Основные виды восприятия

Опираясь на современную психологическую литературу, можно выделить несколько подходов к классификации восприятия. В основе одной из классификаций восприятия, так же как и ощущения, лежат различия в анализаторах, участвующих в восприятии.

В соответствии с тем, какой анализатор (или какая модальность) играет в восприятии преобладающую роль, различает зрительное, слуховое, осязательное, кинестетическое, обонятельное и вкусовое восприятие.

«Зрительное восприятие - форма восприятия, включающая в себя совокупность процессов построения зрительного образа окружающего мира», на основе информации, получаемой с помощью зрительной системы.

Более простые из этих процессов обеспечивают восприятие цвета, которое может сводиться к оценке светлоты, или видимой яркости, цветового тона, или собственно цвета, и насыщенности как показателя отличия цвета от серого равного с ним светлоты. Основные механизмы цветового восприятия имеют врожденный характер и реализуются за счет структур, локализованных на уровне подкорковых образований мозга. Более филогенетически поздними являются механизмы зрительного восприятия пространства, в которых происходит интеграция соответствующей информации о пространстве полученной также от слуховой, вестибулярной, кожно-мышечной сенсорных систем и движении объектов. Позднее эта информация дополняется сведениями о форме и структуре объектов.

Есть веские основания называть зрение основной сенсорной системой. Во-первых, это, возможно, наиболее хорошо изученная система, что отчасти обусловлено методологическими и техническими факторами. Анатомия и связанные с ней особенности зрительной системы достаточно хорошо известны, а визуальное стимулирование, как правило, четко определяется и может быть точно проконтролировано.

Вторая и, возможно, даже более существенная причина заключается в огромной важности и функциональной значимости зрительной системы. Для выживания многих видов зрение имеет решающее значение; оно является источником критически важных знаний о предметах и событиях среды обитания. Эти знания зависят от получения таких сведений, как форма и текстура, размер и расстояние, яркость и освещенность, цвет и движение, а также информация о взаимодействии этих отличительных признаков среды между собой.

Для человека зрение является доминантной, наиболее важной сенсорной системой. На биологическом уровне это подтверждается тем, что в обработке визуальной информации участвует примерно половина коры головного мозга. На поведенческом уровне доминирующая роль зрения для человека может быть отчасти доказана ситуациями, при которых оно входит в противоречие с другой сенсорной системой.

Не смотря на то, что другие исследования не дают оснований для выводов о столь сильном влиянии зрения в условиях сенсорного конфликта, ясно, что для выживания человека зрение имеет решающее значение.

Именно по этому зрение было изучено столь детально, и сегодня о нем известно больше, чем о любой другой сенсорной системе.

«Слуховое восприятие - форма восприятия, обеспечивающая способность воспринимать звуки и ориентироваться по ним в окружающей среде при помощи слухового анализатора».

Отражение процессов окружающего мира в слуховой системе происходит в форме звукового образа, в котором можно выделить три параметра: громкость, которая соотносится с интенсивностью звукового раздражителя; высоту, соответствующую частоте; тембр, который соответствует структуре звукового спектра.

Возможности слухового восприятия ограничены теми формами отражения объективного звукового материала, которые жизненно необходимы субъекту, как биологической и социальной единице. Поэтому некоторые звуковые явления (инфра- и ультразвуки во всех их формах) остаются за рамками человеческого слуха.

По степени изученности слуховая система уступает лишь визуальной, и между взаимодействиями индивидуума с внешней средой, возможными благодаря этим двум сенсорно-перцептивным системам, много общего. «Слух - уникальный источник жизненно важной информации о том, что происходит в непосредственной близости от нас, а аудиальная система - одна из самых «бдительных» сенсорно-перцептивных систем: она всегда начеку и в любой момент готова к восприятию звуковых сигналов».

Осязательное восприятие : «Осязание - один из видов восприятия предметов, основанный на мультимодальной информации, но, прежде всего тактильной».

Осязание - один из важнейших источников наших знаний о пространстве и механических свойствах предметов. Это филогенетически древний вид восприятия. Человек способен осязать всей кожей, однако пороги осязания у различных участков варьируют в широких пределах.

Осязание является сложной формой чувствительности, включающий в свой состав, как элементарные (протопатические), так и сложные (эпикритические) компоненты.

К первым относятся ощущение холода и тепла, и ощущение боли, ко вторым - собственно осязательные ощущения (прикосновения и давления) и те виды глубокой, или кинестетической, чувствительности, которые входят в состав проприоцептивных ощущений.

Кожа реагирует на физические свойства окружающих нас объектов и поверхностей, и поэтому именно через нее мы получаем информацию о том, с чем она вступает в непосредственный контакт. Мы воспринимаем свойства тех объектов и поверхностей, к которым прикасаемся, и тех, которые прикасаются к нам, мы ощущаем тепло и холод и испытываем боль.

Однако кожная чувствительность не ограничена только этими ощущениями общего характера. Прикасаясь к поверхностям и объектам, мы, испытывая сложные, «смешанные» ощущения, определяем на ощупь такие их свойства, как маслянистость, тягучесть, влажность, шероховатость, гладкость, а также способны чувствовать щекотку, зуд и вибрацию. Более того, ощупывая разные объекты, мы можем распознать те из них, которые представляют собой трехмерные фигуры.

Обонятельное восприятие : «Обоняние - вид химической чувствительности (хеморецепции), способность ощущать и различать пахучие вещества как запахи».

Пахучие вещества в виде газа, пара, тумана, пыли или дыма достигают рецепторов при вдыхании через нос или полость рта.

В формировании обонятельного восприятия участвуют и другие рецепторы слизистой оболочки полости рта: тактильные, температурные, болевые. Вещества, раздражающие только обонятельные рецепторы, называются ольфактивными в отличие от смешанных, раздражающих также и другие рецепторы.

Спектр воспринимаемых человеком запахов очень широк; предпринималось немало попыток систематизировать их. Сейчас используется схема из четырех основных запахов (ароматный, кислый, горелый, гнилостный), интенсивность которых обычно измеряют по условной девятибалльной шкале.

Функциональное предназначение восприятия запахов, или обоняния, - обеспечение животных и человека информацией о химических стимулах, находящихся как на расстоянии, так и в непосредственной близости от них. Для многих низших животных обоняние - жизненно важное условие эффективного взаимодействия с окружающей средой. У многих биологических видов брачное поведение и другие, жизненно важные формы поведенческой активности определяются именно обонянием.

Для человека обонятельная система значительно менее важна, чем для многих других биологических видов, во всяком случае, само выживание человека как биологического вида, от нее не зависит.

Однако в сочетании с восприятием вкуса восприятие запахов играет в жизни человека важную роль. Оно помогает ему в отборе продуктов питания (распознает несвежие продукты) и в поддержании чистоты окружающей среды, а в некоторых случаях является и источником эстетического наслаждения.

Вкусовое восприятие : «Вкус - восприятие свойств раздражителей, воздействующих на рецепторы рта, в виде вкусовых ощущений (горького, кислого, сладкого, соленого и их комбинаций)».

Существование всего лишь четырех первичных вкусов вовсе не означает, что мы способны испытывать лишь весьма ограниченный набор вкусовых ощущений. Четыре первичных вкуса являются источниками чрезвычайно разнообразных и сложных вкусовых ощущений.

При чередовании ряда химических веществ может возникать вкусовой контраст (После соленого, пресная вода кажется сладкой). Адекватными раздражителями для вкуса являются разнообразные химические вещества. Поэтому вкус представляет собой один из видов хеморецепции.

Ощущение вкуса вызывают вещества, растворимые в воде и способные хорошо стимулировать деятельность вкусовых рецепторов. Целостный вкусовой образ возникает в силу взаимодействия вкусовых, тактильных, температурных, обонятельных рецепторов. Восприятие вкуса основано на стимуляции специализированных рецепторов химическими веществами. В то время как для человека доминирующими ощущениями являются зрение и слух, для большинства животных сенсорные сигналы, посылаемые химическими веществами, - это источники жизненно важной информации.

Чувствительность к химическим веществам, присутствующим в естественной среде обитания, жизненно важна для всех животных, поскольку они вынуждены взаимодействовать с ними и реагировать на них.

Основой другого типа классификации видов восприятия является форма существования материи: пространство, время и движение. В соответствии с этой классификацией выделяет восприятие пространства восприятие движения и восприятие времени.

В основе одной из классификаций восприятия, так же как и ощущений, лежат различия в анализаторах, участвующих в восприятии. В соответствии с тем, какой анализатор (или какая модальность) играет в восприятии преобладающую роль, различают зрительное, слуховое, осязательное, кинестетическое, обонятельное и вкусовое восприятие. Основой другого типа классификации видов восприятия являются формы существования материи: пространство, время и движение. В соответствии с этой классификацией выделяют восприятие пространства, восприятие времени и восприятие движения.

Классификация восприятий по виду анализаторов представляет значительно большие трудности по сравнению с соответствующей классификацией ощущений.

Там эта классификация облегчалась тем, что физиологическую основу того или другого ощущения составляла деятельность строго определенного анализатора. Восприятия же являются более сложными, чем ощущения, психическими процессами и имеют в своей основе совместную деятельность нескольких анализаторов.

Поэтому только по преимущественной роли того или другого анализатора в данном процессе восприятия можно разделить восприятия на зрительные (например, у художников), слуховые (у композиторов, музыкантов, певцов), двигательные (у спортсменов, работников физического труда) и т. д. При этом надо помнить, что в осуществлении каждого из указанных восприятий принимают участие и другие анализаторы.

Большее теоретическое и практическое значение имеет классификация восприятий по видам отображения в них объектов окружающего мира. С этой точки зрения можно выделить среди восприятий следующие группы:

1. Восприятие предметов окружающего мира, отображающее особенности их вещного, телесного бытия.

2. Восприятие пространства, пространственных отношений между вещами.

3. Восприятие времени, временных отношений между вещами и явлениями окружающего нас мира.

4. Восприятие движений как совершаемых предметами, вне нас находящимися, так и наших собственных движений.



Каждый из этих видов восприятий отличается своими особенностями и закономерностями, знание которых необходимо для успеха в той или другой практической деятельности - в труде, игре, учении и т. д.

Внимание. Общая характеристика

Внимание – это направленность и сосредоточенность сознания, которые предполагают повышение уровня сенсорной, интеллектуальной или двигательной активности индивида.

Критериями внимания выступают:

1) внешние реакции:

Моторные (повороты головы, фиксация глаз, мимики, поза сосредоточенности);

Вегетативные (задержание дыхания, вегетативные компоненты ориентировочной реакции);

2) сосредоточенность на выполнении определенной деятельности и контроле;

3) увеличение продуктивности деятельности (внимательное действие, эффективнее по сравнению с «невнимательным»);

4) избирательность (селективность) информации;

5) ясность и отчетливость содержаний сознания, находящихся в поле сознания.

Благодаря вниманию человек отбирает нужную информацию, обеспечивает избирательность различных программ своей деятельности, сохраняет должный контроль над своим поведением (рис. 1).

Основные функции внимания

Активизация нужных и торможение ненужных в данный момент психологических и физиологических процессов

Способствование организованному и целенаправленному отбору поступающей в организм информации в соответствии с его актуальными потребностями

Обеспечение избирательной и длительной сосредоточенности психической активности на одном и том же объекте или виде деятельности

Рис. 1. Функции внимания

Внимание сопутствует любой деятельности как составной элемент различных психических (восприятие, память, мышление) и двигательных процессов. Вниманием определяются:

Точность и детализация восприятия (внимание является своеобразным усилителем, позволяющим различать детали изображения);

Прочность и избирательность памяти (внимание выступает как фактор, способствующий сохранению нужной информации в кратко-временной и оперативной памяти);

Направленность и продуктивность мышления (внимание выступает как обязательный фактор правильного понимания и решения задачи).

В отличие от познавательных процессов (восприятие, память, мышление и т.п.), внимание своего особого содержания не имеет; оно проявляется как бы внутри этих процессов и неотделимо от них.

В системе межличностных отношений внимание способствует лучшему взаимопониманию, адаптации людей друг к другу, предупреждению и своевременному разрешению межличностных конфликтов. Внимание, с одной стороны, является сложным познавательным процессом, с другой - психическим состоянием, в результате которого улучшается деятельность. Внимание порождается деятельностью и сопутствует ей, за ним всегда стоят интересы, установки, потребности, направленность личности. В условиях профессиональной деятельности юриста (следователя, прокурора, адвоката, судьи) значение внимания особенно велико.

Виды внимания

Существуют несколько разных классификаций внимания. Наиболее традиционной является классификация по признаку произвольности 
(рис. 2).

Непроизвольное

Произвольное

Послепроизвольное

Виды внимания

Рис. 10.2. Классификация внимания

Непроизвольное внимание не требует приложения усилий, оно привлекается либо сильным, либо новым, либо интересным раздражителем. Основная функция непроизвольного внимания заключается в быстрой и правильной ориентации в постоянно меняющихся условиях среды, в выделении тех объектов, которые могут иметь в данный момент наибольшее жизненное или личностное значение. В научной литературе можно встретить разные синонимы для обозначения непроизвольного внимания. В некоторых исследованиях его называют пассивным, оттеняя тем самым зависимость непроизвольного внимания от объекта, который его привлек, и подчеркивают отсутствие усилий со стороны человека, направленных на то, чтобы сосредоточиться. В других – непроизвольное внимание называют эмоциональным, отмечая тем самым связь между объектом внимания и эмоциями, интересами и потребностями. В этом случае, так же как и в первом, отсутствуют волевые усилия, направленные на сосредоточение внимания.

Произвольное внимание свойственно только человеку и характеризуется активным, целенаправленным сосредоточением сознания, связанным с волевыми усилиями. Синонимами слова произвольное (внимание) являются слова активное и волевое. Все три термина подчеркивают активную позицию личности при сосредоточении внимания на объекте. Произвольное внимание возникает в случаях, когда человек в своей деятельности ставит перед собой определенную цель, задачу и сознательно вырабатывает программу действий. Основной функцией произвольного внимания является активное регулирование протекания психических процессов. Этот вид внимания тесно связан с волей, требует волевого усилия, которое переживается как напряжение, мобилизация сил на решение поставленной задачи. Именно благодаря наличию произвольного внимания человек способен активно, избирательно «извлекать» из памяти нужные ему сведения, выделять главное, существенное, принимать правильные решения, осуществлять планы, возникающие в деятельности.

Послепроизвольное внимание обнаруживается в тех случаях, когда человек, забыв обо всем, с головой уходит в работу. Этот вид внимания характеризуется сочетанием волевой направленности с благоприятными внешними и внутренними условиями деятельности. В отличие от непроизвольного внимания, послепроизвольное связано с сознательными целями и поддерживается сознательными интересами. Отличие послепроизвольного внимания от произвольного – в отсутствии волевого усилия.

Данные виды внимания взаимосвязаны и не должны искусственно рассматриваться как независимые друг от друга (табл. 1).

Таблица 1

Сравнительная характеристика видов внимания

Вид внимания Условия 
возникновения Основные 
характеристики Механизмы
Непроизвольное Действие сильного, контрастного или зна- значимого, вызываю-щего эмоциональный отклик раздражителя Непроизвольность, легкость возникно-вения и переключе-ния Ориентировочный рефлекс или доми-нанта, характери-зующая более или менее устойчивый интерес личности
Произвольное Постановка (принятие) задачи Направленность в со-ответствии с задачей. Требует волевых уси-лий, утомляет Ведущая роль вто-рой сигнальной системы
Послепроизвольное Вхождение в деятель-ность и возникающий в связи с этим интерес Сохраняется целе-направленность, сни-мается напряжение Доминанта, харак-теризующая воз-никший в процес-се данной деятель-ности интерес

Классификация восприятий

Основу классификации восприятий, как впрочем, и ощущений , составляют различия в анализаторах, участвующих в восприятии. В зависимости от того, какой анализатор играет в восприятии основную роль, можно выделить зрительные, слуховые, осязательные, кинестезические, обонятельные и вкусовые восприятия.

Рассмотрим немного наиболее изученные зрительные восприятия. Если взять младенца со дня его рождения, то мы знаем, что его зрительное восприятие очень слабо развито, он плохо различает оттенки цветов, и имеет низкую остроту зрения, только к шести месяцам младенец начинает узнавать предметы и лица.

У новорожденных есть цветовое зрение, но они различают лучше преимущественно яркие цвета, не различая серый и синий. Младенец предпочитает движущиеся стимулы стационарным. Развитие зрительной системы новорожденных происходит быстро, очевидно, сказывается опыт и биологическое состояние.

Развитие других восприятий отличается от зрительных. Так, например, вкус и обоняние у малыша развиты с момента рождения. Младенец не может производить отчетливые звуки, но различает звуки речи.

Итак, можно сделать вывод, что все чувства младенца работают с момента его рождения, вначале они мало развиты, но начинают развиваться под влиянием окружения. Вспомним, младенцев, вскормленных обитателями леса, у них преобладали, слух, зрение и обоняние, те восприятия, которые были более свойственны животным, среди которых проходила их жизнь.

Различные виды восприятия редко бывают одиночными, чаще они объединяются и становятся сложными видами.

Сложные формы восприятия

Основа другого типа классификации восприятий — пространство, время и движение.

Большую роль в практической деятельности человека играют такие сложные по своей психологической структуре восприятия, как восприятия пространства, времени и движения.

В восприятии пространства основу составляют зрительные, вестибулярные, двигательные и кожные ощущения. В комплексе они позволяют судить о пространственном положении тела и расстоянии до других объектов.

Иллюзии

Иногда, например, при повороте головы, либо изменении скорости перемещения тела в пространстве проявляется несоответствие сигналов, поступающих в мозг со стороны вестибулярного, двигательного и кожного анализаторов, с одной стороны, и зрительного — с другой. В результате разлада между этими источниками информации пространственного положения возникает ряд пространственных иллюзий.

Иллюзии вызываются физическими, физиологическими и психологическими причинами. Примером физической иллюзии может служить восприятие стоящей палки в сосуде с водой, она кажется изломанной. Или, если надавить сбоку на глазное яблоко, то предмет, на который мы смотрим, раздвоится. Это физиологическая иллюзия.

Примером психологической иллюзии являются искажения, возникающие вследствие контраста: серый предмет на белом фоне кажется более темным, чем на черном фоне.

Цвет и освещенность объектов также искажают оценку их истинных размеров и удаленности от наблюдателя. Так, если на одном расстоянии будут находиться два одинаковых предмета, только окрашенных в разные тона, то светлый покажется больше и ближе, чем темный.

Иллюзии могут явиться причинами ошибок в определении размеров, параллельности и удаленности предметов, поэтому везде, где требуется точность, зрительные восприятия должны проверяться измерительным инструментом.

Обнаружение объектов

Положение объекта оценивается по месту его нахождения в поле зрения, чем он выше в поле зрения, тем объект или выше или дальше. Форма и величина объектов оценивается вначале осязанием (сочетанием кожных и двигательных ощущений), а по мере накопления опыта — зрением.

Обнаружение и различение объектов зависит от их контрастности с фоном. Светлый предмет на светлом фоне и темный - на темном незаметны, а светлый на темном и темный на светлом воспринимаются совершенно отчетливо.

Большое значение в восприятии предметов имеет и разница их размеров. Возле больших предметов мелкие становятся почти незаметными, поэтому на рабочем столе их следует размещать отдельно от крупных.

Если человек хорошо различает неподвижные объекты, то это не дает ему гарантии так же хорошо различать эти объекты при их движении, несмотря на высокую статическую остроту зрения можно не обладать достаточно высокой динамической остротой зрения. Низкая динамическая острота зрения - причина плохого восприятия расстояния до движущихся предметов.

Восприятие времени

Восприятие времени обобщает ряд ощущений, сигнализирующих о длительности, последовательности и скорости течения всех явлений внешнего мира, а также о внутренних ритмах жизнедеятельности организма. Огромное влияние на восприятие времени оказывают чувства.

Часы, дни и недели, заполненные интересными событиями, кажутся быстротекущими, короткими. А отрезок времени, в течение которого не произошло ничего особенного, да еще вы ждете кого-то или что-то, представляется особенно длинным. Самым коротким кажется время, в течение которого надо успеть сделать многое.

Это все объяснимо физиологически. Когда в коре головного мозга преобладают процессы возбуждения - повышается обмен веществ, следовательно, время "летит" быстрее. В случае торможения оно "тянется" медленно, из-за замедления обмена веществ.

Способность к оценкам малых интервалов времени при желании можно развить довольно быстро. Стоит несколько дней попрактиковаться, специально упражняясь, и ты сможешь хорошо оценивать время в 0,01-0,02 сек и точно определять разницу во времени между 0,15 и 0,2 сек.

Восприятие движения

Восприятие движения - это восприятие пространственно-временного перемещения, и оценка движения зависит от восприятия интервалов времени, потому что всякое движение в пространстве характеризуется скоростью и направлением.

Движение можно воспринимать непосредственно (перемещение автомобиля) и по косвенным признакам (перемещение часовой стрелки на циферблате по секундной).

Непосредственное восприятие движения определяется угловой скоростью перемещения объекта в поле зрения наблюдателя. При этом возможны восприятия движения, как неподвижным взором, так и подвижным, т. е. и вследствие движения изображения объекта по сетчатке глаза, и при постоянном его положении на сетчатке, но сопровождающемся движениями глаз.

Но не всем движениям можно дать правильную оценку. Если быстро вращать однотонно окрашенный диск, то это зрением не воспринимается, а колесо или вентилятор иногда воспринимаются как вращающееся в противоположную сторону. Чем дальше находится предмет, тем более медленным воспринимается его движение, а медленные движения, например, часовой стрелки зрением вообще не воспринимаются.

Восприятия собственных движений осуществляются зрением, а также через осязательные и двигательные ощущения. Без ощущения собственных движений точно выполнять их невозможно.

Наблюдение и наблюдательность

Наблюдение - это произвольное, планомерное, преднамеренное восприятие, предпринимаемое с определенной целью. Человек воспринимает не все, что видит, а выделяет необходимое для него. Основное условие успешного наблюдения — ясность задачи, затем подготовленность и активность мышления.

Наблюдение - не самоцель, а средство получения информации необходимой человеку. Наблюдение начинается с правильной постановки задачи, составляется план. Главное в наблюдении систематичность, при этом важно уметь ориентироваться в окружающем мире.

Наблюдательность - это способность замечать в предметах и явлениях малозаметное, но очень важное (детали, признаки, свойства).

Высокое развитие наблюдательности предполагает любознательность, стремление познать новое, глубоко вникнуть в окружающий мир, готовность к восприятиям того, что нужно для определенных целей.

Развитие наблюдательности просто необходимо для всестороннего развития личности, а развиваться она может только одновременно с развитием памяти и мышления.

Вот, наконец-то, мы и провели нашего малыша через мир ощущений и восприятий, он уже готов к дальнейшему познанию мира, теперь для всестороннего развития необходимо заняться его памятью и мышлением.

Эксклюзивный материал сайта "www.. Заимствование текста и/или связанных материалов возможно только при наличии прямой и хорошо различимой ссылки на оригинал. Все права защищены.

Демо-версия комплекса

Существует две классификации восприятия. В основе первой лежат различия в анализаторах, играющих в восприятии преобладающую роль. Так выделяют зрительное, слуховое, осязательное, обонятельное, вкусовое, кинестетическое восприятие.

Основой второй классификации являются формы существования материи. Выделяют восприятие пространства времени и движения.

Восприятие пространства это восприятие формы, величины. Взаимного расположения предметов, их рельефа, удаленности и направления. В восприятии пространственных свойств вещей определенную роль играют осязательные и кинестезические ощущения, но основой являются зрительные данные.

В восприятии величины существенную роль играют два механизма: аккомодация и конвергенция. Аккомодация-это изменение преломляющей способности хрусталика путем изменения его кривизны. При восприятии близких предметов форма хрусталика становится более выпуклой, далеких, наоборот, вогнутой. Конвергенция-это сведение зрительных осей на фиксируемом предмете.

Восприятие глубины и удаленности осуществляется благодаря бинакулярности. Несмотря на то, что мы видим обоими глазами, изображение возникает одно, а не два. Это достигается благодаря наличию корреспондирующих точек на сетчатке, то есть точкам на сетчатке одного глаза соответствуют точки на сетчатке другого глаза.

Восприятие направления, в котором находятся объекты, возможно не только с помощью зрительного, но и с помощью слухового, двигательного и обонятельного анализатора.

Восприятие времени-отражение объективной длительности: скорости и последовательности явлений действительности. В основе этого вида восприятия лежит ритмическая смена возбуждения и торможения в ц.н.с. Большое значение имеют так называемые биологические часы-циклические явления-биение сердца, ритм дыхания, сон и бодрствование, появление голода и насыщение. В восприятии времени участвуют кинестезические и слуховые ощущения.

Восприятие времени обусловлено тем содержанием, которое его заполняет. Так, занятые интересной деятельностью, мы не замечаем. Как летит время. Бездельничая, мы, наоборот, не знаем, как убить время. Однако, вспоминая, мы оценим первый промежуток как более длительней. по сравнению со вторым. В этом явлении проявляется закон заполненного временного отрезка. В субъективной оценке времени сказываются и индивидуальные различия: так, одни люди обнаруживают стойкую тенденцию недооценивать, другие - переоценивать время.

Виды восприятия. Восприятие различается по видам в зависимости от преобладаю­щей роли того или иного анализатора в отражательной деятельнос­ти.

Можно говорить о зрительном восприятии (рассматривание карти­ны, скульптуры, выставки), о слуховом восприятии (слушание расс­каза, вокального или инструментального концерта), об осязатель­ном восприятии (отражение предмета, его основных частей путем ощупывания).

Любое восприятие определено деятельностью перцептивной систе­мы, т. е. не одного, а нескольких анализаторов. Значение их мо­жет быть неравнозначно: какой-то из анализаторов является веду­щим, другие дополняют восприятие предмета или явления.

Наблюдаются проявления сложных видов восприятия, если одина­ково интенсивно мобилизуются несколько различных анализаторов. Так, во время телевизионного урока или демонстрации учебных кинофильмов у школьников возникает зрительно-слуховое восприятие.

При выполнении упражнений на уроках физкультуры часто возникают сложные двигательно-зрительные восприятия. Разучивание музыкаль­ных этюдов предполагает формирование слухо-двигательных восприя­тии. В сложных видах восприятия важнейшая роль принадлежит мотори­ке. Восприятие различается по видам также и в зависимости от восп­ринимаемого объекта. Говорят о восприятии пространства, времени, движений, предмета, речи, музыки, восприятии человека челове­ком.

Физиологические основы восприятия. Физиологической основой восприятия является комплексная дея­тельность системы анализаторов. Первичный анализ, который совер­шается в рецепторах, дополняется сложной аналитико-синтетическои деятельностью мозговых звеньев анализаторов.

В восприятии отражаются предметы окружающего мира в сово­купности различных свойств и частей. Взаимодействие системы ана­лизаторов может возникнуть вследствие воздействия комплекса раздражителей различных анализаторов: зрительных, слуховых, мо­торных, осязательных.

Восприятие любого нового предмета совершается на основе имеющихся у человека опыта, знаний. Важную функцию в процессе восприятия человека выполняет вторая сигнальная система. Она же определяет содержание челове­ческого восприятия. Благодаря речевому мышлению восприятие чело­века отличается от восприятия животных. Мышление включается в акт восприятия, речью обозначается предмет восприятия. Вторая сигнальная система делает воспринимаемый предмет словесным сиг­налом, определяет понимание первосигнальных раздражителей, при­дает восприятию человека произвольный характер, связывает восп­риятие с активностью личности.

Таким образом, физиологической основой восприятия являет­ся условнорефлекторная деятельность, обусловливающая целостность и предметность отражаемых явлений. Вторая сигнальная система способствует осознанности и осмысленности отражаемых предметов, и регулирует процесс формирования образов человеческого восприя­тия.

Восприятие объемности и удаленности предметов. При восприятии объемности или глубины предметов основную роль играет бинокулярное зрение (зрительное восприятие двумя глаза­ми).

Монокулярное зрение (смотрение одним глазом) определяет пра­вильную оценку расстояния в очень ограниченных пределах. Эту функцию только в полной мере можно реализовать при би­нокулярном зрении.

При удаленности предметов большое значение в восприятии пространства имеет взаиморасположение светотеней, которое зави­сит от расположения предметов.

В восприятии пространства, в частности в оценке расстояния, играют роль обонятельные и слуховые ощущения. По возникшему за­паху можно, например, определить, что где-то недалеко находится столовая, по звуку шагов – распознать, далеко ли от вас идет че­ловек.

Иллюзии восприятия пространственных свойств предмета. Иногда восприятие предметов бывает ошибочным. Ошибки (иллю­зии) обнаруживаются в деятельности различных анализаторов. В большей мере известны зрительные иллюзии. Так, в белом платье женщина кажется полнее, чем в темной одежде. Ткань в горизон­тальную полоску полнит фигуру, а в вертикальную удлиняет. Зер­кальная стена расширяет помещение, создает иллюзию простора.

Иллюзии имеют самые различные причины: выработанные жизненной практикой приемы зрительного восприятия, особенности зрительного анализатора, изменение условий восприятия, образное предвосхище­ние увиденного, различные дефекты зрения.

Восприятие времени. Восприятие времени – это отражение длительности и последова­тельности явлений или событий. Благодаря восприятию времени от­ражаются изменения, происходящие в окружающем мире.

Физиологической основой процесса восприятия времени, как это экспериментально доказали И.П.Павлов и его последователи, яв­ляются условные рефлексы на время, которые постоянно вырабатыва­ются у человека.

Временные промежутки определяются ритмическими процессами, происходящими в организме человека. Восприятие длительности времени зависит от содержания деятель­ности человека. Время, заполненное интересными, значимыми дела­ми, течет быстро. Если же события неинтересные, малосуществен­ные, время тянется медленно.

На оценке времени сказывается также установка личности. Ожида­ние неприятных событий вызывает восприятие быстро текущего вре­мени. При ожидании приятного кажется, что желанное событие долго не наступает.

При воспоминании прошлого наблюдается иная оценка времени. Время, насыщенное в прошлом переживаниями, деятельностью, вспо­минается как более продолжительное, а длительные периоды жизни, наполненные малоинтересными и однообразными событиями, вспомина­ются как быстро прошедшие.

Особенности слухового восприятие. Слуховое восприятие очень важно для человека, поскольку естественная речь существует именно в звуковой форме. С помощью речевых звуков люди общаются между собой. Кроме того, большое значение человеческой культуре и в жизни каждого человека имеет музыка. С помощью слуха люди получают много другой информации природного и технического происхождения.

Динамика, протяженность во времени – специфический признак слухового образа, звука без длительности не существует. Поэтому слуховое восприятие сукцессивно , то есть развернуто во времени, последовательно.

Слуховой образ, формирующийся при восприятии звучания, включает в себя и собственно звук, и образ объекта – источника звука. Он не так конкретен, как зрительный образ. Звуковые волны содержат полную информацию о пространственном положении и звуковых свойствах объекта. Для естественных звуков источник и объект совпадают, но при звукозаписи они разделены Объект восприятия – звук (например, пение птицы), а источником может быть магнитофон. Но незнакомые звуки должны быть "опредмечены", чтобы с ними можно было иметь дело, т.е. чтобы можно было их понять, запомнить и для чего-либо использовать. Предметная отнесенность звука обеспечивает возможность адекватного представления об окружающей действительности и ориентацию в акустическом пространстве. По уровню искажения предметного содержания образа, возникающего при прослушивании записи, судят о ее качестве и степени искаженности.

У звукового образа, как и у всякого другого, 3 главных функции : когнитивная, коммуникативная и регулятивная.

Когнитивная, то есть познавательная функция состоит в сообщении той или иной информации. Природные звуки для человека, в основном, когнитивны"природа информирует, а не ведет беседы".

Коммуникативная функция звуков состоит в том, что с их помощью люди могут общаться друг с другом. Она особенно важна, так как звуковая речь для человека – основное средство общения. Речевой звук несет не только собственно словесный (вербальный) смысла, но и передает дополнительную информацию с помощью интонации, громкости и т.п.

Регуляторная функция состоит во влиянии звука на настроение, ритма движений и т.п.

Предметность и целостность слухового восприятия. Слуховой поток – последовательность звуков, воспринимаемая как целое, поскольку она имеет внутреннюю согласованность и неразрывность (мелодии, слова, знакомые природные или технические звуки и т.д.). На воспринимаемые характеристики каждого звука влияют предшествующие, совпадающие и последующие звуки. Слуховая система способна решать, какие звуки принадлежат одному источнику, а какие – разным, т.е. различать слуховые потоки. Для разделения звуковой последовательности на потоки требуется время, поскольку сначала все текущие звуки анализируются вместе, пока не наберется информация для альтернативного решения.

Для идентификации звука человек должен быть информирован о том, каким событиям соответствуют звуки. Для незнакомых звуков человек ищет аналоги для опредмечивания и наименования. Для естественных звуков человек ищет эталон-прототип. Адекватное опознание и воспоминание естественных звуков связано с воcстановлением зрительного образа источника и словесного аналога, который зависит от родного языка, так, например, утка говорит русскому "Кря-кря", а англичанину "Дак-дак"

Восприятие звука включает моторный компонент – "пропевание" или "повторение" звуков. При любом слуховом восприятии происходит микронапряжение мышц гортани и языка. Если эти напряжения затруднены, затрудняется и нарушается восприятие звуков.

Восприятие других модальностей. Тактильное восприятие (осязание) происходит при мягком контакте поверхности тела человека с внешними объектами. Максимальную тактильную чувствительность имеют подушечки пальцев и губы. Тактильно может восприниматься размер и форма предмета, а также температура и свойства поверхностей. Может выделяться фигура и фон, строится целостный образ объекта, подобно тому, как это происходит при зрительном восприятии. Тактильное восприятие происходит при активном ощупывании предмета или при "рисовании" заостренным движущимся предметом по поверхности кожи. При этом возможно узнавание весьма сложных конфигураций (букв, предметов и т.п.), если человеку были известны ранее их зрительные аналоги.

Зрение и тактильная чувствительность дают информацию о внешнем пространстве: зрение – в целом, тактильная – о конкретном предмете, вступившем в контакт. Есть перенос опыта между разными рецепторами – в детстве "глаз учится у руки", предметы, которые подробно изучаются сначала тактильно (на ощупь), опознается зрительно гораздо лучше.

Обоняние – восприятие запахов, происходит при контакте молекул вещества со слизистой носа. У человека развито относительно слабо. Каждый из различаемых запахов связывается с его источником, запахи даже не имеют собственных названий, а называются по источникам или вкусовым аналогам (лимонный, цветочный, горьковатый и т.п.). Запахи различаются также по силе. Поворачивая голову в сторону более сильного запаха, человек может определить направление на источник запаха, т.е. локализовать его в пространстве. Запаха не достаточно для построения строго определенного предметного образа, он скорее характеризует фон, но запах (в том числе слабый, сознательно почти не ощущаемый) оказывает большое влияние на эмоциональное состояние человека.

Восприятие сигналов от внутренних органов, интероцепция – в норме на сознательном уровне отсутствует, хотя поток этих сигналов весьма велик, поскольку он обеспечивает регуляцию работы жизненно важных частей организма. Эти сигналы переходят порог только при сбоях и затруднениях в работе органов, о состоянии которых они сигнализируют и субъективно оцениваются как неприятные или болевые. Их источник может быть довольно неопределенным, но всегда локализуется внутри тела человека. Интероцепция вызывает сильные, как правило, отрицательные эмоции и резко снижает чувствительность ко всем иным, особенно внешним, сигналам. Специальная концентрация внимания на интероцепции может обеспечить ее восприятие в норме, но при этом восприятие внешних сигналов неизбежно ослабеет.

Восприятие времени и ритма. Восприятие времени – отражение объективной длительности, скорости и последовательности явлений. В восприятии времени участвуют различные анализаторы, но главным образом кинестетический и слуховой. Восприятие текущего времени происходит благодаря тому, что в организме имеется множество ритмических процессов, своеобразные "биочасы". Их протекание может изменяться под влиянием некоторых химических веществ, а также режима освещения.

Восприятие ритма – восприятие серии сходных объектов как групп стимулов, построенных по одному образцу и повторяющихся в определенной последовательности. Восприятие ритма сопровождается двигательными реакциями, которые воспроизводят его в той или иной форме.

Ритм играет огромную роль в культуре, причем не только в музыке, но и в литературе и в изобразительном искусстве. Один из крупнейших российских антропологов, Я.Я.Рогинский обратил внимание на то, что ритмические рисунки встречаются на самых ранних предметах, изготовленных первобытными людьми. Он считал, что чувство ритма развито у людей больше, чем у каких-либо животных и играет большую роль в происхождении искусства.

Время – одна из основных категорий в физике, но специальные исследования показали, что психологическое время заметно отличается от физического и даже физиологического. Субъективное время дано человеку в переживании. При этом единицы отсчета собственного психологического времени задаются соотношение между воспринимаемыми событиями, а не ходом астрономического времени. Субъективное время протекает неравномерно, оно зависит от психологического состояния воспринимающегося субъекта. Интересная деятельность, наполненная важными и приятными событиями, хорошее настроение субъективно ускоряют время, скучная или бессмысленная, пустая деятельность, фрустрация (тревога, страх), подавленность субъективно замедляют течение времени. В воспоминаниях время течет быстрее, чем в реальной действительности.