3.2. Каскадная стратегия

Каскадная стратегия (однократный проход, водопадная или классическая модель) подразумевает линейную последовательность выполнения стадий создания информационной системы (рис.3.1). Другими словами, переход с одной стадии на следующую происходит только после того, как будет полностью завершена работа на текущей.

Рис.3.1. Каскадная стратегия

Данная модель применяется при разработке информационных систем, для которых в самом начале разработки можно достаточно точно и полно сформулировать все требования.

Достоинства модели:

На каждой стадии формируется законченный набор документации, программного и аппаратного обеспечения, отвечающий критериям полноты и согласованности;

Выполняемые в четкой последовательности стадии позволяют уверенно планировать сроки выполнения работ и соответствующие ресурсы (денежные, материальные и людские).

Недостатки модели:

Реальный процесс разработки информационной системы редко полностью укладывается в такую жесткую схему. Особенно это относится к разработке нетиповых и новаторских систем;

Основана на точной формулировке исходных требований к информационной системе. Реально в начале проекта требования заказчика определены лишь частично;

Основной недостаток – результаты разработки доступны заказчику только в конце проекта. В случае неточного изложения требований или их изменения в течение длительного периода создания ИС заказчик получает систему, не удовлетворяющую его потребностям.

3.3. Инкрементная стратегия

Инкрементная стратегия (англ. increment – увеличение, приращение) подразумевает разработку информационной системы с линейной последовательностью стадий, но в несколько инкрементов (версий), т. е. с запланированным улучшением продукта.

Рис.3.2. Инкрементная стратегия

В начале работы над проектом определяются все основные требования к системе, после чего выполняется ее разработка в виде последовательности версий. При этом каждая версия является законченным и работоспособным продуктом. Первая версия реализует часть запланированных возможностей, следующая версия реализует дополнительные возможности и т. д., пока не будет получена полная система.

Данная модель жизненного цикла характерна при разработке сложных и комплексных систем, для которых имеется четкое видение (как со стороны заказчика, так и со стороны разработчика) того, что собой должен представлять конечный результат (информационная система). Разработка версиями ведется в силу разного рода причин:

Отсутствия у заказчика возможности сразу профинансировать весь дорогостоящий проект;

Отсутствия у разработчика необходимых ресурсов для реализации сложного проекта в сжатые сроки;

Требований поэтапного внедрения и освоения продукта конечными пользователями. Внедрение всей системы сразу может вызвать у ее пользователей неприятие и только «затормозить» процесс перехода на новые технологии. Образно говоря, они могут просто «не переварить большой кусок, поэтому его надо измельчить и давать по частям».

Достоинства и недостатки этой стратегии такие же, как и у классической. Но в отличие от классической стратегии заказчик может раньше увидеть результаты. Уже по результатам разработки и внедрения первой версии он может незначительно изменить требования к разработке, отказаться от нее или предложить разработку более совершенного продукта с заключением нового договора.

3.4. Спиральная стратегия

Спиральная стратегия (эволюционная или итерационная модель, автор Барри Боэм, 1988 г.) подразумевает разработку в виде последовательности версий, но в начале проекта определены не все требования. Требования уточняются в результате разработки версий.

Рис. 3.3. Спиральная стратегия

Данная модель жизненного цикла характерна при разработке новаторских (нетиповых) систем. В начале работы над проектом у заказчика и разработчика нет четкого видения итогового продукта (требования не могут быть четко определены) или стопроцентной уверенности в успешной реализации проекта (риски очень велики). В связи с этим принимается решение разработки системы по частям с возможностью изменения требований или отказа от ее дальнейшего развития. Как видно из рис.3.3, развитие проекта может быть завершено не только после стадии внедрения, но и после стадии анализа риска.

Достоинства модели:

Позволяет быстрее показать пользователям системы работоспособный продукт, тем самым, активизируя процесс уточнения и дополнения требований;

Допускает изменение требований при разработке информационной системы, что характерно для большинства разработок, в том числе и типовых;

Обеспечивает большую гибкость в управлении проектом;

Позволяет получить более надежную и устойчивую систему. По мере развития системы ошибки и слабые места обнаруживаются и исправляются на каждой итерации;

Позволяет совершенствовать процесс разработки – анализ, проводимый в каждой итерации, позволяет проводить оценку того, что должно быть изменено в организации разработки, и улучшить ее на следующей итерации;

Уменьшаются риски заказчика. Заказчик может с минимальными для себя финансовыми потерями завершить развитие неперспективного проекта.

Недостатки модели:

Увеличивается неопределенность у разработчика в перспективах развития проекта. Этот недостаток вытекает из предыдущего достоинства модели;

Затруднены операции временного и ресурсного планирования всего проекта в целом. Для решения этой проблемы необходимо ввести временные ограничения на каждую из стадий жизненного цикла. Переход осуществляется в соответствии с планом, даже если не вся запланированная работа выполнена. План составляется на основе статистических данных, полученных в предыдущих проектах и личного опыта разработчиков.

3.5. Сравнительный анализ моделей

Знание различных моделей жизненного цикла и умение их применять на практике необходимы любому руководителю проекта. Правильный выбор модели позволяет грамотно планировать объемы финансирования, сроки и ресурсы, необходимые для выполнения работ, сократить риски как разработчика, так и заказчика. Это способствует повышению авторитета (имиджа) разработчиков в глазах заказчика и в свою очередь оказывает влияние на перспективу дальнейшего сотрудничества с ним и другими заказчиками. Считать, что спиральная модель лучше остальных, неверно. Ведь на каждый проект заключается отдельный договор с определенной стоимостью. Заключать договор на большую сумму с неопределенным итоговым результатом заказчик никогда не будет (если только он не альтруист). В этом случае он предложит вложить вначале небольшую сумму в проект и уже по результатам первой версии (итерации) будет решать вопрос о заключении дополнительного договора на развитие системы.

Каждая из моделей имеет свои достоинства и недостатки, а также сферы применения в зависимости от специфики разрабатываемой системы, возможностей заказчика и разработчика и т. п. В табл. 3.1 приводится сравнительная характеристика рассмотренных выше моделей, которая должна помочь в выборе стратегии для конкретного проекта.

Таблица 3.1. Сравнение моделей жизненного цикла

Характеристика
проекта
Модель (стратегия)
Новизна разработки и обеспеченность ресурсами Типовой. Хорошо проработаны технология и методы решения задачи Нетиповой (новаторский).
Нетрадиционный для разработчика
Ресурсов заказчика и разработчика хватает для реализации проекта в сжатые сроки Ресурсов заказчика или разработчика не хватает для реализации проекта в сжатые сроки
Масштаб проекта Малые и средние проекты Средние и крупные проекты Любые проекты
Сроки выполнения проекта До года До нескольких лет. Разработка одной версии может занимать срок от нескольких недель до года
Заключение отдельных договоров на отдельные версии Заключается один договор. Версия и есть итоговый результат проекта На отдельную версию или несколько последовательных версий обычно заключается отдельный договор
Определение основных требований в начале проекта Да Да Нет
Изменение требований по мере развития проекта Нет Незначительное Да
Разработка итерациями (версиями) Нет Да Да
Распространение промежуточного ПО Нет Может быть Да

В табл. 3.1 не стоит рассматривать значения «Да» и «Нет» как жесткие требования. Например, незначительное изменение требований по мере развития проекта при использовании каскадной модели (например, добавление некоторых непредусмотренных сервисных функций) встречается не так уж редко и в случае их реализации способствует улучшению взаимоотношений между сторонами. Аналогично распространение промежуточного программного обеспечения при спиральной модели необязательно, а иногда даже вредно отражается на процессах внедрения и опытной эксплуатации системы.

При разработке системы под итоговым продуктом и промежуточным программным обеспечением согласно следует понимать:

- ревизию (исправительную или опытную) – любые оперативные изменения программного и информационного обеспечения, а также БД, необязательные в данный момент к передаче на объекты внедрения и связанные с устранением ошибок и усовершенствованием;

- модификацию – любые оперативные изменения программного и информационного обеспечения, а также БД, обязательные для передачи на объекты внедрения и обусловливающие изменение эксплуатационных характеристик без изменения функций (предусмотренных ), а также изменения, связанные с устранением ошибок, усовершенствованием;

- версию – любые изменения программного и информационного обеспечения, а также БД, обязательные для передачи на объекты внедрения, позволяющие выполнять заявленные или дополнительные функции, а также обеспечивающие переход на новые операционные системы и информационную среду;

- развитие (очередь) плановые изменения информационной системы, связанные с введением новых функций и улучшением эксплуатационных характеристик, переходом на новую информационную среду, внедрением новых комплексов технических средств, новых информационных технологий и пр.

В соответствии с приведенной классификацией итоговым продуктом для любой из моделей жизненного цикла является обязательная к передаче версия или очередь системы. Разработка очередями характерна при инкрементной стратегии. В качестве промежуточного программного обеспечения следует рассматривать ревизии и модификации. Как было отмечено выше, частая передача ревизий и модификаций конечным пользователям (особенно занятым другими производственными делами) нежелательна. Согласно смена версий информационных систем на железнодорожном транспорте должна выполняться не чаще одного - двух раз в год, а модификаций – не чаще раза в месяц.

3.6. Методологии, поддерживающие спиральную модель

В настоящее время имеется несколько методологий 1 разработки программного обеспечения, которые можно рекомендовать при использовании спиральной модели жизненного цикла. Наиболее известными из них являются методология быстрой разработки приложений (Rapid Application Development, RAD) и экстремальное программирование (eXtreme Programming, XP – автор Кент Бек, 1999).

3. Дайте краткую характеристику методологий и .

Вопрос 143

модели ЖЦ ПО

Понятие жизненного цикла программного обеспечения (ЖЦ ПО) является одним из базовых в программной инженерии. Жизнен­ ный цикл программного обеспечения определяет­ся как период времени, который начинается с момента принятия ре­шения о необходимости создания ПО и заканчивается в момент его полного изъятия из эксплуатации.

Под моделью Ж Ц ПО понимается структура, определя­ющая последовательность выполнения и взаимосвязи процессов, дей­ствий и задач на протяжении ЖЦ. Модель ЖЦ зависит от специфи­ки, масштаба и сложности проекта и специфики условий, в которых система создается и функционирует.

Стандарт ISO/IEC 12207 не предлагает конкретную модель ЖЦ и методы разработки ПО. Его положения являются общими для лю­бых моделей ЖЦ, методов и технологий разработки ПО. Стандарт описывает структуру процессов ЖЦ ПО, но не конкретизирует в деталях, как реализовать или выполнить действия и задачи, вклю­ченные в эти процессы.

Модель ЖЦ любого конкретного ПО ЭИС определяет характер процесса его создания, который представляет собой совокупность упорядоченных во времени, взаимосвязанных и объединенных в стадии работ, выполнение которых необходимо и достаточно для создания ПО, соответствующего заданным требованиям.

К настоящему времени наибольшее распространение получили следующие две основные модели ЖЦ ПО: каскадная модель (1970 -1985 гг.) и спиральная модель (I986 - 1990 гг.).

В однородных ЭИС 70-х и 80-х гг. прикладное ПО представляло собой единое целое. Для разработки такого типа ПО применялся каскадный подход (другое название - водопад (waterfall)) (рис. 1.3). Принципиальной особенностью каскадного подхода является следу­ющее: переход на следующую стадию осуществляется только после того, как будет полностью завершена работа на текущей стадии, и возвратов на пройденные стадии не предусматривается. Каждая ста­дия заканчивается получением некоторых результатов, которые слу­жат в качестве исходных данных для следующей стадии. Требования к разрабатываемому ПО, определенные на стадии формирования требований, строго документируются в виде технического задания и фиксируются на все время разработки проекта. Каждая стадия за­вершается выпуском полного комплекта документации, достаточной для того, чтобы разработка могла быть продолжена другой командой разработчиков. Критерием качества разработки при таком подходе является точность выполнения спецификаций технического задания.

разработки ПО

При этом основное внимание разработчиков сосредоточивается на достижении оптимальных значений технических характеристик раз­рабатываемого ПО: производительности, объема занимаемой памя­ти и др.

Преимущества применения каскадного способа заключа­ются в следующем:

на каждой стадии формируется законченный набор проектной документации, отвечающий критериям полноты и согласованно­сти;

выполняемые в логичной последовательности стадии работ по­зволяют планировать сроки завершения всех работ и соответству­ющие затраты.

Каскадный подход хорошо зарекомендовал себя при построении ЭИС, для которых в самом начале разработки можно достаточно точно и полно сформулировать все требования, с тем чтобы предо­ставить разработчикам свободу реализовать их технически как мож­но лучше. В эту категорию попадают сложные системы с большим количеством задач вычислительного характера, системы реального времени и др.

В то же время этот подход обладает рядом недостатков, вызванных прежде всего тем, что реальный процесс создания ПО никогда полностью не укладывался в такую жесткую схему. Процесс создания ПО носит, как правило, итерационный характер: результа­ты очередной стадии часто вызывают изменения в проектных реше­ниях, выработанных на более ранних стадиях. Таким образом, по­стоянно возникает потребность в возврате к предыдущим стадиям и уточнении или пересмотре ранее принятых решений. В результате реальный процесс создания ПО принимает иной вид (рис. 1.4).

Изображенную на рис. 1.4 схему часто относят к отдельной модели, так называемой модели с промежуточным контролем , в которой межстадийные корректировки обеспечивают большую надежность по сравне­нию с каскадной моделью, хотя и увеличивают весь период разработки.

Основным недостатком каскадного подхода являются суще­ственное запаздывание с получением результатов и, как следствие, достаточно высокий риск создания системы, не удовлетворяющей изменившимся потребностям пользователей. Практика показыва­ет, что на начальной стадии проекта полностью и точно сформу­лировать все требования к будущей системе не удается. Это объяс­няется двумя причинами: 1) пользователи не в состоянии сразу изложить все свои требования и не могут предвидеть, как они изменятся в ходе разработки; 2) за время разработки могут про­изойти изменения во внешней среде, которые повлияют на требо­вания к системе. В рамках каскадного подхода требования к ЭИС фиксируются в виде технического задания на все время ее созда­ния, а согласование получаемых результатов с пользователями производится только в точках, планируемых после завершения каждой стадии (при этом возможна корректировка результатов по замечаниям пользователей, если они не затрагивают требования, изложенные в техническом задании). Таким образом, пользовате­ли могут внести существенные замечания только после того, как работа над системой будет полностью завершена. В случае неточ­ного изложения требований или их изменения в течение длительного периода создания ПО пользователи получают систему, не удовлетворяющую их потребностям. В результате приходится начинать новый проект, который может постигнуть та же участь.

Для преодоления перечисленных проблем в середине 80-х гг. была предложена спиральная модель ЖЦ (рис. 1.5).

Ее принципиальной особенностью является следующее: прикладное ПО создает­ся не сразу, как в случае каскадного подхода, а по частям с использо­ванием метода прототипирования. Под прототипом понимается действующий программный компонент, реализующий отдельные функции и внешние интерфейсы разрабатываемого ПО. Создание прототипов осуществляется в несколько итераций, или витков спи­рали. Каждая итерация соответствует созданию фрагмента или вер­сии ПО, на ней уточняются цели и характеристики проекта, оце­нивается качество полученных результатов и планируются работы следующей итерации. На каждой итерации производится тщатель­ная оценка риска превышения сроков и стоимости проекта, чтобы определить необходимость выполнения еще одной итерации, сте­пень полноты и точности понимания требований к системе, а так­же целесообразность прекращения проекта. Спиральная модель из­бавляет пользователей и разработчиков ПО от необходимости пол­ного и точного формулирования требований к системе на началь­ной стадии, поскольку они уточняются на каждой итерации. Таким образом, углубляются и последовательно конкретизируются детали проекта, и в результате выбирается обоснованный вариант, кото­рый доводится до реализации.

Спиральная модель не исключает использования каскадного подхода на завершающих стадиях проекта в тех случаях, когда тре­бования к системе оказываются полностью определенными.

Основная проблема спирального цикла - определение момента перехода на следующую стадию. Для ее решения необходимо ввести временные ограничения на каждую из стадий жизненного цикла. Пере­ход осуществляется в соответствии с планом, даже если не вся заплани­рованная работа закончена. План составляется на основе статистиче­ских данных, полученных в предыдущих проектах, и личного опыта разработчиков.

Под моделью ЖЦ понимается структура, определяющая последовательностьвыполнения и взаимосвязи процессов, действий и задач, выполняемых на протяжении ЖЦ ПО.

Модель ЖЦ зависит от специфики ПО и специфики условий, в которых оно создается и функционирует.

Стандарт ISO/IEC 12207 не предлагает конкретную модель ЖЦ и методы разработки ПО . Его регламенты являются общими для любых моделей ЖЦ, методологий и технологий разработки. Стандарт ISO/IEC 12207 описывает структуру процессов ЖЦ ПО, но не конкретизирует в деталях, как реализовать или выполнить действия и задачи, включенные в эти процессы.

Модель ЖЦ любого конкретного ПО определяет характер процесса его создания.

Процесс создания ПО представляет собой совокупность упорядоченных во времени, взаимосвязанных и объединенных в этапы работ , выполнение которых необходимо и достаточно для создания ПО, соответствующего заданным требованиям.

Под этапом создания ПО понимается часть процесса создания ПО , огра­ниченная некоторыми временными рамками и заканчивающаяся выпуском конкретного продукта (моделей ПО, программных ком­понентов, документации), определяемого заданными для данной стадии требованиями. Этапы создания ПО выделяются по сообра­жениям рационального планирования и организации работ, закан­чивающихся заданными результатами.

В состав ЖЦ ПО обычно включаются следующие этапы:

1) формирование требований, предъявляемых к ПО;

2) проектирование структуры ПО;

3) реализация;

4) тестирование;

5) ввод в действие;

6) эксплуатация и сопровождение;

7) снятие с эксплуатации.

На каждом этапе могут выполняться несколько процессов, оп­ределенных в стандарте 1SO/IEC 12207, и, наоборот, один и тот же процесс может выполняться на различных этапах.

Существующие модели ЖЦ определяют порядок исполнения этапов в ходе разработки, а также критерии перехода от этапа к этапу.

К настоящему времени наибольшее распространение получили следующие три основные модели ЖЦ .

1) Каскадная модель (1970-1980 гг.) предполагает переход на следующий этап после полного завершения работ предыдущего этапа.

2) Поэтапная модель с промежуточным контролем (1980-1985 гг.) — итерационная модель разработки ПО с циклами обратной связи между этапами.

3) Спиральная модель (1986-1990 гг.) делает упор на начальные этапы ЖЦ (анализ требований, проектирование спецификаций, предварительное и детальное проектирование).

Основные характеристики каскадного способа :

Разбиение всей разработки на этапы;

Переход с одного этапа на следующий происходит только после полного завершения работы на текущем этапе (рис. 4.1);

Возможность планировать сроки завершения всех работ исоответствующие затраты;

Результатами каждого этапа являются технические решения и полный комплект проектной документации, отвечающей критериям полноты и согласованности, достаточной для того, чтобы разработка могла быть продолжена другой командой разработчиков;

Исходными для каждого этапа являются документы и решения, полученные на предыдущем этапе.

Каскадный подход хорошо зарекомендовал себя при разработке несложного ПО, когда каждая программа представляет собой единое целое. При построении такого ПО в самом начале разработки можно достаточно точно и полно сформулировать все требования, с тем, чтобы предоставить разработчикам свободу реализовать их как можно лучше с технической точки зрения.

Рис. 4.1. Каскадная модель разработки программного обеспечения

Однако реальный процесс создания ПО практически никогда полностью не укладывается в такую жесткую схему. Постоянно возникает потребность в возврате к предыдущим этапам и уточнении или пересмотре ранее принятых решений.

Основной недостаток каскадного подхода : требования к ПО "заморожены" в виде технического задания на все время его создания. Пользователи могут внести свои замечания только после того, как работа над ПО будет полностью завершена.


В случае неточного изложения требований или их изменения в течение длительного периода создания ПО, пользователи получают систему, не удовлетворяющую их потребностям. Модели (как функциональные, так и информационные) автоматизируемого объекта могут устареть одновременно с их утверждением.

Поэтому реально каскадная модель создания ПО имеет вид, показанный на рис. 4.2.

Рис. 4.2. Модель с промежуточным контролем

В модели с промежуточным контролем (разновидности каскадной модели) меж-этапные корректировки обеспечивают большие гибкость и надежность по сравнению с каскадной моделью, хотя и увеличивают весь период создания.

Для преодоления перечисленных проблем была предложена спиральная модель ЖЦ (рис. 4.3), делающая упор на начальные этапы ЖЦ: анализ требований, определение спецификаций и проектирование (предварительное и детальное) .

Рис. 4.3. Спиральная модель жизненного цикла

На этих этапах реализуемость технических решений проверяется путем создания прототипов приложений , которые демонстрируются заказчику, обсуждаются.

Под прототипом обычно понимают набор программ, моделирующих (изображающих, эмулирующих) работу готовой системы. Цель прототипирования — более ясно представить себе будущую систему, предугадать ее недостатки на этапе проектирования, внести необходимые коррективы в техническое задание и технический проект, если он уже готов. Прототип системы удобно демонстрировать сотрудникам предприятия-заказчика, чтобы они могли понять, насколько удобно им будет пользоваться системой, какие функции следует добавить или исключить.

Каждый виток спирали соответствует созданию фрагмента или версии ПО , на нем уточняются цели и характеристики проекта, определяется его качество и планируются работы следующего витка спирали. Таким образом, углубляются и последовательно конкретизируются детали проекта.

Разработка итерациями отражает объективно существующий спиральный цикл создания ПО. Неполное завершение работ на каждом этапе позволяет переходить на следующий этап, не дожидаясь полного завершения работы на текущем этапе. При итеративном способе разработки недостающую работу можно будет выполнить на следующей итерации.

Главная задача — как можно быстрее показать пользователям работоспособный продукт, тем самым, активизируя процесс уточнения и дополнения требований, исправления ошибок, обусловленных неопределенностью или некорректностью технических заданий и спецификаций требований.

Спиральная модель не исключает использования каскадного подхода на завершающих стадиях проекта в тех случаях, когда тре­бования к системе оказываются полностью определенными.

Основная проблема спирального цикла определение момента перехода на следующий этап. Для ее решения необходимо ввести временные ограничения на каждый из этапов ЖЦ. Переход осуществляется в соответствии с планом, даже если не вся запланированная работа закончена. План составляется на основе статистических данных, полученных в предыдущих проектах, и личного опыта разработчиков.

Другими недостатками спиральной модели являются:

Трудоемкость внесения изменений;

Большой объем документации по проекту, затрудняющий программирование;

Сложность переноса на другие платформы.

Поэтому, при всех достоинствах спиральной модели все же рекомендуется по возможности "обеспечивать поступательный ход процесса разработки ПО, без возвратов для уточнения или переделки компонентов или даже всего комплекса программ" — В.В. Липаев .

Главная особенность индустрии ПО состоит в концентрации сложности на начальных этапах ЖЦ — анализе, определении спецификаций и проектировании, при относительно невысокой сложности и трудоемкости последующих этапов. Более того, нерешенные вопросы и ошибки, допущенные на начальных этапах, порождают на последующих этапах трудные, часто неразрешимые проблемы и, в конечном счете, приводят к неуспеху всего проекта.


Рис. 5.4.

Требования к разрабатываемой ПС, определенные на стадиях формирования и анализа, строго документируются в виде ТЗ и фиксируются на все время разработки проекта. Каждая стадия завершается выпуском полного комплекта документации (ТЗ, ЭП, ТП, РП), достаточной для того, чтобы разработка могла быть продолжена другой командой разработчиков. Критерием качества разработки при таком подходе является точность выполнения спецификаций ТЗ. Основное внимание разработчиков сосредоточивается на достижении оптимальных значений технических характеристик разрабатываемой ПС – производительности, объема занимаемой памяти и др.

Преимущества каскадной модели :

  • на каждой стадии формируется законченный набор проектной документации, отвечающей критериям полноты и согласованности;
  • выполняемые в логической последовательности стадии работ позволяют планировать сроки завершения всех работ и соответствующие затраты.

Каскадный подход хорошо зарекомендовал себя при построении ПС, для которых в самом начале проекта можно полно и четко сформулировать все требования. Пока все это контролируется стандартами и различными комиссиями госприемки, схема работает хорошо.

Недостатки каскадной модели :

  • выявление и устранение ошибок производится только на стадии тестирования, которое может существенно растянуться;
  • реальные проекты часто требуют отклонения от стандартной последовательности шагов;
  • цикл основан на точной формулировке исходных требований к ПС, реально в начале проекта требования заказчика определены лишь частично;
  • результаты работ доступны заказчику только по завершении проекта.

Итерационная модель ЖЦ ПС

С ростом коммерческих проектов выяснилось, что не всегда удается детально проработать проект будущей системы, поскольку многие аспекты ее функционирования в динамических сферах деятельности (бизнес) меняются, пока система создается. Потребовалось изменить процесс разработки так, чтобы гарантировать внесение необходимых исправлений после завершения какого-либо этапа разработки. Так появилась итерационная модель ЖЦ ПС, называемая моделью с промежуточным контролем или моделью с циклическим повторением фаз.


Рис. 5.5.


Рис. 5.6.

В такой ситуации огромное значение приобретает этап формулирования требований, составление спецификаций и создание плана системы. Программные архитекторы несут личную ответственность за все последующие изменения проектных решений. Объем документации исчисляется тысячами страниц, число утверждающих заседаний огромно. Многие проекты так никогда и не покидают этап планирования, впав в " паралич анализа". Одним из возможных путей исключения подобных ситуаций является макетирование (прототипирование).

Макетирование

Часто заказчик не может сформулировать требования по вводу, обработке или выводу данных для будущего программного продукта. Разработчик может сомневаться в приспособленности продукта к операционной системе, в форме диалога с пользователем или эффективности алгоритма. В таких случаях целесообразно использовать макетирование. Основная цель макетирования – снять неопределенность в требованиях заказчика. Макетирование (прототипирование) – процесс создания модели требуемого продукта.

Модель может принимать следующие формы.

  1. Бумажный макет (рисованная схема человеко-машинного диалога) или макет на основе ПК.
  2. Работающий макет, реализующий некоторую часть требуемых функций.
  3. Существующая программа, характеристики которой должны быть улучшены.

Как показано на рис.5.7 , макетирование основывается на многократном повторении итераций, в которых участвуют заказчик и разработчик.


Рис. 5.7.

Последовательность действий при макетировании представлена на рис.5.8 . Макетирование начинается со сбора и уточнения требований к создаваемой программной системе. Разработчик и заказчик совместно определяют цели ПО, устанавливают, какие требования известны, а какие предстоит доопределить. Затем выполняется быстрое проектирование. В нем сосредотачиваются на характеристиках, которые должны быть видимыми пользователю. Быстрое проектирование приводит к построению макета. Макет оценивается заказчиком и используется для уточнения требований к ПО. Итерации продолжаются до тех пор, пока макет не выявит все требования заказчика и даст возможность разработчику понять, что должно быть сделано.

Достоинства макетирования – возможность обеспечения определения полных требований к системе. Недостатки макетирования:

  • заказчик может принять макет за продукт;
  • разработчик может принять макет за продукт.

Следует пояснить суть недостатков. Когда заказчик видит работающую версию ПС, он перестает сознавать, что в погоне за работающим вариантом ПС оставлены нерешенными многие вопросы качества и удобства сопровождения системы. Когда же заказчику об этом говорит разработчик, то ответом может быть возмущение и требование скорейшего превращения макета в рабочий продукт. Это отрицательно сказывается на управлении разработкой ПО.


Рис. 5.8.

С другой стороны, для быстрого получения работающего макета разработчик часто идет на определенные компромиссы. Например, могут использоваться не самые подходящие языки программирования или операционная система. Для простой демонстрации может применяться неэффективный (простой) алгоритм. Спустя некоторое время разработчик забывает о причинах, по которым эти средства не подходят. В результате далеко не идеальный выбранный вариант интегрируется в систему.

Прежде чем рассматривать другие модели ЖЦ ПО, которые пришли на смену каскадной модели , следует остановиться на стратегиях конструирования программных систем. Именно стратегия конструирования ПО во многом определяет модель ЖЦ ПО.

Стратегии конструирования ПО

Существует три стратегии конструирования программных систем:

  • однократный проход (каскадная стратегия, рассмотренная выше) – линейная последовательность этапов конструирования;
  • инкрементная стратегия. В начале процесса определяются все пользовательские и системные требования, оставшаяся часть конструирования выполняется в виде последовательности версий. Первая версия реализует часть запланированных возможностей, следующая версия реализует дополнительные возможности и т. д., пока не будет получена полная система;
  • эволюционная стратегия. Система также строится в виде последовательности версий, но в начале процесса определяются не все требования. Требования уточняются в результате разработки версий. Характеристики стратегий конструирования ПО с соответствии с требованиями стандарта IEEE/EIA 12207 приведены в
модели жизненного цикла ПО , которые тяжело использовать при организации конкретного проекта.

В рамках специфических моделей жизненного цикла , которые предписывают правила организации разработки ПО в рамках данной отрасли или организации, определяются более конкретные процессы разработки . Отличаются они от стандартов, прежде всего, большей детальностью и четким описанием связей между отдельными видами деятельности , определением потоков данных (документов и артефактов) в ходе жизненного цикла . Таких моделей довольно много, ведь фактически каждый раз, когда некоторая организация определяет собственный процесс разработки , в качестве основы этого процесса разрабатывается некоторая модель жизненного цикла ПО . В рамках данной лекции мы рассмотрим лишь несколько моделей. К сожалению, очень тяжело выбрать критерии, по которым можно было бы дать хоть сколько-нибудь полезную классификацию известных моделей жизненного цикла .

Наиболее широко известной и применяемой долгое время оставалась так называемая каскадная или водопадная (waterfall) модель жизненного цикла , которая, как считается, была впервые четко сформулирована в работе и впоследствии запечатлена в стандартах министерства обороны США в 70-80-х годах XX века. Эта модель предполагает последовательное выполнение различных видов деятельности , начиная с выработки требований и заканчивая сопровождением, с четким определением границ между этапами, на которых набор документов, созданный на предыдущей стадии, передается в качестве входных данных для следующей. Таким образом, каждый вид деятельности выполняется на какой-то одной фазе жизненного цикла . Предлагаемая в статье последовательность шагов разработки показана на рис. 2.2 . "Классическая" каскадная модель предполагает только движение вперед по этой схеме: все необходимое для проведения очередной деятельности должно быть подготовлено в ходе предшествующих работ .

Однако, если внимательно прочитать статью , оказывается, что она не предписывает следование именно этому порядку работ , а, скорее, представляет модель итеративного процесса (см. рис.2.3) - в ее последовательном виде эта модель закрепилась, по -видимому, в представлении чиновников из министерств и управленцев компаний, работающих с этими министерствами по контрактам. При реальной работе в соответствии с моделью, допускающей движение только в одну сторону, обычно возникают проблемы при обнаружении недоработок и ошибок, сделанных на ранних этапах. Но еще более тяжело иметь дело с изменениями окружения, в котором разрабатывается ПО (это могут быть изменения требований, смена подрядчиков, изменения политик разрабатывающей или эксплуатирующей организации, изменения отраслевых стандартов, появление конкурирующих продуктов и пр.).

Работать в соответствии с этой моделью можно, только если удается предвидеть заранее возможные перипетии хода проекта и тщательно собирать и интегрировать информацию на первых этапах, с тем чтобы впоследствии можно было пользоваться их результатами без оглядки на возможные изменения.

Среди разработчиков и исследователей, имевших дело с разработкой сложного ПО , практически с самого зарождения индустрии производства программ (см., например, ) большую популярность имели модели эволюционных или итеративных процессов, поскольку они обладают большей гибкостью и способностью работать в меняющемся окружении.

Итеративные или инкрементальные модели (известно несколько таких моделей) предполагают разбиение создаваемой системы на набор кусков, которые разрабатываются с помощью нескольких последовательных проходов всех работ или их части.

На первой итерации разрабатывается кусок системы, не зависящий от других. При этом большая часть или даже полный цикл работ проходится на нем, затем оцениваются результаты и на следующей итерации либо первый кусок переделывается, либо разрабатывается следующий, который может зависеть от первого, либо как-то совмещается доработка первого куска с добавлением новых функций. В результате на каждой итерации можно анализировать промежуточные результаты работ и реакцию на них всех заинтересованных лиц, включая пользователей, и вносить корректирующие изменения на следующих итерациях. Каждая итерация может содержать полный набор видов деятельности - от анализа требований до ввода в эксплуатацию очередной части ПО .

Каскадная модель с возможностью возвращения на предшествующий шаг при необходимости пересмотреть его результаты, становится итеративной .

Итеративный процесс предполагает, что разные виды деятельности не привязаны намертво к определенным этапам разработки, а выполняются по мере необходимости, иногда повторяются, до тех пор, пока не будет получен нужный результат.

Вместе с гибкостью и возможностью быстро реагировать на изменения, итеративные модели привносят дополнительные сложности в управление проектом и отслеживание его хода. При использовании итеративного подхода значительно сложнее становится адекватно оценить текущее состояние проекта и спланировать долгосрочное развитие событий, а также предсказать сроки и ресурсы, необходимые для обеспечения определенного качества результата.

Развитием идеи итераций является