"Закон суров, но это закон", гласит одна из формул Римского права. Но может ли закон быть слишком суровым, особенно к тем, кто преступления не совершал и совершать не собирается? Судя по реакции на документы, принятые в пятницу 13 мая 2016 года в Госдуме в первом чтении, может быть и такое.

Итак, депутаты обсуждали законопроекты "О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации в части установления дополнительных мер противодействия терроризму и обеспечения общественной безопасности" и "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части установления дополнительных мер противодействия терроризму и обеспечения общественной безопасности".

Среди прочих нововведений, в первом из документов сказано: "...УПК РФ дополняется положением, согласно которому на основании судебного решения и при наличии достаточных оснований допускается получение следователем информации, содержащейся в электронных и иных сообщениях. При этом получение такой информации может быть установлено в отношении сообщений, передаваемых или получаемых пользователем в течение трех лет до момента вынесения судебного решения".

Поправки же, которые предлагается внести в закон "О связи", должны обязать операторов сообщать правоохранительным органам "о фактах приема, передачи, доставки и обработки голосовой информации и текстовых сообщений, включая их содержание, а также изображения, звуки или иные сообщения пользователей". Ныне действующий закон обязывает операторов три года хранить данные только о фактах соединения.

То есть, операторам связи предлагается три года хранить всю информацию об общении своих клиентов - записи телефонных разговоров, иногда длинные и бессвязные, sms, фото, картинки. Со стороны предложение выглядит более чем логично, но только со стороны.

Человеку, не имеющему понятия о современных технологиях, кажется, что записать и спрятать в хранилища все наши разговоры - дело пустяковое. Всё равно же вся информация проходит через серверы. Доступ к ней без санкции прокурора будет запрещён, следовательно, гарантия неприкосновенности частной жизни сохраняется (да-да, условно, очень условно, но конституционные права будут гарантированы). Впрочем, когда всё записано и охраняется только шифрами и паролями, то шанс украсть чьи-то личные тайны у продвинутых специалистов остаётся. А уж как их можно потом использовать… Не буду перечислять варианты, детективы читали и смотрели все.

Впрочем, главная проблема поправки Яровой отнюдь не в опасности нарушения тайны частной жизни. Собственно, вскрыть серверы с личными тайнами пока что не может никто. Просто потому, что их нет, и создать такое огромное хранилище данных, мягко говоря, проблематично. Задачу на сегодня и операторы, и эксперты считают нерешаемой.

По приблизительным оценкам, хранение трафика в течение трёх лет будет стоить порядка 5,2 триллиона рублей, что равно трети российского бюджета. Причём, из-за постепенно вводимого шифрования данных, более половины этой информации использовать будет нельзя. Доля шифрованного трафика в сетях операторов связи сейчас составляет 49 процентов, а через три года вырастет до 90 процентов. Следовательно, половина хранимой информации уже непригодна для анализа, а в перспективе - почти все данные будут зашифрованы.

Если закон будет принят, то, возможно, дешевле будет вернуть коммутаторы и "девушек", как на первой в мире телефонной станции, чем строить хранилища для информации

Операторы "большой тройки" оценивают расходы на хранение таких данных объёмом в пять-шесть эксабайт (один Эб равен одному миллиону терабайт) в 18-20 миллиардов долларов каждый, и каждый отмечает, что расходы эти в несколько раз превышают годовую выручку (даже не прибыль, а именно выручку) операторов.

Вторит операторам и Экспертный совет при правительстве России. В заключении , размещённом на сайте Совета, сказано: "Законопроект о внесении изменений в ФЗ "Об усилении мер по противодействию терроризму и обеспечению безопасности" необходимо доработать, исключив статьи, которые технологически и экономически нереализуемы".

Эксперты, как сказано в заключении, разделяют озабоченность государственных органов по вопросам обеспечения противодействия терроризму и экстремизму, но:

"Учитывая объёмы информации, которую требуется хранить в течение 3 лет, потребуются радикальные изменения механизмов получения и обработки данной информации со стороны уполномоченных государственных органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность и обеспечение безопасности РФ. Организованные в соответствии с требованиями действующего законодательства пункты управления, каналы передачи данных и контрольные соединительные линии от сетей связи до контрольных систем уполномоченных государственных органов поддерживают скорость передачи данных от 2048 кбит/с до 155 Мбит/с и не смогут обеспечить оперативную обработку уполномоченными государственными органами нескольких сотен эксабайт информации. В связи с чем очевидно, что принятие законопроекта потребует расходов, покрываемых за счёт федерального бюджета, для обеспечения уполномоченных государственных органов, а также повлечёт изменения финансовых обязательств государства".

Эксперты выяснили, что примеров хранения информации в подобных объёмах в мировой практике либо не существует, либо такое хранение запрещено. Сумму в 5,2 триллиона эксперты считают вполне реальной, но понимают, что найти такие средства бизнес не сможет, ресурсов для реализации инициативы у провайдеров просто нет.

Вывод неутешительный - принятие закона в нынешнем его виде, заставит немало игроков уйти с рынка, и как следствие - общую деградацию интернет-отрасли.

Эксперты считают, что и действующего законодательства, которое обязывает операторов связи в течение трёх лет хранить только данные о фактах приёма, передачи, доставки информации без содержания голосовой информации и текстовых сообщений вполне достаточно, чтобы противостоять террористам. В части хранения информации о содержании действующее законодательство ограничивается требованием обеспечить возможность её хранения для уполномоченных государственных органов в отношении не менее чем 2000 субъектов контроля за период не менее 12 часов в соответствии с приказом Минкомсвязи России.

Вывод строг: "Статьи 7 и 10 законопроекта в текущей редакции являются технологически и экономически нереализуемыми, противоречат существующему постановлению Конституционного суда и не представляются эффективными даже в краткосрочной перспективе".

Официальный отзыв на законопроекты, данный Правительством РФ - в целом, положительный, но и Правительство предлагает сократить срок, в течение которого операторы связи в РФ должны будут хранить данные. В заключении правительство рекомендует доработать документ ко второму чтению в соответствии со сделанными замечаниями. То есть, совсем отказаться от хранения наших снимков и sms самого разнообразного содержания, всё-таки никто не планирует.

"Совет полагает, что конечными выгодоприобретателями от этой поправки будут не правоохранительные органы, не государство, а интернет-компании, сделавшие избыточные инвестиции в центры по хранению данных, поскольку практика применения федерального закона "О персональных данных" не позволила им заполнить достаточного количества серверных стоек".

Вот так. Эксперты по правам человека внезапно отыскали в неких интернет-компаниях свободные серверные стойки (хотя на стойке без сервера разве что бумаги или книги можно хранить).

Но Совет по правам человека - единственная пока организация, которая увидела за законопроектом выгодоприобретателей. Все остальные видят в обязанностях, которые могут быть вменены операторам, только убытки и проблемы. Глава Минкомсвязи Николай Никифоров, уверен, что принятие законопроекта в текущем виде приведёт "к драматическому росту цен на услуги связи".

Итог дискуссии, которая развернулась как только депутаты вышли с новой законодательной инициативой, пока один - документ принят в первом чтении. Возможно, депутаты успеют до каникул принять законопроект во втором чтении, а по осени, после каникул, грядёт и решающее, третье чтение.

Задача шума, который поднялся вокруг продвижения проекта к статусу "закон", скорректировать документ, пока не стало поздно. Мы привыкли к тому, что услуги связи стоят недорого, что мобильный интернет доступен в любой точке города, что сотовый телефон всегда на связи. Но, похоже, закон о хранении данных вернёт нас как минимум на полтора десятка лет назад, во времена, когда мобильный телефон был предметом роскоши и признаком достатка, хотя "умел" только звонить и слать смс.

Впрочем, ладно, лишь бы террористы не прошли. Отдадим операторов в жертву. Правда, поймать террористов по переговорам будет непросто. Едва ли в эфире можно зафиксировать такой диалог: "Эй, Мустафа, вези бомбу к Саиду, а он с Алибабой пусть отправляется в аэропорт. Время взрыва - 12.30". Нарушители закона, вне всяких сомнений, выработали уже свой условный язык, фразы в котором не вызывают никаких подозрений, потому что невозможно интересоваться каждым килограммом картошки или ящиком лимонов, к примеру. А летом и переговоры о "маслятах" не кажутся подозрительными. Так что три года хранения данных угрожают всем, кроме террористов. Честным гражданам - потерей приватности, операторам связи - миллиардными убытками. Выиграют разве что производители оборудования, которые могут под шумок и цены поднять, да законодатели прибавят себе "плюсик" за принятый документ. Впрочем - круговая порука - связь подорожает, безлимитные тарифы останутся в прошлом, держать в этих огромных хранилищах будет нечего. Самая современная и быстрорастущая отрасль российской экономики начнёт сдавать позиции и, соответственно, сокращать налоговые отчисления в бюджеты всех уровней.

Перспектива нерадостная, зато неумолимая как формула Римского права.

Я помню:

В начале июля в России были приняты резонансные антитеррористические законы. В СМИ их стали называть по фамилии одного из авторов - депутата от «Единой России» Ирины Яровой.

Самый большой резонанс вызвали изменения, касающиеся хранения информации и доступа к ней. Операторов сотовой связи обязали полгода хранить содержание всех звонков и сообщений абонентов. Столько же будут храниться все сообщения и действия пользователей в интернете. Данные о том, что разговор или переписка состоялись, но уже без содержания, будут храниться еще дольше. С июля 2018 года спецслужбы и правоохранительные органы получат беспрепятственный доступ к этой информации, даже если она зашифрована.

Также согласно новому закону в Уголовном кодексе появилась статья о международном терроризме. По ней за покушение на здоровье или жизнь граждан РФ за пределами страны предусматривается наказание от 10 до 20 лет тюрьмы или пожизненное заключение.

Несообщение о преступлении стало уголовно наказуемым. За «недоносительство», международный терроризм, обучение или участие в террористических сообществах, незаконных вооруженных формированиях и массовых беспорядках уголовная ответственность наступает с 14 лет.

Усилено наказание за экстремизм. Пользователи соцсетей, «оправдывающие терроризм», будут отвечать за свои слова так же, как и СМИ: им грозит до 7 лет лишения свободы.

Закон ужесточил проверку почтовых отправлений и грузов. Значительно ограничена миссионерская деятельность - например, проповедовать в квартирах и жилых домах теперь запрещено.

«Пакет Яровой» подвергся резкой критике за вмешательство в личную жизнь граждан и беспрецедентные затраты компаний, которые вынуждены будут приобретать дорогое оборудование и строить дополнительные дата-центры.

Мнение эксперта

Цель «Пакета Яровой» - обеспечить большую безопасность государства в информационной сфере. Я разговаривал с людьми, которые отвечают за эту безопасность. Господа генералы говорили мне, что у них все есть. Все, что нужно, у них уже есть. Им не нужен этот пакет, чтобы выполнять функции, которые в нем заложены.

Алексей Венедиктов
главный редактор радиостанции «Эхо Москвы»

О неэффективности «пакета Яровой»

Правообладатель иллюстрации Sergei Savostyanov/TASS

Так называемый "закон Ирины Яровой", обязывающий операторов сотовой связи и интернет-провайдеров хранить разговоры и интернет-трафик клиентов течение полугода, может обернуться для компаний миллиардными штрафами, заявили в Институте исследований интернета.

Институт изучил новый регламент Европейского союза о защите данных, который будет введен в мае 2018 года, и выяснил, что он вступает в противоречие с "законом Яровой".

Российский закон подразумевает хранение всех данных всех клиентов и не включает норм, ограничивающих или запрещающих хранение трафика иностранных граждан или подданных.

Однако если российская компания будет хранить данные гражданина ЕС без его согласия, она нарушит регламент Евросоюза. Это может обернуться для нее штрафом в размере до 20 млн евро или до 4% от годовой глобальной выручки в зависимости от того, какая сумма больше.

По данным газеты "Ведомости", если исходить из этих расчетов, не исключено, что российским операторам суммарно придется заплатить штраф около 45 млрд рублей (758,5 млн долларов).

Газета пыталась получить комментарии российских сотовых операторов и европейских регулирующих органов. Операторы отказались от комментариев, а директорат Еврокомиссии по сетям связи, контенту и технологиям на запрос издания не ответил.

"Пока рано давать прогнозы и говорить о возможных штрафах российских операторов хотя бы потому, что вокруг принятия "пакета Яровой" продолжают идти споры", - заявил Би-би-си Илья Шарапов, руководитель аналитического подразделения по информационной безопасности ООО "ТСС".

"Как вы наверняка помните, уже звучали сообщения о возможном переносе вступления закона в силу на пять лет либо поэтапном вводе поправок. Это говорит о том, что на уровне правительства и силовых структур до сих пор нет четкого понимания реализации закона, а чиновники внимательно оценивают и учитывают возможные риски для бизнеса", - уверен эксперт.

Строже, чем в Европе

Институт проанализировал похожие законы в странах ЕС, а также США и Австралии, и отметил, что законодательство этих стран предусматривает избирательное хранение данных, а по "закону Яровой" сохраняться должны все данные без исключения.

Правообладатель иллюстрации PA

"Требований к "сплошному" хранению по умолчанию в проанализированных странах не установлено, такая запись осуществляется на основании судебного ордера, официально направленного в адрес оператора связи уполномоченным органом", - говорится в исследовании.

При этом во всех проанализированных странах, в отличие от России, сбор данных финансируется через государственные гранты или компенсации из госфондов, а оборудование для этого предоставляется государственными структурами за счет бюджета.

С выводами доклада согласен директор Российской ассоциации электронных коммуникации Сергей Плуготаренко. "Исходя из известного аналитическому отделу РАЭК опыта - нигде в мире нет подобных требований по хранению для операторов связи", - отмечает он.

По словам Плуготаренко, Европейский суд уже дважды отменял национальные законы с более мягкой мерой, а именно с требованием хранения метаданных пользователей (аналог требований к операторам в России), как нарушающие права граждан.

"Как правило, и это принципиально, для хранения и доступа к данным пользователей требуется решение суда, хотя бы на каком-то этапе. Сравнение, скажем, с Китаем - также некорректно: там государство не возлагает на компании обязательства по слежке за пользователями, там совершенно иная конструкция", - добавил Плуготаренко.

"Отдельная группа коммерсантов"

"Закон Яровой", принятый прошлым летом, на самом деле представляет собой целый пакет законопроектов, который, по задумке авторов, должен помочь в борьбе с терроризмом.

Далеко не все предложенные нововведения касались интернета и связи, однако именно эти законопроекты подверглись наибольшей критике.

Против них выступали правозащитники, операторы сотовой связи, интернет-провайдеры и некоторые парламентарии.

Закон среди прочего обязывает операторов связи и интернет-компании хранить текстовые сообщения пользователей, их разговоры, а также изображения, звуки, видео и "иные сообщения" до шести месяцев. Кроме того, операторы должны будут три года хранить информацию о фактах приема, передачи, доставки и обработки сообщений и звонков.

Уже после принятия закона интернет-петиция за его отмену собрала 100 тысяч подписей, однако удовлетворить ее российские власти отказались. "Недопустима отмена фундаментального закона, защищающего россиян от глобальной террористической угрозы, в угоду интересов отдельной группы коммерсантов", - говорилось в отзыве на петицию.

Также был внесен законопроект об отсрочке вступления в силу закона на пять дет - до 2023 года. Однако правительство отказалось его поддержать. В кабинете министров решили, что во избежание излишней нагрузки на операторов достаточно вводить закон в действие поэтапно.

Кто критиковал "закон Яровой":

  • Бывший сотрудник АНБ Эдвард Сноуден назвал закон "невыполнимым и непростительным нарушением прав"
  • Советник президента по вопросам интернета Герман Клименко заявил, что "с индустрией не посоветовались"
  • Минкомсвязи в лице замглавы ведомства предложило сократить в 10 раз объем хранящейся операторами информации
  • Интернет-омбудсмен Дмитрий Мариничев назвал законопроект "смертным приговором российскому телекому"
  • Интернет-компания "Яндекс" отметила, что новые требования к интернет-компаниям приведут "к чрезмерному ограничению прав как бизнеса, так и пользователей".
  • Интернет-компания Mail.ru назвала реализацию законопроекта невозможной и при этом неоправданно дорогой
  • "Большая четверка" сотовых операторов ("Билайн", МТС, "Мегафон" и "Теле2") просила спикера Совета Федерации Валентину Матвиенко отклонить законопроект
  • Российский союз промышленников и предпринимателей заявил, что это в два-три раза повысит стоимость мобильной связи и разгонит инфляцию в стране
  • Российская ассоциация электронных коммуникаций заявила, что принятие закона ставит под угрозу тайну связи и чревато "общей деградацией интернет-отрасли в России"
  • Роскомнадзор усомнился в возможности контролировать исполнение закона операторами связи
  • Правозащитная организация Human Rights Watch в докладе о свободе слова в России требоала отменить "закон Яровой" наряду еще с несколькими законами

За что чаще всего критикуют "закон Яровой"?

Дороговизна . По предварительной оценке ФСБ, затраты на исполнение закона составят 4,5 трлн рублей. Сотовые операторы оценивали затраты в 5 трлн рублей. Российский союз промышленников и предпринимателей оценил затраты на реализацию закона к 2019 году в 10 трлн рублей.

Эти деньги необходимы для создания инфраструктуры для хранения данных, таких как дата-центры.

Государство при этом потеряет доходы, получаемые с интернет-компаний. Сейчас они платят налог на прибыль, но с началом действия закона могут стать убыточными и вообще уйти с российского рынка. Их затраты на закупку оборудования могут составить десятки и сотни миллиардов рублей.

Неэффективность . Значительная часть интернет-трафика передается в зашифрованном виде. Хранить эту информацию бесполезно, так как расшифровать ее все равно не удастся.

Кроме того, настоящие злоумышленники могут просто перестать пользоваться российскими сервисами, и в этом случае крупные траты на покупку и оборудования для хранения данных окажутся бесполезными для заявленной цели законопроекта - борьбы с терроризмом.

При этом ожидается, что общий объем данных, которые придется хранить провайдерам, составит около 157 млрд гигабайт. Для сравнения, в 2006 году общий объем цифровой информации на планете оценивался в 161 млрд гигабайт.

Непонятность . "Организаторам распространения информации", то есть сотовым операторам и интернет-провайдерам, которые используют дополнительное кодирование, будет необходимо предоставлять в ФСБ информацию, позволяющую "декодировать" сообщения.

Интернет-компании до сих пор не могут понять, какую именно информацию нужно будет предоставлять. К слову, сроки и типы трафика, которые нужно будет хранить, также пока не определены.

Поправки в антитеррористический закон, внесенные группой депутатов во главе с Ириной Яровой, в сегодняшнем виде отчасти нереализуемы, а отчасти губительны для интернет-отрасли. Вот шесть основных причин

Непомерная дороговизна — для компаний, для государства и для граждан

Реализация требований, перечисленных в законопроекте (даже в его последней, более мягкой редакции), поставит отрасль на грань выживания. По подсчетам независимых экспертов, расходы операторов связи только на внедрение системы составят 3,9 трлн руб.: это стоимость оборудования, которое потребуется докупить, чтобы хранить данные в течение шести месяцев. Расходы организаторов распространения информации в интернете — или, говоря проще, интернет-компаний — составят примерно столько же. Таким образом, суммарные затраты могут превысить 5 трлн руб. — для отрасли это непосильное бремя.

Госбюджет тоже недосчитается денег. На данный момент в законопроекте указано, что его реализация ничего не будет стоить государству, но в действительности это не так. Сегодня большинство интернет-компаний и операторов являются прибыльными и, соответственно, платят налоги на прибыль. Если закон примут, государство автоматически лишится этих поступлений в бюджет.

Что касается конечных потребителей, то для них вырастут цены на услуги как телефонной, так и интернет-связи .

Невозможность реализации

Законопроект подразумевает, что компании должны начать хранить у себя огромные объемы информации. Размеры хранилищ, которые для этого потребуются, беспрецедентны: все заводы в мире, производящие системы хранения данных, несколько лет подряд должны будут работать исключительно на Россию.

Для установки систем хранения потребуются новые дата-центры. Их в необходимом количестве в России тоже нет: их численность придется увеличить вдвое. Срок строительства дата-центра — три-четыре года. Работа новых дата-центров потребует дополнительных затрат электроэнергии: более полугигаватта дополнительно — примерно столько вырабатывает блок АЭС. В европейской части России этой электроэнергии просто нет. Свободные генерирующие мощности есть в восточной части страны, и логично размещать центры хранения данных ближе к генерации, однако при этом для доставки данных необходимо будет проложить новые каналы связи — по сути, увеличив их количество вдвое.

Надо понимать, что сети операторов связи и интернет-компаний не подразумевают наличия единой точки, в которой обрабатывается вся информация. Как правило, точек входа и выхода информации очень много. На каждой такой точке придется установить съемник информации, который будет записывать ее и отправлять в место хранения. Это дополнительно усложнит инфраструктуру. При этом у операторов фиксированной связи существуют аналоговые линии, оцифровка и запись звонков по которым является достаточно нетривиальной задачей.

Согласно последней редакции закона, организаторы распространения информации (то есть интернет-компании) также обязаны передавать ключи, которыми шифруется трафик, в органы, обеспечивающие безопасность страны. Однако все современные методы шифрованного общения подразумевают хранение данных ключей у участников разговора или переписки. Таким образом, компании обязаны отдавать то, чего у них нет.

Огромные инвестиции в экономику. Не в российскую

Как уже говорилось выше, для реализации законопроекта необходима массовая закупка систем хранения на сумму, которая, по оценкам независимых экспертов, составляет более 5 трлн руб. Заказ такого объема загрузит все мощности производителей систем хранения данных на несколько лет вперед. При этом в России нет ни одного производителя таких систем. Соответственно, принятие закона ведет к тому, что российское государство силами бизнеса проспонсирует западные компании и триллионы рублей уйдут прямиком за рубеж.

Понижение конкурентоспособности российских интернет-компаний

Россия — одна из немногих стран в мире, где в национальном сегменте интернета лидируют национальные же компании. Это уникальный феномен, таких стран во всем мире почти нет. Поскольку российский рынок заведомо меньше, чем мировой, отечественным компаниям намного сложнее конкурировать с глобальными игроками в этой области, чем глобальному игроку реинвестировать свою выручку со всего мира в одну конкретную страну. При этом закон ставит российских игроков в заведомо проигрышные условия по сравнению с мировыми: понятно, что глобальные интернет-компании не будут хранить на территории России данные просто потому, что они не присутствуют здесь физически. Получается интересный кейс, когда, например, российский сервис по сравнению с нероссийским сопоставимого уровня будет, во-первых, убыточным, во-вторых, менее интересным для пользователей с точки зрения безопасности.

Утечки данных от мелких операторов

Подробная информация о том, что пользователь делал в интернете, с кем он говорил, записи всех телефонных переговоров — это огромное поле для злоупотреблений и просто подарок для киберпреступников. Чтобы на должном уровне обеспечить безопасность такого массива данных, нужны ресурсы, которые есть лишь у крупных игроков. Более мелкие компании просто не могут себе такого позволить. В результате новый закон может очень быстро привести к ситуации, когда за небольшую сумму можно будет купить записи телефонных разговоров абонентов мелких операторов связи. По сравнению с этим все прежние скандалы, связанные с утечками данных, просто померкнут.

Бесполезность с точки зрения борьбы с терроризмом

На данный момент 40% трафика в интернете зашифровано. Хранить эти 40% трафика бесполезно, потому что расшифровать его невозможно. Даже если российские компании будут вынуждены попытаться передать ключи (которых у них нет), проблему терроризма это не решит. Если злоумышленники будут знать, что все их разговоры записываются и сохраняются, они просто не будут пользоваться российскими сервисами.

Кроме того, никто не мешает субъекту использовать дополнительные системы шифрования данных, которые предоставляют некрупные компании. Есть огромное количество ПО, которое позволяет зашифровать сообщение, и только другой обладатель ключа сможет его расшифровать. Нет никакого единого хранилища ключей, которое позволит расшифровать всю информацию. Таким образом, получается, что законопроект не только вреден с точки зрения финансов, но еще и бесполезен с точки зрения борьбы с терроризмом.

Владимир Габриелян вице-президент и технический директор Mail.Ru Group

Закон Яровой, вызвавший множество споров, через год вступит в силу. 1 июля 2018 года он будет обязателен к исполнению всеми операторами связи. Они будут обязаны хранить текстовые сообщения, голосовую информацию, изображения, звуки, видео, иные электронные сообщения пользователей сроком до шести месяцев, а сроком до трех лет они должны будут хранить информацию о фактах приема, передачи, доставки сообщений и звонков.

О ЗАКОНЕ ЯРОВОЙ

Принятие закона, несмотря на возражения как бизнеса, так и общественности, показало несколько устойчивых трендов российской действительности:

- выживание режима выше целесообразности данного закона . Несмотря на технические сложности его воплощения и дороговизну для бизнеса, закон будет реализован. И более того, финансирование закона, который является прихотью Кремля, ложится на бизнес.

Как заявил Никифоров, выделение бюджетных средств для поддержки операторов связи в ходе реализации так называемого закона Яровой не рассматривается. Ранее в феврале появлялась информация, что Минэкономразвития предлагает задействовать государственную помощь через использование средств Фонда универсальных услуг связи, чтобы рост тарифов не превысил уровень инфляции. Однако и здесь крылось лукавство Кремля. Фонд универсальной услуги связи финансируется за счет отчислений всеми операторами РФ 1,2% выручки. А сам фонд должен был финансировать проект устранения цифрового неравенства (УЦН). Если бы средства пошли на реализацию закона Яровой, то, во-первых, они бы не были государственной поддержкой, так как фонд существует за счет операторов. Во-вторых, тогда бы были сорваны планы «интернетификации» малых населенных пунктов. Но пока об этом фонде и финансировании из него речи уже не идет.

- как обычно, за инициативы Кремля будет платить обычный народ . Дворкович, например, уже сказал, что «правительству будет дано право определить некие этапы введения тех или иных требований относительно операторов связи, что позволит минимизировать ближайшие инвестиции и соответственно не допустить избыточного роста тарифов». Отметим, что он говорит о недопущении избыточного роста тарифа, значит все-таки рост его для Кремля является вполне закономерным итогом этой инициативы. РСПП при оценке последствий прогнозировал, что операторы смогут выжить лишь при кратном увеличении цен на услуги связи, что добавит к общему уровню инфляции в стране 1–2 п.п., а сам рост тарифов может составить 90% при условии необходимости внедрения оборудования в срок до 2018 года. И это еще скромные оценки. Министр связи Никифоров, например, говорил о росте тарифов на 300%. От РСПП поступило также предложение законодательно обязать всех российских абонентов связи отчислять средства на реализацию «закона Яровой». Такой платеж должен составить 3–5% от средимесячного счета.

- закон показал, что экономика в стране не рыночная, а директивная - по звонку из Кремля. Дворкович уже попросил не повышать тарифы более чем на 5%, и это при том, что закон полностью убивает капитализацию операторов. По заявлению «Мегафона», затраты на реализацию норм составят 938 млрд рублей, а это выше годовой выручки компании примерно в 3 раза. «Вымпелком» оценивает затраты на исполнение закона, с учетом текущих требований, в районе 1 трлн рублей. «МТС» совместно с «МГТС» на уровне 1,7 трлн рублей. По оценкам РСПП, к 2019 году операторы связи потратят на реализацию закона около 17 трлн рублей (не включая расходы на съем голосового трафика).

- закон принимался без проработки и анализа последствий его внедрения . Никто не просчитывал, насколько могут повыситься тарифы связи. И до сих пор оценки затрат отрасли совершенно различные. От 100 млрд рублей до 17,5 трлн по данным РСПП. Суммарные доходы операторов от услуг связи составляют не более 1,7 млрд руб. Более того в правительстве даже не задумывались о том, как закон должен вступить в силу. Именно поэтому сейчас активно выдвигается идея поэтапного его внедрения. Да и сами операторы на момент принятия закона не знали, каким образом он будет реализован. В идеале подобные законы не должны быть оторваны от практики. То есть, должны были быть встречи с операторами, выслушаны их предложения, прописана процедура его внедрения. Но ничего этого нет, есть только идея - контролировать любое выражение мысли.

Как сообщают несколько источников, «госорганы не хотят допускать операторов к разработке документа», в котором были бы определены сроки и порядок хранения данных в рамках закона Яровой. А это уже говорит о том, насколько закон будет учитывать интересы операторов. Да и принимая во внимание, что по словам операторов нет необходимых технических условий для исполнения ряда норм закона, стоит говорить, что закон принимался впопыхах. В законе даже не были прописаны базовые основы об ответственности за хранение информации. Принимая закон, никто даже не задумывался над вопросом, а существует ли для его реализации подходящее оборудование. В России такого оборудования не производят, и этот факт признали на уровне министров. Эксперты же утверждают, что подобного оборудования нет даже за рубежом.

- столь легкое принятие закона Яровой стало «зеленым светом» для Кремля , который теперь решил, что свобода в интернете - это то, что может быть попрано без противодействия со стороны общества. За ним последовали новые инициативы - досудебная блокировка интернет ресурсов, «закон о мессенджерах», запрет анонимайзеров и VPN, инициативы о многомилионных штрафах за оскорбления и клевету. Закон Яровой таким образом, выступил катализатором процесса подавления свободы в интернете.

ТРЕВОЖНЫЕ СИГНАЛЫ

Закон Яровой - классический пример того, как целесообразность нужд режима превыше всех возможных расчетов и просчетов принятия закона. О том, что закон сырой и в текущем виде не может быть реализован, сигналов было множество. Последними такими признаками стали:

- противоречие закона регламенту ЕС , который вступит в силу за два месяца до вступления закона Яровой, согласно которому данные европейских пользователей можно будет хранить только в тех случаях, если спецслужбы подтвердят, что такие действия в отношении конкретного абонента служат целям обеспечения национальной безопасности и правопорядка. Но по закону Яровой в России должны храниться данные всех пользователей российских сетей, в том числе проживающих на территории России иностранцев. Если Россия и ЕС не придут к согласию, то российским операторам придется заплатить за эту прихоть российских властей 45 млрд рублей. Учитывая неподъемные расходы на внедрение закона, такие штрафы добьют отрасль.

- споры в правительстве относительно сроков внедрения закона .

В правительстве предлагают отложить его внедрение до 2023 года. Ряд депутатов ГД также выступает за поэтапную реализацию закона. ФСБ против пилотных зон и поэтапного внедрения, поскольку все технические средства, по заявлению спецслужб, есть. Отсрочка проекта оправдана с той точки зрения, что в случае внедрения закона сразу операторы понесут высокие расходы, что приведет к резкому скачку цен на услуги связи. Пока в правительстве пытаются отсрочить внедрение закона, понимая, что на его реализацию нет денег ни у бюджета, ни у операторов, ФСБ продолжает настаивать на своем, ставя свои узко кабинетные интересы выше национальных интересов и экономической целесообразности. Убить рынок сотовой связи ради создания системы слежки - пожалуй, такое могло произойти только в стране, где президент и является выходцем из этой системы слежки.

- закон уже был признан одной из худших мировых инициатив в области IT , препятствующих дальнейшему инновационному развитию индустрии. К такой оценке пришли в Фонде информационных технологий и инноваций (Information Technology & Innovation Foundation, ITIF). А это те самые мировые рейтинги, за которыми гонятся российские власти. Сейчас же они поступились ими ради стремления взять под свой контроль все возможные каналы виртуального общения российского населения. Учитывая, что отрасль зависит от кредитов, подобные расходы приведут к тому, что компании будут вынуждены экономить на инновациях. Например, на совершенствовании сетей, внедрении 5G и прочее. А значит Россия в очередной раз окажется за бортом передовых технологий и инноваций. Что ж, видимо безопасность режима важнее будущего страны.

Закон Яровой - это одновременно удар по свободе выражения, нарушение конституции в части тайны переписки, удар по отрасли телекоммуникационных услуг, скачок инфляции и ухудшение уровня жизни россиян за счет удорожания услуг мобильной связи. Но Кремль не замечает этих изъянов, исходя из того, что для него это возможность установления тотального контроля, безопасность собственного режима. На одной чаше весов стоит российский народ и экономика, а на другой - Кремль и его выживаемость. Что оказалось важнее, понять не сложно.

ЕЩЕ ПО ТЕМЕ