№ 1 ЗНАКОМСТВО ДЕТЕЙ СТАРШЕЙ ГРУППЫ С ГОРОДЕЦКИМ ПРОМЫСЛОМ. РИСОВАНИЕ «ЛИСТОК».

1). Познакомить с характерными особенностями городецкой росписи. Формировать представление об элементах городецкого узора.

2). Воспитать у детей интерес к народным мастерам. Развивать художественный вкус, умение любоваться предметами народного творчества.

3). Учить рисовать «листок».

Материал: в группе оформлена выставка изделий с городецкой росписью.

У воспитателей и детей – гуашь зеленого и черного цвета, белого, лист бумаги.

ХОД ЗАНЯТИЯ:

В начале занятия дети стоят около воспитателя:

Сегодня мы с вами побываем на выставке, где познакомимся с изделиями городецких мастеров.

Давайте внимательно рассмотрим эти предметы, их прислали на нашу выставку мастера городецкой фабрики (включить русскую народную мелодию), Воспитатель рассказывает об истории промысла.

Много-много лет назад, в городе Городец, что недалеко от нашего города Нижнего Новгорода возник этот промысел. Отсюда и название – Городецкий. Авторы – крестьяне, которые стремились украсить предметы быта – деревянную посуду, мебель, прялки и другие вещи нарядными, яркими узорами.

Утонул в лесах зеленых

Город – сказка – Городец

В нем открыт для всех друзей

Замечательный музей.

Тут и блюда расписные

Что известны в целом мире

Поставцы и сундучки

Коромысла с ведрами,

Доски яркие, цветные

И солонки расписные.

Я всегда, признаться рада

Съездить в город Городец

Там в цехах фабричных чистых

Трудится народ – творец.

Розы, травки и купавы

Вырастают из-под рук

Взглянешь – и полюбишь сразу

И изделия и краски

Словно взятые из сказки.

Затем детям предлагают занять свои места за столами. Столы расставлены так, чтобы видна была выставка.

Понравилась вам наша выставка? Чем? (яркие краски, цветы, кони красивые, как в сказке и т.д.)

Из какого материала все эти изделия? (из дерева)

Да, городецкая роспись выполняется только по дереву. Давайте рассмотрим внимательно, из каких элементов состоит эта роспись. (Дети вслед за воспитателем находят листья, розы, купавы, бутоны, ромашки и называют их.)

Какие краски используют мастера?

А теперь я вам хочу показать, как создается такой узор (рисует отдельные узоры).

А теперь все попробуем рисовать листья, сделаем тоневку и разживку.

1). Познакомить детей с городецкой росписью, учить узнавать и называть основные элементы росписи (бутон, листья, розан, купавка).

2). Учить выполнять узор из бутонов и листьев, закреплять умение правильно полировать гуашью и кистью.

3). Развивать художественный вкус, чувство цвета.

Материал: гуашь, соответствующая городецкой росписи оттенков, кисти, полоски светло-желтого цвета, в форме закладок.

Предварительная работа: знакомство с городецкой росписью, рассматривание изделий городецких мастеров, выставка этих изделий в группе.

ХОД ЗАНЯТИЯ

В начале занятия в группу приходит воспитатель (или дети) подготовительной группы и просят ребят украсить будущим школьникам закладки в книги красивым узором (отдают полоски бумаги).

Каким узором мы можем украсить закладки? (городецким)

Какие элементы Городецкой росписи вы уже знаете? (бутон, розан, купавы, листья)

Какие еще предметы встречаются в городецкой росписи? (кони, птицы, люди)

Сегодня будем учиться рисовать самый простой элемент – бутоны и листья (показывает воспитатель).

Дети выполняют сначала на отдельном листе, потом на закладке.

Анализ – как вы думаете, какие из этих закладок понравятся ребятам из подготовительной группы? Почему? Какие элементы городецкой росписи вы выполнили на закладке? (во время работы включить негромко русскую народную мелодию)

  1. Продолжать знакомство с городецкой росписью, учить узнавать и выполнять следующие элементы: бутоны, листья, купавы.
  2. Закреплять знания о технике выполнения узора – наложение краски, рисовать концом кисти и всем ворсом.
  3. Развивать чувство цвета, передавать характерные цветов сочетания.

Материал: формы посуды светло-коричневого цвета, гуашь, кисти, городецкие изделия.

ХОД ЗАНЯТИЯ

В игрушечные магазины привезли разную деревянную посуду. Как вы думаете, ребята, захотят ли посетители этого магазина купить такую посуду? Почему? Что можно сделать для того, что люди захотели ее купить? (Нужно украсить посуду). Какой росписью вы хотели бы украсить эту посуду? (городецкой) Какие элементы мы умеем выполнять? (бутоны, листья)

Сегодня я покажу еще один элемент, который называется «купава». Попробуйте выполнить его на отдельном листочке. (Дети упражняются в рисовании купавы)

А теперь выберите предмет, который хотите украсить.

Детям, которые быстро справляются показать ромашку. Во время выполнения работы играет негромкая русская народная мелодия.

Анализ: дети вместе с куклой выбирают и «покупают» понравившейся предмет, рассказывают, почему его выбрали.

Предложить детям использовать понравившиеся предметы в сюжетно-ролевых играх.

1. Продолжать знакомство с городецкой росписью. Познакомить с разными способами составления цветочных композиций, используя пазлы. Способствовать развитию художественного вкуса, восприятиию цвета.

ХОД ЗАНЯТИЯ

(Звучит русская народная мелодия)

В группу входит Коробейник с расписными досками на подносе:

А вот доски резные

Края расписные

Купавки, розаны

Все без изъяна

Цветы – загляденье

Всем на удивленье.

Красивые доски? Посмотрите, как на них по-разному расположены узоры. Здесь – из угла вверх веточка и вниз, а здесь украшен центр доски и верх и низ. Везде есть украшения. А вот здесь у меня еще для вас сюрприз – отдельные части узора – пазлы. Они помогут нам составить красивый узор.

А вы знаете, какие элементы используют мастера Городецкой росписи? (Дети находят их среди пазлов и называют -листочки, розаны, бутоны).

А вот вам и доски. Я их уже подготовил: бумагой наждачной почистил и крахмальным клеем пропитал. Хотите украсить?

А для кого сделаем такую красоту? (в подарок маме и папе на Новый год)

Чтобы узор получился как можно красивее, я предлагаю сначала выложить узоры из пазлов на досках. Вспомните, как расположить: можно из уголка пустить веточку вверх и в сторону; можно украсить центр и верх, и низ; можно в виде пирамидки. (Дети располагают элементы узора на доске)

А теперь нужно обвести их карандашом и можно приступать к работе.

Напомните мне, какие цветовые сочетания наиболее удачны? (розово-коричневый, бежевый, зеленый, синий)

(Воспитатель во время работы напоминает, что сначала выполняется теневка, а затем разживка белой гуашью. Помогает детям, поощряет, напоминает о постановке руки при рисовании).

(Воспитатель покрывает доски лаком в отсутствии детей)

Цель: Продолжать знакомство с городецкой росписью. Учить с помощью взрослого подбирать узор на разных формах: солонка, балалайка, доска-вешалка.

Учить самостоятельно, подбирать форму и композиционное решение узора. Развивать художественный вкус.

ХОД ЗАНЯТИЯ

Воспитатель: «Здравствуйте, я экскурсовод. Экскурсию в город Городец заказывали? Приглашаю вас в туристический автобус.

Итак, прибыли в старинный г. Городец посмотрите, как расписаны наличники на окнах этой стариной улочки (фото). А знаете, как попали узоры на окна, затем на посуду и игрушки?

В далекие времена в Городце строили деревянные корабли – ладьи и расписывали их веселыми, яркими узорами. Затем деревянные корабли заменили железными и мастера, которые расписывали ладьи, остались без дела. Они пошли по деревням и предлагали свое умение, стали расписывать наличники, ворота, игрушки- качалки детям, прялки девушкам. И пошла красота городецкая, гулять по всему миру. Основали фабрику городецкой росписи.

Вот мы к ней и подъезжаем (фото).

Сколько здесь мастеров! Все сидят за длинными столами, перед ними заготовки – «белье» (фото). Представим, что мы тоже мастера этой фабрики. Выберите себе тот предмет, который хотите расписать. Чтобы узор получился красивым, предлагаю вначале взять пазлы, составить из них узор, затем обвести его и раскрасить. Мастера Городецкой фабрики наносят узор сразу, без карандашного наброска. Тот из вас, кто уверен в себе и может выполнить роспись без карандашного наброска, может приступать сразу».

(Воспитатель индивидуально помогает детям подобрать композиционное решение, цвет.)

В конце занятия дети отравляются домой на автобусе, поделки берут на память.

Художественное слово к занятиям и играм по знакомству с Городецким промыслом

Вот нарядный конь – качалка

И розан здесь, и купавка.

Скачут кони по белу свету

Их нарядней и краше нету!

От народа веселым коням спасибо

От веселых коней народу – сказка.

А от мастеров-умельцев –

Расписная веселая прялка.

Чтоб кудель не секлась, завивалась

Чтобы нитки тянулись, не рвались,

Чтобы пряха, взглянув на веселых коней,

Не скучала, а все улыбалась!

Чтобы наука и память про веселых коней

Ни в какие года не кончалась.


Светлана Крылова
Конспект занятия по рисованию в старшей группе: «Знакомство с городецкой росписью».

МБДОУ «Детский сад общеразвивающего вида №1 «Улыбка»

Конспект занятия

по рисованию в старшей группе :«» .

Подготовил :

Воспитатель

Крылова С. В.

г. Луховицы.

Московская область.

Октябрь 2016г.

Конспект занятия в старшей группе .

Тема : «Знакомство с городецкой росписью » .

Цель : Познакомить с характерными особенностями городецкой рос-писи . Формировать представление об элементах городецкого узора . Вос-питать у детей интерес к народным мастерам. Развивать художественный вкус, умение любоваться предметами народного творчества. Учить распи-сывать разделочную доску, используя элементы городецкой росписи .

Материалы : Изделия с городецкой росписью . Вырезанные из бумаги разде-лочные доски и затонированные черным и золотым цветом, гуашь, соответствую-щая городецкой росписи оттенков , кисти.

Предварительная работа : Знакомство с легендой городецкой росписи , рас-сматривание изделий декоративно –прикладного искусства, словарная работа : ро-зан, купавка, бутон, оживки, гирлянда.

Легенда о Городецкой росписи

У каждого русского промысла своя легенда. Есть такая легенда и у Городецкого промысла . Село Городец очень красивое . Берега здесь высокие, овражистые, все де-ревни на нем. Избы в деревнях ладные, высокие, с большими окнами и богатой резьбой, весело раскрашенные и почти каждый житель вспоминает, как у них здесь справляли когда-то Иванов день. Был такой праздник. В одних краях назывался Иваном-Купалой, в других - Иваном-Травником. Но везде его справляли в ночь с 23 на 24 июня. У трав в эти дни кончается бурный рост, начинается созревание злаков, и суеверный человек считал, что нечистая сила именно тут-то и пытается принести наибольший вред, погубить урожай. В эту короткую ясную ночь люди зажигали высокие костры, прыгали через костер, начинали веселиться, иногда гадали, пускали по реке венки – к какому мосту приплывет, оттуда и суженый будет.

И каждый норовил в эту ночь нарвать полезных трав. В растениях, действительно, в этот период собираются все лучшие соки. Уходили за таинственным цветком папо-ротника, который цветет, говорят, только в эту единственную ночь, даже не ночь, а всего - лишь какой-то час, отдаляющий одну зарю от другой. Каков из себя тот цве-ток? Никто точно не знает : одни утверждают, что огненно-желтый, светящийся, как языки пламени в костре; другие сказывали, что плющ алый, похожий на уголек, а третьи говорили, что он светится, но только не желтым, не алым, а вроде бы синим-синим цветом. Вот и пойми тут. Но все говорили, что красоты он необыкновенной. Совсем вроде бы простой, но лучше всех цветов на свете. Потому что цветок папо-ротника – это ведь цветок счастья.

Здесь в этих нижегородских деревнях , вблизи города Городца и зародился старин-ный промысел . Он берет свое начало из старины , с украшений прялок. Городецкие умельцы расписывали жилища, ставни, двери, ворота, предметы быта, прялки, дет-скую мебель, игрушку. Ярко расписывают предметы Городецкие мастера . На больших вещах - это обычно сценки из городской и сельской жизни . Сценки были веселые праздничные : застолья, катанья, гулянья. И везде нарядные барышни и ка-валеры. А между картинками – цветы невиданной формы. И стали их звать розами, купавками, но на розы они не похожи. А выглядят так : на широкой чашечке с овальными лепестками сидит круглый бутон, а на нем шарик вроде коробочки, и все это в упругих полосках – оживках; напруженный получился цветок, вот-вот лопнет, раскроется. А вокруг него листья папоротника. А сам цветок, то алый, то желтый, то синий, то даже черный. Таким образом, русский мастер хотел удержать при себе не-обыкновенный цветок – цветок счастья. Характерные мотивы : пышные розаны, яр-кие розетки, мелкие цветочки. Ягодка с листочками, черные кони со всадником, или без него, птицы.

Ход занятия:

1 часть :

Воспитатель : Сегодня мы с вами побываем в музее Городецких мастеров , где по-знакомимся с их изделиями . Много-много лет назад, в городе Городец , что недалеко от города Нижнего Новгорода , возник этот промысел. Отсюда и название – Горо-децкий . Авторы – крестьяне, которые стремились украсить предметы быта – дере-вянную посуду, мебель, прялки и другие вещи нарядными, яркими узорами.

Дети вместе с воспитателем рассматривают изделия городецких мастеров , эле-менты узоров росписи , краски, используемые мастерами.

Воспитатель : Ребята, а сейчас я загадаю вам загадки :

1. Словно чудо тут и там распускается… (розан) .

2. Она круглая, как чашка, а зовут её … (ромашка) .

3. Ей в жару не будет жарко. Она в воде, она … (купавка) .

4. Он не броский, круглый он - нераскрывшийся … (бутон)

Понравилось вам в музее? Чем? (яркие краски, цветы, кони красивые, как в сказке и т. д.)

Из какого материала изделия Городецких мастеров ? (из дерева)

Да, городецкая роспись выполняется только по дереву. Давайте рассмотрим внима-тельно элементы этой росписи . (Дети вслед за воспитателем находят листья, розы, купавы, бутоны, ромашки и называют их.)

Какие краски используют мастера? (Дети называют) .

А теперь я вам хочу показать, как создается такой узор (рисует отдельные узоры) .

Сегодня мы с вами будем расписывать разделочные доски для мамы.

Воспитатель : Ребята, а теперь подумайте, что делает нарядными и живыми горо-децкие узоры ? (Оживки.)

Да это белая и чёрная оживки.

(Воспитатель показывает, как рисуются элементы Городецкой росписи .)

Физкультминутка.

Раз – согнуться, разогнуться,

Два – нагнуться, потянуться,

Три – в ладони три хлопка,

Головою три кивка,

На четыре руки шире,

Пять, шесть – тихо сесть,

Семь, восемь – лень отбросим.

Воспитатель : А теперь, ребята, вы самостоятельно можете приступить к работе.

2 часть : Самостоятельная работа.

Дети выполняют работу, у кого не получается, воспитатель помогает.

Ребята, какие же вы молодцы!

3часть : Заключительная.

Заканчиваем рисовать , кто не успел дорисовать , закончим с вами после ти-хого часа.

На сегодняшнем занятии вы очень хорошо поработали. Посмотрите, какие красивые доски мы с вами расписали! Вам нравится?

Давайте повесим их на выставку, а когда ваши папы и мамы придут к нам в гости, тоже полюбуются ими.

Рефлексия :

1. Ребята, где мы сегодня с вами побывали?

2. Давайте вспомним, что нового мы с вами узнали на занятии ?

3. Чему мы научились?

4. Что понравилось на занятии ?

Публикации по теме:

Программное содержание: - Познакомить детей с городецкой росписью. - Учить выделять ее яркий колорит (розовые, голубые, сиреневые цветы,.

Цель. Познакомить детей с хохломской росписью, её историей, дать понятие, для чего служит роспись, показать предметы, расписанные этой.

Конспект занятия по рисованию в старшей группе «Знакомство с творчеством художника-иллюстратора Ю. А. Васнецова» Тема: «Знакомство с творчеством художника-иллюстратора Юрия Алексеевича Васнецова». Программные задачи: Познакомить с творчеством художника.

Конспект занятия в средней группе по рисованию «Лошадки для Деда Мороза». Рисование лошадок дымковской росписью Тема: Лошадки для Деда Мороза. Цели: Способствовать развитию внимания, памяти, образного мышления, мелкой моторики пальцев рук, творческому.

НОД в подгот. Группе по рисованию. Ознакомление детей с приемами выполнения элементов цветочного узора в Городецкой росписи Цель: Продолжать знакомить детей с творчеством Городецкой росписи. Учить детей составлять композицию из последовательно-чередующих элементов.

Рассматривание предметов с городецкой росписью. Узор на полосе из бутонов и листьев. Средняя группа Программное содержание: 1) Образовательная задача. - Формировать у детей представление, что произведения де-коративно-прикладного искусства.

Конспект итогового занятия по ознакомлению с городецкой росписью в подготовительной группе детского сада Цели: - закреплять занятия детей о растительном узоре в Городецкой росписи. - Формировать навыки и умения в рисовании кистью декоративных.

Библиотека изображений:

Наталия Смирнова
Конспект занятия в старшей группе по ознакомлению с окружающим миром «Знакомство с городецкой росписью»

Цель : Знакомство с народным промыслом Городца .

Программные задачи :

Образовательная область «Художественное творчество»

Образовательные :-знакомить с городецкой росписью , расширять представление о народных игрушках

Развивать эстетическое восприятие, чувство прекрасного.

Воспитательные :- воспитывать интерес к русскому народному промыслу

Воспитывать гордость и восхищение работами мастеров русского прикладного творчества

Образовательная область «Чтение художественной литературы» : знакомство с

городецкой росписью посредством художественного слова.

Предварительная работа : сбор информации о промыслах совместно с родителями, создание в группе выставки посуды , украшенной городецкой росписью , рассматривание книг, энциклопедий о народных промыслах

Ход занятия

Воспитатель : Нынче принесла вам в подарок поделки, выполненные замечательными мастерами. А мастера эти родом из города Городец .

На берегу Волги недалеко от Нижнего Новгорода стоит Городец . Там и зародилась городецкая роспись

Городец –древнейший русский город - крепость . (слайд)

Здесь давным – давно люди начали делать посуду из дерева и расписывать различными узорами.

Кто-то вырезал ложки, чашки, миски, солонцы, поставцы точили на токарном станке. (слайд)

Из чего делались все эти поделки?

Леса давали дешевый и разнообразный материал, из которого делали все : от детских игрушек и колыбелей до посуды.

А началось все с прялок.

Для чего были нужны прялки?

Прялка состоит из гребня, донца и веретена. Донце - это широкая доска, на которой сидела пряха. Донца прялок расписывали. После работы, веретёна складывали в короб, а донца вешали на стену, как картину. Городецкие прялки пользовались особой известностью. Их с удовольствием покупали во многом благодаря забавным расписным картинкам на донце прялки.

(слайд)

Есть у нас в стране местечко

Где расписывают дощечки!

Вот на них растут цветы

Небывалой красоты.

Гирлянды птицы собирают,

Кони гривами играют!

(слайд)

Роспись , которая зародилась в Городце , трудно спутать с какой-нибудь другой.

Что изображено на этой посуде (слайд)

цветы - розы, купавки с симметричными листьями :

(слайд)

животные - конь, птица.

По розанам и купавкам

Городецкий скачет конь ,

И цветами весь расписан,

До чего ж красивый он.

(слайд)

Всадники, кареты, барыни, солдаты, кавалеры, собачки

(слайд)

Физкультминутка

Говорит цветку цветок :

«Подними-ка свой листок. (Дети поднимают и опускают руки.)

Выйди на дорожку

Да притопни ножкой. (Дети шагают на месте, высоко поднимая колени.)

Да головкой покачай

Утром солнышко встречай. (Вращение головой.)

Стебель наклони слегка -

Вот зарядка для цветка. (Наклоны.)

А теперь росой умойся,

Отряхнись и успокойся» (Встряхивания кистями рук.)

Ни одно городецкое изделие не обходится без пышных гирлянд, букетов цветов, напоминающих розы, купавки. Мастера любили изображать прогулки кавалеров с да-мами. лихих всадников, гарцующих на конях, сцены чаепития в богатых интерьерах, украшенных колонами, настенными часами, высокими окнами с пышными занавесками, парадными лестницами. Нередко использовались и более знакомые мастерам темы : пряхи за работой, охотники в лесу, плотники на строительстве дома и множество других сцен из народного быта.

Рассмотрите доску.

Какие цвета использовали художники?

Этим городецкая роспись не похожа на другие .

В росписи используются разные цвета : розовый, красный, синий, голубой, жёлтый, оранжевый, чёрный и белый. Белый цвет наносится сверху на узор – оживляет рисунок.

Раньше предметы расписывались в мастерских. Сейчас это делают художники на фабрике.

(слайд)

Игра»Кто быстрее сложит разрезную картинку»

Современные художники, как и прежде, расписывают всевозможные деревянные изде-лия. Это - декоративные панно, ларцы, шкатулки, разнообразные комплекты для кухни : шкафчики, полочки, разделочные доски, хлебницы, солонки, а также игрушки, детская мебель. Люди, как и раньше, с удовольствием покупают изделия городецких мастеров и украшают ими свой дом.

У кого дома есть изделия городецких мастеров ?

Приглашаю вас на нашу выставку, чтобы еще раз полюбоваться городецкой росписью .

Старостенко Наталья Николаевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ "Детский сад комбинированного вида №10, г. Шебекино, белгородской области".
Населённый пункт: город Шебекино
Наименование материала: конспект
Тема: Знакомство с городецкой росписью.
Дата публикации: 27.12.2016
Раздел: дошкольное образование

1 Организационный момент
В нашей группе – светло и весело. А весело от наших улыбок, ведь каждая улыбка – это маленькое солнышко, от которого становится тепло и хорошо. Давайте крепко за руки возьмёмся, и друг другу улыбнёмся.
2 Мотивационно-орентировочный
Ребята, давайте вспомним, какой праздник мы отмечали 1 октября? (день пожилого человека) Правильно, это праздник бабушек и дедушек. А на праздник принято дарить подарки. Посмотрите, у нас есть дощечки, матрёшки, давайте их и подарим.
3 Поисковый
(Нет, нельзя их надо расписать). Какой росписью вы хотели бы украсить эту посуду? (городецкой) Какие элементы мы умеем выполнять? (бутоны, цветы, листья) Какие еще предметы встречаются в городецкой росписи? (кони, птицы,)
(Воспитатель читает стихотворение о городецкой росписи.)

Утонул в лесах зеленых

Город – сказка – Городец

В нем открыт для всех друзей

Замечательный музей.

Тут и блюда расписные

Что известны в целом мире

Коромысла с ведрами,

Доски яркие, цветные

И солонки расписные.

Розы, травки и купавы

Вырастают из-под рук

Взглянешь – и полюбишь сразу

И изделия и краски

Словно взятые из сказки.
Давайте ещё раз рассмотрим городецкую роспись. (Рассматривание картинок) Из какого материала все эти изделия? (из дерева) Да, городецкая роспись выполняется только по дереву. Давайте рассмотрим внимательно, из каких элементов состоит эта роспись. (Дети вслед за воспитателем находят листья, розы, купавы, бутоны, ромашки и называют их.) - Какие краски используют мастера? (Розовую, голубую, красную, зеленую, синию, чёрную, белую)
Смотря на эти росписи вы какие сказки вспомнили. («Сивка-Бурка», «Жар-птица», «Аленький цветочек») Да, ребята. Именно эти сказки можно вспомнить, смотря на эти росписи. Перед началом работы давайте разомнём наши пальчики. Пальчиковая гимнастика: Наши алые цветки распускают лепестки. Ветерок чуть дышит, Лепестки колышет. Наши алые цветки закрывают лепестки, Головой качают, Тихо засыпают
4 Практический
А теперь ребята, все сели правильно. Спина у нас прямая, ножки вместе. Мы друг другу не мешаем, если надо помогаем. (Когда дети закончили рисовать бутоны и листья) Ребята, пока ваши росписи высыхают, давайте проведем физкультминутку: Спал цветок и вдруг проснулся, (встать, руки на поясе) Больше спать не захотел. Шевельнулся, потянулся, (руки вверх, потянуться вправо, влево, вверх) Взвился вверх и полетел. (бег) Солнце утром лишь проснется
,
Бабочка кружит и вьётся.. Правильно сели и продолжаем работу. Ребята, если готовы ваши работы давайте их (дети сами вешают свои работы) Ребята, давайте посмотрим на ваши подарки бабушкам (дети смотрят на свои работы). Какой работа получилась по вашему самой красивой и аккуратной?(АНАЛИЗ) Ребята, какой росписью мы сегодня расписывали подарки (городецкой росписью) Что можно увидеть на изделиях с городецкой росписью? (На городецких изделиях можно увидеть птиц, коней, цветы, листья)
Какие цвета используют городецкие мастера при расписывании своих работ?
5 Рефлексивно-оценочный
Ребята, нам удалось сделать подарок для бабушек? Как мы это сделали?

Конспект открытого занятия в старшей группе по теме «Городецкая роспись»

Цель:

Познакомить с историей возникновения Городецкого промысла. Научить писать элементы росписи: цветок ромашка, листок.

Задачи:

Развивать интерес и любовь к народному искусству. Закреплять умение строить композицию рисунка. Учить выделять яркий народный колорит, композицию узора, точки, чёрточки, оживки, рисовать элементы кистью. Развивать эстетическое восприятие, чувство прекрасного.

Материалы: гуашь, кисть «белка» №5, №1, баночка с водой, салфетка, тонированная бумага, иллюстрации с изображением городецкой посуды, образец с поэтапным выполнение цветка "ромашка".

Ход занятия

Организационный момент.

Ребята посмотрите на эти деревянные расписанные изделия. Кто знает, как называется эта роспись?

Воспитатель:

Это городецкая роспись.

как её нам не знать.

Здесь и жаркие кони, молодецкая стать.

Здесь такие букеты, что нельзя описать.

Здесь такие сюжеты, что не в сказке сказать.

Жёлтый вечер, чёрный конь и купавки как огонь.

Птицы смотрят из ларца.

Чудо роспись Городца.

Ребята, а вы знаете, почему она так называется?

Основная часть.

Изложение новой темы.

Воспитатель: На берегу Волги, раскинулся древний город Городец –древнейший русский город - крепость. Здесь давным – давно люди начали делать посуду из дерева и расписывать различными узорами. Это могли быть сцены застолья, гуляний, изображались поездки и выезды на охоту. Так же рисовали гирлянды цветов или крупный цветок с расходящимися от него листьями.

Существовали и другие варианты, с мотивами птиц и кошек. Изображались сцены сражения – это были целые картины. Кто-то вырезал ложки, чашки, миски, солонцы, поставцы точили на токарном станке. Кто-то изготавливал орудия труда для прядения и ткачества. Был промысел прялок. В то же время была фабрика фабрика по изготовлению детской мебели и других предметов быта: детские стулья, столы, конь – качалка, шкатулки, чашки, разделочные доски, блюда, хлебницы.

В настоящее время в качестве фона используют естественный жёлтоватый цвет дерева.

Ребята скажите мне, какие цвета в росписи используют городецкие мастера?

Цвета в узоре не многочисленны, но в очень ярких сочетаниях – красный, синий, зелёный, оранжевый насыщенного тона и его оттенки. Белый и чёрный цвета в росписи имеют особое значение.

Эти 2 цвета обладают свойством оказывать влияние на звучность красок и способствовать благоприятному их сочетанию.

Ребята, а какие элементы в росписи используют мастера?

Ответы детей. (уточнение названий: розан, купавка, ягодка, листья, лошадка, птицы). Это розан, это купавка, это ромашка. Посмотрите внимательно на эти цветы, они могут быть как в голубых и синих тонах так и розово-красные. Ромашку узнать легко. У нее много тонких лепестков. У купавки центр смещен.

Ребята, а хотели бы попробовать себя в роли городецких мастеров научиться выполнять элементы цветочной росписи? Хорошо, давайте займем свои рабочие места.

Практическая работа

На доске вы видите образец написания цветка, который называется ромашка, его поэтапное выполнение. 1 этап называется подмалевок (изображение голубого круга в центре листа, 2-ой оттеневка Синей краской круг в центре и лепестки ромашки) и 3-ий оживка (белой и черной краской выполнены завитки, точки).

У вас на столе лежат листы, заранее покрашенные в жёлтый цвет (можно предложить детям на выбор разные формы посуды: вазы, разделочные доски и т. д.) Давайте приступим к первому этапу выполнения. Берём голубой цвет и рисуем подмалёвок – круг в центре нашей работы. Пока наш круг будет подсыхать, нарисуем ещё зелёные листья, создавая композицию.

Теперь переходим ко второму этапу выполнения. Синим цветом выполняем оттеневку: рисуем синий круг в центре цветка, а теперь по кругу располагаем лепестки напротив друг друга. Кто мне подскажет, как можно бы это сделать? (путем примакивания кисти)

Прежде чем приступить к третьему этапу, надо будет немного подождать, чтобы подсохла краска. Проводим физ минутку или гимнастику для глаз.

Заключительный этап росписи «оживка». Нанесём белую и чёрную краску в виде точек, капелек, завитков тонкой кистью.

Итог

Дети раскладывают свои работы на одном столе, выбирают наиболее понравившиеся, делятся впечатлениями и высказывают свои пожелания о том, какой элемент росписи они бы хотели научиться выполнять на следующих занятиях. Читают выученные заранее стихи.

Выставка детских работ стихи:

Городецкие узоры

Сколько радости для глаз

Подрастают мастерицы

Может быть и среди нас.

***

Кто рисует Городец

Ах какой он молодец!

И листочки и цветы –

Это всё для красоты.

***

Рисовали мы цветы

Небывалой красоты.

Красоты той нет конца

Это всё для Городца.