Осенью 2011 года в ответ на запрос о самых популярных клубах Москвы поисковик первым делом выдавал Soho Rooms. Если в афише на ближайшие выходные указывалось выступление Тимати, новички, только вливавшиеся в клубную жизнь, оказывались готовы пойти на все что угодно, лишь бы здесь оказаться. Ощущение привилегированности витало в воздухе уже на входе — в клуб заходили по красной ковровой дорожке, парковка выглядела как у казино Монте-Карло, а на фейсконтроле вполне можно было столкнуться с DJ Smash, Павлом Волей или Рыжим из «Иванушек».

Александр Вильф/РИА «Новости» Танцовщицы на вечеринке в клубе Soho Rooms в Москве, 2010 год

Интерьер заведения соответствовал всем представлениям обывателя о роскоши:

бархатные диваны, лепнина, пол из дорогих пород дерева, барные стойки из мрамора и оникса, огромная люстра, украшенная кристаллами Swarovski ручной работы.

Вечеринки в Soho проходили с большим размахом — на расстоянии вытянутой руки выступали девушки из «ВИА Гры», столы ломились от свежих устриц и шампанского, а грации и пластике танцовщиц гоу-гоу могли позавидовать иные балерины.

Пространство заведения состояло из четырех зон. На первом этаже располагался Bar Room с панорамными окнами в стиле рококо. На втором и третьем — ресторан Dining Room с черной треской, крабами и спаржей в меню. Интерьер был выполнен в стиле классической английской гостиной, здесь же располагались камин и библиотека. Третья и четвертая зоны — ночной клуб Disco Room и Pool Terrace с бассейном и видом на Москву-реку.

В Disco Room собирались на выступления музыкантов. На сцене-трансформере с большим светодиодным экраном каждые выходные звезды отечественной и зарубежной эстрады отрабатывали свои гонорары. Выступление открывали танцовщицы гоу-гоу — их танцевальные номера и костюмы никогда не повторялись дважды.

Контингент клуба состоял из обеспеченных женщин и мужчин в возрасте «35+», девушек, похожих на сотрудниц эскорт-агентств, и представителей золотой молодежи. Последние здесь были в меньшинстве и приезжали нечасто.

Для того чтобы попасть в Soho, требовался стол (стоил он в районе 100 тыс.), внешние атрибуты, подтверждающие высокий социальный статус, или наряд в стиле элитной проститутки, причем именно элитной — дамочек в трикотажных платьях и дешевых туфлях с рынка фейсконтроль моментально отметал.

Кого пропустить в клуб, на самом деле решал «скрытый фейс», он находился внутри заведения. Гостей оценивали по камерам внешнего видеонаблюдения и через наушник сообщали уличным фейсерам, кто сможет зайти. Кстати, наличие стола проход не гарантировало — посетителя в спортивных штанах смело могли отправить домой переодеваться.

Танцпол Soho был переполнен молодыми девушками, приехавшими на поиски спонсора. Чтобы попасть в клуб, в ход пускали 16-сантиметровые каблуки, мини-платья, глубокие вырезы, красные губы, накладные волосы — одним словом, все, что могло привлечь потенциального «папика». Фейсеры эти схемы, конечно, знали, поэтому посетительниц четко делили на сексуальных и вульгарно-безвкусных (последних всегда ждал отказ).

Схему таких знакомств в Soho знали все: девушка садилась за барную стойку и томно попивала коктейль в ожидании судьбоносного знакомства.

К двум часам одиночек у бара почти не оставалось. У тех, кто так и не нашел себе пару, оставался еще один шанс. В самый разгар веселья «папики» спускались на танцпол, хватали за руку понравившихся девиц и уводили с собой на верхние этажи, где располагалось еще несколько залов. Обычно здесь отдыхали те, кто мог позволить себе стол, но не хотел появляться в зонах, доступных для всех посетителей. Вход в залы контролировали охранники, поэтому попасть наверх без состоятельных кавалеров охотницам не удавалось.

Только что отловленным на танцполе девушкам быстро давали понять — они здесь для того, чтобы сидеть с прямой спиной и улыбаться. Попытки поговорить, пообщаться, высказать свое мнение жестко пресекались, спутница должна была выпивать и помалкивать.

Отличить охотницу от состоятельной девушки, которая приехала в клуб с подругами или молодым человеком, было не так-то просто. Внешний вид красавиц мало чем отличался друг от друга, знакомиться порой отказывались и содержанки, и даже отсутствие стола не было показателем — его представители гламурной молодежи обычно брали, только когда собирались большой компанией отметить день рождения. Для простой тусовки в пятницу вечером стол не требовался, молодежь собиралась в Disco Room в непосредственной близости от артиста, ради которого и приезжала на вечеринку.

Единственное, на чем могла погореть охотница, — отсутствие подруги.

Во избежание конкуренции большинство содержанок в клуб приезжали поодиночке.

Обломки империи

В отличие от «папиков», представители золотой молодежи в Soho бывали нечасто — они отдавали предпочтение Imperia Lounge.

Imperia Lounge

Imperia просуществовала в Москве недолго, с 2010-го по 2013-й. Это был один из проектов Алексея Горобия, благодаря которому в Москве и появилось понятие «гламурной тусовки». Это он создал такие клубы, как «Дягилев», «Шамбала» и «Титаник» — эпицентры ночной светской жизни. По статусу Imperia нисколько не уступала Soho, здесь отдыхали студенты с платиновыми карточками и их состоятельные родители. Мужчины приходили в дорогих костюмах или джинсах с пиджаками, девушки — в любое время года в эффектных платьях и туфлях на высоких каблуках. Среди гостей встречались звезды мира шоу-бизнеса — Вин Дизель, Эштон Кутчер, Мила Йовович, Максим Галкин, Тимати.

Фейсом в клубе заправлял знаменитый Павел Пичугин, известный всей Москве как Паша Фейсконтроль. Условия прохода в клуб были строгими, особенно для мужчин — их платежеспособность оценивали по внешности с головы до ног. Бедным студентам здесь было делать совершенно нечего. Коктейли стоили в районе 700 руб. ($20 по тем временам), бутылка шампанского — 8 тыс., а за стол нужно было выложить от 30 тыс. руб., то есть $1000.

Внутри заведение представляло собой лабиринт коридоров, которые вели в зоны, отличавшиеся друг от друга интерьерами и музыкальным сопровождением. Зона Silver Hall выглядела как шкатулка, состоящая из многих панорам панельных экранов. На экранах мониторов мелькали городские пейзажи, природные ландшафты и космические сюжеты. Здесь выступали самые топовые диджеи Москвы. Во второй зоне, Golden Hall, можно было нарваться на кабаре-программу и выступления звезд.

Эта музыка казалась вечной

Вечеринки в обоих клубах подходили к концу в районе 5-6 часов утра, поэтому на афтепати столичная тусовка съезжалась в «Крышу Мира».

«Крыша», прожившая 10 лет, с 2006-го по 2016-й, работала до 9-10 утра, чем любители веселиться до победного активно пользовались. Клуб был далеко не гламурный, но публика здесь была тоже не из простых. Контингент клуба делился на две категории. В первую входили сорокалетние «кошельки» и гламурные девушки на каблуках, во вторую — тусовщики, музыканты, модели, дизайнеры, известные рестораторы и юристы.

Крыша Мира

Фейсом заправляла Даша Путина, два года подряд получавшая звание «Лучший фейсконтроль года». Кто из гостей пройдет сегодня — она решала по принципу «нравится - не нравится», четких критериев не было, поэтому иногда на танцпол не попадали даже завсегдатаи «Крыши». Столь жесткий фейс заставлял гостей чувствовать себя членами закрытого клубного общества, ощущать свою исключительность и быть счастливым просто потому, что сегодня все-таки удалось пройти.

Предпочтение отдавалось уверенным в себя людям и тем, кто готов был сделать клубу хорошую выручку.

Впрочем, даже если на фейсе посетителя ждал отказ, возможность попасть в клуб все-таки оставалась, Даша очень любила людей с чувством юмора. Тем же, кто хоть раз попадался на вранье и хамстве, вход закрывался навсегда. Строгий дресс-код требовался всего дважды в год: на Хеллоуин и на день рождения «Крыши» (посетители должны были прийти во всем белом).

Лучшее, что было в «Крыше», — это музыка: посетителям запрещалось включать Shazam и узнавать, что за трек сейчас звучит. На стенах даже висели перечеркнутые значки приложения.

Клуб располагался на территории бывшего Бадаевского завода. Несмотря на то что интерьеры не напоминали о барочных дворцах, заведение к бюджетным местам не относилось — стол обходился посетителям не меньше чем в 70 тыс. руб. В интерьере ставку делали на атмосферу — коридоры украшали скульптуры Будды, на которые падал мягкий синий свет.

Тусовка сосредотачивалась в нескольких пространствах: лаунж-зоне с подсвеченной барной стойкой и приглушенным светом и в светлом помещении с живыми растениями и панорамными окнами. Летом отдыхали на веранде с видом на небоскребы Сити. Особым местом в «Крыше» было закрытое помещение с камином на втором этаже, его открывали только по особым случаям для больших вечеринок. Последняя техно-вечеринка состоялась 24 сентября прошлого года.

Как без проблем пройти в клуб «для своих» и устроить собственную вечеринку.

ОСТОРОЖНО, КЛУБЫ ЗАКРЫВАЮТСЯ

Еще в глубоком детстве мамино «нельзя» будило в нас непреодолимое «хочу». С тех пор практически ничего не изменилось. Нас все так же раздражают соседские машинки, разве что вместо игрушечных замков мы стремимся в самые настоящие крепости из кирпича, стекла и металла. Ночные клубы со всеми их атрибутами — веселой толпой, грохочущей музыкой и стреляющим солнечными зайчиками диско-болом — выполняют функцию буфера между мечтой о сказке и жестокой реальностью. Собираясь в клуб, мы словно расписываемся в том, что мы юны и бодры и что у нас еще все впереди. И чем строже фейсконтроль, чем умопомрачительней список гостей, чем баснословней цены на напитки, тем больше удовольствия мы получаем, попадая внутрь.

Махина под названием «гламурный клуб» питается вечно пухнущим гипертрофированным эго своих набриолиненных посетителей. Но непомерный пафос — совсем не обязательный спутник закрытых клубов, ибо закрытые клубы тоже бывают разные. Далеко не всем хочется танцевать под пышный хаус в окружении усталых мужчин в костюмах Brioni и их силиконовых долин. Кому-то милей старый фанк и компания почтенных серферов в полинявших от солнца майках-алкоголичках.

Публика в закрытых клубах бывает самая разная, посетителей этих мест объединяет сложность попадания внутрь. Зато внутри счастливчиков ждут настоящие богатства. В легендарном нью-йоркском «Studio 54» завсегдатаям позволялось все и даже больше — Бьянка Джаггер на собственный день рождения заявилась в клуб голышом и на скакуне, а в уже почившем клубе Mix можно было приметить Огненную леди, возомнившую себя Моникой Левински в Овальном кабинете. Нынешняя Москва знает массу закрытых клубов на любой вкус. Главное тут — выдержать испытание фейсконтролем.

Тот же «Studio 54» вошел в клубные анналы еще и потому, что его фейсконтроль был эталоном строгости. Развернуть на входе могли даже знаменитость. Как-то в клуб не пустили саму Шер. «Но я же Шер!» — воскликнула певица, и тут же услышала от охранника: «Я знаю, кто вы». Неудивительно, что стоявший на дверях фейсконтрольщик в какой-то момент стал чуть ли не более популярен, нежели хозяева клуба.

Самый известный столичный фейсконтрольщик — Паша Фейсконтроль. Беспристрастному юноше, традиционно фильтрующему толпу у входа в клубы Алексея Горобия, даже посвящен трек, который так и называется «Паша Фейсконтроль». В хите DJ Smash олигархи просят Пашу о пощаде и проходе, но тот заявляет: «Не, я денег не беру, звоните Горобию». Самого Пашу как-то тоже не пустили в клуб «Титаник», но трудности молодого человека не смутили, и вскоре он уже охранял вход в искомый клуб лично. Если вас вдруг развернули, не расстраивайтесь и попробуйте зайти с другой стороны. Кому-то помогла воскресшая благодаря odnoklassniki.ru дружба с сидевшим за соседней партой хулиганом — теперь он дико модный диджей. Дорогу, как известно, осилит идущий.

Говорят, что года два назад к вам было невозможно попасть.

К нам и сейчас сложно попасть. Хорошего не может быть много.

Как вы считаете, искусство — для избранных?

Да, безусловно. Искусство всегда элитарно, всегда! Оно для тех, кто это на самом деле любит и может себе это позволить. В том числе материально. А люди, которые идут в музей, уже элитарны духом. Человек, которому искусство по барабану, не будет стоять два часа в очереди в , чтобы увидеть прекрасную картину.

А к вам кто приходит?

Мы приглашаем на наши вернисажи тех, кого мы рады видеть — друзей, хороших знакомых. В обычные рабочие дни вход по предварительной записи. Конфуций писал: «Доблестный муж всегда соблюдает ритуал». Если ты хочешь посмотреть выставку, надо для этого сделать хоть какие-то действия. Позвонить, записаться, назвать себя. Ты придешь, тебе все покажут.

Что у вас происходит на мероприятиях?

Недавно Международное общество Страдивари привезло четыре великие скрипки. Сначала прекрасный скрипач играл короткие эпизоды на разных скрипках, и у публики была возможность сравнить звук. Затем путем голосования была выбрана лучшая скрипка, и на ней был дан концерт.

Что происходит на вернисажах?

Общение. Оно рождает новые идеи, какие-то чувства.

Искусство можно назвать трендом? Кто-нибудь из ваших покупателей приобретает картины просто так?

Я не знаю таких людей. Я с ними не знаком. Трендово купить новый «Майбах». Искусство — это не тренд. Это часть образа жизни людей. Те, кому интересно и кто любит, имеют возможность попасть куда угодно. Галерея находится напротив Павелецкого вокзала. Хорошо, давайте я открою двери. Посмотрите, кто там ходит.

Чьи картины вы никогда не будете выставлять?

Никаса Сафронова. Никогда не будет его выставки в этой галерее.

Есть какие-то места, куда вы хотели бы попасть, но не можете?

Люди всех возрастов, различных социальных сословий высшего ранга. Они обладают тонким чувством красоты и позитивностью восприятия.

Социально-культурные явления такого ранга, как «Крыша Мира», появляются редко не только в Москве, но и в мире. Они остаются яркими вспышками воспоминаний. Это можно сравнить с «Studio 54», или Hacienda, или клубом Penthouse образца 1994 года. «Крыша» просуществует до ноября этого года.

Для кого вход открыт всегда, вне зависимости от состояния?

Для друзей, для людей позитивных, искренних, красивых внешне и внутренне, для ищущих, любящих и понимающих настоящую музыку. Люди, которые оказываются у нас, — наши гости, а не клиенты.

Как о вас узнают люди?

Только друг от друга.

Если бы вы не занимались тем, чем занимаетесь сейчас, то чем тогда?

Это наша судьба, вне зависимости от обстоятельств.

А что вы делаете днем?

Живем, наслаждаясь прекрасностью бытия и самосовершенствуясь. Кстати, «Крыша Мира» ежедневно открыта для отдыха, здорового питания, встреч, общения, совместного творчества членов нашей большой семьи.

Вы принципиально выбираете закрытые места?

Если клуб не закрытый, то значит там как-то попсово, неинтересно.

А что такое «Хохловка»?

Это не клуб. Это, скорее, площадка, где проходят разного рода мероприятия. Это андерграунд. Здесь музыка, которую не везде можно услышать. Наши вечеринки проходили всего четыре раза за полгода. Должен быть или информационный повод, или праздник, чей-то день рождения. Если это мероприятие мы делаем для своей промогруппы, то это одни критерии. Если же оно массовое, то тут главное, чтобы не приходили все подряд.

Сколько времени нужно, чтобы устроить вечеринку?

По-разному. Обычно две недели. Хотя для Redbull Music Academy нам было достаточно дня.

Как надо одеваться, чтобы пустили?

Кэжуал. Это беспроигрышный вариант. Для девушек — каблуки, джинсы, платья. Это может быть и странная одежда. Главное, чтобы все выглядело гармонично.

Кого впустите?

Человека, который знает, куда он идет, к кому он идет. Если его нет в списках, я могу спросить, откуда он узнал о вечеринке, кто его пригласил. К нам приходят стильные, интеллигентные, прогрессивные, современные люди.

Красивые?

Да. Хотя бы внутренне.

Вы запоминаете людей, которых пропускаете?

Не всех, конечно. Но я помню в лицо тысячи три человек.

Почему закрытый?

Легенда о том, что в клуб «Мост» сложно попасть, скорее всего, преувеличение. Она равносильна той, что существовала когда-то про клуб «Цеппелин». Фактически могу сказать, что даже если вас нет в списке гостей и вы не являетесь членом клуба, но при этом вы по виду проходите фейсконтроль, у вас есть все шансы пройти. Мы все-таки коммерческое заведение и заинтересованы в том, чтобы к нам приходило достаточное количество людей. Ну а люди взрослые и обеспеченные регулярно по клубам не ходят. Поэтому мы ориентируемся, в основном, на молодых, хорошо одетых людей, у которых есть деньги.

Кто члены клуба?

Это друзья друзей. Это наши личные друзья, известные актеры, писатели, художники, бизнесмены. Вся творческая и бизнес-элита.

Что бы вы хотели, чтобы знали о вашем клубе?

Хотелось бы, чтобы воспринимали клуб как некую городскую легенду, как клуб, в который нужно обязательно сходить. Как в ресторан , на Красную площадь и в . Это один из самых красивых клубов в мире, с позитивной атмосферой и хорошей музыкой.

Кого бы не хотели видеть никогда?

Негативно настроенных людей, которые пришли, чтобы проявить свои комплексы и обсудить какие-то проблемы. И я не хочу видеть плохо одетых и некрасивых. Можно в кроссовках и в кедах прийти — зависит от того, какая при этом рубашка и штаны. Я вот тоже хожу в кроссовках.

Для кого вход открыт всегда, в любом состоянии и любом виде?

Для звезд шоу-бизнеса и для людей медийных мы идем на компромиссы и все-таки делаем скидки.

Кем бы вы были, если бы не занимались клубами?

Скорее всего, автогонщиком. Я люблю машины и все, что связано со скоростью. И еще я мегагорнолыжник.

Кем бы вы никогда не стали?

Никогда бы не стал работать в морге, в ГИБДД и, наверное, гинекологом.

Vynil Ninja
Рочдельская, 15

Хозяева не хотели говорить об этом заведении ровным счетом ничего, кроме: «Зачем? Просто напишите, что существует такой закрытый клуб “Виниловый Ниндзя”. И все». Клуб работает только по четвергам. Фейсконтроля нет. Есть только кнопка домофона и камера наблюдения. Попасть в него совершенно нереально. Те, кто там были, делали это примерно так: надо подойти к некоему железному забору. Позвонить в некий звонок. Произнести в систему некое имя (желательно то, что в некоем списке) и… молиться, что вы угадали. Шутка. Даже если вы угадали, вас все равно не пустят. Хозяева знают всех своих гостей в лицо. При несовпадении «сим-сим» не срабатывает. Даже если вы пришли с тем, кто в списке, — не факт, что зайдете. Привести с собой кого-либо, кто не в списке, без предварительной договоренности с промоутерами тоже невозможно. Проект некоммерческий, поэтому цены в баре очень низкие. Говорят, здесь собираются модные, актуальные и известные личности ночной Москвы. Некоторых по праву можно даже назвать фриками. Здесь играет редкая радость московских танцполов — ставший уже эксклюзивным диджей List. А на диванах в стиле Людовика XIV выпивают скрытые от всех и вся посетители.

Dj List

Я играю здесь по четвергам. С 0.00 до 4.00 все танцуют, отдыхают. Этот клуб открылся совсем недавно, недели три назад. Место новое, собирает новых людей, они все приходят потанцевать. Много лиц нетрадиционного восприятия мира, что делает вечеринку настоящим весельем. Вход там очень сложный. Но вообще туда ходят милые люди. Нет, правда, милые. Не бездельники какие-то, а золотая молодежь.

Почему клуб закрытый?

Клуб для премиальной аудитории может быть только закрытым, так как сама эта аудитория крайне закрыта ото всех.

Почему сложно попасть?

Клуб небольшой, а VIP-ложи уже все зарезервированы на полгода вперед.

Если к вам придет человек, а его не пустят… Какие причины?

Причин масса — от внешнего вида до поведения человека у входа в клуб! Мы хотим видеть жизнерадостных, красивых, позитивных людей!

Есть или будут ли члены клуба с картами? Кто эти люди?

Карты будут обязательно, это будет респект нашим друзьям. Мы хотим, чтобы у них всегда в портмоне были приятное воспоминание в виде карты о прошедших выходных и спокойствие, что им не придется толкаться на входе!

Что бы вы хотели, чтобы люди знали о вашем клубе (из тех, кого не пустили)?

Что, в итоге, мы их тоже ждем, но они должны сделать над собой некоторые усилия!

Кого вообще никогда не хотели бы видеть?

Негативных возбудителей общества!

Для кого вход открыт всегда, вне зависимости от одежды и состояния?

Надеюсь, ни для кого.

Кем бы вы были, если бы не клубы?

Маркетологом с философским образованием.

Вы любите готовить? Коронное блюдо?

Люблю смотреть, как готовят другие. Особенно по каналу Travel&Living.

Что едите на завтрак?

Если еду в час дня можно назвать завтраком, то тогда стараюсь взять в нашем Ifiori Bacardi bar рисовую кашу и чай «Лапсанг Сушонг».

Billy’s Loft

Многих обеспеченных москвичей и некоторых гостей столицы волнует вопрос о том, какой будет дальнейшая судьба так удобно и вовремя сгоревшего клуба «Дягилевъ». Доподлинно ничего неизвестно, кроме каких-то обрывков фантазий абсолютно некомпетентных персонажей и помноженных в уме догадок праздношатающейся публики. Сами же «погорельцы» — знаменитый Синиша Лазаревич (арт-директор и главный промоутер клуба), Михаил Козлов (директор) и владелец клуба Алексей Горобий — выглядят вполне довольными жизнью и отнюдь не выбитыми из колеи пожаром, который уничтожил буквально все — и клуб, и расположенный в этом же здании офис. И это, кстати, несмотря на то, что застрахованы от пожара они не были — катастрофа вылилась в чистый убыток.

Выдержка и оптимизм сильнейших мира вызывает восхищение. Но что же так вдохновляет этот сплоченный коллектив, состоящий из «нескольких хороших парней»? Что за проект они готовят? Почему увиливают от прямого ответа на справедливый вопрос тусующейся общественности «что дальше?». Так вот, судя по редким слухам, существует некий проект нового клуба, попасть в который будет еще сложнее, чем во все предыдущие заведения этой компании. Говорят, что это будет гигантский лофт площадью чуть ли не 1000 кв. м, и выглядеть все будет так, будто вечеринка происходит у кого-то дома. У кого-то очень богатого, холостого, с разгульным образом жизни и плейбойскими замашками. Кухня, столовая, гостиная, кабинет, спальня, зимний сад, библиотека — все эти жилые пространства станут местом действия.

Везде будет отмечаться незримое присутствие хозяина — вымышленного персонажа, а может, и реального человека. Всех волнует другой вопрос: будет ли каждую ночь ровно в полночь из спальни хозяина лофта выходить девушка (естественно, всегда разная) и принимать душ, а через прозрачное стекло можно будет лицезреть ее прямо с крутящегося танцпола-трансформера?..

Пока клуб не будет введен в эксплуатацию, точного ответа мы не получим.

Айдан Салахова, галерист, одна из создателей

Проект откроется осенью. Тогда и звоните. Пока вся информация засекречена.

КАК УСТРОИТЬ ВЕЧЕРИНКУ

Музыка
Самый проверенный вариант — это коммерческий хаус. Композиции, которые у всех на слуху, обрабатываются, миксуются и соединяются в один яркий и ритмичный трек.

Можно пригласить Dj Smash с его «Moscow never slips» за $3000, а можноначинающего резидента какого-нибудь бара в центре Москвы за $300. Зарубежные диджеи уровня Дэвида Гетты, Алекса Гаудино берут от $8000 до $20 000 за сет. А сумасброды Abstract Message — $2000.

Кроме диджеев на крупные мероприятия часто приглашаются отечественные селебритис. Выступление Билана, например, стоит от $30 000 до $50 000. Примерно столько же стоят «ведущие вечера» Малахов или Мартиросян.

Шоу-бизнес — сфера специфическая. В нормальном бизнесе лишние посредники увеличивают цену товара — здесь все наоборот. Цены, о которых идет речь, объявят менеджеры артистов, если связываться с ними напрямую. Если же воспользоваться услугой «друзья друзей», то цены снижаются вдвое-втрое.

Площадка
Самый простой вариант — клубы. Тут сразу понятно, в каком стиле будет проходить ваше мероприятие. Аренда площадки может стоить от нескольких тысяч долларов до десятков тысяч и даже сотен. Банкетный зал уровня Luxury стоит $50 000 — еда, выпивка и все остальное увеличат цифру раза в полтора-два.

Event-агентство
В России этот рынок появился сравнительно недавно, и на нем пока творится полный хаос. Провалят мероприятие или организуют настоящую феерию — предугадать очень сложно. Есть известная Eventica, которая потихоньку выходит на европейский рынок. А есть ребята из AnyWish, которые вернулись из Европы и начали устраивать фантастические шоу.

В большинстве случаев заказчик хочет сам поучаствовать в процессе, а агентству поручает придумать и реализовать развлекательную программу. Нужна ли она вообще? Все зависит от гостей вечеринки. Если собираются добрые друзья, то искусственно придуманные развлечения будут им только мешать. Если же собираются люди, которые наперед знают, кто что скажет и кто с кем спит, то их профессионально развлекать просто необходимо.

Как выбрать Event-агентство?
Цен на услуги Event-агентств как таковых нет. Есть комиссия от общей стоимости мероприятия. Диапазон ее колеблется от 5% до 15%. Как и в случае со звездами, очень многое зависит от личного контакта.

Event-агентства:
Eventica (eventica.co.uk) — крупнейшее агентство в России.

Модельное агентство Point (pointmodel.ru) — делает очень качественные мероприятия.

Tabakoff (tabakoff.ru) — по слухам, дочерняя фирма знаменитого актера Антона Табакова, работают такие же перфекционисты, как и он сам.

Bokov-Factory (bokovfactory.ru) — специализируется на пафосных мероприятиях в закрытых клубах.

GoldenSmile (goldensmile.ru) — специалисты в организации свадеб, корпоративных мероприятий.

Устраивать ритуальные танцы у колонки

Угощать красавиц в демократичном клубе

Электрохаус со скрипками

Отправляться в ночное, уложив ребенка спать

Устроить афте-пати на кровати

Блог Юли Говор

Немодно

Корчить из себя глухонемого

Играть в минимализм

Нелестно отзываться о незнакомом человеке просто потому, что он не пустил тебя в клуб

Убираться в хлам

Топтаться у барной стойки

Минимал-техно с щелчками

Устраивать домашние утренники для малолеток

Блок клубных карт

- Давайте с конца, чем вы сейчас занимаетесь?

Работаю управляющим партнером в Duran Bar. Организую мероприятия, работаю с VIP-гостями. Я здесь с самого открытия. Третий год пошел.

- А кто к вам в Duran Bar ходит?

Мы сделали классную смесь людей. Не пафосно-гламурную, как в «Сибири», когда обязательно нужно быть в рубашке или костюме. Я, даже когда работал на входе, этого не понимал, потому что люди идут в клуб отдыхать, а в униформе - сидеть в офис. В клуб достаточно надеть джинсы, кроссовки. Просто надо, чтобы это чисто и опрятно выглядело. Не обязательно привязываться к четкому дресс-коду. И вот мы создали такую смесь людей: и олигархи, и студенты, и модели, и девушки легкого поведения, и хулиганы…

- Убийца Немцова у вас тоже был замечен.

Это не установлено…

- А всем этим людям комфортно вместе?

Мы создали такую атмосферу, что да. Одни не могут без других. Богатым людям, которые снимают столы, нужно себя показать не только перед соседним столом, но и перед теми людьми, что тусуются на танцполе. А танцполу важно быть в том месте, где обитают пьющие шампанское за дорогими столами. Так мы сделали некий уют для всех.

- А в чем разница между ночным времяпровождением сейчас и в расцвете гламура в начале двухтысячных?

Очень сильно сменились люди. Старая тусовка, по крайней мере та, которую я знаю, сидит по дачам и домашним вечеринкам. Редко кого можно вытащить. Все перенасытились, и их сложно чем-либо удивить. Они тусуются редко. Сейчас пришла смена, молодежь, их дети. Очень богатые люди ходят в закрытые места вроде «Фантомаса» или «Тройки».

- Притом что происходит возрождение рейва из 90-х, откуда все эти люди родом.

Есть такое. И это связано с кризисом. Многие стали бояться дорогой атмосферы, дорогих клубов, меню, цен, хоть могут это себе позволить. Они предпочитают потусоваться в Space Moscow или сходить в Stadium. Потому что в моде большие рейвы, а не гламурные ложи с шампанским. Все эти люди стараются не светиться и даже на Ибице ходят в клубы в те дни, когда никого нет. Раньше было проще, была пора беспредела, когда никто ни с кого не спрашивал, что ты зарабатываешь и сколько тратишь.

© Нина Фролова

- А есть истории про беспредел, когда деревья были большими и очень зелеными?

Есть, конечно. Стол однажды на Новый год я продал одному человеку в «Дягилеве» за 42 000 евро. 2003 год, кажется. Так получилось, что ему негде было праздновать, он позвонил, я ответил, что стол уже продан за 20, а человек предложил в два раза больше. Я сидел в пиццерии, туда же мне привезли деньги в пакетах. Рублями.

- Вы где-то бываете кроме бара Duran?

Мне нравится, какие Миша Данилов делает привозы в Space Moscow. Хожу в «Арму». Всегда стараюсь за стол к друзьям, потому что в толпе тусоваться уже стар. И в ВИПе всегда люди из моего детства, я их всех знаю. Шулинский , Мелик (Мелик Симонян - участник команды «Армы 17», промоутер The Volks. - Прим. ред. ), Пашу (гендиректор Black Star Павел «Пашу» Курьянов. - Прим. ред. ), Тимати , Дима Федоров, Синиша Лазаревич , Горобий часто в «Арму» ходил, Олег Цодиков , Володя Трапезников, все старые диджеи. Один раз встретил Славу Финиста там.

- Как вы стали работать на фейсконтроле?

Я сначала работал в клубе «Титаник» флаерщиком, затем старшим флаерщиком. Бизнес делал на том, что стоял у касс и обменивал у людей, приходящих за билетами, чужие флаеры на свои. Самое козырное место. На каждом были специальные пометки, по которым потом высчитывалась зарплата. Потом я стал на входе в «Титаник», чтобы пускать своих 20 флаерщиков по спискам как старший. Потом «Титаник» закрылся. Был арт-директор Миша Козлов, он пошел в клуб Byblos и позвал меня попробовать поработать настоящим фейсконтрольщиком. Первые два уик-энда прошли отлично. После «Библоса» была «Пирамида» Новикова, после «Пирамиды» - Jet Set, после уже с Горобием «Шамбала», «Зима», «Лето», «Осень», «Дягилев».

Таким Пашу Фейсконтроля помнят гости «Шамбалы» и «Дягилева»

В начале нулевых не было человека, который бы не хотел поймать на себе этот самый взгляд и оказаться под прицелом этого самого пальца - этот жест у Паши приглашающий: можно войти


С работой на фейсконтроле Паша завязал три года назад и с тех пор участвует в клубных проектах в других ролях - в Duran Bar его должность называется «управляющий партнер»


Все хостес Duran Bar


На официальном мероприятии с диджеем Михаилом Венгеровым из дуэта Vengerov & Fedoroff - того самого, который делал ремиксы на песни из «Джентельменов удачи», «Кавказской пленницы», «Иван Васильевич меняет профессию» и других советских фильмов в середине нулевых


Паша Фейсконтроль с Михаилом Даниловым, владельцем большинства крупных клубов в Москве прямо сейчас, и старшей хостес Duran Bar

- Кого-то из знаменитостей не пускали? Филиппа Киркорова, может?

Ладу Дэнс не пускал, никак не мог запомнить, как она выглядит, и она всегда обижалась.

Слушайте, а теперь, когда прошло уже очень много времени и никто не обидится: как все же работал вход в «Дягилеве»?

Да все просто. Я подчинялся Леше Горобию, а все остальные могли лишь просить меня пустить кого-то. Вход не основа моего личного вкуса или симпатий. Главное правило - чтобы не было много белых ворон. Чтобы люди не бросались в глаза. Если это Андрей Бартенев со своими надувными шарами, то хорошо. А неулыбчивый, не тратящий денег в баре бычара - плохо. Трансы к нам ходили раскрашенные, я их всегда пускал. Я любил выходить раз в час в зал посмотреть атмосферу: сколько девушек, сколько занято столов, как чувствуют себя люди, которых я пустил. И ты уже на следующий час строишь некий план, кого будешь пускать раньше других. Смотрел на внешний вид, как человек одет, как будет общаться со мной и с охраной, на какой машине подъехал.

- На логотипы смотрели на одежде?

Конечно, смотрел. Хотя такое качество подделок было, что никогда не определишь. Это невозможно, тем более в толпе, когда стоит 50 человек, все от тебя что-то хотят, плюс хостес, требующие пустить какой-то стол, друг Горобия, в конце толпы стоящий… В этот момент ничего невозможно определить со стопроцентной уверенностью.

- Невозможно забыть вереницу красивых девушек, идущих в «Дягилев».

Там был еще рядом клуб, назывался «Парижская жизнь», он существовал за счет тех людей, которых я не пускал в «Дягилев».

- Какое место девушка занимает в клубе?

Создает красивую картинку и продает бар. Насколько она мощно бухает, как много на нее мальчик потратит. Еще есть богатые девушки. Их нужно в лицо знать. Не по каждой поймешь, сколько у нее денег.

- То есть бедная и красивая пройдет, а богатую и некрасивую еще и знать надо. А бедный и красивый мальчик?

Креативный мальчишка или девчонка пройдут. В «Дягилеве» было сто ситуаций, когда у девушек не было денег на платья, но они их шили. И я этому уделял отдельное внимание. И порой старался из толпы их вытянуть раньше чувака, который со столом. Они являются созданием некой картинки и энергетики клуба.

- Суровый образ и появление хита «Паша - Face Control» - это какая-то срежиссированная история?

Мы сидели на студии с диджеем Smash , он и предложил меня увековечить. Нужно было лишь пару слов сказать, он наложил музыку, и так родился этот трек. А потом у «Дискотеки Авария» выходил альбом, и, так как мы все дружили, они предложили сделать клип. Мы сняли его в гостинице «Яр», которая была очень похожа на «Дягилев». Позвали своих друзей, попросили одеться в самое лучшее и яркое, но только мы знали, что клип будет черно-белым. Как все это снималось: Smash стоял за пультом, играл, все веселились, выпивали, отдыхали.

В 2008 году песня «Паша - Face Control» играла из каждого утюга, и, если вы ее не помните, скорее всего, вы жили в какой-то другой стране

- Как изменилась жизнь после песни?

Девочки звонили, пели песню и бросали трубки. Рингтоны предлагали делать. Но я не хотел этого.

- С точки зрения карьеры никаких новых горизонтов не открылось?

У меня был один горизонт - Алексей Горобий. Я шел четко с ним в команде. Какие-то другие люди строили суперклубы с золотыми унитазами и хотели, чтобы я у них работал. Но у них не было ни команды, ни идеи, ни атмосферы.

- Что индустрия потеряла с уходом Горобия?

Команду, которую уже никак не возродить. Мы были самыми сильными на рынке. Его жена Аня, Миша Козлов, Синиша Лазаревич, я с ними был. Целая куча проморебят. Но он был ведущим звеном, за которым все шли. У него всегда была идея.


© Нина Фролова

- Ну хорошо, что такого изобрела команда Горобия, без чего Москва была бы другой?

Мы изобрели клубный амфитеатр. У кого меньше денег - сидят снизу, у кого больше - наверху в имперских ложах, обычные люди внизу, их не пускают наверх. Те смотрят за этими, эти на тех. Самые крутые столы были сделаны с туалетами. Это часть удобства, что, если ты сидишь за этим столом, у тебя есть туалет рядом. Это изобретение некоего комфорта. Даже в клубе «Титаник» было всего три стола, и в основном это был танцпол. А тут клуб состоял из столов, и по периметру они стояли везде. Горобий приучил людей сидеть с комфортом и расставаться со своими деньгами. Тем выше сидел, тем было круче.

- А душа была в этом всем?

Была энергетика. Горобий говорил: «Вот есть стакан с виски, но мы продаем не виски, который в стакане, а воздух вокруг стакана». Вот это мы должны были впарить тем людям, что придут. Горобий выстраивал череду событий, из-за чего люди хотели к нему прийти: из-за шоу, из-за столов, из-за возможности пройти фейсконтроль, из-за танцовщиц.

- Повторение этой истории сейчас возможно? Суперклуб, в который все хотят попасть?

Мне кажется, что возможно и единственный, кто сможет это сделать, - Михаил Данилов (владелец клубов Space Moscow, Gipsy, Icon - бывший «Рай», «Известия Hall» и других. - Прим. ред. ). Он сейчас набирает очень сильную команду из разных мест, чтобы создать клуб «Мир» на Цветном бульваре.

- А вы в каких отношениях с Даниловым? Не работаете вместе?

В дружеских. Он всегда хотел, чтобы я у него работал, и даже сделал мне некое коммерческое предложение по поводу этого клуба, но я пока в «Дюране» работаю. Посмотрим, как все будет.

А если сейчас представить возрождение золотого состава «Дягилева», он бы получился крутым или походил на дискотеку 90-х?

Это было бы очень сложно, но мы бы старались сделать все круто.

Есть ощущение, что с уходом Горобия потеряно что-то очень большое для индустрии. И дело не в воздухе вокруг виски, а в чем-то более значимом. Хочется услышать какую-то личную историю про него от вас.

В самом начале я Горобию не верил. Когда он делал «Шамбалу», я относился к нему с опаской. Вокруг было очень много творческих людей, которых по большому счету просто так в клуб не пустишь. У него не было богатых друзей, в основном люди искусства. Пару ночей я ему жестко «рубанул вход», и он понял, что можно создать некий ажиотаж. Смешивали творческих, богачей и хулиганов. А как подружились, не могу вспомнить. Были собрания, ездили на шашлыки, стали больше общаться. Он любил всех сблизить. В санаторий какой-то съездили, и так мощно, что на следующий день было стыдно, но смогли обсудить все вопросы. В этом санатории мы все друг другу высказались, напились, и дальше как часы все стало работать. Было время - весело, не то что сейчас.

Для удобства разложим хронологию событий по ключевым этапам - так будет понятнее и тебе, и археологам будущего, которые раскопают твой компьютер лет этак через триста.


Часть 1

1980-ые

Советская Москва - так же, как и современная - опережала остальную Россию по многим параметрам, в том числе и по первым протоклубам: «Молоко», «Времена года», ДК МАИ развлекали местную молодежь уже в середине-конце 80-х. Там можно было встретить людей, знающих толк в правильной музыке (на тот момент «правильной музыкой» была группа Depeche Mode, а также все то, что не крутили по Гостелерадио), носивших клеш и, честно говоря, понятия не имеющих, что такое настоящий, модный клуб. В общем, если тебе сейчас около сорока-пятидесяти, ты, скорее всего, один из тех парней.


1990-ые

На протяжении дремучих 90-х годов клубная жизнь Москвы представляла собой сложное переплетение бандитских разборок и богемных вечеринок, милицейских рейдов (знаменитые «маски-шоу») и пятен крови на танцполах, пластмассовых стульев в актовых залах и различных ДК, первых шагов самых известных отечественных диджеев и неловких музыкальных экспериментов со всем, с чем только можно - от техно, хауса и транса до хардкора и Богдана Титомира.


Город, только-только освободившийся от оков самоизоляции, пробовал, проверял, что можно, что на грани, а что нельзя ни при каких обстоятельствах. Публика рафинировалась, выкристаллизовывалась, кто-то погибал, кто-то делал большие деньги, кто-то делал себе имя - наверное, клубная история Москвы была калькой истории новой капиталистической России в целом: долго терпели, стояли на месте, а потом - раз! - и погнали догонять Запад семимильными шагами, спотыкаясь, чертыхаясь, без какой-то планомерной эволюции. Именно в 90-е годы страна получила такие проекты как рейв «Гагарин-пати», уникальный «Птюч», пацанский «Титаник», культовая «Пропаганда», ноторный Hungry Duck, демократичный «Китайский летчик Джао Да»и много-много чего другого.

На танцполах правила рейв-культура: в 1992-м в одноименном саду открывается «Эрмитаж». Там, наряду с концертами и арт-перфомансами начинают устраивать первые, зачаточные рейв-вечеринки - это когда много (очень много - несколько тысяч) человек собираются на улице, на складе или в стенах одного клуба, часто на многоуровневых танцполах, и нещадно отрываются под какой-нибудь хардкор-техно. Культура получила развитие в клубах Manhattan Express и Московский дом молодежи (более известный как «МДМ»): девушки с красными и зелеными волосами, тонны кислоты, брутальные «Док Мартинсы» и кожаные штаны, наконец, энергетические напитки - точнее, то, что тогда ими считалось, то есть невнятная химическая дрянь, которую юные неразборчивые рейверы глушили поутру в ожидании открытия метро, напряженно выглядывая проходящие мимо наряды милиции.

Буйство мозга и тела достигло своего максимума в дичайшем Hungry Duck - «Голодной утке»: открытый под конец 1995-го бандой чеченских бизнесменов, он стал местом встречи и попоек всех тогдашних московских экспатов, которые откровенно и по нескольку раз за ночь эксплуатировали наивность местных девушек, надеявшихся (обычно впустую) встретить «правильного» лондонца и навсегда уехать из этой страны. Стоит сказать, что куда чаще они встречали там секс на одну ночь, побоища, водку в шампанском и даже, чего уж там, выстрелы в потолок.

Кстати, уже тогда, на заре клубной жизни, первые московские тусовщики распробовали энергетические напитки, которые с тех пор являются непременным атрибутом вечеринок. Правда, неразборчивая публика 90-х взбадривалась в основном «старыми», химозными энергетиками, часто не без градуса. Нынешних изысканных коктейлей на основе энергетиков, которыми можно побаловать себя, например, в Солянке тогда еще не было, а алкоголь входил в состав многих энергетиков в формате, так сказать, «два в одном». С тех пор, кстати, бытует известная шутка про «Ягуар», припаркованный у клуба.


2000-2003

В эпоху «гламура», техно, электроклэша, гигантских клубов, мимолетной моды на, прости господи, r’n’b эксперименты перешли на новый уровень: в городе появилось еще больше денег, а в клубах людей развлекали не столько диджеи, сколько цирковые артисты, акробаты и разве что не карлики с подносами известно чего. Гуру клубного бизнеса Алексей Горобий открывает «Шамбалу» - первопроходец клубов для «мажоров», компанию которому составляют Jet Set, First и «Министерство».

Из заметных трендов того периода - привоз Franz Ferdinand (а еще старины Игги, Sparks и пр.) в гиперогромный «Б2», увлечение Москвы французским коммерческим хаусом («Министерство», Circus), уже упомянутый гламур со стразами (все клубы высшей лиги), повальная любовь к техно («Флегматичная собака», «Город», «Микс») и, конечно, гигантизм (Zona, Gaudi). Отдельного упоминания заслуживает клуб «Микс» - по сути, первый настоящий техно-клуб, открытый в 99-м и на восемь лет собравший под одной крышей людей, фанатеющих от техно и неповторимой атмосферы вселенской дружбы.


2004-2007

Докризисная Москва, с большими деньгами и «битыми Ferrari на Софийской набережной» - гламурный отдых выходит на новый уровень: открываются Zima, Osen’ и Leto Алексея Горобия, Jet Set Александра Оганезова и знаменитый First. Интересно, кстати, что один из сооснователей последнего, Всеволод Щербаков, начинал довольно прозаично: получил диплом философа и политолога в МГУ и пошел было работать скучным чиновником. Правда, на счастье московской тусовки, довольно быстро понял, что это не его - и отправился трудиться PR-директором, а затем и партнером в открывающийся тогда First.

First не раз признавали «лучшим клубом года», «открытием года» и тому подобными «... года». Клуб видел многое: известна история, когда представитель «еврокавказа» попросил убрать танцующую девушку с тумбы и пустить его потанцевать там в одиночестве. На резонное замечание «извините, но неэстетично как-то будет» он ответил огульной суммой в 10 тысяч долларов. Пустили. Прямым конкурентом First был, конечно, эпохальный «Дягилев», который стал эталоном гламурного клуба: Алексей Горобий собственноручно создал нишу, утвердил там некий имидж - чрезмерно дорогое место для чрезмерно богатых людей - и эффективно этот имидж использовал.


Артем Шлыков - один из первых соучастников открытия знаменитого «РАЯ» - как и многие его нынешние соратники, попал в клубный бизнес из рекламного. Изначально у них была совсем другая цель: развить агентские отношения и расширить сферу влияния, и премиальная аудитория тогдашних клубов, к которой в других ситуациях было просто не подобраться, подходила для этого как нельзя лучше.

«РАЙ» - пионер пространства бывшей шоколадной фабрики «Красный октябрь» - стал «доведенным до абсолютизма» клоном «Дягилева», однако, благодаря сразу нескольким факторам (качественное администрирование, отличнейший дизайн плюс маркетинговые навыки учредителей), его ждал абсолютный успех: на сегодняшний день даже у весьма далеких от клубной темы людей при слове «рай» на ум приходит сначала клуб, и только потом - Эдем, Нирвана и прочие гмар тиккуны. Дэвид Гетта, Боб Синклер - типичные гости тогдашнего «РАЯ», который 2 года назад закрылся и тут же открылся снова под брендом Icon.


Из других значимых заведений, появившихся в то время и ставших настоящей достопримечательностью Москвы, стоит выделить Shop & Bar Denis Simachev - родину русского алкотрэша (читай о жанре далее в разделе «Бонус: что услышать в Москве сегодня») и авторский проект известного русского дизайнера Дениса Симачева, образовавшийся на базе его же мастерской-лофта. Simachev, кстати, здравствует до сих пор (ненадолго прикрывшись в 2013-м) и по-прежнему привечает богему пиццей с лососем и арбузными шотами.


Часть 2


Конец 2007-2009

Чуть позже, уже под кризис, создатели First открыли еще более известный и дорогой Famous, который сразу стал любимым заведением голливудских гостей города: туда приезжали Леди Гага, Дита фон Тиз, Николь Ричи, Орландо Блум, Киану Ривз, даже брутал Микки Рурк - вся тусовка помнит, как он, первый раз приехавший в Россию, вырывал микрофон из рук других гостей и признавался Москве в любви.


Говоря о богатых заведениях города, нельзя не сказать про еще одно место - «Оперу». Изначально открывшийся параллельно с «Дягилевым» в качестве ко-проекта Горобия, он был рассчитан на деток и «околодеток» тех людей, кто свое свободное время проводил именно в «Дягилеве». И если «Опера» отвечала за «мажорные» фан, тренды и балагурство, то «Дягилев» держал марку консерватизма. В итоге, правда, «Опера» (как и все тот же «Дягилев») сгорела при загадочных обстоятельствах, тем самым поставив жирную точку в истории московского гламура.

Одно дело - большой, насыщенный и пафосный Famous, совсем другое - место для себя, с экстремальным для того времени названием «Ванильный ниндзя» (апрель 2008 года). Место было открыто только по четвергам, только для «своих» и только с собственной техно-начинкой. «Ниндзя» оказался уникальным сразу в нескольких плоскостях: там удалось объединить формировавшийся тогда андеграунд и обеспеченных людей из того же Famous (творческая интеллигенция мирно сосуществовала с суровыми дядьками на гелендвагенах с охраной), и там же не столь продвинутая тусовка стала понимать ценность вечеринок по четвергам, которые до этого практиковались разве что в студенческой «Пропаганде».


2011

«Ниндзя» честно отработал 3 года, радуя публику самыми модными техно-диджеями того времени, и закрылся. К тому моменту техно-карту города уже дополнили «билетник» ARMA 17 (2008) и афтепатийный «Крыша мира» (2006) Кирилла Королева - божества для андеграундной тусовки. Но почти ничего не может продолжаться хорошо слишком долго. После кризиса Famous слегка просел, как и все остальные заведения этой лиги - в основном потому, что люди стали меньше гулять и вообще внезапно бережливее. Привлекать на большие площадки много народа стало тяжело.

Здесь, как в хорошей криминальной драме, сработал ранее заложенный прием: вся Москва откровенно соскучилась по маленькому и закрытому «Ванильному ниндзя», в котором можно было хорошо и, главное, относительно недорого отдохнуть. «Ниндзя» открывается снова, и теперь для многих идеальные выходные выглядят так: публика начинает клубный уикенд в четверг в «Ниндзя», а продолжает в пятницу и субботу в той же «Крыше мира».


Есть и еще одно достойное внимания место, появившееся в то время и до сих пор исправно открывающее свои двери раз в месяц-два - Troyka Multispace, по-настоящему имидживое место, с крутыми привозами и стопроцентно закрытым входом для людей, уставших от самого понятия «клуб», но все еще испытывающих необходимость где-то собираться.


2012-2014

The Best Small Room in the World («Лучший небольшой клуб в мире») прошлого года по версии Time Out New York - мы всё еще про «Ванильного ниндзя» - открылся заново и действует до сих пор: 29 августа состоялся запуск 7-го сезона. Главная причина для гордости в среде отечественных клубных мэтров - отсутствие каких-либо четко выраженных внешних влияний на их предпочтения в вопросах музыки, интерьеров и атмосферы. Работает принцип «никогда не повторяйся»: выкинь осточертевшие всем дискоболы и используй вместо них шары с острыми разноцветными силиконовыми шипами, как в новом «Ванильном ниндзя». Странно? Да. Публика не поймет? Поначалу да. Но зато потом это становится главным трендом Instagram.


В 2012 году при участии Кирилла Королева (своего рода альтер-эго Алексея Горобия в андеграунде) открывается Shakti Terrace - удачная попытка совместить видение и культ Королева с аудиторией Горобия: чайная, библиотека, зверский лайнап, самые продвинутые клабберы города и отличная ресторанная площадка.

Забавный, кстати, тренд клубной культуры: сегодня понятия «клуб» стараются избегать. «Ниндзя» вот называют small room, Shakti - терраса, Troyka Multispace - «пространство-трансформер», а месяц назад открывшийся Campus Tanzbar на Трехгорной мануфактуре - «гастрономическое заведение, заточенное на техно-культуру». Но все это не «клуб» в привычном понимании этого слова. Это подчеркивается даже музыкой: в Tanzbar, например, играет медленное техно, которое по неопытности легко перепутать с lounge - под такое не танцуют, под такое едят и вообще прекрасно проводят время, попивая коктейль «E-ON Almond rush + Ром».


По сути, действительно музыкальных клубов высшего эшелона в сегодняшней Москве всего два: это современные клубные консерваторы Soho Rooms и «Артель Бессоница» - свежая идея от не так давно закончившего работу с Imperia Lounge все того же Алексея Горобия (ты уже, наверное, понял, насколько это значимый в индустрии человек), классический клубный проект с прогрессивным отношением к саунду (парни особо гордятся дружбой с Ibiza Global Radio - крупнейшей радиостанцией электронной музыки в мире).


Чуть ниже раскачивается упомянутый ранее Icon (своего рода замена вышеупомянутой «Опере»), за ним - чрезвычайно популярные алкоплощадки Gipsy и Jagger. В остальном - гибридные проекты, оттянувшие на себя аудиторию ночных клубов: рестораны Ginza Project, White Rabbit, Облака, Buddha Bar и, конечно, гламурный ресторан «Сибирь» с не очень понятно откуда вернувшимися пафосными замашками русской аристократии. Из клубов-гигантов - огромная площадка под такие же огромные мероприятия Space Moscow. И, конечно, техноМекки: все тот же «Ванильный ниндзя», «Крыша мира» и заново открывающаяся ARMA.

Сегодня многие уверенно заявляют, что клубная культура в Москве (и заодно стране) медленно, но верно вымирает. Мол, людям стало плевать на музыку, на качество привозов, на героизм промоутеров; клубы сегодня - это просто еще один способ праздно провести время, наряду с дорогими ресторанами, театром или домашним просмотром сериалов. Что, собственно, и культуры-то уже нет никакой. Мы вот думаем, что это не так; нам кажется, что это всего лишь очередная ступень эволюции. Панк тоже хоронили, и не раз. Как и метал, и бритпоп, и набивший оскомину русский рок. Сфера эволюционирует, ищет новые способы проявить себя, удивить своих адептов - и неизбежно сливается с другими сферами. И это нормально.


Русская клубная аудитория привыкла, что ее развлекают, они видели все - Нью-Йорк, Канкун, Дрезден, Берлин, Амстердам, Ибицу - и с ней очень сложно работать и легко «обломать». Сейчас их не удивить Геттой за 200 тысяч долларов за перфоманс. Это не европейцы, которые приходят в клуб уже веселыми - и если их не пустят, они не расстроятся и просто пойдут дальше. Русские стали избирательными, и именно их выбор и предпочтения будут определять, куда будет двигаться клубная индустрия дальше.

Эта статья - часть нашего о клубной жизни Москвы. Там тебя ждут откровенные истории ветеранов отечественной клубной жизни, полноценный гид по ночным заведениям Москвы, советы о правильном флирте с девушками в клубной обстановке - и еще уйма другой полезной информации!

Фото: клубы ICON, Солянка; Shutterstock