Среди верующих бытует мнение, что собака – животное «нечистое», богопротивное. Действительно, в Ветхом Завете собака названа нечистой. Но этим словом пророк Моисей называет и других животных. Есть версия, что таким образом Моисей пытался избавить свой народ от идолопоклонничес тва: ведь древние египтяне поклонялись различным животным, видя в них божеств: кошкам, быкам, крокодилам, соколам и даже жукам-скарабеям… Правда, «нечистыми» Моисей объявил не всех животных. К примеру, коров он назвал «чистыми», чтобы их можно было употреблять в пищу. Но в любом случае христиане отказались от «божественной» природы братьев наших меньших.

Во времена Христа собак стали держать при домах в качестве сторожей. Так, хананеянка говорит Иисусу: «Господи! Но и псы едят крохи, которые падают со стола господ их» (Мф. 15:27). Апостол Павел предупреждал: «Берегитесь псов!» (Филипп. 3:2), имея в виду носителей лжеучений. А апостол Петр говорил о грешниках: «Пес возвращается на свою блевотину» (II Петр. 2:22). Но особенно назидательно звучат слова Спасителя: «Не давайте святыни псам и не бросайте жемчуга вашего перед свиньями, чтобы они не попрали его ногами своими и, обратившись, не растерзали вас» (Мф.7:6).

В библейском понимании собака не могла занимать высокое место в мировой иерархии. Ведь Христос заповедовал «возлюбить Господа Бога твоего всем сердцем твоим и всею душею твоею и всем разумением твоим» (Мф.22:37), а также «возлюбить ближнего твоего, как самого себя» (22:39). То есть, в первую очередь речь идет о любви к Богу и человеку, созданному «по образу Божию», а животные, хоть и являются помощниками человека, но никак не могут претендовать на равенство с ним.

Дворовой — один из духов древних славян, который живёт по соседству с человеком. Таких духов у славян было несколько — , другие. Дворовой, как невидимый хозяин двора, почитался особо и считался одним из духов-помощников человека.

Дворовой — хозяин двора, который обитает в хлеву, живёт вместе с домашней скотиной. Судя по описаниям дворового, в разных регионах страны его представляли по-разному. Есть сведения, что дворовой — это младший брат домового, друг домового, а иногда домовой и дворовой представляются настоящими соперниками. Иногда дворовой и домовой совсем не различаются, а представляются как один домашний дух, который следит и за домом, и за двором.

Жизнь, здоровье и благополучие животных, крепость и надёжность хозяйства зависит от дворового и отношения к нему хозяина дома. Если хозяин во всём почитает и благодарит дворового духа, то и хозяйство будет только крепнуть и прибавлять, ну а если хозяин не обращает на помощь духа никакого внимания, то со временем хозяйство будет всё более убыточным и в конце концов может полностью развалиться. Дворовой любит порядок, чистоту и лад в семье. Этот дух может рассердиться и серьёзно напакостить хозяевам дома, если те не следят за чистотой, не ухаживают за скотиной в хлеву, если ругаются в хлеву и на дворе, или же если выходят работать во двор ночью, тем самым тревожа покой дворового.

И всё же, дворового нельзя представлять как недоброго духа, который постоянно пакостит и приносит проблемы. В первую очередь, дворовой является главным помощником человека и во всём ему склонен помогать. Особенно дворовой любит скотину, коров, коз, лошадей и так далее, а лучшими друзьями дворового являются собаки и кошки. Сохранились поверья, что в тех дворах, где хозяева почитают дворового духа, скотина всегда сытая, здоровая, чистая и даже расчёсанная. Дворовой ухаживает за домашними животными, расчёсывает гриву у лошадей, а иногда заплетает гриву в косички, о чём сохранились записи этнографов, побывавших в различных регионах страны, где ещё сильна вера в домашних духов. Есть поверье, что скотина может по какой-то причине не понравится дворовому и тот может её изводить и мучить, всю ночь гонять по двору, у лошадей сбивать гриву в колтуны, отбирать корм и так далее. Тогда считалось, что лошадь, корова, коза, овца или другая скотина пришлась «не ко двору», «не по масти дворовому», «не в руку дворовому». От такой скотины пытались избавиться как можно скорее, продать или отдать или пустить на мясо, так как дворовой рано или поздно всё равно её изведёт.

Представляли дворового по-разному. Чаще всего встречаются описания, как маленького мохнатого мужичка. Также часто представляют дворового в виде большой кошки или кошки с нехарактерными чертами — без хвоста, с большой головой и другими странностями. В описаниях дворового присутствует и такой облик, как небольшой человечек с кошачьими, куриными или козлиными ногами. Есть и такое описание: «Немного кошки побольше. Да и тулово похоже на кошкино, а хвоста нет. Голова как у человека, нос горбатый-прегорбатый, глаза большущие, красные, как огонь, а над ними брови черные, большие, рот широкущий, а в нем два ряда черных зубов, язык красный и шероховатый, руки как у человека, только кохти загнутые. Весь Оброс шерстью, вроде как серая кошка, а ноги человеческие».

Чтобы дворовой всегда был благосклонен к хозяйству и животным, его приветствовали по утрам и прощались с ним по вечерам, хвалили за хорошую работу, приносили угощения, поздравляли и потчевали в праздники. Праздником дворового считается 21 ноября, который после крещения Руси получил название Михайлова дня. В этот день дворового поздравляют и приносят ему праздничный ужин прямо в хлев.

Лампы, светильники, электрооборудование и многое другое в интернет-магазине. Кабель и провода от Одескабель представлены в большом ассортименте. Удобное качество и быстрая доставка заказа.

У домового есть брат, который не заходит в избу, а живет на подворье. Называют его дворовым, и круг забот у дворового иной. Он в основном отвечает не за человека, а за скотину, хозяйство.

Всем известно, что нет у него добродушия, присущего домовому, а шутки и забавы его порой беспощадно злобны и приносят немало неприятностей хозяевам. Дружит дворовой лишь с собакой и козлом, да и то если собака эта не белая. Белых собак, кошек и даже лошадей он не переносит. Любимые лошадиные масти у него — вороная и пегая. А если хозяин купит и приведет на подворье коня, пришедшегося дворовому не по вкусу, надо первый раз ввести «новичка» в конюшню не иначе как по расстеленному на земле овчиной вверх тулупу.

Нелюбимых животных дворовой мучит, изводит: те невесть почему тощают, шерсть на них сваливается, шкура, хвост все в репьях.
Особо должны хозяева беречь только что родившихся телят и ягнят. Не случайно их сразу несут в хату, под заботливую опеку своих ребятишек. Иначе дворовой мог бы задушить приплод. И лишь если сунуть ягненка или теленка головой в устье печи, как говорят, «подломить», тот сроднится с домом, и дворовой возьмет заботу о нем на себя.

Если не раздражать дворового, угождать ему, то будет на подворье не только мир и порядок, но и благополучие. Будет у лошадей шерсть лосниться, а вся животина сыта. Удачлив станет мужик в покупках и при продаже останется в прибыли. Град не побьет его посевы и сады, а ведьма не будет задаивать коров. Одним словом, дворовой сам справится с нечистой силой.
Считалось, что на Михайлов день дворовой может, если его не задобрить, уйти с подворья на всю зиму, оставив животных без присмотра. Потому 21 ноября заботливые хозяева особым обрядом ублажали дворового.

Еще до утренней зорьки старшая из женщин в семье выносила во двор чашку с пивным суслом. А перед полуднем хозяин ездил по двору на любимой лошади дворового. В это время хозяйка, размахивая помелом, приговаривала: «Батюшка дворовой, не уходи! Не разори двор, животину не погуби! Лихому (Черту) пути-дороги не кажи!»

Дворовой в традициях российских городов

В некоторых традициях российских городов дворовой не считается отдельным персонажем, его черты содержит в себе и домовой-доможил. Но в северо-западных, центральных и юго-западных областях он считается хозяином крестьянского двора и там его отличают от его собрата домового - хозяина дома. В поверьях Ярославской губернии говорится, что дворовой имеет наружность хозяина дома, как и домовой. Живёт он во дворе. Если он невзлюбит какую-то скотину, то будет всячески вредить ей. Говорят, чтобы дворовому скотина полюбилась, её надо выбирать с таким цветом шерсти, какой цвет волос у хозяина. Например, если хозяин брюнет, то скот покупают черной масти и т.д. Дворовой имеет все те качества, что и домовой, только является он более злым и мстительным персонажем. Дворовой, которому хозяин полюбился, нередко ворует у соседей сено и овёс для домашнего скота. Поэтому между дворовыми нередко затеваются драки. Увидеть дворового - весьма редкое явление и предвещает оно тому, кто его повидал, несчастье. Жила в одной деревне женщина с мужем, всё у них было в достатке, нужды ни в чем не знали, жили душа в душу, мирно, счастливо. Пришлось как-то мужу уехать по делам далеко. А в то время случилось как-то женщине вечером выйти во двор, где увидела своего мужа, ходившего вокруг телеги. Был это дворовой. После этого случая полюбил муж работницу, прислуживавшую у них в доме, а собственную жену выгнал вон. В основном рассказы об этом существе сводятся к тому, как он мучает непонравившихся ему животных, дружелюбен он лишь с собакой и козлом. Это он путает гриву лошадям, общипывает и обрезает им хвосты и строит подобные козни, против которых хозяева вешают под потолком конюшни или хлева убитую сороку, поскольку считается, что дворовой относится с ненавистью к этой птице. Его стараются ублажить каким-либо известным способом, предупредить его желание, угодить должным образом. Лучше стараться не заводить белых кошек, такого же цвета собак, сивых лошадей, хотя соловых и буланых он тоже недолюбливает и обижает. Зато холит, гладит лошадей вороной и серой масти. Если же никак нельзя избежать того, чтобы купить скотину той масти, которая не по душе домовому-дворовому, то купленное животное пригоняют с базара и вводят во двор через овчинную шубу, которую следовало разостлать в воротах наверх шерстью. Хозяйки особенно внимательно приглядывают и ухаживают за новорожденными животными, дворовой спуску не дает ни телятам, ни овцам: либо изломает, либо задушит. Поэтому их стараются унести из хлева и поселить в избе. Принесенного принято совать головой в устье печки, как бы "вдомляя", то есть сродняя с домом.Не находятся в подчинении у домового лишь куры, считают, что у них свой бог есть. В некоторых местах знающие люди припасают нитку от савана мертвого, вплетают её в плеть с тремя хвостами и залепляют воском. В полночь, держа такую плеть в левой руке, люди выходят во двор и начинают бить по всем углам хлева и под яслями в надежде попасть всё-таки в разбушевавшегося виновного. В Орловской губернии был обычай "дарить домового": брали разноцветные блёстки, копейку с изображением на ней коня, хлеба горбушку, отрезанную от непочатого каравая, всё это сносили в хлев и читали следующую молитву: "Царь дворовой, хозяин домовой, суседушко-доброхотушко! Я тебя дарю-благодарю: скотину прими, попой, накорми". Часто дворовые ссорятся между собой и тогда достается и хозяевам, такое несчастье невозможно ни предугадать, ни отвратить. В Вологодской губернии рассказывали, что как-то один злой "дворовушко" начал завидовать своему доброму соседу, видя, что у того коровы сыты всегда, шерсть у лошадей гладкая и лоснящаяся. Провертел он тогда дыру в чане, в котором добрый дворовой носил с реки воду в полночь. Тот всё лил и лил её в чан, всё ждал, что вода сравняется с краями, но так и не дождался: тогда с горя повис он под нижней губой у лошади сосулькой ледяной в виде человечка маленького в шерсти.

Дворовой - Домашний дух

Дворовой -Домашний дух, обитавший во дворе у древний славян
Различались два вида домовых. Одним был доможил, обитавший в углу за печью, вторым считался дворовой, живший вне избы (иногда черты того и другого объединялись в одном образе).

Дворовой являлся покровителем домашнего скота. Тем неменее, его относили к злым духам и сближали по природе с овинником или банником. Вописании дворового соединились традиционные черты домового и свойства оборотня, взятые из христианской демонологии. Внешне дворовой описывался похожим на человека, но с куриными, козлиными или кошачьими ногами. Это не случайно. Любимым животным дворового являлись кошка или кот. Отожествление дворового и кошки видно из следующей загадки: "Как у нас-то дворовой ходит с чёрной головой, носит шубку бархатну, у него-то глаза огненные, нос курнос, усы торчком, утки чутки, ножки прытки, кохти цепки. Днем на солнышке лежит, чудны сказки говорит, ночью бродит, на охоту ходит". Иногда дворовой предстает в сложном образе чудовища: "Немного кошки побольше. Да и тулово похоже на кошкино, а хвоста нет. Голова как у человека, нос горбатый-прегорбатый, глаза большущие, красные, как огонь, а над ними брови черные, большие, рот широкущий, а в нем два ряда черных зубов, язык красный и шероховатый, руки как у человека, только кохти загнутые. Весь Оброс шерстью, вроде как серая кошка, а ноги человеческие". Встречаются так же описания дворового, где он похож на змею с петушиной головой и гребнем. По ночам он мог принимать облик хозяина дома.
Местопребыванием дворового являлась специально подвешенная сосновая или еловая ветка с густо разросшейся хвоей ("ведьмина метла"").

Связанные с дворовым обычаи носили охранительный характер: запрещалось оставаться на ночь как в бане, так и в овине; на двор не разрешалось пускать посторонних животных, поскольку дворовой мог принять их облик.

Поскольку дворовой являлся ночным Существом, он не любил ничего светлого. Поэтому при покупке белой лошади ее вводили во двор задом или через овчинную шубу, разостланную в воротах.

Предполагалось, что временами дворовой начинает пакостить, мучить домашних животных. Тогда прибегали к помощи домового или вешали в конюшне (в хлеве) убитую сороку. Считалось, что она отпугнет злого духа. Дворового всегда старались умилостивить многочисленными подношениями. По большим праздникам ему оставляли угощение, при переезде на новое место почтительно приглашали последовать за семьей так же как и домового.

Как ни просто деревенское хозяйство, как ни мелка, по-видимому, вся обстановка домашнего быта, но одному домовому-доможилу со всем не управиться. Не только у богатого, но у всякого мужика для домового издревле полагаются помощники. Их работа в одних местах не считается за самостоятельную и вся целиком приписывается одному "хозяину". В других же местах умеют догадливо различать труды каждого домашнего духа в отдельности. Домовому-доможилу приданы в помощь: дворовой, банник, овинник (он же и гуменник)и шишимора-кикимора; лешему помогает полевой, водяному - ичетики и шишиги вместе с русалками.

Дворовой-домовой получил свое имя по месту обычного жительства, а но характеру отношений к домовладельцам он причислен к злым духам, и все рассказы о нем сводятся к мучениям тех домашних животных, которых он невзлюбит (всегда и неизменно дружит только с собакой и козлом). Это он устраивает так, то скотина спадает с тела, отбиваясь от корму; он же путает ей гриву, обрезает и общипывает хвост и проч. Это для него всякий хозяин на потолке хлева или конюшни подвешивает убитую сороку, так как дворовой-домовой ненавидит эту сплетницу птицу Это его, наконец, стараются ублажать всякими мерами, предугадывая его желания, угождать его вкусам не держать белых кошек, белых собак и сивых лошадей (соловых и буланых он тоже обижает, а холит и гладит вороных и серых). Если же случится так, что нельзя отказаться от покупки лошадей нелюбимой масти, то их вводят во двор, пригоняя с базара не иначе, как через овчинную шубу, разостланную в воротах шерстью вверх. С особенным вниманием точно так же хозяйки ухаживаю г около новорожденных животных, зная, что дворовой не любит малышей и может либо изломать, либо и вовсе задушит. Поэтому таких новорожденных и стараются всегда унести из хлева и поселяют в избе вместе с ребятами, окружая их таким же попечением, принесенного сейчас же суют головой в устье печи, или, как говорят, "водомляют" (сродняют с домом) На дворе этому домовому не подчинены, одни только куры, у них нмеется свои бог.

При6егая к точно таким же мерам умилостивления дворового, как и домового-доможила, люди не всегда, однако, достигают цели и дворовой точно так же то миролюбив, то, без всяких видимых поводов, начинает проказить, дурить, причиняя постоянные беспокойства, явные убытки в хозяйстве. В таких случаях применяют решительные меры и вместо ласки и убеждений вступают с ним в открытую борьбу и нередко в рукопашную драку.

По вологодским местам, крестьяне, обезумевшие от злых проказ дворовых, тычут навозными вилами в нижние бревна двора с приговором "Boтi тебе, вот тeбe за то то и вот это" . По некоторым местам (например, в Новгородской губернии) догадливый и знающий хозяин запасается ниткой из савана мертвеца, вплетает ее в треххвостую ременную плеть и залепляя воском. В самую полночь, засветив эту нитку и держа ее в левой руке, он идeт во двор и бьет плетью по всем углам хлева и под яслями авось как-нибудь попадет в виновного.

Нередко домохозяева терпят от ссор, какие заводят между собой соседние дворовые, - несчастье, которое нельзя ни отвратить, ни предусмотреть. В Вологодской губернии (в Кадниковском уезде Васьяновской волости) злой "дворонушко" позавидовал своему соседу, доброму "дворовушке", в том, что у того и коровы сыты, и у лошадей шерсть гладка и даже лоснится. Злой провертел дыру в чане, в котором добряк-дворовой возил в полночь с реки воду. Лил добряк, лил воду в чан и все ждал, пока она сровняется с краями, да так и не дождался и с горя на месте повис под нижней тубои лошадки, ледяной сосулькой в виде "маленького человека в шерсти".
Оттуда же (из-под Кадникова) получена и такая повесть (записанная в деревне Куропской как событие 80-х голов прошлого столетия)

"Жила у нас старая девка, незамужняя, звали ее Олькой. Ну, все и ходил к ней дворовушко спать по ночам и всякий раз наплетал ей косу и наказывал "Если ты будешь ее расплетать, да чесать, то я тебя заломаю" Так она и жила не чесала и не мыла головы, и гребня у себя не держала. Только выдумала она выйти замуж, и когда был девичник, пошли девки в баню и ее повели с собой, незамужнюю, старую девку, невесту. В бане стали ее мыть. Начали расплетать косу и долго не могли ее расчесать, так закрепил ее дворовушко. На другое утро надо было венчаться - пришли к невесте, а она в постели лежит мершая, и вся черная. Дворовушко ее и задавил"
Не только в трудах и делах своих дворовои похож на домового, но и внешним видом oн ничем не отличается (так же похож на каждого живого человека, только весь мохнатый). Затем все, что приписывают первому, служит лишь повторением того, что говорят про второго. И примечательно, что во всех подобных рассказах нет противоречий между полученными из северных лесных губерний и теми, которые присланы из черноземной полосы Великороссии (из губерний Орловской, Пензенской и Тамбовской). В сообщениях из этих губернии замечается лишь разница в приемах умилостивления: здесь напластывается наибольшее количество приемов символического характера, с явными признаками древнейшего происхождения. Вот, например, как дарят дворового в Орловской губернии: берут разноцветных лоскутков, овечьей шерсти, мишуры из блесток, хотя бы бумажных, старинную копейку с изображением коня, горбушку хлеба, отрезанную от целого каравая, и несут все это в хлев, и читают молитву:
- Царь дворовой, хозяин домовой, суседушко-доброхотушко! Я тебя дарю-благодарю: скотину прими - попой и накорми.

Этот дар, положенный в ясли, далек по своему характеру от того, который подносят этому же духу на севере, в лесах, - на навозных вилах или на кончике жесткой плети.
Дворовые обязательно полагаются для каждого деревенского двора, как домовой-доможил для каждой избы, и банники для всякой бани, овинники или гуменники для всех без исключения риг и гумен (гумен, открытых со всех сторон, и риг, прикрытых бревенчатыми срубами с непротекающими крышами). Вся эта нечисть - те же домовые, отличные лишь по более злобным свойствам, по месту жительства и по затейным проказам.

Тема бродячего скота поднимается на страницах «Чулымской газеты» регулярно. В № 23 от 4 июня мы говорили о сохранности скота и профилактике преступлений, связанных с хищением сельскохозяйственных животных. Сегодня же предлагаем посмотреть на данную проблему с другого ракурса.

Еще совсем недавно жить в сельской местности и не держать подсобное хозяйство считалось чем-то из ряда вон выходящим. Сейчас подворья с хозяйством в Чулыме буквально наперечет. Но вот парадокс – проблем, связанных с животными, больше, чем осталось самих животных. Не так давно на нашей странице в соцсетях развязалась полемика на тему ненадлежащего содержания домашних животных и проблем, которые они создают окружающим. Вот такое обращение мы получили от Екатерины Провоторовой:

- По улицам Линейная и Урманская регулярно бродит бродячий скот. На улице играют дети дошкольного и ясельного возраста. Бывает, животные даже ломают заборы. Неужели нет возможности наказать владельцев? На них регулярно жалуются, составляют протоколы за нарушения правил содержания, они платят штрафы, но самопас им выгоднее, чем уход за животными и наём пастуха. Могут пострадать ребятишки, как физически, так и просто испугавшись.

Чулымцы поддержали Екатерину.

Татьяна Алющенко:

- Полностью согласна! Они через ограждения перепрыгивают спокойно. Моя двухлетняя дочь боится их до ужаса. А табун спокойно ходит по улице. Беременная женщина их постоянно со своего огорода прогоняет. Сколько бьемся с этим, а толку нет.

Семья Тимофеевых:

- На ул. Строительной тоже ходит бродячий скот, в прошлом году нам сетку в огороде растянули и морковь и свеклу поели.

Олеся Чистобаева:

- Раньше, несколько лет назад всегда был пастух, брал несколько улиц, а сейчас ходят коровы везде. Так же и у нас на ул. Красноармейской.

Иногда между пострадавшими от бродячего скота и владельцами животных разворачиваются нешуточные баталии. Одни грозят уничтожить забредших в огород животных, другие – упрекают в зависти и лени. И, что греха таить, бывает, что животные, бродящие без присмотра пастуха, действительно исчезают, не возвращаются «с поля». Некоторые владельцы даже не заявляют об этих исчезновениях, горюют тихо, в одиночку, чтобы не накликать новые беды. Почему, казалось бы, банальная ситуация принимает такой оборот, если все расписано законодательно и еще не забыт опыт не такого далекого прошлого? Проблема заключается в том, что животных в каком-либо микрорайоне оказывается слишком мало для того, чтобы сформировать нормальное организованное стадо, нанять пастуха, определить ему «пастушьи». Пасти в течение сезона пару десятков голов невыгодно, а увеличивать стоимость пастьбы с головы КРС – ущербно для хозяев: овчинка выделки не стоит. Вариант с пастьбой самими владельцами скота по очереди, не слишком удобен: ведь люди, помимо содержания подсобного хозяйства, еще и работают. Так буренки и оказываются на улицах, чего быть категорически не должно. Правила содержания домашних продуктивных животных разработаны и действуют на территории всех населенных пунктов без исключения. Есть и Закон Новосибирской области от 14 февраля 2003 г. N 99-ОЗ «Об административных правонарушениях в Новосибирской области», определяющий наказание за ненадлежащее содержание и выпас скота в местах, не приспособленных для этого.

Прокомментировать ситуацию мы попросили секретаря административной комиссии г. Чулыма Татьяну Ковалеву:

- Для того, чтобы решить проблему содержания скота, нужно быть требовательными как к другим, так и к себе самому. Прежде всего, не стоит быть равнодушными. Если вас данная ситуация волнует, вы пострадали, то имеете право обратиться в дежурную часть отделения полиции с заявлением или непосредственно к своему участковому уполномоченному, который должен взять объяснение с вас лично, свидетелей происшествия и владельцев животных, нанесших вам ущерб. Готовый материал передается в административную комиссию, где его рассматривают и наказывают виновных. Оставление без присмотра домашних животных, выпас скота в местах, не приспособленных для этого, наказывается штрафом от 500 до 1000 рублей. В ближайшее время как раз будет рассмотрен материал в отношении одного из таких владельцев, проживающего в северной части города, чей скот пасется без присмотра.

Закон предусматривает и ответственность за потраву посевов сельскохозяйственных культур как у сельхозтоваропроизводителей, так и у отдельных граждан на земельных участках. В этом случае пострадавший собственник имеет право обратиться в территориальный отдел внутренних дел с заявлением о привлечении к уголовной ответственности виновного лица (если оно известно) либо по факту уничтожения своего имущества. Нужно доказать, что сумма ущерба значительна - от 2,5 тысяч рублей. Учитывается и материальное положение гражданина, которому нанесен ущерб (ст. 167 УК РФ).

Многих волнует вопрос возмещения ущерба. Для этого применимы гражданско-правовые средства защиты. Согласно ст.1064 ГК РФ вред, причиненный имуществу гражданина или юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред. При этом учитываются не только реальный ущерб на данный момент, но и доходы, которые лицо получило бы при обычных условиях, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).

Мы, готовя этот материал, никоим образом не призываем чулымцев идти друг на друга военным маршем. Напротив, очень хотели бы, чтобы наши земляки жили в мире и гармонии, украшали свои населенные пункты клумбами и газонами и в то же время укрепляли собственное благосостояние за счет ведения подсобных хозяйств. Да, мы за то, чтобы, как в старые добрые времена, по вечерам с выпасов возвращались крепкие стада, оглашая округу громким мычанием. Мы уверены: по-настоящему качественные продукты питания можно вырастить только самостоятельно. Но мы, как и большинство граждан, против того, чтобы безнадзорные животные топтали огороды, посаженные с таким трудом; чтобы ломали заборы и топтали клумбы перед домами. Во всем должен быть цивилизованный подход. Тогда никому не придется ссориться и жаловаться друг на друга. А чтобы дети не боялись животных, они должны их видеть как можно чаще и получать от взрослых корректную информацию о том, какая польза бывает от коров, овец и поросят.

Подготовила Елена КРОХТА

ЛПХ нужно развивать!

Губернатор области Владимир Городецкий призвал развивать личные подсобные хозяйства и поддерживать людей, желающих заниматься развитием малых форм сельского хозяйства. Мерам государственной поддержки сельскохозяйственного производства за счёт средств областного бюджета Новосибирской области необходимо уделять особое внимание, заявил глава региона в ходе заседания Правительства 20 июня.

Заместитель Председателя Правительства Новосибирской области – министр сельского хозяйства Василий Пронькин на заседании представил проекты изменений в программы «Устойчивое развитие сельских территорий в Новосибирской области на 2015-2017 годы и на период до 2020 года» и «Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия в Новосибирской области на 2015-2020 годы». Он отметил, что планируется детально проработать меры государственной поддержки по такому важному направлению, как поддержка личных подсобных хозяйств. «Малые формы хозяйствования представлены в Новосибирской области 233 тысячами личных подсобных хозяйств (ЛПХ), за прошлый год государственная поддержка по данному направлению оказана 878 получателям. Однако, несмотря на то, что в регионе успешно действуют такие программы господдержки, как «Начинающий фермер» и «Семейная животноводческая ферма», часть фермеров незаконно получают субсидии из областного бюджета как личные подсобные хозяйства. Поэтому министерство сельского хозяйства предлагает ограничить объём поддержки ЛПХ суммой 50 тысяч рублей. При этом количество получателей субсидии будет увеличено», – сообщил Василий Пронькин.

Дух, который следит за хозяйственными постройками: амбаром, хлевом, конюшней. В поверьях он часто сливается с Домовым или считается его родственником. Действительно, образы во многом схожи и проявляются одинаково. Правда, в отличие от Домового Дворовой не слишком добр к людям.

Дворовой - у восточных славян домашний дух, мифологический хозяин двора, который обитал в хлеву вместе со скотиной и имел облик маленького человечка.
Как и Домовой, он, скорее всего, дух предков хозяев, оставшийся надзирать за порядком дома. Вид Дворового - не обязательно антропоморфный (напоминающий человека). В ряде мест покровителем хозяйства считали особую змею, которая представляла собой дух предка, покойного хозяина дома.

Однажды вышел, а под мостом красная змия, так и увиватся. А это дворовой. Так она толстая, красная.

Ее нельзя было трогать. Змея-Дворовой получала особую дань. Другим таким животным, в который обращался Дворовой, была ласка:

Само-то ведь дед-дворовой, это ласка, зверек такой. Ушки черненьки. Она скотину нову не любит, завьет гриву-то. А у меня серых овец не любила, дак все гоняла овец до ноци, не любила. Как двенадцать часов прошло, как рукой сняло, все проходит. Заберется на спину и гоняет. Это-то дворовой и был, ласка-то.

Из этих поверий можно узнать, что Дворовой заботится о скотине, но только о такой, какая ему самому нравится. Животные, пришедшиеся «не ко двору», будут болеть, страдать, так как Дворовой станет на них ездить. Также он очень любит заплетать животным косы из гривы. В одних местах это трактовали как проявление его особой любви, в других - как вредное и опасное явление.

Как определяли Дворового ?

Дворовой живет в амбаре, на конюшне. Может также жить в земле. Увидеть его можно в особую ночь, придя в место его обитания с зажженной свечой.

Как и Домовой, Дворовой многолик и «показывается» по-разному. Часто принимает вид самого старшего члена семьи:

Случай был. Раз идет женщина, а с сараю идет, несет охапку сена вроде как свекр ейный. Она его окликнула, а он наклонился, цоп кирпичиной в дверь, она и разлетелась. Баба едва успела в избу забежать. Глядит, а свекр в избы сидит. Она бросилась к нему с испуга, а он ей и говорит: «Детонька, это дворовой».

Принимал он вид различных зверей, мохнатых существ, птиц, кошек и собак. Иногда говорили, что Дворовой - брат-близнец Домового, только черный.

Чем отличается Дворовой от Домового

Хотя во многих легендах и рассказах-быличках образы Дворового и Домового практически неотличимы, у первого есть ряд собственных признаков.

В отличие от Домового, для Дворового более важны скотина, домашние животные, к ним он более внимателен. Но в целом, Дворовой имеет более сварливый нрав. Однако знающие хозяева умели найти к этому духу подход.

Дворовые могли ссориться между собой, соперничать, причем это отражается на состоянии двора и хозяйства, животных.

Также дух двора охраняет хозяйство от других духов, от происков злых колдунов, порчи и сглаза.

Как угодить Дворовому?

Дворовой особенно любит животных «своей» масти, то есть, совпадающей с цветом его шерсти. Плохо относится к белым животным, сивым лошадям. К скотине черного цвета, наоборот, питает особую любовь. Также он любит коз и собак, кошек. Если масть коровы, овцы или коня не угодна Дворовому, в конюшне или амбаре у порога расстилали овчину шерстью вверх и вводили так скотину. Дворовой также может жестоко относиться к детенышам животных, поэтому хозяева брали их на время в дом, где совали головой в печь, чтобы новорожденный был «ко двору». От злого Дворового над входом в амбар вешали чучело сороки. Также Дворовой очень не любит, когда в подведомственных ему постройках непристойно ведут себя, работают в неурочный день или по ночам, ругаются.

День Дворового

21 октября по старому стилю считался днем Дворового . Ему в этот день приносят особую дань - что-то съестное, например, пиво, которое ставили в условленное место на дворе. Хозяин седлал любимую лошадь Дворового и ездил на ней, а самая старая женщина приговаривала, махая помелом, особый заговор-приветствие духа. Считалось, что если этот день проигнорировать, то Дворовой обидится, начнет проказить, либо вовсе уйдет со двора, а его место займет гораздо более злой дух.

Дворовой - один из узнаваемых образов славянской мифологии. Про него не так много поверий, но все они интересны. Всегда полезно изучать мифы и легенды наших предков - они много говорят об их образе жизни, представлениях о мире, о себе, позволяют нам стать к ним ближе.

Подробнее о славянской мифологии.