Перебирая старые фотографии, нашел историю прибытия в наш город подводной лодки Б-307. 23 ноября 2003 года этот экспонат Технического музея АВТОВАЗа без лишнего шума прибыл в речной порт Комсомольского района.
(автор всех фото этого поста - Артем Долгов)

Выпущенная в 1979 году на горьковском судостроительном заводе и отслужившая морякам 20 лет, была списана и в 2001 году оформлена как музейный экспонат. Железная громадина преодолела долгий путь от Кронштадта до Тольятти и стала жемчужиной музейной коллекции. Россиянам эта субмарина стала известна задолго до появления ее в музее ВАЗа, ведь в 1998 году, она участвовала в съемках фильма «Особенности национальной рыбалки».

Лодка проекта 641Б "Сом" (в классификации NATO - "TANGO") бортовой номер Б-307. В настоящее время - экспонат в Техническом музее ВАЗа. Русские дизель-электрические подводные лодки типа "Tango" строились в период с 1972 по 1982 год и являются дальнейшим развитием субмарин типа "Foxtrot". Всего таких лодок на вооружении Военно-морского флота РФ было 18.

Длина судна - 91 метр, высота -14 метров, вес - 2000 тонн. Б-307 могла находиться в автономном плавании 90 суток. Hа ней было установлено 32 противолодочные мины и 24 торпеды.

Подводные лодки проекта 641Б предназначены для борьбы с надводными кораблями и ПЛ противника, находясь на противолодочных рубежах, сопровождения дружественных судов, обороны морских конвоев от субмарин противника.

В пути от Кронштадта до Тольятти предстояло пройти 22 шлюза, 8 из которых шириной всего 17,7 метра. И это при том, что ширина самой лодки вместе с понтонами составила 15 с лишним метров. Восемь разводных мостов в Санкт-Петербурге таили свои опасности, на Онеге метеослужбы прогнозировали сильный шторм. Тем не менее все прошло на удивление легко. Онежский шторм переждали, питерские мосты прошли всего за одну ночь, шлюзы не пострадали, лодка не повреждена.

Понтоны, поддерживающие лодку, сильно замедляли движение. Два буксира очень медленно, с огромным трудом заводили субмарину в порт.

Мы люди отзывчивые, всегда готовые помочь хорошему делу. Поэтому, засучив рукава, взялись за трос. И выдернули репку... тьфу, ты - потянули лодку))).

Сейчас в музее лодка выглядит более импозантно. Но в этих потертостях и ржавчине чувствовалась какая-то правда, реальность жизни. Так и хотелось представить, что лодка возвращается из трудного похода с победой.

Поначалу создалось впечатление, что лодку пришвартуют прямо к пассажирскому причалу, где все горожане смогут на нее посмотреть (совершенно бесплатно, между прочим). Но оказалось, что капитан первого буксира решил заранее начать разворот, не доходя до грузовой части гавани. Да еще и поворачивать решил вдоль пассажирской стенки.


Как транспортировали подводную лодку Б-307 из Кронштадта в Тольятти:

Дизель-электрическая подводная лодка Б-307 была построена в 1979 году на заводе "Красное Сормово" по проекту 641Б(главный конструктор З.А.Дерибин). Подобные лодки строились с 1973-1982 гг. Длина: 91 метр, высота: 14 метров, вес - 2 000 т.Всего таких лодок на вооружении Военно-морского флота РФ было 18.«Б-307» - самая большая дизельная подводная лодка в составе Военно-морского флота Российской Федерации.Вооружение: 24 торпеды и 32 противолодочные мины. Время автономного плавания до 90 суток. Срок боевого дежурства «Б-307» в составе Краснознаменного Северного флота составил 22 года.В 2001 году субмарина была подготовлена к списанию и передаче техническому музею ОАО «АВТОВАЗ ».


Подготовка субмарины к транспортировке по внутренним водным путям проводилась на Кронштадтском морском заводе. Проведена конвертовка судна для обеспечения непотопляемости, лодка была тщательно загерметизирована,выгружен твердый(117 тонн) и жидкий (300 тонн) балласты, демонтировали ряд узлов, было установлено 8 понтонов для обеспечения требуемой осадки(3.25 м).Подготовка лодки к переходу из Кронштадта в Тольятти шла несколько месяцев.3 ноября 2003 года подводная лодка Б-307 с помощью двух толкачей ОТ-2443 и ОТ-2444 отправилась из Кронштадта в Тольятти. Весь путь составил 2246 км. На понтонах с помощью двух буксиров «Б-307» начала свой долгий путь в Тольятти из Финского залива по Неве. За одну ночь эшелон длиной около ста сорока метров прошел все восемь мостов Санкт-Петербурга. Столь же успешно эшелон прошел Ладожское,Онежское и Белое озера, Рыбинское водохранилище.

ПЛ Б-307 проходит Волго-Балтийский канал

ПЛ Б-307 подходит к шлюзу на ВБК

ПЛ Б-307 на Ладожском озере

Перед транспортировкой по суше подлодки пришлось перезимовать.
16 января 2004 года, пасмурная погода, метет снег. После ряда неудачных попыток и в связи с упущенным временем, было принято решение вытащить на берег хотя бы сани волокуши.

Первая зимовка подводной лодки, купленной АвтоВазом, для Тольяттинского Технического музея

Самым сложным этапом стал вывод подводной лодки Б-307 из воды на берег и транспортировка ее на территорию технического музея. Для установки субмарины на настил, выполненный из стального листа 91 метра с кильблоками, с точностью повторяющими контуры лодки, провели дноуглубление Волги на величину осадки корпуса.Уклон береговой зоны был уменьшен для плавного выхода лодки на сушу и спланирована трасса длиной около 5 км и шириной 36 м.Для буксировки лодки использовались системы из блоков, соединенных прочными канатами(полиспасты), лебедок и больших артиллерийских тягачей(путепрокладчики БАТ-2, БРЭМ-1, БТС-4).





Ноябрь 2004 Тольятти. Подъем ПЛ Б-307 на берег при помощи армейских тягачей и лебедок, для последующей транспортировки в технический музей

В музее Тольятти появится гигантский экспонат.
Сергей ИШКОВ, Самара

Уже следующим летом жители Самарской области смогут увидеть в Техническом музее
"АвтоВАЗа" новый экспонат. Это подводная лодка Б-307 (проект 641), самая
большая дизельная подлодка в составе ВМФ РФ. Уникальность музейного экземпляра
в том, что в отличие от других подводных лодок, приобретенных музеями,
тольяттинскую субмарину транспортировали от Кронштадта до Автограда целиком, не
разрезая судно на части.

Б-307 была построена на горьковском судостроительном заводе в 1979 году. Всего
таких лодок на вооружении Военно-морского флота РФ было 18. Длина судна - 91
метр, высота -14 метров, вес - 2000 тонн. Б-307 могла находиться в автономном
плавании 90 суток. Hа ней было установлено 32 противолодочные мины и 24
торпеды.

Руководство Тольяттинского технического музея еще в 1998 году просило
командование Балтийского флота продать какую-нибудь списанную подлодку. Как раз
в это время готовилась к списанию Б-307, около 20 лет прослужившая морякам
верой и правдой. В 2001 году субмарина была оформлена, как музейный экспонат.

..
Перед перегоном лодку освободили от твердого и жидкого балласта общим весом в
354 тонны и "посадили" на понтоны. Hа этих понтонах, прикрепленных к лодке с
обеих сторон, два буксира и доставили субмарину в Тольятти. Hа перегон из
Санкт-Петербурга в Автоград ушел месяц. В конце ноября 2003 года будущий
экспонат музея пришвартовали в тольяттинском речном порту, а потом отогнали в
поселок Приморский, где для Б-307 был специально сооружен причал.

Сейчас субмарину вытаскивают из воды на сушу. Это очень сложная операция, к
которой готовились целый год. Тольяттинские инженеры специально ездили в
Кронштадт, чтобы посмотреть, как поднимают подводные лодки на берег для
ремонта. В настоящий момент Б-307 показалась из воды уже на треть.

После того как субмарину полностью извлекут на сушу, ее по специально
расчищенной дороге длиной 4, 5 километра потянут в музей. Делать это его
сотрудники намереваются по льду, поэтому транспортировка подлодки к месту будет
возможна только в конце января начале февраля, когда грянут настоящие морозы.
Тогда-то Б-307 и покатится по ледяной трассе прямо к отведенной для нее
музейной площадке.

Hадо сказать, что до сих пор самым большим экспонатом в техническом музее
являлся бомбардировщик Ту-16. Hо, когда установят субмарину, по сравнению с
гигантской подлодкой бомбардировщик покажется просто игрушкой.

Сотрудники Технического музея уверены, что прийти посмотреть на настоящую
подводную лодку захотят тысячи людей. Тем более что именно эта субмарина в 1998
году участвовала в съемках всенародно любимого фильма "Особенности национальной
рыбалки".

..
6 декабря 2004 г.
Русский курьер

Технический музей ВАЗа Тольятти является одной из главных достопримечательностей города. Он был основан в 1998 году по инициативе К.Г. Сахарова, который в те времена являлся вице-президентом "АвтоВАЗа". Впоследствии, после смерти отца-основателя, музей был переименован в его честь. Это пожалуй одна из главных достопримечательностей города Тольятти. В музее находится более 460 различных экспонатов, демонстрирующих развитие автомобильной, бронетанковой, авиационной, железнодорожной техники, а также ракетно-артиллерийского и морского вооружения. Совершим фотопрогулку по этому музею под открытым небом. А там есть что посмотреть.


В музей представлены образцы военной и гражданской техники, с начала двадцатого века по нынешнее время.

территория действительно огромна - 38 гектаров! На фото- 122-мм гаубица образца 1910/30 годов

Вся техника расположена по группам - пушки, танки, инженерная техника, бронетехника, вертолеты, самолеты и прочее. На фото- 203-мм гаубица Б-4М

неспеша можно проходить пол-дня.

Гордостью музея является настоящая подводная лодка Б-307 прокта 641Б "Сом" (1980 год выпуска)

Она имеет высоту 12 метров и длину более 90. Отстроена она была в 1980 году и заступила на службу в ряды ВМФ СССР уже через семь месяцев. Прослужила долгих 18 лет, до 1998 года, после этого лодку списали. За время своей службы она успела посетить Атлантику, Баренцево, Средиземное и Норвежское море. Подготовка к её транспортировке из Кронштадта в Тольятти заняла целых 4 года. С лодки сняли всё вооружение и плотно ее загерметизировали. На специальных буксирах её транспортировали через множество водных объектов - Финский залив, Ладожское, Белое и Онежские озёра. И тогда она, наконец, достигла Волги ещё через несколько водохранилищ, до специально отстроенного причала в посёлке Приморский. По земле её транспортировали специально отозванные для этого из своих частей военные тягачи.

В технический музей АвтоВАЗа эта лодка попала как раз в канун 60-летия Великой Победы. При её размерах довольно сложно представить, как выглядела её транспортировка по земле. Однако тот факт, что она действительно несла в своё время боевое дежурство в составе нашего флота, придаёт этому экспонату особое значение.

Все экспонаты в этом музее поделены на группы. В одной части тольяттинский технический музей представляет посетителям вертолёты и самолёты, некогда бороздившие воздушные просторы. В другой находятся памятники ракетным установкам и артиллериям, которые в своё время одним своим видом могли заставить капитулировать целые деревни, а теперь вынуждены обгорать на солнце и собирать капли дождя. Также здесь есть поезда и бронепоезда.

Радиолокационные антенны, космические аппараты и даже марсоходы - со всем этим можно познакомиться в этом месте.

Но особое место технический музей Тольятти уделяет именно военной технике. Действительно, побывав в этом парке, прочувствовав на себе эхо войны, глядя на изъеденную временем технику, невозможно остаться равнодушным.

Немецкий легкий танк чешского производства Panzer 38(t)

Средний танк Т-34-85

Радость каждого поклонника WOT ИС-3

Т-80У с минным тралом

Трактор "Универсал"

27. Суровый челябинский трактор "Сталинец" 1954 года выпуска.

(слева направо) Химическая разведывательная машина БРДМ-2РХ; боевая машина 9П122 ПРК 9К11 на шасси БРДМ-2 (1969 год выпуска), боевая машина 9П31М ЗРК Стрела-1М на базе БРДМ-2 (1970 год выпуска)

Слева: Тропосферная станция Р-410-7,5 - один из автомобилей комплекса. Справа: подвижный радиовысотометр ПРВ-9

Подвижный радиовысотомер ПРВ-17 (1РЛ141), на заднем фоне гостиница-общежитие 15Т118 на шасси МАЗ-543М

Бронетранспортёр БТР-152В1

БМ-31 "Андрюша" на базе ЗИС-151

Тяжелый многоцелевой вертолет Ми-26

Зенитная установка C-60

100-мм зенитная пушка КС-19

37 мм пушка 1939 года.

ЗРК С-125

Зенитно-ракетный комплекс 2К11 "Круг"

300 мм реактивная система залпового огня БМ9А52-2 "Смерчь"

Макет всего музея.

120-мм самоходное артиллерийское орудие 2С9 «Нона-C»

Видео прогулка по музею.