Слайд 1

Слайд 2

Слайд 3

Слайд 4

Слайд 5

Слайд 6

Слайд 7

Слайд 8

Слайд 9

Слайд 10

Слайд 11

Слайд 12

Слайд 13

Слайд 14

Слайд 15

Слайд 16

Слайд 17

Слайд 18

Презентацию на тему "Художественный стиль речи" можно скачать абсолютно бесплатно на нашем сайте. Предмет проекта: Русский язык. Красочные слайды и иллюстрации помогут вам заинтересовать своих одноклассников или аудиторию. Для просмотра содержимого воспользуйтесь плеером, или если вы хотите скачать доклад - нажмите на соответствующий текст под плеером. Презентация содержит 18 слайд(ов).

Слайды презентации

Слайд 1

Слайд 2

Художественный стиль - функциональный стиль речи, который применяется в художественной литературе. Текст в этом стиле воздействует на воображение и чувства читателя, передаёт мысли и чувства автора, использует всё богатство лексики, возможности разных стилей, характеризуется образностью, эмоциональностью речи.

Слайд 3

Мир художественной литературы - это "перевоссозданный" мир, изображаемая действительность представляет собой в определенной степени авторский вымысел, а значит, в художественном стиле речи главнейшую роль играет субъективный момент. Вся окружающая действительность представлена через видение автора. Но в художественном тексте мы видим не только мир писателя, но и писателя в

этом мире: его предпочтения, осуждения, восхищение, неприятие и т.п. С этим связаны эмоциональность и экспрессивность, метафоричность, содержательная многоплановость художественного стиля речи.

Слайд 4

Для художественного стиля речи типично внимание к частному и случайному, за которым прослеживается типичное и общее. Вспомните "Мертвые души" Н.В. Гоголя, где каждый из показанных помещиков олицетворял некие конкретные человеческие качества, выражал некоторый тип, а все вместе они являлись "лицом" современной автору России.

Слайд 5

Основой художественного стиля речи является литературный русский язык. Слово выполняет номинативно-изобразительную функцию. Лексический состав в художественном стиле речи имеет свои особенности. В число слов, составляющих основу и создающих образность этого стиля входят образные средства русского литературного языка, а также слова, реализующие в контексте свое значение. Это слова широкой сферы употребления. Узкоспециальные слова используются в незначительной степени, только для создания художественной достоверности при описании определенных сторон жизни.

Слайд 6

В художественном стиле речи очень широко используется речевая многозначность слова, открывающая в нем смыслы и смысловые оттенки, а также синонимия на всех языковых уровнях, благодаря чему появляется возможность подчеркнуть тончайшие оттенки значений. Это объясняется тем, что автор стремится к использованию всех богатств языка, к созданию своего неповторимого языка и стиля, к яркому, выразительному, образному тексту. Автор использует не только лексику литературного языка, но и разнообразные изобразительные средства из разговорной речи и просторечья.

Слайд 7

На первый план в художественном тексте выходят эмоциональность и экспрессивность изображения. Многие слова, которые в научной речи выступают как четко определенные абстрактные понятия, в газетно-публицистической речи - как социально-обобщенные понятия, в художественной речи несут конкретно-чувственные представления. Таким образом, стили являются дополнением друг друга. Например, прилагательное "свинцовый" в научной речи реализует свое прямое значение - "свинцовая руда", "свинцовая, пуля", в художественной образует экспрессивную метафору - "свинцовые тучи", "свинцовая ночь". Поэтому, в художественной речи важную роль играют словосочетания, которые создают некое образное представление.

Слайд 8

Слайд 9

Слайд 10

Слайд 11

Языковые особенности художественного стиля речи

Неоднородность лексического состава: сочетание книжной лексики с разговорной, просторечной, диалектной и т.п. Отцвели разномастные травы. На гребнях никла безрадостная выгоревшая полынь. Ночи истлевали быстро. По ночам на обугленно-черном небе, несчетные, сияли звезды; месяц - казачье солнышко, темнея ущербленной боковиной, светил скупо, бело; просторный Млечный Шлях сплетался с иными звездными путями. Терпкий воздух был густ, ветер сух, полынен; земля, напитанная все той же горечью всесильной полыни, тосковала о прохладе. (М.А.Шолохов)

Слайд 12

Слайд 13

Слайд 14

Слайд 15

5. Большая предпочтительность использования конкретной лексики и меньшая – абстрактной. Сергей толкнул тяжелую дверь. Под его ногой едва слышно всхлипнула ступенька крыльца. Еще два шага – и он уже в саду. Прохладный вечерний воздух был напоен дурманящим ароматом цветущей акации. Где-то в ветвях переливчато и тонко выводил свои трели соловей.

Слайд 16

6. Широкое употребление народно-поэтических слов, эмоциональной и экспрессивной лексики, синонимов, антонимов. Шиповник, наверное, с весны еще пробрался по стволу к молодой осинке, и вот теперь, когда время пришло справлять осинке свои именины, вся она вспыхнула красными благоуханными дикими розами. (М. Пришвин). В Эртелевом переулке помещалось «Новое время». Я сказал «помещалось». Это не то слово. Царило, властвовало. (Г. Иванов)

Слайд 17

7. Глагольное речеведение (писатель называет каждое движение и изменение состояния поэтапно). Григорий спустился к Дону, осторожно перелез через плетень астаховского база, подошел к прикрытому ставнями окну. Он слышал только частые удары сердца…Тихо постучал в переплет рамы… Аксинья молча подошла к окну, всмотрелась. Он увидел, как она прижала к груди руки и услышал сорвавшийся с губ ее невнятный стон. Григорий знаком показал, чтобы она открыла окно, снял винтовку. Аксинья распахнула створки. Он стал на завалинку, голые руки Аксиньи схватили его шею. Они так дрожали и бились на его плечах, эти родные руки, что дрожь их передалась и Григорию. (М.А. Шолохов «Тихий Дон»)

  • Не нужно перегружать слайды Вашего проекта текстовыми блоками, больше иллюстраций и минимум текста позволят лучше донести информацию и привлечь внимание. На слайде должна быть только ключевая информация, остальное лучше рассказать слушателям устно.
  • Текст должен быть хорошо читаемым, иначе аудитория не сможет увидеть подаваемую информацию, будет сильно отвлекаться от рассказа, пытаясь хоть что-то разобрать, или вовсе утратит весь интерес. Для этого нужно правильно подобрать шрифт, учитывая, где и как будет происходить трансляция презентации, а также правильно подобрать сочетание фона и текста.
  • Важно провести репетицию Вашего доклада, продумать, как Вы поздороваетесь с аудиторией, что скажете первым, как закончите презентацию. Все приходит с опытом.
  • Правильно подберите наряд, т.к. одежда докладчика также играет большую роль в восприятии его выступления.
  • Старайтесь говорить уверенно, плавно и связно.
  • Старайтесь получить удовольствие от выступления, тогда Вы сможете быть более непринужденным и будете меньше волноваться.
  • Публицистический стиль. Слова-термины. Применение разговорного языка. Существует 5 функциональных стилей. Официально-деловой стиль. Диалектология. Научный стиль. Разговорный язык. Деловая информация. Разновидности употребления языка. Художественный стиль. Территориальные диалекты. «Общий» разговорный язык. Средство художественной выразительности. Профессионализмы. Просторечия. Свойства разговорного языка.

    «Художественный стиль» - Повторение особых слов и оборотов в начале отрывков, из которых состоит высказывание. Инверсия. Умолчание. Ты в меня! Метафора. Читал Толстого. Многосоюзие. В синем море волны плещут. Параллелизм. В синем небе звезды блещут. Литота. День в тёмную ночь влюблён, В зиму весна влюблена, Жизнь - в смерть… Тропы. Иносказательное изображение отвлеченного понятия с помощью конкретного жизненного образа. Художественный стиль речи.

    «Стили речи» - Проверим свои знания. Стили речи. Стилевые черты. Признаки каждого стиля. Цель. Группы лексики. Цель публицистического стиля. Речевые жанры. Черты публицистического стиля речи. Сообщение, информирование. Сфера употребления. Образность, эмоциональность, конкретность речи. Точность. Языковые средства выражения. Официально – деловая лексика. Языковые средства. Научный стиль. Жанры художественного стиля.

    «Тип речи и стиль текста» - Устная речь. Схема научного стиля речи. Письменная речь. Артисты говорят в гримёрной, твой друг беседует с тобой. Рассказ, сообщение о каком-то событии. Содержание. Повествование. Особенности публицистического стиля речи. Разговорный стиль. Объекты описания в зависимости от ситуации и целей. Официально – деловой стиль речи. Рассуждение и его характерные особенности. Характеристики устной речи. Стилистический эксперимент.

    «Официально-деловой стиль» - Доверенность. Поурочное планирование курса. Наименование предприятия. Основные структурные компоненты автобиографии. Реферат. Причина выбора конкретной темы. Деловое письмо. Образец. Анализ литературы. Заявление. Сферы использования. Делаются обобщения. Жанры научного стиля. Форма апелляции. Ожидаемые результаты. Расположение частей заявления. Жанры официально-делового стиля. Основная часть. Расположение частей доверенности.

    «Стили русской речи» - Речевые жанры. Публицистический стиль. Научные статьи. Сообщение. Основная функция. Официально-деловой стиль. Типы текста. Стили речи. Цель и основная функция. Типы речи. Сфера научного общения. Цель и основная функция. Тип текста определить нельзя-это особый способ повествования. Разговорный стиль. Все типы текста. Стилевые черты и языковые средства. Цель. Логичность. Главная форма мысли. Императивность.

    Cлайд 1

    Cлайд 2

    Цели урока: повторить ранее изученные стили речи; выявить особенности художественного стиля на примере рассказа И. Бунина «Роман горбуна» ; совершенствовать навыки анализа текста художественного стиля.

    Cлайд 3

    Cлайд 4

    План характе-ристики стиля Разговор ный Научный Офиц.-деловой Публицис- тический Художественный Цель высказы-вания Сфера применения - в устной речи в письм. речи Средства языка, характер- ные для стиля Общение, обмен мыслями Беседа в неофициальной обстановке Дружеские письма, послания Разговорная лексика и фразеология, восклицательные предложения, эмоциональ-ность Сообщение, передача научной информации Уроки, лекции, доклады Учебники, словари, энциклопедии, научные и научно-популярные книги Термины, отсутствие образных средств языка, эмоциональности речи Сообщение, передача деловой информации Объявления (радио, телевидение) Законы, документы Сжатость, компактность изложения, употребление слов в прямом значении, точность сообщения Воздействие на слушателей или читателей Выступления на митингах, собраниях Статьи в газетах, журналах Экономия языковых средств, лаконичность изложения, использ. слов в прям. значении, наличие оборотов-клише

    Cлайд 5

    Горбун получил анонимное любовное письмо, приглашение на свидание: «Будьте в субботу пятого апреля, в семь часов вечера, в сквере на Соборной площади. Я молода, богата, свободна и - к чему скрывать! - давно знаю, давно люблю ваш гордый и печальный взор, ваш благородный, умный лоб, ваше одиночество... Я хочу надеяться, что и Вы найдете, быть может, во мне душу, родную Вам... Мои приметы: серый английский костюм, в левой руке шелковый лиловый зонтик, в правой - букетик фиалок...» оцепенел на месте: навстречу ему, в розовом свете весенней зари, важными и длинными шагами шла в сером костюме и хорошенькой шляпке, похожей на мужскую, с зонтиком в левой руке и с фиалками в правой, - горбунья. Беспощаден кто-то к человеку! 1930 Как он был потрясен, как ждал субботы: первое любовное письмо за всю жизнь! В субботу он сходил к парикмахеру, купил (сиреневые) перчатки, новый (серый с красной искрой, под цвет костюму) галстук; дома, наряжаясь перед зеркалом, без конца перевязывал этот галстук своими длинными, тонкими пальцами, холодными и дрожащими: на щеках его, под тонкой кожей, разлился красивый, пятнистый румянец, прекрасные глаза потемнели... Потом, наряженный, он сел в кресло, - как гость, как чужой в своей собственной квартире, - и стал ждать рокового часа. Наконец в столовой важно, грозно пробило шесть с половиной. Он содрогнулся, поднялся, сдержанно, не спеша надел в прихожей весеннюю шляпу, взял трость и медленно вышел. Но на улице уже не мог владеть собой - зашагал своими длинными и тонкими ногами быстрее, со всей вызывающей важностью, присущей горбуну, но объятый тем блаженным страхом, с которым всегда предвкушаем мы счастье. Когда же быстро вошел в сквер возле собора, вдруг. . .

    Cлайд 6

    Схема комплексного анализа текста. Основная тема текста. Главная идея текста. В каком предложении она заключена? Стиль, тип речи. Структура текста, композиционные части. Проанализировать художественные средства выразительности. Синтаксические фигуры текста. 7. Орфографическая и пунктуационная работа.

    Cлайд 7

    Горбун получил анонимное любовное письмо, приглашение на свидание: «Будьте в субботу пятого апреля, в семь часов вечера, в сквере на Соборной площади. Я молода, богата, свободна и - к чему скрывать! - давно знаю, давно люблю наш гордый и печальный взор, ваш благородный, умный лоб, ваше одиночество... Я хочу надеяться, что и Вы найдете, быть может, во мне душу, родную Вам... Мои приметы: серый английский костюм, в левой руке шелковый лиловый зонтик, в правой - букетик фиалок...» Как он был потрясен, как ждал субботы: первое любовное письмо за всю жизнь! В субботу он сходил к парикмахеру, купил (сиреневые) перчатки, новый (серый с красной искрой, под цвет костюму) галстук; дома, наряжаясь перед зеркалом, без конца перевязывал этот галстук своими длинными, тонкими пальцами, холодными и дрожащими: на щеках его, под тонкой кожей, разлился красивый, пятнистый румянец, прекрасные глаза потемнели... Потом, наряженный, он сел в кресло, - как гость, как чужой в своей собственной квартире, - и стал ждать рокового часа. Наконец в столовой важно, грозно пробило шесть с половиной. Он содрогнулся, поднялся, сдержанно, не спеша надел в прихожей весеннюю шляпу, взял трость и медленно вышел. Но на улице уже не мог владеть собой - зашагал своими длинными и тонкими ногами быстрее, со всей вызывающей важностью, присущей горбуну, но объятый тем блаженным страхом, с которым всегда предвкушаем мы счастье. Когда же быстро вошел в сквер возле собора, вдруг оцепенел на месте: навстречу ему, в розовом свете весенней зари, важными и длинными шагами шла в сером костюме и хорошенькой шляпке, похожей на мужскую, с зонтиком в левой руке и с фиалками в правой, - горбунья. Беспощаден кто-то к человеку! 1930

    Cлайд 8

    1 2 4 3 1). Г...рбун получил …нонимное любовное письмо, приглашение на свидание. 2).«Будьте в субботу пятого апреля, в семь часов вечера, в сквере на Соборной площади. 3). Я молода, богата, свободна и - к чему скрывать! - давно знаю, давно люблю ваш гордый и печальный взор, ваш благ…родный, умный лоб, ваше одиночество... 4). Я хочу надеяться, что и Вы найдете быть может во мне душу, родную Вам... 5). Мои приметы: серый английский костюм, в левой руке ш…лковый лиловый зонтик, в правой - букетик фиалок...» 6). Как он был потр…сен, как ждал суб…оты: первое любовное письмо за всю жизнь! 7). В суб…оту он сходил к пари…ахеру, купил (сиреневые) перчатки, новый (серый с красной искрой, под цвет костюму) галстук; дома, нар…жаясь перед зеркалом, без конца перевязывал этот галстук своими дли….ыми, тонкими пальцами, холодными и др…жащими: на щеках его, под тонкой кожей, разлился красивый, пятнистый румянец, прекрасные глаза потемнели... 8). Потом, наряже…ый, он сел в кресло, - как гость, как чужой в своей собственной квартире, - и стал ждать рокового часа. 9). Наконец в столовой важно, грозно пробило шесть с половиной. 10). Он содрогнулся, поднялся, сдержанно, не спеша надел в прихожей весеннюю шляпу, взял трость и медленно вышел. 11). Но на улице уже не мог владеть собой - зашагал своими длинными и тонкими ногами быстрее, со всей вызывающей важностью, присущей горбуну, но объятый тем блаженным страхом, с которым всегда предвкушаем мы счастье. 12). Когда же быстро вошел в сквер возле собора, вдруг оцепенел на месте: навстречу ему, в розовом свете весенней зари, важными и длинными шагами шла в сером костюме и хорошенькой шляпке, похожей на мужскую, с зонтиком в левой руке и с фиалками в правой, - горбунья. 13). Беспощаден кто-то к человеку! 1930

    Cлайд 9

    2 1 3 1. Разбор слова по составу Дрожащими 2. Фонетический разбор месте, м е с т е, 3. Морфологический разбор В сквер – I. существительное, (что?) II. Морфологические признаки 1. Н. ф.- 2. Постоянные признаки: собств. или нар., одуш. или неодуш., род, склонение. 3. Непостоянные признаки: падеж, число. III. Вошёл (куда?) в сквер.

    Cлайд 10

    4 4. Синтаксический разбор Беспощаден кто-то к человеку! План характеристики предложения 1. По цели высказывания данное предложение: а) повествовательное б) побудительное в) вопросительное 2. По эмоциональной окраске: а) восклицательное б) невосклицательное 3. По наличию грамматических основ: а) простое б) сложное 4. По наличию главных членов: а) односоставное б) двусоставное 5. По наличию второстепенных членов предложения: а) распространённое б) нераспространённое 6. Чем осложнено? 7. Начертить схему, если предложение осложнено.

    Cлайд 11

    План характе-ристики стиля Разговор ный Научный Офиц.-деловой Публицис тический Художественный Цель высказы-вания Сфера применения - в устной речи в письм. речи Средства языка, характер- ные для стиля Общение, обмен мыслями Сообщение, передача научной информации Сообщение, передача деловой информации Воздействие на слушателей или читателей Беседа в неофициальной обстановке Дружеские письма, послания Уроки, лекции, доклады Учебники, словари, энциклопедии, научные и научно-популярные книги Объявления (радио, телевидение) Законы, документы, объявления Выступления на митингах, собраниях Статьи в газетах, журналах Разговорная лексика и фразеология, восклицательные предложения, эмоциональность Термины, отсутствие образных средств языка, эмоциональности речи Сжатость, компактность изложения, употребление слов в прямом значении, точность сообщения Экономия языковых средств, лаконичность изложения, использование слов в прямом значении, наличие оборотов-клише Воздействие на слушателей или читателей произведения Произведения устного народного творчества Произведения художественной литературы Изобразительно-выразительные средства языка: эпитеты, метафоры, сравнения, восклицания, индивидуально-авторский стиль

    Cлайд 12

    Используя схему комплексного анализа текста, сделать анализ любимого стихотворения. Домашнее задание

    Ширина блока px

    Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт

    Подписи к слайдам:

    УРОК РАЗВИТИЯ РЕЧИ С ЭЛЕМЕНТАМИ ИНТЕГРАЦИИ НА ТЕМУ: «ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ СТИЛЬ РЕЧИ. ИСКУССТВО ОБРАЗНОЙ РЕЧИ»

    • Язык неистощим в соединении слов.
    • А. Пушкин.
    • Выполнила: преподаватель русского языка и литературы «ВТЖТиК Якубовская Л.И.
    Художественный стиль - функциональный стиль речи, который применяется в художественной литературе. Текст в этом стиле воздействует на воображение и чувства читателя, передаёт мысли и чувства автора, использует всё богатство лексики, возможности разных стилей, характеризуется образностью, эмоциональностью речи.
    • Художественный стиль - функциональный стиль речи, который применяется в художественной литературе. Текст в этом стиле воздействует на воображение и чувства читателя, передаёт мысли и чувства автора, использует всё богатство лексики, возможности разных стилей, характеризуется образностью, эмоциональностью речи.
    Мир художественной литературы - это "перевоссозданный" мир, изображаемая действительность представляет собой в определенной степени авторский вымысел, а значит, в художественном стиле речи главнейшую роль играет субъективный момент. Вся окружающая действительность представлена через видение автора. Но в художественном тексте мы видим не только мир писателя, но и писателя в
    • Мир художественной литературы - это "перевоссозданный" мир, изображаемая действительность представляет собой в определенной степени авторский вымысел, а значит, в художественном стиле речи главнейшую роль играет субъективный момент. Вся окружающая действительность представлена через видение автора. Но в художественном тексте мы видим не только мир писателя, но и писателя в
    • этом мире: его предпочтения, осуждения, восхищение, неприятие и т.п. С этим связаны эмоциональность и экспрессивность, метафоричность, содержательная многоплановость художественного стиля речи.
    Для художественного стиля речи типично внимание к частному и случайному, за которым прослеживается типичное и общее. Вспомните "Мертвые души" Н.В. Гоголя, где каждый из показанных помещиков олицетворял некие конкретные человеческие качества, выражал некоторый тип, а все вместе они являлись "лицом" современной автору России.
    • Для художественного стиля речи типично внимание к частному и случайному, за которым прослеживается типичное и общее. Вспомните "Мертвые души" Н.В. Гоголя, где каждый из показанных помещиков олицетворял некие конкретные человеческие качества, выражал некоторый тип, а все вместе они являлись "лицом" современной автору России.
    • Произведения Пушкина гениальны не только как творения литературы, но и как творения языка, искусства слова. Глубоко постигнув дух национального русского языка, Пушкин установил новые принципы соединения слов.
    • Зима!..Крестьянин, торжествуя
    • На дровнях обновляет путь…
    Основой художественного стиля речи является литературный русский язык. Слово выполняет номинативно-изобразительную функцию.
    • Основой художественного стиля речи является литературный русский язык. Слово выполняет номинативно-изобразительную функцию.
    • Лексический состав в художественном стиле речи имеет свои особенности. В число слов, составляющих основу и создающих образность этого стиля входят образные средства русского литературного языка, а также слова, реализующие в контексте свое значение. Это слова широкой сферы употребления. Узкоспециальные слова используются в незначительной степени, только для создания художественной достоверности при описании определенных сторон жизни.
    В художественном стиле речи очень широко используется речевая многозначность слова, открывающая в нем смыслы и смысловые оттенки, а также синонимия на всех языковых уровнях, благодаря чему появляется возможность подчеркнуть тончайшие оттенки значений. Это объясняется тем, что автор стремится к использованию всех богатств языка, к созданию своего неповторимого языка и стиля, к яркому, выразительному, образному тексту. Автор использует не только лексику литературного языка, но и разнообразные изобразительные средства из разговорной речи и просторечья.
    • В художественном стиле речи очень широко используется речевая многозначность слова, открывающая в нем смыслы и смысловые оттенки, а также синонимия на всех языковых уровнях, благодаря чему появляется возможность подчеркнуть тончайшие оттенки значений. Это объясняется тем, что автор стремится к использованию всех богатств языка, к созданию своего неповторимого языка и стиля, к яркому, выразительному, образному тексту. Автор использует не только лексику литературного языка, но и разнообразные изобразительные средства из разговорной речи и просторечья.
    • метафора
    • ирония
    • эпитет
    • Аллего-
    • синекдоха
    • Олицет-
    • ворение
    • литота
    • гипербола
    • сравне-ние
    Для художественной речи, особенно поэтической, характерна инверсия, т.е. изменение обычного порядка слов в предложении с целью усиления смысловой значимости слова или придания всей фразе особой стилистической окраски.
    • Для художественной речи, особенно поэтической, характерна инверсия, т.е. изменение обычного порядка слов в предложении с целью усиления смысловой значимости слова или придания всей фразе особой стилистической окраски.
    Синтаксический строй художественной речи отражает поток образно-эмоциональных авторских впечатлений, поэтому здесь можно встретить все разнообразие синтаксических структур. Каждый автор подчиняет языковые средства выполнению своих идейно-эстетических задач.
    • Синтаксический строй художественной речи отражает поток образно-эмоциональных авторских впечатлений, поэтому здесь можно встретить все разнообразие синтаксических структур. Каждый автор подчиняет языковые средства выполнению своих идейно-эстетических задач.
    В художественной речи возможны и отклонения от структурных норм для выделения автором какой-нибудь мысли, черты, важных для смысла произведения. Они могут выражаться в нарушении фонетических, лексических, морфологических и других норм.
    • В художественной речи возможны и отклонения от структурных норм для выделения автором какой-нибудь мысли, черты, важных для смысла произведения. Они могут выражаться в нарушении фонетических, лексических, морфологических и других норм.
    Использование различных выразительных средств в конкретных предложениях
    • Неоднородность лексического состава: сочетание книжной лексики с разговорной, просторечной, диалектной и т.п.
    • Отцвели разномастные травы. На гребнях никла безрадостная выгоревшая полынь. Ночи истлевали быстро. По ночам на обугленно-черном небе, несчетные, сияли звезды; месяц - казачье солнышко, темнея ущербленной боковиной, светил скупо, бело; просторный Млечный Шлях сплетался с иными звездными путями. Терпкий воздух был густ, ветер сух, полынен; земля, напитанная все той же горечью всесильной полыни, тосковала о прохладе. (М.А.Шолохов)
    Словарный диктант
    • Метафора - употребление слова или выражения в переносном смысле на основе сходства двух предметов или явлений
    • Сравнение - сопоставление двух явлений с тем, что бы пояснить одно из них при помощи другого.
    • Эпитет - образное определение.
    • Метонимия - троп, состоящий в том, что вместо названия одного предмета даётся название другого.
    • Гипербола - образное выражение, содержащее непомерное преувеличение силы, размера, значения какого – либо явления.
    • Литота – троп, содержащий непомерное преуменьшение предмета, силы, значения какого – либо явления.
    • Ирония – троп, состоящий в употреблении слова в смысле обратном буквальному
    • Аллегория - выражения отвлеченного понятия или идеи в конкретном художественном образе
    • Олицетворение - троп, состоящий в перенесении свойств человека на неодушевлённые предметы и отвлечённые понятия.
    • Перифаза - троп, состоящий в замене обычного однословного названия какого – либо предмета описательным выражением
    • Анафора – повторение отдельных слов или оборотов в начале предложения
    • Эпифора – повторение слов или выражения в конце соседних, смежных предложений
    • Градация - такое расположение слов, при котором каждое последующее содержит усиливающее значение.
    • Инверсия - особое расположение слов, нарушающее обычный порядок.
    Примеры из художественных произведений тропов и стилистических фигур.
    • Метафоры
    • … ветренное племя
    • Растёт, волнуется, кипит
    • И к гробу прадедов теснит.
    • (А.С. Пушкин, «Евгений Онегин»)
    • Сравнение.
    • И вы подобно так падёте,
    • Как с древ упавший лист падёт!
    • И вы подобно так умрёте,
    • Как ваш последний раб умрёт.
    • (Г.Р. Державин, «Властителям и судиям»)
    • Эпитеты
    • Здесь тёмный дуб и ясень изумрудный,
    • А там лазури тающая нежность…
    • Как будто из действительности чудной
    • Уносишься в волшебную безбрежность.
    • (А,А. Фет, «Горное ущелье»)
    • Метонимии
    • Такой нам надобен язык, как был у греков
    • Какой у римлян был и, следуя в том им,
    • Как ныне говорит Италии и Рим.
    • (А. Сумароков)
    • Синекдоха.
    • И слышно было до рассвета,
    • Как ликовал француз…
    • (М.Ю. Лермонтов, «Бородино»)
    • Гипербола
    • «В одном месте дожди пролились, так что река, которую за сутки раньше заяц проплывал, вздулась и на десять вёрст разлилась».
    • (М.Е Салтыков – Щедрин «Самоотверженный заяц»).
    • Аллегория
    • В те дни, в таинственных долинах,
    • Весной при криках лебединых,
    • Близ вод, сиявших в тишине,
    • Являться муза стала мне.
    • (А,С. Пушкин, «Евгений Онегин»)
    • Анафора
    • Ты и убогая,
    • Ты и обильная,
    • Ты и могучая,
    • Ты и бессильная…
    • (Н,А. Некрасов, «Кому на Руси жить хорошо»)
    • Градация
    • Пусть громы небо потрясают,
    • Злодеи слабых угнетают,
    • Безумцы хвалят разум свой!
    • Мой друг! Мы не тому виной.
    • (Н.М. Карамзин)
    Инверсии
    • Инверсии
    • Ни полный гордого доверия покой,
    • Ни тёмной старины заветные преданья
    • Не шевелят во мне отрадного мечтанья.
    • (М.Ю. Лермонтов, «Родина»)
    • Рефрен
    • Солнца луч промеж лип был и жгуч, и высок,
    • Пред скамьей ты чертила блестящий песок,
    • Я мечтам золотым отдавался вполне, -
    • Ничего ты на все не ответила.
    • Я давно угадал, что мы сердцем родня,
    • Что ты счастье своё отдал за меня,
    • Я рвался, я твердил не нашей вине, -
    • Ничего ты на все не ответил мне.
    • (А.А. Фет, «Солнца луч промеж лип был и жгуч, и высок…)
    • Антитеза
    • И невозможное возможно,
    • Дорога долгая легка,
    • Куда блеснет в дали дорожной
    • Мгновенный взор издалека…
    • (А. Блок, «Россия»)
    2. Использование всех пластов русской лексики в целях реализации эстетической функции.
    • 2. Использование всех пластов русской лексики в целях реализации эстетической функции.
    • Дарья нам минуту замешкалась и отказала:
    • - Нет, нет, я одна. Туды я одна.
    • Куда «туды» - она и близко не знала и, выйдя за ворота, направилась к Ангаре. (В. Распутин)
    3. Активность многозначных слов всех стилевых разновидностей речи.
    • 3. Активность многозначных слов всех стилевых разновидностей речи.
    • Бурлит река вся в кружеве белой пены.
    • На бархате лугов алеют маки.
    • На рассвете родился мороз.
    • (М. Пришвин).
    4. Воплощение образной мысли автора
    • 4. Воплощение образной мысли автора
    • Я мечтою ловил уходящие тени,
    • Уходящие тени погасавшего дня.
    • Я на башню всходил. И дрожали ступени.
    • И дрожали ступени под ногой у меня
    • (К. Бальмонт)
    5. Большая предпочтительность использования конкретной лексики и меньшая – абстрактной.
    • 5. Большая предпочтительность использования конкретной лексики и меньшая – абстрактной.
    • Сергей толкнул тяжелую дверь. Под его ногой едва слышно всхлипнула ступенька крыльца. Еще два шага – и он уже в саду.
    • Прохладный вечерний воздух был напоен дурманящим ароматом цветущей акации. Где-то в ветвях переливчато и тонко выводил свои трели соловей.
    6. Широкое употребление народно-поэтических слов, эмоциональной и экспрессивной лексики, синонимов, антонимов.
    • 6. Широкое употребление народно-поэтических слов, эмоциональной и экспрессивной лексики, синонимов, антонимов.
    • Шиповник, наверное, с весны еще пробрался по стволу к молодой осинке, и вот теперь, когда время пришло справлять осинке свои именины, вся она вспыхнула красными благоуханными дикими розами. (М. Пришвин).
    • В Эртелевом переулке помещалось «Новое время». Я сказал «помещалось». Это не то слово. Царило, властвовало. (Г. Иванов)
    7. Глагольное речеведение (писатель называет каждое движение и изменение состояния поэтапно).
    • 7. Глагольное речеведение (писатель называет каждое движение и изменение состояния поэтапно).
    • Григорий спустился к Дону, осторожно перелез через плетень астаховского база, подошел к прикрытому ставнями окну. Он слышал только частые удары сердца…Тихо постучал в переплет рамы… Аксинья молча подошла к окну, всмотрелась. Он увидел, как она прижала к груди руки и услышал сорвавшийся с губ ее невнятный стон. Григорий знаком показал, чтобы она открыла окно, снял винтовку. Аксинья распахнула створки. Он стал на завалинку, голые руки Аксиньи схватили его шею. Они так дрожали и бились на его плечах, эти родные руки, что дрожь их передалась и Григорию. (М.А. Шолохов «Тихий Дон»)
    • Спасибо за внимание!

    План работы:

    • понятие о художественном стиле речи;
    • его особенности;
    • свойства художественного стиля речи;
    • тропы и стилистические фигуры;
    • этапы анализа художественного текста.

    Функциональные стили речи

    Разговорный

    Художественный

    Научный

    Официально-деловой

    Публицистический


    Понятие о художественном стиле речи и его особенности

    Художественный стиль - функциональный стиль речи, который применяется в художественной литературе . Текст в этом стиле воздействует на воображение и чувства читателя, передаёт мысли и чувства автора, использует всё богатство лексики, возможности разных стилей, характеризуется образностью, эмоциональностью речи.

    Художественная литература - вид искусства , использующий в качестве единственного материала слова и конструкции естественного языка .


    Сфера употребления данного стиля речи:

    язык писателя, поэта;

    Задачи речи:

    эстетическая;

    создание художественных, поэтических образов;

    эмоциональное воздействие на человека, на его мысли и чувства;

    экспрессивность.



    Общие признаки:

    • образность, эмоциональность, оценочность, обоснованность, конкретность, страстность, общедоступность;
    • широкое использование тропов (изобразительно-выразительных средств);
    • использование средств других стилей

    (особенно разговорного).


    Лексические особенности:

    1. средства художественной выразительности (тропы): сравнения, метафоры, эпитеты, гиперболы, литоты, олицетворения, метонимия, синекдоха и др.;

    2. лексика публицистического стиля;

    3. диалектная лексика;

    4. слова высокого стиля;

    5. профессионально-деловые обороты речи.

    великолепное

    зеркало озера


    Синтаксические особенности:

    1. использование простых предложений, осложнённых предложений, сложных предложений, сложных синтаксических конструкций;

    2. обращения, вводные слова, междометия и др.;

    3. диалог, прямая речь.


    Форма и вид речи – письменная; монолог, диалог. Полилог.

    Сфера общения – словесно-художественное творчество.

    Функция – воздействие, единство коммуникативной и эстетической функций.

    Жанры – роман, повесть, рассказ, драма, трагедия, сказка и др.

    Особенности стиля – широкое использование средств других стилей и средств нелитературных (просторечия, диалекты, жаргонные слова); широкое применение экспрессивных и изобразительных средств языка; поэтический синтаксис; индивидуализация стиля (стиль писателя).

    Языковые средства – лексика эмоционально-экспрессивная и разговорная, просторечная, жаргонная; широкое употребление тропов и стилистических фигур: эпитеты, сравнения, метафоры, анафоры, антитезы, риторические вопросы, инверсии и др.


    Главная функция художественного стиля – ЭСТЕТИЧЕСКАЯ (создание образов, вызывающих эмоциональный отклик, эстетическое наслаждение, сопереживание)

    Художественный стиль – ключ к душе человека


    Тропы и стилистические фигуры

    риторическое обращение

    риторический вопрос

    анафора

    эпифора

    антитеза

    оксюморон

    градация

    эллипсис

    умолчание

    парцелляция

    эпитет

    метафора

    метонимия

    синекдоха

    сравнение

    гипербола

    литота

    ирония

    олицетворение

    аллегория

    перифраз


    Эпитет –

    оценочное, образное определение, выражающее отношение автора или героя:

    Твоих задумчивых ночей п розрачны й сумрак…

    (А. Пушкин)

    Метафора –

    • троп, в котором употребляются слова и выражения в переносном значении на основе аналогии сходства, сравнения (скрытое сравнение):

    И тьмой , и холодом объята душа усталая моя.

    (М. Лермонтов)


    МЕТОНИМИЯ –

    • троп, в основе которого замена одного слова другим, смежным по значению. В метонимии явление или предмет обозначаются с помощью других слов или понятий, при этом сохраняются их признаки или связи:

    Шипенье пенистых бокалов и пунша пламень голубой ….

    (А. Пушкин)


    СИНЕКДОХА –

    • один из видов метонимии, в основе которого – перенесение значения с одного предмета на другой по признаку количественного соотношения между

    ними:

    И слышно было до рассвета, как ликовал француз . (М. Лермонтов)


    Сравнение –

    • троп, в котором одно явление или понятие объясняется посредством сопоставления его с другим. Обычно при этом используются сравнительные союзы(как, будто, точно, словно, как будто):

    Анчар, как грозный часовой , стоит – один во всей вселенной.

    (А. Пушкин)


    ГИПЕРБОЛА –

    • троп, основанный на чрезмерном преувеличении тех или иных свойств изображаемого предмета или явления:

    По неделе ни слова ни с кем не скажу , все на камне у моря сижу. (А. Ахматова)

    ЛИТОТА –

    троп, противоположный гиперболе, художественное преуменьшение:

    Ваш шпиц, прелестный шпиц,– не более напёрстка .

    (А. Грибоедов)


    ИРОНИЯ –

    прием осмеяния, содержащий в себе оценку того, что осмеивается. В иронии всегда есть двойной смысл, где истинным является не прямо высказанное, а подразумеваемое.

    Отколе, умная , бредешь ты, голова ? (И. Крылов)


    АЛЛЕГОРИЯ –

    троп, основанный на замене абстрактного понятия или мысли конкретным изображением предмета или явления действительности. Например, в начале «Божественной комедии» Данте встречает в лесу трех зверей – пантеру, льва и волчицу, которые являются аллегорией человеческих страстей: сладострастия, гордыни и алчности.


    ПЕРИФРАЗ –

    • троп, в котором прямое название предмета, человека, явления заменяется описательным выражением, в котором указаны признаки не названного прямо предмета, лица, явления:

    Солнце русской поэзии – Пушкин.

    Царь зверей – лев.


    Стилистические фигуры – это особые стилистические обороты. Суть их состоит в особом синтаксическом построении речи.

    А вы, надменные потомки … (М. Лермонтов)


    РИТОРИЧЕСКИЙ ВОПРОС –

    такое построение речи, при котором утверждение высказывается в форме вопроса:

    И над отечеством свободы просвещенной

    Взойдет ли наконец прекрасная заря?

    (А. Пушкин)


    АНАФОРА –

    Единоначатие:

    Словно клянете вы дни без просвета,

    Словно пугают вас ноченьки хмурые…

    (А. Апухтин)

    ЭПИФОРА –

    повтор в конце фразы, предложения, строки, строфы:

    Милый друг, и в этом тихом доме

    Лихорадка бьет меня.

    Не найти мне места в тихом доме

    Возле мирного огня. (А. Блок)


    АНТИТЕЗА –

    противопоставление:

    И день и час , и письменно и устно ,

    За правду да и нет

    (М. Цветаева)

    ОКСЮМОРОН –

    соединение логически несовместимых понятий:

    « Живой труп », « Мёртвые души ».


    ГРАДАЦИЯ –

    • группировка однородных членов предложения в определенном порядке: по принципу нарастания или ослабления эмоционально-смысловой значимости:

    Не жалею, не зову, не плачу

    (С. Есенин)

    ЭЛЛИПСИС –

    пропуск в речи какого-нибудь легко подразумеваемого слова, члена предложения, чаще всего сказуемого:

    Богаты мы, едва ли с колыбели , ошибками отцов

    (М. Лермонтов)


    ПАРЦЕЛЛЯЦИЯ –

    расчленение конструкции:

    Любить Родину – значит жить с ней одной жизнью. Радоваться, когда у нее праздник. Страдать, когда Родине тяжело.


    ЭТАПЫ АНАЛИЗА художественного текста:

    • выразительное чтение текста;
    • идейно-содержательный анализ (тема, идея текста);
    • анализ изобразительно-выразительных средств на различных уровнях языка;
    • выражение своего отношения к тексту.

    Работа с упр. 115

    Работа с упр. 120


    Упр. 121, подобрать

    текст художественного