Сегодняшняя фискальная система РФ не унифицировала понятие «налоговая нагрузка», поэтому наряду с ним употребляются словосочетания «налоговое бремя», «налоговый пресс» и пр. Понятно, что они синонимичны, однако обладают несколько иными лексическими оттенками. Под налоговой нагрузкой обычно понимают влияние обязательных платежей в бюджет страны (налогов и сборов) на финансовое состояние субъектов экономики в обобщенных качественных и количественных показателях. Методика их исчисления в РФ тоже пока отсутствует. Однако ФНС готовит материалы о средней налоговой нагрузке и рентабельности экономики по отраслям, что дает возможность предприятиям и организациям соотносить получаемую прибыль и отчисляемые в бюджет налоги с обобщенными показателями по РФ.

Законность требований налоговой службы

Получение запроса от инспектора территориального фискального органа о причинах отклонения предприятия от усредненной налоговой нагрузки и прибыльности – свидетельство того, что представленные организацией данные не удовлетворили контролирующий орган и вызвали сомнения в их правильности. Налоговый кодекс РФ подтверждает право налоговиков на истребование базовых документов об исчислении и уплате налогов. В пп. 6 п. 1 ст. 23 Кодекс указывает, что налогоплательщик обязан предоставить в налоговые органы эти документы. Однако есть оговорка, говорящая о «случаях, предусмотренных Кодексом», а это камеральные или выездные проверки. Поэтому, требуя объяснений, ИФНС не требует приложить документы. Иначе это будет нарушением закона. Получается, что истребование объяснения о причинах низкой налоговой нагрузки не регламентировано в НК РФ. Однако игнорировать запрос не стоит. Пояснения необходимо направить, поскольку, если все в порядке с бухгалтерией, то выездной налоговой проверки не будет. Именно объяснение во многом спасает компанию от ревизии.

В письмах, требующих объяснения причин снижения налоговой нагрузки, инспекторы ориентируют организации на:

Объяснительная записка пишется в произвольном виде. Инспекторам нужна доказательная демонстрация причин несоответствия со среднеотраслевыми цифрами. Например, в оптовой торговле можно сослаться на значительную конкуренцию. При возрастании наценок, существуют риск потери клиентуры и снижения прибыли. А данные по отрасли – показатель усредненный и не опирается на наличие рисков. Инспекторов убедит и краткий анализ конкурентной среды с конкретными цифрами. В строительной области можно, если это соответствует действительности, сослаться на непредвиденные расходы, как причину снижения рентабельности, например, в связи с обрушением каких-либо базовых конструкций. Иногда в информацию для налоговых органов включают сведения о проведенной внутренней проверке, в ходе которой были выявлены и устранены недостатки в исчислении налогов.

В рамках работы по легализации налогооблагаемой базы налоговые органы выставляют налогоплательщику требование предоставить пояснение о причинах низкой налоговой нагрузки.

Налоговая нагрузка показывает уровень налогового бремени налогоплательщика. С 2007г. уровень налоговой нагрузки стал одним из показателей, который контролируют налоговые органы.

Оценить налоговую нагрузку можно самостоятельно. Федеральная налоговая служба России издала приказ от . В приложении №3 к этому приказу утверждены общедоступные критерии самостоятельной оценки рисков для налогоплательщиков, используемые налоговыми органами в процессе отбора объектов для проведения выездных налоговых проверок. Одним из таких критериев и выступает налоговая нагрузка, которую каждый год налоговые органы рассчитывают для каждого вида деятельности.

Единой методики оценки налоговой нагрузки нет. Существуют различные способы расчета налоговой нагрузки. Наиболее значимым является ниже приведенный расчёт.

Это когда показатель налоговой нагрузки рассчитывается как отношение сумм уплаченных налогов (без учета сумм налогов, по которым организация выступает налоговым агентом, например, НДФЛ) по данным налоговых деклараций к величине полученных доходов налогоплательщика по данным бухгалтерской отчетности. При расчете налоговой нагрузки учитываются также налоги, уплаченные по налоговым декларациям (расчетам) по филиалам, представительствам и иным обособленным подразделениям организации.

Для сравнения расчетного значения налоговой нагрузки со среднеотраслевыми показателями в соответствии с приказом ФНС России от 30 мая 2007г. N ММ-3-06/333@, необходимо производить расчет с учетом суммы уплаченного налога на доходы физических лиц.

Налоговая нагрузка должна быть не ниже, чем среднеотраслевая. А что же делать, если все-таки налоговая нагрузка оказалась ниже?

Необходимо проверить свой основной код ОКВЭД. Налоговые органы определяют принадлежность организации к тому или иному виду деятельности по основному коду ОКВЭД. Быть может, что организация осуществляет иной вид деятельности, чем тот, что указан как основной, и соответственно размер налоговой нагрузки другой.

На требование необходимо предоставить пояснительную записку. Следует обосновать затраты организации и объяснить причины низкой налоговой нагрузки.

Чем же можно объяснить низкую налоговую нагрузку:

  • Повышение закупочных цен на сырьё, материалы;
  • Снижение объёмов реализации (уменьшение числа покупателей);
  • Минимальная торговая наценка (удержание старых и привлечение новых клиентов);
  • Иные расходы (инвестиции на развитие деятельности, значительные арендные платежи, непредвиденные расходы на ремонт производственного оборудования и т.д.);
  • Повышение заработной платы сотрудникам;
  • Повышение административных расходов.
Пояснительная записка должна полностью решить вопрос о низкой налоговой нагрузке и тогда налоговые органы не придут к вам с проверкой. , который в структуре налоговых платежей организации составляет, как правило, наибольшую долю, является объектом пристального внимания налоговых органов при оценке данных, включенных в декларацию по этому налогу. Рассмотрим, что представляет собой данный показатель, от чего он зависит и как рассчитывается.

Для чего используется налоговая нагрузка по НДС

Понятие «Налоговая нагрузка по НДС» упоминается в письме ФНС России «О работе комиссий налоговых органов по легализации налоговой базы» от 17.07.2013 № АС-4-2/12722@, посвященном рекомендуемым методикам анализа показателей бухгалтерской и налоговой отчетности.

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ! Письмо ФНС от 17.07.2013 № АС-4-2/12722 письмом ФНС от 21.03.2017 № ЕД-4-15/5183@. Регламентировать порядок работы комиссий скоро будет новый документ.

В отношении НДС в письме рассматриваются 2 расчетных показателя:

  • удельный вес вычетов в налоге, исчисленном от налогооблагаемой базы, который, по мнению ИФНС, не должен превышать 89%;
  • налоговая нагрузка по НДС, представляющая собой отношение налога, начисленного к уплате по декларации, к налоговой базе.

В приложении 4 к этому документу приводятся алгоритмы расчета обоих показателей.

Показатель налоговой нагрузки по НДС, наряду с показателем удельного веса вычетов в налоге, исчисленном от налогооблагаемой базы, является одним из основных критериев для отбора кандидатов на проведение углубленной проверки их отчетных документов, учетных данных, представления дополнительных пояснений и для вызова налогоплательщика на комиссию налогового органа по легализации налоговой базы.

Критерии отнесения показателей налоговой нагрузки по НДС к понятию «низкая налоговая нагрузка» в документе не указываются. По аналогии с цифрами, приведенными для налога на прибыль, низкой налоговой нагрузкой по НДС могут считаться показатели: менее 3% для производителей продукции (товаров, работ, услуг) и менее 1% для торговых организаций.

Расчет налоговой нагрузки по НДС

В приведенном ниже алгоритме расчета налоговой нагрузки по НДС мы приводим ссылки на строки декларации применительно к действующей с 2015 г. форме, утвержденной приказом ФНС России от 29.10.2014 № ММВ-7-3/558@.

Алгоритм расчета налоговой нагрузки по НДС базируется на использовании следующих показателей из декларации по НДС.

1. БВ - налоговая база по внутреннему рынку - сумма строк 010, 020, 030, 040, 050, 060, 070 графы 3 раздела 3.

2. БЭ - налоговая база по операциям со ставкой 0% - сумма строк 020 по всем кодам операций раздела 4.

3. НУ - сумма НДС к уплате в бюджет - сумма по строке 040 раздела 1.

1. Относительно налоговой базы по внутреннему рынку - как отношение суммы налога, начисленного к уплате в бюджет, к налоговой базе по внутреннему рынку (в процентах).

НУ / БВ × 100.

2. Относительно общей налоговой базы по операциям со ставкой 0% и по внутреннему рынку - как отношение суммы налога, начисленного к уплате в бюджет, к налоговой базе, рассчитанной как сумма налоговых баз по операциям со ставкой 0% и по внутреннему рынку (в процентах).

Формула расчета в вышеприведенных условных обозначениях:

НУ / (БЭ+БВ) × 100.

Соответственно, если показатель по строке 040 раздела 1 декларации по НДС (сумма налога к уплате в бюджет) отсутствует, то показатель налоговой нагрузки по НДС будет равен 0.

Расчет налоговой нагрузки может быть произведен как за один налоговый период, так и за отрезок времени, охватывающий несколько налоговых периодов (обычно год). В последнем случае соответствующие данные по налоговым декларациям суммируются.

Показатели, влияющие на налоговую нагрузку по НДС

Исходя из формулы расчета, показателями, влияющими на величину налоговой нагрузки по НДС, являются величина налоговой базы и сумма НДС, начисленная к уплате по декларации.

Величина налоговой базы по НДС определяется следующими факторами:

1. Величиной оборота от реализации. Чем больше оборот от реализации, тем больше величина налоговой базы.

2. Наличием операций по реализации, не являющихся объектом обложения НДС (п. 2 ст. 146, ст. 147 и 148 НК РФ) или освобождаемых от налогообложения НДС (ст. 149 и 150 НК РФ). Наличие таких операций уменьшает величину налоговой базы.

3. Наличием операций по реализации с применением налоговой ставки НДС 0%. Наличие таких операций влияет на величину налоговой базы в конкретном налоговом периоде за счет отсутствия абсолютного соответствия периодов отгрузки и подтверждения права на применение организацией ставки 0%. Наличие этого несоответствия, кроме того, приводит к несоответствию налоговой базы по НДС налоговой базе по налогу на прибыль за один и тот же налоговый период.

4. Наличием операций по строительно-монтажным работам, выполняемым для собственных нужд организации. Наличие данных операций увеличивает размер налоговой базы.

5. Наличием оборотов по поступившим от покупателей авансам. Авансы полученные увеличивают величину налоговой базы.

См. также материалы:

Факторы, влияющие на сумму НДС, подлежащего уплате

Сумма НДС, начисленная к уплате в бюджет и отражаемая по строке 040 раздела 1 декларации по НДС, появляется в этой строке, если в результате арифметических операций с итоговыми суммами НДС, образовавшимися в разделах 3, 4, 5, 6 декларации, конечная сумма этих операций отражает обязательство по уплате в бюджет, а не по возмещению из него.

При этом НДС, попадающий в разделы 4, 5, 6 декларации, связан с операциями реализации по ставке 0%, и в итоговой сумме каждого раздела чаще всего представляет собой сумму налога к возмещению. Итоговая сумма раздела 3 декларации является разницей между суммой налога, начисленного от налогооблагаемых объектов, и суммой налоговых вычетов и чаще всего представляет собой сумму, подлежащую уплате в бюджет.

Соответственно, на сумму, начисленную к уплате в бюджет и отражаемую по строке 040 раздела 1 декларации по НДС, влияют следующие факторы:

1. Величина налога, начисленного от налогооблагаемых объектов, и, в свою очередь, величина налогооблагаемой базы увеличивают сумму уплачиваемого налога.

2. Объем налоговых вычетов по полученным от поставщиков товаров (работ, услуг) документам, оформленным надлежащим образом, уменьшает сумму уплачиваемого налога.

3. Объем НДС с авансов, перечисленных поставщикам товаров (работ, услуг), при соблюдении всех условий для применения такого вычета и принятии организацией решения об использовании права на его применение, уменьшает сумму уплачиваемого налога.

4. Объем НДС, начисленного при выполнении строительно-монтажных работ для собственного потребления, подлежащий вычету, уменьшает сумму уплачиваемого налога.

5. Объем НДС, уплаченного таможенным органам при ввозе товаров на территорию Российской Федерации, уменьшает сумму уплачиваемого налога.

6. Объем НДС, уплаченного налоговым органам при ввозе товаров на территорию Российской Федерации с территории государств - членов ЕАЭС, уменьшает сумму уплачиваемого налога.

7. Объем НДС по закрытым за период авансам покупателей уменьшает сумму уплачиваемого налога.

8. Объем НДС, уплаченного налогоплательщиком за период в качестве налогового агента, уменьшает сумму уплачиваемого налога.

9. Особенности алгоритма расчета распределения сумм налоговых вычетов между операциями, подлежащими налогообложению НДС (с учетом разбивки по разным ставкам), и операциями, не облагаемыми НДС. Распределению подлежат не только суммы вычетов по документам поставщиков, но и суммы, уплаченные таможенным и налоговым органам при ввозе товаров на территорию Российской Федерации.

При создании алгоритма такого расчета следует учитывать, что НДС с авансов (как полученных, так и уплаченных), НДС налогового агента, и НДС, начисленный при выполнении строительно-монтажных работ, в распределении не участвуют. Они должны быть приняты к вычету полностью в том периоде, когда появилось право на применение такого вычета. Это позволит обоснованно уменьшить сумму уплачиваемого в бюджет налога.

Кроме того, расчет распределения сумм НДС должен вестись с учетом остатков НДС, относящихся к реализации по ставке 0%, право на применение которой не подтверждено на начало расчетного периода. Остатки этого НДС должны быть отражены в бухгалтерском учете на отдельном субсчете счета 19. Полученный по расчету НДС, относящийся к операциям, не являющимся объектом налогообложения или освобождаемым от налогообложения НДС, должен быть включен в затраты по правилам ст. 170 НК РФ.

См. также материалы:

Выводы

Все перечисленные факторы оказывают достаточно сложное влияние на формулу расчета налоговой нагрузки по НДС. Правильное понимание механизма этого влияния позволит организации привести обоснованные доводы в поддержку правильности данных, содержащихся в декларации по НДС, и еще на этапе дачи дополнительных письменных пояснений снять вопросы, возникшие у налоговых органов из-за несоответствия показателей налоговой нагрузки, рассчитанной по формуле, приведенной в приложении 4 к письму ФНС России от 17.07.2013 № АС-4-2/12722@, критериям благополучной в отношении налоговой нагрузки организации. И хотя вышеуказанное письмо ФНС было отменено, вряд ли налоговые органы откажутся от инструмента анализа, который оно им предоставляет. Налогоплательщикам остается только ожидать новых документов налоговой службы, которые дадут представление о том, по каким критериям будет оцениваться их благонадежность.

Создано: 15.02.2017 00:00 Опубликовано: 15.02.2017 00:00 Сегодня активно ведется работа по легализации уровня налогового бремени Иными словами, ФНС строго следит за тем, чтобы налогооблагаемая база не занижалась. Соответственно, к тем налогоплательщикам, которые показывают в регулярной отчетности низкую налоговую нагрузку, возникает ряд Налоговики требуют пояснения причин низкого уровня налогового бремени.

Основание для предъявления требований

Строго контролируются показатели налоговой нагрузки федеральной службой с 2007 года. И контроль этот является достаточно жестким. За точку отсчета налоговиками принимаются среднеотраслевые уровни налогового бремени. Они рассчитываются по определенной методике, которая, как и в принципе любая, имеет слабые стороны, недочеты.

Среднеотраслевые показатели в итоге получаются, мягко говоря, далекими от действительности. Практика показывает, что они очень часто сильно укрупнены. Кроме того, при среднеотраслевых показателей не учитываются важные для получения объективных значений факторы. И именно этот факт налогоплательщики с низким уровнем налогового бремени могут использовать в своих интересах при коммуникации с контролирующей структурой.

Как действуют налоговики?

Фактически выявление низких показателей налоговой нагрузки является поводом для проведения у налогоплательщика выездной проверки. Но, согласно нормам действующего законодательства и объективной налоговой практике, контролеры приходят к потенциальному нарушителю не сразу. Первым шагом на пути к проверке является требование пояснений низкого уровня налогового бремени.

Ответ организация должна предоставить в обязательном порядке. Если он удовлетворит контролирующую структуру, выездная проверка будет отложена на неопределенный срок или вовсе отменена.

Что делать налогоплательщику?

При получении требования налоговой предоставить пояснения на предмет указания в отчетной документации низкого уровня налогового бремени необходимо прежде всего проверить правильность оценки налоговой нагрузки. Сделать это несложно. Что касается методик оценки, сегодня их применяется несколько. Одним из наиболее релевантных считается расчет показателя налоговой нагрузки как отношения суммы уплаченных налогов к размеру доходов, полученных налогоплательщиком. При расчетах в обязательном порядке кроме основных налогов учитывается уплаченный НДФЛ.

Полученные значения необходимо сравнить со среднеотраслевыми. Нагрузка оказалась меньше? Бухгалтеру компании-налогоплательщика рекомендуется проверить соответствие фактического вида деятельности организации указанному в регистрационных документах в качестве основного по ОКВЭД. Если здесь все в порядке, причины низкого уровня налогового бремени следует искать в:

    повышении административных расходов;

    повышении расходов на зарплату;

    увеличении расходов на развитие и т.п.;

    использовании минимальной торговой наценки для удержания старых клиентов, привлечения новых;

    снижении объемов реализации (сокращении количества покупателей);

    повышении закупочных цен на материалы, сырье.

Актуальная причина или совокупность причин указывается в пояснительной записке, которая передается в ИФНС.

Что требуется от бухгалтера при составлении документа? Самое главное – знание специфических особенностей деятельности бизнес-структуры, которые выделяют ее на фоне отраслевиков. Это поможет грамотно аргументировать экономическую необходимость факторов, приведших к снижению уровня налогового бремени.