В городе противогололедные реагенты являются для нас воплощением самого настоящего зла: от них ржавеют автомобили, выходит из строя обувь, болеют домашние животные, засыхают газоны и деревья. Поэтому-то в загородной жизни хочется обойтись без них. Ну или, по крайней мере, применять около своего дома самые безопасные и экологичные. Как их выбрать?

Самые безопасные

Начнем с того, что существование безопасных и экологичных противогололедных реагентов, которыми пользуются в цивилизованной Европе — не более, чем миф. Во всем мире для борьбы со снегом и льдом используют три вещества — хлористый натрий (поваренная соль), хлористый магний (бишофит) и хлористый кальций. Конкретные предпочтения определяются близостью городов к тому или иному месторождению: соль далеко не везут. Поэтому-то в США особо популярен бишофит, а в Европе — хлористый натрий (галит). Все эти вещества примерно одинаково влияют и на людей, и на растения.

Дело в количествах, которые используют, и способе распыления. Например, в Берлине перед ожидаемым заморозком рекомендуют использовать всего 20 г хлористого натрия на квадратный метр. Чтобы понять, как это мало — попробуйте равномерно распределить столовую ложку соли на пятачке размером метр на метр. Просто так, без специальных приспособлений не получится. Поэтому-то к реагентам нужны сеялки-дозаторы!

Кстати, вопреки распространенному мнению, соли, используемые в качестве противогололедных реагентов, должны быть очищены от разных механических и химических примесей. Так, хлористый натрий, используемый для борьбы со льдом, по чистоте можно сравнить только с поваренной солью класса «экстра». Татьяна Алексеева, технолог ГК «Ронова» говорит о том, что пешеходные зоны, тротуарные дорожки запрещается обрабатывать химическими веществами. Для борьбы с гололедом здесь используется песок — это самый бюджетный вариант, а также гранитная или мраморная крошка.

Итог идеального зимнего содержания территории — отсутствие на ней снега и наледи, сухой чистый асфальт, по которому комфортно могут передвигаться как водители, так и пешеходы.

Где, что и сколько?

Многие думают, что можно купить мешок безопасного, экологичного реагента и на этом успокоится. Увы, универсального реагента не бывает.

Богдан Водопьян, директору по развитию бизнеса компании ShelterLogic (производитель линейки реагентов Рокмелт) рассказал, в каких случаях какой реагент полезен.

Дорожка, очищенная от снега. До -7 o С можно использовать любой реагент. Чем меньше его частички — тем лучше. Максимальная доза — 70 г/м2 (три столовые ложки).

Если температура понижается, то поваренная соль перестает работать. При наличии специальной техники, позволяющей смачивать смачивающие крупинки соли в момент распыления, можно работать с хлористым натрием и дальше. Ну, а около собственного дома лучше просто использовать реагент, состоящий из хлорида натрия с добавкой хлористого кальция. Последний впитывает влагу из воздуха и соль продолжает «работать».

Дорожка с накатом. Здесь, наоборот, нужны соли в виде крупных гранул. Они буквально «буравят лед». Но если температура понизилась ниже -10 о С, удалять лед с дорожек уже не рекомендуется. Лучше использовать абразивные материалы — мраморную или гранитную крошку, песок. У каждого из них свои достоинства и недостатки. Мрамор, крошась, дает белые пачкающие следы. Зато его (если, конечно, немного) летом можно не убирать. Он постепенно разложится в почве.

Гранитная крошка не пачкает пол в доме, зато в конце зимы ее надо обязательно собрать с дорожек. Иначе на ней можно подскользнуться и поранится.

Песок — отличный абразив, особенно если нет опасности, что он забьет ливневые стоки. Но привозят его нам часто грязный, с примесью глины — со всеми вытекающими последствиями (и с гололедом плохо борется, и грязь разносится).

Крыльцо, открытая веранда. Оптимальный реагент — хлористый магний (бишофит). Дело в том, эта соль при многочисленных температурных колебаниях меньше всего разрушает напольные покрытия (плитку, террасную доску и т. п.)

Обледеневшие ворота. Длинная январская оттепель привела к появлению огромного количества луж. Когда ударил мороз, многие не смогли открыть ворота на участок или двери гаражей. Чтобы справится с толстой ледяной коркой, бесполезно сыпать мелкую соль — вы просто получите соленые лужи. Используйте крупные соляные гранулы. Распределите их равномерно в проблемном месте и через 6-10 часов получите перфорированный лед, которые легко разобьется лопатой.

Дорожка от бани. Если вы любите после парилки окунаться в прорубь или просто поваляться в снегу, обработайте дорожку от бани поваренной солью (грубые абразивы здесь не подойдут — можно пораниться).

Кстати, поваренная соль будет наилучшим выбором, если у вас есть домашние животные. Только не переборщите с количеством.

Выбор управляющих компаний

Многие компании, обслуживающие территории загородных поселков учитывают нелюбовь москвичей к реагентам и стараются обходится без них. Так происходит в поселке таунхаусов «Маленькая Шотландия» и в самых разных поселках Villagio Estate, где упор делается на своевременную расчистку территории от снега. С гололедом борются, посыпая дорожки песком. Антонина Зелинская, директор Управляющей организации «Экосервис Обнинск» говорит, что в жилом комплексе «Экодолье Белкино» они используют песчано-соляную смесь и песок.

Самый большой ассортимент противогололедных материалов имеют в жилом комплексе «Дубровка» . В зависимости от погодных условий здесь используют галит (производства Артемсоль) хлористый кальций (Айсмелт), смесь хлоридов кальция и натрия (Ratmix) и специально подготовленную гранитную крошку. Политика управляющей компании — делать убор на механическую уборку территории, применять реактивы минимально.

Кстати, в обязанности управляющих компаний обычно входит поддержание в надлежащем виде подъездных дорог, детских площадок, прогулочных зон. За отдельными домовладениями ухаживают за дополнительную плату. Кто-то из жителей просит, чтобы ему расчищали парковочное место, а кто-то заказывает и расчистку дорожек на участке.

Подобрать для своего автомобиля присадку Реагент 3000 не так уж и сложно, но если все таки у Вас возник вопрос - в этой статье Вы найдете инструкцию о том, какой Реагент 3000 купить для своего автомобиля!

Итак, начнем с того, что серия данных присадок для автомобиля разбита на категории:

1) Реагент 3000 для двигателей.

2) Реагент 3000 промывка (топливной системы, масляной системы, системы охлаждения).

3) Реагент 3000 для топлива.

4) Реагент 3000 для трансмиссии (редуктора, коробки, мосты, и другие узлы автомобиля).

  • Реагент 3000 «Драйв» - подходит для всех двигателей внутреннего сгорания, работающих на любом топливе, в том числе и на газу, с рабочим объемом до 2,2 Lи объемом масла до 5 литров. Данный продукт отлично подходит для новых автомобилей, при первой или второй замене масла на ТО.
  • Реагент 3000 «Драйв Плюс» - как и «Драйв» подходит для всех ДСВ с объемом масла до 5 л. и рабочим объемом двигателя до 2,2 л. Отличительной чертой «Драйв плюс» от просто «Драйв» является то, что «Драйв плюс» рассчитан на двигатели с большим износом. Так же, промывка в данном случае рассчитана на более зашлакованный двигатель!
  • Реагент 3000 «Супердрайв» - создан для двигателей с большим рабочим объемом двигателя (до 4 л.) и заливным объемом масла до 6 литров. Присадку для двигателя стоит покупать, если есть большой эксплуатационный износ или двигатель используется в тяжелых условиях (мороз, перегрузки, работа в такси).

Если Ваш заливной объем масла больше чем тот, на который рассчитан один состав Реагента, то его применяют в большем количестве для одного двигателя, исходя из указанных пропорций !

Для того, чтобы не «лить воды», скажу - данные составы используют на автомобилях со значительным износом рабочих узлов или их засорением, а так же для избавления от последствий от использования некачественных ГСМ (например, после плохого качества бензина или масла).

Сейчас в продаже доступны:

Промывка топливной системы.

Промывка системы охлаждения.

Промывка масляной системы.

3. В третей категории все просто – Реагент 3000 для топливной системы , хоть и представлен в 4 позициях, но по составу он полностью идентичен и отличается только объемом выпуска.

Есть на 150, 500 и

1000 литров топлива (бензин или ДТ).

По секрету скажу, что покупать для топлива на 1000 литров в два раза выгоднее, чем на 150 и 500 литров. Именно так делают те, кто убедился в эффективности Реагента, и пользуется им постоянно. А меньшие объемы были сделаны либо для разового применения, либо для тех, кто впервые хочет проверить действие этого состава на своем «коне»!

  • Реагент 3000 для механической трансмиссии – предназначен для таких узлов автомобиля, как механическая коробка передач, раздаточная коробка, редуктор переднего или заднего моста с заливными объемами масла до 1,5 л.
  • Реагент 3000 для АКПП – применяется для автоматических коробок передач.
  • Реагент 3000 для ГУР – заливается в гидро-усилитель руля с объемом масла до 1 литра.

Более подробно о составе, свойствах и применении каждой из присадок Реагент 3000 Вы можете почитать, перейдя на страницу с интересующим Вас продуктом, там же Вы можете купить Реагент 3000 с доставкой по России!

Антигололедные реагенты бывают жидким , твердыми и комбинированными и имеют различный состав и химические свойства, но все они имеют одно общее свойство – понижать точку плавления снега.

В снежную, слякотную погоду реагенты чаще всего используются твердые, а в сухую погоду, при гололеде – жидкие химические реагенты. При попадании твердого антигололедного реагента на ледяную поверхность снега или льда, его кристаллы начинают активно впитывать (поглощать) влагу из окружающей среды.

При переходе из твердой фазы в жидкую реагент начинает выделять тепло, которое и используется для растопления снега. Образовавшаяся из растопленного снега, льда и реагента масса называется рассолом, имеющий температуру замерзания ниже температуры замерзания воды. Именно раствор антигололедного реагента пока его концентрация такова, растапливает лед и предотвращает возникновение гололедных образований. При этом лучшим является тот антигололедный реагент, который при наиболее низкой температуре расплавит большее количество снега и льда и окажет наименьшее действие на окружающую среду и материалы.

На сегодняшний день применяются следующие жидкие и твердые противогололедные средства.

Жидкие: , содержащий ингибитор коррозии, ацетат аммония модифицированный «Антиснег»-1 и ацетат калия модифицированный «Нордикс-П» или «Ацедор», которые представляют собой соли или эфиры уксусной кислоты.

К твердым антигололедным средствам относятся: хлористый кальций, ингибированный фосфатами (ХКФ) , хлористый кальций натрий модифицированный - Айсмелт (ХКНМ) , «Биомаг» - хлористый магний модифицированый, нитраты кальция, магния, мочевины (НКММ) , соль техническая - NaCl. От технической соли Московские власти отказались 10 лет тому назад из-за большой нагрузки на экологию, зеленые насаждения, растительный покров и почвы. Начиная с зимы 2005-2006 годов московские власти отказались и от применения хлористого магния ("Биомаг") из за тенденций к накоплению катиона магния в почвах и природных водах.

Наиболее популярными и эффективными в настоящее время стали твердые химические комбинированные реагенты на основе модифицированного хлористого кальция и натрия типа Айсмелт и жидкие реагенты как хлористый кальций модифицированный (ХКМ) . Согласно инструкции их можно использовать практически при любых погодных условиях и температурных режимах, а также во время снегопадов. Их распределяют с помощью имеющейся у дорожных служб спецтехники, что позволяет обрабатывать большие территории.

Эффективность противогололедных реагентов зависит от многих факторов, основными из которых являются: температура замерзания и концентрация растворов, плавящая способность, расход реагентов, вязкость растворов, коррозионная активность. Главное - знать: идеальных реагентов нет. У каждого существуют как свои плюсы, так и минусы.

Все противогололедные реагенты должны быть сертифицированы, иметь паспорт безопасности и быть безвредными для экологии и здоровья и удовлетворять следующим основным требованиям:

  • Cнижать точку замерзания воды при отрицательных температурах;
  • Быстро взаимодействовать и плавить снежно-ледяные отложения;
  • Не повышать скользкость дорожного покрытия до опасных значений;
  • Не вызывать вредного воздействия на дорожные покрытия;
  • Не угнетать зеленые насаждения;
  • Не оказывать отрицательного влияния на металл, резину и кожу;
  • Быть безвредными для здоровья человека и экологии

Кроме того, антигололёдные реагенты не должны содержать компонентов, обладающих разрушительным действием на движимые и недвижимые объекты окружающей среды; изготавливаться на основе безопасных экологических технологий и иметь низкую коррозионную активность по отношению к метало и бетоноконструкциям.

Но самый главный показатель безопасности того или иного вещества определяется его концентрацией, где бы это вещество ни находилось: в воде, в воздухе или на почве. Если говорить о антигололедных реагентах, то необходимо четко определить токсичность каждого из них, установить, где какие можно использовать. Например, ацетаты допустимо применять только на хорошо проветриваемых территориях и на возвышенностях, другие реагенты - только на аэродромах, третьи - на улицах города. Основное правило состоит в том, чтобы использовать реагенты при полном соблюдении гигиенических норм и необходимых технических условий. Например, для технической соли необходимо соблюдать дозировку – 10-15 г/м 2 , для других антигололедных реагентов – от 35 до 100 г на квадратный метр. В целом, расход реагента зависит от толщины льда и температуры окружающей среды. Например, при температуре воздуха –2–4 °C и толщине льда 1–2 мм необходимы 35 г реагента на 1 кв. м. При температуре –10–15 °C и толщине льда 3–5 мм соответственно 45 г/кв. м и так далее.

Антигололедные реагенты имеют как свои плюсы, так и минусы. По своей сути – уже само название «антигололедный реагент» свидетельствует о том, что вещество вступает в некую химическую реакцию с окружающей средой т.е. ледяным покровом. Подобный химический процесс также зависит от ряда факторов, как внешних – природно-температурных, метеорологических, так и внутренних - химических. Ведь антигололёдные реагенты вступают в химические реакции не только с обледеневшим дорожным покрытием, но и с побочными продуктами, такими, как моторные масла, пары бензина, солярки, выхлопных газов, в большом количестве присутствующих на дорожном покрытии, компонентами почвы. Как показали результаты многочисленных исследований на сегодняшний день не существует практически экологически чистых антигололёдных реагентов.

Было исследовано более 15 веществ, входящих в состав антигололедных реагентов, и оказалось, что практически все они в той или иной степени могут оказывать негативное воздействие не только на окружающую среду, но и на организм человека. Одна из основных проблем состоит в том, что реагенты часто используются без соблюдения гигиенических норм и необходимых технических условий.

Приказом Роспотребнадзора от 2007 года «О Санитарно-эпидемиологических экспертизах» все антигололёдные реагенты должны пройти обязательную санитарно-эпидемологическую экспертизу и иметь соответствующий сертификат. Реагенты должны рассыпаться в местах потенциального скопления ледяного покрова в соответствующих нормам пропорциях и консистенциях, процентное соотношение растворов которых должно строго дозироваться в соответствии с руководством использования того или иного противоледного реагента.

Противогололедные реагенты, как и все химические реагенты, требуют большой осторожности при их использовании. Например, если применять их без учета климатических особенностей региона, а также в больших – не соответствующих норме – количествах, то результат может оказаться катастрофическим для экологии окружающей среды и здоровья человека. Примером вышесказанного может служить соль техническая и ее использование сверх положенной нормы. В случаях неграмотного применения подобного реагента, его большое количество на проезжих частях и тротуарах способно оказать негативное воздействие, как на резину автомобилей, так и на обувь пешеходов. А в парках и лесопарковой зоне рассыпать соль вообще запрещено. Именно поэтому, соль техническая, так же, как и прочие антигололедные реагенты, должны использоваться в строгом соответствии с существующими нормами. Однако, на практике часто этого не происходит – мы все являемся свидетелями тому, что эти реагенты разбрасываются повсюду в больших количествах, нанося непоправимый ущерб экологии. Основным результатом применения этих реагентов являются несмываемые белые пятна-разводы на одежде, обуви и резиновых шинах автомобилей.

Техническая соль обладала рядом достоинств: была доступна по цене, действенна при низких температурах, легко транспортировалась. Однако подобная техническая соль хотя и неплохо справлялась со своими обязанностями, имела и множество существенных недостатков – прежде всего экологического характера. Поэтому Москва давно отказалась от неё. За многие десятилетия применения соли в Москве (за зиму до 100 тысяч тонн) погибло большое количество зеленых насаждений – от 100 до 250 тысяч деревьев ежегодно. Специалисты даже подсчитали: к концу ХХ века на улицы и дороги мегаполисов России высыпали 450 тыс. т песка и соли. Соль стала настоящей бедой для городских коммуникаций, которые она разъедала нещадно. Например, в 1997 году прекращалось движение троллейбусов на многих маршрутах московских троллейбусов. Причиной этому стал выход из строя изоляторов на контактных сетях электропроводки. Наконец, соль стала причиной появления аллергических заболеваний у людей и атипичного дерматита у собак и кошек.

Сегодня концентрация технической соли снижена в 2,5 раза, а власти крупных городов Москвы и Санкт-Петербурга стали отказываться от традиционной соли в пользу более эффективных экологически безопасных и более технологичных антигололедных реагентов нового поколения. Это твердые "Биомаг" (хлористый магний), жидкие ХКМ (хлористый кальций модифицированный) и "Нордекс". Эти препараты были признаны экологически безопасными и достаточно эффективными антиобледенителями. Но в то же время данные реагенты обнаружили свойство создавать "масляную" пленку на дороге, в результате чего тормозной путь автомобиля увеличивался в несколько раз.

Согласно постановлению правительства Москвы от 10 апреля 2007 года "О порядке допуска к применению противогололедных реагентов для зимней уборки объектов дорожного хозяйства в городе Москве" на объектах дорожного хозяйства города Москвы допускается применение только тех реагентов, которые прошли предварительную оценку воздействия на жизнь и здоровье граждан, состояние компонентов окружающей среды, включая растения, почву, водные объекты, на состояние объектов дорожного хозяйства и связанных с ними гидротехнических и других коммуникаций.

В 2007 году на заседании комиссии Московской городской Думы по экологической политике был рассмотрен проект закона "О городских почвах". Законопроект затрагивает актуальный вопрос для москвичей: применение антигололедных средств: п.3 ст.13 "не допускается применение солей и других реактивов в качестве противогололедных средств, если это может причинить существенный вред почвам".

Все антигололёдные реагенты согласно инструкции должны рассыпаться в местах потенциального скопления ледяного покрова в соответствующих пропорциях и консистенциях, процентное соотношение растворов которых должно строго дозироваться в соответствии с руководством использования того или иного противоледного реагента. Противогололедные реагенты, как и все химические реагенты, требуют большой осторожности при их использовании. Например, если применять их без учета климатических особенностей региона, а также в больших – не соответствующих норме – количествах, то результат может оказаться непредстазуемым для экологии окружающей среды и здоровья человека.

Сейчас на территории столицы, для борьбы со льдом, коммунально-дорожные службы используют далеко не безвредные реагенты:

  • Хлористый кальций модифицированный ХКМ , жидкий,содержащий ингибитор коррозии.
  • Хлористый кальций , твёрдый, ингибированный фосфатами (ХКФ).
  • «Биомаг» , твёрдый модифицированный хлористым магнием.
  • «Антиснег»-1 - ацетат аммония модифицированный, жидкий.
  • «Нордикс-П» - ацетат калия модифицированный, жидкий, представляющий собой соли или эфиры уксусной кислоты.
  • Айсмелт - ХКНМ - твердый противогололедный реагент хлористый кальций натрий модифицированный.

К наиболее распространённым химическим антигололедным реагентам относится широко распространённый жидкий 28%-ный раствор хлористого кальция модифицированного (ХКМ). По сравнению с технической солью, ХКМ обладает несколькими существенными преимуществами: нормы расхода хлористого кальция в среднем на 30-40% ниже. При этом он весьма эффективен при низких температурах (до 35° С). ХКМ не позволяет образовываться гололеду и снежно-ледяным накатам. Кроме того, как показали лабораторные исследования, эти реагенты не только расплавляют лед, но и улучшают состояние почвы. Кальций замещает натрий, который накопился в почве за время использования технической соли, и таким образом даже удобряет ее.

Несмотря на явные преимущества, хлористый кальций модифицированный обладает рядом недостатков. Одним из главных минусов модифицированного кальция является короткий срок действия реагента – 3 часа. Это приводит к тому, что дороги в течение суток необходимо обрабатывать несколько раз. Ученые Московского автодорожного института также выяснили, что после обработки дорожной наледи жидким хлористым кальцием модифицированным, коэффициент сцепления шин с дорогой снижается на 30% даже по сравнению с мокрым асфальтом. Когда применяли техническую соль, влага испарялась, и дороги оставались сухими, модифицированный кальций, напротив, притягивает влагу. Если же на дорожном полотне есть пленка из машинного масла, бензина, а поры асфальта забиты резиновой крошкой, то модифицированный кальций еще больше теряет в эффективности.

По последним данным мониторинга общая экологическая ситуация в Москве постепенно стабилизируется. Одна из причин – использование снегоплавильных пунктов, куда вывозится более 80% снега, который содержит в себе реагенты. «Стоит отметить, что запрещены сброс снега в реки. Если все эти мероприятия будут продолжены в полной мере и будет надлежащий контроль, то последствия для зеленых насаждений, почв, да и самих людей будут минимальны. Однако, снег с ангигололедными реагентами сбрасывается в Москва-реку, нанося непоправимый ущерб водной среде.

В заключение следует подчеркнуть, что абсолютно безвредных противогололедных реагентов не бывает. Все зависит от норм распределения. То есть, если использовать эти реагенты строго дозировано в зависимости от конкретного метеопрогноза, все будет хорошо. К сожалению, стопроцентной точностью наши метеорологи никогда не отличались.

Кроме того, вследствие высокой гигроскопичности, реакции противогололёдных реагентов всегда будут одинаковы, независимо от погоды. То есть сначала хлористый кальций превратит лед в воду, а потом пойдет гидролиз соли с образованием малорастворимого в воде осадка и выделения хлороводородной кислоты.

Поэтому жители столицы отмечают, что, несмотря на все меры, которые предпринимают московские власти, грязи на дорогах меньше не становится, а скорее появляется даже больше. Каждый год появляются всё новые более экологичные и безопасные реагенты, но проблемы как были, так и остались.

На вопросы отвечал к.х.н., доц. О.В. Мосин

В Москве на улицах используют вредные реагенты. А во всем цивилизованном мире применяют другие, безопасные.
На самом деле во всем мире в качестве противогололедных реагентов используют всего три основных компонента: хлористый натрий (поваренную соль), хлористый магний (бишофит) и хлористый кальций. Обычно предпочитают тот, месторождения которого находятся поблизости. В Ялте, например, если случаются заморозки, улицы начинают поливать морской водой.

Миф 2

«Экологически чистый» - значит, безопасный. Это совсем не так. Скорее всего, данная надпись означает, что в реагенте используется чистая горная порода, без органических примесей.
Чтобы реагент был действительно безопасен, нужно четко соблюдать все рекомендации по его применению. Например, при легких морозах рекомендуют использовать всего 20 г хлористого натрия на квадратный метр. Чтобы понять, как это мало, попробуйте равномерно распределить столовую ложку соли на площадке размером метр на метр. Кстати, максимальная доза любого реагента - 70 г/кв. м.

Миф 3

Качество и цена реагента зависят от наличия особых примесей. Конечно, запатентовано немало составов, где к основным компонентам противогололедных реагентов предлагаются какие-либо добавки. Но многие специалисты считают, что очищенные от примесей соли работают лучше. Если во времена наших бабушек дорожки посыпали грязной серой солью, то теперь противогололедный хлористый натрий по чистоте можно сравнить с поваренной солью категории «экстра». Другое дело, что в дорогих реактивах гарантируют оптимальные размеры частички соли - это важно для правильного распределения и дозирования.

Универсального реагента нет. Для разных температур, разных ситуаций необходимы свои составы. При этом ни один реагент не может полностью заменить традиционных инструментов: щетки, лопаты и лома.

Как правильно применять антигололедные реагенты

Четкая дозировка. Можно пройтись по своему участку как сеятель - с ведерком и совочком. Но первый шаг к безопасному использованию антигололедных реагентов - это четкий подсчет их количества. Благо существует немало специальных приспособлений. Самое простое - ручной дозатор: это небольшой ковш, оборудованный механизмом распыления. Обычно такие дозаторы делают из морозостойкого пластика, поэтому весят они немного. Перед началом работ необходимо «настроить» дозирование по количеству реагента, которое напрямую зависит от конкретных погодных условий. Таким образом, на дорогу ложится точно заданный слой препарата. Дозатор экономит до 30% дорогостоящих противогололедных смесей.

Для чистых дорожек - мелкие крупинки. Если дорожки очищены ото льда, но вы не хотите, чтобы после холодной ночи появилась наледь, можете использовать «профилактическое» количество реагентов - столовую ложку на квадратный метр. Главное, чтобы частички реагента были мелкими. Иначе дозу не удастся распределить равномерно.

Для корки льда - гранулы. Если на дорожке образовался накат, используйте соли в виде крупных гранул. Они буквально «пробуравят» лед. Ну а мелкая соль просто устроит вам соленую лужу. Это же правило справедливо, если вам нужно открыть заледеневшие ворота или калитку. Распределите крупные соляные гранулы равномерно в проблемном месте - и через 6-10 часов получите перфорированный лед, который легко разобьется лопатой.


Какой реагент выбрать?

Хлористый натрий (поваренную соль или галит) эффективно использовать до -7 °С. А вот хлористый кальций работает до -51 °С. Почему? Вы когда-нибудь замечали, чтобы поваренная соль, растворяясь, нагревала воду? Нет? Правильно. А вот хлористый кальций растворяется с выделением тепла.

С другой стороны, хлористый натрий самый дешевый и безвредный для домашних животных. Если вы любите после парилки окунаться в прорубь или просто купаться в снегу, обработайте дорожку от бани именно поваренной солью.

Хлористый кальций существенно дороже. Зато он эффективен при любой температуре. И главное - гораздо безвреднее для растений. К сожалению, хлорид кальция вызывает химический ожог при неправильном и неосторожном обращении. Не стоит использовать его на участках, где есть дети и животные.

Хлористый магний . Самый лучший реагент для обработки крыльца или открытой веранды, облицованной керамической плиткой, деревом. Эффективно плавит лед при низких температурах, нетоксичен. Но! Магний обладает способностью разрушать цементные конструкции. Поэтому не стоит обрабатывать им дорожки, если они вымощены бетонной плиткой, и рассыпать около фундамента.

Абразивные компоненты

Мраморная крошка - самая красивая. Белое на белом смотрится очень по-зимнему. Увы, дома на полу у вас тоже появятся белые следы. Преимущества мраморной крошки в том, что в конце сезона ее можно просто смести на газон или грядки: перемешанный с землей мрамор через некоторое время растворится.

Гранитная крошка не пачкает пол в доме, зато в конце зимы ее нужно обязательно убирать с дорожек. Иначе на ней можно поскользнуться и пораниться.

Песок - оптимальный вариант. Особенно если вам его привезут загодя: нужно убедиться, что в нем нет примесей глины.

При температуре ниже -10 °С удалять лед с дорожек уже не рекомендуется. Лучше использовать абразивные материалы: мраморную или гранитную крошку, песок.

Если вы не купили противогололедный реагент, можете использовать золу из печки или камина. Да, она пачкает белые дорожки, зато… не скользко!

Осторожно, реагенты: чем посыпают дорогу зимой?

Ответ редакции

Коммунальщики неоднократно слышат многочисленные жалобы от автомобилистов, пешеходов, владельцев животных после применения специальных смесей на дорогах. На самом деле без химических реагентов можно обойтись, если использовать природные материалы, не добавляя химию в окружающую среду. Чем планируют посыпать столичные дороги и ? АиФ.ru разбирался в вопросах «зимней» химии.

Какой реагент применяют в Москве?

Уже многие годы в качестве основного реагента в Москве используется жидкий раствор хлористого кальция модифицированного. По сравнению с технической солью, нормы расхода этого реагента в среднем на 30-40 % ниже, при этом он весьма эффективен при низких температурах (до 35 градусов по Цельсию, против 16 — у соли). Однако у такого реагента есть существенный недостаток — непродолжительный срок действия: около трёх часов. Поэтому дороги приходится обрабатывать несколько раз в сутки.

Предстоящей зимой Москва не откажется от жидких реагентов, однако во дворах их будет меньше за счёт использования гравийной крошки, пообещал руководитель Объединения административно-технических инспекций Дмитрий Семёнов .

Закупки реагентов Москва начала ещё весной. На портале госзакупок появился заказ на сумму более 6 миллиардов рублей. В прошлом году реагенты обошлись почти на треть дешевле. Для москвичей это может означать увеличение расходов на «коммуналку» — в пересчёте на тонну материала твёрдые реагенты в четыре раза дороже.

Виды реагентов

Антигололёдные реагенты бывают разных видов — жидкие, твёрдые, гранулированные.

Твёрдые реагенты подходят практически для любых погодных условий и температур. А вот жидкие — для сухой погоды, причём температура воздуха должна быть не менее минус 5 °С. Жидкие реагенты используют для профилактической обработки дорожного полотна. Если асфальт, уже покрывшийся ледяной коркой, обработать жидкой смесью, то вероятность скольжения колёс машин только возрастёт. Такой реагент приступит к действию только спустя некоторое время.

Состав реагентов

Как правило, противогололёдная смесь состоит на 60 % из хлорида натрия. Вдобавок идут хлористый калий, хлористый кальций и другие соединения.

Смесь песка и соли — наиболее популярный реагент. Сам по себе песок не вызывает химической реакции, приводящей к уменьшению снежного и ледяного покрова. К плюсам смеси песка с солью относится очень низкая цена и простота использования. Правда, от данной смеси портится обувь, детали автомобилей. Кроме этого, песок забивает ливневую канализацию и добавляет лишней грязи на улицах.

Техническая соль (хлорид натрия, галит) — наиболее дешёвая среди химикатов. Основное её преимущество в том, что она очень быстро растапливает лёд. Но такой реагент разъедает автомобильные кузовы, колёса и обувь пешеходов.

Хлористый кальций — безопасный, с экологической точки зрения, антиобледенитель. Преимуществами являются быстрое и глубокое проникновение реагента в ледяной слой, позволяющий плавить лёд и удобрять почву. Реагент эффективен даже при очень низких температурах (до 35 ºС мороза). При этом он не разрушает бетонного покрытия дорожного полотна.

Раствор хлористого кальция модифицированного — имеет низкие нормы расхода (по сравнению с солью технической — на 30-40 %), эффективен при сильных морозах (до -35 ºС), но при этом реагент имеет достаточно короткий срок действия (до трёх часов). Притягивает к дорожному полотну влагу, что приводит к снижению коэффициента сцепления колеса и асфальта на 30 %. Вызывает у человека сильную аллергию и разрушает металлическое покрытие автомобиля, опасен для животных, вызывает порчу обуви.

Смесь соли с мраморной крошкой — экологически чистый материал, воздействует на лёд исключительно как противоскользящее средство. При правильной организации применения и последующей уборке территории может применяться многократно.

Гранитный щебень — устойчив к морозам, достаточно прочен и может использоваться повторно. В нём не присутствуют химически вредные и загрязняющие компоненты. Гранитный щебень отличается выгодной ценой и отличным противоскользящим эффектом.

Бишофит (ХММ) — хлорид магния, к нему примешиваются йод, бром, железо, кремний, цинк и ещё около 70 элементов. Реагент быстро впитывают влагу, однако имеет коррозионные свойства. Принцип действия аналогичен технической соли (хлористый натрий), но менее вреден для окружающей среды из-за своего состава. Как реагент бишофит безопасен для человека и животных, не оставляет белых пятен на обуви.

Как ещё борются с гололёдом?

В Ярославской области с 2007 года дороги поливают минеральной водой, которую добывают неподалёку из скважины. Вода для употребления в пищу не пригодна, содержание солей в ней слишком высокое. Такую воду заливают в поливальные машины прямо из скважины без каких-либо примесей или химии.

В Белоруссии разработали специальный реагент на основе мелассы — патоки, которая остаётся после производства сахара. Вещество не разрушает дорожного покрытия, не подвергает металл коррозии и является экологически безопасным.

В Финляндии улицы ежегодно посыпают крошкой, которую весной собирают при помощи специальной техники, моют, а в следующем зимнем сезоне используют снова.

В Норвегии тепловые магистрали прокладывают под автомагистралями и тротуарами, что не позволяет снегу и льду задерживаться.

В Швеции используют особую дорожную соль, смешанную с сахаром. Подобная смесь дольше лежит на дорогах (при этом они быстрее высыхают), замедляет ржавление деталей автомобиля.