Расширение территории государства и усложнение его деятельности обусловили постепенное отмирание дворцово-вотчинной системы и зарождение нового приказного управления.
Система управления подразделялась на две части. Одну составляло собственно управление дворца, во главе которого стоял дворецкий (дворский), который ведал также пашенными княжескими крестьянами. Другую часть образовывали так называемые «пути», обеспечивавшие специальные нужды князя и его окружения: сокольничий, ловчий, конюшенный, стольничий, чашничий и т. п. Для выполнения их задач в ведение путей выделялись определенные княжеские села и целые местности. Пути не только ограничивались сбором тех или иных продуктов, но и выступали как административные и судебные органы.
Возрастали также компетенция и функции системы дворцово-вотчинных органов. Из органов, обслужи-вавших личные нужды князя, они перерастали в общегосударственные учреждения, выполнявшие важные задачи по управлению всем государством. Таким образом, дворецкий с XV в. стал в известной мере ведать вопросами, связанными с землевладением церковных и светских феодалов, осуществлять общий контроль над местной администрацией. Выполнение тех или иных обязанностей в государственном управлении теряло характер временного княжеского поручения и превращалось в постоянную службу. При этом усложнение функций дворцовых органов потребовало создания большого и разветвленного аппарата.
Из состава дворцовой службы выделилась великокняжеская казна, также была создана большая дворцовая канцелярия с архивом и иными подразделениями.
Система кормлений. Во главе административных единиц стояли должностные лица – представители центра. Уезды возглавлялись наместниками – волостелями. Эти должностные лица содержались за счет местного населения – получали от него «корм», т. е. проводили натуральные и денежные поборы, собирали в свою пользу судебные и иные пошлины. Кормление было одновременно государственной службой и формой вознаграждения княжеских вассалов за их службу.
Кормленщики были обязаны не только управлять соответствующими уездами и волостями, но и содержать свой аппарат управления (тиунов, доводчиков и др.), иметь свои военные отряды. При этом кормленщики не были лично заинтересованы в делах управляемых ими уездов или волостей, поскольку их назначение было сравнительно краткосрочным – на год-два. Все интересы наместников и волостелей сосредоточивались на личном обогащении за счет законных и незаконных поборов с местного населения. От системы кормлений особенно страдали мелкие вотчинники и помещики, которые не могли самостоятельно обезопасить себя от «лихих» людей. Поднимающееся дворянство было также недовольно системой кормления, поскольку доходы от местного управления шли в карман бояр и кормление обеспечивало боярству большой политический вес.
2. Кризис правящих партий
Произошедший осенью раскол правящих партий эсеров и меньшевиков (они занимали большинство министерских постов) был проявлением кризиса государственного управления. Этот раскол отражал процесс левения масс, их отход от партий демократического социализма к большевикам.
Самая многочисленная российская партия - социалистов-революционеров (лидер В.М. Чернов) летом 1917 г. насчитывала в своих рядах более 500 тыс. человек, имела организации в 63 губерниях, на фронтах и флотах. Но она раскололась осенью 1917 г. Из нее вышли левые эсеры, которые на I съезде 19-27 ноября 1917г. образовали партию левых социалистов-революционеров интернационалистов (лидеры Б.Д. Камков, М.А. Натансон, М.А. Спиридонова).
Партия меньшевиков насчитывала в августе 1917 г. 193 тыс. человек.
Свидетельством кризиса партии меньшевиков (официальное название РСДРП (объединенная)) было оформление в самостоятельную партию левого крыла меньшевизма - внефракционных социал-демократов, группирующихся вокруг газеты «Новая жизнь». В октябре 1917 г. они провели Всероссийскую конференцию, на которой было представлено свыше 4 тыс. членов их организаций, а в январе 1918г. - I съезд, провозгласивший создание РСДРП (интернационалистов). Лидеры Л. Мартов, Ю. Ларин, А.С. Мартынов и др.
Раскол правящих партий прокатился по всем их организациям страны, проявился среди партийцев и в органах государственной власти и управления, свидетельствуя об их кризисе.
Распад общественных исполнительных комитетов
и дискредитация института правительственных комиссаров
В 1917 г. Россия представляла собой огромное государство с разветвленной и сложной системой управления. В 1917 г. в ней числилось 78 губерний, 21 областей и 2 округа. Губернии делились на 679 уездов, а области - на округа и отделы. Уезды в свою очередь состояли из волостей. В первые недели марта 1917г. общественные исполнительные комитеты быстро распространились по всей стране и действовали на губернском (областном и окружном), уездном, волосном и даже сельском уровнях. Это был орган власти и управления на местах, который вобрал в себя представителей всех организаций и учреждений, признающих революцию, и максимально полно отражал волю всех слоев населения. На общественные исполнительные комитеты опирались комиссары Временного правительства (имевшие права упраздненных губернаторов). Весной - летом 1917 г. наблюдался подъем деятельности комитетов, однако к осени 1917 г. их роль начала ослабевать отчасти из-за отсутствия необходимого финансирования.
Профессор Г.А. Герасименко считает общественные исполнительные комитеты выразителями интересов средних слоев города и деревни. Он пришел к выводу: «Социальная дифференциация общества и обострение политической борьбы вели к поляризации сил между левыми и правыми флангами за счет демократического стана. Из общественных исполнительных комитетов стали уходить и леворадикальные, и буржуазно-помещичьи элементы. Организации и учреждения, базировавшиеся на широких слоях населения, теряли под собой почву и ослабевали... Основная масса общественных исполнительных комитетов к моменту решающей схватки за власть была ликвидирована».
К осени был дискредитирован институт правительственных комиссаров, назначенных Временным правительством по рекомендации партии кадетов. К маю 1917 г. было 57 губернских и 353 уездных комиссара, в основном кадеты и октябристы. В расшатывании власти комиссаров главную роль сыграли социалистические партии, прежде всего меньшевики и эсеры. Они решили заменить назначенных комиссаров на «правильно» избранных (т.е. на основании всеобщего избирательного права). С весны до осени 1917 г. они вели кампанию против «назначенных» и невольно, таким образом способствовали ослаблению власти центра на местах. Во многих местах к осени 1917 г. меньшевики и эсеры сменили прежде назначенных комиссаров. Однако этот институт власти был ослаблен и дезорганизован. В дискредитации власти комиссаров роковую роль сыграл и продовольственный кризис (комиссары, как правило, возглавляли местные продовольственные органы). Массы населения возлагали на них ответственность за начавшийся в стране голод, дороговизну, растущую анархию.
Нарастание советизации России и кризис земского
и городского самоуправлений
К октябрю 1917 г. Россия покрылась густой сетью Советов (по неполным данным, их насчитывалось 1429). Усиление властвования Советов определялось ослаблением органов власти Временного правительства. Для развития Советов в городах пригодились навыки самоуправления, приобретенные рабочими в условиях капиталистической фабрики - больничные и страховые кассы, кооперативы, профсоюзы, советы старост, воскресные школы. Сила Советов была не только в них самих, но и в системе тех общественных организаций, которые они представляли (солдатские комитеты, профсоюзы, рудкомы, советы старост, фабзавкомы и др.).
Советы крестьянских депутатов формировались на традициях русской крестьянской общины. Она являлась, как известно, поземельной соседской организацией мелких непосредственных производителей, экономическим объединением и низшей административной единицей. Регулирование внутриобщинных отношений производилось на основе заложенных в общине принципов общественной организации, нашедших выражение в неписаном обычном праве. Эти принципы были базисными как для всего крестьянского мира, так и для отдельных членов общества: коллективизм, сход, авторитет старосты, взаимная поддержка и выручка, артельная форма труда, социальная справедливость. Основными органами сельского общественного управления были сельский сход (в 1917 - съезд депутатов Советов), сельский староста и его заместители: полевые, лесные, сенокосные (в 1917 г. - президиум Совета, исполком). Общинные традиции проявились особенно значительно в работе низовых Советов.
Временное правительство противопоставляло Советам местные органы самоуправления (губернские и уездные земские собрания, городские думы и их управы, которые были созданы на территории всей России, а ранее отсутствовали в национальных окраинах). Роль самоуправления все больше брали на себя Советы, а введенные летом 1917 г. в волостях и национальных окраинах земства не успели развиться. «В деревне ситуацию могло спасти укорененное всесословное земство, - отмечали П.В. Волобуев и В.П. Булдаков, - но такое редко где существовало; отсутствовала также сбалансированность самоуправления различного уровня (от губернского до волостного). В этих условиях реальной низовой властью становились сельские сходы... »
Углублению кризиса органов местного самоуправления способствовал ряд обстоятельств:
1) осенью 1917 г. они сильно политизировались, начали отходить от своих непосредственных функций заботы о нуждах населения, теряли связь с избирателями, с народом;
2) в дни корниловского мятежа на городские думы пала тень причастности к его организации и сочувствия корниловцам. По крайней мере вопрос о роли кадетов-гласных в организации мятежа обсуждался в муниципалитетах, Советах и повсеместно. Выступление кадетов на стороне корниловских мятежников - одна из причин того, что не городские думы, а Советы стали центрами борьбы с корниловщиной (при них возникли «Ревкомы - Комитеты спасения Родины и революции»).
В феврале-октябре 1917 г. Временное правительство начало перестройку государственного управления страной.
В четырех составах правительства участвовало 38 человек, принадлежащих к десяти различным партиям и течениям. Уже по этой причине в условиях острого кризиса правительство не смогло стать союзом борцов-единомышленников, а было ареной борьбы различных политических партий и течений. Осенью 1917 г. распался правящий Россией блок двух блоков: блок буржуазии и помещиков и блок этого блока с блоком меньшевиков и эсеров. Борьба в правительстве между «капиталистами» и «социалистами» мешала слаженной работе, ослабляла правительство. Каждые два месяца почти полностью менялся его состав (во все четыре состава правительства входили лишь два министра из 38 - А.Ф. Керенский и М.И. Терещенко). Естественно, что никакой серьезной перспективной работы правительство выполнять не могло. Главная линия его работы - быть посредником в противоборстве различных политических и социально-экономических сил - требовала огромного количества кадров управленцев. Министры Временного правительства были готовы к выполнению своих обязанностей, имели необходимую подготовку, однако проявить себя государственными деятелями не смогли в силу ряда причин (общая разруха, усиление вызванных войной антиправительственных настроений населения и др.). Правительство не имело необходимой опоры на местах. Осенью 1917 г. распались комитеты общественных организаций, давшие массовую поддержку правительству весной. Был дискредитирован институт правительственных комиссаров. Управлявшая на местах номенклатура партии эсеров раскололась, как и сама партия эсеров, на две партии - правых эсеров (В.М. Чернов) и левых эсеров (М.А. Спиридонова). Администрация А.Ф. Керенского изжила себя, не сумев выработать антикризисного управления.
Пиковая точка глубокого и затяжного имперского кризиса, начавшегося в России на пороге XX в., еще не прошла. Отчетливо проявлялся главный признак этого кризиса - десакрализации власти - потеря ее священности и авторитета. Свою ненависть к царской власти население перенесло на власть Временного правительства.
Боярская Дума
На протяжении всего XVII в. сохраняется значение боярской Думы как высшего совета при царе. «Государь без Думы и Дума без государя были одинаково явлениями ненормальными» (М.Ф. Владимирский-Буданов). Функции Думы не были четко определены, основывались на обычном праве, традиции и определялись формулой «государь сказал, и бояре приговорили». К ее компетенции относились вопросы внутренней и внешней политики, суда и администрации. Отдельные самостоятельные указы царя, как правило, объясняются необходимостью оперативного решения какого-либо вопроса или его относительной незначительностью, а боярские приговоры без указа царя - соответствующим поручением или междуцарствием.
Статус боярской Думы сохранялся неизменным, но ее фактическая роль в управлении государством менялась. Оставаясь аристократическим органом, Дума постоянно увеличивала свой состав за счет низших чинов - думных дворян и думных дьяков, корпус которых формировался на основе не принципа родовитости, а по личным служебным заслугам. Из состава боярской Думы стала выделяться «ближняя дума» из особо доверенных лиц царя (в том числе не имеющих думского чина), с которыми он предварительно обсуждал и принимал решения по вопросам государственного управления. Постепенно нарастает процесс бюрократизации работы Думы, из ее состава в 1681-1694 гг. выделяется специальная Расправная палата с переменным составом подьячих.
Формирование Советской государственно-политической системы. 25 октября 1917 г. к власти в России пришли большевики во главе с В.И. Лениным. Чтобы удержаться у власти, большевикам нужны были союзники. Их естественными союзниками могли бы стать партии социалистической ориентации - эсеры (правые, левые) и меньшевики. Но лидеры социалистических партий восприняли Октябрьскую революцию как узурпацию власти большевиками и вместо поисков союза с большевиками встали на путь борьбы с ними. В обстановке все усиливающейся конфронтации со всеми политическими силами страны большевики продемонстрировали высокую политическую волю: за короткий период они смогли создать дееспособную государственную систему, господствующее положение в которой заняла большевистская партия.
Высшим представительным и законодательным органом стал Всероссийский Съезд Советов. В перерывах между съездами действовал постоянный орган - Президиум Всероссийского Центрального Исполнительного Комитета (ВЦИК). Первым председателем ВЦИКа стал Л.Б. Каменев. ВЦИК имел право издавать декреты, отменять или изменять декреты и постановления СНК, назначать и смещать СНК в целом и отдельных наркомов.
Высшим исполнительным органом стал Совет Народных Комиссаров (СНК), утвержденный 26 октября II Съездом Советов. Председателем СНК стал В.И. Ленин, наркомом иностранных дел - Л.Д. Троцкий, внутренних дел - А.И. Рыков, просвещения - А.В. Луначарский. В составе правительства был создан Комитет по делам национальностей (Наркомнац), его возглавил И.В. Сталин. Большевики предложили войти в состав правительства трем левым эсерам (Б.Д. Камкову, В.А. Карелину, В.Б. Спиро), но те отказались. Чёткого разделения властей между ВЦИКом и СНК не существовало. СНК осуществлял как исполнительную, так и законодательную власть. Местное управление сосредоточилось в губернских и уездных Советах (См. дополнительный иллюстративный материал).
В числе первых мероприятий Советской власти было создание новой судебной системы. 22 ноября (5 декабря) 1917 г. СНК издал декрет о суде №1, согласно которому упразднялись все старые судебные учреждения. 18 февраля 1918 г. СНК издает декрет о суде №2, 13 июля 1918 г. - декрет о суде №3. Этими декретами большевики заложили основы новой - советской - судебной системы. Низшей судебной инстанцией стал местный суд, следующей - окружной суд и областной суд. Возглавлял суд - местный судья, избираемый местным Советом. В отправлении правосудия принимали участие народные заседатели. Высшим судебным органом стал Верховный судебный контроль. Для рассмотрения дел о контрреволюционной деятельности, мародерстве, хищениях, саботаже создавались революционные трибуналы, избираемые местными Советами.
28 октября (11 ноября) 1917 г. для охраны общественного порядка большевики начали организовывать рабоче-крестьянскую милицию. Возникла необходимость в создании специального органа для борьбы с внутренней контрреволюцией. 7 (20) декабря 1917 г. была образована Всероссийская чрезвычайная комиссия - ВЧК, которая со временем стала органом государственной безопасности Советского государства. По предложению В.И. Ленина председателем ВЧК был назначен Ф.Э. Дзержинский. ВЧК была выведена из-под государственного контроля и согласовывала свои действия лишь с высшим партийным руководством. ВЧК обладала неограниченными правами: от ареста и следствия до вынесения приговора и приведения его в исполнение.
В ноябре - декабре 1917 г. СНК подчинил себе руководство армией и уволил более тысячи генералов и офицеров, не принявших Советскую власть. Старая армия демобилизовывалась.
15 (28) января 1918 г. СНК принял декрет о создании Рабоче-Крестьянской Красной Армии, а 29 января (11 февраля) - Рабоче-Крестьянского Красного Флота на добровольной основе. Созданием Красной Армии руководил Народный комиссариат военных дел, который с октября 1917 по 1918 г. возглавляли наркомы В.А. Антонов - Овсеенко, Н.В. Крыленко, Н.И. Подвойский. С 1918 г. по 1922 гг. военным наркомом являлся Л.Д. Троцкий.
До 1918 г. Россия жила по юлианскому календарю, который в ХХ в. отставал от европейского григорианского на 13 суток. 1 февраля 1918 г. большевики перешли на григорианский календарь: 1 февраля 1918 г. объявили 14 февраля.
Деятельность большевистского правительства вызвала сопротивление многих социальных слоёв - помещиков, буржуазии, чиновничества, офицерства, духовенства. В Петрограде и других городах зрели антибольшевистские заговоры. Одним из контрреволюционных центров в те дни стал Всероссийский исполнительный комитет железнодорожного профсоюза (Викжель), созданный летом 1917 г. Это был самый могучий в России профсоюз, объединивший более 700 тыс. рабочих и служащих железных дорог. На второй день революции руководители Викжеля стали рассылать письма и телеграммы в комитеты железнодорожников и в местные Советы с требованием создания "однородного социалистического правительства" и смещения В.И. Ленина с поста председателя СНК. В противном случае Викжель грозил всеобщей забастовкой на транспорте. Это предложение породило серьёзные разногласия среди руководства большевистской партии. Л.Б. Каменев, Г.Е. Зиновьев, А.И. Рыков, В.П. Ногин поддержали требование Викжеля и в первых числах ноября вышли из состава ЦК, а часть наркомов вышла из правительства.
29 октября ЦК РСДРП (б) вступил с Викжелем в переговоры о власти. В.И. Ленину удалось разрешить конфликт: в середине ноября с левыми эсерами было достигнуто соглашение о вхождении 7 их представителей в состав правительства, что составляло около трети общей численности СНК. В то же время, председатель ВЦИК Л.Б. Каменев, поддержавший Викжель, был заменён Я.М. Свердловым. Левые эсеры входили в состав СНК до середины марта 1918 г., когда по собственной нициативе они вышли из правительства в знак протеста против заключения Брестского мира.
Земские соборы
К системе высших органов государственной власти относились Земские соборы, роль которых в первой половине XVII в. значительно возросла.
Земские соборы заседали и участвовали во всех важнейших государственных актах в 1613-1615, 1616-1618, 1619-1621, 1632-1634, 1636-1637, 1642, 1645-1647, 1647-1649, 1650, 1651, 1653 гг. Среди рассмотренных вопросов: избрание царя, изменения в законодательстве, налогообложение, вопросы внешней политики и присоединения новых территорий и т. п. Земские соборы не имели четкого регламента, численности и состава. Они носили функциональный характер, и на собор созывались необходимые для решения конкретного вопроса представители сословий и территорий. В заседаниях собора обязательно участвовали царь или его представитель, боярская Дума и церковный собор. Представительство остальных групп населения могло быть по призыву (без выбора) - головы и сотники стрельцов, старосты слобод и т.п., и по выбору от различных слоев служилого и тяглового населения. Имущественный ценз, как правило, отсутствовал, а нравственный обозначался призывом выбирать «крепких, разумных, добрых, постоятельных», умеющих рассказать о проблемах своих территорий и групп населения, которым «государевы и земские дела за обычай».
Инициатива созыва собора исходила от царя, боярской Думы или предшествующего Земского собора. Призывающая власть рассылала воеводам грамоты, в которых указывалось число вызываемых, срок прибытия и иногда цель созыва собора. Избирательными округами были уезды. Избрание служилых людей проводилось в съезжей избе, а тяглыми - в земской. Избиратели составляли письменный акт избрания, давали выборным наказ и снабжали их «запасом» (содержанием).
Заседания открывались общим собранием, на котором царь или от его имени думный дьяк мотивировал созыв собора и выдвигал вопросы для обсуждения, иногда выборные информировались о деятельности правительства по решениям предыдущего собора. Затем вопросы обсуждались по сословным разрядам: боярская Дума, собор духовенства, собрание стольников, московских дворян, городовых дворян, стрельцов и т.д. Многочисленные разряды (например, городовых дворян) делились на статьи. Каждый разряд или статья подавали свое письменное мнение, в случае несогласия каждый член собора также мог подать свое мнение. На втором общем собрании на основе свода мнений принималось единогласное решение, скрепляемое печатями царя, патриарха, представителей разрядов (статей) и крестоцелованием. Для XVII в. характерно широкое представительство низших сословий при ведущей роли дворянства и зажиточной части посадских людей. Складывавшийся мобилизационный тип развития и особенности «срединного» геополитического положения православной державы делали сословные отношения в России цивилизационно принципиально иными, чем на Западе. Сословное деление в России вырастало не столько из социально-экономического развития, сколько из потребностей государства, активно воздействовавшего на развитие общества и было одновременно явлением духовно-нравственным, особой формой духовного служения. Выборные являлись на Земские соборы не только для того, чтобы информировать высшую власть о своих нуждах, но и для того, чтобы найти место своего сословного разряда и территории в разрешении проблем всего государства, что и делало возможным принятие соборного, т.е. добровольного единогласного решения. Земский собор неотделим от власти царя и боярской Думы, в принципе не мог быть оппозиционным органом (при всех расхождениях материальных интересов сословий) и в этом смысле в чистом виде не являлся ни только законодательным, ни только совещательным органом (а иногда выполнял и отдельные функции исполнительной власти). В этом также проявляется цивилизационная особенность русской православной государственности - самодержавия как соборной сословной монархии, где представительные органы, обладая реальной властью, выступают не противовесом, а важнейшим условием укрепления власти царя, играют видную роль в легитимации новой династии. Непонимание духовных основ Земских соборов неизбежно приводит исследователей в тупик в попытках объяснить, почему, обладая реальной властью и силой, сословия не выторговывали себе в сложные для власти времена прав и привилегий, как аналогичные западноевропейские институты.
После решения о воссоединении с Украиной начинается «затухание соборов» (Л.В. Черепнин). Это было связано с рядом обстоятельств. К середине XVII в. самодержавие окрепло, были восстановлены механизмы государственного управления. Важнейшим индикатором стало принятие Земским собором 1649 г. Соборного уложения. Не имеющий аналогов в то время по своему объему (почти 1000 статей) - это последний общерусский кодекс, базирующийся на религиозно-православном понимании политических и правовых процессов. Он свидетельствует о высоком профессионализме русских дьяков XVII в. В кодексе провозглашался принцип равного суда для всех чинов, защищалась любая личность, но с учетом ее сословного статуса. Уложение юридически оформило крепостное право, объявив бессрочный сыск беглых и прикрепило посадское население к городам, ликвидировав беломестные слободы, которые были освобождены от посадских повинностей.
Особо опасными определялись преступления против религии, затем шли государственные преступления против порядка управления. Уложение определяло положение основных сословий. Оно было ответом на многочисленные законодательные запросы с мест и стабилизировало правовое пространство государства. Это освобождало руки царской администрации для проведения самостоятельной политики, в том числе акций, которые могли не найти поддержки у представителей сословий. Кроме того, с 1654 г. России пришлось вести тяжелейшие войны с Польшей, Крымским ханством, а внутри страны правительство столкнулось с крестьянско-казачьим восстанием под руководством Степана Разина, противостоянием старообрядцев и другими выступлениями. В этот период проводились совещания с представителями отдельных сословий. В 1681 - 1682 гг. царем Федором Алексеевичем был созван Земский собор, который отменил местничество. Но восстановить деятельность высшего сословного представительского органа не удалось.
Рождается аристократический проект изменения формы Российского государства, представленный патриарху Иоакиму. По этому плану царская держава делилась на несколько государств, каждое из которых навечно возглавлял боярин - царский наместник (Новгород Великий, Казань, Сибирь и другие регионы). В результате Россия превращалась в аристократическую федерацию при верховном правлении царя, но при опоре на совет наместников. Федор Алексеевич в принципе одобрил проект, но патриарх отклонил его как угрозу целостности страны.
2.Конституция РСФСР 1918 года - первая конституция Российской Социалистической Федеративной Советской Республики (Советской России).
III Всероссийский съезд Советов в январе 1918 года выдвинул подготовку Конституции РСФСР в качестве одного из приоритетов Советской власти и поручил Центральному Исполнительному Комитету подготовить новому съезду Советов основные положения Конституции РСФСР, однако в связи с усложнением внутреннего положения и обострением международной обстановки работа ВЦИК по разработке Конституции была временно отложена.
Конституция была принята V Всероссийским съездом Советов на заседании 10 июля 1918 года и была опубликована в «Собрании Узаконений РСФСР» . Содержала 6 разделов, 17 глав и 90 статей. Основные принципы, лёгшие в основу Конституции РСФСР 1918 года(как и Конституции СССР 1924 года), были изложены в «Декларации прав трудящегося и эксплуатируемого народа». Конституция 1918 года закрепила диктатуру пролетариата. Лица, жившие на нетрудовые доходы или использовавшие наемный труд были лишены политических прав. Данная Конституция была самой идеологизированной из всех советских конституций. Она утратила силу в связи с принятием Конституции (Основного Закона) РСФСР, утверждённой Постановлением XII Всероссийского съезда Советов рабочих, крестьянских, казачьих и красноармейских депутатов от 11 мая 1924 года.
Основные принципы Конституции. Основные принципы Конституции были сформулированы в ее шести разделах:I. Декларация прав трудящегося и эксплуатируемого народа;II. Общие положения Конституции РСФСР;III. Конструкция Советской власти (организация советской власти в центре и наместах);IV. Активное и пассивное избирательное право;V. Бюджетное право;VI. О гербе и флаге РСФСР.В Декларации определялась социальная основа новой государственности -диктатура пролетариата и ее политическая основа - система советов рабочих,крестьянских и солдатских депутатов. Законодательно закреплялись первыеэкономические преобразования: национализация лесов, земли, недр, транспорта,банков, части промышленности. Срок действия Конституции определялся как«переход от капитализма к социализму».Государственное устройство РСФСР носило федеративный характер, субъектамифедерации были национальные республики. Предусматривалось также созданиеобластных союзов, входящих на началах федерации в РСФСР и состоящих изнескольких национальных областей.Высшим органом власти Конституция провозглашала Всероссийский съезд советоврабочих, солдатских, крестьянских и казачьих депутатов. Съезд избиралответственный перед ним Всероссийский Центральный Исполнительный Комитет(ВЦИК). ВЦИК формировал Правительство РСФСР- Совет Народных Комиссаров,состоявший из народных комиссаров, возглавлявших отраслевые народныекомиссариаты.Органами власти на местах являлись областные, губернские, уездные и волостныесъезды советов, формировавшие свои исполнительные комитеты. В городах иселениях создавались городские и сельские советы.Компетенция центральных органов власти определялась следующим образом.Всероссийский съезд Советов и ВЦИК осуществляли утверждение и изменениеКонституции, принятие в состав РСФСР, объявление войны и заключение мира,общее руководство внешней, внутренней и экономической политикой,устанавливали общегосударственные налоги и повинности; основы организациивооруженных сил, судоустройства и судопроизводства, формировалиобщегосударственное законодательство. Всероссийский съезд советов обладалисключительным правом изменять Конституцию и ратифицировать мирные договоры.Характерно, что законодательную власть в РСФСР осуществляли сразу три высшихоргана: Всероссийский съезд советов, ВЦИК и СНК. Последний мог издаватьдекреты и распоряжения в области государственного управления, носившиеобщеобязательный характер. Наиболее значимые из них утверждались ВЦИК.Важнейшей задачей, возложенной на нижестоящие советы, было проведение в жизньрешений вышестоящих органов и подчинение им по вертикали. По горизонтали впределах своей территории, местным советам предоставлялись широкие полномочияпо реализации своей компетенции. Этот принцип получил наименование«демократического централизма».Избирательная система, закрепленная Конституцией, отражала сложившуюсясоциально-политическую ситуацию в стране. К выборам допускались лишьпредставители отдельных социальных групп, в отношении которых не применялисьограничения по признакам пола, национальности, оседлости, образования ивероисповедания. Эти группы объединялись понятием «трудящиеся». Значительнаячасть населения была лишена избирательных прав: лица, использующие наемныйтруд в целях извлечения прибыли; живущие на «нетрудовые доходы»; частныеторговцы и посредники; представители духовенства; служащие жандармерии,полиции и охранного отделения. Исключение из избирательного корпуса«социально-чуждых элементов» не позволяло рассматривать избирательное правокак всеобщее.Конституция закрепила многоступенчатую систему выборов в советы (правило,действовавшее еще при выборах в земства и Государственную думу). Прямыми быливыборы в сельские и городские советы, делегаты всех последующих уровнейизбирались на соответствующих съездах советов на основе принциповпредставительства и делегирования. Тем самым создавался организационныйфильтр, предназначенный для отсева «чуждых элементов», тем более эффективный,так как на практике и в инструкциях о выборах был закреплен порядок открытогоголосования.Комплекс провозглашенных конституционных прав граждан ставился в самую теснуюсвязь с их обязанностями и объявлялся конкретно гарантированным, а не толькопровозглашенным.В исторической литературе уже отмечен факт, что нашей древности было совершенно чуждо принципиальное различие органов государственного управления от органов управления частными делами князя. Кто входил в состав княжеского двора, тот уже по этому самому считался годным и для отправления публичных функций. Назначенные к публичным должностям чины двора удерживали за собой те наименования, которые принадлежали им в частном хозяйстве князя. Но эта черта древнерусской административной системы не является какой-то небывалой особенностью; и в Западной Европе и в странах Востока мы наблюдаем то же самое переплетение публичных и частных функций должностных лиц в эпоху раннего феодализма.
Центром, откуда исходили в эту эпоху все:шти управления, был княжеский двор, в котором была сосредоточена княжеская дружина и княжеские слуги. Тот факт, что княжеский двор был центральным и административным местом, достаточно хорошо подчеркивается статьей Русской Правды: «Аще убьють татя на своем дворе, любо у клети, или у хлева, то той убит; аще ли до света держать, то вести его на княжь двор» (37 (38) Акад.).
Первоначально основные вопросы управления решались князем вместе с дружиной. Непосредственными же исполнителями были дружинники - члены старшей дружины, княжие мужи, а по менее важным делам - тиуны, мечники, гриди, детские, отроки. Можно думать, что в IX-X вв. ещё не сложилась ведомственная социализация дружинников, тиунов и других княжеских слуг, но, 36S по мере углубления и расширения процесса феодализации, рас- ширення и усложнения княжеского хозяйства, эта специализация стала мало-помалу выявляться. Было уже указано, что когда основной контингент дружинников (в особенности верхний слой их) стал отрываться от княжеского двора, оседать на землю и дружинные отношения стали перерастать в отношения по вассалитету, то административными княжескими агентами сделались низшие дворцовые слуги, большей частью набиравшиеся из княжеских холопов - тиунов, мечников и т. д.
В XI в. княжеские тиуны начинают играть огромную роль не только в управлении княжеским хозяйством, но и в общей административно-финансовой и судебной организации.
Летопись, например, рассказывает, что во время княжения князя Всеволода все дела ведались его тиунами: «И начаша кияне складывати вину на тиуна на Всеволожа, іна Ратьшу и на другого тиуна Вышегородского, на Тудора, рекуче: «Ратша, ты погуби Киев, Тудор - Вышегород, аще кому нас будет обида, то ты права». Представитель князя Игоря - князь Святослав принужден был удовлетворить требование киевлян: «Из целую крсст за братом своим, яко не будет вы насилья ни которого же, и се вам и тивун, а по вашей воли».
Характерно, что Игорь даже после этих осложнений не ликвидировал должности тиуна; тиуны продолжали управлять основными центрами княжения - Киевом и Вышгородом; дело ограничивалось персональными изменениями.
Значение тиунов и отроков в суде и администрации в достаточной степени подчеркивается и в поучении Владимира Мономаха.
«Не зрите, - говорит он, - на тивуна, ни на отрока, да не посмеются приходящими к вам ни дому вашему, ни обеду вашему». Как было упомянуто, процесс выдвижения княжеского министериали- тета - тиунов, детских, мечников и т. д. в суде и администрации Киевской Руси падает приблизительно на вторую половину XI в., когда как раз усиливался процесс отрыва дружинников от княжеского двора. После того, как большая часть дружины осела на местах, составив основной контингент княжеского вассалитета, а тиуны, отроки, мечники и т. д. вошли в состав министериалитета, постепенно развивается специализация княжеских тиунов. Начинают выделяться тиуны, ведавшие княжеским двором - огнищем, тиуны огнищные; появляются тиуны, ведавшие конюшней князя, - тиуны конюшие и т. д. Значительная часть тиунов была послана на места, отправляя различного рода административные и хозяйственные должности. Специализация происходит и среди низших слуг князя - гридей, мечников, отроков. Можно думать, что мечники и детские, например, делаются теперь судебно-администра- тивными агентами.
По Русской Правде, например, мечники присутствовали вместе с детскими при испытании железом и получали за это осо- 24 с. В. Юшков. Том 1. 369 бое вознаграждение. Детский исполнял судебные решения по делам о наследстве.
По мере того как развивается специализация княжеских слуг, развивается и их диференциация. Постепенно начинает выделяться верхушка тиунства. Она обзаводится хозяйством, домом, вероятно, селами. Так, у тиуна Ратши имелся двор в Киеве. Когда князь принужден был выдать его киевлянам, они бросились грабить era двор. Можно предполагать, что постепенно начинают слагаться роды наиболее влиятельных министериалов, которые передавали свои должности от отца к сыну. Вместе с тем, несомненно, верхушка министериалитета начинает смыкаться с боярством.
Когда определился этот процесс, то в административной системе Киевского государства произошёл первый ряд крупных изменений. Прежде всего так называемая численная система постепенно стала отмирать; отдельные должностные лица, в частности тысяцкий, начинают входить в состав верхушки министериалитета, постепенно превращаясь в воевод, начальников всех вооруженных сил княжения. Другие же должностные лица численной административной системы, например сотники, превращаются в органы городской администрации, а в некоторых местах, как в Новгороде, - в органы купеческой организации («а пойдет смерд в своп погост, а купец в свое сто»).
Далее, постепенно начинает выявляться деление административных органов на центральные и местные, - деление, которое при численной системе не существовало и не могло существовать. Оно могло возникнуть вследствие специализации должностных лиц и возникновения функциональной системы. Возникают своего рода ведомства с определенными отраслями работы.
Наконец, постепенно возникают дворцовые чины, стоявшие во главе определенных отраслей княжеского управления, определявшихся потребностями князя и его двора-
Шпаргалка по истории государства и права России Дудкина Людмила Владимировна
15. Дворцово-вотчинная система управления. Система кормления
Под дворцово-вотчинной системой управления понимается деление органов управления в зависимости от территории. При этой системе управления органы управления во дворце являлись одновременно органами управления в государстве.
Вся территория удельной Руси, а позднее и Московского государства (в XV–XVI вв.) делилась на следующие территории :
1) княжеского дворца;
2) боярской вотчины.
Такая система была удобна и сложилась в период феодальной раздробленности. Она пришла на смену десятичной системы управления, при которой выделялись тысяцкие, сотские, десятские.
Княжеский дворец являлся центром удельного управления, вотчиной князя. Эта территория управлялась единолично князем.
Вотчина бояр – это территория, на которой дворцовое (княжеское) управление и хозяйство поручалось отдельным боярам, вольным слугам или холопам.
Княжеские должностные лица : воевода, тиуны, огнищане, старосты, стольники и др.
Складывалась самостоятельная система административных ведомств в княжеских землях.
Центральное управление этой системой осуществляли бояре, важнейшие вопросы хозяйства княжеской вотчины поручались совету бояр.
Система дворцового управления :
1) дворец – управлялся дворецким (дворским);
2) ведомство дворцовых путей (преимуществ, доходов); пути: сокольничий, ловчий, конюший, стольничий, чашничий и др.
Пути – это административные и судебные органы власти, они возглавлялись «путными боярами».
Название управляющего тем или иным путем зависело от названия самого пути. Например, сокольничий заведовал сокольниками и другими служителями птичьей охоты, конюший – конюшнями Великого князя, стольничий – бортными леса и т. д.
Удел князя, ближайший к Москве, назывался «дворцом», туда посылался дворецкий (наместник Великого князя Московского), в то время как удельные князья отправлялись на службу в Москву.
Назначение наместником – «пожалование» . Пожалование даровалось нередко бывшим князьям в их родном уделе на срок до 3-х лет.
В помощь наместнику формировался круг ближайших людей – изба . Изба ведала судом и финансами.
Система кормления в местном самоуправлении получила широкое распространение в период дворцово-вотчинной системы государственного управления (до середины XVI в.).
Кормление – это жалование Великого князя за службу, право пользоваться наместническими доходами в волости, по «наказному» или «доходному» списку.
Кормление получали наместники в городах или волостях.
Кормления даровались на основании грамот на кормление. Но они были ограничены таксой в этих грамотах. Такие ограничения устанавливались для каждого уезда дифференцированно.
Грамоты на кормление давали наместникам право управления, суда и корма. Корм состоял из :
1) «въезжего корма» (при въезде наместника на кормление);
2) периодического (на Рождество, Пасху, Петров день);
3) пошлин торговых (с иногородних купцов);
4) судебных брачных («выводной кузницы»).
За превышение таксы полагалось наказание.
В период образования единого государства власть кормленщиков на местах стала ослабевать. Появились уставные грамоты – Двинская 1397 г. и Белозерская 1488 г. – которые ограничили власть кормленщиков тяглым населением.
Из книги Конституционное право зарубежных стран автора Имашева Е Г31. Система государственных органов Франции, избирательное право и избирательная система Во Франции существует смешанное (или полупрезидентское) республиканское правление. Система органов власти во Франции построена на принципе разделения властей.Современная Франция
Из книги Государственное управление здравоохранением в Российской Федерации автора Ерохина Татьяна Вячеславовна43. Система высших органов государственной власти и управления Китая Система высших органов государственной власти и управления Китая основана на Конституции КНР и представляет собой систему органов: Председатель КНР, Всекитайское собрание народных представителей с
Из книги Административное право России в вопросах и ответах автора Конин Николай Михайлович§ 2.2. Понятие и система органов управления здравоохранением Как известно, начало государственной медицины России было положено в 1581 г. Первым органом государственного управления медицинским делом в России стал созданный тогда Аптекарский приказ, который
Из книги Шпаргалка по истории государства и права России автора Дудкина Людмила Владимировна5. Система государственных и муниципальных органов управления образованием и их компетенция Федеральное Собрание Российской Федерации создает законодательную базу в области образования, утверждает соответствующие статьи бюджета и контролирует выделение
Из книги Конституционное право зарубежных стран. Шпаргалка автора Белоусов Михаил Сергеевич2. Система органов управления здравоохранением и их компетенция В соответствии со ст. 72 Конституции РФ здравоохранение является предметом совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов, поэтому отраслью здравоохранения управляют федеральные и субъектов
Из книги Всеобщая история государства и права. Том 1 автора Омельченко Олег Анатольевич29. Приказная система управления и система местного самоуправления в период сословно-представительной монархии Приказы – органы системы централизованного управления, которые первоначально развились из единоличных и временных правительственных поручений, издаваемых
Из книги История государства и права зарубежных стран. Шпаргалки автора86. Cудебная система и система правоохранительных органов по «Основам законодательства СССР и союзных республик» 1958 г Уже с 1948 г. процессуальное законодательство СССР и республик претерпело значительные изменения:1) народные суды стали выборными;2) суды стали более
Из книги История государства и права России. Шпаргалки автора Князева Светлана Александровна44. Система государственных органов Франции, избирательное право и избирательная система Франция является смешанной (полупрезидентской) республикой, система органов власти которой основана на принципе разделения властей.Франция сегодня – это республика с сильной
Из книги Правоведение автора Мардалиев Р. Т.68. Система высших органов государственной власти и управления К системе высших органов государственной власти и управления относятся Всекитайское собрание народных представителей, его Постоянный комитет, Председатель КНР, Государственный совет, Верховный народный
Из книги История государственного управления в России автора Щепетев Василий Иванович Из книги автора Из книги автора110. Система управления Германской империей в конце XIX в. Создание системы управления империей в конце XIX в. связывают с именем канцлера 0. Бисмарка. Он проводил политику, названную в литературе «революцией сверху», «бонапартизмом» и предполагавшую социальное
Из книги автора83. Система управления народным хозяйством во время нэпа В 1920 г. был принят Закон о концессиях для привлечения в страну иностранного капитала. С весны 1921 г. разрешили открывать или брать в аренду мелкие и средние предприятия, что привело к созданию акционерных
Из книги автораСистема объективного (позитивного) права и система законодательства: соотношение понятий Система объективного (позитивного) права это внутреннее строение права, деление его на отрасли, подотрасли и институты в соответствии с предметом и методом правового
Дворцово-вотчинная система управления.
Продолжая оставаться раннефеодальной монархией, Московское государство унаследовало от предыдущего периода и органы центрального управления, построенного по дворцово-вотчинной системе. Однако расширение территории государства и усложнение его деятельности приходят в столкновение со старыми формами управления, подготавливают постепенное отмирание дворцово-вотчинной системы и зарождение нового, приказного управления.
Преобразование старой системы начинается с ее усложнения. Она подразделяется на две части. Одну составляет управление дворца, во главе которого стоит дворецкий (дворский), имеющий в своем распоряжении многочисленных слуг. Дворецкий ведал и пашенными княжескими крестьянами. Другую часть образовывали так называемые пути, обеспечивающие специальные нужды князя и его окружения. О назначении путей красноречиво говорят сами их названия: Сокольничий, Ловчий, Конюшенный, Стольничий, Чашничий. Для выполнения их задач в ведение путей выделялись определенные княжеские села и целые местности. Пути не ограничивались сбором тех или иных продуктов и всяких благ с выделенных мест. Они выступали и как административные и судебные органы. Руководители их именовались путными боярами.
Вслед за усложнением системы дворцово-вотчинных органов возрастали их компетенция и функции. Из органов, обслуживавших в первую очередь личные нужды князя, они все больше превращались в общегосударственные учреждения, выполнявшие важные задачи по управлению всем государством. Так, дворецкий с XV в. стал в известной мере ведать вопросами, связанными с землевладением церковных и светских феодалов, осуществлять общий контроль над местной администрацией. Вместе с тем выполнение тех или иных обязанностей в государственном управлении теряло прежний характер временного княжеского поручения и превращалось в постоянную службу. Усложнение функций дворцовых органов потребовало создания большого и разветвленного аппарата. Чины дворца - дьяки - специализировались в определенном круге дел. Из состава дворцовой службы выделялась великокняжеская казна, ставшая самостоятельным ведомством. Была создана большая дворцовая канцелярия с архивом и иными подразделениями.
Все это подготавливало переход к новой, приказной системе управления, выраставшей из прежней. Такое перерастание началось в конце XV в. Но как система приказное управление оформилось только во второй половине XVI в. Тогда же утвердился и сам термин «приказ». Первыми учреждениями приказного типа были Большой Дворец, выросший из ведомства дворецкого, и Казенный приказ. Конюшенный путь превратился в Конюшенный приказ, теперь не только обслуживавший личные потребности князя, но и связанный с развитием конного дворянского ополчения. В начале XVI в. сложился Разряд (Разрядный приказ), ведавший учетом служилых людей, их чинов и должностей. Перерастание дворцово-вотчинной системы в приказную явилось одним из показателей централизации Русского государства, ибо дворцовые органы, ведавшие ранее по существу лишь княжеским доменом, теперь становились учреждениями, руководящими всем громадным Русским государством.
Дворцово-вотчинная система управления - система государственного управления , при которой управление великокняжеским дворцом соединено с государственным управлением.
Каждый новый этап государственного развития, как правило, отличается от предшествующего системой государственного управления. Основная особенность дворцово-вотчинной системы состоит в том, что в руках одного лица сосредотачиваются полномочия по управлению княжеским хозяйством и государством в целом.
В юридической науке понятие дворцово-вотчинной системы связано с периодом феодальной раздробленности на Руси (XII-XVI вв.). В великокняжеском хозяйстве имелись разного рода слуги, ведавшие удовлетворением жизненных потребностей двора: дворецкие, конюшие и пр. Со временем князья поручали этим лицам какие-либо сферы управления, так или иначе связанные с их первоначальной деятельностью , предоставляя им для этого необходимые средства. Так, личный слуга становился государственным деятелем, администратором. При этом разграничения между управлением великокняжеским двором и самим государством не было. Выполнение тех или иных обязанностей в государственном управлении теряло прежний характер временного княжеского поручения и превращалось в постоянную службу. Усложнение функций дворцовых органов потребовало создания большого и разветвленного аппарата. В XVI веке дворцово-вотчинную систему управления сменила система приказов.
1. Кобрин В.Б. Власть и собственность в средневековой России (XV-XVI вв.). М., 1985.
2. Горский А.А. Русские земли в XIII-XIV вв.: Пути политического развития. М., 1996.
3. Греков Б.Д. Киевская Русь. М., 1953.
4. Ключевский В.О. Русская история: Полный курс лекций в трех книгах. М., 1993. Кн.1,2.
6. Алексеев Ю.Г. Под знаменем Москвы: борьба за единство Руси (царствование Ивана III). М., 1992.
7. История отечественного государства и права. Ч. I: Учебник. Под ред. О.И. Чистякова. М.: Издательство БЕК, 1999.