Съемки городов и поселков следует выполнять с использованием материалов аэрофотосъемки.

Фотографическое изображение местности на фотопланах или фотосхемах дает проектировщику наглядное и полное представление о территории города, внутриквартальной застройке и ее состоянии, об отдельных сооружениях, характера и густоте зеленых насаждений, поймах рек, оврагов и т. п.

Преимущество аэрофотосъемочных материалов заключается также в том, что по материалам одного и того же залста, не дожидаясь завершения полного цикла съемочных работ, можно быстро получить фотопланы или фотосхемы различных масштабов для топографического обеспечения соответствующих видов проектно-планировочных работ.

Большое значение имеет применение аэрофотосъемки для обновления и уточнения имеющихся топографических планов.

Различают в основном два метода аэрофототопографической съемки:

комбинированный, когда контурную часть плана получают в виде фотоплана, а съемка рельефа выполняется непосредственно на местности (на фотоплане) с применением мензулы или нивелира; стереотопографический, когда по аэрофотоснимкам получают изображение контуров и рельефа с помощью стереофотограмметрических приборов.

Применительно к съемке городов, особенно в масштабах 1: 1000 и 1: 500, возможно сочетание этих двух методов съемки, когда с помощью стереофотограмметрических приборов получают план ситуации и горизонтали внутри кварталов и на незастроенных территориях, а вертикальную съемку проездов выполняют с помощью нивелира.

Для получения фотопланов (особенно при комбинированном методе съемки) стремятся применять длиннофокусные нормальноугольные или узкоугольные аэрофотоаппараты (АФА) для того, чтобы смещения изображения из-за рельефа местности, а также крыш построек (из-за их высоты) находились в допустимых пределах. Выбор фокусного расстояния АФА, таким образом, будет зависеть от масштаба составляемого плана, характера рельефа и застройки. При формате аэрофотоснимков 18X18 см для создания фотопланов можно применять АФА с фокусными расстояниями 200, 350 и 500 мм. При этом АФА с /к = 200 мм следует применять только при созданин фотопланов масштабов 1: 1000, а АФА с fK = 350 н 500 мм - при создании фотопланов масштаба 1: 500.

Масштаб фотографирования задается в несколько раз мельче, чем масштаб создаваемого фотоплана. Выбор масштаба фотографирования обусловлен в основном возможными коэффициентами увеличения имеющихся фототрансформаторов, а также информационной емкостью аэрофотоснимков, обеспечиваемой АФА. Для получения фотопланов определенных масштабов установлены соответствующие масштабы фотографирования: известно, что при одном и том же масштабе фотографирования стереофотограмметрическне определения высот точек местности получаются тем точнее, чем больше угол поля зрения аэрофотоаппарата. Поэтому для стереотопографичес.кого метода съемки незастроенных территорий широко применяются сверхширокоугольные АФА. Однако при съемках застроенных территорий применять эти АФА нецелесообразно, так как перспективные изображения построек будут закрывать значительную часть проездов, тем большую, чем больше широкоугольность АФА п чем выше застройка. В частности, при fK = 70 мм п при нормальных перекрытиях снимков ширина «мертвой зоны» будет равна высоте построек. Поэтому при стереотопо-графической съемке застроенных территорий применяют широкоугольные АФА с /к= 100 или 140 мм, а в некоторых случаях и более узкоугольиые (например, при съемках в масштабах 1:1000 и 1:500). Применять свсрхшпрокоугольные АФА (с /к = 70 мм) для фотографирования застроенных территорий возможно только при малоэтажной застройке и при выполнении второго залета с нормалыюугольиыми или узкоугольпым АФА для составления фотопланов.

Выбор аэрофотоаппарата и масштаба фотографирования при стереотопографической съемке зависит от характера за-тройки (этажности и плотности) п от заданной высоты сечения рельефа, а следовательно, от требуемой точности определения фотограмметрических высот точек местности.

Величины относительных ошибок фотограмметрических высот, определенных по аэроснимкам масштабов 1: 10 000 и крупнее, составляют 1/3000-1/4000 при /,.= 100 мм, 1/3500-1/5000 при /к= 140 мм, 1/4500-1/6000 при /к = 200 мм.

При более мелких масштабах фотографирования величины относительных ошибок будут несколько меньше.

Таким образом, например, стереотопографическая съемка с. высотой сечения рельефа 1 м может обеспечить требуемую точность изображения рельефа (со средней квадратической

ошибкой 0,30 м) при масштабах фотографирования 1: 10 000- 1: 12 000 при /„=100 мм (Н= 1000-1200 м), 1: 8500-1: 10 000 при /„=140 мм (#=1200-1400 м) и 1:7000-1:9000 при /к = = 200 мм (Н= 1400-1800 м).

В то же время при выборе масштаба фотографирования следует учитывать, какое увеличение масштаба плана по сравнению с масштабом аэрофотосъемки может быть обеспечено имеющимся парком стереофотограмметрических приборов. При работе на СПР без координатографа масштаб плана может быть крупнее масштаба снимков только в 2 раза, на СД-3 - в Зраза (можно и в 4, по тогда координатограф не сможет обслужить всю площадь стереопары), на СПР-ЗМ с координатографом и на стереомстрографе практически ограничений нет. Кроме того, для застроенных территорий существенное значение имеет съемка контуров, точность положения которых будет снижаться при слишком большом уменьшении масштаба фотографирования.

При съемке в масштабе 1: 5000 с высотой сечения рельефа 1 м наиболее рационально выполнять фотографирование в масштабе 1:12 000 аэрофотоаппаратом с =100 мм. При сплошной многоэтажной застройке и той же высоте сечения следует учесть, что перспективные изображения зданий, деревьев будут закрывать площадь, равную примерно 0,7 от их высоты при 100 мм и примерно 0,5 от их высоты при = 140 мм. В этом случае целесообразно применять АФА= 140 мм и масштабом фотографирования 1:10 000. Если же стереоскопическую рисовку рельефа выполнять по аэроснимкам, полученным АФА= 100 мм, то для составления фотоплана целесообразно было бы выполнить второй залет с использованием АФА= 200 мм при заданном масштабе фотографирования 1: 20 000.

При съемке в масштабе 1: 2000 с высотой сечения рельефа 1 м масштаб фотографирования целесообразно задавать мельче 1:8000, а в некоторых случаях и 1:6000 (при использовании СД-3). Поэтому фотографирование можно выполнять как АФА=140 мм, так и АФА= 200 мм. На незастроенных территориях целесообразно применять АФА=100 мм, тогда можно делать разреженную высотную подготовку.

Продольное и поперечное перекрытия, прямолинейность маршрутов аэрофотосъемки и остальные показатели качества залета должны соответствовать установленным техническим требованиям.

В застроенной части каждого города имеется много деревьев и зеленых насаждений, кроны которых летом закрывают на аэроснимках от 40 до 80 % территории улиц и проездов. На 1 км проезда приходится в среднем до 45 колодцев выходов подземных коммуникаций, из которых около 50 % закрывается кронами деревьев. Поэтому аэрофотосъемку населенных пунктов с большим количеством зеленых насаждений целесообразно производить весной до появления листвы или осенью, когда листья с деревьев опадут, до появления снежного покрова.

Аэросъемку выполняют в облачную погоду или в утренние и вечерние часы, когда тени наиболее прозрачны. При проявлении аэрофильмов, полученных в солнечную погоду, нельзя допускать чрезмерной контрастности изображения.

На территории городов и поселков имеется густая сеть пунктов опорной геодезической сети, которую необходимо использовать при комбинированном и стереотопографическом методах аэрофотосъемки, что повысит точность планов и удешевит стоимость работ по плановой привязке аэроснимков.

Перед аэрофотосъемочными работами производят маркировку пунктов опорной геодезической сети, оформляя их в виде белых квадратов 0,3X0,3 м или крестов несмываемой краской па тротуарах и проезжей части. В городах с малоэтажной застройкой и проездами без дорожных покрытий в качестве маркировки можно применять окопку, например четырехугольником. Размеры квадрата рассчитывают так, чтобы его изображение на аэроснимке имело размеры 0,4-0,5 мм.

Если размеры изображения пунктов триангуляции превышают 0,5 мм, маркируют центр знака так, чтобы его диаметр на снимке был 0,1-0,2 мм. При малом контрасте знака с окружающим фоном середину его рекомендуется засыпать известью или мелом.

Материалы аэрофотосъемки передают на дальнейшую обработку в следующем объеме: пронумерованные по съемочным маршрутам аэронегативы с цифровой схемой, контактные отпечатки в двух экземплярах, негативы накидного монтажа, репродукции с негативов накидного монтажа в двух экземплярах, паспорта аэрозалетов, журналы оценки фотографического качества негативов, показания радиовысотомеров и статоскопов, характеристика аэрофотоаппарата и затвора, краткая пояснительная записка с указанием оценки качества выполненных работ.


Воздушное фотографирование (аэрофотосъемка), это фотографирование местности и отдельных объектов с летательных аппаратов (самолетов, беспилотных средств, искусственных спутников Земли) с помощью аэрофотоаппарата. В результате воздушного фотографирования получаются аэрофотоснимки, сокращенно аэроснимки.

Виды воздушного фотографирования определяются в зависимости от типа аэрофотоаппарата и положения его оптической оси во время фотографирования, от времени года и суток, способов выполнения и применяемых фотоматериалов. Основными видами фотографирования являются:

Плановое и перспективное. По положению оптической оси аэрофотоаппарата в момент фотографирования.
- Кадровое, щелевое, панорамное. По типу аэрофотоаппарата.
- Одиночное, маршрутное, площадное. По способам выполнения.
- Дневное, ночное. По времени суток.
- Черно-белое, цветное, спектрозональное.
- Летнее, зимнее, переходного периода. По времени года.

Виды аэроснимков определяются преимущественно по видам фотографирования. Например, в результате перспективного фотографирования получаются перспективные аэроснимки, в результате панорамного фотографирования - панорамные и т. п.

Плановое фотографирование.

Выполняется при таком положении аэрофотоаппарата, при котором его оптическая ось в момент экспонирования совпадает с отвесной линией или отклоняется от нее на угол, не превышающий установленного значения (3 градуса при аэрофотосъемке в целях и 25 градусов - в целях разведки). На плановых аэроснимках перспективность на глаз не воспринимается.

Масштаб планового аэроснимка равнинной и холмистой местности практически постоянный, а все измерения на нем могут производиться так же, как и на карте. Наиболее распространены плановые аэроснимки. Они позволяют определять форму, действительные размеры и местоположение объектов и широко используются для измерительных и картографических целей.

Перспективное фотографирование.

Производится при заданном наклонном положении оптической оси аэрофотоаппарата. Обычно для перспективного фотографирования фотоаппараты устанавливаются под углом 45, 60 или 75 градусов. Масштаб перспективного аэроснимка переменный: на переднем плане - крупный, постепенно уменьшается к заднему плану. Перспективные аэроснимки дают более наглядное представление о местности и объектах противника и применяются главным образом для изучения преград, гидротехнических сооружений, горных перевалов, маршрутов подхода к объектам противника, а также для разведки целей, сильно прикрытых средствами ПВО.

Перспективное фотографирование позволяет обнаруживать объекты, для маскировки которых использовались горизонтальные покрытия и кроны отдельно стоящих деревьев. Однако на перспективных аэроснимках хорошо читается только передний план, а задний план просматривается плохо.

Щелевое фотографирование.

В отличие от обычного (кадрового) производится специальным (щелевым) аэрофотоаппаратом, в котором экспонирование фотопленки ведется через узкую, постоянно открытую щель на пленку, перематывающуюся со скоростью полета самолета в масштабе фотографирования. Щелевой аэроснимок представляет собой сплошное (без разрывов) фотографическое изображение полосы местности в виде рулона на всю длину экспонируемой пленки.

Щелевое фотографирование выполняется, как правило, при таком положении щели, которое дает отклонение оптической оси от вертикали на 45 градусов в плоскости полета (вперед или назад). В результате получаются аксонометрические аэроснимки, на которых объекты просматриваются сверху и с одной из боковых сторон.

Измерительные свойства аксонометрических аэроснимков отличаются от плановых кадровых аэроснимков небольшим расхождением в продольном и поперечном масштабах (до 10-15%). Щелевое фотографирование может применяться при слабой освещенности местности (например, в сумерках).

Панорамное фотографирование.

Выполняется специальным (панорамным) аэрофотоаппаратом, у которого во время экспонирования пленки поворачивается объектив в плоскости, перпендикулярной к направлению полета. Панорамное фотографирование обеспечивает большой по ширине захват фотографируемой местности (от до горизонта). На панорамных аэроснимках в центральной части получается плановое изображение местности, а по сторонам - перспективное.

Одиночное фотографирование.

Применяется для разведки отдельных целей (как правило, ночью). Во всех других случаях применяется маршрутное (преимущественно) и площадное фотографирование с перекрытиями между снимками в маршруте (продольное) 20% и более и между маршрутами (поперечное) 30-40%. Двух-, трех- и четырехмаршрутное фотографирование может производиться и с одного маршрута полета, но специальным аэрофотоаппаратом, установленным в качающейся установке. При перспективном фотографировании продольное перекрытие считается по главной горизонтали. Оно должно быть примерно 50%.

Ночное фотографирование.

Выполняется при искусственном освещении местности с помощью пиротехнических средств (фотобомб, фоторакет, фотопатронов) или электрических самолетных осветительных установок (СОУ). Ночные аэроснимки, полученные при освещении фотобомбами, отличаются от дневных тем, что яркость фотоизображения на ночных снимках может быть неравномерной, а тени от возвышающихся предметов будут направлены в разные стороны. При освещении с помощью СОУ тени от возвышающихся предметов на плановых аэроснимках отсутствуют.

Спектрозональное фотографирование.

Производится на фотопленку, состоящую из нескольких слоев, одновременно в нескольких различных зонах спектра, в которых отражательные свойства объектов и окружающего их фона имеют заметные различия, благодаря чему между ними усиливается видимый контраст. По спектрозональным аэроснимкам можно разведать некоторые объекты, под цвет окружающего фона, выявить дополнительные характеристики проходимости и т. п.

Фотографирование радиолокационного изображения местности.

Осуществляется с экрана радиолокационной аппаратуры, установленной на самолете. Радиолокационное изображение местности получается в любое время суток и в любую погоду. С помощью оптической системы радиолокационное изображение проектируется на фотопленку, перемещающуюся со скоростью, пропорциональной скорости полета самолета. В результате на фотопленке получается непрерывное радиолокационное изображение полосы местности по направлению полета.

По материалам книги «Справочник по военной топографии».
А. М. Говорухин, А. М. Куприн, А. Н. Коваленко, М. В. Гамезо.

Виды аэрофотосъемки отличаются один от другого по ряду признаков. Фотографирование земной поверхности с самолета может происходить при различных положениях главной оптической оси камеры аэрофотоаппарата. В зависимости от пространственного ее положения, различают следующие виды аэрофотосъемки: горизонтальную, плановую и наклонную (перспективную). Под горизонтальной подразумевается такая аэрофотосъемка, при которой главная оптическая ось аэрофотоаппарата занимает отвесное положение (б=0), плоскость негатива - строго горизонтальна. Если в момент фотографирования главная оптическая ось камеры аэрофотоаппарата отклоняется от отвесной линии в среднем на 1,0-1,5°, но не более 3,0-5,0°, то такая аэрофотосъемка называется плановой. Фотографирование же с самолета при наклонном положении главной оптической оси аэрофотоаппарата от отвесной линии на углы более 10° называется наклонной, или перспективной аэрофотосъемкой. В том случае, когда на аэрофотосъемке изображается естественный горизонт, аэрофотосъемка будет перспективной с горизонтом. Кроме того, может быть еще планово-перспективная аэрофотосъемка, сущность которой заключается в том, что при полете по одному и тому же маршруту с помощью специальных аэрофотоаппаратов одновременно производятся плановые и перспективные аэрофотоснимки. В зависимости от характера покрытия местности аэрофотоснимками аэрофотосъемка разделяется на ординарную, маршрутную и сплошную. Ординарная аэрофотосъемка представляет собой фотографирование отдельных объектов местности (например, гари, ветровала, склада древесины, участка леса, сплава и др.) одиночными или парными снимками, связанными между собой перекрытиями. Маршрутной аэрофотосъемкой называется воздушное фотографирование с самолета полосы местности по определенному маршруту. В зависимости от объекта, подлежащего аэрофотосъемке, маршруты полетов могут быть прямолинейными (ряд кварталов леса) или криволинейными (вдоль русла реки). При такой аэрофотосъемке между снимками в маршруте осуществляется перекрытие, достигающее 56-60%; оно называется продольным перекрытием. Маршрутная аэрофотосъемка применяется для лесотранспортных, водно-мелиоративных и других работ, проводимых в пределах узкой полосы местности. Производится она путем проложения ряда прямолинейных и параллельных между собой маршрутов, взаимно перекрывающихся. При данном виде аэрофотосъемки, помимо продольных перекрытий между снимками в маршрутах, должно быть соблюдено и заданное перекрытие между снимками соседних маршрутов полета, называемое поперечным перекрытием; обычно оно не превышает 30-40%. По методу последующей фотограмметрической обработки аэроснимков и изготовления конечной продукции различают три вида аэрофотосъемки:

  • 1. Контурную аэрофотосъемку, в результате которой получается только контурный план местности.
  • 2. Комбинированную аэрофотосъемку, при которой топографический план местности создается путем использование материалов аэрофотосъемки, а рельеф изображается на нем горизонталями и условными знаками в результате полевых наземных топографо- геодезических работ, преимущественно с применением мензульной съемки при совместном использовании аэроснимков.
  • 3. Стереофотограмметрическую (высотную) аэрофотосъемку, которая дает возможность получить полный топографический план местности с горизонталями на основании камеральной обработки аэроснимков при небольшом количестве геодезических точек.

Летно-съемочный процесс для всех этих видов аэрофотосъемки в основном один и тот же, но стереофотограмметрическая съемка предъявляет специальные требования к оптике, юстировке аппарата и фиксированию элементов внешнего ориентирования. Аэрофотосъемки можно различать, исходя из масштаба фотографирования. Плановая аэрофотосъемка, в зависимости от получаемого масштаба аэроснимков, разделяются на:

  • а) крупномасштабную - при масштабе фотографирования крупнее 1:10000; аэрофотосъемка летно-съемочный процесс маршрут
  • б) среднемасштабную - при масштабе фотографирования мельче 1:10000 до 1:30000;
  • в) мелкомасштабную - при масштабе фотографирования мельче 1:30000; 1:50000; 1:75000 и предельно до 1:100000.

Фотограмметрическая обработка плановых аэрофотоснимков весьма проста. В условиях равнинной местности она будет заключаться, прежде всего, в устранении искажений от несоблюдения вертикального положения оптической оси фотокамеры и от колебаний высоты полета. Для приведения в известность лесов и обследования их на обширных территориях вполне можно ограничиться использованием упрошенных фотосхем, составленных из приведенных к одному масштабу аэрофотоснимков. Возможность использования плановых аэрофотоснимков для таксации леса без предварительной и сложной фотограмметрической обработки (развертывания, трансформирования) является большим достоинством и позволяет сразу же после аэрофотосъемки применить их для полевых работ. В тех же случаях, когда для решения различных лесохозяйственных, и в особенности лесоинженерных задач, требуется составление более точных планов, создаются фотопланы с соблюдением потребной степени точности (при наличии геодезической основы) путем применения метода фототриангуляции и производства трансформирования аэроснимков. Благодаря сравнительно небольшой величине искажений в изображениях леса на плановых аэрофотоснимках пользование ими не вызывает особых затруднений. При продольном перекрытии в 56-60% создается полная возможность стереоскопического их просмотра, оконтуривания участков, дешифрирования различных категорий площадей и земель и составления их описания.

Основным недостатком плановой аэрофотосъемки считается небольшая производительность ее по сравнению с перспективной и планово-перспективной съемки. Но при современном состоянии техники этот недостаток устраняется в связи с применением широкоугольных объектов, увеличением формата аэрофотоснимков и высоты фотографирования. Аэрофотоснимки наклонной аэрофотосъемки с перспективным изображением снятой местности имеют неизбежно резкопеременный масштаб, уменьшающий от переднего плана к дальнему. При этом значительное уменьшение масштаба на дальнем плане вызывает резкое падение распознаваемости заснимаемых объектов и таксационных показателей насаждений. При перспективной аэрофотосъемке в горной местности, в случае наличия резко выраженного рельефа, на аэрофотоснимках получаются значительные искажения ситуации, появляются «мертвые» пространства, вследствие чего на них не фиксируется ряд важных деталей местности. Стереоскопическое рассмотрение таких аэрофотоснимков возможно. Оно лучше на переднем плане и при небольшой перспективе изображения местности. К числу недостатков перспективной аэрофотосъемки относится большая сложность их фотограмметрической обработки. Сущность щелевой аэрофотосъемки заключается в непрерывном фотографировании полосы местности на движущуюся пленку сквозь узкую щель в фокальной плоскости камеры, расположенную перпендикулярно к направлению полета. При целевой аэрофотосъемке происходит непрерывное экспонирование пленки, поэтому контактный отпечаток имеет на рулонной бумаге вид сплошной ленты. Движение пленки синхронизировано с движением изображения, что и обусловливает резкость снимка. Чаще всего щелевые аппараты делаются двухобъективными; один из них - широкоугольный - дает мелкомасштабное изображение, другой - крупномасштабное. С помощью этих аппаратов можно производить фотографирование с низких высот полета в облачные дни и в условиях сумерек, получать плановые аэроснимки одновременно в различных масштабах, выполнять стереоскопическую съемку под любым заданным углом.

История

Первая аэрофотосъёмка состоялась в г. над Парижем . Её осуществил её французский фотограф и воздухоплаватель Гаспар-Феликс Турнашон , более известный под псевдонимом Надар . .

В 1887 году французский фотограф разработал и выполнил фотосъёмку с помощью воздушного змея .

Голубь с камерой для аэрофотосъёмки

Среди различных способов ведения аэрофотосъёмки есть и довольно экзотические. Так в начале XX века немецкий аптекарь Юлиус Нойброннер запатентовал свой «Способ и средства для фотографирования пейзажей сверху » с помощью почтовых голубей . Этот способ пользовался успехом и завоевал награды на международных выставках в Дрездене , Франкфурте и Париже в 1909-1911 годах Голубиная фотосъёмка использовалась в время Первой мировой войны для ведения воздушной разведки и послужила прообразом современных «живых камер» устанавливаемых на диких и домашних животных.

В Первую мировую войну аэрофотосъёмка для военных целей практиковалась многими лётчиками; в числе этих пилотов был легендарный американец Фред Зинн. Одним из первых известных сражений, во время которых проводилась аэрофотосъёмка, была битва при Нев-Шапель ( г.).

Применение аэрофотосъёмки для картографирования впервые произошло тоже на фронтах Первой мировой войны. В январе г. по приказу генерала Алленби пять австралийских лётчиков эскадрильи № 1 Королевских военно-воздушных сил Австралии сфотографировали местность площадью 1 620 км 2 в Палестине с целью корректировки и улучшения карт турецкого фронта. Лейтенанты Леонард Тэплин, Аллан Браун, Х. Л. Фрэзер, Эдвард Патрик Кенни и Л. В. Роджерс сняли территорию, которая простиралась от линии турецкого фронта на 51 км вглубь тыловых районов. Начиная с 5 января, они летали на истребителях сопровождения «Ройал Эйркрафт Фэктори B.E.2» и «Мартинсайд» (Martinsyde ) с целью отражения атак боевой авиации противника. Пилотам приходилось не только отбивать удары вражеской авиации, но ещё и преодолевать порывы ветра 29 м/с, огонь противовоздушной аритиллерии противника, а также справляться с плохо работающим оборудованием. Поставленная задача была выполнена предположительно 19 января г.

Одним из наиболее успешных инициаторов коммерческого использования аэрофотосъёмки был Шерман Фэйрчайлд, который основал собственную компанию «Фэйрчайлд Эйркрафт» по проектированию и производству самолётов, предназначенных для полётов в условиях высокогорной местности. В 1935 году на борту самолёта аэротопографической службы компании «Фэйрчайлд Эйркрафт» был установлен блок с двумя камерами, работающими синхронно. Каждая камера, снабжённая пятью шестидюймовыми, а также десятидюймовыми линзами, делала снимки с высоты 23 000 футов (7 010,4 ). Один снимок охватывал территорию в 580 км 2 . Один из первых государственных заказов компании предусматривал аэротопографическую съёмку штата Нью-Мексико для изучения почвенной эрозии . Через год Фэйрчайлд применил более совершенную камеру для аэрофотосъёмки высокогорных местностей - она имела девять линз в одном блоке и могла снимать с высоты 30 000 футов (9 144 м ), причём, каждый снимок отображал территорию 1 600 км 2 .

В наши дни, в связи с повсеместным распространением недорогих цифровых фотоаппаратов, многие люди тайно делают снимки, находясь на борту коммерческих самолётов и - всё чаще - самолетов гражданской авиации общего назначения , совершающих частные прогулочные полёты.

Способы аэрофотосъёмки

При съёмке заданной местности плоскость аэрофотоаппарата может занимать горизонтальное или наклонное положение. При этом аэрофотосъёмка называется плановой или перспективной соответственно. Также возможно фотографирование на цилиндрическую поверхность или вращающимся объективом. Такая съемка носит название панорамной.

В основном, аэрофотосъемка выполняется фотоаппаратом с одним объективом, но если требуется увеличить площадь снимка, используются многообъективные аэрофотоаппараты.

Могут выполняться одиночные аэроснимки, кроме того, может производиться фотографирование по определённому направлению или по площади. При этом аэросъёмка носит название маршрутной или площадной, соответственно.

Ведение аэрофотосъёмки

Для корректного прокладывания маршрута при аэрофотосъемке часть участка местности, сфотографированного на одном снимке, обязательно должна быть отображена и на другом. Эту особенность аэрофотоснимков называют продольным перекрытием. Продольное перекрытие - это отношение площади, сфотографированной на двух соседних снимках, к площади, изображённой на каждом отдельном снимке, выраженное в процентах. Обычно значение продольного перекрытия на аэрофотоснимках составляет 60 %, хотя в особенных случаях данные значения могут быть изменены в соответствии с требованиями к этим снимкам.

Если требуется провести аэрофотосъёмку обширного по ширине участка, то фотографирование заданной площади производят серией параллельных маршрутов, имеющих поперечное перекрытие. При такой фотосъёмке стандартное значение перекрытия обычно составляет 30 %.

Для проведения аэрофотосъёмки задаются высота полёта относительно фотографируемой местности, фокусное расстояние камеры аэрофотоаппарата, сезон, время и порядок прокладывания маршрутов.

Из-за подвижности основания при аэрофотосъемке в каждый момент фотографирования центр проектирования объектива и плоскость аэроснимка занимают произвольное положение. Величины, определяющие пространственное положение снимка относительно принятой системы координат, называются элементами внешнего ориентирования снимка. Это три линейные координаты центра проектирования x s , y s , z s и три угла, определяющие поворот снимка вокруг трёх осей координат.

В связи с развитием технологий спутникового позиционирования в последнее время при производстве аэрофотосъёмки (с целью облегчения обработки результатов) большой популярностью пользуются системы GPS и ГЛОНАСС .

Определение координат сфотографированных точек

Для определения пространственных координат сфотографированных точек по аэрофотоснимкам сначала находят элементы внешнего ориентирования снимков. Этими точками могут стать некоторые достоверно определённые координаты геодезических или иных объектов, которые отчетливо видны на снимках. Для установления в полёте элементов внешнего ориентирования аэрофотосъёмки применяют следующие устройства:

В сумме все данные позволяют вычислить координаты центра проектирования. Показания гировертикали дают возможность найти углы наклона снимка. Эти же углы можно определить обработкой снимков, на которых запечатлены звёздное небо, положение Солнца или линия горизонта.

Фотопленки и объективы, применяемые в аэрофотосъемке

Для увеличения качества и точности полученных аэроснимков в настоящее время применяются аэрофотообъективы с высокой разрешающей способностью и малой дисторсией . Также широкое применение нашла аэроплёнка с очень малой деформацией. Падение освещённости по полю зрения должно быть наименьшим, а затвор должен обеспечить очень короткие (до 1/1000 с) выдержки, чтобы уменьшить нерезкость. Сама же аэроплёнка в момент фотографирования должна быть строго выровнена в плоскости.

На сегодняшний день аэрофотографирование производят на следующие типы плёнок:

Кроме этого в настоящее время приобретает популярность съемка на цифровые фотоаппараты, что позволяет достичь оперативности в работе.

Обработка полученных изображений

В настоящее время обработку полученных изображений ведут с помощью специальных компьютерных комплексов - Цифровых фотограмметрических станций (ЦФС) - например, Intergraph ImageStation или PHOTOMOD. При этом дополнительно выполняются коррекции перспективы, дисторсии и иных оптических искажений, цветовая и тоновая коррекция полученных снимков, сшивка смонтированного фотоплана в единое изображение, каталогизация изображений, совмещение их с уже существующими картографическими материалами, включение в Географические информационные системы (ГИС) и пр.

См. также

Техника и аппаратура для аэрофотосъёмки

  • Ан-30 - самолёт воздушного наблюдения и аэрофотосъёмки.
  • Сверхлёгкая авиация - парапланы , парамоторы , автожиры, мотодельтапланы.
  • Уран - светосильные высококачественные объективы для аэрофотокамер.
  • Ортогон - специальные прецезионные ортоскопические объективы для аэрофотокамер.

Примечания

  1. History of Aerial Photography Professional Aerial Photographers Association (retrieved December 21, 2007)
  2. History of Aerial Photography . // papainternational.org. Архивировано из первоисточника 4 июня 2012. Проверено 9 апреля 2012.
  3. Brons, Franziska (2006b), "«Bilder im Fluge: Julius Neubronners Brieftaubenfotografie»", Fotogeschichte Т. 26 (100): 17–36 .
  4. Dr Julius Neubronner’s Miniature Pigeon Camera . // publicdomainreview.org. Архивировано из первоисточника 4 июня 2012. Проверено 6 апреля 2012.
  5. Neubronner, Julius (1920), «55 Jahre Liebhaberphotograph: Erinnerungen mitgeteilt bei Gelegenheit des fünfzehnjährigen Bestehens der Fabrik für Trockenklebematerial» , Frankfurt am Main: Gebrüder Knauer, сс. 23–31, OCLC
  6. Большая Советская Энциклопедия , статья «Аэрофотоаппарат» (eng. aerial camera ).
  7. Биография лейтенанта Леонарда Тэплина (англ.) Retrieved 24 February 2011.
  8. The Complete Encyclopedia of World Aircraft pg. 382 ISBN 0-7607-0592-5 printed 1997
  9. «Wide Area Is Mapped From Air By Giant Ten Lens Camera» Popular Mechanics , October 1935 editors have stated Fairchild Aircraft in hand written comment to left of archived article

Аэрофотосъемка — это съемка местности камерой или фотоаппаратом, установленным на беспилотном летающем аппарате. Различают несколько видов аэросъемки:

  • Перспективная аэрофотосъемка это съемка, при которой фотоаппарат находится в наклонном положении и демонстрирует предметы впереди и в стороне от камеры в натуре. На кадрах легко опознать местные достопримечательности, но изучить детально местность нельзя, так как при любом ракурсе часть территории не просматривается.
  • Вертикальная или плановая характеризуется отвесным положением фотоаппарата. Чаще всего используется в сельском хозяйстве, мониторинге прибрежных зон, лесоустройстве, в процессе строительства и освоения новых земель. Главные преимущества вертикальной аэросъемки – оперативность. Получить данные можно даже в режиме реального времени, что позволит существенно сэкономить время и средства.

Вертикальная аэрофотосъемка в свою очередь делится на несколько подвидов:

  • Линейная (маршрутная) аэрофотосъемка представляет собой ряд фотоснимков, выполненных по заданному маршруту. Она незаменима при работе с узкими и протяженными объектами: в процессе строительства автомобильных и железных дорог, создания линий электропередач, трубопроводов и т.д.
  • Площадная съемка объединяет в себе маршрутные и вертикальные фотоснимки, используется для создания вертикальных фотопланов. Позволяет обрабатывать и совмещать фотографии с топографической съемкой, переводить данные в ортофотопланы.
  • Кадровая съемка используется чаще всего при работе с объектами малой площадью.

Какой вид съемки лучше применить в том или ином случае приходится решать индивидуально, в зависимости от поставленных задач и преследуемых целей.

Топографическая аэрофотосъемка

Данный вид аэросъемки отличается более серьезным подходом, обработкой материла и стоимостью используемого оборудования. Камера, установленная на летательном аппарате, должна быть строго откалибрована, кроме этого полученные снимки необходимо привязать к местности, для этого на земле стоит установить GPS опору с точками, на которых определены координаты, чтобы в дальнейшем выполнить геометрическую коррекцию в фотограмметрических пакетах.

Топографическая аэрофотосъемка требует от исполнителя достаточного уровня профессионализма, поэтому доверять работу малоизвестным компаниям не стоит.

Мы выполняем топографическую аэрофотосъемку при помощи современных квадро и мультикоптеров, беспилотных аппаратов различной модификации с достаточной грузоподъемностью. Они имеют высокую степень стабилизации, поэтому вибрация и помехи во время съемки исключены.

Аэрофотосъемка местности онлайн

Современное оборудование позволяет выполнять аэрофотосъемку в режиме реального времени. Каждый заказчик может следить за работой фотоаппарата на специальном экране, контролировать маршрут и анализировать местность в режиме онлайн. Благодаря наличию мощных квадро и мультикоптеров мы можем получать материалы с высоты от 50 метров до нескольких километров. Один коптер за рабочий день способен отснять порядка 100 га, при работе нескольких коптеров одновременно эта цифра значительно возрастает.

Аэрофотосъемка это уникальная возможность исследовать местность. Полученные данные могут использоваться в самых различных сферах:

  • Для ведения государственного кадастра и контроля градостроительной деятельности
  • Контролирования законности добычи полезных ископаемых
  • Для оперативного реагирования при возникновении чрезвычайных ситуаций
  • Оценки состояния снегового и ледового покрова, анализа стоков рек и мониторинга мест разлива
  • Для анализа состояния сельскохозяйственных угодий
  • Создания информационных географических систем и т.д.

Аэрофотосъемка местности онлайн позволит получить необходимую информацию в рекордно короткие сроки.

Аэрофотосъемка местности это оперативная, объективная и доступная информация!

Студия MediaWorx работает на рынке услуг уже много лет. Аэросъемка местности одно из основных направлений деятельности нашей студии. Мы предлагаем широчайший ассортимент услуг и ответственно подходим к поставленной задаче, гарантируем высококлассный сервис и самые выгодные условия сотрудничества. Если вам нужна топографическая аэрофотосъемка или любая другая аэросъемка местности, вам необходимо:

  • Подать заявку и заключить договор
  • Предоставить или согласовать техническое задание
  • Предоставить доступ к месту проведения работ
  • Получить готовые материалы и оплатить заказ.

Все остальные заботы мы берем на себя. Наши специалисты самостоятельно составят план работ, определят наиболее удобный маршрут, подберут соответствующее оборудование, выполнят аэрофотосъемку местности, обработают материал в соответствии с техническим заданием заказчика.

Аэрофотосъемка местности — это качественный достоверный ортофотоплан, который позволит решить массу задач в водном, земельном и лесном хозяйстве, экологии, картографии, землепользовании и строительстве. Она существенно упрощает инженерно-геологическую разведку, разработку полезных ископаемых и т.д.

Если вы желаете получить качественную аэрофотосъемку, ортофотоплан или цифровую модель рельефа, обращайтесь. Мы имеем богатый опыт аэровидеосъемки, используем новейшее оборудование, профессионально обрабатываем полученные аэрофотоснимки, редактируем, вносим цветные корректировки, совмещаем с существующими картографическими материалами. Оперативная работа и доступная стоимость услуг не оставят поводов для сомнений.

«MediaWorx» — надежная поддержка с высоты!