4.3. Восприятие

Понятие восприятия. В процессе познавательной деятельности человек редко имеет дело с отдельными свойствами предметов и явлений. Обычно предмет выступает в совокупности различных свойств и частей. Цвет, форма, величина, запах, издаваемые звуки, вес предмета одновременно вызывают различные ощущения, находящиеся в тесной связи друг с другом. На основе взаимосвязи и взаимозависимости различных ощущений совершается процесс восприятия. Такие формы отражения, как ощущения и восприятие, – звенья единого процесса чувственного познания. Но если ощущения отражают отдельные свойства предметов и явлений окружающей действительности, то восприятие дает их целостный образ; в отличие от комплекса ощущений оно предметно. Восприятие предполагает наличие разнообразных ощущений, более того, оно невозможно без ощущений, но не может быть сведено к их сумме, поскольку, кроме ощущений, включает прошлый опыт человека в виде представлений и знаний.

Восприятие – это целостное отражение предметов и явлений в совокупности их свойств и частей при их непосредственном воздействии на органы чувств.

Процесс восприятия протекает в тесной связи с другими психическими процессами: мышлением (мы осознаем, что перед нами находится), речью (обозначаем предмет словом), памятью, вниманием, волей (организуем процесс восприятия), направляется мотивацией, имеет аффективно-эмоциональную окраску (каким-то образом относимся к тому, что воспринимаем).

Восприятие – более сложный процесс, чем ощущения. Восприятие – не пассивное копирование мгновенного воздействия, а живой, творческий процесс познания, сложная деятельность, важной частью которой являются движения. Если глаз неподвижен, он перестает видеть объект, для произнесения звуков необходимо напряжение мышц гортани, для познания свойств предмета его надо обследовать – подключить движения руки. При этом выделяются четыре уровня перцептивного действия: 1) обнаружение (есть ли стимул?); 2) различение (формирование перцептивного образа эталона) – эти два действия относятся к перцептивным; 3) идентификация – отождествление воспринимаемого объекта с образом, хранящимся в памяти; 4) опознание – отнесение объекта к определенному классу объектов, воспринимавшихся ранее; последние два действия относятся к опознавательным.

Таким образом, восприятие представляет собой систему перцептивных действий, овладение которыми требует специального обучения и практики.

В жизни человека восприятие имеет огромное значение – это основа ориентации в окружающем мире, в обществе, необходимый компонент общественных отношений, восприятия человека человеком.

Физиологическая основа восприятия. Специальных органов восприятия не существует, материал для него дают анализаторы. При этом первичный анализ, который совершается в рецепторах, дополняется сложной аналитико-синтетической деятельностью мозговых концов анализатора. Поскольку любой объект внешнего мира выступает как сложный комплексный раздражитель (например, лимон имеет размер, цвет, вкус, величину, температуру, запах, название и т. п.), то в основе восприятия лежат сложные системы нервных связей между различными анализаторами. Можно сказать, что физиологической основой восприятия является комплексная деятельность анализаторов.

Свойства восприятия. В структуре восприятия выделяют две подструктуры – свойства и виды. К свойствам восприятия относятся избирательность, предметность, апперцепция, целостность, структурность, константность, осмысленность.

Предметы и явления окружающего мира действуют на человека в таком многообразии, что он не может воспринимать все их с достаточной степенью ясности и реагировать на них одновременно. Из огромного количества воздействующих предметов с наибольшей отчетливостью и осознанностью человек воспринимает лишь некоторые.

Преимущественное выделение одних объектов по сравнению с другими характеризует избирательность восприятия. То, что находится в центре внимания человека при восприятии, – это предмет восприятия, все остальное, второстепенное – фон восприятия. Они очень динамичны: то, что было предметом восприятия, по завершении работы может слиться с фоном, и наоборот, что-то из фона может стать предметом восприятия. Это имеет большое практическое значение: когда надо помочь выделить предмет из фона, используют яркую окраску (оранжевые жилеты путейцев, оранжевые и голубые костюмы космонавтов), особый шрифт (правила в учебниках) и т. п. Иногда, когда необходимо затруднить выделение объекта, растворить его в фоне, используют камуфляж, маскировочные халаты, сетки с веточками, серебристый цвет (самолеты, цистерны с горючим и т. д.).

Избирательность восприятия определяется потребностями личности, интересами, установками, личностными качествами человека.

Предметность восприятия – это отнесенность его к объектам внешнего мира. Человек воспринимает объект не только как комплекс признаков, но и оценивает его как определенный предмет, не ограничиваясь установлением его индивидуальных особенностей, а всегда относя к какой-либо категории, например: овальный, зеленый, пахучий, безвкусный, водянистый – это огурец, овощ; круглый, оранжевый, ароматный, шероховатый, сладкий – это апельсин, фрукт.

Иногда процесс узнавания происходит не сразу – человеку приходится всматриваться, вслушиваться, приближаться к объекту для получения новых сведений о нем. Узнавание может быть неспецифическим, когда человек определяет только род предмета (какая-то машина, здание, человек), или специфическим (это автомобиль моего брата, это наш учитель истории) и т. п.

Предметность определенным образом влияет на поведение человека: если предъявить ему кирпич и блок динамита, он будет вести себя по-разному.

Очень важными свойствами восприятия, связанными с предметностью, являются его целостность и структурность. Восприятие всегда есть целостный образ объекта. Зрительные ощущения не обеспечивают предметного отражения. Сетчатка глаза лягушки («детектор насекомых») сигнализирует о нескольких признаках объекта, таких как движение, наличие углов. У лягушки не возникает зрительного образа, поэтому в окружении неподвижных мух она может умереть голодной смертью. Способность целостного зрительного восприятия не является врожденной. У слепорожденных, обретших зрение в зрелые годы, восприятие возникает не сразу, а через несколько недель. Этот факт еще раз подтверждает, что восприятие формируется в процессе практики и представляет собой систему перцептивных действий, которыми надо овладеть.

Структурность восприятия заключается в том, что оно представляет собой не просто сумму ощущений, в нем отражаются взаимоотношения различных свойств и частей предмета, т. е. их структура. Каждая часть, входящая в образ восприятия, приобретает значение лишь при соотнесении ее с целым и определяется им. Так, слушая музыку, мы воспринимаем не отдельные звуки, а мелодию; узнаем эту мелодию, когда ее исполняет оркестр, либо какой-то один музыкальный инструмент, либо человеческий голос, хотя слуховые ощущения при этом различны.

Поскольку психика является субъективным образом объективного мира, люди одну и ту же информацию воспринимают по-разному, в зависимости от особенностей воспринимающей личности – ее направленности, взглядов, убеждений, интересов, потребностей, способностей, переживаемых чувств. Зависимость восприятия от содержания психической жизни человека, особенностей его личности и прошлого опыта носит название апперцепции. Это одно из важнейших свойств восприятия, поскольку оно придает ему активный характер.

Константность – это относительное постоянство воспринимаемых величины, цвета и формы предметов при изменении расстояния, ракурса, освещенности. Ее источником являются активные действия системы анализаторов, обеспечивающих акт восприятия. Восприятие объектов при разных условиях позволяет выделить относительно постоянную инвариантную структуру объекта. Константность – не врожденное, а приобретенное свойство. При отсутствии константности ориентировка невозможна. Если бы восприятие не было константным, то при каждом шаге, повороте, движении мы бы сталкивались с «новыми» предметами, не узнавая их.

Восприятие человека – это не только чувственный образ, но и осознание выделенного из окружающего мира определенного объекта. Благодаря осмыслению сущности и назначения предметов становится возможным целенаправленное их использование, практическая деятельность с ними. Осмысленность восприятия представляет собой осознанность отображаемых объектов, а отражение любого единичного случая как особого проявления общего – обобщенность восприятия. Осмысленность и обобщенность восприятия достигаются пониманием сущности предметов в процессе мыслительной деятельности. Восприятие протекает как динамический процесс поиска ответа на вопрос: «Что это такое?» Осмыслить, сознательно воспринять предмет – значит прежде всего назвать его, обобщить в слове, отнести к определенному классу. Незнакомый предмет мы сравниваем со знакомым, пытаемся отнести его к некоторой категории. Швейцарский психиатр Г. Роршах (1884–1928) показал, что даже бессмысленные чернильные пятна нормальными людьми всегда воспринимаются как что-то осмысленное (бабочки, собака, облака, озеро и т. п.). Только некоторые психически больные люди склонны воспринимать случайные чернильные пятна как таковые.

Виды восприятия. Восприятие различается по видам в зависимости от преобладающей роли того или иного анализатора, так как не все анализаторы играют одинаковую роль: обычно один из них является ведущим.

В зависимости от ведущего анализатора различают следующие виды восприятия.

1. Простые зрительные, слуховые, осязательные. Каждый человек владеет всеми простыми видами восприятия, но одна из этих систем обычно развита лучше других, что соответствует трем основным сферам сенсорного опыта: визуальной, аудиальной и кинестетической.

Визуальный тип. Вся воспринимаемая информация представляется этому типу людей в виде ярких картин, зрительных образов. Они часто жестикулируют, как бы рисуя в воздухе представляемые образы. Для них характерны высказывания: «Я ясно вижу, что...», «Вот посмотрите...», «Давайте представим...», «Решение уже вырисовывается...».

Аудиальный тип. Эти люди употребляют другие слова: «Это звучит так...», «Мне созвучно это...», «Я слышу, что вы говорите...», «Вот послушайте...» и т. п.

Кинестетический тип. Люди, принадлежащие к этому типу, хорошо запоминают движения, ощущения. В разговоре они используют кинестетические слова и выражения: «Если взять, к примеру...», «Я не могу ухватить мысль...», «Попробуйте ощутить...», «Это очень тяжело...», «Я чувствую, что...».

Ярко выраженные представители этих типов имеют специфические особенности в поведении, типе тела и движениях, в речи, дыхании и т. п. Ведущая сенсорная система оказывает влияние на совместимость и эффективность общения с другими людьми. В жизни люди часто плохо понимают друг друга, в частности от того, что не совпадают их ведущие сенсорные системы. Если необходимо установить хороший контакт с человеком, то нужно использовать те же самые процессуальные слова, что и он. Если же вы хотите установить дистанцию, то можете намеренно употреблять слова из другой системы представлений, отличной от системы собеседника.

2. Сложные виды восприятия выделяются в том случае, если одинаково интенсивно мобилизуются несколько анализаторов: зрительно-слуховые; зрительно-слуховые-осязательные; зрительно-двигательные и слухо-двигательные.

3. Специальные виды восприятия различают в зависимости от воспринимаемого объекта: времени, пространства, движений, отношений, речи, музыки, человека человеком и т. п.

В зависимости от степени целенаправленности деятельности личности выделяются непроизвольное и произвольное восприятие. Непроизвольное восприятие может быть вызвано как особенностями окружающих предметов, так и соответствием этих предметов интересам и потребностям личности. Произвольное восприятие предполагает постановку цели, приложение волевых усилий, преднамеренный выбор объекта восприятия. Произвольное восприятие переходит в наблюдение – целенаправленное, планомерное восприятие объекта с определенной, ясно осознаваемой целью. Наблюдение является наиболее развитой формой произвольного восприятия и характеризуется большой активностью личности.

Важнейшими требованиями к процессу наблюдения являются: постановка цели, планомерность, систематичность, ясность задачи, ее дробление, постановка частных, более конкретных задач. Наблюдению надо специально обучать. Если человек систематически упражняется в наблюдении, совершенствует его культуру, то у него развивается такое свойство личности, как наблюдательность – умение подмечать характерные, но малозаметные особенности предметов и явлений.

Нарушения восприятия. Восприятие не всегда дает абсолютно верное представление об окружающем мире. Иногда в состоянии умственного переутомления у человека возникает пониженная восприимчивость к внешним стимулам – гипостезия. Все вокруг становится неярким, нечетким, блеклым, бесформенным, неинтересным, застывшим. При резком физическом или эмоциональном переутомлении происходит повышение восприимчивости к совершенно обычным раздражителям – гипертезия. Дневной свет вдруг ослепляет, звуки оглушают, запахи раздражают, даже прикосновение одежды к телу кажется грубым и неприятным.

Ошибочное восприятие реальных объектов называется иллюзиями (от лат. illusio – обманчивый). Иллюзии могут быть аффективными, вербальными и перейдолическими. Аффективные иллюзии обусловлены подавленным состоянием, плохим настроением, тревогой, страхом – даже висящая на вешалке одежда может показаться грабителем, случайный прохожий – насильником, убийцей. Вербальные иллюзии заключаются в ложном восприятии содержания реальных разговоров других людей. Человеку кажется, что все его осуждают, намекают на какие-то неблаговидные поступки, издеваются над ним, угрожают. Перейдолические иллюзии вызываются снижением тонуса психической деятельности, пассивностью. Обычные узоры на обоях, трещины на потолке, на полу, различные светотени воспринимаются как яркие картины, сказочные герои, фантастические образы, необыкновенные панорамы.

Иллюзии следует отличать от галлюцинаций – психопатологического проявления восприятия и памяти. Галлюцинация – это образ (зрительный, слуховой, обонятельный, осязательный, вкусовой), возникающий в сознании независимо от внешних стимулов и имеющий для человека значение объективной реальности. Галлюцинации являются следствием того, что восприятие оказывается насыщенным не внешними впечатлениями, а внутренними образами. Человек, находящийся во власти галлюцинаций, переживает их как истинно воспринимаемое – он действительно видит, слышит, обоняет, а не представляет все это. Для него субъективные чувственные ощущения так же реальны, как и исходящие из объективного мира.

Восприятие -для человека -ощущение созерцаемого, для животных - чувственное созерцание, чувственное обоняние и т.д. по приоритету для жизнедеятельности органов чувств.

Познание возможно на основе восприятия, оно не может быть восприятием. Ощущения - то, что нас выделяет из мира животных, способность опредмечивать среду.«Чувственное познание» не является восприятием. «Предметы окружающего мира» и «непосредственное субъективное представление» это скорее производные восприятия. «Предметы окружающего мира» возможны лишь в нашем «представлении», как уже структурированная реакция нервной системы на среду, в виде уже сложившихся образов или явлений. Окружающий мир – это наше представление о среде, но не сама среда. Что в действительности есть и происходит за пределами диапазона нашего восприятия, какие явления, и в каком качестве, нам мало известны. Предметы и явления окружающего мира, являются субъектами среды, вследствие чего «предметность окружающего мира» и «непосредственное субъективное представление», по существу, являются уже оформленным нами содержанием, что можно выразить, как – представление о среде субъективно, и дано в предметности и явлении, как окружающий мир. Как видим, предметы и явления не даются в готовом виде, а постепенно формируются нашей нервной системой, благодаря нашей способности своеобразно воспринимать среду. Это долгий процесс, в котором задействованы помимо восприятия, дающего материал для будущих конструкций, и другие механизмы, в частности наша способность к структурированию, что приводит к построению из этого материала законченных конструкций и их взаимосвязь. Процесс познания в этой череде завершающий, и основан на ощущениях, а не на чувствах. Так что невозможно объяснить восприятие, когда оно подменяются субъектом, полученным посредством этого восприятия, тем более, когда само восприятие подменяется некоторым «чувственным познанием». Это не объект восприятия, а субъект, причем такой субъект, который в период формирования сопоставляется со средой в процессе восприятия. «Непосредственное субъективное представление» предполагает, прежде всего, наличие предмета представления, что возможно при способности формировать образы, что, в свою очередь, складывается из элементов полученных так же на основе восприятия. Как видим, есть некоторые неточности, которые привносят путаницу и приводят к непроизвольной подмене понятий. Процесс восприятия мы подменяем сформированными образами предметов или явлений, сложившимися на основе восприятия, но они сами по себе не являются восприятием. Источником и предметом восприятия является среда, а образы и явления - предметом сопоставления со средой посредством восприятия.

Различные трактовки восприятия

Часть психологов продолжает рассматривать восприятие как синтез ощущений , при этом ощущения трактуются как возникающие в результате непосредственно чувственного познания субъективные переживания силы, качества, локализации и других характеристик воздействия стимулов на органы чувств .

Энциклопедичный YouTube

    1 / 5

    ✪ Ощущения и восприятие. Crash Course: Психология №5

    ✪ Что такое восприятие и зачем его изучать?

    ✪ Психологические парадоксы восприятия. Запрещенное для показа на ТВ

    ✪ Психология восприятия | Выпуск 1 | ЦВЕТ

    Общая психология. Ощущения и восприятие

    Субтитры

Уровни восприятия

Выделяются четыре операции или четыре уровня восприятия: обнаружение , различение , идентификация и опознание . Первые два относятся к перцептивным, последние - к опознавательным действиям.

Обнаружение - исходная фаза развития любого сенсорного процесса. На этой стадии субъект может ответить лишь на простой вопрос, есть ли стимул. Следующая операция восприятия - различение , или собственно восприятие. Конечный результат её - формирование перцептивного образа эталона. При этом развитие восприятия идёт по линии выделения специфического сенсорного содержания в соответствии с особенностями предъявляемого материала и стоящей перед субъектом задачи.

Когда перцептивный образ сформирован, возможно осуществление опознавательного действия. Для опознания обязательны сличение и идентификация.

Идентификация есть отождествление непосредственно воспринимаемого объекта с образом, хранящимся в памяти, или отождествление двух одновременно воспринимаемых объектов. Опознание включает также категоризацию (отнесение объекта к определённому классу объектов, воспринимавшихся ранее) и извлечение соответствующего эталона из памяти.

Свойства восприятия

  • Предметность - объекты воспринимаются не как бессвязный набор ощущений, а как образы, составляющие конкретные предметы.
  • Структурность - предмет воспринимается сознанием уже в качестве абстрагированной от ощущений смоделированной структуры.
  • Апперцептивность - на восприятие оказывает влияние общее содержание психики человека.
  • дистального объекта при изменении проксимального стимула.
  • Избирательность - преимущественное выделение одних объектов по сравнению с другими.
  • Осмысленность - предмет сознательно воспринимается, мысленно называется (связывается с определённой категорией), относится к определённому классу.
Осмысление состоит из этапов:
  1. Селекция - выделение из потока информации объекта восприятия
  2. Организация - объект идентифицируется по комплексу признаков
  3. Категоризация и приписывание объекту свойств объектов этого класса

Константность восприятия

Константность - постоянство восприятия одного и того же дистального объекта при изменении проксимального стимула , способность распознавать один и тот же объект на основе различающейся сенсорной информации (ощущений). Воспринимаемый в различных обстоятельствах и условиях объект рассматривается как один и тот же. Так, яркость объекта как величина характеризующая отражённый свет изменяется если переместить его из слабо освещённой комнаты в комнату с хорошим освещением. Тем не менее объект при изменении проксимальной стимульной информации в обоих случаях рассматривается как один и тот же. Можно выделить константность таких свойств объекта как размер, форма, яркость, цвет. Константность восприятия формы исследуется на установке, основными элементами которой являются квадрат-эталон (со стороной 10 см) и прямоугольник-измеритель (шириной 10 см). Квадрат-эталон всегда в опыте наклонён к наблюдателю, а плоскость прямоугольника-измерителя должна быть перпендикулярна оси зрения испытуемого. Высота прямоугольника-измерителя может изменяться испытуемым с помощью специальной кнопки. Испытуемого просят подобрать такую высоту прямоугольника-измерителя, чтобы он имел ту же видимую форму, что и наклонённый квадрат-эталон. В опыте варьируется наклон квадрата-эталона (25°, 30°, 35° и 40°). Для каждого значения наклона эталона испытуемый четыре раза подравнивает высоту измерителя. Таким образом получаются данные для вычисления коэффициента константности.

Константность восприятия измеряется коэффициентом константности по формуле Брунсвика - Таулесса:

K = V − P R − P {\displaystyle K={\frac {V-P}{R-P}}}

где V {\displaystyle V} - высота прямоугольника-измерителя, которую установил испытуемый в стремлении подравнять видимые формы измерителя и эталона, R {\displaystyle R} - высота квадрата эталона, P = R ⋅ cos ⁡ α {\displaystyle P=R\cdot \cos \alpha } , где α {\displaystyle \alpha } - угол наклона квадрата-эталона.

Константность восприятия формы в опытах с инверсией поля зрения с помощью инвертоскопа падает до нуля, а в процессе адаптации восстанавливается, достигая доэкспериментального уровня. Эксперименты с инверсией поля зрения человека проводятся для исследования механизмов константности зрительного восприятия.

Одно из объяснений константности восприятия основывается на различении восприятия и чувствительности (ощущения). Восприятие действительных свойств объектов это субъективный психический процесс связывающий ощущения (чувственный опыт) свойств объекта с другой стимульной информацией.

Так свойство размера объекта связывается с расстоянием до объекта, яркость объекта связывается с освещенностью. Субъективный психический процесс восприятия, который позволяет человеку признавать объект одним и тем же даже если он располагается на разном расстоянии от него (у объекта в таком случае различный угловой размер - если он на большом расстоянии - малый угловой размер, если на маленьком расстоянии - большой угловой размер) в некоторых случаях сопровождается «регрессом к действительным объектам» . Примером регресса к действительным объектам как следствия константности восприятия являются оптические иллюзии . Так иллюзия Понцо показывает, как осуществляемая восприятием регрессия к действительным объектам, которые располагаются в трехмерном мире, в случае с двухмерным объектом - рисунком - заставляет человека воспринимать горизонтальный отрезок у сходящихся концов вертикальных линий как более длинный, чем отрезок, расположенный у расходящихся концов тех же вертикальных линий, как будто последний расположен «ближе» к наблюдателю.

Факторы восприятия

Внешние

  • размер
  • интенсивность (в физическом или эмоциональном плане)
  • контрастность (противоречие с окружением)
  • движение
  • повторяемость
  • новизна и узнаваемость

Внутренние

  • стереотипность восприятия, установка восприятия: ожидание увидеть то, что должно быть уви́дено по прошлому опыту
  • потребности и мотивация : человек видит то, в чём нуждается или что считает важным
  • опыт : человек воспринимает тот аспект стимула, которому научен прошлым опытом
  • я-концепция : восприятие мира группируется вокруг восприятия себя
  • личностные особенности: оптимисты видят мир и события в позитивном свете, пессимисты , напротив, - в неблагоприятном
  • принцип резонанса - соответствующее потребностям и ценностям личности воспринимается быстрее, чем несоответствующее
  • принцип защиты - противостоящее ожиданиям человека воспринимается хуже
  • принцип настороженности - угрожающее психике человека распознаётся быстрее прочего

Формы и принципы восприятия

  • Фигура - фон - восприятие выделяет фигуру из фона.
  • Константность - объекты длительное время воспринимаются одинаково.
  • Группировка - однообразные стимулы группируются в структуры.
Принципы группировки:
  • Близость - расположенное рядом воспринимается вместе.
  • Подобие - схожее по каким-то признакам воспринимается вместе.
  • Замкнутость - человек склонен заполнять пробелы в фигуре.
  • Целостность - человек склонен видеть непрерывные формы, а не сложные комбинации.
  • Смежность - близкое во времени и пространстве воспринимается как одно.
  • Общая зона - стимулы, выявленные в одной зоне воспринимаются как группа.

Результат восприятия

Результатом процесса восприятия становится построенный образ.

Образ - субъективное видение реального мира, воспринимаемого при помощи органов чувств .

Получив образ, человек (или другой субъект) производит определение ситуации , то есть оценивает её, после чего принимает решение о своём поведении .

Восприятие в зоопсихологии

Восприятие присуще главным образом высшим живым существам ; в слабых формах, позволяющих говорить лишь о зачатках восприятия, нечто подобное можно обнаружить у существ средних стадий эволюции.

К механизмам социальной перцепции относят: рефлексию , идентификацию , каузальную атрибуцию .

Эффекты восприятия

Социальному восприятию присущи некоторые особенные проявления неточности восприятия, называемые законами, эффектами или ошибками восприятия.

Восприятие психология относит к формам чувственного познания действительности. Всего их три: ощущение, восприятие и представление. Первая из них - это отражение отдельных характеристик предмета, который непосредственно взаимодействует с органами чувств, последняя - это образ предмета, сохранившийся в сознании.

Само же восприятие как познавательный процесс основывается на совокупности ощущений, хотя его нельзя свести к их простой сумме. Восприятие, как и ощущение, требует непосредственного контакта с предметом познания, а представление осуществляется без него.

Итак, под восприятием, или перцепцией, в психологии и логике понимается образ предмета в целом при его воздействии на органы чувств. Это один из немногих случаев, когда одно определение термина признается сторонниками различных направлений, хотя теории восприятия, конечно, будут отличаться в зависимости от того или иного течения в психологии.

Восприятие и ощущение составляют основу чувственного познания мира. Однако если ощущение - это процесс, происходящий исключительно внутри нас самих, то перцепция всегда связана с объективацией, то есть соотнесением чувственного образа с внешним миром. Иными словами, ощущение возникает как субъективное состояние и преобразуется в восприятие, которое уже относится к объективной действительности.

До выявления сложных отношений между этими двумя формами познания действительности существовал также термин «сенсорное восприятие», обозначавший явления, при которых чувственный опыт выводился из сенсорной информации (то есть зрительной, вкусовой, слуховой, обонятельной и тактильной). Сейчас данный термин утратил актуальность.

Восприятие как психический процесс является органической частью функционирования психики и тесно связано с другими видами психической деятельности: памятью, мышлением, эмоциями и так далее. Поэтому методики, направленные на диагностику перцепции, чаще всего исследуют одновременно внимание и память.

Основные свойства и виды восприятия

Главные признаки:

  • Константность, то есть способность психики сохранять относительно постоянные характеристики воспринимаемых предметов вне зависимости от условий среды (расстояния до них, освещенности, ракурса и так далее).
  • Предметность - вычленение из пространства отдельных предметов, понимание обособленности объекта во времени и пространстве. Предметность тесно связана с процессом объективации.
  • Структурность - предмет воспринимается как взаимосвязь его частей. (Это свойство часто объясняют на примере музыкального произведения: оно может быть сыграно в различных тональностях, с использованием различных инструментов, но соотношение между звуками остается прежним.)
  • Осмысленность связывает перцепцию с мышлением. Мы стараемся назвать предмет, определить его назначение, соотнести со знакомыми вещами, если видим его впервые.
  • Избирательность, то есть заострение внимания на одних объектах и игнорирование других, в зависимости от задач, которые ставит (или не ставит) перед собой человек.
  • Целостность - объект или ситуация состоят из разных частей, но воспринимаются комплексно. Кроме того, эта целостность проявляется в том, что даже когда мы непосредственно имеем дело с одним свойством объекта, то остальные все равно возникают в нашем сознании, достраивая сложный образ.

Таковы основные характеристики восприятия. Еще в этот список добавляют - индивидуальные особенности восприятия или, иными словами, субъективное восприятие, которое базируется на прежнем индивидуальном опыте.

Закономерности восприятия построены таким образом, что в нем всегда отражается как предыдущий опыт личности, так и состояние ее психики, накопленные знания и привычки.

На восприятие очень большой отпечаток накладывает и профессия. Например, безусловно, по-разному будут смотреть на один и тот же текст специалист-филолог, который заметит все стилистические ошибки и неточности, и школьник-первоклассник, едва научившийся читать!

Типология

Мы рассмотрели основные свойства восприятия. Что же можно сказать о его видах? Классификация восприятия проводится на самых разных основаниях. Например, различают преднамеренную и непреднамеренную перцепцию. В чем специфика каждого вида, можно догадаться по их названиям.

В первом случае у человека с самого начала есть конкретная цель, задача, связанная с необходимостью составить чувственный образ объекта. Во втором - такой задачи нет, а познавательный процесс активизируется в силу внешних обстоятельств: предположим, предмет заинтересовал нас, потому что оказался в непосредственной близости.

Преднамеренная форма может развиться в наблюдение, то есть целенаправленный длительный (возможно, с перерывами) процесс, в результате которого мы получаем сведения о течении явления или его изменениях за определенный промежуток времени. Наблюдение важно для человека любого возраста: оно составляет значительную часть периода учебы человека, без него не обойтись настоящему профессионалу в трудовой деятельности.

Также можно проводить деление по виду анализаторов (нервных структур, реагирующих на раздражение), участвующих в познании. При этом нужно помнить, что мы говорим лишь о самом активном анализаторе, поскольку в перцептивном процессе их всегда участвует несколько.

Итак, традиционно различают аудиальное восприятие (слуховое), зрительное (визуальное), обонятельное, осязательное (тактильное восприятие), вкусовое. Аналогично выделяют и виды информации по способу восприятия: звуковую, тактильную, вкусовую…

Еще разновидности этой формы познания можно классифицировать по типу воспринимаемого объекта. Сюда включают перцепцию движения, пространства, времени, социальное восприятие (то есть возникающий в психике образ социальных объектов, а не неодушевленных предметов) и другие виды.

Эти виды восприятия относятся к числу сложных: для их осуществления нужна активная работа сразу нескольких анализаторов. Если же в основном задействован лишь один, перцепция, соответственно, будет простой.

Если что-то пошло не так

Психологические механизмы восприятия, как и других происходящих в психике процессов, сложны и многоэтапны, поэтому, к сожалению, нередки случаи искажения и нарушения перцепции.

Расстройства восприятия проявляются в самых различных формах, которые могут существовать и самостоятельно, и как симптомы того или иного психического заболевания. Остановимся на некоторых наиболее распространенных.

Иллюзии представляют собой искажения восприятия реального объекта. Иллюзии могут возникать и при полном психическом здоровье. Вспомним особенности зрительного восприятия ложки в граненом стакане: она будет казаться преломленной. Это так называемые физические иллюзии, связанные с характеристиками среды.

Искажения, возникающие из-за особенностей работы органов чувств, называются физиологическими. Например, иллюзия, затрагивающая аудиальное восприятие: звуки одной и то же громкости будут казаться громче, если наложить их на тихий фон, и тише, если наложить на громкий.

К физиологическим иллюзиям не относят нарушение восприятия из-за сбоев в функционировании органов чувств (например, у человека расстроено зрение или поврежден слух). В психиатрии под иллюзиями понимаются только патологические состояния: аффективные, вербальные и парейдолические. Расшифруем эти термины.

  • Аффективные иллюзии - это ошибочное восприятие информации человеком, который находится под воздействием сильных эмоциональных переживаний.
  • Вербальные - неадекватно воспринимается речевая информация. Больному совсем иначе представляется смысл тех слов, которые он слышит: чаще всего он воспринимает нейтральные высказывания как обвинения, обиды, упреки.
  • Особенности зрительного восприятия, возникающие при парейдолических иллюзиях, заключаются в том, что больной видит в повседневных реальных объектах фантастические образы и ситуации (изображения, которые видятся в облаках, узоре ковра и так далее).

В отличие от иллюзий, при таком расстройстве, как , реального объекта перцепции не существует. Они могут быть истинными и ложными (псевдогаллюцинации). В случае первых кажущиеся предметы воспринимаются с той же степенью реалистичности, что и другие составляющие материального мира, признаки такого расстройства всегда ярко отражаются в поведении больного.

Во втором случае пациенту представляется, что образы находятся только в его сознании, причем возникли они там без участия органов чувств; у больного есть ощущение, что на него влияет какая-то внешняя сила: больной «видит» что-то у себя в голове, «чувствует» инородное тело внутри организма и так далее.

Кроме того, выделяются агнозии - перцептивные патологии, при которых сохраняется сознание и общая чувствительность, но один из видов перцепции нарушается. Например, нарушено тактильное восприятие: больной не может в целом опознать предмет при ощупывании или определить какие-либо его свойства (гладкость, температуру и так далее).

Наконец, к перцептивным расстройствам относится , когда восприятие мира становится как бы нереальным, не соответствующим действительности. Знакомые предметы и люди становятся чуждыми, неестественными. Например, пространство может утратить трехмерность, видеться как сквозь пелену и так далее. К дереализации относится и всем известный эффект дежавю. Автор: Евгения Бессонова

Последнее обновление: 07/06/2015

Восприятие позволяет нам чувствовать мир вокруг нас. Подумайте обо всём, что вы воспринимаете каждый день. В любой момент вы можете увидеть знакомые предметы вокруг себя, ощутить прикосновение к своей коже, почувствовать аромат любимого блюда или услышать, как сосед сверху включил музыку. Всё это составляет наш сознательный опыт и позволяет нам взаимодействовать с миром и людьми вокруг нас.

Что такое восприятие?

Восприятие - чувственное познание мира вокруг нас, оно включает в себя как перцепцию стимулов окружающей среды, так и действия в ответ на них. Через процесс восприятия мы получаем информацию о свойствах и элементах окружающей среды, которые имеют решающее значение для нашего выживания.

Восприятие не только создает нашу картину мира; оно позволяет нам действовать в рамках нашей окружающей среды.

Восприятие включает в себя осязание, зрение, вкус, обоняние, проприоцепцию (способность организма обнаруживать изменения в положении тела), а также познавательные процессы, необходимые для обработки информации (узнавание лиц, знакомых запахов).

Процесс восприятия и его элементы

Процесс восприятия представляет собой последовательность шагов, которая начинается с события, происходящего в окружающей среде, за которым следует восприятие нами стимула и наши действия в ответ на него. Этот процесс происходит постоянно; мы не тратим много времени или усилий на анализ самого процесса восприятия, поскольку в любой отдельный момент мы воспринимаем слишком большое количество стимулов.

Процесс преобразования света, который попадает на сетчатку, в реальный визуальный образ происходит бессознательно и автоматически.

Для того, чтобы полностью понять, как работает процесс восприятия, давайте разобьём его на элементы:

  • стимулы окружающей среды;
  • стимул, привлёкший внимание;
  • перенос изображения на сетчатку;
  • трансдукция (преобразование) изображения;
  • нейронная обработка сигнала;
  • восприятие;
  • узнавание;
  • действие.

Рассмотрим их поподробнее.

Стимул окружающей среды

Мир полон стимулов, которые могут привлечь наше внимание используя наши органы чувств. Стимулом окружающей среды может стать всё, что может быть воспринято - всё, что можно увидеть, потрогать, попробовать на вкус, понюхать или услышать. Кроме того, нельзя забывать и о проприоцепции - нашей способности ощущать движения рук и ног, а также изменения в положении тела по отношению к объектам окружающей среды.

Например, представьте, что вы находитесь на утренней пробежке в местном парке. Пока вы тренируетесь, ваше внимание могут привлечь самые разные стимулы: лёгкий ветерок; играющий со своей собакой человек; проезжающий мимо автомобиль, из приоткрытых окон которого раздаётся громкая музыка; утка, плескающаяся в пруду неподалёку. Всё это-стимулы окружающей среды, которые выступают в качестве отправной точки для процесса восприятия.

Стимул, привлёкший внимание

Данный стимул - конкретный объект окружающей среде, на котором сосредотачивается наше внимание.
В большинстве случаев мы фокусируемся на стимулах, которые нам знакомы - например,это может быть лицо друга в толпе незнакомых людей. Иногда - наоборот, на стимулах, которые обладают некоторой новизной для нас.

Давайте вернёмся к предыдущему примеру с парком. Представим, что во время тренировки вы сконцентрировались на утках, плавающих в близлежащем водоёме. Стая уток представляет собой как раз стимул, привлёкший ваше внимание. На следующем этапе восприятия будет преобладать уже визуальный процесс.

Перенос изображения на сетчатку

Далее стимул преобразуется в изображение на сетчатке. Вначале свет проникает через роговицу и зрачок, попадая на хрусталик. Роговица помогает сфокусировать свет, а радужная оболочка глаза контролирует размер зрачков, необходимый для того, чтобы определить, сколько света нужно.

Как вам, возможно, уже известно, изображение на сетчатке на самом деле перевернуто. На данном этапе восприятия это не так уж и важно, поскольку это изображение ещё не воспринимается нами, и позже эта визуальная информация будет изменена.

Трансдукция (преобразование) изображения

После этого изображение на сетчатке преобразуется в электрические сигналы, что позволяет передавать в мозг визуальные сообщения с тем, чтобы они интерпретировались.

Сетчатка содержит много фоторецепторов - палочек и колбочек. Палочки отвечают, прежде всего, за сумеречное зрение (восприятие объектов в условиях низкой освещенности), в то время как колбочки связаны с восприятием цвета и формы при нормальном уровне освещенности.

Палочки и колбочки содержат белок (ретиналь), который отвечает за преобразование света в визуальные сигналы, которые затем передаются в мозг с помощью нервных импульсов.

Нейронная обработка сигнала

На следующем этапе электрические сигналы подвергаются нейронной обработке. Путь определённого сигнала зависит от его модальности (т.е. звуковой это сигнал или визуальный).

По нейронам, расположенным по всему телу, электрические сигналы поступают от рецепторов к головному мозгу. В нашем предыдущем примере изображение уток, плавающих в пруду, поступает на сетчатку, преобразуется в электрический сигнал, а затем обрабатывается с помощью нейронов.

О том, что вы на самом деле воспринимаете стимул и осознаёте его присутствие в окружающей среде, можно говорить только на следующем этапе.

Восприятие

Именно на данном этапе мы осознаём присутствие раздражителя. Но одно дело - просто быть в курсе его существования, и совсем другое - полностью осознавать его.

Узнавание

Восприятие подразумевает не только осознание стимулов. Нашему мозгу необходимо классифицировать и интерпретировать то, что он воспринимает. Наша способность интерпретировать информацию, получаемую в процессе восприятия, и придавать смысл, значение объекту - и есть следующий элемент.

Так, находясь в парке и наблюдая за утками, на данном этапе вы понимаете, что это утки и что они плавают в воде.

Этап узнавания является неотъемлемой частью восприятия, так как он позволяет нам понять мир вокруг нас. Распределяя объекты по категориям, мы можем понимать мир вокруг нас и реагировать на него.

Действие

Последний этап процесса восприятия предполагает какое-то действие в ответ на стимул окружающей среды - мы можем повернуть голову для того, чтобы удобнее было рассматривать уток, или, наоборот, отвернуться от них, чтобы посмотреть на что-то ещё. Это может быть как небольшое действие (к примеру, моргание в ответ на пыль, принесённую ветром), так и целая серия (например, несколько действий, направленных на помощь человеку в беде).


Есть что сказать? Оставть комментарий!.

Восприятие (перцептивный процесс) - это познавательный психический процесс, обеспечивающий целостное отражение предметов, ситуаций и событий, возникающее при непосредственном воздействии физических раздражителей на органы чувств.

В основе восприятия лежат ощущения, но восприятие не сводится к простой сумме ощущений. Воспринимая, мы не только выделяем группу ощущений и объединяем их в единый образ, но и осмысливаем этот образ, привлекая прошлый опыт, т.е. восприятие неразрывно связано с памятью и мышлением.

Виды восприятия.

В зависимости от доминирующего анализатора выделяют следующие виды восприятия: зрительное, слуховое, осязательное, кинестетическое, обонятельное и вкусовое . Во всех видах восприятия в той или иной степени всегда участвуют двигательные ощущения.

Также выделяют восприятие преднамеренное (например, при наблюдении) и непреднамеренное .

Основой еще одного типа классификации являются формы существования материи: пространство, время и движение. В соответствии с этой классификацией выделяют восприятие пространства, восприятие времени и восприятие движения.

Восприятие пространства - необходимое условие ориентировки человека. Оно включает восприятие формы, величины и взаимного расположения объектов, их рельефа, удаленности и направления. Восприятие не всегда дает нам адекват-ное отражение предметов объективного мира, в литературе описаны многочис-ленные факты и условия ошибок в восприятии, главным образом зрительные иллюзии .

Восприятие времени - отражение объектив-ной длительности, скорости и последовательности явлений действительности. Отражая объективную реальность, вос-приятие времени дает человеку возможность ориентироваться в окружающей среде. Восприятие продолжительных периодов времени в значитель-ной степени определяется характером переживаний. Так время, которое было заполнено интересной, глубоко мотивированной дея-тельностью, кажется короче, чем время, проведенное в бездействии. Восприятие времени изменяется и в зависимости от эмо-ционального состояния. Положительные эмоции дают иллюзию быстрого течения времени, отрицательные — субъек-тивно несколько растягивают временные промежутки.

Восприятие движения - отражение изменения положения, которое объекты занимают в пространстве. Основную роль в восприятии движения играют зрительный и кинестезический анализаторы. Параметрами движения объекта являются скорость, ускорение и направление.

4. Свойства восприятия.

Наиболее важные особенности восприятия - предмет-ность, целостность, структурность, константность и осмыс-ленность.

Предметность восприятия — это способность отражать объекты и явления ре-ального мира не в виде набора не связанных друг с другом ощущений, а в форме отдельных предметов. Предметность не является врожден-ным свойством восприятия. Возникновение и совершенствование этого свойства происходит в процессе онтогенеза, начиная с первого года жизни ребенка. И. М. Се-ченов полагал, что предметность формируется на основе движений, обеспечиваю-щих контакт ребенка с предметом. Без участия движения образы восприятия не обладали бы качеством предметности, т. е. отнесенности к объектам внешнего мира.


Целостность . В отличие от ощущения, отражающего отдельные свойства предмета, восприятие дает целостный образ предмета. Он складывается на основе обобщения получаемой в виде различных ощущений информации об отдельных свойствах и качествах предмета. Целостность восприятия выражается в том, что даже при неполном отражении отдельных свойств воспринимаемого объекта происходит мысленное достраивание полученной инфюрмации до целостного образа конкрет-ного предмета.

С целостностью восприятия связана и его структурность . Данное свойство заключается в том, что восприятие в большинстве случаев не является проекцией наших мгновенных ощущений и не является простой их суммой. Мы воспринима-ем фактически абстрагированную от этих ощущений обобщенную структуру, ко-торая формируется в течение некоторого времени. Например, если человек слу-шает какую-нибудь мелодию, то услышанные ранее ноты еще продолжают зву-чать у него в сознании, когда поступает информация о звучании новой ноты. Обычно слушающий понимает мелодию, т. е. воспринимает ее структуру в целом. Таким образом, восприятие доводит до нашего сознания структуру предмета или явления, с кото-рым мы столкнулись в реальном мире.

Следующим свойством восприятия является константность . Константностью называется относительное постоянство некоторых свойств предметов при изме-нении условий их восприятия. Например, движущийся вдали грузовой автомо-биль воспринимается как большой объект, несмотря на то, что его изображение на сетчатке глаза будет значительно меньше, чем его изо-бражение, когда мы стоим возле него.

Благодаря свойству константности , проявляющемуся в способности перцептивной системы компенсировать изменения условий восприятия, мы восприни-маем окружающие нас предметы как относительно постоянные. В наибольшей степени константность наблюдается при зрительном восприятии цвета, величины и формы предметов.

Восприятие зависит не только от характера раздраже-ния, но и от самого субъекта. Воспринимают не глаз и ухо, а конкретный живой человек. Поэтому в восприятии всегда сказываются особенности личности чело-века. Зависимость восприятия от общего содержания нашей психической жизни называется апперцепцией .

Огромную роль в апперцепции играют знания человека, предшествующий опыт, прошлая практика.

Следующим свойством восприятия является его осмысленность. Хотя воспри-ятие возникает при непосредственном действии раздражителя на органы чувств, перцептивные образы всегда имеют определенное смысловое значение. Восприятие человека теснейшим образом связано с мышлением. Связь мышления и восприятия прежде всего выражается в том, что сознательно воспринимать предмет — это значит мысленно назвать его, т. е. отнести к опреде-ленной группе, классу, связать его с определенным словом. Даже при виде незна-комого предмета мы пытаемся установить в нем сходство с другими предметами. Следовательно, восприятие не определяется просто набором раздражителей, воз-действующих на органы чувств, а представляет собой постоянный поиск наилуч-шего толкования имеющихся данных.

Активность (или избирательность) восприятия заключается в том, что в любой момент времени мы воспринимаем только один предмет или конкретную группу предметов, в то время как остальные объекты реального мира являются фоном нашего восприятия, т. е. не отражаются в нашем сознании.

Все свойства восприятия приобретаются нами при жизни (прозревшие в зрелом возрасте люди так и не могут пользоваться всеми возможностями зрения).