Перебирая старые фотографии, нашел историю прибытия в наш город подводной лодки Б-307. 23 ноября 2003 года этот экспонат Технического музея АВТОВАЗа без лишнего шума прибыл в речной порт Комсомольского района.
(автор всех фото этого поста - Артем Долгов)

Выпущенная в 1979 году на горьковском судостроительном заводе и отслужившая морякам 20 лет, была списана и в 2001 году оформлена как музейный экспонат. Железная громадина преодолела долгий путь от Кронштадта до Тольятти и стала жемчужиной музейной коллекции. Россиянам эта субмарина стала известна задолго до появления ее в музее ВАЗа, ведь в 1998 году, она участвовала в съемках фильма «Особенности национальной рыбалки».

Лодка проекта 641Б "Сом" (в классификации NATO - "TANGO") бортовой номер Б-307. В настоящее время - экспонат в Техническом музее ВАЗа. Русские дизель-электрические подводные лодки типа "Tango" строились в период с 1972 по 1982 год и являются дальнейшим развитием субмарин типа "Foxtrot". Всего таких лодок на вооружении Военно-морского флота РФ было 18.

Длина судна - 91 метр, высота -14 метров, вес - 2000 тонн. Б-307 могла находиться в автономном плавании 90 суток. Hа ней было установлено 32 противолодочные мины и 24 торпеды.

Подводные лодки проекта 641Б предназначены для борьбы с надводными кораблями и ПЛ противника, находясь на противолодочных рубежах, сопровождения дружественных судов, обороны морских конвоев от субмарин противника.

В пути от Кронштадта до Тольятти предстояло пройти 22 шлюза, 8 из которых шириной всего 17,7 метра. И это при том, что ширина самой лодки вместе с понтонами составила 15 с лишним метров. Восемь разводных мостов в Санкт-Петербурге таили свои опасности, на Онеге метеослужбы прогнозировали сильный шторм. Тем не менее все прошло на удивление легко. Онежский шторм переждали, питерские мосты прошли всего за одну ночь, шлюзы не пострадали, лодка не повреждена.

Понтоны, поддерживающие лодку, сильно замедляли движение. Два буксира очень медленно, с огромным трудом заводили субмарину в порт.

Мы люди отзывчивые, всегда готовые помочь хорошему делу. Поэтому, засучив рукава, взялись за трос. И выдернули репку... тьфу, ты - потянули лодку))).

Сейчас в музее лодка выглядит более импозантно. Но в этих потертостях и ржавчине чувствовалась какая-то правда, реальность жизни. Так и хотелось представить, что лодка возвращается из трудного похода с победой.

Поначалу создалось впечатление, что лодку пришвартуют прямо к пассажирскому причалу, где все горожане смогут на нее посмотреть (совершенно бесплатно, между прочим). Но оказалось, что капитан первого буксира решил заранее начать разворот, не доходя до грузовой части гавани. Да еще и поворачивать решил вдоль пассажирской стенки.

Это один из главных экспонатов технического музея АвтоВАЗа — дизельная подводная лодка проекта 641 «Б-307», длина которой составляет 91 метр, а высота приблизительно равна пятиэтажному дому (14 м), вес — 2 000 т. Подводная лодка была построена на Горьковском судостроительном заводе в 1979 году. Всего таких лодок на вооружении Военно-морского флота РФ было 18. «Б-307» — самая большая дизельная подводная лодка в составе Военно-морского флота Российской Федерации.

Вот такую историю рассказывают:

Подводная лодка «Б-307» должна была оказаться в Тольятти уже летом 2003 г. Однако, из-за того, что в Баренцевом море при транспортировке «К-149» произошла трагедия, в результате которой погибли люди, Министерство ВМФ потребовало, чтобы при транспортировке в Автоград «Б-307» были усилены меры безопасности. Подготовка лодки к переходу из Кронштадта в Тольятти шла несколько месяцев. Лодка была тщательно загерметизирована, ее освободили от твердого и жидкого балласта общим весом в 354 т, демонтировали ряд узлов и установили на понтоны. На понтонах с помощью двух буксиров «Б-307» начала свой долгий путь в Тольятти из Финского залива по Неве. За одну ночь эшелон длиной около ста сорока метров прошел все восемь мостов Санкт-Петербурга. Столь же успешно эшелон прошел Ладожское, Онежское и Белое озера, Рыбинское водохранилище. В экипаже сопровождения лодки стояли несколько вазовцев, специалисты спасательно-поисковых работ ВМФ и главный консультант по подготовке подлодки к переходу – мичман Михаил Голотюк, который отслужил на этой лодке долгие годы.

Будущий экспонат музея пришвартовали в тольяттинском речном порту, а потом отогнали в поселок Приморский, где для «Б-307» был специально сооружен причал. Осенью 2004 года субмарину вытащили из воды на сушу, а зимой 2005 года ее по специально расчищенной дороге длинной в 4,5 км доставили в музей. Перед тем, как извлечь субмарину из воды, тольяттинские инженеры специально ездили в Кронштадт, чтобы посмотреть, как поднимают подводные лодки на берег для ремонта. Это очень сложная операция, к которой готовились целый год. До музейной площадки субмарину катили по льду. От берега Волги «Б-307» буксировали 9 военных тягачей БАТ на гусеничной тяге. В общей сложности, для транспортировки подлодки было задействовано 15 единиц военной техники, специально выписанные для этой цели с военного полигона в Тоцком.

До появления подводной лодки самым большим экспонатом в техническом музее являлся бомбардировщик ТУ-16. Но, когда установили субмарину, по сравнению с гигантской подлодкой бомбардировщик показался просто игрушкой.

По словам первого заместителя мэра Тольятти Николая Ренца, подводная лодка городу необходима, чтобы традиции не были потеряны. Лодка станет предметом гордости, данью нашей истории. Это знак уважения, показатель качества и уровня инженерной техники Советского Союза, России.

Несомненно, «Б-307» - гордость отечественного подводного флота и рукотворный памятник создавшим ее горьковским конструкторам. Конструкторам, которые не только навечно вписали свои имена в историю Военно-Морского флота, но и показали, насколько наша инженерная мысль обогнала идеи зарубежных ученых. Доблестью советских и российских инженеров восхищаются во всем мире: «близнец» «Б-307» - дизельная лодка «Б-515», уже несколько лет стоит в Национальном музее в Гамбурге – колыбели военного флота. Уникальность музейного экземпляра в том, что, в отличие от других подводных лодок, приобретенных музеями, тольяттинскую субмарину транспортировали от Кронштадта до Автограда целиком, не разрезая судно на части. Ничего подобного в мире еще не случалось. Аналогичные субмарины, купленные другими музеями всегда перевозили по частям. Их разрезали, потом, доставив, на место сваривали, окрашивали и т.д.

Кто еще не был в этом музее вот краткая экскурсия:

Технический музей ОАО «АВТОВАЗ»

Телефон: (8-848-2) 72-66-20.
Технический музей ОАО «АвтоВАЗ» работает ежедневно с 9 до 17 часов.

В 2006 году технический музей ОАО «АвтоВАЗ» отметил свое пятилетие.

Созданный в Тольятти «Технический музей ОАО «АВТОВАЗ» уже сегодня можно назвать одним из крупнейших в России музейно-парковым комплексом. Идейный замысел музея принадлежит бывшему заместителю главного конструктора АО «АВТОВАЗ», а ныне заместителю директора по техническому развитию С.П. Прохорову. Музей ведет свою историю с 1998 года. Именно тогда по инициативе вице–президента АО АВТОВАЗ К.Г. Сахарова мэрией Тольятти было принято постановление «О разрешении ОАО «АвтоВАЗ» проектирования музея техники «.

Целью создания музея является формирование общественного сознания на основе культурно-исторических ценностей России и ОАО «АВТОВАЗ, воспитание молодежи с позиции патриотизма, исторической духовности, гордости за отечественную науку, конструкторскую мысль и промышленность, выпускающую передовую технику; воспитание здорового образа жизни через занятия спортом в технических секциях, кружках, клубах; организация досуга жителей и гостей города Тольятти; создание городской культурной среды; сохранение и преумножение традиций отечественной инженерной и военной мысли, визуализация российских технических достижений и патриотическое воспитание молодежи.

5 октября 2000 г. Совет директоров «АвтоВАЗа» под председательством В.В. Каданникова одобрил создание «Технического музея ОАО «АвтоВАЗ» в составе дирекции по техническому развитию. Решение Совета директоров было поддержано Советом трудового коллектива, Советом ветеранов и Профсоюзным комитетом ВАЗа.

Осенью 2000 г. на земельном участке площадью 12 га, бывшего местом стихийной свалки металлолома началось строительство музейно-паркового комплекса. Дизайн-проект «Технического музея» был создан помощником вице-президента по техническому развитию М.В. Демидовцевым.

7 сентября 2001 года состоялось торжественное открытие I очереди Технического музея, приуроченное к пятнадцатилетию Научно-технического центра. К тому времени фонды музея насчитывали более 300 экспонатов, отражающих развитие автомобильной, бронетанковой, авиационной, инженерной, радиолокационной, железнодорожной и прочей техники, а также ракетно-артиллерийского и морского вооружения.Сегодня музейно-парковый комплекс занимает площадь 38 га и насчитывает более 460 экспонатов.

Представляют особый интерес грузовые и легковые автомобили отечественного и импортного производства: ЗИС-5, ГАЗ-М1, ГАЗ-51, ГАЗ-М20 «Победа» и автомобили иностранного производства: «Форд GPV», «Виллис», «Студебеккер», «Чепель».В экспозиции железнодорожной техники представлены паровозы серии «Л», «ЭР», «ТЭ», «СО-17», «ЕА», тепловоз «ТЭМ-1», три бронированные платформы, грузовая дрезина и железнодорожный мотовоз.

Созданный в Тольятти музей уже сегодня можно назвать одним из крупнейших в России музейно-парковым комплексом. Идейный замысел музея принадлежит бывшему заместителю главного конструктора АО «АвтоВАЗ», а ныне заместителю директора по техническому развитию С.П. Прохорову.

Музей ведет свою историю с 1998 года. Именно тогда по инициативе вице-президента АО АВТОВАЗ К.Г. Сахарова мэрией Тольятти было принято постановление «О разрешении ОАО «АвтоВАЗ» проектирования музея техники». Осенью 2000 г. на земельном участке площадью 12 га, бывшего местом стихийной свалки металлолома началось строительство музейно-паркового комплекса.

7 сентября 2001 года состоялось торжественное открытие I очереди Технического музея, приуроченное к пятнадцатилетию Научно-технического центра. К тому времени фонды музея насчитывали более 300 экспонатов, отражающих развитие автомобильной, бронетанковой, авиационной, инженерной, радиолокационной, железнодорожной и прочей техники, а также ракетно-артиллерийского и морского вооружения.

В коллекции музея собраны образцы вооружения времен I и II Мировых войн. Здесь можно увидеть бастионные пушки, 122-х мм гаубицы образца 1910 /1930 гг., танки Т-34-85, ИС-3, Т-70 и чешский танк «PzKpfw 38t» «Прага», воевавший на стороне Германии, легендарная реактивная система залпового огня БМ-13 «Катюша», самоходная артиллерийская установка ИСУ-152, шведская зенитная пушка «Бофорс» и т.д.

Выставлены опытные образцы техники, стоящей на вооружении современных армий: вертолет МИ-24 , дистанционно-летательный аппарат «Пчела-1ТМ», 152-х мм самоходная гаубица «Акация» 2СЗМ, самоходные пушки 2С5 «Гиацинт» и 2С7 «Пион», танк Т-80У, зенитная самоходная установка «Шилка», самолеты МиГ-29 и Миг-31, боевые машины десанта и т.д.

8. В 2004 году музей пополнился самым высоким экспонатом (24 метра). Это низковысотный обнаружитель и станция подсветки целей, которые входят в состав зенитно-ракетного комплекса средней дальности С-300.

12. Очевидно, что в музее собрана коллекция технических средств, которыми может гордится наша страна. Угадайте, каких именно автомобилей нет в коллекции музея? :)

13. Тяжелая дорожная техника.

14. Неопознанный грузовичок с прицепом, судя по всему попавший сюда прямиком из Фоллаута.

15. В 2003 году технический музей получил приз администрации Самарской области «Серебряная чайка» за высокие достижения в области туризма в номинации «Лучший объект экскурсионного показа».

16. Капсула для запуска беспилотного летательного аппарата на автомобильном шасси.

17. И шасси для транспортировки.

18. Мобильная радиолокационная установка.

19. Экспозиция десантируемой техники, в этом же зале представлено шасси лунохода и марсоход.

20. В экспозиции железнодорожной техники представлены паровозы серии «Л», «ЭР», «Т», «СО-17», «ЕА», тепловоз «ТЭМ-1», три бронированные платформы, грузовая дрезина и железнодорожный мотовоз.

Экспозиция музея действительно впечатляет.

«Технический музей ОАО «АВТОВАЗ» можно назвать одним из крупнейших в России музейным комплексом. Музей ведет свою историю с 1998 года. Именно тогда по инициативе вице–президента АО АВТОВАЗ К.Г. Сахарова мэрией Тольятти было принято постановление «О разрешении ОАО «АвтоВАЗ» проектирования музея техники «.


МАЗ-537Г.

Осенью 2000 г. на земельном участке площадью 12 га, бывшего местом стихийной свалки металлолома началось строительство музейно-паркового комплекса.


7 сентября 2001 года состоялось торжественное открытие I очереди Технического музея, приуроченное к пятнадцатилетию Научно-технического центра. К тому времени фонды музея насчитывали более 300 экспонатов, отражающих развитие автомобильной, бронетанковой, авиационной, инженерной, радиолокационной, железнодорожной и прочей техники, а также ракетно-артиллерийского и морского вооружения.


Сегодня музейно-парковый комплекс занимает площадь 38 га и насчитывает более 460 экспонатов. И это не считая «мелких» экспонатов!


38 гектар, на слух не воспринимаешь, а вот попробуй обойти, дня не хватит. Так и нам не хватило, но основную часть экспонатов посмотрели!
Здесь можно найти технику как первой так и второй Мировой


Средний танк Т-54-2 представляет собой модернизированный вариант танка Т-54-1.


Самое тяжелое из советских полевых орудий времен ВОВ — 203-миллиметровая гаубица образца 1931 г., имеющая обозначение Б-4.


Инженерная машина разграждения ИМР-2 предназначена для обеспечения продвижения войск путем оборудования колонных путей в труднопроходимых условиях (лесные завалы и разрушения после бомбардировок и применения ядерного оружия) и проходов в минных полях!


БТР-60ПА — являлся основным бронетранспортёром советских мотострелковых частей в 1960-е годы


Гусеничный транспортер ГТ-Т


Р-145 - советская командно-штабная машина. Создана на базе бронетранспортёра БТР-60ПА оснащена водометным движителем!


Т-70 - советский лёгкий танк периода Второй мировой войны.

Так же в музее много самолетов и вертолетов:


Ми-6 - советский тяжёлый многоцелевой вертолёт.

И другие:


Бомбардировщик Ту-16


Ан-26 - транспортный турбовинтовой самолет


Легкий транспортный самолет Ан-2


Студебекер US-6.


Передвижная дизель-электростанция.


Экспозиция ЗИЛов и БЕЛАЗа.


Предположительно заправщик, кстати у некоторых тягачей кабины были открыты!


Многоосный заправщик.


ЗРК С-300ПС.

БМ-30 РСЗО «Смерч».

Кроме того в музее есть несколько тракторов:)

Представлена железная дорога с паровозами, тепловозами, спец вагонами и целым бронепоездом!

И даже это еще не все!


В отдельном здании стилизованном под паровозное депо располагается кспозиция космических аппаратов и военной техники. Еще там представлена кабина пилота самолета… Здесь я показал лишь малую часть того, что находиться в этом поистине огромном музее! Совет будущим посетителям: на осмотр всей техники нужно не менее 6 часов (эт если бегло), а так весь день можно гулять, а если вы увлекаетесь моделизмом, то это для вас просто рай!

Оригинал статьи находится на сайте ИнфоГлаз.рф Ссылка на статью, с которой сделана эта копия -

22 апреля, исполнилось 10 лет, как на площадке Технического музея АВТОВАЗа была установлена подводная лодка Б-307. Ровно десятилетие назад, 22 апреля 2005 года в 15 часов 20 минут, завершилась почти двухлетняя эпопея, которая началась у стенки дока "Трех эсминцев" Кронштадтского морского Ордена Ленина завода в мае 2003 года.

Проект 641-Б "Сом" ("Танго" по классификации НАТО) был разработан в Ленинграде в ЦКБ МТ "Рубин", строительство кораблей осуществлялось на заводе "Красное Сормово" в Горьком (ныне Нижний Новгород). Это одна из самых совершенных для своего времени дизельных больших океанских подводок лодок. Отличалась улучшенной обитаемостью, повышенной скрытностью (имела противогидролокационное покрытие корпуса и "стелс" покрытие на выдвижных устройствах), малой шумностью, высокой степенью автоматизации и надежности систем управления, большой глубиной погружения, совершенным навигационным и новейшим гидроакустическим комплексами. Впервые на советских дизельных лодках на ней была установлена полноценная цифровая боевая информационная управляющая система (БИУС), способная решать навигационные задачи, задачи маневрирования и управления стрельбой при выходе в торпедную атаку и постановке минных заграждений, а также автоматическая система перезарядки торпедных аппаратов. Подобные лодки строились с 1973-1982 гг. "Б-307" - одна из самых больших дизельных подводных лодок в составе Военно-морского флота СССР и РФ и по этому параметру уступала только старой дизельной подводной лодке с крылатыми ракетами пр. 651. Ее длина: 91 метр, высота: 14 метров, подводное водоизмещение 3600 т. Всего таких лодок было построено 18. Вооружение: 24 торпеды и 32 противолодочные мины. Время автономного плавания до 90 суток. Срок службы "Б-307" в составе Краснознаменного Северного флота составил 22 года.

Входила в состав 4 эскадры подводных лодок Северного флота с базированием в г. Полярный. В ходе службы неоднократно выполняла учебно-боевые задачи в акватории мирового океана. Несла боевую службу в составе 5 ОПЭСК ВМФ СССР в Средиземном море. По боевому предназначению - многоцелевая. Основная задача - обнаружение и готовность к уничтожению в военное время атомных подводных лодок вероятного противника, авианосцев, боевых кораблей и транспортных конвоев, а также постановка минных заграждений. Основное вооружение торпеды и морские мины калибра 533 в обычном и ядерном снаряжении.

В середине 1990-х лодка встала у причалов Кронштадтского морского завода на средний ремонт. В сложные "девяностые" вместо двух лет планового ремонта подводная лодка простояла у причалов завода пять лет и была отремонтирована только на 90% от боевой готовности. Первого декабря лодка была выведена из состава ВМФ. Торжественно спустив флаг, ее поставили в отстой для дальнейшей утилизации.

В это время руководство ОАО "АВТОВАЗ" приняло решение о создании Технического музея, в котором в качестве экспоната планировалось поставить настоящую подводную лодку и обратилось к командованию ВМФ России с просьбой о передаче для этой цели списанного корабля. Просьба была удовлетворена. В конце мая 2003 года лодка Б-307 была поставлена в док "Трех эсминцев" для подготовки к переоборудованию в музей. С целью уменьшения осадки из лодки было выкачано 300 тонн жидкого и выгружено 117 тонн твердого балласта.

Для прохода по внутренним речным путям к порту Тольятти на лодку установили пять пар понтонов, в результате чего корабль получил необходимую осадку. Из Кронштадта лодка вышла 1 ноября 2003 года. Караваном из двух буксиров ее провели Ладожским, Онежским, и Белым озером, через шлюзы Мариинской системы и Волги, мимо родного Нижнего Новгорода в Тольятти. Переход составил более 2200 километров.

Не менее сложным для субмарины и в определенным смысле уникальным по инженерному решению стал сухопутный путь к музею. Для ее перемещения по суше был изготовлен настил (так называемая "лыжа") длиной 91 метр с кильблоками, с точностью повторяющими контуры лодки. Установка лодки на "лыжу" потребовала (sic!) дноуглубления реки Волги в районе выхода судна на берег. Уклон береговой зоны был уменьшен для плавного выхода лодки на сушу, спланирована трасса шириной 36 метров длиной около 5 километров. Для буксировки лодки использовались средства разрушения и преодоления препятствий (БАТ-2) и эвакуаторы танков (БРЭМ-1 и БТС-4). Усилия тягачей многократно увеличивались за счет систем блоков и подземных якорей.

На своем пути по суше подводная лодка весом в 2200 тонн преодолела оживлённую автомобильную магистраль Тольятти - Приморский, канал сточных вод химических заводов Северного промузла. Наконец, 22 апреля 2005 года в 15 часов 20 минут подводная лодка Б-307 была установлена в экспозиции Технического музея.

В настоящее время является одним из самых посещаемых экспонатов, широко используется в интересах военно-патриотического воспитания молодежи и пользуется большой популярностью у жителей Тольятти, Самарской области и гостей.

В музее Тольятти появится гигантский экспонат.
Сергей ИШКОВ, Самара

Уже следующим летом жители Самарской области смогут увидеть в Техническом музее
"АвтоВАЗа" новый экспонат. Это подводная лодка Б-307 (проект 641), самая
большая дизельная подлодка в составе ВМФ РФ. Уникальность музейного экземпляра
в том, что в отличие от других подводных лодок, приобретенных музеями,
тольяттинскую субмарину транспортировали от Кронштадта до Автограда целиком, не
разрезая судно на части.

Б-307 была построена на горьковском судостроительном заводе в 1979 году. Всего
таких лодок на вооружении Военно-морского флота РФ было 18. Длина судна - 91
метр, высота -14 метров, вес - 2000 тонн. Б-307 могла находиться в автономном
плавании 90 суток. Hа ней было установлено 32 противолодочные мины и 24
торпеды.

Руководство Тольяттинского технического музея еще в 1998 году просило
командование Балтийского флота продать какую-нибудь списанную подлодку. Как раз
в это время готовилась к списанию Б-307, около 20 лет прослужившая морякам
верой и правдой. В 2001 году субмарина была оформлена, как музейный экспонат.

..
Перед перегоном лодку освободили от твердого и жидкого балласта общим весом в
354 тонны и "посадили" на понтоны. Hа этих понтонах, прикрепленных к лодке с
обеих сторон, два буксира и доставили субмарину в Тольятти. Hа перегон из
Санкт-Петербурга в Автоград ушел месяц. В конце ноября 2003 года будущий
экспонат музея пришвартовали в тольяттинском речном порту, а потом отогнали в
поселок Приморский, где для Б-307 был специально сооружен причал.

Сейчас субмарину вытаскивают из воды на сушу. Это очень сложная операция, к
которой готовились целый год. Тольяттинские инженеры специально ездили в
Кронштадт, чтобы посмотреть, как поднимают подводные лодки на берег для
ремонта. В настоящий момент Б-307 показалась из воды уже на треть.

После того как субмарину полностью извлекут на сушу, ее по специально
расчищенной дороге длиной 4, 5 километра потянут в музей. Делать это его
сотрудники намереваются по льду, поэтому транспортировка подлодки к месту будет
возможна только в конце января начале февраля, когда грянут настоящие морозы.
Тогда-то Б-307 и покатится по ледяной трассе прямо к отведенной для нее
музейной площадке.

Hадо сказать, что до сих пор самым большим экспонатом в техническом музее
являлся бомбардировщик Ту-16. Hо, когда установят субмарину, по сравнению с
гигантской подлодкой бомбардировщик покажется просто игрушкой.

Сотрудники Технического музея уверены, что прийти посмотреть на настоящую
подводную лодку захотят тысячи людей. Тем более что именно эта субмарина в 1998
году участвовала в съемках всенародно любимого фильма "Особенности национальной
рыбалки".

..
6 декабря 2004 г.
Русский курьер


Тольятти, Технический музей ОАО "АвтоВАЗ". Здесь в качестве экспоната находится "Б-307" - самая большая дизельная подводная лодка ВМФ России. Габариты впечатляют: длина - 91 метр, высота - 14 метров, вес - 2 000 тонн. Установили субмарину 22 апреля 2005 года.



"Б-307" заложили на судостроительном заводе "Красное Сормово" в Горьком в начале марта 1980 года, а уже 30-го сентября спустили на воду. 30 декабря был подписан акт приема, лодка вступила в строй и началась боевая служба: Баренцево море, Средиземное, Атлантика и снова Северный флот. Свой боевой путь субмарина закончила в 2001 году в Кронштадте.


После списания она была выкуплена Волжским автозаводом. Интересно, что моряки сначала хотели подарить лодку музею, но вмешались федеральные власти - благородный порыв флота был расценен как разбазаривание гос. имущества. В итоге АвтоВАЗ купил подлодку за 768 тысяч рублей. Аналогичная лодка, купленная московским музеем, обошлась в 48 миллионов рублей.


При передаче лодки военные демонтировали часть оборудования, которое предполагалось использовать как запчасти для аналогичных субмарин: сняли перископы, средства радиосвязи, пульты управления.


Субмарина технического музея АвтоВАЗа транспортировали из Кронштадта в Тольятти целиком по решению заводского руководства. Ничего подобного в мире еще не случалось. Аналогичные субмарины, купленные другими музеями всегда перевозили по частям. Их разрезали, а потом, доставив, на месте сваривали и окрашивали.

Подготовка подводного корабля к транспортировке по внутренним водным путям проводилась на Кронштадтском морском заводе. Были выполнены работы для обеспечения непотопляемости, выгружен балласт и установлено 8 понтонов для обеспечения необходимой осадки. 3 ноября 2003 года подводная лодка "Б-307" с помощью двух толкачей отправилась из Кронштадта в Тольятти. Длина пути составила 2246 км. За время перехода лодка прошла восемь разводных мостов в Санкт-Петербурге и 22 шлюза, 8 из которых шириной всего 17,7 метра.

ПЛ Б-307 подходит к шлюзу на ВБК. Фото с rechflot-63

В порту Тольятти. Фото с rechflot-63

До весны следующего года лодка зимовала у берега, а по весне, вместе со льдом, самовольно ушла в Жигулёвское море. Уплыть далеко не дали - с помощью речных буксиров ПЛ вернули на место стоянки. Дальше начинался самый сложный этап - вывод подводной лодки из воды на берег и транспортировка ее на территорию технического музея. Уклон береговой зоны был уменьшен для плавного выхода лодки на сушу и спланирована трасса длиной около 5 км и шириной 36 м. Лодку тянули 9 военных тягачей БАТ, специально для этой цели выписанные с Тоцкого полигона.

Выход на берег. Фото с rechflot-63

После того как лодку вытащили на берег, она толком не охранялась. Соответственно, вандалы выломали и вывезли весь цветной металл, до которого смогли дотянуться.

2004 год. фото отсюда

Чуть больше года занял путь от Волги до места последней стоянки на территории музея. 22 апреля 2005 года в 15 часов 20 минут подводная лодка "Б-307" была установлена на специально подготовленное основание на территории Технического музея ОАО "АвтоВАЗ". В июне 2016 года, внутрь ПЛ начали водить экскурсии.

Интересный факт: В 1998 году эта лодка участвовала в съёмках фильма "Особенности национальной рыбалки" в роли мини-субмарины. Именно в её баки егерь Кузьмич выливает контрабандную водку.