Цель: убедить детей в том, что большую пользу приносят дела, а не слова.

“Слова подобны листьям: дерево,
дающее их много,
приносит мало плодов”.
А. Поуп

Оборудование: электронная презентация, карточки с пословицами, большое дерево (из бумаги), детские грамоты.

Ход классного часа

С целью подготовки детей к восприятию материала целесообразно начать классный час с просмотра слайдов диафильма . Презентация

ЧЕРНОЕ СЕРДЦЕ

Неожиданно ветер пригнал большие тучи, и началась гроза. Промокший рыжий котенок долго искал, где укрыться от непогоды и, наконец, увидел совсем сухое место под машиной. Здесь холодные капли дождя не могли его достать. Вымокший, он, дрожа, свернулся комочком, а чтобы ветер не дул со всех сторон, прижался к заднему колесу машины. Котенок был совсем крошечный и несмышленый, потому что когда в машину сел человек и стал ее заводить, он даже не понял, какая страшная опасность ему угрожает, и продолжал прижиматься к колесу.

В это самое время мимо машины шел в школу какой-то мальчишка, грызя по дороге печенье. Вместо того чтобы спешить на урок, он вдруг остановился. Целую минуту он стоял под дождем, все чего-то ждал и не сводил глаз с машины.

Интересно, куда машина поедет, назад или вперед, - думал он, - задавит или нет. Вскоре машина тронулась с места и поехала, а котенок остался лежать на месте...

Повезло тебе, рыжий, живи и радуйся, что не задавили, - сказал мальчишка котенку и, засунув оставшееся печенье в рот, пошел своей дорогой.

Вопросы к тексту:

  1. Почему рассказ называется “Черное сердце”?
  2. Как бы вы поступили на месте мальчишки?
  3. Можно ли сказать, что у мальчишки не было внутри любящего и жалеющего человеческого сердца?
  4. Как вы думаете, если бы котенка раздавила машина, стал бы мальчишка его жалеть, почувствовал бы он угрызения совести?

Вывод: как вы считаете, что же важнее – слова жалости или помощь, конкретное дело? (Ответы ребят)

Учитель. А теперь давайте посмотрим историю, которая произошла с одним цветком.

Дети инсценируют рассказ “Стрекоза и дождевой червь”

СТРЕКОЗА И ДОЖДЕВОЙ ЧЕРВЬ

Ах, какой бедный-бедный засыхающий цветочек, как мне его жаль, - сказала Стрекоза, когда увидела засыхающий Василек.

Ее слова услышал ползущий мимо Дождевой Червь.

Правда ли, что цветок засыхает? - спросил он у Стрекозы.

А то у меня нет глаз, и я совсем ничего не вижу.

Правда, правда, - ответила Стрекоза.

Честное слово, цветок наклонился почти к самой земле, а листья беспомощно обвисли и стали желтеть. Его корням, наверное, воды не хватает.

Давай поможем Васильку, - предложил слепой Червь.

Я разрыхлю под ним землю, чтобы корням легче было напиться воды, а ты собери оставшиеся капельки утренней росы и напои его.

Стрекоза молча улетела, а Червь стал работать. Он рыхлил землю вокруг Василька, размягчал твердые комки и убирал маленькие камушки, мешающие просачиваться воде. До самого вечера трудился Червь, но так и не дождался Стрекозы. Она так и не появилась, и Червь ее больше никогда в своей жизни не видел. А цветок ожил и продолжал радовать глаз окружающих долгое время.

Вопросы к тексту:

  • Кто в этой истории по-настоящему помогал цветку?
  • А как вы считаете, почему многие люди любят много говорить, а не делать что-то конкретное? (Потому что говорить легче, чем помогать, делать)
  • Оказывались ли вы когда-нибудь в подобных ситуациях?
  • Игра “Собери пословицу”

    Ребята, существует большое количество пословиц, которые перекликаются с темой нашего классного часа. Сейчас давайте посмотрим, кто из вас лучше всех знает пословицы. Для этого конкурса нам нужны добровольцы. Из разрезанных карточек надо сложить пословицы. Тот выиграет, кто быстрее всех справится с заданием:

    Нужны дела, а не слова.
    Слово – серебро, молчание – золото.
    О человеке судят по его делам, а не по словам.
    Говори меньше – делай больше.

    Учитель. Ребята, скажите мне, пожалуйста, у кого рядом с домом есть сад или полисадничек?

    А какие растения растут в вашем саду? Чем они вам нравятся? Я предлагаю вам “посадить” в нашем классе необычное чудо-дерево. Вспомните про чудо-дерево К.Чуковского. Что на нем росло? А на нашем дереве будут расти необычные плоды – это ваши дела, ваши грамоты за достижения. Те ребята, которые пока еще не имеют каких-либо наград, могут прикрепить к нашему дереву поделки, которые умеют мастерить. (Дети прикрепляют к дереву свои грамоты, поделки)

    Рефлексия. Что понравилось, не понравилось? С каким настроением уйдете домой?

    Закончить наш классный час хочу словами английского писателя и поэта А. Поупа: “Слова подобны листьям: дерево, дающее их много, приносит мало плодов”. Этими словами писатель еще раз попытался донести до нас с вами такую мысль – надо больше делать и меньше говорить.

    1. Ермолай стрелял , как всегда, победоносно ; я - довольно плохо (неполное предложение, опущено сказуемое; параллелизм конструкций). 2. Наше дело - повиноваться , а не критиковать (подлежащее - сущ. в И. п., сказуемое - инфинитив, связка нулевая). 3. Земля внизу казалась морем , а горы - громадными окаменевшими волнами (неполное предложение, опущена связка СИС; параллелизм конструкций). 4. Дело художника - противостоять страданию всеми силами, всем талантом (подлежащее - сущ. в И. п., сказуемое - инфинитив, связка нулевая). 5. Люблю небо , траву , лошадей , всего больше - море (вторая часть сложного бессоюзного предложения - неполное предложение с опущенным сказуемым люблю ). 6. Когда я шёл к трамваю, по дороге пытался вспомнить лицо девушки (главная часть сложноподчинённого предложения - неполное предложение с опущенным подлежащим я ). 7. Сквозь чёрные огромные ветви лиственниц - серебряные звёзды (неполное предложение с опущенным сказуемым видны ). 8. Ему скоро не подняться на ноги, да и поднимется ли вообще? (вторая часть сложного предложения - неполное предложение с опущенным подлежащим он ; паузы нет, поэтому тире не ставится). 9. Речушка стала синей , а небо - голубым (во втором предложении опущена связка стало ; параллелизм конструкций полного и неполного предложений). 10. И цвет этих полей на дню без конца меняется: утром - один , вечером - другой , в полдень - третий (в сложном предложении вторая, третья и четвертая части - неполные, эллиптические (подлежащее и обстоятельство времени); опущена также часть подлежащего - цвет ; параллелизм конструкций неполных предложений). 11. Кто чего ищет , а мать - всегда ласки (во второй части сложного предложения опущено сказуемое ищет ). 12. Дерево дорого плодами , а человек - делами (вторая часть сложного предложения неполная, опущено сказуемое дорог ; параллелизм конструкций полного и неполного предложений). 13. В больших людях я люблю скромность , а в маленьких - собственное достоинство (вторая часть сложного предложения неполная; опущены сказуемое люблю и дополнение в людях ; параллелизм конструкций полного и неполного предложений). 14. Дела булочной шли весьма хорошо , лично мои - всё хуже (вторая часть сложного предложения неполная; опущены подлежащее дела и сказуемое шли ; параллелизм конструкций полного и неполного предложений). 15. Тёркин - дальше . Автор - вслед (неполные эллиптические предложения, состоящие из подлежащих и обстоятельств; в устной речи между обстоятельством и подлежащим есть пауза, на письме - тире).

    Упражнение 31

    1. Наверху под потолком кто-то не то стонет , не то смеётся . 2. Лукерья говорила тихо и слабо , но без остановки . 3. Пустой , без команды , со спущенным флагом восстания «Потёмкин» медленно двигался, окружённый тесным конвоем дыма. 4. Он был мыслителем и не скрывал этого. 5. Обычно согласие или отказ Тренер узнавал по взгляду. 6. Мысли застигали художника то среди улицы , то на извозчике , то в разгаре беседы с друзьями. 7. Всем просящим он давал деньги не столько из доброты , сколько из напускного джентльменства . 8. Наконец я слышу речь не мальчика , но мужа . 9. Он был хотя и близким , но не лучшим другом. 10. Брови Лизы не то чтобы нахмурились , а дрогнули . 11. Он может говорить когда угодно : спросонок , натощак , в мертвецки пьяном виде , в горячке . 12. Впрочем, местечко всегда находится и для собаки , и для ружья , и для удочек . 13. В этом лесу есть осина , и берёза , и калина , много черёмухи . 14. Небо то заволакивалось белыми облаками, то вдруг местами расчищалось на мгновение. 15. Грушницкий ударил по столу кулаком и стал ходить взад и вперёд по комнате (Лермонтов). 16. Кирюха и Вася бродили поодаль и собирали для костра бурьян и бересту . 17. Вся наигранная весёлость , самообладание , сдержанность - всё покинуло Давыдова в этот момент. 18. Она и стирает , и полы моет , и младенцев принимает , и сватает , и нищенствует . 19. Стол , кресла , стулья - всё было самого тяжёлого и беспокойного свойства . 20. Профессор мне тут же показал все нужные инструменты как для ловли бабочек, так и для раскладывания их. 21. Защитник не получил ответа на свой вопрос, да и не чувствовал в нём надобности. 22. Квартира Александра хотя и просторна , но не изящна и сумрачна . 23. На бесконечном , на вольном просторе шум и движенье , грохот и гром . 24. В серьёзной тишине только слышно было чапаевский властный голос , да свисты , да храпы спящих бойцов. 25. Я или зарыдаю , или закричу , или в обморок упаду . 26. Эти слова, казалось, не угрожали никому : ни ей , ни бегущим за ним и обгоняющим её людям , ни директору завода, ни Савчуку . 27. Других цветов : незабудок , лютиков , кашки , кошачьих лапок - здесь не было. 28. Татьяна в оглавленье кратком находит азбучным порядком слова : бор , буря , ведьма , ель , еж , луг , мосток , медведь , метель и прочая . 29. От дома , от деревьев , от голубятни и галереи - от всего побежали далеко длинные тени. 30. Надежда и ненависть - обе разом исчезли. 31. Собаки , лошади , куры - всё мокро , уныло , робко . 32. По утрам в нашей избе было не то что дымно , а как-то смарно . 33. Я никогда не мог равнодушно видеть не только вырубленные рощи , но даже падение одного большого подрубленного дерева . 34. Река как стояла , так и стоит . 35. От критики Протопопова никому не будет ни тепло ни холодно . 36. Он ни мужик , ни барин , ни рыба ни мясо .

    Упражнение 36

    1. Чтобы читать лекции хорошо, то есть не скучно и с пользой для слушателей, нужно, кроме таланта, иметь сноровку и опыт. 2. Почти все молодые рыбки, особенно некоторые из пород не очень крупных, так красивы, или, лучше сказать, так миловидны, резвы и чисты, что народ на юге России употребляет слово «рыбка» как слово ласки, нежности. 3. Кроме хозяйки, застал я в столовой ещё четырёх гостей, чиновников. Один из них, старик без усов и с седыми бакенами, похожий на драматурга Ибсена, оказался младшим врачом лазарета. 4. Рассеянные жители столицы не имеют понятия о многих впечатлениях, столь известных жителям деревни и города, например о ожидании почтового дня. 5. На хуторе, в трёх верстах от деревушки Соломенной, разведчики оставили лошадей и пошли пешком. 6. В Крыму, в Мисхоре, прошлым летом я сделал изумительное открытие. 7. Шагах в десяти от входа в туннель, у самого шоссе, стоял одинокий домик. 8. Мы отправились и бродили долго, до вечера. 9. На другой день я с пятью якутами переправился через Лену, то есть через узенькие протоки, разделявшие бесчисленные острова. 10. Кольчатый тюлень, или нерпа, относится к числу ластоногих. 11. Узкая, на одну телегу, дорога вилась ужом. 12. Предписание у обоих было в воинскую часть 113, то есть в группу наших войск, расквартированных в Монголии. 13. В урожайные, или в грибные, годы грибы часто попадаются кучками, семьями, даже растут двойничками. 14. Адмирал решил остановиться на островах Зелёного Мыса, в пятистах верстах от африканского материка, и именно на острове С.-Яго. 15. Профессия его была самая мирная - учитель. 16. Искусство, вместе с речью, есть одно из орудий общения, а потому и прогресса, то есть движения вперёд человечества к совершенству. 17. В этом отношении случилось даже одно важное для них событие, именно встреча Кити с Вронским. 18. Иногда что-нибудь хочется сделать - почитать. 19. Немцы изрядно повредили садик Поповых, особенно вишнёвые деревья. 20. Зычный крик их [лебедей] и глухое гоготанье, весьма отличное от гусиного, слыхали все охотники, и в том числе я сам. 21. Служил старший штурман Трук на линейном корабле по прямой своей специальности, то есть судовой лавкой заведовал, дознания производил, шефов ездил встречать. 22. Ему тогда исполнилось шесть лет, и не просто исполнилось, а исполнилось именно в тот день - 1 мая. 23. Базаров живёт бобылём и умрёт бобылём, и притом бесполезным бобылём... 24. Это ощущение и беспокоило его, особенно в первые недели командования. 25. А не находите ли вы, что если все, в том числе и лучшие люди, мыслители и великие учёные, участвуя в борьбе за существование, каждый сам за себя станут тратить время на битьё щебня и окраску крыш, то это может угрожать прогрессу серьёзною опасностью? 26. Кроме того, он был не чужд любования собою и своим голосом, свойственного очень молодым, особенно красивым, людям, которые, оставаясь даже совершенно одни, постоянно воображают, что на них кто-то с любопытством смотрит, и ведут себя точно на сцене. 27. Ступай домой, и притом быстренько. 28. На этих двух Никон постоянно сердился, и особенно на длинного, рыжего, с кошачьими глазами Кольку, которого звал не иначе, как Колчага. 29. Было невероятно, чтобы один человек, да ещё с тяжёлым чемоданом, решился отправиться на лыжах в такой далёкий путь. 30. За столько вёрст прискакал, да в такую погоду. 31. Уже на Кавказе я узнал, и то не от капитана, что он был четыре раза тяжело ранен... 32. В людях есть много благородства, много любви, самоотвержения, особенно в женщинах. 33. Наиболее отсталые из партизан, в том числе и командиры отряда, заволновались, зашумели. 34. Он оставался таким же, как и прежде, - спокойным, трудолюбивым, скромным. 35. Лизе наряду со всеми пришлось искать службу. 36. Объявились, кроме того, совершенно неожиданно и другие обстоятельства, сильно благоприятствовавшие подсудимому. 37. При этом занятии выяснилось, что на катере все, за исключением лишь Сизова и Жадана, были старше своего командира. 38. В квартире у пани Козловской, кроме неё и её сына, пехотного поручика Ромуальда, никто не жил. 39. Обширный этот труд был интересен тем, что, помимо общего описания каждой области, её рек и озёр, почвы, климата, растительного и животного мира, исторических судеб, быта и культуры, промыслов и занятий населения, в нём были ещё подробно описаны не только все города, вплоть до самых ничтожных, «заштатных», но даже все сёла и деревни. 40. Но мы не видели ничего, кроме ржавой болотной воды, гнилого кустарника и осоки. 41. Кроме того, пикник обещал выйти очень занимательным. 42. Сводка, за редкими исключениями, соответствовала тому, что запланировано иметь. 43. Одним словом, вместо учения пришлось Стёпе быть на посылках. 44. В кают-компании почти никто не разговаривал с бароном, исключая служебных дел, и он был каким-то чужим в дружной семье офицеров «Могучего». 45. Ему казалось, что все дети, за редкими исключениями, похожи друг на друга. 46. Помимо обычных наших постоянных собраний, время от времени устраивались так называемые выходные, или большие, «среды», на которые съезжалось много народа. 47. Вместо ответа он откинул мотор на себя так, что гребной винт выступил наружу, - при этом из охладителя потекла вода. 48. Он имел привычку говорить «ты» всем своим подчинённым, включая и людей старше себя по возрасту. 49. Так, помимо командира, со мной познакомились корабельный врач, инженер-механик, лейтенанты-артиллеристы, штурманы и политработники. 50. Они поехали посмотреть это место, но вместо него нашли громадный новый грузовой порт. 51. Вагон остановился. Теперь слышались, кроме грачиных, человечьи голоса. 52. Рассказ очень понравился мне, за исключением некоторых деталей. 53. Граф написал завещание, по которому всё его имение, помимо прямых наследников и нас, отдавал Пьеру. 54. Никто, исключая её камердинера, не видел его ненапудренным. 55. Лекарь второпях, вместо двенадцати капель, налил целых сорок. 56. Почва Суданской долины, за исключением только болот при устье реки, чрезвычайно плодородная. 57. Общий сбор полка был назначен в десять часов, но ни одному ротному командиру, за исключением Стельковского, не пришла в голову мысль дать людям выспаться и отдохнуть перед смотром. 58. У всех, за исключением комиссара, дела шли хорошо, и только разговоров было что о выписке [из госпиталя]. 59. Настроение экипажа, сверх обыкновения, было приподнятое.

    Упражнение 37

    1. Её глаза, то широко раскрытые и светлые и радостные, как день, то полузастланные ресницами и глубокие и тёмные, как ночь, так и стояли перед его глазами. 2. Тургеневу, как, может быть, никому другому из русских писателей, подходит звание мастера. 3. Купфер, как один из распорядителей, с белым бантом на обшлаге фрака, суетилсяи хлопотал изо всех сил. 4. Хваченная инеем густая листва была живописна: жёлтая, фиолетовая, рдяная, как кровь, она радовала глаз. 5. Она и держится и движется, как намагнитизированная, как сомнамбула. 6. Он, как человек «фатальный», должен был выкинуть какую-нибудь необыкновенную штуку. 7. Ни у одного из писателей не шумят и не переливаются на страницах такие праздничные моря, как у Грина. 8. Бунина большинство знает главным образом как прозаика. 9. Она вся словно окаменела. 10. Его подвижное, как у актёра, лицо вновь стало весёлым. 11. Мне навстречу, чистые и ясные, словно тоже обмытые утренней прохладой, принеслись звуки колокола. 12. Иногда казалось, что вот-вот пойдёт дождь; но протянутая рука ничего не ощущала, но, глядя на рукав платья, можно было заметить следы крохотных, как мельчайший бисер, капель. 13. Пульс как молоток, и руки холодные. 14. Шёл мелкий, жёсткий снег, коловший лицо, как иголками. 15. Просто она ещё как ребёнок. 16. Если бы не смерть, то, может быть, А. Грин вошёл бы в ряды нашей литературы как один из наиболее своеобразных писателей, органически сливших реализм со свободным и смелым воображением. 17. Луна взошла багровая и хмурая, точно больная. 18. Иной раз подстрелишь зайца, ранишь его, а он кричит, словно ребёнок. 19. Пантелеймон сидит на козлах, протянув вперёд прямые, словно деревянные, руки. 20. Но именно потому, что Александра Гавриловна горячится, она проигрывает чаще, нежели муж. 21. Города как магниты. 22. Изменники точно в воду канули. 23. Как вспоминаю я старые-то понятия, меня словно варом обдаёт. 24. И падшими вся степь покрылась, как роем чёрной саранчи. 25. Как женщину, ты родину любил. 26. Валю вызвали по его делу как свидетеля. 27. Ей это надо так же, как и нам. 28. Полил дождь как из ведра. 29. Ещё с довоенных времён я слежу за вами как рядовой кинозритель и ценю ваш талант. 30. Я говорю как литератор. Я привык смотреть на литературу как на дело революционное. 31. И эта маленькая повесть есть не что иное, как отрывочные воспоминания о тех днях счастливой близости к ним. 32. Видно было, что стремился он как можно скорее уйти от этого большого серого здания. 33. Но перед ним был не кто иной, как путешествующий пешком Эгль, известный собиратель песен, легенд, преданий и сказок. 34. Дни, как ручьи, бегут в туманную реку. 35. Господа, я думаю, что вы, как все порядочные люди, были влюблены хоть раз в течение своей жизни. 36. Маслом пахнет так же крепко, как в церкви. 37. К Москве, как и ко всей стране, я чувствую свою сыновность, как к старой няньке. 38. Вижу, как теперь, самого хозяина. 39. Она теперь стала снова стройной и тонкой, как прежде. 40. Я посмотрел на неё как дурак. 41. Мы относились к Ване как к своему человеку. 42. Разбойник мужика как липку ободрал. 43. Ведь она жила с фельдшером как кошка с собакой. 44. Я отвечал ему как мог. 45. Как телеграмма, летит земля, ровным звоном звенят поля. 46. Вера Павловна постоянно была в мастерской, и уже они успели узнать её близко как женщину расчётливую, осмотрительную, рассудительную. 47. Урбенин и поляк, как люди тяжёлые, предпочли подождать нас внизу, на дороге. 48. Он как огня боялся фамильярности и держал себя очень сухо. 49. От крови погибших, как рана, запёкся закат. 50. Как снегурочка, ночь за окном хороша. 51. Чичиков как приобретатель не меньше, если не больше, Печорина - герой нашего времени. 52. Она была, как меньшая, любимица отца. 53. Васенда, как человек положительный и практический, нашёл невыгодным закреплённое место.

    Упражнение 38

    1. Казалось - «неуверенность, предположение»; по крайней мере - «оценка меры, степени того, о чём говорится»; выделяется вместе с обособленным оборотом, поскольку стоит в конце этого оборота (на его языке по крайней мере ). 2. Видимо - «неуверенность, предположение». 3. Действительно - «достоверность, уверенность». 4. Напротив - «порядок мыслей, их связь». 5. Как водится - «степень обычности излагаемых фактов»; вводное предложение обособляется с двух сторон, поскольку стоит в середине обособленного члена предложения (возбуждая, как водится , в ребятишках изумление). 6. Видите ли - «привлечение внимания собеседника». 7. Как он выражался - «источник сообщения». 8. Вы понимаете - «привлечение внимания». 9. К неописанной нашей радости - «чувство радости, одобрения». 10. По словам Ермолая - «источник сообщения». 11. По-твоему, по-моему - «источник сообщения». 12. К примеру - «порядок мыслей, их связь». 13. Так сказать - «оценка стиля, манеры речи». 14. По древнему порядку - «степень обычности излагаемых фактов». 15. К счастью - «чувство радости, удовлетворения». 16. На мой взгляд - «источник сообщения». 17. Словом тире ставится потому, что перед вводным словом стоят однородные члены (здравый смысл, твердость и свобода, участие ), а после него - обобщающее слово (все достоинства ). 18. Разумеется - «достоверность, уверенность». 19. Честно признаться - «оценка стиля, манеры речи, способа изложения и оформления мысли». 20. Следовательно - «порядок мыслей, их связь».

    Упражнение 39

    1. Понимая огромность своего дарования, Маяковский, однако (вводное слово в значении «порядок мыслей, их связь»), стремился всегда находиться в «буче жизни». Некоторые прогнозы поэта кажутся сейчас наивными, однако (союз в значении «но») они не теряют своего обаяния. 2. Никогда Цветаева не пыталась укрыться от жизни, напротив (вводное слово в значении «порядок мыслей, их связь»), она хотела жить с людьми. Гимназия, где я учился, помещалась напротив Храма Христа Спасителя. 3. Да вот, кстати (вводное слово в значении «оценка стиля, манеры речи, способа изложения и оформления мысли»; можно заменить - кстати сказать ), он, лёгок на помине. Не умел он поклониться кстати , похлопотать вовремя. 4. В тонком сумерке летней ночи лицо её казалось бледнее и моложе Небольшие розовые тучки, казалось (вводное слово в значении «неуверенность, предположение»), не плыли мимо, а уходили в самую глубь неба. 5. Тут, говорят (вводное слово в значении «источник сообщения»), дают балы. За соседним столиком говорят о золоте. 6. А коли этого нет, то, значит (вводное слово в значении «порядок мыслей, их связь»), нет и ничего. Помня, что это значит , Каштанка вскочила на стул. 7. Ему теперь не с кем перемолвиться словом . Дядя заменил мне собою отца, воспитывал меня на свой счёт и, словом (вводное слово в значении «порядок мыслей, их связь»), сделал для меня то, что не всегда сделает и родной отец. 8. Нет, друзья, во сто раз бывает хуже, это точно знаю я. Потугин, точно (вводное слово в значении «уверенность»), и любил и умел говорить. 9. Бывает так, а бывает и наоборот . Вместо того, чтобы затормозить, он, наоборот (вводное слово в значении «порядок мыслей, их связь»), встал на козлах и отчаянно закрутил кнутом. 10. Придёт время, когда всё изменится по-вашему , жить будут по-вашему , а потом и вы устареете, народятся люди, которые будут лучше вас. [Тузенбах:] По-вашему (вводное слово в значении «источник сообщения»), даже не мечтать о счастье! Но если я счастлив! 11. С первого же взгляда на его лицо было очевидно , что у него постоянного занятия нет. Тропа, по которой мы ехали, была каменистая, влажная и, очевидно (вводное слово в значении «неуверенность, предположение»), представляла собой русло высохшей речушки. 12. Балясников произнёс дерзкую речь, в которой между прочим сказал, что я зазнался. Нравственные женщины, строгие судьи и, между прочим между прочим говоря ), Нил Андреевич вслух порицали её. 13. Правда и то , что ему до сих пор ни разу не случалось ходить по делам. «И правда (вводное слово в значении «достоверность, уверенность»), свинство с твоей стороны, - говорила Валя, самолюбиво приподнимая верхнюю губу, - когда вернулся, а не зашёл». 14. Видно (вводное слово в значении «предположение, неуверенность»), от меня такого пассажа не ожидали и никакого на мой счёт приказания не дали. Видно было , что слова Павла произвели на них глубокое впечатление. 15. Их узорчатые края, пушистые и лёгкие, как хлопчатая бумага, медленно, но видимо изменялись. Видимо (вводное слово в значении «предположение, неуверенность»), тебе придётся начать с изучения этих документов. 16. Рана моя медленно заживала; но собственно (частица в значении «непосредственно») против отца у меня не было никакого дурного чувства. Вот, собственно (вводное слово в значении «отношение к стилю, манере речи»; можно заменить собственно говоря ), и повесть, и не мудрен её сюжет. 17. В настоящую минуту добросовестные и даровитые популяризаторы по крайней мере (в значении «не меньше чем») так же необходимы, как оригинальные мыслители и самостоятельные исследователи. Я чувствую, что все рабочие, по крайней мере (вводное слово в значении «отношение к высказываемой мысли»; вводное слово стоит в начале обособленного члена и выделяется вместе с ним) большинство, встанут под ружьё, если понадобится. 18. С одной стороны безмолвные далёкие горы, с другой стороны шумело близкое море. И, с другой стороны (вводное слово в значении «порядок мыслей, их связь»), Кирсанов выдерживал свою роль с прежнею безукоризненною артистичностью. 19. Откуда-то берётся энергия, и, главное (вводное слово в значении «порядок мыслей, их связь»), не чувствуешь усталости. Она не могла вспомнить своих ночных мыслей, но главное от них осталось и наполнило её существо тем «что-то», что и было, должно быть счастьем. 20. Наконец тропа была найдена, и мы весело пошли дальше. Усевшись где-нибудь на кургане в степи, или на холмике над рекой, или, наконец (вводное слово в значении «порядок мыслей, их связь»), на хорошо знакомом утёсе, слепой слушал лишь шелест листьев да шёпот травы или неопределённые вздохи ветра. 21. В общем (вводное слово в значении «отношение к стилю, манере речи»; можно заменить - в общем говоря ), весна вышла на редкость затяжная и нехорошая. Сделал несколько замечаний относительно разных мелочей, но в общем очень хвалил. 22. Пожалуй, со своей точки зрения (вводное слово в значении «источник сообщения»), он не глуп. Я знаю, что совершено преступление, если смотришь на вещи с точки зрения общей морали .

    Упражнение 40

    1. Надо признаться , это меня ошеломило. 2. Кстати , копирование документов запрещено. 3. Конечно же , он ясно видел, что я недоволен заданием, что задание представляется мне странным и, мягко выражаясь , нелепым (и связывает именные части сказуемых - представляется странным и нелепым , поэтому отделяется от вводного сочетания мягко выражаясь ). Однако по каким-то причинам он не мог мне сказать больше, чем он сказал (однако - противительный союз, можно заменить на но ). 4. Как я и ожидал , в папке не было ничего, кроме документов. Первым моим побуждением было засунуть всю эту груду бумаг в стол, но я, разумеется , вовремя спохватился. 5. Впрочем, надо сказать , в своём отношении к теоретикам я не оригинален. К счастью , мне достаточно редко приходится иметь дело с людьми этой профессии. 6. Выходит , шеф интересуется главным образом неким Тристаном. Ради него он поднялся сегодня в несусветную рань и не постеснялся поднять с постели Слонова, который, как известно , ложится спать с петухами. 7. А ведь я его, пожалуй , помню! Все звали его (кроме Комова, конечно ) Лёвушка-рёвушка , или просто Рёвушка , но не потому, разумеется , что он был плакса, а потому что голос у него был зычный , взрёвывающий . 8. Это, скорее всего , меня не касается. Но я должен знать, куда он может пойти? По-моему , к маме идти в таком состоянии непристойно. Он не похож на сопляка, точнее - не должен быть похож. Учитель? Наставник? Это возможно . Это вполне вероятно . 9. Раз шеф не объяснил мне, почему надо искать Абалкина, значит , это не имеет значения. И тут же я понял ещё одну вещь. Вернее , не понял, а почувствовал. А ещё точнее - заподозрил. Всё это обилие бумаг, вся эта пожелтевшая писанина ничего не даст мне, кроме, может быть , ещё нескольких имен и огромного количества вопросов, не имеющих никакого отношения к делу . 10. Бóльшую часть бумаг составляли документы, написанные , как я понял , рукой самого Абалкина . Во-первых , это был отчёт об участии в операции «Мёртвый мир» на планете Надежда. Во-вторых , был в папке ещё один документ - отчёт об операции на планете Гигант . Операция, впрочем , была, на мой взгляд , пустяковая. 11. Как мне показалось , материал этот был для меня совершенно бесполезен. Писать такие отчёты - одно удовольствие , читать их, как правило, - сущее мучение . 12. Я не психолог, во всяком случае - не профессионал, но я подумал, что, может быть , мне удастся извлечь из этих отчётов что-то полезное о личности Льва Абалкина.

    Упражнение 41

    1. Кстати сказать , толки об учёности университетских сторожей сильно преувеличены (кстати сказать - «оценка стиля, манеры речи»). Правда , Николай знает больше сотни латинских названий... но, например , незамысловатая теория кровообращения для него и теперь так же темна, как и двадцать лет назад (правда - «уверенность, достоверность»; например - «порядок мыслей, их связь»; но связывает части сложносочинённого предложения и не имеет отношения к вводному слову: Николай знает , но теория темна ). 2. Мне помогает маляр, или , как он сам себя называет , подрядчик малярных работ (как он сам себя называет - «источник сообщения»; или в значении «то есть» относится к обособленному приложению с пояснительным значением (маляр, или подрядчик малярных работ ) и отделяется от вводного предложения запятой). 3. И этот учитель греческого языка, этот человек в футляре, можете себе представить , едва не женился (можете себе представить - «привлечение внимания собеседника»). 4. По-моему , самое лучшее , что вы можете сделать, - это совсем оставить медицинский факультет (по-моему - «источник сообщения»; перед указательной частицей это , относящейся к сказуемому, ставится тире). Если вам никак не удаётся выдержать экзамена, то, очевидно , у вас нет ни желания , ни призвания быть врачом (очевидно - «предположение, неуверенность»; ни... ни... - повторяющийся союз, связывающий однородные члены). Но тотчас же мне становится жаль его, и я спешу сказать: - Впрочем , как знаете (впрочем - «допущение»). Итак , почитайте ещё немножко и приходите (итак - «порядок мыслей, их связь»). 5. Наверно не знаю, но, кажется , вся эта выходка была преднамеренная , а не импровизированная (кажется - «неуверенность, предположение»). 6. Среди птиц , насекомых , в сухой траве - словом , всюду , даже в воздухе, чувствовалось приближение осени (словом - «оценка стиля, манеры речи, способа изложения и оформления мысли»; вводное слово стоит после однородных обстоятельств перед обобщающим словом всюду , поэтому перед вводным словом ставится тире). 7. Я проедусь по городу, кстати и куплю сигар (кстати - обстоятельство образа действия). 8. Кстати , он был замечательно хорош собой (кстати - «оценка стиля, манеры речи»; можно заменить на сочетание кстати сказать ). 9. Засаленная кепка, с которой Бредюк, похоже , не расставался и во сне, была надвинута на лоб (похоже - «предположение, допущение»). 10. Он и в самом деле интересовался философией (в самом деле в значении «действительно» не является вводным словом). 11. Ключница, по крайней мере , не бреет бороды, а этот, напротив того , брил и, казалось , довольно редко (по крайней мере - «оценка меры, степени того, о чём говорится»; напротив того - «порядок мыслей, их связь»; казалось - «предположение, неуверенность»). 12. В строгом смысле человек с десять, разумеется в том числе и я, не стоили этого назначения за неимением достаточных знаний и по молодости (разумеется - «уверенность, достоверность»; стоит в начале обособленного оборота, поэтому выделяется вместе с ним). 13. Мимо пробежал кто-то, по счастью нас не заметивший (по счастью - «радость, одобрение»; стоит в начале обособленного определения, поэтому выделяется вместе сним). 14. Его литературные произведения, надо сказать довольно удачные , принесли ему известность (надо сказать - «предположение» и «оценка манеры речи, способа оформления мыслей»; стоит в начале обособленного определения и выделяется вместе с ним). 15. От соседней комнаты , по всей видимости столовой , гостиную отделяла арка, занавешенная тяжёлой портьерой (по всей видимости - «предположение»; стоит в начале обособленного дополнения с уточняющим и пояснительным значением и выделяется вместе с ним). 16. Несчастье нисколько его не изменило, а напротив , он стал ещё крепче и энергичнее (напротив а не отделяется от вводного слова запятой, поскольку вводное слово без союза нельзя изъять из предложения, невозможно: несчастье не изменило, а он стал крепче и энергичнее ). 17. Мы знаем, а стало быть , верим, что сказкам сбываться дано и нам побывать на Венере, быть может , ещё суждено (стало быть - «порядок мыслей, их связь»; союз а не отделяется от вводной конструкции запятой, поскольку вводную конструкцию без союза нельзя изъять из предложения, невозможно: мы знаем, а верим; быть может - «предположение, неуверенность»). 18. А Пётр Петрович, по крайней мере по многим признакам , человек весьма почтенный (по крайней мере - «оценка меры, степени того, о чём говорится»; стоит в начале обособленного оборота с пояснительным и присоединительным значением, поэтому выделяется вместе с ним). 19. Раз двадцать по крайней мере и, кажется , без особенно важных причин он в одном пальто сбежал вниз к саням и вбежал опять наверх (по крайней мере имеет значение «самое меньшее» и не является вводным; кажется - «предположение, неуверенность»). 20. Терентий пробавлялся мелкой слесарной работой; но, во-первых , работы было мало, и, во-вторых , много времени отнимали неотложные дела (во-первых, во-вторых - «порядок мыслей, их связь»; союзы но, и связывают части сложносочинённого предложения и не имеют отношения к вводным словам, ср.: Терентий пробавлялся мелкой работой, но работы было мало, и много времени отнимали дела ). 21. Для них он герой, а, признаться сказать , я себе героев иначе представляю (признаться сказать - «оценка манеры речи, способа оформления мыслей»; союз а связывает части сложносочиненного предложения и к вводной конструкции отношения не имеет, ср.: Для них он герой, а я себе героев иначе представляю ). 22. Не год , а, может быть , десять лет прожил Иван Георгиевич за одну ночь (может быть - «неуверенность, предположение»; союз а связывает однородные члены и к вводной конструкции отношения не имеет, ср.: Не год , а десять лет прожил Иван Георгиевич за одну ночь ).

    Классный час «Дерево дорого плодами, а человек - делами»

    Цель: убедить детей в том, что большую пользу приносят дела, а не слова.

    Оборудование: электронная презентация, карточки с пословицами, большое дерево (из бумаги), детские грамоты.

    Ход классного часа

    С целью подготовки детей к восприятию материала целесообразно начать классный час с просмотра слайдов диафильма .

    ЧЕРНОЕ СЕРДЦЕ

    Неожиданно ветер пригнал большие тучи, и началась гроза. Промокший рыжий котенок долго искал, где укрыться от непогоды и, наконец, увидел совсем сухое место под машиной. Здесь холодные капли дождя не могли его достать. Вымокший, он, дрожа, свернулся комочком, а чтобы ветер не дул со всех сторон, прижался к заднему колесу машины. Котенок был совсем крошечный и несмышленый, потому что когда в машину сел человек и стал ее заводить, он даже не понял, какая страшная опасность ему угрожает, и продолжал прижиматься к колесу.

    В это самое время мимо машины шел в школу какой-то мальчишка, грызя по дороге печенье. Вместо того чтобы спешить на урок, он вдруг остановился. Целую минуту он стоял под дождем, все чего-то ждал и не сводил глаз с машины.

    Интересно, куда машина поедет, назад или вперед, - думал он, - задавит или нет. Вскоре машина тронулась с места и поехала, а котенок остался лежать на месте...

    Повезло тебе, рыжий, живи и радуйся, что не задавили, - сказал мальчишка котенку и, засунув оставшееся печенье в рот, пошел своей дорогой.

    Вопросы к тексту:

      Почему рассказ называется “Черное сердце”?

      Как бы вы поступили на месте мальчишки?

      Можно ли сказать, что у мальчишки не было внутри любящего и жалеющего человеческого сердца?

      Как вы думаете, если бы котенка раздавила машина, стал бы мальчишка его жалеть, почувствовал бы он угрызения совести?

    Вывод: как вы считаете, что же важнее – слова жалости или помощь, конкретное дело? (Ответы ребят)

    Учитель. А теперь давайте посмотрим историю, которая произошла с одним цветком.

    Дети инсценируют рассказ “Стрекоза и дождевой червь”

    СТРЕКОЗА И ДОЖДЕВОЙ ЧЕРВЬ

    Ах, какой бедный-бедный засыхающий цветочек, как мне его жаль, - сказала Стрекоза, когда увидела засыхающий Василек.

    Ее слова услышал ползущий мимо Дождевой Червь.

    Правда ли, что цветок засыхает? - спросил он у Стрекозы.

    А то у меня нет глаз, и я совсем ничего не вижу.

    Правда, правда, - ответила Стрекоза.

    Честное слово, цветок наклонился почти к самой земле, а листья беспомощно обвисли и стали желтеть. Его корням, наверное, воды не хватает.

    Давай поможем Васильку, - предложил слепой Червь.

    Я разрыхлю под ним землю, чтобы корням легче было напиться воды, а ты собери оставшиеся капельки утренней росы и напои его.

    Стрекоза молча улетела, а Червь стал работать. Он рыхлил землю вокруг Василька, размягчал твердые комки и убирал маленькие камушки, мешающие просачиваться воде. До самого вечера трудился Червь, но так и не дождался Стрекозы. Она так и не появилась, и Червь ее больше никогда в своей жизни не видел. А цветок ожил и продолжал радовать глаз окружающих долгое время.

    Вопросы к тексту:

      Кто в этой истории по-настоящему помогал цветку?

      А как вы считаете, почему многие люди любят много говорить, а не делать что-то конкретное? (Потому что говорить легче, чем помогать, делать)

      Оказывались ли вы когда-нибудь в подобных ситуациях?

        1. Игра “Собери пословицу”

    Ребята, существует большое количество пословиц, которые перекликаются с темой нашего классного часа. Сейчас давайте посмотрим, кто из вас лучше всех знает пословицы. Для этого конкурса нам нужны добровольцы. Из разрезанных карточек надо сложить пословицы. Тот выиграет, кто быстрее всех справится с заданием:

    Нужны дела, а не слова.
    Слово – серебро, молчание – золото.
    О человеке судят по его делам, а не по словам.
    Говори меньше – делай больше.

    Учитель. Ребята, скажите мне, пожалуйста, у кого рядом с домом есть сад или полисадничек?

    А какие растения растут в вашем саду? Чем они вам нравятся? Я предлагаю вам “посадить” в нашем классе необычное чудо-дерево. Вспомните про чудо-дерево К.Чуковского. Что на нем росло? А на нашем дереве будут расти необычные плоды – это ваши дела, ваши грамоты за достижения. Те ребята, которые пока еще не имеют каких-либо наград, могут прикрепить к нашему дереву поделки, которые умеют мастерить. (Дети прикрепляют к дереву свои грамоты, поделки)

    Рефлексия. Что понравилось, не понравилось? С каким настроением уйдете домой?

    Закончить наш классный час хочу словами английского писателя и поэта А. Поупа: “Слова подобны листьям: дерево, дающее их много, приносит мало плодов”. Этими словами писатель еще раз попытался донести до нас с вами такую мысль – надо больше делать и меньше говорить.

    Введение

    Как- то раз заехал к нам по дороге с работы мой дед – Андреев Вениамин Иванович. Похлопал меня по плечу, спросил о моей учебе и вручил ведро спелой клубники. В следующий раз дед привез мне огромный арбуз.

    У нас в «Энежъ» начали выращивать, у Василия Николаевича Семенова, - сказал дед. - Молодец, успешный он человек!

    Что такое успех? А кто такой Василий Николаевич Семенов? Кого называют успешным человеком? Как достичь успеха?

    Я задумался и решил заняться серьёзным делом – исследованием.

    1) Введение. Разговор с дедом - выбор темы для исследовательской работы.

    2) Основная часть исследования:

    1.Что такое успех? И кто такой успешный человек?

    2.Встреча с Семеновым Василием Николаевичем.

    «Труд – источник радости и удовольствия».

    4.Экскурсия в КФХ «Энежъ».

    5.Интервьюирование главы Еметкинского поселения Юсова В.В.

    6.Обобщение, работа над систематизацией материала.

    3) Заключение.

    4) Использованная литература.

    Цель исследования - выяснить, кто такой успешный человек и какими качествами нужно обладать, чтобы стать успешным в обществе.

    Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

      Провести анкетирование среди учащихся нашего класса;

      Пользуясь различными словарями, выяснить, что такое успех и кто такой успешный человек;

      Познакомиться с Василием Николаевичем Семеновым и расспросить о том, какие чувства помогли ему достичь успеха;

      Узнать о других успешных людях нашей деревни;

      Сравнить и сопоставить полученные результаты и сделать выводы;

    Гипотеза: успешный человек - целеустремленный, трудолюбивый, упорный и терпеливый человек.

    Актуальность: 2016 год в Чувашской Республике объявлен Годом Человека Труда

    Основная часть

    Я решил начать исследование с выяснения, что такое успех и кто такой успешный человек. А знают ли об этом мои одноклассники? Я решил провести анкетирование. Анкетирование показало, что одноклассники тоже не имеют полных знаний на эту тему.

    Поэтому я обратился в библиотеку нашей школы. Я нашел значение слова «успех» в толковом словаре С.И.Ожегова, в котором записаны следующие значения этого слова:

    Удача в достижении чего-либо;

    Общественное признание;

    Хорошие результаты в работе, учёбе

    Д.Н.Ушаков в Большом толковом словаре современного русского языка объясняет, что успех-это удача в задуманном деле, удачное достижение поставленной цели. Успешный человек - заключающий в себе успех, делающий что-нибудь с успехом.

    Я с нетерпением ждал встречу с Семеновым Василием Николаевичем. Мне хотелось познакомиться с успешным человеком.

    И вот 25 декабря в нашей школе прошла встреча «Труд – источник радости и удовольствия», на которую был приглашен Василий Николаевич Семенов. Оказалось, что Василий Семенов родился в деревне Катергино, учился в этой же школе, что и я, но только в старом здании. Учился с усердием, очень любил спорт, поэтому с детства активно занимался различными видами спорта и добивался хороших результатов. Была даже мечта - попасть в сборную страны.

    Но судьба сложилась так, что после окончания сельскохозяйственного института он вернулся в родной район. Работал экономистом в совхозе "Аниш". В 1999 году у Василия Николаевича родилась идея создания своего фермерского хозяйства. Он начал выращивать капусту, затем картофель, а потом еще и огурцы на открытом грунте.

    С 2008 года фермерское хозяйство Семенова В.Н. начало заниматься переработкой с/х продукции традиционным способом – квашением капусты по разным рецептам, солением огурцов и помидоров, заготовкой моченых яблок, производством хреновой закуски и моркови «по-корейски». В последние годы в хозяйстве Семенова начали выращивать клубнику и арбуз. В нашем районе нет человека, который не знает про Василия Николаевич Семенова.

    Будучи фермером Семенов В.Н. неоднократно награждался Почетными грамотами районной администрации, Министерства с/х Чувашской Республики. В 2004 году стал победителем ежегодного конкурса в номинации «Лучший сельхозтоваропроизводитель Чувашской Республики». Высоко ценится продукция цеха переработки К (Ф) Х Семенова В.Н. Квашеная капуста, соленые огурцы, соленые помидоры удостоены золотых медалей Казанской продовольственной ярмарки, Выставки «Лучший продукт –Вооруженным силам», Выставки «Золотая осень» на ВДНХ. По итогам 2011 К(Ф)Х Семенова В.Н. удостоено бронзовой медали ВДНХ в номинации «Лучшее хозяйство по растениеводству». Квашеная капуста хозяйства занимало призовые места на «Фестивале капусты». К(Ф)Х Семенова В.Н. выступило инициатором, спонсором и одним из организаторов конкурса на лучшего мастера по квашению капусты, который является единственным в своем роде в Российской Федерации, фестиваль стал настолько популярным в Республике, что слова «Козловка» и «Капуста» стали синонимами.

    На протяжении всего семинара красной линией проходила тема труда на земле и нехватки квалифицированных кадров на селе. Уже сейчас, находясь за партой, каждый ученик должен определиться со своей будущей профессией. Сейчас много людей ищут работу, но способны трудиться только простыми рабочими, а хозяйство очень нуждается в квалифицированных механиках, строителях, агрономах и менеджерах. Василий Николаевич выразил уверенность, что сегодня в нашей школе сидят будущие специалисты, с которыми вскоре придется вместе трудиться.

    Мы с большим волнением слушали рассказ Семенова. В конце встречи мы решили задать ему вопрос: «Какие человеческие качества помогли Вам стать успешным?». Василий Николаевич ответил так: «Во-первых, трудолюбие . Без труда не вытащишь и рыбку из пруда. Поэтому успех сам по себе на голову не свалится. Во-вторых, терпение. Быстро ничего не бывает. Путь к успеху - это длительный процесс, поэтому человеку нужно быть терпеливым. В-третьих, целеустремленность . Без этого качества добиться успехов точно не получится, если человек не будет стремиться к достижению поставленных целей, о каком успехе может идти речь. В-четвертых, упорство. На пути к успеху могут возникнуть много препятствий, трудностей, которые не должны останавливать человека в своем стремлении. Если даже человек споткнется, он должен встать и идти дальше. Самое главное- верить и стараться.»

    Василий Николаевич пригласил нас в свое КФХ «Энежъ», на экскурсию. Встретил нас Иван Васильевич Семенов - сын Василия Николаевича, который помогает отцу в ведении хозяйства. Он показал нам ангары, хранилища, трактора, комбайны, бочки с огурцами, сказал, что в их работе возникает много проблем, но они не унывают, а стараются преодолеть эти трудности и идти дальше. Теперь, пообщавшись с этими интересными людьми мы поняли- для того, чтобы стать успешным- нужно воспитывать в себе трудолюбие, целеустремленность, терпение и упорство.

    «Да у тебя дед и отец - успешные люди. Вениамин Иванович – добрый и старательный человек. Его умелые руки и богатый опыт очень нужны в нашем хозяйстве,» - сказал Василий Николаевич.

    Исследовательский путь привел меня к деду - Андрееву Вениаминовичу Ивановичу. Я пригласил его на классный час «Кого можно считать успешным человеком».

    За многолетний добросовестный труд в агропромышленном комплексе и высокие производственные показатели механизатор КФХ Семенова «Энежъ» Андреев В.И. не раз был награжден Почетной грамотой Козловского района, Министерства сельского хозяйства Чувашской Республики. За его плечами – Цивильский сельхозтехникум, после успешного окончания которого, в 1977 году назначили механиком Еметкинского тракторного парка, а затем – управляющим Еметкинским отделением совхоза «Дружба». В 1987 году избрали председателем исполкома сельского Совета, в этой должности он проработал около 10 лет. В течение 13 лет В. Андреев преподавал в Еметкинской СОШ рисование, черчение и технологию. Где бы ни работал Вениамин Иванович, всегда ответственно подходил к своим обязанностям. Навыки трудолюбия и усердия привил и сыновьям - Алексею и Юрию - моему отцу, с которым вместе в 2010 году изобрели специальное приспособление для сбора огурцов, которое использовалось в фермерском хозяйстве В. Семенова два сезона, пока не приобрели комбайны германского производства. И у отца, и у сына - золотые руки. Они пользуются успехом у односельчан.

    «Быть успешным, на мой взгляд - воплотить свои мечты в жизнь. Я достиг того, о чем мечтал в юности. Я всю свою жизнь был требовательным к себе, трудолюбивым, целеустремленным. Окружающие всегда смотрят на меня с уважением», - сказал дед. Для себя я решил, что если человек достиг хороших результатов и его уважают люди - вот такой человек успешный.

    Встретился я и с главой сельской администрации Юсовым В.В., он нам рассказал о других успешных людях нашего поселения. Людей, достигших успеха в нашей деревне много. Это - Мыков Олег Николаевич, Сорокин Геннадий Николаевич, Сергеев Владимир Петрович и многие другие. И все они благодаря своему большому желанию и трудолюбию добились успеха.

    Получается, успешный человек – тот, кто твердо идет к своей цели, достигает ее. Человек, которого уважают окружающие. И на селе вполне возможно добиться успеха, я в этом убедился.

    Заключение. Что я выяснил в ходе исследовательской работы. Вывод.

    В ходе исследования я узнал, что такое успех и кто такой успешный человек. Моя гипотеза, подтвердилась. Успешный человек -это человек, который своим трудом добивается своей цели. Я выяснил, чтобы быть успешным, нужно быть трудолюбивым, терпеливым, целеустремленным, упорным. Дедушка Вениамин Иванович мечтал жить в деревне, поэтому в юности выучился в Цивильском сельхозтехникуме. Где б он ни трудился, оставлял после себя «добрый» след. Семенов Василий Николаевич учился в той же школе, что и я, и доказал, что на селе вполне возможно стать успешным человеком. Как я выяснил, если приложить огромный труд, можно достигнуть в жизни хороших результатов. Главное- верить и стараться.

    Я учусь в 6 классе. Знаю, что сельское хозяйство является отраслью экономики, которая нуждается в развитии. В ходе выполнения этой исследовательской работы я начал задумываться о том, а кто же ее будет развивать, если не мы – сельчане. Я думаю, что должны попробовать добиться успеха на селе. Сейчас я обдумываю, как можно развивать свое хозяйство на селе.

    Перспектива:

    1. Выступить на классном часе;

    2. Остаться на селе и развести свое фермерское хозяйство;

    3. А как развернуть это дело – тема следующего исследования.

    Использованная литература:

    1. Ожегов, С. И. Толковый словарь русского языка / С. И. Ожегов, Н. Ю. Шведова. – Москва: Азбуковник, 2000. – 940 с.

    2. Ушаков, Д. Н. Толковый словарь русского языка / Д. Н. Ушаков. – Москва, 2004. – 255 с.

    3. Твен, М. Принц и нищий: повесть, рассказы: пер. с англ. / М. Твен. – Уфа: Башкирское книжное изд-во, 1989. – 288 с.

    4. Сент-Экзюпери, Антуан де. Маленький принц / Антуан де Сент-Экзюпери. – Москва: Эксмо, 2012. – 445 с.

    Интернет ресурсы:

    1. Урок бабочки. Как добиться успеха! [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.youtube.com/watch?v=hersoG_eSpw.

    Их именами славится наш район: Крашенинникова Людмила Васильевна

    ученица 2 б класса МАОУ «СОШ №28»

    Руководитель: Логинова Н.Я.


    Проблема Скоро Эжве- 50 лет. А моя бабушка живёт здесь уже 49 лет. В её личном архиве фотографии, газетные статьи, нотная тетрадь, признания в любви её учеников, Книга Памяти, грамоты и дипломы, Памятный знак. Бабушка дорожит этими вещами. Мне интересно узнать о её жизни и рассказать своим одноклассникам.


    Гипотеза: Моя бабушка, Крашенинникова Людмила Васильевна , уважаемый человек в Эжвинском районе


    Цель работы: узнать о жизни бабушки в Эжве и рассказать о ней

    • Рассмотреть фотографии из архива, побеседовать с бабушкой о её работе;
    • Прочитать статьи о бабушке;
    • Прослушать песни бабушки.
    • Понаблюдать на репетиции за работой бабушки;
    • Провести анкету с участниками хора;

    В 1964 году бабушка стала работать в школе № 31 учителем музыки. «50 лет она не изменяла выбранной специальности»

    Из газет я узнала, что «каждый её урок- настоящий праздник. Видеть и понимать искусство» учила бабушка своих учеников.


    Бабушка щедро делилась своим опытом перед учителями музыки района, города, республики. Коллеги её уважают. В 1992 году приняла участие в городском конкурсе «Учитель года». Она провела урок на тему: «Интонация». Заняла 4 место.



    Людмила Васильевна пела в вокальном ансамбле «Югыд кодзув»



    Она не только любит исполнять песни, но и сама сочиняет музыку.

    «Песня про Эжву»

    «Девичья коса»

    «Осенний романс»

    «Золотая свадьба»



    Я задала вопрос участникам хора: «Почему они посещают занятия?»

    Они рассказали о себе:

    Мы - «дружные добрые люди. Любим петь, любим русскую песню. Пение лечит душу и старость не так страшна». Кроме того, мы стараемся «открыть нереализованные способности». «Нравится общаться друг с другом».

    Вывод: Людмила Васильевна занята очень нужным делом. Она учит бабушек и дедушек петь. Их выступления радуют жителей Эжвы.


    Мне стало интересно, что делает на репетиции Людмила Васильевна. На репетиции я увидела, что руководитель хора распределяет партии, дирижирует. Бабушки и дедушки сначала распеваются, повторяют песни, учат новые. От руководителя зависит, как дружно, правильно и красиво они споют.

    На репетиции Людмила Васильевна строгая, активная, внимательная, общительная, с душой относится к работе.


    Какие качества Людмилы Васильевны ценят участники хора?

    «Хороший творческий организатор, помощник в становлении участников хора, как исполнителей»

    «Доброту и энергичность»

    На празднике «День Эжвы» - 2012 г. роль Верки Сердючки сыграла бабушка .


    • «Кладезь песен. Назови любую и она напомнит мотив. Энергичный человек. Когда приходишь на занятие хора без настроения, глядя на её энергичное «махание» рукой, и сам начинаешь оживать»
    • «Оптимизм, инициативу, активность»
    • «Создала творческий дух коллектива. Всегда жизнерадостная, внимательная к участникам хора. Профессионал своего дела.»
    • «Задор, оптимизм, профессиональный подход к делу. Простая в общении. Свой человек»
    • «Терпелива, вежлива, влюблена в песни, общительна, умеет сплотить коллектив. Мы её любим и ценим»

    «Я бы отметила воспитанность, порядочность, скромность, талант педагога, умение руководить коллективом. С ней легко общаться, можно поговорить на любые темы»

    Территориальный центр занятости пожилых людей. Досуг музыкальный час



    Добрая слава дороже богатства Людмила Васильевна Занесена в Книгу Почёта Эжвы






    Вывод:

    Русская пословица говорит: « Дерево ценится плодами, а человек – делами».

    Мою бабушку уважают жители района: её ученики и родители, участники хоровых коллективов, коллеги, зрители концертов. Уважают и ценят за её добросовестный и многолетний труд. Я горжусь своей бабушкой.


    Литература

    В работе использованы материалы из личного архива Л.В. Крашенинниковой