Минэнерго вряд ли найдет в России поставщика газовых турбин большой мощности для ТЭЦ Крыма.

Под эти требования подходит только турбина Объединенной двигателестроительной корпорации (ОДК) ГТД-110, но она не будет доработана к моменту строительства этих станций. А нынешние владельцы ГТД-110 сходятся в том, что модель действительно нуждается в серьезной модернизации.

Объединенная двигателестроительная корпорация (входит в «Ростех») не успеет доработать газовую турбину ГТД-110 к моменту планового окончания строительства генерации в Крыму, где планируется использование турбин большой мощности.

Как вчера сообщил заместитель гендиректора ОДК Сергей Михайлов, сейчас ОДК совместно с «Интер РАО» и «Роснано» занимается модернизацией ГТД-110. Планируется увеличить мощность турбины со 110 до 120 МВт и повысить ее КПД на 2-3%. По плану-графику, говорит господин Михайлов, опытно-промышленный образец модернизированной ГТД-110М должен быть создан во второй половине 2017 года, говорит он, потом он будет испытан на спецстенде и установлен на Ивановских ПГУ «Интер РАО».

Топ-менеджер отметил, что поскольку завершение строительства ТЭЦ большой мощности в Крыму должно состояться в 2017 году, то использовать ГТД-110М здесь «не представляется возможным». «ОДК готова предложить для решения оперативных вопросов энергообеспечения потребителей Крыма газотурбинные электростанции с блоками по 25 МВт»,— добавил он.

В энергодефицитном Крыму, на 80% зависящем от поставок с Украины и столкнувшемся с перебоями в энергоснабжении из-за топливного кризиса в этой стране, планировалось построить две крупные газовые ТЭЦ общей мощностью 770 МВт. Но введение Евросоюзом и США запрета на поставки энергооборудования в Крым фактически свело на нет возможность строительства крупноблочных ТЭЦ, турбины для которых в основном импортные.

«Россети» предложили альтернативный план с турбинами малой мощности (25-50 МВт), его поддержали и власти Крыма, но Минэнерго России было против (см. «Ъ» от 25 ноября). Вчера в Минэнерго комментариев не дали, пообещав обновить позицию после совещания на следующей неделе.

ГТД-110 — единственная российская газовая турбина большой мощности, но надежность ее работы до сих пор под вопросом. «Газпром энергохолдинг» (ГЭХ), у которого эта турбина установлена на Рязанской ГРЭС, из-за нестабильной работы уже не первый год хочет заменить ее на зарубежную, но пока это не удалось. В ГЭХ говорят, что «оборудование нуждается в существенной доработке». На Ивановских ПГУ «Интер РАО» эксплуатируются четыре такие турбины, сейчас из них работает одна. В «Интер РАО» сообщили, что ГТД-110 — «инновационное оборудование, нуждающееся в усовершенствовании».

Как говорит глава отдела электротехнической промышленности и энергомашиностроения департамента металлургии, станкостроения и тяжмаша Минпромторга Олег Токарев, взаимоотношения машиностроителей и энергетиков в РФ разрушены в 1990-е годы.

«Отечественное машиностроение не могло обеспечить ни по количеству, ни по качеству спрос со стороны отрасли, и она обратилась к зарубежным производителям,— говорит он.— Последовало снижение заказов, невозможно было создавать новое оборудование, тиражировать его, наложился и недостаточный уровень господдержки. В результате в 2013 году объем заказов российским предприятиям сократился по сравнению с 1975 годом в 15 раз, по турбинам всех видов — втрое».

Но после санкций спрос на российское оборудование возник вновь. По данным «Ъ», власти Крыма активно ищут поставщиков оборудования среди российских производителей. В Минэнерго Крыма комментариев вчера не дали. По информации «Ъ», для этой цели изучали возможности компаний «Протон — Пермские моторы» (контролируется ГКНПЦ имени Хруничева) и СП «Интер РАО» и GE в Рыбинске, которое отгрузит первую турбину на 79 МВт «Роснефти» уже в 2015 году (в «Интер РАО» этот вопрос не комментируют).

Поставщики паровых турбин также изучают возможность участия в укомплектовании крымских станций. Так, в ЗАО «РОТЕК» «Ъ» сообщили, что в проектах развития энергосистемы Крыма могут использоваться турбоагрегаты Уральского турбинного завода, прежде всего паровые турбины.

В рамках государственной программы Российской Федерации по развитию Крыма и Севастополя планируется возведение двух тепловых электростанций. Новые ТЭС должны в полном объеме покрыть потребности всего полуострова и обеспечить энергонезависимость.

Для реализации проекта требуется 8 турбин суммарной мощностью 470 МВт. Газовые турбины были выбраны еще на этапе разработки проекта. Однако с учетом введённых западными странами ограничений договориться о поставке не удалось.

Альтернативным вариантом было размещение на всем полуострове множества небольших станций, но от этой идеи отказались в пользу первого проекта.

В начале 2017-го года велись переговоры с Ираном о поставке оборудования компании Mapna, которая работает по лицензии Siemens. Информации о том, почему сорвалась сделка, нет, но вероятно, что иранская сторона не захотела идти на конфликт с немцами.

Мнение властей РФ

Согласно официальному заявлению госкорпорации Ростех турбины удалось приобрести на вторичном рынке. Именно они, после модернизации под требования проекта, были поставлены на полуостров.

На первых этапах разгорающегося скандала официальный Кремль отказался от комментариев. Позже пресс-секретарь президента Дмитрий Песков сообщил, что в Крыму находятся турбины отечественного производства.

Эти слова подтвердил министр промышленности и торговли, но добавил, что будут использоваться совместно с импортными деталями. Никаких деталей при этом не приводится.

Вероятно, что речь может идти о компании «Интеравтоматика», которой Siemens имеет мониторинговый пакет. В этом случае российская фирма может располагать любой документацией на турбины и провести модернизацию без особых проблем.

Анонимные источники, на которые ссылаются СМИ, утверждают, что переработки настолько глубокие, что изделие не может в полной мере считаться немецким.

Мнение властей Украины

Украинские официальные лица хранят молчание. Украинские СМИ, напротив, активно обсуждают сложившуюся ситуацию. Все, без каких-либо расследований и достоверных данных, уверены, что в Крыму находятся турбины Сименс.

Это не вызывает сомнений, расходятся только в глубине вины немецкой компании. Одни представители прессы уверены, что Российская Федерация попросту обманула немецкую сторону. Другие уверяют, что глава компании вступил в сговор с российской стороной.

Представитель Siemens Вольфрам Трост отвергает всяческие обвинения, заверяя, что нарушения санкционного режима не было. Компания отчетливо понимает, чем может грозить эта история.

В 2011-м году Siemens и российская компания ОАО «Силовые машины» создали совместное предприятие «Сименс Технологии Газовых Турбин (СТГТ)». На основе появившихся в интернете информации было организовано внутреннее расследование инцидента, которое вылилось в судебный иск к компании «Технопромэкспорт».

Компания «СТГТ» привлечена, как одна из сторон участвующая в ранее заключенных контрактах. Немцы полагают, что компания-ответчик нарушила контрактные обязательства касательно экспортных ограничений.

На видео — турбины для ТЭС в Крыму:

Какие турбины поставлены в Крым

Предположительно в Крыму находятся турбины SGT5-2000E, которые производит «СТГТ». По мнению немцев «Технопромэкспорт» приобрела эти турбины для объекта на острове Тамань. Однако проект не получил продолжения и приобретенные турбины были отправлены в Крым. Суд отложил рассмотрение дела 21 августа.

Севастопольская ТЭС

С самого начала у «Технопромэкспорт» возникли проблемы с немецкими партнерами. Долгое время уже купленные турбины не поставлялись из-за опасений нарушений санкций. Затем сама российская компания попала под европейскую немилость и выставила на продажу только полученное оборудование. В связи с этим «Технопромэкспорт» не смог продолжать участие в работе по возведению ТЭС в Тамани.

Еще в 2015 году сообщалось, что «СТГТ» будет поставлять турбины в Крым. В 2016-м Reuters впервые заявил о том, что турбины будут перенаправлены.

Расследование Украины

Украинские активисты из проекта «Майдан Закордонних Справ» отследили путь, по которому санкционное оборудование попало в Крым. По их мнению, движение началось из порта «Кавказ», где буксир «Шквал» принял баржу для перевозки тяжелых грузов. Затем буксир взял курс на Феодосию, далее, под покровом ночи, турбины перевезены в Севастополь.

Кто будет обслуживать

В свете возникшего резонанса «Siemens» заявили, что будут добиваться возвращения оборудования на материковую часть России. В противном случае немцы отказываются от обязательств по обслуживанию.

Российские эксперты уверяют, что в этом случае больших проблем возникнуть не должно. Оборудование известно российским специалистам, ранее уже устанавливалось и успешно обслуживается. Кроме того, если проведена глубокая модернизация с привлечением компании «Интеравтоматика», то такими же путями возможно и обеспечить нормальное функционирование.

Компания Siemens обвиняла структуры Ростеха в нарушении договоренностей при поставках ее газовых турбин. Немецкий концерн считает, что это оборудование не должны были использовать при строительстве теплоэлектростанций (ТЭС) в Крыму из-за санкций Евросоюза. Siemens проиграл судебный спор о возврате газовых турбин.

ТАСС рассказывает о сути скандала, действиях сторон, а также о самих турбинах и их значении для республики.

Зачем в Крыму нужны были турбины?

"Технопромэкспорт", входящий в госкорпорацию "Ростех", строит в Крыму две газотурбинные ТЭС — в Севастополе и Симферополе.

Именно для них и предназначались турбины, произведенные компанией.

До воссоединения с Россией около 80% электроэнергии в Крым поступало с Украины. Сейчас российские власти создают условия для самообеспечения полуострова. Его общая потребность в электроэнергии составляет 1350 МВт, а к 2021 году из-за развития экономики она может вырасти в два раза.

Почему на полуострове решили строить эти ТЭС?

В 2014 году в рамках ФЦП "Социально-экономическое развитие Крыма" власти решили:

  • организовать энергомост "Крым — Кубань", который поставлял бы электроэнергию с Ростовской АЭС;
  • построить две газотурбинные ТЭС.

На время строительства энергией Крым должна была обеспечивать Украина — с ней подписали соответствующий договор. Но в октябре 2015 года неизвестные подорвали одну из опор линий электропередачи, связывавших Украину с полуостровом. Еще через месяц были взорваны остальные опоры. И Крым перестал получать электроэнергию извне.

К тому моменту регион обеспечивал себя электроэнергией всего на 35%. Из-за чего веерные отключения электричества. МЧС предоставило генераторы для бесперебойной подачи энергии в больницы. Тем не менее без последствий не обошлось. Не работали детские сады, остановились троллейбусы, свет в жилые дома давали на 4-8 часов в день.

Преодолеть удалось в декабре 2015 года. А полностью покрыть потребность в энергии Крым к маю 2016-го, когда заработали все четыре очереди энергомоста.

Зачем нужны новые ТЭС, если есть энергомост?

Поставляемой по энергомосту энергии хватает, чтобы обеспечить текущие потребности полуострова. Но очевидно, что по мере развития экономики будет расти и потребность в электроэнергии.

Суммарная мощность новых ТЭС составит 1000 МВт, что позволит избежать энергетического дефицита при любом росте потребления.

Первоначально запуск первых энергоблоков Таврической и Балаклавской станций ожидался летом 2018 года, но в итоге его перенесли:

  • в ночь на 1 октября их запустили на полную мощность (по 500 МВт каждая) в рамках пусконаладочных работ;
  • ввод в эксплуатацию на начало ноября.

Из-за чего возник конфликт вокруг турбин для ТЭС?

Изначально на станциях планировали разместить турбинные установки, произведенные на заводе ООО "Сименс технологии газовых турбин" в Санкт-Петербурге. Это совместное предприятие Siemens (владеет 65% акций) и ПАО "Силовые машины" (35% акций). Но это могло обернуться для немецкого концерна проблемами, потому что из-за санкций европейские компании не могут поставлять продукцию в Крым.

В феврале 2017 года Ростех попытался договориться о поставке турбин из Ирана, но сделка сорвалась.

В начале июля 2017 года агентство Reuters со ссылкой на источник сообщило, что на крымский объект поступили две немецкие турбины. Подрядчик строительства ТЭС , что турбины купили на вторичном рынке и модернизировали силами российских заводов и инжиниринговых компаний.

Тем не менее в Siemens посчитали поставки турбин в Крым нарушением контрактных обязательств и потребовали, чтобы их вернули в Краснодарский край.

11 июля 2017 года министр промышленности и торговли Денис Мантуров , что обе ТЭС оснастят российскими турбинами "с использованием элементов зарубежного производства". В интервью ТАСС он пояснил, что Россия обеспечила максимальную юридическую корректность при использовании технологий Siemens. По его словам, у турбин есть "российский сертификат".

Как Siemens отреагировал на поставку турбин в Крым?

Компания Siemens обратилась в суд.

И не дожидаясь результатов, немецкий концерн прекратить участие (46%) в российской компании "Интеравтоматика". Эта компания была одним из подрядчиков, занимающихся установкой турбин. Впрочем, дальше слов дело не пошло — как в мае 2018 года глава Ростеха Сергей Чемезов, концерн не может продать свой пакет из-за санкций.

Также Siemens решил:

Кроме того, в Siemens заявляли, что новые проекты по созданию газотурбинного энергооборудования в России будут проводить только через ООО "Сименс технологии газовых турбин" (СТГТ).

При этом представитель Siemens Филип Энч , что концерн не собирается уходить с российского рынка.

О чем спорили в суде?

Арбитражный суд Москвы два иска к структурам Ростеха. Первый подал Siemens, истцом по второму делу выступило совместное предприятие Siemens и "Силовых машин" — "Сименс технологии газовых турбин".

Они оспаривали два договора:

  • о поставке газотурбинных установок, заключенный в марте 2015 года между "Сименс технологии газовых турбин" и ОАО "Технопромэкспорт";
  • о перепродаже этих турбин ООО "Технопромэкспорт", заключен в октябре 2016 года.

Кроме того, Siemens хотел получить оборудование обратно. Этого же от предприятий Ростеха требовали "Сименс технологии газовых турбин".

В свою очередь, ОАО и ООО "Технопромэкспорт" подали встречный иск. В нем российские компании оспаривали пункты контракта, которые, как следует из материалов дела, "противоречат запрету на действия, наносящие ущерб суверенитету РФ, принципу единства экономического пространства и свободного перемещения товаров на территории РФ, что не соответствует основам Конституции РФ".

1 октября в оккупированном Крыму запустили в эксплуатацию первые блоки сразу двух тепловых электростанций: Таврической (в Симферополе) и Балаклавской (в Севастополе). Об этом СМИ сообщил лично заместитель министра энергетики РФ Андрей Черезов, который курировал строительство по прямому распоряжению Владимира Путина.

Первой в ночь на понедельник заработала Таврическая ТЭС, позднее запустили блок на Балаклавской. Этому предшествовала работа по переключению магистральных сетей на полуострове: в частности, для выдачи мощности с новых ТЭС была замкнута Западно-Крымская высоковольтная линия. Энергоблоки пока работают в режиме пуско-наладки, а их ввод в штатную (постоянную) эксплуатацию намечен на первую декаду ноября.

"Сегодня в ночь Таврическая ТЭС запущена первой: первый блок сейчас уже работает в сеть на полную мощность. В восемь утра закончен пуск блока на Балаклавской. 500 МВт мощности сейчас Крым плюсом имеет, кроме того, что передается по энергомосту, - сообщал Черезов практически в прямом эфире.

По его словам, теперь предстоит серьезная работа, связанная с окончательным вводом в эксплуатацию первых блоков станций, ведутся проверочные мероприятия для получения разрешений на их запуск. По мнению Черезова, все должно решиться в течение месяца.

Напомним, что оккупационные власти строят ТЭС мощностью по 470 МВт в Симферополе и Севастополе в соответствии с так называемой "федеральной целевой программой развития Крыма и Севастополя до 2020 г.", которая предусматривает выделение 49 млрд руб. (21 млрд грн) на развитие энергетики полуострова. Строительство обеих ТЭС было поручено компании "Технопромэкспорт" из состава госкорпорации "Ростех".

Планировалось, что первые энергоблоки ТЭС введут в эксплуатацию сперва в самом начале года, потом - в конце мая 2018 г., но строительство сопровождалось постоянными срывами работ и многократными переносами сроков. Основными причинами были конфликты из-за санкций, а также неготовность инфраструктуры. В марте в "министерстве топлива и энергетики" Крыма заявляли, что газопровод к ТЭС "в режиме пусконаладочных работ", вопрос в оформлении документов Ростехнадзором. Но строительство активизировалось только после увольнения руководства "Черноморнефтегаза". Подрядчику пришлось переделывать работы, которые были произведены ранее с нарушением ГОСТов, чтобы Ростехнадзор мог выдать разрешающие документы.

На всех желающих еле хватит

Вторые блоки планируется запустить до конца года. Ввод этих двух ТЭС в эксплуатацию на полную мощность (пока они работают наполовину) позволит сбалансировать собственное потребление электроэнергии и ее производство на территории полуострова. Однако дефицит электроэнергии в Крыму сохранится, так как вряд ли удастся полностью решить проблему с аварийными отключениями, ведь сети на полуострове сильно изношены.

Напомним, что Крым всегда был энергодефицитным - собственных генерирующих мощностей на полуострове никогда не хватало, чтобы обеспечить всех потребителей. Ситуация усугубилась в ночь на 22 ноября 2015 г., когда были подорваны опоры всех четырех ЛЭП, по которым полуостров снабжался энергией из Украины. Тогда оккупационным властям пришлось на долгое время ввести режим чрезвычайной ситуации и графики веерных отключений электричества. Частично нехватку электричества компенсировали в мае 2016 г., поэтапно запустив энергомост мощностью 800 МВт из Краснодарского края.

По подсчетам заместителя министра энергетики РФ, после запуска на полную мощность Таврической и Балаклавской теплоэлектростанций, а также начала работы новой Сакской ТЭЦ и с учетом мощности энергомоста Крым и Севастополь получат в совокупности 2160 МВт мощности. При нынешнем уровне потребления этого достаточно, но в перспективе развития региона этого объема генерации уже будет не хватать.

"Если в дальнейшем понадобятся дополнительные мощности... у нас есть станция Симферополь. Изначально она строилась как трехблочная станция. Там сейчас два блока. Третий в принципе построить в логике той инфраструктуры, которая уже готова, большого времени не требует", - сказал журналистам Черезов.

Однако независимые эксперты в России считают, что запуск новых станций мало поможет в обеспечении энергобезопасности Крыма, так как устранение дефицита энергомощностей не решает проблему износа и недостаточного развития распределительных сетей.

Темная история с турбинами

Запуск первых блоков Таврической и Балаклавской ТЭС не привлек бы столько внимания, если бы не был связан с громким "санкционным" скандалом. Дело в том, что на них установлены турбины немецкой компании Siemens, незаконно ввезенные на полуостров вопреки санкциям Евросоюза.

Напомним, что, когда в 2014 г. Россия анонсировала строительство двух новых ТЭС в только что оккупированном Крыму, турбин для них не имелось, а в России они не производились. Заказать их у западных компаний тоже было нельзя: с 2015 г. начали действовать санкции, введенные США и Евросоюзом после аннексии Крыма и они прямо запрещали поставку технологий и оборудования для крымской энергетики.

Тогда россияне решили использовать в темную своего давнего партнера - компанию Siemens. Немецкий производитель ранее поставил четыре турбины для электростанций в Тамани. Импортером выступила российская компания "Технопромэкспорт", та самая, что строила две ТЭС в Крыму.

В июне 2017 г. западные СМИ сообщили, что четыре турбины были перемещены из Тамани в Крым. Компания Siemens сразу начала расследование и признала, что две турбины из четырех действительно могли попасть на полуостров. 6 июля "Технопромэкспорт" заявил, что якобы приобрел четыре комплекта газотурбинных установок для крымских электростанций на вторичном рынке. В Siemens ответили: "Мы получили надежную информацию о том, что все четыре газовые турбины, которые предназначались для проекта в Тамани, летом 2016 года были модифицированы и, вопреки четким контрактным договоренностям, доставлены в Крым".

11 июля немецкая компания обратилась в московский арбитраж с иском "о признании сделки о продаже турбин "Технопромэкспорту" для проекта в Тамани недействительной и применении последствий недействительности сделки". Но суд оставил заявление без движения до 21 августа. (Позднее Siemens, пытаясь вернуть турбины, в первых двух инстанциях проиграла суды.)

21 июля в Siemens официально подтвердили незаконное перемещение четырех своих газовых турбин, предназначенных для проекта в Тамани, на территорию оккупированного Крыма вопреки санкциям ЕС. В том же заявлении немецкая компания сообщила о приостановке поставок генерирующего оборудования по действующим контрактам с российскими госкомпаниями. Также Siemens заявила о выходе из состава ЗАО "Интеравтоматика" - эта российско-немецкая компания была задействована в установке турбин на ТЭС в Крыму.

Юристы Siemens заявили, что продолжат уголовное преследование должностных лиц компании "Технопромэкспорт", ответственных за перемещение турбин, а также судебный процесс, призванный предотвратить поставки нового оборудования в Крым и обеспечить возврат уже поставленного. Siemens также предложила провести обратный выкуп оборудования для таманской станции и аннулировать контракт на его поставку.

28 июля 2017 г. руководство "Технопромэкспорта" признало, что поставило газовые турбины Siemens в оккупированный Крым, однако представило версию, что недоукомплектованные турбины были куплены у неназванного поставщика, после чего модернизированы российскими подрядчиками и только тогда отправлены в Крым.

14 декабря 2017 г. уже упоминавшийся заместитель главы минэнерго РФ Андрей Черезов сообщил журналистам, что две турбины производства Siemens на двух строящихся ТЭС в Крыму уже смонтированы, еще две будут установлены позже, все оборудование будет обслуживать компания "Технопромэкспорт", в штате которой есть российские специалисты, сертифицированные Siemens. Тем самым Черезов де-факто признал, что лично курировал операцию по обману немецкого концерна.

Строительство россиянами электростанций в Крыму пока никак не скажется на каких-либо отношениях полуострова с Украиной. Это сугубо внутренние действия оккупационной администрации, и в будущем они будут рассматриваться в рамках международного права и в контексте всей истории с попыткой России отнять у Украины Крым. А пока вряд ли стоит переживать из-за появления этих ТЭС в Крыму.

В Саках заканчивается строительство ТЭЦ мощностью в 120 МВт, которая полностью обеспечит регион светом, а сам город - теплом.

Станция полностью сделана из отечественных материалов и оборудования. Кроме того, впервые в силовой установке использованы переделанные авиационные турбины с самолета Ту-204. На таком лайнере летает президент России Владимир Путин.

Авиация - энергетике

Сакская ТЭЦ будет полностью запущена в ноябре текущего года, а аттестована - уже к 1 июня. Об этом журналистам рассказал заместитель генерального директора АО «КрымТэц» Феликс Копышевский. На данный момент на агрегатах идут пусконаладочные работы.

«На сегодняшний день ведутся наладочные работы на ОРУ (открытое распределительное устройство - ред.), ведутся наладочные работы на газотурбинных агрегатах, прокачка масляных систем и блоков дожимных компрессорных станций. Готовим станцию к подключению газа. С 15 по 20 апреля мы уже начнем запускать турбины. Через 24 дня после пусконаладочных работ мы выйдем в сеть. Вся станция будет аттестована к 1 июня», - сообщил Феликс Копышевский.

Отдельное внимание он уделил турбинам ГТА-25, которые впервые используются при строительстве ТЭЦ.

«Это отличные турбины ГТА-25 на 22,5 МВт, очень надежные. Произведены они в России - в Перми. Такие турбины работают на газовых и нефтяных месторождениях. Кроме того, такие же турбины, но чуть по-другому оборудованные, используются на самолетах Ту-204. На таком летает наш президент Владимир Путин. На второй очереди будут установлены две другие турбины по 16 МВт каждая. Все оборудование, которое используется на нашей станции, отечественного производства», - рассказал замгенерального директора «КрымТэц».

Импортозамещенная ТЭЦ

При строительстве использовались также только отечественные материалы, которые доставлялись в Крым со всей России.

«Оборудование поступает со всей России. Все, что связано с “силовым островом” поставляет предприятие “Ростеха”, систему выхлопа и котлы-утилизаторы делает предприятие из Таганрога, градирни - Московская область, а “Калужский турбинный завод” поставляет турбины», - уточнил Копышевский.

Кроме того, по его заверению, станция «абсолютно экологически чистая».

«У нас трубы 75 метров высотой - все согласно экологическим нормам. Эта станция абсолютно экологически чистая и никакого вреда окружающей среде она наносить не будет. Проектировщик принял такое решение, поскольку Саки - курортный город»

Феликс Копышевский

В дальнейшем планируется, что по такой же схеме будут модернизированы и другие станции. Например, Камыш-Бурунская в Керчи.

«Станция сама по себе уникальна. Установлены отличные двигатели и впервые они используются на электростанции. Мы рассматриваем вопрос о строительстве таких станций в дальнейшем, поскольку необходимо развивать Камыш-Бурунскуюстанцию и другие. Нам нужно 2,5 ГВт генерации в Крыму. Поэтому в Керчи необходима станция с такой же генерацией - не меньше 120 МВт. У нас достаточно сил и средств, чтобы начать эту работу», - рассказал Феликс Копышевский.

«КрымТЭЦ» в 2017 году выиграла конкурс на право строительства 120 МВт в Крыму на базе существующей Сакской ТЭЦ. Цена мощности по итогам конкурса составила 2,115 миллиона рублей за 1 МВт. По постановлению правительства РФ, дата поставки мощности новой генерации - с 1 декабря 2017 года. Допускается отсрочка до 1 июня 2018 года в отношении всего объема, и до 1 ноября 2018 года - в отношении 25% от мощности.

Полная стоимость проекта составит 14 миллиардов рублей, это кредитные ресурсы. Потребление газа строящейся станции в номинальном режиме составит порядка 26 тысяч кубометров в час. На втором этапе строительства будет дополнительно смонтировано оборудование для использования выхлопных газов станции на производство электроэнергии с помощью паровой турбины. Потребление газа при этом не увеличится, отметили в компании.