Harbin Z-9 - китайский многоцелевой вертолёт. Является лицензионной копией французского вертолёта Aérospatiale Dauphin. Поступил на вооружение НОАК в 1998 году. Модификация Z-9W (WZ-9) стала первым противотанковым вертолётом, построенным в Китае.А наш вертолет Z-9WA это модернизированная версия Z-9W, оснащенная бортовой ИК-системой и улучшенной авионикой.


Как всегда использую информацию с сайтов
http://www.airwar.ru
http://ru.wikipedia.org/wiki
и других источников найденных мною в инете и литературе.

Прототипом Z-9 был выбран французский многоцелевой вертолет AS 365N Дофин (Dauphin II). По подписанному 2 июля 1980 г. с компанией Аэроспасьяль (ныне входит в состав концерна Еврокоптер) лицензионному соглашению Харбинская авиастроительная корпорация (НАМС) должна была собрать первые 50 вертолетов из французских деталей и подготовить их производство в КНР.

Сборка началась в 1981 г. Первой партии из 28 машин, повторявших французские AS 365N1 и собранных полностью из узлов, изготовленных во Франции, было присвоено наименование Z-9.

Следующие 20 машин, также из поставляемых деталей, соответствовали версии AS 365N2 и назывались в Китае Z-9A. Последний из них был закончен в январе 1992 г. За ними последовали два вертолета, названные Z-9A-100. Они уже были почти полностью китайскими. К тому времени в КНР был освоен начатый в 1986 г. выпуск деталей, а на заводе SAEC в Чжучжоу налажено изготовление двигателей Турбомека Ариэль 1С1 мощностью 740 л.с. под маркой WZ8A.

Эти два Z-9A-100 имели уже 72,2% китайских деталей по планеру и 91% - по двигателям. Первая машина впервые поднялась в воздух 16 января 1992 г., к концу года Z-9A-100 был сертифицирован и с 1993 г. поступил в серийное производство. Серийные Z-9A-100, получившие новое название Z-9B, в отличие от оригинальных AS 365N имели в фенестроне 11 более широких композитных лопастей вместо 13 металлических. К настоящему времени построено более сотни таких вертолетов.

На вооружение НОАК вертолет Z-9B был принят в 1994 г. Это, вероятно, самый массовый вертолет армейской авиации НОАК. Он может выполнять задачи перевозки 8-10 человек с экипировкой, спасения, связи, управления артиллерией. РЭБ и др. Первые машины поступили в элитные Пекинский и Шэньянский военные округа.

Для авиации ВМС НОАК выпускается модифицированный Z-9C. базирующийся на борту эсминцев и фрегатов, который оборудован опускаемой гидроакустической станцией и поисковой РЛС; вооружен двумя торпедами или ПКР с телевизионным наведением.

Строящиеся для гражданского использования модификации обозначаются Н410. Н410А (для жаркого и высокогорного климата с двигателями WZ8C), Н425 (VIP-версия) и Н450.

основной ротор

Ударный вариант вертолета, Z-9W, выпускается в 1998 г. На бортовых подвесках он может нести разные варианты вооружения: 4-8 управляемых по проводам ПТУР HJ-8 (HJ-8E) с дальностью пуска 3-4 км, две подвесные стрелковые установки с 12,7-мм пулеметами или 23-мм пушками, либо два блока НАР калибра 57 или 90 мм, а также две ракеты класса воздух-воздух малой дальности (6 км) типа TY-90 с тепловым самонаведением. В противотанковой конфигурации Z-9W имеет гиростабилизированный оптический прицел, установленный над кабиной.

Появившийся в 2005 г. ночной ударный вертолет Z-9WA отличается, прежде всего, установленным внизу носовой части машины шариком - гиростабилизированной оптико-электронной системой, разработанной Лаоянским центром оптико-электронных технологий (EOTDC).

Она включает телевизионный и инфракрасный каналы, что обеспечивает применение вертолета днем и ночью. Установлены также новый двигатель WZ8C (Ариэль 2С) мощностью 860 л.с, новое оборудование связи и РЭБ. Приборная доска кабины дополнена двумя большими многофункциональными индикаторами на рабочих местах пилотов и одним небольшим - в центре.
подвес

Вертолёт на 59% состоит из композитных материалов и на 28% - из алюминиевых сплавов.
кабина

В 2008 - 2011 гг. на экспорт было поставлено 4 Z-9 на сумму $30 млн. На период 2012 - 2015 гг. портфель заказов составляет 43 вертолёта стоимостью $473,8 млн
общий вид кабины

Стоимость единицы
H425: $9,8 млн
Z-9EC: $10,0 млн
Z-9WA: $15,0 млн (вертолет,который мы рассматриваем)
хвостовое оперение и рулевой винт

военная полиция

Гиро стабилизированная оптическая платформа.

основной ротор

хвостовое оперение

Рулевой винт (фенестрон) имеет всего 11 более широких лопастей вместо 13 у французского прародителя. Интересно,в чем причина? Может суеверия?

хвостовое оперение

Вертолет имеет гидравлически управляемые,убираемые шасси с носовым колесом.Основные стойки имеют по одному колесу и убираются в ниши в фюзеляже.

Носовая стойка имеет два колеса и убирается назад. Все три стойки оснащены масляно-воздушными амортизаторами.

Вертолет имеет два оружейных пилона и может нести 8 противотанковых,управляемых по проводам ракет HJ-8. Как альтернатива,на него можно установить два 12.7mm пулемета, или две 57mm или 90mm неуправляемых ракеты,или четыре инфракрасных ракеты воздух-воздух TY-90 с дальностью 6 километров.

выхлоп

Кокпит вертолета оснащен радиовысотомером BG-06,радиостанцией Type 150,и автопилотом KJ-13 , а также может использовать радиокомпасс KDF-806,радиостанцию KTR-908,и интерком TB-31 опционально.

А наш модифицированный вертолет Z-9WA оснащен системами предупреждения о приближении ракеты и инфракрасными отстреливаемыми ловушками.Система может автоматически обнаруживать приближение ракет с инфракрасным наведением и отстреливать ловушки!!!

кабина

воздухозаборники

вид спереди

Наш вертолет это Harbin Z-9WA с серийным номером Z9-0320 и бортовым 6067. Он несет службу в НОАК.

Первый крупный вооруженный конфликт, в котором активно применяются боевые вертолеты китайского производства это война в Сомали.
Кения купила 4 китайских Z-9WA в 2010 г. и они участвуют в боевых действиях в Сомали, оказывая поддержку сухопутным войскам Кении в боях против отрядов движения "Аш-Шабаб".

Модификации
Z-9 - мелкоузловая сборка французского вертолёта Aérospatiale AS.365N1 (собрано 28 вертолёто-комплектов)
Z-9А - мелкоузловая сборка французского вертолёта Aérospatiale AS.365N2 (собрано 22 вертолёто-комплектов)
Z-9А-100 - прототип с китайскими двигателями WZ8A. Первый полет совершил 16 января 1992 года.
Z-9В - базовая многоцелевая модификация, основанная на Z-9А-100
Z-9С - лицензионная копия Eurocopter AS.565 Panther для ВМС Китая
Z-9D - морская версия, вооруженная противокорабельными ракетами Hongdu TL-10 (дальность стрельбы 15 км, боеголовка 30 кг)
Z-9EC - противолодочный вертолёт для ВМС Пакистана (вертолёты базируются на фрегатах класса F-22P «Зульфикар»). Оснащен двумя двигателями «Арриэль 2C». Оборудован погружаемой гидроакустической системой, поисковой РЛС и вооружен торпедами для борьбы с подводными лодками. Кроме того, вертолёт может использоваться для проведения поисково-спасательных операций на море.
Z-9W (WZ-9) - ударная модификация, вооруженная ПТУР HJ-8E. Экспортная версии предлагается под названием Z-9G.
Z-9WA - модернизированная версия Z-9W, оснащенная бортовой ИК-системой и улучшенной авионикой
Z-19 - ударный вертолёт на основе Z-9WA, отличается от исходной версии тандемной кабиной. Силовая установка, роторная система и хвостовая часть Z-9WA сохранены.
H410A - многоцелевой вертолёт, оснащенный двигателями WZ8C мощностью 635 кВт каждый. Совершил первый полет в сентябре 2001 года.
H425 - модернизированная версия H410A
основной ротор и воздухозаборники

Технические характеристики
Экипаж: 2 (пилот и оператор вооружения)
Пассажировместимость: 10 десантников
Длина: 14,46 м
Длина фюзеляжа:
Диаметр несущего винта: 12,0 м
Диаметр рулевого винта: 1,1 м
Высота: 3,47 м
Масса пустого: 2050 кг
Нормальная взлётная масса: 4060 кг
Максимальная взлётная масса: 4100 кг
Масса топлива во внутренних баках: 1135 л
Силовая установка: 2 × турбовальных Zhuzhou Aeroengine Factory WZ-8A
Мощность двигателей: 2 × 848 л. с. (2 × 632 кВт (взлётная))
Максимальная скорость: 305 км/ч
Крейсерская скорость: 260 км/ч
Боевой радиус: 400 км
Практическая дальность: 1000 км
Продолжительность полёта:
Статический потолок: 6000 м
с использованием эффекта земли:
без использования эффекта земли: 2600 м
Скороподъёмность: 7 м/с
Максимальная эксплуатационная перегрузка:
Вооружение
Стрелково-пушечное: 2 × 23-мм Type 23-1
Точки подвески: 4
Управляемые ракеты:
ракеты «воздух-земля»: 8 × ПТУР HJ-8E
ракеты «воздух-воздух»: 2 × TY-90 (англ.)русск.
Неуправляемые ракеты: 2 x блока калибра 57-мм или 90-мм

Вертолеты Harbin Z-9 – это семейство китайских многоцелевых вертолетов. Данная винтокрылая машина является лицензионной копией французского вертолета «Aerospatiale Dauphin». Вертолет Z-9 поступил на вооружении НОАК в 1994 году, в то же время модификация данного вертолета Z-9W (WZ-9) стала первым противотанковым вертолетом, который был построен в Китае. Данные вертолеты помимо всего прочего поставляются на экспорт. В 2008-2011 году Китай продал 4 вертолета Z-9 на сумму в 30 млн. долларов, на 2012 – 2015 годы портфель заказов на данный вертолет оценивается в 43 машины или 473,8 млн. долларов.

Армия Китая планирует использование вертолета Z-9 в трех основных вариантах. Большая часть выпущенных машин будет представлять собой десантный вариант вертолета, также планируется использование вертолета с установкой большого количества вооружений (ударный вариант), предназначенного для поддержки сухопутных войск на поле боя. Помимо этого для нужд ВМФ Китая была спроектирована специальная облегченная версия вертолета. Стоит отметить, что на вертолеты серии Z-9 в Китае возлагаются особые надежды. Налаживание лицензионного производства сравнительно современного французского вертолета позволило КНР получить доступ к европейским технологиям 80-х годов прошлого века и заложить собственное семейство не только военных, но и гражданских версий вертолета Z-9 с хорошей перспективой их массового выпуска. В настоящее время в Китае было выпущено более 150 вертолетов данного типа. Помимо этого появившийся технический задел позволил Пекину начать работы над созданием первого китайского специализированного боевого вертолета под обозначением Z-10.


Прототипом для китайского вертолета Z-9 был выбран многоцелевой французский вертолет AS 365N «Dauphin II». Согласно лицензионному соглашению, подписанному 2 июля 1980 году с компанией «Аэроспасьяль» (на сегодняшний день входит в состав концерна «Еврокоптер»), Харбинская авиастроительная корпорация (НАМС) должна была провести в КНР сборку первых 50 вертолетов из поставленных французских деталей. Сборка вертолетов была начата в 1981 году. Первая партия в количестве 28 машин была собрана полностью из узлов и агрегатов, поставленных из Франции, вертолеты полностью повторяли AS 365N1. При этом в Китае машине дали новое имя – Z-9.

Следующие 20 вертолетов также были собраны из французских деталей и соответствовали версии вертолета AS 365N2, в КНР они получили обозначение Z-9A. Последний из этих вертолетов был собран в январе 1992 года. После этого были произведены еще 2 вертолета, получивших обозначение Z-9A-100. Данные машины были уже полностью китайской разработкой. К тому моменту Китай смог освоить начатый в 1986 году на заводе SAEC в Чжучжоу выпуск лицензионных двигателей Турбомека «Ариэль» 1С1 мощностью 740 л.с. Двигатели выпускались под маркой WZ8A. Построенные вертолеты Z-9A-100 по планеру были собраны на 72,2% из китайских деталей, по двигателям они имели 91% локализации. Первый из этих вертолетов поднялся в воздух 16 января 1992 года, к концу того же года машина прошла сертификацию. В 1993 году началось ее серийное производство. Серийные версии вертолета снова получили новое обозначение – Z-9B. Эти вертолеты, в отличие от оригинальных французских AS 365N, обладали в фенестроне 11 более широкими композитными лопастями вместо 13 металлических.


На вооружение НОАК новый многоцелевой вертолет Z-9B был принят в 1994 году. В настоящее время он, вероятно, является самой массовой машиной в составе армейской авиации НОАК. Первые вертолеты данного типа поступали в элитные Шэньянский и Пекинский военные округа. Многофункциональный вертолет в состоянии перевозить до 8-10 членов десанта с полной экипировкой, выполнять связные и спасательные функции, корректировать действия артиллерии, решать задачи РЭБ. Для нужд морской авиации НОАК производится модификация вертолета под обозначением Z-9C. Данный вертолет может базироваться на борту фрегатов, эсминцев, он оснащен поисковой РЛС и опускаемой гидроакустической станцией. Вооружение морского вертолета может состоять из 2-х торпед или ПКР с телевизионным наведением. Версии вертолета, которые производятся для гражданских нужд, имеют индексы Н410, Н410А (для жаркого климата), Н425 (VIP-версия).

Отличительной особенностью нового китайского вертолета стало широкое применение в его конструкции композиционных материалов, что позволило, с одной стороны, снизить вес и эффективную площадь рассеяния, а с другой – обеспечить живучесть конструктивных элементов в случае поражения их пулями калибра до 12,7-мм. Помимо этого, для увеличения живучести винтокрылой машины были использованы протектированные топливные баки. Некоторые жизненно важные узлы и агрегаты систем управления двигателем и полетом, а также кресла членов экипажа были бронированы. Сообщается, что новые вертолеты Z-9 на 59% состоят из композитных материалов и на 28% – из алюминиевых сплавов.


Ударная версия вертолета Z-9W оснащается 2-мя 23-мм автоматическими пушками Type-1. На элементах внутренней подвески данный вертолет может нести до 8 противотанковых ракет HJ-8Е (дальность ведения огня – 3-4 км) или 2-х контейнеров с пусковыми установками для 90 или 57-мм НУР. Также на вертолет можно установить 2 контейнера, оснащенных пулеметами калибра 12,7-мм. Начиная с 2000 года, на вооружении вертолета появились УР класса «воздух-воздух» TY-90 с тепловой системой самонаведения.

Созданный в 2005 году ночной ударный вертолет Z-9WA отличается от своих предшественников, прежде всего, смонтированным в нижней части вертолета «шаром» – гиростабилизированной оптико-электронной системой, созданной Лаоянским центром оптико-электронных технологий (EOTDC). Данная система включает в себя инфракрасный и телевизионный каналы, что позволяет эффективно использовать вертолет в дневных и ночных условиях. Помимо этого на машину был установлен новый двигатель повышенной мощности WZ8C (860 л.с.), новые средства РЭБ и связи. Приборная доска кабины пилотов была дополнена 2-мя большими информативными, многофункциональными индикаторами на рабочих местах каждого из пилотов, а также одним небольшим индикатором – в центре.

Летно-технические характеристики Z-9W:
Размеры: диаметр несущего винта – 12,0 м., диаметр рулевого винта – 1,1 м., длина – 14,46 м., высота – 3,47 м.
Масса пустого – 2 050 кг., максимальная взлетная – 4 100 кг.
Запас топлива – 1 135 л. во внутренних баках
Тип двигателя – 2 турбовальных Zhuzhou Aeroengine Factory WZ-8A, 2х848 л.с.
Максимальная скорость у земли – 305 км/ч., крейсерская – 260 км/ч
Практическая дальность – 1 000 км.
Статический потолок – 2 600 м., с использованием эффекта земли – 6 000 м.
Экипаж – 2 человека (пилот и оператор вооружения)
Вооружение: 2х23-мм пушки Type-1, 4 точки подвески: УР «воздух-земля»: 8 × ПТУР HJ-8E, УР «воздух-воздух»: 2 × TY-90, либо 2 блока НУР калибра 90-мм или 57-мм.

Завод № 329 НКЭП , Тбилисский элементный завод НКЭП

/г. Тбилиси/

По пр. НКЭП № 30сс от 26.07.1940г. начато проектирование в Тбилиси завода анодных батарей (ГПИ-9). Проектное задание требовалось представить к 1.10.1940г., техпроект – к 15.03.1941г., срок ввода завода в эксплуатацию – 1.06.1943г. Проектная мощность завода: анодных батарей: БАС-80 – 1750 тыс. шт. в год, БАС-60 – 1200 тыс. шт.; элементов: 1В, 1С – 50 тыс. шт., 2В, 2С – 1 млн. шт., 3В, 3С – 350 тыс. шт.

Пр. № 32сс от 12.08.1940г. элементному заводу в Тбилиси присвоен № 329. По пр. № 106с от 22.05.1941г. было организовано Управление по строительству завода. 149

Завод № 329 НКАП

/пос. Дземги-на-Амуре Хабаровского кр. п/я 48/

Приборостроительный завод начал строиться в соответствии с пост. правительства № 104сс от 7.05.1939г. в системе 5ГУ НКАП. В связи с началом войны строительство прекращено. В 08.1942г. завод № 329 влит в состав завода № 126 НКАП.

Завод № 329 НКБ

Был в годы ВОВ.

Завод № 329 МАП, ГКАТ , ОКБ-329 МАП , п/я 1506, Опытный завод № 3 МАП , ГС опытный завод № 3 (ГСОЗ-3) МАП , Московский вертолётный завод (МВЗ), МВЗ им. М.Л. Миля МАП , В-2323, АООТ, ОАО «Московский вертолётный завод им. М.Л. Миля», ОАО «Корпорация «Вертолеты Миля»

/г. Москва ул. 2-я Рыбинская, 13; ул. 2-я Рыбинская, 17 п/я 1506; 107113 (107140 Б-140) г. Москва, Б-113 Сокольнический вал, 2 ст. Митьково Московской ж/д «Юбиляр»/

/107113 г. Москва Сокольнический вал, 2А тел. 264-90-83 www.mi-helicopter.ru/

В 1935г. на окраине парка Сокольники в д. 13 по 2-й Рыбинской ул. действовала Мебельная фабрика № 4 треста «Союзмебель» НКлеса (директор- Д.И. Степин, гл. инженер- В.В. Соловьев). Выпускала упаковочную тару и мебель. По пр. № 487с от 10.08.1943г. мебельная фабрика Горместпрома была передана в качестве филиала № 1 заводу № 381 НКАП для организации деревообделочного производства и занималась выпуском деревянных частей крыла для истребителей Лавочкина.

По пр. НКАП № 4с от 10.01.1946г. для расширения опытной базы и опытных работ по геликоптеростроению на фабрике размещено ОКБ-3 И.П. Братухина, переведенное с завода № 381 НКАП. Филиал передан как опытная база со всем имуществом и личным составом в подчинение ОКБ-3 из 1ГУ в 7ГУ. В соответствии с ПСМ № 3658-1485 от 29.09.1948г. и пр. № 772сс от 4.10.1948г. на базе ОКБ-3 МАП образован опытный завод № 3 МАП. На заводе сконцентрированы основные работы по вертолетостроению.

В 1948-51г. при заводе № 3 действовало ОКБ-1.

7.10.1948г. при заводе образовано ОКБ-2 Н.И. Камова для работы по Ка-10.

Завод имел летно-экспериментальную станцию в Измайлово (1949г.), ранее принадлежавшую ОКБ Братухина. Однако вскоре территория станции отошла под городскую застройку.

В 1951г. ОКБ завода возглавил М.Л. Миль, переведённый из ОКБ-4 при заводе № 82 МАП по пр. № 991 от 17.06.1951г. С 10.1951г. ОКБ стало полным хозяином завода.

По пр. МОП № 316сс от 2.06.1953г. завод № 3 переименован в завод № 329, и ОКБ, соответственно, получило обозначение ОКБ-329. Имел наименование «п/я 1506». 62 По 08.1957г. – в ведении 1ГУ МАП, по пр. № 20сс от 21.01.1958г. передан в ведение 1-го Управления ГКАТ. 169 В 1967г. завод № 329 переименован в МВЗ, с 1970г., после смерти Миля – МВЗ им. М.Л. Миля МАП (по - с 1979г.). В 1972-87г. – в ведении 6ГУ МАП. Имел наименование «п/я В-2323» (1984-87г.). 62

В 1958г. завод имел летно-испытательную станцию в Тушино на аэродроме Захарково. Долгие годы станцией руководил Д.Т. Мацицкий. В начале 1964г. решением Моссовета ЛИС завода была перебазирована из Захарково на территорию аэродрома НИИЭРАТ в Люберцах. В 1958г. действовал также филиал в Казани.

Уже к концу 1950-х г. производственных мощностей завода не стало хватать (опытные В-8 строились на территории завода № 23 в Филях). Было предложение перевести ОКБ на территорию завода № 23, но затем 30.05.1960г. СМ СССР принял пост. о строительстве опытного завода ОКБ на ст. Панки (пос. Котельники Люберецкого района) на территории бывших складов авиационной древесины. В 1963г. были сданы первые корпуса, а в 1966г. построен весь заводской комплекс. ОКБ осталось в Сокольниках. В 1987г. предприятие имело филиалы: № 1 в Казани, № 2 в Ростове-на-Дону, Феодосийский. В 1990-х г. построена лётно-испытатательная база в Чкаловской.

11.06.1954г. вышло ПСМ № 1171-515сс «О создании транспортно-десантного вертолёта конструкции Миля…».

В соответствии с ПСМ № 1990-919сс от 21.09.1954г. базовый вертолет ПЛО Ми-4М пнв и запущен в серию. 31.12.1959г. вышло расп. правительства № 3725-рс об использовании Ми-4 в пассажирско-салонном варианте для особо важных полетов.

В соответствии с ПСМ № 191-85 от 23.02.1959г. по решению ВПК № 56 от 4.06.1959г. требовалось в июле предъявить Ми-6 на госиспытания. 169 В соответствии с ПСМ № 794-324 от 19.09.1964г. вертолет Ми-6 пнв.

В соответствии с ПСМ № 415-186 от 3.05.1962г. по пр. ГКАТ № 7сс от 7.01.1963г. и № 17сс от 12.01.1963г. начата разработка вертолета В-12. Его создание далее велось в соответствии с ПСМ № 365-135 от 30.04.1965г. по пр. № 80сс от 19.06.1965г. и в соответствии с ПСМ № 1098-378 от 28.11.1967г. по пр. № 433сс от 20.12.1967г. В соответствии с ПСМ № 109-38 от 4.02.1975г. по пр. № 141сс от 7.04.1975г. работы по В-12 прекращены, в связи с тем, что он не отвечал новым требованиям МО и началом разработки Ми-26.

25.10.1965г. вышло ПСМ № 839-301 «О вооружении вертолета В-14».

В соответствии с ПСМ № 583-208 от 25.07.1968г. Ми-8Т пнв.

В соответствии с решением ВПК № 58 от 29.03.1967г. по пр. № 119сс от 12.04.1967г. начата разработка аванпроекта транспортно-боевого вертолета (в конкурсе с ОКБ Камова) со сроком представления к 15 июня.

В соответствии с ПСМ № 109-38 от 4.02.1975г. по пр. № 141сс от 7.04.1975г. начата разработка Ми-26. Требовалось построить в 1977-79г. совместно с Ростовским вертолётным заводом 6 опытных образцов, в т.ч. на МВЗ: экземпляр для испытаний на усталостную прочность в 1976г., 1-й лётный в 1977г. и 2-й лётный в 1978г.; предъявить вертолет на госиспытания в 1978г.; построить две летающие лаборатории на базе Ми-6 для испытаний несущей системы и определения характеристик устойчивости и управляемости. 164

Принимало участие в программе создания ОК «Буран».

В 1993г. завод преобразован в АООТ, в 1998г. – в ОАО «МВЗ им. М.Л. Миля». По решению правительства № 22-р от 9.01.2004г. и Указу Президента РФ № 1009 от 4.08.2004г. вошло в число стратегических оборонных предприятий. По Указу президента РФ от 29.11.2004г. исключено из списка стратегических предприятий. В 12.2004г. на базе МВЗ им. М.Л. Миля создана холдинговая компания ОАО «Корпорация «Вертолеты Миля». В нее также вошли: ОАО «У-УАЗ», ОАО «ММЗ «Вперед», СМПП, ОАО КВЗ, ОАО «Роствертол». В 05.2005г. вошло в состав холдинга «Оборонпром».

В состав МВЗ входили (2002г.): ОКБ, наземный экспериментально-исследовательский комплекс, опытный завод, летно-исследовательская база. 69

Работы (2000-е г.): по тяжелому транспортному Ми-46, среднему- Ми-38, модификациям Ми-28, транспортно-боевому Ми-40, легким Ми-34, Ми-52 и Ми-54. В 2002г. создан легкий учебно-тренировочный Ми-60МАИ совместно с КБ МАИ.

Всего за годы деятельности ОКБ серийно построено более 25.000 вертолетов марки «Ми» (на 2002г. – более 30.000), что составляет более 90 % выпуска всех вертолетов в СССР и России.

Численность персонала (1972г.)- 5110 чел.

Гл. конструктор (1946-51г.)- И.П. Братухин, (1951-; 06.1953-64г.)- М.Л. Миль {1909-70}, (1970-75г.-)- М.Н. Тищенко. Ген. конструктор (1964-70г.)- М.Л. Миль {22.11.1909-31.01.1970}, (1981-91г.)- М.Н. Тищенко {18.02.1931-}(затем преподавал в МАИ), (1991-97г.)- М.В. Вайнберг {27.06.1937-}, (04.1997-99г.)- Г.А. Синельщиков {24.03.1947-}, (-2002-06г.-)- А.Г. Самусенко.

Зам. гл. конструктора (1953г.-)- В.А. Кузнецов, Н.Г. Русанович, Е. Яблонский, (2000г.)- Г.А. Синельщиков; по Ми-28Н (1997г.-)- М. Короткевич. Зам. ген. конструктора (1999-2000; 2002-05г.)- М. Короткевич, (2002г.)- А.В. Некрасов, (2006г.)- А. Чунтул.

Ответственный руководитель (06.1953-70г.)- М.Л. Миль, (1970-91г.)- М.Н. Тищенко. Гендиректор (-1997г.)- М.В. Вайнберг, (04.1997г.-)- Г.А. Синельщиков, (2001-12.2004г.)- Ю.М. Андрианов, (2.12.2004-06г.-)- А.Б. Шибитов. Исполнительный директор (03.2008г.-)- М. Короткевич.

1-й зам. гендиректора (2007-08г.)- М. Короткевич. Зам. гендиректора: по организации производства (2002-07г.)- М. Короткевич; (-2005-06г.-)- В. Макарейкин.

Директор: технический (2007-08г.)- М. Короткевич; коммерческий (2000-01г.)- Д.В. Мантуров.

Директор завода (1953г.-)- Ю.Б. Эскин, (04.1975г.)- Колупаев, (1987г.)- Ф.З. Абдулин.

Начальник ОКБ (1953г.-)- Г.В. Козельков, (1963г.-)- Е.В. Яблонский; и.о. начальника (1999-2000г.)- М. Короткевич; (2000-02г.)- М. Короткевич.

Гл. инженер (1953г.-)- Н.Н. Леонтьев.

Гл. технолог/ гл. металлург (1953г.)- М.О. Парецкий.

Руководитель программы Ми-28Н (1997г.-)- М. Короткевич.

Начальники отделов: проектного (-1970г.)- М.Н. Тищенко; секретного (1987г.)- В.Е. Шпак.

Зам. начальника ЛИК по летной службе (2006г.)- А.М. Климов.

Ведущие конструкторы: (1990г.-)- М. Короткевич.

Летчики-испытатели: (2006г.)- А.М. Климов.

Председатель совета директоров (-07.2004г.)- И. Кругляков, (07.2004-12.2005г.-)- Д.В. Мантуров (директор ОПК «Рособоронпром»).

Член совета директоров (07.2005г.-)- В. Воскобойников, И. Гаривадский, И. Кругляков, В. Максименко, В.Сурыгин, М. Хватикова, М. Хейфиц, С. Чемезов; (07.2005-07.2006г.-)- А. Михеев, (07.2005-07.2006г.-)- Б. Слюсарь; (12.2005-07.2006г.-)- Л. Белых, (12.2005-07.2006г.-)- В. Григорьев, (12.2005-07.2006г.-)- А. Лаврентьев, (12.2005г.-)- Д. Леликов, (12.2005-07.2006г.-)- В. Макарейкин, (12.2005г.-)- П. Мотренко, (12.2005-07.2006г.-)- А.Г. Самусенко, (12.2005-07.2006г.-)- А.Б. Шибитов, (07.2006г.-)- Д. Мантуров.

Создано: вертолеты: транспортные: Ми-2 (22.09.1961г.), Ми-4 (3.06.1952г.), Ми-4М (пнв 21.09.1954г.), тяжелый Ми-6 (5.06.1957г., пнв 19.09.1964г.), В-8 (24.06.1961г.), Ми-8 (2.08.1962г.), воздушный КП РВСН Ми-19р (1980-е), 21 Ми-10 (15.06.1960г.), летающий кран Ми-10К (6.09.1966г.), Ми-17, тяжелый Ми-26 (14.12.1977г.); противолодочный Ми-14 (1.08.1967г.), боевые ударные Ми-24 (15.09.1969г.), Ми-24М (30.05.2000г.), Ми-28 (10.11.1982г.), ночной Ми-28Н (11.11.1997, пнв в 09.2007г.); Ми-34, Ми-38 (22.12.2003г.); опытные В-7, В-12 (27.06.1967г.); экспериментальный на газовом топливе Ми-8ТГ (7.09.1987г.); проект Ми-20. 101

ОКБ-3 НКАП при МАИ, ОКБ-3 МАП при заводе № 3

В 01.1940г. при МАИ организовано вертолётное ОКБ. Сначала им руководил Б.Н. Юрьев, а с 04.1940г. – И.П. Братухин.

В 1941г. ОКБ эвакуировано в Алма-Ату.

По пр. НКАП № 19с от 1.01.1944г. ОКБ-3 гл. конструктора И.П. Братухина переведено на территорию филиала завода № 381 НКАП (Тушино, транспортно-эксплуатационная база при 11ГУ). Здесь организовано ОКБ-3 при 7ГУ с собственной производственной базой. Работы по доводке и испытаниям геликоптера «Омега-2». Производство планировалось организовать на заводе № 82 НКАП.

По пр. НКАП № 4с от 10.01.1946г. для расширенияопытной базы и опытных работ погеликоптеростроению и ввиду неприспособленности завода № 381 ОКБ-3 перебазировано на площадку филиала № 1 завода № 381 НКАП (г. Москваул. 2-я Рыбинская, 17). Филиал передан как опытная база со всем имуществом и личным составом в подчинение ОКБ-3 из 1ГУ в 7ГУ. Также за ОКБ оставлены все ранее занимаемые помещения (для использования под общежитие).

В 05.1946г. ОКБ-3 – в ведении 7ГУ МАП. В 1948г. ОКБ-3 МАИ Братухина переведено в МАП и образовано ОКБ-3 МАП под его руководством. На базе ОКБ-3 в соответствии с ПСМ № 3658-1485 от 29.09.1948г. и пр. № 772 от 4.10.1948г. вновь образован завод № 3 МАП.

Пр. МАП от 05.1948г. задавалась разработка реактивного вертолета с ПВРД или ПуВРД. Для этого расп. МАП от 12.1948г. из состава ОКБ-3 выделена группа конструкторов СБИЖ (Ю.Л. Старинин- военпред ОКБ, Ю.С. Брагинский, Б.Я. Жеребцов), работавшая при ГСОЗ № 3 МАП.

Есть информация, что 6.09.1950г. ОКБ-3 И.П. Братухина вместе с работавшими в нем немецкими специалистами влито в состав КБ-1 ТГУ, но затем, в соответствии с пост. правительства от 6.05.1951г. вновь переведено на завод № 3. 138

В 10.1951г. после совещания авиастроителей в Кремле, где была поставлена задача создания тяжелого вертолета, ОКБ-3 Братухина закрыто, завод передан Милю. После закрытия ОКБ Братухин назначен начальником вертолетного отдела БНТИ ЦАГИ, затем – на преподавательской работе.

Численность персонала (06.1941г.)- 116 чел., (1942г.)- 37 чел., (1943г.)- 36 чел., (1944г.)- 86 чел., (1945г.)- 146 чел. 166

Гл. конструктор (1944-50; 1951г.)- И.П. Братухин.

Ведущие инженеры по испытаниям: (-1946-47г.-)- Д.Т. Мацицкий, (1947г.)- Г.В. Ремезов.

Создано: опытные вертолеты: «Омега» (08.1941г.), «Омега II», Г-3, Г-4, Б-5, Б-9, Б-10, Б-11.

ОКБ-1 при заводе № 3 МАП

/г. Москва п/я 1506/

ОКБ-1 образовано в 1948г., ликвидировано по пр. № 408сс от 9.05.1951г. Имело наименование «п/я 1506». 62

ОКБ-2 гл. конструктора Н.И. Камова при заводе № 3 МАП

/г. Москва ул. 2-я Рыбинская, 17 п/я 1506/

ОКБ-2 Н.И. Камова образовано 7.10.1948г. при заводе № 3 МАП в соответствии с ПСМ № 3658-1485 от 29.09.1948г. и пр. № 772 от 4.10.1948г. для работ по Ка-10 и внедрению его в серию. Основой нового ОКБ стала конструкторская группа Н.И. Камова, работавшая при БНТ ЦАГИ в 1945-47г. в Химках.

Создан одноместный вертолет связи и наблюдения сосной схемы Ка-10 (первый полет 30.08.1949г.), положивший начало большому семейству вертолетов сосной схемы, ставшей «фирменным знаком» Камова.

Расп. МАП от 12.1948г. из состава ОКБ-3 выделена группа конструкторов СБИЖ (Ю.Л. Старинин – военпред ОКБ, Ю.С. Брагинский, Б.Я. Жеребцов), работавшая при ГСОЗ № 3 МАП по созданию реактивного вертолета с ПВРД или ПуВРД. Пост. СМ от 07.1949г. открыты работы по теме вертолета СБИЖ М-1. В 1949-50г. вертолет построен и испытан (по другим сведениям, в 1952г.). В 1951г. работы по нему прекращены, и в 10.1951г. группу СБИЖ перевели в ОКБ Камова. КР-9/01

Спецбюро аэродромного оборудования

Действовало на территории завода № 3 в конце 1940-х – начале 1950-х г. Серийное производство стартовых установок запуска.

ОКБ завода № 3 МАП гл. конструктора М.Л. Миля

/г. Москва ул. 2-я Рыбинская, 17/

По пр. № 991 от 17.06.1951г. ОКБ-4 МАП гл. конструктора М.Л. Миля было переведено из Тушино в Сокольники на завод № 3 МАП для продолжения работ по вертолету ГМ-1. ОКБ-1 размещено в помещениях ликвидированного ОКБ И.П. Братухина. С этого времени ОКБ стало полным хозяином на заводе и неразрывно с ним связано.

Филиал № 1 завода № 329 на заводе № 387 ГКАТ , п/я 388, Филиал № 1 МВЗ им. М.Л. Миля МАП , В-2441

/Татарская АССР 420085 (420036) г. Казань, 85 ул. Тэцовская ст. Лагерная Горьковской ж/д «Лист»/

В 1954г. для освоения серийного производства вертолетов организован филиал № 1 на заводе № 387 в Казани. Организатором и первым руководителем филиала стал Г.И. Бакшаев. По пр. № 181с от 8.05.1957г. в состав филиала влито ОКБ-387. Филиал имел наименования «п/я 388», «п/я В-2441» (1967-87г.). 62

Сконструирована и изготовлена пикирующая мишень ПМ-6 (госиспытания – в 1958г.).

Численность персонала (1972г.)- 1095 чел.

Директор (1987г.)- В.Н. Першутов.

Начальники отделов: секретного (1987г.)- М.С. Пещерков. 74

Филиал № 2 завода № 329 назаводе № 168 ГКАТ , п/я 27, Филиал № 2 МВЗ им. М.Л. Миля МАП , В-2552

/344038 (344708) г. Ростов-на-Дону, 38 ул. Новаторов, 5 «Вал»/

В связи с организацией выпуска Ми-6 на заводе № 168 в 1965г. там организован филиал № 2 завода № 329. Организатором и первым руководителем филиала стал М.Б. Суворов. Филиал имел наименования «п/я 27», «п/я В-2552» (1967-87г.). 62

Численность персонала (1972г.)- 180 чел.

Директор (1987г.)- Г.А. Зубков.

Начальники отделов: секретного (1987г.)- А.Н. Гуров. 74

Филиал № 3 завода № 329, Феодосийский филиал МВЗ им. М.Л. Миля МАП , А-1823

/Украинская ССР 334804 (334800) г. Феодосия, 4 Крымской обл. пос. Приморский ст. Айвазовская Приднепровской ж/д «Рубин»/

В 1970г. в Феодосии специально для проведения летных испытаний и доводки Ми-14 организован филиал № 3. Организатором и первым руководителем филиала стал Л.Н. Бабушкин. Имел наименование «п/я А-1823» (1987г.).

Численность персонала (1972г.)- 165 чел.

Директор (1970г.-)- Л.Н. Бабушкин, (1987г.)- А.П. Никитин.

Начальники отделов: секретного (1987г.)- В.П. Крылов. 74

АОЗТ, ОАО «ПО «Легкие вертолеты Ми»

/103051 г. Москва ул. Петровка, 24 а/я 34 тел. 200-25-34/

Образовано 14.04.1993г. как АОЗТ.

Разработка вертолета Ми-34С, модификации вертолета Ми-34.

В 2008-09г. предприятие являлось банкротом, имущество выставлено на торги.

Численность персонала (2002г.)- 50 чел.

Гендиректор (-2000-02г.-)- М.В. Гринис. Конкурсный управляющий (04.2006г.-)- Э. Ребгун.

1-й зам. Гендиректора (2002г.)- Г.Д. Бадо. 69

ОАО «Вертолеты России»

В 2002г. на базе «Оборонпрома» начато создание вертолетостроительного холдинга ОАО «Вертолеты России». На начало 2007г. в него входили: МВЗ им. Миля, У-УАЗ, КВЗ, «Роствертол», ОАО «Камов», ММЗ «Вперед» и СМПП. ОАО являлось управляющей компанией МВЗ им. Миля. Входило в состав «Оборнопрома» (2010г.).

В 11.2008г. начато создание российско-итальянского СП с AgustaWestland для производства вертолета АW139. Для этого в 06.2010г. начато строительство нового завода на площадке МВЗ им. Миля в г. Панки. Срок ввода завода в строй – 2011г., к 2015г. проектная мощность – 20 машин в год.

В 2009г. созданос Airfreight Aviation Ltd. СП InternationalRotorCraftServices по технической поддержке вертолетов Ми-8, Ми-17 на Ближнем и Среднем Востоке. В состав СП вошел сервисный центр У-УАЗа.

- () В истории отечественной авиации особая роль принадлежит Ивану Павловичу Братухину — главному конструктору, под руководством которого разработан ряд оригинальных винтокрылых аппаратов, и выдающемуся ученому, воспитателю инженеров… … Военная энциклопедия

Братухин Иван Павлович Энциклопедия «Авиация»

Братухин Иван Павлович - И. П. Братухин Братухин Иван Павлович (1903—1985) — советский конструктор и учёный в области вертолётостроения, профессор (1953), доктор технических наук (1962), заслуженный деятель науки и техники РСФСР (1964). Окончил Московское… … Энциклопедия «Авиация»

Братухин Иван Павлович - И. П. Братухин Братухин Иван Павлович (1903—1985) — советский конструктор и учёный в области вертолётостроения, профессор (1953), доктор технических наук (1962), заслуженный деятель науки и техники РСФСР (1964). Окончил Московское… … Энциклопедия «Авиация»

Братухин Иван Павлович - И. П. Братухин Братухин Иван Павлович (1903—1985) — советский конструктор и учёный в области вертолётостроения, профессор (1953), доктор технических наук (1962), заслуженный деятель науки и техники РСФСР (1964). Окончил Московское… … Энциклопедия «Авиация»

- (1903 85), российский конструктор, специалист в области вертолетостроения, доктор технических наук (1962). Работал в ЦАГИ (см. АЭРОГИДРОДИНАМИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ), затем в МАИ (см. МОСКОВСКИЙ АВИАЦИОННЫЙ ИНСТИТУТ (МАИ)), где в опытно конструкторском… … Энциклопедический словарь

- (1903 85) конструктор, ученый в области вертолетостроения, доктор технических наук (1962). Работал в ЦАГИ, затем в МАИ, где в опытно конструкторском бюро под его руководством был выпущен малой серией ряд вертолетов, в т. ч. Омега.… … Большой Энциклопедический словарь

- [р. 12(25).2.1903, деревня Ящеры, ныне Сунского района Кировской области], советский конструктор и учёный в области вертолётостроения, профессор (1954), доктор технических наук (1962), заслуженный деятель науки и техники РСФСР (1964). Член КПСС с … Большая советская энциклопедия

- (1903 1985) советский конструктор и учёный в области вертолётостроения, профессор (1953), доктор технических наук (1962), заслуженный деятель науки и техники РСФСР (1964). Окончил Московское высшее техническое училище (1930). Винтокрылыми… … Энциклопедия техники

- (1903 1985) советский авиаконструктор, заслуженный деятель науки и техники РСФСР (1970), д.т.н. (1962), профессор. С 1926 г. работал в ЦАГИ под руководством Б. Н. Юрьева. Первый аспирант МАИ (1930). С марта 1940 возглавлял вертолетостроительное… … Большая биографическая энциклопедия