1. 10. Логистическая цепь и логистические издержки

Важным понятием логистики служит понятие логистической цепи. Под логистической цепью понимают последовательность этапов прохождения материального потока от источника сырья до потребления готовой продукции. Логистическая цепь состоит из звеньев. Основные звенья логистической цепи включают: поставку сырья, материалов, полуфабрикатов; хранение сырья и продукции; производство товаров; отправку товаров со складов готовой продукции потребителю и др.

Каждой операции по продвижению материального потока соответствуют определенные издержки, которые несут конкретные звенья логистической цепи – предприятия. Так как эти издержки относят к сфере логистики, их называют логистическими издержками.

Они включают издержки в сферах:

Погрузочно-разгрузочных операций;

Перевозки и экспедирования грузов;

Хранения груза;

Сбора, хранения и передачи информации о грузе;

Расчетов с поставщиками и покупателями;

Страхования грузов;

Таможенного оформления грузов и тд.

Размеры логистических издержек зависят от сферы деятельности:

^ в промышленности они составляют 10-15 % суммарных затрат на производство и реализацию продукции;

^ в торговле – 25 % и выше.

Основная задача логистики заключается в снижении затрат, связанных с доведением материального потока от первичного источника сырья до конечного потребителя.

Система учета издержек производства и обращения должна выделять затраты, возникающие в процессе применения функций логистики, формировать информацию о наиболее значимых затратах и характере их взаимодействия. Логистика предполагает фиксирование

пооперационного учета издержек на пути движения материального потока.

Все затраты можно разделить на две группы: затраты на преобразование и затраты на взаимодействие. Учет расходов, связанный с процессом продвижения ресурсов, складывается из множества издержек, которые возникают на этапах:

Приема заказа;

Обработки заказа;

Оформления документов;

Комплектации заказа;

Хранения;

Доставки;

Транспортно-экспедиторских услуг;

Выставления счета и др.

Расходы отдельных компонентов логистики тесно взаимосвязаны.

При учете логистических издержек на пути движения материального потока получается картина формирования затрат, связанных с выполнением заказа.

Из книги Бизнес путь: Dell. 10 секретов лучшего в мире компьютерного бизнеса автора Саундерс Ребекка

Сделайте цепь поставок частью своей системы ценностей Dell не только заключала контракт с поставщиками, она объединилась с ними. И результатом стали более быстрые поставки, доступ к новейшим и самым лучшим технологиям и обслуживание высшего качества. Короче говоря, подход

Из книги Принципы экономической науки автора Маршалл Альфред

Глава VII. Основные и общие издержки производства совмещенных продуктов, рыночные издержки. Страхование от риска, издержки воспроизводства. § 1. Мы теперь переходим к рассмотрению основных и дополнительных издержек, уделяя особое внимание надлежащему распределению

Из книги Кому принадлежит власть на потребительских рынках: отношения розничных сетей и поставщиков в современной России автора Радаев Вадим Валерьевич

Рынок как цепь обменов в организационных полях Для того чтобы понять, как организуется рыночное взаимодействие, мы собираемся привлечь релевантные экономико-социологические подходы. Это означает прежде всего то, что конвенциональные экономические характеристики

Из книги Логистика хранения товаров: Практическое пособие автора Волгин Владислав Васильевич

Логистические системы Принципы создания логистических систем Необходимость эффективной логистики обусловлена не только постоянно растущим ценовым давлением, но и такими явлениями, как глобализация и электронный бизнес. За счет новых технологий управления хранением

Из книги Логистика автора Савенкова Татьяна Ивановна

1. 9. Логистические системы Система представляет собой такую взаимосвязанную организованную совокупность элементов, которая обладает качествами,несвойственными отдельным составляющим ее элементам. Таким образом, некоторая совокупность объектов будет

Из книги Теория ограничений Голдратта. Системный подход к непрерывному совершенствованию автора Детмер Уильям

2. 12. Логистическая концепция построения модели транспортного обслуживания Построение модели транспортного обслуживания основывается на рациональных маршрутах перевозки и графиках (расписаниях) доставки, т.е. маршрутизации перевозок. Маршрутизация – это наиболее

Из книги Как стать волшебником продаж: Правила привлечения и удержания клиентов автора Фокс Джеффри Дж.

Система как цепь Голдратт сравнивает системы с цепями или совокупностью цепей. Рассмотрим цепь на рис. 1.3 в качестве простой системы. Ее цель – выдержать определенную силу натяжения. Если согласиться с тем, что все системы имеют ограничения, сколько ограничений у этой

Из книги В поисках нового Стива Джобса. Как найти, нанять, удержать и развить творческие таланты автора Стоун Джин

XL. Покажите цепь и продайте клиенту ее первое звено Никто не покупает цепь звено за звеном. Никто не заходит в магазин, заявляя: «Продайте мне семнадцать звеньев вот той цепи» или «Дайте мне ящик звеньев для цепей». Люди обычно покупают цепь целиком или не покупают ее

Из книги Золотой стандарт: теория, история, политика автора Коллектив авторов

33. Создайте творческую цепь Если вы спросите группу людей, считают ли они себя творческими, почти все ответят утвердительно. Если, выступая перед аудиторией, вы попросите поднять руку тех, кто верит в инновации, все это сделают. Однако когда придет время представить

Из книги О российской мафии без сенсаций автора Аслаханов Асламбек Ахмедович

Издержки, ресурсные издержки и золотой стандарт Выше мы показали, что самые распространенные оценки ресурсных затрат на золото основаны на неправдоподобных допущениях об условиях предложения в золоторудной отрасли и о желательном поведении уровня цен. Этот раздел

Из книги Основы логистики автора Левкин Григорий Григорьевич

Цепь роковых ошибок, или самое удачное мошенничество ХХ века? В конце 1991 г. сотрудники МВД Чеченской Республики впервые выявили новую форму хищения денежных средств с использованием фиктивных кредитовых авизо, о чем проинформировали своих коллег в Москве. В конце мая

Из книги автора

6.2. Традиционная и логистическая концепции организации производства Организация материальных потоков внутри предприятия зависит от особенностей реализации готовой продукции. В условиях дефицита на рынке, когда существует полная уверенность, что продукция будет

Из книги автора

Тема 13 Логистические системы 13.1. Понятие логистической системы Система (от греч. ??????? – целое, составленное из частей) – множество элементов, находящихся в отношениях и связях друг с другом, образующих единое целое и противопоставляемое среде.Понятие «логистическая

Из книги автора

13.3. Логистические операции и функции Для изменения направления и состава потоков осуществляется выполнение логистических операций и функций.Логистическая операция – это элементарное действие, связанное с преобразованием или поглощением материального и

Из книги автора

14.4. Логистическая служба в организационной структуре предприятия Логистическая стратегия, логистические функции и логистические операции предприятия реализуются с помощью определенной организационной структуры управления логистической системы, под которой обычно

Из книги автора

16.1. Логистическая координация Понятие «координация» в переводе с латинского языка означает «совместное упорядочение», то есть «взаимосвязь, согласование, приведение в соответствие».Логистическая координация – это согласование деятельности звеньев логистической

Логистические издержки (logistical costs) - это затраты на обслуживание сбыта готовой продукции и снабжения производства потребными для него материальными ресурсами, осуществляемые на выполнение логистических операций при движении:

  • - материальных потоков;
  • - информационных потоков, сопровождающих материальные потоки при заказе материальных ресурсов, учете запасов, контроле за выполнением заказов и других;
  • - транспортных потоков;
  • - финансовых потоков, складывающихся при расчете за материальные ресурсы.

В дологистических системах управления материальными ресурсами при снабженческо-сбытовом процессе, понимаемом традиционно, как процесс обращения, совершающийся в особой отрасли народного хозяйства, затраты на снабжение и сбыт определялись как издержки обращения.

Издержки обращения в нашей стране делили на несколько частей:

  • 1) расходы по завозу товаров на склад снабженческой организации;
  • 2) расходы по хранению товаров на данном складе;
  • 3) расходы по отправке продукции со склада ее потребителям;
  • 4) административно-управленческие расходы;
  • 5) непроизводительные потери.

Общая сумма издержек обращения делилась на две части: чистые и гетерогенные.

К чистым издержкам обращения относится та их часть, которая непосредственно связана с куплей-продажей товаров. Она не увеличивает стоимость продукции, а, напротив, характеризует вычет из стоимости общественного продукта. Таковыми являются затраты на учет, куплю и продажу товаров, потери и некоторые другие.

Гетерогенные издержки обращения - это иная часть затрат, необходимых для осуществления снабженческо-сбытового процесса: она означает расходы на выполнение производственных операции, осуществляемых в процессе обращения. Эта часть издержек обращения позволяет сохранить потребительскую стоимость товаров и увеличивать их на величину общественно-необходимых затрат, требуемых для данных целей.

Описанное распределение издержек обращения считалось в течение длительного времени каноническим. На практике это привело к тому, что чистые издержки обращения приравнивались почти что к непроизводительным. Их рост оценивался негативно, а мероприятия по их сокращению считались почти всегда позитивными. Главным было вовлечение динамики чистых издержек обращения и максимальное ограничение их роста, независимо от причин, вызывающих его.

Главным показателем издержек обращения часто считается их уровень на 1 тыс.руб. складского товарооборота. Поскольку оптовая цена 1т груза разная, то у дорогостоящей продукции издержки обращения на 1 тыс. руб. товарооборота ниже, а у дешевых товаров - выше. Это означает, что ассортимент товаров, хранящихся на складах, разновыгоден. Товары, трудоемкие при приемке, комплектации, отпуске, дешевы и выгодны потребителю, но повышают издержки обращения склада.

Реальная экономическая среда, сложившаяся в стране, заставляет снабженческо-сбытовые организации учитывать различия в выгодности купли-продажи дорогих, и дешевых товаров. Это привело к тому, что главная целевая функция снабжения и сбыта - обеспечение потребного покупателям ассортимента товаров в нужное для них время - отходит на задний план во всех тех случаях, когда для снабженческих организаций речь идет об их выгоде в части снижения издержек обращения. Для снабженческих организаций выгодно не полное обеспечение потребителей нужным им ассортиментом товаров, а сбыт дорогостоящей их части.

В логистических системах отношение к затратам на выполнение логистических операций иное. Главная цель данных систем - высокий уровень обслуживания при минимуме затрат на его осуществление.

Логистические затраты учитываются как единые по всему логистическому процессу. В логистике важно достижение сокращения общей суммы затрат на организацию товародвижения. Недопустимо для логистического процесса одно: нельзя снижать уровень обслуживания потребителей логистической системы, взятой в целом. Такая система должна обеспечивать выполнение всех заказов потребителей в полном объеме, заказанном ассортименте в заданные сроки и заданном месте с минимальными общими издержками на выполнение этих заказов.

Анализ показал, что при росте уровня обслуживания логистических систем до 0,96 уровень логистических издержек растет почти прямо пропорционально росту уровня обслуживания потребителей, а затем логистические издержки растут по экспоненциальной зависимости. Так логистические системы по сбыту запасных частей имеют уровень обслуживания 0,96 (выполняют 96% запрошенных потребителями поставок запасных частей по заказанному ассортименту в срок с доставкой в заданное место). При уровне обслуживания 0,98 выполняются 98% заказов потребителей, но при этом существенно дорожают логистические издержки из-за того, что надо расширить в 3 раза ассортимент запасных частей, хранящихся на снабженческо-сбытовом складе организации посредника, принимающей участие в осуществлении логистического процесса, что требует крупных инвестиций и ведет к росту цены обслуживания.

Измеряют издержки обращения в логистике с помощью ряда показателей:

  • 1) в процентах от суммы продаж товаров;
  • 2) в денежном выражении на единицу меры, объема, площади про данных товаров;
  • 3) в процентах от объема условно-чистой продукции;
  • 4) в процентах от валового объема национального продукта (по стране, взятой в целом).

Первые три из названных показателей существенно различны по различным видам материальных ресурсов.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Введение

Заключение

Введение

Современная экономическая ситуация в России и в мире характеризуется все возрастающей конкуренцией на рынке товаров и услуг. Все предприятия, работающие в одной отрасли, достигли, примерно одного уровня развития. В большинстве случаев товары конкурентов имеют одинаковый уровень качества, сходные характеристики, одинаковый уровень и условия обслуживания, принадлежат к одному ценовому диапазону и даже маркетинговые мероприятия по их продвижению схожи.

Выделение своей компании среди сотни других и при этом получение прибыли - главная задача многих предприятий. Одним из решений этой задачи является снижение логистических издержек. Это не только уменьшит расходы при совершении логистических операций, принесёт дополнительную прибыль, но как следствие позволит предприятию значительно снизить цены на свою продукцию и за счёт этого выиграть в конкурентной борьбе. поставка логистика затраты издержка

Анализ структуры логистических издержек в различных отраслях промышленности экономически развитых стран показывает, что наибольшую долю в них занимают затраты на управление запасами (20--40%), транспортные расходы (15--35%), расходы на административно-управленческие функции (9--14%). За последнее десятилетие заметен рост логистических издержек многих западных компаний на такие логистические функции, как транспортировка, обработка заказов, информационно-компьютерная поддержка, а также на логистическое администрирование.

Анализ статистических данных ряда западных стран, выполненный специалистами Комитета по внутреннему транспорту ЕЭК ООН, показал, что доля товародвижения в этих странах составляет более 20 % ВНП, при этом в структуре этих расходов издержки по содержанию запасов составляют 44%, на складирование и экспедирование - 16%, перевозки - 31% (из них магистральные - 23%, технологические - 9 %), сбыт продукции - 8%. Таким образом, около трети общих логистических издержек, приходится на транспортировку. Практические все компании стремятся исходя из сложившегося положения снизить затраты, связанные с транспортировкой, которые чаще всего интерпретируются как логистические, что вызывает усиление тенденции специализации и передачи части функций компаний-производителей продукции транспортным компаниям.

Актуальность темы курсовой работы заключается в выявлении основных путей снижения и оптимизации логистических издержек на предприятии, что дает ему превосходство перед конкурентами с целью повышения коммерческой деятельности.

Цель данной работы - проанализировать влияние логистических издержек на деятельность предприятия.

1. Логистические издержки в процессе закупочной деятельности

1.1 Сущность и общая классификация логистических издержек

Логистические издержки - издержки, выделяемые в зависимости от вида логистической системы, задач управления и оптимизации в конкретных логистических цепях и каналах. При этом принципиально важным является понятие общих логистических издержек: издержки на реализацию базовых логистических функций (снабжение, производство, сбыт), затраты на информационно-компьютерную поддержку и финансовые операции при реализации базовых логистических функций, издержки на логистическое администрирование, потери от связывания средств в запасах, ущерб от недостаточного уровня качества логистического менеджмента и сервиса. Обычной практикой является выделение затрат на транспортировку, управление запасами, складирование, администрирование, грузопереработку. Логистические затраты (издержки) - это сумма всех затрат, связанных с выполнением логистических операций: размещением заказов на поставку продукции, закупку, складирование поступающей продукции, внутрипроизводственную транспортировку, промежуточное хранение, хранение грузовых потоков, отгрузку, внешнюю транспортировку, а также затраты на персонал, оборудование, помещение, складские запасы, на передачу данных о заказах, запасах, поставках .

Анализ логистических издержек прежде всего нужен самому предприятию, для того чтобы проследить упущения в работе логистической системы, проанализировать причины недополучения прибыли и повышения конкурентоспособности предприятия.

Разберём основные группы.

1) По способу отнесения к логистическим процессам: прямые и косвенные.

Прямые затраты логистической деятельности могут быть непосредственно отнесены на продукт, услугу, заказ или другой конкретный носитель.

Косвенные затраты могут быть непосредственно отнесены на носитель только с помощью выполнения вспомогательных расчетов.

2) По признаку управляемости: управляемые и нерегулируемые.

Управляемые издержки логистической деятельности - издержки, которыми можно управлять на уровне центра ответственности (подразделения).

Нерегулируемые издержки - издержки, на которые из центра ответственности повлиять нельзя, поскольку эти издержки регулируются на уровне компании в целом или во внешнем звене (на другом предприятии) ЛЦ.

3) По решаемым задачам: продуктивные затраты, затраты на поддержание логистической деятельности и затраты на контроль.

Продуктивные затраты логистической деятельности - затраты на работу, направленную на создание добавленной ценности, которую хочет иметь потребитель и за которую он готов платить.

Затраты на поддержание логистической деятельности сами по себе не создают ценности, но они являются необходимыми, например, затраты на транспортировку, оформление заказов, проверку работы сотрудников, ведение учета продукции.

Затраты на контроль - затраты логистической деятельности на мероприятия, направленные на предотвращение нежелательных результатов обслуживания потребителей.

4) По конкретным целям анализа затрат: убыточные, вмененные и частичные.

Убыточные затраты - затраты на работы, которые не дают полезных результатов (простой, ожидание).

Вмененные затраты (затраты упущенных возможностей) характеризуют упущенную выгоду, потерю прибыли от того, что ресурсы были использованы определенным образом, что исключило применение другого возможного варианта.

Частичные затраты - это относимые на определенный продукт, заказ, сферу деятельности части затрат, выделенные по определенным признакам.

5) По способу получения данных: фактические, нормальные и плановые.

Фактические затраты логистической деятельности - затраты, действительно приходящиеся на данный объект в рассматриваемом периоде при фактическом объеме выполняемых заказов.

Нормальные затраты логистической деятельности - средние затраты, приходящиеся на данный объект в рассматриваемом периоде при фактическом объеме обслуживания.

Плановые затраты логистической деятельности - затраты, рассчитанные для определенного объекта и определенного периода при запланированной программе обслуживания и заданной технологии .

1.2 Методы оценки логистических издержек и пути их оптимизации

Сквозной материальный поток проходит через множество различных подразделений, но традиционные методы учета осуществляют калькуляцию расходов по отдельным функциональным областям, т.е. известно лишь, во что обходится реализация той или иной функции (рис. 1.2a). Это не позволяет выделять затраты по отдельным логистическим процессам, формировать информацию о наиболее значимых затратах и о характере их взаимодействия друг с другом .

Например, для выполнения заказа клиента необходимо осуществить следующие операции: прием заказа, обработка заказа, проверка кредита, оформление документов, комплектация заказа, отгрузка, доставка, выставление счета. Т.е. расходы, связанные с процессом выполнения заказа, складываются из множества издержек, возникающих в разных сферах, и интегрировать их в единую статью расходов в рамках функционального учета сложно. Кроме того, традиционно издержки объединяются в крупные агрегаты, что не позволяет провести детальный анализ различных по происхождению затрат, учесть в деталях все последствия принятых управленческих решений. В результате решения, принятые в одной функциональной области, могут привести к непредвиденным результатам в других смежных с ней областях.

В отличие от традиционного подхода к учету издержек логистика предусматривает введение пооперационного учета издержек на всем пути движения материального потока. В логистике ключевым событием, объектом анализа является заказ потребителя и действия по выполнению этого заказа. Калькуляция издержек должна позволять определять, приносит ли конкретный заказ прибыль и каким образом можно сократить издержки на его выполнение. Учет издержек по процессам дает наглядную картину того, как формируются затраты, связанные с обслуживанием клиента, какова доля в них каждого из подразделений. Суммируя все расходы по горизонтали, можно определить затраты, связанные с отдельным процессом, заказом, услугой, продуктом и т.д. (рис. 1.2b).

Основное внимание должно уделяться сокращению издержек, занимающих наибольшие доли в сумме всех логистических издержек. Как показывает практика, основными составляющими логистических издержек являются транспортно-заготовительные расходы (до 60%) и затраты на содержание запасов (до 35%) .

Еще одной особенностью логистических издержек является резкий рост их чувствительности к изменению качества работы логистической системы, что иллюстрируется рис. 1.

Рисунок 1 - Зависимость логистических издержек от качества работы ЛС - логистической системы

При повышении качества работы логистической системы до определенного уровня логистические издержки растут линейно, а затем экспоненциально. Например, если мы хотим повысить готовность сбытовой системы к поставкам с 78 до 79%, издержки на содержание страхового запаса придется увеличить примерно на 5%. Если же мы решим увеличить готовность к поставкам с 98 до 99% (также на 1%, но в области высокого качества работы), то это потребует увеличения издержек на 13% .

Таким образом, специфика учета издержек в логистике заключается:
во-первых, в необходимости выявления всех затрат, связанных с конкретными логистическими процессами (принцип тотальных затрат);
во-вторых, в группировке расходов не вокруг подразделений предприятия, а вокруг работ и операций, поглощающих ресурсы.

Требования к системе учета логистических издержек

1. Необходимо выделять затраты, возникающие в процессе реализации каждой логистической функции.

2. Необходимо вести учет издержек по логистическим процессам для выявления специфических издержек, связанных с одним процессом, но возникающих в разных подразделениях.

3. Необходимо формировать информацию о наиболее значимых затратах.

4. Необходимо формировать информацию о характере взаимодействия наиболее значимых затрат друг с другом.

5. Необходимо определять изменения затрат, расходы, вызванные отказом от данного процесса.

6. В соответствии с принципом тотальных затрат недостаточно контролировать только те затраты, которые образуются в пределах одного предприятия, необходимо выявлять затраты всех участников логистической цепи (ЛЦ) и выяснять механизм их образования и взаимную обусловленность .

1.3 Методы анализа и пути снижения уровня логистических затрат

Правила анализа логистических затрат:

1. Необходимо четко определять и обосновывать конкретные виды затрат, которые следует включать в схему анализа.

2. Определяются центры сосредоточения затрат, т.е. функциональные области бизнеса, где концентрируются значительные затраты и где снижение их уровня может обеспечить повышение добавленной ценности для потребителя.

3. Выявляются важные пункты сосредоточения затрат в пределах каждого центра их концентрации, т.е. отдельные участки в рамках одного центра затрат.

4. Затраты необходимо отнести на конкретные факторы, имеющие отношение к оценке альтернативных действий, и установить критерий принятия решений.

5. Все затраты рассматриваются в виде единого потока, сопровождающего конкретный бизнес-процесс.

6. Стоимость следует рассматривать как сумму, которую платит потребитель, а не как сумму затрат, возникающую в пределах предприятия как юридического лица.

7. Затраты классифицируют по признакам и анализируют каким-либо методом, производят диагностику затрат.

8. Процесс оценки логистических затрат зависит от субъективных суждений и решений, т.к. нет однозначных правил определения того, какие затраты включать в анализ и как их распределять по разным носителям .

Методы анализа логистических затрат:

1. Бенчмаркинг структуры логистических затрат (стратегический анализ логистических затрат) - сравнение со стандартами конкурентов основывается на показателях лучших в отрасли конкурентов. Бенчмаркинг может быть внешним (сравнение показателей конкурентов) и внутренним (сравнение показателей отдельных подразделений одной организации).

2. Стоимостной анализ, который основан на изучении элементов затрат и направленный на снижение затрат.

3. Функционально-стоимостной анализ, который основан на тщательном изучении отдельных этапов процесса выполнения заказов потребителей и выяснении возможности их стандартизации для перехода к более дешевым технологиям .

Процедура анализа логистических затрат на обслуживание потребителей:

а) определяются центры сосредоточения затрат (центры затрат). Под центрами сосредоточения затрат понимают функциональные области бизнеса, где концентрируются значительные затраты и где снижение их уровня может обеспечить повышение добавленной ценности для потребителя;

б) выявляются важные пункты затрат в пределах каждого центра их концентрации. Пункты сосредоточения затрат -- это отдельные участки в рамках одного центра сосредоточения затрат, которые несут ответственность за все затраты, приходящиеся на данный центр;

в) бизнес предприятия рассматривается в целом как единый поток затрат;

г) стоимость рассматривается как сумма, которую платит по- требитель, а не как сумма затрат, возникающая в пределах пред- приятия как юридического лица;

д) затраты классифицируются в соответствии с их основными характеристиками и, таким образом, осуществляется диагностика логистических затрат .

Уровень оптимальных затрат -- отношение величины затрат оптимального варианта к величине затрат исходного варианта закупки единиц продукции.

Пути снижения уровня логистических затрат:

1. Поиск и сокращение тех видов деятельности (процедур, работ, операций), которые не создают добавленной ценности, путем анализа и пересмотра цепи поставок.

2. Проведение переговоров с поставщиками и покупателями по установлению более низких отпускных и розничных цен, торговых надбавок.

3. Оказание содействия поставщикам и покупателям в достижении более низкого уровня затрат (программы развития бизнеса клиентов, семинары для торговых посредников).

4. Интеграция прямая и обратная для обеспечения контроля над общими затратами.

5. Поиск более дешевых заменителей ресурсов.

6. Улучшение координации деятельности предприятия с поставщиками и потребителями в логистической цепи, например, в области своевременной доставки продукции, что уменьшает затраты на управление запасами, хранение, складирование, доставку.

7. Компенсация роста затрат в одном звене логистической цепи за счет сокращения затрат в другом звене.

8. Использование прогрессивных методов работы для повышения производительности труда сотрудников.

9. Улучшение использования ресурсов предприятия и более эффективное управление факторами, влияющими на уровень общих затрат.

10. Обновление наиболее затратных звеньев логистической цепи при осуществлении инвестиций в бизнес .

Усилия концентрируются на контроле затрат в местах их возникновения.

Данные по разным видам затрат обрабатываются по-разному.

Эффективным путем к сокращению затрат является сокращение видов деятельности (процедур, работ, операций). Попытки снизить уровень дополнительных затрат редко бывают эффективными. Нельзя пытаться выполнить с низким уровнем затрат то, что не нужно было делать вовсе.

Эффективный контроль над затратами требует, чтобы деятельность предприятия оценивалась в целом. Для экономической оценки бизнеса предприятия в целом нужно иметь представление о результатах деятельности во всех функциональных областях логистики .

Для осуществления контроля над логистическими затратами недостаточно контролировать только те затраты, которые образуются в пределах одного отдельного предприятия. Контроль над логистическими затратами требует выявления всех затрат и ясности механизма их образования.

a) Затраты на содержание продукции.

Затраты на содержание запасов продукции состоят из стоимости выполнения заказа и стоимости хранения запасов.

Стоимость хранения запасов продукции:

вмененные затраты на инвестиции в запасы продукции;

дополнительные затраты на страхование;

дополнительные затраты на складское хранение;

дополнительные затраты на обработку продукции;

издержки вследствие морального износа и ухудшения характеристик запасов.

Затраты на формирование и хранение запасов -- затраты предприятия, связанные с отвлечением оборотных средств в запасы продукции.

Затраты на хранение запасов представляют собой затраты, связанные с хранением запасов на складе, их погрузкой и разгрузкой, страхованием, убытками от мелких краж, порчи, устаревания, выплаты налогов. Также учитываются альтернативная стоимость капитала, связанного запасами или вложенного в них, затраты на страхование, заработную плату складского персонала сверх нормативного количества, процент на капитал и др.

Затраты, связанные с хранением единицы запаса:

складские затраты (плата за площадь, энергоснабжение, отопление, воду, канализацию);

заработная плата складского персонала;

налоги и страховые взносы, зависящие от стоимости запаса;

плата за производственные фонды;

потери от иммобилизации средств в запасах;

издержки вследствие порчи продукции, ухудшения качества, уценки, списания, естественной убыли от усушки, утруски, морального старения, кражи;

затраты на регламентные работы, проводимые с хранимой продукцией;

оплата персонала, связанного с инвентаризацией, профилактикой, осмотром и уборкой склада;

затраты на регистрацию поступающих требований (заявок и заказов);

затраты на подготовку кадров;

* затраты на комплектацию продукции и ее упаковку .

Издержки, связанные с дефицитом запасов, имеют место тогда, когда нет в наличии необходимых видов продукции. Например, недополученные поступления от сбыта, дополнительные затраты, вызванные задержками в производстве продукции, штрафы, налагаемые за срыв сроков поставки продукции заказчикам.

Дополнительные затраты при дефиците запасов:

· издержки в связи с невыполнением заказа (задержкой отправки заказанной продукции) -- дополнительные затраты на продвижение и отправку того заказа, который нельзя выполнить за счет имеющихся запасов продукции;

· издержки в связи с потерей сбыта -- имеют место тогда, когда постоянный заказчик обращается за данной покупкой на другое предприятие (такие затраты измеряются в показателях выручки, потерянной из-за неосуществления торговой сделки);

· издержки в связи с потерей заказчика -- возникают в случаях, когда отсутствие запасов продукции оборачивается не только потерей той или иной торговой сделки, но и тем, что заказчик начинает искать другие постоянные источники снабжения. Такие затраты измеряются в показателях общей выручки, которую можно было бы получить от реализации всех потенциальных сделок заказчика с предприятием.

Способы минимизации суммарных затрат на хранение запаса:

снизить до минимально возможного уровня постоянные затраты на каждое пополнение запаса (что позволит снизить средние уровни запасов с соответствующим снижением альтернативных затрат капитала, вложенного в запасы);

при определенных постоянных затратах на каждое пополнение оптимизировать средний уровень хранения запасов, чтобы минимизировать суммарные затраты на хранение запасов за определенный определенный период (суммарные затраты на пополнение плюс альтернативные затраты капитала).

б) Затраты на снабжение.

Затраты на закупки представляют собой стоимость самих запасов. Издержки, связанные с перебоями в снабжении потребителей (потери от дефицита):

стоимость отслеживания отложенных заказов на продукцию, которой не оказалось в наличии на складе;

затраты, связанные с частичными или срочными отгрузками в адрес потребителей;

утраченные клиенты (как следствие -- снижение объема сбыта);

штрафы потребителям за несвоевременную поставку продукции;

оплата простоев складского персонала;

оплата сверхурочных часов;

потери, связанные с увеличением стоимости продукции при ее замене;

увеличение себестоимости продукции (потери за счет условно-постоянных расходов при невыполнении плана продаж);

увеличение расходов на переналадку оборудования;

расходы на уведомление заказчика.

Затраты замещения -- величина экономически оправданной компенсации некоторого уменьшения запаса или использования оцениваемого ресурса другими ресурсами без уменьшения объема выпуска продукции. Например, потеря тонны нефти потребует от предприятия соответствующего по калорийности количества дополнительного ресурса -- его стоимость и составит затраты замещения этой тонны нефти.

2. Управление цепями поставок в ОАО «ТЗТО»

2.1 Организация системы управления цепями поставок предприятия

Тольяттинский завод технологического оснащения основан в 1964 году как опытный завод «ВНИИЦЕММАШ» по изготовлению экспериментальных и опытных образцов высокопроизводительного цементного оборудования.

В 1980 году Тольяттинский опытно-механический завод переименован в «Тольяттинский завод технологического оснащения».

С 1996 года по сегодняшний день «ТЗТО» организует новое направление производственной деятельности - производство деталей холодной листовой штамповки для автомобилей.

Основным видом действующей технологии на предприятии является холодная листовая штамповка на прессах. Кроме того, развивается технология сварки узлов на базе штампованных предприятием деталей.

Общая численность персонала на предприятии - 1 027 человек.

Производственная площадь - 37 790 м 2 .

Номенклатурный перечень продукции предприятия составляет 2 182 единицы.

При формировании и использовании системы управления цепочками поставок в ОАО «ТЗТО» учитывают следующие факторы:

– политику поставщиков в отношении поставок материальных ценностей;

– допустимые пределы, в которых могут колебаться запасы;

– возможность и объем закупок сверх нормативных потребностей в условиях повышения цен или дефицита материальных ценностей;

– опасность устаревания и порчи материальных ценностей.

Система управления цепочками поставок на Тольяттинском заводе технологического оснащения («ТЗТО») является частью системы материально-технического снабжения. Снабжение предприятия сырьем, основными и вспомогательными материалами, топливом и другими видами материально-технических ресурсов осуществляется отделом материально-технического снабжения производства, находящимся в подчинении у заместителя руководителя предприятия по производству. Поскольку качество работы отдела во многом определяет качество производственного процесса, то он должен быть укомплектован высококвалифицированными специалистами. Кроме того, многие решаемые отделом вопросы носят комплексный характер, требуют знаний в области маркетинга, техники, технологии, экономики, нормирования, прогнозирования, организации производства, межпроизводственных связей.

К функциям отдела материально-технического снабжения относятся:

1) Планирование потребности предприятия в материально-технических ресурсах, необходимых для функционирования основных и вспомогательных производств, а также для эксплуатационного и капитального строительства.

2) Составление заявок и спецификаций на потребные материально-технических ресурсы и представление их в отделы материально-технического снабжения и плановые отделы вышестоящих органов.

3) Осуществление всей оперативной деятельности по реализации планов снабжения (заключение договоров, получение материальных ресурсов в соответствии с выделенными фондами и по договорам с поставщиками и др.).

4) Приемка, размещение, хранение, подготовка к отпуску и отпуск материально-технических ресурсов цехам и службам предприятия.

5) Установление совместно с планово-экономическим, техническим и финансовым отделами предприятия обоснованных дифференцированных норм запасов материально-технических ресурсов и доведение этих норм до работников складов; регулирование размера запасов и контроль за их состоянием.

6) Участие в разработке организационно-технических мероприятий по экономии материально-технических ресурсов, замене дефицитных сырья и материалов менее дефицитными.

7) Организация контроля за расходованием материально-технических ресурсов цехами и службами по их назначению.

8) Введение оперативного учета поступления материально-технических ресурсов на предприятие, их отпуска цехам и службам, состояния производственных запасов.

Функции системы управления материальными ресурсами на предприятии ОАО «ТЗТО» выполняет отдел материально-технического снабжения. Его задача заключается в определении потребности предприятия в материалах и технических ресурсах, изыскании возможностей покрытия этой потребности, организации хранения материалов и выдачи их в цехи, а также в проведении контроля за правильным использованием материально-технических ресурсов и содействия в их экономии.

Решая эту задачу, работники отдела изучают и учитывают спрос и предложение на все потребляемые предприятием материальные ресурсы, уровень и изменение цен на них и на услуги посреднических организаций, выбирают наиболее экономичную форму товародвижения, оптимизируют запасы, снижают транспортно-заготовительные и складские расходы.

Планирование предполагает:

Изучение внешней и внутренней среды предприятия, а также рынка отдельных товаров;

Прогнозирование и определение потребности всех видов материальных ресурсов, планирование оптимальных хозяйственных связей;

Оптимизацию производственных запасов;

Планирование потребности материалов и установление их лимита на отпуск цехам;

Оперативное планирование снабжения.

Организация включает:

Сбор информации о потребной продукции, участие в ярмарках, выставках-продажах, аукционах и тому подобное;

Анализ всех источников удовлетворения потребности в материальных ресурсах с целью выбора наиболее оптимального;

Заключение с поставщиками хозяйственных договоров на поставку продукции;

Получение и организацию завоза реальных ресурсов;

Организацию складского хозяйства, входящего в состав органов снабжения;

Обеспечение цехов, участков, рабочих мест необходимыми материальными ресурсами.

Контроль и координация работы включает в себя:

Контроль за выполнением договорных обязательств поставщиков, выполнение ими сроков поставки продукции;

Контроль за расходованием материальных ресурсов в производстве;

Входной контроль за качеством и комплектностью поступающих материальных ресурсов;

Контроль за производственными запасами;

Выдвижение претензий поставщикам и транспортным организациям;

Анализ действенности снабженческой службы, разработка мероприятий по координации снабженческой деятельностью и повышение её эффективности.

На ОАО «ТЗТО» служба снабжения представлена отделом (управлением) материально-технического снабжения (МТС). В его состав входят:

Планово-экономическая группа (бюро);

Материальные группы, специализированные по группам материалов;

Диспетчерская группа (бюро);

Материальные склады.

Управление материально-техническим снабжением на предприятии возложено на заместителя директора. В его подчинении находится отдел материально-технического снабжения, который обеспечивает согласованность действий всех отделов, служащих и должностных лиц организации по решению следующих задач снабжения: анализ и определение потребности, расчет количества заказываемых материально - технических ресурсов; определение методов и форм снабжения; выбор поставщиков материальных ресурсов; согласование цен на заказываемые ресурсы и заключение договоров с поставщиками; организация контроля качества, количества и сроков поставок ресурсов; организация размещения ресурсов на складах предприятия.

Большинство этих задач решается на стадии планирования материально - технического снабжения. Качественное планирование и информационное обслуживание снабжения решает также управленческую задачу по балансированию между необходимостью бесперебойного снабжения производства и минимизации складских запасов.

Отдел материально-технического снабжения в ОАО «ТЗТО» выявляет потребность завода в материальных ресурсах, составляет планы материально-технического снабжения и заявки, заключает договора с поставщиками, организует складское хозяйство и снабжение производства материалами, контролирует расходование материалов цехами. В ведении отдела находятся материальные склады завода. Отдел материально-технического снабжения ОАО «ТЗТО» находится в подчинении коммерческого директора.

Бюро маркетинга делиться по группам ресурсов (оборудование, технологическая оснастка, сырье, материалы, комплектующие изделия) и по функциям маркетинга (группа информационного обеспечения, группа изучения имиджа поставщиков, группа изучения конкурентоспособности поставщиков и их товаров, группа цен, группа связей с общественностью). Очевидно, что при формировании бюро по предметному признаку требуются специалисты, владеющие всеми функциями маркетинга. При формировании бюро по функциональному признаку специалисты должны хорошо разбираться в особенностях всех видов ресурсов, используемых предприятием. Все определяется конкретными условиями.

Бюро нормирования и планирования снабжения производства ресурсами выполняет следующие функции: разработка методов оптимизации использования ресурсов в условиях данного предприятия; разработка нормативов расхода важнейших видов ресурсов по основным объектам предприятия; анализ эффективности использования ресурсов на предприятии; разработка стратегических и тактических норм и нормативов; разработка материальных балансов; разработка плана снабжения предприятия и его подразделений материально-техническими ресурсами (входит в состав бизнес-плана предприятия).

Бюро управления запасами занимается следующими вопросами: расчет нормативов различных видов запаса (безопасности, текущий, серийный) по видам ресурсов; оптимизация запасов по видам ресурсов; организация пополнения запасов; учет и контроль использования ресурсов; техническое обеспечение управления запасами.

Бюро обеспечения рабочих мест ресурсами решает следующие вопросы: оснащение основным и вспомогательным оборудованием, инвентарем, тарой, устройствами охраны труда и санитарно-гигиеническими устройствами; организация оперативного обеспечения рабочих мест технологической оснасткой, материалами, комплектующими изделиями, полуфабрикатами, топливо - энергетическими ресурсами; учет, контроль и анализ использования ресурсов на рабочем месте.

Бюро управления эффективностью использования ресурсов занимается выявлением факторов улучшения использования ресурсов (по видам), установлением зависимостей между организационно-техническими и экономическими показателями, организацией учета и контроля использования ресурсов в целом по предприятию, разработкой мероприятий по улучшению использования различных видов ресурсов, организацией их внедрения и стимулирования.

Обеспечение материальными ресурсами производственных цехов, участков и других подразделений предприятия предполагает выполнение следующих функций:

Установление количественных и качественных заданий по снабжению (лимитирование);

Подготовка материальных ресурсов к производственному потреблению;

Отпуск и доставку материальных ресурсов со склада службы снабжения на место ее непосредственного потребления или на склад цеха, участка;

Оперативное регулирование снабжения;

Учет и контроль за использованием материальных ресурсов в подразделениях предприятия.

Снабжение цехов ОАО «ТЗТО» материалами осуществляется в полном соответствии с установленными лимитами и конкретными особенностями производства. Последние учитываются при разработке графиков подач, на основе которых материалы доставляются в цехи. Лимит устанавливается исходя из производственной программы цеха и специфицированных норм расхода.

Потребность в основных, вспомогательных материалах и топливе определяется на основе норм их расхода.

В связи с различным характером потребления неодинаковых материалов методика определения потребности в них имеет некоторые особенности.

Потребность в основных материалах определяется на основании производственной программы предприятия или цеха, норм расхода материалов и планируемого изменения запасов.

Помимо непосредственной потребности в материалах предприятие для своей текущей деятельности постоянно имеет некоторое количество их в виде запасов.

Помимо расчета потребности в материалах на нужды основного производства при составлении плана материально-технического обеспечения учитывается расход материалов на эксплуатационные нужды (уход за оборудованием, зданиями и сооружениями), на ремонт оборудования, зданий и сооружений, на выполнение опытных и других работ, связанных с освоением новой продукции, на работы по внедрению в производство новой техники, на научно-исследовательские работы, проводимые на предприятии, и на капитальные работы. Полный учет потребности в материалах для удовлетворения всех перечисленных нужд является обязательным требованием, предъявляемым к планированию материально-технического снабжения, так как недоучет этих потребностей может привести к нехватке материальных ресурсов, что может вызвать перебои в производстве, нарушение плана внедрения новой техники или плана ремонтных и других работ.

В целом в ОАО «ТЗТО» управление цепочками поставок направленно на повышение рентабельности и скорости обращения вложенного капитала.

Политика управления цепочками поставок в ОАО «ТЗТО» представляет собой часть политики управления оборотными активами, которая направлена на оптимизацию размера и структуры запасов товарно-материальных ценностей, снижение затрат на их обслуживание, создание системы контроля за их движением. Разработка политики управления цепочками поставок предусматривает такие этапы, как анализ товарно-материальных ценностей в предшествующем периоде; определение целей формирования запасов; оптимизацию размера основных видов текущих запасов; оптимизацию всей суммы товарно-материальных ценностей организации; формирование эффективной системы контроля за движением запасов в организации.

Нарушение оптимального уровня запасов приводит к убыткам в деятельности завода, поскольку увеличивает расходы по хранению запасов, отвлекает из оборота ликвидные средства, увеличивает опасность обесценения запасов.

2.2 Оценка системы управления цепями поставок предприятия

Проанализируем частные показатели оборачиваемости, которые дадут возможность сделать углубленную оценку использования запасов предприятия (см. таблицу 2.1).

Таблица 2.1 - Динамика частных показателей эффективности использования запасов в ОАО «ТЗТО» за 2009 - 2011 гг.

Увеличение оборачиваемости запасов на 1,28 и уменьшение длительности оборота запасов на 3,7 дня свидетельствует о существовании на предприятии оптимального метода нормирования и расхода запасов.

На заводе «ТЗТО», зная норму оборотных средств в днях и однодневный расход материальных средств в рублях, можно рассчитать норматив оборотных средств текущего запаса следующим образом:

Расход сырья и материалов на квартал, тыс. руб. - 109000.

Количество дней - 90.

Однодневный расход сырья и материалов, тыс. руб. - 1460

Норма запаса, дни - 26

Норматив (потребность) в оборотных средствах по сырью и материалам, тыс. руб. - 37960 (1460 · 26).

В ОАО «ТЗТО» формируют серийный запас, при котором поставщик поставляет только кратное количество сырья или склад обеспечивает производство только полными коробками винтов, а не поштучно и запас безопасности, при котором на заводе размер запаса напрямую зависит от надежности поставок и качества поставляемого. Помимо этого на заводе в обязательном порядке существует текущий запас.

Образование запасов на любом предприятии скрывает реальные проблемы в управлении предприятием, так как это заложено в самой их функции. Запас безопасности скрывает проблемы надежности поставщиков, серийный - отсутствие гибкости в производстве.

В целом проблема создания и хранения материальных ресурсов сложна и ее решение зависит от многих обстоятельств, в том числе и от ускорения оборачиваемости оборотных средств, применение ресурсосберегающих технологий, характера заказа. Решение этой проблемы предполагает рациональную организацию служб снабжения на предприятии.

На изменение себестоимости МТС влияет изменение условий эксплуатации складских помещений, представленное в таблице 2.2.

За анализируемый период коэффициент использования складских помещений составлял 0,85. Вследствие проведенных расчетов выявилось, что складские площади используются не полностью и хранение материалов обходится дороже. Коэффициент использования емкости склада из года в год возрастает, но в тоже время недостаточно высок, следовательно, складские помещения используется нерационально под хранение материалов.

Таблица 2.2 - Показатели использования складских площадей на предприятии ОАО «ТЗТО» за 2009 - 2011 гг.

Показатели

Площадь склада, занятая под хранения материала, м 2

Объем склада, занятого хранимыми материалами, м 3

Вместимость склада, м 2

Вместимость склада, м 3

Высота укладки груза, м

Коэффициент использования складских помещений

Коэффициент использования емкости склада

Необходимость соблюдения непрерывности и устойчивости процессов производства обусловливается надежностью и стабильностью производственных и хозяйственных связей с поставщиками материалов.

2.3 Совершенствование системы управления поставками на предприятии

Продолжительное эффективное использование материальных и энергетических ресурсов требует организации экономии сырья, материалов и энергетических ресурсов, которые должны охватить все сферы деятельности предприятия. Основой для организации этой экономии является ориентированное на нее технологическое развитие предприятия, которое охватывает четыре комплексные задачи:

1) экономия сырья, материалов и энергетических ресурсов, заложенная в процессе разработки изделий;

2) экономия сырья и материалов, энергетических ресурсов и технических средств в процессе осуществления упаковки, транспортировки, погрузки-разгрузки и складирования готовой продукции;

3) экономия сырья и материалов посредством усовершенствования технологического процесса;

4) экономия сырья и материалов и энергетических ресурсов посредством осуществления исследований и разработок в областях использования сырья и материалов и энергетических ресурсов.

Поскольку вторичное использование отходов производства предписано законом, то затраты, необходимые для осуществления этого мероприятия, тоже следует уменьшать. То же самое следует делать и с точки зрения предпринимательской этики.

С чисто экономической точки зрения нужно, чтобы затраты на учет и перепись отходов производства, на их подготовку и обработку, на складирование, хранение и возвращение отходов в качестве вторичного сырья, включая сюда и затраты на возможные технологические процессы по обработке отходов, должны быть одинаковой величины или ниже, чем затраты на приобретение и обработку первичного сырья и материалов.

Экономическое использование материальных ресурсов оказывает решающее влияние на снижение издержек производства, себестоимости продукции, а, следовательно, повышение прибыльности и рентабельности работы предприятия. Доведение материальных запасов до реально необходимого и достаточного уровня способствует высвобождению оборотных средств, вовлечению дополнительных материальных ресурсов в производство, а тем самым и создает условия для выпуска дополнительного количества продукции.

В последние годы произошло заметное усовершенствование методов производства, что позволило снизить производственные расходы. Дальнейшая экономия средств может быть достигнута, если будут реализованы резервы, заложенные в рационализации процессов, обеспечивающих производство. Прежде всего, это относится к оптимизации запасов. Решения, принимаемые руководством фирм в этой области, в конечном счете, касаются каждого отдельного вида товара или предмета хранения, конкретная единица которых, подлежащая контролю, называется единицей учета запасов.

Анализируя систему производственных заказов, многие фирмы стали исходить из метода комплексного регулирования, позволяющего гармонично соединить все звенья и соизмерить объемы производства и запасов. Для этого, по мнению руководства фирм, важно снизить их колебания на каждой стадии путем точного прогнозирования спроса на продукцию и проведения такой политики заказов, которая позволила бы сбалансировать изменения спроса. Кроме того, для достижения искомого соответствия на каждой стадии все расхождения необходимо регистрировать, и информация о них путем использования обратной связи должна учитываться в исходном производственном плане с последующей возможностью корректировки.

В целях снижения на каждой стадии соразмерности объемов производства и товарно-материальных запасов в настоящее время наиболее широко применяется такой метод контроля, как обратная связь в системе производственных запасов. Благодаря целенаправленному применению организационных, плановых и контрольных мероприятий возможно, с одной стороны, воспрепятствовать созданию излишних запасов, а с другой -- устранить такой недостаток, как отсутствие готовности к поставкам.

Рациональная организация производственных запасов является важным условием повышения эффективности использования оборотных средств. Основные пути сокращения производственных запасов сводятся к их рациональному использованию; ликвидации сверхнормативных запасов материалов; совершенствованию нормирования; улучшению организации снабжения, в том числе путем установления четких договорных условий поставок и обеспечения их выполнения, оптимального выбора поставщиков, налаженной работы транспорта. Важная роль принадлежит улучшению организации складского хозяйства.

Существенное влияние на оборотный капитал оказывается через сокращение запасов сырья, полуфабрикатов, комплектующих и готовых изделий, то есть предметов труда, хранящихся на складах предприятия.

Известно, что традиционная концепция экономического размера заказов не всегда отражает истинные потребности производства и распределения. В результате возникает избыточный уровень запасов. В свою очередь, закупки сырья и материалов тесно связаны со счетами кредиторов. Такие счета являются, с точки зрения логистики, ключевыми элементами баланса предприятий и оказывают влияние на их оборотный капитал. Следовательно, интеграция управления закупками и управления производством - составная часть логистической стратегии - может дать положительный эффект, что и подтверждается практикой. На предприятиях, где постадийное расходование запасов соответствует плановым потребностям производства в сырье и материалах, логистические издержки компаний снижаются, а степень использования инвестированного капитала повышается.

Сокращение времени пребывания оборотных средств в незавершенном производстве достигается путем совершенствования организации производства, улучшения применяемых техники и технологии, совершенствования использования основных фондов, прежде всего их активной части, экономии по всем статьям оборотных средств.

Программа по улучшению использования оборотного капитала предусматривает снижение общей суммы ежегодных затрат на содержание запасов до минимума при условии удовлетворительного обслуживания клиентов. Для этого стоит рассмотреть эффективность стратегии управления запасами.

При постоянном объеме производства и стабильной численности работающих следует остановиться на стратегии управления запасами за счет изменения спроса на продукци.

Данная стратегия позволит в определенное время накапливать материальные запасы на предприятии и при увеличении спроса на продукцию их использовать. Предложенное мероприятие обеспечит нормальный ритм производства. Причем, накопление запасов будет происходить до начала выполнения работ, в момент производственной деятельности запасы будут использоваться. После выполнения работ материальные запасы будут снова пополняться.

Заключение

Логистика направлена на оптимизацию издержек и рационализацию процесса производства, сбыта и сопутствующего сервиса, как в рамках одного предприятия, так и для группы предприятий.

Ни одно производственное предприятие не может существовать без материально-производственных запасов. От их объема и уровня в значительной мере зависят результаты коммерческой деятельности предприятия. Они чутко реагируют на любые изменения рыночной конъюнктуры, и, в первую очередь, на отношение спроса и предложения. Сам факт их существования не приносит их владельцам ничего, кроме затрат и убытков. Задача управления запасами возникает, когда необходимо создать запас материальных ресурсов или предметов потребления с целью удовлетворения спроса на заданном интервале времени.

Система управления цепочками поставок на Тольяттинском заводе технологического оснащения является частью системы материально-технического снабжения. Система управления цепочками поставок ОАО «ТЗТО» представляет собой оптимизацию операций, непосредственно связанных с переработкой и оформлением грузов и координацией со службами закупок и продаж, расчет оптимального количества складов и места их расположения. В целом в ОАО «ТЗТО» управление цепочками поставок направленно на повышение рентабельности и скорости обращения вложенного капитала.

В данной курсовой работе была предложена стратегия управления запасами за счет изменения спроса на продукцию. Данная стратегия позволит в определенное время накапливать материальные запасы на предприятии и при увеличении спроса на продукцию их использовать. Предложенное мероприятие обеспечит нормальный ритм производства.

Список используемой литературы

1. Алесинская Т.В. Основы логистики. Общие вопросы логистического управления: Учеб. пособие. - Таганрог: Изд-во ТРТУ, 2005. - 121 с.

2. Алесинская Т.В. Основы логистики. Функциональные области логистического управления. - Таганрог: Изд-во ТТИ ЮФУ, 2009. - 79 с.

3. Аникин Б.А. Практикум по логистике: Учеб. пособие. - М.: ИНФРА-М, 2006. - 276 с.

4. Гаджинский, А. М. Логистика: учеб. для вузов / А.М. Гаджинский; М-во образования РФ. - Изд. 9-е, перераб. и доп. - М. : Дашков и К о, 2004.

5. Гончаров, П.П. Основы логистики: учеб. пособие / П.П. Гончаров. - Оренбург: Издательский центр ОГАУ, 1995. - 116 с. - ISBN 5-2457-2708-12.

6. Миротин Л.Б.. Ташбаев И.Э. Логистика для предпринимателя: основные понятия, положения и процедуры.- М.: ИНФРА-М, 2003.

7. Неруш Ю.М. Логистика: учеб. / Ю.М. Неруш; М-во образования РФ, Моск. гос. ин-т междунар.отношений (ун-т). - Изд. 4-е, перераб. и доп. - М. : ТК Велби, Проспект, 2006.

8. Задачи управления материально-техническим снабжением в рыночной экономике / С.А. Баркалов, В.Н. Бурков, П.Н. Курочка, Н.Н. Образцов. М.: ИПУ РАН, 2000.

9. Кристофер, М. Логистика и управление цепочками поставок. / М. Кристофер - СПб: Питер, 2004. - 320 с.

10. Логистика: учебное пособие/ Б.А. Аникин.- И. ; ТК Велби, изд-во Проспект, 2007.

11. Логистика. / Лукинский В.С., Цвиринько И.А., Малевич Ю.В. - СПб: Издетельство СПбГИЭУ, 2000.

12. Никифоров В.В. Логистика. Транспорт и склад в цепи поставок: Учебник. - М.: КНОРУС, 2008. - 192 с.

13. Сербин В.Д. Основы логистики: Учеб. пособие. - Таганрог: Изд-во ТРТУ, 2006. - 239 с.

14. Степанов В.И. Логистика в товароведении: Учеб. пособие. - М.: КНОРУС, 2007. - 272 с.

15. Сток, Д. Р. Стратегическое управление логистикой / Д.Р. Сток. - М: Инфра-М, 2005. - 372 с. ISBN 5-1600-2007-1.

16. Уотерс, Д. Логистика. Управление цепью поставок / Д. Уотерс. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003. - 360 с. - ISBN 5-238-00569-5.

17. Чудаков, А.Д. Логистика: учебник / А.Д. Чудаков. - М.: РДЛ, 2001. - 341 с. - ISBN 5-1067-146-8.

Размещено на Allbest.ru

...

Подобные документы

    Сущность, особенности и специфика учета логистических издержек. Сравнение логистической и финансовой отчетности. Требования к системе учета логистических издержек, методика и правила их анализа. Пути снижения затрат на выполнение логистических операций.

    презентация , добавлен 02.04.2011

    Роль и значение терминально-складского обеспечения в логистике. Варианты продвижения товарных потоков от производителей к потребителям. Организационное, экспедиторское (операторское) обеспечение. Методы оценки логистических издержек и пути их оптимизации.

    контрольная работа , добавлен 07.12.2011

    Освоение логистики как научного способа организации бизнес-процессов. Классификация логистических затрат, анализ их структуры. Учет логистических издержек по видам деятельности, система проведения их оценки. Основные методы учета логистических затрат.

    реферат , добавлен 23.06.2015

    Методы оценки логистических издержек и пути их оптимизации. Затраты, связанные с обеспечением логистической деятельности. Основные способы учёта и планирования расходов на предприятии. Экспедиционные издержки в транспортных затратах в ООО "Логистик".

    курсовая работа , добавлен 06.01.2015

    Взаимозависимость показателей функционирования предприятий и базовых элементов управления цепями поставок. Подход к планированию логистики. Основные источники излишних логистических затрат. Этапы и обоснование планирования и проектирования поставок.

    курс лекций , добавлен 22.01.2016

    Сущность, виды, правила анализа и контроля логистических издержек. Сокращение временных и денежных затрат, связанных с товародвижением и формированием эффективных логистических цепей. Затраты на оформление заказа. Рекомендации по сокращению издержек.

    курсовая работа , добавлен 27.05.2014

    Сущность и содержание оптимизации логистических процессов, методик их оценки. Особенности складской логистики в системе. Анализ системы управления логистикой и эффективности функционирования логистических процессов. Внедрение механизма аутсорсинга.

    дипломная работа , добавлен 28.03.2014

    Цепочка поставок для одного продукта. Предназначение и функции логистики, ее современное определение и место в бизнесе. Логистический цикл доставки груза. Пример результатов оптимизации расходов на логистику. Основные составляющие логистических систем.

    презентация , добавлен 31.10.2016

    Основные логистические операции снабжения, совершенствование их исполнения путем использования информационных технологий. Методы исследования логистических потоков. Организация закупок материальных ресурсов на предприятии, оптимизация размера заказа.

    дипломная работа , добавлен 18.12.2012

    Понятие логистической системы, ее основные свойства, звенья, показатели качества и разновидности. Принципы построения логистических систем. Сравнительная характеристика классического и системного подхода в формировании современных логистических систем.

Введение

Логистические процессы, охватывающие как материальные и информационные процессы, так и отдельные элементы финансовых процессов, приводят к возникновению определенных затрат, которые в хозяйственной практике не всегда отождествляются с затратами в строгом понимании этого термина. Однако они оказывают воздействие на общие результаты деятельности предприятия, поскольку влияют на его финансовые показатели.

Проблема издержек? одна из наиболее актуальных и важных проблем экономики предприятия, так как уровень, динамика и структура издержек обращения тесно связаны со всеми сторонами хозяйственной деятельности предприятий, с вопросами планирования и организации процесса? движения товаров из сферы производства в сферу потребления.

Основная цель работы - исследовать структуру логистических издержек, источники их возникновения и разработать рекомендации по управлению логистическими издержками предприятия. В соответствии с поставленной целью предполагается решить следующие задачи:

  • ? сформулировать понятие логистических издержек;
  • ? раскрыть сущность издержек обращения и производства;
  • ? дать классификацию издержек в логистике;
  • ? выявить особенности учета логистических издержек;
  • ? указать пути оптимизации уровня логистических издержек

Понятие логистических издержек, их сущность и классификация

Логистические издержки составляют одну из самых больших статей расходов организации, уступая по своему объему только материальным затратам. Размеры логистических издержек зависят от сферы деятельности: в промышленности они составляют 10--15 % суммарных затрат на производство и реализацию продукции; в торговле -- 25 % и выше.

Основная задача логистики заключается в снижении затрат, связанных с доведением материального потока от первичного источника сырья до конечного потребителя.

Логистические издержки (logistical cost) - это сумма всех затрат, связанных выполнением логистических операций: размещением заказов на поставку продукции, закупку, складирование поступающей продукции, внутрипроизводственную транспортировку, промежуточное хранение, отгрузку, внешнюю транспортировку, а также затраты на персонал, оборудование, помещение, складские запасы, на передачу данных о заказах, запасах, поставках. Алесинская Т.В. Основы логистики. Общие вопросы логистического управления. Таганрог: Изд-во ТРТУ, 2005. ?121 с.

Логистические издержки -- издержки, выделяемые в зависимости от вида логистической системы, задач управления и оптимизации в конкретных логистических цепях и каналах. При этом принципиально важным является понятие общих логистических издержек: издержки на реализацию базовых логистических функций (снабжение, производство, сбыт), затраты на информационно-компьютерную поддержку и финансовые операции при реализации базовых логистических функций, издержки на логистическое администрирование, потери от связывания средств в запасах, ущерб от недостаточного уровня качества логистического менеджмента и сервиса. Обычной практикой является выделение затрат на транспортировку, управление запасами, складирование, администрирование, грузопереработку.

Логистические издержки формируются в результате функционирования и взаимодействия каналов снабжения, распределения и производственных процессов. В составе логистических издержек целесообразно учитывать затраты, связанные с движением финансового потока, обеспечивающего материальный поток затрат, на логистическое администрирование, а также потери от иммобилизации (замораживания) и материальных и финансовых ресурсов, незавершенного производства и готовой продукции, от недостаточного уровня качества снабжения, производства и сбыта готовой продукции.

По своему экономическому содержанию логистические издержки частично совпадают с издержками производства и издержками обращения.

Издержки обращения (distribution costs) -- выраженные в денежной форме совокупные затраты живого и овеществленного труда в процессе доведения продукта из сферы материального производства до потребителей. К издержкам обращения относят затраты на выполнение операций, связанных с реализацией товаров, точнее, с расходами по транспортировке, хранению, доработке, фасовке товаров, заработной плате торговых работников, отчислениями в государственные внебюджетные фонды социального назначения, амортизацией ОС и нематериальных активов и др. Моисеева Н.К. Экономические основы логистики: Учебник. - М.: ИНФРА-М, 2008. - 528 с.

Важнейшие из них? это транспортные расходы, затраты на формирование и хранение запасов и издержки обращения торговли.

Транспортные издержки (transportation costs) - это часть транспортно-заготовительных расходов. Они составляют затраты на транспортировку продукции от мест производства до потребителей, выполняемую как транспортом общего пользования, так и собственным транспортом. Транспортные издержки являются дополнительными расходами, связанными с продолжением процесса производства в сфере обращения.

Транспортные издержки включают: оплату транспортных тарифов, фрахта, различных сборов, затраты на содержание собственного транспорта, стоимость погрузо-разгрузочных работ, экспедирования грузов, зарплату на содержание персонала, затраты на горюче-смазочные материалы и энергетичекие ресурсы.

Издержки хранения (storage costs) - затраты, связанные с обеспечением сохранности продукции. Издержки хранения являются дополнительными расходами, связанными с продолжением процесса производства в сфере обращения, то есть носят производственный характер при условии нормативного объема запасов, необходимого для обеспечения непрерывности производства. В состав издержек хранения входят затраты по содержанию складского хозяйства, зарплата складского персонала, недостача продукции в пределах норм естественной убыли.

Издержки обращения торговли (distribution costs in wholesaling and retailing) - это затраты на движение товара от поставщика к потребителю, которые состоят из расходов на реализацию товаров в оптовой и розничной торговле. Они являются основным фактором, определяющим рентабельность торговых предприятий.

Следует отметить, что издержки обращения, взятые в целом, составляют довольно значимую величину в составе издержек предприятия: их доля в себестоимости промышленной продукции российских форм составляют от 5-6% до 50% и выше Аникин Б.А. Логистика: Учебное пособие / Б.А. Аникин - М.: ИНФРА-М, 2002. - 220с.. Поэтому снижение этих затрат - важный резерв повышения рентабельности предприятий в производственной сфере.

Издержки производства или производственные издержки (manufacturing costs) -- совокупные затраты живого и овеществленного труда в процессе производства общественного продукта; включают стоимость потребленных средств производства и всю вновь созданную стоимость. Производственные издержки составляют технологическую (операционную) себестоимость изготовления изделий и полуфабрикатов.

В технологическую себестоимость включаются стоимость сырья и материалов, покупных изделий и полуфабрикатов, топлива и энергии на технологические цели, основная и дополнительная оплата труда производственного персонала, расходы на освоение производства, износ технологической оснастки, расходы на содержание и эксплуатацию производственного оборудования. Предельная сумма затрат на содержание управленческого персонала производственных подразделений включается в цеховые расходы, которые, в свою очередь, распределяются между изделиями пропорционально основной заработной плате или же пропорционально технологической (операционной) себестоимости.

Издержки в логистике классифицируют по различным признакам. Григорьев М. Н. Логистика. Базовый курс: учебник / М. Н. Григорьев, С. А. Уваров. -- М.: Издательство Юрайт, 2011. -- 782 с. Рассмотрим наиболее общую классификацию.

  • 1. В зависимости от поведения издержек при изменении объема работ материальным потоком они подразделяются на:
    • · Постоянные издержки -- не изменяются вместе с нормальными колебаниями объемов деятельности.
    • · Переменные издержки -- изменяются пропорционально изменению объема деятельности.
  • 2. В зависимости от отнесения к тем или иным процессам различают:
    • · Прямые (или операционные) издержки -- расходы, которые непосредственно связаны с объектом затрат (обусловлены выполнением конкретных логистических работ). Такие издержки нетрудно идентифицировать. Прямые издержки на транспортировку, складирование, грузопереработку и некоторые другие работы по выполнению заказов и управлению запасами можно вычленить из традиционных расходных счетов.
    • · Косвенные издержки (непрямые) -- не связаны непосредственно с объектом затрат.

Например, объект затрат -- грузовой автомобиль. Прямые издержки -- зарплата водителя, амортизация этого автомобиля и т.п. Косвенные -- содержание резерва оборудования, резерва рабочей силы, расходы менеджеров транспортного отдела, а также административные расходы всей компании.

  • 3. В зависимости от восприимчивости к управленческому влиянию издержки подразделяют на:
    • · Регулируемые издержки -- издержки, которыми можно управлять на уровне центра ответственности (подразделения).
    • · Нерегулируемые издержки -- издержки, на которые из центра ответственности повлиять нельзя, поскольку эти издержки регулируются на уровне компании в целом или во внешнем звене (на другом предприятии) ЛЦ.
  • 4. В зависимости от способа получения данных логистические издержки делятся на:
    • · Фактические логистические издержки - затраты, действительно приходящиеся на данную логистическую операцию или данный объект в рассматриваемом периоде при фактическом объеме выполняемых действий.
    • · Нормальные логистические издержки - средние затраты, приходящиеся на данную логистическую операцию или данный объект в рассматриваемом периоде при фактическом объеме выполняемых действий.
    • · Плановые логистические издержки - затраты, рассчитанные для определенной логистической операции или определенного объекта в определенный период при запланированной программе работ и заданной технологии.
  • 5. В зависимости от решаемых задач различают:
    • · Продуктивные затраты логистической деятельности - затраты на работу, направленную на создание добавленной ценности, которую хочет иметь потребитель и за которую он готов платить.
    • · Затраты на поддержание логистической деятельности сами по себе не создают ценности, но они являются необходимыми, например, затраты на транспортировку, оформление заказов, проверку работы сотрудников, ведение учета продукции.
    • · Затраты на контроль - затраты логистической деятельности на мероприятия, направленные на предотвращение нежелательных результатов обслуживания потребителей.
  • 6. В зависимости от конкретных целей анализа затрат бывают:
    • · Убыточные затраты - затраты на работы, которые не дают полезных результатов (простой, ожидание).
    • · Вмененные затраты (затраты упущенных возможностей) характеризуют упущенную выгоду, потерю прибыли от того, что ресурсы были использованы определенным образом, что исключило применение другого возможного варианта.
    • · Частичные затраты - это относимые на определенный продукт, заказ, сферу деятельности части затрат, выделенные по определенным признакам.
  • 7. В зависимости от вида логистической функции издержки подразделяют на транспортные издержки, издержки хранения, распределения, снабжения, управления запасами и др.
  • 8. В зависимости от вида логистической операции выделяют издержки на погрузку, разгрузку, затаривание, перевозку и экспедирование грузов, приемку и отпуск товаров со склада, хранение и сортировку, комплектацию и маркировку товаров, сбор, хранение и передачу информации о материальном потоке, расчеты с поставщиками и потребителями, страхование грузов, оформление закупок (трансакционные издержки) и др.

Трансакционные издержки -- издержки экономического оборота, обусловленные социальной природой, т.е. теми отношениями между людьми, которые сложились по поводу данного объекта, а в конечном итоге -- теми институтами, которые структурируют эти отношения. Трансакционные издержки связаны с определенными действиями в процессе подготовки, заключения и исполнения сделки, а именно: поиском информации, ведением переговоров, заключением договоров, защитой прав собственности и другими.

Подобная классификация логистических издержек позволяет создать модель системы затрат предприятия, без которой трудно решать задачи планирования, учета, контроля и регулирования этих затрат. С целью разработки системы управления затратами необходимо классифицировать логистические издержки по различным признакам и определить их роль в указанной системе. Классификация логистических издержек по тому или иному признаку или по нескольким признакам одновременно лежит в основе организации учета и анализа логистических затрат, а также калькуляции себестоимости обслуживания потребителей.

Издержки в логистике классифицируют по различным при­знакам (рис. 26).

В зависимости от поведения издержек при изменении объ­ема работ с материальным потоком они подразделяются на по­стоянные и переменные. Постоянные издержки - не изменя­ются вместе с нормальными колебаниями объемов деятельно­сти. Переменные издержки - изменяются пропорционально изменению объема деятельности.

Рис.26. Классификация издержек в логистике

В зависимости от отнесения к тем или иным процессам разли­чают прямые и косвенные издержки. Прямые (или операционные) издержки - расходы, которые непосредственно связаны с объек­том затрат (обусловлены выполнением конкретных логистических работ). Такие издержки нетрудно идентифицировать. Прямые издержки на транспортировку, складирование, грузопереработку и некоторые другие работы по выполнению заказов и управлению запасами можно вычленить из традиционных расходных счетов.

Косвенные издержки (непрямые) не связаны непосредствен­но с объектом затрат. Например, объект затрат - грузовой авто­мобиль. Прямые издержки - зарплата водителя, амортизация этого автомобиля и т. п., косвенные - содержание резерва обору­дования, резерва рабочей силы, расходы менеджеров транспорт­ного отдела, а также административные расходы всей компании.

В зависимости от восприимчивости к управленческому вли­янию издержки подразделяют на регулируемые и нерегулиру­емые. Регулируемые издержки - издержки, которыми можно управлять на уровне центра ответственности

Нерегулируемые издержки - издержки, на которые из центра ответственности повлиять нельзя. Предполагается, что эти издержки регулируются на уровне компании в целом.

В зависимости от вида логистической функции издержки под­разделяют на транспортные, издержки хранения и т. п. При этом основными видами издержек, которыми можно хорошо управлять на уровне ответственности служб логистики, являются издержки, связанные с хранением и транспортированием продукции. Эти виды издержек рассматриваются в следующих двух параграфах.

Вопросы для контроля знаний

1.С какой целью составляется отчет по логистическим из­держкам?

2. Для кого предназначен отчет по логистическим издержкам?

3.Что является критерием качества отчета по логистиче­ским издержкам?

4. Как классифицируют издержки в логистике:

По признаку изменения в ходе процесса;

По признаку отношения к процессу;

По признаку восприимчивости к управленческому влиянию.

5.Укажите основные требования, предъявляемые к систе­мам учета издержек в логистике.

Раздел II. ЛОГИСТИЧЕСКИЙ ПОДХОД К УПРАВЛЕНИЮ МАТЕРИАЛЬНЫМИ ПОТОКАМИ В СФЕРАХ ПРОИЗВОДСТВА И ОБРАЩЕНИЯ



Глава 7. Функциональные области логистики

7.1. Характеристика функциональных областей логистики

Материальный поток, продвигаясь к конечному потребителю, последовательно проходит цепь звеньев товародвижений. Звенья эти могут представлять собой отдельные предприятий а могут являться участками, подразделениями этих предприятий . На пути от первичного источника сырья до конечного потребителя готового продукта периодически повторяются звенья цепи товародвижения, обладающие схожими функциями.

Перечислим основные функции логистики, которые перио­дически повторяются на пути движения продукции от первич­ного источника сырья к конечному потребителю:

а) участие в снабжении;

б) участие в производстве (в торговле - организация хра­нения и складской обработки товаров);

в) участие в сбыте (распределении) готовой продукции;

г) транспортировка;

д) информационное обеспечение материальных потоков.

Каждая из перечисленных групп функций обладает определённой спецификой, в связи с чем выделяют соответствую­щие функциональные области логистики: закупочную,производственную, сбытовую (распределительную ), транспорт­ную и информационную, которые подробно изучаются в следующих главах учебника. В настоящем параграфе кратко охарактеризуем каждую функциональную область.

1.В процессе снабжения предприятия материальными и товарными ресурсами решается множество задач: принимаются решения, что и сколько следует купить, изучаются рынки, вы­бираются поставщики, заключаются договоры и контролируется их исполнение, организуются доставка и приемка закупленной продукции, принимаются меры в случае нарушения условий поставки. Часть из перечисленных задач решается службой логистики. Логистический подход к управлению материальными потоками требует, чтобы деятельность этой службы, связанная формированием параметров сквозного материального потока, не была обособленной, а подчинялась стратегии управления сквозным материальным потоком. В то же время задачи, решаемый в процессе доведения материального потока от складов продавца до складов и цехов предприятия - покупателя, имеют известную специфику, что явилось причиной выделения обосо­бленного раздела логистики - закупочной логистики.

2. В процессе управления материальным потоком внутри предприятия, создающего материальные блага или оказывающего материальные услуги, в основном решаются задачи производственной логистики. Специфика этого этапа заключается в том, что основной объем работ по проведению потока выполняется в пределах территории одного предприятия. Участники логистического процесса при этом, как правило, не вступают в товарно-денежные отношения. Материальный поток продвигается не в результате договоров, заключенных данным предприятием с его поставщиками или покупателями, а в результате внутренних решений, принимаемых системой управления предприятием.

Сфера производственной логистики тесно соприкасается со сферами закупок материалов и сбыта готовой продукции. Однако основной круг задач в этой области - управление материальными потоками в процессе осуществления работ внутри предприятия, производственного или торгового.

3. При управлении материальными потоками в процессе реализации готовой продукции решаются задачи сбытовой или распределительной логистики. Уточним содержание этих часто встречающихся в отечественной литературе терминов.

Доведение материального потока силами и средствами поставщика до получателя, являющегося следующим звеном в цепи товародвижения, относится к области сбытовой логистики. Если же в процессе сбыта системой логистического менеджмента охвачено управление материальным потоком на протяжении нескольких звеньев цепи товародвижения, то используют термин "распределительная логистика".

Например, мебельная фабрика, расположенная в Москве имеет склад готовой продукции, также расположенный вМоскве. Один из региональных оптовых складов этой фабрики расположен в Уфе. Региональные дилеры, работающие с московской фабрикой и получающие мебельную продукцию со склада фабрики в Уфе, расположены в Бугульме, Магнитогорске, Оренбурге и Орске. Рассмотрим два варианта организации товародвижении

Вариант 1. Служба логистики мебельной фабрики организует доставку мебели на региональный оптовый склад в Уфе, поддерживает на этом складе запас в соответствии с заданным уровнем обслуживания дилеров. Дилеры самостоятельно приезжают на региональный склад, получают мебельную продукцию и доставляют в свои магазины или покупателям. Логистика дилеров практически никак не связана с логистикой московской фабрики. В этом случае имеет место сбытовая логистике московской фабрики.

Вариант 2. Задача службы логистики московской фабрики не ограничивается поддержанием запаса мебели на складе в Уфе. По заранее налаженным каналам связи служба логистики московской фабрики получает от дилеров информацию о заказах их клиентов (конечных покупателей мебели), на основе чего обеспечивает продвижение заказанной мебели в соответствующий город по наиболее рациональной схеме. Совместно с дилерами выбирается правильный вид и тип транспорта, согласуются маршруты и графики, разрабатываются схемы укладки групп кузове автомобиля, а также решается множество других задач логистики. Создаваемая совместно с дилерами логистическая система обеспечивает доведение мебели от фабрики, расположенной в Москве, до конечного потребителя, расположенного в регионе. В этом случае имеет место распределительная логистика.

Распределительная логистика включает обширный круг задач, решением которых службы логистики производственных и торговых предприятий занимаются совместно со службами сбыта и продаж. Перечислим некоторые из этих задач: какой канал использовать для доведения товара до покупателя, где в цепи товародвижения сконцентрировать запасы, в какую тару упа­ковать отгружаемую покупателю продукцию, как ее промарки­ровать, как организовать отгрузку и по какому маршруту доста­вить товар покупателю.

В дальнейшем по тексту учебника используется единый термин распределительная логистика.

4. При управлении материальными потоками на транспортных участках решаются специфические задачи транспортной логистики. Совокупный объем транспортной работы, выполня­емой в процессе доведения материального потока от первичного источника сырья до конечного потребителя, можно разделить на две примерно равные группы:

Работы, выполняемые транспортом, принадлежащим специальным транспортным организациям (транспорт общего пользования);

Работы, выполняемые собственным транспортом всех остальных (нетранспортных) предприятий.

Так же, как и другие функциональные области логистики, транспортная логистика четко очерченных границ не имеет. Ме­тоды транспортной логистики могут применяться при организа­ции любых перевозок. Однако приоритетным объектом изучения и управления в этом разделе является материальный поток, имеющий место в процессе перевозок транспортом общего пользования.

5. Информационная логистика. Результаты движения ма­териальных потоков находятся в прямой связи с рациональной организации информационных потоков. В последние десятилетия именно возможность эффективного управления мощ­ными информационными потоками позволила ставить и решать задачи сквозного управления потоками материальными. Высо­ким значимость информационной составляющей в логистических процессах стала причиной выделения специального раздела логистики - информационной логистики.

Объектом исследования информационной логистики являются информационные системы, обеспечивающие управление материальными потоками, используемая микропроцессорная техника, информационные технологии и другие вопросы, свя­занные с организацией информационных потоков (сопряжен­ных с материальными).

Информационная логистика тесно связанна с остальными функциональными областями логистики. Этот раздел рассма­тривает организацию информационных потоков внутри пред­приятия, а также обмен информацией между различными участ­никами логистических процессов, находящимися на значитель­ных расстояниях друг от друга (например, с помощью средств спутниковой связи).