В связи с тем, что литий-ионный батареи являются на сегодняшний день одним из наиболее востребованных видов энергетических источников, неплохо было бы уделить внимание рассмотрению вопроса объемов запаса литиевого ресурса на планете. В настоящее время большинство последних моделей электрических автомобилей, электрических мотоциклов, скутеров и электровелосипедов комплектуются литий-ионными аккумуляторами - по большей мере по той простой причине, что данный тип батарей действительно способен обеспечить хорошие показатели производительности, при сравнительно малом весе.

Так как масштабное производство электромобилей напрямую связано с вопросом увеличения спроса на литиевые энергетические источники, многие люди задаются вопросом об уровне запасов лития в мире и возможности истощения столь необходимого в производстве аккумуляторных батарей материала. Литий (Li) – наиболее легкий метал, принадлежащий к группе щелочных металлов; третий элемент таблицы Менделеева, используемый в производстве аккумуляторных батарей для современных мобильных телефонов, портативных компьютеров, электрических транспортных средств. При изготовлении химических источников тока он используется в виде металлизированного лития или литиевого соединения с другими элементами. Литий является довольно распространенным на планете, но в то же время редким элементом. Такое несоответствие в утверждении обосновывается тем, что большая часть лития, существующего на планете, не поддается добыче доступными для человека способами. Морская вода содержит миллиарды тонн высокообогащенного разбавленного лития, однако его добыча является довольно трудоемким для современного общества процессом. Концентрированные литиевые породы формируются, как правило, в верхних слоях Земли в виде силиката лития, карбоната лития, хлорида лития. Содержание лития в верхней континентальной коре Земли равно 21 г/т. В последние годы практически вдвое возросло потребление карбоната лития – основного сырья для литийсодержащих продуктов. В отличии от предыдущих поколений аккумуляторов, батареи на основе лития позволили электромобилям проезжать значительно большее расстояние от одной подзарядки. Большинство современных источников сходятся на том, что большая половина мировых запасов лития сосредоточена в центральной части Южной Америке, преимущественно в Боливии – самой бедной стране данного региона, и не где-нибудь, а под просторами обширной боливийской пустыни. До сих пор эта пустыня является одним из наиболее отдаленных и недоступных плато на нашей планете. Однако, несмотря на всю свою недосягаемость, именно этот участок земного шара привлекает десятки и сотни глаз ученых, поскольку под его обширным соляным покровом хранятся огромные запасы лития. В этих местах нет живности, как нет и зеленой растительности – соль делает жизнь здесь невозможной, лишь на краю пустыни можно увидеть несколько правительственных шахт, занимающихся добычей из-под земли солевого рассола. Именно из этого рассола путем выпаривания получают драгоценный литий, один из наиболее ценных на сегодняшний день металлов, способных приводить в движение всю современную электрическую транспортную технику. К сожалению, добыча лития в пустынном регионе Боливии не избавлена и явных недостатков, так как несет непоправимый ущерб пейзажу соляного региона планеты. Расширение объемов добычи этого элемента в Боливии может полностью погубить не только уникальный в своем роде участок планеты, но и нанести непоправимый вред населению близлежащих поселений, так как приведет к исчерпанию и без того скудной системы водоснабжения. Растущая потребность в литиевом ресурсе побуждает гонку, посвященную поиску новых мест локализации третьего элемента. Ряд компаний изучает самые отдаленные уголки земного шара, надеясь найти новые, ранее неизведанные запасы лития. Хочу отметить, что различные организации часто публикуют довольно противоречивые данные о объемах запасов литиевых ресурсов в мире. Цифровые данные разных информисточников о количестве мировых запасов лития довольно существенно различаются между собой.

Оценочные мировые запасы лития в тоннах

Страна Информационный источник №1 Информационный источник №2 Информационный источник №3 Информационный источник №4
Аргентина нет данных 2 000 000 2 710 000 6 000 000
Австралия 220 000 260 000 262 800 1 603 000
Австрия нет данных нет данных 100 000 113 000
Боливия 5 400 000 5 400 000 5 500 000 5 400 000
Бразилия 910 000 910 000 85 000 85 000
Финляндия нет данных нет данных 14 000 13 000
Испания нет данных нет данных нет данных 72 000
Ирландия нет данных нет данных нет данных 13 000
Канада 360 000 360 000 255 600 1 073 000
Конго нет данных нет данных нет данных 1 145 000
Чили 3 000 000 3 000 000 6 900 000 7 520 000
Китай 1 100 000 1 100 000 3 350 000 6 173 000
Португалия нет данных нет данных нет данных 10 000
Россия нет данных нет данных 1 000 000 2 480 000
Сербия нет данных нет данных нет данных 957 000
США 410 000 410 000 5 936 000 6 620 000
Заир нет данных нет данных 2 300 000 нет данных
Зимбабве 27 000 27 000 56 700 57 000
Вместе 11400000 13500000 28500000 39300000

Компания «Chemetall» сообщила, что объем мировых запасов лития на сегодняшний день составляет 28 млн. тонн (эквивалент - 150 млн. тонн карбоната лития), тогда как спрос на этой металл оценивается в 23 000 тонн (122 000 тонн карбоната лития). Представители иного информационного источника отметили, что указанные цифры мировых запасов лития являются чрезмерно заниженными, и на самом деле данный металл доступен на планете в гораздо большем количестве.

Американские исследователи не исключают возможности добычи лития с геотермальных вод Калифорнии при помощи метода, разработанного работниками Ливерморской национальной лаборатории (штат Калифорния)

Добыча лития в мире

Крупнейшими производителями лития в мире являются: Chemetall (США / Чили), SQM (Чили), Admiralty Resources (Австралия и Южная Америка) и CITIC Guoan Lithium (Китай). Чили и Аргентина в настоящее время является основными производителями лития - 46% и 26% мировых объемов, на долю же австралийских и китайских предприятий приходится по 6% от мирового уровня добычи лития.

Лишь около 20% добываемого лития используется в изготовлении аккумуляторных батарей, большая часть из которых в последующем употребляется в качестве источников питания для мобильных и портативных устройств.

Начиная с этого года Боливия планирует увеличить ежегодное производство лития до уровня в 30 тысяч тонн.

Утилизации литий-ионных аккумуляторов

В настоящее время в мире проводятся исследовательские работы, направленные на разработку эффективных и экологически безопасных способов утилизации литий-ионных аккумуляторов в больших масштабах. Компания «Chemetall» утверждает, что сбалансированный механизм переработки позволил бы возвращать в технологический процесс около 50% лития из отработанных аккумуляторов - это говорит о том, что примерно через 15 лет эксплуатации электромобиля и выхода из строя его аккумуляторных батарей, из них можно будет изъять половину лития. Подобного рода переработка позволит в значительной степени решить в будущем проблему нехватки энергетических источников.

Спрос на литий для батарей

Популярность лития объясняется в первую очередь его уникальным электрохимическим потенциалом и низким коэффициентов теплового расширения. С 2000 по 2010 год мировое потребление лития увеличилось с 12,800 тонн до 22,600 тонн.

Литиевые батареи легче иных видов аккумуляторов, и способны удерживать более высокий заряд значительно дольше других. В зависимости от типа литий-ионного аккумулятора можно рассчитать минимальное количество лития, приходящееся на 1 кВт-ч запасаемой в нем энергии. Батареи с более высоким средним уровнем напряжения содержат меньшее количество лития на единицу запасаемой энергии (Вт · ч являются продуктом емкости батареи и её среднего напряжения в вольтах).

Расчет количества лития, необходимого для производства литий-ионной аккумуляторной батареи

Правда, некоторые компании выпускают аккумуляторные батареи с несколько иным содержанием лития. Так, производитель «AESC» с целью комплектации электрических автомобилей Renault Fluence Z.E. и Renault Kangoo Express Z.E. производит аккумуляторы емкостью 20 кВтч и содержанием лития в 3 кг, то есть в них находится примерно 0,15 кг лития на 1 кВт-ч энергии. Во время очередной презентации своей продукции компания «Chemetall» заявила, что на выпускаемые её аккумуляторы при расчетном значении в 1 кВт-ч приходится около 0,113 кг лития.

В общем, литий составляет лишь 3-4% от всего расходного материала, необходимого для производства литий-ионного аккумулятора.

Кризис литиевых ресурсов: возможен ли он?

Ученые Университета штата Мичиган рассчитали, что запасов лития на нашей планете хватит как минимум ещё на 100 лет использование при интенсивной промышленной выплавке стекла, производстве керамики, кондиционеров, аккумуляторных батарей для мобильных и портативных устройств, электрических транспортных средств. Если же удастся разработать эффективную технологию по переработке литийсодержащих аккумуляторных батарей, предполагающую возможность вторичного изъятия лития из аккумуляторов, вопрос нехватки этого ресурса удастся оттеснить ещё как минимум на 50 лет. Добыча лития до 2100 года согласно прогнозов составит 12-20 миллионов тонн.

Спрос на аккумулятора для электромобилей и электровелосипедов

На сегодняшний день литий-ионные аккумуляторные батареи покрывают 10% энергетических потребностей промышленности по производству электрических и гибридных автомобилей. Легко предугадать, что рост популярности литиевых аккумуляторов послужит причиной увеличения и соответствующей их доли и среди источников энергопитания электрических транспортных средств.

Согласно подсчетов Аргоннской национальной лаборатории, к концу 2030 года спрос на литий, используемый в производстве литий-ионных аккумуляторов для электрических и гибридных транспортных средств, достигнет 28 000 тонн. Этот же информационный источник отметил, что в случае разработки эффективной методики по утилизации аккумуляторных батарей, в производство удастся вернуть практически половину используемого ранее лития.

Годовой объем производства электромобилей в размере 1 млн. с аккумуляторами емкостью 20 кВтч послужит причиной увеличения мирового спроса на литий до 2-3 тысяч тонн в год. Если когда-нибудь в будущем годовой производственный выпуск электрических автомобилей с аккумуляторами 50 кВтч достигнет 10 миллионов единиц – спрос на литий составит 55-75 тысяч тонн. При выпуске 10 миллионов электрических машин с диапазоном пробега на одном заряде не менее чем в 500 км спрос на литий будет равен 110-150 тысяч тонн. При условии потребление 150-200 тысяч тон лития в год запасов этого металла на нашей планете хватит приблизительно на 75-100 лет.

Выводы:

На сегодняшний день в мире проводятся исследовательские работы по поиску мест сосредоточения литиевого металла. Разработчики электромобилей постоянно занимаются разведыванием новых источников карбоната лития с целью уменьшения зависимости от его основных поставщиков – Чили и Китая. Вполне возможно, что уже в ближайшие годы удастся открыть новые места его локализации, получится изъять десятки миллионов тон лития, присутствующего на планете в различных формах и концентрациях.

Учитывая все вышеизложенное становится ясным, что рост спроса на литий-ионные аккумуляторы и литий будет наблюдаться в течении ближайших лет в первую очередь по той простой причине, что увеличится выпуск электрических и гибридных средств передвижения. Однако, все ещё нет уверенности в том, литий-ионные аккумуляторы будут доминировать на рынке электротранспорта более чем на протяжении нескольких десятилетий – вполне вероятно, что они начнут конкурировать с какими-то иными видами аккумуляторных батарей.

В последние годы происходит технологическая революция: создаются самоуправляемые электромобили, солнечные батареи, гиперскоростные вакуумные поезда, шлемы виртуальной реальности и многое другое. В нашей жизни появляется все больше и больше устройств, которые меняют ее к лучшему.

Вместе с тем изменения претерпевает и спрос на ресурсы: потребность в нефти и газе постепенно уходит на второй план, а на первом плане оказываются литий, кобальт, никель и другие металлы. Именно они применяются для производства аккумуляторов, на которых работают современные гаджеты.

Существует три типа батареек: никель-металлогидридные (Ni-MH), свинцово-кислотные и литий-ионные (Li-Ion). Последний тип - самый надежный и эффективный, поэтому и самый перспективный. В этой связи интересно рассмотреть ситуацию с основным компонентом этого аккумулятора. Рынок лития характеризуется нарушенным балансом спроса и предложения, что выявляет стоимость этого сырья и объем добычи.

Мировые цены на этот металл выросли в среднем на 50% за последний год, а в Китае из-за проблем с логистикой - на 300%, до $20 000. Сложный и долгий процесс добычи лития вызывает его острый дефицит.

Редкий актив

На сегодняшний день подтверждено 14 млн тонн запасов лития. Его добыча в прошлом году составила порядка 35 000-38 000 тонн. 40% добываемого металла идет на производство аккумуляторов, 26% используется при изготовлении керамики и стекла, 13% приходится на выпуск смазочных материалов, 7% применяется в металлургии, 4% - в выпуске систем кондиционирования, по 3% используются в медицине и при производстве полимеров.

Соответственно, драйверами роста это сырье обеспечивает производство аккумуляторов, керамики и стекла. Объемы выпуска керамики и стекла, по некоторым оценкам, будут увеличиваться не больше чем на 6-8% в год, поэтому основным для анализа перспектив лития остается рынок аккумуляторов для мелких, крупных мобильных и стационарных платформ.

К мелким мобильным платформам относится бытовая электротехника, мобильные телефоны, ноутбуки и другие подобные устройства. В стандартной ячейке аккумулятора мощностью 9 Вт содержатся 0,75 грамма лития. Например, в батарейке iPhone 7 содержится 1 грамм этого металла. Из этого становится ясно, почему ранее проблем с энергоресурсом не было: за 2017 год Apple потребила 0,58% мировых объемов добычи.

На производство смартфонов по всему миру ушло лишь 2% совокупно добытого лития, а продано было 1,5 млрд таких устройств. Таким образом, этот сегмент не оказывает сколь-нибудь заметного влияния на рынок лития.

Вслед за Tesla

Ключевым драйвером для роста потребления лития станет переход к возобновляемым источникам энергии и электротранспорту. Крупные мобильные платформы - это электромобили, в том числе автобусы и грузовики на электрической тяге. Именно их производство будет формировать основной спрос на литий: для автомобильной батареи необходимо в 50 000 раз больше лития, чем для телефона.

Для одной Tesla Model S в базовой комплектации нужно 52,5 кг этого металла. У Tesla есть определенные проблемы с производством Model 3, которые замедляют выход на рынок новых моделей. К июлю текущего года ситуация должна нормализоваться, и Tesla сможет производить по 10 000 машин в месяц.

Для выпуска электрогрузовика Semi Truck, которому после 2020 года предстоит совершить революцию в логистической отрасли, стоимость которой оценивается в $1 трлн, будет использоваться в среднем порядка 100 кг лития.

К 2023 году массовое производство электромобилей начнут Mercedes, BMW, Toyota, Ford, Audi, Porsche, Volvo, Huyndai, Honda и другие. При росте продаж на 20% эти компании произведут почти 15 млн электрокаров. На это к 2025 году потребуется 98 000 тонн лития ежегодно, что в 2,8 раза превосходит нынешний уровень совокупной добычи. При этом автомобильный рынок будет лишь вторым по объемам потребления этого металла.

Новая энергетика

Главным потребителем лития будут стационарные платформы, то есть батареи высокой емкости и мощности, низкой плотности и стоимости для хранения возобновляемой энергии. Литий применяют в мобильных платформах из-за его способности повышать плотность, с помощью которой достигается большая энергоемкость, но при этом цена такого аккумулятора повышается. В одном крупном аккумуляторе в среднем содержится до тонны лития, а энергохранилище может состоять из десятков тысяч таких аккумуляторов.

Другие решения, не использующие литий, находятся в стадии разработки, поэтому ожидать прорывов в этой сфере ближайшие 10 лет не приходится. Между тем литий-ионные батареи с каждым годом падают в цене, что повышает спрос на данный продукт. Сейчас стоимость одной батареи мощностью в киловатт - $195, а к 2025 году она упадет до $90.

Финальная стоимость литий-ионного хранилища Tesla на юге Австралии, которое может обслуживать 2 млн человек, составляет примерно $50 млн. Для постройки этого хранилища энергии, которой хватит на покрытие нужд 200 млн человек, к 2025 году будет потрачено около $2,1 млрд. Это не очень большие затраты для энергетической индустрии.

Для реализации этого проекта необходимо добыть 500 000 тонн лития. При текущих объемах добычи это попросту невозможно. Ведущие аналитики называют электромобили ключевым драйвером спроса на литий, однако стационарные системы во многом будут преобладать на этом рынке, особенно к 2020 году, когда цена на литий опустятся ниже $150.

В результате до 2025 года ежегодный прирост потребления лития для производства стационарных платформ составит порядка 40%. К этому времени индустрия будет потреблять не меньше 202 000 тонн этого металла.

Трудности добычи

Месторождения лития находятся в солончаках. Из них откачивается рассол, который выдерживается на солнце, а затем проходит химическую обработку. Длятся такие проекты в среднем по пять лет. До двух лет уходит на изучение предполагаемого месторождения и создание экономических условий для реализации добычного проекта. Около полутора лет ведутся геологоразведочные работы. Упомянутый способ добычи является самым дешевым, так как требует только больших объемов воды. Однако из-за особенностей почв, из которых добывается литий, обеспечить доступ к воде в необходимом количестве обычно затруднительно.

Средняя стоимость разработки месторождения указанным способом - $14 млн, но если добыча происходит горнорудным путем, то стоимость может доходить до $85 млн. По нашим оценкам, в 2025 году мировая добыча лития должна вырасти до 320 000 тонн. Однако достичь таких объемов производства к этому времени будет сложно, поскольку литий с месторождений, которые разрабатываются сейчас, начнет поставляться только через четыре года.

Между тем корпорации Tesla необходимы бесперебойные поставки лития. С учетом того, что объем предзаказов на Model равняется 530 000, у Tesla неизбежно возникнут трудности с сырьем, хотя Илон Маск и договаривается с будущими поставщиками лития об эксклюзивных поставках.

Как заработать на этом

Корпорации, которые добывают литий, - Albemarle, Sociedad Quimica y Minera de Chile и FMC - чувствуют себя прекрасно. Акции этих компаний интересно рассмотреть на предмет инвестирования.

Albemarle Corp. (ALB) добывает и обрабатывает бром, литий для различных отраслей промышленности, а так же предоставляет каталитический крекинг для нефтеперерабатывающей индустрии.

Компания работает в Северной и Южной Америке, Европе, на Ближнем Востоке, в Африка и в АТР. Это обеспечивает высокую степень диверсификации и снижает несистематические риски для Albemarle.

ALB контролирует 35% рынка лития, за 2016 год оборот от его продаж вырос на 22%. Три главных месторождения компании - это Salar de Atacama в Чили, Silver Peak в США и 49% Talison Lithium в Австралии (51% в собственности КНР). География присутствия обеспечивает компании конкурентное преимущество при выполнении международных заказов. Albemarle также разрабатывает новое месторождние в Аргентине.

Выручка ALB в 2017 году составила $3 млрд с маржинальностью 16,3%. За последние пять лет выручка и прибыль увеличлись на 11% и 27% соответственно. Особенно радует инвесторов средний рост выручки 16% за последние три квартала 2017 года.

ROE за три года достиг пика на уровне 24, ROA также на максимуме - 10,35. Бизнес-стратегия и стабильные финансовые показатели делают Albemarle инвестиционно привлекательной компанией. Более того, Albermarle постоянно обсуждает возможность увеличения квоты на добычу лития в различных странах. Целевая цена по Albermarle - $181,59 до конца 2018 года.

FMC Corp. (FMC) - корпорация, которая развивает три сегмента бизнеса: FMC Agricultural Solutions, FMC Health & Nutrition, и FMC Lithium. Ориентированный на производство лития сегмент существует с 2014 года. На него приходится 8% всего оборота компании, в среднем за последние три года он растет на 7,7%.

Пока этот рост не соответствует нашим будущим прогнозам, однако мы считаем, что в течение двух лет произойдет резкий скачок продаж. Для увеличения маржинальности сегмента компания выкупила полную вертикальную цепочку от добычи лития до продажи готового материала производства батарейки.

Выручка за последние 12 месяцев выросла на 6% и достигла $2,8 млрд при маржинальности в 13,1%. Работая в индустрии по добыче лития, FMC пытается выстроить вертикальную структуру своего бизнеса. Благодаря этому клиенты получают готовый продукт без каких-либо дополнительных расходов. Целевая цена по FMC - $110 до конца года.

Sociedad Quimica y Minera de Chile SA (SQM) производит химические удобрения для сельского хозяйства, а также поставляет для промышленности йод и литий. У компании есть несколько месторождений в Чили общей площадью 44 кв. км, также Sociedad Quimica y Minera de Chile SA является совладельцем Cauchari-Olaroz в Аргентине.

За 2017 год SQM показала рост выручки в 11,2%, до $2,15 млрд. Маржинальность бизнеса составляет 18,7%, ROE - 12,14%, ROIC - 7,85%. Компания наконец смогла урегулировать свой конфликт с чилийским правительством.

Доля в проблемном активе была продана конкуренту Albermarle. Однако SQM придется выплатить штраф в $17,5 млн, а также перечислять повышенные роялтис Чили от эксплуатации шахты Atacama. Однако есть и позитивная сторона: чилийские власти увеличили для SQM квоту на добычу лития до 2030 года до исторического максимума в 2,2 млн тонн. Это дает компании мощное конкурентное преимущество. Целевая цена по SQM - $85 до конца года.

Цены на литий поднимаются к заоблачным высотам, мелкие добывающие компании спешат предъявить свои претензии на запасы редкого металла, а инвестиционные сайты раскалены докрасна из-за спекуляций вокруг его будущей динамики.

Литиевый фонд Global X lithium (NYSE ARCA : LIT), один из очень немногих доступных любому способов инвестировать в эту отрасль, за последние три месяца вырос на 25%, а с начала года общий объем активов lass="hint hint--bottom hint--rounded" data-hint="Активы под управлением - общая рыночная стоимость активов, которыми инвестиционная компания или финансовое учреждение управляет от имени инвесторов. Конкретные определения активов под управлением варьируются в зависимости от компании. Некоторые финансовые институты при расчете общей стоимости активов под управлением учитывают банковские депозиты, взаимные фонды и денежные средства; другие ограничиваются средствами в рамках доверительного управления, где инвестор возлагает на компанию всю полноту ответственности."> активов под управлением фонда подскочил с 41 до 68 млн долларов.

Ситуация невероятно изменилась с 90-х, когда Департамент США по энергетике распродавал излишки запасов, а по всей стране закрывались шахты - гонка ядерных вооружений подошла к концу, и спрос на один из материалов, используемых при производстве водородных бомб, резко упал.

Но уже в 1991 году судьба этого металла радиально изменилась: Sony (TYO: 6758) выпустила на рынок литий-ионнные аккумуляторы, которые сегодня есть почти во всех электронных устройствах. Не каждый металл может похвастаться таким разнообразием применений!

Теперь же он обещает покорить еще более впечатляющие высоты: автомобильные компании во главе с Tesla (NASDAQ : TSLA) все активнее работают над созданием электротранспорта для массового рынка, используя улучшенную версию всё той же технологии.

Литий может стать ключевым материалом грядущей «зеленой» революции, послужив для создания накопителей энергии.

Однако когда речь заходит о механике ценообразования, легчайший металл в таблице Менделеева оказывается окутан завесой тайны.

Если литий будет неотъемлемой частью глобальной цепи поставок энергии, его рыночная непрозрачность может стать большой проблемой.

Почем металл?

Начнем с самого простого вопроса. Сколько стоит литий?

По данным исследовательской компании CRU, на китайском спотовом рынке сырье, подходящее для производства батарей, стоит более 20 тыс. долларов за тонну.

Аналитики банка Macquarie Bank утверждают, что цена на китайский карбонат лития - в этой форме металл продается чаще всего - составляет около 7 тыс. долларов; при этом американский экспортный литий стоит всего 5 тыс.

Но на какой показатель ни взгляни, цены явно на подъеме. По оценкам CRU, китайская спотовая цена с середины прошлого года выросла почти в три раза - тогда она составляла 7 тыс. долларов. Macquarie, тем временем, отмечает, что китайские импортные цены на китайский же карбонат и экспортные цены на гидроксид лития уже достигли рекордно высокого уровня.

Это немного сбивает с толку, не так ли?

Тут есть две проблемы. Первая - это пугающее количество продуктов, которые производятся из этого металла - от стеарата лития (используется в промышленности для обезжиривания) до фторида лития (используется при выплавке алюминия) и бутиллития (используется в органическом синтезе).

Ценообразование для всех этих материалов рассчитывается, как правило, на основе цен на карбонат лития, который в основном используется для производства батарей.

Но и после этих разъяснений все достаточно сложно.

Существуют различные типы карбоната лития: более низкосортный материал, например, используется в керамической и стекольной промышленности, а более качественный - в производстве батарей. Но и литий-ионные аккумуляторы не одинаковы. Есть пять основных типов батарей, в каждом из которых используются разные соединения лития.

Никаких биржевых торгов, никакого рынка систем хранения - остается лишь спотовый рынок, и тот весьма ограничен.

Это означает, что компании вроде CRU и Macquarie при оценке рыночной стоимости лития опираются в первую очередь на опубликованные сведения об объемах торгов. Это упражнение в статистике, и без того непростое, затрудняется еще и тем, что производственная цепь лития организована весьма сложно.

Суть в том, что ценообразование лития остается чрезвычайно непрозрачным.

Олигополия

Эта непрозрачность - прямой результат того, как устроен рынок лития. Всего четыре производителя контролируют около 85% поставок, пишут аналитики Macquarie.

Чилийская компания SQM ( NYSE : SQM) и американские FMC Corp (NYSE : FMC) и Albemarle Corp (NYSE: ALB) доминируют в сфере добычи лития, добывая металл из соленых озер в Чили и Аргентине. Albemarle также разрабатывает месторождение в штате Невада.

Четвертый производитель - австралийская компания Talison, ( TSE : TLH) которая производит литий на руднике Гринбушес в Западной Австралии. Но ее вряд ли можно назвать независимой: 49% ее акций принадлежат Albemarle, а остальные 51% - китайской Tianqi Lithium (SHE: 002466). Почти весь добываемый ей металл отправляется на переработку в Китай.

Эта олигополия создает реальную проблему для Tesla, которой потребуется около 27 тыс. тонн карбоната лития в год, чтобы достичь своей цели - 500 тыс. автомобилей в год к концу 2018 года. Этот объем, по оценкам Macquarie, составляет до 16% мирового потребления в прошлом году.

Судя по всему, Tesla надеется на новое поколение производителей. Компания подписала договоры о закупке будущей продукции с Bacanora Minerals (CVE: BCN), которая владеет месторождением в мексиканской пустыне Сонора, и с Pure Energy Minerals (CVE: PE), которая разрабатывает месторождение Clayton Valley в штате Невада.

Интересно, что при объявлении о сделке обе компании заявили, что литий будет поставляться дешевле текущей рыночной цены , поскольку цель Tesla - снизить стоимость своих батарей.

Будущее туманно

Множество других компаний делают ставку на ожидаемый литиевый бум, надеясь, что она многократно окупится.

Но действительно ли миру на самом деле нужно больше лития?


Новосибирский завод химконцентратов в 2011 году произвел и реализовал более 1300 килограмм изотопа лития-7, что является самым высоким показателем за всю историю завода, сообщает сайт топливной компании «ТВЭЛ», в которую входит завод.

Как говорится в сообщении компании, достигнутый показатель соответствует порядка 70 % мирового потребления лития-7.

«Этот продукт используется в ядерной энергетике в качестве добавки в теплоноситель первого контура реакторов западного дизайна PWR для корректировки водно-химического режима, а также в производстве химических реагентов для ядерной энергетики в качестве основного компонента при подготовке ионообменных мембран ядерного класса, входящих в состав оборудования водоподготовки реакторов PWR», - поясняется на сайте компании «ТВЭЛ».

ОАО «Новосибирский завод химконцентратов» - один из ведущих мировых производителей ядерного топлива для АЭС и исследовательских реакторов России и зарубежных стран. Единственный российский производитель металлического лития и его солей. Входит в состав топливной компании «ТВЭЛ» Госкорпорации «Росатом» (www.nccp.ru). По данным системы «СПАРК-Интерфакс», выручка за 9 месяцев 2011 года составила 2,651 млрд руб., чистый убыток - 151,493 млн руб.; за 2010 год выручка составила 4,961 млрд руб., чистая прибыль - 368,721 млн руб.
http://news.ngs.ru/more/327577/

Мировой рынок лития и его соединений (2006)
5. Россия на мировом рынке лития и его соединений
Сегодня практически 80% продаж литиевой продукции на российском рынке осуществляет ОАО «Новосибирский завод химконцентратов» (Новосибирск) – единственный в России продуцент чистой литиевой продукции, который поставляет литий отечественным потребителям и за рубеж.

Общая потребность в металлическом литии на внутреннем рынке не превышает 24 тонн/год, что связано с использованием альтернативных материалов для анодов в производстве химических источников тока, цветной металлургии и органическом синтезе, а также финансовыми затруднениями, которые в настоящее время испытывает ряд крупных государственных предприятий – потребителей металлического лития. Подобное положение дел является одной из причин, по которым новосибирский литий в основном экспортируется. Среди значимых зарубежных партнеров – японские, американские и немецкие компании, заинтересованные в поставках металлического лития батарейного сорта (в цилиндрах) для литиевых батарей.

Как показывает таможенная статистика, в Россию значителен импорт сырьевых карбоната и гидроксида лития из Чили, Китая и США: несмотря на то что Россия располагает собственными источниками сырья, гораздо дешевле закупать его за рубежом, чем добывать самостоятельно. И если экспортные продажи карбоната лития практически отсутствуют, то российские гидроксид и хлорид лития поставляются в Японию и европейские страны, например, в Германию.

Традиционно цены на литиевую продукцию являются договорными и зависят от требований заказчика и качества материала, поэтому ценовая информация оказывается зачастую недоступной. Эпизодически цены на литий металлический публикуются US Geological Survey (USGS), Chemical Marketing Reporter (CMR) и, весьма приблизительно, приводятся в таможенной статистике по странам-потребителям.

Федеральная целевая программа "Добыча, производство и потребление лития и бериллия. Развитие производства тантала, ниобия и олова на предприятиях Министерства Российской Федерации
по атомной энергии". Принята в 1996 г., Документ недействующий
Утратила силу на основании постановления Правительства Российской Федерации от 9 сентября 2004 года N 464

Литий, бериллий, тантал и ниобий распоряжением Правительства Российской Федерации от 16 января 1996 г. N 50-р отнесены к стратегическим металлам. В связи с этим возникает проблема сохранения в России источника сырья для производства литиевого и бериллиевого концентратов. Отсутствие собственного бериллиевого производства ставит Россию в зависимость от импорта этой продукции.

Руды основных российских месторождений содержат, как правило, в своем составе несколько элементов из рассматриваемой группы металлов, что приводит к необходимости комплексного подхода к решению задач их добычи и переработки (литий является в ряде случаев попутным продуктом при обогащении тантал- и ниобийсодержащих руд).

Забайкальский регион является единственной в России разрабатываемой рудной базой по производству литиевых и бериллиевых концентратов. Единственный в Российской Федерации источник литиевого сырья Завитинское месторождение (Читинская область), разрабатываемое открытым способом Забайкальским горно-обогатительным комбинатом, в настоящее время не эксплуатируется.

Основным производителем литиевой продукции на российском рынке является ОАО «Новосибирский завод химконцентратов» (Новосибирск) – единственный в России продуцент чистой литиевой продукции, который поставляет литий отечественным потребителям и за рубеж.
Среди производителей литиевой продукции высоких переделов можно отметить ОАО «Литий-Элемент», который является правопреемником НИИХИТ и фактически единственным предприятием подобного рода на территории России в области разработки и производства химических источников тока с литиевым анодом серий: МРЛ, ИЛ, ампульных и тепловых.

В 2009 году производство лития в России увелияилось на 1,3%. Кроме того в 2009 году малозаметный объем импорта увеличился на 21,1%, а объем экспорта снизился на 29,2%. Таким образом потребление металла в 2009 году в России составило 128,2 тонны. В 2010 году по оценкам аналитиков METALRESEARCH, а также по экспертным данным объем импорта снизился, экспорт лития увеличился на 40,4%. Производство лития увеличилось только на 4,4%. Потребление лития в 2010 году по оценкам аналитиков METALRESEARCH снизилось на 34,1%.
http://www.metalresearch.ru/news11652.html

Состояние и преспективы развития сырьевой базы лития

Литий – один из немногих редких металлов, мировое потребление которого исчисляется тысячами тонн. В промышленности литий используется в виде мине ральных (сподуменовых) концентратов (30-35% суммарного потребления), хими ческих соединений и металла. В минеральной форме он применяется в производ стве термостойкой керамики, жаропрочных стекол, фритт и глазурей. Из химиче ских соединений наибольшим спросом пользуется карбонат, применяемый в элек тролизе алюминия, производстве стекла, керамики, литиевых аккумуляторных ба тарей. Другие соединения лития используются в качестве консистентных смазок в военной технике, в производстве кондиционеров, холодильных установок и пр. Наиболее быстрыми темпами в последние годы росло потребление лития в произ водстве литиевых ионных и полимерных батарей. Большой потенциал роста по требности в литии связан с термоядерной энергетикой. В связи с резким скачком в развитии аэрокосмической и военной техники возрастет потребление лития в про изводстве алюминий-литиевых сплавов.

Запасы
По объему запасов лития Россия занимает одно из ведущих мест в мире. В структуре балансовых запасов ведущую роль играют пегматитовые место рождения (75%), тогда как в мире 76% запасов приходится на рапу соляных озер. Пегматитовые месторождения России представлены наиболее пригодными для обогащения типами руд с освоенной отечественной промышленностью техно логией. По запасам и содержанию пегматитовые месторождения России несколько мельче и беднее зарубежных, но их освоение в принципе возможно. Главное препятствие в их освоении – расположение в неосвоенных и недоступных районах.

Многовариантная переоценка шести пегматитовых месторождений лития, прове денная в ИМГРЭ (Линде, 2000), показала, что наилучшими показателями экономи ческой эффективности освоения обладает Колмозерское месторождение.

Другие типы балансовых месторождений России по всей вероятности не будут служить источником лития в обозримом будущем. Месторождения редко металльных гранитов, где литий является попутным компонентом, не представ ляют промышленного интереса, поскольку в обозримом будущем на них не предполагается организация попутного производства лития. Месторождения слюдисто-флюоритовых метасоматитов представлены мелкими сырьевыми объ ектами. На них принципиально возможна организация попутного производства

Прогнозные ресурсы

Утвержденные МПР прогнозные ресурсы лития на данный момент отсутствуют. В настоящее время завершаются поисково- оценочные работы в Ташелгинском пегматитовом рудном районе в Кемеров ской области. На 08.06.2007 г. ИМГРЭ апробировало и рекомендовало к ут верждению прогнозные ресурсы оксида лития категории Р2 рудного поля «Мраморное» в пределах Ташелгинского рудного района в количестве 67 тыс. тонн при содержании 0,85%.

Большие неучтенные ресурсы лития связаны с пластовыми рассолами в районах разведочных и добычных работ на углеводородное сырье в Восточной Сибири. Только в Ангаро-Ленском бассейне известно 35 скважин с самоизли вающимися рассолами, создающими проблемы в окружающей среде. Рассолы со держат Mg, Ca, Br, Li, Sr.

На некоторых реках из-за сброса рассолов минерализа ция увеличилась до 14 г/л, что во много раз превышает экологические нормы. Из ливающаяся разведочная скважина 3Р на Ковыктинской площади с начальным дебитом 7000 м3/сутки и содержанием лития 480 мг/л дала начало Знаменскому месторождению литиеносных рассолов. Экспериментальные работы с рассолами Знаменского месторождения, проводившиеся на Новосибирском ЗХК, показали принципиальную возможность извлечения литиевых солей по более дешевой се бестоимости по сравнению с их добычей из других источников сырья, в том числе чилийским карбонатом лития.

В настоящее время на Знаменской промплощадке из рассолов извлекается хлорид кальций магниевый (соль ХКМ). Извлечение лития требует доработки технологии и организационных усилий по реализации по лучаемых продуктов. Максимально возможное производство лития в год на Зна менском месторождении планируется в количестве 1320 т лития (Технологиче ский…, 1994), что обеспечит минимальную внутреннюю потребность России на 2020 год. При вводе в действие газопровода в Китай (2010-2012 гг.) эксплуатация на полную мощность вновь открытых крупных и уникальных газоконденсатных месторождений (Ковыктинское, Левобережное) обеспечит рассолами относитель но близко расположенную Знаменскую промышленную площадку.

По мере истощения углеводородных скоплений увеличивается при эксплуа тации количество извлекаемых попутных рассолов. По сообщениям Богданова В.С. и Гребневой П.И. (ФГУП ВостСибНИИГГиМС, 2000 г., 2004 г.) суммарная добыча попутных рассолов на Верхнечонском газонефтяном месторождении за период раз работки (56 лет) прогнозируется до 632 миллионов тонн. При среднем содержании лития в пластовых водах этого месторождения 30 мг/л будет добыто 18960 т лития, в среднем – 338 т за год. На Ярактинском газонефтяном месторождении суммарная добыча попутных рассолов за период разработки (25 лет) прогнозируется в количе стве 68 миллионов тонн. Содержание лития в рассолах этого месторождения 49 мг/л, соответственно, будет добыто 3366 т лития (134 т лития в год). Для отработки таких объектов, как Верхнечонское и Ярактинское месторождения, можно исполь зовать модульные варианты с производительностью хлористого лития 60 т/г и эле ментарного брома 80 т/г. Эти модули можно использовать и для разбросанных оди ночных скважин на режиме самоизлива.

Для практического освоения этого нового источника сырья необходимо с участием экологических служб России добиться включения в лицензионные со глашения на отработку месторождений углеводородного сырья обязательного требования по утилизации рассолов.

Список литературы
Линде Т.П. Экономическая оценка и перспективы использования минерально- сырьевой базы лития. ИМГРЭ. 2000.
Технологический регламент для проектирования опытно-промышленного предприятия по получению соединений лития из рассолов Жигаловского района Ир- кутской области. НПАО «Экостар», 1994 г.
http://www.74rif.ru/Li-ruda.html
http://www.minsoc.ru/FilesBase/2007-2-24-0.pdf

В пределах Северо-Западного федерального округа (СЗФО)
Литий. Основные запасы лития сосредоточены в 3 месторождениях сподуменовых пегматитов в Ловозерском районе Мурманской области: Колмозерском, Полмостундровском и Вороньетундровском. Месторождения разведаны, на них пройдены опытные карьеры с отбором технологических проб массой до 45 т, запасы утверждены в ГКЗ.

Месторождения Колмозерское и Полмостундровское представлены серией пегматитовых жил протяженностью 1000-1400 м и мощностью от 7 до 30 м. Содержание окиси лития – 1,14-1,25 %. Попутными компонентами являются тантал, ниобий, бериллий с содержаниями в тысячные доли процента. Обогатимость руд при испытаниях технологических проб составила для Колмозерского месторождения: сподуменовый концентрат – 4,4-6,0 % LiO2 при извлечении 93,5 %; танталит-колумбитовый концентрат – 21,1 % тантала и 20,75 % ниобия при извлекаемости 47,18 и 51,7 % соответственно; бериллиевый концентрат – 3 % при извлечении 61 %. Для Полмостундровского месторождения: сподуменовый концентрат – 5,1 % LiO2 при извлечении 90 %; танталит-колумбитовый концентрат – 8,7 % тантала и 30,4 % ниобия при извлекаемости 28 и 59 % соответственно; бериллиевый концентрат получен не был.

На базе Колмозерского месторождения возможна организация открытой добычи с годовой производительностью предприятия 750 тыс. т руды, годовой выпуск – 103 тыс. т керамического сподумена, 2 тыс. т карбоната лития, 30 т пентафторида тантала и 38 т пентафторида ниобия. Обеспеченность запасами – более 65 лет.

Полмостундровское и Вороньетундровское месторождения могут служить резервом еще на 25-30 лет.
http://www.vipstd.ru/gim/content/view/710/76/

10.08.2011
В РФ построен завод по производству литий-ионных аккумуляторов
...
Сегодня основными мировыми поставщиками лития являются Чили и Боливия. Там добыча лития очень проста: экскаваторы просто черпают соль с высохших соляных озер, из которой затем выделяют карбонат лития, а из него уже получается металлический литий и другие его соли. Запасы в Южной Америке велики, и хватит их надолго. Другой вопрос, что цены растут вслед за спросом. Однако запасы лития есть и в России!

Разработка в России дороже, но при определенном мировом уровне цен на литий мы вполне можем начать осваивать и собственные месторождения - пегматиты на Алтае и в Красноярском крае, минерал сподумен (силикат лития и алюминия). Хотя, конечно, из минералов извлекать литий труднее, чем из солей, и конечный продукт будет дороже.

Еще один источник лития - соляные растворы при добыче нефти. Эти соляные растворы - на самом деле побочные отходы, и их вынуждены захоранивать в специальных отстойниках, а из них можно извлекать литий. В общем, при необходимости Россия вполне может себя обеспечить этим на сегодняшний день уже практически стратегическим металлом.
http://www.newsland.ru/news/detail/id/756878/

В одном из крупнейших в мире Колмозерском месторождении сподуменовых пегматитов сосредоточено 48% активных запасов литиевых руд России. На базе этого месторождения возможна организация открытой добычи редкометалльных руд с годовой производительностью карьера до 750 тыс. т., что обеспечит выпуск до 100 тыс. т керамического сподумена, 2 тыс. т карбоната лития, до 70 т пентафторидов тантала и ниобия. Несколько меньший ресурсный потенциал, но более высокое качество руд имеет расположенное в том же рудном районе Полмостундровское месторождение. В 30 км восточнее разведано Вороньетундровское месторождение комплексных редкометалльных пегматитов. В его контуре выделен блок «Васин-мыльк», содержащий 120 000 т богатых поллуцитовых руд со средними содержаниями Cs2 01,68%, LiO2 1,47%, Rb2O 0,85%, Та2O5 0,064%. В Кейвском рудном районе протерозойские амазонитовые ранд-пегматиты содержат малые по масштабам, но уникальные по концентрациям рудные блоки с танталовой, ниобиевой, иттриевой и иттербиевой минерализацией.
http://helion-ltd.ru/collect-to-the-fist/

Обзор рынка лития и его соединений в СНГ.
Июнь, 2011г. 89 страниц, 31 таблица, 15 рисунков. Стоимость отчета 48 тыс. рублей (с НДС)
http://www.infomine.ru/catalog.php?cat=42&id=374

РЫНОК ЩЕЛОЧНО-ЗЕМЕЛЬНЫХ МЕТАЛЛОВ 2010: ЛИТИЙ
Исследование проведено в декабре 2010 года.
Объем отчета - 30 стр.
Отчет содержит 20 таблиц и 10 графиков и диаграмм.
http://www.metalresearch.ru/page51.html
Сокращенная версия (pdf)

ЛИТИЕВЫЕ РУДЫ (а. lithium ores; н. Lithiumerze; ф. minerais lithiques; и. minerales de litio) — природные минеральные образования, содержащие литий в концентрациях, достаточных для экономически выгодного извлечения лития или его соединений. Известно более 40 минералов , в которых литий присутствует в заметных количествах (более 0,1% атомной массы). В их число входят как собственно литиевые, так и породообразующие минералы ( , турмалины и др.), в которых литий присутствует в виде изоморфных примесей в небольшом количестве. Главнейшие литийсодержащие минералы, имеющие промышленное значение: вподумен (содержание Li 2 О 5,9-7,6%), (3,5-4,1%), амблигонит (6-9%), эвкриптит, а также литиевые слюды — циннвальдит (3,0-3,5%), лепидолит (3,5-5,5%), полилитионит (5,5-8,8%).

Распределение литийсодержащих минералов подчинено закономерностям зонального строения рудных тел редкометалльных месторождений. В отдельных случаях литийсодержащие минералы образуют крупные выделения. Так, кристаллы сподумена достигают иногда длины 2-10 м.

Высокие концентрации лития присущи эндогенным месторождениям , связанным с кислыми гранитными магмами . Литиевые руды образуются в связи с постмагматическими процессами при температурах 500-700°С на глубине 3-7 км. Основной промышленно-генетический тип месторождений литиевых руд — гранитные редкометалльные пегматиты , среди которых различают; сподумен-микроклин-альбитовые и альбит-сподуменовые пегматиты (1,0-1,3% Li 2 О, запасы 100-500 тысяч т); лепидолит-сподуменовые и лепидолит-петалитовые пегматиты (0,6-1,2% Li 2 О, запасы до 100 тысяч т).

Обычно литиевые руды обогащаются флотационным способом или в тяжёлых суспензиях. Промышленность использует концентраты различного качества: сподуменовый (содержание Li 2 О 4,5-6%), петалитовый (2,5-3,5%), лепидолитовый (3-4%), амблигонитовый (7-8%). Переработка концентратов на большинстве заводов ведётся по сернокислотной технологии, основанной на сульфатизации серной кислотой обожжённого при температуре 1000°С сподумена (петалита). Получаемый после нейтрализации раствора карбонат лития пригоден для дальнейшего использования без дополнительной очистки. По этой схеме могут перерабатываться как концентраты, так и руды с содержанием Li 2 О более 1%. Важное преимущество схемы — отсутствие жидких сбросов .

Важный лития — галургическое (гидроминеральное) сырьё: межкристаллитная рапа , высокоминерализованные воды , геотермальные рассолы , а также попутные воды нефтяных скважин . Содержание лития в водах колеблется в широких пределах, достигая 0,135% (месторождение Салар-де-Атакама, Чили). Относительно простая технология извлечения солей лития из минерализованных вод, основанная на частичном естественном выпаривании и последующей