Как известно, человек обладает силой не только физической, но и духовной. Той, что побуждает его к действию и направляет к целям, проявляется в убеждениях и мечтаниях, в бесстрашии и решимости. Именно благодаря ей возникает не только материальная, но и духовная деятельность человека.

Иногда за нее принимают лишь бесконечное внутреннее самокопание и поиск тайных смыслов и истин. Но духовную деятельность нельзя понимать так узко, она тоже направлена на созидание и творчество. Неправильно думать, что работа духа всегда скрыта в умах и сознании людей – это не так. Она широко проявляется в общественной жизни, поскольку рождает ее главные ценности – моральные, нравственные, религиозные и эстетические.

Виды и формы духовной деятельности человека

Выделяют два основных вида духовной деятельности людей: духовно-теоретическую и духовно-практическую.

В результате первого вида деятельности возникают новые теории и мысли, создаются идеи. Они становятся духовным достоянием и ценностями человечества. Их облекают в форму литературного сочинения или научного труда, скульптурных и архитектурных сооружений, музыкальных произведений и творений живописи, художественных фильмов и телевизионных передач. Какой бы ни была форма – она всегда несет в себе идею, заложенную автором, его взгляд и оценку событий, явлений, поступков.

Духовно-практическая деятельность направлена на сохранение и изучение, понимание созданных ценностей. Постигая их, люди изменяют собственное мировоззрение и сознание, обогащают свой внутренний мир – так влияют на них творения мыслителей, художников и ученых.

Для сохранения и распространения духовных ценностей человечество использует музеи, библиотеки и архивы, образовательные учреждения и средства массовой информации. Благодаря их существованию самые разные области знаний и достижений – исторические, художественные, технические, литературные, научные – пополняются и передаются от одного поколения к другому.

Духовные потребности человека

Особенность духовной деятельности - в проявлении самых высоких побуждений и стремлений человека. Каждый имеет разные потребности, среди которых есть материальные – необходимые для поддержания жизни, социальные – важные для существования общества, и духовные – проявление самой высокой формы сознания. Это они вызывают в человеке жажду познаний и открытий. Это из-за них люди стремятся видеть и создавать красоту вокруг, сопереживать и любить, творить и помогать.

Одних духовные потребности побуждают создавать что-то новое, полезное людям. Причем сами творцы делают это и для себя: так они раскрывают свои таланты, реализуют свои способности. Ведь самореализация – тоже одна из высших потребностей, которая направляет духовную деятельность личности. Проявляя себя, мыслители, поэты и художники удовлетворяют свою потребность в самовыражении, в стремлении донести до людей свою идею.

Те, кто эту идею принимает – потребители духовных ценностей. Они тоже испытывают духовную потребность – в живописи и музыке, поэзии и познании. Они сопереживают творчеству создателя и осмысливают заложенную им идею. И порой бывает так, что между созданием духовного продукта и его потреблением проходит долгое время. Не всегда писатель сразу находит своего читателя, а учитель – ученика. Порой этот разрыв отмеряется не годами, а веками, спустя которые духовная деятельность по созданию ценностей в итоге соединяется с их духовным потреблением – признанием и сохранением.

Но это происходит, потому что высокие побуждения, желания и стремления живут в человеке. Они питают и обогащают его, вдохновляют и делают его лучше.

Структурно психику можно представить как единство трех ее составляющих - сознания, подсознания и моторики. Что бы ни делал человек, его деятельность выступает как проявление этих компонентов. Значит, чтобы побудить собеседника к активности, нужно воздействовать на его сознание, подсознание (главным образом, эмоции) и включить в соответствующую деятельность.

Обращение только к сознанию далеко не исчерпывает всех возможностей убеждения. Только те побудительные усилия достигают цели, которые пройдут через ум, чувство и моторику людей.

При систематическом воздействии оказывается влияние на все сферы жизнедеятельности. Подтверждением этому служит следующий известный факт: супруги, прожившие вместе 25 лет, становятся похожими друг на друга не только психически, по и физически (лицом). Даже собаки, живущие долго с хозяином, чем-то напоминают его.

Внушение

Сила взгляда.

Американские туристы Джон Гельфрейх и Отто Бутесхуде путешествовали по джунглям Мату-Гросу. Заночевав как-то на берегу реки Шингу, утром стааи готовить завтрак.

Бутесхуде пошел за водой. Он долго не появлялся, и Гелъфрейх пошел искать товарища. Он нашел его возле самой воды. Отто медленно шел к густому кустарнику, движения у него были, как у робота, голова неподвижно направлена в сторону зарослей. Проследив направление его взгляда, Гелъфрейх увидел голову змеи, торчащую из куста. Реакция Джона была молниеносной: выстрелом из пистолета он сразил пресмыкающееся. Отто вдруг вздрогнул и нервно рассмеялся. Позже рассказал: у воды почувствовал на себе чей-то взгляд, а что было потом - не помнит.

Вспоминается одна картинка, виденная автором в детстве: в зоопарке - кормежка удава. В террариум запустили мыть. Удав уставился на нее не мигая. Мышь оцепенела, а потом медленно стала двигаться прямо в пасть удава. При этом задние лапы толкали ее вперед, а передние упирались. Незабываемое по своему драматизму зрелище!

Оба описанных случая показывают, что особым взглядом можно подчинить и человека, и животного, навязать им определенные действия.

Пристальный взгляд.

В деловом мире пристальный взгляд находит себе практическое применение. Президент сети закусочных быстрого обслуживания «Макдональдс» сказал: «Наши рестораны в Москве кормят ежедневно пятьдесят тысяч человек И каждому посетителю мы уделяем индивидуальное внимание. Мы говорим ему, глядя в глаза: «Приходите к нам еще».

Рассказанная ранее история о том, как здоровался сенатор Роберт Кеннеди, свидетельствует, что политики также умело пользуются взглядом, чтобы внушить аттракцию к себе.

Магический взгляд.

Вокруг прямого пристального взгляда давно уже сложился мистический ореол. Его даже называют «магическим взглядом». Естественно, что есть и обучающие рецепты. Об одном из них рассказывает Игорь Востоков в своей книге «Секреты целителей Востока».

«Возьмите машинописный лист и в центре его начертите тушью или черными чернилами круг размером с двухкопеечную монету (1,5 см).

Повесьте этот лист на расстоянии 2-2,5 м от себя и в течение 15 минут непрерывно и не мигая смотрите на этот черный круг (круг надо заштриховать черным цветом).

Делая это ежедневно, вы выработаете в себе «магический взгляд». Если таким взглядом женщина, к примеру, посмотрит на мужчину с целью его приворожить к себе, то он навсегда станет ее».

Другой способ - с помощью зеркала. Чуть расслабив мышцы лица, посмотрите на свое отражение. Взгляд направьте себе в глаза или переносицу Избегая частых миганий, смотрите в точку 20-25 секунд.

В быту пристальным взглядом не следует злоупотреблять, потому что люди под ним начинают нервничать. Обычно во время разговора принято периодически отводить взгляд в сторону, чтобы не смущать.

Если вы желаете вывести собеседника из равновесия, выберите на его теле или одежде уязвимое место (например, кривые ноги, плохие зубы, грязные ногти, нечищеную обувь, пятно, ширинку и т.д.) и пристально смотрите туда. Ваш собеседник сразу же начнет нервничать. Ну а если вы вдобавок изобразите еле заметную язвительную улыбку и высокомерное откинете голову назад, то сохранить самообладание удастся только уж очень выдержанному человеку. Рассеянный или направленный мимо глаз собеседника взгляд (на ухо, лоб, подбородок, губы) сделает то же самое, но в более деликатной и щадящей форме.

Внушение словом.

Слова - основной инструмент внушения. Визуальные приемы являются вспомогательными, облегчающими достижение цели. Сокрушительная сила языка нашла свое своеобразное отражение в Евангелии от Иакова (3:5-6):

«Так и язык - небольшой член, но много делает»

«Язык - огонь, прикраса неправды»

«Это неудержимое зло: он исполнен смертельного яда»

С древних времен известно, что лечение тела и души человека покоится на трех основаниях: нож, трава и слово. Нож используется в хирургии; применение трав привело к возникновению лекарств; слово же является основным «орудием труда» психолога и психотерапевта. Но не только их. Хороший врач тот, одно посещение которого уже облегчает состояние больного.

Пожилые люди жалуются, что врачам сейчас некогда даже как следует выслушать пациента. Наибольшим уважением у этого контингента как раз и пользуются доктора, находящие возможность терпеливо выслушать жалобы, ободрить, вселить надежду на улучшение.

«Слово убивает» - совершенно справедливо утверждается в пословице. Именно так нередко и происходило, когда колдун накладывал на того или иного человека заклятие, прокалывая при этом его изображение острым предметом, и к назначенному сроку человек действительно заболевал и умирал. Некоторые матери и теперь считают, что путем «сглаза» можно причинить вред их ребенку. В подобных случаях мы имеем дело с механизмами прямого или косвенного внушения.

Прямое внушение.

Оно связано непосредственно с речью воздействующего человека. В качестве примера прямого внушения напомним описанный нами ранее случай смерти пациентки сразу после смерти лечившего ее специалиста и «успокоившего» ее словами: «Вы умрете после меня».

Косвенное внушение.

При косвенном внушении используется некое промежуточное действие или раздражитель с целью усиления его эффекта (например, проткнуть гвоздем или сжечь изображение человека, на которого наложено заклятие). Нередко косвенное внушение бывает более эффективным, чем прямое, поскольку не действует «в лоб» и не вызывает поэтому внутреннего сопротивления у внушаемого.

Проиллюстрируем силу косвенного внушения данными трех экспериментов. В одном из них, проводившемся в психиатрической клинике в США, пациентов разделили на две группы: первая проходила психотерапию в течение полугода, вторая же в это время ожидала лечения. Когда сравнили результаты, то оказалось, что процент улучшения был одинаков в обеих группах. Надежда на излечение сравнялась с самим лечением.

В другом опыте пациентам с неврозом вместо лекарств давали пилюли из сахара (совершенно бесполезные в плане лечения), уверяя, что они «помогут так же, как и другие лекарства». Группа из четырнадцати человек принимала сахарные пилюли три раза в день в течение недели, после чего у тринадцати пациентов наступило улучшение по всем критериям…

Подобный эффект широко известен в медицине под названием «эффект плацебо» (то есть пустышки).

В третьем эксперименте сформировали две группы студентов, имеющих психологические проблемы. С одной работали профессиональные психологи и психиатры, а с другой - преподаватели колледжа, пользовавшиеся популярностью среди студентов. Эти преподаватели должны были в процессе работы говорить все, что придет в голову, с целью «помочь». Подобные сессии проводились 2-3 раза в неделю в течение трех месяцев. Процент улучшений был одинаковым в обеих группах.

Внушаемость.

Она сугубо индивидуальна у каждого человека. Определить уровень внушаемости можно с помощью специальных тестов, их называют «пробами». Эти пробы обязательно проводят гипнотизеры, отбирая для себя подходящий «материал» для сеанса.

Но прежде, чем дать описание этих проб, выскажем некие сведения о внушаемости как таковой. При внушении обращаются преимущественно к чувствам слушателя и рассчитывают на некритическое восприятие информации. Поэтому наиболее внушаемые дети. Поскольку женщины, как правило, значительно эмоциональнее мужчин, то именно они более поддаются внушению.

Внушению легче поддаются малообразованные люди, а также привыкшие на службе делать то, что велит начальник.

Вообще деятельность, связанная с выполнением приказов и требований (солдаты, спортсмены, партийные функционеры) развивает внушаемость. Утомление и стресс также повышают ее. Еще более внушаемы алкоголики и наркоманы. Легко внушаема толпа. У нее «много голов, но мало мозгов». Чем массовее аудитория слушателей, тем более она безвольна и внушаема. Трудно сказать первому: «А король-то голый!» И поскольку все молчат, то создается иллюзия, что все «за». Идеологи тоталитарных политических систем использовали этот феномен для имитации «поддержки» своих решений. Вот и получалось: каждый в отдельности - «против», а все вместе - «за»…

«Клин клином вышибают».

Одна малообразованная женщина внушала себе, что у нее в желудке поселилась настоящая жаба: будто бы, выпив воды из пруда, проглотила ее зародыш, который вырос и теперь не дает бедной женщине дышать.

Никакими доводами не удавалось переубедить ее в абсурдности этих утверждений. И она направилась к известному врачу, практиковавшему частным образом, с просьбой «выгнать» жабу: тот, поговорив с ней, понял в чем дело и не стал спорить, а назначил на следующий день «операцию по извлечению» проклятой твари. Женщине он велел все это время побольше есть. Сам же попросил соседских мальчишек поймать для него за приличное вознаграждение жабу. Вскоре пойманная тварь уже томилась в банке.

«Операция» состояла в том, что врач дал пациентке сильнейшее рвотное средство и усадил над большим тазом. Долгая изнурительная рвота притупила бдительность страдалицы, и в таз незаметно для нее подложили жабу. Увидев ее, пациентка возликовала: «Вот! Я же говорила! Доктор, вы меня спасли. Я теперь испытываю такое облегчение!»

Механизм внушения.

При внушении воздействие на человека строится таким образом, что сначала вызывается сильное возбуждение в ограниченной области головного мозга при одновременном торможении в остальной ее части, а затем производится целенаправленная разрядка, закрепляющая в сознании внушаемую мысль.

Пробы на внушаемость.

Прием Брейда. Испытуемый сосредоточивает взгляд на предъявленном ему блестящем предмете (металлический шар, наконечник медицинского молотка и т. д.), зафиксированном напротив и несколько выше его переносицы (для более сильного напряжения глазных мышц). После долгой концентрации внимания может наступить утомление зрительного анализатора и сон.

Приемы Куэ иБодуэна. Опыт первый: стоящему человеку предлагают держаться прямо, чтобы главной его опорой были пятки; можно также попросить закинуть назад голову. Это положение неустойчивого равновесия, в котором любой толчок приведет к падению. При этом спокойно, но твердо внушается: «Вы падаете назад, вас тянет назад, вы уже падаете, падаете…» Большинство людей действительно падает, поэтому гипнотизер должен стоять сзади человека, чтобы вовремя его поймать.

Для усиления действия пробы ладонью, расположенной напротив лба, можно чуть подтолкнуть пациента или, коснувшись ладонью его затылка, постепенно отводить руку назад, что также вызывает нарушение равновесия тела. Если проба сработала, то человек начинает испытывать гораздо большее «уважение» и доверие по отношению к гипнотизеру, что впоследствии положительно скажется на результатах самого сеанса.

Опыт второй: испытуемого ставят напротив гипнотизера; центр тяжести тела на этот раз смещен на носки. Оба смотрят друг на друга, в глаза (опытные специалисты, чтобы меньше утомлять зрение, смотрят на переносицу). Затем проводящий пробу вытягивает ладони вперед так, чтобы достать до висков подопечного, и говорит: «Вы уже падаете, падаете…» При выполнении данного приема можно касаться висков испытуемого (пальцы рук при этом должны быть холодными).

Проведение подобных приемов требует соблюдения некоторых правил, обеспечивающих физическую безопасность испытуемого: он должен быть без очков; нужно убрать находящиеся рядом предметы с острыми углами; гипнотизер должен обладать силой, достаточной для удержания человека в случае падения.

Опыт третий: испытуемому дают в руки нитку с тяжелым предметом на конце, предлагают закрыть глаза и настойчиво думать о круге. Очень скоро маятник начинает описывать круговые движения. Если пациенту сказать, что он думал об овале, то маятник начинает вращаться по овальной траектории. Так что «прибор», с помощью которого определяют «отрицательную энергию», имеет своего предшественника, но совсем в иной сфере приложения.

Жми «Нравится » и получай лучшие посты в Фейсбуке!


Мотивация является сложным психофизиологическим состоянием, которое характеризуется совокупностью динамически иерархизированных побуждений человека к той или иной деятельности. Сложность в рассмотрении данной проблемы состоит в том, что любая деятельность - будь то труд, познание, общение и т. д. - полимотивирована. Она побуждается не одним-единственным мотивом, а их совокупностью. Некоторые мотивы взаимно дополняют друг друга, некоторые находятся в конфликте. Они то усиливают друг друга, то искажают деятельность человека, отчего он, в конце концов, затрудняется определить, почему он поступил так, а не иначе. Мало того, многие мотивы человеком не осознаются. Поэтому бессмысленно строить мотивационный процесс в организации, опираясь лишь на отдельные составляющие сложного мотивационного комплекса.
Для того чтобы более адекватно построить мотивационный комплекс, рассмотрим точку зрения Б. В. Харазишвили, который проанализировал мотивацию с точки зрения ее составляющих. Он рассуждал следующим образом. Предпосылкой поведения человека, источником его деятельности является потребность. Нуждаясь в определенных условиях, человек стремится к устранению возникшего дефицита. Возникающая потребность вызывает мотивационное возбуждение (соответствующих нервных центров) и побуждает организм к определенному виду деятельности. При этом оживляются все необходимые механизмы памяти, обрабатываются данные о наличии внешних условий и на основе этого формируется целенаправленное действие. Иными словами, актуализированная потребность вызывает определенное нейрофизиологическое состояние - мотивацию.
Таким образом, мотивация - обусловленное потребностью возбуждение определенных нервных структур (функциональных систем), вызывающих направленную активность организма.
От мотивационного состояния зависит допуск в кору головного мозга тех или иных сенсорных возбуждений, их усиление или ослабление. Эффективность внешнего стимула зависит не только от его объективных качеств, но и от мотивационного состояния организма (утолив страсть, организм не станет реагировать на самую привлекательную женщину).
Отсюда обусловленные потребностью мотивационные состояния характеризуются тем, что мозг при этом моделирует параметры объектов, которые необходимы для удовлетворения потребности, и схемы деятельности по овладению требуемым объектом. Эти схемы - программы поведения - могут быть или врожденными, инстинктивными, или основанными на индивидуальном опыте, или заново созданными из элементов опыта.
Осуществление деятельности контролируется путем сравнения достигнутых промежуточных и итоговых результатов с тем, что было заранее запрограммировано. Удовлетворение потребности снимает мотивационное напряжение и, вызывая положительную эмоцию, «утверждает» данный вид деятельности (включая его. в фонд полезных действий). Неудовлетворение потребности вызывает отрицательную эмоцию, усиление мотивационного напряжение и вместе с тем - поисковой деятельности. Таким образом, мотивация - индивидуализированный механизм соотнесения внешних и внутренних факторов, определяющий способы поведения данного индивида.
В животном мире способы поведения определяются рефлекторным соотнесением внешней обстановки с актуальными, насущными органическими потребностями. Так, голод вызывает определенные действия в зависимости от внешней ситуации. В человеческой жизнедеятельности сама внешняя обстановка может актуализировать различные потребности. Так, в преступно опасной ситуации один человек руководствуется только органической потребностью самосохранения, у другого доминирует потребность выполнения гражданского долга, у третьего - проявить удаль в схватке, отличиться и т. д. Все формы и способы сознательного поведения человека -определяются его отношениями к различным сторонам действительности. Мотивационные состояния человека существенно отличаются от мотивационного состояния животных тем, что регулируются второй сигнальной системой - словом. Отсюда перейдем к видам мотивационных состояний человека.
К мотивационным состояниям человека относятся: установки, интересы, желания, стремления и влечения.
Установка - это стереотипная готовность действовать в соответствующей ситуации определенным образом. Эта готовность к стереотипному поведению возникает на основе прошлого опыта. Установки являются неосознанной основой поведенческих актов, в которых не осознается ни цель действия, ни потребность, ради которой они совершаются. Различаются следующие виды установок:
1. Ситуативно-двигательная (моторная) установка (например, готовность шейного отдела позвонков к движению головы).
2. Сенсорно-перцептивная установка (ожидание звонка, выделение значимого сигнала из общего звукового фона).
3. Социально-перцептивная установка - стереотипы восприятия социально значимых объектов (например, наличие татуировок интерпретируется как признак криминализированной личности).
4. Когнитивная - познавательная - установка (предубеждение следователя в отношении виновности подозреваемого ведет к доминированию в его сознании обвинительных доказательств, оправдательные доказательства отступают на второй план).
5. Мнемическая установка - установка на запоминание значимого материала.
Мотивационное состояние человека является психическим отражением условий, необходимых для жизнедеятельности человека как организма, индивида и личности. Это отражение необходимых условий осуществляется в виде интересов, желаний, стремлений и влечений.
Интерес - избирательное отношение к предметам и явлениям в результате понимания их значения и эмоционального переживания значимых ситуаций. Интересы человека определяются системой его потребностей, но связь интересов с потребностями не прямолинейна, а иногда и не осознается. В соответствии с потребностями интересы подразделяются по содержанию (материальные и духовные), по широте (ограниченные и разносторонние) и устойчивости (кратковременные и устойчивые). Различаются также непосредственные и косвенные интересы (так, например, проявленный продавцом к покупателю интерес является интересом косвенным, тогда как прямым его интересом является продажа товара). Интересы могут быть положительными и отрицательными. Они не только стимулируют человека к деятельности, но и сами формируются в ней. С интересами человека тесно связаны его желания.
Желание - мотивационное состояние, при котором потребности соотнесены с конкретным предметом их удовлетворения. Если потребность не может быть удовлетворена в данной ситуации, но эта ситуация может быть создана, то направленность сознания на создание такой ситуации называется стремлением. Стремление с отчетливым представлением необходимых средств и способов действия является намерением. Разновидностью стремления является страсть - стойкое эмоциональное стремление к определенному объекту, потребность в котором доминирует над всеми остальными потребностями и придает соответствующую направленность всей деятельности человека.
Преобладающие стремления человека к определенным видам деятельности являются его склонностями, а состояние навязчивого тяготения к определенной группе объектов - влечениями.
Мотивационные состояния мобилизуют сознание на поиск соответствующих целей и принятие конкретного решения. Принятие же решения о конкретном действии связано с осознанием мотива данного действия, с понятийным моделированием его будущего результата. Мотив - это довод в пользу избираемого действия, осознанное побуждение к достижению конкретной цели, необходимый элемент сознательного, волевого, преднамеренного действия.
Итак, понятие мотивации включает в себя все виды побуждений человеческого поведения. Мотив - сознательный элемент мотивации.
Следует различать понятия «мотив» и «мотивация». Мотивация - это общее побуждение активности в определенном направлении. Наиболее элементарной формой побуждения являются влечения - переживания неосознаваемых потребностей, преимущественно биологического характера. Влечения не имеют определенной целенаправленности и не порождают конкретного волевого акта. Общие контуры целей формируются на стадии желаний, но желания еще не связаны с принятием решения. На следующей стадии преддействия, на стадии стремлений, человек принимает решение действовать в определенном направлении определенным способом, преодолев определенные трудности. При этом обдумываются условия и средства достижения возникших намерений, возможности их реализации. В результате зарождается намерение совершать определенное действие.
Человеческое поведение активизируется широким спектром побуждений, являющихся модификацией его потребностей: влечениями, интересами, стремлениями, желаниями, чувствами. Конкретные же действия человека осознаны в системе понятий. Человек понимает, почему следует достичь именно данную цель, он взвешивает ее на весах своих понятий и представлений.
Побуждениями к деятельности в определенном направлении могут быть положительные и отрицательные чувства: любознательность, альтруизм, эгоизм, корысть, алчность, ревность и т. д.
Однако чувства, подчеркивает Б. В. Харазишвили, являясь общим побуждением к определенному роду действий, сами по себе не являются мотивом действий. Так, корыстные устремления могут быть удовлетворены разными действиями. Мотив - это замыкание побуждения на конкретной цели. Не может быть сознательных, но безмотивных поступков.
Применительно к управлению мотивация - это процесс побуждения персонала к труду. Любой руководитель, если он хочет добиться эффективной деятельности своих подчиненных, должен не забывать о наличии для них стимулов трудиться.
Мотивация - это процесс создания системы стимулов для достижения поставленных перед работником целей на основе учета и использования его потребностей, ценностных ориентиров, убеждений, мировоззрения.
Н. К. Семенов подчеркивает, что о мотивации можно сделать заключение, только наблюдая за поведением или высказываниями людей, представляющих собой ресурс, в корне отличающийся от всех других, которыми менеджер управляет.
Человеческая деятельность на предприятиях и в организациях имеет целевой характер, моральную ценность, что оказывает существенное влияние на манеры и поведение личности на работе. Отношение к менеджерам формируется под влиянием микроклимата в трудовых коллективах, личных проблем и других факторов, жизненно важных для работника и оказывающих большое воздействие на его мотивацию.
Сложность выявления чувств и эмоций человека объясняется также тем, что каждый человек - это уникальная индивидуальность. Каждый из них - это результат эволюции многих факторов, являющихся уникальным сочетанием, характеризующим конкретную личность.
Результативность любого специфического воздействия на работников зависит от индивидуума и возникшей конкретной ситуации. В идеале менеджеры должны изучить подчиненных так хорошо, чтобы они могли увязать свои методы работы и подходы к работникам с их индивидуальными качествами. Исследования поведения людей показывают, что они стремятся быть похожими друг на друга в большей степени, особенно в сфере мотивации потребностей и мотивов поведения (СНОСКА: Робине Стехан. Менеджмент. М., 1991. С. 427.).
Если менеджер предпочитает в управленческой деятельности использовать в большей степени идею сходства в мотивации, а не различий среди работников, то в этом случае имеется более значительный шанс для достижения успехов в производственной деятельности. Это не означает, что будут отвергнуты персональные интересы личности. Зная об индивидуальных нуждах и запросах, в менеджменте первичного уровня возникает реальная возможность учета этих различий и увязывания их с основными, общими тенденциями развития мотивации работников подразделения.
Согласительный подход в менеджменте первичного уровня основывается на сходстве мотивов в значительно большей степени, чем на их различии, и является более предпочтительным для усиления мотивации работников и улучшения производственной деятельности. Согласительный подход также способствует сплочению трудового коллектива и формирует чувство принадлежности к единой команде.
Довольно часто мотивация рассматривается как нечто такое, что один человек может дать другому или сделать, выполнить для него. Менеджеры иногда говорят об условиях выдачи работникам права на мотивацию или наличии условия мотивировать их. Однако положительная мотивация работников не очень легко достигается, так как она отражает внутренний стимул или импульс. Мотивация не может поступать внутрь от слов других или быть впрыснута внутривенно. Она возникает внутри человека.
Человек мотивирован, когда он желает идти по тому пути, который стимулируется. В конечном итоге мотивация - решающий фактор в достижении успеха организации. Это категория, которая подтверждается многочисленными исследованиями. Теории и идеи для понимания мотивации, обсуждаемые в этой работе, фундаментальны по своей сути и были изложены во многих публикациях. Наибольшее число толкований посвящено сближению, сходству мотивов, а не различиям.

Елена Шугалей

Что побуждает людей к действию (стратегии мотивации)?

Уважаемые читатели, тема мотивации и стимула к действиям интересна и захватывает воображение, даже лежа на диване.
Проще всего разобраться со своими стратегиями мотивации. Их набор ограничен, в НЛП известны, изучены, но они как-то слабо индивидуально усваиваются. И набросаны у нас, по выражению классика, «в картинном беспорядке».
Дотошные американские ученые вычислили, что человек, как правило, использует тот же набор внутренних стратегий и при выборе меню в ресторане, и при выборе спутника жизни или сферы деятельности. И если уж тебе надо того, «чего в меню нет», — здесь уже другие стратегии получения желаемого, но мотивация на лицо.
Хорошо бы себя изучить…

1 стратегия. Считается неправомерно простейшей — ИЗБЕГАНИЕ дискомфортного положения. Есть люди, которые с комфортом засыпают в ящиках от бананов, а есть и те, на которых эта стратегия действует безотказно. Она очень сильная! Есть что-то, чего ты по-настоящему, от всей души не хочешь! И «никогда не будешь заниматься таким трудом за деньги». А за какие будешь?: -) Я шучу… Стратегия действительно работающая и заключается в магическом клюве жареного петуха, «стимуле» в его первообразной этимологии, во многом непереводимом на сознательный язык. Тот же Мартин Идеен (и тот же Джек Лондон) — ребята крепкие. Из ярких примеров известных людей мне нравится постановка вопроса мальчиком из бедного немецкого еврейского гетто — небезызвестным Ротшильдом: «Никогда, никогда ни я, ни мои близкие, ни дети моих детей — не будут бедными мальчиками из гетто!» Сказал — сделал, это я понимаю… Если очень сильно подпекает раскаленная плита — стимул появляется как-то естественно.
Ограничения стратегии. На ограничениях я буду останавливаться особо, поскольку они коварная материя… Очень велика опасность, особенно развитого, недюжинного человека, человека-лидера, подсознательно ставить себя и собственную фирму (там это особо проявляется), карьеру, семью именно в невыносимые условия — как бы создавать объективные предпосылки для качественных скачков. Адреналина иначе взять негде. Хорошо проявляется в длительных жизненных циклах. Требует мужества. Но, как говорится, «только неуверенный в себе человек рассчитывает на удачу и успех».

2 стратегия. Считается неправомерно идеальной для знакомых с техниками НЛП.
Четко поставленная цель, задачи ясны — за работу, товарищи! И Морковка четко обозначена! Все цели расписаны во всех известных сенсорных очевидностях, таймменеджмент на высоте вместе с управлением проектами… Да простят меня обожаемые НЛП-еры и Достигатели, в нездоровой доле скептицизма в связи с такой вкусной стратегией. Ограничение этой стратегии - в ограничении круга доступных обозрению разумом возможностей, в «шорах». Вот же оно, рядом лежит! Не стоит запланированные пять лет тратить на доступное… Нет, необходимо упрямым единорогом с упорной последовательностью достигать именно того, что может устареть еще до момента приобретения. И крыжовник может оказаться кислым, а малина сладкой… Как говорят: «Алкоголик — это человек, который точно знает, чего он хочет.»
Здесь есть еще опасность, о которой необходимо предупредить именно с точки зрения нейрофизиологии: мы искусственно закладываем гормональные и прочие фильтры, не пропускающие крайне важную информацию. И получается, как у моего знакомого теннисиста высокого класса: и состояние То, напрогрозированное, и шум трибун, и табло светит тем светом почти тот счет, но тут… тут, откуда ни возьмись, появляются на поле бабочки… Без билетов, косяком — и внимание, нацеленное на строгую последовательность реакций, реагирует неадекватно… Или Центр там какой-то ну не совсем такой получился у кого-то, или прибыль-то пошла, но вяло и иначе, а статью, вообще-то, можно было написать и лучше, и время как-то пролетело незаметно, а воз и ныне там, а соболя теперь вообще не модны… Всякое бывает в этой стохастической вселенной, где Его Величество Случай, в виде той же зловредной синергетической бабочки, - тут как тут.
Но мечтать полезно! Главное — с избытком! С бабочками! Куда они денутся с подводной лодки?

3 стратегия. Внешняя референтность (наличие примера)… Очень важно, очень важно иметь Модель. Действующую, живую. Даже дети-маугли после 5 лет не научаются толком прямохождению и говорению — модели не было. Если может кто-то — могу и я! У меня на курсе скорочтения есть хорошая статья о спортсмене Баннистере, впервые пробежавшем милю за 4 минуты, через год — уже десятки людей, затем тысячи… А диссертации были защищены — человеческий организм не может справиться с такими нагрузками, с обоснованиями и исследованиями. Наши предки испытывали другие, более наглядные средства доказательства, — выпускали вслед за бегунами голодных львов. Бегунам не помогало даже тигриное молоко, львам помогали виды мотивации 1 и 2.
Любое обучение (а в восточных школах почти исключительно) строится на этой мотивации. Не было бы птиц — не было бы самолетов… Очень вдохновляющая стратегия!
Ограничения стратегии. Инновации. Творчество. То, чего еще не делал никто. Баннистер. Майя Плисецкая в 80 лет… Космический корабль в мечтах Циолковского. «Тайная вечеря». Компьютер… продолжение следует…

4 стратегия. Принцип. Чтоб Было! Многие люди действуют из принципа, как это ни покажется вздорным многим счастливым необладателям данной стратегии. Было интересно на одном бизнес-семинаре, как один важный бизнесмен стучал кулаком на другого важного и успешного бизнесмена: «Ты никогда не убедишь меня в том, что сделал это только потому, что какой-то час времени душа горела: как это, сказали, что ЭТО невозможно!» Тот в ответ так же горячо доказывал, что именно поэтому бросил уже устоявшийся бизнес и пошел в «пионеры» — и вот! Смог! «Александр Македонский — тоже великий полководец, но зачем же стулья ломать?» Здесь нам трудно понять друг друга — как и всюду, затрагиваются более глубинные ценности. Но очень часто (пример того же Форда) что-то делалось «из принципа». Даже не стоит вдаваться в глобальные материи — модно заниматься физическим развитием в дорого оборудованных залах, а не в лесу, — будут. «Как все! Все так делают! Никто так не делает!» «Такого не носят!» Или наоборот: «А я вот по-своему! А я не буду как все!» Огромную кучу ограничивающих убеждений, которую мы несем с детства, даже трогать не стоит… Революционеров всегда было достаточно, как и тех, что потом вздыхают на развалинах: «И кому оно мешало?!» И всегда были Люди, делающие что-то именно из благородного принципа. Например, многое делается и сейчас в силу принципа Развития, принципа Экологии. Это как любовь, которая ничего не стоит, не продается…
Ограничения стратегии очевидны. Кто-то берется на «слабо», кто-то доказывает, что действительно «все равно не сможет» или «все решают деньги»… А кто-то, как элитное меньшинство: спокойно, не спеша исследует виды мотивации: -).
И тут мы плавно переходим к захватывающему…

5 стратегия. Состояние. Состояние — нейрофизиологический кирпичик. И не новый дом нам часто нужен — а Состояние, не новая работа, не деньги — Состояние. Что нужно было князю Андрею Болконскому до Аустерлица? «Слава и любовь людская»… Что нужно было Гогену в туземных джунглях? А клерку — в каменных? А интеллигенту — в интеллектуальных? Интересно эта стратегия соприкасается с первой: состояние творческого неудовлетворения — просто бальзам для активности человека 1-й стратегии. Состояние Компетентности («Я крут!» «Я сделал это!», «Ай-да, Пушкин, ай-да сукин сын!» и т. д.) — приятно… Состояние Комфорта и Безопасности, Состоятельности (получается тавтология), причем независимо от контекста: вилла на островах, счета в банках, яхты, девочки или их отсутствие, книги с собственной фамилией на полке или полки с бутылками в виде книг, твоя любимая, ТОБОЙ сотворенная картина — и она даже ТЕБЕ нравится… Песня, которую ты спел, а все продолжают молчать — спел для Бога… Аптечка в холодильнике (я не то имела в виду! Наркоманов просят побеспокоиться позже) и внимание детей к твоему здоровью…
Ограничения стратегии. Кстати о наркоманах и любых химзависимостях (психологические можно отнести сюда же в силу их обусловленности прдпочитаемыми гормональными матрицами). Это вот к этой стратегии. И если тебе нравится драйв, ночная езда по автобану на пределе, экстрим — или полное астеническое затишье, обломовщина… Видимо, это как-то мотивирует, стимулирует всю нашу личность исподволь. Интересно, что наиболее «трудной» зависимостью является увлечение изучением языков, была искренно удивлена факту, что эти люди просто не могут иначе жить! А взять ученых, писателей, компьютерщиков, интернетщиков? Графоманов? Бизнесменов? И это не секрет, что ломки, которые выдерживают теле- и радиоведущие, отстраненные от прямого эфира, — настоящие! В свое время трагедия закрытия нашего 6-го канала это показала. А актер, умирающий на сцене, а не играющий смерть? Состояние — это серьезно и малоизучено.

6 стратегия. Мотивация Будущим. Маниловщина в самых крайних шкалах выражения, причем и в самых позитивных… Делать что-то (или не делать, что чаще), пока не… Очень красивая мечтательная стратегия. Ей мы обязаны и тем же воздухоплаванием, ведь не Чехов же первый процитировал: «Отчего люди не летают так, как птицы?», и многими, многими достижениями… Одно то, что я набираю этот текст в самом «глючном» городе на Неве (ну появился у Петра Великого такой глюк, ему все в один голос умные люди: и болота, мол, и враги, и ресурсы… а он… «стоял он, дум великих полн, и вдаль глядел»). Достоевский называл Петербург «самым умышленным городом». Точно. Стивен Хокинг вот сейчас призывает общественность к подготовке к миграции на другие планеты… А как радовались первым полетевшим в космос Белке и Стрелке… В жизни не всегда происходит удачная состыковка стратегий мотивации, планирования и достижения. И иногда все заканчивается чеховским кислым крыжовником… Но не всегда — Питер ведь вот стоит:-). Оказывается, 100 лет назад не было более половины новых прекрасных садовых цветов. И есть много повисших столетиями в воздухе мечт: город-сад, Корбюзье, вот сейчас общая мечта — экология… Хорошо иметь цель жизни, уходящую далеко за ее пределы…
Ограничения стратегии . Опасность остаться в машине времени собственного производства. Опасность недооценить красоту «здесь и сейчас» звучащих мгновений: как в живой музыке симфонического оркестра каждый такт и изгиб мелодии, прощаясь с нами, создает живую Симфонию… которая еще не окончена, и это дарит дополнительное наслаждение.

Обратите внимание на свои желания и на стимулы, благодаря которым вы принимаете решение: делать что-то или сохранить принцип «ду-вэй», недеяния. Как правило, есть 1−3 ведущих стратегий, одна из которых является критической и автоматом «включает» остальные. Какие и в какой последовательности?
Мне, например, важно для поднятия утром с теплого ложа представить себе картинку, как я, радостная и облагодетельствованная или нет в ходе деловых переговоров, возвращаюсь домой с чувством выполненного долга и полученной информации. «Видеть тело свое на улице»… Стимулируюсь состоянием «Мисс-Воля». Попутно возникают стимульчики в виде представления кофе в любимой точке, запахе хризантем от цветочного пассажа, комфортное состояние одиночества в толпе, попутное обдумывание всяких творческих вещей. В конце включаю «тяжелую артиллерию» — 1-ю стратегию, опять же базирующуюся на состоянии (т.е.5) — невыносимость чувства вины, если все же не пойду. Вот если бы рядом сидел на постели приятный, умудренный опытом НЛП-ер и последовательно, мягко разворачивал бы передо мной такую панораму… Я давно доходила бы до многих встреч, ранее проигнорированных .

Следующий пункт. Есть ли у вас сложности с восприятием какой-либо из перечисленных стратегий мотивации? Т. е. вы ею воспользуетесь только в самой критической ситуации? В какой? А еще лучше, если вы вообще в нее не верите, ну, например, в город-сад. Вот тут и зарыт ресурс! Если простимулировать себя по всем стратегиям последовательно и качественно, дело пойдет. Куда — это второй вопрос.
Будьте внимательны к собственным формулировкам. Например, если 4 стратегия «Из Принципа» вызывает в вас жесткое неприятие и вам не верится в ее существование у других людей — исследуйте: вдруг это у вас такой Принцип?
Просто проделайте эксперимент — по-настоящему, развернуто себя замотивируйте на ценностную для вас деятельность. Опыт не только вдохновляет, но становится осознанной стратегией самоуправления.

И, наконец, как это «применять на людях». Ответ: виртуозно. Теперь о том, как этого достичь. Практика, как говорили классики. Мало исследовать своих близких и дальних. Вы и так спонтанно знаете, что если к мужу в разгар его переговоров в ЧАТе подкрасться сзади и задать вопрос о перспективах улучшения вашей жилплощади даже с точки зрения развертывания перед ним всех 6 стратегий мотивации… (это из практикума пресуппозиций: «Смысл коммуникации — в реакции, которую мы получаем»). И для ярко выраженных стратегов вы тоже сами знаете, как и что нужно сказать: «А вот Петр Петрович…», или процитировать записные книжки Чехова (они не в списке бестселлеров): «Твою птичку укачало…», или … Магия обыденности поддается тренировке. Приготовьте обоснованный по всем 6 пунктам, ценностноориентированный на слушателя спич не более чем на 5−7 минут (не считая пауз для внимательного выслушивания собеседника). Лучшая форма для тренировки — «рассуждение вслух с более опытным индивидуумом». Согласитесь, ведь даже ребенок сам более опытен в собственных предпочтениях трат сумм из вашего кошелька или времени. Главное, чтобы все краски, запахи, звуки, кумиры (ну и что, что нам лично не нравится Алсу? Не о нас же речь?), цели, состояния, эмоции, ценности — были «из материала заказчика» — и чтобы они ему нравились, родные! Да и негативных персонажей тоже нужно искать там же — ну какого подростка вы сейчас испугаете старомодным: «Не будешь учиться, улицы пойдешь подметать»?
Такой же эксперимент-тренировку стоит провести со своим начальником (партнером, конкурентом, супругом, целой группой) при обсуждении важного для вас вопроса. Подготовка обязательна в письменном виде, мы знаем о людях больше, чем сами догадываемся, а психика — инструмент прогнозирования. Вот заодно можно проверить себя и в этом качестве. В любом случае, как та маловерная старушка, что молила гору перейти с места, открыв глаза, можно будет сказать: «Ну вот так я и знала!»

И на десерт. Будем по всем 6 позициям придерживаться седьмой: помнить о разумном, добром, вечном — это мотивирует на 100%.

Реферат

Психология

Тема: Мотивация человека


Выполнила:

Студентка 4 курса ФиК

Аникаева Анна

Проверила: Полдолина М.Л.


Москва 2014

Теория мотивации


Эти теории описывают структуру потребностей, их содержание и то, как данные потребности связаны с мотивацией человека к деятельности. В данных теориях делается попытка понять, что побуждает человека к деятельности. Наиболее известными теориями мотивации этой группы являются: теория иерархии потребностей А. Маслоу, теория ERG (потребностей существования роста и связей), разработанная К. Альдерфером, теория приобретенных потребностей Д. Мак-Клелланда, теория двух факторов Ф. Герцберга, теория ожиданий В. Врума, модель Портера-Лаулера.

Потребности человека условны, подвижны, носят виртуальный характер. Виртуальность потребностей в том, что каждая из них содержит и свое иное, момент самоотрицания. В связи с многообразием условий реализации, возраста, окружающей среды биологическая потребность становится материальной, социальной или духовной, то есть трансформируется. В параллелограмме потребностей (биологическая потребность-материальная-социальная - духовная) главенствующей становится та потребность, которая наиболее соответствует личному смыслу жизни человека, лучше вооружена средствами своего удовлетворения, то есть та, которая лучше мотивирована. Переход от потребности к деятельности есть процесс изменения направления потребности изнутри к внешней среде. В основе любой деятельности лежит мотив, побуждающий к ней человека, однако не всякая деятельность может удовлетворить мотив.

Механизм этого перехода включает:

) выбор и мотивацию предмета потребности (мотивация - обоснование предмета для удовлетворения потребности);

) при переходе от потребности к деятельности потребность трансформируется в цель и интерес (осознанную потребность).

Таким образом, потребность и мотивация тесно связаны: потребность стимулирует человека к деятельности, а компонентом деятельности всегда является мотив.


Мотив человека и личности

мотивация потребность стремление

Мотив - это то, что побуждает человека к деятельности, направляя его на удовлетворение определенной потребности. Мотив есть отражение потребности, которая действует как объективная закономерность, объективная необходимость. Например, в качестве мотива могут выступать как упорная работа с воодушевлением и энтузиазмом, так и уклонение от нес в знак протеста. В качестве мотивов могут выступать потребности, мысли, чувства и другие психические образования. Однако для осуществления деятельности недостаточно внутренних побуждений. Необходимо иметь объект деятельности и соотносить побуждения с целями, которые индивид желает достичь в результате деятельности. В мотивационно-целевой сфере с особой ясностью выступает социальная обусловленность деятельности. Под «Мотивационно-потребностная» сфера личности понимается вся совокупность мотивов, которые формируются и развиваются в течение жизни человека. В целом эта сфера динамична, но некоторые мотивы относительно устойчивы и, подчиняя себе остальные мотивы, образуют как бы стержень всей сферы. В этих мотивах проявляется направленность личности.


Мотивация человека и личности


Мотивация - это совокупность внутренних и внешних движущих сил, побуждающих человека действовать специфическим, целенаправленным образом; процесс побуждения себя и других к деятельности для достижения целей организации или личных целей.

Понятие «мотивация» более широкое, чем понятие «мотив». Мотив в отличие от мотивации - это то, что принадлежит субъекту поведения, является его устойчивым личностным свойством, изнутри побуждающим к совершению определенных действий. Понятие «мотивация» имеет двойной смысл: во-пер- вых, это система факторов, влияющих на поведение человека (потребности, мотивы, цели, намерения и др.), во-вторых, характеристика процесса, который стимулирует и поддерживает поведенческую активность на определенном уровне.

В мотивационной сфере выделяются:

·мотивационная система личности - общая (целостная) организация всех побудительных сил деятельности, лежащих в основе поведения человека, которая включает в себя такие компоненты, как потребности, собственно мотивы, интересы, влечения, убеждения, цели, установки, стереотипы, нормы, ценности и др.;

·мотивация достижения - потребность в достижении высоких результатов поведения и удовлетворении всех других потребностей;

·мотивация самоактуализации - высший уровень в иерархии мотивов личности, состоящий в потребности личности к наиболее полной реализации своего потенциала, в потребности самореализации себя.

Достойные цели, перспективные планы, хорошая организация будут малоэффективны, если не обеспечена заинтересованность исполнителей в их реализации, т.е. мотивация. Мотивация может компенсировать многие недостатки других функций, например, недостатки в планировании, но слабую мотивацию практически невозможно чем-то компенсировать.

Успех в любой деятельности зависит не только от способностей и знаний, но и от мотивации (стремления работать и достигать высоких результатов). Чем выше уровень мотивации и активности, тем больше факторов (т.е. мотивов) побуждают человека к деятельности, тем больше усилий он склонен прикладывать.

Высокомотивированные индивиды больше работают и, как правило, достигают лучших результатов в своей деятельности. Мотивация - это один из важнейших факторов (наряду со способностями, знаниями, навыками), который обеспечивает успех в деятельности. Было бы неверно рассматривать мотивационную сферу личности только как отражение совокупности ее собственных индивидуальных потребностей. Потребности индивида связаны с потребностями общества, формируются и развиваются в контексте их развития. Некоторые потребности индивида можно рассматривать как индивидуализированные общественные потребности.

В мотивационной сфере личности так или иначе отражаются и ее индивидуальные, и общественные потребности. Форма отражения зависит от того, какое положение занимает индивид в системе общественных отношений.


Мотивирование


Мотивирование - это процесс влияния на человека с целью побуждения его к определенным действиям посредством активизации определенных мотивов.

Выделяют два основных типа мотивирования:

·внешнее воздействие на человека с целью побуждения его производить определенные действия, приводящие к желательному результату. Этот тип напоминает торговую сделку: «Я вам даю, что вы желаете, а вы удовлетворяете мое желание»;

·формирование определенной мотивационной структуры человека как тип мотивирования носит воспитательный и образовательный характер. Его осуществление требует больших усилий, знаний, способностей, но и результаты превосходят результаты первого типа мотивирования.

Основные мотивы человека


Возникшие потребности заставляют человека активно искать способы их удовлетворения, становятся внутренними побудителями деятельности, или мотивами. Мотив (от лат. movero - приводить в движение, толкать) - это то, что движет живым существом, ради чего оно тратит свою жизненную энергию. Будучи непременным «запалом» любых действий и их «горючим материалом», мотив всегда выступал на уровне житейской мудрости в различных представлениях о чувствах (удовольствие или неудовольствие и др.) - побуждениях, влечениях, стремлениях, желаниях, страстях, силе воли и так далее. Мотивы могут быть различные: интерес к содержанию и процессу деятельности, долг перед обществом, самоутверждение и т.п. Так, ученого к научной деятельности могут побуждать следующие мотивы: самореализация, познавательный интерес, самоутверждение, материальные стимулы (денежное вознаграждение), социальные мотивы (ответственность, стремление принести пользу обществу). Если человек стремится к выполнению определенной деятельности, можно сказать, что у него есть мотивация. Например, если ученик прилежен в учебе - у него мотивация к учебе; у спортсмена, который стремится достичь высоких результатов, - высокий уровень мотивации достижения; желание руководителя всех подчинять свидетельствует о наличии высокого уровня мотивации к власти.

Мотивы - это относительно устойчивые проявления, атрибуты личности. Например, утверждая, что определенному человеку присущ познавательный мотив, мы подразумеваем, что во многих ситуациях у него проявляется познавательная мотивация.

Мотив не может быть объяснен сам по себе. Он может быть понят в системе тех факторов - образов, отношений, действий личности, которые составляют общий строй психической жизни. Его роль заключается в том, чтобы придать поведению импульс и направленность к цели.

Побуждающие факторы можно распределить на два относительно самостоятельных класса:

·потребности и инстинкты как источники активности;

·мотивы как причины, которые определяют направленность поведения или деятельности.

Потребность - это необходимое условие любой деятельности, однако потребность сама по себе еще не способна задать деятельности четкого направления. Например, наличие у человека эстетической потребности создает соответствующую избирательность, но это еще не указывает на то, что именно человек будет делать для удовлетворения этой потребности. Возможно, он будет слушать музыку, а возможно, будет пытаться сочинить стихотворение или написать картину.

Чем различаются понятия потребность и мотив <#"justify">Мотивы личности


Мотивы личности - это потребность (или система потребностей) личности в функции побуждения. Внутренние психические побуждения к деятельности, поведению обусловлены актуализацией тех или иных потребностей личности. Деятельностей мотивы могут быть самые разные:

·органические - направлены на удовлетворение естественных потребностей организма и связаны с ростом, самосохранением и развитием организма;

·функциональные - удовлетворяются с помощью разного рода культурных форм активности, например, занятия спортом;

·материальные - побуждают человека к деятельности, направленной на создание предметов домашнего обихода, различных вещей и инструментов;

·социальные - порождают различные виды деятельности, направленные на то, чтобы занять определенное место в обществе, получить признание и уважение;

·духовные - лежат в основе тех видов деятельности, которые связаны с самосовершенствованием человека.

Органические и функциональные мотивы в совокупности составляют мотивацию поведения и деятельности личности в тех или иных обстоятельствах и могут не просто влиять, но изменять друг друга.

Потребности человека <#"justify">·генерализованные, содержание которых выражает предмет потребностей и соответственно направленность устремлений личности. Сила этого мотива обусловлена значимостью для человека предмета его потребностей;

·инструментальные - мотивы выбора путей, средств, способов достижения или реализации цели, обусловленные не только потребностным состоянием личности, но и ее подготовленностью, наличием возможностей успешно действовать по реализации поставленных целей в данных условиях.

Есть и другие подходы к классификации мотивов. Например, по степени общественной значимости выделяют мотивы широкого социального плана (идеологические, этнические, профессиональные, религиозные и др.), группового плана и индивидуально-личностного характера. Различают также мотивы достижения цели, избежание неудач, мотивы одобрения, аффилиационные (сотрудничество, партнерство, любовь). Мотивы не только побуждают человека к действию, но и придают его поступкам и действиям личностный, субъективный смысл. На практике важно учитывать, что люди, совершая одинаковые по форме и предметным результатам поступки, нередко руководствуются разными, порой противоположными мотивами, придают разное личностное значение своему поведению, действиям. В соответствии с этим и оценка поступков должна быть различной: и нравственной, и правовой.


Виды мотивов личности


К сознательно обоснованным мотивам следует отнести ценности, убеждения, намерения.


Ценность


Ценность - это понятие, используемое в философии для указания на личностную, социально-культурную значимость определенных объектов и явлений. Ценности личности образуют систему ее ценностных ориентаций, элементов внутренней структуры личности, являющихся для нее особо значимыми. Эти ценностные ориентации составляют основу сознания и деятельности личности. Ценность - личностно окрашенное отношение к миру, возникающее на основе не только знания и информации, но и собственного жизненного опыта. Ценности придают смысл человеческой жизни. Непреходящее значение в мире ценностных ориентаций человека имеют вера, воля, сомнение, идеал. Ценности - часть культуры, получаемая от родителей, семьи, религии, организаций, школы и окружающей среды. Культурные ценности - это широко поддерживаемые убеждения, определяющие, что желательно и что верно. Ценности могут быть:

·самоориентированными, которые касаются индивида, отражают его цели и общий подход к жизни;

·ориентированными другими, которые отражают желания общества, касающиеся взаимоотношений между индивидом и группами;

·ориентированными окружающей средой, которые воплощают представления общества о желательных взаимоотношениях индивида с его экономической и природной средой.


Убеждения


Убеждения - это мотивы практической и теоретической деятельности, обоснованные теоретическими знаниями и всем мировоззрением человека. Например, человек становится учителем не только потому, что ему интересно передавать знания детям, не только потому, что он любит работать с детьми, но и потому, что хорошо знает, как многое в создании общества зависит от воспитания сознательности. Это значит, что он выбрал свою профессию не только из интереса и по склонности к ней, но и по своим убеждениям. Глубоко обоснованные убеждения сохраняются на протяжении всей жизни человека. Убеждения - наиболее обобщенные мотивы. Однако если обобщенность и устойчивость - характерные признаки свойств личности, то убеждения уже нельзя назвать мотивами в принятом смысле слова. Чем более обобщенным становится мотив, тем ближе он к свойству личности.


Намерение


Намерение - сознательно принимаемое решение достичь определенной цели с четким представлением средств и способов действия. Здесь объединяются побуждение к действию и планирование. Намерение организует поведение человека.

Рассмотренные типы мотивов охватывают лишь основные проявления мотивационной сферы. В реальности существует столько различных мотивов, сколько возможно отношений человек-среда.

Самомотивация


Самомотивация - это желание или стремление человека к чему - либо, основанное на его внутренних убеждениях; стимул для действия, которое он не хочет совершить.

Если говорить о самомотивации несколько иначе, то можно охарактеризовать её так: Самомотивация - это воздействие человека на свое состояние, когда мотивация из вне перестает воздействовать на него должным образом. Например, когда у вас что- то не получается и дела идут из рук вон плохо, хочется все бросить, опустить руки, но вы сами для себя находите причины продолжать действовать. Самомотивация очень индивидуальна, так как каждый человек выбирает разные способы для того, чтобы мотивировать себя


Репетиторство

Нужна помощь по изучению какой-либы темы?

Наши специалисты проконсультируют или окажут репетиторские услуги по интересующей вас тематике.
Отправь заявку с указанием темы прямо сейчас, чтобы узнать о возможности получения консультации.