Деятельность любой организации или компании всегда предполагает отчётность. Даже если компания вполне самостоятельная, и у неё нет вышестоящего руководства, отчёт о деятельности такой компании необходим руководству самой компании для оценки эффективности работы за какой-то период, для выстраивания дальнейшей перспективы развития кампании.

Составление отчета как и составление делового письма вопрос казалось бы простой... но в чем же могут возникнуть трудности?

Обычно, затруднения в том, как составить отчёт о проделанной работе бывают у тех, кто делает его впервые. Составив, один-два раза такой отчёт, скорректировав его согласно полученным замечаниям, специалист, составляющий его, уже не испытывает особых трудностей в составлении следующего.
Составить отчёт о проделанной работе в первый раз, и составить его правильно, не такая лёгкая задача, как кажется на первый взгляд.

Немного о бухгалтерском отчёте

Наиболее простой, по исполнению, это бухгалтерский отчёт. Он может быть большим по объёму и затратным по времени составления, требует при его составлении точности и аккуратности, и всё же составлять его несколько легче, чем текстовой отчёт о проделанной работе. При составлении бухгалтерского отчёта обычно существует строго определённая форма отчётности, выраженная во всевозможных таблицах.

Нужно заполнить эти таблицы цифровыми показателями деятельности организации, и всё. Конечно, все показатели должны быть достоверными и сочетаться друг с другом, но всё-таки легче подсчитать и вставить в соответствующие графы цифры, чем составлять текстовой отчёт о проделанной работе, когда нужно описать все стороны деятельности организации словами.

Иногда при составлении бухгалтерского отчёта, к нему требуется наличие пояснительной записки. Она обычно не велика по объёму и в ней поясняются некоторые цифры. Например, почему какие-то показатели снизились, чем вызван рост других показателей, какова общая тенденции к росту и развитию, согласно цифрам отчёта.

Классификация отчётов о проделанной работе

Отчёты классифицируются по двум признакам

  • По времени периода отчётности: ежедневные, еженедельные, ежемесячные, квартальные, полугодовые, годовые.
  • По составу и объёму: отчёт о проделанной работе одного подразделения организации и отчёт о работе всей организации.

Составление ежедневного или еженедельного отчёта о проделанной работе редко вызывает затруднения. Обычно, они состоят из нескольких цифровых показателей, отражающих основную деятельность организации. Объём ежемесячных отчётов о проделанной работе больше, но тоже, в основном, выражен в цифрах. А квартальные, полугодовые и годовые, чаще всего, предполагают текстовые варианты отчётов о проделанной работе.


Текстовой отчёт о проделанной работе - процесс творческий

Составить отчёт в цифрах, задача ответственная, но более лёгкая, чем составить грамотный, квалифицированный текстовой отчёт о проделанной работе. Составить отчёт в текстовом варианте, это своего рода, творчество.

В нём должна быть отражена деятельность какого-то отдела или всей организации в целом, он должен быть написан языком документа, но легко читаться, в нём не должно быть излишней «воды», текст должен подтверждаться цифрами, в нём должно отражаться сравнение с показателями предыдущего отчётного периода или показателями такого же периода прошлого года, и он должен завершаться какими-то выводами.

Составление отчёта о деятельности всей организации в целом, работе всех её отделов и подразделений обычно возлагается на руководителя организации. Общая практика предоставления отчётов предполагает, что вышестоящий орган высылает в организацию, которая должна предоставить отчёт о проделанной работе, структуру предстоящего отчёта, где указывается, что конкретно нужно осветить в отчёте о проделанной работе какие цифры, показатели и направления деятельности должны быть отражены в предстоящем отчёте.

Руководитель организации знакомит отделы со структурой отчёта каждого отдела, и каждый отдел составляет свой отчёт о проделанной работе. Руководитель проверяет все отчёты, если это необходимо, корректирует их, и формирует общий отчёт о деятельности организации.

Основные требования к составлению отчёта о проделанной работе

И хотя составление отчёта о проделанной работе - процесс творческий, и в нём надо отразить все стороны деятельности организации, это всё-таки документ, а не сочинение на определённую тему, он должен отвечать всем требованиям делового документа. Поэтому отчёт о проделанной работе не должен содержать никаких предложений с личными местоимениями, например, «я сказал, они сделали, мы добились» и тому подобное. Вот небольшой пример, какая лексика должна существовать в тексте отчета:

«Количество продаж по отделу техники за 2-й квартал 2014 года - 205000, что составило 27% от общего количества продаж. Это на 10% больше чем количество продаж, за соответствующий период прошлого года. Уровень продаж по отделу техники за 2-й квартал вырос на 7% по сравнению с данным показателем 1-го квартала. Такое повышение уровня продаж произошло благодаря расширению рынка сбыта (созданию новых точек продаж, активизации работы агентов)».

Нельзя вставлять в отчёт о проделанной работе, когда говорится об улучшении каких-то показателей, такие предложения, как «благодаря напряженной работе руководителя, благодаря улучшению работы коллектива». Во-первых, это некорректный стиль составления делового документа, а во-вторых такие предложения не отражают истинную причину повышения уровня показателей. Что, раньше руководитель работал не напряжённо, а кое-как? Коллектив до данного отчётного периода работал плохо, а потом почему-то стал работать хорошо?

При составлении отчёта о проделанной работе, в соответствующие разделы отчёта можно вставить описание каких-то конкретных мероприятий, акций, презентаций, которые способствовали улучшению работы, повышению показателей.

Разделы отчёта о проделанной работе

Итак, какие разделы должен содержать текстовой отчёт о проделанной работе, если к его составлению не прилагается конкретная структура отчёта.

  • Вводная часть, где даётся краткое описание организации, её положение среди подобных организаций в городе, регионе, или какие-то другие сведения об организации или регионе, где осуществляется её деятельность
  • Далее следуют отчёты о проделанной работе каждого подразделения (отдела). Если организация небольшая и в ней нет отделов, то основную часть отчёта о проделанной работе составляет руководитель организации на основании данных, предоставленных каждым специалистом организации.
  • Заключительная часть, где обобщаются результаты работы организации за отчётный период, делаются выводы об успехах и просчётах, даются прогнозы о дальнейшей деятельности.

Варианты отчётов о проделанной работе

Структура отчёта о проделанной работе может иметь и какие-то другие варианты, связанные со спецификой деятельности данной организации, но в ней обязательно должны присутствовать следующие данные:

  • Полный и объективный отчёт о всех направлениях деятельности организации, с цифровыми показателями, возможно, диаграммами
  • Выводы о работе организации за отчётный период
  • Пути и перспективы развития организации на предстоящий отчётный период.

Учебная практика для студента – дело привычное. Многие воспринимают ее как очередное приключение. Некоторые относятся вполне серьезно и надеются получить бесценный опыт. И вот сюрприз: чаще всего ожидания не оправдываются. Но это не отменяет того, что учащимся придется как-то решить вопрос, как написать отчет по практике.

О написании и грамотном оформлении других типов работ много рассказано в нашем телеграм-канале . А здесь мы расскажем, как студенту правильно написать и оформить отчет по учебной практике, и предоставим образец.

Как правильно оформить отчет по учебной практике

Сам отчет редко вызывает вопросы. Достаточно просто описать, как у кого проходила практика, какие цели ставились и каких результатов удалось достигнуть. Большинство студентов начинают волноваться, приступая к оформлению. Их волнуют следующие вопросы:

  • Как правильно составить, написать и оформить отчет по производственной практике по ГОСТу?
  • Как написать дневник, характеристику и доклад к защите?

Есть и другие проблемы у молодых специалистов, которые стремятся пройти практику. Нередко более опытные сотрудники не допускают молодого к производственным процессам. Собрать мало-мальски полезную информацию на такой практике крайне сложно.

Бывают и обратные ситуации. Представьте: оказались вы на учебной практике, а на вас пытаются навесить все возможные обязанности. Думают: молодой, все успеет, все сможет. Тогда материала собирается столько, что просто его привести хоть в какой-то целесообразный вид является чем-то из разряда фантастики. Что же делать, когда правильно написать и оформить работу очень сложно или нереально вовсе?

Начинать нужно с самого начала. Читаем и запоминаем, как написать отчет по производственной практике на предприятии, смотрим образец и узнаем практические рекомендации.

Общие правила оформления отчета по практике

Несмотря на наличие собственных требований в каждом университете, ознакомиться с которыми можно в методической литературе вашего вуза, существуют стандартные правила оформления отчета по практике:

  1. Общий объем работы не должен превышать 40 листов стандартного формата А4 .
  2. Отчет по практике должен быть пронумерован на всех страницах (кроме титульного листа и приложения к практической работе).
  3. Есть твердые требования того, каким шрифтом писать отчет по практике. Текст работы печатается черным шрифтом формата Times New Roman 12-14 кеглем . Между строчками задается двойной или полуторный интервал .
  4. Отступ с новой строки должен равняться 1,25 пт .
  5. У каждого раздела должно быть свое название . Новый раздел начинается с новой строки .
  6. До начала создания документа установите приемлемые отступы страницы: по левому полю 30 мм , по правому полю 20 мм , сверху и снизу отступ 20 мм .
  7. При оформлении отчета по практике по ГОСТ недопустимо переносить слова . Однако многие кафедры вузов допускают перенос слов, поэтому уточните этот момент на своей кафедре.

Если учитесь в техническом вузе, может понадобится рамка для отчета.

Как оформить титульный лист отчета по практике

Титульный лист учебной практики практически ничем не отличается от титульных листов других работ.

Шапка листа как обычно содержит информацию об учебном заведении и студенте.

Кстати! Если у вас есть дела поважнее отчета по практике, для наших читателей сейчас действует скидка 10% на .

Грамотное оформление отчета по практике: образец наполнения информационных блоков

Структура отчета по практике:

  • титульный лист;
  • содержание или план работы;
  • основная часть с описанием проделанной работы;
  • заключение;
  • библиографический список или список литературы;
  • приложения.

Четко понимая, из каких разделов состоит этот документ, вы сможете без труда разобраться, что писать во введении отчета по практике, в заключении и других его частях.

Общие требования по содержанию учебного отчета по практике

Если уж вы собрались делать эту часть в отчете, делайте ее правильно. Поскольку содержание - это вторая по счету страница работы, то преподаватели на нее обращают пристальное внимание. Даже основная часть не может похвастаться такими почестями.

Чтобы узнать, как грамотно составить содержание, следует обратиться к ГОСТу. В государственных стандартах четко прописаны нормы оформления любой научной работы и ее разделов.

Однако каждый вуз располагает собственными нормами и требованиями, поэтому не поленитесь и сходите в методический кабинет - это лучший способ избежать ошибок.

Чтобы сделать автооглавление в Ворде , в меню «Вставка» нужно выбрать пункт «Ссылка» , затем – «Оглавление и указатели» . Во вкладке «Оглавление» выберите «Панель структуры» и задайте параметры оглавления в открывшемся окне.

Введение отчета о прохождении практики

Если с титульным листом и содержанием все более менее понятно, то введение необходимо правильно не только оформить, но еще и знать, что можно и нужно там писать. В этой части работы нужно обязательно поставить цели и задачи, обосновать актуальность отчета по практике.

К слову, если это учебная практика юриста , то скорее всего вам необходимо будет предоставить образцы документов, которые были созданы вами. Когда цели и задачи на учебную или даже преддипломную практику понятны, очень просто создать отчет и его основную часть.

Основная часть отчета по практике

Это и есть своеобразная практическая часть производственной практики, проекта. Здесь необходимо четко и ясно описать структуру предприятия. Охарактеризовать принимающую сторону не так уж и просто, особенно если толком вас никуда не допускали. Но именно в этой части постарайтесь не допускать критической субъективной оценки .


После того как компания, в которую вас направили, описана, нужно обобщить материал и детально осветить все процессы, в которых вы были задействованы. Также необходимо указать, какую именно поддержку вам оказывали на протяжении срока практики.

Заключение отчета о прохождении практики

По завершении основной части следует заключение, в котором формулируются основные выводы и предложения отчета по практике. Как можно быстро и красиво написать заключение в отчете по практике, чтобы преподаватель не задавал дополнительных вопросов, а студент мог наконец вздохнуть полной грудью?

Достаточно знать, что здесь кратко излагаются основные выводы по работе и итоги практики. Чтобы ничего не упустить, вспомните цели и задачи, поставленные во введении.

Когда отчет готов, пора нести его на подпись руководителю организации . Не надейтесь, что кто-то с предприятия перечитает ваши рукописи от корки до корки. Скорее это сделают ваши преподаватели. Так что дерзайте!

Список литературы и характеристика

Список литературы при оформлении отчета по практике следует делать в следующем порядке:

  • законодательные акты и прочие правовые документы;
  • методические и учебные ресурсы, интернет-ресурсы.

И, если хотите, вот пошаговое руководство о том, как в отчете по практике:

  1. Открываете меню Ссылки , выбираете вкладку Список литературы. В выпадающем списке выбираете нужный вариант списка. Созданная вставка не покажет ничего, кроме заготовки, с которой мы и будем работать далее.
  2. Теперь курсор помещаете в конце абзаца, где необходимо сделать ссылку на источник. Открываем снова меню Ссылки/Вставить ссылку/Добавить новый источник.
  3. У вас появится окошко, где вам остается только заполнить необходимые графы (автор, название источника, место, год, издательство и так далее). Обратите внимание, что в графе Тип источника может быть не только книга, но и электронный ресурс, статья и прочие типы источников.
  4. Как только добавите источник, на месте, куда вы помещали курсор, появятся скобки с отсылкой на список литературы. Если в самом списке литературы к этому моменту не отобразились изменения, зайдите в его настройки и нажмите кнопку Обновление ссылок и списка литературы .

Приложения

По возможности обязательно прикрепите приложения, так как они помогут лучше понять суть работы предприятия и вашей работы на нем в частности. Это могут быть ксерокопии каких-либо документов или справочные материалы, годовые отчеты, графики, диаграммы. Качество оформления приложений в отчете по практике играет огромную роль.

Зная, вы сможете грамотно резюмировать вашу работу, сделать ее более понятной.

По какому принципу происходит формирование приложений к отчету? В приложение любой работы входят:

  • рисунки,
  • таблицы,
  • графические материалы.

Существуют определенные стандарты, которые необходимо соблюдать при создании приложений к отчету по практике . Вот основные из них:

  1. Каждое новое приложение начинается с чистой страницы. Сверху в центре пишется заголовок «ПРИЛОЖЕНИЕ» с причисленным ему порядковым номером, соответствующим ссылке в тексте работы. Под ним идет заголовок таблицы, рисунка или другого графического объекта (начинается с прописной буквы с отдельной строки по центру).
  2. Нумерация приложений можно использовать буквы русского (кроме о, ё, й, з, ь, ч, ъ, ы) или латинского алфавита (кроме букв I, O). Если количество приложений превышает количество букв одного из алфавитов, можно использовать арабские цифры. Если к диплому прилагается лишь одно приложение, оно обозначается заглавной буквой А.
  3. Нумерация страниц приложений должна быть сквозной. Нумерация начинается с первой цифры с первой страницы приложения.

Особое внимание обратите на то, . Этот графический элемент позволяет улучшить наглядность примеров и расчетов. Мы хотим рассказать вам как раз о том, как это правильно делать. Каждый рисунок, графический объект и таблица непременно нумеруются одним из следующих способов:

  1. Сквозная нумерация по ходу отчета по практике.
  2. Новая нумерация с началом каждой новой главы.

При создании приложений также пролистайте материалы о том, если ваша работа технической направленности. И если с остальными видами предоставления информации все понятно, то схемы вызывают у студентов больше всего вопросов.

Схема должна быть понятной и наглядной. Все надписи должны быть хорошо видны и выполнены в том же стиле, что и другие графические объекты в отчете по практике. Линии схемы должны быть четкими. У всех элементов должны быть хорошо различимые границы.

В правильно составленной схеме можно легко различить связи и последовательности. Надписи должны емко отражать суть схемы и всех происходящих процессов, которые вы хотите описать.

Образцы оформления отчета по практике

Вот образцы и шаблоны, которые помогут оформить отчет быстрее:

Как оформить отчет по учебной практике в один клик?

Надеемся, наши примеры и образцы учебной практики студента вам помогли и облегчили защиту практических работ. Нет способа, который позволит мгновенно сделать все правильно. Но если вы обратитесь помощью в студенческий сервис , то получите быструю и надежную помощь от опытных специалистов.

Из диалога на отчете:
Босс, - Каким методом вы изучаете рынок?
Ответ, - Методом перманентного сканирования!

Доклад руководителю, или Как залезть в голову своего босса

Доклад руководителю ― это стресс для любого работника, даже если отчеты и носят регулярный характер. Проведение отчета в виде устного доклада при помощи заранее подготовленного и выученного рассказа на пять-десять минут ― это способ рассказать о вашей работе боссу и скорректировать тактику и планы работы в соответствии с целями и стратегией, носителем которых является ваш руководитель.

С помощью отчета работник и руководитель получают необходимую им информацию, которая нужна для анализа, планирования деятельности и оценки деятельности как сотрудника, так и подразделения. Особая роль здесь отводится сбытовым подразделениям, как центрам прибыли предприятия.

Контроль деятельности сотрудников сбыта позволяет руководителю своевременно принимать меры для координации работы своих подчиненных и рационально распределять имеющиеся в наличии ресурсы. Простой отчет об объемах продаж не может удовлетворять руководителя, ибо количественные показатели не отражают всех аспектов торговой деятельности. Применение для контроля только этих показателей снижает эффективность управления, так как руководство узнает об упущенных продажах уже тогда, когда перспективные сделки сорвалась, а выход на новые территориальные рынки замедлился, и у потенциальных клиентов сложилось негативное впечатление о продукции компании.

Неправильная подготовка сотрудника к отчету лишает руководителя достоверной и актуальной информации для принятия решения, а также вызывает в процессе доклада массу наводящих и уточняющих вопросов. Это еще больше усугубляет ситуацию, так как мысль докладчика сбивается, и его память лихорадочно начинает искать ответы на заданные вопросы.

Первые трудности при подготовке шаблона доклада возникают из-за влияния личности руководителя, уровня его личной подготовки, степени делегирования полномочий подчиненным, да и просто способности держать в памяти ранее полученную информацию. Тут обычно подчиненные и начинают оправдывать свой провальный доклад попаданием «шлеи под мантию».

Вспомним всем известное «первое правило» подчиненного ― начальник всегда прав. Не руководитель подстраивается под ваше видение структуры доклада, а вы подстраиваетесь под его требования.

А как влезть в голову босса, спросите вы?

Есть такой способ и без хирургического вмешательства! Вам понадобится немного времени, внимания, аналитического мышления и современный гаджет в виде диктофона или мобильного телефона с такой функцией. И, если повезет, то за один-два отчета вы запишете видение вашего босса на план доклада.

Для написания приведенного ниже шаблона устного доклада понадобилось всего один раз провести запись на диктофон отчет региональных менеджеров внешнеторгового направления у руководителя предприятия. Повезло и в том, что раздраженный очередным докладом босс в течение пяти минут рассказывал, что он хотел бы услышать от своих специалистов.

Предлагаемый вариант шаблона доклада содержит два раздела и до трех уровней детализации каждого из них, что позволяет, при необходимости, либо сократить, либо увеличить его информативность. Каждый регион разрабатывается как отдельный проект с учетом человеческих и финансовых ресурсов. В третьем разделе отмечены ряд правил, которые необходимо учесть при подготовке и проведении процедуры отчета. Но, если после неоднократных попыток обобщить видение босса в достаточно стройную структуру шаблона, это вам не удается, все равно необходимо составить план доклада по своему разумению, а потом вносить в него коррективы.

Шаблон доклада может иметь примерно следующий вид:

1. Текущий проект

1. Дать оценку состояния выполнения ранее поставленных задач и планируемых действий:

1.1. Указать приближение или отдаление от планируемого результата.

1.2. Отметить обстоятельства, указывающие на достижение результата или на отдаление от него.

1.3. Изложить предпринимаемые системные действия.

1.4. Сделать выводы по результату действий и перспективе работы.

2. При наличии договоренности по поставкам или проявлении конкретного интереса покупателем, изложить информацию:

3. Доложить:

3.1. План действий по поставкам:

  • Сроки поставки
  • Сроки изготовления
  • Согласованность модельного ряда с возможностями производства
  • Даты (в том числе планируемые) проведения переговоров и/или подписания документов (перечень лиц и документов)
  • Изложить альтернативные планы действий

3.2. Анализ регионального рынка (корректная его проработка, и при необходимости, продолжение работы на нем)

4. Предоставить формальное подтверждение выводов по перспективе проекта или планируемых действий и доложить о наличии:

4.1. Документарного подтверждения:

  • Наличие контракта и/или спецификаций (подписанных или нет)
  • Наличие заявки (письменный запрос)
  • Протокола намерений
  • Гарантийного (электронного или обычного) письма

4.2. Внятного устного подтверждения намерений покупателя:

  • Полученного в процессе переговоров при личной встрече
  • Полученного в процессе телефонных переговоров

5. Сделать обобщающие выводы по проекту (корректная его оценка).

2. Новый проект

1. Дать оценку новому рынку:

1.1. Изложить повод (следствие каких действий) возникновения активного интереса на этом рынке и его реальность.

1.2. Дать корректную оценку региональному рынку и его перспективности:

  • Емкость рынка
  • Историю поставок продукции (или аналогов) на этот рынок (если были, то когда и кем)

2. Изложить:

2.1. Факты, подтверждающие реальный интерес на новом рынке к продукции вашего предприятия:

2.2. План действий на этом рынке:

  • Количество продукции в перспективной поставке
  • Модели (номенклатура)
  • Планы проведения выставок, переговоров и/или подписания документов (перечень лиц, участвующих с обеих сторон и документов, планируемых к подписанию)
  • Последовательный план действий (пошагово и со сроками)

3. Особые требования

Доклад должен быть корректным:

  • Информация должна иметь формальное подтверждение
  • Отсутствие фантазий и домыслов
  • Объективно оценивать происходящее
  • Осмысленное изложение
  • Тактические (детальные) подробности работы ― должны быть опущены
  • Детализация доклада (кто и с кем встречался, кому и сколько раз звонил, послал писем и с кем общался) ― только после инициации вопроса руководителем
  • Избегать ответов из серии ― «мяч на их стороне»

Рекомендуется начинать доклад с текущих проектов, где особенно уделить внимание ходу выполнения задач и сроков, поставленных или одобренных боссом при предыдущих встречах. Если вам удастся получить одобрение или положительную эмоцию у руководителя по первой части, то вторая часть ― предложения по новым проектам, не останутся без его внимания и могут тут же получить продолжение.

Аналитический отчет представляет собой описание тщательного исследования того или иного вопроса по завершении определенного планового этапа. Перед составлением данного документа необходимо разобраться в особенностях его структуры и требованиях к оформлению. Структура отчета достаточно проста, но знание нюансов во многом облегчит его составление.

Структура

Чтобы составить отчет грамотно и быстро, нужно соблюдать очередность таких составляющих:

  • титульный лист;
  • содержание отчета;
  • введение;
  • основная часть документа (аналитический и проектный раздел);
  • заключение;
  • список использованных источников;
  • приложения.

Как написать аналитический отчет?

Титульный лист содержит в себе сведения об исполнителе. Он является первой страницей работы, ее «лицом». В содержании описывается структура отчета и номера страниц каждого раздела. Во введении необходимо привести аргументы в пользу выбора темы, актуальности исследования, перечислить используемые для изучения проблемы методы и способы. Во вступлении приводят анализ источников, которые были использованы при изучении темы. Важно не забыть о целях и задачах, поставленных в ходе работы над аналитическим отчетом.

Основная часть отчета, как правило, содержит несколько разделов и подразделов, логически связанных между собой. В каждой главе или пункте понятно и четко должен быть выражен материал. Нельзя забывать о ссылках на использованную литературу.

Выводы о проделанной работе выносятся в заключение. Надо не просто перечислить итоги исследования, но и дать разъяснения по каждому из них. составляется по алфавиту. Аналитический отчет за год может содержать приложения, в них включают большие информационные блоки, каждый из которых должен сопровождаться ссылкой в тексте. К отчету прилагают документы и источники, используемые при его составлении: таблицы, диаграммы, схемы, графики и другие.

Анализ проблемы

Основным секретом правильного составления аналитического отчета является проведение глубокого анализа определенной проблемы. Описание его итогов должно быть ясным и подкрепленным аргументацией. Проведя параллели, сравнив явления, можно сделать качественные выводы по проведенному исследованию. Соблюдение простых советов поможет составить интересный и достоверный аналитический отчет по ФГОС в кратчайшие сроки.

Как поставить цель?

Цель необходимо формулировать кратко и как можно точнее. В смысловом отношении она выражает главную задачу, которая стоит перед специалистом, и ожидаемые результаты. Например, педагогическая цель должна быть направлена на развитие ребенка, появление ожидаемого результата необходимо оценить и измерить. Конкретизировать и развить цель помогают задачи - это действия для её реализации, которые в отчете перечисляют по порядку. Таким образом, процесс достижения цели делится на этапы. Они сформулированы как задачи: освоение технологии, создание системы работы, мониторинга и другие действия.

В аналитическом годовом отчете должны быть отражены все направления деятельности, предусмотренные рабочими планами и журналами. Аналитический отчет воспитателя по ФГОС (или педагога) включает качественные и количественные показатели по каждому виду работ. В нем могут сочетаться несколько видов анализа.

  • Сравнительный - сопоставление явлений, единых по природе и общим характеристикам. Сравнивать требуется внешние, внутренние признаки и условия эффективности.
  • Анализ структуры позволяет выявить роль и значение одного или нескольких факторов для успешного функционирования структуры.
  • Корреляционный - это установление зависимости одного элемента от другого. Взаимосвязь может возникать в ситуации, в процессе или системе. "Корреляция" переводится с латинского как "взаимная зависимость явлений".
  • Функциональный - это характеристика объекта с точки зрения его функций и выявление их взаимосвязи.
  • Системный - позволяет выявить структуру и способы взаимосвязи объектов.
  • Детерминационный позволяет установить причинно-следственные связи между явлениями, событиями, объектами.
  • Критический анализ - это выявление плюсов и минусов деятельности или личности.

Аналитическая часть отчета

Аналитическая часть описывает результаты труда. Для педагога это саморазвитие, развитие педагогики в теории и практике, итоги образования воспитанников.

В отчете предоставляется результат и критерии его оценки. Среди последних выделяют процессуальные и результативные показатели. К процессуальным относят:

  • осуществление профессиональной деятельности;
  • реализацию собственного профессионального потенциала;
  • организацию видов деятельности и общения;
  • средства воздействия, способствующие или препятствующие достижению цели.

К результативным показателям относят достигнутые итоги в количественном и качественном измерении. Они приоритетны в оценке эффективности деятельности. Поэтому автору отчета требуется соотнести достигнутые результаты с предметом проектирования.

Проектная часть

В проектной части указываются проблемные ситуации, трудности, с которыми специалист столкнулся в процессе своей деятельности. Расписываются направления и этапы по совершенствованию работы, проблема, тема, объект и предмет следующего отчетного периода.

В заключительной части оценивается собственная аналитическая деятельность, отмечаются направления для саморазвития, планируется самосовершенствование в профессиональном направлении.

Аналитический отчет педагога

Значимость преподавателя подтверждается во время аттестации. Это мероприятие позволяет установить уровень квалификации педагога. Чтобы предоставить профессиональному сообществу итоги своего труда, приходится составлять аналитический отчет учителя. Оценка результатов профессиональной деятельности может осуществляться и в межаттестационном периоде.

Аналитическим отчетом педагога является документ, обобщающий результаты профессиональной деятельности за определенный период. Данная форма позволяет системно изучить собственную деятельность, ее эффективность, откорректировать работу, открыть новые возможности для саморазвития. В отчете педагог анализирует итоги работы и ее эффективность. Результаты своего труда оцениваются в соответствии с поставленными в периоде целями и задачами. Цель аналитического отчета - проведение самоанализа и самооценки профессиональной деятельности учителя за истекший период.

Отчет психолога

Профессиональная деятельность психолога, так же как и педагога, требует постоянного анализа собственных действий и особенностей людей, с которыми он работает. Проделанные выводы позволяют специалисту спроектировать следующие шаги для совершенствования своей работы. Аналитический отчет психолога является вторичным и основывается на общих данных, полученных на базе оперативного или текущего анализа проведенных мероприятий.

Объектом отчета выступает деятельность психолога: обследования, профилактика, диагностика, исследовательские, коррекционные, развивающие мероприятия. Предметом является анализ профессиональных действий, изучение свойств или показателей.

Составляя отчет, педагог-психолог должен соблюсти принципы анонимности и конфиденциальности, то есть он предоставляет информацию в виде общих результатов. Анализ выполненных задач предполагает описание возникающих затруднений, проблем, которые, как правило, становятся задачами на новый учебный период. Новые средства анализа позволяют прописать перспективы дальнейшей трудовой деятельности.

Справки и заключения

К аналитическому отчету психолога прилагается статистическая справка за отчетный период, установленный в организации. Данные в виде заключений и итогов по видам деятельности являются дополнением к служебной документации. Заключения по направлениям работ могут включать:

  • индивидуальную психодиагностику;
  • групповую психодиагностику;
  • индивидуальную развивающую или коррекционную работу;
  • групповую развивающую или коррекционную работу.

Заключение можно составить в свободном виде или на основе стандартных форм.

Годовой отчет воспитателя

Аналитический отчет воспитателя за год содержит следующие разделы:

  • Общая характеристика группы.
  • Итоги по выполнению образовательных программ. Деятельность по подготовке к школе и ее приоритеты. Формирование детской личности. В процессе каких видов деятельности достигаются поставленные цели? Это разнообразная игровая, коммуникативная, трудовая, познавательно-исследовательская, продуктивная, музыкально-художественная деятельность. Направления работы для воспитателя.
  • Аналитический отчет воспитателя за год должен содержать ответ на вопрос о том, чего удалось достигнуть в плане физического, познавательно-речевого, социально-личностного, художественно-эстетического развития детей.
  • Мероприятия с детьми и их краткая характеристика.
  • Отчет об итогах работы с детьми. Деятельность по проектам.

По каким критериям оценивается отчет?

  1. Обоснована ли актуальность темы? Должны присутствовать нормативно-правовые материалы, подтверждающие важность темы, доказательства необходимости ее разработки.
  2. Обоснована ли проблема, противоречия, на разрешение которых направлен аналитический отчет? Цель отчета, иерархия задач.
  3. Оценка содержания отчета. Общекультурное, методологическое, нормативно-правовое обоснование, эффективность в социально-экономическом плане и психолого-педагогическое основание.
  4. Система партнерских взаимодействий.
  5. Результаты, их анализ и оценка, соотношение с целями, задачами и прогноз.
  6. Уровень информационной культуры представления результатов. Как оформлен аналитический отчет ДОУ?
  7. Перспективность и применимость отчета на практике в профессиональной деятельности.

Аттестация и защита аналитического отчета

Защита отчета может быть формой проведения аттестации. Выступление займет от 10 до 15 минут, плюс ответы на вопросы экспертов. Что надо включить в доклад?

  1. Анализ рекомендаций с прошлой аттестации.
  2. Проблема, ее формулировка и актуальность со ссылками на новые документы.
  3. Объект - то, что будет исследоваться, реальность (уровень знаний, воспитанность, образовательный процесс и т. д.).
  4. Предмет - то, с помощью чего влияют на изменение объекта (методы обучения, деятельность, задания, подходы и т. д.).
  5. Формулировка темы должна включать в себя предмет и объект, показывая их взаимосвязь.
  6. Цель - результат, который ожидается, конкретный и простой (создание условий).
  7. Задачи (действия по достижению цели).
  8. Гипотеза (требуется не всегда, иногда просто запланированный результат) - научное обоснование способа достижения цели, идея, центральная мысль.
  9. Стратегия и механизмы по достижению целей. Аналитический отчет воспитателя по ФГОС (или учителя) предполагает рассказ о том, что педагог делал на протяжении всего периода до аттестации для достижения цели. Это самый большой и главный пункт. Здесь необходимо рассказать обо всех своих действиях и показать, что работа выполнялась в системе.
  10. Результат, т. е. то, что получено фактически. Параметры и критерии для оценки результата определяет сам специалист, составляющий отчет (они заявляются в цели).
  11. Общественные выступления по теме, печатные труды и другое предоставление опыта.
  12. Заключение, выводы: достигнута ли цель, в какой степени, что сделано, что доказано, какова значимость работы.

ОТВЕТ:
(материал подготовлен Ведущий юрисконсультом ЗАО "СПАР РИТЭЙЛ" И.Куролесовым)

Все чаще работодатели требуют у своих сотрудников отчеты о выполненной работе, причем не важно, какую именно они выполняют работу, какие должности занимают, как долго работают в компании. И, как правило, такое право работодателя не прописывается ни в каких внутренних документах компании. Несмотря на это, работники безоговорочно составляют отчеты за месяц, за квартал, за год - в зависимости от цели их подготовки (ведь возразить работодателю крайне сложно). В статье мы поговорим о том, для чего нужен отчет о выполненной работе, кто и при каких условиях может требовать его представить, что он должен содержать, нужно ли утверждать
его форму и хранить по всем правилам.

Для чего нужен отчет?

Известно, что необходимость привлечения персонала должна быть экономически обоснованной, ведь оплата труда наемных работников для организации является статьей расходов, причем довольно существенной. Практически каждый руководитель структурного подразделения организации, подбирая через кадровую службу работников, должен обосновать перед руководством следующие важные моменты:
- штатную численность подразделения;
- фонд оплаты труда подразделения;
- организационную структуру подразделения;
- функционал работников подразделения;
- требования к кандидатам (образование, квалификацию, опыт работы, профессиональные навыки и т.п.).
Только после того как мотивированное предложение руководителя структурного подразделения о найме работников будет одобрено руководством, можно будет открывать вакансии и искать кандидатов. Однако обоснование необходимости "содержания" того или иного работника не
заканчивается после его приема на работу. А, наоборот, только начинается. Так, ему нужно будет выполнять определенный непосредственным руководителем объем работы.Надо сказать, что в редкой организации рассчитываются нормы выработки (осуществляется это обычно силами экономистов и финансистов, у которых, если они и трудятся в компании, всегда есть работа поважнее). На практике задача распределения объема работы между сотрудниками структурного подразделения, как правило, лежит на плечах руководителя подразделения, который должен действовать по принципу "каждый работник должен быть при деле". В то же время руководитель подразделения должен планировать работу своих подопечных. В свою очередь, работник, чтобы трудиться более эффективно, должен и сам планировать свое рабочее время. После того как план будет составлен и утвержден руководителем структурного подразделения в установленном в организации порядке, его необходимо придерживаться и руководителю
структурного подразделения, и подчиненным работникам. Безусловно, для учета проделанной работы как подразделения в целом, так и отдельных его работников, при сопоставлении ее с утвержденным планом возникает потребность в отчете.
Таким образом, отчет работника необходим для:
- обоснования расходов на оплату труда работников структурного подразделения;
- использования его в качестве основы с целью представления отчетов контрагентам по гражданско-правовым договорам об оказании услуг/выполнении работ силами своего персонала (в том числе договоров аутсорсинга и аутстаффинга);
- создания своего рода порядка и соблюдения дисциплины в подразделении;
- быстрого установления связи: кто из работников, когда и какую работу выполнил (например, при возникновении конфликтных ситуаций, связанных с невыполнением или ненадлежащим выполнением работником своих трудовых обязанностей).

Когда отчет обязателен?

Важно отметить, что вопрос предоставления работниками отчетов о выполненной работе законодательством регламентируется лишь в случае отправления работника в командировку.

Что касается остальных случаев, то очевидно, что следует представлять отчеты о проделанной работе в обязательном порядке лишь тем сотрудникам, в чьи трудовые обязанности это входит, т.е. у кого это прописано в трудовом договоре и/или должностной инструкции. Приведем в качестве примера выдержки из указанных документов.

Кто может требовать отчета?

Возникает вопрос: перед кем именно работник должен отчитаться? Для ответа на него важно понимать, кому непосредственно работник подчиняется. Как правило, в трудовом договоре, а также должностной инструкции (при ее наличии) эта информация указывается. Следовательно, этот епосредственный руководитель работника и имеет право требовать у него отчет. Причем он имеет право требовать отчет не только о выполнении запланированной работы, но и любой другой.
Обратите внимание: отчет работника о выполненной работе может быть положен в основу системы премирования, т.е. поощрения работников организации. Тогда его содержание может указывать на следующие показатели для назначения и выплаты премий:
- выполнение норматива;
- выполнение дополнительного объема работ в рамках должностных обязанностей работника;
- качественное и оперативное выполнение особо важных заданий и особо срочных работ, разовых заданий руководства в рамках должностных обязанностей работника и др.И наоборот: если работнику было поручено выполнить определенную работу, а он по каким-то причинам ее не выполнил, отчет поможет непосредственному руководителю выявить причины (точнее, вы сами должны ему продемонстрировать их в отчете).

Если отчет отсутствует

"А что, если работник откажется представить отчет о выполненной работе, - спрашивают порой руководители, - можно ли его за это наказать?" Теоретически можно. Статья 192 Трудового кодекса РФ предусматривает дисциплинарную ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение работником возложенных на него трудовых обязанностей. Соответственно, если представление отчета о выполненной работе является обязанностью работника (т.е. она закреплена в трудовом договоре и/или должностной инструкции), то за неисполнение или ненадлежащее исполнение этой обязанности работодатель имеет право применить следующие дисциплинарные взыскания: замечание или выговор (в зависимости от серьезности дисциплинарного проступка).

Конечно, вряд ли кто-то из работодателей на практике будет таким образом наказывать работника за то, что тот не представил к нужному времени отчет о работе. Тем более что работодателю, скорее, нужен не сам отчет, а выполнение работы. И обычно у работника, который не представил отчет по требованию работодателя, имеются проблемы не с самим отчетом, а с
выполнением порученной работы. Потому работодателю корректнее применить дисциплинарное взыскание именно за невыполнение или ненадлежащее выполнение работником своих прямых трудовых обязанностей, нежели за непредставление отчета.

Что входит в содержание отчета?

Отчет работника может содержать:


- выполненную работу (может перечисляться в количественном или процентном выражении с указанием времени выполнения работы и без такового и т.п.):
- плановую работу;
- внеплановую работу;
- Ф.И.О. и должность лица, являющегося заказчиком работы (либо наименование организации-заказчика);
- статус работы (выполнена полностью или только какая-то часть);
- результат выполнения работы (подготовлен документ, проведена встреча и т.п.);
- кому был передан результат работы;
- с кем работник взаимодействовал при выполнении работы;
- соответствует ли выполненная работа утвержденному плану;
- дату составления отчета, а также период, по итогам которого составлен отчет.
Безусловно, это лишь приблизительные составляющие отчета. Он может не быть столь подробным.

Упрощенный вариант отчета уместен в случаях, когда в организации или конкретном структурном подразделении установлена система представления работниками ежедневных отчетов. В упрощенном варианте отчет в основном содержит следующие элементы:
- Ф.И.О. и должность работника;
- структурное подразделение, где трудится работник;
- выполненная работа (плановая и внеплановая);
- дата составления отчета, а также период, по итогам которого составлен отчет.
Обратите внимание: отчет должен быть подписан работником и передан непосредственному руководителю.

Нужно ли утверждать форму отчета?

Унифицированной формы отчета работника о выполненной работе, как известно, не существует.
Во-первых, потому что законодательство не обязывает работников делать такие отчеты.
Во-вторых, у каждой организации есть свои специфика деятельности и стиль руководства. А значит, утвердить единую для всех форму отчета в принципе не представляется возможным.
Однако если в организации налажен документооборот, должным образом учитываются и хранятся документы, то вполне адекватным будет и утверждение формы отчетов работников о выполненной работе. Утвердить ее можно одним из следующих способов:
- в составе локального нормативного акта, например, инструкции по делопроизводству или положения о персонале (если работники централизованно отчитываются о проделанной работе);
- приказом (если работники только отдельных структурных подразделений занимаются этим).

Нужно ли хранить отчет?

Независимо от того, утверждена форма отчета сотрудника о выполненной работе в организации или нет, подобные отчеты подлежат хранению. Возникает вопрос, сколько времени их нужно хранить? Нормативными правовыми актами не предусмотрены правила хранения отчетов о
выполненной работе, составление которых не является обязательным. Тем не менее приведем некоторые выдержки из Перечня типовых управленческих архивных документов 2010 г.
Рекомендуем, опираясь на приведенные выше пункты Перечня, придерживаться следующих сроков хранения отчетов:
- отчета работника о выполненной им работе (кроме "командировочного") - в течение 1 года;
- сводного отчета о работе структурного подразделения - в течение 5 лет.

Эту и другие консультации по актуальным вопросам вы найдете в информационном банке "Бухгалтерская пресса и книги" системы "КонсультантПлюс".