Сущность и условия формирования общественно необходимых затрат труда при разных общественных формах организации производства.

Трудовая теория стоимости.

Тема 1.3. Стоимость и цена

Согласно экономической теории стоимость товара - это воплощенный в товаре общественный труд товаропроизводителя. Стоимость создается в производстве, а проявляется в обмене, когда изготовленный товаропроизводителем товар продается, приравниваясь к другим товарам. Величина стоимости товара определяется количеством овеществленного и живого труда, необходимого для его производства и в целом измеряется рабочим временем.

Так как разные товаропроизводители затрачивают на производство одного и того же товара неодинаковое количество труда (времени), товары имеют различную индивидуальную стоимость. Но поскольку стоимость воплощает общественный труд, величина общественной (рыночной) стоимости не может определяться только индивидуальными затратами труда. Общественная стоимость определяется общественно необходимым рабочим временем, т.е. временем, затраченным на изготовление товара, при данных общественно нормальных условиях производства и среднем в данном обществе уровне умелости и интенсивности труда, или временем, затраченным на производство основной массы товаров данного вида.

Регулирование обмена товаровпроисходитв соответствии с количеством затраченного на их производство общественно необходимого трудана основании объективного экономического закона товарного производства - закона стоимости. Закон стоимости - по К. Марксу - экономический закон товарного производства, регулирующий обмен товаров в соответствии с количеством затраченного на их производство общественно необходимого труда, в соответствии с общественной стоимостью. В сфере обращения товаров для экономики с полным или частичным саморегулированием процессов производства и реализации товаров в условиях конкуренции, закон стоимости выступает как стихийный регулятор общественного производства, через механизм ценообразования, который сводится к тому, что экономическая категория цена товара служит денежным выражением стоимости товара и предназначена для косвенного измерения величины затраченного на производство товаров общественно необходимого рабочего времени.

Конкретный и абстрактный труд. Конкретный труд как создатель потребительных стоимостей, как полезный труд, который не зависит от общественных форм, является условием существования людей, вечной природной необходимостью. Такой труд имеет определенную цель, характер операций, предмет, средства и результаты. Поэтому общественный труд, который затрачивается в особо целесообразной форме с использованием определенных средств и предметов труда, характеризуется своеобразной целью и создает специфическую потребительную стоимость, - это конкретный труд. Так, орудием труда сталевара является мартеновская печь, портного - швейная машинка. В качестве предмета труда первый использует кокс и чугун, второй - ткани, нитки. Результатом труда сталевара является сталь, а портного - одежда. Конкретный труд - это историческая форма полезного и целенаправленного труда в условиях существования товарного производства. Совокупность многих качественно различных полезных видов (семейств, подвидов и др.) работ составляет общественное разделение труда. В конце 30-х годов в США насчитывалось более 30 тыс. занятий, ремесел, профессий, которые приблизительно соответствовали численности конкретных видов труда. В последующие десятилетия, как уже отмечалось, их количество значительно возросло.


Абстрактный труд является общественной формой затрат физических и умственных сил человека, общей экономической категорией товарного производства. При определении этого труда следует абстрагироваться от качественных различий многих конкретных видов труда, от его полезных форм. В таком случае абстрактный труд можно рассматривать как труд вообще, труд, который содержит в себе то общее, что присуще многим сотням тысяч видов конкретного труда.

Между конкретным и абстрактным трудом существует различие: в первом случае речь идет о том, как осуществляется труд и что он производит, во втором - сколько труда затрачивается и сколько времени он продолжается. Конкретный труд характеризуется преимущественно с качественной, абстрактный - преимущественно с количественной стороны. В абстрактном труде существенное значение имеют затраты человеческой рабочей силы с физиологической точки зрения (затраты нервной, умственной, мышечной энергии и т. д.). Поэтому труд товаропроизводителя, который характеризуется затратой рабочей силы вообще (независимо от ее конкретной формы), создает стоимость и является специфической формой труда в условиях товарного производства, - это абстрактный труд. В этом понимании абстрактный труд является общественной формой труда вообще и выражает отношения между людьми по поводу производства и присвоения потребительных стоимостей. Это означает, что абстрактный труд - специфическая экономическая категория товарного производства, отражающая отношения между товаропроизводителями в процессе сравнения (путем обмена) различных видов труда безотносительно к их конкретной форме.


Первоначально товар предстал перед нами как нечто двойствен-ное: как потребительная стоимость и меновая стоимость. Впоследствии обнаружилось, что и труд, поскольку он выражен в стоимости, уже не имеет тех признаков, которые принадлежат ему как созидателю потребительных стоимостей. Эта двойственная природа содержащегося в товаре труда впервые критически доказана мною >. Так как этот пункт является отправным пунктом, от которого зависит понимание политической экономии, то его следует осветить здесь более обстоятельно.
Возьмем два товара, например один сюртук и 10 аршин холста. Пусть стоимость первого вдвое больше стоимости последних, так что если 10 аршин холста=к>, то сюртук =2w.
Сюртук есть потребительная стоимость, удовлетворяющая опре-деленную потребность. Для того чтобы создать его, был необходим определенный род производительной деятельности. Последний определяется своей целью, характером операций, предметом, средствами и результатом. Труд, полезность которого выражается таким образом в потребительной стоимости его продукта, или в том, что продукт его является потребительной стоимостью, мы просто назовем полезным трудом. С этой точки зрения труд всегда рассматривается в связи с его полезным эффектом.
Как сюртук и холст - качественно различные потребительные стоимости, точно так же качественно различны между собой
и обусловливающие их бытие работы: портняжество и ткачество. Тїсли бы эти вещи не были качественно различными потребительными стоимостями и, следовательно, продуктами качественно различных видов полезного труда, то они вообще не могли бы противостоять друг другу как товары. Сюртук не обменивают на сюртук, данную потребительную стоимость - на ту же самую потребительную стоимость.
В совокупности разнородных потребительных стоимостей, или товарных тел, проявляется совокупность полезных работ, столь же многообразных, разделяющихся на столько же различных родов, видов, семейств, подвидов и разновидностей, одним словом - проявляется общественное разделение труда. Оно составляет условие существования товарного производства, хотя товарное производство, наоборот, не является условием существования общественного разделения труда. В древнеиндийской общине труд общественно разделен, но продукты его не становятся товарами. Или возьмем более близкий пример: на каждой фабрике труд систематически разделен, но это разделение осуществляется не таким способом, что рабочие обмениваются продуктами своего индивидуального труда. Только продукты самостоятельных, друг от друга не зависимых частных работ противостоят один другому как товары.
Итак, в потребительной стоимости каждого товара содержится определенная целесообразная производительная деятельность, или полезный труд. Потребительные стоимости не могут противостоять друг другу как товары, если в них не содержатся качественно различные виды полезного труда. В обществе, продукты которого, как общее правило, принимают форму товаров, т. е. в обществе товаропроизводителей, это качественное различие видов полезного труда, которые здесь выполняются независимо друг от друга, как частное дело самостоятельных производителей, развивается в многочленную систему, в общественное разделение труда.
Для сюртука, впрочем, безразлично, кто его носит, сам ли портной или заказчик портного. В обоих случаях он функционирует как потребительная стоимость. Столь же мало меняет отношение между сюртуком и производящим его трудом тот факт, что портняжный труд становится особой профессией, самостоятельным звеном общественного разделения труда. Там, где это вынуждалось потребностью в одежде, человек портняжил целые тысячелетия, прежде чем из человека сделался портной. Но сюртук, холст и вообще всякий элемент вещественного богатства, который мы не находим в природе в готовом виде, всегда должен создаваться при посредстве специальной, целесообразной производительной деятельности, приспособляющей различные вещества природы к оп-ределенным человеческим потребностям. Следовательно, труд как созидатель потребительных стоимостей, как полезный труд, есть не зависимое от всяких общественных форм условие существования людей, вечная естественная необходимость: без него не был бы возможен обмен веществ между человеком и природой, т. е. не была бы возможна сама человеческая жизнь.
Потребительные стоимости: сюртук, холст и т. д., одним словом - товарные тела, представляют собой соединение двух элементов - вещества природы и труда. За вычетом совокупной суммы всех различных полезных работ, заключающихся в сюртуке, холсте и т. д., всегда остается известный материальный субстрат, который существует от природы, без всякого содействия человека. Человек в процессе производства может действовать лишь так, как действует сама природа, т. е. может изменять лишь формы веществ). Более того. В самом этом труде формирования он постоянно опирается на силы природы. Следовательно, труд не единственный источник производимых им потребительных стоимостей, вещественного богатства. Труд есть отец богатства, как говорит Уильям Петти, земля - его мать 30.
Перейдем теперь от товара как предмета потребления к товарной стоимости.
Согласно нашему предположению, сюртук имеет вдвое большую стоимость, чем холст. Но это только количественная разница, которая нас пока не интересует. Мы напомним поэтому, что если стоимость одного сюртука равна двойной стоимости 10 аршин холста, то 20 аршин холста имеют ту же самую величину стоимости, что один сюртук. Как стоимости, сюртук и холст суть вещи, имеющие одну и ту же субстанцию, суть объективные выражения однородного труда. Но портняжество и ткачество - качественно различные виды труда. Бывают, однако, такие общественные условия, при которых один и тот же человек попеременно шьет и ткет и где, следовательно, оба эти различные виды труда являются лишь модификациями труда одного и того же индивидуума, а не прочно обособившимися функциями различных индивидуумов, - совершенно так же, как сюртук, который портной шьет сегодня, и брюки, которые он делает завтра, представляют собой лишь вариации одного и того же индивидуального труда. Далее, ежедневный опыт показывает, что в капиталистическом обществе, в зависимости от изменяющегося направления спроса на труд, известная доля общественного труда предлагается попеременно, то в форме портняжества, то в форме ткачества. Это изменение формы труда не совершается, конечно, без известного трения, но оно должно совершаться. Если отвлечься от определенного характера производительной деятельности и, следовательно, от полезного характера труда, то в нем остается лишь одно, - что он есть расходование человеческой рабочей силы. Как портняжество, так и ткачество, несмотря на качественное различие этих видов производительной деятельности, представляют собой производительное расходование человеческого мозга, мускулов, нервов, рук и т. д. и в этом смысле - один и тот же человеческий труд. Это лишь две различные формы расходования человеческой рабочей силы. Конечно, сама человеческая рабочая сила должна быть более или менее развита, чтобы затрачиваться в той или другой форме. Но в стоимости товара представлен просто человеческий труд, затрата человеческого труда вообще. Подобно тому как в буржуазном обществе генерал или банкир играют большую роль, а просто человек - очень жалкую **), точно так же обстоит здесь дело и с человеческим трудом. Он есть расходование простой рабочей силы, которой в среднем обладает телесный организм каждого обыкновенного человека, не отличающегося особым развитием. Простой средний труд, хотя и носит различный характер в различных странах и в различные культурные эпохи, тем не менее для каждого определенного общества есть нечто данное. Сравнительно сложный труд означает только возведенный в степень или, скорее, помноженный простой труд, так что меньшее количество сложного труда равняется большему количеству простого. Опыт показывает, что такое сведение сложного труда к простому совершается постоянно. Товар может быть продуктом самого сложного труда, но его стоимость делает его равным продукту простого труда, и, следовательно, сама представляет лишь определенное количество простого труда is>. Различные пропорции, а которых различнее виды труда сводятся у прог.тпшгу труду как к едииипе их измерения, устанавливаются общественным процессом за спиной производителей и потому кажутся последним установленными обычаем. Ради простоты в дальнейшем изложении мы будем рассматривать всякий вид рабочей силы непосредственно как простую рабочую силу, - это избавит нас от необходимости сведения в каждом частном случае сложного труда к простому.
Стало быть, как в стоимостях сюртука и холста исчезают различия их потребительных стоимостей, так и в труде, представленном в этих стоимостях, исчезают различия его полезных форм - порт- няжества и ткачества. Если потребительные стоимости сюртук и холст представляют собой лишь соединения целесообразной производительной деятельности с сукном и пряжей, то в качестве стоимостей сюртук и холст суть не более, как однородные сгустки труда; равным образом и в затратах труда, содержащихся в этих стоимостях, имеет значение не производительное их отношение к сукну и пряже, а лишь расходование человеческой рабочей силы. Элементами, созидающими потребительные стоимости сюртук и холст, портняжество и ткачество являются именно в силу своих качественно различных особенностей; субстанцией стоимости сюртука и холста они оказываются лишь постольку, поскольку происходит отвлечение от их особых качеств, поскольку они обладают одним и тем же качеством, качеством человеческого труда.
Но сюртук и холст - не только стоимости вообще, но и стоимости определенной величины: по нашему предположению, сюртук имеет вдвое большую стоимость, чем 10 аршин холста. Откуда эта разница в величине их стоимости? Причина состоит в том, что холст содержит в себе лишь половину того труда, который заключается в сюртуке, так что для производства последнего надо затрачивать рабочую силу в течение вдвое более продолжительного времени, чем для производства первого.
Поэтому, если по отношению к потребительной стоимости товара имеет значение лишь качество содержащегося в нем труда, то по отношению к величине стоимости имеет значение лишь количество труда, уже сведенного к человеческому труду без всякого дальнейшего качества. В первом случае дело идет о том, как совершается труд и что он производит, во втором случае - о том, сколько труда затрачивается и сколько времени он продолжается. Так как величина стоимости товара выражает лишь количество заключающегося в нем труда, то взятые в известной пропорции товары всегда должны быть равновеликими стоимостями.
Если производительная сила всех полезных видов труда, необходимых для производства одного сюртука, остается неизменной, то величина стоимости сюртуков растет пропорционально их количеству. Если один сюртук представляет х рабочих дней, то 2 сюртука представляют 2х рабочих дней и т. д. Но допустим, что труд, необходимый для производства одного сюртука, возрастает вдвое или падает наполовину. В первом случае один сюртук стоит столько, сколько раньше стоили два сюртука, во втором случае два сюртука стоят столько, сколько раньше стоил один, хотя в обоих случаях услуги, оказываемые сюртуком, остаются неизменными, равно как остается неизменным и качество содержащегося в нем полезного труда. Но количество труда, затраченного на его производство, изменилось.
Большее количество потребительной стоимости составляет само по себе большее вещественное богатство: два сюртука больше, чем
К. Маркс и Ф. Энгельс, т. 7
один. Двумя еюртуками можно одеть двух человек, одним - только одного и т. д. Тем не менее возрастающей массе вещественного богатства может соответствовать одновременное понижение величины его стоимости. Это противоположное движение возникает из двойственного характера труда. Производительная сила, конечно, всегда есть производительная сила полезного, конкретного труда и фактически определяет собой только степень эффективности целесообразной производительной деятельности в течение данного промежутка времени. Следовательно, полезный труд оказывается то более богатым, то более скудным источником продуктов прямо пропорционально повышению или падению его производительной силы. Напротив, изменение производительной силы само по себе нисколько не затрагивает труда, представленного в стоимости товара. Так как производительная сила принадлежит конкретной полезной форме труда, то она, конечно, не может затрагивать труда, поскольку происходит отвлечение от его конкретной полезной формы. Следовательно, один и тот же труд в равные промежутки времени создает всегда равные по величине стоимости, как бы ни изменялась его производительная сила. Но он доставляет при этих условиях в равные промежутки времени различные количества потребительных стоимостей: больше, когда производительная сила растет, меньше, когда ока падает. То самое изменение производительной силы, которое увеличивает плодотворность труда, а потому и массу доставляемых им потребительных стоимостей, уменьшает, следовательно, величину стоимости этой возросшей массы, раз оно сокращает количество рабочего времени, нцрбходимого для ее производства. И наоборот.
Всякий труд есть, с одной стороны, расходование человеческой рабочей силы в физиологическом смысле, - и в этом своем качестве одинакового, или абстрактно человеческого, труд образует стоимость товаров. Всякий труд есть, с другой стороны, расходование человеческой рабочей силы в особой целесообразной форме, и в этом своем качестве конкретного полезного труда он создает потреби-тельные стоимости >.

Теория стоимости является фундаментом грандиозного здания марксистской политической экономии. Суть ее в том, что обмен товарами в обществе происходит в соответствии с тем ко-личеством абстрактного труда, который затрачен наихпроизвод-ство. Продолжая рикардистскую традицию понимания стоимости, К.Маркс внес в ее анализ принципиально новый момент - учение о двойственном характере труда.
Двойственный характер труда означает, что труд в товар-ном производстве является одновременно конкретным и абст-рактным. Конкретный труд - труд, отличающийся определенной целью, навыками, организацией, профессиональным умением, направленный на создание какого-то конкретного продукта. Ре-зультатом конкретного труда является потребительская стоимость. Абстрактный труд это общественный труд (затраты мускулов, энергии, мозга), отвлеченный от его конкретной формы. Абстрактный труд является мерилом разных конкретных частных видов труда. Его результатом является стоимость товара, проявляющаяся в меновой стоимости, т.е. пропорции обмена одного товара на другой.
Величина стоимости товара определяется количеством общественно необходимого рабочего времени, затраченного для его изготовления. К.Маркс ввел в экономическую науку понятие прибавочной стоимости. Учение о двойственном характере труда позволило К.Марксу раскрыть «тайну» прибавочной стоимости. Классиче-ская школа не смогла объяснить происхождение прибыли на ос-нове трудовой теории стоимости: ведь если богатство создается трудом, а труд обменивается по эквивалентной цене, то прибыль должна отсутствовать. Принципы трудовой стоимости и эквивалентности обмена оказывались во взаимном противоречии. К.Маркс решает проблему, вводя новое понятие - «товар рабочая сила». Рабочая сила, по Марксу, имеет потребительскую стоимость и стоимость. Стоимость этого товара соответствует стоимости жизненных средств, необходимых для воспроизводства рабочей силы, а потребительская стоимость определяется спо-собностью рабочей силы к труду. Капиталист покупает на рынке не труд, а рабочую силу, т.е. способность трудиться. Разницу ме-жду стоимостью рабочей силы и стоимостью, которую она может создать, Маркс называет прибавочной стоимостью. Прибавочная стоимость является источником прибыли капиталиста. Рабочая сила, таким образом, является особенным товаром, способным создавать стоимость большую, чем стоимость рабочей силы.
Прибавочная стоимость создается абстрактным обществен-ным трудом и выступает как неоплаченный труд рабочего. В те-чение рабочего дня рабочий должен сначала произвести стои-мость, эквивалентную стоимости его рабочей силы. Затрачивае-мый на это труд Маркс назвал необходимым трудом. Всю ос-тальную часть рабочего дня рабочий занят прибавочным трудом, создавая прибавочную стоимость. Соотношение прибавочного и необходимого труда и соответственного затраченного работником рабочего времени характеризует степень эксплуатации рабочих капиталистами. К.Маркс, создав учение о прибавочной стоимости, показал капиталистическую эксплуатацию, как процесс присвоения капи-талистами прибавочной стоимости, созданной рабочими. К.Маркс видит два пути повышения степени эксплуатации:
1) прямое увеличение прибавочного труда за счет удлинения ра-бочего дня; 2) изменение соотношения прибавочного и необхо-димого труда в пределах фиксированного рабочего дня. Первый путь он называет получением абсолютной прибавочной стоимости, второй - получением относительной прибавочной стоимости.
Первый характерен для раннего капитализма, второй - для зрелых его форм. Сокращение необходимого времени может быть достигнуто при удешевлении средств существования рабочих, за счет роста производительности труда.
Маркс выделяет еще один путь увеличения прибавочной стоимости: получение избыточной прибавочной стоимости путем снижение индивидуальных издержек производства по сравнению с общественно необходимым. Но этот вид прибавочной стоимости не может присваиваться всеми капиталистами, и даже у отдельных капиталистов он носит временный характер, связанный с применением инноваций до тех пор, пока они не станут общест-венным достоянием. Следовательно, прибавочная стоимость все-гда выступает как результат эксплуатации рабочего, который бесплатно работает на капиталиста

Двойственная природа товара в марксистской теории объясняется двойственным характером труда товаропроизводителя: труд является одновременно и конкретным, и абстрактным.

Конкретным трудом называется полезный труд, затрачиваемый в определенной целе­сообразной форме и качественно отличающийся от всех других видов труда. Различные виды конкретного труда отличаются своей целью, характером трудовых операций, предметами труда, орудиями труда и конечными результатами. Результатами различных видов конкретного труда являются различные потребительные стоимости, которые создаются при содействии сил природы. Таким образом, потребительная стоимость есть результат соединения двух элементов - вещества природы и конкретного труда.

Все конкретные виды труда качественно различны. Но между всеми видами конкретного труда есть и нечто общее: все они представляют собой расходование рабочей силы, затраты нервной, мускульной, психической, интеллектуальной и другой энергии человека.

Труд товаропроизводителя, выступающий как затрата рабочей силы вообще, в физио­логическом смысле, т.е. вне зависимости от его конкретных форм, называется абстрактным. Такое физиологическое определение абстрактного труда необходимо дополнить экономическим: труд каждого человека является частицей совокупного общественного труда, придает ему, тем самым, общественный характер. Производя продукцию для других, товаропроизводители фактически работают друг на друга. Следовательно, труд каждого товаропроизводителя является не только частным, но и общественным.

Схематически взаимосвязь рассмотренных категорий представлена на рис.3.1.

Общественный характер труда в процессе производства остается скрытым и обнаруживается лишь на рынке в процессе обмена. Если продукт труда, будучи вынесенным на рынок для продажи, никем не куплен, то воплощенный в нем частный труд не имеет общестенного характера. Если продукт будет кем-то куплен, то это значит, что он нужен обществу, а воплощенный в нем частный труд получает общественное признание как труд общественный. Вместе с этим и благодаря этому данный конкретный труд получает признание в качестве труда абстрактного, а товар, следо­вательно, имеет не только потребительную стоимость, но и стоимость, которую создает абстрактный труд.

Частный и конкретный труд не обязательно получают признание в качестве общественного и абстрактного. Между ними не всегда существует гармония, может обнаружиться и противоречие. Противоречие между частным и общественным трудом является основным противоречием простого товарного производства. Оно предопределяет возможность возникновения диспропорций в экономике, колебания рыночных цен, кризисов перепроизводства и других неприятных явлений.

Так как стоимость есть овеществленный в товаре абстрактный труд, то величина стоимости товара определяется количеством труда, необходимого для его производства. А чем можно измерить труд? К сожалению, специальных приборов для измерения интенсивности, напряженности и вообще величины затрат труда не существует. Поэтому затраты труда измеряются минутами, часами, днями и т.д. рабочего времени. Чем больше рабочего времени затрачено на производство товара, тем выше его стоимость.

Но один товаропроизводитель делает пряжу с помощью веретена, а другой - с помощью прядильной машины; один начинающий, другой опытный; один работает интенсивно, другой - с ленцой. Индивидуальное рабочее время какого товаропроизводителя определяет стоимость пряжи? Ответ, возможно, парадоксален: никакого, ибо не индивидуальное, а общественно необходимое рабочее время (ОНРВ) определяет величину стоимости товара. Оно определяется на основе данных об индивидуальных затратах времени.

Например, если 1-й производитель затрачивает на одно изделие 8 ч и производит 200 изделий, 2-й - 10 ч и производит 500, 3-й - соответственно - 12 и 300, то ОНРВ точнее всего рассчитывается по формуле средневзвешенного:

Приблизительно ОНРВ можно определить как рабочее время того производителя, который создает подавляющую массу данного товара.

ОНРВ - это время, затрачиваемое на изготовление какого-либо товара при общественно нормальных условиях производства и средней в данном обществе квалификации работников и интенсивности их труда.

Интенсивность труда - это его напряженность. При более интенсивном труде в единицу времени расходуется больше физической, умственной и прочей энергии, поэтому этот труд в единицу времени создает больше полезности и больше стоимости. Стоимость всей массы товаров, созданной за рабочий день, прямо пропорциональна интенсивности труда.

В отличие от интенсивности, повышение производительности труда не сопровождается большей тратой энергии. Количество товаров, создаваемых в единицу времени, увеличивается при тех же затратах живого труда в результате прогресса техники и технологии, совершенст­вования организации производства, повышения общего уровня искусности и интенсивности труда всех работников. Повышение производительности труда ведет к уменьшению ОНРВ на каждую единицу товара. Поэтому стоимость единицы товара обратно пропорциональна производительности труда, а стоимость всей массы товара, созданной за рабочий день, остается либо неизменной, либо возрастает незначительно за счет удорожания техники и технологии.

На величину стоимости товара оказывает влияние и степень сложности труда. Труд ювелира сложнее труда токаря, а труд токаря сложнее труда землекопа. Поэтому нельзя приравнивать час труда токаря к часу труда землекопа. Необходимо свести всякий труд, как бы сложен он ни был, к простому труду.

Простой труд - это труд, не требующий специальной профессиональной подготовки. Его может выполнять всякий физически здоровый человек без предварительного обучения. Сложный труд - это возведенный в степень или умноженный простой труд. Продукт сложного труда обладает большей стоимостью, чем продукт простого труда, хотя рабочее время на них затрачено одинаковое. Редукция труда, т.е. процесс сведения сложных видов труда к простому, происходит на рынке.

Итак, величина стоимости определяется количеством абстрактного общественно необходимого простого труда, затраченного на производство товара.

Первоначально товар предстал перед нами как нечто двойственное: как потребительная стоимость и меновая стоимость. Впоследствии обнаружилось, что и труд, поскольку он выражен в стоимости, уже не имеет тех признаков, которые принадлежат ему как созидателю потребительных стоимостей. Эта двойственная природа содержащегося в товаре труда впервые критически доказана К. Марксом. Так как этот пункт является отправным пунктом, от которого зависит понимание политической єкономии, то его следует осветить здесь более обстоятельно.

Возьмем два товара, например один сюртук и 10 аршин холста. Пусть стоимость первого вдвое больше стоимости последних, так что если 10 аршин холста = w , то сюртук = 2 w . Сюртук есть потребительная стоимость, удовлетворяющая определенную потребность. Для того чтобы создать его, был необходим определенный род производительной деятельности. Последний определяется своей целью, характером операций, предметом, средствами и результатом. Труд, полезность которого выражается таким образом в потребительной стоимости его продукта, или в том, что продукт его является потребительной стоимостью, мы просто назовем полезным трудом. С этой точки зрения труд всегда рассматривается в связи с его полезным эффектом.

Как сюртук и холст - качественно различные потребительные стоимости, точно так же качественно различны между собой и обусловливающие их бытие работы: портняжничество и ткачество. Если бы эти вещи не были качественно различными потребительными стоимостями и, следовательно, продуктами качественно различных видов полезного труда, то они вообще не могли бы противостоять друг другу как товары. Сюртук не обменивают на сюртук, данную потребительную стоимость на ту же самую потребительную стоимость.

В совокупности разнородных потребительных стоимостей, или товарных тел, проявляется совокупность полезных работ, столь же многообразных, разделяющихся на столько же различных родов, видов, семейств, подвидов и разновидностей, одним словом - проявляется общественное разделение труда. Оно составляет условие существования товарного производства, хотя товарное производство, наоборот, не является условием существования общественного разделения труда. В древне_идийской общине труд общественно разделен, но продукты его не становятся товарами. Или возьмем более близкий пример: на каждой фабрике труд систематически разделен, по это разделение осуществляется не таким способом, что рабочие обмениваются продуктами своего индивидуального труда. Только продукты самостоятельных, друг от друга не зависимых частных работ противостоят один другому как товары.

Итак, в потребительной стоимости каждого товара содержится определенная целесообразная производительная деятельность, или полезный труд. Потребительные стоимости не могут противостоять друг другу как товары, если в них не содержатся качественно различные виды полезного труда. В обществе, продукты которого, как общее правило, принимают форму товаров, т. е. в обществе товаропроизводителей, это качественное различие видов полезного труда, которые здесь выполняются независимо друг от друга, как частное дело самостоятельных производителей, развивается в многочленную систему, в общественное разделение труда.

Для сюртука, впрочем, безразлично, кто его носит, сам ли портной или заказчик портного. В обоих случаях он функционирует как потребительная стоимость. Столь же мало меняет отношение между сюртуком и производящим его трудом тот факт, что портняжный труд становится особой профессией, самостоятельным звеном общественного разделения труда. Там, где это вынуждалось потребностью в одежде, человек портняжил целые тысячелетия, прежде чем из человека сделался портной. Но сюртук, холст и вообще всякий элемент вещественного богатства, который мы не находим в природе в готовом виде, всегда должен создаваться при посредстве специальной, целесообразной производительной деятельности, приспособляющей различные вещества природы к определенным человеческим потребностям. Следовательно, труд как созидатель потребительных стоимостей, как полезный труд, есть не зависимое от всяких общественных форм условие существования людей, вечная естественная необходимость: без него не был бы возможен обмен веществ между человеком и природой, т. е. не была бы возможна сама человеческая жизнь.

Потребительные стоимости: сюртук, холст и т. д., одним словом товарные тела, представляют собой соединение двух элементов - вещества природы и труда. За вычетом суммы всех различных полезных видов труда, заключающихся в сюртуке, холсте и т. д., всегда остается известный материальный субстрат, который существует от природы, без всякого содействия человека. Человек в процессе производства может действовать лишь так, как действует сама природа, т. е. может изменять лишь формы веществ. Более того. В самом этом труде формирования он постоянно опирается на содействие сил природы. Следовательно, труд не единственный источник производимых им потребительных стоимостей, вещественного богатства. Труд есть отец богатства, как говорит Уильям Петти, земля - его мать.

Перейдем теперь от товара как предмета потребления к товарной стоимости.

Согласно нашему предположению, сюртук имеет вдвое большую стоимость, чем холст. Но это только количественная разница, которая нас пока не интересует. Мы напомним поэтому, что если стоимость одного сюртука равна двойной стоимости 10 аршин холста, то 20 аршин холста имеют ту же самую величину стоимости, что один сюртук. Как стоимости, сюртук и холст суть вещи, имеющие одну и ту же субстанцию, суть объективные выражения однородного труда. Но портняжничество и ткачество - качественно различные виды труда. Бывают, однако, такие общественные условия, при которых один и тот же человек попеременно шьет и ткет и где, следовательно, оба эти различные виды труда являются лишь модификациями труда одного и того же индивидуума, а не прочно обособившимися функциями различных индивидуумов, - совершенно так же, как сюртук, который портной шьет сегодня, и брюки, которые он делает завтра, представляют собой лишь вариации одного и того же индивидуального труда. Далее, ежедневный опыт показывает, что в капиталистическом обществе, в зависимости от изменяющегося направления спроса на труд, известная доля общественного труда предлагается попеременно, то в форме портняжества, то в форме ткачества. Это изменение формы труда не совершается, конечно, без известного трения, но оно должно совершаться. Если отвлечься от определенного характера производительной деятельности и, следовательно, от полезного характера труда, то в нем остается лишь одно, - что он есть расходование человеческой рабочей силы. Как портняжество, так и ткачество, несмотря на качественное различие этих видов производительной деятельности, представляют собой производительное расходование человеческого мозга, мускулов, нервов рук и т. д. и в этом смысле - один и тот же человеческий труд. Это лишь две различные формы расходования человеческой рабочей силы. Конечно, сама человеческая рабочая сила должна быть более или менее развита, чтобы затрачиваться в той или другой форме. Но в стоимости товара представлен просто человеческий труд, затрата человеческого труда вообще. Подобно тому как в буржуазном обществе генерал или банкир играют большую роль, а просто человек - очень жалкую, точно так же обстоит здесь дело и с человеческим трудом. Он есть расходование простой рабочей силы, которой в среднем обладает телесный организм каждого обыкновенного человека, не отличающегося особым развитием. Простой средний труд, хотя и носит различный характер в различных странах и в различные культурные эпохи, тем не менее для каждого определенного общества есть нечто данное. Сравнительно сложный труд означает только возведенный в степень или, скорее, помноженный простой труд, так что меньшее количество сложного труда равняется большему количеству простого. Опыт показывает, что такое сведение сложного труда к простому совершается постоянно. Товар может быть продуктом самого сложного труда, но его стоимость делает его равным продукту простого труда, и, следовательно, сама представляет лишь определенное количество простого труда. Различные пропорции, в которых различные виды труда сводятся к простому труду как к единице их измерения, устанавливаются общественным процессом за спиной производителей и потому кажутся последним установленным обычаем. Ради простоты в дальнейшем изложении рассматрим всякий вид рабочей силы непосредственно как простую рабочую силу, - это избавит от необходимости сведения в каждом частном случае сложного труда к простому.

Стало быть, как в стоимостях сюртука и холста исчезают различия их потребительных стоимостей, так и в труде, представленном в этих стоимостях, исчезают различия его полезных форм - портняжества и ткачества. Если потребительные стоимости сюртук и холст представляют собой лишь соединения целесообразной производительной деятельности с сукном и пряжей, то в качестве стоимостей сюртук и холст суть не более, как однородные сгустки труда; равным образом и в затратах труда, содержащихся в этих стоимостях, имеет значение непроизводительное их отношение к сукну и пряже, а лишь расходование человеческой рабочей силы. Элементами, созидающими потребительные стоимости сюртук и холст, портняжество и ткачество являются именно в силу своих качественно различных особенностей; субстанцией стоимости сюртука и холста они оказываются лишь постольку, поскольку происходит отвлечение от их особых качеств, поскольку они обладают одним и тем же качеством, качеством человеческого труда.

Но сюртук и холст - не только стоимости вообще, но и стоимости определенной величины: но нашему предположению, сюртук имеет вдвое большую стоимость, чем 10 аршин холста. Причина разницы в величине их стоимости состоит в том, что холст содержит в себе лишь половину того труда, который заключается в сюртуке, так что для производства последнего надо затрачивать рабочую силу в течение вдвое более продолжительного времени, чем для производства первого.

Поэтому, если по отношению к потребительной стоимости товара имеет значение лишь качество содержащегося в нем труда, то по отношению к величине стоимости имеет значение лишь количество труда, уже сведенного к человеческому труду без всякого дальнейшего качества. В первом случае дело идет о том, как совершается труд и что он производит, во втором случае - о том, сколько труда затрачивается и сколько времени он продолжается. Так как величина стоимости товара выражает лишь количество заключающегося в нем труда, то взятые в известной пропорции товары всегда должны быть равновеликими стоимостями.

Если производительная сила всех полезных видов труда, необходимых для производства одного сюртука, остается неизменной, то величина стоимости сюртуков растет пропорционально их количеству. Если один сюртук представляет х рабочих дней, то 2 сюртука представляют 2 х рабочих дней и т. д. Но допустим, что труд, необходимый для производства одного сюртука, возрастает вдвое или падает наполовину. В первом случае один сюртук стоит столько, сколько раньше стоили два сюртука, во втором случае два сюртука стоят столько, сколько раньше стоил один, хотя в обоих случаях услуги, оказываемые сюртуком, остаются неизменными, равно как остается неизменным и качество содержащегося в нем полезного труда. Но количество труда, затраченного на его производство, изменилось.

Большое количество потребительной стоимости составляет само по себе большее вещественное богатство: два сюртука больше, чем один. Двумя сюртуками можно одеть двух человек, одним - только одного и т. д. Тем не менее возрастающей массе вещественного богатства может соответствовать одновременное понижение величины его стоимости. Это противоположное движение возникает из двойственного характера труда. Производительная сила, конечно, всегда есть производительная сила полезного, конкретного труда и фактически определяет собой только степень эффективности целесообразной производительной деятельности в течение данного промежутка времени. Следовательно, полезный труд оказывается то более богатым, то более скудным источником продуктов прямо пропорционально повышению или падению его производительной силы. Напротив, изменение производительной силы само по себе нисколько не затрагивает труда, представленного в стоимости товара. Так как производительная сила принадлежит конкретной полезной форме труда, то она, конечно, не может затрагивать труда, поскольку происходит отвлечение от его конкретной полезной формы. Следовательно, один и тот же труд в равные промежутки времени создает равные по величине стоимости, как бы ни изменялась его производительная сила. Но он доставляет при этих условиях в равные промежутки времени различные количества потребительных стоимостей: больше, когда производительная сила растет, меньше, когда она падает. То самое изменение производительной силы, которое увеличивает плодотворность труда, а потому и массу доставляемых им потребительных стоимостей, уменьшает, следовательно, величину стоимости этой возросшей массы, раз оно сокращает количество рабочего времени, необходимого для ее производства. И наоборот.

Всякий труд есть, с одной стороны, расходование человеческой рабочей силы в физиологическом смысле, - и в этом своем качестве одинакового, или абстрактно человеческого, труд образует стоимость товаров. Всякий труд есть, с другой стороны, расходование человеческой рабочей силы в особой целесообразной форме, и в этом своем качестве конкретного полезного труда он создает потребительные стоимости .

В процессе труда товаропроизводителем создается потребительная стоимость и стоимость. Это обстоятельство порождается тем фактом, что труд товаропроизводителя носит двойственный характер. С одной стороны, он является полезным трудом, создающим вещи, удовлетворяющие те или иные потребности людей. Определенный полезный труд есть вечная естественная необходимость существования людей независимо от общественных условий. С другой стороны, труд каждого товаропроизводителя является частицей всего общественного труда, затратой человеческой рабочей силы вообще, вне зависимости от его конкретных форм. Первый вид труда называется конкретным трудом , второй - абстрактным трудом . Конкретный труд - труд, затрачиваемый в определенной полезной форме, - создает определенную потребительную стоимость (уголь, металл, хлеб и т.д.). Различие потребительных стоимостей обусловливается тем, что они выступают как продукты различных видов конкретного труда (труда шахтера, доменщика, пекаря, ткача и т.д.). Именно специфический характер конкретного труда каждого товаропроизводителя и порождает его отличие от труда другого товаропроизводителя. Это различие неизбежно вызывается различиями в предметах труда, орудиях труда, характере производственных операций, в конечном результате труда. Следует иметь в виду, что конкретный труд не единственный источник производимых потребительных стоимостей, вещественного богатства. Человек лишь перерабатывает тот материальный субстрат, который уже существует в природе. Потребительная стоимость есть результат соединения вещества природы и труда.

Но какой бы вид конкретного труда мы ни взяли, он представляет собой также и затрату человеческой энергии (мускулов, мозга, нервов и т.д.), частицу совокупных затрат общечеловеческого общественного труда. Тот факт, что товар обладает не только потребительной стоимостью, но и стоимостью, выражает нечто общее в труде различных людей в условиях товарного производства: общественный труд вообще, независимо от его конкретной формы,- абстрактный труд.

Абстрактный труд - характерная особенность товарного производства. Он выражает отношения товаропроизводителей и потому является исторической категорией. Разумеется, и в условиях натурального хозяйства в труде людей имелось нечто общее. Однако эта общая сторона труда в натуральном хозяйстве обнаружилась непосредственно, а не путем приравнивания вещей в процессе обмена. Например, в первобытной общине, когда производство товаров еще не возникло, труд каждого производителя был непосредственно общественным трудом, ибо каждый производитель выполнял по назначению общины ту или иную полезную функцию в процессе материального производства. Его личный, конкретный труд выступал непосредственно в качестве частицы совокупного труда общины.

Когда частная собственность привела к обособлению производителей, каждый из них стал заниматься определенным видом труда как своим частным делом. Труд перестал быть непосредственно общественным, его общественная природа оказалась скрытой. Теперь только обмен товаров позволял установить, что труд данного производителя нужен обществу и является частицей общественного труда. Приравнивая друг к другу различные продукты своего труда, люди в процессе обмена тем самым приравнивают затраченный на их производство труд. Учет общественных затрат труда товаропроизводителей в условиях частной собственности осуществляется через обмен, стихийно.

Категория абстрактного труда выражает реальный объективный процесс приравнивания посредством обмена различных видов труда, отвлечения от их конкретных форм; она выражает то общее, что свойственно труду товаропроизводителей в объективной действительности. Чем многообразнее конкретные формы труда, то есть чем сильнее развито общественное разделение труда, тем в большей мере проявляется общность самых разнообразных видов труда, тем большее значение приобретает процесс их приравнивания и более развитой является категория абстрактного труда.

Таким образом, абстрактный труд представляет собой общечеловеческий труд, общественный характер которого проявляется в процессе товарного обмена. Стоимоть же - это абстрактный труд, кристаллизованный в товаре. Абстрактный труд выражает определенные производственные отношения - отношения товаропроизводителей. Это значит, что и стоимость является не свойством вещи, а выражением производственных отношений товаропроизводителей.

Двойственный характер труда, производящего товары, был открыт К. Марксом. Это открытие имело для научной разработки политической экономии капитализма исключительно важное значение, поскольку оно позволило создать подлинно научную теорию трудовой стоимости, вскрыть противоречия товарного хозяйства, а затем и противоречия капиталистического производства, закономерности его развития и неизбежность гибели .