Разобраться во всех тонкостях НДС не так-то просто: даже работник бухгалтерии, знающий свое дело, может испытать некие затруднения в налоговых «хитросплетениях». Все потому, что НДС регламентируется огромным количеством нормативных документов. Успешно разобраться в тонкостях налогообложения поможет данный материал.

Ставки и вычеты НДС

Всего существует три ставки НДС в размере:

Для подсчета суммы НДС берется общий размер выручки, но определяющим фактором является добавочная стоимость, рассмотренная ниже в примере с зубной пастой (на каждом этапе закупки материалов, производства и реализации продукции поставщик, производитель и торговец выплачивают лишь свою «добавочную» стоимость).

НДС уплачивается за продукцию, работу и услуги, соответственно вычеты – это суммы «входных» НДС. Реализатор, продав партию своей продукции, вычитывает НДС производственного предприятия и НДС поставщика сырья. Следовательно, НДС выплачивается с выручки реализатора.

Определение сумм НДС

Разбираться в принципах расчета НДС лучше всего на наглядном примереданном случае рассматривается производство и продажа зубной пасты). Поставщик сырья обеспечивает производителя пасты необходимым сырьем и материалом. Тот, в свою очередь, заботится о реализации конечного продукта торговой фирме. Цену на зубную пасту формируют стоимость сырья, производственные и транспортные затраты, плановый процент дохода предприятия и НДС, который производитель добавил в свою часть стоимости.

Предположительно, закупка исходного сырья обошлась в 118 руб. (с учетом ставки НДС в 18%, что равняется 18 руб.). Изготовитель реализовал зубную пасту торговой компании за 236 руб. (ставка 18% составляет 36 руб.). Торговая фирма продает пасту за 302 руб. (при той же ставке НДС равно 46 руб.). Так как поставщик сырья первым оплатил НДС в размере 18 руб., производитель это учитывает и платит не 36 руб., а 18 руб. (36-18=18). Фирма-продавец заплатит вместо 46 руб. полученную разницу от предыдущих НДС (46-36=10 руб.).



Безопасна доля вычетов по НДС

Благодаря вычетам по НДС налогоплательщики могут существенно сэкономить на денежных выплатах. Обычно превышение порога безопасного вычета более чем на 89% может повлечь за собой интерес со стороны ФНС РФ. Но утверждение в размере 89% не совсем верно, ибо для каждого региона России установлена своя безопасная доля вычетов.

С помощью рекомендованных вычетов можно не привлекать излишнего внимания налоговой инспекции, главное не выходить выше установленных пределов. Если сумма вычетов выше среднего, существует риск попасться. Достаточно высокие значения анализируются инспекцией, и это непременно насторожит налоговую.

Дабы избежать в будущем возможных неприятностей, необходимо понизить долю до средних значений, а вычеты перенести на более благоприятное время. Кодексом дозволяются переносы вычетов на срок до трех лет.



Расчет безопасной доли вычетов по НДС

Например, для Московского региона безопасным вычетом НДС является 90,4%. Для простоты вычислений имеется сумма 8000 руб., НДС которой равно 1220 руб. (8000/1.18*0.18 = 1220). Регламентированный процент 90,4% умножается на сумму НДС в 1220 руб. (1220*90,4% = 1103). Сумма в 1103 руб. и есть вычет налоговой, а предприятие должно оплатить 117 руб. (1220-1103 = 117), которые составляют 9,6% от налога на дополнительную стоимость.

Сроком налогового периода НДС принят квартал, поэтому рассчитывать вычеты необходимо на базе декларации за 12 месяцев (т.е. за 4 квартала).



Когда вычеты по НДС не принимаются

Увеличение безопасной доли вычетов влечет за собой рост общей суммы НДС, которую обязан оплатить налогоплательщик. Известно несколько случаев, когда плательщик не может возместить сумму:

  • раннее заявление о вычете послужит причиной его снятия налоговой (если счет-фактура отвечает ранней дате, чем сам вычет);
  • если фирма передала копию счет-фактуры вместо оригинального документа (может быть, что суд посчитает подобное нарушение формальностью, ведь его легко устранить, предоставив оригинал);
  • сотрудники налоговой не смогут принять возмещение, если вычет перенесен на поздний срок (исправить это просто – необходимо уточнить данные в декларации).

Возможна ситуация, когда вычет общей суммы НДС приняли ошибочно. В данном случае необходимо оформить бухгалтерскую справку, в которой отмечается информация об ошибке и указывается отчетный налоговый период, либо использовать специальные бухгалтерские проводки.



Даже если с вычетами НДС все в порядке, не следует расслабляться. Поводом визита налоговиков может стать рентабельность производства, налоговая нагрузка, сравнение заработной платы со среднестатистическими, минимальными показателями и т.д.

- это рекомендованный порог, на который следует ориентироваться налогоплательщику при оформлении вычета. О том, где взять размер безопасной доли вычетов по НДС и что собой представляет данный показатель, расскажем далее.

Что собой представляет показатель «безопасная доля вычетов»?

Безопасная доля вычетов по НДС - это показатель, представляющий собой определенную планку, которая устанавливается Федеральной налоговой службой для ориентирования плательщиков данного налога. По сути, это процентное отношение суммы вычета к общей величине исчисленного налога.

Покажем, что это такое - доля вычета.

Пример:

ООО «Сигма» в 1-м квартале 2016 года начислило НДС на сумму 100 000 руб. Налоговые вычеты составили 85 000 руб. В результате компания должна внести в бюджет 15 000 руб.

Подсчет доли налогового вычета показывает, что этот показатель в компании составит 85% (100% × 85 000 / 100 000).

Налоговая служба устанавливает для каждого региона свой показатель безопасной доли, исходя из специфики работы налогоплательщиков на территории. Мы свели региональные данные в таблицу, с которой можно ознакомиться на нашем сайте.

Данные периодически обновляются ФНС, приведенные сведения актуальны на начало 2016 года.

Следует учитывать, что НК РФ не содержит на этот счет никаких регламентирующих норм. То есть безопасная доля вычетов - это внутренний инструмент налоговиков, с помощью которого они определяют, насколько рискованно для бюджета действует тот или иной налогоплательщик. Подробный механизм формирования размеров долей скрыт от рядового налогоплательщика.

Чем больше доля вычетов, тем больше вероятности проверки

Еще недавно налогоплательщики не могли знать, есть ли риск налоговой проверки. Теперь ФНС сформировала несколько критериев, ориентируясь на которые, можно примерно определить, есть ли риск назначения налоговой проверки. В число таких показателей входит и описываемая нами безопасная доля вычетов.

После расчета собственной доли компания сравнивает полученный результат с рекомендованным лимитом и определяет, вышла ли она за предлагаемые рамки. Если внутренний показатель окажется выше безопасной доли, можно ждать повышенного внимания инспекции. Как минимум компанию ждет камеральная проверка.

Пример:

ООО «Сигма», работающее в Московской области, в 4-м квартале 2015 года начислило НДС на сумму 150 000 руб. Налоговые вычеты составили 140 000 руб. В результате компания должна внести в бюджет 10 000 руб. налога. Доля налогового вычета равна 93,3% (100% × 140 000 / 150 000).

Воспользуемся предыдущим примером. В 1-м квартале 2016 года начисление НДС - 100 000 руб., а вычеты - 85 000 руб. В результате в бюджет пойдет 15 000 руб. налога. Подсчет доли налогового вычета показывает, что этот показатель в компании составит 85% (100% × 85 000 / 100 000).

Взяв данные из таблицы по региону, мы видим, что безопасная доля вычетов по НДС находится на уровне 90,9%. То есть за 4-й квартал 2015 года внутренний показатель доли превысил рекомендованный, и риск проверки очень высок. За 1-й квартал 2016 года он находится в безопасном пределе.

Итак,компания, ориентируясь на безопасный вычет по НДС , может спланировать свою деятельность так, чтобы избежать риска налоговых проверок. Именно для этого ФНС и формирует сведения по каждому региону.

Чтобы посчитать удельный вес вычетов по НДС, нужно все вычеты за налоговый период поделить на весь начисленный налог и умножить на 100 процентов. Ответственность за превышение вычетов законодательством не предусмотрена, однако налоговики заинтересуются деятельностью налогоплательщика, если доля вычетов по НДС равна либо превышает 89 процентов суммы начисленного НДС. В этом случае организация может стать претендентом на выездную налоговую проверку.

Вычеты НДС уменьшают сумму налога, подлежащую уплате в бюджет (ст. 171, п. 1 ст. 173 НК РФ). Право на вычеты есть только у налогоплательщиков НДС, не применяющих освобождение от этого налога. Следует иметь в виду, что если доля вычетов за четыре последних квартала окажется равной 89 процентам от суммы начисленного налога или более, лучше отложить часть вычетов на следующий квартал. Ведь это является поводом для выездной налоговой проверки (п. 3 Приложения № 2 к Приказу ФНС РФ от 30.05.2007 № ММ-3-06/333@). Тем более вычет «входного» НДС сейчас можно заявлять в течение 3 лет после принятия на учет товаров (п. 1.1 ст. 172 НК РФ). Отметим, что иногда на практике налоговые органы просят налогоплательщика пояснить причины высокого удельного веса налоговых вычетов по НДС. Если такие причины имеют объективный характер, то есть вероятность, что представление соответствующих пояснений может снизить риск включения налогоплательщика в план выездных налоговых проверок. Для того чтобы рассчитать удельный вес вычетов по НДС, нужно все вычеты за налоговый период поделить на весь начисленный налог и умножить на 100 процентов.

Приведем пример. Допустим, у организации начисленный НДС составил 3 500 000 рублей. Вычеты НДС за этот период предоставлены в сумме 3 150 000 рублей. Доля вычетов составит 90 процентов (3 150 000 рублей / 3 500 000 рублей x 100 процентов). Поскольку показатель оказался выше предусмотренного налоговыми органами норматива 89 процентов, есть вероятность включения организации в план выездных проверок.

34678

  • Темы:
  • Вычет по НДС
  • Мероприятия налогового контроля

Безопасная доля вычетов по НДС в 2016 году по регионам и в Москве означает, что налоговики не будут придираться к компании и просить уменьшить сумму вычетов. Если же компания вышла за лимит, сначала придется сдать пояснения в налоговую о высокой доли налоговых вычетов по НДС.

Удельный вес налоговых вычетов по НДС является одним из критериев оценки налоговых рисков деятельности компании, которыми руководствуются контролёры при решении вопроса о включении налогоплательщика в план проверок.

Важное в статье:

  • Какой порядок расчёта безопасной доли вычетов по НДС в 2016 году
  • Как рассчитать безопасную долю вычетов по НДС в своём регионе
  • Как составить пояснения в налоговую о высокой доли налоговых вычетов по НДС

По каким данным налоговики рассчитывают безопасную долю вычетов по НДС в 2016 году

В наших материалах мы уже рассматривали, как компания может самостоятельно рассчитать удельный вес налоговых вычетов по НДС. Расчет безопасной доли вычетов по НДС контролёры производят на основании данных всех представленных деклараций по НДС. Данные из деклараций попадают в специальную статистическую отчётность, в которой суммируется общая сумма исчисленного НДС с реализации и совокупная сумма налоговых вычетов. Эти сведения собираются Управлениями ФНС России по каждому субъекту и затем сводятся в единый отчёт.

Этот сводный отчёт можно посмотреть на сайте налоговой службы (www.nalog.ru) во вкладке «Главная страница / Иные функции ФНС России / Статистика и аналитика / Данные по формам статистической налоговой отчётности». Там размещён отчёт 1-НДС. В конце статьи мы привели безопасную долю вычетов по НДС в 2016 году по всем регионам.

Вы знаете, как организовать работу, чтобы спорные моменты не привели к налоговым последствиям? Очень просто. Все секреты успешной работы находятся До конца всего несколько дней!

Как рассчитать безопасную долю вычета по своему региону в 2016 году

Для того чтобы рассчитать безопасную (среднюю) долю вычетов по НДС, налоговики берут сведения о сумме начисленного НДС и совокупной величине налоговых вычетов по конкретному региону. Так, например, по Москве за 10 месяцев 2015 года сумма начисленного НДС составила 13 683 634 715руб., а совокупная величина вычетов – 12 974 695 938руб.

Высокая доля вычетов не является основанием для запроса у организации пояснений. Это подтверждают суды (постановления и ). Но если налоговики их все-таки затребовали, пояснения безопаснее передать в инспекцию в этот же пятидневный срок. В запросе может быть установлен другой срок. Тогда нужно ориентироваться на него.

Если организация сдает отчетность в электронной форме через интернет, требование о даче пояснений она получит тоже в электронном виде. Сначала компания должна отправить в инспекцию квитанцию о приеме этого требования. На это отводится шесть рабочих дней (). Затем у организации есть еще пять рабочих дней, чтобы подготовить и выслать пояснения к декларации.

Таким образом, компания, получившая запрос в электронном виде, может продлить срок для подготовки пояснений. Нужно лишь не торопиться с отправкой квитанции о приеме требования. Если ее отослать в инспекцию на шестой день со дня получения требования, у организации будет 11 рабочих дней, чтобы подготовить пояснения.

2. Чем больше конкретики в пояснениях, тем выше шансы убедить налоговиков, что организация ничего не нарушила

В пояснительной записке к декларации нужно проводить конкретные причины, из-за которых доля вычетов увеличилась в этом квартале. Например, организация закупила крупную партию товаров, но продать не успела. Либо приобрела дорогостоящее оборудование или недвижимость.

Очевидно, что такие покупки влекут временный перекос между начислением НДС и вычетами. Это приводит к возмещению налога из бюджета. Если доля вычетов превышает 100%, то в пояснениях нужно подчеркнуть, что в следующих кварталах ситуация изменится и удельный вес вычетов уменьшится.

Общих фраз лучше избегать. Бесполезно включать в пояснительную записку фразу о том, что вычет «входного» НДС - это законное право налогоплательщика. Или что НК РФ не ограничивает долю вычетов по НДС, которую организация вправе заявить в декларации. Инспекторы это и так знают.

Налоговиков интересуют факты, из-за которых увеличился удельный вес вычетов именно в этой организации и в этих кварталах. Если компания укажет убедительные причины и подтвердит их документами, налоговики, скорее всего, оставят ее в покое.

3. Если доля вычетов превысила 89%, может выручить ссылка на среднюю долю вычетов по региону

В некоторых субъектах РФ безопасная доля вычетов отличается от 89%. Причем где-то - в меньшую сторону, а где-то - в большую. В г. Москве по состоянию на 1 ноября 2015 года она составила 90,4%, а в Калининградской области - 70,09%.

Рассчитать безопасную долю вычетов по региону можно с помощью внутренней отчетности ФНС России. На сайте ведомства нужно открыть отчет по форме № 1-НДС на интересующую дату. Эти отчеты доступны по ссылке www.nalog.ru .

В отчетах есть данные о начисленном в регионе НДС и заявленных вычетах. Частное от деления суммы вычетов на сумму начисленного налога - это и есть безопасная доля вычетов по субъекту РФ.

Допустим, безопасный уровень вычетов в регионе больше 89%. У организации доля вычетов меньше регионального показателя, но налоговики все равно потребовали пояснения. В них нужно указать, что вычеты компании превысили 89%, но все равно находятся в допустимом диапазоне.

4. Копию книги покупок или книги продаж теперь не нужно прикладывать к пояснениям

Пояснительная записка выглядит убедительнее, если к ней приложены документы, которые подтверждают приведенные доводы. Например, если организация объясняет рост вычетов покупкой недвижимости, приложите договор о его приобретении и акт приемки-передачи.

Если доля вычетов увеличилась из-за повышения поставщиками цен, понадобятся копии дополнительных соглашений к договорам поставки или новых прайс-листов. Если причина в снижении цен на реализацию произведенной продукции, необходимы копии приказов об изменении цен, прайс-листов, маркетинговой политики. И так далее.

Раньше к пояснениям также прикладывали копии книги покупок и книги продаж. Но с I квартала 2015 года данные из этих книг есть в декларации по НДС. Они отражаются в разделах и . Поэтому прикладывать к пояснениям копии книги покупок и книги продаж теперь не нужно. Подробнее о том, как их заполнить, читайте в статье « » этого номера.

5. За отсутствие в пояснительной записке внятных объяснений оштрафовать нельзя

Ответственность за непредставление пояснений не установлена. Так как организация не обязана представлять их в инспекцию. Тем более нельзя оштрафовать компанию или ее должностных лиц, если пояснительная записка представлена, но в ней есть лишь общие фразы и не объяснено, из-за чего превышен предельный размер вычетов по НДС в квартале.

Но налоговики все равно грозят штрафом. Они утверждают, что отказ от дачи пояснений - это неповиновение законному требованию инспекторов (). За это нарушение установлена административная ответственность в виде штрафа в размере от 2000 до 4000 руб. (). К ней могут привлечь генерального директора или другое должностное лицо компании. Некоторые суды с этим согласны (постановление Алтайского краевого суда от 16.01.13 № 4а-8/2013).

Однако большинство судов считают, что штраф в этом случае неправомерен (постановления , и ).

Тем не менее нужно учитывать, что неубедительные пояснения или отказ от их представления повышают риск вызова генерального директора на комиссию по легализации налоговой базы или включения организации в план выездных проверок ().

Безопасная доля вычетов по НДС в 2016 году по регионам. Таблица.

Регион России

Безопасная доля вычетов НДС на 01.05.2016

Безопасная доля вычетов НДС на 01.01.2016

Республика Адыгея

Республика Алтай

Республика Башкортостан

Республика Бурятия

Республика Дагестан

Республика Ингушетия

Кабардино-Балкарская Республика

Республика Калмыкия

Карачаево-Черкесская Республика

Республика Карелия

Республика Коми

Республика Марий Эл

Республика Мордовия

Республика Саха (Якутия)

Республика Северная Осетия – Алания

Республика Татарстан

Республика Тыва

Удмуртская Республика

Республика Хакасия

Чеченская Республика

Чувашская Республика

Алтайский край

Забайкальский край

Камчатский край

Краснодарский край

Красноярский край

Пермский край

Приморский край

Ставропольский край

Хабаровский край

Еврейская автономная область

Ненецкий АО

Ханты-Мансийский АО - Югра

Чукотский АО

Ямало-Hенецкий АО

Тверская область

Томская область

Тульская область

Тюменская область

Ульяновская область

Челябинская область

Ярославская область

Санкт-Петербург

Амурская область

Архангельская область

Астраханская область

Белгородская область

Брянская область

Владимирская область

Волгоградская область

Вологодская область

Воронежская область

Ивановская область

Иркутская область

Калининградская область

Калужская область

Кемеровская область

Кировская область

Костромская область

Курганская область

Курская область

Ленинградская область

Липецкая область

Магаданская область

Московская область

Мурманская область

Нижегородская область

Новгородская область

Новосибирская область

Омская область

Оренбургская область

Орловская область

Пензенская область

Псковская область

Ростовская область

Рязанская область

Самарская область

Саратовская область

Сахалинская область

Свердловская область

По данным Федеральной налоговой службы, в среднем по России безопасная доля вычетов за 2 квартал 2017 года составляет 87,8%. Цифра снизилась по сравнению с 1 кварталом 2017: в том периоде среднероссийская доля безопасных вычетов была 88,5%.

Данные в среднем по России на практике инспекторы не используют. Ориентироваться надо на региональные показатели. Именно на них будут ориентироваться, "камераля" вашу декларацию за 2 квартал 2017 года.

Если данные у компании выше данных по региону, налоговики заинтересуются организацией. Возможны требования пояснений, комиссии и даже назначение выездных проверок. Раньше налоговики открыто об этом заявляли в письме ФНС России от 17 июля 2013 г. № АС-4-2/12722. Но недавно оно было отменено (письмо Минфина России от 21 марта 2017 г. № ЕД-4-15/5183). Что налоговики будут делать с таким указанием Минфина, покажет практика. Но сверять свои данные по вычетом с безопасными по региону все равно стоит.

Образец пояснений о доле вычетов НДС.

Безопасная доля вычетов по НДС в регионах России (в %, по 2 кварталу 2017 года)

Регион Доля вычетов, % Регион Доля вычетов, %
Алтайский край 89,7 Приморский край 92,7
Амурская область 103,2 Псковская область 94
Архангельская область 70 Республика Адыгея 89,8
Астраханская область 72,5 Республика Алтай 90,7
Белгородская область 91,3 Республика Башкортостан 87,9
Брянская область 91,1 Республика Бурятия 87,5
Владимирская область 86,4 Республика Дагестан 86,1
Волгоградская область 86,9 Республика Ингушетия 95,8
Вологодская область 89 Республика Калмыкия 71,1
Воронежская область 95,3 Республика Карелия 83,9
Город Москва 89,8 Республика Коми 74,5
Город Санкт-Петербург 90,6 Республика Крым 86,4
Город Севастополь 87 Республика Марий Эл 86,2
Еврейская автономная область 109 Республика Мордовия 88,2
Забайкальский край 93,8 Республика Северная Осетия - Алания 88
Ивановская область 93,3 Республика Татарстан 89
Иркутская область 82,9 Республика Тыва 74,3
Кабардино-Балкарская Республика 93,3 Республика Хакасия 88,5
Калининградская область 67,9 Республика Саха (Якутия) 81,9
Калужская область 90 Ростовская область 94,6
Камчатский край 80,2 Рязанская область 85,7
Карачаево-Черкесская Республика 92,9 Самарская область 85,7
Кемеровская область 81,9 Саратовская область 87,2
Кировская область 86,2 Сахалинская область 95,7
Костромская область 88,8 Свердловская область 87,7
Краснодарский край 88,8 Смоленская область 93,2
Красноярский край 76,4 Ставропольский край 89
Курганская область 84,2 Тамбовская область 95,2
Курская область 88,9 Тверская область 88,9
Ленинградская область 80,3 Томская область 83,5
Липецкая область 90,9 Тульская область 91
Магаданская область 88,1 Тюменская область 86,4
Московская область 90,4 Удмуртская Республика 81,3
Мурманская область 79,4 Ульяновская область 89,3
Ненецкий автономный округ 108,2 Хабаровский край 87,2
Нижегородская область 87,8 Ханты-Мансийский автономный округ - Югра 66,1
Новгородская область 86,9 Челябинская область 87,8
Новосибирская область 90,4 Чеченская Республика 105,7
Омская область 82,9 Чувашская Республика 84,5
Оренбургская область 73,3 Чукотский автономный округ 86,9
Орловская область 90,6 Ямало-Ненецкий автономный округ 68,7
Пензенская область 89,6 Ярославская область 86,1
Пермский край 81,3