10.04.2010 12 апреля 2010 года исполнилось 40 лет со дня гибели атомной подводной лодки "К-8". Это была первая крупная катастрофа в истории отечественного атомного флота.

Третья атомная подводная лодка (ПЛА) проекта 627 "К-8" была заложена 9 сентября 1957 года на Северном машиностроительном предприятии (СМП) в городе Северодвинске. Государственные испытания на ней завершились 31 декабря 1959 года. Подводная лодка вошла в состав Северного флота и в 1960 году перешла в военно-морскую базу в губе Западная Лица, где дислоцировалась отдельная бригада атомных подводных лодок. В 1960 – 1961 гг. ПЛА "К-8" отрабатывала задачи боевой подготовки в море, осваивала малоизвестные тактические приемы использования кораблей этого класса, участвовала в испытаниях отдельных видов вооружения и технических средств, планируемых в дальнейшем к использованию на серийных ПЛА.

Из-за недостаточной надежности новых высоконапряженных парогенераторов в этот период на ПЛА произошли две крупные радиационные аварии в связи, с чем в конце 1961 года подводная лодка была поставлена в текущий ремонт на СМП, где была произведена замена парогенераторов и активных зон ядерных реакторов. В 1964 – 1966 гг. подводная лодка интенсивно эксплуатировалась в море. В 1966 – 1968 гг. "К-8" вновь оказалась в текущем ремонте, связанном, в основном, с заменой парогенераторов, после чего возвратилась к новому месту своего базирования в поселке Островной (Гремиха). В 1969 г. "К-8" совершила поход на боевую службу. Следующий автономный поход, начатый 17 февраля 1970 г., оказался роковым.

В 22 часа 30 минут 8 апреля 1970 г. на 51-е сутки автономного плавания на глубине 120 метров практически одновременно в двух отсеках (третьем и седьмом) возник пожар. В седьмом отсеке, судя по интенсивности пожара, вероятно, горели патроны регенерации. Экипаж подводной лодки под командованием капитана 2 ранга В. Бессонова проявил мужество и героизм в борьбе за живучесть корабля. Достаточно упомянуть лишь два эпизода. Несмотря на бушующее пламя вблизи пульта управления ядерной энергетической установкой находящиеся в нем офицеры (В.Г. Хаславский, А.С. Чудинов, Г.В. Шостаковский, Г.Н. Чугунов) обеспечили полное "глушение" ядерных реакторов, предотвратив тем самым возможность развития радиационной катастрофы у берегов Западной Европы. Эти мужественные офицеры одними из первых погибли на боевом посту, до конца выполнив свой долг.

Корабельный врач капитан медицинской службы А. Соловей во время аварии отдал свой дыхательный аппарат главному старшине Ю. Ильченко, которому сделал полостную операцию по удалению аппендицита в Норвежском море. Старшина был спасен, а врач погиб.

В ночь с 10 на 11 апреля в район аварии прибыли три судна Морского флота СССР, но из-за разыгравшегося шторма взять подводную лодку на буксир не удалось. Часть личного состава ПЛА была переправлена на судно "Касимов", а на борту "К-8" остались 22 человека во главе с командиром для продолжения борьбы за живучесть корабля. Но 12 апреля в 6 часов 13 минут в результате потери запаса плавучести и продольной остойчивости подводная лодка затонула на глубине 4680 метров в Бискайском заливе Атлантического океана. Погибли 52 члена экипажа.

Командиру подводной лодки "К-8" капитану 2 ранга Всеволоду Борисовичу Бессонову присвоено звание Героя Советского Союза (посмертно). Погибших подводников наградили орденами Красной Звезды. Оставшиеся в живых удостоены государственных наград. В пос. Островной (Гремиха) установлен памятник ПЛА "К-8" с именами всех погибших на ней подводников. Две улицы военного городка назвали именами командира Бессонова и капитана Соловья.

Ежегодно 12 апреля в пос. Островной у обелиска погибшим подводникам ПЛА "К-8" проводятся торжественные траурные мероприятия. В этот же день в 12.00 в Николо-Богоявленский Морской Собор города Санкт-Петербург, где открыта мемориальная доска в память погибших моряков-подводников "К-8", приходят оставшиеся в живых члены экипажа, бывшие сослуживцы, вдовы и родственники погибших, чтобы помянуть тех, кто исполнил до конца свой долг перед Отечеством.

12 апреля 2010 года в 12.00 в Николо-Богоявленском соборе Санкт-Петербурга состоялась панихида по погибшим 52 членам экипажа К-8, а затем родные и близкие собрались в кают-компании Клуба подводников и вспомнили своих погибших. 13 апреля 2010 года в Сестрорецке в новом храме Петра и Павла молитвенно помянуты "воины в море погибшие".
Историческая дата: 12.04.1970

Гибель атомной подводной лодки "К-8"

8 апреля 1970 года на атомной подводной лодке "К-8" при пожаре в Бискайском заливе погибли 52 человека.

"К-8" - советская атомная подводная лодка проекта 627А «Кит».

Она была заложена 9 сентября 1957 г. на Северном машиностроительном предприятии (СМП) в городе Северодвинске. Государственные испытания на ней были завершены 31 декабря 1959 г. Вступила в состав Северного флота 31 августа 1960 г.

Экипаж - 104 человека


Длина наибольшая (по конструктивной ватерлинии, КВЛ) - 107,4 м
Ширина корпуса наибольшая - 7,9 м
Силовая установка:

Атомная, двухвальная, типа ВМ-А, модификации с двумя водо-водяными реакторами. Тепловая мощность 2 x 70 МВт, мощность на валу 2 x 17 500 л.с.

Вооружение:

Торпедно-минное вооружение - восемь носовых торпедных аппарата (ТА) калибра 533 мм,

20 торпед, в обычной комплектации - шесть с ядерными зарядами по 15 килотонн.

Находившаяся на боевом дежурстве в Средиземном море подводная лодка была направлена в район Северной Атлантики для принятия участия в крупнейших за всю историю советского ВМФ учениях "Океан 70", в которых участвовали силы всех флотов СССР.

Вечером 8 апреля 1970 г., когда подлодка находилась севернее Азорских островов, при всплытии "К 8" с глубины 160 метров под перископ для сеанса радиосвязи возник пожар в рубке гидроакустиков, расположенной в центральном посту (ЦП) АПЛ.

В течение минуты по сигналу аварийной тревоги в ЦП прибыло все командование лодки и её командир, начавший руководство борьбой за живучесть корабля. Одновременно поступил доклад о пожаре в седьмом отсеке, где горела регенерация. Еще через пять минут лодка всплыла в надводное положение. Далее пожар стал распространяться по воздуховодам.

На боевом посту погиб весь состав первой смены главной энергетической установки (ГЭУ) АПЛ: инженер капитан 3-го ранга Валентин Хаславский, инженер-капитан-лейтенант Александр Чудинов и старшие инженер-лейтенанты Георгий Шостаковский и Геннадий Чугунов. Видя, что пламя может попасть в пост ГЭУ, офицеры наглухо задраили двери, зная, что выхода наружу уже не будет. Погибая, они успели заглушить ядерные реакторы. Расчет ГЭУ ценой своих жизней сделал главное - предотвратил возможность теплового взрыва.

Скопившихся в восьмом отсеке людей выводили через верхний люк. Концентрация окиси углерода в отсеке была смертельной - из 16-ти членов экипажа, бывших в восьмом отсеке, спасти не удалось никого.

В ночь с 10 на 11 апреля в район аварии прибыли три судна Морского флота СССР, но из-за разыгравшегося шторма взять подводную лодку на буксир не удалось. Часть личного состава ПЛА была переправлена на судно "Касимов", а на борту "К-8" осталось 22 человека во главе с командиром подлодки капитаном 2 ранга Всеволодом Бессоновым для продолжения борьбы за живучесть корабля.

12 апреля в 6 часов 13 минут в результате потери запаса плавучести и продольной остойчивости подводная лодка затонула на глубине 4 680 метров в Бискайском заливе Атлантического океана.

Всего в результате аварии погибли 52 члена экипажа. Созданная правительственная комиссия по расследованию причин аварии пришла к выводу, что командир действовал правильно.

Гибель АПЛ "К-8" стало первой крупной катастрофой в истории отечественного атомного флота. В настоящее время АПЛ покоится на глубине порядка 4 680 м в 490 км северо-западнее Испании.

Командиру подводной лодки "К-8" капитану 2 ранга Всеволоду Борисовичу Бессонову было присвоено звание Героя Советского Союза (посмертно). Погибших подводников наградили орденами Красной Звезды. Оставшиеся в живых были удостоены государственных наград.
В городе Островной (Гремиха) Мурманской области установлен памятник ПЛА "К-8" с именами всех погибших на ней подводников. Две улицы военного городка назвали именами командира Бессонова и капитана медицинской службы Арсения Соловья.

Корабельный врач Арсений Соловей во время аварии отдал свой дыхательный аппарат главному старшине Юрию Ильченко, которому сделал полостную операцию по удалению аппендицита в Норвежском море. Старшина был спасен, а врач погиб.

В те времена аварийные случаи не принято было предавать гласности. И все-таки в конце концов многое становилось достоянием общественности. Но поскольку официальная информация давалась и по служебной линии в крайне усеченном виде, она обрастала домыслами и вымыслами. Сейчас, конечно, существует другой взгляд на эту проблему. И он более реалистичен: нельзя скрывать от общества то, что непосредственно затрагивает его интересы. Гласность, открытость идут на пользу и общему делу укрепления боеготовности Вооруженных Сил, и более скорому решению проблем, стоящих, в частности, перед Военно-Морским Флотом. Сожаление вызывает только то, что открытость, доступность информации не всегда используются, в том числе некоторыми средствами массовой информации, в конструктивных целях, нередко она искажается, извращается, оборачивается во вред нашим общим интересам."

1957 год 9 сентября
Заложена на стапеле цеха № 42 ССЗ №402 в г.Молотовск (с 12.09.1957г. - переименован в г.Северодвинск) как КрПЛ;

1958 год 2 марта
Зачислена в списки кораблей ВМФ. Экипаж зачислен в состав 150-го ДнПЛ 339-й БрСРПЛ Беломорской флотилии в г.Северодвинск;

1959 год март
Присвоен тактический номер К-8 . Экипаж перечислен в состав 206-й ОБрПЛ СФ с прежним местом дислокации;

1959 год октябрь
206-я ОБрПЛ СФ перебазирована из г.Северодвинск в Западную Лицу. Экипаж подчинен 339-й БрСРПЛ Беломорской флотилии с прежним местом дислокации;

1959 год декабрь
Во время ходовых испытаний на ПЛА дважды самопроизвольно отдавался кормовой аварийный буй, а буйреп наматывался на винты;

1959 год 28 декабря
После межбазового перехода, прибыла к постоянному месту базирования в губу Малая Лопаткина (Западная Лица). Вошла в состав 206-й ОБрПЛ СФ;

1959 год 31 декабря
Подписан приемный акт. Вступила в строй. Председатель Государственной комиссии - кап.1р. Краснов Е.А., ответственный сдатчик - Нетук С.П., командир - кап.2р. Шумаков В.П.;

1960 год 13 октября
Вышла в море для похода к Северному Полюсу (командир - кап.1р. Шумаков В.П.). На ПЛА было укреплено ограждение рубки, установлены вторые комплекты эхолота и эхоледомера, пульт штурмана, два дополнительных гироазимута, самописец для обсерваций по подводным взрывам. В Баренцевом море в 19.03 произошел разрыв парогенератора, при ликвидации аварии 13 человек переоблучились, КрПЛ вернулась в дизель-генераторном режиме. Всего в течении года совершила 6 выходов в море, прошла в надводном положении 1357 миль, в подводном – 3168 миль;

1961 год 1 июня
При отработке задач боевой подготовки в море образовалась течь активной воды из парогенератора. Часть личного состава получила облучение. Впоследствии один человек был списан на берег;

1961 год июль
Переформирована в состав 3-й ДиПЛ 1-й ФлПЛ СФ с прежним местом базирования;

1961 год 8 октября
Во время атаки отряда боевых кораблей на первенство ВМФ вновь открылась течь активной воды из парогенератора;

1961 год
Совершила 5 краткосрочных выходов в море для стажировки новых экипажей, прошла в надводном положении 1512 миль, в подводном – 3171 милю;

1961 год 11 ноября - 1963 год декабрь
На ПО "Севмашпредприятие" в г.Северодвинск прошла средний ремонт. Экипаж на время ремонта был подчинен 339-й БрСРПЛ Беломорской флотилии. По окончании ремонта 31.12 перешла в губу Большая Лопаткина (Западная Лица) для постоянного базирования;

1964 год весна
После сдачи курсовых задач участвовала в испытаниях стационарной береговой ГАС, неделями маневрирую строго по заданному маршруту, с заданными скоростями подо льдами Баренцева моря, с заходом в Карское море;

1964 год апрель
При выходе в море на отработку задач боевой подготовки от командира БЧ-5 поступил доклад, что испарительная установка не рассаливается. За несколько часов ремонтных работ наладить работу установки не удалось, и ПЛА была вынуждена прервать выход и зайти в губу Гремиха для пополнения запасов воды;

1964 год май
В конце мая при переходе в доковый ремонт в губу Пала на СРЗ-10, после прохождения Топливного причала лодка попала в снежный заряд. Ни реверс, ни повороты помочь не могли, так как любой манёвр вёл на опасные глубины. Разрешающая способность РЛС не позволяла брать ориентиры при прохождении узкости. Тогда было принято решение обеспечить вход по данным ГАС, работающей в активном режиме, что и было выполнено без происшествий;

1964 год август - сентябрь
Продолжила участвовать в испытаниях стационарной береговой ГАС;

1965 год
Из-за частых неисправностей ГЭУ совершала только кратковременные выходы в море для отработки кораблей флота;

1964 год лето (приблизительно)
КрПЛ впервые заступила в боевое дежурство в пункте базирования. Сначала на бочке в губе Нерпичья, затем - у пирса;

1965 год
При выполнении торпедной стрельбы боевой торпедой по мысу Пикшуев (командир - кап.2р. Андросов А.П., старший на борту ЗКД кап.1р. Рыков В.П.), торпеда, пройдя некоторое расстояние, внезапно развернулась и пошла на сближение с КрПЛ. Благодаря внимательности старшего на борту, КрПЛ энергичным маневром по курсу, скорости и глубине удалось уклониться от собственной торпеды;

1966 год
Из-за частых неисправностей ГЭУ совершала только кратковременные выходы в море для отработки кораблей флота и испытаний новой техники;

1966 год август - 1968 год июль
На СРЗ "Звёздочка" в г.Северодвинск прошла средний ремонт с заменой парогенераторов. Ответственный сдатчик - Куликов А.В. Тогда же на КрПЛ демонтировали противогидролокационное покрытие в связи с прекращением его производства. После окончания ремонта отправлена к новому месту базирования в губу Гремиха;

1968 год
Перечислена в состав 17-й ДиПЛ Йоканьгской ВМБ КСФ с базированием в губе Гремиха;

1969 год
Выполнила задачи первой автономной БС (командир - кап.2р. Бессонов В.Б.) продолжительностью 21 сутки;

1969 год сентябрь
В группе ещё с двумя ПЛ из состава 17-й ДиПЛ приняла участие в учениях "Панель" в районе острова Медвежий, в ходе которых исследовались варианты покрытий корпусов подводных лодок;

1970 год 16 февраля
Вышла в море для выполнения задач второй БС под командованием кап.2р. Бессонова В.Б. (старший на борту - ЗКД кап.1р. Каширский В.А.). В течении похода КрПЛ, обогнув Скандинавский полуостров и миновав Фареро-Исландский противолодочный рубеж, форсировала пролив Гибралтар и в Средиземном море вела слежение за американскими авианосцами USS «Midway» CVB 41 и USS «Saratoga» CVA 60. На подходе к Гибралтару при погружении на 140 метров во втором отсеке обнаружилась течь по периметру съёмного листа. КрПЛ всплыла в надводное положение, был поджат лист, но течь не прекратилась. Командир принял решение устранять течь после форсирования Гибралтара. Пролив КрПЛ прошла под днищем большого ракетного корабля «Неуловимый». Через 8 часов всплыла у острова Альбаран для замены всей резиновой прокладки съемного листа. В Средиземном море КрПЛ была обнаружена тремя эсминцами вероятного противника. Через несколько часов преследования КрПЛ резко ушла на 140 метров, изменила курс и на полном ходу оторвалась от преследования;

1970 год 15 марта
В районе острова Капри КрПЛ всплыла для встречи с большим ракетным кораблем «Бойкий». С борта надводного корабля были перегружены запасы регенерации и продуктов для обратного перехода;

1970 год 1 апреля
Получено приказание на возвращение. Пролив Гибралтар был форсирован в течении 6 часов под днищем БРК "Бойкий";

1970 год 6 апреля
КрПЛ была переразвернута в северо-восточную часть Атлантического океана для участия в маневрах «Океан-70»;

1970 год 8 апреля
В 22.30 на глубине 120 метров почти одновременно в рубке гидроакустиков в 3 отсеке и в труднодоступном месте 7 отсека из-за короткого замыкания произошел пожар. Увеличив ход с 10 до 16 узлов в 22.36 КрПЛ всплыла. Очаг возгорания в 3 отсеке был ликвидирован системой ВПЛ, но из-за сильного задымления и высокой концентрации угарного газа личный состав 3 отсека был выведен 4 отсек. Очаг пожара в 7 отсеке был большой интенсивности из-за поступления масла системы смазки АТГ и раскрытия регенеративных патронов В-64. Пожар тушился системой ВПЛ. Уже через 2 минуты после начала пожара личный состав 7 отсека был выведен в 8 отсек. Сработала аварийная защита ядерного реактора левого борта, затем была сброшена аварийная защита ядерного реактора правого борта. Вышла из строя вся электроэнергетическая система, ПЛА лишилась хода, электроэнергии и связи. Командир дал приказание на пуск двух дизель-генераторов. Оба дизель-генератора были пущены, но принять нагрузку на них не смогли из-за необесточивания щита гребного электродвигателя в 7 отсеке. Через 40 минут работы начался перегрев, и дизель-генераторы пришлось остановить. Средства пожаротушения применялись не эффективно. Пожар тушили методом герметизации отсеков. Через 4 минуты после всплытия личный состав пульта ГЭУ из-за невозможности пребывания в нем был переведен в 6 отсек, а через 30 мин из-за высокой температуры и загазованности все находившиеся в 6 отсеке, включившись в ИДА-59 перешли в 4 отсек. Аварийно-спасательный люк 8 отсека первоначально отдраить не удалось из-за поступления воздуха в 8 отсек. Сравнять давление воздуха в 8 отсеке через клапан отсоса воздуха водолазом также не удалось. Аварийные партии дважды осматривали 3 и 4 отсеки, при этом потушили вновь возникшее пламя в 3 отсеке в рубке гидроакустиков. В момент объявления тревоги в лазарете после операции аппендицита находился ст.1ст. срочной службы Ильченко Ю. Его ИДА находился в другом отсеке, и спасая своего подопечного, начальник медицинской службы капитан Соловей А.М. отдал ему свой дыхательный аппарат;

1970 год 9 апреля
Весь личный состав 4 отсека выведен на мостик через 3 отсек. Израсходовав запас воздуха в ИДА, погибли от угарного газа 15 человек. В живых чудом остались четверо, в том числе и ст.1ст. Ильченко Ю., который и рассказал о подвиге корабельного врача. В 2 часа ночи был отдраен люк 8 отсека и выведено 4 человека, вынесено 13 погибших от отравления окисью углерода. К 4 часам утра выведен весь личный состав кормовых отсеков, в дальнейшем эти отсеки не осматривались, их состояние осталось неизвестным. КрПЛ оставалась в дрейфе без связи, были загазованы отсеки с третьего по девятый. На перекличке выяснилось, что в результате пожара погибло 30 человек. Личный состав расположился в первом и втором отсеках, часть на верхней палубе. Неизвестна была судьба мичмана Посохина С. Кто-то вспомнил, что перед эвакуацией видел Посохина в отсеке. Тотчас отдраили верхний люк, а через несколько минут мичман вылез на верх живой и здоровый. Он один несколько часов боролся с пожаром в горящем отсеке. В 14.15 на горизонте появилось судно. Был подан сигнал пятью красными ракетами. Подошедший сухогруз оказался канадским «Clyvde Ore». Приблизившись к лодке на 15 кбт., канадское судно обошло её по дуге и, развернувшись на прежний курс, не оказав помощи терпящей бедствие подводной лодке, полным ходом удалилось. Для поддержания дифферента была в первый раз продута кормовая группа ЦГБ;

1970 год 10 апреля
Только через 30 часов после начала аварии КрПЛ случайно обнаружило болгарское судно «Авиор» с советским капитаном наставником на борту. Через его радиостанцию в Варну было передано сообщение об аварии. Из Варны сигнал об аварии был передан в Москву, таким образом в ГШ ВМФ стало известно об аварии. На помощь КрПЛ были посланы: ПЛ К-83 проекта 629 , Б-109 и Б-413 проекта 641 , судно разведки «Харитон Лаптев», гидрографические суда «Лотлинь» и «Гирорулевой», БРК «Бойкий», буксир «СБ-38» и киллектор КИЛ-22. К 17.00 на «Авиор» была переправлена группа экипажа из 43 человек, не занятых ликвидацией аварии. В 18.30 были ещё раз продуты кормовые балластные цистерны. Положение КрПЛ было тяжёлым: запас ВВД был на исходе, пополнение его не было возможности, поскольку КрПЛ была обесточена, дифферент на корму постоянно нарастал, погода ухудшалась, запас баллонов для ИДА также был израсходован;

1970 год 11 апреля
В 3 часа утра к КрПЛ подошёл теплоход «Саша Ковалёв». В 04.20 – теплоход «Комсомолец Литвы», а чуть позже – «Касимов». К середине дня подводники с «Авиора» перешли на «Касимов». «Комсомолец Литвы» в это время безуспешно пытался завести буксирный конец на ПЛА. Мешала волна 5-6 баллов. В 19.00 это удалось, но трос буквально сразу лопнул. К этому времени вся кормовая надстройка КрПЛ от 8 отсека была постоянно в воде. В 19.00 из Североморска вышли плавбаза «Волга» с экипажем КрПЛ К-5 и руководителем операции по спасению - начальником штаба 1-й флотилии контр-адм. Михайловским А.П. и крейсер «Мурманск» с командующим флотом на борту. В 22.10 в носовых отсеках стало невозможно находиться – угарный газ поступал через неплотности переборок. Еще 30 моряков были эвакуированы на «Касимов». На лодке остались 22 человека, которые разместились в ограждении рубки. Волна проходя от кормы в нос, заливала уже всю надстройку вплоть до 1 отсека. Дифферент составлял 3-7 гр. на корму;

1970 год 12 апреля
В 02.40 к КрПЛ подошел КРТР «Харитон Лаптев». В 06.13 второй помощник судна «Касимов» заметил красную ракету с направления, где была ПЛА, а радиолокационная отметка от КрПЛ стала быстро исчезать. Через минуту раздались два гидравлических удара, свидетельствующие о гибели лодки. В 06.35 суда подошли в точку гибели, но поднять на борт в условиях шторма удалось лишь тело одного погибшего – командира 2-го дивизиона БЧ-5 кап.3р. Рубеко В.П. Было также обнаружено тело командира ПЛ кап.2р. Бессонова В.Б., но поднять его не удалось – труп ушел под корпус «Харитона Лаптева». Подлодка затонула на глубине 4125 метров от потери продольной остойчивости. Определенную роль в невозможности длительного удержания КрПЛ в надводном положении в штормовых условиях сыграла бескингстонность цистерн главного балласта - через шпигаты постепенно стравливался воздух, находящийся в цистернах, которые постепенно заполнялись водой и КрПЛ теряла запас плавучести. Причины пожара остались неизвестны. Наиболее вероятная – короткое замыкание в кабельных трассах. Наиболее вероятная причина затопления отсеков – выгорание кабельных уплотнений и поступление воды через уплотнение дейдвудных сальников. Погибло 52 человека, из которых 30 отравились продуктами горения и 22 погибли в результате затопления ПЛА. На борту ПЛА затонуло 4 торпеды с ядерным боезапасом;

1971 год 13 февраля
Исключена из состава ВМФ. Гибель КрПЛ К-8 и 52 членов экипажа стали первой потерей советского атомного флота. Бессонову В.Б. было присвоено звание Героя Советского Союза посмертно, погибшие члены экипажа закрытым Указом Президиума Совета министров были награждены орденом Красного знамени, оставшиеся в живых - медалью Ушакова. Именем начальника медслужбы Соловья, отдавшего свой ИДА больному матросу, была названа улица в поселке Гремиха, где базировался атомоход, там же погибшим морякам поставили памятник.

Подводная лодка «К-8» находилась в длительном плавании с 17 февраля 1970 г. Технические средства были в исправном состоянии; в работе по штатной схеме ГЭУ обоих бортов на винт (частотой вращения 2×170 об/мин), реакторы на мощности 2×20%, скорость хода 10 уз, в действии кормовая холодильная машина на оба кольца. Аккумуляторная батарея заряжена полностью. Все цистерны главного балласта на ПЛ этого проекта - бескингстонные, полный запас воздуха высокого давления 28,7 м3 при давлении 200 кгс/см2, продувание ЦГБ может осуществляться независимо из I, III и VIII отсеков. На ПЛ имеется система продувания цистерн главного балласта низким давлением (выхлопными газами дизель-генераторов). Личный состав полностью укомплектован, на борту старшим был заместитель командира дивизии. Глубина погружения 120 м, готовность № 2 подводная, на вахте- третья боевая смена, в центральном посту командир ПЛ, командир БЧ-5 и командир дивизиона живучести.
Развитие событии и борьба за живучесть
8 апреля 1970 г. в 22 ч 30 мин почти одновременно в III и VII отсеках подводной лодки возникли пожары. На ПЛ была объявлена аварийная тревога, начато всплытие в надводное положение, скорость хода увеличе­на до 16 уз. Внешние признаки возникновения пожара в обоих отсеках были одинаковыми: было замечено появление дыма и услышан характерный хлопок. Первоначально пожар в рубке гидроакустики центрального поста в районе выхода кабелей из IV отсека носил локальный характер и сопровождался значительным задымлением всего отсека, чему способствовало горение дымовых шашек, хранящихся в районе очага пожара. Очаг пожара был ликвидирован с использованием системы ВПЛ, однако из-за сильного задымления отсека и высокой концентрации окиси углерода III отсек (ЦП) по приказанию был оставлен личным составом, который через рубочный люк вышел на мостик. В трюме ЦП остался только старшина команды штурманских электриков, который не услышал команды и, пробыв в нем около 1,5 ч, самостоятельно вышел на мостик. Пожар в VII отсеке отличался большой интенсивностью и скоротечностью развития: личный состав уже через 2 мин с момента возникновения пожара с разрешения ЦП был вынужден перейти в VIII отсек. Развитию пожара в VII отсеке способствовало поступление масла из системы смазки турбогенераторов, а также раскрытие патронов регенерации В-64, расположенных на левом борту.
В 22 ч 36 мин ПЛ всплыла в надводное положение, скорость хода была снижена до 8 уз. Состояние моря: волнение 2 балла, ветер 3 балла. Почти одновременно со всплытием в результате возникших пожаров вышла из строя силовая электросеть, сработала аварийная защита реакторов и ГТЗА обоих бортов. Подводная лодка полностью лишилась хода, электроэнергии и средств связи. Командиром ПЛ было отдано приказание о подготовке к запуску обоих дизель-генераторов и об отдравании входных люков I и VIII отсеков. Когда люк I отсека был открыт, командир БЧ-5 с мостика убыл во II отсек для непосредственного руководства борьбой за живучесть; люк VIII отсека первоначально открыть как снаружи, так и изнутри отсека не удалось, в отсеке был слышен шум поступающего воздуха. Попытка сравнять давление в VIII отсеке через клапан отсоса воздуха водолазом не увенчалась успехом. Спустя 4 мин после всплытия из-за невозможности пребывания в пульте управления ГЭУ находящийся в нем личный состав, получив разрешение, перешел в VI отсек. Через 30 мин из-за значительного повышения температуры и загазованности (происходила фильтрация окиси угле­рода из VII отсека через выгоревшие сальники) все находившиеся в VI отсеке, включившись в ИДА-59, перешли в IV отсек. В дальнейшем V, VI и VII отсеки не посещались и не осматривались. В связи с выходом из строя электроэнергетической системы и центрального поста руководство борьбой за живучесть было крайне осложнено. Произошло задымление отсеков ПЛ с III по IX, на действиях личного состава остро сказался недостаток средств индивидуальной защиты - аппаратов ИДА-59 и изолирующих противогазов ИП-46. В 22 ч 40 мин для вентилирования IV отсека и подачи питания в силовую сеть были запущены оба дизель-генератора. Однако в связи с невозможностью подачи напряжения на щит дизель-генератора при вышедшем из строя и не отключенном в VII отсеке щите ГЭД не представи­лось возможным запустить насосы охлаждения дизелей, возбудить генераторы и принять на них нагрузку. Дизели в течение часа работали при отсутствии охлаждения и вследствие перегрева были остановлены. В 23 ч 30 мин в ЦП была направлена аварийная партия, которая находилась в нем в течение 15 мин. Аварийная партия очага пожара не обнаружила, установила, что отсек сильно задымлен и имеет высокую температуру. Вторично для осмотра в III и IV отсеки аварийная партия была направлена спустя полчаса, при этом замеченное в рубке гидроакустики небольшое пламя было погашено забортной водой. В ночь на 9 апреля вследствие повышения температуры и загазованности IV и VI отсеков личный состав из них был выведен на мостик через ЦП; вместе с ним вышел старшина команды штурманских электриков из трюма ЦП. В 2 ч ночи удалось отдраить люк VIII отсека, из которого аварийной партией были выведены 4 чел. и вынесено 15 чел., погибших от отравления окисью углерода. Отсек был сильно задымлен, температура на переборке, смежной с VII отсеком, - около 200° С. Через 20 мин были выведены 19 чел. из IV отсека, отсек был загерметизирован. К 4 ч утра 9 апреля весь личный состав покинул кормовые отсеки, после чего отсеки с V по IX не посещались и их фактическое состояние оставалось неизвестным. По свидетельству непосредственных участников событий, двери на переборках между всеми оставленными отсеками были плотно задраены. Также был задраен входной люк VIII отсека и закрыты клапаны подачи н отсоса воздуха водолазом вблизи этого люка и клапан стравливания на крышке люка, использовавшийся спасательной партией для стравливания воздуха из VIII отсека. Командир БЧ-5 и помощник командира подводной лодки высказали предположение о поступлении воды в VII отсек. Последующий ход событий и изменение посадки подводной лодки дают возможность предположить, что фактически имело место медленное поступление воды в кормовую часть прочного корпуса. Возможными причинами медленного затопления кормовых отсеков явились нарушения уплотнений кабельных вводов, арматуры и соединений трубопроводов забортной воды. Вследствие пожара в VII отсеке неплотности могли образоваться в сальниках кабелей размагничивающего устройства, в сальниках клапанов забортной арматуры и клапанов на трубопроводах охлаждения линии вала, воздухоохладителей гребных электродвигателей и турбогенераторов. Дальнейшее распространение воды из VII отсека в смежные было возможно в виде фильтрации через образовавшиеся неплотности соответствующих пере­борок. По свидетельству старшины команды турбинистов, после остановки ГТЗА были поджаты переборочные сальники валопроводов на переборке между VII и VI отсеками. Однако в последующем был доклад из VI отсека о том, что в него через переборочные сальники поступает дым из VII отсека. Не исключена возможность и непосредственной фильтрации забортной воды в VIII отсек через дейдвудные сальники гребных валов, имеющие постоянную протечку. Команда об обжатии этих сальников была отда­на, но сведения о выполнении этой команды отсутствуют. Во второй половине дня 9 апреля волнение моря уве­личилось до 4 баллов, появились признаки нарастания дифферента ПЛ на корму, вследствие чего было произве­дено продувание из I отсека кормовой группы цистерн главного балласта, при этом наблюдался выход воздуха из шпигатов ЦГБ № 12.
Несколько позднее 43 члена экипажа ПЛ были отправлены на транспорт, оставшийся личный состав был размещен в I и II отсеках и на мостике, у входного люка ЦП была выставлена вахта. Утром 10 апреля было отмечено периодическое заливание волнами надстройки примерно до V отсека, в связи с чем был отменен намеченный спуск аварийной партии в VII отсек. Для оказания помощи аварийной ПЛ были приняты все возможные меры по линии Министерства обороны, Министерства морского флота и Министерства рыбного хозяйства. На подошедшие к месту аварии корабли были переданы 73 члена экипажа ПЛ. Трехкратная попытка транспорта «Касимов» завести буксирный конец из-за штормовых условий не увенчалась успехом. Таким образом, в течение 8−10 апреля ПЛ находилась в дрейфе, без хода, без радиосвязи, с выведенной из действия ГЭУ и поврежденной силовой электросетью, с использованными средствами индивидуальной защиты и израсходованным запасом воздуха. Отсеки ПЛ были загазованы, а кормовые отсеки (наиболее вероятно - VII и VIII) были затоплены забортной водой. В этих условиях большую роль в борьбе за живучесть ПЛ мог сыграть не аварийный IV отсек, имеющий вспомогательные дизель-генераторы, компрессоры ВВД, общесудовые вентиляторы и систему продувания ЦГБ воздухом низкого давления. Однако попытки личного состава вве­сти в действие дизель-генераторы, а затем и другие технические средства не дали положительных результатов. Ввиду большой сложности не были выполнены работы по отсоединению поврежденных кабелей, идущих от щита дизель-генератора IV отсека в корму на щит ГЭД и по монтажу нештатной схемы от аккумуляторной батареи на щит ДГ для возбуждения генераторов. Подводная лодка в сложившихся условиях оказалась без технических средств борьбы за живучесть, в том числе без средств обеспечения непотопляемости. Во второй половине дня 11 апреля погода начала резко ухудшаться; к 15 ч дня волнение моря достигло 6 баллов. В течение 10 апреля трижды продувалась кормовая группа ЦГБ и утром 11 апреля - средняя и носовая группы ЦГБ. На 21 ч 20 мин 11 апреля неизрасходованный запас ВВД составил во II группе баллонов-200 кгс/см2 и в IV группе-100 кгс/см2. ВВД в остальных группах был полностью израсходован. К этому времени вследствие фильтрации окиси углерода из ЦП в I и II отсеки пребывание в них личного состава стало невозможным, так как из-за заливания волной носовой оконечности пришлось закрыть входной люк I от­сека и тем самым прекратить их естественную вентиляцию. Размещенный в I и II отсеках личный состав был выведен на мостик и в ограждение рубки, при этом командир ПЛ оставил вместе с собой 22 чел., а остальные были переправлены на транспорт. В 21 ч 11 апреля уже заливало ограждение рубки. В это время было проведено последнее продувание кормовой и средней групп ЦГБ, после чего сведений с борта ПЛ больше не поступало. С судов сопровождения на дистанции 9 каб и более за ней велось радиолокационное наблюдение. Около 6 ч 20 мин радиолокационный контакт с ПЛ был потерян. Вахтенный помощник транспорта «Касимов» увидел красную ракету с ПЛ, и вслед за этим она затонула. Через короткий промежуток времени находящиеся в районе гибели ПЛ «К-8» корабли отметили два сильных гидравлических удара. По данным выписки из судового журнала экспедиционного океанографического судна, шторм в это время усилился до 8 баллов. Оценка действий личного состава Подробное выяснение специалистами ВМФ и промышленности обстоятельств гибели ПЛ «К-8», свидетельские показания личного состава и расчетные оценки поведе­ния аварийной подводной лодки в штормовую погоду показали, что ее гибель произошла в результате пожара в III и VII отсеках и последующей потерн продольной остойчивости и плавучести вследствие накопления забортной воды в кормовых отсеках прочного корпуса. После всплытия ПЛ в надводное положение имело место медленное поступление забортной воды через небольшие неплотности или отверстия в кормовые отсеки. В условиях развитого волнения моря и качки ПЛ происходило стравливание воздушной подушки из ЦГБ, поступление воды в них и уменьшение запаса плавучести. В течение первых трех суток аварии личный состав производил неоднократное поддувание ЦГБ, восстанавливая тем самым утраченную часть запаса плавучести ПЛ. На четвертые сутки в условиях усилившегося до 7-8 баллов волнения моря продувание ЦГБ не производилось ввиду малых запасов оставшегося ВВД. Пополнить запасы ВВД не представлялось возможным из-за отключения аккумуляторной батареи и неудавшейся попытки запустить дизель-генераторы. Постепенное неконтролируемое поступление забортной воды в кормовые отсеки ПЛ и ЦГБ привело к значительному уменьшению продольной остойчивости и потере плавучести, что в конечном счете привело к опрокидыванию ПЛ вследствие быстрого самопроизвольного дифферентования на корму и ухода кормы под воду. По расчету критическая (гибельная) ситуация могла наступить при поступлении 170-220 т забортной воды в кормовые отсеки ПЛ и 230 т - в ЦГБ в условиях 7-8-балльного волнения. Гибель ПЛ произошла внезапно для оставшегося в ней личного состава, в виду того, что нарастание дифферента, вплоть до утраты продольной остойчивости, на бескингстонной подводной лодке не ощущается. Учитывая постепенное и сравнительно медленное затопление прочного корпуса, можно считать, что причиной поступления воды внутрь прочного корпуса явилось нарушение уплотнений кабельных вводов, арматуры и резино-металлических патрубков трубопроводов систем забортной воды. Вследствие интенсивного пожара в VII отсеке неплотности могли образовываться в сальниках кабелей размагничивающего устройства, клапанов забортной арматуры, клапанов на трубопроводах системы охлаждения линии вала и воздухоохладителей. Распространение воды в смежные VII и VI отсеки было возможным в виде фильтрации через выгоревшие сальники кабельных трасс и валопроводов. Не исключена возможность непосредственной фильтрации забортной воды в VIII отсек через дейдвудные сальники гребных валов. Возможной причиной почти одновременных пожаров в III и VII отсеках, по-видимому, было короткое замыкание первоначально в III отсеке силового кабеля или электрооборудования на корпус вследствие низкого сопротивления изоляции (по сообщению одного из членов ПЛ, сопротивление изоляции силовой сети было равно нулю). Однако не исключена возможность возгорания горючих органических материалов в контакте с отработавшими регенеративными пластинами В-64, что могло привести к повреждению силового кабеля и короткому замыканию. В исключительно сложной обстановке личный состав при борьбе за живучесть действовал самоотверженно, вплоть до самопожертвования (случаи с корабельным врачом, отдавшим свой индивидуальный изолирующий противогаз матросу, чем спас его жизнь, и со старшим помощником командира, отказавшимся покинуть аварийную ПЛ и перейти на транспорт и др.). Непосредственно борьбой за живучесть руководил командир ПЛ, однако при оценке обстановки между ним и командиром БЧ-5 в отдельных случаях имели место расхождения во мнениях, что отрицательно сказывалось на принятии решений. Борьба с пожаром в ЦП была недостаточно настойчивой; решение о выводе из него всего личного состава было поспешным, о чем свидетельствует пребывание в трюме в течение 1,5 ч без средств защиты старшины команды штурманских электриков. Пожар в ЦП не был интенсивным, о чем можно судить по тому, что патроны регенерации В-64 оказались неповрежденными. Решение о выводе личного состава из VI отсека было правильным. Продувание ЦГБ в ходе аварии при наличии волнения с учетом бескингстонности цистерн главного балласта было оправданным. Вместе с тем в течение 10 и 11 апреля не была произведена попытка осмотра аварийными партиями кормовых отсеков для определения их состояния, а также подачи воздуха в эти отсеки как эффективного средства для прекращения поступления воды в кормовые отсеки. В сложившейся в ходе аварии тяжелой обстановке решающее значение имел бы ввод в действие первоначально одного дизель-генератора, однако, несмотря на сравнительно длительное время до гибели ПЛ (несколько суток), личный состав не предпринял настойчивых действий по отключению кабельных трасс, идущих от щита ДГ в корму на поврежденный щит ГЭД, не использовал сростки для возбуждения генератора от аккумуляторной батареи и ввода его в действие. Неиспользованными оказались XI и XII группы баллонов ВВД, так как в VIII отсеке были оставлены в закрытом положении групповые клапаны на магистрали в ЦП.


Одной из самых сложных и опасных военных специальностей является На протяжении десятков лет в Советском Союзе замалчивались случаи трагедий на субмаринах, которые становились причиной человеческих жертв. Ситуация изменилась в 1989-м году, когда вся страна содрогнулась от известия об аварии на подводной лодке «Комсомолец». Тогда же заговорили о других катастрофах, в том числе об обстоятельствах, при которых погибла подводная лодка К 8.

Характеристики

К-8 — это подводная лодка ВМФ СССР с атомным реактором, которая была создана в рамках реализации проекта 627 А «Кит». К ее строительству приступили в 1957-м году, и летом 1960-го года новая субмарина была зачислена в состав Северного флота. К-8 (подводная лодка) имела следующие технические характеристики:

  • длина — 1074 см;
  • ширина — 796 см;
  • глубина погружения — 300 м;
  • скорость под водой — 30 узлов;
  • средняя осадка — 565 см;
  • надводная скорость— 15,5 узлов.

Первые аварии

После того как К-8 (подводная лодка) была принята на вооружение советского ВМФ, на ней была зафиксирована первая непредвиденная ситуация: произошел разрыв трубы контура охлаждения с последующей утечкой теплоносителя и сильным выбросом радиоактивного газа. В результате часть экипажа получила довольно значительные дозы облучения, а у троих моряков были обнаружены признаки, характерные для острой лучевой болезни. Похожие инциденты произошли также 1-го июня и 8-го октября 1961-го года, поэтому на флоте стали говорить, что К-8 — подводная лодка, служба на которой опасна для жизни.

События, предшествующие катастрофе

В период с начала августа 1966 года по июль 1968 года атомная подводная лодка К-8 находилась на известном судоремонтном заводе «Звездочка», где на ней произвели капитальный ремонт. Кроме того, в мае 1969-го года командиром судна был назначен опытный подводник В.Б. Бессонов, сразу же завоевавший уважение экипажа. Таким образом, казалось, что скоро К-8 (подводная лодка) сможет восстановить свою репутацию, и ее больше не будут называть «проклятой».

Средиземноморский поход

Ночью на 17-ое февраля 1970-го года К-8 (подводная лодка), экипаж которой имел хорошую профессиональную подготовку, вышла с базы в Гремихе в свое первое и последнее длительное автономное плавание. Субмарине было предписано отправиться в район Северной Атлантики и принять участие в крупнейших учениях в истории ВМФ СССР под названием «Океан-70». Их начало было назначено на 14-ое апреля, а финал совпадал с днем празднования столетнего юбилея В.И. Ленина.

8 апреля

9 апреля

После полуночи часть экипажа поднялась на мостик через центральный пост. В 2 часа ночи моряки с большим трудом отдраили люк 8-го отсека, вывели 4-х человек и вынесли 15 трупов. Причиной гибели людей было сильное задымление и отсутствие средств защиты. Также удалось спасти 19 членов экипажа из 4-го отсека. Пока лодка находилась на плаву, моряки продолжали борьбу за жизнь.

После полудня волнение моря увеличилось, и подводная лодка стала давать крен. Для противодействия данной ситуации было произведено продувание цистерн главного балласта, однако оно не дало положительных результатов.

Позже 43 члена экипажа были эвакуированы на транспорт, а оставшиеся размещены в первых двух отсеках и на мостике.

Спасение и потери

Большая часть личного состава К-8 была вывезена на теплоходе «Авиор», принадлежащего Болгарии. В условиях сильного шторма часть экипажа продолжила борьбу за спасение судна, однако субмарина все же затонула. Гибель атомной подводной лодки К-8 стала первой крупной потерей отечественного атомного флота. Всего погибло 52 члена экипажа, а сама субмарина осталась навечно лежать в 490 км от берегов Испании на глубине 4680 м.

Расследование

Для выяснения обстоятельств гибели судна в Североморске сразу же начала работать правительственная комиссия. Туда же на плавбазе «Волга» доставили членов экипажа. Спустя несколько дней им предложили проиграть весь ход событий, произошедших 8-9-го апреля на борту подводной лодки К-181, являющейся точной копией К-8. Это следственное действие позволило установить, что и командование субмарины, и ее экипаж в условиях чрезвычайной ситуации вели себя исключительно профессионально и грамотно.

Правительственным указом погибшему капитану подводной лодки В.Б. Бессонову присвоили звание Героя Советского Союза, а всех остальных мичманов и офицеров наградили Что касается матросов, то и погибшие, и оставшиеся в живых были представлены к медалями Ушакова.

Память

Как это было принято во времена СССР, авария на К-8 не получила большой огласки. Однако две улицы в городе Гремиха были переименованы в честь командира субмарины и судового врача Ю. Ильченко. Последний пожертвовал жизнью, уступив свой дыхательный аппарат одному из прооперированных членов экипажа, который на момент аварии находился в лазарете.

Спустя 4 года после аварии в этом же городке был установлен монумент. На нем можно увидеть членов экипажа К-8 (подводная лодка), список погибших и надпись «морякам-подводникам, погибшим на боевых постах, до конца выполнившим долг свой».

Теперь вы знаете, как погибла одна из первых атомных субмарин отечественного флота, и что стало причиной этой катастрофы.