Главная Добавить в избранное История создания самолета. Средства наведения самолета

История создания самолета. Средства наведения самолета

В настоящее время Иордания проявляет интерес к покупке российских фронтовых бомбардировщиков Су-32.

Пока конкретной заявки от Аммана не поступало, но уже можно говорить о том, что идут консультации на самом серьезном уровне, которые уже в самое ближайшее время могут вылиться в предконтрактные переговоры по существу.

Весьма интересен в этом контексте вопрос, что представляет собой такая боевая машина как Су-32.

С одной стороны, под этой аббревиатурой скрывается экспортный вариант российского фронтового бомбардировщика Су-34, который недавно очень успешно дебютировал во время боевых действий в Сирии, чем, вероятно, и «заворожил» Иорданию.

С другой – под аббревиатурой Су-32 скрывается также вариант Су-34 для оснащения подразделений береговой авиации и ПВО, который предназначен для противокорабельных и противолодочных операций и который пока не поступил на вооружение в российские ВКС.

Заместитель главного редактора журнала «Арсенал отечества» Дмитрий Дрозденко в разговоре с ФБА «Экономика сегодня» отметил, что речь в случае иорданского контракта, наверняка, идет об экспортной модели фронтового бомбардировщика Су-34.

Дело в том, что Иордания, во-первых, не имеет выхода к морю, поэтому ей не нужен противокорабельный вариант, а, во-вторых, к этой стране у Москвы существуют претензии по части поставок боеприпасов для террористов в Сирию, и это очень важный фактор, несмотря на неплохие отношения между Москвой и Амманом.

Дело в том, что целый ряд экспертов и аналитиков отмечают, что наряду с Турцией часть поставок вооружений террористическим организациям идет непосредственно через территорию Иордании.

Из-за этого Амману может быть поставлен только экспортный, а значит ухудшенный или даже скорее ограниченный вариант Су-34.

«Экспортный вариант от базовой модели отличается тем, что у таких машин – заниженные характеристики. Это делается на тот случай, если возникнет, условно говоря, военное противостояние между Россией и страной-импортером российского вооружения. В такой ситуации мы должны иметь преимущество», - констатирует Дрозденко.

Ввиду этого, экспортный вариант нашего вооружения, как отмечает Дрозденко, всегда хуже тех образцов, которые непосредственно стоят на вооружении подразделений Российской армии.

Пуск ракеты «Калибр-НК»

«Наиболее «живой» пример с теми же ракетами «Калибр-НК», которые Россия также применила в Сирии. Мы их до этого поставляли на экспорт, но оперативная дальность их была всего 360 км, поэтому, когда мы применили их против террористов, и они без проблем преодолели несколько тысяч километров, те же американцы были этим фактом просто шокированы», - резюмирует Дрозденко.

Чем конкретно будет отличаться экспортная модель Су-32 от базового российского бомбардировщика Су-34, по словам Дрозденко, пока говорить рано, потому что мы еще не поставляли этот самолет на экспорт, но эти различия, наверняка, будут серьезными.

«Экспортные самолеты будут чуть ниже летать, а их электроника будет «зажатой» и иметь меньший функционал, причем, в первую очередь будут «сбиты» именно эти характеристики», - заключает Дрозденко.

Дрозденко отмечает, что это нормальная для России практика, что поставляемые на экспорт образцы российской вооруженной техники имеют другие аббревиатуры.

Другое дело, что когда какая-то техника под этой маркировкой поступает на вооружение российской армии, то на практике – это уже совершенно другой образец оружия.

«Так было, например, с ударным вертолетом Ми-35, который являлся экспортным вариантом Ми-24 с некоторыми дополнениями для конкретных заказчиков, но в итоге он превратился таким путем в совершенно отдельную машину, стоящую в настоящий момент на вооружении российской армии», - заключает Дрозденко.

Можно сказать, что мы таким путем просто развиваем вариативность своих боевых платформ, и где экспортный вариант показал свою эффективность, идет уже планомерная доработка и получение образца непосредственно для нужд Российской армии.

«Можно здесь вспомнить Ми-28, которые мы поставляли Ираку и те, что стоят у нас на вооружении – разница в этих машинах, грубо говоря, как «небо и земля», - резюмирует Дрозденко.


Многофункциональный истребитель Су-30МКИ

Таким образом, если в будущем под аббревиатурой Су-32 мы действительно возьмем на вооружение машину для нужд нашей береговой авиации и войск ПВО, то она вряд ли будет иметь что-либо общее с иорданским контрактом кроме своего названия.

Единственным исключением из этой практики является истребитель , созданный изначально по иностранному заказу для нужд армии Индии, а уже потом взятый Россией на вооружение.

«Просто здесь идет речь о стратегическом партнерстве между Россией и Индией, а также имеет место тот факт, что здесь существует совместное производство данных машин, поэтому в случае контракта на Су-30МКИ передача технологий была более полной, чем в других наших экспортных сделках», - констатирует Дрозденко.

Другой вопрос, что наши Су-30МКИ были сделаны уже после выполнения индийского контракта, а, значит, можно предположить, что они также серьезно отличаются от своих аналогов в Индии.

Работы по созданию двухместного Су-32 начались в ОКБ в начале 1980-х гг. под руководством М.П.Симонова, сформировавшего основную концепцию самолёта, его облик, а также идеологию кабины, обеспечивающую комфортные условия для экипажа. Постановление по Су-27ИБ вышло 19 июня 1986 г., а в 1987 г. в ОКБ был подготовлен эскизный проект. Прототип самолёта Су-27ИБ, главным конструктором которого является Р.Мартиросов, появился в результате глубокой модернизации серийного Су-27УБ. Заново изготовленную носовую часть фюзеляжа с бронированной кабиной экипажа установили на модернизированный планер «спарки». На наплывах крыла, значительно продленных вперед, смонтировали цельноповоротное горизонтальное оперение (ПГО). Машина получила настолько характерные очертания, что новый самолёт немедленно окрестили «утконосом». Воздухозаборники двигателей сделали нерегулируемыми, поскольку полёт с максимальной скоростью на большой высоте не имел большого значения для истребителя-бомбардировщика.

Первый полёт опытной машины состоялся 13 апреля 1990 г., пилотировал её лётчик-испытатель А.Иванов. Одновременно с испытаниями первого опытного самолёта на заводе в Новосибирске (НАПО) началась подготовка к серийному производству истребителя-бомбардировщика. ПервыйСу-32 (Т-10В-2), построенный в НАПО, подготовили к испытаниям в середине декабря 1993 г. 18 декабря машину с номером «43» впервые подняли в воздух лётчики-испытатели И.В.Вотинцев и А.И.Гайваровский. Этот полёт для НАПО имел большое значение, поскольку впервые в практике фирмы опытный самолёт собирался и облетывался на серийном заводе. 3 марта 1994 г. этот самолёт совершил беспосадочный перелёт из Новосибирска в Жуковский. Впервые публично самолёт Су-32 был продемонстрирован на международном авиакосмическом салоне в Париже летом 1994 г.

Су-32 имеет интегральную аэродинамическую схему с передним и задним управляемым горизонтальным оперением. Машина статически неустойчива, снабжена системой дистанционного управления, благодаря чему обладает высокими аэродинамическими характеристиками. Среднерасположенное трапециевидное крыло небольшого удлинения с развитыми наплывами и ПГО плавно сопрягается с фюзеляжем, образуя единую несущую поверхность. Кроме того, ПГО используется для гашения продольных колебаний самолёта при полетах в турбулентной атмосфере.

Кабина самолёта с поперечным размещением лётчиков (впервые в мировой практике на машинах данного класса) выполнена в виде броневой титановой капсулы. Воздушная система поддерживает в кабине давление, позволяющее экипажу совершать полёт без кислородных масок. Размеры кабины позволяют членам экипажа встать в полный рост, размяться, кабина оборудована кондиционером, туалетом и мини-кухней для подогрева бортпайка. Экипаж и наиболее ответственные агрегаты защищены титановой броней, толщина которой доходит до 17 мм, а общий вес кабины приближается к 1,5 тонны. Вход в кабину через нишу передней опоры шасси. На самолёте установлены унифицированные катапультные кресла К-36ДМ, обеспечивающие аварийное покидание терпящей бедствие машины во всем диапазоне высот и скоростей полета, включая режимы движения самолета по аэродрому. Катапультирование осуществляется вверх через проемы двух сбрасываемых створок фонаря. В распоряжении каждого члена экипажа имеется НАЗ с автоматическим радиомаяком, спасательным надувным плотом, продуктовым запасом, лагерным снаряжением, средствами сигнализации и медикаментами. Снаряжение экипажа состоит из высотно-компенсирующих костюмов или высотных морских спасательных комплектов, защитных шлемов и комплекта кислородного оборудования.

НЧФ завершает закабинный отсек, в котором на стеллажах и этажерках размещен основной объем радиоэлектронного оборудования (доступ к нему осуществляется через нишу передней опоры шасси), а также патронный ящик с боекомплектом пушки. Под фюзеляжем по оси симметрии между мотогондолами по схеме тандем установлено два узла подвески вооружения. ХЧФ состоит из двух мотоотсеков двигателей, хвостовых балок и центральной балки. Центральная балка, завершающаяся выступающим назад радиопрозрачным обтекателем большого диаметра, включает в себя задний топливный бак, отсек контейнера тормозных парашютов и отсек радиоэлектронного оборудования. В НЧФ, начинающейся радиопрозрачным обтекателем БРЛС, имеющим эллиптическую форму и острые боковые кромки, оборудована кабина экипажа и ниша уборки передней опоры шасси. В носовой части обтекателя РЛС имеется штанга основного ПВД с антеннами радионавигационного оборудования (на опытных экземплярах на ней установлены также дополнительные датчики углов атаки и сноса).

Силовая установка состоит из ТРДДФ АЛ-35Ф с тягой на форсаже по 12800 кГ. Топливная система самолёта состоит их четырех баков увеличенного объема (трех — в фюзеляже и центроплане и одного - в консолях крыла), насосов подкачки и перекачки топлива и топливомерно-расходомерной аппаратуры. Возможна установка сбрасываемых ПТБ. На самолёте имеется система дозаправки топливом в полете с выпускаемой штангой-топливоприемником в НЧФ перед кабиной и двумя фарами ночной заправки. Дозаправка может осуществляться от самолётов-заправщиков Ил-78 и Су-24, оборудованных УПАЗ.

Встроенное вооружение Су-32 состоит из 30-мм пушки ГШ-301, установленной в правом наплыве крыла. На каждой консоли крыла имеются узлы установки четырех пилонов (в том числе одного на торце крыла) для подвески вооружения. Вместо крайних пилонов на торцы крыла могут устанавливаться контейнеры с аппаратурой РЭП. На 8 подкрыльевых и 4 подфюзеляжных пилонах подвешивается до 8000 кг боевой нагрузки. В центроплане имеются ниши для уборки основных опор шасси и узлы их крепления. В наплывах крыла размещено радиоэлектронное оборудование, а в правом наплыве находится установка 30-мм одноствольной скорострельной автоматической пушки. В нем выполнены специальные щели и жалюзи для охлаждения пушки, а для защиты обшивки от раскаленных газов при стрельбе в районе среза ствола установлен экран из жаропрочной стали.

Патрулируя над поверхностью, Су-32 способен собирать данные о целях по их радиолокационным, акустическим, оптическим признакам. Для этого используются РЛС, аппаратура электронной разведки, а также инфракрасная и телевизионная системы. Нашлемные прицелы, находящиеся у летчиков, позволяют осуществлять целеуказание ракетам «при помощи взгляда».

Летно-технические характеристики

Нормальная взлетная масса, кг 38240
Максимальная масса боевой нагрузки, кг 8000
Практический потолок (без подвесок), км 15
Максимальная скорость полета у земли (без подвесок), км/ч 1400
Максимальная скорость полета на высоте (без подвесок), км/ч 1900
Максимальная эксплуатационная перегрузка 9
Максимальный радиус действия, км 1100
Перегоночная дальность, км 4000
Максимальная продолжительность полета (по возможностям летчика), ч 10
Размеры самолета:
- длина, м 23,34
- размах, м 14,7
- высота, м 6,09
Количество членов экипажа 2
Максимальная производительность (при давлении на входе 3,5 кг/см 2), л/мин 1100
Количество и тип двигателей 2хАЛ-31Ф

Видео

В конце декабря аэродром «Балтимор» получил очередные два фронтовых бомбардировщика Су-34, последние в уходящем году.

33 фотографии, общий вес 2,6 мегабайт

В этот раз съемка проходила на территории авиабазы. Перелет снова не получилось осуществить как запланировано. Из-за плохой погоды его перенесли на день. К сожалению, незадолго до прилета, погода совсем испортилась и практически все время шел снег.

2. Мы переместились в траву рядом с полосой, пока ждали два рейса из Новосибирска.

3. Садились Су-24М.

4. Слякоть способствовала эффектным бурунам.

5.

6.

7. Су-34. Под фюзеляжем топливный бак на 3000 литров.

8. В хвостой балке между двигателями расположен отсек с радиоэлектронным оборудованием и ВСУ (вспомогательной силовой установкой), что заставило перенести контейнер тормозного парашюта с хвостового конуса на верхнюю часть фюзеляжа, сделав его выдвижным.

9.

10. Во время выпускания парашюта, раздается очень мощный и низкий гудящий звук, как у огромного сабвуфера.

11. Рулежка.

12.

13.

14. Самолет Су-34 является глубокой модификацией истребителя Су-27. Су-34 — уже закрепившееся название, потому что ранее самолет был известен как Су-27ИБ и Су-32ФН. Главное отличие от Су-27, которое бросается в глаза, это измененная конструкция головной части фюзеляжа, с двухместной кабиной экипажа с размещением летчика и оператора рядом.

15. Изменены обводы средней и хвостовой частей фюзеляжа. Внутренние объемы увеличены для размещения оборудования и топливных баков увеличенной емкости.

16. Вход в кабину осуществляется через люк в нише уборки передней опоры шасси.

17. Желтый оттенок остекления фонаря, как мне рассказали, обусловлен тончайшим слоем золота. Это необходимо для рассеивания отраженного сигнала из кабины (иной раз очки или маска летчика «фонят» отраженным сигналом «громче», чем остальной самолет). Хотя вопрос спорный и однозначного ответа на него пока нет.

18. Кабина выполнена в виде сварной титановой броневой капсулы с толщиной стенок до 17 мм. Остекление так же бронированное. Кабина настолько просторная, что в ней можно встать почти в полный рост. Так же имеется два санузла — о них чуть ниже.

19.

20.

21. Преодолев три с лишним тысячи километров, летчики выглядят довольно бодро.

22. На самолете применена новая тележка шасси с тандемным расположением колес на основных опорах, обеспечивающее хорошую проходимость по плохо подготовленным аэродромам. От этого в немалой степени зависит и боевая выживаемость, в условиях, когда капитальные ВПП будут выведены из строя.

23. Модернизация оснащения самолетов Су-34, прошедшая в 2010 году, в частности предусматривает двухконтурные ТРД АЛ-31Ф-М1. Двигатель имеет на 1000 кгс повышенную силу тяги при сохранении размеров и веса. По сравнению с АЛ-31Ф был так же снижен удельный расход топлива.

24. Немало места в хвостовом отсеке занимает газотурбинная ВСУ, которая позволяет производить запуск двигателей на земле без применения наземного оборудования. Это повышает автономность и расширяет количество аэродромов базирования. Все Су-34, выпускаемые с 2011 года оснащаются ВСУ. Множество отверстий в нижней части балки — места для установки ложных тепловых целей.

25. Пушка ГШ-301 имеет 30-мм снаряды и скорострельность 1800 выстрелов в минуту. Боезапас 180 снарядов.

26.

27. Су-34, в отличие от своего предшественника Су-24, имеет больше возможностей для поражения воздушных целей. Расширена номенклатура ракет класса «воздух-воздух» и «воздух-поверхность»

28. Следует понимать, что Су-34 все же не имеет всех возможностей истребителя, как Су-27.

Увеличить изображение

29. К моей радости, показали девайс для справления летчиками малой нужды. В самолете таких устройства два. Принцип использования, думаю, и так понятен. Честно говоря, туалет в этом самолете я себе раньше представлял более роскошным, где можно посидеть, изучить карту боевого района и подумать о Родине.

30. Подъехал наливник с целой бочкой гептила керосина. Вот вам смешно, но активисты движения по переносу авиабазы подальше от города, на полном серьезе считают, что самолеты заправляют токсичным ракетным топливом — гептилом , что как бы намекает.

31.

32.

33.

upd: движков АЛ-31Ф-М1 пока нет ни на одном Су-34. Может в следующих сериях поставят.

Большое спасибо пресс-службе Западного военного округа в Воронеже за организацию этой поездки!

Реестр Су-34

ММЗ им. П.О. Сухого:

##-## ● ##### - Т10В-1 - Су-34 - б/н 42 синий. Бирюзовый окрас (камуфляж). (п/п 13.04.1990).
Первый опытный лётный образец.
Т-10В-1 был поднят в воздух с аэродрома ЛИИ 13 апреля 1990 г. одиним из лучших пилотов ОКБ, заслуженным летчиком-испытателем СССР Анатолием Александровичем Ивановым. Испытания ОКБ, с августа 1990-го перебазирован в Саки, летом 1992 совершил демонстрационный пролет над палубой ТАКР "Тбилиси" (Фото ), перелет в Москву; 1992 - участие в выставке Мачулищи (первый демонстрационный показ), полеты на «Мосаэрошоу-92» , далее простой около года во время доработки БРЭО. В феврале 1994 г. полеты возобновили, часть доработок признали удачными. В августе 1994 г установлена опытная аппаратура РЭП и ее испытания.
В начале 1996 года простой на доработках и перебазирование в Новосибирск (после дороботок - Фото ). А августе 1996 участие в воздушном параде в Тушино. С 1997 и по 2005 СГИ в ГЛИЦ.
По состоянию на 2008 г. находится там же в отстойнике со снятыми двигателями. На хранении в отстойнике (Фото ).
Имеет по одному колесу на опорах шасси.
По некоторым данным переделан из Су-27УБ сер. 07-10 зав. 963.104.12050.
(Фото ).
Показ на аэр. Мачулищи 1992 (Фото ), МАКС 1992 1995, Парад в Тушино 1996.
Текущее состояние:

НАПО им. Чкалова:

Расшифровка серийного номера Су-34:

Код завода Код изделия Квартал Год Серия * Номер
416 066 - Су-34 1-4 0-9 00-99 0-9 01-99

Серия №00 - 3 борта

00-01 ● 4160664300501 - Т10В-2 - Су-34 - б/н №43 синий. Бирюзовый окрас (камуфляж). (п/п 18.12.1993).
Второй опытный лётный образец, первый самолет постройки НАПО.
Облет 18.12.1993 (Фото ). В марте 1994 г. перелет из Новосибирска в Москву, испытания в ГЛИЦ, в лётном состоянии на май 2010 г.;. В 2010 г. ещё летал.
(Фото ).
Текущее состояние: На хранении в 929-м ГЛИЦ, Ахтубинск.

00-02 ● 416066##00502 - Т10В-3 - Су-34 - б/н №Нет .
Планер для ресурсных испытаний.
Построен в декабре 1993 г., 02.1994–02.1996 прошёл полный цикл испытаний на полигоне Фаустово. На хранении на полигоне Фаустово (Фото ).
Текущее состояние: На хранении на полигоне Фаустово.

00-03 ● 4160662700573 - Т10В-4 - Су-34 - б/н №44 контурный , выставочный №343 белый . Бирюзовый окрас (камуфляж). (п/п 25.12.1996).
Второй предсерийный образец.
с ноября 2002 г. выведен из лётной эскплуатации в ГЛИЦ. На хранинии в отстойнике (Фото ).
(Фото ). Кабина Су-34 (Т10В-4), б/н №44 контурный : (Фото ).
Le Bourget 1997, МАКС 1997.
Текущее состояние: На хранении в 929-м ГЛИЦ, Ахтубинск.

Серия №01 - 7 бортов

01-01 ● 4160664401601 - Т10В-5 - Су-34 - б/н №45 контурный , выставочный №349 белый . Бирюзовый окрас (камуфляж). (п/п 28.12.1994).
Первый предсерийный образец. Первый самолет установочной партии (1-й серии).
Вышел раньше "предсерийного" Т-10В-4 (для рапорта о начале серийного производства), облет 28.12.1994., не летает с марта 2002 г.;
20.06.1995 - Аварийная посадка в Праге. (Фото ).
На хранинии в отстойнике (Фото ).
(Фото ).
Le Bourget 1995, МАКС 1995, 2001.
Текущее состояние: На хранении в 929-м ГЛИЦ, Ахтубинск.

01-02 ● 4160664901602 - Т10В-6 - Су-34 - б/н №46 красный RF-94487? . Бирюзовый окрас (камуфляж). (п/п 27.12.1997).
Ранее б/н №46 контурный .
Третий предсерийный образец. Второй самолет установочной партии.
Изготовлен НАПО в начале 1997 г. облёт 27.12.1997., Получил №46 контурный . С декабря 2008 г. по май 2010 г. находился на ремонте и модернизации на НАПО (установка ВСУ, БРЛС и блоков управления); Передан как учебное пособие в ВАИУ (Фото ). Затем получил б/н №46 красный (Фото ), а позже RF-94487? . (Фото , Видео).
ВАИУ (а/д Балтимор). Ранее 929-й ГЛИЦ.
МАКС 2003 (Фото ).
Текущее состояние: Учебное пособие в ВАИУ - (а/д Балтимор).

01-03 ● 416066##01003 - Т10В-0 - Су-34 - б/н №Нет . Неокрашен.
Планер для стат. испытаний.
Самолёт для повторных статических испытаний в СибНИА установочной партии, построен в сентябре 1995 г.;
Текущее состояние: Стат. испытания в СибНИА.

01-04 ● 4160664001104 - Т10В-7 - Су-34 - б/н №47 контурный . Бирюзовый окрас (камуфляж). (п/п 22.12.2000).
Четвертный предсерийный образец. Третий лётный экземпляр установочной партии.
Собрана НАПО в 2000 г. Испытания в ГЛИЦ (Фото ), в августе 2008 участие в миротворческой операции в Южной Осетии. По сведениям запуском противорадиолокационной ракеты уничтожил грузинскую РЛС. Испытания разведаппаратуры (в т.ч. контейнера "Сыч" (Фото ).). По состоянию на 2015 г. в полете.
(Фото ).
Текущий эксплуатант: ОКБ П.О. Сухого.
Текущее состояние: Эксплуатируется.?

01-05 ● 4160664301205 - Т10В-8 - Су-34 - б/н №48 контурный . Бирюзовый окрас (камуфляж). (п/п 20.12.2003).
Четвёртый лётный экземпляр установочной партии.
После модернизации БРЭО в сентябре 2004 г. передан в ГЛИЦ.
(Фото ). Кабина Су-34 (Т10В-8), б/н №48 контурный : (Фото ).
МАКС 2005 (Фото ) 2007 (Фото ) 2011 (Фото ).
Текущий эксплуатант: ОКБ П.О. Сухого.
Текущее состояние: Эксплуатируется.?

01-06 ● 4160664601306 - Т10В-9 - Су-34 - б/н №01 красный. Бирюзовый окрас (камуфляж). (п/п 11.10.2006).
Ранее носил б/н №49 контурный (Фото ).
Первый серийный. Выкатка из цеха НАПО - 06.07.2006., облёт - 12.10.2006., передан ВВС - 15.12.2006.
Доработан до серийного образца. Формально передан ВВС (вместе с бортом №02 красный) 15.12.2006 (Фото ) Был приписан к 4 ЦБП, после чего перелетел в ГЛИЦ. 08.08.08 участие в миротворческой операции в Южной Осетии. Войсковые испытания в ГЛИЦ.
929-й ГЛИЦ.
МАКС 2009 (Фото LJ-Igor113 , ).
Текущее состояние: Эксплуатируется.

01-07 ● 4160662701404 - - Т10В-10 - Су-34 - б/н №02 красный RF-92251 . Бирюзовый окрас (камуфляж). 2007. (п/п 30.03.2007).
На борту нанесена икона "Святитель Николай Чудотворец" , нанесена 18.06.2008, Липецк (Фото ).
Изготовлен НАПО в 2007 г. Формально передан ВВС (вместе с бортом №01 красный) 15.12.2006 (Фото ), ещё до окончательной достройки и комплектации системами, облётан, вероятно, только в 2007 г., перелетел в Липецк в августе 2007 г. 18 июня 2008 г. на 55-летие Липецкого ЦБП и ПЛС им. В.П.Чкалова самолёту присвоено почётное наименование «Святитель Николай Чудотворец». Позже получил RF-92251.
МАКС 2009, АвиаДартс (КНР) 2017.
Текущее состояние: Эксплуатируется.

Серия №02 - 13 бортов

02-01 ● 4160664802501 - Т10В-11 - Су-34 - б/н №03 красный RF-93619 . Бирюзовый окрас (камуфляж). 2008. (п/п 12.11.2008).
Построен в 2008 г., перелетел в Липецк 20.12.2008.
На борту, за кабиной, нанесен флаг РФ (Фото ).
968-й осап, 4-й ЦБП и ПЛС.

Текущее состояние: Эксплуатируется.

02-02 ● 4160661902602 - Т10В-12 - Су-34 - б/н №04 красный RF-92252
Построен в 2009 г., перелетел в Липецк 19.12.2009. (Фото ). В мае 2017 передан как учебное пособие в ВАИУ (а/д Балтимор). (Видео). В конце 2018 перевезен в Ростов-на-Дону (Видео).
ФГКВПОУ 183 УЦ МО РФ, Ростов-на-Дону, Ростовская Обл. Ранее ВАИУ (а/д Балтимор), 4-й ЦБП и ПЛС.
МАКС 2011, Форум Армия 2015.
Текущее состояние: Учебное пособие в ФГКВПОУ 183 УЦ МО РФ.

02-03 ● 4160664902803 - Т10В-13 - Су-34 - б/н №09 красный RF-92253 . Бирюзовый окрас (камуфляж). 2009.
(Фото ).
Ранее б/н №05 красный.
Построен в 2009 г., перелетел в Липецк 19.12.2009. В декабре 2018 передан как учебное пособие в МЭИ (Фото ).
МЭИ. Ранее 968-й осап, 4-й ЦБП и ПЛС.
Текущее состояние: Учебное пособие в МЭИ.

02-04 ● 416066#902804 - Т10В-14 - Су-34 - б/н №06 красный RF-95070 . Камуфляж. 2010.
47-й бап.
«100 лет ВВС» 2012.
Текущее состояние: Эксплуатируется.

02-05 ● 4160664002805 - Т10В-15 - Су-34 - б/н №07 красный RF-95804 . Бирюзовый окрас (камуфляж). 2010.
47-й бап.
Текущее состояние: Эксплуатируется.

02-06 ● 4160664002806 - Т10В-16 - Су-34 - б/н №08
47-й бап.
МАКС 2011, «100 лет ВВС» 2012.
Текущее состояние: Эксплуатируется.

02-07 ● 4160664002807 - Т10В-17 - Су-34 - б/н №09 красный. Бирюзовый окрас (камуфляж). 2010.
47-й бап.
Учения Ладога-2016.
Текущее состояние: Эксплуатируется.

02-08 ● 416066#102808 - Т10В-18 - Су-34 - б/н №01 красный
47-й бап.
«100 лет ВВС» 2012.
Текущее состояние: Эксплуатируется.

02-09 ● 416066#102309 - Т10В-19 - Су-34 - б/н №02 красный RF-95802 . Бирюзовый окрас (камуфляж). 2011.
Ранее носил RF-95801 .
47-й бап.
«100 лет ВВС» 2012, Парад Победы 2015, Форум Армия 2015, Учения Ладога-2016.
Текущее состояние: Эксплуатируется.

02-10 ● 416066#102409 - Т10В-20 - Су-34 - б/н №03 красный RF-95803 . Бирюзовый окрас (камуфляж). 2011.
Ранее носил RF-95805 .
47-й бап.
«100 лет ВВС» 2012, Форум Армия 2015, Парад Победы 2015, Операция в Сирии.
Текущее состояние: Эксплуатируется.

02-11 ● 416066#102511 - Т10В-21 - Су-34 - б/н №04 красный RF-95801 . Бирюзовый окрас (камуфляж). 2011.
Ранее носил RF-95803 .
47-й бап.
Форум Армия 2015.
Текущее состояние: Эксплуатируется.

02-12 ● 4160664102612 - Т10В-22 - Су-34 - б/н №05 красный RF-95806 . Серый окрас. 2011.
47-й бап.
«100 лет ВВС» 2012, Учения Ладога-2016.
Текущее состояние: Эксплуатируется.

02-13 ● 4160664102713 - Т10В-23 - Су-34 - б/н №10 красный RF-95812 . Серый окрас. 2011.
47-й бап.
МАКС 2013.
Текущее состояние: Эксплуатируется.

Серия №03 - 10 бортов

03-01 ● 4160664103#01 - Т10В-24 - Су-34 - б/н №11 красный. Серый окрас. 2012.
47-й бап.
Парад Победы 2015 (Минск), Парад Победы 2016.
Текущее состояние: Эксплуатируется.

● - Т10В-25 - Су-34 - б/н №12 красный. Серый окрас. 2012.
47-й бап.
Парад Победы 2016, Учения Ладога-2016.
Текущее состояние: Эксплуатируется.

03-03 ● 416066##03#03 - Т10В-26 - Су-34 - б/н №20 красный. Серый окрас. 2012.
47-й бап.
Текущее состояние: Эксплуатируется.

03-04 ● 416066##03#04 - Т10В-27 - Су-34 - б/н №21 красный RF-95002 . Серый окрас. 2012.
47-й бап.
Бутурлиновка «100 лет ВВС» 2017, АвиаДартс 2017, Операция в Сирии.
Текущее состояние: Эксплуатируется.

03-05 ● 416066##03#05 - Т10В-28 - Су-34 - б/н №22 красный RF-95005 . Серый окрас. 2012.
47-й бап.
Парад Победы 2015 (Минск), Операция в Сирии.
Текущее состояние: Эксплуатируется.

03-06 ● 416066##03#06 - Т10В-29 - Су-34 - б/н №23 красный RF-95810 . Серый окрас. 2013.
47-й бап.
АвиаДартс 2015, 2017.
Текущее состояние: Эксплуатируется.

03-07 ● 416066##03#07 - Т10В-30 - Су-34 - б/н №24 красный RF-95808 . Серый окрас. 2013.
47-й бап.
Операция в Сирии.
Текущее состояние: Эксплуатируется.

03-08 ● 416066##03#08 - Т10В-31 - Су-34 - б/н №25 красный RF-95811 . Серый окрас. 2013.
47-й бап.
Операция в Сирии.
Текущее состояние: Эксплуатируется.

03-09 ● 416066##03#09 - Т10В-32 - Су-34 - б/н №26 красный RF-95807 . Серый окрас. 2013.
47-й бап.
Операция в Сирии.
Текущее состояние: Эксплуатируется.

03-10 ● 416066##03#10 - Т10В-33 - Су-34 - б/н №27 красный RF-95809 . Серый окрас. 2013.
В Сирии получил повреждения, доставлен Русланом на НАЗ (НАПО), восстановлен, в декабре 2018 облетан (Фото ).
47-й бап.
Операция в Сирии.
Текущее состояние: Эксплуатируется.

Серия №04 - 10 бортов

04-01 ● 4160662304801 - Т10В-34 - Су-34 - б/н №28 красный RF-95067 . Серый окрас. 2012.
(Фото ).
04.06.2015 - Авария. 4 июня 2015 года около 16:30 при заходе на посадку на аэродром Бутурлиновка (Воронежская область) после выполнения планового учебно-тренировочного полёта потерпел аварию фронтовой бомбардировщик Су-34 из состава 47-го отдельного смешанного авиационного полка 116й смешанной авиационной дивизии 1-го командования ВВС и ПВО России. Полк с декабря 2013 года временно базируется на аэродроме Бутурлиновка на период ремонта взлётно-посадочной полосы на штатном аэродроме базирования полка Балтимор (Воронеж). Самолёт выкатился за пределы взлётно-посадочной полосы и перевернулся. Экипаж самолёта не пострадал. (Видео). (Фото ). 15.06.2016 - доставлен на НАПО (Фото ). Восстановление на НАПО - (Фото ), День НАПО 2017 (Фото ), 2018.02.19 - ().
Планируется восстановление как образец для стат. испытаний.
????? , ранее 47-й бап.
МАКС 2013, День НАПО 2017.
Текущее состояние: Ремонт/Восстановление на НАПО.

04-02 ● 4160662304102 - Т10В-35 - Су-34 - б/н №34 красный RF-93801 . Серый окрас. 2013.
(Фото ).
929-й ГЛИЦ.
День 929-го ГЛИЦ «95 лет» 2015.
Текущее состояние: Эксплуатируется.

04-03 ● 416066##04#03 - Т10В-36 - Су-34 - б/н №29 красный RF-95065 . Серый окрас. 2013.
47-й бап.
МАКС 2013, Парад Победы 2016.
Текущее состояние: Эксплуатируется.

04-04 ● 416066##04#04 - Т10В-37 - Су-34 - б/н №30 красный RF-95066 . Серый окрас. 2013.
47-й бап.
МВМС 2017.
Текущее состояние: Эксплуатируется.

04-05 ● 416066##04#05 - Т10В-38 - Су-34 - б/н №31 красный RF-96472 . Серый окрас. 2013.
47-й бап.
Парад Победы 2016.
Текущее состояние: Эксплуатируется.

04-06 ● 416066##04#06 - Т10В-39 - Су-34 - б/н №01 красный RF-93831 . Серый окрас. 2013.
559-й бап.
Текущее состояние: Эксплуатируется.

04-07 ● 416066##04#07 - Т10В-40 - Су-34 - б/н №02 красный RF-93832 . Серый окрас. 2013.
559-й бап.
Текущее состояние: Эксплуатируется.

04-08 ● 416066##04#08 - Т10В-41 - Су-34 - б/н №03 красный RF-93830 . Серый окрас. 2013.
559-й бап.
Текущее состояние: Эксплуатируется.

04-09 ● 416066##04#09 - Т10В-42 - Су-34 - б/н №04 красный RF-##### . Серый окрас. 2013.
Передан - 16.12.2013.
559-й бап.
Текущее состояние: Эксплуатируется.

04-10 ● 416066#30421010 - Т10В-43 - Су-34 - б/н №05 красный RF-93836 . Серый окрас. 2013.
Передан - 16.12.2013.
(Фото ).
559-й бап.
Текущее состояние: Эксплуатируется.

Серия №05 - 20 бортов

05-01 ● 416066##05#01 - Т10В-44 - Су-34 - б/н №06 красный RF-93835 . Серый окрас. 2013.
Передан - 16.12.2013.
559-й бап.
Текущее состояние: Эксплуатируется.

05-02 ● 416066##05#02 - Т10В-45 - Су-34 - б/н №07 красный RF-93837 . Серый окрас. 2013.
Передан - 16.12.2013.
559-й бап.
Текущее состояние: Эксплуатируется.

05-03 ● 416066##05#03 - Т10В-46 - Су-34 - б/н №08 красный RF-93833
Передан - 23.12.2013.
(Фото ).
559-й бап.
Текущее состояние: Эксплуатируется.

05-04 ● 416066##05604 - Т10В-47 - Су-34 - б/н №09 красный RF-93838 . Бирюзовый окрас (камуфляж). 2013.
Передан - 23.12.2013.
559-й бап.
Текущее состояние: Эксплуатируется.

05-05 ● 416066##05#05 - Т10В-48 - Су-34 - б/н №10 красный RF-93826
Передан - 10.06.2014.
559-й бап.
Текущее состояние: Эксплуатируется.

05-06 ● 416066##05#06 - Т10В-49 - Су-34 - б/н №11 красный RF-##### . Бирюзовый окрас (камуфляж). 2014.
Передан - 10.06.2014.
559-й бап.
Текущее состояние: Эксплуатируется.

05-07 ● 416066##05#07 - Т10В-50 - Су-34 - б/н №12 красный RF-93828 . Бирюзовый окрас (камуфляж). 2014.
Передан - 10.06.2014.
(Фото ).
559-й бап.
День АВВАУЛ «75 лет» 2016.
Текущее состояние: Эксплуатируется.

05-08 ● 416066##05008 - Т10В-51 - Су-34 - б/н №14 красный RF-92218 . Бирюзовый окрас (камуфляж). 2014.
(Фото ).
Передан - 18.07.2014.
559-й бап.
Текущее состояние: Эксплуатируется.

05-09 ● 416066##05#09 - Т10В-52 - Су-34 - б/н №15 красный RF-93829 . Бирюзовый окрас (камуфляж). 2014.
Передан - 18.07.2014.
559-й бап.
Текущее состояние: Эксплуатируется.

05-10 ● 416066##05#10 - Т10В-53 - Су-34 - б/н №16 красный RF-92219 . Бирюзовый окрас (камуфляж). 2014.
Передан - 18.07.2014.
(Фото ).
559-й бап.
Текущее состояние: Эксплуатируется.

05-11 ● 416066##05#11 - Т10В-54 - Су-34 - б/н №17 красный RF-93814 . Бирюзовый окрас (камуфляж). 2014.
Передан - 15.10.2014.
559-й бап.
Текущее состояние: Эксплуатируется.

05-12 ● 416066##05#12 - Т10В-55 - Су-34 - б/н №18 красный RF-93813 . Бирюзовый окрас (камуфляж). 2014.
Передан - 15.10.2014.
559-й бап.
День ЕВВАУЛ «100 лет» 2015, АвиаДартс-2018.
Текущее состояние: Эксплуатируется.

05-13 ● 416066##05#13 - Т10В-56 - Су-34 - б/н №19 красный RF-93821 . Бирюзовый окрас (камуфляж). 2014.
Передан - 15.10.2014.
559-й бап.
Текущее состояние: Эксплуатируется.

05-14 ● 416066##05#14 - Т10В-57 - Су-34 - б/н №20 красный RF-##### . Бирюзовый окрас (камуфляж). 2014.
Передан - 15.10.2014.
559-й бап.
Текущее состояние: Эксплуатируется.

05-15 ● 416066##05#15 - Т10В-58 - Су-34 - б/н №21 красный RF-93819 . Бирюзовый окрас (камуфляж). 2014.
Передан - 15.10.2014.
559-й бап.
Текущее состояние: Эксплуатируется.

● 416066##05#16 - Т10В-59 - Су-34 - б/н №22 красный RF-93818 . Бирюзовый окрас (камуфляж). 2014.
Передан - 15.10.2014.
559-й бап.
День ЕВВАУЛ «100 лет» 2015.
Текущее состояние: Эксплуатируется.

05-17 ● 416066##05#17 - Т10В-60 - Су-34 - б/н №24 красный RF-93817 . Бирюзовый окрас (камуфляж). 2014.
Передан - 08.12.2014.
559-й бап.
Текущее состояние: Эксплуатируется.

05-18 ● 416066##05#18 - Т10В-61 - Су-34 - б/н №25 красный RF-93816 . Бирюзовый окрас (камуфляж). 2014.
Передан - 08.12.2014.
559-й бап.
АвиаДартс-2018.
Текущее состояние: Эксплуатируется.

05-19 ● 416066##05119 - Т10В-62 - Су-34 - б/н №27 красный RF-93815 . Бирюзовый окрас (камуфляж). 2014.
(Фото ).
Передан - 08.12.2014.
559-й бап.
Текущее состояние: Эксплуатируется.

05-20 ● 416066##05#20 - Т10В-63 - Су-34 - б/н №35 красный. Бирюзовый окрас (камуфляж). 2014.
Передан - 08.12.2014.
929-й ГЛИЦ.
Текущее состояние: Эксплуатируется.

Серия №06 - 16 бортов

06-01 ● 416066##06#01 - Т10В-64 - Су-34 - б/н №28 красный RF-93822 . Бирюзовый окрас (камуфляж). 2014.
(Фото RP.Net).
Передан - 08.12.2014.
559-й бап.
День АВВАУЛ «75 лет» 2016, День 4-й ВА «75 лет» (Ростов-на-Дону) 2016, АвиаДартс-2018.
Текущее состояние: Эксплуатируется.

06-02 ● 416066##06#02 - Т10В-65 - Су-34 - б/н №31 красный RF-93823 . Бирюзовый окрас (камуфляж). 2014.
Передан - 22.12.2014.
559-й бап.
МАКС 2015, День АВВАУЛ «75 лет» 2016, Операция в Сирии.
Текущее состояние: Эксплуатируется.

06-03 ● 416066##06#03 - Т10В-66 - Су-34 - б/н №34 красный RF-95012
Передан - 22.12.2014.
559-й бап.
Операция в Сирии.
Текущее состояние: Эксплуатируется.

06-04 ● 416066##06#04 - Т10В-67 - Су-34 - б/н №35 красный RF-95010 . Бирюзовый окрас (камуфляж). 2015.
Передан - 21.05.2015.
(Фото ).
559-й бап.
Операция в Сирии.
Текущее состояние: Эксплуатируется.

06-05 ● 416066##06#05 - Т10В-68 - Су-34 - б/н №36 красный RF-95011 . Бирюзовый окрас (камуфляж). 2015.
Передан - 21.05.2015.
559-й бап.
День АВВАУЛ «75 лет» 2016.
Текущее состояние: Эксплуатируется.

06-06 ● 416066##06#06 - Т10В-69 - Су-34 - б/н №37 красный RF-##### . Бирюзовый окрас (камуфляж). 2015.
Передан - 29.05.2015.
559-й бап.
Текущее состояние: Эксплуатируется.

06-07 ● 416066##06#07 - Т10В-70 - Су-34 - б/н №38 красный RF-95478 . Бирюзовый окрас (камуфляж). 2015.
Передан - 16.07.2015.
559-й бап.
МАКС 2015 (Фото LJ-Antonio-D50), АвиаДартс 2017.
Текущее состояние: Эксплуатируется.

06-08 ● 416066##06#08 - Т10В-71 - Су-34 - б/н №39 красный RF-95479 . Бирюзовый окрас (камуфляж). 2015.
Передан - 16.07.2015.
559-й бап.
Операция в Сирии.
Текущее состояние: Эксплуатируется.

06-09 ● 416066##06#09 - Т10В-72 - Су-34 - б/н №40 красный RF-95856 . Бирюзовый окрас (камуфляж). 2015.
Передан - 08.2015.
559-й бап.
АвиаДартс 2016.
Текущее состояние: Эксплуатируется.

06-10 ● 416066##06#10 - Т10В-73 - Су-34 - б/н №41 красный RF-95855 . Бирюзовый окрас (камуфляж). 2015.
Передан - 08.2015.
559-й бап.
АвиаДартс 2016.
Текущее состояние: Эксплуатируется.

06-11 ● 416066##06#11 - Т10В-74 - Су-34 - б/н №42 красный RF-95857 . Бирюзовый окрас (камуфляж). 2015.
Передан - 08.2015.
559-й бап.
АвиаДартс 2016.
Текущее состояние: Эксплуатируется.

06-12 ● - Т10В-75 - Су-34 - б/н №10 красный, RF-95841 собственное имя "Олег Пешков " . Бирюзовый окрас (камуфляж). 2015.
Передан - 26.10.2015.
968-й осап, 4-й ЦБП и ПЛС.
Форум Армия 2016 2017, МАКС 2017, АвиаДартс 2017.
Текущее состояние: Эксплуатируется.

06-13 ● - Т10В-76 - Су-34 - б/н №32 красный RF-95844 . Бирюзовый окрас (камуфляж). 2015.
Передан - 26.10.2015.
Ранее носил б/н №11 красный. (Фото ).
968-й осап, 4-й ЦБП и ПЛС. Ранее 47-й бап.
Текущее состояние: Эксплуатируется.

06-14 ● 416066##06#14 - Т10В-77 - Су-34 - б/н №43 красный RF-95858 . Бирюзовый окрас (камуфляж). 2015.
Передан - 27.11.2015.
559-й бап.
АвиаДартс 2016.
Текущее состояние: Эксплуатируется.

06-15 ● 416066##06#15 - Т10В-78 - Су-34 - б/н №12 красный RF-95843 . Бирюзовый окрас (камуфляж). 2015.
Передан - 27.11.2015.
968-й осап, 4-й ЦБП и ПЛС.
День рождения АГВП Стрижи и РВ 2016.
Текущее состояние: Эксплуатируется.

06-16 ● 416066##06#16 - Т10В-79 - Су-34 - б/н №14 красный RF-95842 . Бирюзовый окрас (камуфляж). 2015.
Ранее носил б/н №11 красный.
Передан - 27.11.2015.
968-й осап, 4-й ЦБП и ПЛС.
Форум Армия 2016, Учения Запад-2017.
Текущее состояние: Эксплуатируется.

Серия №07 - 14 бортов

07-01 ● 416066##07#01 - Т10В-80 - Су-34 - б/н №15 красный RF-95848
968-й осап, 4-й ЦБП и ПЛС.
Форум Армия 2016, АвиаДартс 2016.
Текущее состояние: Эксплуатируется.

07-02 ● 416066##07#02 - Т10В-81 - Су-34 - б/н №16 красный RF-95846 . Бирюзовый окрас (камуфляж). 2016.
968-й осап, 4-й ЦБП и ПЛС.
АвиаДартс 2017 2018.
Текущее состояние: Эксплуатируется.

07-03 ● 416066##07#03 - Т10В-82 - Су-34 - б/н №17 красный RF-95845 . Бирюзовый окрас (камуфляж). 2016.
968-й осап, 4-й ЦБП и ПЛС.
Форум Армия 2017, МАКС 2017.
Текущее состояние: Эксплуатируется.

07-04 ● 4160664507604 - Т10В-83 - Су-34 - б/н №18 красный RF-95847 . Бирюзовый окрас (камуфляж). 2016.
968-й осап, 4-й ЦБП и ПЛС.
МАКС 2017.
Текущее состояние: Эксплуатируется.

07-05 ● 416066##07#05 - Т10В-84 - Су-34 - б/н №01
277-й бап.
Текущее состояние: Эксплуатируется.

07-06 ● 416066##07#06 - Т10В-85 - Су-34 - б/н №02 красный. Бирюзовый окрас (камуфляж). 2016.
277-й бап.
Текущее состояние: Эксплуатируется.

07-07 ● 416066##07307 - Т10В-86 - Су-34 - б/н №03 красный. Бирюзовый окрас (камуфляж). 2016.
277-й бап.
Катастрофа - 2019.01.18 - Потерпел катастрофу 18.01.2019 в Татарском проливе (столкновение с б/н №33 красным RF-81253 (сер. 09-02)).
Текущее состояние: Разбился.

07-08 ● 416066##07#08 - Т10В-87 - Су-34 - б/н №04 красный RF-81710 . Бирюзовый окрас (камуфляж). 2016.
2018.02.19 - Замечен на НАПО - ремонт/доработка - (Фото ).
277-й бап.
Текущее состояние: Эксплуатируется.

07-09 ● 416066##07#09 - Т10В-88 - Су-34 - б/н №05 красный RF-##### . Бирюзовый окрас (камуфляж). 2016.
2018.02.19 - Замечен на НАПО - ремонт/доработка - (Видео).
277-й бап.
День НАПО «85 лет» 2016.
Текущее состояние: Эксплуатируется.

07-10 ● 416066##07#10 - Т10В-89 - Су-34 - б/н №06 красный RF-81714 . Бирюзовый окрас (камуфляж). 2016.
(Фото ).
277-й бап.
День НАПО «85 лет» 2016.
Текущее состояние: Эксплуатируется.

07-11 ● 416066##07#11 - Т10В-90 - Су-34 - б/н №07 красный RF-81713 . Бирюзовый окрас (камуфляж). 2016.
277-й бап.
День НАПО «85 лет» 2016, Операция в Сирии.
Текущее состояние: Эксплуатируется.

07-12 ● 416066##07412 - Т10В-91 - Су-34 - б/н №09 красный RF-81715 . Бирюзовый окрас (камуфляж). 2016.
277-й бап.
Текущее состояние: Эксплуатируется.

07-13 ● 416066##07#13 - Т10В-92 - Су-34 - б/н №10 красный RF-81712 . Бирюзовый окрас (камуфляж). 2016.
277-й бап.
Потерпел катастрофу 18.01.2019 в Татарском проливе.
Текущее состояние: Эксплуатируется.

07-14 ● 416066##07#14 - Т10В-93 - Су-34 - б/н №11 красный. Бирюзовый окрас (камуфляж). 2016.
Передан - 31.10.2016.
(Фото )
277-й бап.
Текущее состояние: Эксплуатируется.

Серия №08 - 12 бортов

08-01 ● 416066##08#01 - Т10В-94 - Су-34 - б/н №12 красный RF-81727 . Бирюзовый окрас (камуфляж). 2016.
Передан - 31.10.2016.
277-й бап.
Текущее состояние: Эксплуатируется.

08-02 ● 416066##08#02 - Т10В-95 - Су-34 - б/н №14 красный RF-81725 . Бирюзовый окрас (камуфляж). 2016.
Передан - 31.10.2016.
(Фото - ).
277-й бап.
Текущее состояние: Эксплуатируется.

08-03 ● 416066##08#03 - Т10В-96 - Су-34 - б/н №20 красный. Бирюзовый окрас (камуфляж). 2016.
Передан - 12.2016.
277-й бап.
Текущее состояние: Эксплуатируется.

08-04 ● 416066##08#04 - Т10В-97 - Су-34 - б/н №21 красный. Бирюзовый окрас (камуфляж). 2016.
Передан - 12.2016.
277-й бап.
Текущее состояние: Эксплуатируется.

08-05 ● 416066##08#05 - Т10В-98 - Су-34 - б/н №22 красный RF-81728 . Бирюзовый окрас (камуфляж). 2016.
Передан - 12.2016.
277-й бап.
Текущее состояние: Эксплуатируется.

08-06 ● 416066##08#06 - Т10В-99 - Су-34 - б/н №23 красный RF-81723 . Бирюзовый окрас (камуфляж). 2016.
Передан - 12.2016.
277-й бап.
Текущее состояние: Эксплуатируется.

08-07 ● 416066##08#07 - Т10В-100 - Су-34 - б/н №24
Передан - 19.05.2017.
(Фото ).
277-й бап.
Текущее состояние: Эксплуатируется.

08-08 ● 416066##08#08 - Т10В-101 - Су-34 - б/н №25 красный
Передан - 19.05.2017.
(Фото ).
277-й бап.
Текущее состояние: Эксплуатируется.

08-09 ● 416066##08#09 - Т10В-102 - Су-34 - б/н №27 красный. Бирюзовый окрас (камуфляж). 2017.
Передан - 19.05.2017.
(Фото ).
277-й бап.
Текущее состояние: Эксплуатируется.

08-10 ● 416066##08#10 - Т10В-103 - Су-34 - б/н №29 красный RF-81751 . Бирюзовый окрас (камуфляж). 2017.
Передан - 19.05.2017.
(Фото ).
277-й бап.
ДОД АБ Хурба 2018, Учения Восток 2018.
Текущее состояние: Эксплуатируется.

08-11 ● 416066##08#11 - Т10В-104 - Су-34 - б/н №30 красный. Бирюзовый окрас (камуфляж). 2017.
Передан - 16.10.2017.
(Фото ).
277-й бап.
Текущее состояние: Эксплуатируется.

08-12 ● 416066##08#12 - Т10В-105 - Су-34 - б/н №31 красный. Бирюзовый окрас (камуфляж). 2017.
Передан - 16.10.2017.
(Фото ).
277-й бап.
Текущее состояние: Эксплуатируется.

Серия №09 - 12 бортов

09-01 ● 416066## - Т10В-106 - Су-34 - б/н №32 красный RF-81252 . Бирюзовый окрас (камуфляж). 2017.
Передан - 16.10.2017.
(Фото ).
277-й бап.
ДОД АБ Хурба 2018.
Текущее состояние: Эксплуатируется.

● 416066##09#02 - Т10В-107 - Су-34 - б/н №33 красный RF-81253 . Бирюзовый окрас (камуфляж). 2017.
Передан - 16.10.2017.
(Фото ).
Катастрофа - 2019.01.18 - Потерпел катастрофу 18.01.2019 в Татарском проливе (столкновение с б/н 03 красным (сер. 07-07)).
277-й бап.
Учения Восток 2018 (Фото ), АвиаДартс 2018.
Текущее состояние: Разбился.

09-03 ● 416066##09#03 - Т10В-108 - Су-34 - б/н №35 красный. Бирюзовый окрас (камуфляж). 2017.
Передан - 18.11.2017.
277-й бап.
Текущее состояние: Эксплуатируется.

09-04 ● 416066##09#04 - Т10В-109 - Су-34 - б/н №36 красный. Бирюзовый окрас (камуфляж). 2017.
Передан - 18.11.2017.
277-й бап.
Текущее состояние: Эксплуатируется.

09-05 ● 416066##09#05 - Т10В-110 - Су-34 - б/н №01 красный. Бирюзовый окрас (камуфляж). 2017.
(Фото - ).
2-й гв. бап.
Текущее состояние: Эксплуатируется.

09-06 ● 416066##09#06 - Т10В-111 - Су-34 - б/н №02 красный. Бирюзовый окрас (камуфляж). 2017.
На борту нанесена Оршанской 6980 АвБ. (Фото

Ударный самолет (Фронтовой бомбардировщик)

Технические характеристики

Размеры:

Размах крыла, м 14,70

Длина самолета, м 22,00
Высота самолета, м 5,93
Площадь крыла, м 2 62.00

Экипаж (кол-во человек): 2

Вооружение: Встроенное вооружение состоит из 30-мм пушки ГШ-301, установленной в правом наплыве крыла.

На 8 подкрыльевых и 4 подфюзеляжных пилона подвешивается до 8000 кг боевой нагрузки: 6 УР класса воздух-воздух Р-73; 8 УР класса воздух-воздух Р-27 различных модификаций; 10 УР класса воздух-воздух Р-77(РВВ-АЕ);

6 УР класса воздух-поверхность Х- 29Т/Л; 6 УР класса воздух-РЛС Х-31П либо воздух-корабль Х-31А; 6 корректируемых ракет класса воздух-поверхность С-25; 1 многоцелевая УР Альфа; 3 УР класса воздух-поверхность Х-59М;

3 корректируемых авиабомбы КАБ-1500Л/ТК; 6 корректируемых авиабомб КАБ-500КР/Л;

6 ПУ Б-8М по 20 80-мм НУРС С-8; 6 ПУ УБ-13 по 5 122-мм НУРС С-13; 6 одноразовых ПУ О-25 для 6 266/340-мм либо 256/420-мм НУРС С-25; 12-16 500-кг авиабомб; 22 250-кг авиабомб; 34 100-кг авиабомб; 7 контейнеров КМГУ.

Массы и нагрузки:

Пустого самолета, кг 22300

Взлетная нормальная, кг 42000

Взлетная максимальная, кг 44600


Летные данные:

Максимальная скорость, км/ч

У земли 1400

На высоте 1900 (М=1.8)

Практическая дальность полета, км 4500

Боевой радиус действия на высоте, км 1130

Практический потолок, м 17000

Макс. эксплуатационная перегрузка 9

Разработчик: ОКБ Сухого

Серийно выпускается с 1995 года.

Двигатели: 2 ТРДД АЛ-35Ф (2 х 12800 кгс)

История создания и особенности конструкции:

Су-32 — экспортный ударный вариант фронтового бомбардировщика Су-34. Впервые был представлен на международных выставках в 1995-м году. Этим самолётом будет оснащаться береговая авиация. Основные применения — противокорабельные, противолодочные и другие ударные операции в зоне усиленной ПВО.

В декабре 1994 г. совершил вылет и первый серийный Т-10В-5, а в 1995 г. он уже был представлен на Парижском авиасалоне. К тому времени его название поменялось на Су-32ФН (в английской транскрипции SU-32FN, что означало Su-32 Fighter Navy — истребитель морской). Очевидно, решили, что желающих купить фронтовой бомбардировщик на мировом рынке будет найти трудно, а если предложить самолет для обороны морских рубежей, то продать его будет легче. Размерность машины и ее внутренние объемы позволяют установить большое количество аппаратуры различного назначения для решения конкретных задач, в том числе и для борьбы с кораблями и подводными лодками. Предварительные проработки были проведены в ОКБ в 1995-97 гг. Предлагалось, оставив практически без изменения базовый комплекс, разместить в хвостовом обтекателе средства поиска подводных лодок — магнитометры и гидроакустические буи, а также дополнить номенклатуру вооружения новыми противокорабельными ракетами типа "Москит" (ЗМ80) и "Альфа", последние можно подвешивать до четырех штук. Кроме этого, в печати проходила информация о создании на базе Су-32ФН самолета-разведчика и постановщика помех, но официально эту информацию представители ОКБ пока не подтвердили. Двухместный цельнометаллический свободнонесущий среднеплан, выполненный по схеме триплан, оснащённый дополнительным ПГО, с двумя двигателями и трёхстоечным убираемым шасси, с использованием двухколёсного носового шасси с усиленной стойкой. Подфюзеляжных килей не имеет. Планер самолёта выполнен из алюминиево-литиевых сплавов с ограниченным применением титана и нержавеющих сталей. Крыло, интегрально сопряжённое с фюзеляжем, трапецивидное и имеет стреловидность по передней кромке 42гр. ПГО выполнено цельноповоротным. Стабилизатор — дифференциально отклоняемый. Рабочие места экипажа размещены рядом, одно возле другого, плечом к плечу, что значительно снижает их утомляемость и улучшает взаимодействие. Экмпаж находится в закрытой гермокабине, оснащённой системой отопления и кондиционирования воздуха. Вход осуществляется через носовую нишу шасси по откидному трапу. Сама кабина выполнена как единая бронекапсула. Броня — титановая. Толщина стенок доходит до 17 мм. Остекление — так же бронированное. 2 катапультных кресла типа К-39ДМ позволяют аварийно покидать неподвижно стоящую машину. Силовая установка состоит из ТРДДФ АЛ-35Ф с тягой на форсаже по 12800 кгс. Самолёт оборудован системой дозаправки топливом в полёте.

Разведывательно-ударный самолет берегового базирования Су-32 предназначен для поиска и уничтожения надводных кораблей и подводных лодок противника на значительном удалении от обороняемой территории. Самолет способен эффективно выполнять оборону морской экономической зоны прибрежных государств днем и ночью в условиях плохой погоды и радиопротиводействия. Кроме того, летные качества самолета Су-32 наряду с высокоавтоматизированным комплексом бортового радиоэлектронного оборудования и мощным набором управляемых ракет класса "воздух — воздух" позволяют обеспечить надежную защиту от авиационных средств нападения, действующих с морских направлений.

Двухместный сверхзвуковой самолет Су-32, являясь, согласно принятой ныне классификации, новым самолетом четвертого поколения, унаследовал от своего знаменитого предшественника — истребителя семейства Су-27 — целый ряд наукоемких технологий. Обводы его крыла, стабилизатора и вертикального оперения соответствуют самолету Су-27. Как и Су-27, он имеет интегральную аэродинамическую компоновку и адаптивное крыло, передняя и задняя кромки которого автоматически, по командам цифровой многоканальной электродистанционной системы управления, отслеживают текущие значения угла атаки и перегрузки. Hа Су-32 эта же система в автоматическом режиме управляет положением ПГО.

Специфика боевого предназначения Су-32 обусловила ряд отличий в конструкции самолета. Существенные изменения претерпели фюзеляж и шасси. Самое характерное — новая кабина экипажа: пилот и штурман-оператор размещаются в сварной бронекабине "бок о бок" для их наилучшего взаимодействия. Кабина оптимизирована для длительных полетов (летчики могут вставать с кресла, выпрямляться в полный рост, принимать горячую пищу).

Система жизнеобеспечения до высоты 10 км поддерживает давление воздуха в кабине, позволяющее экипажу работать без кислородных масок. Катапультируемые кресла К-36ДМ дают возможность аварийного покидания машины на всех режимах полета, включая катапультирование с уровня земли при нулевой скорости.

Основная концепция самолета Су-32, его не имеющий аналогов облик, а также идеология кабины, обеспечивающая высокую боевую живучесть машине и комфортные условия работы экипажу, сформированы непосредственно генеральным конструктором АООТ "ОКБ Сухого" Михаилом Петровичем Симоновым. Генеральный конструктор заложил в проект самые перспективные разработки отечественного бортового радиоэлектронного оборудования. Выбранная им архитектоника в сочетании с каналом мультиплексного информационного обмена позволяет безболезненно заменять отдельные системы БРЭО на более совершенные по мере развития самолета Су-32.

Самолет оборудован комплексом бортового радиоэлектронного оборудования "Морской змей", предназначенным для разведки, наблюдения за поверхностью моря, поиска подводных лодок, обнаружения мин и борьбы с надводными кораблями. Структура комплекса является раздельно-интегральной. Все информационные системы скомпонованы как автономное оборудование, в состав которого входят вычислительные блоки БЦВМ "Аргон". Модульная конструкция всего комплекса, определенное дублирование программного обеспечения и оборудования, а также одновременная работа всех информационных систем позволяют выполнить боевую задачу даже при выходе из строя части информационных систем. Кроме того, раздельная конструкция позволяет легко изменять конфигурацию комплекса, то есть делать его менее сложным и дорогим или добавлять некоторые новые информационные системы при необходимости.

Все составляющие комплекса управляются через центральную компьютерную систему, которая обеспечивает полную координацию работы, обмен данными и интеллектуальную помощь экипажу самолета Су-32 при выполнении боевой задачи во всем диапазоне условий применения. При выполнении задачи морского патрулирования самолет Су-32 обеспечивает сбор данных по наличию цели в заданной зоне поиска, обнаружение радиолокационных и акустических демаскирующих признаков цели. В определенных условиях обнаруживаются оптические демаскирующие признаки цели на большом удалении. При этом комплекс позволяет осуществлять наблюдение за береговой обстановкой и контроль ситуации в портах. Кроме того, когерентная РЛС комплекса "Морской змей" обнаруживает и определяет местонахождение воздушных целей (включая малоразмерные), находящихся над морем на удалении 150-200 км. Морское патрулирование обеспечивается РЛС, системой электронной разведки и ИК-телевизионной системой.

Задача борьбы с надводными кораблями решается с помощью использования вышеупомянутых информационных систем. Самолет находится на максимально возможном удалении от зоны действия корабельных средств ПВО и осуществляет работу в условиях активных и пассивных помех. Противокорабельное вооружение самолета Су-32 размещается на 12 наружных узлах под фюзеляжем, мотогондолами и консолями крыла. Общий вес вооружения — 8000 кг. В его состав входят противокорабельные управляемые ракеты ASM-MSS, ASM-MS с дальностью действия до 250 км, противокорабельные управляемые ракеты ASM-M с дальностью полета 70 км, противокорабельные ракеты АSM-M2 с дальностью действия 180 км, управляемые ракеты AGM-TTC с телевизионной командной системой наведения, торпеды, гидроакустические буи и управляемые ракеты класса "воздух- воздух". Возможна подвеска обычных авиабомб.

Самолет Су-32 с комплексом БРЭО "Морской змей" самостоятельно решает все без исключения задачи борьбы с подводными лодками, а также может участвовать в поиске подводной лодки, определяя местонахождение, осуществляя слежение за ней и уничтожение лодки после установления другими средствами факта ее присутствия. Интеллектуальная система помощи экипажу обеспечивает непрерывность выполнения боевой задачи без вмешательства оператора, предоставляя несколько вариантов решения. При этом обязанностью оператора является мониторинг автоматического выполнения боевой задачи вплоть до принятия решения. Hа рабочем месте оператора имеются два индикатора с большим прямоугольным дисплеем на ЭЛТ и панелью на жидких кристаллах. Индикаторы допускают одновременную индикацию информационных данных от различных систем. В состав бортовых средств обнаружения подводной лодки входят:

РЛС в комплексе с гидроакустическими буями, включая пассивные направленные гидроакустические буи, работающие в диапазоне звуковых и инфразвуковых частот, активные направленные гидроакустические буи и средства образования взрывной волны. По своим характеристикам они превосходят известные американские буи типа SSQ-53B, SSQ-77А, SSQ-75.

РЛС как средство обнаружения малоразмерных объектов (например, перископы подводных лодок и шноркели), контроля за работой гидроакустических буев, а также навигации. Характеристики РЛС превосходят характеристики американского радара АN/АPS-137. Надо отметить, что входящее в состав гидролокационной системы оборудование и соответствующее программное обеспечение могут быть легко модифицированы и адаптированы к работе с гидроакустическими буями, применяемыми в Великобритании.

Магнитометр, регистрирующий вызванное наличием подводной лодки искажение магнитного поля Земли. По своим характеристикам он сходен с известными системами АN/АSQ-81 или АH/АSQ-502. Эффективность обнаружения с его помощью магнитных аномалий и слежения за лодкой может быть повышена при совместном использовании его с системой гидроакустических буев.

ИК-телевизионная система с телевизионным (оптическим) и инфракрасным каналами получения данных, которые могут использоваться независимо или совместно, с учетом погодных условий и времени суток.

Система электронной разведки (основной режим работы — ожидание, и в то же время может обнаружить, идентифицировать и определить направление на радиооборудование загоризонтной подводной цели).

Боевые возможности Су-32 привлекают к нему всеобщее внимание в мире. По мнению многих зарубежных специалистов, самолет Су-32 представляет собой новую авиационную систему оружия наступательно-оборонительного назначения с расширенными возможностями действий по наземным, надводным/подводным целям на значительном удалении от береговой черты, с возможностью воздушного патрулирования для обнаружения и уничтожения морских целей при сохранении высокоэффективной способности действовать по воздушным целям. Hеобходимо отметить, что специфика и сложность решаемых Су-32 боевых задач, не ограничивают возможности создания по желанию заказчика новых его модификаций.

Самолеты Су-32 дважды (в 1995 и 1997 гг.) выставлялись на наиболее престижном авиасалоне в Ле Бурже, вызывали большое внимание специалистов и всеобщее восхищение посетителей.

Весной 1997 г в НАПО завершилось изготовление самолета установочной партии — Т-10В-6 (бортовой № 46) Первый полет на нем был выполнен 27 декабря 1997 г. В то же время темпы постройки и испытаний Су-34 падали очередную машину (Т-10В-7, бортовой № 47) удалось вывести на аэродром только спустя три года. Облет ее состоялся 22 декабря 2000 г. К тому времени Су-34, с 1999 г. официально представляемый ОКБ Сухого под названием Су-32МФ (многофункциональный), успел стать мировым рекордсменом 28 июля 1999 г. летчик-испытатель ОКБ Сухого Игорь Вотинцев и штурман-испытатель Александр Гайворонский, стартовав с аэродрома ГЛИЦ Министерства обороны России в Ахтубинске на одном из первых серийных самолетов, представленных в администрацию ФАИ как Су-32МФ № 66 003, достигли высоты полета 14727 м с грузом 5000 кг. Взлетная масса самолета в этом полете, в ходе которого попутно было установлено еще три рекорда (высота полета с грузом в 1 и 2 т и максимальная масса груза, поднятого на высоту 2000 м), составила 36160 кг, что соответствовало классу С-11 в группе 3 — реактивные самолеты со взлетной массой 35-45 т.

Спустя неделю, 3 августа, аналогичный рекордный полет предприняли военные испытатели ГЛИЦ — летчик Вячеслав Петруша и штурман Александр Ощепков, достигшие высоты 15063 м с грузом 5 т и поднявшие груз 5129 кг на высоту 2000 м (два рекорда) На этот раз взлетная масса Су-32МФ составила 34130 кг (класс С-1к, группа 3, взлетная масса 25-35 т).

Еще три мировых авиационных рекорда было установлено на Су-32МФ во время проведения Дня ОКБ Сухого на МАКС-99 19 августа 1999 г летчик-испытатель Игорь Соловьев и штурман-испытатель Владимир Шендрик, взлетев с аэродрома ЛИИ им М. М. Громова, улучшили недавние достижения своих коллег Вотинцева и Гайворонского, достигнув высоты полета 16206 м с грузом в 1 и 2 т, и установили новый рекорд массы груза, поднятого на высоту 15000 м, — 2330 кг Рекорды были зафиксированы в классе реактивных самолетов взлетной массой 35-45 т.

Документы о рекордных полетах Су-32МФ были переданы в Международную авиационную федерацию ФАИ и 29 марта 2000 г. зарегистрированы в качестве пяти официальных мировых авиационных рекордов. По состоянию на 2005 г. три из них (высота полета с грузом 5 т в двух классах и подъем груза на высоту 15 км) по-прежнему числятся действующими, а показатели высоты полета с грузом в 1 и 2 т улучшены 1 августа 2003 г. другими российскими летчиками — В. Гуркиным и А. Козаченко, выполнившими серию рекордных полетов на истребителе-перехватчике МиГ-31.

Основные отличия самолета Су-32ФН от самолета Су-34:

несколько изменен состав БРЭО: в него включена доработанная БРЛС с улучшенными характеристиками работы над морем и повышенной дальностью обнаружения надводных целей, новая оптико-электронная обзорно-прицельная система с тепловизионным, телевизионным и лазерным каналами, магнитометр; модифицированы навигационное и связное оборудование, аппаратура разведки и РЭП;

обеспечено применение 72 радиогидроакустических буев (активных, пассивных и взрывных акустических генераторов), размещаемых в подфюзеляжном контейнере;

в состав вооружения дополнительно включены 2 тяжелые противокорабельные ракеты массой по 4000 кг с дальностью пуска 150 км, 3 противокорабельные ракеты массой по 1500 кг с дальностью пуска 250 км, 4 противолодочные самонаводящиеся торпеды.

Вооружение самолета подразделяется на стрелково-пушечное, управляемое ракетное класса "воздух-воздух", управляемое ракетное класса "воздух-поверхность", неуправляемое ракетное и бомбардировочное. Стрелково-пушечное вооружение представлено встроенной автоматической скорострельной одноствольной пушкой калибра 30 мм типа, установленной в наплыве правой половины крыла, с боекомплектом 150 патронов. Ракетное и бомбардировочное вооружение размещается на авиационных пусковых устройствах (АПУ), авиационных катапультных устройствах (АКУ) и балочных держателях (БД), подвешиваемых на 12 точках: 6 — под консолями крыла, 2 — под законцовками крыла, 2 — под гондолами двигателей и 2 — под центропланом между мотогондолами (по схеме "тандем").

На самолете может быть подвешено до 8 управляемых ракет "воздух-воздух" средней дальности типа с полуактивными радиолокационными (Р-27Р, Р-27ЭР) или тепловыми (Р-27Т, Р-27ЭТ) головками самонаведения, до 10 ракет средней дальности РВВ-АЕ с активными радиолокационными головками самонаведения и до 6 ракет ближнего маневренного боя с тепловыми головками самонаведения. Типовой вариант вооружения самолета при решении задач "воздух-воздух" состоит из 8 ракет Р-27Э (или РВВ-АЕ) и 4 ракет Р-73.

В состав управляемого вооружения класса "воздух-поверхность" входят 6 ракет общего назначения Х-29Т с телевизионными головками самонаведения, 6 ракет Х-29Л, Х-25МЛ или С-25ЛД с полуактивными лазерными головками самонаведения, 6 корректируемых бомб КАБ-500Кр с телевизионно-корреляционными головками самонаведения или КАБ-500Л с полуактивными лазерными головками самонаведения, 3 ракеты средней дальности Х-59М с телевизионно-командной системой наведения, 3 корректируемые бомбы КАБ-1500, 6 противокорабельных ракет Х-31А с активными радиолокационными головками самонаведения и 6 противорадиолокационных ракет Х-31П с пассивными радиолокационными головками самонаведения. На модификации Су-32ФН дополнительно предполагается обеспечить применение тяжелых противокорабельных ракет ASM-MSS и ASM-MS.

Максимальная масса неуправляемого вооружения класса "воздух-поверхность" составляет 8000 кг. В его состав могут входить 3 бомбы ФАБ-1500М54, 16 бомб ФАБ-500М54 или 14 бомб ФАБ-500М62 или 14 зажигательных баков ЗБ-500 или 36 бомб ФАБ-250М54 (на однозамковых и многозамковых балочных держателях), 48 бомб ОФАБ-100-120 (на многозамковых балочных держателях), 8 контейнеров КМГУ, 120 неуправляемых ракет С-8(в 6 блоках Б-8М1), 30 ракет С-13 (в 6 блоках УБ-13), 6 ракет С-25 (в пусковых устройствах О-25).