ДВОРОВЫЙ - дух двора. Подобие или разновидность домового, обитающий во дворе дома. Покровитель двора. Если любит хозяев, то охраняет их двор, заботится о порядке, о скотине и т. п. - заботится о сохранении и приумножении богатства. Но дворовый более беспокоен, более вредный и пакостливый, чем домовой: во дворе неприятных случайностей происходит больше, чем в доме, вот они и приписывались дворовому.

О трицательные черты характера дворового проявляются, например, в том, что он любит только вороных и серых лошадей, но не любит буланых и сивых, в том, что он может, якобы из ревности, погубить новорожденного жеребенка или теленка, поэтому их следует сразу же занести в дом. Дружит же дворовый только с козлами и собаками. Но и собак белых, и кошек ненавидит. Ревностно и недоброжелательно дворовый относится и к духам соседних дворов, нередко старается им напакостить - очевидно, что это человеческая зависть, принявшая мифологическую форму.

Внешне дворовый похож на домового , мохнат, но лыс. Если его хотят задобрить, то угощение для него кладут в ясли, поднося его на вилах. При покупке коня или какой-либо иной скотины хозяин, приводя ее во двор, обводил три раза вокруг себя (при этом нельзя было держать узду голой рукой) и говорил, обращаясь к дворовому: «Вот тебе, хозяинушко, мохнатый зверь на богатый двор; пой, корми, рукавичкой гладь». При новоселье, при переводе скотины, например коров, на новый двор старший из хозяев, обращаясь к дворовым духам, говорил: «Кормилец-батюшко, кормилица-матушка, как я люблю этих коровушек, так и вы их любите».

Заговор, чтобы видеть дворового: «Дядя дворовой, приходи ко мне не зелен, как дубравный лист, не синь, как речной вал, приход таким, каков я».

Первого ноября (по старому стилю) совершали обряд изгнания со двора лихого дворового выбирали лошадь, которую дворовый больше всего не любит, и объезжали на ней весь двор верхом, размахивая вокруг помелом, обмакнутым в деготь. Этим помелом дворовому ставили на лысине отметину, после чего он сбегал двора.

По характеру отношений с хозяином двора - злой дух. Дворовой чрезвычайно раздражительный и склочный дух. Нередко домовладельцы терпят много бед от ссор соседних дворовых, которые стараются навредить друг дружке и разорить места обитания.

Но верили, что если дворовой любит скотину, она становится гладкой, сытой, здоровой, будет приносить много потомства. Он кормит и поит скот, подгребает корм в ясли, чистит скотину, расчесывает гриву лошади, привязывает красные ленточки, заплетает ее в косички, которые ни в коем случае нельзя расплетать, чтобы не навлечь гнев дворового. На Русском Севере рассказывают об этом так: «У деда вот конь был белый. А дворовой, уж коли скотину полюбит, так все ей сделает, а если не полюбит, так изведет. Так вот, конь-то был белый. Бывало, придет дед в конюшню, а у коня сено положено. „Батя, ты клал?" - „Нет, не я".

А в другой раз и коса у коня заплетена. Спрятался дед, смотрит: человек-то будто высокий такой подошел к коню да и сена ему наложил и косу заплел. Вот дед пошел домой и сказал, что дворовой сено кладет».

Отношение дворового к скоту зависит от того, нравится ли ему масть скотины. Если скотина чахнет, худеет, а утром оказывается мокрой, считается, что она пришлась дворовому «не ко двору», «не по масти», «не в руку». Нелюбимую скотину он мучит.

Он всегда в дружбе только с козлом и собакой, остальных животных недолюбливает, а птицы ему не подчиняются. Особенно не терпит белых кошек, белых собак и сивых лошадей - знающий хозяин старается не держать такую живность. «У нас четыре коня было. Одного-то невзлюбил дворовой, и все. Утром приходят мужики: у всех коней овес насыпан, гривы заплетены (он им косички мелкие-мелкие плетет). А этот вспаренный весь, храпит. Ну, решили мужики подкараулить его. Взяли, подвесили дырявое ведро под овес, а сами за скирдой спрятались. А дворовой пришел, стал овес насыпать, а ведро дырявое. Он как кинет его в скирду, в мужиков. Ох, перепугались они и убежали».

Внешним видом похож на домового, весь мохнатый. Дары ему подносят на железных вилах в ясли.

У домового есть брат, который не заходит в избу, а живет на подворье. Называют его дворовым, и круг забот у дворового иной. Он в основном отвечает не за человека, а за скотину, хозяйство.

Всем известно, что нет у него добродушия, присущего домовому, а шутки и забавы его порой беспощадно злобны и приносят немало неприятностей хозяевам. Дружит дворовой лишь с собакой и козлом, да и то если собака эта не белая. Белых собак, кошек и даже лошадей он не переносит. Любимые лошадиные масти у него — вороная и пегая. А если хозяин купит и приведет на подворье коня, пришедшегося дворовому не по вкусу, надо первый раз ввести «новичка» в конюшню не иначе как по расстеленному на земле овчиной вверх тулупу.

Нелюбимых животных дворовой мучит, изводит: те невесть почему тощают, шерсть на них сваливается, шкура, хвост все в репьях.
Особо должны хозяева беречь только что родившихся телят и ягнят. Не случайно их сразу несут в хату, под заботливую опеку своих ребятишек. Иначе дворовой мог бы задушить приплод. И лишь если сунуть ягненка или теленка головой в устье печи, как говорят, «подломить», тот сроднится с домом, и дворовой возьмет заботу о нем на себя.

Если не раздражать дворового, угождать ему, то будет на подворье не только мир и порядок, но и благополучие. Будет у лошадей шерсть лосниться, а вся животина сыта. Удачлив станет мужик в покупках и при продаже останется в прибыли. Град не побьет его посевы и сады, а ведьма не будет задаивать коров. Одним словом, дворовой сам справится с нечистой силой.
Считалось, что на Михайлов день дворовой может, если его не задобрить, уйти с подворья на всю зиму, оставив животных без присмотра. Потому 21 ноября заботливые хозяева особым обрядом ублажали дворового.

Еще до утренней зорьки старшая из женщин в семье выносила во двор чашку с пивным суслом. А перед полуднем хозяин ездил по двору на любимой лошади дворового. В это время хозяйка, размахивая помелом, приговаривала: «Батюшка дворовой, не уходи! Не разори двор, животину не погуби! Лихому (Черту) пути-дороги не кажи!»

Дворовой в традициях российских городов

В некоторых традициях российских городов дворовой не считается отдельным персонажем, его черты содержит в себе и домовой-доможил. Но в северо-западных, центральных и юго-западных областях он считается хозяином крестьянского двора и там его отличают от его собрата домового - хозяина дома. В поверьях Ярославской губернии говорится, что дворовой имеет наружность хозяина дома, как и домовой. Живёт он во дворе. Если он невзлюбит какую-то скотину, то будет всячески вредить ей. Говорят, чтобы дворовому скотина полюбилась, её надо выбирать с таким цветом шерсти, какой цвет волос у хозяина. Например, если хозяин брюнет, то скот покупают черной масти и т.д. Дворовой имеет все те качества, что и домовой, только является он более злым и мстительным персонажем. Дворовой, которому хозяин полюбился, нередко ворует у соседей сено и овёс для домашнего скота. Поэтому между дворовыми нередко затеваются драки. Увидеть дворового - весьма редкое явление и предвещает оно тому, кто его повидал, несчастье. Жила в одной деревне женщина с мужем, всё у них было в достатке, нужды ни в чем не знали, жили душа в душу, мирно, счастливо. Пришлось как-то мужу уехать по делам далеко. А в то время случилось как-то женщине вечером выйти во двор, где увидела своего мужа, ходившего вокруг телеги. Был это дворовой. После этого случая полюбил муж работницу, прислуживавшую у них в доме, а собственную жену выгнал вон. В основном рассказы об этом существе сводятся к тому, как он мучает непонравившихся ему животных, дружелюбен он лишь с собакой и козлом. Это он путает гриву лошадям, общипывает и обрезает им хвосты и строит подобные козни, против которых хозяева вешают под потолком конюшни или хлева убитую сороку, поскольку считается, что дворовой относится с ненавистью к этой птице. Его стараются ублажить каким-либо известным способом, предупредить его желание, угодить должным образом. Лучше стараться не заводить белых кошек, такого же цвета собак, сивых лошадей, хотя соловых и буланых он тоже недолюбливает и обижает. Зато холит, гладит лошадей вороной и серой масти. Если же никак нельзя избежать того, чтобы купить скотину той масти, которая не по душе домовому-дворовому, то купленное животное пригоняют с базара и вводят во двор через овчинную шубу, которую следовало разостлать в воротах наверх шерстью. Хозяйки особенно внимательно приглядывают и ухаживают за новорожденными животными, дворовой спуску не дает ни телятам, ни овцам: либо изломает, либо задушит. Поэтому их стараются унести из хлева и поселить в избе. Принесенного принято совать головой в устье печки, как бы "вдомляя", то есть сродняя с домом.Не находятся в подчинении у домового лишь куры, считают, что у них свой бог есть. В некоторых местах знающие люди припасают нитку от савана мертвого, вплетают её в плеть с тремя хвостами и залепляют воском. В полночь, держа такую плеть в левой руке, люди выходят во двор и начинают бить по всем углам хлева и под яслями в надежде попасть всё-таки в разбушевавшегося виновного. В Орловской губернии был обычай "дарить домового": брали разноцветные блёстки, копейку с изображением на ней коня, хлеба горбушку, отрезанную от непочатого каравая, всё это сносили в хлев и читали следующую молитву: "Царь дворовой, хозяин домовой, суседушко-доброхотушко! Я тебя дарю-благодарю: скотину прими, попой, накорми". Часто дворовые ссорятся между собой и тогда достается и хозяевам, такое несчастье невозможно ни предугадать, ни отвратить. В Вологодской губернии рассказывали, что как-то один злой "дворовушко" начал завидовать своему доброму соседу, видя, что у того коровы сыты всегда, шерсть у лошадей гладкая и лоснящаяся. Провертел он тогда дыру в чане, в котором добрый дворовой носил с реки воду в полночь. Тот всё лил и лил её в чан, всё ждал, что вода сравняется с краями, но так и не дождался: тогда с горя повис он под нижней губой у лошади сосулькой ледяной в виде человечка маленького в шерсти.

Дворовой - Домашний дух

Дворовой -Домашний дух, обитавший во дворе у древний славян
Различались два вида домовых. Одним был доможил, обитавший в углу за печью, вторым считался дворовой, живший вне избы (иногда черты того и другого объединялись в одном образе).

Дворовой являлся покровителем домашнего скота. Тем неменее, его относили к злым духам и сближали по природе с овинником или банником. Вописании дворового соединились традиционные черты домового и свойства оборотня, взятые из христианской демонологии. Внешне дворовой описывался похожим на человека, но с куриными, козлиными или кошачьими ногами. Это не случайно. Любимым животным дворового являлись кошка или кот. Отожествление дворового и кошки видно из следующей загадки: "Как у нас-то дворовой ходит с чёрной головой, носит шубку бархатну, у него-то глаза огненные, нос курнос, усы торчком, утки чутки, ножки прытки, кохти цепки. Днем на солнышке лежит, чудны сказки говорит, ночью бродит, на охоту ходит". Иногда дворовой предстает в сложном образе чудовища: "Немного кошки побольше. Да и тулово похоже на кошкино, а хвоста нет. Голова как у человека, нос горбатый-прегорбатый, глаза большущие, красные, как огонь, а над ними брови черные, большие, рот широкущий, а в нем два ряда черных зубов, язык красный и шероховатый, руки как у человека, только кохти загнутые. Весь Оброс шерстью, вроде как серая кошка, а ноги человеческие". Встречаются так же описания дворового, где он похож на змею с петушиной головой и гребнем. По ночам он мог принимать облик хозяина дома.
Местопребыванием дворового являлась специально подвешенная сосновая или еловая ветка с густо разросшейся хвоей ("ведьмина метла"").

Связанные с дворовым обычаи носили охранительный характер: запрещалось оставаться на ночь как в бане, так и в овине; на двор не разрешалось пускать посторонних животных, поскольку дворовой мог принять их облик.

Поскольку дворовой являлся ночным Существом, он не любил ничего светлого. Поэтому при покупке белой лошади ее вводили во двор задом или через овчинную шубу, разостланную в воротах.

Предполагалось, что временами дворовой начинает пакостить, мучить домашних животных. Тогда прибегали к помощи домового или вешали в конюшне (в хлеве) убитую сороку. Считалось, что она отпугнет злого духа. Дворового всегда старались умилостивить многочисленными подношениями. По большим праздникам ему оставляли угощение, при переезде на новое место почтительно приглашали последовать за семьей так же как и домового.

Как ни просто деревенское хозяйство, как ни мелка, по-видимому, вся обстановка домашнего быта, но одному домовому-доможилу со всем не управиться. Не только у богатого, но у всякого мужика для домового издревле полагаются помощники. Их работа в одних местах не считается за самостоятельную и вся целиком приписывается одному "хозяину". В других же местах умеют догадливо различать труды каждого домашнего духа в отдельности. Домовому-доможилу приданы в помощь: дворовой, банник, овинник (он же и гуменник)и шишимора-кикимора; лешему помогает полевой, водяному - ичетики и шишиги вместе с русалками.

Дворовой-домовой получил свое имя по месту обычного жительства, а но характеру отношений к домовладельцам он причислен к злым духам, и все рассказы о нем сводятся к мучениям тех домашних животных, которых он невзлюбит (всегда и неизменно дружит только с собакой и козлом). Это он устраивает так, то скотина спадает с тела, отбиваясь от корму; он же путает ей гриву, обрезает и общипывает хвост и проч. Это для него всякий хозяин на потолке хлева или конюшни подвешивает убитую сороку, так как дворовой-домовой ненавидит эту сплетницу птицу Это его, наконец, стараются ублажать всякими мерами, предугадывая его желания, угождать его вкусам не держать белых кошек, белых собак и сивых лошадей (соловых и буланых он тоже обижает, а холит и гладит вороных и серых). Если же случится так, что нельзя отказаться от покупки лошадей нелюбимой масти, то их вводят во двор, пригоняя с базара не иначе, как через овчинную шубу, разостланную в воротах шерстью вверх. С особенным вниманием точно так же хозяйки ухаживаю г около новорожденных животных, зная, что дворовой не любит малышей и может либо изломать, либо и вовсе задушит. Поэтому таких новорожденных и стараются всегда унести из хлева и поселяют в избе вместе с ребятами, окружая их таким же попечением, принесенного сейчас же суют головой в устье печи, или, как говорят, "водомляют" (сродняют с домом) На дворе этому домовому не подчинены, одни только куры, у них нмеется свои бог.

При6егая к точно таким же мерам умилостивления дворового, как и домового-доможила, люди не всегда, однако, достигают цели и дворовой точно так же то миролюбив, то, без всяких видимых поводов, начинает проказить, дурить, причиняя постоянные беспокойства, явные убытки в хозяйстве. В таких случаях применяют решительные меры и вместо ласки и убеждений вступают с ним в открытую борьбу и нередко в рукопашную драку.

По вологодским местам, крестьяне, обезумевшие от злых проказ дворовых, тычут навозными вилами в нижние бревна двора с приговором "Boтi тебе, вот тeбe за то то и вот это" . По некоторым местам (например, в Новгородской губернии) догадливый и знающий хозяин запасается ниткой из савана мертвеца, вплетает ее в треххвостую ременную плеть и залепляя воском. В самую полночь, засветив эту нитку и держа ее в левой руке, он идeт во двор и бьет плетью по всем углам хлева и под яслями авось как-нибудь попадет в виновного.

Нередко домохозяева терпят от ссор, какие заводят между собой соседние дворовые, - несчастье, которое нельзя ни отвратить, ни предусмотреть. В Вологодской губернии (в Кадниковском уезде Васьяновской волости) злой "дворонушко" позавидовал своему соседу, доброму "дворовушке", в том, что у того и коровы сыты, и у лошадей шерсть гладка и даже лоснится. Злой провертел дыру в чане, в котором добряк-дворовой возил в полночь с реки воду. Лил добряк, лил воду в чан и все ждал, пока она сровняется с краями, да так и не дождался и с горя на месте повис под нижней тубои лошадки, ледяной сосулькой в виде "маленького человека в шерсти".
Оттуда же (из-под Кадникова) получена и такая повесть (записанная в деревне Куропской как событие 80-х голов прошлого столетия)

"Жила у нас старая девка, незамужняя, звали ее Олькой. Ну, все и ходил к ней дворовушко спать по ночам и всякий раз наплетал ей косу и наказывал "Если ты будешь ее расплетать, да чесать, то я тебя заломаю" Так она и жила не чесала и не мыла головы, и гребня у себя не держала. Только выдумала она выйти замуж, и когда был девичник, пошли девки в баню и ее повели с собой, незамужнюю, старую девку, невесту. В бане стали ее мыть. Начали расплетать косу и долго не могли ее расчесать, так закрепил ее дворовушко. На другое утро надо было венчаться - пришли к невесте, а она в постели лежит мершая, и вся черная. Дворовушко ее и задавил"
Не только в трудах и делах своих дворовои похож на домового, но и внешним видом oн ничем не отличается (так же похож на каждого живого человека, только весь мохнатый). Затем все, что приписывают первому, служит лишь повторением того, что говорят про второго. И примечательно, что во всех подобных рассказах нет противоречий между полученными из северных лесных губерний и теми, которые присланы из черноземной полосы Великороссии (из губерний Орловской, Пензенской и Тамбовской). В сообщениях из этих губернии замечается лишь разница в приемах умилостивления: здесь напластывается наибольшее количество приемов символического характера, с явными признаками древнейшего происхождения. Вот, например, как дарят дворового в Орловской губернии: берут разноцветных лоскутков, овечьей шерсти, мишуры из блесток, хотя бы бумажных, старинную копейку с изображением коня, горбушку хлеба, отрезанную от целого каравая, и несут все это в хлев, и читают молитву:
- Царь дворовой, хозяин домовой, суседушко-доброхотушко! Я тебя дарю-благодарю: скотину прими - попой и накорми.

Этот дар, положенный в ясли, далек по своему характеру от того, который подносят этому же духу на севере, в лесах, - на навозных вилах или на кончике жесткой плети.
Дворовые обязательно полагаются для каждого деревенского двора, как домовой-доможил для каждой избы, и банники для всякой бани, овинники или гуменники для всех без исключения риг и гумен (гумен, открытых со всех сторон, и риг, прикрытых бревенчатыми срубами с непротекающими крышами). Вся эта нечисть - те же домовые, отличные лишь по более злобным свойствам, по месту жительства и по затейным проказам.

06.07.2017 18:11

Все мы являемся потомками древних славян - тех самых, что наделили окружающий мир поверьями о волшебных существах, обитающих повсюду. Все мы в той или иной степени имеем представление о фольклорном наследии предков, а потому слышали о том, что в каждом доме обитает дух-домовой, в лесу хозяйничает , а в бане деревенского дома притаился банник. Но знали ли вы о том, что и во дворе дома есть свой хозяин?

Согласно представлениям славян, на каждой территории есть свой дух, который выполняет роль хозяина и охранника. А потому считается, что и во дворе при каждом доме есть свой владелец - дух-дворовой.

Кто такой дворовой?

Любой двор находится при доме, и, соответственно, эти места имеют связь друг с другом. В доме хозяйничает домашний дух - домовой, а вот дворовой следит за порядком на улице. При этом домовой и дворовой не просто знакомы между собой, но и являются родственниками - согласно поверьям, домовой является старшим братом дворового.

А потому эти домашние духи во многом схожи. Как и домовой, дворовой появляется людям в виде маленького человечка, который, как и другие представители нечистой силы, является мохнатым. Некоторые легенды рассказывают о том, что дворовой имеет звериные ноги - например, козлиные, кошачьи или куриные.

Впрочем, описания внешнего облика дворового духа часто отличаются - встречаются рассказы о том, что дворовой похож на кота или на существо с куриной головой, и многие другие. Часто рассказывают, что дух имеет горящие глаза и кривые когти. Таким образом, предположения отличаются, но в любом случае этого духа описывают как мохнатое существо небольшого размера.

Кроме этого, говорят, что по ночам дворовой может принимать облик хозяина дома. Так что по ночам по двору лучше не ходить - мало ли, кто может встретиться и кем прикинется…

Характер и образ жизни дворового

Как известно, все представители нечистой силы являются существами недобрыми. Даже если они охраняют место своего проживания, берегут дом и семью от бед и следят за порядком, их «нечистая» сущность все равно просится наружу. А потому для дворового характерны нелегкий нрав и даже агрессия.

Собственно, старший брат дворового духа домовой является существом более добродушным. Если домовой зачастую просто пакостит, обычно не причиняя хозяевам дома особого вреда, то характер дворового можно сравнить скорее с - как и упомянутый дух, дворовой является недобрым и даже злобным созданием.

Проживает дворовой обычно в хлеву, бок-о-бок с хозяйскими животными. Однако при этом животных он любит не всех. Считается, что дворовой дух водит дружбу только с козлом и собакой, но может любить и кошек - недаром эти животные всегда считались мистическими. А вот к остальным животным относится не вполне дружелюбно. Больше всего он не выносит животных белого цвета, а птицы его вообще не слушаются.

Не любит дворовой и новорожденных животных - а потому всех маленьких и слабых от него следует беречь, дабы не случилось чего.

Как домовой следит за порядком в доме, так и дворовой - за положением дел при дворе. О расположении дворового можно судить по тому, как идут дела в хозяйстве и как выглядит скотина. Если животные здоровы и выглядят ухоженными - значит, дворовой любит семью и проживающих здесь животных. Тогда он будет помогать им во всем - подкармливать и чистить животных, поддерживать чистоту при дворе и расчесывать гривы лошадям, вплетая в них ленты. А вот если дворовой к вам не расположен - тогда жди беды, ведь в таком случае дух устроит во дворе переполох. Говорят, что бывает так, что иногда дворовому может не понравиться не весь скот, а только конкретное животное. Если кто-то ему придется не по нраву, тогда он начинает издеваться над бедным животным, пачкая его, насылая болезни, сбивая шерсть в колтун и подкладывая в кормушки навоз. В таком случае в былые времена от такого животного оставалось только избавиться - считалось, что держать его при дворе не имеет смысла, поскольку дворовой дух все равно его изведет, заморит.

Считается, что днем дворовой отдыхает на еловой или сосновой ветке, греясь на солнышке, а в ночное время, как и подобает нечистой силе, бродит по двору.

Чтобы дворовой не пакостил

Как мы уже отметили, нрав у дворового духа - нелегкий, а потому от него всегда можно ожидать разных проказ и даже серьезного ущерба. А потому среди славян всегда существовали убеждения, как задобрить или даже приструнить дворового.

Считается, что, как и домового, дворового полагается задабривать, принося ему ужин и лакомства. При этом держаться с дворовым следует уважительно, просить его помогать людям, а не вредить им.

На настроение дворового сильным образом влияет и обстановка в семье и хозяйстве. Чтобы дворовой был добр и благосклонен к людям и скотине, нужно соблюдать ряд правил поведения. А именно - не ссориться и не ругаться, не разводить грязь, а ночью - спать, а не ходить в баню и не работать. А женщинам нельзя ходить во двор с распущенными волосами, ведь такая прическа в былые времена считалась неприличной. Собственно, правила поведения нехитрые - они всего лишь призывают людей к порядку и правильному образу жизни. Если у людей будет все в порядке - то и дворовой будет к ним милостив.

Однако бывает так, что дворовой дух серчает даже не по делу. В таких случаях его нужно задабривать лакомствами и ласковыми словами, призывая к культурному поведен ию. А если же по-доброму не получается - то тогда уж сам напросился. Может, дворовой - и хозяин двора, но совесть все же надо иметь. Так что если дворовой распоясался - то тогда можно попросить домового, чтобы тот приструнил своего младшего брата, а также поругаться на дворового, а то и похлестать воздух во дворе плетью. А еще следует приобрести талисман - , который оберегает от происков нечистой силы.

Кстати говоря, дворовой дух склонен вступать в конфликты не только с людьми. Встречается много историй, в которых рассказывается о том, что дворовые духи в принципе отличаются склочным нравом, а потому регулярно ссорятся между собой. А потому хозяева дома могут натерпеться пакостей даже не от своего дворового, а от соседнего, который может устроить безобразия - например, от зависти. Вмешиваться в таких случаях имеет мало смысла - говорят, что дворовые обычно разбираются между собой сами. При этом считается, что чужих животных в свой двор лучше не пускать - в обличии кота к вам может зайти в гости чужой дворовой, который может устроить пакости.

Фрагмент картины талантливого художника

Владимира Валентиновича Черникова

Итак, как можно убедиться, дворовой - создание не из простых, однако и с ним можно подружиться. Своего дворового нужно беречь и стараться с ним поладить, а порой и повоспитывать. А если вы собираетесь куда-то переезжать, то следует позвать с собой не только , но и дворового - ведь, каким бы он не был непоседой, а он все-таки бережет вас и ваши владения, по-своему вас любит и старается поддерживать ваше благополучие.

Интересно, что русскими людьми был выделен специальный день, когда почитается дворовой дух - 21 ноября.

Так что, уважаемые читатели женского журнала «100 миров», если вы живете в частном доме или любите отдыхать летом на даче, то вам стоит принять к сведению, что ваш двор не так пуст, как вам кажется. Вполне может быть, что там кое-кто живет. Так что уважайте своего дворового, как и домового, живите дружно и поддерживайте порядок в хозяйстве. И не ходите по двору ночами лишний раз, не гневите духов…

Анастасия Черкасова, женский сайт "100 миров"

О том, что бок о бок с нами живут некие духи, люди знали давно
Так что же такое — домовые? Скорей всего, они — сгустки энергетические, собирающие от хозяев их энергию, и выплескивающие ее наружу. Добрые люди в семье своей любовью делятся, а злые — злом. Вот и получают обратно то, что сами отдали!

Различались два вида домовых. Одним был доможил, обитавший в углу за печью – истинный домовой, вторым считался дворовой, живший вне избы.

В ЛИТЕРАТУРЕ. Перед воинским Богом в страхе мечутся Домовые, ныряет поглубже в омуты Водяной, отступают, склоняют седые головы хранители-предки… М.Семенова, Тот, кого я всегда жду.

ДОМОВУШКА

ДОМОВУШКА (Домовиха, Доможилиха, Волосатка, Суседушка) — добрый дух-хранитель дома и околодомашнего пространства. Как правило — замужем за Домовым, но бывает и одинокой, обычно в семьях, где отсутствуют взрослые мужчины.

Волосатка

ВОЛОСАТКА По славянским поверьям — домовиха, жена Домового. Занимается хозяйством и всеми теми же делами что и домовой.

Очень не любит Домовуха пьяниц, лентяев и простоволосых женщин, будет всячески мешать в хозяйстве, прятать вещи, греметь по ночам. Может даже из дому выжить! Но если жильё ей по душе, служит дому на совесть! Помогает и хлопочет, заботится о порядке, о приплоде домашних животных. Оберегает хозяйку от излишних трат и расходов. А если полюбит свою хозяйку, то денно и нощно о ней заботится: даже во сне наплетёт на голове несметно косичек. И радуется: украсила свою любимицу!
Особым расположением у Домовых пользуются куры. Поэтому в их честь устраивали праздник 14 октября — курячьи именины -пекли пироги с курятиной, а корочки бросали в печь или очаг, жертвуя хранителям дома.

ПРИ ПЕРЕЕЗДЕ в новый дом, соблюдая все , не забудьте и про Домового. Существует и свой, определенный . Приголубьте его на новом месте, приласкайте.

ЛИТЕРАТУРА. Домового он, можно сказать, завел сам. Положено каждому приличному хозяину иметь в жилище это существо - вот и завел. Вообще‑то, в панельных домах они селиться не любят, и когда Дикулин, еще постигая азы знахарского и ведовского дела, начал ставить в уголок квартиры стакан молока и кусочек свежего хлеба, все это пропадало зря. Однако как‑то летом он приманил в котомку «хозяина» одного заброшенного деревенского дома, посулив спокойную сытую жизнь, и с тех пор скрытный малыш время от времени шуршал по углам малогабаритной квартиры. Особой пользы от домового Алексей не замечал: скотины у него, естественно, не имелось никакой, в бытовой техникой древние существа сами ничего не смыслят. Но все равно содержал - потому как положено. А.Прозоров, Клан, (Северный круг-1)

– злой и вредный дух, маленькая гадкая бабёнка. Любит похулиганить в доме, гремит посудой, бросает и бьет посуду, портит продукты, кидается луковицами из подполья или из-за печки, стучит вьюшками, крышками от коробов. Днем кикиморы неактивны, а по ночам начинают шалить. По большей части они не причиняют серьезного вреда человеку, в основном лишь устраивают небольшие проказы: то стучат чем-то по ночам, то скрипеть начинают. Иногда кикимора оборачивается серой . Часто кикимор берут в жены домовые.

Иногда кикиморы показываются на глаза людям, предвещая скорые несчастья: так если она плачет, то скоро случится беда, а если прядет, то значит, вскоре кто-то из обитателей дома умрет. Предсказание можно уточнить, спросив кикимору, тогда она обязательно ответит, но только стуком.

МОКРУХА — хулиганистый домашний дух, по облику и характеру очень сходна с домашней Кикиморой, согласно поверью, этот дух появляется в домах по ночам. Мокруха тоже любит прясть, по поверьям славян, всегда оставляет мокрое место там, где посидит.

СУСЕДКО (ЗАПЕЧНИК)

СУСЕДКО (Запечник)- дух, который живет в доме у огня и зовется так за своё охотливое жительство с людьми, Он очень маленький и его обычно не видно. Одет в свитку и всегда носит большую лохматую шапку; волосы на голове и на бороде у него длинные, свалявшиеся. В праздники его подкармливают. Зла он не делает, а напротив, старается предостеречь от грядущих несчастий и временной опасности. В большинстве мест суседко то же, что и домовой, но есть местности, где их различают.

ЖИХАРЬ — Дух обитающий в жилище человека; маленький сказочный человек. Жихарями (в значении «старожилы», «домоседы», «зажиточные хозяева», ср.: жихарь — живущий ссыстари на известном месте) могли именовать духов — обитателей и радетелей крестьянского дома, усадьбы. Выражение «жихорко» в применении к человеку характеризует любящего домашнюю жизнь (в Вятск. обл). В сказках Жихарка, Жихорько, Жихорко, Жихоня — маленький человечек. Образ, видимо, соотнесен и связан с образом домового, и служит «выражением домашности, любви, привязанности к добру» (в Арх.обл.)

КЛЕТНИК- дух, живущий в клети, кладовке, помощник домового. Сейчас его назвали бы Кладовщик (не клети у нас теперь, а кладовки).

По ночам устраивает смотр вещам, перекладывает их с места на место, шумит: порядкует — здесь уберет, там подметет.

Если осерчает на хозяина - мешки с мукой порвёт, зерно разбросает, зимой в морозную ночь дверь отворит, летом в дождь крышу прохудит. Может дурить и проказить безо всяких поводов, причиняя постоянное беспокойство хозяевам, принося убытки.

Росту. как и все подобные ему домашние духи, очень маленького, с длинными волосами и бородой, одежда в муке. Днём клетник обычно отсыпается, выходит ночью.

ЖИРОВИК (Лизун или жировой черт) — один из многочисленных домашних духов, зовут его так потому, что любит жить в тепле и холе. Ещё зовут лизень за некоторые привычки. Возится по ночам с немытой посудой, вылизывая ее.

Скорей всего, это не какой-нибудь отдельный дух, а просто разновидность домового. И если ваш Домовой — Жировик, то печь вам блины да оладьи, пироги да плюшки, торты и пончики готовить для любимого сластены — Домового Жировика.

Любит ошиваться возле хозяек во время приготовления пищи, с целью лизнуть что-нибудь жирненькое - пироги, там, или блины, или оладьи, когда их вынимают из печи.

Жировик — Дух спокойный, к проказам не склонный.

Живёт за печкой или в подполе, вертится возле печки, любит лизнуть блины да оладьи с пылу-жару. Существо незримое, возится по ночам с посудой, вылизывает её. Делает это просто от скуки или по свойству своего весёлого нрава, забавляется. По другим источникам: Лизун - домовой дух, который заводится у нерадивых хозяек, оставляющих немытую посуду на ночь.

В ЛИТЕРАТУРЕ. Чур меня, чур, — явственно забормотали мужики, многие из которых скрестили пальцы и стали тыкать ими в сторону пришельца. — Сгинь, жировик ночной, сгинь. А.Прозоров, Ведун, Слово воина

НА КАРТИНАХ. Жировик есть на рисунках .

ДВОРОВОЙ — покровитель двора, помощник домового. Дворовой являлся покровителем домашнего скота. Тем не менее, его относили к злым духам и сближали по природе с овинником. Любимым животным дворового являлись кошка или кот.

Отличия дворового от домового совсем незначительны. Скорее всего, они близкие родственники.

Но это было раньше, тогда и дворы другие были. А сейчас вечерком в песочнице соберутся дворовые, песни под гитары слушать, разговоры свои разговаривать про благоустройство дворовых территорий.

Местопребыванием дворового являлась специально подвешенная сосновая или еловая ветка с густо разросшейся хвоей («ведьмина метла»‘).

Связанные с дворовым обычаи носили охранительный характер: запрещалось оставаться на ночь как в бане, так и в овине — (ни ни овинник не любят посягательств на свою территорию); на двор не разрешалось пускать посторонних животных, поскольку дворовой мог принять их облик — пойди потом разбери — кто свой, кто чужой.

Поскольку дворовой являлся ночным Существом, он не любил ничего светлого. Поэтому при покупке белой лошади ее вводили во двор задом или через овчинную шубу, разостланную в воротах.

Предполагалось, что временами дворовой начинает пакостить, мучить домашних животных. Тогда прибегали к помощи домового или вешали в конюшне (в хлеве) убитую сороку. Считалось, что она отпугнет злого духа. Дворового всегда старались умилостивить многочисленными подношениями. По большим праздникам ему оставляли угощение, при переезде на новое место почтительно приглашали последовать за семьей так же как и домового.

Чтобы ваш дворовой не превратился в КОРГОРУША, не завидуйте, особенно вслух. Этим вы провоцируете сположенного к вам духа на нечестные поступки. Он может продолжать помогать вам в делах, но отнимая чужую удачу. Лучше стремитесь к собственному счастью, ищите в жизни того, чего вам действительно хочется иметь, а не то, что вы пытаетесь приобрести из-за страха оказаться хуже других, и ваше благосостояние и счастье будут действительно прочными.

КОРГОРУШИ (коловерши) - помощники дворового в восточнославянской мифологии. Показываются в образе , чаще всего чёрной масти. Согласно южнорусским поверьям, приносят своему хозяину припасы и деньги из других домов, воруя из-под носа нерадивого соседа-дворового. Из-за этого чаще всего и ссорятся дворовые. Во время этих ссор коргоруши колобродят, бьют посуду, переворачивают в доме всё вверх дном.

Гуменник похищает девушку, а Дворовой не может ее спасти, Худ.

ОВИННИК (Гуменник) — дух, живущий в овинах (гумнах), где сушат снопы. Весь лохматый, сажей измазанный, сидит в самом дальнем углу, умеет лаять по-собачьи, хлопать в ладоши и хохотать, если удаётся наказать нерадивого хозяина. Людям же работящим он всячески помогает- бережёт зерно от мышей, распутывает свалявшиеся снопы и т. д. Следит чтобы лиса малых утят и цыплят не утащила. Вот такой полезный чумазик!

Суждено было овиннику стеречь овин, чтоб огонь не разгорелся больше нужного, чтоб не было пожара; следить за укладкою снопов, наблюдать за временем и сроками, как и когда затоплять овин, не позволять делать этого под большие праздники.

В случае нарушения этого завета, бывало, так пихнет в бок ослушника, что тот едва соберет дыхание; ну а на худой конец, разгневавшись, может и сам овин поджечь.

Надо еще заметить, что ни овинник, ни не вторгались в зону жизненно важных интересов домового, не без оснований полагая его более сильным.
В какой-то степени роднит овинника с банником и отношение к ним людей, в частности, девушек, желающих погадать на тему будущего замужества.

Участь овинников оказалась плачевной - овины совсем исчезли из хозяйственного обихода, оставшись, разве что, в музеях. Куда подевались овинники в наше время - то ли вымерли окончательно, то ли переквалифицировались, допустим, в ЭЛЕВАТОРНЫХ - сие нам не известно.

В ЛИТЕРАТУРЕ: За более крупными существами подошли маленькие неповоротливые , и мохнатые овинники, помахивающие длинной голой рукой. Александр Прозоров, Царская дыба

Не дозволял он также сушить снопы во время сильных ветров и безжалостно за это наказывал.

У этого духа, как и у многих других, есть какие-то «старшие», которые могут им приказать. Иногда это колдун, а порою - и сам нечистый дух. И все-таки овинник возбуждал не столько страх, сколько уважение, - ведь это был хранитель главного крестьянского богатства - хлеба.

Не все в жизни дружат. Вот и Домовой с Гуменником общий язык не всегда находят.

АМБАРНИК, кукла Татьяны Калининой

АМБАРНИК (Амбарный, Анбарный) — Дух амбара, его «хозяин», собрат Домового. К Амбарникам люди обращаются, дабы узнать будущее. Встав у амбара они слушают, что им скажет или нашепчет Амбарник.

Магический дар Амбарника хорошо заметен по множеству преданий, заговоров и гаданий, с которыми в России к нему обращались разные люди, в основном, девушки. Особую популярность среди девушек Дух Амбарник набрал, когда наступали святочные гадания. В это время Амбарник мог подсказать девушкам, выйдут ли они замуж в этом году или останутся в девицах, выйдут ли они замуж за богатого человека или их ждет замужество с бедняком. Амбарник, как и Домовой, заведует всеми спрятанными в его хозяйстве сокровищами и кладами. Иногда может случиться так, что Амбарник подкидывает монетки из древних кладов особенно добрым и трудолюбивым хозяевам дома. Дух Амбарник , оставаясь невидимым для человека, всегда появляется в своем видимом облике перед маленькими детьми и животными. Наиболее близок к Амбарнику хозяйский которому известны все его тайны и секреты .

САРАЙНИК - дух, местом жительства которого является сараи, Помогает поддерживать в сарае порядок, но может наказать мужика за безделие, как, например, спутать конскую сбрую, завалить плохо сложенные дрова. Такой же помощник Дворового, как Овинник-Огуменник, Клетник, Хлевник и такой же, как они, проказник и колоброд. Но все эти духи благоволят трудолюбивым хозяевам.

ХЛЕВНИК- дух, живущий в хлеву. Он следит за порядком, ухаживает за скотом. Если поссорится с хозяином - выбирает себе в жертву домашнее животное и мучит его. Устраивает так, что скотина спадает с тела, отбиваясь от корма, А то - путает гриву, обрезает хвост или ощипывает шерсть; Чтобы избавиться от злого хлевника, знающий хозяин на потолке хлева вешает убитую сороку, дух ненавидит эту сплетницу-птицу. Новорожденных животных - овец, телят - раньше уносили из хлева и поселяли в избе вместе с ребятами, чтобы хлевник не задушил…и исполнял часть его обязанностей. Под его охраной находились животные, он не допускал их заболеваемость, умножал приплод.

Его следовало почитать, ибо он мог разгневаться и истребить молодняк или сделать самок бесплодными. В некоторых болотных и лесистых областях в коровьих и овечьих хлевах ему уделяют особое место и устраивают маленькие ясли, наполненные сеном. Сеном из его яслей как целебным снадобьем кормят отелившуюся корову.

НАМНОЙ. К домовым относится также, скорее всего, и намной . Этот ночной дух, известный. в частности, в Тверской губернии, наваливается ночью на спящих и наминает их, оставляя синяки на теле. Если синяки болят - это к худу, если нет - к добру.

Персонаж, который появился совсем недавно. Его можно назвать доможилом (домовым) городских квартир. Барабашки — хулиганистые домашние духи. Наполняют квартиру странными звуками, воруют вещи; отказываются загореться спички, зато веселым пламенем ни с того ни с сего полыхают сапоги. Значит барабашка вышел на охоту. Существо маленькое, бессловесное, невидимое. Проявляет себя тем, что стучит, барабанит, двигает предметы. Некоторые хозяева изобретают различные способы общения с Барабашкой. Отвечает он обычно стуком. По характеру добрый и любит добрых хозяев, доброе отношение к себе. Там, где в доме зло, хамство и другие пороки, Барабашка не живёт; от тех, кто его обижает, он уходит.

ВОПРОСЫ И ОТВЕТЫ

  • Любимое число Домового? — Абсолютно точно на этот вопрос можно отметить только так — Любимое число у Домового — нечетное! А конкретно — это может быть 7, 9, 11, 21 или 27.
  • Что делать, если Домовой рассыпал крошки на столе? Сначала уточним — какие крошки: из той еды, что Домовому предназначалась, или из общей хлебницы кусочек раскрошил, или крошки вообще неизвестно откуда взялись. В любом случае, крошки — предупреждение. И первое, что надо сделать: убедиться, что в доме нет извечных врагов Домового — . Не любит Домовой мышей, а с — дружит. Но на вопросы по питанию Домового я стараюсь отвечать в теме

(63)Подборка выполнена специально для сайта

Среди верующих бытует мнение, что собака – животное «нечистое», богопротивное. Действительно, в Ветхом Завете собака названа нечистой. Но этим словом пророк Моисей называет и других животных. Есть версия, что таким образом Моисей пытался избавить свой народ от идолопоклонничес тва: ведь древние египтяне поклонялись различным животным, видя в них божеств: кошкам, быкам, крокодилам, соколам и даже жукам-скарабеям… Правда, «нечистыми» Моисей объявил не всех животных. К примеру, коров он назвал «чистыми», чтобы их можно было употреблять в пищу. Но в любом случае христиане отказались от «божественной» природы братьев наших меньших.

Во времена Христа собак стали держать при домах в качестве сторожей. Так, хананеянка говорит Иисусу: «Господи! Но и псы едят крохи, которые падают со стола господ их» (Мф. 15:27). Апостол Павел предупреждал: «Берегитесь псов!» (Филипп. 3:2), имея в виду носителей лжеучений. А апостол Петр говорил о грешниках: «Пес возвращается на свою блевотину» (II Петр. 2:22). Но особенно назидательно звучат слова Спасителя: «Не давайте святыни псам и не бросайте жемчуга вашего перед свиньями, чтобы они не попрали его ногами своими и, обратившись, не растерзали вас» (Мф.7:6).

В библейском понимании собака не могла занимать высокое место в мировой иерархии. Ведь Христос заповедовал «возлюбить Господа Бога твоего всем сердцем твоим и всею душею твоею и всем разумением твоим» (Мф.22:37), а также «возлюбить ближнего твоего, как самого себя» (22:39). То есть, в первую очередь речь идет о любви к Богу и человеку, созданному «по образу Божию», а животные, хоть и являются помощниками человека, но никак не могут претендовать на равенство с ним.