В апреле 1968 г. Пентагон санкционировал разработку глубокой модификации "Хокая" - самолета Е-2С. Новый самолет должен был быть способен обнаруживать воздушные цели на фоне любой подстилающейповерхности, а не только водного пространства. Вариант Е-2С по составу бортового оборудования, концепции боевого применения стал действительно новым самолетом. Кроме РЛС AN/APS-120, способной обнаруживать маловысотные воздушные цели на фоне земной поверхности (в том числе на фоне гор), сменившей РЛС AN/APS-96, на Е-2С заменили инерциальную навигационную систему и установили пассивную систему обнаружения источников электромагнитного излучения AN/ALR-59 (систему радиотехнической разведки). Антенна системы AN/ALR-59 установлена в увеличенном по сравнению с предыдущими модификациями носовом обтекателе; пассивная система позволяет засекать источники излучения, определять их местоположение и идентифицировать по спектру сигнала на расстоянии примерно вдвое большем, чем дальность обнаружения воздушных целей РЛС AN/ APS-120. Первые Е-2С поступили на вооружение эскадрильи VAW-123, дислоцировавшейся на береговой авиабазе ВМС в Норфолке, а первым авианосцем, получившим Е-2С стала "Саратога" (в сентябре 1974 г.).

Самолеты Е-2С постепенно заменяли в эскадрильях флота предыдущие модели Е-2В, последний из которых сняли с вооружения в 1988 г. В процессе производства бортовое оборудование самолета постоянно совершенствовалось, порой весьма серьезно, но на обозначении машины доработки не отражались. С декабря 1976 г. (начиная с 35-го серийного Е-2С) стали устанавливать РЛС AN/APS-125, позволявшую с высоты 9000 м обнаруживать до 800 воздушных целей на удалении до 480 км и наводить истребители на 40 целей одновременно; аналоговую бортовую ЭВМ заменили цифровой. В 1977-84 г.г. на всех ранее построенных Е-2С "120-е" РЛС заменили на "125".

Станции AN/APS-120/125, точнее их антенны, имели существенный недостаток - большой уровень боковых лепестков диаграммы направленности. Применение на новой РЛС AN/APS-138 новой комбинированной антенны, состоящей из десяти антенн типа "волновой канал" (в комплексе вся антенна РЛС представляет собой некое приближение к наиболее перспективному типу передающих устройств - фазированным антенным решеткам, ФАР), позволило снизить уровень боковых лепестков, и, как следствие, улучшить характеристики станции по селекции целей. Серийное производство "138-х" РЛС началось в 1983 г., в том же году ими стали оснащать как вновь строящиеся, Так и состоящие на вооружении "Хокаи". Самолеты выпуска 1987-89 г.г. получили еще более совершенную РЛС AN/APS-139, имеющую режим обнаружения и сопровождения малоскоростных воздушных и надводных целей. Помехозащищенность станции улучшена за счет введения автоматического переключения на один из десяти фиксированных частотных радиоканалов в случае применения противником активных электромагнитных помех.

Наиболее совершенной на сегодняшний день из РЛС, устанавливаемых на "Хокаях", является РЛС AN/APS-145, которая применяется на Е-2С, начиная с самолета с заводским номером 161784. Усовершенствования РЛС направлены на увеличение дальности работы и дальнейшее повышение помехозащищенности. Уменьшение скорости вращения на один оборот в минуту (5 об/мин вместо 6 об/ мин у РЛС более ранних моделей, в режиме точной пеленгации скорость вращения антенны РЛС - 3 об/мин) наряду с уменьшением частоты повторения импульсов в передающем сигнале позволило увеличить дальность обнаружения воздушных целей класса "бомбардировщик" на 40% - до 680 км. Усовершенствованные ЭВМ и программное обеспечение позволяют обнаруживать до 2000 воздушных целей.

Параллельно с совершенствованием РЛС велась работа по улучшению всего бортового комплекса. В конце 70-х годов Е-2С стали оснащаться более совершенными пассивными системами обнаружения AN/ALR-73; аппаратурой, обеспечивающей передачу данных о воздушной обстановке по "закрытым" каналам связи. Самолеты, получившие "138-ю" РЛС, систему AN/ALR-73, цифровую бортовую ЭВМ и "закрытую" радиосвязную аппаратуру получили в ВМС обозначение Е-2С "Гроуп 0"; они поставлялись в 1980-88 г.г. "Хокаи" "Гроуп I" ВМС стали получать с августа 1989 г., они отличались наличием "139-й" РЛС и более мощных турбовинтовых двигателей Т56-А-427 (установка более мощных и экономичных ТВД чуть ли не единственное усовершенствование в конструкции "Хокая", непосредственно не связанное с БРЭО, в то же время лишние лошадиные силы "зарезервировали" возможность дальнейшего роста взлетной массы, связанной с установкой нового БРЭО). В июне 1992 г. на авиабазе Мирамар достигла состояния первоначальной боевой готовности первая эскадрилья Е-2С "Гроуп II", оснащенных РЛС AN/APS-145, приемниками спутниковой навигационной системы, новыми ЭВМ, устройствами отображения тактической информации и радиосвязным оборудованием. Существующими планами развития авиации ВМС США предполагается модернизация всех поставленных самолетов "Гроуп I" в "Гроуп II" и снятие с вооружения самолетов "Гроуп 0" к 2004 г.; к 2010 г. все самолеты Е-2С будут переоборудованы путем установки новой БЦВМ, усовершенствованных рабочих консолей операторов БРЭО и систем спутниковой связи в вариант "Хокай 2000". Первый полет демонстрационного самолета "Хокай 2000" состоялся в начале 1998 г.

Первым иностранным заказчиком "Хокая" стал Израиль: в 1977-78 г.г. это государство закупило в США четыре Е-2С "Гроуп О". В 1982 г. воздушные силы самообороны Японии получили также четыре самолета в варианте "Гроуп О", еще четыре "Хокая" аналогичной комплектации Япония закупила в 1984 г. В 1991 г. японцы под руководством американских специалистов начали устанавливать на свои самолеты ДРЛО РЛС AN/APS-145, а в 1992 г. в США были закуплены два самолета "Гроуп II", в 1995 г. - еще три. Сингапур в 1985-86 г.г. закупил четыре Е-2 С, оснащенных "138-й" РЛС. Эти самолеты оставались в США до 1987 г., пока их не освоили экипажи сингапурских ВВС. Еще одним покупателем Е-2С стал Египет: ВВС этой страны получили пять самолетов "Гроуп 0" 1986-87 г.г. и один "Гроуп II" в 1993 г. Четыре Е-2С "Гроуп II" в 1994-95 г.г. поставлено Тайваню. ВМС Франции приобрело два "Хокая" для нового атомного авианосца "Шарль де Голь". Стоит отметить, что все страны, кроме США и Франции, используют "Хокаи" в качестве "сухопутного" самолета ДРЛО с базированием на "обычные" аэродромы.

На конец 1997 г. изготовлено более 170 самолетов ДРЛО Е-2 "Хокай" всех модификаций, 127 из них по состоянию на начало 1999 г. находятся на вооружении США, Египта, Израиля, Сингапура, Тайваня, Франции и Японии.


Модификации :
Е-2С Hawkeye серийная модификация.
ТЕ-2С Hawkeye тренировочная модификация Е-2С.
ЛТХ:
Модификация E-2C
Размах крыла, м 24.56
Длина самолета,м 17.54
Высота самолета,м 5.58
Площадь крыла,м2 65.03
Масса, кг
пустого самолета 17265
максимальная взлетная 23556
Внутренние топливо, кг 5624
Тип двигателя
до 1989 2 ТВД Allison T-56-A-425
после 1989 2 ТВД Allison T-56-A-427
Мощность, кВт
T-56-A-425 3661
T-56-A-427 3803
Максимальная скорость, км/ч 598
Крейсерская скорость, км/ч 576
Практическая дальность, км 2583
Дальность действия, км 320 (при патрулировании от 3 до 4 часов)
Продолжительность полета, ч.мин 6.06
Практический потолок, м 9390
Экипаж, чел 2 (3 оператора ДРЛО)


    РЛС AN/APS-82 по-прежнему не удовлетворяла военных и ещё до начала серийного производства самолетов ДРЛО Трейсер ВМС в феврале 1956 г. выдали запрос предложений на разработку перспективного палубного самолета ДРЛО. Конкурс вновь выиграла фирма Грумман; предложеный ею вариант представлял собой с аэродинамической точки зрения дальнейшее развитие Трейсера, только антена РЛС размещалась не в неподвижном обтекателе оживальной формы, а в круглом, вращающемся, диаметром 7,3 м. Самое же главное - самолет получил новую РЛС AN/APS-96, а вместо поршневых двигателей Райт R-1820-82 мощностью по 1525 л.с. поставили турбовинтовые моторы Аллисон Т56-А8 мощность по 4050 л.с.

    Принципиальным отличием самолета, получившего в ВМС обозначение W2F-1 Хокай (изменено в 1962 г. на E-2A), от предшественников стала интеграция бортового оборудования в единый комплекс, включающий РЛС, бортовую ЭВМ AN/ASA-27, систему обмена информацией AN/ASQ-52 и интерциальную навигационную систему AN/ASN-36. Бортовой комплекс позволял экипажу самолета не только обнаруживать воздушные цели и определять их местоположение, но и передавать информацию о воздушной обстановке на корабельный КП в автоматическом режиме. Бортовой комплекс мог работать в двух основных режимах: обнаружение воздушных целей и передача информации о них по линии связи на командный пункт авианосного соединения, управление действиями авианосного соединения, управление действиями авиации в ограниченом секторе воздушного пр-ва, при этом аппаратура в автоматическом режиме осуществляет обнаружение, классификацию, сопровождение и определение приоретета поражения целей, после чего выдает команды истребителям-перехватчикам. Экипаж в любой момент может вмешаться в автоматический процесс работы комплекса. Доводка сложной бортовой электроники заняла довольно много времени. Первый полет полностью оснащенный БРЭО E-2 Хокай совершил в апреле 1961 г. (аэродинамический прототип поднялся в воздух 21 октября 1960 г.), а поставки ВМС США начались только в начале 1964 г., когда 19 января в торжественной обстановке на авиабазе ВМС США Сан-Диего эскадрилья VAW-11 получила первый W2F-1; последний самолет W2F-1/E-2A передан ВМС в феврале 1967 г. Первый успешный перехват в автоматическом режиме экипаж Хокая совершил в феврале 1963 г., экипаж управлял действиями пары палубных перехватчиков F-4B Фантом. Эскадрилья VAW-11 достигла состояния боевой готовности в первой половине 1965 г., тогда она базировалась на авианосце Китти Хаук. Хокаи поступили и на вооружение второй эскадрильи палубных самолетов ДРЛО - VAW-12.

    Развитие самолетов семейства E-2 велось в направлении совершенствования бортового оборудования. В 1965 -1967 гг. на двух самолетах проводились испытания и отработка экспериментальной РЛС AN/APS-111, послуживший основой для создания серийных станций AN/APS-120/125. В 1969 г. (первый полет состоялся 20 февраля) начались летные испытания модификации E-2B, доработка БРЭО была направлена на повышение надежности и ремонтнопригодности бортовых систем, в состав бортового комплекса ввели новую цифровую ЭВМ Литтон L-304. в 1970-1971 гг. в вариант E-2B был переоборудован 51 самолет E-2A (всего построено 59 E-2A, два переоборудаваны в учебно-тренировочные TE-2A, два использовались в программе разработки и летных испытаний E-2C).

    В апреле 1968 г. Пентагона санкционировал разработку глубокой модификации Хокая - самолета E-2C. Новый авиационный комплекс должен был быть способен обнаруживать воздушные цели на фоне любой подстилающей поверхности, а не только водного пространства. Вариант E-2C по составу бортового оборудования, концепции боевого применения стал действительно новым самолетом. Кроме РЛС AN/APS-120, способной обнаруживать маловысотные воздушные цели на фоне земной поверхности (в том числе на фоне гор) сменившей РЛС AN/APS-96, на E-2C поменяли инерциальную навигационную систему и установили пассивную систему обнаружения источников электромагнитного излучения AN/ALR-59 (систему радиотехнической разведки). Антенна системы AN/ALR-59 смонтирована в увеличеном по сравнению с предыдущими модификациями носовом обтекателе. Пассивная система позволяет засекать источники излучения, определять их местоположение и идентифицировать по спектру сигнала на расстоянии, примерно вдвое большем, чем дальность обнаружения воздушных целей РЛС AN/APS-120.

    Важным нововведением E-2C, направленным на улучшение летных характеристик, стала замена двигателей Аллисон Т56-А-8 мощностью по 4050 л.с. на ТВД Т56-А-422 мощностью по 4500 л.с. Более мощные моторы резко повысили безопасность полета в случае отказа одного из двигателей, особенно в жарком и влажном климате тропиков. Двигатели оборудовались новыми воздушными винтами фирмы со стеклопластиковыми лопастями с полукруглыми законцовками Хамильтон Стандарт (на E-2A/B стояли винты Аэропродакс с металлическими лопастями с прямоугольными законцовками). Новые винты несколько уменьшили уровень шума и вибраций в кабине самолета.

    Аэродинамический прототип E-2C совершил первый полет 18 января 1971 г., через два месяца, 16 марта, в воздух поднялся второй прототип, оснащенный полным комплектом бортового оборудования. Первые E-2C поступили на вооружение эскадрильи VAW-123, дислоцировавшейся на береговой авиабазе ВМС в Норфолке, а первым авианосцем, получившим E-2C, стала Саратога (в сентябре 1974 г.). 27 сентября 1974 г. Сара в состав палубного авиакрыла которой входило четыре E-2C, отправилась в Средиземное море на несение боевой службы. Круиз продолжался шесть месяцев, в ходе его палубные самолеты поднимались в воздух 288 раз и только в восьми случаях их не контролировал экипаж одного из четырех E-2C. Саратогу сменил Джон Ф. Кеннеди, на борту которого находилась вторая флотска эскадрилья, получившая на вооружения Чарли (так на флоте прозвали E-2C) - VAW-125.

    Самолет E-2C постепенно заменяли в эскадрильях флота предыдущие модели E-2B, последний из которых сняли с вооружения в 1988 г. В процессе производства бортовое оборудование самолета постоянно совершенствовалось, порой весьма серьёзно, но на обозначении машины доработки не отражались. С декабря 1976 г. (начиная с 35-го серийного E-2C) стали устанавливать РЛС AN/APS-125, позволявшую с высоты 9000 м обнаруживать до 800 воздушных целей на далении до 480 км и наводить истребители на 40 целей одновременно; аналоговую бортовую ЭВМ заменили цифровой. В 1977-1984 гг. на всех построенных E-2C 120-е РЛС заменили на 125-е.

    Станции AN/APS-120/125, точнее их антенны, имели существенный недостаток - большой уровень боковых лепестков диаграммы направленности. Применение на новой РЛС AN/APS-138 новой комбинационной антенны, состоящей из десяти антенн типа волновой канал (в комплексе вся антенна РЛС представляем собой некое приближение к наиболее перспективному типу передающих устройств - фазированным антенным решеткам, ФАР), позволило снизить уровень боковых лепестков, и как следствие улучшить характеристики станции по селекции целей. Серийное производство 138-х РЛС началось в 1983 г., в том же году ими стали оснащать как вновь строящиеся, так и состоящие, так и состоящие на вооружении E-2, самолеты выпуска 1987-1989 гг. получили ещё более совершенную РЛС AN/APS-139, имеющую режим обнаружения и сопровождения малоскоросных воздушных и надводных целей. Помехозащищенность станции улучшениа за счет введения автоматического переключения на один из десяти фиксированных частотных радиоканалов в случае применения противником активных электромагнитных помех.

    Наиболее совершенной на сегодняшний день из РЛС, устанавливаемых на E-2, является РЛС AN/APS-145, которая применяется на E-2C начиная с самолета с заводским номером 161784. Усовершенствования РЛС направлены на увеличение дальности работы и дальнейшее повышение помехозащищености. Уменьшеньшение скорости вращение на один оборот в минуту (5 об./мин вместо 6 об./мин у РЛС более ранних моделей, в режиме точной пеленгации скорость вращения антенны РЛС - 3 об./мин) наряду с уменьшением частоты повторения импульсов в передающем сигнале позволили увеличить дальность обнаружения воздушных целей класса бомбардировщик на 40% - до 680 км. Усовершенствованые ЭВМ и программное обеспечение позволяют обнаруживать до 2000 целей.

    Параллельно с совершенствованием РЛС велась работа по улучшению всего бортового комплекса. В конце 70-х годов E-2C стали оснащаться более совершенными пассивными системами обнаружения AN/ALR-73; аппаратурой, обеспечивающей передачу данных о воздушной обстановке по закрытым канал связи. Самолеты, получившие 138-ю РЛС, систему AN/ALR-73, цифровую бортовую ЭВМ и закрытую радиосвязную аппаратуру, получили в ВМС обозначение E-2C Гроуп 0″; они поставлялись в 1980-1988 гг. Хокаи Гроуп 1″ ВМС стали получать с августа 1989 г. Эти машины отличались наличием 139-й РЛС и более мощных и экономичных ТВД чуть ли не единственное усовершенствование в конструкции Хокая, непосредственно не связанное с БРЭО, в то же время лишние лошадиные силы зарезервировали возможность дальнейшего роста взлетной массы, связанной с установкой нового БРЭО). В июне 1992 г. на авиабазе Мирамар достигла состояния готовности первая эскадрилья E-2C Гроуп 2″, оснащенных РЛС AN/APS-145, приемниками спутниковой навигационной системы, новыми ЭВМ, устройствами отображения тактической информации и радиосвязным оборудованием. Существующими планами развития авиации ВМС США предполагается модернизировать всех поставленных самолетов Гроуп 1″ в Гроуп 2″ и снятие с вооружения самолетов Гроуп 0″ к 2004 г.; к 2010 г. все самолеты E-2C будут переоборудованы путем установки новой БЦВМ, усовершенствованых рабочих консолей операторов БРЭО и систем спутниковой связи в вариант Хокай 2000″. Первый полет демонстрационного самолета Хокай 200″ состоялся в начале 1998 г.

    Первым иностранным заказчиком E-2 стал Израиль: в 1977-1978 гг. это гос-во закупило в США четыре E-2C Гроуп 0″, с 1996 г. самолеты находятся на хранении. В 1982 г. воздушные силы самообороны Японии получили так-же четыре Хокая аналогичной комплектации Япония закупила в 1984 г. В 1991 г. японцы под руководством американских специалистов начали устанавливать на свои самолеты ДРЛО РЛС AN/APS-145, а в 1992 г. закупили в США два самолета Гроуп 2″, в 1995 г. - ещё три. Все японские самолеты ДРЛО и У доработаны до уровня Гроуп 2″. Сингапур в 1986 г. закупил четыре E-2C, оснащеных 138-й РЛС. Эти самолеты оставались в США до 1987 г., пока их не освоили экипажи сингапурских ВВС.

    Очередным покупателем Хокаев модификации E-2C стал Египет: ВВС этой страны получил пять самолетов Гроуп 0″ в 1987-1988 гг. и один Гроуп 2″ в 1993 г. Один E-2E Гроуп 2″ в 1995 г. поставлен Тайваню, самолет модернизирован из E-2B путем установки РЛС AN/APS-138. ВМС Франции приобрели три Хокая для нового атомного авианосца Шарль да Голь, первый самолет прибыл во францию 14 декабря 1998 г.

    Стоит отметить, что все страны, кроме США и Франции, используют Хокаи в качестве сухопутного самолета ДРЛО с базированием на обычные аэродромы.

    На конец 1997 г. изготовлены более 170 самолетов ДРЛО E-2 Хокай всех модификаций, 127 из них по состоянию на начало 1999 г. находятся на вооружении США, Египта, Израиля, Сингапура, Тайваня, Франции и Японии.

    ФОТОГРАФИИ

    E-2

Пока не опишу все самолеты,присутствовашие на авиасалоне и запечетленные мною,то не остановлюсь:-))) Сейчас хотелось бы поглядеть на самолет E-2C Hawkeye-2000(G-123).Фотографий совсем чуть чуть.Это самолет с бортовым номером 165828, серийным номером A52-199 NH-602
из VAW-120 "Greyhawks".При этом на самолете находятся опознавательные знаки VAW-117 и указания на то,что это самолет какое то время нес службу на авианосце "Нимитц".Всего таких самолетов было выпущено 212,а вообще всех модификаций 332.

Другие топики с этого авиасалона:


Командованием ВМС США в 1999 года начало очередной этап модернизации бортового радиоэлектронного оборудования (БРЭО) самолета Е-2С (программа Hawkeye-2000). Его основной целью было повышение возможностей самолета по обнаружению малозаметных маловысотных высокоскоростных воздушных целей и наведению авиации на них и наземные (надводные) цели, в том числе в прибрежных районах. В состав силовой установки входят два ТВД Т56-А-427 фирмы Rolls-Royce, оснащенных восьмилопастными винтами с саблевидными лопастями. Основу бортового комплекса самолета составляют новые РЛС AN/APS-145 (с модернизированными антенной системой и устройством обработки сигналов) и ЭВМ фирмы Рэйтеон. Масса, объем и средняя потребляемая мощность последней по сравнению с применяемой ранее L-304 снижены в 2, 3 и 15 раз соответственно.

Планер самолета имеет высокорасположенное прямое крыло, на котором установлено два двигателя. Хвостовое оперение - четырехкилевое. Три киля из четырех снабжены двухсегментными рулями направления. Управление по тангажу - с помощью обычных рулей высоты, расположенных на стабилизаторе. Консоли стабилизатора имеют поперечное V-11 град.

В задачи, решаемые самолетами E-2С Hawkeye-2000, дополнительно включены: обмен данными с самолетами Е-8С(также были представлены на салоне в Дубаи) системы JSTARS, AWACS, а также работа в составе автоматизированной системы боевого управления корабельных соединений СЕС (Cooperative Engagement Capability). Для решения последней в состав БРЭО будут введены соответствующий терминал и РЛС AN/ADS-18 с активной фазированной антенной решеткой (АФАР), экспериментальный образец которой проходит испытания. Данная АФАР, выполненная в виде цилиндра диаметром 1,2 м и высотой 38 см, содержит около 100 приемопередающих модулей производства фирмы IТТ. Средняя излучаемая мощность модулей около 10 Вт, масса 80 г. В серийных комплектах планируется использовать АФАР высотой 15 см.

Фирма-разработчик планирует оборудовать самолет усовершенствованной системой отображения информации и дополнительным терминалом оператора, увеличив, таким образом, дежурную смену до четырех человек. Впоследствии на машину будут установлены системы видовой разведки (возможно, инфракрасная система поиска и слежения IRST). Всего предусматривается приобретение 21 самолета Е-2С Hawkeye-2000. Общая стоимость программы 1,47 млрд долларов.

Эксплуатанты различных модификаций E-2:
Китайская Республика Китайская Республика
* Китайская республика эксплуатирует 4 E-2T и 2 E-2K.
o 78 эскадрилья
Египет Египет
* ВВС Египта
Франция Франция
* Авиация ВМС Франции, так же как и ВМС США, использует E-2 на авианосцах.
o 4 флотилия
Израиль Израиль
* ВВС Израиля эксплуатировали четыре самолёта до 1994 года. E-2 израильских ВВС первыми получили оборудование для дозаправки в полёте. В 2002 году после модернизации три самолёта были проданы Мексике, оставшийся передан в музей ВВС Израиля.
o 192 эскадрилья
Япония Япония
* Воздушные силы самообороны Японии
o 601 Hikotai
Мексика Мексика
* Авиация ВМС Мексики получили три E-2C из Израиля.
Сингапур Сингапур
* ВВС Республики Сингапур
o 111 Эскадрилья
Соединённые Штаты Америки США
* ВМС США
o VAW-77 Night Wolfs
o VAW-78 Fighting Escargot (расформирована)
o VAW-88 Cottonpickers (расформирована)
o VAW-110 Firebirds (расформирована)
o VAW-111 Graybirds (расформирована)
o VAW-112 Golden Hawks
o VAW-113 Black Eagles
o VAW-114 Hormel Hawgs (расформирована)
o VAW-115 Liberty Bells
o VAW-116 Sun Kings
o VAW-117 Wallbangers
o VAW-120 Greyhawks
o VAW-121 Bluetails
o VAW-122 Steeljaws (расформирована)
o VAW-123 Screwtops
o VAW-124 Bear Aces
o VAW-125 Tigertails
o VAW-126 Seahawks
o VAW-127 Seabats (расформирована)

ЛТХ:
Модификация E-2С Hawkeye-2000 E-2C
Размах крыла, м 24.56
Длина самолета,м 17.54
Высота самолета,м 5.58
Площадь крыла,м2 65.03

Фюзеляж - типа полумонокок круглого поперечного сечения, герметизированный. В носовой части находится кабина летчиков, в центральной - оборудование и рабочие места трех операторов. Над фюзеляжем, за крылом, установлен вращающийся обтекатель антенны поискового радиолокатора. При базировании на авианосце обтекатель с антенной РЛС может опускаться на 0,64 м для уменьшения высоты самолета.

Масса, кг
пустого самолета 16890 17265
максимальная взлетная 23200 23566
Внутренние топливо, кг 5624

Тип двигателя 2 ТВД Allison T-56-A-427 ТВД Эллисон T56-A-425
Мощность, кВт 2 х 3803 2 x 3661 (2x4910 л.с.)
Максимальная скорость, км/ч 600 598
Крейсерская скорость, км/ч 575 576
Практическая дальность, км 2583 2583
Дальность действия, км 320 (при патрулировании от 3 до 4 часов)
Продолжительность полета, ч.мин 6.20
Практический потолок, м 9400
Скороподъёмность у земли: 12,8 м/с (767 м/мин)
Длина разбега: 610 м
Длина пробега: 439 м
Экипаж, чел 2 (3 оператора ДРЛО)

В хвостовой части фюзеляжа имеются предохранительная опора и опускаемый тормозной гак.

3 офицера ВМС: офицер боевого информационного центра, офицер по контролю воздушного пространства и оператор РЛС)

Немного истории создания этого самолета:
Грумман E-2 «Хокай» (англ. Grumman E-2 Hawkeye) - американский палубный самолёт дальнего радиолокационного обнаружения. Первый полёт совершил 21 октября 1960 года. Поставлялся на экспорт в 7 стран мира, применялся в ряде вооружённых конфликтов. С 1970-х годов основным вариантом является E-2C; планируется замена его на E-2D «Эдванст Хокай».

Самолёт E-2 «Хокай» был принят на вооружение в 1964 году и предназначался для обеспечения ПВО США.Он имеет вращающуюся антенну РЛС, установленную в обтекателе в задней части фюзеляжа, и систему опознавания «свой-чужой». Всего было изготовлено 59 самолетов варианта E-2A, который был оснащен мощной РЛС APS-96, способной отслеживать множество целей. Большинство этих машин позднее были переоборудованы в вариант E-2B с центральной ЭВМ управления элементами систем и сняты с вооружения флота в середине 1980-х.

Стандартным самолетом сейчас является вариант E-2C,первый полет которого состоялся 20 января 1971 года. E-2C имел РЛС APS-125 и усовершенствованную авионику. На протяжении ряда лет машины этой серии постоянно улучшались. Например, на них последовательно устанавливались РЛС APS-138, -139 (с 1989 года) и APS-145, которой были оснащены и более ранние «Хокаи». APS-145 обеспечивала лучшую защиту от воздействия электронных средств противника и имела большие возможности для ведения воздушной разведки. На самолетах также устанавливались системы связи и опознавания «свой-чужой». Всего ВМФ США получил 139 машин этого типа.

В настоящее время ведётся разработка и испытание нового варианта самолёта E-2, получивший обозначение E-2D «Эдванст Хокай». Предполагается, что новый самолёт будет оснащен полностью новой авионикой, включающую новый радар APY-9, радиостанцию, новый бортовой компьютер. Так же самолёт будет оборудован улучшенными двигателями и системой дозаправки в воздухе

Назначение самолёта:
Самолёт ДРЛО E-2C обеспечивает обнаружение групп целей на расстоянии около 480 км (самолёты) и 258 км (крылатые ракеты). «Хокай» может также следить за надводными целями. Полученные сведения передаются в информационный оперативный центр, расположенный на флагмане авианосного соединения,а также истребителям, патрулирующим воздушное пространство. E-2C, использующийся в качестве командного пункта, способен обеспечивать наведение на цель истребителей, осуществлять раннее предупреждение о появлении самолетов противника и управлять истребителями сопровождения.

Варианты:
W2F-1
оригинальное название Hawkeye, измененное на E-2A в 1962.
E-2A
начальная серийная версия, W2F-1 до 1962.
TE-2A
2 E-2As переделанные для тренировки экипажей.
YC-2A
2 E-2As переделанные в прототипы C-2 Greyhound
E-2B
то же что и E-2A но оборудованное встроенным вычислителем. Сделаны из E-2A.
YE-2C
2 E-2As переделанные в E-2C прототипы.
E-2C
как E-2B но с новой электроникой, поисковым радаром, . в модели плюс E-2C имеет новый винт
E-2C Hawkeye 2000
модернизированная версия E-2C.
E-2D
Сейчас выполняет полетные тесты. Он имеет новую авионику, двигатель, новый"стеклянный кокпит"(не аналоговые приборы,а мониторы) и систему дозаправки в воздухе. Готовность планируется в 2011 году.
E-2T
E-2C вариант для Тайваня, с частями взятыми со списанных E-2B(Bureau No# 151709, 151710, 151724, 152479) они были проданы как 4 восстановленных E-2A/B. но это E-2C Group II с APS-145 радаром.

Шасси - трехопорное, с носовой стойкой. Двухколесная носовая опора убирается в фюзеляж по полету, основные одноколесные стойки убираются против направления полета в гондолы ТВД с поворотом колес в горизонтальное положение.

Крыло - трехлонжеронное. Для размещения в подпалубном ангаре консоли длиной по 7,8 м могут складываться с помощью гидроприводов. Механизация крыла включает закрылки Фаулера и зависающие элероны.

E-2 Hawkeye с момента принятия на вооружение (1964 год) выполняет задачи дальнего радиолокационного патрулирования авианосных групп американских ВМС и управления действиями палубной авиации. Данный самолет является одним из немногих специально спроектированных для выполнения задач дальнего радиолокационного обнаружения и управления. Первый полет прототипа состоялся в октябре 1960 г. Для размещения на авианесущих судах самолет выполнили максимально компактным. Было построено 59 самолетов E-2A, в январе 1964 года первый самолет был передан военно-морским силам, 51 из них модернизировали до модификации E-2B. Затем начался выпуск E-2C. Данная модификация выполнила первый полет 23.09.1972. До 1994 г. для американских ВМС построили 139 машин. Малосерийное производство было возобновлено в 2000 г. Внешние различия между этими тремя вариантами невелики, но бортовое оборудование отличается радикально. Первоначально на E-2C устанавливалась поисковая РЛС APS-125, с 1988 года на модификации Group I она была заменена на AN/APS-139, на Group II – РЛС AN/APS-145, которая позволила обнаруживать цель типа "истребитель" на фоне земли на удалении 407 км. Пассивная система обнаружения предупреждает экипаж E-2C Hawkeye об облучении самолета радиолокационной станцией противника на дистанции, которая в два раза превосходит дальность действия РЛС E-2C.


Благодаря пассивной системе обнаружения и новой РЛС Е-2С Hawkeye является одним из наиболее эффективных самолетов дальнего радиолокационного обнаружения и управления в мире. Он уступает только крупногабаритным и более сложным российскому А-50 и американскому Е-ЗА. На Е-2С также установлены более мощные двигатели Т56-А-425 "Аллисон" мощностью по 4910 л.с.

Эскадрилья VAW-123, которая дислоцировалась на береговой авиабазе военно-морских сил в Норфолке, стала первой получившей на вооружение Е-2С. Первым авианосцем, получившим в сентябре 1974 г. Е-2С, стала "Саратога".

Самолеты Е-2С в эскадрильях флота постепенно заменяли предыдущие Е-2В (в 1988 г. с вооружения сняли последний). В процессе производства постоянно совершенствовалось бортовое оборудование самолета, иногда весьма серьезно, однако на обозначении машины эти доработки не отражались. В декабре 1976 года начали устанавливать радиолокационную станцию AN/APS-125, которая позволяла с высоты 9 км на удалении 480 км обнаруживать 800 воздушных целей и наводить на 40 из них истребители; аналоговая бортовая ЭВМ была заменена цифровой. В 1977-1984 годах на всех построенных Е-2С РЛС "120" заменили на "125".

Самолет Е-2С Hawkeye выполнен по схеме двухмоторного высокоплана с размещением двигателей на крыле.

Фюзеляж – полумонокок, круглого поперечного сечения, с максимальным диаметром 1981 мм. Для его изготовления использовались алюминиевые сплавы. Экипаж самолета состоит из 5 человек: 2 летчика находились в кабине в передней части фюзеляжа, в фюзеляжном отсеке – 3 оператора систем; первый оператор следит за работой всего боевого информационного поста, второй управлял самолетами-перехватчиками, третий - оператор радиолокационной станции. Кабина летчиков, отсеки операторов и оборудования герметизированы. В хвостовой негерметичной части фюзеляжа находятся блоки допплеровского радиолокатора и проводки системы управления. В нижней части фюзеляжа смонтирован тормозной гак.

Трапециевидное трехлонжеронное крыло с положительным V (3 градуса). Центроплан закреплен к верхней части фюзеляжа, внутренние объемы центроплана используются в качестве интегральных топливных баков. Внешние части крыла (длина консоли 7,8 м) для удобства хранения на авианосце убираются с поворотом назад на 90 градусов. Складывание осуществляется при помощи гидроприводов. Механизация крыла – зависающие элероны и закрылки Фаулера.

За крылом, над фюзеляжем, на специальном опускаемом на 640 мм подъемнике, смонтирован дискообразный обтекатель антенны радиолокационной станции диаметров 7320 мм. Антенная система включает ФАР РЛС дальнего обнаружения, привод вращения, антенна запросчика системы опознавания, а также антенна передачи данных.

Стабилизатор располагается в хвостовой части фюзеляжа, имеет 11-градусное положительное V. На стабилизаторе имеются рули управления по тангажу. На стабилизаторе установлено четырех шайбовидных киля. Крайние шайбы имеют рули направления.

Трехопорное шасси с носовой стойкой убирающееся. Двухколесная носовая опора – в фюзеляж, одноколесные основные стойки – в гондолы турбовинтового двигателя. В хвостовой части фюзеляжа – опускаемый тормозной гак и предохранительная опора.

Силовая установка – пара турбовинтовых двигателей «Аллисон» Т56-А-427, мощность каждого 3800 кВт. Четырехлопастные винты «Аэропродакс» Т-41 имели диаметр 4,1 м.

Находящиеся в составе американских ВМС самолеты Е-2С имеют стандартный камуфляж: боковая и верхняя поверхности светло-серые, нижние поверхности белые.

Элементы бортового радиоэлектронного комплекса сведены в шесть основных подсистем связанных между собой:

1. В основе подсистемы обнаружения лежит трехкоординатная радиолокационная станция ANA\PS-145. Главным отличием данной РЛС от предыдущей модификации является возможность дальнего обнаружения надводных и воздушных целей на фоне любой подстилающей поверхности. Станция способна сопровождать до 1200 целей одновременно, на 40 из которых может наводить истребители.
2. Подсистема опознавания решает задачи опознавания гос. принадлежности воздушных судов по принципу «свой-чужой» а также управляет воздушным движением. Состоит из запросчика обеспечивающего работу со всеми международными стандартами опознавания, процессора обработки сигналов и антенны запросчика размещенной в обтекателе вместе с ФАР РЛС.
3. Подсистемой навигации определяется местоположение, пространственное положение и скорость самолета-носителя для географической привязки объектов разведки, а также стабилизации положения антенны радиолокационной станции.
4. Подсистемой связи и передачи данных обеспечивается связь оперативной группы E-2C и наземных (корабельных) ПУ и самолетов в воздухе.
5. Подсистемой обработки данных выполняются функции, аналогичные тем, что возложены на аналогичную систему самолета Е-3.
6. В подсистему отображения и управления входит три автоматизированных рабочих мест AN/UYQ-70, которые объединенных в локальную сеть.

Палубные самолеты ДРЛО Е-2С кроме эскадрилий первой линии, имеют на вооружении на вооружении две резервные эскадрилий авиации флота. Помимо ВМС, «Хокай» имеются в Береговой охране и агентстве по борьбе с наркотиками. Самолеты ДРЛО, которые используют эти службы, арендуются у военно-морских сил. Обычно в каждой из служб имеется по два Е-2С. Экипажи и машины периодически меняются.

Кроме этого, «Hawkeye» привлекается гражданской службой управления воздушным движением для осуществления контроля воздушного пространства около мыса Канаверал во время запусков орбитальных кораблей «Спэйс «Шаттл».

Е-2С «Hawkeye» стал первым и единственным вариантом данного самолета который поставлялся на экспорт. Шесть E-2C приобрел Египет, три – Франция, четыре – Израиль, тринадцать – Япония, по четыре – Сингапур и Тайвань.

Первым иностранным заказчиком Е-2С «Hawkeye» стал Израиль, купивший четыре машины "Гроуп О" в 1977-1978 годах. В июне 1979 года экипаж "Хокая" координировал действия и наводил 6 F-15A и 2 "Кфира" над Южным Ливаном. В результате воздушного боя израильтяне сбили 6 из 8 сирийских МиГ-21. В воздушных боях 1982 года самолеты ДРЛО над Ливаном многократно успешно наводили израильские F-15 и "Фантомы". В декабре 1983 года один из израильских Е-2С был сбит советским расчетом ЗРК С-200, который находился в Сирии в "командировке". Ракету запустили на дальности 190 км. Советские военные специалисты считают, что основной причиной успеха авиации израильтян являлось использование самолетов ДРЛО.

Воздушные силы самообороны Японии в 1982 г. закупили 4 самолета в варианте "Гроуп О", в 1984 г. еще четыре машины аналогичной комплектации. В 1991 году под руководством американских специалистов на самолеты установили РЛС AN/APS-145. В 1992 г. Япония закупила два самолета "Гроуп II", и еще три в 1995 г.

Французские военно-морские силы приобрели два "Хокая" для атомного авианосца "Шарль де Голь". Необходимо отметить, что все страны, кроме Соединенных Штатов и Франции, используют Е-2С «Hawkeye» в качестве "сухопутного" самолета дальнего радиолокационного обнаружения с базированием на "обычных" аэродромах.

Кроме серийной модификации Е-2С Hawkeye и тренировочной модификации ТЕ-2С Hawkeye был разработан транспортный вариант С-2А "Greyhound". В целом данные машины были подобны самолету Е-2С. Отличия заключаются в отсутствии V-образности горизонтального оперения, вращающегося надфюзеляжного обтекателя и наличии нового фюзеляжа имеющего большую вместимость. Внутренние изменения заключались в усилении пола, его оснащении рельсовыми направляющими и демонтаже оборудования. Кроме перевозки грузов С-2А был способен вместить 20 носилок и четырех сопровождающих или 39 солдат.

В 2000 году компанией «Northrop Grumman» был разработан еще более совершенный вариант E-2C. В военно-морские силы США он поступил в конце 2001 года под обозначением E-2C Hawkeye 2000. Все системы самолета обновили, приборное оборудование выполнили по принципу «стеклянной кабины», установлены новые винты с восемью лопастями. В середине 2010 г. E-2C стояли на вооружении эскадрилий американских ВМС и будут эксплуатироваться до 2020 года.

Летно-технические характеристики
Размах крыла – 24,56 м;
Длина самолета – 17,54 м;
Высота самолета – 5,58 м;
Площадь крыла – 65,03 м2;
Масса пустого самолета – 17265 кг;
Максимальная взлетная масса - 23556 кг;
Внутренние топливо – 5624 кг;
Тип двигателя - 2 турбовинтовых двигателя Allison T-56-A-425 мощностью 3661 кВт (до 1989), 2 турбовинтовых двигателя Allison T-56-A-427 мощностью 3803 кВт (после 1989);
Максимальная скорость – 598 км/ч;
Крейсерская скорость – 576 км/ч;
Практическая дальность – 2583 км;
Дальность действия – 320 км (время патрулирования 3 – 4 часа);
Продолжительность полета – 6 ч. 06 мин.;
Практический потолок – 9390 м;
Экипаж – 2 пилота и 3 оператора ДРЛО.

Это самолет с бортовым номером 165828, серийным номером A52-199 NH-602
из VAW-120 "Greyhawks".При этом на самолете находятся опознавательные знаки VAW-117 и указания на то,что это самолет какое то время нес службу на авианосце "Нимитц".Всего таких самолетов было выпущено 212,а вообще всех модификаций 332.

Командованием ВМС США в 1999 года начало очередной этап модернизации бортового радиоэлектронного оборудования (БРЭО) самолета Е-2С (программа Hawkeye-2000). Его основной целью было повышение возможностей самолета по обнаружению малозаметных маловысотных высокоскоростных воздушных целей и наведению авиации на них и наземные (надводные) цели, в том числе в прибрежных районах. В состав силовой установки входят два ТВД Т56-А-427 фирмы Rolls-Royce, оснащенных восьмилопастными винтами с саблевидными лопастями. Основу бортового комплекса самолета составляют новые РЛС AN/APS-145 (с модернизированными антенной системой и устройством обработки сигналов) и ЭВМ фирмы Рэйтеон. Масса, объем и средняя потребляемая мощность последней по сравнению с применяемой ранее L-304 снижены в 2, 3 и 15 раз соответственно.

Планер самолета имеет высокорасположенное прямое крыло, на котором установлено два двигателя. Хвостовое оперение - четырехкилевое. Три киля из четырех снабжены двухсегментными рулями направления. Управление по тангажу - с помощью обычных рулей высоты, расположенных на стабилизаторе. Консоли стабилизатора имеют поперечное V-11 град.

В задачи, решаемые самолетами E-2С Hawkeye-2000, дополнительно включены: обмен данными с самолетами Е-8С(также были представлены на салоне в Дубаи) системы JSTARS, AWACS, а также работа в составе автоматизированной системы боевого управления корабельных соединений СЕС (Cooperative Engagement Capability). Для решения последней в состав БРЭО будут введены соответствующий терминал и РЛС AN/ADS-18 с активной фазированной антенной решеткой (АФАР), экспериментальный образец которой проходит испытания. Данная АФАР, выполненная в виде цилиндра диаметром 1,2 м и высотой 38 см, содержит около 100 приемопередающих модулей производства фирмы IТТ. Средняя излучаемая мощность модулей около 10 Вт, масса 80 г. В серийных комплектах планируется использовать АФАР высотой 15 см.

Фирма-разработчик планирует оборудовать самолет усовершенствованной системой отображения информации и дополнительным терминалом оператора, увеличив, таким образом, дежурную смену до четырех человек. Впоследствии на машину будут установлены системы видовой разведки (возможно, инфракрасная система поиска и слежения IRST). Всего предусматривается приобретение 21 самолета Е-2С Hawkeye-2000. Общая стоимость программы 1,47 млрд долларов.

Эксплуатанты различных модификаций E-2:
Китайская Республика
Египет
Франция
Израиль
Япония
Мексика
Сингапур
США

ЛТХ:
Модификация E-2С Hawkeye-2000 E-2C
Размах крыла, м 24.56
Длина самолета,м 17.54
Высота самолета,м 5.58
Площадь крыла,м2 65.03

Фюзеляж - типа полумонокок круглого поперечного сечения, герметизированный. В носовой части находится кабина летчиков, в центральной - оборудование и рабочие места трех операторов. Над фюзеляжем, за крылом, установлен вращающийся обтекатель антенны поискового радиолокатора. При базировании на авианосце обтекатель с антенной РЛС может опускаться на 0,64 м для уменьшения высоты самолета.

Масса, кг
пустого самолета 16890 17265
максимальная взлетная 23200 23566
Внутренние топливо, кг 5624

Тип двигателя 2 ТВД Allison T-56-A-427 ТВД Эллисон T56-A-425
Мощность, кВт 2 х 3803 2 x 3661 (2x4910 л.с.)
Максимальная скорость, км/ч 600 598
Крейсерская скорость, км/ч 575 576
Практическая дальность, км 2583 2583
Дальность действия, км 320 (при патрулировании от 3 до 4 часов)
Продолжительность полета, ч.мин 6.20
Практический потолок, м 9400
Скороподъёмность у земли: 12,8 м/с (767 м/мин)
Длина разбега: 610 м
Длина пробега: 439 м
Экипаж, чел 2 (3 оператора ДРЛО)

В хвостовой части фюзеляжа имеются предохранительная опора и опускаемый тормозной гак.

3 офицера ВМС: офицер боевого информационного центра, офицер по контролю воздушного пространства и оператор РЛС)

Немного истории создания этого самолета:
Грумман E-2 «Хокай» (англ. Grumman E-2 Hawkeye) — американский палубный самолёт дальнего радиолокационного обнаружения. Первый полёт совершил 21 октября 1960 года. Поставлялся на экспорт в 7 стран мира, применялся в ряде вооружённых конфликтов. С 1970-х годов основным вариантом является E-2C; планируется замена его на E-2D «Эдванст Хокай».

Самолёт E-2 «Хокай» был принят на вооружение в 1964 году и предназначался для обеспечения ПВО США.Он имеет вращающуюся антенну РЛС, установленную в обтекателе в задней части фюзеляжа, и систему опознавания «свой-чужой». Всего было изготовлено 59 самолетов варианта E-2A, который был оснащен мощной РЛС APS-96, способной отслеживать множество целей. Большинство этих машин позднее были переоборудованы в вариант E-2B с центральной ЭВМ управления элементами систем и сняты с вооружения флота в середине 1980-х.

Стандартным самолетом сейчас является вариант E-2C,первый полет которого состоялся 20 января 1971 года. E-2C имел РЛС APS-125 и усовершенствованную авионику. На протяжении ряда лет машины этой серии постоянно улучшались. Например, на них последовательно устанавливались РЛС APS-138, -139 (с 1989 года) и APS-145, которой были оснащены и более ранние «Хокаи». APS-145 обеспечивала лучшую защиту от воздействия электронных средств противника и имела большие возможности для ведения воздушной разведки. На самолетах также устанавливались системы связи и опознавания «свой-чужой». Всего ВМФ США получил 139 машин этого типа.

В настоящее время ведётся разработка и испытание нового варианта самолёта E-2, получивший обозначение E-2D «Эдванст Хокай». Предполагается, что новый самолёт будет оснащен полностью новой авионикой, включающую новый радар APY-9, радиостанцию, новый бортовой компьютер. Так же самолёт будет оборудован улучшенными двигателями и системой дозаправки в воздухе

Назначение самолёта:
Самолёт ДРЛО E-2C обеспечивает обнаружение групп целей на расстоянии около 480 км (самолёты) и 258 км (крылатые ракеты). «Хокай» может также следить за надводными целями. Полученные сведения передаются в информационный оперативный центр, расположенный на флагмане авианосного соединения,а также истребителям, патрулирующим воздушное пространство. E-2C, использующийся в качестве командного пункта, способен обеспечивать наведение на цель истребителей, осуществлять раннее предупреждение о появлении самолетов противника и управлять истребителями сопровождения.

Варианты:
W2F-1
оригинальное название Hawkeye, измененное на E-2A в 1962.
E-2A
начальная серийная версия, W2F-1 до 1962.
TE-2A
2 E-2As переделанные для тренировки экипажей.
YC-2A
2 E-2As переделанные в прототипы C-2 Greyhound
E-2B
то же что и E-2A но оборудованное встроенным вычислителем. Сделаны из E-2A.
YE-2C
2 E-2As переделанные в E-2C прототипы.
E-2C
как E-2B но с новой электроникой, поисковым радаром, . в модели плюс E-2C имеет новый винт
E-2C Hawkeye 2000
модернизированная версия E-2C.
E-2D
Сейчас выполняет полетные тесты. Он имеет новую авионику, двигатель, новый"стеклянный кокпит"(не аналоговые приборы,а мониторы) и систему дозаправки в воздухе. Готовность планируется в 2011 году.
E-2T
E-2C вариант для Тайваня, с частями взятыми со списанных E-2B(Bureau No# 151709, 151710, 151724, 152479) они были проданы как 4 восстановленных E-2A/B. но это E-2C Group II с APS-145 радаром.

Шасси - трехопорное, с носовой стойкой. Двухколесная носовая опора убирается в фюзеляж по полету, основные одноколесные стойки убираются против направления полета в гондолы ТВД с поворотом колес в горизонтальное положение.

Крыло - трехлонжеронное. Для размещения в подпалубном ангаре консоли длиной по 7,8 м могут складываться с помощью гидроприводов. Механизация крыла включает закрылки Фаулера и зависающие элероны.