Бомбардировщик Люфтваффе Юнкерс Ju 88 стал одним из наиболее известных самолетов времен Второй мировой войны. С 1937 по 1944 г. в первоначальную конструкцию скоростного бомбардировщика внесли около трёх тысяч изменений, которые привели к созданию 6 базовых конструкций и более 60 модификаций. Наиболее массовой стала модификация бомбардировщика Ju 88А-4, а общее количество всех выпущенных самолетов - более 15100 штук.

История этого знаменитого Ju 88 начинается в октябре 1935 г, когда фирма «Юнкерс» получила техническое задание на разработку скоростного двухмоторного бомбардировщика с экипажем из трех человек. Согласно техническим условиям, максимальная скорость полета должна составлять 500 км/ч при бомбовой нагрузке в 500 кг и способности перемещать ее на расстояние до 2000 км. Оборонительное вооружение состояло из одного 7,92-мм пулемета в носовой части фюзеляжа и одного подвижного пулемета того же калибра.

Эти требования можно было удовлетворить модернизацией уже выпускаемого в серии бомбардировщика Ju 86, за исключением скорости полета в 500 км/ч. Выпускавшийся в то время немецкий истребитель модификации «С» развивал скорость 468 км/ч, а лучший советский истребитель того времени - только 454 км/ч.

Поэтому авиаконструкторскому коллективу «Юнкерс» во главе с Эрнстом Цинделем пришлось проектировать совершенно новый самолет. Они использовали наработки, полученные при создании бомбардировщиков и Ju-87. Например, фюзеляж Ju 88 так же, как и у , состоял из двух частей, которые изготавливались по отдельности на стапелях с использованием открытой клепки, а затем соединялись вместе заклепками и уголковыми профилями. Такой подход ускорял процесс монтажа фюзеляжа, так как снаружи и внутри половин фюзеляжа могло работать одновременно больше сборщиков.

Производство самолетов Ju 88 в годы Второй мировой войны стало приоритетной задачей для всей германской экономики, поскольку важнейшим фактором пресловутого «блицкрига» была бомбардировочной авиация, ядром которой являлись бомбардировщики Юнкерса Ju 88.

Предусматривалось доведение ежемесячного производства Ju 88 до 300 единиц (из них 50 в виде ремкомплектов). Для выполнения этой сверхзадачи было задействовано 36 основных авиационных и моторостроительных заводов, а также более трех тысяч смежных предприятий. Чувствительные для экономики Германии налёты союзной авиации, а так же отсутствие полноценного снабжения, не позволили выйти на заданный рубеж в 300 самолетов.

За время серийного производства самолетов Ju 88 на них устанавливались двигатели нескольких типов. Первый опытный самолет, поднявшийся в воздух 21 декабря 1936 г., был оснащен двумя DB 600Аа мощностью в 1000 л. с. каждый. Большая часть серийных машин комплектовалась двигателями Jumo 211 различных модификаций мощностью 1200-1400 л. с. Некоторые экземпляры Ju 88 летали также с двигателями DB 801 (1700 л. с.) и Jumo 213 (1750 л. с).

В ходе боевых действий Ju 88 получали современное вооружение. Стрелковое вооружение первой серийной модификации Ju 88А-1 состояло из трех 7,92-мм пулеметов MG 15 с магазинным питанием (общий запас патронов - 1500 штук).

Бомбардировочное вооружение общим весом до 2 тонн размещалось как во внутрифюзеляжных бомбовых отсеках, так и крепилось на бомбодержателях снаружи. На бомбардировщике модификации Ju 88А-5, у которого бомбоотсеки были заняты баками с топливом, бомбы размещались на установленных под консолями крыла четырех бомбодержателях.

При горизонтальном бомбометании использовались прицелы Lotfe 7а, Lotfe 7b, BZG 2L или E, или GV 219d.

Бомбометание с пикирования выполнялось с помощью прицелов BZA 1. Stuvi 5, Revi с12.

Для обеспечения полетов и боевого использования самолета на нем устанавливалось необходимое радиопереговорное, навигационное и прицельное оборудование. На самолётах модификации Ju 88А-5 устанавливались:

  • бортовая приемно-передающая радиостанция FuGX:
  • радиопеленгатор PeilG 5;
  • аппаратура для слепой посадки FuBl 1;
  • бортовое переговорное устройство EiV.

На созданных на базе Ju 88 ночных истребителях-перехватчиках устанавливались радиолокаторы различных типов, а самолеты-фоторазведчики оснащались автоматическими аэрофотоаппаратами.

Созданный фирмой «Юнкерс» бомбардировщик имел очень хорошие для своего времени характеристики. Например, купленный торговой делегацией СССР в марте 1940 г. вместе с другими образцами немецкой авиационной техники Ju 88А-1 на испытаниях в Советском Союзе развивал с полетным весом 10350 кг максимальную скорость у земли 365 км/ч, а на высоте 5600 м - 445 км/ч. Высоту 5000 м этот бомбардировщик набирал за 18 минут.

Технические данные Ju 88А-5

  • Экипаж: 4 человека
  • Максимальная взлетная масса: 13000 кг
  • Размеры длина х высота х размах крыла: 14,36 х 4,85 х 20,08 м
  • Силовая установка, количество двигателей х мощность: 2 х 1200 л. с.
  • Максимальная скорость полета на высоте 5500 м.: 440 км/ч
  • Скороподъемность: 9,2 м/с
  • Практический потолок:. 8230 м
  • Дальность полета: 2730 км
  • Вооружение: 4 х 7,92-мм пулемета MG-15

Особенности конструкции Юнкерс Ю-88

  • Кабина экипажа - единственное место на самолете, где установлена броневая защита. Размещенное в кабине оборонительное вооружение позволяю обстреливать практически все пространство вокруг самолета;
  • Задняя огневая точка оснащалась 7,92-мм пулеметом MG 15;
  • Цельнометаллический фюзеляж имел высокотехнологичную конструкцию, что существенно облегчало крупносерийное производство самолета;
  • Хвостовое оперение выполнено однокилевым, угол установки стабилизатора изменялся в полете;
  • Хвостовое колесо в полете убираюсь в фюзеляж;
  • Цельнометаллическое крыло полукессонного типа состояло из двух консолей. которые крепились непосредственно к фюзеляжу.
  • К силовым элементам крыла присоединялись мотогондолы, вдоль носка крыла проходил канал, по которому подавался горячий воздух для предотвращения обледенения крыла;
  • Запас топлива для двигателей размещался в четырех крыльевых и двух фюзеляжных защищенных баках;
  • У штурмана-бомбардира устанавливались бомбардировочные прицелы и вооружение для защиты от атак с передней полусферы

Модификации многоцелевого самолёта Люфтваффе Юнкерс Ju-88

Ju 88 A - первая серийная модификация, выпускавшаяся с середины 1939 г. Имела следующие варианты:

Ju 88 А-1 - в целом соответствующий предсерийным образцам вариант с размахом крыла 18,37 м и двумя двигателями Jumo 211В-1 (1200 л. с).

Ju 88 А-2 - вариант с двигателями Jumo 211G-1.

Ju 88 А-3 - учебно-тренировочный самолет с двойным управлением, вооружение и бомбодержатели не устанавливались.

Ju 88 А-4 - наиболее массовый вариант, в котором учтен опыт применения Ju 88 в сражениях начавшейся Второй мировой войны. Выпускавшийся с середины 1940 г. крупной серией А-4 имел увеличенный до 20 м размах крыла, усиленную конструкцию и более мощное оборонительное вооружение. На нем устанавливались 1340-сильные двигатели Jumo 211 J-1 или J-2. Имелось тропическое исполнение Ju 88А-4Trop со специальными фильтрами на двигателях, с дополнительным бачком с водой и средствами защиты от москитов и солнечного излучения.

Ju 88 А-5 - вариант, запущенный в производство раньше варианта А-4. На А-5 устанавливались двигатели Jumo 211 модификаций В, D, G и Н.

Ju 88 А-6 - аналог А-1, снабженный устройством для преодоления аэростатных заграждений.

Ju 88 А-7 - учебно-тренировочный самолет, создан на базе варианта А-5.

Ju 88 А-8 - аналог А-1 с двигателем Jumo 211 Н и устройством для преодоления аэростатных заграждений. Впоследствии был переоборудован в обычный бомбардировщик с двигателями Jumo 211J.

Ju 88 А-9 - аналог А-1 с тропическим оборудованием.

Ju 88 А-10 - аналог А-5 с тропическим оборудованием.

Ju 88 А-11 - аналог А-4Trop, но с двигателем Jumo 211G.

Ju 88 А-12 - учебно-тренировочный самолет.

Ju 88 А-13 - созданный на базе варианта А-1 штурмовик с дополнительным бронированием и вооружением (шесть 7,92-мм пулеметов, направленных вперед-вниз или назад-вниз, а также 500 кг осколочных бомб SD 2).

Ju 88 А-14 - дальнейшее развитие А-4 с увеличенной площадью крыла и устройством для преодоления аэростатных заграждений.

Ju 88 А-15 - аналог А-14 с деревянной гондолой под фюзеляжем для размещения грузов весом до 3300 кг.

Ju 88 А-16 - учебно-тренировочный самолет с двойным управлением, разработан на базе А-14.

Ju 88 А-17 - торпедоносец на базе А-4, на этом самолете подвешивались две торпеды весом по 1100 кг каждая.

Ju 88 В - модификация была разработана на базе Ju 88А-4 с новой кабиной с большой площадью остекления, опытные образцы летали с двигателями Jumo 211F, Jumo 213, или BMW 801MA Эта модификация в дальнейшем стала основой для разработки бомбардировщика и дальнего разведчика Ju 188.

Ju 88 С - эта модификация имела также обозначение «Z» от слова Zerstoerer - тяжелый истребитель. В принципе модификация «С» была аналогична А-1, но не имела бомбардировочного вооружения и аэродинамических тормозов. Экипаж был сокращен до трех человек.

Ju 88 C- l -тяжелый истребитель с двигателями Jumo 211a, вооружение состояло из одного неподвижного 13-мм пулемета MG 131 в носовой части фюзеляжа и трех 7,92-мм пулеметов MG 17.

Ju 88 С-2 - тяжелый истребитель и ночной истребитель-перехватчик на базе А-1 с усиленным вооружением: одна 20-мм пушка MG FF и три 7.92-м пулемета установлены неподвижно в носовой части фюзеляжа и два подвижных 7,92-мм пулемета установлены в задней части кабины. Вариант ночного истребителя-перехватчика дополнительно имел две 20-мм пушки MG FF в нижней части фюзеляжа.

Ju 88 С-3 - аналог С-2 с двигателями BMW 801А.

Ju 88 С-4 - аналог С-2 с разведывательной аэрофотоаппаратурой (№50/30 или Rb20/30) и радиоаппаратурой для слепой посадки.

Ju 88 С-5 - аналог С-2, но без нижней задней огневой точки, экипаж сокращен до двух человек, на самолетах этого варианта устанавливались двигатели BMW 801.

Ju 88 С-6 - тяжелый истребитель, дневной и ночной истребитель-перехватчик. В зависимости от исполнения на самолете устанавливались радиолокаторы FuG 202, FuG 212-е 1, FuG 220 или FuG 227. Дополнительное вооружение состояло из 13-мм пулемета MG 131 в носовой части фюзеляжа и двух 20-мм пушек MG 151/20, установленных неподвижно за кабиной экипажа для стрельбы вперед и вверх (схема «Schrage Musik»).

Ju 88 С-7 - аналог С-6, но с увеличенной площадью крыла.

Ju 88 D - модификация дальнего разведчика, выпускалась в следующих вариантах:

Ju 88 D-1 - дальний разведчик, разработан на базе А-4, сняты аэродинамические тормоза и установлены дополнительные топливные баки в фюзеляже и под ним. Дальность полета увеличена до 5000 км. Специальное оборудование состояло из аэрофотоаппаратов (в том числе и для стереоаэрофотосъемки).

Ju 88 D-2 - разработана на базе А-5, оборудование как у варианта D-1.

Ju 88 D-3 - тропическое исполнение D-1.

Ju 88 D-4 - тропическое исполнение D-2.

Ju 88 D-5 - аналог D-1, но с винтами изменяемого в полете шага VDM.

Ju 88 D-6 - аналог D-2 с двигателями BMW-801.

Ju 88 Е - бомбардировщик, дальнейшее развитие А-4 с кабиной экипажа, как у самолетов модификации «В», имелись варианты Е-1 и Е-2 с двигателями Jumo 211J и BMW 801D соответственно.

Ju 88 F - дальний разведчик, соответствует Е-1, но без бомбардировочного вооружения. Специальное оборудование, как у варианта D-1.

Ju 88 G - ночной истребитель-перехватчик, разработан с использованием фюзеляжа и хвостового оперения самолета Ju 188 и крыла Ju 88А-4. Всего до конца войны было выпущено около 4000 самолетов этой модификации. Имелись следующие варианты:

Ju 88 G-0 - опытный ночной истребитель-перехватчик с радиолокатором FuG 220 «Лихтенштейн» SN 2, вооружение состояло из шести неподвижных 20-мм пушек MG 151 в носовой части фюзеляжа.

Ju 88 G-1 - серийное исполнение варианта G-0 с дополнительно установленным тепловым пеленгатором и автопилотом. Был установлен также дополнительный фюзеляжный топливный бак.

Ju 88 G-2, G-3, G-4, G-5

Ju 88 G-6 - соответствует варианту G-1, но имел двигатели повышенной мощности Jumo 213Е (1750 л. с).

Ju 88 G-7 - аналог G-1, но с крылом самолета Ju 188, дополнительное вооружение состояло из двух 30-мм пушек МК 108 под фюзеляжем.

Ju 88 G-8, G-9 - опытные ночные истребители-перехватчики, не запущенные в серийное производство.

Ju 88 G-10 - ночной истребитель-перехватчик, для создания его использовали фюзеляж Ju 88А-4 и крыло Ju 188.

Ju 88 Н - дальний разведчик и бомбардировщик, в 1944 г. были разработаны варианты:

Ju 88 Н-1 -дальний разведчик, фюзеляж заимствован у Ju 88А-4, однако его длина увеличена, установлены двигатели BMW 810D. Благодаря дополнительным топливным бакам дальность полета увеличена до 4800 км (12 часов полета). Специальное оборудование как у варианта D-1. Вооружение: три 13-мм пулемета MG 131 и один 7,92-мм пулемет MG 181.

Ju 88 Н-2 - дальний разведчик и бомбардировщик, конструкция во многом аналогична варианту G-1, однако фюзеляж представляет собой комбинацию элементов фюзеляжа Ju 88А-4 и Ju 188, его длина увеличена до 17,88 м. Увеличен также размах крыла. Вооружение и специальное оборудование как у Н-1.

Ju 88 Н-3 - дальний разведчик и бомбардировщик, аналогичен Н-2, в серийном производстве не был.

Ju 88 Н-4 - дальний истребитель, конструкция аналогична Н-2, однако длина фюзеляжа увеличена и установлены двигатели Jumo 21 ЗА. Самолет был оборудован радиолокаторами, предусматривалась возможность подвески двух топливных баков.

Ju 88 Р - разработанная в 1943 г. модификация, предназначенная для уничтожения бронетанковой техники:

Ju 88 Р-1 - конструкция аналогична Ju 88А-4, но отсутствуют бомбардировочное вооружение и аэродинамические тормоза. Под фюзеляжем размещен большой обтекатель с 75-мм противотанковой пушкой РаК 40.

Боекомплект пушки составлял 16 снарядов, перезаряжение производилось электропневматической системой. Испытания показали, что при выстреле на конструкцию самолета воздействуют слишком сильные нагрузки, поэтому этот вариант истребителя танков серийно не производился.

Ju 88 Р-2 - дальнейшее развитие Р-1, однако в подфюзеляжном обтекателе установлены две 37-мм зенитные пушки Flak 38, снабженные вольфрамовым сердечником, бронебойные снаряды которых пробивали верхнюю броню всех основных советских танков, а также усилены те участки фюзеляжа, на которые передаются возникающие при стрельбе нагрузки. Этот вариант также серийно не выпускался, но был использован при разработке варианта Р-3.

Ju 88 Р-3 - серийный вариант Ju 88Р-2 с усиленным бронированием, в частности установлена бронезащита двигателей.

Ju 88 Р-4 - аналог Р-3, но вместо 37-мм пушек установлена 50-мм пушка Kwk 39 с боекомплектом 42 снаряда с перезаряжением вручную (исполнение А) или 50-мм пушки ВК 5 с боекомплектом 36 снарядов с автоматическим перезаряжением (исполнение В). Кроме борьбы с танками, вариант Р-4 планировалось использовать и для уничтожения тяжелых четырехмоторных бомбардировщиков противника.

Ju 88 R - тяжелый ночной истребитель-перехватчик, разработан на базе Ju 88С-6. Выпускался в двух вариантах:

Ju 88 R-1 - ночной истребитель-перехватчик с радиолокатором FuG-220 «Лихтенштейн» С-1,

Ju 88 R-2 - аналог R-1 с усовершенствованным радиолокатором FuG-220 «Лихтенштейн» SN 2.

Ju 88 S -скоростной бомбардировщик образца 1944 г. разработан на базе Ju 88А-4, при этом значительно улучшена аэродинамика, отсутствует подфюзеляжная гондола, сняты аэродинамические тормоза, кабина снабжена обтекаемым фонарем из плексигласа. Бомбовая нагрузка размещается только в фюзеляжных бомбоотсеках (восемнадцать 50-кг бомб), скорость полета достигала 600 км/ч, поэтому часть броневой защиты была демонтирована, а оборонительное вооружение состояло из одного 13-мм пулемета в задней части кабины экипажа. Для увеличения дальности полета устанавливались дополнительные топливные баки. Были разработаны следующие варианты этой модификации:

Ju 88 S-1 -вариант скоростного бомбардировщика с двигателями BMW-801D мощностью 1700 л. с. Максимальная скорость полета 600 км/ч на высоте 8000 м.

Ju 88 S-2 - аналог S-1 с двигателями BMW 801G, снабженными системой GM 1. Максимальная скорость увеличена до 615 км/ч на высоте 8000-10 000 м.

Ju 88 S-3 - разработан в 1944 г. на базе Ju 88В, двигатели Jumo213E (1750 л.c.).

Ju 88 S-4 - разработан на базе S-3 с использованием конструктивных элементов Ju 188, что позволило увеличить бомбовую нагрузку, но скорость полета и дальность несколько уменьшились.

Ju 88 S-5 - скоростной бомбардировщик, дальнейшее развитие S-2 с двигателем Jumo 213Т с турбокомпрессором. Максимальная скорость 600 км/ч на высоте 11 000 м. Серийно не производился.

Ju 88 Т - модификация дальнего скоростного разведчика, разработана на базе Ju 88S в следующих вариантах:

Ju 88 Т-1 - дальний скоростной разведчик, соответствует S-1, но бомбардировочное вооружение заменено на разведывательное оборудование по образцу варианта D-1.

Ju 88 Т-2 - аналог Т-1, но с усиленным оборонительным вооружением, серийно не производился.

Ju 88 Т-3 - аналог Т-1 с двигателями Jumo 213А или Jumo 213Е, специальное оборудование состояло из трех аэрофотоаппаратов. Максимальная скорость 640 км/ч на высоте 10 000 м.

Боевое использование Юнкерс Ю-88

К сентябрю 1939 г. люфтваффе получили несколько десятков Ju 88А-0 и А-1, которыми укомплектовали группу I/KG 30, но в кампании против Польши она не участвовала. Первый боевой вылет состоялся 26 сентября, когда 4 Ju 88А атаковали английскую эскадру в Северном море, добившись одного попадания в линейный крейсер «Худ» (бомба не взорвалась). 16-17 октября «юнкерсы» бомбили британские военно-морские базы Фёрт-оф-Форт и Скапа-Флоу. К январю 1940 г. эскадра KG 30 была развернута до полного состава (3 группы) и полностью вооружена Ju 88А. Первой крупной операцией с их участием стал захват Дании и Норвегии. К началу операции «Везерюбунг» в KG 30 было 84 Ju 88А (из них только 47 исправных). 10 апреля совместно с они атаковали британские корабли у Бергена, потопив один эсминец и повредив 3 крейсера. Со второй половины апреля эскадра базировалась в Норвегии.

К началу блицкрига на Западе Ju 88А успели перевооружить 2 группы эскадры KG 51 (на 10 мая 1940 г. - 75 самолетов, из них 40 исправных), начали перевооружение одной группы из инструкторской эскадры LG 1. В общей сложности в бой на Западном фронте бросили более 130 Ju 88А. Они наносили удары, главным образом, по объектам железнодорожной сети Франции, а также вражеским кораблям и судам. 17 июня самолеты KG 30 потопили транспорт (бывший океанский лайнер) «Ланкастриа», на котором погибло 5800 чел. При этом потери были довольно высокими, а экипажи нелестно отзывались о новом бомбардировщике. Ряд частей пришлось отвести с фронта для переформирования.

По-настоящему массированным стало применение Ju 88А в ходе «битвы за Англию». К началу операции «Адлертаг» такие самолеты эксплуатировались в эскадрах KG 30, KG 51, KG 54, LG 1 (в ней ещё оставалось некоторое количество Не 111) и группе KGr 806, предназначенной для действий по морским целям. Всего люфтваффе располагали 533 Юнкерса Ju 88А (330 исправных) - включая самолеты четырех разведывательных отрядов, вооруженных Ju 88D и двух таких же отрядов, получивших в качестве временной меры Ju 88А-5. Действия над Британией зачастую вели к ощутимым потерям. 12 августа 1940 г. около 100 самолетов KG 51 вылетели для бомбежки верфей в Портсмуте и РЛС на о. Уайт. На свои аэродромы не вернулось 13 Ju 88А, а почти все уцелевшие машины привезли пробоины от огня зениток и истребителей. В тот же день 50 Юнкерсов Ju 88A из KG 30 без истребительного сопровождения совершили налет на аэродром Дриффилд. 7 «юнкер-сов» стали жертвами британских истребителей. В общей сложности с 8 по 23 августа было потеряно 105 Ju 88А. В последующие месяцы потери удалось резко сократить благодаря переходу к ночным операциям и действиям небольшими группами бомбардировщиков в сложных метеоусловиях. Поставки от промышленности перекрывали потери, что позволило приступить к перевооружению новых эскадр. По состоянию на 1 января 1941 г. на Ju 88А летала 21 группа (567 самолетов, из них только 260 боеспособных).

В январе 1941 г. Ju 88А-5 дебютировал на Средиземном море - для операций против Мальты направили группы I и II/LG 1, а в апреле к ним присоединилась IN/KG 30, вооруженная Ju 88А-6. В операции «Марита» против Югославии и Греции в апреле 1940 г. участвовали 5 групп Ju 88А. В первый день кампании, 6 апреля 1941 г., они бомбили Белград, а затем наносили удары по другим городам балканских государств. Потери были относительно невелики и обуславливались, главным образом, небоевыми причинами.

На Западе весной 1941 г. оставалась единственная группа с Junkers Ju 88А - II/KG 30, главной задачей которой была борьба с конвоями у берегов Британии. Основным ТВД для «юнкерсов» в первой половине 1941 г. становится Средиземноморье. Группы I, II/LG 1, а также III/KG 30 в мае 1941 г. поддерживали операцию «Меркурий» - десант на о. Крит. Группа III/LG 1 воевала в Северной Африке. Серьезные успехи британских войск в Ливии на рубеже 1941/1942 гг. вынудили перебросить в Средиземноморье с Восточного фронта 2-й авиакорпус, в составе которого было около 100 Ju 88А-4 (5 групп). После стабилизации ситуации в Северной Африке эти силы вновь были брошены против Мальты. Западный же ТВД оставался второстепенным: группу II/KG 30 вскоре после начала войны с СССР передислоцировали в Северную Норвегию, и над Атлантикой в 1942 г. действовали лишь 2 группы Ju 88А - KGr 106 и KGr 506. Помимо операций против вражеского судоходства они обеспечивали действия германского флота, в частности, прикрывали выход в океан подлодок и их возвращение на базы.

При подготовке к операции «Барбаросса» люфтваффе сосредоточили у границ СССР большинство частей, вооруженных Ju 88А - 16 групп и 1 отряд. Они имелись во всех четырех воздушных флотах, участвовавших в операции: в 1-м ВФ (группа армий «Север») -8 групп, во 2-м («Центр») - 2, 4-м («Юг») -5. В 5-м ВФ (в Норвегии) был лишь отряд 6./KG 30 с 10 Ju 88А, а в подчинении авиационного командования «Остзее» -группа KGr 806 (30 самолетов). В общей сложности действовавшие против СССР имели в своем составе 471 Ju 88А (430 исправных) - более половины всех бомбардировщиков, выделенных для операции «Барбаросса». В первый день войны самолеты действовали преимущественно по советским аэродромам, нанося удары с применением 2-кг осколочных бомб. Потери оказались весьма значительны - 33 самолета, причем 15 из них лишилась эскадра KG 51, действовавшая в составе 4-го ВФ и летавшая на машинах новейшей модификации Ju 88А-4. Впоследствии бомбардировочные группы переключились на поддержку наступающих частей вермахта. При этом типичным вариантом боевой нагрузки считались 50-кг бомбы в бомбоотсеке и 2-4 250-кг бомбы на внешней подвеске. Боеприпасы более крупного калибра применялись изредка. Например, 28 июня 1941 г. 6 Ju 88А сбросили 1800-кг бомбы на Брестскую крепость. В налетах на Москву, осуществлявшихся с 22 июля, главную роль играли Хейнкель Не 111Н, но привлекались и «юнкерсы» - в т.ч. Ju 88А-6 с устройствами для прорыва аэростатных заграждений.

К октябрю 1941 г. группы Ju 88А на Восточном фронте понесли значительные потери, как правило, превышавшие их первоначальную численность. Поздней осенью большинство групп «юнкерсов» вывели в Западную Европу и Средиземноморье. Те же, что остались, использовались в качестве средства быстрого реагирования, перебрасываясь на различные участки фронта. Весной 1942 г. части Ju 88А на Восточном фронте вновь были усилены. В частности, в составе 4-го ВФ сосредоточили 7 групп таких самолетов (целиком эскадры KG 51 и KG 76, а также группа I/KG 77). Они действовали в районе Керчи, под Харьковом, у Севастополя. На противоположном фланге фронта, в Норвегии, сосредоточили эскадру KG 30, наносившую удары по морским конвоям, следовавшим в СССР. В Евпатории базировалась прибывшая из Средиземноморья группа III/LG 1, работавшая по морским целям в Черном море.

К лету 1942 г. практически все группы «юнкерсов», действовавшие против СССР, были перевооружены машинами модификации Ju 88А-4. С августа главной целью люфтваффе стал Сталинград, систематически подвергавшийся массированным налетам. Однако к моменту решающих боев поздней осенью и зимой 1942 г. на всем Восточном фронте оставалось всего 2 группы Ju 88А - остальные части пришлось вывести на отдых из-за потери боеспособности или перебросить на Средиземноморский ТВД из-за обострения обстановки в Северной Африке. К началу операции «Цитадель» в июле 1943 г. удалось восстановить боеспособность многих частей. На Курской дуге сосредоточили 5 групп Ju 88А (более 200 самолетов). Основные их усилия были сосредоточены на поле боя - Ju 88А совместно со «штуками» и штурмовиками пытались «протолкнуть» свои войска через советскую оборону, а затем - сдержать советское контрнаступление. На Курской дуге прошли испытания во фронтовых условиях и штурмовики Ju 88Р. Опыт оказался неудачным - двухмоторные самолеты были слишком уязвимы для советских истребителей и зениток, и в дальнейшем в боях Ju 88Р не применялся. В большом количестве Ju 88А участвовали в боях на р. Миус, где пытались ликвидировать начавшийся прорыв Южного фронта. Но в 1944 г. в германской бомбардировочной авиации наметился кризис - промышленность уже не покрывала убыли бомбардировщиков, поскольку подавляющее большинство Ju 88 строились теперь в варианте ночного истребителя. На Ju 88А на Восточном фронте до конца войны воевал только отряд 14./KG 3.

С июня 1943 г. начались поставки в строевые части самолетов Ju 88S. Они поступали в эскадру KG 6, совершавшую налеты на Англию, позже попали и в ряд других частей.

Эскадра LG 1 до июня 1944 г. воевала в Италии, после чего была переведена в Бельгию для противодействия высадке союзников в Нормандии. KG 1, также воевавшую в Италии, летом 1944 г. пришлось расформировать. Вплоть до капитуляции действовала по морским целям дислоцировавшаяся в Норвегии эскадра KG 26. К началу 1945 г. помимо этой эскадры бомбардировщики Ju 88 оставались только в LG 1 и остатках KG 66 (последняя применяла Ju 88 в качестве составных самолетов-снарядов - «Мистелей»).

Первые истребители Ju 88С поступили в отряд «церштереров» Z/KG 30, дислоцированный в Норвегии. Уже летом 1940 г. их перевели в эскадру ночных истребителей NJG 1, занимавшуюся борьбой с английскими бомбардировщиками, в том числе и с применением тактики «интрудеров» (перехвата самолетов у вражеских аэродромов на взлете и посадке). С сентября 1940 г. Ju 88С были сосредоточены в группе I/NJG 2, длительное время являвшейся единственной частью, летавшей на таких самолетах. Разворачивание серийного производства Ju 88С-6 позволило в 1942 г. перевооружить ещё 2 группы эскадры NJG 2. Все три группы направили на Средиземноморский ТВД. Помимо этого, к ноябрю 1942 г. была сформирована группа V/KG 40 (с октября 1943 г. - I/ZG 1), также вооруженная Ju 88С-6. Она дислоцировалась во Франции и действовала на коммуникациях союзников в Атлантическом океане. На Восточном фронте в нескольких бомбардировочных эскадрах весной 1943 г. были созданы отряды «церштереров», получившие Ju 88С-6. Их главной задачей стали действия на железнодорожных магистралях.

С середины 1943 г. все больше Ju 88С-6, оборудованных РЛС, направлялись в систему ПВО рейха. Ими вооружили группу IV/NJG 3, а также отряды в составе некоторых других групп. К концу года имелось уже 6 групп ночных истребителей, полностью укомплектованных Ju 88С-6, ставших важнейшим элементом системы ПВО. В декабре 1943 г. состоялся боевой дебют Ju 88G-1. С начала 1944 г. производство бомбардировочных модификаций «восемьдесят восьмого» практически прекратилось, и промышленность во все больших количествах выпускала истребительные варианты. Ju 88G во многих группах заменили Bf 110, уже не отвечающие требованиям к ночному истребителю. К январю 1945 г. Ju 88G стал самым массовым ночным истребителем - ими полностью были вооружены 13 групп, а ещё 7 - частично. Но к тому времени активность ночных истребительных частей была в значительной мере парализована из-за перманентной нехватки топлива. Тем не менее, изредка их самолеты привлекались даже к наступательным действиям. Последняя такая операция состоялась в ночь на 4 марта 1945 г., когда 142 самолета Ju 88G-1 и G-6 вылетели для перехвата вражеских бомбардировщиков над британскими аэродромами. Удалось уничтожить 35 четырехмоторных бомбардировщиков, но и собственные потери были значительными - 30 «юнкерсов».

В конце войны Ju 88 применялись в качестве составных ударных самолетов - «Мистелей», состоявших из начиненного взрывчаткой бомбардировщика и истребителя FW 190А, установленного сверху Ju 88. Пилот «фокке-вульфа» выводил «Мистель» на цель, после чего отцеплялся от бомбардировщика, и тот поражал объект. В общей сложности в этот вариант переоборудовали до 250 Ju 88, но далеко не все из них успели применить в боях. Специально для применения «Мистелей» сформировали группу II/KG 200. 9 марта 1945 г. её самолеты нанесли первый удар по мостам на Нейсе. Впоследствии «Мистели» применялись для ударов по мостам на Рейне и другим целям, а помимо II/KG 200 их использовала также группа KG 30.

Ju 88 довольно широко экспортировался. Первым покупателем стал Советский Союз, куда в 1940 г. поставили для испытаний три Ju 88А.

ВВС Румынии начали получать Ju 88А и D весной 1943 г. Первые 25 Ju 88А-4 поступили на вооружение 6-й бомбардировочной авиагруппы, с июня 1943 г. участвовавшей в боях над Азовским морем. В течение месяца группа потеряла 8 самолетов, ещё 6 получили повреждения. В начале августа её отвели в Румынию, где перевооружили пикировщиками Ju 87D. Двухмоторные машины передали в 5-ю авиагруппу, участвовавшую с середины августа 1943 г. в боях на р. Миус, а затем на территории Украины и Молдавии. В общей сложности Румыния получила более 80 Ju 88А-4 и 20 Ju 88D-1 (последние эксплуатировались во 2-й разведывательной АЭ). После перехода Румынии на сторону антигитлеровской коалиции уцелевшие «юнкерсы» участвовали в боях против вермахта. Постепенно из-за потерь и списания по износу 5-ю группу свернули в эскадрилью, а позже 5 последних Ju 88А-4 передали во 2-ю РАЗ (она сохраняла 4 Ju 88D-1). Последние боевые вылеты румынские «юнкерсы» выполнили 10-12 мая против остатков армии Власова.

Венгерские ВВС с конца 1942 г. получили в общей сложности до 100 Ju 88А и D. Вооруженная такими самолетами 102/1 бомбардировочная АЭ принимала участие в Курской битве, а затем в боях на территории Украины. Последние боевые вылеты венгерских Ju 88А состоялись в июне 1944 г.

Финляндии весной 1943 г. поставили 24 Ju 88А-4 (правда, один из них был потерян при перегонке). Самолеты поступили в группу PLelv 44 и с августа 1943 г. участвовали в боях в районе Финского залива. К началу решающего советского наступления в июне 1944 г. группа располагала 14 «юнкерсами». Они поддерживали отступающие финские войска в Карелии, а с сентября 1944 г., после подписания перемирия, бомбили отступавшие из Финляндии немецкие войска.

31 Ju 88А летом 1943 г. передали Италии, но после капитуляции этой страны «юнкерсы» были забраны немцами обратно.

Во Франции брошенные на территории страны Ju 88А-4 (в общей сложности 22 машины) поступили на вооружение сформированной в сентябре 1944 г. бомбардировочной группы GB 1/31. С октября 1944 г. до конца апреля 1945 г. она участвовала в боях против вермахта. Боевые потери составили 2 машины, небоевые - 4. После войны уцелевшие Ju 88А-4 применялись в учебных целях до начала 50-х гг. 4-5 самолетов в торпедоносном варианте получила морская авиация, имелись «юнкерсы» и в группе GB 1/81 в Тунисе.

Сохранявшая нейтралитет Испания исправно интернировала немецкие самолеты, совершавшие вынужденные посадки на её территории. Благодаря этому ВВС страны обзавелись добрым десятком Ju 88 - главным образом, разведывательных модификаций. Кроме того, в декабре 1943 г. в Германии было куплено 10 Ju 88А-4, а впоследствии - ещё 18 таких самолетов (5 из них в состав ВВС не вводились, а были разобраны на запчасти). Ju 88 служили в Испании до 1957 г. (в 13-м БАП).

Юнкерс Ю-88 с полным правом может считаться лучшим среди массовых двухмоторных бомбардировщиков люфтваффе - и одним из лучших в своем классе самолетов Второй мировой войны. Уступая самолетам противника в отдельных параметрах, в комплексе он был вполне на высоте и успешно применялся в качестве дневного бомбардировщика (в т.ч. пикирующего) и торпедоносца вплоть до середины 1944 г. Однако с переходом господства в воздухе к противнику уделом для Ju 88 стали ночные налеты.

Весьма широкое применение нашли истребительные варианты Ju 88. Если первый из них, Ju 88С, стал своего рода паллиативом, то Ju 88G, задуманный как тяжелый «наступательный» истребитель-«церштерер», стал в итоге лучшим немецким ночным истребителем - «оборонительным» самолетом. На завершающем этапе войны он оттеснил далеко на второй план своего предшественника - Bf 110, а новый «ночник» так и не смог составить ему конкуренцию.

Общепринято считать, что бомбардировщик Ju.88 представлял собой образец принятого в немецкой авиации принципа ударного самолета, который использовался для решения достаточно широкого круга задач, что решало многие производственные проблемы. Такая мысль является лишь упрощением реального положения дел. Гибкость боевого использования самолета, которая позволила ему стать основой, скелетом люфтваффе, стала волей случая, а вовсе не результатом удачного выбора концепции. Многофункциональный бомбардировщик компании Юнкерс стал одним из самых универсальных самолетов Второй мировой войны. Он применялся в роли бомбардировщика, торпедоносца, разведчика, ночного истребителя, мог производить бомбометание в пикировании, был частью летающей бомбы в проекте Mistel.

К моменту начала Великой Отечественной войны Ju.88 уже был знаком советским специалистам, которые впервые увидели его в ноябре 1939 года, когда самолет демонстрировался советской авиационной делегации. Тогда он являлся новейшим бомбардировщиком люфтваффе, который только что прошел испытания. Задуманный в 1934 году, как многоцелевой самолет, двухмоторный юнкерс впервые поднялся в воздух в 1936 году и в течение 2-х лет доводился до серийного производства. На одной из промежуточных стадий проектирования самолет из скоростного бомбардировщика превратился в пикировщик, первую в мире двухмоторную машину данного типа. Немецким авиаконструкторам удалось совместить в самолете высокую скорость, большую бомбовую нагрузку и значительную дальность полета. По своим боевым возможностям он превосходил английский «Бленхейм», французский Блок MB-130 и советский СБ.


Самолет Ju.88 представлял из себя двухмоторный цельнометаллический среднеплан с убирающимся шасси, оснащенный двигателями Jumo-211 мощностью по 1200 л.с. каждый (мощность изменялась в зависимости от модификации). Бомбардировщик был способен взлететь с бомбовой нагрузкой в 2903 кг. При такой нагрузке его радиус действия составлял 885 км. Во время боев в Сталинграде боевая нагрузка Ju.88 доходила до 3000-3400 кг. Самолеты взлетали для бомбовых ударов с подготовленных площадок в окрестностях города и в самом городе. Максимальная дальность полета с нагрузкой в 500 кг. составляла 3540 км. Бомбардировщик оснащался тормозными щитками, которые позволяли ему пикировать на цель с углом до 70 градусов. Ju.88 оборудовался автопилотом, а также вторым комплектом органов управления, которые мог использовать бомбардир. Среди другого оборудования, которое бы заслуживало внимание можно выделить возможность установки устройств для резки тросов аэростатов заграждения, а также антиобледенительную систему хвостового оперения и воздушных винтов.

Ниже приводятся выдержки из отчета об испытаниях самолета JU-88A-6, который во время выполнения бомбардировочного налета на Биркенхед по ошибке приземлился на английский аэродром и достался англичанам в полностью исправном состоянии.

Экипаж самолета состоял из 4-х человек, которые были компактно расположены в кабине, находящейся в передней части фюзеляжа. Пилот и верхний стрелок, который также выполнял роль оператора беспроводной связи, находились на комфортабельных сиденьях. Их рабочие места были достаточно просторны. При этом условия обитания у бомбардира и нижнего стрелка, который размещался в гондоле, были далеки от комфорта. Нижний стрелок не мог оставаться возле своего пулемета более часа, ему необходимо было делать перерыв, отдыхая на небольшом сиденье, которое устанавливалось над его позицией по боевому расписанию. Бомбардир, если он не лежал за бомбардировочным прицелом, занимал очень неудобное место, которое располагалось рядом с пилотом. Его место находилось слишком близко к бомбосбрасывателям и педалям.

Стрелковое вооружение бомбардировщика включало в себя 4 пулемета MG-15 калибра 7,92-мм, установленных на подвижных установках. Два пулемета были смонтированы в задней верхней части кабины на специальных индивидуальных вращающихся турелях-блистерах, которые были снабжены бронестеклами. Третий пулемет находился в гондоле и был направлен стволом назад. Четвертый располагался в лобовой части фонаря кабины и был смещен вправо. Боекомплект пулеметов состоял из 1650 патронов, которые находились в 22 магазинах на 75 патронов каждый. Магазины к пулеметам располагались на стеллажах задней части кабины и по бортам, везде, где отсутствовало бортовое оборудование. Все прицелы пулеметов состояли из мушек и колец, при этом мушка устанавливалась ближе к глазу стрелка, а кольца располагались на конце ствола.


Дотошные англичане провели отстрел пулеметов одного на земле и 3-х в воздухе. Отдача была небольшая, задержек при стрельбе не было, скорострельность составила 1000 выстрелов в минуту. При ведении огня образовывалось мало дыма и пламени, ночные стрельбы продемонстрировали, что трассеры от пулеметов почти не слепят стрелка. Примерно каждый пятый патрон в магазине являлся трассирующим, остальные были зажигательными, бронебойными и разрывными. Пулеметное вооружение самолета было признано чрезвычайно эффективным и простым.

Экипаж бомбардировщика был достаточно хорошо защищен от атак сзади. Вся задняя часть кабины была прикрыта бронестеклом и броней вплоть до коленей стрелка. Нижний стрелок прикрывался бронеплитой и полукруглым бронещитком, который смещался вместе с пулеметом, защищая его лицо. Кресло пилота имело бронеспинку и бронезаголовник. Нижняя часть сидения верхнего стрелка была бронированной. Дополнительной защитой от атаки сзади были также протектированные топливные баки, а также установленное в задней части кабины радиооборудование. Все масляные и топливные баки были протектированными, при этом двигатели не имели вообще никакой защиты от обстрела.

Летные испытания показали, что бомбардировщик Ju.88 – это удивительно маневренная для своего класса машина. Управление самолета легкое и по мере роста скорости не усложняется, даже во время пикирования. Самолет, который пилотируется опытным пилотом, представляет очень сложную цель для истребителей. Юнкерс-88 обладал достаточно большой скоростью и быстро разгонялся на пикировании. Его тормозные щитки достаточно легко выпускались и были признаны очень эффективными. При пикировании под углом в 60 градусов скорость самолета никогда не превышала 426 км/ч, при этом сохранялась прекрасная управляемость, что позволяло вносить коррективы в прицеливание. Вывод самолета из пикирования происходил автоматически.


Пилотирование по приборам было признано комфортабельным, а их освещение удобным. При одном работающем двигателе управлять машиной и держать ее в горизонтальном полете становилось трудно, при скорости в 267 км/ч самолет начинал терять высоту. Выполнять развороты с одним работающим двигателем было очень трудно. Не смотря на это, опытные пилоты могли на одном двигателе дотянуть самолет до своей территории.

Советские войска столкнулись с Ju.88 уже 22 июня 1941 года, когда немецкие бомбардировщики нанесли мощный бомбовый удар по советским городам и аэродромам. Ровно половина всех бомбардировочных авиагрупп 1-го, 2-го и 4-го воздушных флотов, которые использовались для нападения для СССР, имела на вооружении бомбардировщики Юнкерс-88 преимущественно в версии Ju-88A4. При ударах по аэродромам данные бомбардировщики использовали множество мелких осколочных бомб, каждый бомбардировщик нес по 2 контейнера, в которых находилось по 360 2-кг бомб. Это был первый в случай использования кассетного .

Почти с самого начала войны Ju.88 стал играть роль дальнобойной артиллерии, тесно взаимодействуя с наступающими танковыми группами. Работая с небольших высот, самые тяжелые потери немецкие самолеты несли от зенитного огня с земли. Действующая в Прибалтике эскадра KG 77 уже к 5 августа 1941 года потеряла 1/3 своего состава. По показаниям попавшего в советский плен капитана фон Винчевски из KG 51, его отряд за это же время потерял 5 бомбардировщиков из 9. Ефрейтор К. Кюнер из того же подразделения признал, что ее III группа практически перестала существовать. При этом Ju-88 считался достаточно живучим самолетом. Этому во многом способствовало внимание, которое уделили конструкторы данному вопросу. На самолете были дублированы масло- и бензомагистрали, проводка управления, использовались крупные протектированные бензобаки. Самолет имел двойное управление и даже позволял летчику на некоторое время оставить управление машиной.


Временами Ju.88 демонстрировал настоящие чудеса, показывая удивительные примеры своей живучести. 19 сентября 1941 года 2 истребителя МиГ-3 из 787-го полка ПВО безуспешно расстреляли по юнкерсу весь свой боезапас. После этого младший лейтенант Б. Пирожков решился на таран и отрубил бомбардировщику правый стабилизатор, а также руль поворота, но самолет продолжал держаться в воздухе. После этого самолет вторично таранил уже напарник Пирожкова, младший лейтенант А. Довгий. Лишь после этого немецкая машина наконец-то потеряла управление и упала где-то под Тулой. Выявила война и слабые места самолета. Моторы жидкостного охлаждения, а в особенности их радиаторы, расширительные водяные бачки и бензонасосы очень легко поражались. При атаке спереди двигатели были ничем не защищены, как, впрочем, и сам экипаж.

Подводя итоги, можно сказать, что для своего времени Ju.88 был очень удачным бомбардировщиком, что и позволило ему стать самым массовым двухмоторным самолетом в истории Второй мировой войны и в истории авиации в целом. Всего с 1939 по 1945 год немецкая промышленность выпустил 15 001 самолет Ju.88, что является лучшим подтверждением полезности данного самолета.

Тактико-технические характеристики Ju-88A4:

Размеры: размах крыла – 20,08 м, длина - 14,35 м, высота - 5,07 м.
Площадь крыла – 54,7 кв. м.
Масса самолета, кг
- пустого – 9 860
- нормальная взлетная – 12 105
- максимальная взлетная – 14 000
Тип двигателя – два 12 – цилиндровых Junkers Jumo-211J1 мощность 1 400 л.с. каждый
Максимальная скорость – 470 км/ч
Практическая дальность нормальная – 1790 км.
Практический потолок – 8 200 м.
Экипаж – 4 человека.
Вооружение стрелковое: один 7,92-мм пулемет МG-81 вперед, один подвижный 13-мм МG-131 или два МG-81 на подвижной установке вперед, два MG-81 назад-вверх, один МG-131 или два МG-81 назад-вниз;

Использованы источники:
www.airwar.ru/enc/bww2/ju88a1.html
www.airwar.ru/history/av2ww/axis/ju88/ju88.html
www.airpages.ru/lw/ju88_2.shtml

Третьим основным типом «восемьдесят восьмого», кроме бомбардировщиков и разведчиков, стали различные тяжелые истребители, начало которым положил Ju88 V-7. Он представлял собой переоборудованный бомбардировщик типа Ju88 А-0. С него сняли все бомбардировочное оборудование, тормозные решетки, бомбодержатели и пулемет в лобовом стекле фонаря кабины. На месте штурмана появились три пулемета MG17, калибра 7,92 мм, и пушка MG-FF. Для них прорезали амбразуры прямо в остеклении штурманской кабины. Из-за демонтажа бомбодержателей скорость возросла на 25 км/ч. Позднее на самолет установили обтекатель, закрывший носовую батарею. После испытаний машина использовалась как летающий стенд для отработки изменений в конструкции тяжелых истребителей.

Неполное соответствие Bf-110 требованиям, предъявляемым к тяжелым истребителям, а также не очень удачные ею действия в осенней кампании 1939 года, побудили ИМА выдать фирме «Юнкере» заказ на разработку тяжелого истребителя на базе Ju88 А-1. Еще до это го фирма сделала в металле прототипы Ju88 VI5 и VI9 (позднее Z-15 и Z-19 соответственно «Z» от «Zerstorei» - разрушитель). Это были машины типа А-1, переоборудованные по образцу V-7-го. Позднее на Z-19 тоже установили обтекатель вместо остекления кабины штурмана и добавили еще одну MG-FF в передней части «ванны».

Было решено строить машину по типу Z-19, но с одной пушкой и более мощными звездообразными двигателями BMW-801МА. Но FW-190 снова «поглотил» всю программу выпуска этих моторов. Спроектированные под них Ju88C-l и С-3 в серию не пошли, хотя по некоторым данным было выпущено по несколько предсерийных экземпляров.

Первым серийным тяжелым истребителем стал Ju88C-2, имевший «родные» движки Jumo-211В или G. Вооружение состояло из пушки MG-FF (90 снарядов) или MG151/20 (350 снарядов) и трех пулеметов MG17 с боезапасом по 800 патронов на ствол. В заднем бомбоотсекс устанавливался дополнительный топливный бак на 1600 л, а в передний можно было подвесить до 500 кг бомб. Правда, пилоту приходилось швырять их «на глазок», так как бомбовый прицел был демонтирован, равно как и бомбодержатели ETC с тормозными решетками. В общем, Ju88C-2 представлял собой переоборудованный А-1 с более мощным вооружением и чуть более высокой скоростью.

Первые машины поступили в мае 1940 года. В июне-июле они участвовали в налетах на Англию, где в основном привлекались к блокированию аэродромов. В июне эти машины стали поэтапно выводить в Германию для переучивания экипажей на. ночные полеты, а в июле, после окончания переподготовки, из этих экипажей сформировали первую группу истребителей-«ночников», летающих на Ju88-I. В ответ на ночные налеты англичан на территорию Германии началось развертывание эшелонированной системы ПВО, и Ju88C-2 были на ее передовых позициях. Они встречали самолеты противника...над его территорией. Впрочем, Ju88-истребителей выпустили до конца года лишь 62 штуки (разведчиков в 5, а бомбардировщиков в 30 раз больше).

Осенью 1941 -го в серию пошел Ju88C-4, выполненный на базе А-5-го. Основным бросавшимся в глаза отличием были две неподвижные пушки MG-FFM в передней части стрелковой «ванны». К менее заметным нововведениям относились растяжки у передней стойки радиоантенны и новая антенна комплекса FuBI2. Два двигателя Jmno-211F по 1400 л.с. разгоняли машину до 495 км/ч. Новые машины применялись для операций на средиземноморском театре военных действий и в Северной Африке. В основном они использовались здесь, как обычные Ju88, и «работали» по британским конвоям и наземным целям. На некоторых машинах для фиксации результатов воздушных ударов устанавливали фотокамеры Robot. До конца 1941-го выпустили лишь 66Ju88C-4. Основным препятствием к расширению их производства стали недостаточная скорость и отсутствие радиолокационного оборудования, что снижало их эффективность как ночных перехватчиков.

Появившийся в 1942-м в небольшом количестве Ju88C-5 обязан своим рождением увеличению выпуска двигателей BMW-80IA. В принципе это была переходная модель, на которой опробовались способы увеличения скорости за счет облагораживания аэродинамики. Первым делом с нее сняли громоздкую «ванну», а на месте снятых левых створок заднего бомболюка установили обтекатель с размещенными в нем двумя пулеметами MG 17. На некоторых серийных машинах пытались усилить вооружение за счет дополнительной пушки в носовой части, либо размещая в нижнем обтекателе две MG-FFM вместо MG 17. Два двигателя по 1600 л. с. обеспечивали скорость 560 км/ч на высоте 6500 м. Этот вполне удачный перехватчик также не получил широкого распространения из-за отсутствия бортовой радиолокационной аппаратуры.

Появившийся весной 1942-го Ju88C-6 был сработан на базе Ju88A-4 с помощью стандартных доработок и располагал вооружением по типу С-4. Первые серийные машины были обычными истребителями-бомбардировщиками и получили довольно широкое распространение в Средиземноморье и на Восточном фронте. Резкий поворот в та судьбе произошел после вступления США в войну против Германии. Переброска на Британские острова бомбардировщиков американской 8-й воздушной армии привела к резкому усилению налетов на Германию и днем, и ночью. Так как американцы летали днем в плотных «стаях» и огонь их бортовых пулеметов был смертелен для FW-190 и Ме-109, лучшим выходом из положения было применение тяжелой машины с большой огневой мощью, позволявшей вести эффективный огонь с дальних дистанций. Появление же надежных радаров позволило с большим успехом бороться с ночными бомбардировщиками. На С-6 устанавливались различные типы радаров «Лихтенштейн». Порой в литературе упоминают С-6 типов «а», «Ь», и «с», хотя в документации фирмы таких обозначений не существовало.

Первым на С-6 стали устанавливать радар FuG202 «Лихтенштейн» ВС с рабочей частотой 490 MHz и дальностью обнаружения до 4 км. Обслуживал его стрелок-радист, выполнявший по совместительству обязанности оператора. К концу 1942-го на машинах появился FuG 212 «Лихтенштейн» C-F (91 М Hz, 6 км). Янки и англичане быстро смекнули, в чем дело, и стали использовать, пассивные помехи, устанавливаемые с помощью дипольных отражателей из алюминиевой фольги. Они сбрасывали ее так много, что немцы даже наладили сбор и переработку этого «крылатого» металла. Помог выправить положение лишь появившийся к концу 1943-го радар FuG220 «Лихтенштейн» SN-2 (модели 0, А, и В 91MHz, 5 км), который мог осуществлять селекцию целей. В дополнение к вышеперечисленным радарам на С-6 устанавливался антирадар FuG227 «Фленсбург», улавливающий излучение радаров английских бомбардировщиков нарасстоянии до 65 км. На Ju88C-6 стала применяться и система Scluage Musik (джаз). Это были одна или две пушки, установленные в переднем бомбоотсеке под углом 70-80° к вертикали. Их задачей было «вспарывание брюха» у бомбардировщиков при прохождении под их плотным строем. Считалось, что попадание нескольких 20-мм снарядов в бомбоотсек может привести к детонации бомб.

Ночники Ju88C-6 летали в небе Франции, Бельгии, Германии, СССР и.. .Англии. С-б-е «завалили» над ней немало только что поднявшихся с аэродромов бомбардировщиков. А самым результативным сгало отражение налета на Нюрнберг в ночь с 30 на 31 мая 1944 года, когда на долю С-6-х пришлось более половины из 97 уничтоженных бомбардировщиков союзников.

О последней машине из этого семейства, Ju88C-7, известно только, что под таким обозначением был облетан в 1942 году Ju88 с кодом K9-VH, отличавшийся от С-6-го отсутствием радара и двигателями BMW-801D с системой GM-1.

К началу 1943 года стало ясно, что резервы модернизации при существующих двигателях и планере исчерпаны. В качестве экстренной меры для повышения летных качеств избрали установку мощных 1600-сильных двухрядных! «звезд» BMW-801 MA. Получившийся Ju88 R-l - это несколько модернизированный С-6 с радаром FuG202. Появившийся чуть позднее R-2 отличался еще более мощными двигателями BMW 80ID (1700 л. с.) и радаром FuG220. Выпустили их немного, так как большой заказ на FW-190 снова «стел» все двигатели. Эти машины выпускались параллельно с модификацией «С» и в основном применялись частями ПВО на передовых рубежах перехвата.

Заинтересованные в получении образцов германского радиолокационного оборудования англичане получали лишь его «фрагменты» в виде обломков. И вот 9 мая 1943 года на аэродром Дайс сел Ju88 R-l, «заплутавший» при возвращении из патрулирования, так как один из членов экипажа был...агентом британской разведки.

«Благодарные» англичане изучили аппаратуру вдоль и поперек, а когда немцы стали устанавливать FuG220 и FuG227, то 13 июля 1944 года на аэродроме в Вудбридже сел Ju88G-l и плодотворное знакомство с техникой германских ВВС было продолжено.

Упомянутый G-1 "стал первой машиной в последнем семействе «восемьдесят восьмых» истребителей. Его прототип V-58 был облетан 23 июня 1943 года и представлял собой компиляцию из планера Ju88R-2 и оперения Jul88. На машине была демонтирована «ванна», на месте бомбоотсеков установлен обтекатель с четырьмя пушками MG 151/20, плюс еще две пушки в носу фюзеляжа. Стрелок-радист располагал пулеметом MG131 и обслуживал радар FuG212.

Первый серийный G-1, сошедший с конвейера в конце 1943 года, отличался от прототипа несколькими доработками. Так, установка антенны FuG220 вытеснила из носовой части обе пушки, а для обслуживания радара в экипаж ввели оператора, который сидел теперь справа от летчика. Иногда машину дооборудовали одной-двумя пушками, стрелявшими вверх. На вновь появившихся бомбодержателях ETC 500 можно было подвешивать топливные баки, а под конец войны на них вешали" и бомбы.

Следующим серийным самолетом стал G-6, имевший двигатели Jumo213A и винты с деревянными лопастями. Основным. отличием от предыдущей модификации был радар FuG217, предназначенный для обзора задней полусферы. На машинах поздних серий заднюю полусферу контролировал стандартный FuG220, для которого устанавливалась дополнительная антенна под килем. Вооружение осталось прежним, только на некоторых машинах пушки Schrage Musik появились в заднем бомбоотсеке.

После того, как англичане захватили FuG220 SN-2 с рабочей частотой 91MHz, на машины стали устанавливать радары с двумя рабочими диапазонами. Максимальная дальность обнаружения составляла 10 км. Первоначально на машинах стояли Х-образные «рога», на которых антенны могли быть наклонены на 30°, 45°, и 90° от вертикали, а на последних FuG220 SN-2 ставили уже одноштыревые антенны.

В конце 1944-го на самолетах появился новый локатор FuG218 «Нептун» V/R, а в 1945 году на 30 машинах был смонтирован самый совершенный радар FuG240 «Берлин» N-Ia.

К концу 1944 года программа выпуска тяжелых истребителей превзошла все остальные. За год было выпущено 2518 истребителей Ju88C и G и лишь 716 «восемьдесят восьмых» других классов. Они штурмовали войска союзников на западном фронте и «долбили» советские танкина востоке. Ju88G выпала участь совершить последний боевой вылет в этой войне - 9 мая 1945 года они атаковали советскую Taj псовую колонну под Дрезденом.

Завершили семейство Ju88G модели G-7 (2 машины, которые погибли под бомбами) и G-10. Дела шли к крушению Рейха, и в его небе уже хозяйничала фронтовая авиация союзников. Время тяжелых перехватчиков ушло, и G-10 закончил свою карьеру в вцце «летающей бомбы» (о них в «КР» 2/94). Говоря о тяжелых истребителях-бомбардировщиках, необходимо упомянуть об «артиллерийских» Ju88P. К концу 1941 года у немцев не было машины, которая могла бы эффективно бороться с советскими танками.

В 1942 г. под фюзеляжем стандартного А-4 установили огромный контейнер с 75-миллиметровой пушкой KwK 39 L50 от шгка T-IV. Кабину впоследствии дополнительно забронировали. После отстрела пушки по трофейным танкам решили установить более мощное орудие того же калибра - ВК 7,5, разработанное на базе противотанковой пушки РАК 40. Этот прототип под обозначением Ju88V54 получил развитие в самолете Ju88P-I.

В 1943-м первые P-I поступили на вооружение 92-й эскадрильи истребителей танков, а позднее в авиагруппу «Гинден-бурт>. В ходе боевой эксплуатации выявилось несколько недостатков: малая скорость, неповоротливость, строгость в управлении. Но хуже всего - низкая скорострельность орудия: не более двух выстрелов за один заход, Этот недостаток пробовали устранить на Р-2, установив на него спаренную 37-мм пушку ВК 3,7, изготовленную на базе зенитной пушки «флак 38». В задней части обтекателя установили пулемет MG81Z для нижнего стрелка, который должен был обслуживать и пушку. Для улучшения пробивного действия снарядов их сердечники изготовлялись из вольфрама. Кроме борьбы с танками, Р-2 использовали и для борьбы с плотными строями бомбардировщиков В-17 и В-24 в дневное время. Не входя в зону поражения, из бортового оружия Р-2 спокойно вел огонь на поражение. Правда, когда в воздухе не было истребителей противника.

Выпущенный в 1943 году Р-3 отличался усиленным бронированием, но широкого распространения не получил. Последним «летающим линкором» стал Р-4 с 50-мм пушкой ВК5. Эта машина вышла в 1944-м, но тоже широкого распространения не получила, так как могла действовать только под прикрытием истребителей.

Ju88 за девять лет своего производства был выпущен более чем в 45 (!) серийных модификациях и вдобавок еще 115 прототипов и экспериментальных машин. Он воевал от Арктики до Африки. Последние Ju88 летали в Румынии до 1949 года.

Пётр ЗАИКА
Крылья Родины №7"1994