Игра – викторина для дошкольников «Знатоки птиц» Цель: обобщение знаний о птицах. Задачи: 1. Закреплять знания детей о птицах. 2. Формировать умение работать в коллективе. 3. Воспитывать доброе, бережное отношение к птицам. Сценка. Роли исполняют заранее подготовленные дети. Действующие лица: Автор, Сорока, Ворона, Дятел, Зяблик. Автор. Встретились однажды Сорока и Ворона. На сцене появляются сорока и Ворона. Сорока: Куда летишь, ворона? Ворона: Хочу гнездо на новом месте обустроить. Сорока: Тебе же хорошо было на старой сосне. Ворона: Да я там нагрязнила. Сорока: Ну ты и на новом месте не уживёшься! Сорока и Ворона уходят. На сцене появляются Дятел и Зяблик. Дятел: Здравствуй, Зяблик старый! Зяблик: Здравствуй, Дятел молодой! Дятел: А ты как узнал, что я молодой? Зяблик: Так у тебя ж это на лбу написано! Пятно у тебя красное на лбу – у старых такого не бывает. А вот ты как узнал, что я старый? Дятел: По носу! Нос у тебя голубой, а у молодых зябликов – коричневый! Герои сценки уходят за кулисы. Воспитатель: Ну что, ребята, догадались, о ком мы сегодня будем говорить? (ответы детей.) Да, говорить мы будем о птицах. Издавна люди отмечали Праздник птиц. Как зима не противится, не пытается задержаться у нас, всё равно отступает, уходит. Приходит весна, а с ней – яркое тёплое солнышко. С приходом весны слетаются домой, на родину, пернатые непоседы – перелётные птицы. Они в хорошую погоду за один день пролетают по сто километров – так домой спешат. В пути нередко настигает их метель, и многие из них гибнут. Долетают самые сильные. Прилетят домой, рассядутся на деревьях – отдыхают. (Звучит запись голосов птиц.) - Сегодня, ребята, мы поиграем в КВН. КВН-соревнование в остроумии и знании. Нужно знания иметь прочные, быть весёлыми и находчивыми. Команды сформированы заранее. - Итак, у нас две команды «Синички» и «Снегири», в каждой команде свой капитан. - Внимательно слушайте правила игры: каждой команде будут даваться задания и вопросы, если команда не знает ответа, то может ответить другая команда и заработать себе фишки. Ваши правильные ответы будет засчитывать жюри. Первый конкурс «Загадочный». Каждой команде будут загадываться загадки. 1. Эта хищница болтлива, Воровата, суетлива, Стрекотунья белобока А зовут её …….. 2. Я по дереву стучу, Червяка добыть хочу. Хоть и скрылся под корой Всё равно он будет мой. 3. Спинкою зеленовата Животиком желтовата, Чёрненькая шапочка И полоска шарфика. 4. Я весь день ловлю жучков, Уплетаю червячков В тёплый край я не летаю, Здесь под крышей обитаю Чик-чирик, не робей, Я бывалый … 5. Окраска сероватая Повадка вороватая Крикунья хрипловатая, Известная персона Это ж я … 6. Ну а я, не зная сна Ловлю мышей до поздна Даже шорох лёгкий слышу Не уйти, пожалуй, мышке. Второй конкурс «Вопрос-ответ». 1.Назовите нелетающую птицу, живущую в Антарктиде. 2.Назовите птицу, славящуюся своим необычайно красивым хвостом. 3.Назовите птицу, клюв которой по силе можно сравнить с отбойным молотком. 4.Назовите птицу, которая может повернуть голову назад так, будто она укреплена на вращающейся оси. 5.Назовите самую большую из всех птиц, на которой даже можно ездить верхом. 6.Назовите маленькую из всех птиц, размеры которой не больше шмеля. 7.Назовите птицу, которая не растит своих птенцов, а подкидывает яйца в чужие гнёзда. 8.Назовите птицу, которая лучше всех других пернатых способна обучаться произносить человеческие голоса. Третий конкурс «Пословицы и поговорки». Каждая команда называет пословицы и поговорки по очереди. Например: 1.Одна ласточка весны не делает. 2.Грач на горе, весна во дворе. 3.Всяк кулик болото знает. 4.Всякая птичка свои песенки поёт. 5.Ласточка день начинает, а соловей кончает. 6.Синичка невеличка, а птичка. 7.Болтлива, как сорока. 8.Лучше синица в руках, чем журавль в небе. Четвёртый конкурс «Конкурс капитанов». Капитаны получают картинки с птицами, самостоятельно отбирают, выполняют задания: Задание капитану «Синичек» - отобрать картинки с оседлыми птицами. Задание капитану «Снегирей» - отобрать картинки с перелётными птицами. - А пока капитаны выполняют задания, я расскажу интересную информацию об одной птице…Забавные у птиц встречаются имена. Многие птицы сами себя назвали,т.е. получили своё название за голос, песню или крик. Например, кукушка. Эту птицу слышали все. А за что она могла получить такое название? Конечно своим криком ку-ку, сама и подсказала людям своё имя. Во многих странах название птицы звучит очень похоже на русское; в Чехии-кукачка, у болгар-куквица, у немцев-кукук, у испанцев-куко. Все эти народы обратили внимание на один и тот признак-крик птицы. Игра «Птичий язык». - А теперь поиграем! Воробей - чирикает, Кукушка -… Сорока - … Ворона - … Голубь - … Курица - … Утка - … Соловей - … - Итак, наши капитаны готовы, проверим их - правильно ли выполнили задание. Пятый конкурс «Птицы в сказках». 1. Какая птица снесла бабе с дедом золотое яичко? 2. Какая птица в русских народных сказках горячей огня? 3. В одной из сказок Г.Х.Андерсена злая королева превращает осиротевших принцев, братьев Эльзы в птиц. 4. Какая птица помогла Дюймовочке спастись от крота? 5. С какой птицей дружил Винни Пух? 6. В какую птицу превратился гадкий утёнок? 7. Какие птицы рассказали девочке Герде, где найти Кая? 8. Какие птицы, согласно легенде, приносят в семью новорождённых? Шестой конкурс «Поменяй букву». Детям даются карточки со словами, выполняют задание - заменить в словах по одной букве, чтобы получились названия птиц. Палка (Г) Корона (В) Капля (Ц) Врач (Г) Седьмой конкурс «Из чего строят птицы гнёзда?» Дети перечисляют по очереди (земля, глина, мох, веточки, пух, перья, шерсть животных, сухие листья). Восьмой конкурс «Охрана птиц». - Что же нужно делать каждому из нас, чтобы было в природе как можно больше птиц, чтобы они радовали нас своими красивыми песнями? (нельзя разорять гнёзда, нельзя трогать яйца, весной вывешивать скворечники, зимой подкармливать, делать кормушки) - Наш КВН подошёл к концу и сейчас подведём итоги.

Викторина для младших школьников "Международный день птиц"

Челышева Ирина Васильевна, воспитатель ОКУ "С(К)О школа-интернат VIII вида №5" г. Курска.

Цели:
Коррекционно-образовательные:
-обобщить и закрепить знания детей о птицах;
Коррекционно-развивающие:
- развивать интерес, наблюдательность, расширить кругозор детей, вызвать интерес к миру природы;
Коррекционно-воспитательные:
- воспитывать бережное отношение к пернатым друзьям.
Оборудование: запись голосов птиц, презентация, мультимедиапроектор, фишки, грамоты для награждения победителей.
Ход викторины:
Воспитатель: - Сегодня мы поговорим о наших друзьях. О каких? Послушайте запись и поймете. (Звучит фонограмма птичьего пения) .
Птиц на свете очень много – около 9000 видов. Есть птицы очень большие, есть крошечные, не больше бабочки или стрекозы, и весящие несколько граммов. Есть птицы, которые могут летать выше облаков, а есть и такие, которые не могут летать, например, пингвины.
Одни птицы живут в лесу, другие – в степи. Но есть и такие птицы, которые не могут жить ни в лесу, ни в степи. Они живут только в пустыне или горах, а другие лишь на берегу моря.
Одни питаются рыбой, другие насекомыми. Есть хищные птицы, которые питаются животными. А есть и те, которые едят только растительную пищу: В основном ягоды и семена (дятел, щегол).
Одни селятся в дуплах, другие вьют гнезда на земле или на ветвях деревьев и кустов.
Сегодня мы проведем викторину на тему: «Что мы знаем о птицах». Разделимся на две команды. Каждая команда должна придумать себе название. Наша викторина будет состоять из четырех конкурсов. За каждый правильный ответ команда получает одну фишку. Если у команды нет ответа, отвечать имеет право команда соперников.
- Прежде чем начать викторину мы немножко с вами разомнемся.
Первый конкурс «Разминка»
Воспитатель: - Команда, первой давшая правильный ответ, зарабатывает фишку.
***
Меня сизокрылым
Все с детства зовут.
Как символа мира
И любят, и чтут. (Голубь.)


***
Эта птица любит море.
Жить привыкла на просторе.
В море синее нырнет -
Рыбку в клюве принесет.
Что за птица? Угадай - ка!
Знают все, что это. (Чайка.)


***
Всю ночь летает -
Мышей добывает.
А станет светло -
Спать летит в дупло. (Сова.)


***
Встали братья на ходули,
Ищут корма по пути.
На бегу ли, на ходу ли
Им с ходулей не сойти. (Журавли.)


***
В клетке целый день сидит,
И под нос себе твердит,
Но услышав двери скрип,
Он кричит "Филипп-Филипп",
Кеше пить быстрее дай,
Кто же это - (Попугай.)


***
Перья черные и с блеском,
Может быть довольно дерзким,
Всё – вредителям конец!

Имя птице той - … (Скворец.)


***
Она под крышами живет,
Гнездо своё из глины вьет,
Целый день суетится,
На землю не садится,
Высоко в облаках летает,
Мошек на лету поедает,
В черном фраке лапочка,
А зовется?…..(Ласточка.)


***
Кар-кар-кар! Кар-кар-кар! –
Вот и весь репертуар.
Оглашает крону клёна
Своим пением …(Ворона.)


***
Хохолочек на головке,
На болоте, как в столовке:
Помышляя о еде,
Ходит-бродит по воде,
Где на мели мальки кишат.
Ловит рыбок, лягушат.
Захват, бросок лягушки, ап-ля.
Жонглёр, по-видимому … (Цапля).


***
Этой белокрылой птице
В зоопарке не сидится.
Чтобы люди улыбались,
К ним летит со свёртком...(Аист.)


Второй конкурс «Не зевай-на вопросы отвечай!»


Воспитатель: - Каждая команда должна быстро ответить на десять вопросов, если не знаете ответ, говорите «дальше. Вторая команда молчит, не подсказывает. За этот конкурс вы получите столько фишек, сколько дадите правильных ответов.
Вопросы для первой команды:
1. Какие птицы не садятся ни на землю, ни на воду, ни на ветки (Стрижи)
2. Самая маленькая птица (Королек)
3. Какая птица выводит птенцов зимой (Клест)
4. Какая птица лает как собака (Самец белой полярной куропатки)
5. Какая птица носит название писателя (Гоголь)
6. Где гнездятся скворцы кроме скворечников (в Дупле)
7. Где водятся пингвины (в Антарктиде)
8. Какие птицы самые быстрые (Стрижи)
9. Самая крупная птица в России (Дрофа)
10. Какая птица барабанит (Дятел)
Вопросы для второй команды:
1. Какая птица совершает самый дальний перелет (Полярная крачка)
2. Дышит ли птенец в яйце (Да)
3. У каких птиц поют самки и самцы (Снегири)
4. Какая птица носит название насекомого (Мухоловка)
5. Вьют ли гнезда наши перелетные птицы на юге (Нет)
6. Птица, поющая только высоко в небе (жаворонок)
7. Какую птичку зовут так же, как и мальчишку? (Славка)
8. Имя какой птицы связано с лошадью? (Конёк)
9. Какая птица бегает под водой? (Оляпка)
10. Какая птица носит название танца? (Чечётка)
Третий конкурс «Живые синонимы»


Воспитатель: - Необходимо подобрать названия птиц, чтобы получились выражения, употребляемые в сравнении с людьми. Например, «мокрый» (беспомощный), как курица (мокрая курица).
Задание первой команде:
1. Мудрый, как … (сова)
2. Задиристый, как … (петух)
3. Вороватый, как … (сорока)
4. Важный, надутый, как … (индюк)
5. Длинноногий, как … (цапля)
6. Глазастый, как … (филин)
7. Взгляд хищный, как у … (ястреба)
8. Взгляд зоркий, как у … (сокола)
9. Нос с горбинкой, как у … (орла)
10. Шея нежная, длинная, как у … (лебедя)
Задание второй команде:
1. Верность... (лебединая).
2. Любовь и нежность... (голубиная).
3. Большеглазый, как... (филин).
4. Желторотый, как... (птенец, цыпленок).
5. Болтать или трещать, как... (сорока).
6. Щебетать, весело переговариваться, как... (воробей, птичка)
7. Ворковать, как... (голубь).
8. Накаркать (накликать беду), как... (ворона).
9. Долбить (говорить одно и то же), как... (дятел).
10. Величавая походка, как у … (павлина) (выступает будто пава).
Четвертый конкурс «Пословицы о птицах».


Воспитатель: - Я начинаю, а вы заканчиваете.
1. Плоха та птица, (которой гнездо свое не мило).
2. Слово не воробей, (вылетит, не поймаешь).
3. Лучше синица в руках, (чем журавль в небе).
4. Гусь свинье (не товарищ).
5. Старого воробья (на мякине не проведешь).
6. На чужой сторонушке, (рад своей воронушке).
7. Ворон ворону, (глаз не выклюнет).
8. Всяк кулик, (свое болото хвалит).
9. На сорок мучеников (сорок птиц прилетают).
10. Благовещенье -(птиц на волю отпущенье).
Подведение итогов
Награждение победителей и наиболее активных игроков (грамоты).
Воспитатель: - Нашу викторину мне бы хотелось закончить стихотворением «Просьба» Н. А. Заболоцкого.
Раненая птица в руки не давалась,
Раненая птица птицей оставалась.
Этот сон давнишний до сих пор мне снится:
На траве кровавой вздрагивала птица.
Птицы, рыбы, звери в душу людям смотрят.
Вы их жалейте, люди! Не убивайте зря!
Ведь небо без птиц - не небо,
А море без рыб - не море,
А земля без зверей - не земля.
Люди-исполины, люди-великаны,
Есть у вас винтовки, сети и капканы.
Есть у вас бесстрашье, сила есть навечно.
И должно быть сердце. Сердце человечье!
Люди-человеки, страны и народы,
Мы теперь навеки должники природы!
Надо с этим долгом как-то расплатиться,
Пусть расправить крылья раненая птица!

Цели:

  • проверить и углубить полученные знания учащихся 3 класса на уроках окружающего мира по теме “Разнообразие животных” о птицах родного края, их пользе; выявить лучших знатоков пернатых друзей;
  • продолжить развивать память, мышление, расширять кругозор, эрудицию;
  • воспитывать любовь и бережное отношение к живой природе.

Оборудование: таблички с цифрами от 1 до 8, грамзаписи с голосами птиц, призы для участников, диплом для победителя, грамоты для участников, жетоны-звёзды, изображения птиц, табло с заданиями, зашифрованное слово, репродукция картины.

Подготовка: дети готовят сообщения о птицах, стихи.

Ход игры

Вступительное слово учителя. (включается грамзапись с голосами птиц)

Дорогие ребята! Сегодня мы проводим викторину, посвящённую нашим пернатым друзьям – птицам. Они дороги нам как часть природы нашей Родины. Богат и разнообразен животный мир Красноярского края. Здесь в тайге и тундре, в горах и лесах обитают примерно 342 вида птиц. Их мелодичные, весёлые, звонкие песни, яркое оперение вселяют в нас радость. Без них природа мертва.

Какую ещё пользу приносят птицы?

(Они охраняют наши леса, сады, огороды от вредных насекомых, мышей; разносят семена…)

Многие птицы на юг улетают,
Многие зиму у нас коротают.
Галка, ворона, снегирь, воробей.
Ну-ка, ребята, их вспомни скорей!

(дети называют зимующих и перелётных птиц)

Прежде чем начать игру, в которой определится победитель – лучший знаток птиц, проведём отборочный тур, выберем участников игры. Я думаю, что здесь собрались сообразительные, любознательные ребята, которые быстро и правильно ответят на все мои вопросы.

Отборочный тур.

Викторина.

Какая птица считается символом мудрости и познания? (сова)

Кого называют лесным доктором? (дятла)

Как охотники называют глухарку? (капалуха)

Какая птица наших мест может прожить 100 лет? (ворон)

(лесные вороны живут парами 200 лет)

Какие птицы ночуют, зарываясь в снег? (тетерева, рябчики)

Когда отмечается Международный день птиц?

Условия игры “Звездный Час”.

Определились 8 участников игры. Они будут бороться за победу. После каждого тура, 2 игрока, набрав наименьшее количество жетонов-звёзд, автоматически покидают игру, становятся болельщиками-зрителями, получив приз участника. А победителем игры станет только один участник, набравший наибольшее количество жетонов.

Итак, объявляется начало 1 тура.

1 тур.

На табло изображены птицы.

Внимательно посмотрите на этих птиц и вспомните всё, что вы о них знаете.

Отвечая на вопросы, по моей команде нужно поднять табличку с нужной цифрой – ответом.

Вопросы 1 тура.

1. Какая птица прилетает к нам с наступлением зимы, любит питаться рябиной?

(2 – снегирь)

1 ученик.

Эти красногрудые птицы летом живут дальше к северу, в тайге, а в первой половине зимы, улетая от сильных морозов, появляются в наших лесах. Некоторые остаются у нас на всю зиму. Часто их можно увидеть на снегу, как красные яблоки, рассыпанные у дорог, под деревьями.

2 ученик.

Ты Север знаешь и Сибирь,
Ты грудь обжёг себе, снегирь.
Каким холодным зимним днём
Ты опалил её огнём?
И стало красное пятно
В твоём роду давным- давно…

(А. А. Прокофьев)

2. Птица – почтальон, символ мира. (4 – голубь)

В далёком прошлом эти птицы жили в горах, поэтому любят гнездиться на чердаках и крышах домов.

3. Какой птице хвост помогает не только в полёте, но и при добывании пищи? (3 – дятел)

3 ученик.

Перья на хвосте у дятла прочные, ими можно упираться в выступы коры. Клюв длинный и крепкий, острый. Ударяет им дятел только там, где услышит, что под корой сидит гусеница. Проделает дятел клювом дырку, вытащит гусеницу и съест. Любит расклёвывать еловые и сосновые шишки.

4. Подвижная и ловкая птица с зеленоватой спинкой и жёлтым брюшком. (6 – синица)

4 ученик.

Синицы не улетают на зиму в тёплые страны. В лютую стужу они прилетают к избам.

Весной и летом, перелетая с дерева на дерево, синицы обнаруживают все трещинки в поисках насекомых и их личинок. Большая синица уничтожает в день 120 гусениц. Вскармливая птенцов, пара синиц прилетает к гнезду до 500 раз, принося 1000 разных насекомых.

5. Какая птица не вьёт гнезда и не высиживает птенцов? (5 – кукушка)

5 ученик.

Кукушка за лето уничтожает 270 тысяч крупных гусениц и майских жуков.

Все птицы вьют гнёзда, высиживают птенцов, кроме кукушки. Она дожидается, когда улетит какая-нибудь птица от гнезда за кормом, и подбросит своё яйцо в чужое гнездо.

6. Эта птица устраивает свои гнёзда в обрывах над рекой. (1 – ласточка)

6 ученик.

Семья ласточек за лето уничтожает около миллиона насекомых-вредителей.

Прилетают к нам ласточки, как и стрижи, весной. Свой домик строят из глины и своей слюны в обрывах над рекой. Летом выводят своих птенцов, учат их ловить мух и мошек, стрекоз и других насекомых.

(грамзапись стихотворения А. Фета “Ласточки пропали”)

7. Какая птица любит кататься на спине коровы, лошади, овцы с тем, чтобы найти там пищу – насекомых, личинок? (8 – скворец)

Семья скворцов за день уничтожает 350 гусениц, жуков, улиток, спасая поля, сады и огороды.

8. Какую птицу называют ночной кошкой? (7 – сову)

7 ученик.

Ночью бесшумно сова пролетает над лесной поляной. Метнётся мышь, зашуршит листвой, сова поймает её и снова возвратится в дупло. С 1964 года сова находится под охраной. Одна сова уничтожает за лето 1000 мышей, которые способны уничтожить 1 т. зерна. Ни одна кошка не может соперничать в этом с совой.

Подводятся итоги 1 тура, подсчитываются жетоны-звёзды, 2 участника покидают игру, получив призы.

2 тур.

На табло изображены птицы.

1 2 3

Вопросы 2 тура.

1. Какая птица выводит птенцов зимой? (2 – клёст)

Клесты обитают в хвойных лесах, лазят по веткам, цепляясь лапами и клювом. Хоть вниз хвостом повиснет, хоть вниз головой – ему всё равно. Он занят одним: вылущивает семена из шишек. А для этого у него клюв особый - нижняя и верхняя половинки перекрещиваются на концах.

2. Какие из птиц прилетают к нам весной с юга первыми – грачи или скворцы? (1 – грачи)

Гнёзда грачи строят из сухих веток высоко на деревьях. На одном дереве насчитывается иногда 15 - 20 гнёзд.

Вслед за грачами прилетают скворцы. Первыми прилетают скворчики, а за ними через несколько дней – скворчихи. К их прилёту самцы подыскивают скворечник, поют, поджидая подружек – скворчих.

Подводятся итоги 2 тура, остаются в игре 4 участника.

3 тур.

(репродукция картины известного художника “Грачи прилетели”)

(звучит тихая мелодия)

Перед вами репродукция картины известного художника, которая была написана в 1871 году. Много лет прошло с тех пор. Перед нами милая сердцу картина русской природы. Из тёплых краёв возвратились на старые гнёзда вестники весны – грачи. В картине нет ярких красок, но от неё исходит тихая радость, любовь к своему краю.

Вопрос 3 тура.

Кто из перечисленных художников написал эту картину? (2 – Саврасов)

1

Васнецов

2

Саврасов

3

Подводятся итоги 3 тура.

Дополнительные вопросы, если дети набрали одинаковое количество жетонов

Кто кукует – самец или самка кукушки? (самец – кукух)

Самая маленькая птичка хвойных лесов? (королёк)

Какая птица имеет самый длинный язык - 8 – 10 см? (дятел)

Назовите птиц-хищников? (сова, орёл, ястреб)

Какие птицы не садятся ни на землю, ни на воду? (стрижи)

Почему так назвали птицу козодой? (имеют большой рот, но к стаду подлетают, чтобы охотиться на насекомых)

Какая птица кричит кошкой? (иволга)

Какая птица шипит, словно змея? (вертишейка)

Финал игры.

(2 участника будут вести борьбу за звание лучшего знатока природы и птиц)

Загадка.

Вертится, стрекочет,

Весь день хлопочет.

Задание на финал.

Из слова СОРОКА за 2 мин. составить как можно больше слов.

(КОСА, РАК, СОК, СОР, КОРА, РОСА, РОК, ОСА, СОРОК, СРОК…

Подведение итогов игры, награждение дипломом лучшего игрока, слово победителю.

Ребята, наша игра подошла к концу. Думаю, что каждый для себя сегодня открыл что-то новое. А главное то, что птицы – наши друзья, часть природы, младшие братья. А мы должны их беречь и охранять, подкормить зимой, весной строить домики-скворечники.

До новых встреч, юные любители природы!

Цель: обобщение знаний детей о перелётных и зимующих птицах.

Задачи: закрепить знания детей об отличительных особенностях птиц.

Развивать умение детей в отгадывании загадок о птицах.

Развивать внимание, мышление, память.

- умение их различать, группировать, устанавливать причинно-следственные связи между различными природными явлениями,

Совершенствовать г рамматический строй речи – образование притяжательных прилагательных, употребление в речи предлогов;

Воспитывать в детях бережное отношение к птицам.

Материалы:

Таблицы, карточки с изображением птиц, картинка с изображением кормушки, макеты деревьев, посылка с кормом.

Предварительная работа:

Беседы о птицах, наблюдение за птицами, чтение рассказов, сказок и стихотворений о птицах, рассматривание иллюстраций, просмотр фильмов.

Ход викторины.

Воспитатель: Дети, сегодня мы собрались, чтобы провести викторину "Птицы -наши друзья!». А поможет мне провести нашу викторину наша старая знакомая ворона Каркуша. Что-то она задерживается. Давайте, пока её нет, мы разделимся на команды. Раз разговор у нас будет о птицах, то и название команд должны быть связаны с птицами. У вас в руках есть части картинок, их надо собрать в целые, и тогда мы узнаем название команд.

Д/и «Собери картинку»

Ну, вот у нас появились две команды «воробьи» и «снегири».

Появляется Каркуша.

А вот и я. Я вижу, вы готовы начать нашу викторину. Будьте внимательны. Если вы будете готовы отвечать на вопросы, то поднимайте руку. За каждый правильный ответ команда получает вот таких птичек (силуэты птичек из картона). В конце викторины определим победителя.

1 тур «Разминка»

Чья команда назовет больше птиц.

2 тур «Загадки»

На ветвях, украшенные снежной бахромой,

Яблоки румяные выросли зимой.

Яблоки по яблоне весело снуют,

Гусениц мороженых яблоки клюют.

И петь не поет, и летать не летает…

За что же тогда его птицей считают.

Все время стучит, деревья долбит.

Но их не калечит, а только лечит.

Всю ночь летает – мышей добывает.

А станет светло – спать летит в дупло.

3 тур «Узнай по описанию»

Вся жизнь его проходит на деревьях. Здесь он добывает себе корм, из-под коры деревьев, так как ему пищей служат личинки насекомых. Как внимательный врач осматривает, выстукивает выслушивает каждое дерево. И если дерево заражено – принимается долбить его.

У этой птицы черная шапочка, желтая грудка и острый клав. Эта птица встречается чаще других зимующих птиц. Зимой в поисках еды часто прилетают на балконы и расклевывают завернутые в бумагу продукты. Любят они несоленое сало.

Окраска оперенья у этой птицы оранжево-красная, крылья и хвост буро-черные, клюв скрещенный, им удобно щелкать орешки. Выводит птенцов зимой.

Еще наряднее становится зимняя природа, когда на деревьях появляются эти птицы. Это красногрудая птичка с черной головкой. Это доверчивая и общительная птица.

Игра «Хочу быть птичкой».
Я по улице гулял
(Поступательные движения указательным и средним пальцами обеих рук, обозначающие ходьбу.)
Галок и ворон считал
(Скрестить перед собой кисти рук, сделать плавные движения кистями, обозначающие полет птицы.)
Раз, два, три, четыре, пять
(Загибать поочередно пальцы рук, начиная с большого.)

Рот открыл, смотрю я в небо
(Открыть рот, поднять голову вверх.)

Вправо-влево. Я там не был.
(Повороты головы.)
Птичкой захотел я стать.

И руками стал махать.
(Взмахи руками через стороны вверх, вниз, часто, кисти напряжены.)
Крылья вверх и крылья вниз
(Плавно высоко вверх и вниз взмахнуть руками.)
Только слышно ветра свист.
(Вращательные движения указательными пальцами обеих рук, поднятыми вверх)
Я подпрыгнул, чтоб взлететь.
(Руки поднять вверх, подпрыгнуть.)

Но пришлось на землю сесть.
Присесть.

4 Тур «Ответь на вопрос»

Какая птица умеет дразниться? (попугай)

Какая птица хвостом разноцветным гордится? (павлин)

Какая птица летает в «очках» на носу? (филин)

Какая птица зимой выводит птенцов? (клест)

Какую птицу называют символом мира? (голубь)

Какая птица селится на крышах домов и по преданию приносит счастье? (голубь)

Какую птицу можно назвать зимним яблоком? (снегирь)

Какая птица может «работать почтальоном? » (голубь)

5 Тур Игра «Летает не летает»

Воспитатель называет слова, если дети услышат название птицы. они должны хлопнуть в ладоши.- орел, козел, щегол, синица, горчица, фазан, сазан, баклан, лягушка, старушка, глухарь, сухарь, гагара, гитара, утенок, ворона, корона, сова, трава, удод, компот и т. д.

6 тур "Из какой мы сказки?"

Воспитатель: Птицы – источник вдохновения для писателей, поэтов, музыкантов. У многих писателей и поэтов есть произведения, посвящённые нашим пернатым друзьям. Сейчас мы вспомним некоторые из них.

А) С кем путешествовал Нильс? (С дикими гусями)
б) С какими птицами летала лягушка-путешественница? (С дикими утками; В. Гаршин «Лягушка-путешественница»).
а) Какой птицей стал гадкий утёнок, когда вырос? (Лебедем; Г. Х. Андерсен «Гадкий утёнок»).
б) В каких птиц злая королева превратила одиннадцать братьев-принцев в сказке Г. Х. Андерсена? (В диких лебедей; Г. Х. Андерсен «Дикие лебеди»).
а) Какую птицу спасла Дюймовочка? (Ласточку; Г. Х. Андерсен «Дюймовочка»).
б) С какой птицей дружил Винни Пух?

А) У кого лисица украла сыр в одной из басен Ивана Крылова? (У вороны; И. А. Крылов «Ворона и лисица»).
б) Какая птица, когда стучались в дверь, спрашивала: «Кто там?». (Галчонок; Э. Успенский «Дядя Фёдор, Пёс и Кот»).

7 тур: «Что у нас сегодня на обед и ужин?»
1. В конверте лежит фотография птицы. Её имя произошло от названия орехов, которыми она питается. Кто это? (Кедровка питается кедровыми орехами).
2. В конверте лежит плод дерева, семена которого очень любят есть клесты. Что это? (Еловая шишка).
3. В конверте лежит ветка дерева, которое поит дятла. Что это? (Ветка берёзы)

8 тур: «Пословица не даром молвится».
Воспитатель: В русском фольклоре существует немало пословиц и поговорок о птицах. Давайте вспомним некоторые из них. Я буду называть первую часть пословицы, а вы – их заканчивать.
Каждой команде предлагается по 3 пословицы.
1. На чужой сторонушке… (рад своей воронушке).
Лучше синица в руках… (чем журавль в небе).
У каждой птицы… (своя песня).
2.Одна ласточка… (весны не делает).
Цыплят по осени… (считают).
Слово не воробей… (вылетит не поймаешь).
9 тур- «Найди птицу».( вывешиваются 2 макета деревьев)

Воспитатель : Каждая команда на своем дереве должна разместить только зимующих птиц.

Команды подходят к своему панно и размещают на нем птиц, отбирая только зимующих

10 тур «Угадайте, для каких птиц эти мешочки».

Воспитатель: Ребята, Каркуша принесла в детский сад небольшую посылку. Давайте мы посмотрим, что в посылке? Здесь мешочки с кормом для птиц. Вам надо отгадать какой корм для какой птицы.

(Воспитатель передает по два мешочка с кормом каждой команде. Дети рассматривают их, совещаются и один ребенок из команды рассказывает какой корм для какой птицы.)

Воспитатель:

Улетели птичьи стаи,

Лес в сугробах до ветвей.

Вот тогда мы и дождались

Наших северных гостей.

Зимний лес не спит, а дремлет,

Серебром окутан весь.

Не покинув эту землю,

Много птиц осталось здесь

Воспитатель: Ребята, что может случиться, если люди не будут помогать птицам пережить суровую зиму?

Дети: Они погибнут.

Воспитатель: Представим себе на одну минутку, что на земле осталось очень мало птиц? Что измениться?

Дети: Разведется очень много вредных насекомых и мелких грызунов. Деревья начнут болеть и погибнут. Людям станет трудно дышать, потому что деревья вырабатывают кислород. Вредители будут уничтожать весь урожай на полях и огородах.

Воспитатель: А еще я думаю, что будет очень печально, если мы не сможем наслаждаться пением птиц, их весеннему гомону, и поэтому

Приучите птиц в мороз

К своему окну,

Чтоб без песен не пришлось

Нам встречать весну!


Воспитатель: Ребята, мы должны помочь маленьким друзьям – развесить птичьи домики, перевязать кусты для гнезд, устроить бесплатные столовые для милых гостей. Ведь птиц в природе становится все меньше и меньше. Поможем, дети, птицам! Спасибо участникам, болельщикам, жюри за интересную и увлекательную игру! Пусть сердце и душа станет добрее, заботливее ко всему живому на земле.

Каркуша: До свидания, ребята! Мне пора лететь проверить кормушки. Полны ли они кормом, не заметены ли снегом!

Подведение итогов . Рефлексия:

Воспитатель: Ребята, если вам понравилось сегодня участвовать в викторине, то вы можете прикрепить птиц на кормушки, которые вам раздавала Каркуша.

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 59 общеразвивающего вида»

Конспект викторины

(старший дошкольный возраст)

«Птицы – наши друзья»

Составитель воспитатель

Цель: Продолжить формирование знаний детей о птицах.

Задача: Углублять знания детей о птицах и их особенностях. Расширять кругозор детей. Развивать внимание, речь. Воспитывать любовь к птицам, формировать заботливое отношение к пернатым.

Методические приемы : беседа, вопросы, прослушивание аудиозаписи «Голоса птиц», чтение стихотворений, сюрпризный момент, «Птицы перелетные», игра – эстафета «Построй гнездо», игровые задания «Фотоаппарат», «Сказочная птица», «Вопрос - ответ», инсценировка стихотворения, использование презентаций и видеороликов.

Материал: ноутбук, проектор, музыкальное сопровождение, наборы карточек «Птицы», маски птиц, одноразовые ложки, ватные шарики, половинки мячей, магнитные геометрические фигуры, картинки птиц, большой лист бумаги с маленьким отверстием, медали, шишка с конфетами.

Предварительная работа : чтение и рассматривание иллюстраций птиц в энциклопедиях, познавательной литературе, наблюдения в природе за птицами, беседы, просмотр мультфильма «Высокая горка».

Интеграция образовательных областей : познавательное развитие, речевое развитие, художественно – эстетическое развитие, физическое развитие..

Педагог: Здравствуйте, ребята. Сегодня у нас необычный день, а праздничный. Как вы думаете, какой сегодня праздник?

Дети: День птиц.

Педагог: Правильно. Наше занятие сегодня пройдет в форме праздничной викторины посвященной птицам. Давайте познакомимся с командами.

(дети озвучивают названия команд «Приветствие»).

Все птицы покрыты перьями, пухом,

У каждой две лапки, у каждой по клюву.

Крылья даны им для полета,

Но страусам, курам летать неохота.

Есть птицы домашние, дикие птицы.

Одни строят гнезда поближе к водице.

Другие гнездятся высоко в ветвях,

У третьих домишко висит в камышах,

Четвертые прячут в высокой траве,

Пятые гнездышко крепят к скале,

Иль строят жилище в горах высоко.

И чтобы найти для птенцов пропитанье,

Все птицы летают порой далеко.

Всех птиц не назвать, много их на планете,

Без них было б скучно нам жить на планете.

Педагог: Сейчас я хочу показать вам видеоролик о весеннем лесе и его пернатых обитателях.

http://www. /watch? v=4mPlXodz8OQ («Пробуждение весны. Пение птиц в весеннем лесу»)

Каких птиц вы сейчас слышите, видите? (птиц). Как звучит их пение? (звонко, весело). Интересно, чему радуются птицы? (приходу весны).

Весной в лесу много различных звуков: пение птиц, шум ветра, звон ручейков. Птиц весной в лесу очень много, потому что многие из них уже вернулись с юга.

Итак, мы начинаем нашу викторину. За каждое выполненное конкурсное задание команды будут получать жетон. Команда, набравшая большее количество жетонов побеждает.

1 задание: игровое задание «Птицы перелетные».

(Каждая команда из представленных наборов карточек с изображением птиц выбирает перелетных. Команда, давшая больше правильных ответов получает жетон).

Педагог: Вернулись птицы с юга и устраивают места для вывода птенцов, вьют гнезда. Внимание на экран.

http://www. /rechrebenka/ss-41530194 («Птичьи гнезда»)

2 задание: Эстафета «Построй гнездо»

(Детям предлагаются заготовка гнезда (половинка резинового мяча), ложки, ватные шарики. Необходимо перенести ватные шарики с помощью одноразовой ложки в «гнездо». Побеждает команда, первая выполнившая задание).

Педагог: Интересно, хорошо ли жилось перелетным птицам в теплых странах?

(инсценировка стихотворения).

1 ребенок:

Мы ребята дошколята

Приглашаем все пернатых.

Прилетайте, кто захочет,

Мы вас любим. Очень, очень.

(выходят дети в масках)

Расскажите птицы,

Где вы побывали?

Что вы повидали?

Ребенок в маске грача:

Целый день кричат обезьяны.

Там растут деревья – лианы.

Там на пальмах растут бананы.

Хорошо ли жили вдалеке от дома?

С кем вы там дружили

В странах незнакомых?

Ребенок в маске скворца:

Мы скучали по деревне,

По звенящему ручью,

По скворечне, по деревьям,

По соседу воробью.

Все мы рады вам, друзья,

Будьте с нами вы всегда!

В жарких странах живет много птиц: большие и маленькие, яркие, с большим клювом и с маленьким, длинным хвостом и коротким. Внимание на экран.

http://www. /watch? v=cR8nOdpBwFs («Самые красивые птицы в мире»)

3 задание: «Сказочная птица»

(детям предлагается пофантазировать и из предложенных геометрических фигур составить фантастическую птицу, придумать ей название).

(Стук в дверь. Входит фотоохотник).

Фотоохотник: Здравствуйте. Я правильно пришел? Здесь ребята считают себя друзьями птиц?

Педагог: Да, мы друзья птиц, а кто вы и почему у вас ружье?

Фотоохотник: Это ружье необычное. Из него не стреляют, а ведут наблюдение и фотографируют. Я фотоохотник. Я выискиваю интересные моменты из жизни животных и растений. Это необходимо, чтобы люди научились видеть красоту, любить и защищать природу. Специально для вас я приготовил интересные задания. Через небольшое отверстие (фотоаппарата) попробуйте узнать и назвать птицу.

4 задание: Игровое задание «Фотоаппарат».

(На картинку птицы кладется большой лист бумаги с небольшим отверстием. Дети двигают его по картинке, пытаясь угадать птицу).

Фотоохотник: Молодцы. Вы очень внимательные. А много ли вы знаете птиц, обитающих на нашей планете?

5 задание: «Кто больше птиц назовет»

Педагог: Наши ребята знают не только как называются птицы, но и знают о них много интересного.

Фотоохотник: А это мы сейчас проверим.

6 задание: «Вопрос - ответ»

Ø Чем покрыто тело птицы?

Ø Какая птица не умеет летать?

Ø Где и из чего строит гнездо ласточка?

Ø Какая птица является вестником весны?

Ø Какая птица охотится ночью?

Ø Какая птица подкладывает яйца в гнезда другим птицам?

Ø Какую птицу можно назвать всеядной?

Ø Какая птица выводит птенцов зимой?

(Подведение итогов. Награждение победителей медалями).

Фотоохотник: За ваши замечательные знания я приготовил вам лесные гостинцы.

(фотоохотник дарит детям шишку, внутри конфеты).

Фотоохотник: Мне пора. А вам я оставляют свой наказ:

Гнезда вы не разоряйте,

Птичек вы не обижайте!

Зимой птицам помогайте

И природу охраняйте!

Педагог: На этом наша викторина закончена. Спасибо.