Существует множество элементов экипировки современного фотографа. Это профессиональная фотокамера, объективы, источники света, прочие аксессуары. При этом ключевым инструментом в процессе обработки изображений, безусловно, является монитор. За ним фотограф проводит большую часть своего рабочего времени, с его помощью согласует качество выполненной работы, по нему сверяет цвет полученных отпечатков.

Нередко, доверившись увиденному на экране и истратив на свою работу немало сил и времени, фотограф получает совершенно неприемлемый результат – как в печати, так и постфактум – в виде отзывов коллег и разочарованных потребителей. Происходит это по причине изначальных существенных отклонений в цветопередаче большинства мониторов, ноутбуков, планшетов. В подобных случаях фотографу стоило бы задуматься, каким устройством он пользуется? Не является ли его монитор потребительским (игровым) решением, не практикует ли он для согласования и оценки качества изображений экраны портативных устройств – планшета или мобильного телефона? Также не помешает вспомнить, какого рода освещение рабочего места было создано на момент обработки изображений.

Итак, главными факторами, непосредственно влияющими на качество и результат работы фотографа, являются используемое им устройство отображения (монитор, экран) и освещение его рабочего места.

Перечислим ключевые моменты, обеспечивающие качественный / профессиональный подход к работе:

  • подходящее устройство отображения (монитор, экран портативного компьютера);
  • характеристика экрана (тип матрицы, её диагональ и разрешение);
  • интерфейс подключения к компьютеру (видеоинтерфейс);
  • организация рабочего места (его расположение и освещение).

«…отложите на время свои телефоны и гаджеты»

От фотографа часто можно услышать следующую фразу: «мой род занятий предполагает постоянную мобильность, поэтому мне не подходят стационарные решения». Высокая мобильность – одна из составляющих успеха в современном мире, однако что выбирается в качестве «мобильного решения»? А выбирается экран портативного компьютера или планшета – малой диагонали, на котором с трудом умещается обрабатываемое изображение (не говоря уже о меню и палитрах программ), представленный жк-матрицей чаще построенной по архитектуре TN (TN+Film), с цветопередачей, сильно зависящей от угла обзора (и изменяющейся при его отклонении буквально на ±5°, а при большем отклонении – искажающей отображение вплоть до негативного), имеющей сине-фиолетовый оттенок, с «выбитыми светами» и «заваленными тенями», а также нестандартной гаммой.

Не умаляя прогресса последних лет в области портативных устройств (и адаптации для них известного профессионального графического ПО), мы всё же поставим под сомнение «профессиональные качества» большинства ноутбуков, планшетов, телефонов, перечислив их основные проблемы:

  • малая диагональ экрана (при отсутствии разъёма для подключения монитора);
  • малые углы обзора и цветовые искажения (обусловленные неподходящим типом матрицы);
  • невозможность полноценной подстройки параметров экрана (контрастность, цветопередача, гамма);
  • отсутствие в популярных мобильных ОС (Android, iOS, мобильные версии Windows) полноценной поддержки управления цветом.

Не сомневаемся, что вышеперечисленные проблемы рано или поздно будут решены, однако на данный момент советуем фотографам использовать портативные устройства лишь в качестве вспомогательных и относиться к отображаемому на их экранах с осторожностью. Для принципиальных преверженцев «мобильности» рекомендуем использовать их устройства в качестве компьютеров, подключая к ним (дома, в офисе, на выезде) внешние мониторы и экраны (аналогично прочим периферийным устройствам).

Размер имеет значение!

Репутация фотографа-профессионала напрямую связана с качеством его работы. А качество обеспечивается учётом всех нюансов, вплоть до мелочей. Данному правилу также подчинён выбор оптимальных (соответствующих решаемым задачам) диагонали и разрешения экрана.
Наиболее востребованными в среде фотографов являются экраны с диагональю 24–27” (дюймов). Это могут быть стандартные 24” экраны с разрешением 1920х1200 пикселов (базовых RGB-ячеек) и соотношением сторон 16:10, со стандартным размером пиксела либо 23,8” экраны с разрешением 1920х1080 и соотношением сторон 16:9 (присущими видеостандарту Full HD), имеющие пиксел чуть большего размера.

Для мониторов с диагональю 27” рекомендуется разрешение 2560х1440 (также известное как WQHD), с соотношением сторон 16:9 и с существенно более мелким пикселом по сравнению с любыми другими экранами. Рассматривать для нужд фотографии 27” мониторы с Full HD разрешением 1920х1080 не стоит. С учетом их низкого (применительно к диагонали) разрешения и оттого слишком крупного пиксела, данные решения можно рассматривать лишь в качестве мультимедийных.

В настоящее время на рынке растёт количество предложений мониторов повышенного разрешения (т.н. 2К, 4К, 5К) различных диагоналей (от 25 до 32” и более) обладающих крайне малым размером пиксела и обеспечивающих высочайшую детализацию отображения без необходимости его масштабирования. Выбор данного типа экранов вполне оправдан и может оказаться наиболее оптимальным для специфических задач пользователя. Следует заметить, что для подключения данного типа мониторов в компьютере должны иметься соответствующие аппаратные возможности (подходящие видеоадаптер и интерфейс).

«Вам случалось любоваться матрицей?»
(Агент Смит)

Среди всего многообразия типов матриц (а также их коммерческих наименований), взор серьёзного фотографа должен быть обращён преимущественно в область технологии IPS и её реплик (например, PLS). IPS (e-IPS, AH-IPS), PLS (AD-PLS), IGZO, “Retina Display” – суть различные названия общей архитектуры матриц, способных обеспечить должную цветопередачу изображений.

Глубина цвета – еще одна важная характеристика современных мониторов, являющаяся разрядностью кодирования каждого из трех базовых цветов системы RGB.

Матрица с разрядностью 6 bit способна отобразить 262 тыс. истинных оттенков цвета, а недостающие оттенки гаммы воссоздаются при помощи технологии временного псевдосмешения (Advanced Frame Rate Control, A-FRC). Таким образом на экране достигается достаточно эффективная эмуляция 16,7 млн оттенков цвета гаммы sRGB (являющейся на данный момент наиболее распространённым RGB-стандартом). Матрицы данного типа устанавливаются во все бюджетные модели мониторов. При должной настройке, они вполне способны обеспечить начальный уровень в области фотографии.

Матрица с разрядностью 8 bit изначально способна отобразить большую часть 16,7 млн цветов гаммы sRGB. У мониторов, построенных на подобном типе матриц, наблюдается меньшее количество визуальных изъянов и артефактов (например, при отображении плавных переходов тона), обеспечена более точная подстройка параметров цветопередачи. Матрицы подобного типа устанавливаются в модели мониторов как верхнего бюджетного, так и среднего ценового сегментов. Это предпочтительное решение для большинства фотографов, от энтузиаста до профессионала.

В отдельный тип можно вынести мониторы с расширенным цветовым охватом (Wide Gamut), предназначенные для профессионалов (например, активно сотрудничающих с индустрией рекламы и печати). Матрицы мониторов данного типа способны обеспечивать базовую разрядность 8 bit с эмуляцией 10 bit (с A-FRC), либо являются полноценными 10 bit решениями (обеспечивающими, к примеру, эмуляцию 1,07 млрд. оттенков гаммы стандарта AdobeRGB, а также прочих стандартов, включая sRGB). Данные мониторы оснащены большим количеством уникальных программно-аппаратных решений и способны обеспечивать высочаюшую точность цветопередачи и управляемость.

«На тебе сошёлся клином белый свет»

Восприятие цвета субъективно. Восприятие базового белого света, обеспечивающего подсветку матрицы в мониторе, тому не исключение. Порой, даже точная подстройка цветопередачи монитора не способна решить проблему изначально низкого качества спектра подсветки. С уходом эры электронно-лучевых трубок, а за ней – подсветки на базе люминесцентных ламп, настало время светодиодов. Однако, несмотря на все технические достижения последних лет, вопрос качественной подсветки экранов стоит весьма остро. Качество светодиодной подсветки может разнится даже в пределах модельного ряда одного производителя.

Самой массовой технологией получения базового белого света в современных мониторах является белый светодиод (WhiteLED). Как правило, это светодиод с базовым синим свечением и люминофорным покрытием – специальным светящимся составом, преобразующим изначальное излучение светодиода в базовый белый свет. WhiteLED-подсветка является наиболее простым решением и её качество может разниться – от неудовлетворительного (справедливо для значительного количества портативных устройств и бюджетных мониторов) до вполне приемлемого.

Двухкомпонентная подсветка на базе двухцветных светодиодов и люминофора (GB-LED, RG+B и т.п.) чаще является атрибутом мониторов с расширенным цветовым охватом. Её использование позволяет получить более качественный спектр опорного белого света, что положительно сказывается на восприятии изображения и точности настройки, но существенно увеличивает стоимость подобных решений.
Идеальным вариантом светодиодной подсветки является трехкомпонентная (RGB-технология). Она способна привести качество спектра опорного белого света практически к идеальному, однако, в силу разных причин, данное решение до сих пор не получило широкого развития и распространения.
Существуют определённые надежды на технологию OLED (Organic LED), способную, в ближайшем будущем, занять нишу графических экранов, обеспечив должное качество цветопередачи.

Связи решают всё!

Аналоговые видеоинтерфейсы (наподобие VGA), не способные поддерживать высокие разрешения современных мониторов, а также обеспечивать должное качество и универсальность подключения, уходят в прошлое. Поэтому, следует выбирать монитор с набором цифровых видеоинтерфейсов (портов), имеющихся в вашем видеоадаптере (либо предусмотреть замену видеоадаптера, при их отсутствии). Мониторы с разрешением экрана до 1920х1200 могут быть подключены любым цифровым интерфейсом – DVI-D, HDMI или DisplayPort (DP). Мониторы с более высоким разрешением (таким, как 2560х1440) потребуют Dual Link DVI-D, DisplayPort либо HDMI в версии 2.0. Мониторы с повышенным разрешением (более, чем 2560х1440: т.н. 4К, 5К) на данный момент могут быть подключены исключительно видеоинтерфейсом DisplayPort (и его разновидностями: DP, miniDP, Thunderbolt).

Видеоинтерфейсы современного монитора

Помимо ограничений видеоинтерфеса HDMI по обеспечению высоких разрешений (снятых лишь к версии 2.0, не имеющей на данный момент широкого распространения), использование данного (изначально – мультимедийного) видеоинтерфейса сопровождается также распространённой проблемой в виде ошибочного распрознавания монитора в качестве телевизора. Распознав подключенный по HDMI монитор в качестве «цифрового телевизора» (“HDTV”, «ТВЧ» и т.п.), видеодрайвер передаёт видеосигнал т.н. «ограниченного диапазона» в соответствии с мультимедийным стандартом (RGB: 16-235) вместо стандартного для мониторов «полного диапазона» (RGB: 0-255), в результате чего изображение на экране выглядит в значительной степени малоконтрастным (с сильно высветленными тенями и блёклым белым цветом). Несмотря на то, что данная проблема в большинстве случаев успешно решается (переключением типа диапазона в видеодрайвере), при наличии выбора из нескольких видеоинтерфейсов, в первую очередь предпочтение следует отдавать DisplayPort (DP, MiniDP), и лишь затем, с учётом вышеупомянутых ограничений по разрешению – DVI-D (DualLink DVI-D) и HDMI

Видеоинтерфейсы DVI-D и DisplayPort Видеоинтерфейсы HDMI и DisplayPort

Разновидности видеоинтерфейса HDMI:
HDMI (Type A), mini-HDMI (Type C), micro-HDMI (Type-D)
Разновидности видеоинтерфейса DisplayPort:
Mini DisplayPort (mDP), DisplayPort (DP)

Трудиться правильно!

Даже если вы работаете за идеально настроенным профессиональным монитором, но располагаетесь, при этом, в совершенно неподходящих условиях (речь об элементах интерьера помещения, положении рабочего места, освещении), результатов высокого качества не ждите. Порой, сложно поверить, насколько адаптивным является зрительный аппарат человека, однако, в данном роде деятельности, это достижение эволюции способно скорее дезориентировать, чем принести пользу. Профессиональная работа с цветом требует формирования рабочей среды, максимально близкой к стандартной (вместо попытки подстроиться под существующую).

Постарайтесь расположить монитор таким образом, чтобы полностью исключить из поля вашего зрения прямой свет: как солнечный, так и от источников искусственного освещения. Это же относится к отраженному свету, а также к бликующим объектам и поверхностям.

Цветовой тон предметов в поле вашего зрения (стены, шторы, мебель, массивные предметы и содержимое рабочего стола) должен быть спокойным (не интенсивным), желательно - близким к нейтральному.

Установите максимально нейтральный фон рабочего стола вашей операционной системы или полностью разворачивайте окна графических программ в процессе работы. Скрывайте любые цветные объекты и элементы интерфейса.

Займите такое положение перед экраном, чтобы зрительная линия располагалась перпендикулярно (к нормали) плоскости экрана Это позволит минимизировать цветовые искажения в случае, если вы, по какой-то причине, вынуждены работать на малопригодных к работе с фото мониторах (например, на TN- или *VA-матрицах), а также избежать проблем, характерных для длительной работы за компьютером.
Создайте в рабочем помещении уровень освещенности существенно меньший светимости самого экрана, однако избегайте работы в полной темноте!

Старайтесь работать днём, в условиях естественного освещения. При этом, разбейте свою фотообработку на логические сеты так, чтобы проводить каждый из них в одно время суток. Не усердствуйте с аудитом предыдущих работ – адаптацию зрения никто не отменял, а профессиональный рост – это непрерывный процесс. Ваши лучшие работы впереди! Учитесь «ставить точку» в работе.

Если нет возможности работать днём, отнеситесь ответственно к качеству освещения. Не рекомендуем использование энергосберегающих и дешевых люминесцентных ламп. Нежелательно большое различие в цветовой температуре монитора (стандартно настраивается на цветовую температуру, близкую к 6500К) и внешнего освещения (например, черезчур тёплый оттенок ламп накаливания и галогенных). Помимо профессиональных ламп (с высоким индексом цветопередачи: “CRI” или “Ra” >95), оптимальным типом освещения для работы c фото в жилом помещении будет качественный (Ra >80, лучше >90) светодиодный свет с цветовой температурой 4000-5500К (также обозначаемый “Daylight”).

Жесткие требования стандартов ISO к освещению рабочих мест в условиях жилых помещений практически недостижимы (и в этом также может состоять проблема некорректного восприятия отпечатков и их сравнения с экраном), однако, с учётом вышеизложенных рекомендаций, можно попытаться к ним приблизиться.

Самостоятельно оценивать или демонстрировать изображение окружающим следует под минимальными углами обзора: лучше занять правильную позицию, либо повернуть монитор к другому наблюдателю, чем получить (создать) искаженное представление о цветах вашей работы. Ещё раз напомним, что в случае использования мониторов с неподходящим типом матрицы, т.н. «эффективный угол обзора» (когда ни цвет, ни оттенок изображения на экране не изменяется) может составить всего ±5° (а далее последуют грубые искажения цвета, вплоть до негативного).

Калибровка монитора: Pro et Contra

Цветовые профили (спецификации International Color Consortium (ICC), приняты в качестве стандартов ISO) выступают в качестве уникальной характеристики цветовых возможностей вашего экрана (полученной в его текущем состоянии). Они предоставляют операционной системе и графическим программам вашего компьютера информацию о том, как следует скорректировать отображение цвета на экране для его правильного восприятия пользователем.

Профессиональное цветовое профилирование включает следующие этапы:

  • подстройку параметров монитора с помощью его органов управления (либо использование управляющего ПО монитора);
  • аппаратное измерение реальных параметров устройства при помощи специальных приборов (колориметров, спектрофотометров);
  • обработку данных, расчёт и установку цветового профиля в операционную систему (с применением специального ПО);
  • формирование сравнительных отчетов об исходном состоянии устройства, достигнутой точности настройки и его текущих возможностях (при необходимости, могут выступать в качестве официального отчета);
  • настройку механизма управления цветом операционной системы и программ для эффективной работы с цветовым профилем, консультирование по его использованию и восстановлению.

Информация в цветовом профиле должна соответствовать текущим параметрам монитора, иначе профиль окажется малополезным, а в некоторых случаях (это касается т.н. «заводской калибровки» и соответствующих цветовых профилей из комплекта драйвера монитора) – даже вредным!
Если вы не уверены в происхождении и качестве цветового профиля, а также его адекватности текущему состоянию/выбранному режиму работы монитора, лучше используйте стандартный sRGB в качестве компромиссного варианта.

Профиль, построенный по показаниям профессиональных приборов (в отличие от «поделок», полученных путём использования любительских программ и «мастеров настройки цвета») значительно улучшает качество цветопередачи даже бюджетных мониторов, доводя их показатели до установленных стандартами. А профессиональные устройства, прошедшие процесс тщательной настройки, раскроют все свои возможности, обеспечив выполнение самых ответственных работ.

В погоне за идеальным кадром, в реализации таланта и совершенствовании мастерства фотографа, хороший и откалиброванный монитор станет вашим надёжным инструментом! Действуя постоянно и оперативно, продвигая стандарты и технологии, эту надёжность обеспечит вам белорусский сервис сайт!

© сайт, 2016, Все права защищены.
Перепечатка данного материала допускается лишь с письменного разрешения правообладателя.

На протяжении длительного времени огромное количество фотографов делают много снимков местности, природы и людей. Как правило, кроме самих фото, люди еще и делают их обработку на ПК. Стоит сказать, что компьютер фотографа обязан иметь определенные технические параметры.

Очень многое фотографы делают для того, дабы получить качественную картинку того или другого объекта, местности и тому подобное. В общем, окончательная работа с фотографиями должна быть успешной. Тут же влияют некоторые аспекты на все это.

Что влияет на качество созданного фото при обработке

Стоит обратить внимание в первую очередь на то, что качество фото после обработки будет зависеть напрямую от работы процессора в ПК, который использует человек. Для фотографа отлично подойдут процессоры, что готовы справиться с 3D. Второй аспект, что оказывает влияние – оперативная память гаджета. Она нуждается в довольно большом объеме. Однако, самым важным и нужным параметром в девайсе, является сам экран.

Покупать монитор лучше с диагональю в 26 дюймов. Фотограф на большом мониторе может запросто рассмотреть любые мелкие детали. Что касается цветов, то они должны быть яркими, насыщенными и в тоже время натуральными. Обратите внимание и на разрешение монитора. Как правило, оно не может быть ниже 1920 на 1080 точек.

NEC MultiSync EA231WMi

Как уже известно, монитор для фотографа имеет огромное значение. Ведь именно благодаря ему пользователь проводит обработку. В наше время среди самых крупных производителей экранов считается компания NEC. Только цены у фирмы довольно высокие. Зато за свою стоимость вы получаете замечательную цветопередачу и стабильную работу.

Если говорить конкретно о цене экранов, то они могут быть от 700 до 1500 долларов. Тут же все зависит от размеров диагонали. Самой доступной моделью в наше время считается именно NEC MultiSync EA231WMi. Ее диагональ равна 23 дюйма. Разрешение составляет 1920 на 1080 точек. Монитор готов стать незаменимым при работе. К тому же, его можно использовать и для остальных целей.

Apple Thunderbolt Display A1407

Яблочная компания не так давно смогла сделать большой шаг в использовании определённых матриц IPS. Среди всех экранов, что компания предлагает, можно выделить модель Apple Thunderbolt Display A1407. Ее диагональ вышла в 27 дюймов. Данный размер замечательно подойдет для работы с фотографиями. Да и разрешение монитора довольно высокое.

Надо еще обратить внимание на то, что именно наша модель готова производить отображение 16 миллионов цветов. Также надо сказать, что вертикальный и горизонтальный угол обзора экрана равен 178 градусов. Мониторы от Эппл в последнее время пользуются большой популярностью среди огромного количества покупателей.

Dell U2212HM

А вот если ваш бюджет ограниченный, то тогда придется свой выбор остановить на более бюджетной модели монитора. И непосредственное отношение тут имеет Dell U2212HM. Дисплей может замечательно сочетать в себе приличное качество и невысокую стоимость. Фирма во время его создания использовала матрицу E-IPS. Этот монитор сегодня пользователь может купить за 400 долларов.

Экран же имеет диагональ в 21.5 дюйма. Не забывайте о том, что цветопередача в нашем экране немного хуже, чем в выше описанных моделях. Большое количество фотографов в наше время использует для обработки и другую модель от LG. Стоит она 300 долларов. Только тут есть один небольшой минус. Он заключается в низком качестве отображения темных оттенков.

Тип матрицы и другие параметры

Матрица играет здесь большую роль. К самым распространённым матрицам надо отнести TN, PVA, MVA, IPS. Для работы с цветом лучше брать последнюю. Именно этот тип экрана готов подарить наилучшую цветопередачу, замечательные углы обзора и многое другое. А вот первый вариант может подойти только для просмотра фильмов, он же стоит намного дешевле.

Во время обработки фото еще важна и сама однородность подсветки. Тут же не должно быть засветов по краям монитора. Лучше всего увидеть черный и глубокий цвет. В данном плане наилучшим вариантом будут устройства с LED-подсветкой. Не забывайте про цветовой охват. Данный параметр характеризует количество отображаемых красок. И чем больше – тем лучше. Помните, что еще надо уделить внимание калибровке экрана и наличию нескольких предустановок для разных задач.

Если говорить о поверхности дисплея, то тут все зависит от предпочтений пользователя. Глянцевая поверхность готова подарить более контрастное изображение, однако, она же выдает и блики. А вот экран с матовой поверхностью подарит большее удобство в работе, хоть и не готов передавать все тонкости красок. В конце стоит добавить, что при покупке монитора для фотографа, покупатели должны отдавать предпочтение моделям с цифровыми разъемами подключения DVI или HDMI. Ведь от интерфейса также зависит качественное фото.

Видео: лучший монитор для фотографа 2017

Сегодня речь пойдет о выборе жидко-кристаллических мониторов для обработки фотографий. Из прошлой , мы узнали, что:

  • не надо судить о фотографии на неоткалиброванных мониторах;
  • кто занимается обработкой фотографий калибровать монитор надо в обязательном порядке!

Но и сам монитор должен быть качественным и способным передавать натуральные цвета. В чем же их отличия?

- Размер. Самый очевидный и заметный параметр монитора. На своем 13″ мониторе я мучаюсь с обработкой, т.к. при ретуши постоянно приходится приближать/удалять, перетягивать, чтобы работать с оригинальным размером, да и просто очень мелко! Сложно оценить фотографию в полном размере на маленьком мониторе, не понятно — хорошая детализация или нет, приходится опять же приближать, при этом теряется целостность восприятия картинки.Отбор кадров с крупных съемок на маленьких диагоналях превращается в мучение и тратится уйма времени на масштабирование. Вывод: для обработки фотографий выбирайте монитор с большой диагональю! Если это ноутбук, то не меньше 17″ , но и то это как «походный» вариант, для домашней обработки нужна диагональ гораздо больше. Я буду выбирать себе монитор с диагональю от 24″ и больше.

- Тип матрицы — самый главный параметр, который нужно учитывать при выборе монитора. Все современные ЖК-мониторы изготавливаются по технологии TFT. TFT-матрицы также изготавливаются по различным технологиям, со своими плюсами и минусами. Большинство современных мониторов изготовлены по технологии TFT-TN.

  • TFT-TN — это самая старая и дешевая технология, подходящая для работы с текстом и игр. У этих мониторов не самая лучшая цветопередача, низкая контрастность, невозможность получить чистый черный цвет и ограниченные углы обзора. Последнее очень сильно напрягает, стоит немного изменить положение головы — картинка начинает «играть» — то в темных областях появляются детали, то наоборот все проваливается в темноту. Эти мониторы не пригодны для профессиональной обработки фотографий!

Для работы с цветом надо выбирать матрицы сделанные по технологиям TFT: S-IPS , H-IPS, UH-IPS , E-IPS, P-IPS. Такие мониторы не зависят от угла зрения и у них реалистичная цветопередача. Мониторов с технологиями S-IPS и UH-IPS очень мало, поэтому мы их рассматривать не будем.

  • TFT H-IPS - обновленная версия S-IPS в 2007 году. Изображение на этих мониторах стали немного контрастнее и более однородная поверхность экрана.
  • TFT E -IPS — к плюсам относится уменьшенное время отклика и энергопотребления.
  • TFT P -IPS (или Professional IPS) — название говорит сомо за себя — по этой технологии производят профессиональные мониторы с великолепной цветопередачей (более 1 млрд цветов). Но и цена соответствующая, от 30 — 200 тыс. руб.

Вот, два основных параметра по которым можно выбрать достойный монитор. Нет, есть конечно еще и такие параметры как: наличие LED-подсветки, размер точки, соотношение сторон и т.д. но это не главное.

- Изготовитель(бренд). Профессиональные мониторы выпускают не все привычные нам компании электроники. Рассмотрим только самые качественные, нацеленные на узкую аудиторию требовательных потребителей.

Проверка монитора на IPS-матрице перед покупкой

  • На битые пиксели проверяют однотонной заливкой белым, красным, зеленым или синим цветом, битые пиксели будут выглядеть как черные точки .
  • Проверка на равномерность подсветки : делаем заливку черным, выкручиваем яркость на максимум — завалов света в середине и по краям изображения быть не должно, допускается неравномерность ближе к краям горизонтальной плоскости. В центре не допускается никаких неравномерностей, т.к. цветовая гамма будет искаженной.
  • На уровень шума. Если Вы находитесь в тихом помещении и ваш монитор имеет CCFL(ламповую) подсветку, поднесите ухо к задней стенке монитора и плавно меняйте яркость монитора. Встречаются экземпляры, которые довольно громко гудят при определённой яркости.

Подведем итоги

Итак, монитор для фотографа или человека, требовательного к цвету, должен быть.

Дата публикации: 14.05.2015

Буквально 10–15 лет назад перед каждым фотографом в процессе создания снимка вставал мучительный выбор. Он начинался с определения типа плёнки и заканчивался только в процессе проявки фотографии: подбор фотохимии, проявителей, ослабителей, светофильтров, фотоувеличителей, фотоглянцевателей и даже красной лампы для «чёрной комнаты». В наше время этот выбор остался таким же мучительным и томным. Поменялись только объекты - теперь их намного больше, и они стали цифровыми. Речь идёт не о выборе фототехники и аксессуаров. Я хочу рассказать о выборе комплектующих для компьютера, который будет оптимален для работы с цифровой фотографией.

Этой статьёй я начну цикл материалов «Компьютер для фотографа». И первой темой нашего цикла станет выбор монитора.

Монитор - это ваши глаза. Выбирая монитор для работы с фотографией, очень важно учитывать его характеристики, ведь от них полностью зависит конечный результат вашей работы (совокупность цвета и света той картинки, которую вы хотите показать). Фотограф, как и любой творческий человек, полностью полагается на свои чувства. Как музыкант доверяет своему слуху, фотограф рассчитывает на свой взгляд. На свои глаза. Его главная задача - передать окружающим то, что он увидел через объектив фотоаппарата, сохраняя все краски и настроения сюжета.

Каким же должен быть идеальный монитор для фотографа? Для ответа на этот вопрос давайте определимся с основными требованиями. Во-первых, матрица монитора должна максимально поддерживать цветовой охват sRGB (об этом мы поговорим чуть ниже). Во-вторых, в мониторе должна быть установлена матрица типа IPS. При выборе монитора также необходимо учитывать размер, угол обзора, тип поверхности и подсветки экрана. Давайте подробнее рассмотрим каждую характеристику.

Тип матрицы

Матрица - это сердце монитора. Выбирая монитор для компьютера, вы, по сути, выбираете матрицу. От этого выбора зависят практически все остальные характеристики монитора. Давайте разберём типы жидкокристаллических матриц.

На сегодняшний день основными технологиями изготовления ЖК-дисплеев считаются TN, IPS и MVA.

Матрица TN является наиболее простой, при этом она обладает самым высоким показателем времени отклика (то есть картинка на экране обновляется относительно быстро). В прошлом они были довольно широко распространены. TN-матрицы являются наиболее дешёвыми. Плюсы такой технологии на этом заканчиваются. Матрицам этого типа свойственны определённые недостатки: небольшие углы обзора, низкая контрастность, плохая цветопередача и невозможность получить идеальный чёрный цвет. Последний пункт особенно критичен при работе с фотографиями. Вы никогда не отличите на глаз проваленную тень от просто тёмного участка.

Матрица ЖК-монитора, изготовленная по технологии IPS (также известная как SFT), на сегодняшний день единственная матрица, способная всегда передавать полную глубину цветов sRGB. Неоспоримый плюс этой технологии - широкие углы обзора, достигающие 140°. На основе этой технологии уже существует ряд улучшений, получивших названия Н-IPS, AS-IPS, AFFS и др. Так, например, технология Н-IPS превосходит IPS уменьшенным временем отклика и увеличенным уровнем контрастности. С приходом технологии AFFS увеличился угол обзора и яркости. Такая технология сейчас применяется при изготовлении планшетных ПК и смартфонов. Каждая компания-производитель дисплеев (NEC, Hitachi, LG и др.) с каждым годом улучшают модификации IPS-матриц, позволяя этим улучшить характеристики мониторов.

Технология MVA (multi-domain vertical alignment), разработанная компанией Fujitsu, стала компромиссом между технологиями TN и IPS. Достоинствами технологии MVA являются глубокий чёрный цвет (высокая контрастность), а не серый, как в TN-матрицах, и широкие углы обзора (до 170°). Недостатками являются потеря деталей в тенях и зависимость цветового баланса изображения от угла зрения. Эта технология также имеет несколько модификаций: PVA компании Samsung, MVA-Premium и др.

Однако даже сейчас есть профессиональные фотографы, которые работают с устаревшими CRT-мониторами. А всё потому, что пока очень мало доступных по стоимости ЖК-мониторов, способных конкурировать по качеству изображения с кинескопом.

Цветовой охват и количество цветов

Пожалуй, это самый главный параметр монитора, если он предназначен для работы с цветом. Иногда возникает путаница с понятиями «цветовой охват» и «количество цветов». Чаще всего эти характеристики представлены в описании монитора (обычно это 16,2 или 16,7 млн). Цветовой охват и количество цветов - это две взаимодополняющие вещи: цветовой охват определяет, какой диапазон цветов может показать монитор, а параметр «количество цветов» – на сколько градаций он может этот диапазон разбить, чтобы отразить промежуточные оттенки и полутона. Цветовой охват - это аппаратная характеристика монитора: на мониторе с большим цветовым охватом вы сможете получить более чистый, насыщенный цвет.

Параметр «количество цветов» определяет разницу двух соседних цветов - чем больше количество цветов, тем меньше эта разница. Всё пространство воспроизводимых монитором цветов разбивается на 16,2 или 16,7 миллиона градаций. Задать определённый цвет мы можем только с точностью до конкретной градации цвета. Соответственно, если это пространство (цветовой охват) увеличивается, а количество градаций (цветов) остаётся прежним, то неминуемо растёт разница между двумя соседними цветами. Получается, что, с одной стороны, монитор с большим цветовым охватом может показать больше цветов в физическом понимании этого слова, но, с другой стороны, делает это менее точно. На практике такая нехватка количества цветов заметна на плавных градиентах: на них появляются поперечные полоски, каждая из которых соответствует одной градации. Этот эффект можно заметить, растянув на весь экран, скажем, градиент от красного до чёрного: вы увидите на нём узкие равномерные поперечные полоски даже на самом хорошем ЖК-мониторе. Единственный возможный выход заключается в увеличении разрядности цвета до 30 бит (так, чтобы каждой из трёх компонент отводилось бы по 10 бит). На данный момент только единичные мониторы могут работать с 30-битным цветом. Их стоимость - от 100 000 рублей. Например, NEC SpectraView Reference 2180WG LED.

Вернёмся к цветовому охвату. Для наглядного описания диапазона воспроизводимых цветов используется диаграмма, на которой подковообразная фигура изображает весь диапазон цветов, доступных для человеческого зрения. По краям этой фигуры расположены чистые цвета, а при приближении к центру они смешиваются, образуя в итоге точку белого цвета.

Изображения на мониторах с расширенным диапазоном цветов выглядят насыщеннее, чем на обычных моделях. Поэтому калибровка мониторов с расширенным цветовым охватом обязательна. Для любительского использования в стиле «включил и работай» они вряд ли подойдут.

Контрастность и яркость

Контрастность монитора выражается в отношении между максимальной и минимальной яркостью на белом и чёрном фоне соответственно. Яркость - одна из сильных сторон ЖК-монитора. Это количество света, излучаемого дисплеем. Если яркость монитора достаточна высока, это обязательно указывается в рекламных буклетах в качестве одного из основных преимуществ монитора. Но порой технические характеристики монитора не совпадают с реальными. Это касается и яркости. Если нельзя ориентироваться на паспортные данные монитора, то как же тогда оценить его яркость? Лучше всего включить монитор и выставить на максимум его контраст и яркость. Если при этом изображение получается слишком ярким и для комфортной работы потребуется уменьшение яркости, то можно с уверенностью утверждать, что запас по яркости у монитора вполне достаточный.

Угол обзора

Максимальный угол обзора по вертикали или горизонтали определяется как угол, при обзоре с которого контрастность изображения не менее 10:1. А под контрастом изображения понимается отношение максимальной яркости на белом фоне к минимальной яркости на чёрном фоне.

Для фотографа важным обстоятельством является тот факт, что при просмотре изображения под углом к поверхности монитора происходит не падение контрастности, а цветовые искажения. К примеру, красный цвет превращается в жёлтый, а зелёный - в синий. При этом подобные искажения у разных моделей проявляются по-разному, а у некоторых - заметны уже при незначительном угле, который намного меньше угла обзора. Поэтому сравнивать мониторы по углам обзора в принципе неправильно. Точнее, сравнивать можно, но практического значения такое сравнение не имеет.

Таким образом, угол обзора должен стремиться к максимально широкому. У дешёвых матриц угол обзора очень узкий, и при даже небольшом изменении угла просмотра изображение начинает темнеть, а цвета искажаются. Наилучшими параметрами угла обзора обладает ЖК-матрица ISP.

Хорошим примером монитора для обработки фотографий является модель NEC MultiSync PA241W. Это 24-дюймовый TFT P-IPS монитор с контрастностью экрана 1000:1 и углом обзора 178°. Этот монитор способен отобразить более 1 млрд цветов.

Поверхность экрана

И здесь не всё так просто. Поверхность экрана является очень важной характеристикой. Существует два вида: матовая и глянцевая.

Глянцевая поверхность монитора менее удобна для работы, так как на ней отражаются все источники света и освещённые объекты, находящиеся перед экраном и за спиной человека, работающего за компьютером. Отражения сильно мешают при работе с фотографией, приходится часто напрягать глаза и всматриваться в картинку. Но глянцевые дисплеи более «яркие», они обладают более насыщенной, интенсивной и контрастной цветопередачей, хорошо отображают глубокий чёрный цвет. Это плюсы.

Матовые поверхности не обладают отражающим эффектом. Они удобнее в работе, хотя картинка на них выглядит чуть «беднее». Но это относится не столько к работе с графикой, сколько в целом к работе за компьютером.

Размер (диагональ) и разрешение монитора

Это как раз тот параметр, где принцип «чем больше, тем лучше» не работает. И даже вредит. Почему? Давайте разберёмся.

Во-первых, чем больше размер монитора, тем большее разрешение ему нужно. Как следствие, это нагрузка на видеокарту. Если же мы приобретаем более мощную видеокарту, это увеличивает суммарную стоимость компьютера. Во-вторых, для обработки совсем не нужен большой монитор. Фотограф при работе всегда увеличивает фотографию на 300–500%. Так удобнее исправлять мелкие дефекты. Соответственно, зачем нужен большой монитор, если в любом случае придётся увеличивать фотографию? Впрочем, и мелочиться не стоит… Для комфортной работы хватит 24- или 27-дюймового монитора с разрешением экрана 1920х1200 и 2560×1440 соответственно. А если очень хочется и бюджет позволяет приобрести мощную видеокарту (а то и две в режиме SLI), то можно воспользоваться и 30-дюймовым монитором с разрешением 2560х1600. Например, этим монитором может оказаться HP ZR30w.

Для работы с цветом лучше всего подходят IPS-матрицы. Данный тип ЖК-матрицы имеет наиболее правильную цветопередачу, но и более высокую стоимость. Менее пригодны для обработки изображений мониторы с матрицами PVA и MVA. Совершенно не подходят достаточно распространённые дешёвые матрицы TN. Рекомендуемый размер экрана - не менее 24 дюймов. Если вы собираетесь использовать монитор в ярко освещённой комнате или напротив окна, оптимален монитор с матовым экраном. Но окно можно завесить, а свет выключить, и наслаждаться насыщенной и естественной картинкой с глянцевого экрана своего монитора.

Для простоты понимания я разделил рекомендуемые нами мониторы на две подкатегории: обычные и профессиональные. Если вы новичок и пока плохо ориентируетесь в цвете и цветовой калибровке, ваш безоговорочный выбор - обычный монитор. При выборе обычного ЖК-монитора для работы с фотографией придерживайтесь характеристик из предыдущего абзаца. Производитель не столь критичен. Это может быть устройство от Samsung, LG, Asus, Dell и т.д.

Выбор профессионального монитора довольно сложен. Это мониторы компаний NEC, QUATO, EIZO и др. Для комфортной работы подойдут начальные модели этого сегмента (например, NEC Multisync PA241W или NEC Multisync LCD 2490WUXI2). Некоторые профессиональные мониторы имеют встроенный калибратор (к примеру, модель Eizo ColorEdge CG276W стоимостью около 170 000 рублей). А флагманский монитор от компании NEC Display Solutions - модель NEC SpectraView Reference 302. Благодаря своим впечатляющим размерам (30 дюймов), высокому разрешению (2560x1600, 16:10) и отличной однородности характеристик изображения этот монитор идеально подходит для наиболее требовательных областей применения (для допечатной подготовки и просмотра печатных форм на экране, а также для получения изображений с профессиональным качеством цветопередачи). Средняя цена этого монитора 178 000 рублей.

Как видите, выбор есть на любой бюджет. Главное, правильно им распорядиться и подобрать монитор, отвечающий требованиям качественной работы с фотографией. Теперь вы сможете сделать это без особых усилий.

С приходом цифровой эпохи мир фотографии кардинально изменился. Еще каких-то несколько лет назад мы все активно фотографировали и бежали в фотолаборатории печатать свои фотографии. Чуть позже мы начали печатать снимки у себя дома при помощи струйных или сублимационных принтеров. А сейчас? Можете ли вспомнить, когда вы последний раз печатали фотографии? Я поймал себя на мысли, что уже лет пять ничего не печатал. Необходимость отпала. Наши фотографии теперь окончательно стали исключительно цифровыми. Мы смотрим их на мониторах наших компьютеров, выкладываем в сеть и таким образом делимся ими со своими друзьями.

Именно поэтому вторым самым главным инструментом для современного фотографа, неважно профессионал он или простой любитель, после цифрового фотоаппарата является монитор. Но не все мониторы одинаковы. И дело тут вовсе не в размерах, хотя и они, конечно, имеют значение. Обращали ли вы внимание на тот факт, но одни и те же изображения на разных мониторах выглядят совершено по-разному? Где-то картинка смотрится сочной, где-то блеклой, где-то более теплой, а где-то в холодных тонах. В такой ситуации сделать вывод о том, как выглядит изображение на самом деле практически не возможно. Более того, если обрабатывать фотографии на не подходящем мониторе, то велик шанс, что ваши работы будут красивыми только на вашем мониторе. Остальные же увидят перенасыщенные или наоборот изображения со смещенным в ту или иную сторону цветовым балансом. Выход из данной ситуации только один - использование правильного монитора. На сегодняшний день самыми лучшими мониторами для работы с цветом были и есть мониторы с электронно-лучевыми трубками. Но эра их прошла. Время лазерных мониторов еще не настала, поэтому нам приходится выбирать мониторы с ЖК матрицей.

Итак, какими же характеристиками должен обладать такой монитор?

1. Тип матрицы. Существует несколько типов ЖК-матриц, различающихся по технологии изготовления и как результат по качеству воспроизведения изображения. Сегодня на рынке представлены матрицы четырех видов: TN, PVA, MVA и IPS. Для работы с цветом лучше всего подходят IPS матрицы. Данный тип ЖК-матрицы имеет наиболее правильную цветопередачу, но и наиболее высокую стоимость. Менее пригодны для обработки изображений мониторы с матрицами PVA и MVA. Совершенно не подходят наиболее распространенные дешевые матрицы TN.

2. Угол обзора. Он должен быть максимально широким. У дешевых матриц угол обзора очень узкий и при даже небольшом изменении угла просмотра изображение начинает темнеть, а цвета искажаются. Наилучшими параметрами угла обзора обладает ЖК-матрица ISP.

3. Поверхность матрицы. Не смотря на модную современную тенденцию изготовления глянцевых экранов, такой вариант покрытия не подходит для монитора, предназначенного для работы с изображениями. Поверхность должна быть матовая.

4. Подсветка. Для корректной обработки изображений важным фактором является однородность подсветки. Она должна быть идеально ровной по всей поверхности, без засветов по краям. Светодиодная LED-подсветка будет предпочтительней. При этом монитор должен воспроизводить глубокий черный цвет, через который просвечивается подсветка матрицы.

5. Размер. Несмотря на то, что размер имеет второстепенное значение, его роль при обработке изображений, а особенно ретуши, нельзя недооценивать. Наиболее удобный для работы диапазон 22-26 дюймов по диагонали. Самой популярной является диагональ в 24 дюйма.

6. Цветовой охват. Способность монитора отображать расширенный диапазон цветов. Изображения на таких мониторах выглядят насыщеннее, чем на обычных моделях. Но в этой функции кроется потенциальная проблема. Если основная цель фотографа обработка фотографий с последующим выкладыванием их, например, в сеть или передача их кому-либо на цифровом носителе, то полученная красивая сочная картинка при просмотре на другом мониторе будет смотреться вялой и безжизненной. Поэтому калибровка мониторов с расширенным цветовым охватом обязательна.

Теперь, когда мы разобрали требования к монитору для фотографа, перейдем к обзору представленных на рынке современных моделей. Сознательно опустим модели дорогого профессионального сегмента, цены на которые находятся за пределами 1000 евро. Остановимся на бюджетных моделях мониторов, обладающих, тем не менее, очень хорошими характеристиками и пользующихся популярностью у продвинутых фотографов.

1. ASUS PA248q
2. Dell U2412m
3. Nec MultiSync PA241w
4. HP ZR2440w

ASUS PA248q
Добротный функциональный монитор для профессиональной работы с цветом. Имеет строгий минималистичный дизайн. В сравнении с предыдущей ламповой моделью стал немного тоньше и элегантнее. Имеет привлекательную цену. Но качество продуктов ASUS последнее время стало спорным вопросом.


Технические характеристики:
Диагональ: 24”
Тип ЖК-матрицы: IPS
Разрешение: 1920х1200
Время отклика: 6 ms
Яркость: 300 cd/m2
Контрастность: 1000:1/80000000:1
Углы обзора: 178°/178°

Стоимость: 16 000 - 18 000 рублей

Достоинства:
Качественные материалы и точная сборка
Удобное управление
Быстрая матрица
Цветовой охват по стандарту sRGB на 94,9%
USB-хаб на 4 выхода с поддержкой стандарта USB 3.0

Недостатки:
Высокая яркость даже на минимальных значениях
Матовая матрица с сильным кристаллическим эффектом
Проблемы с неравномерной подсветкой на темном фоне

DELL U2412m
Новинка от компании DELL, стабильно выпускающей неизменно качественные продукты. Представленная модель характеризуется, прежде всего, недорогой стоимостью, которая стала возможной благодаря использованию экономичной e-ISP матрицы от компании LG.Display.

Технические характеристики:
Диагональ: 24”
Тип ЖК-матрицы: e- IPS
Разрешение: 1920х1200
Время отклика: 8 ms
Яркость: 300 cd/m2

Углы обзора: 178°/178°

Стоимость: 13 000 - 15 000 рублей

Достоинства:
Стильный современный дизайн
Очень удобная эргономичная подставка
Цветовой охват по стандарту sRGB на 96,4%
Хорошая цветопередача при заводских настройках
Низкая цена
Быстрая матрица
Широкий диапазон изменения яркости

Недостатки:
Плохая равномерность подсветки
Мерцание подсветки
Ощутимый кристаллический эффект

Nec MultiSync PA241w
Самая дорогая модель из представленных в этом обзоре. Профессиональные серии мониторов NEC, к которой также относится и эта модель, практически не уступают продуктами таких именитых компаний Eizo и LaCie. В основе этого монитора лежит матрица P-ISP от все той же компании LG.Display. Такая же матрица, например, применяется в мониторах DELL U2410.


Технические характеристики:
Диагональ: 24”
Тип ЖК-матрицы: P- IPS
Разрешение: 1920х1200
Время отклика: 8 ms
Яркость: 360 cd/m2
Контрастность: 1000:1
Углы обзора: 178°/178°

Стоимость: 34 000 - 36 000 рублей

Достоинства:
Качественные материалы
Датчик освещенности
Большие возможности тонкой настройки монитора
Эргономичная подставка
Слабовыраженный кристаллический эффект
Быстрая матрица
Функциональное ПО в комплекте
Отлично настроенный режим sRGB
Возможность регулировки уровня черного
Широкий диапазон регулировки яркости

Недостатки:
Очень высокая цена на фоне конкурентов
Высокочастотный гул при работе
Высветленные углы на черном фоне
Плохая эмуляция цветовых стандартов
Высокое энергопотребление
Отсутствие HDMI

HP ZR2440w
Эта модель монитора является прямым конкурентом DELL U2412m, поскольку построена на точно такой же e-IPS матрице. Различие заключается лишь в более высоком пределе яркости и внешнем виде. Немаловажен и тот момент, что продукция HP в России традиционно представлена хорошим сервисом и хорошим программным обеспечением.

Технические характеристики:
Диагональ: 24”
Тип ЖК-матрицы: e- IPS
Разрешение: 1920х1200
Время отклика: 6 ms
Яркость: 350 cd/m2
Контрастность: 1000:1/2000000:1
Углы обзора: 178°/178°

Стоимость: 18 000 - 21 000 рублей

Достоинства:
Стильный корпус из качественных материалов
Высокое качество цветопередачи без дополнительной настройки
Высокая скорость матрицы
Широкий диапазон регулировки матрицы без потери контрастности
Эргономичная подставка
Удобное меню
Низкий кристаллический эффект
Отсутствие посторонних шумов во время работы

Недостатки:
Относительно высокая цена
Псевдовосьмибитная матрица
Соответствие стандарту sRGB на 93,6%

Выводы:
Представленные модели имеют крайне схожие технические характеристики, обусловленные использованием производителями фактически идентичной ЖК-матрицы производства LG.Display. Исключение составляет лишь монитор компании NEC с немного иной матрицей, но все той же LG. Выбор моделей мониторов размеров в 24 дюйма крайне мал и выбирать приходится, исходя из брендовых предпочтений, размера кошелька и вкусовых предпочтений. Надеюсь, эта статья хотя бы отчасти поможет в этом выборе.

Оставайтесь на связи!