Индивидуальное предпринимательство становится все более привлекательным способом для дееспособных граждан России вести хозяйственную деятельность с целью получения прибыли. Особенностью статуса является фактическое двойственное состояние ИП с точки зрения законодательства . Это означает, что в отдельных ситуациях ему приходится действовать как юридическому лицу, фактически не имея такого статуса.

Очевидно, что в действующем законодательстве имеются существенные пробелы в определении законного положения индивидуального предпринимателя. До этих пор отсутствует единый федеральный закон, регулирующий деятельность и правовое состояние ИП. Проблема наличия оснований для законной деятельности вносит неразбериху в правоприменительную практику.

Регистрационная документация

Законным основанием для работы в качестве индивидуального предпринимателя на сегодняшний день являются регистрационные документы , которые выдаются местным налоговым органом по территориальному признаку. Отличительной чертой по сравнению с регистрацией хозяйствующих субъектов представляется положение, в соответствии с которым для ИП не нужно разрабатывать учредительных документов и устава.

В процессе регистрации индивидуального предпринимателя достаточно предоставить три документа :

  • паспорт гражданина РФ;
  • оформленное заявление ;
  • квитанцию об уплате регистрационного сбора.

Результатом регистрационных действий становится предоставление гражданину уникального регистрационного номера – ОГРНИП. Этот номер становится идентификационным признаком, будучи внесенным в единый Госреестр.

Как дополнительный признак идентификации используется идентификационный номер налогоплательщика, вносимый в каждый договор ИП в обязательном порядке.

Однако не всегда свидетельства достаточно для работы индивидуального предпринимателя, это относится к лицензируемым видам деятельности. Такое разрешение может быть получено в соответствующих организациях, в компетенцию которых он входит.

О правах и обязанностях: их взаимодействие

Главным из прав становится возможность ведения предпринимательства в любой области , разрешенной законом и на условиях, предписываемых им.

Индивидуальному предпринимателю дозволено вести любые операции коммерческого характера, связанные с достижением прибыли, в рамках достигнутых договоров и договоренностей. При ведении бизнеса он наделен правом использования наемного труда.

Законодательством предусмотрена возможность для в банках для обеспечения расчетов с поставщиками товаров или услуг или другими клиентами. Ведение и использование банковских счетов должно осуществляться с соблюдением законодательства и налагает на предпринимателя определенные обязательства, специфические соответственно его правовому статусу.

Важным моментом при осуществлении деятельности предпринимателем является сохранение за ним неотъемлемых общегражданских прав. Так, предпринимательская деятельность входит в общий трудовой стаж при начислении пенсионного пособия. Кроме того, он имеет право досрочного выхода на пенсию по инвалидности.

Ряд законодательных документов налагают на предпринимателя специфические обязанности , связанные с особенностью его образа деятельности. Они предписывают ему совершение совокупности поступков, выполняемых им в отношении РФ, общества, его участников и деловых партнеров.

Главным неудобством при изучении этого вопроса становится разрозненный характер таких предписаний, размещаемых в огромном количестве правовых документов общегосударственного и ведомственного характера.

Объединение запросов общества к предпринимателю отдельным документом становится важнейшей задачей законодательных органов для дальнейшего развития частной инициативы в государстве.

Однако имеется возможность сгруппировать основные обязанности следующим образом :

Часто начинающие предприниматели пытаются отыскать должностные обязанности для ИП. Такие попытки заранее обречены на неудачу, поскольку такого сводного документа не существует.

Причиной тому является тот факт, что предприниматель не является должностным лицом. Все его обязательства перед законом и обществом определяются отдельными законодательными актами и положениями в рамках осуществляемой деятельности.

Защита прав ИП возлагается на уполномоченные для этого органы государства. Любой член общества, включая предпринимателя, имеет возможность получить защиту при нарушении его прав. Одновременно имеется возможность привлечения его к ответственности при неисполнении обязательств перед государством и обществом в рамках его правового статуса.

К такому положение ведет принцип построения законодательства: права одних защищаются обязанностями других и наоборот.

Одной из проблем, стоящих перед хозяйственным правом, является формирование единого законодательного акта , определяющего основные обязательства и права предпринимателя. Такое действие позволит предпринимательскому сообществу сформулировать более полное представление о них и будет способствовать дальнейшему развития таких способов деятельности.

Дополнительная информация по обязанностям ИП есть в данном новостном выпуске.

Организационная форма

Индивидуальный предприниматель представляет собой физическое лицо, единолично ведущее свой бизнес. Вся деятельность ИП ведется с соблюдением Гражданского кодекса РФ.

Преимущества

Они складываются из следующих обстоятельств :

  • простота процедуры регистрации позволяет выполнить все предусмотренные законом действия самостоятельно, без привлечения юриста;
  • упрощенный кассовый режим дает возможность обойти некоторые кассовые ограничения законным способом;
  • отсутствие налогообложения имущества, используемого при ведении бизнеса;
  • нет необходимости привлечения бухгалтерского персонала, поскольку все производимые операции проводятся по единственной книге;
  • налоговые проверки предпринимателей осуществляются гораздо реже;
  • при необходимости отказа от осуществления предпринимательской деятельности процедура закрытия очень проста;
  • возможность самостоятельного принятия решений по ведению бизнеса;
  • ставки по налогообложению значительно ниже.

Недостатки

К таковым можно отнести следующее :

  • возможности привлечения других инвесторов как соучредителей значительно снижаются, поскольку ИП не является интересным вложением капитала;
  • владелец бизнеса лишен возможности продажи активов предприятия, его можно только закрыть или открыть, меняя организационную форму ведения бизнеса;
  • использование собственного бренда возможно только после заверения нотариусом;
  • распространять бренд или информацию о нем нельзя до получения его регистрации;
  • ИП – физлицо, самостоятельно ведущее бизнес и несущее за него полную ответственность в рамках закона.

Такая форма предпринимательства может быть рассмотрена как первый шаг, влекущий за собой дальнейшее развитие в других организационных формах при удачном стечении обстоятельств.

Документы, обязательные для действий ИП

Для такой формы регистрации учредительные документы не оформляются. Единственным правовым основанием для работы предпринимателя является свидетельство ОГРНИП.

Отсутствие Устава и Учредительного договора с распределением обязанностей между учредителями и указанием их долей предоставляет предпринимателю максимальную свободу действий для принятия самостоятельных решений.

В свидетельстве ОГРНИП указывается уникальный регистрационный номер предпринимателя, являющийся идентификационным признаком. Предпринимателю также присваивается номер по госреестру .

На основании чего заключить договор

Основная задача договора в его преамбуле – идентификация каждой договаривающейся стороны как субъекта и подтверждение правомерности действий при заключении соглашения. Как было сказано выше, основными признаками, подтверждающими право действия для предпринимателей, являются коды ОГРНИП и ЕГРИП.

Указание в контракте ИНН недостаточно, поскольку, идентифицируя личность, он не подтверждает права на ведение самостоятельного ведения коммерческой деятельности. Этой цели соответствуют другие приведенные коды. В преамбуле договора и реквизитах сторон указываются почтовые и паспортные данные ИП.

Особенности деятельности КФХ

Крестьянско-фермерское хозяйство создается физическим лицом или группой лиц с образованием юридического лица или без такового на добровольной основе. Один человек не может одновременно принимать участие в нескольких КФХ.

Хозяйство создается на принципе субсидиарной ответственности , что означает – не сделанное одним членом хозяйства, должно быть сделано другим.

Государство, регистрируя создание такого субъекта, берет на себя обязательство выделения ему земельных угодий из свободных земельных фондов и обеспечение доступа к финансовым ресурсам через кредитные организации.

Следует помнить, что законом не предусмотрен порядок регистрации КФХ в госорганах.

Регистрация КФХ производится по следующим документам :

  1. Соглашение о создании между членами хозяйства – если количество участников составляет более двух человек.
  2. Заявление на государственную регистрацию.
  3. Копии личных документов руководителя.
  4. Квитанция об уплате госпошлины.
  5. Заявление о согласии перейти к специальному налоговому режиму.

Порядок регистрации и статус КФХ во многом схож с таковым для ИП. В обоих случаях разработка Устава не нужна. Свидетельство о регистрации выдается в установленном порядке.

Взаимоотношения с руководителем

Предприниматель имеет право привлечь к работе физическое лицо , осуществляющее управление предприятием в его отсутствие.

Дополнительным поводом для назначения руководителя может являться расширение предприятия, а также отсутствие опыта исполнения управляющих функций.

Назначение на должность директора производится оформлением доверенности в нотариальном порядке, в которой перечисляются функции управления , делегируемые руководителю:

  • оперативное управление производственным процессом;
  • прием на работу и увольнение работников;
  • оперативное и перспективное планирование работы;
  • контроль над финансовыми потоками;
  • подписание договоров на поставку товаров и услуг, реализацию продукции;
  • создание безопасных условий труда для работников.

Предприниматель не несет ответственности за действия управляющего лица при нарушении им закона.

Отдельные функции предприниматель может оставить за собой, в число таких часто входит право первой подписи финансовых документов .

Официальное назначение самого себя директором предприятия обычно не применяется, поскольку ведет за собой дополнительные отчисления во внебюджетные фонды. Практикуется также передача определенных функций управления любому работнику без официального назначения.

Особенности открытия ИП новичку описаны в данном видео.

Исполнительным органом сельскохозяйственного кооператива (как производственного, так и потребительского) является его председатель. Он действует от имени кооператива без доверенности на основании устава.

По вопросам, отнесенным к компетенции общего собрания членов кооператива, наблюдательного совета и правления кооператива, председатель должен действовать также на основании решений этих органов управления. По остальным вопросам председатель действует от имени кооператива единолично*(258).

Крестьянское (фермерское) хозяйство - это объединение граждан, связанных родством и (или) свойством (родством в результате брака), имеющих в общей совместной собственности имущество и совместно осуществляющих деятельность (производство, переработку, хранение, транспортировку и реализацию сельскохозяйственной продукции), основанную на их личном участии. Фермерское хозяйство не является юридическим лицом, поэтому оно не имеет такого документа, как устав. Члены крестьянского (фермерского) хозяйства заключают между собой соглашение, которым, среди прочего, определяется его глава. Именно он вправе без специальной доверенности распоряжаться имуществом хозяйства, совершать различные сделки в порядке, установленном соглашением о создании крестьянского (фермерского) хозяйства*(259).

Еще по теме Какими документами подтверждаются полномочия руководителя сельскохозяйственного кооператива и главы крестьянского (фермерского) хозяйства?:

  1. Какими документами подтверждаются полномочия руководителя филиала юридического лица (головной организации)?
  2. § 7. Вопросы приема и выхода из состава крестьянского (фермерского) хозяйства. Правовое регулирование труда членов и лиц, работающих в крестьянском (фермерском) хозяйстве по трудовому договору
  3. § 6. Налоговые обязательства крестьянского (фермерского) хозяйства. Налоговые и иные льготы в связи с ведением крестьянского (фермерского) хозяйства
  4. § 4. Право частной собственности на землю граждан, ведущих крестьянское (фермерское) хозяйство. Аренда земли. Право купли-продажи, залога, наследования земли в крестьянском (фермерском) хозяйстве
  5. § 1. Понятие и основные признаки крестьянского (фермерского) хозяйства и его правосубъектность. Состав крестьянского хозяйства
  6. § 3. Условия и порядок предоставления земельных участков для создания крестьянского хозяйства. Условия наделения земельными участками лиц, выходящих из сельскохозяйственных коммерческих организаций для организации крестьянских (фермерских) хозяйств

§ 2. Особенности правоспособности главы крестьянского (фермерского) хозяйства

Для того, чтобы фермерское хозяйство как объединение граждан могло участвовать в гражданском обороте, ему, согласно ФЗ "О крестьянском (фермерском) хозяйстве", необходим еще и реальный субъект предпринимательской деятельности - предприниматель, осуществляющий свою деятельность без образования юридического лица. Таким субъектом является глава фермерского хозяйства, наделенный представительскими полномочиями (см. ст. 17 указанного Федерального закона). Однако он участвует в предпринимательских отношениях не от своего имени и не в собственных интересах, а только от имени и в интересах хозяйства. Это определяет особенности его предпринимательской правоспособности как гражданина-предпринимателя.

В результате возникает весьма необычная правовая ситуация: в единой коммерческой структуре сосуществуют как бы два предпринимателя, действующих без образования юридического лица, - фермерское хозяйство и глава хозяйства. Между ними устанавливается своеобразное разделение функций. Хозяйство как объединение граждан является чисто номинальным предпринимателем, своеобразной "вывеской": оно имеет фирменное наименование, под которым осуществляется предпринимательская деятельность, банковские счета, печать, "имеет" фактически не принадлежащее ему имущество*(135) и этим же имуществом отвечает по "своим" долгам, выступает в качестве истца и ответчика в суде и т.п. Однако, не участвуя непосредственно в предпринимательстве, фермерское хозяйство как объединение граждан осуществляет собственно производственную и иную разрешенную ему хозяйственную деятельность. Глава хозяйства, действующий от имени хозяйства, является реальным предпринимателем, единолично опосредующим коллективную предпринимательскую деятельность фермерского хозяйства (по этой причине главу хозяйства вряд ли можно считать индивидуальным предпринимателем в общепринятом значении этого понятия).

Таким образом, двойственная юридическая природа крестьянского (фермерского) хозяйства в настоящее время дает основания рассматривать это предпринимательское образование в качестве своеобразного комплексного предпринимателя. Такой предприниматель фактически участвует в гражданском обороте наряду с коллективными предпринимателями (юридическими лицами) и индивидуальными предпринимателями (физическими лицами, осуществляющими предпринимательскую деятельность без образования юридического лица)*(136). Поэтому следует согласиться с теми юристами, которые полагают, что фермерское хозяйство - это самостоятельная, особая организационно-правовая форма предпринимательства в сельском хозяйстве без образования юридического лица, которая отличается как от коммерческих организаций, так и от индивидуальных предпринимателей и не имеет аналогов в действующем законодательстве*(137).

После признания главы фермерского хозяйства предпринимателем в порядке, который был нами рассмотрен выше, он приобретает предпринимательскую правоспособность и получает юридическую возможность действовать от имени соответствующего хозяйства.

Однако глава крестьянского (фермерского) хозяйства - это особый предприниматель, его вряд ли можно отождествлять с индивидуальным предпринимателем. Между указанными субъектами права имеется ряд принципиальных различий.

Во-первых, индивидуальный предприниматель осуществляет коммерческую деятельность, выступая под своим именем, включающим фамилию, собственно имя, а также отчество (при его наличии). В отличие от индивидуального предпринимателя глава фермерского хозяйства выступает в коммерческих отношениях не от своего имени, а от имени фермерского хозяйства (см. ст. 17 ФЗ "О крестьянском (фермерском) хозяйстве"), которое имеет собственное наименование.

Во-вторых, индивидуальный предприниматель действует самостоятельно, в собственных интересах, а глава фермерского хозяйства - в интересах представляемого им хозяйства (см. п. 2 ст. 16 ФЗ "О крестьянском (фермерском) хозяйстве").

В-третьих, индивидуальный предприниматель сам определяет виды своей деятельности, приобретает соответствующие права и несет обязанности, а глава хозяйства осуществляет только те полномочия, которые предусмотрены соглашением между членами фермерского хозяйства (см. последний абзац ст. 17 ФЗ "О крестьянском (фермерском) хозяйстве").

Таким образом, глава фермерского хозяйства - это не самостоятельный индивидуальный предприниматель, а обладающий определенной автономией участник комплексного предпринимателя, которым является фермерское хозяйство.

В свою очередь, фермерское хозяйство, в отличие от большинства коммерческих организаций, правила о которых применяются к его деятельности, обладает не общей, а специальной правоспособностью (в ст. 1 ФЗ "О крестьянском (фермерском) хозяйстве" перечень видов деятельности такого хозяйства сформулирован как исчерпывающий). Поэтому хозяйство вправе осуществлять в качестве основных только те виды деятельности, которые связаны с производством, переработкой, хранением, транспортировкой и реализацией собственной сельскохозяйственной продукции.

В связи с этим и правоспособность главы крестьянского хозяйства как составная часть правоспособности всего хозяйства не может рассматриваться в качестве общей: она определяется пределами правоспособности указанного хозяйства как комплексного предпринимателя.

На практике целесообразно исходить из того, что глава фермерского хозяйства не вправе вести самостоятельную предпринимательскую деятельность, осуществляемую от собственного имени, вне связи с интересами хозяйства и за пределами полномочий, определенных для него ФЗ "О крестьянском (фермерском) хозяйстве и соглашением между членами хозяйства. Он имеет право совершать только такие сделки от имени и в интересах фермерского хозяйства, которые необходимы для осуществления хозяйством допускаемых для него видов деятельности. Кроме того, глава фермерского хозяйства не вправе совершать действия (в т.ч. сделки), ущемляющие права и законные интересы фермерского хозяйства и его членов (п. 2 ст. 16 указанного Федерального закона).

Закреплена также юридическая обязанность главы фермерского хозяйства действовать в интересах представляемого им хозяйства добросовестно и разумно. Данное правило основывается на общих для юридических лиц положениях ГК РФ о том, что лицо, которое в силу закона или учредительных документов юридического лица выступает от его имени, должно действовать в интересах представляемого юридического лица добросовестно и разумно. Оно обязано по требованию учредителей (участников) юридического лица, если иное не предусмотрено законом или договором, возместить убытки, причиненные им юридическому лицу (п. 3 ст. 53 ГК РФ). Указанные нормы ГК РФ, в т.ч. об обязанности возместить убытки, причиненные представляемому, применяются и к предпринимательской деятельности фермерского хозяйства*(138).

ФЗ "О крестьянском (фермерском) хозяйстве" в ст. 17 установил примерный перечень полномочий главы крестьянского хозяйства. Напомним, что глава фермерского хозяйства:

организует деятельность фермерского хозяйства;

без доверенности действует от имени фермерского хозяйства, в том числе представляет его интересы и совершает сделки;

выдает доверенности;

осуществляет прием на работу в фермерское хозяйство работников и их увольнение;

организует ведение учета и отчетности фермерского хозяйства;

осуществляет иные определяемые соглашением между членами фермерского хозяйства полномочия.

Указанные полномочия главы фермерского хозяйства в основном совпадают с полномочиями единоличного исполнительного органа в коммерческой организации*(139). Однако главу хозяйства нельзя рассматривать к качестве исполнительного органа фермерского хозяйства: в этой части положения гражданского законодательства о коммерческих организациях к деятельности фермерского хозяйства не применяются в силу противоречия существу соответствующих отношений. Крестьянское (фермерское) хозяйство в целом и его глава являются предпринимателями (см. соответственно п. 3 ст. 1 ФЗ "О крестьянском (фермерском) хозяйстве", п. 2 ст. 23 ГК РФ), т.е. субъектами предпринимательского и, следовательно, гражданского права. Поэтому к деятельности главы фермерского хозяйства не могут быть применены правила об органах управления коммерческих организаций, так как эти правила регулируют не предпринимательские, а внутрикорпоративные отношения.

Глава фермерского хозяйства организует деятельность хозяйства. Факт единогласного признания одного из членов хозяйства его главой (см. п. 1 ст. 16 ФЗ "О крестьянском (фермерском) хозяйстве") предполагает также признание членами хозяйства соответствующих властных полномочий главы хозяйства, без которых организация деятельности хозяйства была бы невозможной. Таким образом, члены хозяйства в договорном порядке как бы делегируют главе хозяйства руководящие функции (подп. 2 п. 3 ст. 4 указанного Федерального закона) в интересах всего фермерского хозяйства.

В соглашении о создании хозяйства целесообразно устанавливать отдельно перечни конкретных прав и обязанностей главы хозяйства и остальных его членов. В них необходимо, в частности, предусмотреть, что глава хозяйства имеет право давать обязательные для остальных членов хозяйства (не состоящих с хозяйством в трудовых отношениях) указания и контролировать их исполнение, а члены хозяйства обязаны исполнять указания главы хозяйства в установленные им сроки. Если этого не сделать, то работа главы фермерского хозяйства по организации деятельности хозяйства может оказаться бессмысленной и неэффективной, поскольку любая управленческая деятельность невозможна без отношений власти-подчинения и контроля за исполнением принятых решений.

В отношении наемных работников, как являющихся, так и не являющихся членами фермерского хозяйства, глава хозяйства обладает управленческими и контрольными полномочиями в качестве работодателя. В таких случаях указанные полномочия имеют не гражданско-правовую природу, а предусмотрены ТК РФ и другими актами трудового законодательства.

Глава фермерского хозяйства без доверенности действует от имени хозяйства, в т.ч. представляет его интересы и совершает сделки. Если учитывать, что фермерское хозяйство - это субъект предпринимательской деятельности и одновременно абстрагироваться от того, что оно не является лицом в контексте п. 1 ст. 2 ГК РФ, то следует полагать, что рассматриваемая норма представляет собой случай, когда в силу указания закона между фермерским хозяйством и его главой возникают отношения представительства (ст. 182 ГК РФ). Поэтому глава хозяйства не может совершать сделки от имени представляемого в отношении себя лично.

С учетом того обстоятельства, что представительство, осуществляемое главой фермерского хозяйства, носит систематический характер и осуществляется им самостоятельно, представляется, что к его деятельности должны применяться специальные правила о коммерческом представительстве, предусмотренные ст. 184 ГК РФ. Согласно п. 3 указанной статьи, коммерческое представительство осуществляется на основании договора, заключенного в письменной форме и содержащего указания на полномочия представителя, а при отсутствии таких указаний - также и доверенности. В рассматриваемом случае в качестве договора, определяющего полномочия представителя, вполне можно использовать соглашение о создании хозяйства, подробно регламентировав в нем полномочия главы хозяйства в качестве коммерческого представителя.

Коммерческое представительство предполагает право представителя требовать уплаты обусловленного вознаграждения и возмещения понесенных им при исполнении поручения издержек. Однако в соглашении о создании фермерского хозяйства допустимо предусмотреть и безвозмездный характер коммерческого представительства (см. п. 2 ст. 184 ГК РФ).

Глава фермерского хозяйства выдает доверенности. Доверенность - это письменное уполномочие, выдаваемое одним лицом (представляемым, доверителем) другому (представителю) для представительства перед третьими лицами, в котором установлены полномочия представителя для совершения сделок и иных правомерных действий от имени представляемого. Выдача доверенности является односторонней сделкой. Поэтому выдача главой фермерского хозяйства доверенностей, как и совершение им иных сделок, производится от имени фермерского хозяйства, а не от имени его главы.

Следует полагать, что к выдаче доверенности от имени фермерского хозяйства в силу п. 3 ст. 1 ФЗ "О крестьянском (фермерском) хозяйстве" могут применяться правила выдачи доверенностей от имени юридического лица (п. 5 ст. 185 ГК РФ), поскольку они не противоречат существу соответствующих отношений. Поэтому доверенность от имени крестьянского (фермерского) хозяйства должна выдаваться за подписью главы хозяйства с приложением печати фермерского хозяйства.

Глава фермерского хозяйства осуществляет прием на работу в фермерское хозяйство работников и их увольнение. Трудовые отношения в хозяйстве регламентируются трудовым законодательством с учетом того обстоятельства, что глава хозяйства является работодателем - физическим лицом и, согласно п. 2 ст. 23 ГК РФ, признается предпринимателем. Поэтому к указанным отношениям общие нормы ТК РФ применяются с учетом особенностей регулирования труда работников, работающих у работодателей - физических лиц, установленных в ст. 303-309 гл. 48 ТК РФ. Когда в качестве работодателя выступает не глава фермерского хозяйства, а само хозяйство, созданное по Закону 1990 г. "О крестьянском (фермерском) хозяйстве" в качестве юридического лица, указанные особенности регулирования труда не применяются, и организация трудовых отношений осуществляется по общим правилам ТК РФ. Напомним, что такие хозяйства вправе сохранить статус юридического лица до 01.01.2010 г. (см. п. 3 ст. 23 ФЗ "О крестьянском (фермерском) хозяйстве").

В случаях, когда глава хозяйства привлекает для работы сезонных работников, необходимо учитывать также особенности регулирования их труда (см. ст. 293-296 ТК РФ). Кроме того, ТК РФ предусматривает особенности регулирования труда женщин, лиц с семейными обязанностями (ст. 253-264 гл. 41), работников в возрасте до 18 лет (ст. 265-272 гл. 42), лиц, работающих по совместительству (ст. 282-288 гл. 44), временных работников (ст. 289-292 гл. 45) и др.

Глава фермерского хозяйства организует ведение учета и отчетности фермерского хозяйства. Целесообразно учитывать, что в соответствии со ст. 4 ФЗ от 21.11.1996 г. "О бухгалтерском учете"*(140) он распространяется на все организации, находящиеся на территории России, а также на филиалы и представительства иностранных организаций, если иное не предусмотрено международными договорами Российской Федерации. Граждане, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, ведут учет доходов и расходов в порядке, установленном налоговым законодательством России.

Крестьянское (фермерское) хозяйство, согласно ФЗ "О крестьянском (фермерском) хозяйстве", является не организацией, а объединением граждан, которое осуществляет предпринимательскую деятельность без образования юридического лица (см. ст. 1 указанного Федерального закона). Поэтому следует полагать, что фермерские хозяйства, созданные в соответствии с ФЗ "О крестьянском (фермерском) хозяйстве", должны вести бухгалтерский учет в порядке, предусмотренном для граждан-предпринимателей, действующих без образования юридического лица. Что касается фермерских хозяйств, созданных по Закону 1990 г. "О крестьянском (фермерском) хозяйстве" и являющихся юридическими лицами, то организация их бухгалтерского учета должна осуществляться по правилам ФЗ "О бухгалтерском учете".

Глава фермерского хозяйства осуществляет иные полномочия, определяемые соглашением между членами хозяйства. Поскольку он обладает специальной правоспособностью, его права и обязанности определяются ФЗ "О крестьянском (фермерском) хозяйстве" (ст. 16, 17), а также соглашением о создании хозяйства. Осуществлять иные полномочия глава фермерского хозяйства не вправе. Поэтому если члены фермерского хозяйства стремятся расширить полномочия его главы, то это необходимо сделать в соглашении о создании хозяйства в соответствии с подп. 2 п. 3 ст. 4 ФЗ "О крестьянском (фермерском) хозяйстве".

Правовое положение фермерского хозяйства регулирует Федеральный закон от 11 июня 2003 г. № 74-ФЗ «О крестьянском (фермерском) хозяйстве» (далее - Закон № 74-ФЗ). Согласно пункту 3 статьи 1 этого Закона, такое хозяйство осуществляет предпринимательскую деятельность без образования юридического лица.

Вместе с тем к фермерскому хозяйству применяются правила гражданского законодательства, которые регулируют деятельность юридических лиц (коммерческих организаций), если иное не установлено действующим законодательством РФ.

Поэтому смену главы, ненадлежащим образом исполняющего свои обязанности, можно рассматривать как меру ответственности и, соответственно, предусмотреть в соглашении о создании хозяйства. Иначе получится, что глава обладает правами, но не несет обязанностей, обусловленных данными правами, и освобождается от какой-либо ответственности.

Процедура смены главы хозяйства

Обязательные требования к процедуре смены главы фермерского хозяйства содержатся в статье 18 Закона № 74-ФЗ.

Согласие членов хозяйства

Смена главы должна осуществляться по взаимному согласию членов фермерского хозяйства. По сути, можно говорить о необходимости единогласного решения. Однако возможна ситуация, при которой хотя бы один из членов фермерского хозяйства может выступить против предполагаемой кандидатуры нового главы.

Против кандидатуры нового главы может выступить и действующий глава, так как он является членом данного хозяйства. Тем самым не будет достигнуто общее согласие всех членов. Таким образом, можно говорить еще об одном законодательном пробеле, который способен создать патовую ситуацию.

Можно допустить, что, устанавливая необходимость взаимного согласия членов фермерского хозяйства при смене главы, законодатель исходил из особого характера взаимоотношений его членов, в частности, того, что их связывают родственные отношения.

Однако нельзя исключать ситуацию, при которой на статус главы фермерского хозяйства могут претендовать, например, братья, а остальные члены хозяйства могут не прийти к однозначному решению. В этой связи представляется более разумным механизм установления большинства при избрании главы фермерского хозяйства.

Заключение соглашения

Смена главы должна быть указана в соглашении, заключенном членами фермерского хозяйства в соответствии со статьей 4 Закона № 74-ФЗ.

Напомним, что указанная статья определяет требования к содержанию соглашения о создании фермерского хозяйства. В частности, соглашение должно содержать сведения о членах фермерского хозяйства, о признании главой одного из них, полномочиях главы и порядке управления фермерским хозяйством. Также должны быть указаны права и обязанности членов фермерского хозяйства.

Таким образом, смена главы предполагает внесение изменений в соглашение, которое принималось при создании фермерского хозяйства. И хотя закон не содержит требований к формам такого изменения, представляется, что речь может идти о собственно изменениях к соглашению и о соглашении в новой редакции.

Независимо от того, какая форма соглашения будет избрана, в ней должны быть отражены сведения о новом главе фермерского хозяйства.

По мнению автора, положения статьи 4 Закона № 74-ФЗ можно рассматривать в качестве еще одного аргумента в пользу того, что можно прекратить полномочия главы хозяйства, который ненадлежащим образом исполняет свои обязанности. Данное основание должно быть конкретизировано в соглашении при создании хозяйства.

Регистрация изменений

Отметим, что в настоящее время Закон № 74-ФЗ не содержит однозначного указания на то, что смена главы фермерского хозяйства, а также обусловленные этой сменой изменения в соглашении о создании хозяйства, подлежат государственной регистрации.

Вместе с тем такая регистрация необходима. Ведь Закона № 74-ФЗ содержит принципиальное положение о том, что фермерское хозяйство считается созданным со дня его государственной регистрации в порядке, установленном законодательством РФ.

При используют специальные формы документов, среди которых есть и форма № Р24002 «Заявление о внесении изменений в сведения о главе крестьянского (фермерского) хозяйства, содержащиеся в Едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей».

Форма предусматривает три причины: изменение прежних данных о главе хозяйства, внесение изменений в связи со сменой главы и по причине ошибок, допущенных в ранее представленных документах.

При смене главы хозяйства заявление по форме № Р24002 и приложения к нему заполняет и подписывает новый глава. На это указывают и судьи (см., например, постановление ФАС Северо-Западного округа от 8 мая 2007 г. № А05-10659/2006-17).

Особенности статуса смененного главы

В пункте 3 статьи 18 Закона № 74-ФЗ указано, что смена главы фермерского хозяйства не влечет за собой прекращение его членства в данном хозяйстве. Но данное правило не вполне применимо к ситуации, когда имеет место смерть главы хозяйства. Очевидно, что в данном случае речь идет не о том, что умерший глава остается навечно в составе членов хозяйства. Скорее законодатель имел в виду, что смерть главы не означает прекращения его имущественных прав и, соответственно, его наследники вправе ставить вопрос о своем принятии в члены хозяйства либо о получении компенсации, обусловленной размером наследуемой доли в имуществе фермерского хозяйства.

Сделка считается совершенной в интересах хозяйства, если не доказано, что она была заключена главой в его личных интересах.