– физико-химическое или химическое взаимодействие между металлом (сплавом) и средой, приводящее к ухудшению функциональных свойств металла (сплава), среды или включающей их технической системы.

Слово коррозия происходит от латинского «corrodo» – «грызу» (позднелатинское «corrosio» означает «разъедание»).

Коррозия вызывается химической реакцией металла с веществами окружающей среды, протекающей на границе металла и среды. Чаще всего это окисление металла, например, кислородом воздуха или кислотами, содержащимися в растворах, с которыми контактирует металл. Особенно подвержены этому металлы, расположенные в ряду напряжений (ряду активности) левее водорода, в том числе железо.

В результате коррозии железо ржавеет. Этот процесс очень сложен и включает несколько стадий. Его можно описать суммарным уравнением:

Fe + 6 H 2 O (влага) + 3 O 2 (воздух) = 4 Fe (OH ) 3

Гидроксид железа(

III ) очень неустойчив, быстро теряет воду и превращается в оксид железа(III ). Это соединение не защищает поверхность железа от дальнейшего окисления. В результате железный предмет может быть полностью разрушен.

Многие металлы, в том числе и довольно активные (например, алюминий) при коррозии покрываются плотной, хорошо скрепленной с металлами оксидной пленкой, которая не позволяет окислителям проникнуть в более глубокие слои и потому предохраняет металл от коррозии. При удалении этой пленки металл начинает взаимодействовать с влагой и кислородом воздуха.

Алюминий в обычных условиях устойчив к воздействию воздуха и воды, даже кипящей, однако если на поверхность алюминия нанести ртуть, то образующаяся амальгама разрушает оксидную пленку – выталкивает ее с поверхности, и металл быстро превращается в белые хлопья метагидроксида алюминия:

4Al + 2H 2 O + 3O 2 = 4AlO(OH) Амальгамированный алюминий взаимодействует с водой с выделением водорода: Al + 4 H 2 O = 2 AlO (OH ) + 3 H 2

Коррозии подвергаются и некоторые довольно мало активные металлы. Во влажном воздухе поверхность меди покрывается зеленоватым налетом (патиной) в результате образования смеси основных солей.

Иногда при коррозии металлов происходит не окисление, а восстановление некоторых элементов, содержащихся в сплавах. Например, при высоких давлениях и температурах карбиды, содержащиеся в сталях, восстанавливаются водородом.

Разрушение металлов в присутствии водорода обнаружили в середине девятнадцатого века. Французский инженер Сент Клэр Девиль изучал причины неожиданных разрывов орудийных стволов. При их химическом анализе он нашел в металле водород. Девиль решил, что именно водородное насыщение явилось причиной внезапного падения прочности стали.

Много хлопот доставил водород конструкторам оборудования для одного из важнейших промышленных химических процессов – синтеза аммиака. Первые аппараты для этого синтеза служили лишь десятки часов, а затем разлетались на мелкие части. Только добавление в сталь титана, ванадия или молибдена помогло решить эту проблему.

К коррозии металлов можно отнести также их растворение в жидких расплавленных металлах (натрий, свинец, висмут), которые используются, в частности, в качестве теплоносителей в ядерных реакторах.

По стехиометрии реакции, описывающие коррозию металлов, довольно просты, однако по механизму они относятся к сложным гетерогенным процессам. Механизм коррозии определяется, прежде всего, типом агрессивной среды.

При контакте металлического материала с химически активным газом на его поверхности появляется пленка продуктов реакции. Она препятствует дальнейшему контакту металла и газа. Если сквозь эту пленку происходит встречная диффузия реагирующих веществ, то реакция продолжается. Процесс облегчается при высоких температурах. В ходе коррозии пленка продукта непрерывно утолщается, а металл разрушается. Большие убытки от газовой коррозии терпит металлургия и другие отрасли промышленности, где используются высокие температуры.

Наиболее распространена коррозия в средах электролитов. В некоторых технологических процессах металлы контактируют с расплавами электролитов. Однако чаще всего коррозия протекает в растворах электролитов. Металл не обязательно должен быть полностью погружен в жидкость. Растворы электролитов могут находиться в виде тонкой пленки на поверхности металла. Они нередко пропитывают окружающую металл среду (почву, бетон и др.).

Во время строительства метромоста и станции «Ленинские горы» в Москве в бетон добавляли большое количество хлорида натрия, чтобы не допустить замерзания еще не схватившегося бетона. Станция была сооружена в кратчайшие сроки (всего за 15 месяцев) и открыта 12 января 1959. Однако присутствие хлорида натрия в бетоне вызвало разрушение стальной арматуры. Коррозии оказались подвергнуты 60% железобетонных конструкций, поэтому станция была закрыта на реконструкцию, продолжавшуюся почти 10 лет. Лишь 14 января 2002 состоялось повторное открытие метромоста и станции, получившей название «Воробьевы горы».

Использование солей (обычно хлорида натрия или кальция) для удаления снега и льда с дорог и тротуаров также приводит к ускоренному разрушению металлов. Сильно страдают транспортные средства и подземные коммуникации. Подсчитано, что только в США применение солей для борьбы со снегопадами и гололедом приводит к потерям на сумму около 2 млрд. долл. в год в связи с коррозией двигателей и 0,5 млрд. долл. на дополнительный ремонт дорог, подземных магистралей и мостов.

В средах электролитов коррозия обусловлена не только действием кислорода, воды или кислот на металлы, но и электрохимическими процессами. Уже в начале 19 в. электрохимическую коррозию изучали английские ученые Гемфри Дэви и Майкл Фарадей. Первая теория электрохимической коррозии была выдвинута в 1830 швейцарским ученым Де ла Ривом. Она объясняла возникновение коррозии в месте контакта двух разных металлов.

Электрохимическая коррозия приводит к быстрому разрушению более активных металлов, которые в различных механизмах и устройствах контактируют с менее активными металлами, расположенными в электрохимическом ряду напряжений правее. Использование медных или латунных деталей в железных или алюминиевых конструкциях, которые работают в морской воде, существенно усиливает коррозию. Известны случаи разрушения и затопления кораблей, железная обшивка которых была скреплена медными заклепками.

По отдельности алюминий и титан устойчивы к действию морской воды, но если они контактируют в одном изделии, например в боксе для подводной фототехники, алюминий очень быстро разрушается, и бокс протекает.

Электрохимические процессы могут протекать и в однородном металле. Они активизируются, если есть различия в составе зерна металла в объеме и на границе, неоднородное механическое напряжение, микропримеси и т.д. В разработке общей теории электрохимической коррозии металлических материалов участвовали многие наши соотечественники, в том числе Владимир Александрович Кистяковский (1865–1952) и Александр Наумович Фрумкин (1895–1976).

Одной из причин возникновения электрохимической коррозии являются блуждающие токи, которые появляются вследствие утечки части тока из электрических цепей в почву или водные растворы, где они попадают на металлические конструкции. В местах выхода тока из этих конструкций вновь в почву или воду начинается растворение металла. Такие зоны разрушения металлов под действием блуждающих токов особенно часто наблюдаются в районах наземного электрического транспорта (трамвайные линии, железнодорожный транспорт на электрической тяге). Эти токи могут достигать несколько ампер, что приводит к большим коррозионным разрушениям. Например, прохождение тока силой в 1 А в течение одного года вызовет растворение 9,1 кг железа, 10,7 кг цинка, 33,4 кг свинца.

Коррозия может возникать и под влиянием радиационного излучения, а также продуктов жизнедеятельности бактерий и других организмов. С развитием бактерий на поверхности металлических конструкций связано явление биокоррозии. Обрастание подводной части судов мелкими морскими организмами также оказывает влияние на коррозионные процессы.

При одновременном воздействии на металл внешней среды и механических напряжений все коррозионные процессы активизируются, поскольку при этом понижается термическая устойчивость металла, нарушаются оксидные пленки на поверхности металла, усиливаются электрохимические процессы в местах появления трещин и неоднородностей.

Коррозия приводит к огромным безвозвратным потерям металлов, ежегодно полностью разрушается около 10% производимого железа. По данным Института физической химии РАН, каждая шестая домна в России работает впустую – весь выплавляемый металл превращается в ржавчину. Разрушение металлических конструкций, сельскохозяйственных и транспортных машин, промышленной аппаратуры становится причиной простоев, аварий, ухудшения качества продукции. Учет возможной коррозии приводит к повышенным затратам металла при изготовлении аппаратов высокого давления, паровых котлов, металлических контейнеров для токсичных и радиоактивных веществ и т.д. Это увеличивает общие убытки от коррозии. Немалые средства приходится тратить на противокоррозионную защиту. Соотношение прямых убытков, косвенных убытков и расходов на защиту от коррозии оценивают как (3–4):1:1. В промышленно развитых странах ущерб от коррозии достигает 4% национального дохода. В нашей стране он исчисляется миллиардами рублей в год.

Проблемы коррозии постоянно обостряются из-за непрерывного роста производства металлов и ужесточения условий их эксплуатации. Среда, в которой используются металлические конструкции, становится все более агрессивной, в том числе и за счет ее загрязнения. Металлические изделия, используемые в технике, работают в условиях все более высоких температур и давлений, мощных потоков газов и жидкостей. Поэтому вопросы защиты металлических материалов от коррозии становятся все более актуальными. Полностью предотвратить коррозию металлов невозможно, поэтому единственным путем борьбы с ней является поиск способов ее замедления.

Проблема защиты металлов от коррозии возникла почти в самом начале их использования. Люди пытались защитить металлы от атмосферного воздействия с помощью жира, масел, а позднее и покрытием другими металлами и, прежде всего, легкоплавким оловом (лужением). В трудах древнегреческого историка Геродота (5 в. до н. э.) и древнеримского ученого Плиния Старшего (1 в. до н. э.) уже есть упоминания о применении олова для предохранения железа от ржавления. В настоящее время борьбу с коррозией ведут сразу в нескольких направлениях – пытаются изменить среду, в которой работает металлическое изделие, повлиять на коррозионную устойчивость самого материала, предотвратить контакт между металлом и агрессивными веществами внешней среды.

Полностью предотвратить коррозию можно только в инертной среде, например в атмосфере аргона, однако реально создать такую среду при эксплуатации конструкций и механизмов в подавляющем большинстве случаев невозможно. На практике для снижения коррозионной активности среды из нее стараются удалить наиболее реакционноспособные компоненты, например, снижают кислотность водных растворов и почв, с которыми могут контактировать металлы. Одним из методов борьбы с коррозией железа и его сплавов, меди, латуни, цинка, свинца является удаление из водных растворов кислорода и диоксида углерода. В энергетике и некоторых отраслях техники воду освобождают также от хлоридов, которые стимулируют локальную коррозию. Для снижения кислотности почвы проводят известкование.

Агрессивность атмосферы сильно зависит от влажности. Для любого металла есть некоторая критическая относительная влажность, ниже которой он не подвергается атмосферной коррозии. Для железа, меди, никеля, цинка она составляет 50–70%. Иногда для сохранности изделий, имеющих историческую ценность, их температуру искусственно поддерживают выше точки росы. В закрытых пространствах (например, в упаковочных коробках) влажность понижают с помощью силикагеля или других адсорбентов. Агрессивность промышленной атмосферы определяется, в основном продуктами сгорания топлива (см . ЗАГРЯЗНЕНИЕ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ ). Уменьшению потерь от коррозии способствует предотвращение кислотных дождей и устранение вредных газовых выбросов.

Разрушение металлов в водных средах можно замедлить при помощи ингибиторов коррозии, которые в небольших количествах (обычно менее 1%) вводят в водные растворы. Они способствуют пассивированию поверхности металла, то есть образованию тонкой и плотной пленки оксидов или других малорастворимых соединений, которая препятствует разрушению основного вещества. Для этой цели применяют некоторые соли натрия (карбонат, силикат, борат) и другие соединения. Если бритвенные лезвия погрузить в раствор хромата калия, они хранятся намного дольше. Часто используют органические ингибиторы, которые более эффективны, чем неорганические.

Один из способов защиты от коррозии основывается на разработке новых материалов, обладающих более высокой коррозионной стойкостью. Постоянно ведутся поиски заменителей коррозирующих металлов. Пластмассы, керамика, стекло, резина, асбест и бетон более устойчивы к воздействию окружающей среды, однако по многим другим свойствам они уступают металлам, которые по-прежнему служат основными конструкционными материалами.

Благородные металлы практически не поддаются коррозии, но для широкого применения они слишком дороги, поэтому их используют лишь в наиболее ответственных деталях, например для изготовления некорродирующих электрических контактов. Высокой коррозионной стойкостью обладают никель, алюминий, медь, титан и сплавы на их основе. Их производство растет довольно быстро, однако и сейчас наиболее доступным и широко используемым металлом остается быстро ржавеющее железо. Для придания коррозионной стойкости сплавам на основе железа часто используют легирование. Так получают нержавеющую сталь, которая, помимо железа, содержит хром и никель. Самая распространенная в наше время нержавеющая сталь марки 18–8 (18% хрома и 8% никеля) появилась в 1923. Она вполне устойчива к воздействию влаги и кислорода. Первые тонны нержавеющей стали в нашей стране были выплавлены в 1924 в Златоусте. Сейчас разработано много марок таких сталей, которые, помимо хрома и никеля, содержат марганец, молибден, вольфрам и другие химические элементы. Часто применяют поверхностное легирование недорогих железных сплавов цинком, алюминием, хромом.

Для противостояния атмосферной коррозии на стальные изделия наносятся тонкие покрытия из других металлов, более устойчивых к воздействию влаги и кислорода воздуха. Часто используются покрытия из хрома и никеля. Поскольку хромовые покрытия нередко содержат трещины, их обычно наносят поверх менее декоративных никелевых покрытий. На защиту жестяных консервных банок от коррозии в органических кислотах, содержащихся в пищевых продуктах, расходуется значительное количество олова. Долгое время для покрытия кухонной утвари использовали кадмий, однако теперь известно, что этот металл опасен для здоровья и кадмиевые покрытия используются только в технике.

Для замедления коррозии на поверхность металла наносят лаки и краски, минеральные масла и смазку. Подземные конструкции покрывают толстым слоем битума или полиэтилена. Внутренние поверхности стальных труб и резервуаров защищают дешевыми покрытиями из цемента.

Чтобы лакокрасочное покрытие было более надежным, поверхность металла тщательно очищают от грязи и продуктов коррозии и подвергают специальной обработке. Для стальных изделий используют так называемые преобразователи ржавчины, содержащие ортофосфорную кислоту (Н 3 РО 4) и ее соли. Они растворяют остатки оксидов и формируют плотную и прочную пленку фосфатов, которая способна на некоторое время защитить поверхность изделия. Затем металл покрывают грунтовочным слоем, который должен хорошо ложиться на поверхность и обладать защитными свойствами (обычно используют свинцовый сурик или хромат цинка). Только после этого можно наносить лак или краску.

Одним из наиболее эффективных методов борьбы с коррозией является электрохимическая защита. Для защиты буровых платформ, сварных металлических оснований, подземных трубопроводов их подключают в качестве катода к внешнему источнику тока. В качестве анода используются вспомогательные инертные электроды.

Другой вариант такой защиты применяют для сравнительно небольших стальных конструкций или дополнительно покрытых изоляцией металлических объектов (например, трубопроводов). В этом случае используют протектор – анод из сравнительно активного металла (обычно это магний, цинк, алюминий и их сплавы), который постепенно разрушается, оберегая основной объект. С помощью одного магниевого анода защищают до 8 км трубопровода. Протекторная защита широко распространена; например, в США на производство протекторов ежегодно расходуется около 11,5 тыс. т алюминия.

Защита одного металла другим, более активным металлом, расположенным в ряду напряжений левее, эффективна и без наложения разности потенциалов. Более активный металл (например, цинк на поверхности железа) защищает от разрушения менее активный металл.

К электрохимическим методам борьбы с коррозией можно отнести и защиту от разрушения конструкций блуждающими токами. Одним из способов устранения такой коррозии является соединение металлическим проводником участка конструкции, с которого стекает блуждающий ток, с рельсом, по которому движется трамвай или электропоезд.

Елена Савинкина

ЛИТЕРАТУРА Фримантл М. Химия в действии . В 2-х ч. М., Мир, 1991
Степин Б.Д., Аликберова Л.Ю. Книга по химии для домашнего чтения . М., Химия, 1994

Существует масса различных факторов, которые могут значительно попортить металл. При этом, все металлы так или иначе коррозируют и имеют некоторые недочеты. Например, нельзя соединять медь и алюминий, если они являются частью электрической проводки. Все потому, что образуется такой небольшой электролизер, который понемногу выедает металл. В итоге происходит нагрев, а в итоге и дуговой удар, что может привести к пожару. Некоторые металлы, вроде олова, имеют свойство распадаться. Это, так называемая, оловянная чума. Такое может произойти, например, из-за низкой температуры. Но больше всего коррозии подвержена сталь. Сталь, если это не легированная, то есть смешанна с хромом, имеет свойство ржаветь. А ржавчина – самый страшный враг стали и железа. У нее есть несколько особенностей, которые могут попросту уничтожить металл.

На самом деле, существует масса различных способов, которыми можно предотвратить коррозию металла. В некоторых случаях, это может помочь, а иногда это уже бессмысленно. Для предотвращения коррозии существует специальная антикоррозийная грунт эмаль , которая предотвращает и не допускает ржавчину. Но так ли она опасна? Давайте немного разберемся в этом и как можно предотвратить ржавчину.

Чем опасна ржавчина

Ржавчина – распад стали или железа. При контакте железа и влаги, появляется химическая реакция, которая превращает металл в коррозию. Из-за этого получается, что металл теряет свою прочность и становится более мягким. Это опасно для всех металлических конструкций, так как он становится тоньше. При длительной ржавчине может разрушиться даже очень толстая металлическая балка. Кроме того, это значительно портит внешний вид, особенно, если металл имеет какой-то декоративный смысл.

Способы предотвращения

Для инструментов, обычно, используется обычное масло или специальная смазка. Таким образом, контакт металла и влаги предотвращается. Благодаря этому, не происходит никакой коррозии. А вот большие конструкции маслом покрыть сложно. Поэтому их покрывают эмалью. Их вы можете купить по ссылке http://www.untec.ru , где есть большой выбор. Основная суть эмали в том, что она накладывается, как краска. Держится намного лучше и может быть использована для железобетона или других материалов. Отличный материал, который можно даже использовать без грунтовки, так как и без этого хорошо ложится.

Слово коррозия произошло от латинского corrodere. Оно в переводе означает «разъедать». Чаще всего встречается коррозия металла. Однако есть случаи, когда от коррозии страдают и изделия из других материалов. Ей подвержены и камни, и пластмасса и даже дерево. Сегодня все чаще люди сталкиваются с такой проблемой, как покрытие коррозией памятников архитектуры, сделанных из мрамора и других материалов. Из этого можно сделать, что под такой процесс, как коррозия обозначает разрушение под воздействием окружающей среды

Причины коррозии металлов

Коррозии подвержены большая часть металлов. Данный процесс представляет собой их окисление. Оно приводит к распаду их на оксиды. В простонародии коррозия получила название ржавчина. Она представляет собой порошок мелкого помола светло-коричневого оттенка. На многих видах металлов во время процесса окисления появляется специальный состав в виде скрепленной с ними оксидной пленки. Она обладает плотной структурой, благодаря чему кислороду из воздуха и воде не удается проникнуть в глубокие слои металлов для дальнейшего их разрушения.

Алюминий относится к разряду очень активных металлов. При соприкосновении с воздухом или водой он с теоретической точки зрения должен легко расщепляться. Однако во время коррозии на нем образуется специальная пленка, которая уплотняет его структуру и делает процесс образования ржавчины практически невозможным.

Таблица 1. Совместимость металлов

Магний Цинк Алюминий Кадмий Свинец Олово Медь
Магний Низкое С С С С С С
Высокое У У У С С
Цинк Низкое У У У С С С
Высокое Н Н Н Н Н Н
Алюминий Низкое У Н Н С С
Высокое Н У Н С С С
Кадмий Низкое Н Н Н С С С
Высокое У Н Н Н Н Н
Углеродистая сталь Низкое Н Н Н Н С С С
Высокое Н Н Н Н Н Н Н
Низколегированная сталь Низкое Н Н Н Н С С С
Высокое Н Н Н Н Н Н Н
Литейная сталь Низкое Н Н Н Н С С С
Высокое Н Н Н Н Н Н
Хромированная сталь Низкое Н Н Н Н У У С
Высокое Н Н Н Н Н Н
Свинец Низкое Н Н Н Н Н Н
Высокое Н Н Н Н Н
Олово Низкое Н Н Н Н Н
Высокое Н Н Н Н Н
Медь Низкое Н Н Н Н У С
Высокое Н Н Н Н Н У
Нержавеющая сталь Низкое Н Н Н Н Н Н
Высокое Н Н Н Н У У Н
В 1 столбце таблицы представлены металлы, которые подвергаются или не подвергаются коррозии с металлами указанными в остальных столбцах таблицы и пропорция соотношения площадей металла, указанного в 1 столбце, к металлам в остальных столбцах таблицы. Краткое обозначение С, У, Н в таблице означает:

Таблица 2. Совместимость стали с металлами

Металлы, в отношении которых представлены данные в таблице по подверженности их коррозии Соотношение площади металла к другим металлам таблицы Углеродистая сталь Низколегированная сталь Литейная сталь Хромированная сталь Нержавеющая сталь
Магний Низкое С С С С С
Высокое С С С С С
Цинк Низкое С С С С С
Высокое Н Н Н Н Н
Алюминий Низкое У С С
Высокое Н Н У У У
Кадмий Низкое С С С С С
Высокое Н Н Н Н Н
Углеродистая сталь Низкое У С С С
Высокое Н Н Н Н
Низколегированная сталь Низкое Н Н С С
Высокое Н Н Н Н
Литейная сталь Низкое Н У С С
Высокое Н Н Н
Хромированная сталь Низкое Н Н Н С
Высокое Н Н Н Н
Свинец Низкое Н Н Н Н
Высокое Н Н У Н Н
Олово Низкое Н Н Н
Высокое Н Н Н У
Медь Низкое Н Н У
Высокое Н Н Н Н
Нержавеющая сталь Низкое Н Н
Высокое Н Н Н У

В 1 столбце таблицы представлены металлы, которые подвергаются или не подвергаются коррозии с металлами указанными в остальных столбцах таблицы и пропорция соотношения площадей металла, указанного в 1 столбце, к металлам в остальных столбцах таблицы.

Краткое обозначение С, У, Н в таблице означает:

  1. С - сильная и быстрая коррозия металла;
  2. У - умеренная коррозия металла;
  3. Н - Несущественная или ничтожная коррозия металла

Виды коррозии металлов

Сплошная коррозия

Наименее опасно для различных предметов из металлов является сплошная коррозия. Особенно она не опасна для тех ситуаций, когда повреждения аппаратов и оборудования не нарушают технические нормы их дальнейшего использования. Последствия такого вида коррозии можно с легкостью предугадать и скорректировать с учетом этого оборудование.

Местная коррозия

Большую опасность представляет собой местный вид коррозии. В этом случае потери металла не являются большими, но при этом образуются сквозные поражения металлов, что приводит к выходу из строя изделия или оборудования. Такой вид коррозии встречается в изделиях, которые соприкасаются с морской водой или солями. Такое появление ржавчины способствует тому, что поверхность металлической основы разъедается частично и конструкция теряет свою надежность.

Большое количество проблем появляется в местах, где используется хлорид натрия. Данное вещество применяется для устранения снега и льда на дорогах в городских условиях. Данный вид соли заставляет их превращаться в жидкость, которая уже в разбавленном с солями виде попадает в городские трубопроводы. В этом случае не помешает защита металлов от коррозии. Все подземные коммуникации при попадании воды с солями начинают разрушаться. В Соединенных Штатах Америки подсчитано, что в год на проведение ремонтных работ в области дорожных коммуникации уходит примерно два миллиарда долларов. Однако от данного вида соли для обработки дорожного полотна коммунальщики пока не готовы отказаться из-за низкой его стоимости.

Способы защиты металлов от коррозии


С самых давних времен люди старались защитить металлы от появления коррозии. постоянные атмосферные осадки приводили в негодность металлические изделия. Именно поэтому люди смазывали их различными жирными маслами. Затем они стали использовать для этой цели покрытия из других металлов, которые не ржавеют.

Современные химики тщательно прорабатывают все возможные методы борьбы с коррозией металлов. Они создают специальные растворы. Разрабатываются способы уменьшения рисков образования на металлах коррозии. Примером может служить такой материал, как нержавеющая сталь. Для ее производства использовалось железо, дополненное кобальтом, никелем, хромом и другими элементами. При помощи добавленных к нему элементов удалось создать металл, на котором более длительное время не образуется налет ржавчины.

Для защиты различных металлов от коррозии разработаны различные вещества, которые активно применяются в современной промышленности. Лаки и краски активно сегодня используются. Они являются наиболее доступными средствами для защиты от ржавчины изделий из металлов. Они создают преграду для попадания на сам металл воды или воздуха. Это позволяет на время отсрочить появление коррозии. Следует при нанесении краски или лака учитывать толщину слоя и поверхность материала. Для достижения наилучшего результата покрытие металлов от коррозии должно производиться ровным и плотным слоем.

Химическая коррозия металлов

По сущности коррозия может быть двух видов:

  • химическая,
  • электрохимическая.


Химическая коррозия представляет собой образование ржавчины при определенных условиях. В промышленных условиях не редко приходится сталкиваться с данным типом коррозии. Ведь на многочисленных современных предприятиях металлы перед созданием из них изделий нагреваются, что приводит к образованию такого процесса, как ускоренная химическая коррозия металла. При этом образуется окалина, которая является продуктом его реакции на появление ржавчины во время нагревания.

Ученые доказали, что современное железо гораздо больше подвержено образованию ржавчины. В нем содержится большое количество серы. Она появляется в металле из-за того, что во время добывания железных руд используется каменный уголь. Сера из него попадает в железо. Современные люди удивляются то, что древние предметы их этого металла, которые находят на раскопках археологи, сохраняют свои внешние качества. Это связано с тем, что в древности для добычи железа использовался древесный уголь, который практически не содержит серы, которая могла бы попасть в металл.

Такие металлы подвергаются коррозии

Среди металлов встречаются различные виды. Чаще всего для созданий каких-либо предметов или объектов применяется железо. Именно из него изготовляется в двадцать раз больше изделий и объектов, чем из других металлов вместе взятых. Данный металл стали использовать активнее всего в промышленности в конце 18 начале 19 веков. Именно в этот период был построен первый чугунный мост. Появилось первое морское судно, для изготовления которого была использована сталь.

В природе самородки железа встречаются в редких случаях. Многие люди считают, что данный металл не является земным, его относят к космическим или метеоритным. Именно он является наиболее подверженным к образования коррозии.

Также есть и другие металлы, подверженные коррозии. Среди них выделяются медь, серебро, бронза.

Видео "Коррозия металлов, способы защиты от неё"

Статьи по теме

Современные технологии развиваются с молниеносной скоростью, благодаря чему на рынках появляется огромное количество разнообразной уникальной продукции, несущей декоративный эффект. Именно к такой продукции относится термохромная краска.

Ни для кого не секрет, что металлу не свойственна горючесть. Однако, не смотря на это, воздействие высоких температур приводит к изменению его твердости, в результате чего металл становится мягким, гибким и в результате способен деформироваться. Все это является причинами, по которым несущая способность металла утрачивается, что может стать причиной обрушения целого здания или его отдельной части во время пожара. Несомненно, это очень опасно для человеческой жизни. Для того, чтобы не допустить такого, при строительстве применяются разнообразные составы, способные сделать металлоконструкцию более устойчивой к высоким температурам.

Сегодня без разных видов трубопроводов невозможно представить себе жизнью Они находятся практически в каждом населенном пункте и обеспечивают коммуникации. Производств труб для прокладки под землей осуществляется из металлов самых разных типов.

Ингибитор не является каким-то конкретным веществом. Так называют целуют группу веществ, которые направлены на остановку или задержку протеканий каких-либо физических или физико-химических процессов.

Определение коррозии и причины её возникновения

Коррозия – это самопроизвольный процесс разрушения металлов и сплавов в условиях природной среды.

При коррозии металлы окисляются и образуются продукты, состав которых зависит от условий среды.

Согласно современным представлениям, все основные изменения в органическом и неорганическом мире связаны с окислительно-восстановительными процессами. Окислительно-восстановительные реакции лежат в основе и коррозионных процессов.

Основной причиной коррозии является термодинамическая неустойчивость металлов и сплавов в окружающей среде. Подавляющее большинство металлов в земной коре находится в виде оксидов, сульфидов и других соединений. При получении металлов в металлургии их переводят из такого стабильного состояния в элементарную форму, которая нестабильна. При контакте металла с внешней окислительной средой появляется движущая сила, стремящаяся превратить их в стабильные соединения, подобные тем, которые находятся в рудах. Примером этого является коррозия стали. В результате этого элементарное железо превращается в окисленное двух- и трёхвалентное, которое соответствует таким минералам, как магнетит (Fe 3 O 4) или лимонит (Fe 2 O 3 ˙H 2 O).

Термодинамическая неустойчивость металлов количественно оценивается знаком и величиной изобарно-изотермического потенциала ΔG (энергии Гиббса). Самопроизвольно протекают те процессы, которые сопровождаются уменьшением энергии Гиббса, то есть для которых ΔG<0. Металлы, стоящие в ряду напряжений до водорода, имеют по сравнению с водородом более отрицательный потенциал, их окисленное состояние термодинамически более устойчиво, чем восстановленное. Для металлов, расположенных после водорода, восстановленное состояние термодинамически более устойчиво, то есть для них ΔG>0. К этой группе металлов относятся коррозионно-стойкие золото, платина, серебро и др.

Классификация коррозионных процессов. Химическая и электрохимическая коррозия

Коррозионные процессы классифицируются:

1. По механизму реакций взаимодействия металла со средой;

2. По типу коррозионной среды;

3. По характеру коррозионных разрушений на поверхности и в объёме металла;

4. По характеру механических воздействий, которым подвергается металл одновременно с действием коррозионной среды.

По первому признаку различают два вида коррозии – химическую и электрохимическую.

Химическая коррозия

Химическая коррозия протекает при взаимодействии металлов с окислителями в средах, не проводящих электрический ток. Механизм химической коррозии можно представить одностадийным процессом окисления металла, то есть взаимодействием поверхности металла с окислителем.



Химическая коррозия – это процесс самопроизвольного разрушения металла в среде окислительного газа (например, кислорода) при повышенной температуре. Скорость химической коррозии зависит от многих факторов, в первую очередь она определяется характером продуктов коррозии. При окислении на поверхности металла образуется твердая пленка оксидов. Скорость окисления определяется состоянием и защитными свойствами поверхностной плёнки. Это зависит от отношения объёмов оксидной плёнки V ок и прокорродированного металла V м, из которого она образовалась. Установлено, что для пористых плёнок, не предохраняющих металл от доступа агрессивных примесей воздуха . А для плёнок, обладающими защитными свойствами, .

Скорость химической коррозии возрастает с увеличением температуры из-за повышения коэффициента диффузии и изменения защитных свойств плёнки. Резкие изменения температуры часто вызывают быстрое разрушение защитной плёнки. Это связано с различными коэффициентами термического расширения металла и плёнки.

По условиям протекания коррозионного процесса различают газовую коррозию (протекающую в газах, парах при высокой температуре в отсутствие воды), и коррозию в жидкостях – неэлектролитах (нефть, фенол, бензин, бензол).

Электрохимическая коррозия

При электрохимической коррозии процесс взаимодействия металла с окислителем состоит из двух сопряженных реакций: анодного растворения металла и катодного восстановления окислителя. Эта коррозия может протекать в электролитах, атмосфере любого влажного газа, а также в почве.

Основным отличием электрохимической коррозии от химической является наличие влаги на поверхности металла, что приводит к контакту двух различных металлов через электролит. При этом возникают короткозамкнутые гальванопары, в результате чего появляется электрический ток. В этом случае процесс коррозии обусловлен работой гальванопары, то есть электрохимической реакцией. По этой причине электрохимическая коррозия более агрессивна по отношению к металлам, чем химическая.

Механизм электрохимической коррозии состоит в том, что происходит анодное окисление металла: M – ne = M n + и катодное восстановление окислителя (Ох) Ох+ne=Red.

Окислителями при коррозии служат молекулы кислорода, хлора, ионы Н + , Fe 3+ , NO 3 – и др. Наиболее часто при коррозии наблюдается ионизация (восстановление) кислорода в нейтральной (щелочной) среде О 2 +2Н 2 О+4е=4ОН – , в кислой среде – восстановление водорода 2Н + +2е=Н 2 .

Коррозия с участием кислорода называется коррозией с поглощением кислорода или коррозией с кислородной деполяризацией. Коррозия с участием ионов водорода называется коррозией с выделением водорода или коррозией с водородной деполяризацией.

Кроме первичных реакций, в растворе протекают вторичные реакции:

М х+ +хОН - =М(ОН) х

В результате взаимодействия металла с кислородом, как и при химической коррозии, образуется оксид металла: М(ОН) 2 =МО+Н 2 О.

Кроме анодных и катодных реакций при электрохимической коррозии происходит движение электронов в металле и ионов в электролите. Электролитами могут быть растворы солей, кислот и оснований, морская и атмосферная вода (содержащая кислород, углекислый, сернистый и др. газы). Основным отличием электрохимической коррозии от процессов в гальваническом элементе является отсутствие внешней цепи.

Равновесные потенциалы водородного и кислородного электродов в зависимости от рН среды находят на основании уравнения Нернста:

φ 2Н + /Н2 =-0,059рН;

φ О2/ОН =1,23-0,059рН.

Коррозия металлов в различных средах

Контактная коррозия

Контактная биметаллическая коррозия является разновидностью электрохимической коррозии, вызванной контактом металлов, имеющих разные электродные потенциалы в электролите. При этом коррозия металла с более отрицательным потенциалом обычно усиливается, а разрушение металла с положительным потенциалом замедляется или полностью прекращается. При конструировании учитывают возможность контактов различных металлов.

Атмосферная коррозия

На скорость атмосферной коррозии влияет влажность и газовый состав атмосферы. Влажность,температура и степень загрязнения атмосферы влияют на качество и состав образующихся на поверхности металла плёнок. Наиболее агрессивны среды, сильно загрязненные промышленными газами (СО 2 , SO 2 , NO 2 , NH 3 , HCl), частицами солей и угольной пылью. В промышленных районах атмосферную коррозию могут интенсифицировать так называемые «кислотные дожди», основными агрессивными компонентами которых являются серные и азотные кислоты. Кислотные дожди (рН<4) легко вызывают коррозию сплавов алюминия, железа и цинка.

В зависимости от влажности атмосферы различают несколько видов атмосферной коррозии: мокрую, влажную и сухую. Мокрая атмосферная коррозия при относительной влажности до 100% наблюдается при наличии адсорбционной капиллярной или химической плёнки влаги на поверхности металла. Её толщина составляет от 0,1 мм до 1 мм. Понижение температуры интенсифицирует процесс конденсации и приводит к появлению капель влаги на поверхности металла.

Влажная коррозия возникает при влажности в атмосфере ниже 100%. Толщина плёнки влаги от 100 А 0 до 0,1 мм. При влажности воздуха менее 60% наблюдается сухая атмосферная коррозия (коррозия под действием кислорода воздуха). Процесс разрушения металла подчиняется законам, характерным для газовой коррозии.

Подземная коррозия

Коррозионные разрушения металлических конструкций в почвах и грунтах вызываются подземной коррозией. Ей подвержены трубопроводы (водные, газовые, нефтяные), опоры электроконтактной сети и др. Скорость коррозии зависит от пористости и состава почвы, величины рН, наличия микроорганизмов. Подземная коррозия протекает по механизму электрохимической коррозии. Почвенная влага играет роль электролита и процесс коррозии протекает следующими образом:

Анодная реакция Fe-2e=Fe 2+

Катодная реакция О 2 +2Н 2 О+4е=4ОН –

Реакции в почве Fe 2+ +2OH - =Fe(OH) 2 , 4Fe(OH) 2 +2H 2 O+O 2 =4Fe(OH) 3 , 2Fe(OH) 3 +(n-3)H 2 O=Fe 2 O 3 nH 2 O.

Поверхность металла в местах ограниченного доступа кислорода выполняет роль катода.

Грунтовая коррозия металлических конструкций чаще всего происходит в условиях, характерных для нейтральных сред, с участием кислорода в качестве деполяризатора. В кислых почвах может происходить коррозия с водородной деполяризацией.

Исследование коррозионной активности грунтов позволили сделать вывод о том, что наиболее коррозионно-активными являются болотистые почвы, торфяники, ил. Песок и известняк практически не коррозионно-активны. Существенное влияние на скорость коррозии металлов оказывает рН почвы. В почвах с рН меньше 6,5 коррозионная активность по отношению к стали повышается. Наибольшей коррозионной активностью обладают почвы с рН<5,5. Нейтральные почвы с рН=6,5–7,5 и слабощелочные до рН=8,5 не коррозионно-активны.

На скорость коррозии влияет также величина удельного электрического сопротивления грунта. Коррозия металлических подземных конструкций зависит от содержания в почве и грунте различных солей. Так, с увеличением содержания хлоридов, сульфатов скорость коррозии возрастает. Повышение температуры также способствует повышению скорости грунтовой коррозии металлов.

Коррозия под действием блуждающих токов

Блуждающими токами называются электрические токи, протекающие в земле при использовании её в качестве токопроводящей среды. Попадая в металлические конструкции, расположенные в грунте, они вызывают коррозию. Источниками возникновения блуждающих токов в почве являются электрифицированные железные дороги постоянного тока, трамваи, линии электропередач.

Поскольку рельсы не достаточно изолированы от земли, а почва является проводником, то часть тока уходит в землю, встречая на своём пути подземные металлические сооружения. Так как контактный провод подсоединен к положительному полюсу тяговой подстанции, а рельс – к отрицательному, то в месте выхода тока из рельса образуется анодная зона, где коррозия разрушает подошву рельса и крепежные детали. При этом, чем меньше переходное сопротивление рельс-земля, тем большая часть тока возвращается к тяговой подстанции через землю и тем интенсивнее анодная зона на рельсе. Этот вид коррозии очень опасен, так как блуждающие токи нередко распространяются на несколько десятков километров и вызывают сильные повреждения металлических конструкций.

Виды коррозионных разрушений

По виду коррозионного разрушения коррозия делится на следующие виды.

1. Сплошная, или общая коррозия. Она может быть равномерной, если фронт коррозионного разрушения распределяется параллельно плоскости металла, и неравномерной, когда скорость коррозии на различных участках неодинакова.

2. Избирательная коррозия. Она характерна для сплавов и твердых растворов.

3. Локальная коррозия. Она связана с образованием и локализацией пораженных коррозией мест в виде «раковин» разной величины.

4. Питтинг - коррозия. Разрушение металла начинается в глубине, с образованием пор; часто приводит к образованию сквозных отверстий.

5. Межкристаллитная коррозия. Разрушение идет по границам металлических кристаллов.

6. Внутрикристаллическая коррозия. Наблюдается при коррозионном растрескивании под действием внешних механических нагрузок или внутренних напряжений.

Тема: Защита металлов от коррозии

Все методы защиты металлов от коррозии условно делятся на следующие группы: легирование металлов, защитные покрытия, электрохимическая защита, изменение свойств коррозионной среды, рациональное конструирование изделий.

Легирование металлов

Это эффективный метод повышения коррозионной стойкости металлов. При легировании в состав сплава вводят компоненты, вызывающие пассивацию металла. В качестве таких компонентов применяют хром, никель, вольфрам и другие металлы. Широкое применение нашло легирование для защиты от газовой коррозии. Введение некоторых добавок в стали (титана, меди, хрома и никеля) приводит к тому, что при коррозии образуется плотная плёнка продуктов реакции, предохраняющая сплав от дальнейшей коррозии. При этом обеспечивается жаростойкость и жаропрочность сплавов.

Жаростойкость обычно обеспечивается легированием металлов и сплавов (например, стали хромом, алюминием и кремнием). Эти элементы при высоких температурах окисляются энергичнее, чем железо, и образуют плотные защитные плёнки оксидов, например, SiO 2 , Al 2 O 3 , Cr 2 O 3 . Хром и кремний также улучшают жаропрочность сталей. Легирование также используется с целью снижения скорости электрохимической коррозии, особенно коррозии с выделением водорода. К коррозионностойким сплавам относятся нержавеющие стали, в которых легирующими компонентами служат хром, никель и другие металлы.

Защитные покрытия

Слои, искусственно создаваемые на поверхности металлических изделий для предохранения их от коррозии, называются защитными покрытиями. Применяемые в технике покрытия подразделяются на металлические и неметаллические.

Металлические покрытия. Материалами для металлических защитных покрытий могут быть как чистые металлы (цинк, кадмий, алюминий, никель, медь, олово, хром, серебро), так и их сплавы (бронза, латунь и др.). По характеру поведения металлических покрытий при коррозии их можно разделить на анодные и катодные.

К катодным покрытиям относятся покрытия, потенциал которых в данной среде имеют большее значение, чем потенциал основного (покрываемого) металла. В качестве примеров катодных покрытий для стали можно привести медь, никель, кадмий, олово, серебро. При повреждении покрытия возникает коррозионный элемент, в котором основной материал (сталь) служит анодом и растворяется, а материал покрытия – катодом, на котором выделяется водород или поглощается кислород. Следовательно, катодные покрытия могут защищать металл от коррозии лишь при отсутствии пор и повреждений покрытия.

Анодные покрытия имеют меньший потенциал, чем потенциал основного металла. Примером анодного покрытия может служить цинк на стали. В этом случае основной металл будет катодом коррозионного элемента, поэтому он не корродирует.

Для получения металлических защитных покрытий применяются различные способы: электрохимический (гальванические покрытия), погружение в расплавленный металл, термодиффузионный и химический.

Неметаллические защитные покрытия. Они могут быть как неорганическими, так и органическими. Защитное действие этих покрытий сводится в основном к изоляции металла от окружающей среды. В качестве неорганических покрытий применяют неорганические эмали, оксиды металлов, соединения хрома, фосфора и др. К органическим относятся лакокрасочные покрытия, покрытия смолами, полимерными плёнками, резиной.

Электрохимическая защита

Электрохимическую защиту используют для предотвращения разрушения подземных трубопроводов, кабелей, корпусов судов, резервуаров, подводных лодок и т.д.

Электрохимическая защита основана на замедлении катодных и анодных реакций микрогальванических элементов. Она осуществляется присоединением к конструкции источника постоянного тока или дополнительного электрода.

Электрохимическую защиту подразделяют на катодную и анодную.

Катодная защита – наиболее распространенный вид электрохимической защиты. Её используют для борьбы с коррозией таких металлов и сплавов, как сталь, медь, латунь, алюминий в условиях не очень агрессивных сред. Она эффективна для предотвращения коррозионного растрескивания, обесцинкования латуней, питтинга сталей в почвах и морской воде. Наибольшее применение катодная защита получила для борьбы с коррозией подземных сооружений – трубопроводов, газопроводов, кабельных установок.

Катодную поляризацию можно осуществить путём присоединения защищаемой конструкции к отрицательному полюсу (катоду) внешнего источника тока или к металлу, имеющему меньший электродный потенциал. Положительный полюс подсоединяется к вспомогательному электроду, аноду. В процессе защиты анод активно разрушается и подлежит периодическому обновлению. В качестве материла анода применяют лом чугуна, стали, графита и т.п.

Защитный эффект можно оценить по формулам:

, .

Здесь z – защитный эффект, к 1 – показатель скорости коррозии металла без катодной защиты, к 2 – при катодной защите, Δm 1 – уменьшение массы металла без катодной защиты, Δm 2 – при катодной защите, i k – катодная плотность тока.

Протекторная защита. К защищаемой конструкции присоединяют более электроотрицательный металл – протектор, который, растворяясь в окружающей среде, посылает электроны и катодно поляризует конструкцию. После полного растворения протектора или потери контакта его с защищаемой конструкцией протектор необходимо возобновлять. В качестве протектора чаще всего используют сплавы магния и цинка. Алюминий применяется реже, так как он быстро покрывается очень плотной оксидной плёнкой, которая пассивирует его и ограничивает токоотдачу. Протектор работает эффективно, если его переходное сопротивление (между ним и окружающей средой) невелико. В процессе работы протектор может покрываться слоем продуктов коррозии, которые изолируют его от окружающей среды и резко увеличивают переходное сопротивление. Для борьбы с этим протектор помещают в наполнитель (смесь солей), облегчающую растворение продуктов коррозии. Действие протектора ограничивается определенным расстоянием (радиусом действия). В настоящее время протекторную защиту применяют для борьбы с коррозией металлических конструкций в морской и речной воде, грунте и других нейтральных средах. Использование протекторной защиты в кислых средах ограничивается высокой скоростью саморастворения протектора.

Анодная защита. Скорость электрохимической коррозии металла может быть уменьшена и при его анодной поляризации, если она смещает потенциал защищаемого металла в пассивную область.

Метод анодной защиты имеет относительно ограниченное применение, так как пассивация эффективна в основном в окислительных средах при отсутствии активных ионов (например, ионов хлора для железа). Кроме того, анодная защита потенциально опасна: в случае прерывания подачи тока возможно активирование металла и его интенсивное анодное растворение. поэтому анодная защита требует тщательной системы контроля. Защитная плотность тока достаточно низкое и потребление электроэнергии невелико. Другое достоинство анодной защиты – высокая рассеивающая способность, то есть возможность защиты на более удаленном от катода расстоянии и в электрически экранированных участках.

Метод анодной защиты используют для металлов и сплавов, легко пассивирующихся при анодной поляризации; в химической промышленности – для снижения скорости коррозии низкоуглеродистой стали в серной кислоте и в растворах, содержащих аммиак и нитрат аммония.

Защита от коррозии блуждающими токами

Борьба с коррозией блуждающими токами заключается в их уменьшении. Это достигается:

1) Поддержанием в хорошем состоянии контактов между рельсами;

2) Увеличением сопротивления между рельсом и землей (использование шпал, применение щебёночного балласта);

3) Электродренажной защитой. Она обеспечивается путём отвода блуждающих токов от металлического сооружения в сторону их источника. Для этого подземное металлическое сооружение через дренажное устройство соединяется с отрицательной шиной или отсасывающей линией;

4) Применением токоотводов. С этой целью анодные зоны (например, на трубопроводе) с помощью медного проводника соединяют с чугунным ломом (анодом). В результате блуждающие токи вызывают коррозию только этого лома – анода.

Ингибиторы коррозии

Уменьшить коррозию металлической аппаратуры, например, в теплообменных трубках охлаждения дизелей на тепловозах, можно введением в агрессивную среду соединений, значительно снижающих коррозионный процесс. Такой способ снижения скорости коррозии называется ингибированием, а вводимые в среду вещества ингибиторами ил замедлителями коррозии.

Итак, ингибиторы – это такие вещества, введение небольших количеств которых в коррозионную среду, упаковочные средства и во временные защитные покрытия снижает скорость коррозии и уменьшает ее вредные последствия. Защитное действие ингибиторов связано с изменением в состоянии поверхности защищаемого металла и в кинетике реакций, лежащих в основе коррозионного процесса.

Скорость коррозии благодаря введению ингибитора может быть снижена в любое желаемое число раз, а степень защиты доведена почти до 100%. Эффективность ингибитора определяется как его природой, так и природой корродирующего металла, и зависит от температуры.

Ингибиторы коррозии можно классифицировать по различным признакам.

1. По составу их подразделяют на две группы: неорганические и органические. В последнее время широко применяют метало- и кремнийорганические ингибиторы.

2. По областям применения ингибиторы бывают: кислотной коррозии, щелочной коррозии и коррозии в нейтральных средах.

3. По условиям применения – существуют низкотемпературные и высокотемпературные ингибиторы.

4. По особенностям механизма действия ингибиторов бывают адсорбционные и ингибиторы пассивирующего действия.

Ингибиторы коррозии пассивирующего действия для нейтральных сред делятся на:

¨ Ингибиторы окислительного типа, которые проявляют своё действие и в отсутствие кислорода воздуха. Примеры: нитрит натрия NaNO 2 , нитрит аммония NH 4 NO 2 , хромат калия K 2 CrO 4 , дихромат калия K 2 Cr 2 O 7 , молибдат натрия Na 2 MoO 4 и др.

¨ Ингибиторы, не обладающие окислительными свойствами, которые для проявления своего действия нуждаются в кислороде воздуха. Примеры: гидроксид аммония NH 4 NO 3 , гидроксид натрия NaOH, карбонат натрия Na 2 CO 3 , силикат, ортофосфат и тетраборат натрия Na 2 SiO 3 , Na 3 PO 4 и Na 2 B 4 O 7 .

Ингибиторы пассивирующего действия в нейтральных средах окислительного типа при отсутствии хлоридов и сульфатов по отношению к низкоуглеродистым сталям обладают примерно в сто раз большей эффективностью, чем ингибиторы, не обладающие окислительными свойствами. Наименьшая защитная концентрация ингибиторов–окислителей составляет 10 –3 ¸ 10 –4 %, а ингибиторов, не обладающих окислительными свойствами – 0,1 ¸ 0,05%. Ингибиторы коррозии могут вводиться в жидкие среды любой кислотности и в твёрдые материалы: масла, топлива, различные органические жидкости, лакокрасочные, полимерные, фосфатные, оксидные и другие покрытия, а также в упаковочные материалы. Наиболее перспективным является внесение в упаковочные материалы летучих ингибиторов (бензоат аммония, бензоат триэтаноламина, уротропин в смеси с нитритом натрия, нитрит дициклогексиламмония), которые, испаряясь в атмосферу внутри упаковки и адсорбируясь на поверхности металла, переводят его в пассивное состояние.

Замедление скорости коррозии связано прежде всего с исключением из коррозионного процесса части поверхности из-за её экранирования ингибитором. При выборе ингибиторов следует исходить не только из того, как они уменьшают скорость перехода металла в окружающую среду, но и из того, как они влияют на металлические свойства. Поверхностно-активные органические вещества (ПАОВ) с преобладающей катионной функцией более предпочтительны, чем с анионной функцией. Применение подобранных ингибиторов может не только предотвратить растворение металла, но и улучшить его механические свойства.

Защитное действие пассивирующих ингибиторов основано на смещении потенциала металла в положительную сторону и переводе его в пассивное состояние. Такой эффект может быть достигнут различными путями, но во всех случаях причиной снижения скорости коррозии является образование поверхностного защитного слоя. Ингибиторы могут непосредственно участвовать в образовании этого слоя.

Ингибиторы кислотной коррозии применяют при травлении изделий из черных и цветных металлов для удаления с их поверхности окалины и ржавчины, кислотной промывке теплосилового оборудования, при производстве кислот.

Действие ингибиторов атмосферной коррозии так же, как и других типов ингибиторов, сводится прежде всего к изменению ими кинетики электрохимических реакций, лежащих в основе коррозии. Эффективность любых ингибиторов зависит от их концентрации в коррозионной среде, и при некоторых минимальных значениях падает до нуля. Объем окружающей нас воздушной атмосферы практически безграничен и содержание в ней защитной концентрации ингибитора представляется экономически бессмысленно. применение ингибиторов для защиты металлов от атмосферной коррозии возможно поэтому лишь в том случае, если удается ограничить пространство, в которое помещается защищаемый объект, и отделить его от остальной атмосферы. Для этого ингибиторы вводят в смазки, полимерные и другие покрытия; помещают металл в упаковочный материал с внесением ингибитора в свободное пространство между упаковочным материалом и металлическим изделием, или в сам упаковочный материал (например, бумагу).

Коррозии поддаются многие материалы, например металлические, керамические, деревянные, в результате воздействия на них. Как правило, такой эффект достигается из-за неустойчивости конструкции, на которую воздействует термодинамика окружающей среды. В статье подробно разберемся, что такое коррозия металла, какие она имеет виды, а также как можно от нее защититься.

Немного общих сведений

В народе довольно популярным является слово "ржавчина", которое относится к процессу коррозии металла и различных сплавов. К полимерам люди используют понятия “старение”. По факту эти слова являются синонимами. Ярким примером можно назвать старение резиновых продуктов, которые активно взаимодействуют с кислородом. Некоторые пластиковые изделия из-за осадков могут быстро приходить в негодность. То, насколько быстро будет происходить процесс коррозии, полностью зависит от условий, в которые помещено изделие. Особенно влияет влажность окружающей среды. Чем больше ее показатель, тем быстрее металл станет непригодным к использованию. Опытным путем учеными было установлено, что около 10 % изделий на производстве просто списывается из-за коррозии. Виды данного процесса различные, их классификация зависит от типа среды, в которой изделия находятся, скорости и характера протекания. Далее рассмотрим более подробно типы коррозии. Теперь каждый человек должен понимать, что такое коррозия металла.

Искусственное старение

Процесс коррозии не всегда имеет разрушительное влияние и приводит в негодность определенные материалы. Нередко из-за коррозии у покрытия появляются дополнительные свойства, необходимые человеку. Именно поэтому популярным стало искусственное старение. Чаще всего его применяют, если речь идет об алюминии и титане. Только при помощи коррозии можно добиться повышенной прочности материалов. Для того чтобы завершить процесс разрушения правильно, необходимо использовать термическую обработку. Учитывая, что естественное старение материалов в некоторых условиях довольно медленный процесс, то не нужно уточнять, что при использовании этого метода материал должен иметь специальную закалку. Нужно также понимать все риски, которые связаны с данным методом. Например, хотя и прочность материала повышается, но пластичность максимально уменьшается. С легкостью теперь читатель сможет ответить на вопрос о том, что такое коррозия металла искусственного типа.

Отзывы о термической обработке

Данный метод уплотняет молекулы материала, соответственно, меняется структура. Нередко термическая защита необходима для укрепления трубопроводов, так как она позволяет уберечь материал от ржавчины, а также минимизировать давление, которое оказывается на конструкцию, если оно находится под землей. Пользователи этой методики оставляют отзывы, в которых описывают, что данный метод защиты максимально эффективен и действительно показывает хорошие результаты. Такую обработку желательно применять только в промышленной сфере. Из-за того что камеры для обжига и совершения других процессов, необходимые для получения надежной защиты, стоят дорого, метод популярностью не пользуются. Такая защита металла от коррозии довольно эффективна.

Классификация

На данный момент существует более 20 вариантов ржавения. В статье будут описаны только наиболее популярные виды коррозии. Условно они делятся на следующие группы, которые помогут понять подробнее, что такое коррозия металла.

Химическая коррозия - это взаимодействие с коррозионной средой. При этом окисление металла и восстановление окислителя происходит одновременно в одном цикле. Оба материала не разделяются при помощи пространства. Рассмотрим другие виды коррозии металлов.

Электрохимическая коррозия - это взаимодействие металла с электролитом. Атомы ионизируются, окислитель восстанавливается, а эти два процесса происходит за несколько циклов. Их скорость полностью зависит от потенциала электродов.

При газовой коррозии происходит ржавление металла с небольшим содержанием жидкости. Влага не должна превышать 0,1 %. Также данный вид коррозии может происходить в газовой среде при высоких температурах. Наиболее чаще этот вид встречается в промышленности, связанной с химической сферой и нефтеперерабатывающей.

Помимо вышеописанных существует еще множество видов коррозии материалов. Имеются биологическое, целевое, контактное, местное и другие виды ржавения.

Электрохимическая коррозия и ее особенности

При электрохимической коррозии разрушение материала происходит из-за его прикосновения к электролиту. В качестве последнего вещества может быть конденсат, дождевая вода. Нужно заметить, что чем больше будет солей в жидкости, тем выше показатель электропроводности. Соответственно, процесс коррозии будет протекать довольно быстро. Если говорить о наиболее популярных местах, которые поддаются коррозии, нужно отметить заклепки в металлической конструкции, сварные соединения, а также просто места, в которых материал поврежден. Бывает так, что сплав железа при его создании покрыт специальными веществами, которые имеют антикоррозионные свойства. Однако это не предотвращает процесс ржавения, а лишь его замедляет. Довольно ярким примером можно назвать оцинковку. Цинк имеет отрицательный потенциал, если сравнивать с железом. Из-за этого последний материал будет восстанавливаться, а цинк повредится. Если на поверхности будет находиться оксидная пленка, то процесс разрушения станет длительным. Электрохимическая коррозия имеет несколько видов, но нужно отметить, что все они опасные и, как правило, остановить такой вид коррозии металлов невозможно.

Химическая коррозия

Химическая коррозия встречается довольно часто. Например, если человек замечает окалину, то он должен понимать, что она появилась в результате соединения металла, то есть взаимодействия, с кислородом. Как правило, если температура окружающей среды высокая, то процесс коррозии будет заметно ускорен. Участвовать в ржавении могут жидкость, то есть вода, соль, любая кислота или щелочь, растворы солей. Если речь идет о химической коррозии металлов, таких как медь или цинк, что их окисление приводит к устойчивому процессу коррозии пленки. Остальные же формируют окись железа. Далее все химические процессы, которые будут происходить, приведут к появлению ржавчины. Она никак не будет обеспечивать защиту, а наоборот, способствует возникновению коррозии. При помощи оцинковки на данный момент можно защитить многие материалы. Также разработаны и другие средства защиты от химической коррозии металлов.

Виды коррозии бетона

Хрупкость бетона может вызываться одним из трех видов коррозии. Довольно нередко встречается изменение структуры данного материала. Рассмотрим же, из-за чего это происходит.

Наиболее распространенным видом коррозии следует назвать разрушение цементного камня. Как правило, это происходит тогда, когда жидкость и атмосферные осадки постоянно воздействуют на материал. Из-за этого структура материала разрушается. Ниже есть более подробные примеры коррозии металлов:

  • Взаимодействие с кислотами. Если цементный камень будет постоянно под воздействием данных материалов, то образуется довольно агрессивный элемент, который вреден для покрытия. Речь идет о бикарбонате кальция.
  • Кристаллизация труднорастворимых веществ. Здесь речь идет о коррозии. Из-за того что грибки, споры и другие вещества попадают в поры, бетонное покрытие начинает быстро разрушаться.

Коррозия: способы защиты

Из-за коррозии производители часто терпят огромные убытки, поэтому ведется огромная работа, которая позволит избежать данного процесса. Причем нужно заметить, что чаще всего коррозии поддается не сам металл, а огромные металлоконструкции. На их создание производители тратят огромные деньги. К сожалению, обеспечить защиту на все 100 % практически невозможно. Однако, если правильно защищать поверхность, то есть проводить абразивоструйную очистку, можно отсрочить процесс коррозии на несколько лет. Также с ней борются лакокрасочным покрытием. Оно надежно защищает материал. Если металл находится под землей, то его необходимо обрабатывать специальными материалами. Только так можно добиться максимальной защиты металла от коррозии.

Меры предотвращения старения

Как уже было сказано выше, процесс коррозии остановить нельзя. Но можно максимально увеличить время, за которое материал будет разрушаться. Также на производстве, как правило, стараются максимально избавиться от факторов, которые влияют на процесс старения. Например, на заводах периодически каждую конструкцию обрабатывают растворами и полиролями. Именно они избавляют материал от негативного влияния на металл со стороны механических, температурных и химических условий. Для того чтобы подробнее в этом разбираться, следует изучить определение коррозии металлов. Если говорить о замедлении эффекта старения, то следует выделить, что для этого можно использовать термическую обработку. В нормальных условиях эксплуатации этот метод позволит максимально избежать быстрого разрушения материала. Сварщики для того, чтобы швы на изделии не разошлись, используют обжиг при температуре в 650 градусов. Такая методика позволит уменьшить интенсивность старения.

Активные и пассивные методы борьбы

Активные способы борьбы с коррозией действуют, изменяя структуру электрического поля. Для этого необходимо использовать постоянный ток. Напряжение должно быть таким, чтобы изделие имело повышенные характеристики. Довольно популярным методом будет использование “жертвенного” анода. Он защищает материал путем собственного разрушения. Условия коррозии металлов описаны выше.

Что касается пассивной защиты, то для этого используется лакокрасочное покрытие. Оно полностью защищает изделие от попадания жидкости, а также кислорода. Благодаря этому поверхность максимально защищена от разрушения. Следует использовать напыление из цинка, меди, никеля. Даже если слой будет сильно разрушен, он он все равно защитит металл от ржавения. Конечно, нужно понимать, что пассивные методы защиты будут актуальными только в том случае, если поверхность не имеет трещины или сколы.

Отзывы о лакокрасочной защите металлов

На данный момент лакокрасочная защита пользуется особой популярностью. Она эффективна, гибка в применении, а также стоит недорого. Однако если необходимо длительное использование металлической конструкции, то такой метод защиты не подойдет. Более чем 7-8 лет лакокрасочные покрытия защищать материал не смогут. Соответственно, их придется обновлять. Скорее всего, придется проводить реставрацию и заменять поверхность материала. Среди других недостатков данного покрытия нужно отметить ограничения в плане использования. Если необходимо усилить трубы, которые находятся под землей или водой, то лакокрасочная защита не подойдет. Поэтому следует понимать, что, если необходимо, чтобы конструкция использовалась более 10 лет, следует прибегнуть к другим методам защиты.

Оцинкование в подробностях

Рассмотрев основные виды коррозии, необходимо также обсудить наиболее эффективные методы защиты. Одним из таковых можно назвать оцинкование. Оно позволяет защищать материал от сильных разрушений путем изменения физико-химических свойств. На данный момент этот метод считается экономным и эффективным, учитывая, что на обработку цинком тратится практически 40 % от всего добываемого материала на Земле. Важно обработать материал антикоррозийным покрытием.

Оцинкование проводится для стальных листов, крепежных деталей, приборов и огромных металлоконструкций. В целом при помощи подобного распыления можно защитить изделия любого размера и формы. Цинк не имеет никакого декоративного назначения, хотя изредка может добавляться в сплав для получения блеска. В целом нужно понимать, что данный металл позволит максимально защитить от коррозии даже в самых агрессивных условиях.

Особенности защитных средств от ржавчины

При работе с металлом любой человек понимает, что перед тем как наносить защитные материалы, необходимо подготовить поверхность. Зачастую все трудности заключаются именно в этом этапе. Для того чтобы создать специальный барьер, который позволит ржавчине добираться до металла, необходимо ввести понятие компаунда. Благодаря ему в комплекте сформируется защита от коррозии. При этом имеет место электроизоляция. Обычно довольно сложно защищаться от коррозии черных металлов.

Из-за специфики использования различных средств для защиты необходимо понимать условия эксплуатации материала. Если металл будет располагаться под землей, то необходимо использовать многослойные покрытия, которые будут иметь не только антикоррозионные свойства, но и усиленную защиту от механических повреждений. Если речь идет о коммуникациях, которые активно взаимодействуют с кислородом и газами, следует использовать средство, минимизирующее воздействие воды и кислорода. Соответственно, повышенное внимание со стороны производителя будет уделяться изоляции от влаги, пара и низких температур. В таком случае следует добавлять присадки и специальные пластификаторы, ведь причины коррозии металлов различны и защищаться следует от всех видов.

Смесь "Уризол"

Смесь “Уризол” следует рассмотреть отдельно, так как ее используют для покрытия трубопровода. Также она подойдет для фитингов, соединительных деталей, крановых узлов и тех изделий, которые постоянно контактируют с нефтью или газами. Данный состав нужен для того, чтобы избавиться от влияния подземных и атмосферных воздействий. Нередко данная смесь также применяется для изоляции бетонных материалов. Данное вещество наносится очень просто, без какого-либо труда. Для того чтобы обработать поверхность, необходимо использовать распылитель. Только так можно избежать коррозии металлов и сплавов подобных изделий. Как только компоненты соединяются, начинается реакция. Из-за этого возникает полимочевина. После этого смесь переходит в гелеобразное и нетекучее состояние, а после некоторого времени становится твердой. Если скорость полимеризации будет медленной, то начнут образовываться подтеки. Они вредные, так как из-за них трудно наращивать толщину покрытия. Нужно заметить, что эта смесь долгое время сохраняет липкое состояние. За счет этого все слои будут максимально равномерными, а промежуточные замеры толщины сравняются между собой. Если процесс полимеризации будет слишком быстрым, то адгезия состава уменьшится. При этом толщина получаемого слоя для изоляции будет неравномерной. К слову, распылительный пистолет быстро засоряется, если скорость покрытия слишком быстрая. Факторы коррозии металлов не будут появляться, если сделать все верно. Для того чтобы предупредить подобные ситуации, необходимо тщательно подбирать компоненты и соблюдать правила изготовления.

Краски и эмали

Защиту металлопластиковых конструкций можно провести при помощи трех способов.

Ранее уже были описаны лакокрасочные покрытия. Они просты, имеют разнообразные цветовое решение, а также с помощью них можно с легкостью обрабатывать огромные поверхности. Так как процесс коррозии металла довольно быстрый, то и задуматься о покрытии материалами следует сразу же.

Второй вид - это пластмассовые покрытия. Как правило, они создаются из нейлона, ПВХ. Данное покрытие будет максимально защищать от воды, кислот и щелочей.

Третий вид - это покрытие каучуком. Зачастую его используют для защиты резервуаров и других конструкций с внутренней стороны.

Фосфатирование и хроматирование

Металлическую поверхность следует правильно подготовить к процессу защиты. То, какие методы будут использоваться, полностью зависит от типа поверхности. Например, черные металлы защищают при помощи фосфатирования. Цветные металлы можно обрабатывать обоими методами. В целом, если говорить о химической подготовке, необходимо уточнить, что она проходит в несколько этапов. Для начала поверхность обезжиривается. Затем промывается при помощи воды. Далее наносится конверсионный слой. После повторно промывается двумя типами воды: питьевой и деминерализованной соответственно. Далее осталось провести пассивацию. Химическую обработку следует проводить при помощи распыления, погружения, а также пароструйного и гидроструйного методов. Первые два способа необходимо применять при помощи специальных агрегатов, которые полностью подготовят поверхность к работе. То, какой метод выбрать, необходимо решать зависимости от размеров, конфигурации изделия и так далее. Для того чтобы лучше разобраться в этом вопросе, следует знать уравнения реакций коррозии металлов.

Заключение

В статье было описано, что такое коррозия и какие виды она имеет. Сейчас уже любой человек после прочтения данной статьи сможет понять, как защитить любой материал от старения. По большому счету сделать это довольно легко, зная все необходимые инструкции. Главное - понимать все характеристики окружающей среды, в которой материал используется. Если изделия находятся в месте, где происходят постоянные вибрации, а также имеются сильнейшие нагрузки, то в лакокрасочных покрытиях будут возникать трещины. Из-за этого на металл станет попадать влага, соответственно, процесс коррозии начинается незамедлительно. В таких случаях лучше дополнительно использовать резиновые герметики и прокладки, тогда покрытие будет служить немного дольше.

Дополнительно нужно сказать, что конструкция при преждевременной деформации будет быстро портиться и стареть. Соответственно, это может привести к совершенно непредвиденным обстоятельствам. Это будет приносить материальную ущерб и может закончиться гибелью человека. Соответственно, защите от коррозии следует уделять особое внимание.