем экономических показателей начиная со второй половины двадцатого века. потребовала не только резкого повышения интеллекта и качества рабочей силы, но и укрепления здоровья. Изменились все трудовые мотивации, что послужило стимулом для развития самых разных областей социальной сферы. Создание качественно новой в технологическом отношении материальной базы в отраслях инфраструктуры обеспечило высокоэффективное её функционирование. Все отрасли материального производства претерпели научно-техническую революцию, что значительно сократило численность занятых там людей, и как следствие появилась возможность существенно перераспределить рабочую силу из производства в сферу услуг, поэтому разнообразие объектов инфраструктуры стало значительнее, и число их выросло во много раз. Повысились качество и уровень жизни населения в основной его массе.

Инфраструктура экономики

Классификация экономических объектов социальной сферы состоит из двух областей - производственной и непроизводственной, то есть социальной, которая, в свою очередь, делится на отрасли и подотрасли, связанные с производственным процессом. Так обеспечиваются условия общественной и трудовой деятельности людей, их существование обогащается услугами быта, культуры, межличностным и социальным общением. Таким образом вся социальная инфраструктура может быть поделена на социально-экономическую, обеспечивающую всестороннее развитие человеческой личности - это культура, здравоохранение, образование, и на бытовую, которая создаёт нужные условия для жизнедеятельности людей - это жилой фонд, коммунальное хозяйство, розничная торговля и так далее.

Статистические исследования, которые проводятся собственными силами внутри страны, а также международными организациями, в оценках на первое место ставят уровень социальной инфраструктуры. Например, такие показатели, как число коек в больницах, численность врачей, учителей в начальных и средних школах. Такие объекты характеризуют не только уровень социальной инфраструктуры, но и полностью существующую реальность. С помощью подобных исследований можно обозначить устойчивую совокупность всех вещественных элементов, которые обеспечивают условия рациональной и эффективной деятельности человека во всех сторонах личной и общественной жизни. Этот подход к классификации объектов социальной сферы является несколько общим, но по сравнению с другими имеет серьёзное значение в практическом применении.

Точечность и линейность

Социальная инфраструктура разделяется на "точечную" и "линейную", где последнюю нужно понимать как сети автомобильных и железных дорог, электропередачи и связи, и тому подобное. Определением точечности инфраструктуры являются сами объекты, как, например, театры, библиотеки, школы, поликлиники и всё остальное. Применять этот тип классификации можно практически на всех уровнях организации социальной сферы. Производственная организация имеет некоторые элементы линейной инфраструктуры, но в целом она точечная, а если брать во внимание уровень экономического региона, то разделение будет почти равным, причём - взаимодействующим.

Таким способом классификации ясно определяется форма организации инфраструктуры, без детализации её содержательной стороны. Изучая проблемы экономики региона, обычно употребляют понятия общерайонной инфраструктуры, элементов межрайонного значения объектов инфраструктуры и тому подобные. Если во главе угла не стоит специфическая определённость, которая всегда присуща социальной инфраструктуре, такое деление не только право на существование имеет, но и достаточно удобно для мониторинга крупных территорий.

Перечень

То, что объекты социальной инфраструктуры состоят из комплекса разнообразных учреждений образования, культуры и здравоохранения, предприятий общественного питания и торговли, пассажирского транспорта, водообеспечения и канализации, финансовых, почтовых и телеграфных учреждений, сооружений спортивных и оздоровительных (сюда входят не только дворцы спорта, стадионы и плавательные бассейны, но и дома отдыха, и парки с развлекательными и спортивными программами), - словом, невероятное количество абсолютно не похожих друг на друга образований, различающихся по своим функциям, целям и задачам, - говорит о невозможности составления цельной картины.

Поэлементная характеристика инфраструктуры похожа на обычный перечислительный ряд, где каждый институт, учреждение, организация практически никак не связаны друг с другом, а другие виды деятельности населения учитываются достаточно слабо. Удобнее и гораздо более правомерно классифицировать объекты социальной культуры относительно уровней организации рассматриваемого общества. Поскольку как таковой универсальный способ классификации отсутствует, деление происходит согласно поставленных перед аналитиками задач.

Анализ

Чаще всего начинают они с анализа инфраструктуры общества в целом. Практикой управления используются довольно широко и общие, и расчётные показатели, которые характеризуют уровень состояния, обеспеченности и тенденций к развитию каждого из элементов инфраструктуры. Сама разработка показателей предоставляет возможность изучить взаимосвязи и взаимовлияния содержательных процессов развития общества и существующей материальной базы.

На уровне большого экономического района социальную инфраструктуру исследуют в рамках её достаточно замкнутой системы экономики, при этом можно сравнивать показатели развития разных экономических единиц, что даёт основу для получения богатой информации относительно достижения, опережения или отставания того или иного объекта от других и для выработки решения по принятию действенных мер. Уже на этом уровне необходимо вводить определённые поправки к коэффициенту развития, учитывая природно-климатические, национальные и другие особенности данного региона.

Административное деление

Социальную инфраструктуру классифицируют и применительно к административному делению - республики, края, области, районы, города, поскольку это тоже необходимый элемент конкретизации всеобщих проблем. На любом из этих уровней могут отсутствовать какие-то из фрагментов социальной инфраструктуры. Если социальная организация не на высоте, набор объектов социальной сферы будет, естественно, ограничен. Главный критерий здесь количественный, чётко определяющий, насколько удовлетворены потребности населения в его повседневности. Есть необходимый набор элементов инфраструктуры, то есть определённый перечень объектов социальной сферы, который не заменить ничем. Ни одна, даже самая хорошая дополнительная столовая не заменит отсутствующую поликлинику, и даже если в районе есть клуб в каждом населённом пункте, а кое-где и шикарные дворцы культуры, это никак не оправдает закрытые детские сады.

Потребности другого порядка - высшее образование, определённые виды спорта, художественное творчество и тому подобное должны тоже удовлетворяться в полной мере. Такие элементы инфраструктуры должны быть распределены на территории соответственно количеству проживающего населения. Государственные театры, например, не открывают в городах, где менее двухсот пятидесяти тысяч жителей, однако обделёнными люди себя чувствовать не должны - их обязательно обслуживают: либо организуют поездки, либо ближайший театр гастролирует, а также обязательно создаются творческие самодеятельные объединения.