Социальный институт - это совокупность норм, правил, символов, регулирующих определенную сферу общественной жизни, социальных отношений и организующих их в систему ролей и статусов.
Это относительно устойчивые типы и формы социальной практики посредством которых организуется общественная жизнь, обеспечивается устойчивость связей и отношений в рамках социальной организации общества.
Каждый социальный институт характеризуется наличием своих признаков:
1. Своды норм поведения, их кодексы (письменные и устные). Например, в государстве это будут конституция, законы; в религии – церковные запреты; в образовании – правила поведения учащихся.
2. Установки и образцы поведения. Например, в институте семьи – уважение, любовь, привязанность; в государстве – законопослушание; в религии – поклонение.
3. Культурные символы . Например, в государстве – флаг, герб, гимн; в семье – кольцо; в религии – иконы, крест, святыни.
4. Утилитарные черты культуры. В образовании – библиотеки, классы; в религии – здания храмов; в семье – квартира, посуда, мебель.
5. Наличие идеологии. В государстве – демократия, тоталитаризм; в религии – православие, мусульманство; в семье – семейное сотрудничество, солидарность.
Структура социального института:
1)Внешне социальный институт выглядит как совокупность лиц, учреждений, снабженных определенными материальными средствами и осуществляющих конкретную социальную функцию.
2)С содержательной стороны – это определенный набор целесообразно ориентированных стандартов поведения определенных лиц в определенных ситуациях. Так, юстиция как социальный институт внешне есть совокупность лиц (прокуроры, судьи, адвокаты и др.), учреждений (прокуратуры, суды, места заключения и др.), материальных средств, а содержательно представляет собой совокупность стандартизованных образцов поведения правомочных лиц, выполняющих определенную социальную функцию. Эти стандарты поведения воплощаются в социальных ролях, характерных для системы юстиции (роли судей, прокуроров, адвокатов и т.д.).
Структурные элементы социального института:
1. Определенная сфера деятельности и общественных отношений.
2. Учреждения для организации совместной деятельности людей и группа лиц в них, уполномоченных выполнять социальные, организационные и управленческие функции и роли.
3. Нормы и принципы отношений между официальными лицами, а также между ними и членами общества, включенными в орбиту действия данного социального института.
4. Система санкций за невыполнение ролей, норм и стандартов поведения.
5. Материальные средства (общественные здания, оборудование, финансы и т.д.).
Процесс образования института, называется институционализацией. Для неё необходимы следующие условия:
· в обществе должна существовать и осознаваться большинством индивидов конкретная общественная потребность в данном институте,
· общество должно обладать необходимыми средствами удовлетворения данной потребности (ресурсами, системой функций, действий, нормами, символами).
Осуществляя свои функции, социальные институты поощряют действия входящих в них лиц, согласующиеся с соответственными стандартами поведения, и подавляют отклонения в поведении от требований этих стандартов, т.е. контролируют, упорядочивают поведение индивидов.
Функции социальных институтов:
1) функция закрепления и воспроизводства общественных отношений – Социальный институт поддерживает устойчивость тех или иных систем общества.
2) регулятивная функция – регулирование отношений и поведений людей с помощью норм, правил поведения, санкций.
3) интегративная функция – сплочение и укрепление связей между группами людей, объединяемых данным социальным институтом. Реализуется через усиление контактов и взаимодействий между ними.
4) коммуникативная функция – направлена на обеспечение связей, общения, взаимодействия между людьми за счет определенной организации их совместной жизни и деятельности.
Типология социальных институтов:
1. В зависимости от потребности, которую удовлетворяет данный институт:
· Институт семьи и брака
· Политический институт, институт государства
· Экономические институты
· Институты образования
· Институт религии
2. По характеру институты бывают
· Формальные – деятельность основана на строго установленных предписаниях. Они осуществляют управленческие и контролирующие функции на основе строго установленных санкций.
· Неформальные – в них отсутствуют четко определенные и закрепленные в специальных законодательных актах и документах предписания, касающиеся функций, средств, методов деятельности (например, политические движения, объединения по интересам и т.д.). Здесь контроль идет на основе неформальных санкций (например, одобрение или осуждение).
- < Назад
- Вперёд >
Культурология
Социальные институты культуры и их значения.
Введение
Социология - это наука о закономерностях становления и развития социальных систем, общностей, групп, личностей. Социология, как наука появилась в 1989 году. Термин «социология» состоит из слов двух разных языков: латинского и греческого. В переводе с латинского «socium» – это общество, а с греческого «logos» – это изучение. По представлениям О. Конта социология должна была объединить все понятия и знания об обществе в единый организм и дать ему научную основу. Т.е. объектом изучения социологии является специфика развития общества.
Понятие социального института
Главным объектом исследований в социологии является социальные институты. Само понятие «институт» в переводе с латинского - это установление, организация, учреждение. Это особая форма организации совместной деятельности общества людей, а так же определенные взаимоотношения между людьми.
«Социальный институт» - это устойчивые, организованные, общепризнанные формы взаимоотношений людей. В социальном обществе насчитывают сотни институтов, но более всего выделяют политический институт, экономический институт, социально - культурный институт, институт религии, институт образования, а так же институт семьи. Примеры институтов: семья, образование, армия, милиция, здравоохранение, банки, право и т. д.
Социальные институты, существующие в настоящее время, появились не сразу. Человечество училось выживать и приспосабливаться к жизни с помощью выработки обычаев, традиций, устанавливающих определенные нормы и правила поведения в обществе.
Классификация и функции социальных институтов
Типология социальных институтов
Пять основных социальных институтов:
1) потребности в воспроизводстве рода (институт семьи);
2) потребности в безопасности и порядке (государство);
3) потребности в добывании средств существования (производство);
4) потребности в передаче знаний, социализации подрастающего поколения (институты образования);
5) потребности в решении духовных проблем (институт религии).
что социальные институты классифицируются по следующим сферам жизнедеятельности общества:
1) экономическая сфера - отношения в процессе материального производства (производство, распределение, потребление материальных благ, собственность, деньги, регулирование денежного обращения, организация и разделение труда). Институты, относящиеся к экономической сфере: заводы, фабрики, банки, рынки, фирмы. Т.е эти институты организуют хозяйственную деятельность; служат производству и распределению ценностей и услуг; складываются на материальном базисе общества.
2) политические - отношения между гражданским обществом и государством, между государством и политическими партиями. Институты, относящиеся к политической сфере: государство, парламент, правительство, судебная система, политические партии, армия, полиция. Т.е. эти институты регулируют использование ценностей и услуг и связаны с властью; основывающиеся главным образом на манипулировании элементами силы для установления, исполнения и поддержания этой власти.
3) институты родства (брак и семья) связаны с регулированием деторождения, отношений между супругами и детьми, социализацией молодежи. Т.е. семейный – институт регулирует половые отношения, рождение и социализацию детей.
4) Военный – институт, организующий законное наследие и осуществляет защиту членов общества от физической опасности.
5) институты образования и культуры Их задача состоит в укреплении, создании и развитии культуры общества, в передаче ее следующим поколениям. К ним относятся школы, институты, художественные учреждения, творческие союзы.
6)Социальная - отношения между различными социальными и возрастными группами; деятельность по обеспечению социальной гарантии. Институты, относящиеся к социальной сфере: коммунальные службы, образование, система здравоохранения, система социального обеспечения, предприятия связи, предприятия досуга.
7) религиозные институты организуют отношение человека к трансцендентным силам, т. е. к силам сверхчувствительным, действующим вне эмпирического контроля человека, и отношения к священным предметам и силам и возникающие в процессе создания духовных ценностей, коллективное почитание богов.
Во-первых, институты отношений , которые устанавливают взаимные ролевые ожидания независимо от содержания интересов и потребностей людей. Такими могут быть семья, вуз, деньги и т.п.
Во-вторых, регулятивные институты , которые определяют границы законной реализации частных интересов с учетом целей и средств. Такими являются правовые (законы) и моральные (общественное мнение) институты.
В-третьих, культурные (духовные) институты , устанавливающие обязательные культурные модели мотивации поведения: а) познавательные убеждения (законы Ньютона, социальное равенство и т.п.); б) экспрессивные (потребностные) символы (джинсы, сотовые телефоны и т.п.); в) частные моральные обязанности (дружба, сыновья верность, патриотизм и т.п.).
Социальные институты являются элементами разнообразных систем (сфер) общества: демосоциальной, экономической, политической, духовной, - в рамках которых приобретают свою специфику. Системы общества различаются: 1) общественными потребностями, которые они удовлетворяют; 2) характером статусов и ролей; 3) регуляторами этих статусов и ролей; 4) характером социальной деятельности (связи), в которой реализуются общественные потребности, статусы и роли, субъективные и объективные регуляторы.
Демосоциальные институты (семья, поселение, этнос) служат для воспроизводства и социализации членов общества. Ведущие статусы в них - родителей, детей, прародителей, родственников, материально-культурными признаками являются квартира, мебель, дача и т.п., символами - брачный ритуал, обручальное кольцо и т.п.; а институциональным регулятором - семейная мораль. Семейная идеология как часть идеологии данного типа общества раскрывает значение семьи для жизни людей и общества.
Производственные институты (ферма, фабрика, фирма и т.п.) заняты производством социальных благ: пищи, одежды, жилья, транспорта и т.п. Главной для них является та или иная производственная деятельность: сельскохозяйственная, промышленная и т.п. В рамках сельскохозяйственной деятельности можно выделить статусы и роли агронома, тракториста, доярки и т.п. Материально-культурные признаки здесь - заводы, транспортные предприятия и т.п., символами выступают фирменный знак, печать ит. п. Производственный кодекс норм включает в себя лицензии, контракты, производственную этику и т.п. Главными регуляторами производственной деятельности выступают деньги, власть, самовыражение и т.п. Идеология производства может быть рыночная, монополистическая, экспансионистская и т.п.
Экономические институты охватывают формы собственности, банки, деньги и т.п. Они обеспечивают распределение и обмен произведенных социальных благ. Экономическая деятельность включает в себя расчет издержек и прибыли, учет и контроль за собственностью на средства производства и производимые товары, распределение работников и денег по видам деятельности ит. п. В этой сфере социальной деятельности можно выделить президентов банков, дилеров, бухгалтеров, кассиров и т.п. Главными регуляторами экономической деятельности являются прибыль, акции, деньги, валюта и т.п., корпоративная мораль, бережливость, тайна клиента и т.п., а также правовые и административные нормы.
Политические институты (ветви государственной власти, партии, профсоюзы и т.п.) служат для управления делами общества. Такое управление включает в себя определение национальных интересов, организацию их удовлетворения, поддержание порядка, защиту страны и т.п. Основная форма деятельности здесь - политическая: захват, удержание и использование государственной власти. Политические институты представляют собой иерархию должностей-статусов (законодательных, исполнительных, судебных и т. и.), а также соответствующих им ролей. Регуляторами этих институтов являются ценности и нормы: политические (например, повышение в должности), моральные («мы за ценой не постоим»), материальные (квартира), экономические (состояние рынка) и т.п.
Духовные институты (церковь, школа, вуз, редакция газеты и т.п.) служат для разработки и пропаганды разных идеологий, объединяющих своих сторонников для решения различных задач. Основная форма деятельности в данной сфере - производство, обмен и потребление духовных ценностей: мировоззренческих (научных, мифологических, религиозных и т.п.), художественных (музыкальных, живописных, литературных и т.п.), научных (математических, социологических и т.п.). Духовные институты (церковь, искусство, наука) представляют иерархию соответствующих должностей; например, в церкви это патриарх, митрополиты, архимандриты и т.п.
Социальные институты общества образуют систему. В ее рамках социальные институты должны взаимодополнять один другой. Так, развитие экономики невозможно без развития техники, а развитие последней - без соответствующего развития образования. Такую же иерархическую и горизонтальную структуру образуют соответствующие социальные системы. Если страна принимает закон, обязывающий студентов служить в армии, то она обрекает себя на научное, техническое, экономическое отставание. Возникает конфликт социальных ролей: сына, студента, защитника родины и т.п. В результате такого, часто искусственного, конфликта социальных статусов и ролей происходит уклонение от одних ролей в пользу других.
Социальные институты вступают между собой в конфликты за ведущую роль в структуре общества (страны). Например, типичен конфликт между военными и гражданскими институтами по поводу расходования статей бюджета. Умножение подобных социальных конфликтов вызывает дезорганизацию обществ. Нарушение нормального взаимодействия между разными социальными институтами называется дисфункцией. Такая дисфункция возникает также в результате изменения общественных потребностей, которые удовлетворяет данный социальный институт. Например, сейчас в России возникло противоречие между возросшими потребностями в образовании и его нынешним состоянием; а институт МВД не справляется с организованной преступностью.
Каждое общество - например, американское и российское - имеет определенную совокупность социальных институтов и отношений координации и субординации между ними. Современное общество (страна) - например, США - обладает дифференцированной системой социальных институтов и высокой степенью координации и субординации их деятельности. Россия пытается наверстать свое
11 отставание в этой области, возникшее за годы советской власти, однако данный процесс сопровождается у нас неравномерным развитием институтов разных общественных систем: быстрее снова развиваются авторитарно-политические институты. Многие социальные институты малоэффективны, например, МВД, высшее образование, наука и т.д.
В силу длительности возникновения-выращивания социальные институты необходимо беречь от социальных революций, для чего их нужно вовремя реформировать. Если реформы в силу корысти, глупости, безответственности господствующего класса и его политической элиты задерживаются, то происходит революционная замена старых социальных институтов на новые. Это регулярно, в частности, происходит в России, которая за XX столетие пережила несколько социальных революций. В результате вместо выращенных историей социальных институтов поспешно создаются новые - чаше всего, из идеологических побуждений. Такие институты носят временный характер и исчезают вместе с революционным строем.
Страна, не берегущая свои социальные институты, обречена на постоянную нестабильность, перманентное отставание и догоняющую модернизацию, а также громадные материальные и людские затраты. Яркий пример такого институционального развития демонстрирует Россия. Ее скачкообразное (революционное) развитие обусловлен но еще и тем, что современные, нормальные для передовых стран социальные институты невозможно легко и просто пересадить на прежнюю институциональную почву. Ввести современные институциональные регуляторы (идеалы, ценности, нормы) в прежние социальные связи, социальные действия с прежними потребностями, способностями, ментальности людей очень трудно, это требует длительного времени и терпения и населения и реформаторов.
Юрий Левача отмечает институциональный дефицит постсоветской России, который преодолевается очень медленно и остается угрозой для дальнейшей стабильности: «Слабости, противоречия, нерешенные проблемы неизбежны, особенно в нестабильных условиях. Вопрос в другом - в наличии институциональных средств для цивилизованного, наиболее рационального решения проблем. «Конъюнктурная» примитивность нынешнего общественного устройства побуждает к простейшим, накатанным вариантам - госмонополистическим, запретительным, просто силовым. Сюда можно добавить и дефицит адекватного понимания ситуации. Именно отсюда возникает реальная, в перспективе - возрастающая, угроза стабильности государства и общества».
Социальный институт разделяют на главные (основные, фундаментальные) и неглавные (неосновные, частые). Вторые скрываются внутри первых, являясь частью их как более мелкие образования.
Помимо деления институтов на главные и неглавные, их можно классифицировать и по иным критериям. К примеру, институты могут различаться по времени своего возникновения и продолжительности существования (постоянно действующие и кратковременные институты), жесткости применяемых санкций за нарушения правил, по условиям существования, наличию или отсутствию бюрократической системы управления, 12 наличию или отсутствию формальных правил и процедур.
Ч. Миллс насчитывал в современном обществе пять институциональных порядков, фактически подразумевая под этим главные институты:
- - экономические - институты, организующие хозяйственную деятельность;
- - политические - институты власти;
- - семейные - институты, регулирующие половые отношения, рождение и социализацию детей;
- - военный - институты, осуществляющие защиту членов общества от физической опасности;
- - религиозные - институты, организующие коллективное почитание богов.
Предназначение социальных институтов состоит в том, чтобы удовлетворять важнейшие жизненные потребности общества как единого целого.
Известно пять таких основных потребностей, им соответствуют пять основных социальных институтов:
- - потребность в воспроизводстве рода (институт семьи и брака).
- - потребность в безопасности и социальном порядке (институт государства и др. политические институты).
- - потребность в добывании и производстве средств существования (Экономические институты).
- - потребность в передаче знаний, социализации подрастающего поколения, подготовке кадров (институт образования).
- - потребности в решении духовных проблем, смысла жизни (институт религии).
Неосновные институты называют еще общественными практиками. У каждого главного института есть свои системы наработанных практик, методов, приемов, процедур. Так, экономические институты не могут обойтись без таких механизмов и практик, как конвертация валюты, защита частной собственности, профессиональный подбор, расстановка и оценка труда работников, маркетинг, рынок и т.д. Внутри института семьи и брака находятся институты отцовства и материнства, имя наречия, родовой мести, наследования социального статуса родителей и т.д.
К неглавным политическим институтам относятся, например, институты судебной экспертизы, паспортной прописки, судопроизводства, адвокатуры, присяжных, судебного контроля за арестами, судебной власти, президентства И т.д.
Повседневные практики, помогающие организовать согласованные действия больших групп людей, вносят в социальную реальность определенность и предсказуемость, благодаря чему поддерживают существование социальных институтов.
Все мыслимое и реальное многообразие обществ, существовавших прежде и существующих сейчас, социологи разделяют на определенные типы. Несколько типов общества, объединенных сходными признаками, составляют типологию.
В литературе приводятся самые разные типологии обществ. Они делятся на открытые и 13 закрытые, дописьменные и письменные, первобытные, рабовладельческие, феодальные, капиталистические и социалистические, доиндустриальные, индустриальные и постиндустриальные, стабильные и нестабильные, переходные и устойчивые, сторнирующие и динамично развивающиеся, дикие варварские и цивилизованные.
Если в качестве главного признака выбирается письменность, то все общество делится на дописьменные, т.е. умеющие говорить, но не умеющие писать, и письменные, владеющие алфавитом и фиксирующие звуки в материальных носителях: клинописных таблицах, берестяных грамотах, книгах и газетах или компьютерах.
Согласно второй типологии, общества также делятся на два класса - простые и сложные. Критерием выступает число уровней управления и степень социального расслоения. В простых обществах нет руководителей и подчиненных, богатых и бедных. Таковы первобытные племена. В сложных обществах несколько уровней управления, несколько социальных слоев населения, расположенных сверху вниз по мере убывания доходов.
Итак, мы можем заключить: простые общества совпадают с дописьменными. У них нет письменности, сложного управления и социального расслоения. Сложные общества совпадают с письменными. Здесь появляются письменность, разветвленное управление и социальное неравенство.
В основании третьей лежит способ добывания средств существования. Самый древний - охота и собирательство. Первобытное существо, состояло из локальных родственных групп (трип). По времени оно было самым продолжительным - существовало сотни тысяч лет. Ранний период называют спортобществом, или периодом человеческого стада. Ему на смену пришли скотоводство (пастушество) и огородничество. Скотоводство основано на приручении (одомашнивании) диких животных. Скотоводы вели кочевой образ жизни, а охотники и собиратели - бродячий. Из охоты постепенно выросло скотоводство, когда люди убедились, что приручать животных экономичнее, чем убивать. Из собирательства выросло огородничество, а из него - земледелие. Таким образом, огородничество - переходная форма от добывания готовых продуктов (диких растений) к систематическому и интенсивному взращиванию окультуренных злаков. Небольшие огороды со временем уступили место обширным полям, примитивные деревянные мотыги - деревянному, а позже железному плугу.
Сделаем выводы: развитие человеческого общества последовательно проходит три стадии, соответствующие трем главным типам общества: доиндустриальную, индустриальную, постиндустриальную. Переход от первообразной фазы к доиндустриальному, или традиционному обществу называется нелогической революцией, а от него к индустриальному - промышленной революцией.
Типология социальных институтов
Важнейшими социальными институтами являются политические. С их помощью устанавливается и поддерживается политическая власть. Экономические институты обеспечивают процесс производства и распределения благ и услуг. Семья я - также один из важных социальных институтов. ее деятельность (отношения между родителями, родителями и детьми, методы воспитания и т. д.) определяется системой правовых и иных социальных норм. Наряду с этими институтами существенное значение имеют и такие социально-культурные институты, как система образования, охрана здоровья я, социальное обеспечение, культурно-воспитательные учреждения и т.д. Все еще заметную роль в обществе продолжает играть институт религии.
Р. Миллс различал главные институты:
1) экономический - институты, организующие хозяйственную деятельность;
2) политический - институты власти;
3) семейный - институты, регулирующие половые отношения, рождение и социализацию детей;
4) военный - институты, организующие законное наследство;
5) религиозный - институты, организующие коллективное почитание богов.
Николай Шульга разделял социальные институты на слаборесурсни и сильноресурсни.
Типы социальных институтов * 200
* 200: {Глотов М. Б. Социальный институт: определение, строение, классификация // Социологические исследования. - 2003. - № 10. - С. 13-19. }
В. Ильин социальные институты разделяет на:
o институты-субъекты - это организации разного типа и масштаба (государство, партии, профсоюзы, ассоциации, церковь, фирмы и т.д. Они обладают способностью действовать как над индивидуальным субъекты, стремящиеся конструировать окружающий мир своими проектами);
o институты-механизмы - это устойчивые ценностно-нормативные комплексы, регулирующие разные сферы жизни людей (брак, семья, собственность, капитал, религия и т.д.). * 201
* 201 {Ильин В. И. Социальное неравенство. - М., 2000.}
Признаки и структурные компоненты социальных институтов
К. Панунзио различает четыре подсистемы в структуре социального института:
1) подсистемы символических и утилитарных инструментов (дома, фабрики, автомобили, флаги, знаки отличия и т.п.) * 202;
* 202: {Глотов М. Б. Социальный институт: определение, строение, классификация // Социологические исследования. - 2003. - № 10. - С. 13-19.}
2) подсистемы договорных, семейных и принудительных ассоциаций (трудовые союзы, школьные правления, политические партии, спортивные объединения и т.п.);
3) подсистемы обычаев и правил жизни и привычек (брачная церемония, обязательное посещение в школе, выборная кампания и т. П.);
4) подсистемы идей, верований, идеалов (вера в бога, идеал политической демократии и т.п.).
Похожим является подход С. Фролова, который различает пять признаков (составляющих компонентов) социальных институтов.
Проблема СОЦИАЛЬНЫХ ИНСТИТУТОВ (С. Фролов) * 203
* 203: {Фролов С. С. Социология: Учебник для вузов. - М., 1996. - С. 161-190.}
2. Символические КУЛЬТУРНЫЕ ПРИЗНАКИ |
||||||||||
Флаг Герб Печать Национальный гимн |
Фабричная марка Патентный знак |
Школьная эмблема Школьные песни Школьная форма |
Крест Иконы Святыни Гимн |
|||||||
3. утилитарные КУЛЬТУРНЫЕ ОСОБЕННОСТИ |
||||||||||
Квартира Мебель |
Общественные Общественные |
Магазины Фабрики Оборудование Бланки и формы |
Классы Библиотеки Спортивные залы |
Церковные строения Церковный реквизит Литература |
||||||
Семейные запреты и допущения |
Конституция Законы Указы Президента Постановления правительства |
Контракты Лицензии |
Правила учеников |
Церковные запреты |
||||||
5. ИДЕОЛОГИЯ |
||||||||||
Романтическая любовь Совместимость Индивидуализм |
Государственное право Демократия Национализм |
Монополии Свободная торговля Право на труд |
Академическая свобода Прогрессивная образование Равенство при обучении |
Греко-католическая Православная Протестантизм |
||||||
Дополнительно можно назвать следующие признаки социального института:
o объективность (социальный институт существует независимо от наших желаний)
o принудительность (обязательность)
o историчность (социальный институт должен пройти определенный путь для возникновения и закрепления).
Конфуций говорил, что для успешного правления нужно три вещи: достаточное количество продовольственных ресурсов, достаточно средств защиты, а также доверие к власти. В крайнем случае можно жертвовать чем угодно, но не доверием к власти.
В нашей стране государственным институтам доверяют значительно меньше, чем семь "й или согражданам.
Социальный институт - устойчивый комплекс норм, правил и символов, которые регулируют определенную сторону человеческой деятельности и организуют их в систему статусов и ролей.
К общим признакам социального института принадлежат * 204
* 204: {Гавра Д.П. "Понятие социального института" // Регион. Экономика, политика, идеология - 1999. - № 1-2.}
Социальные институты и социальные организации: общее и отличное * 205
* 205: {Гавриленко И. Н. Социология. - Кн. 1. Социальная статика: Учеб. пособие. - М., 2000.}
Социальные институты |
Социальные организации |
|||
Совместное |
||||
регламентируют, координируют, перемешать, схематизирует, стереотипизують и интегрируют общественную активность людей, придают ей целесообразности и большей эффективности. |
||||
Отличное |
||||
Социальные институты объединяют глобальные человеческие сообщества. |
Социальные организации объединяют относительно локальные сообщества. |
|||
В них отличные ресурсная и действующее мощности |
||||
По социальным институтов, то цель их деятельности - скорее что-то формальное и внешнее. Они не только не достигают поставленной цели, но и не могут определить, реализована она или нет. Поэтому, например, большинство государств вообще не определяют своих целей, а производят лишь общую стратегию движения, перспективную ориентацию. Ставят перед собой цель преимущественно тоталитарные государства: нацистские - достичь мирового господства; советские - построить коммунизм; некоторые современные арабские государства сочетают техническую цивилизацию с религиозным фундаментализмом. Но такие цели не только не достигаются, но и заранее не определяются их конкретные содержание, время и пространство, а также четкие эмпирические признаки, по которым можно узнать, что цель достигнута. |
Социальные организации способны не только определять границы своей деятельности, но в большинстве случаев достигать их. Для этого у них есть четко определенные критерии достижений - деньги, власть, престиж. |
|||
Жизнь социальных институтов - вечно. Они лишь меняют свой структурно-функциональный вид. Социальные институты продолжают существовать дальше, не выполняя своих основных функции: Нет мощной структуры, которая могла бы наказать их за недостаточную функциональность. |
Жизнь социальных организаций ограничено. Не достигнув цели, социальные организации прекращают свое существование: закрываются, банкротятся, самоликвидовують-ся, сливаются с другими организациями и т. Д. |
|||
У них разные не только организмы, но и болезни |
||
Самые распространенные болезни социальных институтов - деспотическое перерождение (чрезмерная управляемость), нефункциональность (неспособность удовлетворить те коллективные потребности, ради удовлетворения которых они создаются), отчуждение (от удовлетворения коллективных потребностей и общественного контроля за их деятельностью). |
Самыми распространенными болезнями социальных организаций неэффективность, потеря управляемости, бюрократизация. |
|
Социальные институты - результат дальнейшего усложнения и развития структурно-функциональной организации общества. Их составными компонентами являются собственно социальные организации и административные органы. |
Итак, социальные институты можно еще определить как упорядоченную совокупность социальных организаций и административных органов, целевым назначением которых является реализация социальных функций (удовлетворение коллективных потребностей).
Г. Спенсер был одним из первых, кто обратил внимание на проблему институционализации общества и стимулировал интерес к институтам в социологической мысли. В рамках своей «организмической теории» человеческого общества, основанной на структурной аналогии между обществом и организмом, он различает три основных типа институтов:
1) продолжающие род (брак и семья) (Kinship);
2) распределительные (или экономические);
3) регулирующие (религиозные институты и политические системы).
Данная классификация основана на выделении главных функций, присущих всем институтам.
В современной социологии предпринимаются попытки определить более точные и разносторонние типологии социальных институтов. По мнению многих социологов в современном обществе насчитываются шесть институциональных порядков, под которыми подразумеваются главные институты:
Семейный – институты, регулирующие половые отношения, рождение и социализацию детей;
Политический – институты власти;
Экономический - институты, организующие хозяйственную деятельность;
Военный – институты, осуществляющие защиту членов общества от физической опасности;
Образовательный - институты, направленные на накопление и передачу знаний следующим поколениям;
Религиозный – институты, организующие коллективное почитание богов.
Все перечисленные институты направлены на удовлетворение важнейших жизненных потребностей общества как единого целого: потребности в воспроизводстве рода, в распределении власти и управлении людьми, в добывании и производстве средств существования, в безопасности, в передаче знаний, в решении духовных проблем. При этом функционирование всех социальных институтов направлено на обеспечение социального порядка, регуляцию и воспроизводство общественной жизни.
Институты возникли в глубокой древности. Самым древним (порядка 500 тыс. лет) является институт семьи. Религия в своих первобытных формах (фетишизм, тотемизм) появляется приблизительно 30 – 40 тыс. лет назад. Государству, как и образованию примерно по 5 – 6 тыс. лет.
Все социальные институты, образующие своеобразный «скелет» общества, можно подразделить на главные (фундаментальные) и частные (неосновные). Вторые складываются внутри первых, являясь частью их как более мелкие образования.
К частным политическим институтам относятся институт президентства, королевской власти, судопроизводства, присяжных и т.д. Внутри института семьи и брака находятся институты отцовства и материнства.
Если главные институты обусловлены только лишь общественными потребностями то неглавные институты часто учреждаются государством и могут обретать форму учреждения или организации.
К примеру, институт представителей президента России, а также институт наставничества в бывшем СССР – отчетливо выраженные образцы частных (неглавных) институтов.
Неглавные институты называют еще общественными практиками или обычаями.
Например, дуэли, которые были институционализированным методом выяснения отношений между дворянами в период с XVI до XVIII вв. Этот институт возник в силу потребности в охране чести дворянина и упорядочении отношений между представителями данного социального слоя.
Если институциональная потребность становится незначительной или совсем исчезает, то существование института оказывается бессмысленным, тормозящим общественную жизнь.
С развитием капиталистических отношений изменялись этические нормы в обществе, что выразилось, в частности, в ненужности защиты дворянской чести с оружием в руках. Примером упадка института дуэлей может служить абсурдный выбор оружия дуэли Авраамом Линкольном: бросание картошин с расстояния 20 м. Так этот институт постепенно прекратил свое существование.
Американский социолог Роберт Мертон, много сделавший для становления структурно-функционального подхода, первым предлагает различать «явные» и «скрытые (латентные)» функции (от лат. functio – исполнение, осуществление) социальных институтов.
Явные функции социальных институтов носят преднамеренный характер и осознаются людьми. Обычно они формально заявлены, записаны в уставах или декларированы, закреплены в системе статусов и ролей, поэтому более подконтрольны обществу.
Явные функции могут выражаться в принятии специальных законов или сводов правил, например законов об образовании, здравоохранении, социальном обеспечении и т.д.
Если институт помимо пользы приносит обществу вред, то такое действие называют дисфункцией.
Латентные (скрытые) функции и дисфункции, в отличие от явных, не запланированы заранее, носят непреднамеренный характер и их последствия осознаются не сразу и не всегда.
Латентными функциями школы будут: приобретение определенного социального статуса «грамотного человека» по сравнению с неграмотными сверстниками, завязывание прочных дружеских школьных связей.
Пример латентной дисфункции: институты парламента, правительства и президента в начале 90-х годов стремились улучшить жизнь народа, создать более цивилизованные отношения и внушить гражданам интерес к закону. Реально же в стране выросла преступность, а уровень жизни упал.