В самом начале общения надо четко представлять: с кем говорите, как говорите, о чем будете говорить, что вам нужно получить от разговора, что нужно получить от разговора партнерам. Заранее определите тему(ы) разговора и возможный его алгоритм. В нужных местах своей речи умейте делайте паузы. Они сильно влияют на восприятие людей. Неспособность управлять собой приводит к неспособности управлять другими.

1. Осознайте, что неспособность управлять собой приводит к неспособности управлять другими.

2. Постоянно следите за гармонизацией в себе хочу, могу и надо. Ваши потребности, возможности и необходимость могут входить в противоречие друг с другом, но не должны мешать вашей деятельности.

3. Помните, что детренируемость сознательных процессов (памяти, способности логически мыслить и т. д.) способствует потере контроля над собой и развитию различного рода зависимостей: как внутренних от таблеток, еды, никотина, алкоголя, так и внешних вы становитесь более чувствительны, внушаемы, эмоциональны и т. д.

4. Добивайтесь, чтобы ваше истинное Я в большей степени зависело от внутренних процессов, а не от внешних (ситуации и конфликты на работе, взаимоотношения с друзьями, любовные связи и т. д.).

5. Попытайтесь оценить собственный потенциал, осознать свои возможности тренируемости и личностного роста.

6. Если вы решили тренироваться, то можно применить апробированную систему ограничений и нагрузок, разработанную врачом Н. Амосовым. Смысл ее в том, что постоянная физическая тренированность тела со временем приводит к возрастанию его выносливости и внутреннего потенциала. При этом снижается скорость старения организма. Сознательное самоограничение (в еде, в развлечениях), слежение за своей леностью способствуют повышению психофизиологического потенциала.

7. Знайте, что резервы тренируемости у каждого человека разные, они зависят от индивидуальной конституции, от генетической предрасположенности.

8. Выберите или создайте для себя принципы, или модель, восприятия мира, которые помогут вам жить. Сознательно откажитесь от всего ненужного или мешающего.

9. Основные принципы в работе над собой ОПДРК:

осознанность означает, что человек должен логически понять собственную проблему, захотеть измениться и поверить в то, что он сможет себя изменить. Например, осознать, что курить вредно, что безнравственно жить невыгодно (с точки зрения качества жизни и законов сохранения) и т.д.;
постепенность означает, что человек должен целенаправленно и упорно осуществлять ряд действий, тренироваться, повышая свой потенциал. Например, уменьшать количество выкуренных сигарет с целью бросить курить. Или постепенно закаляться (водные процедуры, гимнастика), укрепляя свою нервную систему. Наскоком такие задачи не решаются;
достаточность означает, что человек, работая над собой, не должен перенапрягать свой организм; ему следует ощущать предел тренируемости, знать максимум своего потенциала, выше которого становится не лучше, а хуже;
регулярность, или систематичность, органично связана с постепенностью и достаточностью. Регулярность работы над собой страхует человека от негативных реакций организма на пиковые нагрузки,гарантирует большую адаптируемость к внешней среде. Она обеспечивает закалку организма человека, снижает скорость его старения, повышает тонус;
контроль над собой предусматривает слежение не только за своими действиями, но и за мыслями (помыслами) и чувствами. Необходимо добиваться, чтобы воля доминировала над разумом и чувствами, а не наоборот. Одновременно с этим воля человека не должна насиловать его натуру, его индивидуальный характер. С одной стороны, не стать рабом собственных страстей, чувств и эмоций, с другой уметь органично управлять ими с помощью воли.

10. Будьте самокритичны, но в меру, ибо это может привести к излишней мнительности и комплексу неполноценности.

11. Учитесь управлять своим внутренним (ход времени, присущий только вам в конкретное время и в определенной ситуации) и внешним (быстротой движений, мимикой, сменой поз и т. д.) темпоритмом. Систематические тренировки и самоконтроль приведут вас к успеху.

12. Развивайте свою эмоциональную память вспоминайте давние впечатления, желательно в деталях.

13. Развивайте в себе внимание; часто мы всю жизнь проходим мимо одного и того же места и не замечаем какую-то деталь, например, дом, барельеф, узор и так далее.

14. Развивайте в себе логическое мышление. Оно, как ни парадоксально, способствует развитию эмоциональности и более глубокому чувственному восприятию мира.

15. Развивайте в себе смелость (но не безрассудство) и уверенность в себе. Запомните, что уверенный в себе человек влияет на других людей.

17. Когда вы говорите, слушайте и чувственно воспринимайте то, что говорите.

18. Не бойтесь показаться в чем-то неосведомленным. Ваша реакция может дать негативный результат. Лучше сказать: А я и не знал(а).

19. Как можно больше общайтесь с различными людьми. Это поможет вам и в деловом общении.

20. Если чувствуете, что некто забивает вас своим интеллектом, сознательно показывая его, постарайтесь усмирить свою неприязнь. Если же это делается человеком бессознательно, то попытайтесь понять его (не бойтесь задавать вопросы), стремитесь узнать у него еще больше.

21. Знайте, что сильнее всего в разговоре бьют факты. Умейте правильно их отбирать, расставлять и управлять ими. Далее по убеждающей силе следуют мнения, соображения, высказывания и др.

22. В самом начале общения надо четко представлять: с кем говорите, как говорите, о чем будете говорить, что вам нужно получить от разговора, что нужно получить от разговора партнерам.

23. Заранее определите тему(ы) разговора и возможный его алгоритм (множество вариантов если… то…).

24. Стремитесь объяснять сложные вещи простым языком.

25. В нужных местах своей речи умейте делайте паузы. Они сильно влияют на восприятие людей.

26. Жесты и движения ваши должны быть естественными.

27. Не увлекайтесь в разговоре. Говорите не только то, что интересно вам.

28. Помните о том, что внешние атрибуты (освещение, зашумленность, дизайн помещений и т. д.) влияют на восприятие ваших слов.

29. Ваш внешний облик (одежда, чистота, опрятность) также отражается на восприятии аудитории.

30. Лучше переждать и выслушать собеседника до конца (даже если вы не согласны с ним), чем стремиться выговориться самому.

31. Будьте устойчивы в своей деятельности, четко знайте и согласовывайте между собой четыре составляющие: что вам нужно, что вы можете сделать, что вы сознательно хотите, бессознательные желания.

32. Тренируйте в себе адаптивность умение приспосабливаться к новым условиям работы, регулировать свою деятельность и восстанавливать устойчивость поведения.

33. Постоянно ощущайте центры влияния на вас те факторы, которые в большей степени определяют ваше поведение. Если они довольно продолжительно мешают вам жить избавьте себя от них.

34. Знайте, что в человеке борются две силы: стремление к обособляемости (быть собой, наедине с собой, отдельно от других) и стремление к совместимости (быть вместе с кем-либо, делать, как кто-либо, думать, как он или она и т. д.). Неумение управлять этими силами внутри себя часто приводит к конфликтам.

35. Чувствуйте в разговоре обратные связи: реакции партнеров, их волнения, желания. Адекватно реагируйте на них.

36. Лучше оставаться самим собой, нежели играть непрофессионально какую-то роль (старательного работника, уважаемого человека и т. д.).

Обучающие цели:

  • Способствовать пониманию учащимися приемов общения (техники активного слушания), как основы успешной коммуникации;
  • Расширение представлений о способах самоанализа и самокоррекции в сфере общения.

Развивающие цели:

  • Способствовать развитию коммуникативных навыков через организацию диалога и освоению способов и приемов эффективного общения.(и формированию умения использовать технику активного слушания

Воспитательные цели:

  • Способствовать формированию и развитию толерантности через развитие эмпатии на основе техники активного слушания.

Материалы и требования к организации игры: Цветной мел, карточки с заданиями для 4 групп, памятки “Активное слушание”, фломастеры, магниты, ручки, карточки со словами.

Этапы урока:

  1. Обозначение темы урока.
  2. Определение проблемы
  3. Работа в парах
  4. Обобщение мнений детей. Определения правил эффективного общения. Запись правил. Зарисовка образа проблемы “слушать” и “слышать”
  5. Работа в группах (все участники делятся в процессе упражнения на 4 группы). Определения правил эффективного общения. Запись правил.
  6. Рефлексия.
  7. Работа в группах по 4 человека.
  8. Презентация работы в группах. коллективное обсуждение, выбор правильного варианта.
  9. Подведение итогов. Дети предлагают свою формулировку изначально предложенного высказывания. Варианты вывешиваются на доску на магниты.-

Ход урока

Организационный момент.

Здравствуйте!

Общение всегда ценилось не столько за обмен информацией (пусть даже очень нужной), сколько за возможность соприкоснуться с уникальными мирами- человеческими личностями. Для этого надо совсем немного… суметь открыть себя другому человеку. Значит, надо “научиться” приемам успешного общения.

Известно высказывание К. Морли, в котором он остроумно заметил, что “существует только один способ стать хорошим собеседником – это …”уметь слушать”.

В этом высказывании содержится один из секретов успешного общения, с которыми нам предстоит сегодня познакомиться.

Любой опыт, полученный через переживание какой-либо ситуации, представляется наиболее ценным, нежели, если бы вам об этом просто расскажут.

Упражнение 1.

Цель: создать условия для осознания и понимания необходимости “слушать”, “видеть” собеседника в процессе общения.

Инструкция. Я вас попрошу в парах, как вы сидите, повернуться друг к друг спиной. Определитесь кто первый собеседник, кто- Второй. Первый собеседник -Сейчас ты в течение 30 сек. расскажете своему напарнику о своей жизни, какой вы себе представляете через 3 года- когда вы закончите школу, выберите для себя сферу деятельности. Второй собеседник слушает. По моей команде вы поменяетесь ролями. Поменяйтесь ролями. Закончили.

Повернитесь друг к друг лицом. Сейчас вам необходимо будет в течение 30 сек. Обменяться той информацией, которую вы услышали от своего собеседника. Начинает второй собеседник. По моей команде вы поменяетесь ролями.

Сравните объем и содержание сказанного вами с объемом и содержанием услышанного о вас.

Найдутся те, у кого произошло искажение информации.

Как вы считаете, что помешало вашему собеседнику услышать вас и воспроизвести информацию в полном объеме?

Не видели партнера,

  • То есть, при общении важно видеть собеседника, смотреть в глаза! Это первое правило, которое вы сформулировали. Здорово!

Что еще мешало?

Не стояло цели запомнить и воспроизвести, “просто слушал” .

То есть, вы не делали сознательного усилия услышать звук, понять его и запомнить?

В словаре Уэбстера “слушать” означает “делать сознательное усилие услышать звук” или “обратить на него внимание”. По существу “слышать” - значит. физически воспринимать звуки определенного значения.

Проговаривание и написание схемы.

Уже из этого ясно, что слушать – больше, чем слышать.

  • Это еще одно правило эффективного общения

Слушать собеседника или другими словами проявить заинтересованность к тому, о чем он говорит. Некий философ как-то сказал: “Правду могут высказать двое - один говорит, другой слушает”.

А для того, чтобы захотеть слушать, необходимо проникнуться чувствами собеседника, то есть проявить

  • Эмпатию – это еще одно правило.

Перед тем как вы сформулируете следующее правило эффективного общения, Я предлагаю вам еще одно небольшое упражнение.

Упражнение “найди себе пару”.

Сейчас каждый из вас получит листочек, на котором будет слово, обозначающее какой-либо предмет. Вы прочитаете, запомните и уберете листочек в карман. Не говоря ни слова, только при помощи невербальных средств общения: жестов и мимики, вы должны найти еще несколько участников, у которых было то же самое слово. Когда вы сгруппируетесь я попрошу вас не разговаривать. Упражнение закончится как только все участники определяться в какой они группе. На работу у вас 2 минуты.

Ребята разделяются на 4 группы, садятся группами.

Какой вывод можно сделать на основе полученного опыта?
Можете ли вы назвать следущее правило?

  • Учитывать язык поз и жестов.
  • Важна обратная связь – вербально, то есть слова!

Чтобы удостовериться в том, что нас поняли.

Существуют определенные опорные фразы для осуществления обратной связи в диалоге.

ВЕШАЮ НА ДОСКУ ОПОРНЫЕ ФРАЗЫ

“Я правильно вас понял …”
“Я правильно вас услышал, что …”
“Разрешите я уточню …” и т.д.

Посмотрите, какие правила вы уже сформулировали, что еще на ваш взгляд может представлять важность в общении?

  • Не оценивать собеседника
  • Не перебивать

Вы получили представление о правилах взаимодействия, которые в психологии общения называются правилом активного слушания.

Выводы, к которым мы сегодня пришли являются для вас абсолютно новыми?

Я рада, что свои знания вы выстроили в определенную систему, обогатили свой опыт и т.п.

В знаниях самое интересное, что они полезны в жизни. Активному слушанию, да и межличностному общению можно научиться путем тренировок. И я предлагаю вам применить эти знания в конкретных ситуациях.

Вы будете работать в группах, каждая группа получает задание (Приложение 1)- исходя из ситуации составить диалог с учетом полученных знаний. На работу в группах вам дается 3 минуты, на представление диалога – 1 минута. (Приложения 2 ,

Представление результатов работы в группах.

С какими трудностями вы столкнулись?
На ваш взгляд какой группе удалось оптимально применить правила эффективного общения – активного слушания?

Обсуждение

Вернемся к нашему высказыванию.

С учетом сегодняшнего опыта как бы вы закончили это предложение?

1) Напишите свои варианты на листочке.

ВЕШАЮ ВАРИАНТЫ ОТВЕТА НА ДОСКУ

2) ЗАПИСЫВАЮ ИХ ВАРИАНТЫ В СТОЛБИК ПОД ВЫСКАЗЫВАНИЕМ

В оригинале это высказывание звучит так: “существует только один способ стать хорошим собеседником – это уметь слушать” . Вы оказались правы в своих ответах.

Человеческое общение на три четверти состоит из речевого. И все же устное сообщение легко забывается, а неумение слушать может дорого обойтись.

Педагог раздает каждому участнику памятку эффективного общения. (Приложение 6).

Спасибо за урок. Вы были для меня приятными собеседниками.

Успешная коммуникация необходима на работе, дома для взаимопонимания с друзьями. Многие считают, что общение — это довольно просто, зачем проходить специальное обучение, тренинги, читать литературу? При этом люди бизнеса понимают, что правильное общение — путь к успеху, заключению договоров, росту карьеры.

Умение разговаривать, находить подход к людям, точки соприкосновения в важных вопросах, вызывать симпатию и оказывать влияние на принятие решений, необходимы как воздух в современном мире. Чем больше друзей, круг общения, тем больше знаний и возможностей у человека. Круг общения определяет самого человека, внутренний мир, стремления, достижения.

Важно знать! Снижение зрения приводит к слепоте!

Для коррекции и восстановления зрения без операции наши читатели используют набирающий популярность ИЗРАИЛЬСКИЙ OPTIVISION - лучшее средство, теперь доступно всего за 99 руб!
Тщательно ознакомившись с ним, мы решили предложить его и вашему вниманию...

Как научиться знакомиться с нужными людьми, поддерживать хорошие отношения, быть успешным в коммуникациях? Этим вопросам посвящена данная статья, рассмотрим основные вопросы и сферы общения:

  • дружба и общение;
  • семья и взаимопонимание;
  • как влиять на людей, основы ведения переговоров.

Дружба и правила общения

Каждый человек желает, чтобы рядом были надёжные и преданные друзья, чтобы его любили, уважали, ценили. Как же завоевать признание друзей, симпатии со стороны окружающих?

Предлагаем основные правила для успешной коммуникации, знакомств с людьми:

  1. Во время общения поддерживайте зрительный контакт. Это не значит всё время смотреть в глаза, периодически встречаться взглядом, на уровне подсознания, это говорит об открытости и честности, к тому же взгляды по сторонам свидетельствуют об отсутствии внимания к собеседнику, неуважении.
  2. Внимательно слушайте собеседника. Хороший собеседник не тот, кто много говорит, а кто умеет хорошо слушать, с пониманием, отвечает заинтересованными репликами, задаёт уточняющие вопросы, проявляет понимание, особенно актуально при знакомствах. Важно с пониманием относиться к переживаниям, сложным ситуациям в жизни людей, поддерживать друзей, знакомых.
  3. Искренне интересуйтесь жизнью, интересами собеседника. Успешная коммуникация предполагает в первую очередь узнать информацию о другом человеке, а не стараться произвести впечатление своими достижениями. Данная информация понадобится, когда собеседник начнёт в ответ проявлять интерес к вашей жизни.
  4. Задавайте побольше открытых вопросов. Для получения информации о собеседнике подходят открытые вопросы, которые позволяют узнать подробнее хобби, сферы деятельности, жизненный опыт, точки соприкосновения, общие интересы.
  5. Держитесь уверенно. Поддерживая уверенность в себе, сигнализируете собеседнику — производите впечатление надёжности как партнёра, друга — человек проникается доверием.
  6. Улыбайтесь. Успешная коммуникация предполагает умение расположить к себе человека, улыбка замечательный способ, говорит о доброжелательности, открытости. Естественно она должна быть уместной, при обсуждении серьёзных вопросов лучше не злоупотреблять.

  7. Проявляйте чувство юмора в общении, люди тянутся к позитиву. Есть такое понятие — «душа компании», основное отличие таких людей — позитивное отношение к жизни, что притягивает, собирает компанию вокруг. Уныние — не интересно людям, только самые близкие поймут проблемы и переживания, обычным знакомым не стоит говорить об этом. Вспоминайте о хорошем: достижениях, увлечениях, хобби, поездках.
  8. Относитесь к людям с любовью и уважением. Человек всегда нуждается в ощущении значимости, это необходимо, как воздух и вода, на подсознательном, инстинктивном уровне. Не получая признания, люди занимаются вымоганиями — жалуются на жизнь, родственников, друзей. Проявляя уважение, человек сам вызывает симпатию, ответную реакцию собеседника.
  9. Будьте честными в общении. Искренность и честность видна всегда, в жестах, мимике, улыбке, словах. А ложь заметят, и потом будет неудобно за свои слова. Не стоит приукрашивать, «пускать пыль в глаза» — найдите свои плюсы, достижения, которыми можно гордиться. Каждый человек неповторим и самобытен, нужно вспомнить, записать предварительно свои достоинства. Психологи говорят: сначала полюби себя, тогда и другие люди будут любить, уважать. Напишите свои плюсы на бумагу, подумайте, спросите родственников, друзей. Важно понимать сильные и слабые стороны личности. Сильные — добавляют уверенности, слабые — сигнал к саморазвитию.
  10. Общайтесь в доброжелательных тонах. Успешная коммуникация начинается с настроя на беседу, нужно позитивно относиться к собеседнику, проявляя интерес, уважение. Доброжелательность чувствуется в интонациях, жестах, словах. Хороший коммуникатор обычно любит людей и общение, иначе — лучше работать с машинами или уйти в монастырь, хотя даже там не избежать общений.
  11. Меньше критикуйте, больше замечайте хорошего в человеке. Интересный момент — критику люди не понимают, она обычно вызывает негативную, защитную реакцию. Нужно очень аккуратно доносить ошибки друзьям, подчинённым, в виде совета, рекомендации. Зато любому человеку приятно слышать слова одобрения, стоит чаще замечать хорошее в отношениях, людях, сглаживать негативное, искать компромиссы.
  12. Поддерживайте, делайте комплименты, оценивайте достоинства. Каждый человек уникален, имеет свои особенности, таланты, найдите, узнайте, похвалите за достижения, это всегда приятно.
  13. Поздравляйте с праздниками, особенно с днём рождения. Дата рождения очень важна для человека, сейчас даже на уровне корпоративной культуры предусмотрены звонки клиентами, поздравления с этим днём, что повышает лояльность к компании.
  14. При общении старайтесь запомнить имя, использовать в беседе. Имя человека наиболее приятно человеку, если сложно запомнить, сделайте пометку, запишите в телефон или блокнот, старайтесь чаще его называть. Это применимо для новых знакомств и работы с людьми.

  15. Будьте привлекательны. Сложно однозначно сказать, что такое привлекательность? Далеко не только внешность играет роль, есть ещё настроение, отношение к жизни, внутренняя сила, уверенность. Люди могут сильно отличаться и быть привлекательными. Нужно найти свои особенности, позволяющие быть привлекательными, использовать в общении.

Соблюдая эти правила, будет проще заводить новые знакомства, общаться с людьми, поддерживать хорошие отношения. Подробнее принципы общения можно узнать из книги Д.Карнеги «Как завоевать друзей и оказывать влияние на людей», Дж. Шпигель «Флирт — путь к успеху».

Семья и правила общения

Семья — это важная сфера жизни человека, в ней постоянно присутствуют межличностные отношения с супругами, детьми, родителями. Успешная коммуникация в семье очень важна для построения хороших дружественных отношений, атмосферы взаимопонимания, взаимопомощи. Естественно, все люди разные, имеют свои личные интересы, как объединить их в общие, двигаться в одном направлении, заниматься построением крепких семейных отношений?

Основные правила семейного общения:

  1. Выбор правильного партнёра для брака. Этот вопрос сугубо индивидуален. При этом психологи сходятся во мнении, что общие семейные ценности, мировоззренческие представления, идеалы, стремления, интересы объединяют семью, позволяют быть крепче. Есть и мнение, что противоположности притягиваются, такое бывает, однако научно не подтверждено.

В большинстве случаев человек ищет подобного себе, хотя для женщины неуверенной бывает удобно быть в браке с мужчиной-лидером и наоборот, тут уже вопрос главенства и принятия решений в семье. Есть и взаимоотношения по типу «дочка- отец», мать-сын», это относится к людям, которые нуждаются в заботе и поддержке, они выбирают супруга старше по возрасту.

Главное, чтобы с человеком было легко общаться, создавались доверительные отношения. Мнение окружающих не должно быть решающим, только сам человек выбирает спутника жизни, и связывает с ним будущую жизнь. Наличие симпатии, общих ценностей, конечно, облегчает совместную жизнь. Страстная любовь — это отдельный вопрос, она хороша, но не всегда терпит сложности быта без наличия других общих интересов, целей, желания создать крепкую семью.

2. Ролевое распределение в семье. Важно сразу определиться с обязанностями в семье и распределением ролей, существует 3 варианта: муж — глава семейства, жена — во главе, или совместное принятие решений по вопросам бюджета, воспитания детей, отдыха. Обычно такое распределение зависит от деловых качеств и обеспеченности супругов. В последнее время всё больше отношения строятся по принципу демократическому, всё можно обсудить и принять решение.

3. Доверительные отношения. Часто, особенно у женщин, могут быть какие-то негативные ощущения, что-то не нравится в отношениях, при этом они замалчивают, переживают самостоятельно, боясь обидеть, потерять любимого человека. Нужно научиться спокойно обсуждать все важные моменты, даже интимные вещи. В обратном случае — негатив даст всё равно о себе знать и перейдёт со временем в конфликт.

4. Психологические особенности мужчин и женщин. Интересно, что мужчины и женщины по — разному относятся к сложностям жизни. Женщины любят всё обсуждать, давать советы, мужчинам бывает необходимо побыть наедине, подумать самостоятельно. Им нужна поддержка и вера женщины в его силы, а девушкам нужна забота и внимание.

Женщинам не стоит поучать, переделывать мужчину, больше показывайте доверие и признание его заслуг. Похвала всегда приятна, а критика только вредит отношениям.

Мужчинам же стоит с пониманием относиться к переживаниям жены, женщины бывают эмоциональны, не стоит оправдываться, просто принять это, посочувствовать, отнестись с пониманием.

Подробнее изучить различия психики мужчины и женщины можно, прочитав книгу «Мужчины с Марса, женщины с Венеры» Джона Грея или другую литературу.

5. Построение отношений с детьми. Успешная коммуникация с детьми требует особых подходов. Детям нужно внимание, как мамы, так и папы, особенно мальчикам в детском, подростковом периоде, являясь образцом поведения. Девочкам тоже необходим контакт с отцом: общение, игры — это поможет в будущем при выборе спутника жизни, построении гармоничных отношений. При постоянном общении именно отцы становятся советчиками в важных вопросах — выборе профессии, личных проблемах.

Мама является первым человеком в жизни ребёнка, обеспечивает его жизнь, защиту, участвует в формировании привязанностей. От построения отношений на раннем этапе жизни зависит возможность любить и контактировать с людьми.

Дети, которые в детстве росли в атмосфере понимания и поддержки, в будущем проявляют заботу и любовь в романтических отношениях, а дети, которые росли в строгих условиях — не доверяют миру, подозрительные, ревнивые. Если детям мало уделялось внимания в детские годы, не было поддержки со стороны матери, то они с трудом идут на контакт, замыкаются в себе.

Важный момент — воспитание происходить не спонтанно, а в процессе общения. Поэтому модель поведения родителей воспринимается ребёнком, впитывается с детства. Ребёнок узнаёт и осознаёт картину мира благодаря общению с родителями — узнаёт, кто он, какой, достоин ли любви, уважения. Важно находить время для бесед, игр с ребёнком, внимательно относиться к его вопросам, интересам.

При общении с детьми важно избегать крайностей — сюсюканий и грубости, нужно быть внимательными и доброжелательными. Любые контакты с родителями — это процесс воспитания, ребёнок учится понимать мир и общаться с людьми. С ребёнком нужно общаться с младенчества, он воспринимает речь, интонации, скорее начинает сам общаться.

В подростковый период надо стараться с пониманием относиться к закрытости ребёнка, его размышлениям, советовать, когда обращается, помогать в формировании интересов. Всё должно быть в меру, на доверии.

Успешная коммуникация с детьми возможна, если преодолевать следующие барьеры:

  • занятость — мы часто заняты работой, домашними заботами, а ребёнок чувствует себя одиноко, не ощущает заботы, это ведёт к задержкам эмоционального развития, отчуждённости;
  • возраст — забываем, что у ребёнка свои интересы, понимание жизни, опыт. Нужно стараться войти в его положение, вспомнить себя в таком возрасте;
  • старые стереотипы — ребёнок растёт, развивается, взрослеет, а родителям кажется, что он всё ещё маленький, нуждается в опеке. А может, уже другие потребности?
  • воспитательные традиции — часто используем методы, знакомые с детства, по привычке, не учитывая современные тенденции, возможности прогресса, новые подходы, различия детей.
  • диктатизм — постоянный жёсткий контроль и поучения не способствуют построению хороших и доверительных отношений. Нужно объяснять все действия, давать ребёнку свободу действий по возможности, когда позволяет ситуация.

Конечно, главное правило: уважение, понимание других людей в семье, поддержка; семья — опора для человека, важно иметь хорошие отношения с родственниками, детьми, между супругами. Совместные занятия спортом, походы, труд объединяют, укрепляют семью. Пусть дети участвуют в семейной жизни с детства, помогая родителям, перенимая опыт жизни.

1. «Второго шанса произвести первое впечатление у нас никогда не будет» - эта известная фраза, как нельзя лучше подчеркивает важность внешнего вида человека, его имиджа. Ведь первое впечатление о человеке самое сильное. Оно глубоко врезается в память и навсегда оставляет след.

Это повод заботится о том, чтобы одежда, обувь, прическа, манера поведения, походка, выражение лица были на должном уровне и играли только в «плюс».

И при безупречном костюме и аккуратной прическе нужно помнить, что наше лицо, карта по которой собеседник «читает» и решает иметь ли ему дело с этой «местностью» или лучше найти что-то безопаснее и приятнее. Избегайте снисходительного, надменного, агрессивного, угрожающего выражения лица.

2. Доказано, что главное формирование мнения о человеке происходит в течение первых четырех минут общения. За это мы успеваем просканировать собеседника с головы до пят, уловить самые незначительные жесты, выражение глаз, . В этот момент органы чувств работают в полную мощь, по всем каналам воспринимая объект.

В результате синтезируется целостный образ и мы уже, на основе проведенного «исследования», формируем к нему собственное отношение. Мы уже понимаем приятен нам собеседник или неприятен, будем мы стремиться к общению с ним или наоборот избегать.

Случается, конечно, что первое впечатление обманчиво, но оно очень стабильно. Переменить его можно, но для этого потребуется и определенные усилия.

Значит, лучше первые четыре минуты общения использовать все свое обаяние, поддерживать доброжелательный, позитивный тон разговора.

3. С самого начала беседы необходимо поддерживать положительную установку и общаться на равных , как друзья. Тактичность, вежливость, уважение, доброжелательность по отношению к собеседнику лучшие качества для завязывания долгосрочных и взаимоприятных отношений.

4. Помните, что улыбка – лучшая визитная карточка. Она не только располагает к нам собеседника, но и помогает нам поддерживать хорошее , сохранять позитивный взгляд на окружающий мир, повышает работоспособность.

Существует взаимосвязь между выражением лица и нашим душевным состоянием. Улыбка на лице включает структуры мозга, которые отвечают за наш эмоциональный фон и, следовательно, настроение улучшается.

Известно, что для повышения настроения нужно улыбнуться и изобразить радость. После этого действительно появляется больше положительных эмоций.

5. Метод утвердительных ответов или метод Сократа . Начинайте общение с собеседником с тех задач, тем, вопросов по которым вы знаете, что вы сходитесь.

Выбирайте и стройте такие вопросы, на которые партнер по общению ответит согласием.

При накоплении утвердительных ответов, развивается определенная инерция. Человек, которые на девять вопросов ответил вам «да», скорее всего, согласится и с десятым.


6. Успешное общение невозможно без умения слушать . И эту способность, способность быть хорошим слушателем можно развивать и тренировать.

Концентрироваться на сути разговора, не стараться все подряд запоминать – это нереально.

Избегать посторонних мыслей.

Слушая собеседника, не думать о том, какой ему еще задать вопрос или как ему ответить.

Выделять главное и ценное из информации, полученной от собеседника.

Выяснить для себя, какие мысли, слова, идеи вызывают у вас эмоциональный всплеск и «обезвредить», нейтрализовать их. Иначе сильные нарушат вашу концентрацию и внимание.

В процессе разговора понять «Какую преследует говорящий? Что он хочет передать, сообщить, донести?»

Будьте внимательны не только к произносимым словам, но и к тому, как они произносятся собеседником. С какой мимикой, жестикуляцией, темпом, интонацией, с расслаблением или напряжением, с напором или вяло.

Дать понять собеседнику, что вы понимаете его мысли. Для этого можно повторить услышанное или передать смысл услышанной информации.

Избегать оценочных суждений, не ставить ни «пятерок», ни «четверок», ни «плохо» и ни «хорошо».

Во время выслушивания придержать свои советы при себе, возникшие даже из желания помочь, они не позволяют собеседнику высказаться так, как он бы этого хотел.

P.S. Друзья, посетите сайта, почитайте свежие публикации и узнайте, кто вошел в ТОП лучших комментаторов текущего месяца.

1) необходимым условием успешности процесса общения является соответствие поведения взаимодействующих людей ожиданиям друг друга;

2) удовлетворенность сотрудника взаимодействием с организацией является таким же необходимым условием продолжения этого взаимодействия, как и удовлетворенность организации.

23. Правила завоевания расположения к себелюдей:

    искренне интересуйтесь другим человеком,

    улыбайтесь,

    помните что имя человека – это самый сладостный и самый важный для него звук,

    будьте хорошим слушателем, поощряйте других говорить о самом себе,

    говорите только то, что интересует вашего собеседника (это самый верный путь к сердцу человека),

    внушайте вашему собеседнику сознание его значительности и делайте это искренне.

24. Приемы создания привлекательности одного человека для другого.

Аттракция (от лат. – привлекать, притягивать) – это возникновение привлекательности одного человека для другого при общении.

Аттракция формируется при помощи специальных приемов:

- «Имя собственное»;

- «Зеркало отношений»;

- «Терпеливое слушание»;

- «Личная жизнь»;

- «Золотые слова».

Имя собственное – это самая лучшая музыка для любого человека. Надо стремиться запомнить новое имя и обращаться к человеку по имени.

Прием «Зеркало отношений » предполагает наличие доброжелательного выражения лица, улыбки, что вызывает у людей желание общаться. В Японии людей, не умеющих улыбаться, не берут на работу. Считается, что постоянная серьезность – это маска, скрывающая посредственность и некомпетентность. Улыбка ничего не стоит, но много дает.

Применение приема «Терпеливое слушание » свидетельствует о том, что вы готовы понять проблемы человека. Хороший менеджер всегда поощряет и поддерживает разговоры о личных интересах собеседника, имеет список интересов и увлечений своих сотрудников, знает их семейные проблемы.

Очень эффективным приемом, позволяющим расположить к себе человека, являются «Золотые слова » - комплименты.

Комплименты необходимо готовить заранее. Они не должны быть двусмысленными, преувеличенными, содержащими нравоучения и критику. Комплимент, который может расположить даже недоброжелателей: это так называемый комплимент на фоне антикомплимента самому себе.

Некоторые ученые полагают, что получение знаков внимания является целью нашей жизни, а жизнь – это борьба за их получение.

Ниже приводится механизм формирования аттракции. В нем показано, что испытывает человек, при общении с которым используются специальные приемы формирования аттракции, и какие потребности этого человека могут быть удовлетворены при этом.

Психологический механизм формирования аттракции

Специальные приемы формирования аттракции

Имя собственное

Зеркало отношений

Терпеливое слушание

Личная жизнь

Золотые слова

Обращение к человеку по имени

Добрая улыбка, приятное выражение лица

Вниматель-ное и терпеливое выслушива-ние

Мягкое расспраши-вание о личной жизни

Комплименты

С и г н а л с и г н а л с и г н а л

Я вижу в вас личность

Я ваш друг

Я готов понять Ваши проблемы

Мне интересно все, что с вами происходит

Я заметил ваши хорошие качества

Происходит удовлетворение потребностей

в самовыражении

В самовыражении

в признании

в самосовершенствовании

Эти приемы надо запомнить, как таблицу умножения и научиться использовать их естественно и непринужденно.

25. Правила склонения суждений людей к вашей точке зрения (по Корнеги):

Необходимо проявлять уважение к мнению собеседника;

Никогда не надо говорить ему, что он неправ;

Если вы неправы, то признайте это быстро;

С самого начала придерживайтесь дружелюбного тона;

Пусть большую часть времени говорит ваш собеседник;

Старайтесь смотреть на вещи с точки зрения собеседника;

Взывайте к более благородным мотивам;

Подавайте свои идеи эффектно;

Бросайте вызов;

Задевайте за живое.