Согласно п. 26 ст. 270 Налогового кодекса РФ при исчислении налога на прибыль в составе расходов, по общему правилу, не учитываются затраты: - на оплату проезда к месту работы транспортом общего пользования, специальными маршрутами, ведомственным транспортом; - на оплату проезда обратно с работы транспортом общего пользования, специальными маршрутами, ведомственным транспортом. Вместе с тем указанные затраты могут учитываться при исчислении налога на прибыль в двух случаях: - если они подлежат включению в состав расходов на производство и реализацию товаров (работ, услуг) в силу технологических особенностей производства, - если они предусмотрены трудовыми договорами (контрактами) и (или) коллективными договорами. Так, в ситуации, когда маршруты общего пользования отсутствуют и организация заключает со сторонней организацией договор на доставку сотрудников до места работы, но доставка коллективным или трудовым договором не предусмотрена, расходы по перевозке работников к работе и обратно не учитываются при исчислении налога на прибыль (Письмо Минфина России от 11.05.2006 N 03-03-04/1/434, Письмо УМНС по г. Москве от 23.03.2005 N 21-18/98). Затраты охранной организации по доставке арендуемым транспортом вооруженных охранников до оружейной комнаты и обратно также могут учитываться при исчислении налога на прибыль только в случае, если доставка охранников от места хранения оружия и обратно предусмотрена трудовым или коллективным договором (Письмо УМНС по г. Москве от 25.04.2003 N 26-12/22712). На практике возникают ситуации, когда работники доставляются до места работы и обратно личным транспортом самих работников. При этом в трудовом договоре имеется соответствующий пункт, предусматривающий такую доставку. Вправе ли организация в этом случае включать в расходы, уменьшающие налогооблагаемую прибыль, затраты по такой доставке работников? В Письме УМНС по г. Москве от 04.01.2003 N 26-12/821 указано, что если нормативными актами, определяющими должностные обязанности работника, не предусмотрена обязанность по доставке работника его личным транспортом до места работы и обратно и работник - владелец личного автомобиля не является индивидуальным предпринимателем и не вправе оказывать транспортные услуги на сторону, то расходы организации по доставке не могут быть учтены при определении налоговой базы по налогу на прибыль, т.к. они не соответствуют критериям, указанным в ст. 252 Налогового кодекса РФ. Спорным является вопрос, все ли организации вправе учитывать расходы по доставке сотрудников до места работы и обратно при исчислении налога на прибыль, или только те, которые осуществляют деятельность вахтовым методом или в полевых условиях. Налоговые органы придерживаются точки зрения, что уменьшать налогооблагаемую базу по налогу на прибыль на величину расходов по доставке своих работников до места работы и обратно вправе лишь организации, которые осуществляют свою деятельность вахтовым методом или в полевых экспедиционных условиях (пп. 12.1 п. 1 ст. 264 Налогового кодекса РФ). Однако ФАС ПО в Постановлении от 27.02.2006 N А65-6046/2005-СА2-9 признал, что общество (ТЭЦ), имеющее обособленное подразделение, расположенное в промышленной зоне, правомерно включило в состав расходов затраты по доставке своих работников до места работы и обратно. При этом суд принял во внимание круглосуточный режим работы на предприятии, отсутствие маршрутов общественного транспорта до обособленного подразделения, а также наличие в трудовых договорах с работниками условия о доставке их к месту работы и обратно. ФАС СЗО в Постановлении от 23.01.2006 N А05-5406/05-22 сделал вывод, что общество правомерно включило в состав расходов при исчислении налога на прибыль затраты по доставке своих работников на обед и с обеда служебным транспортом. При этом суд учел, что объекты, где трудятся работники общества, находятся на расстоянии более одного километра от остановок маршрутных автобусов общего пользования и на предприятии не организовано коллективное питание. Минфин России в Письме от 02.08.2005 N 03-03-02/43 также сделал вывод, что экономически оправданными затратами можно признать расходы на оплату проезда к месту работы и обратно в силу технологических особенностей производства, особенно в тех случаях, когда другим транспортом (кроме служебного) доехать до предприятия невозможно, и учесть их в составе расходов на оплату труда в случае, если это будет отражено в трудовом (коллективном) договоре. Аналогичный вывод следует из Письма Минфина России от 05.07.2005 N 03-03-04/1/54. Арбитражная практика 1. Затраты по доставке работников к месту работы и обратно учитываются в составе расходов при исчислении налога на прибыль, если доставка предусмотрена коллективным договором (Постановление ФАС ЗСО от 08.12.2004 N Ф04-8759/2004(7029-А27-31)). Общество обжаловало в суд решение налогового органа о привлечении к ответственности по п. 1 ст. 122 НК РФ за неполную уплату налога на прибыль в связи с неправомерным включением в расходы затрат по доставке работников предприятия до места работы и обратно. Решением суда первой и апелляционной инстанций заявленные требования удовлетворены в полном объеме. Суд кассационной инстанции оставил постановления нижестоящих судов без изменения. При этом указал, что довод налоговой инспекции относительно расходов налогоплательщика по доставке работников до места работы и обратно является несостоятельным. Налоговый орган не учел того, что коллективным договором ОАО "Физкультурник" на 2001 - 2004 гг. предусмотрена доставка работников на работу и обратно, соответственно указанные расходы включены в состав затрат в соответствии с п. 26 ст. 270 НК РФ. Ссылка налоговой инспекции на ст. 264 НК РФ является несостоятельной, поскольку указанная статья регулирует иные правоотношения, которые не имели место и не установлены при проведении налоговой проверки. 4.27. Расходы на оплату ценовых разниц при реализации по льготным ценам (тарифам) (ниже рыночных цен) товаров (работ, услуг) работникам На некоторых предприятиях практикуется продажа товаров (работ, услуг) своим работникам ниже рыночных цен. В случае образования в связи с этим убытков данные убытки в размере ценовой разницы для целей налогообложения не учитываются. Вместе с тем аналогичные убытки, возникшие при реализации товаров не своим работникам, могут быть учтены при налогообложении прибыли в силу ст. 268 Налогового кодекса РФ.

Еще по теме 4.26. Оплата проезда к месту работы и обратно, за исключением случаев, когда расходы на оплату проезда к месту работы и обратно предусмотрены трудовыми договорами (контрактами) и (или) коллективными договорами:

  1. 2.2.13. Расходы на оплату труда, сохраняемую в соответствии с законодательством РФ на время учебных отпусков, расходы на оплату проезда к месту учебы и обратно
  2. 2.2.7.2. Расходы на оплату проезда работников и лиц, находящихся у этих работников на иждивении, к месту использования отпуска на территории РФ и обратно в порядке, предусмотренном законодательством РФ
  3. 2.2.19. Начисления по основному месту работы во время обучения работников с отрывом от работы в системе повышения квалификации или переподготовки кадров
  4. 2.2.25. Другие виды расходов, произведенных в пользу работника, предусмотренных трудовым договором и (или) коллективным договором
  5. Расторжение трудового договора в связи с переходом работника на работу к другому работодателю или на выборную работу (должность)

Вопрос:
Работодателем принято решение оплачивать проезд работникам от места проживания до места работы и обратно, при этом речь не идет об использовании работниками личного транспорта.
Как документально с точки зрения трудового законодательства оформить отношения между работником и работодателем по оплате работникам стоимости проезда от дома к работе и обратно?

Ответ:
Трудовым кодексом РФ не установлено обязанности работодателя компенсировать работникам стоимость проезда работников от места проживания до места работы и обратно. Однако такая компенсация может быть закреплена в трудовом договоре, коллективном договоре или локальном нормативном акте, действующем в организации. Условия договоров или нормы локальных нормативных актов, которыми установлена оплата проезда, несомненно, улучшают положение работников, следовательно, никоим образом не нарушают трудовое законодательство (часть вторая ст. 9, часть четвертая ст. 8 ТК РФ). Если выплата такой компенсации закреплена в указанных документах, в силу части второй ст. 22 ТК РФ оплата проезда работников от места проживания до места работы и обратно является обязанностью работодателя.
В соответствии с частью четвертой ст. 57 ТК РФ в трудовом договоре стороны могут оговорить дополнительные условия, то есть условия, не перечисленные в части второй этой статьи в качестве обязательных для включения в трудовой договор, при условии, что они не ухудшают положение работника по сравнению с установленными трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами.
Руководствуясь этой нормой, работник и работодатель вправе включить в трудовой договор условие об обязанности работодателя компенсировать работнику расходы проезда от места проживания на работу и обратно. Стороны вправе определить вид транспорта, проезд на котором оплачивается работодателем, установить порядок определения размера компенсации расходов работников на проезд, а также определить ее максимальный размер, зафиксировать в трудовом договоре порядок выплаты компенсации расходов работников на проезд, а также другие условия.
В случае если условия об оплате проезда изначально не были предусмотрены в трудовых договорах с работниками, стороны могут заключить дополнительные соглашения о включении таких условий в трудовые договоры. Дополнительные соглашения заключаются в письменной форме с каждым работником организации в отдельности (ст. 72 ТК РФ).

В договорном порядке стороны трудовых отношений вправе урегулировать вопрос оплаты проезда работников от места проживания до места работы и обратно путем включения соответствующих условий в коллективный договор, действующий в организации. В ст. 41 ТК РФ указывается, что в коллективный договор могут включаться, в том числе, обязательства работников и работодателя по вопросам выплаты компенсаций, а также по другим вопросам, определенным сторонами. Согласно ст. 44 ТК РФ дополнение коллективного договора производится в порядке, установленном ТК РФ для его заключения, либо в порядке, установленном коллективным договором.
Согласно статьям 8 и 22 ТК РФ работодатель вправе регулировать трудовые отношения с работниками посредством издания локальных нормативных актов.
Согласно части третьей ст. 8 ТК РФ коллективным договором, соглашениями может быть предусмотрено принятие локальных нормативных актов по согласованию с представительным органом работников. Порядок такого согласования установлен ст. 372 ТК РФ. Если в коллективном договоре соглашении, действующих в организации, предварительное согласование с представительным органом работников не предусмотрено, работодатель вправе самостоятельно разработать положения о компенсации расходов на проезд работников от места проживания до места работы и включить их в уже действующий в организации локальный нормативный акт, либо утвердить отдельный локальный нормативный акт, целиком посвященный вопросам компенсации работникам расходов на проезд. Локальный нормативный акт работодатель принимает или изменяет своим приказом (распоряжением).
С локальными нормативными актами работодатель обязан знакомить работников под роспись, в том случае, когда они непосредственно связаны с их трудовой деятельностью (часть вторая ст. 22 ТК РФ). Четкого критерия, по которому можно было бы отнести тот или иной локальный акт к непосредственно связанному с трудовой деятельностью работника, ТК РФ не содержит. По нашему мнению, к таким актам можно отнести любые локальные нормативные акты, которыми регулируются трудовые отношения с работниками. Так как вопрос компенсации расходов на проезд вытекает из самого факта существования трудовых отношений с данным работодателем, которые возникли между работниками и работодателем на основании трудовых договоров, мы считаем, что работодатель в данном случае обязан ознакомить в соответствии со ст. 22 ТК РФ с локальным нормативным актом, устанавливающим обязанность последнего по оплате расходов работников на проезд. Ознакомление работников должно производиться в обязательном порядке и в случае, когда уже существующий локальный нормативный акт дополняется положениями о компенсации работникам расходов на проезд.
Вновь принимаемого сотрудника работодатель обязан ознакомить под роспись с локальными нормативными актами, непосредственно связанными с его трудовой деятельностью, еще до подписания трудового договора (часть третья ст. 68 ТК РФ). Сроков ознакомления уже работающих сотрудников с принятыми работодателем локальными нормативными актами ТК РФ (с изменениями, внесенными в локальный нормативный акт) не устанавливает.
Отметим также, что работодатель сможет подтвердить факт ознакомления только в том случае, если у него будет иметься письменный документ с росписью работника в ознакомлении.

Материал подготовлен юристами Правового консалтинга ГАРАНТ

Как задать свой вопрос по трудовому праву, можно прочитать

При каких условиях расходы на доставку работников к месту работы могут быть учтены при расчете налога на прибыль?

В настоящее время многим компаниям, чтобы удержаться на плаву, приходится проявлять гибкость. К примеру, арендовать производственное помещение вдали от центра, куда, может, и можно добраться своим ходом, но достаточно проблематично. Чтобы компенсировать такого рода неудобство для сотрудников, компании могут оплачивать им проезд или же организовывать корпоративный транспорт. Во втором случае, кстати говоря, тем самым можно решить параллельно и вторую проблему - своевременный приход сотрудников на работу.

В любом случае по факту получается, что до работы и обратно персонал добирается бесплатно: соответствующие берет на себя работодатель. В то же время согласно подпункту 1 пункта 2 статьи 211 Налогового кодекса (далее - Кодекс) оплата за налогоплательщика (полностью или частично) организациями товаров (работ, услуг) в его интересах признается . Соответственно, в подобных ситуациях возникает . Из этого правила есть только одно исключение - доставка работников обусловлена удаленностью места нахождения организации от маршрутов общественного транспорта и работники не имеют возможности добираться до места работы и обратно общественным транспортом. При таких обстоятельствах суммы оплаты организацией проезда сотрудников не могут быть признаны их экономической выгодой (доходом). Соответственно, в этом случае объект обложения по НДФЛ как таковой отсутствует (см., напр., письма Минфина от 21 апреля 2014 г. N 03-03-06/1/18198, от 6 марта 2013 г. N 03-04-06/6715 и т.д.).

Что же касается учета расходов на доставку сотрудников к месту работы и обратно при , тут ситуация несколько сложнее. Дело в том, что согласно пункту 26 статьи 270 Кодекса в общем случае расходы на оплату проезда к месту работы и обратно транспортом общего пользования, специальными маршрутами, ведомственным транспортом не учитываются. Из данныго правила сделано два исключения:

  • затраты на проезд подлежат включению в состав расходов в силу технологических особенностей производства;
  • расходы на оплату проезда к месту работы и обратно предусмотрены трудовыми договорами (контрактами) и (или) коллективными договорами. Данные затраты учитываются в составе расходов на оплату труда на основании статьи 255 Кодекса.

В письме от 16 марта 2017 г. N 03-04-06/15198 представители Минфина уделили внимание второму исключению из общего правила. Финансисты указали, что оно "работает" только при одновременном выполнении следующих условий:

  • расходы на оплату проезда к месту работы работников предусмотрены трудовыми и (или) коллективными договорами;
  • определена конкретная величина доходов каждого работника (с начислением НДФЛ).

В Минфине подчеркивают, что в случае если названные условия не выполняются, то затраты на проезд нельзя рассматривать как часть оплаты труда. А иной порядок учета такого рода выплат в пользу работников, являющихся по сути социальными выплатами, Кодексом не предусмотрен. Соответственно, учесть их при расчете налога на прибыль нельзя. Отметим, что в Кодексе отсутствует и расшифровка понятия "технологические особенности производства", при наличии которых затраты на проезд сотрудников к месту работы и обратно можно учесть в составе расходов. Минфин в письме от 10 января 2017 г. N 03-03-06/1/80079 разъяснил, что расходы налогоплательщика по договору с транспортной организацией, осуществляющей перевозку работников до места работы и обратно по согласованному маршруту, могут быть включены в базу по налогу на прибыль, в случае если возможность доставки работников до места работы общественным транспортом отсутствует, а также при условии соответствия таких расходов требованиям статьи 252 Кодекса. Представляется, что в данном случае речь идет не только о том, что общественный транспорт в принципе не ходит до места работы. Дело в том, что автобусы, троллейбусы, метро и т.д. работают не круглосуточно. Соответственно, на общественном транспорте просто невозможно добраться на работу, если смена сотрудника, к примеру, начинается в час ночи. Это, можно сказать, одна из технологических особенностей производства, которое нельзя остановить.

Однако возможна и другая ситуация. К примеру, на предприятии трудятся 100 человек, а до места работы раз в час ходит только автобус, который может привезти максимум 50 человек. Очевидно, что в этом случае организация корпоративного транспорта также будет экономически обоснованной. Единственное, что не стоит забывать, - данный факт требует документального подтверждения (графиком движения общественного транспорта по соответствующему маршруту, письмами органов местной власти о том, что данное направление не обслуживается общественным транспортом, и т.д. и т.п.).

1. Ст 325 ТК РФ предусматривает компенсацию расходов на оплату стоимости проезда и провоза багажа к месту использования отпуска и обратно для работников организаций, финансируемых из федерального бюджета, расположенных в районах Крайнего Севера и в приравненных местностях, и членов их семей.

2. Правила компенсации расходов на оплату стоимости проезда и провоза багажа к месту использования отпуска и обратно для лиц, работающих в организациях, финансируемых из федерального бюджета, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, и членов их семей утверждены Постановлением Правительства РФ от 12 июня 2008 г. N 455 (СЗ РФ. 2008. N 25. Ст. 2986). Согласно п. 2 указанных Правил работникам организаций и членам их семей один раз в 2 года производится компенсация за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета расходов на оплату стоимости проезда в пределах территории Российской Федерации к месту использования ежегодного оплачиваемого отпуска работника и обратно любым видом транспорта (за исключением такси), в т.ч. личным, а также провоза багажа весом до 30 кг.

3. К членам семьи работника организации, имеющим право на компенсацию расходов, относятся неработающие муж (жена), несовершеннолетние дети (в т.ч. усыновленные), фактически проживающие с работником. Оплата стоимости проезда и провоза багажа членам семьи работника организации производится при условии их выезда к месту использования отпуска работника (в один населенный пункт по существующему административно-территориальному делению) и возвращения (как вместе с работником, так и отдельно от него) в период нахождения работника в отпуске (п. 3 Правил).

4. Право на компенсацию расходов за первый и второй годы работы возникает у работника организации одновременно с правом на получение ежегодного оплачиваемого отпуска за первый год работы (п. 4 Правил). Следует иметь в виду, что, согласно ст. 122 ТК, право на использование отпуска за первый год работы возникает у работника по истечении 6 месяцев его непрерывной работы у данного работодателя.

В дальнейшем у работника организации возникает право на компенсацию расходов за третий и четвертый годы непрерывной работы в данной организации - начиная с третьего года работы, за пятый и шестой годы - начиная с пятого года работы и т.д. Право на оплату стоимости проезда и провоза багажа у членов семьи работника организации возникает одновременно с возникновением такого права у работника организации (п. 4 Правил).

5. Компенсация расходов является целевой выплатой. Средства, выплачиваемые в качестве компенсации расходов, не суммируются в случае, если работник и члены его семьи своевременно не воспользовались своим правом на компенсацию. При этом причина, по которой работник не реализовал свое право на компенсацию указанных расходов, значения не имеет (п. 4 Правил).

6. Расходы, подлежащие компенсации, включают в себя:

  • а) оплату стоимости проезда к месту использования отпуска работника организации и обратно к месту постоянного жительства - в размере фактических расходов, подтвержденных проездными документами (включая страховой взнос на обязательное личное страхование пассажиров на транспорте, оплату услуг по оформлению проездных документов, предоставление в поездах постельных принадлежностей), но не выше стоимости проезда:

    • железнодорожным транспортом - в купейном вагоне скорого фирменного поезда;
    • водным транспортом - в каюте V группы морского судна регулярных транспортных линий и линий с комплексным обслуживанием пассажиров, в каюте II категории речного судна всех линий сообщения, в каюте I категории судна паромной переправы;
    • воздушным транспортом - в салоне экономического класса;
    • автомобильным транспортом - в автомобильном транспорте общего пользования (кроме такси), при его отсутствии - в автобусах с мягкими откидными сиденьями;
  • б) оплату стоимости проезда автомобильным транспортом общего пользования (кроме такси) к железнодорожной станции, пристани, аэропорту и автовокзалу при наличии документов (билетов), подтверждающих расходы;
  • в) оплату стоимости провоза багажа весом не более 30 кг на работника и 30 кг на каждого члена семьи независимо от количества багажа, разрешенного для бесплатного провоза по билету на тот вид транспорта, которым следует работник и члены его семьи, в размере документально подтвержденных расходов (п. 5 Правил).

7. Применяя ст 325 ТК РФ следует учитывать, что в случае если представленные работником организации документы подтверждают произведенные расходы на проезд по более высокой категории проезда, чем установлено п. 5 указанных Правил, компенсация расходов производится на основании справки о стоимости проезда в соответствии с установленной категорией проезда, выданной работнику (членам его семьи) соответствующей транспортной организацией, осуществляющей перевозку, или ее уполномоченным агентом на дату приобретения билета. Расходы на получение указанной справки компенсации не подлежат (п. 6 Правил).

8. При отсутствии проездных документов компенсация расходов производится при документальном подтверждении пребывания работника организации и членов его семьи в месте использования отпуска (при наличии документов, подтверждающих пребывание в гостинице, санатории, доме отдыха, пансионате, кемпинге, на туристической базе, а также в ином подобном учреждении или удостоверяющих регистрацию по месту пребывания) на основании справки транспортной организации о стоимости проезда по кратчайшему маршруту следования к месту использования отпуска и обратно в размере минимальной стоимости проезда:

  • а) при наличии железнодорожного сообщения - по тарифу плацкартного вагона пассажирского поезда;
  • б) при наличии только воздушного сообщения - по тарифу на перевозку воздушным транспортом в салоне экономического класса;
  • в) при наличии только морского или речного сообщения - по тарифу каюты X группы морского судна регулярных транспортных линий и линий с комплексным обслуживанием пассажиров, каюты III категории речного судна всех линий сообщения;
  • г) при наличии только автомобильного сообщения - по тарифу автобуса общего типа (п. 7 Правил).

9. Компенсация расходов при проезде работника организации и членов его семьи к месту использования отпуска и обратно личным транспортом производится при документальном подтверждении пребывания работника и членов его семьи в месте использования отпуска в размере фактически произведенных расходов на оплату стоимости израсходованного топлива, подтвержденных чеками автозаправочных станций, но не выше стоимости проезда, рассчитанной на основе норм расхода топлива, установленных для соответствующего транспортного средства, и исходя из кратчайшего маршрута следования (п. 8 Правил).

10. В случае если работник организации проводит отпуск в нескольких местах, то компенсируется стоимость проезда только к одному из этих мест (по выбору работника), а также стоимость обратного проезда от того же места к месту постоянного жительства по фактическим расходам (при условии проезда по кратчайшему маршруту следования) или на основании справки о стоимости проезда в соответствии с установленными п. 5 указанных Правил категориями проезда, выданной транспортной организацией, но не более фактически произведенных расходов (п. 9 Правил).

11. В случае использования работником организации отпуска за пределами Российской Федерации, в т.ч. по туристической путевке, производится компенсация расходов по проезду железнодорожным, воздушным, морским, речным, автомобильным транспортом до ближайших к месту пересечения границы Российской Федерации железнодорожной станции, аэропорта, морского (речного) порта, автостанции с учетом требований, установленных указанными Правилами.

При этом основанием для компенсации расходов кроме перевозочных документов является копия заграничного паспорта (при предъявлении оригинала) с отметкой органа пограничного контроля (пункта пропуска) о месте пересечения Государственной границы Российской Федерации.

В случае поездки за пределы Российской Федерации воздушным транспортом без посадки в ближайшем к месту пересечения Государственной границы Российской Федерации аэропорту работником организации представляется справка о стоимости перевозки по территории Российской Федерации, включенной в стоимость перевозочного документа (билета), выданная транспортной организацией (п. 10 Правил).

12. Письменное заявление о компенсации расходов на оплату стоимости проезда и провоза багажа к месту использования отпуска и обратно представляется работником организации не позднее чем за 2 недели до начала отпуска. В заявлении указываются:

  • а) фамилия, имя, отчество членов семьи работника, имеющих право на компенсацию расходов, с приложением копий документов, подтверждающих степень родства (свидетельства о заключении брака, о рождении, об усыновлении (удочерении), об установлении отцовства или о перемене фамилии), справки о совместном проживании, копии трудовой книжки неработающего члена семьи;
  • б) даты рождения несовершеннолетних детей работника;
  • в) место использования отпуска работника и членов его семьи;
  • г) виды транспортных средств, которыми предполагается воспользоваться;
  • д) маршрут следования;
  • е) примерная стоимость проезда (п. 11 Правил).

13. Компенсация расходов производится организацией исходя из примерной стоимости проезда на основании представленного работником организации заявления не позднее чем за 3 рабочих дня до отъезда работника в отпуск. Для окончательного расчета работник организации обязан в течение 3 рабочих дней с даты выхода на работу из отпуска представить отчет о произведенных расходах с приложением подлинников проездных и перевозочных документов (билетов, багажных квитанций, других транспортных документов), подтверждающих расходы работника организации и членов его семьи. В случаях, предусмотренных указанными Правилами, работником организации представляется справка о стоимости проезда, выданная транспортной организацией (п. 12 Правил).

14. Работник организации обязан полностью вернуть средства, выплаченные ему в качестве предварительной компенсации расходов, в случае, если он не воспользовался ими в целях проезда к месту использования отпуска и обратно (п. 12 Правил).

15. Указанные Правила не применяются к категориям работников и членам их семей, для которых в соответствии с законодательством РФ предусмотрены иные размеры и условия возмещения расходов на оплату стоимости проезда и провоза багажа к месту использования отпуска и обратно за счет средств федерального бюджета (п. 14 Правил).

16. Органы государственной власти субъектов РФ и органы местного самоуправления вправе, в соответствии с ч. 8 статьи 325 ТК РФ, самостоятельно определять размер, условия и порядок компенсации расходов на оплату стоимости проезда и провоза багажа к месту использования отпуска и обратно для работников организаций, финансируемых из региональных и местных бюджетов. В отдельных субъектах РФ и в некоторых муниципальных образованиях предусмотрены несколько иные условия и порядок компенсации указанных расходов, по сравнению с соответствующими условиями и порядком, предусмотренными для работников организаций, финансируемых из федерального бюджета. Например, в соответствии со ст. 7 Закона Республики Бурятия от 9 октября 2007 г. N 2526-III "О гарантиях и компенсациях для лиц, работающих в организациях, финансируемых из республиканского бюджета и расположенных в приравненных к районам Крайнего Севера местностях Республики Бурятия" (Собрание законодательства Республики Бурятия. 2007. N 10 - 11) право на компенсацию расходов на оплату стоимости проезда и провоза багажа к месту использования отпуска и обратно у работников организаций, финансируемых из республиканского бюджета, возникает не одновременно с правом на получение ежегодного оплачиваемого отпуска за первый год работы, а только по истечении 12 месяцев работы в данной организации. Согласно п. 1 решения Архангельского городского Совета депутатов от 30 ноября 2004 г. N 347 "О гарантиях и компенсациях для лиц, работающих в организациях города Архангельска как местности, приравненной к районам Крайнего Севера, и финансируемых из городского бюджета" (Ведомости Архангельского городского Совета депутатов. 2004. N 46) право на оплачиваемый один раз в 2 года за счет средств работодателя проезд к месту использования отпуска в пределах территории Российской Федерации и обратно, а также на оплату стоимости провоза багажа весом до 30 кг предоставлено лицам, работающим в организациях г. Архангельска. Работодатели также оплачивают один раз в 2 года стоимость проезда несовершеннолетних детей работника к месту их отдыха (лечения) и обратно.

17. Размер, условия и порядок компенсации расходов, предусмотренных ст 325 ТК РФ, у работодателей, не относящихся к бюджетной сфере, устанавливаются коллективными договорами, локальными нормативными актами, принимаемыми с учетом мнения выборных органов первичных профсоюзных организаций, а также индивидуальными трудовыми договорами.